Десять фильмов куросавы, которые нельзя не увидеть. Десять фильмов куросавы, которые нельзя не увидеть Фильм акиро куросавы 3 буквы

С раннего детства Куросава испытывал склонность к искусству. Поначалу это была живопись, в которой он добился определённого успеха, но, не сумев поступить в художественный колледж, переключил своё внимание на кинематограф. Тут ему повезло – он попал ассистентом к режиссеру Кадзиро Ямомото, который и обучил новичка всем азам кинорежиссуры.

В своём первом фильме "Легенда о дзюдо" , поставленном в 1943 году, он старательно уходил от современной проблематики, пытаясь сосредоточиться на вечных темах.

Всемирную славу и награды ему принёс "Расёмон" , но в родной Японии критики и зрители отнеслись к успеху режиссёра более чем прохладно, обвиняя его в том, что он слишком зависим от европейской культуры и отходит от японских традиций. Конечно, в этом была большая доля правды, ведь именно Куросава впервые в японском кинематографе осуществил синтез различных искусств: театра, литературы и живописи.

За почти 60 лет творческой деятельности Куросава снял более 30 картин. Благодаря ему западный мир открыл для себя и полюбил японское кино, а сам он стал одним из величайших режиссёров всех времен и народов.

Из-за бескомпромиссности в деталях режиссёр всегда выходил за рамки бюджета, за что его недолюбливали чиновники, однако именно идеально выстроенный видеоряд, приправленный восточной мудростью и глубиной смысла, принёс ему самые престижные кинонаграды.

В 1990 году Куросава получил третьего "Оскара" с формулировкой: "За достижения, вдохновившие, приведшие в восторг и обогатившие кинематографистов во всем мире".

В день памяти режиссёра "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку его самых значимых фильмов.

"Пьяный ангел" (1948)

Действие фильма разворачивается в послевоенной Японии. В превращённом в больничку унылом бараке, ведёт приём пациентов врач. Однажды к нему за помощью обращается молодой хулиган, раненный в драке с местными гангстерами. Врач обнаруживает у него туберкулез. Постепенно, доктор привязывается к молодому человеку и старается не только вылечить, но и спасти его от одиночества, отчаяния и пьянства.

Социально-философская драма считается поворотной в творчестве режиссёра. По его собственным словам, именно в этой картине он впервые полностью творчески самореализовался, не будучи скованным навязанными ему установками студии.

"Расёмон" (1950)

На суде по делу об убийстве самурая и изнасиловании его жены рассматриваются показания свидетелей и обвиняемых. Четыре рассказа содержат совершенно разные версии произошедшего.

Революционная лента о поиске истины была поставлена по произведениям Рюноскэ Акутагавы "Ворота Расёмон" и "В чаще". В 1950 году картина получила гран-при на фестивале в Венеции и "Оскар" за лучший иностранный фильм. Новаторский не только с точки зрения техники съмки, но и в плане сюжетного повествования, "Расёмон" открыл западному зрителю послевоенное японское кино.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


"Идиот" (1951)

Куросава перенёс действие романа Фёдора Михайловича Достоевского в послевоенную Японию, дал его героям японские фамилии и слегка изменил сюжет. Например, князь Мышкин – он же Киндзи Камэда – по ошибке был осуждён за военные преступления, а с Парфёном Рогожиным, которого в фильме зовут Дэнкити Акама, он знакомится не в поезде, а на пароходе. При этом основной сюжет романа в целом сохранился, практически все основные линии и персонажи нашли место в версии Куросавы.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


"Жить" (1952)

Картина, вдохновлённая повестью Льва Толстого "Смерть Ивана Ильича", до сих пор остаётся одним из лучших драматических фильмов в истории.

Начальник отдела городской управы Kандзи Ватанабэ узнаёт, что у него рак желудка и жить ему осталось недолго. Он пытается рассказать об этом своему сыну, но никак не может решиться. Постепенно он понимает, что очень одинок, жизнь его была пустой, скучной и бесполезной, впустую потраченной на дурацкой работе. Ватанабэ снимает со счёта накопленные за 30 лет деньги и уходит в Токийскую ночь...

В этой философской картине Куросава поставил серьёзные вопросы о смысле человеческого существования. Режиссёр словно спрашивает с экрана: "А что вы сделали в своей жизни такого, что осталось бы в сердцах людей?"

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


"Семь самураев" (1954)

Один из самых известных фильмов Куросавы, который мог и не выйти на экраны, поскольку владельцы киностудии считали, что успеха у подобного фильма быть не может. Считается, что именно в этой картине впервые был введён такой элемент приключенческой драмы, как подбор команды из людей, каждый из которых по-своему одарён. Приём, без которого сегодня обходится редкая героическая лента.

Первоначально Куросава намеревался сделать фильм-притчу об одном дне из жизни самурая, заканчивавшемся ритуальным самоубийством из-за небольшого промаха, но сценарий не складывался и режиссёр поручил своим помощникам найти исторический сюжет из эпохи древней Японии. Так появился сюжет о самурае, нанявшемся за пищу и жильё защищать крестьян от разбойников.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


"Трон в крови" (1957)

Куросава задумал фильм по мотивам Шекспировского "Макбета" ещё в конце 1940-х и планировал снимать его сразу после выхода "Расёмона", однако в 1948 году в прокат вышел "Макбет" Орсона Уэллса и режиссёр решил отложить постановку на несколько лет. В итоге у него получилась "самурайская" версия пьесы. Куросава не только уменьшил количество действующих лиц, но и значительно переработал текст, пытаясь совместить традиционные приёмы японского театра Но и западную кинематографическую стилистику.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


"Телохранитель" (1961)

Именно после знакомства с работами Куросавы в жанре дзидайгэки (фильмы о самураях и кодексе чести бусидо), новую жизнь обрёл и любимый на Западе вестерн. Причем не только в Америке, но и в Европе, а особенно в Италии, где появился родился "спагетти-вестерн". В рамках этого жанра свои ранние фильмы снимал легендарный Серджо Леоне. Картину "За пригоршню долларов" он сделал именно как римейк "Телохранителя".

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


"Дерсу Узала" (1975)

На "Мосфильме" Акира Куросава создал фильм по книге русского путешественника Владимира Арсеньева. Это поэма о вечной и прекрасной природе, о чистых и братских человеческих отношениях, о месте человека в окружающей его действительности. Совместно с советскими кинематографистами и актёрами Куросаве удалось создать сильное, монументальное произведение, принесшее ему очередного "Оскара".

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


"Ран" (1985)

Историческая драма, частично основанная на трагедии Уильяма Шекспира "Король Лир" и посвящённая истории падения видного аристократа Итимондзи Хидэторы, была удостоена премии BAFTA за лучший фильм на иностранном языке и ряда других наград.

Костюмы для фильма создавались вручную на протяжении двух лет, причём дизайн одежды воинов разрабатывал сам Куросава. В общей сложности в фильме было задействовано около 1400 статистов и 200 лошадей.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


"Сны" (1990)

Потрясающе красивый фильм, состоящий из восьми небольших новелл, затрагивающих темы взаимоотношения человека с окружающим миром, жизнью и смертью, задумывался Куросавой как последний (режиссёр снимал его в возрасте 80 лет), однако после него Куросава снял ещё две картины.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Прославились не только западные страны, но и, казалось бы, столь отвлеченная от этого Япония. Всем известно, что страна Восходящего Солнца - это оплот культуры, неповторимой архитектуры и древних традиций. Но мало кому известно: блестящий, профессиональный и обогащенный своей собственной историей кинематограф в этой стране занимает достойное место.

Настоящей легендой, признанной во всем мире, был и остается выдающийся гений японского синематографа Акира Куросава (яп. 黒澤 明). Японский кинорежиссер, сценарист и продюсер и сегодня считается одним из самых влиятельных персон в истории мирового кино. Большую часть жизни Акира Куросава посвятил кино: 57 лет он был верен своему призванию и сумел создать 30 великолепнейших фильмов. Он является классиком японского кино, хотя и не имел большой популярности на родине. Его фильмы и сегодня несут огромный заряд эмоций, глубокий смысл и философский подтекст. Мы предлагаем вам лучше познакомится с его гением и посмотреть 5 самых лучших фильмов Акиры Куросавы.

1. «Пьяный ангел» (яп. 醉いどれ天使 1948г.)

Философская драма с социальной проблематикой Акиры Куросавы «Пьяный ангел» считается одной из его первых самостоятельных работ, в которых ему удалось раскрыть полностью свои способности и реализоваться творчески. Сам режиссер признавался, что в этом фильме он впервые смог выразить самого себя.

Действие картины происходит в Японии после Второй мировой войны. Доктор Санада- один из тех врачей, которые не покинули родной район трущоб и продолжают помогать людям. Единственное, что помогает ему держаться подальше от бутылки и позволяет не спиться окончательно - желание лечить людей. Однажды к нему на прием приходит гангстер Мацунага, и доктору приходится лечить его.

В результате обследования Санада ставит бандиту диагноз «туберкулез» и настаивает на том, чтобы тот лечился у него. Доктор считает, что похож на преступника, поэтому и хочет помочь. Он запрещает ему пить, настаивает на лечении и более здоровом образе жизни. Мацунага готов следовать указаниям врача, но в город возвращается главарь его банды - Окада. Санаде угрожает опасность, так как он живет с бывшей супругой Окады. Пытаясь помочь доктору, Мацунага умирает. Заканчивается фильм словами доктора Санады о том, что он не может простить Мацунагу, ведь он не знает всей истории его гибели и о его благородных намерениях.

2. «Расёмон» (яп. 羅生門 1950г.)

Этот черно-белый фильм Акиры Куросавы считается первым фильмом, ознаменовавшим появление на мировой сцене японского кинематографа. Этот фильм был признан многими критиками и удостоен большим количеством наград, в том числе и премии «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Эта картина является экранизацией романов Рюноскэ Акутагавы «В чаще» и «Ворота Расемон» .

Сюжет повествует о Японии XI века. Сюжет поделен на четыре истории. Четыре версии убийства самурая Такэхиро Канадзава и посягательство на честь его жены Масако. Эти истории были рассказаны крестьянину дровосеком и странствующим монахом, обоим довелось давать показания по этому делу в суде. Все трое пытаются спрятаться от грозы в развалившихся воротах Расемон. Этот фильм Акиры Куросавы наполнен красками и умопомрачительными эмоциями, поэтому мы советуем обязательно посмотреть его.

3. «Жить» (яп. 生きる 1952г.)

Россия всегда завораживала режиссера. В его фильмографии можно встретить несколько картин, снятых по книгам наших классиков. Кинокартина «Жить» одна из них. Акира Куросава представил публике этот фильм, вдохновленный повестью Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича» . До сих пор критики сходятся во мнении, что этот фильм является одним из самых лучших драм-картин в истории.

Сюжет рассказывает об истории Кандзи Ватанабэ. Он - начальник городской управы, который узнал, что у него рак желудка и что ему осталось жить совсем недолго. К Кандзи приходит понимание того, что он попусту потратил свою жизнь на работе и даже с собственным сыном его разделяет огромная пропасть. Кандзи решает не приходить на работу и тратит свои сбережения на развлечения. Вернувшись домой, он получает выговор от ничего не понимающего сына. Позже он встречает жизнерадостную девушку, которая возвращает герою смысл жизни. Преодолевая все препятствия, унижения и даже угрозы жизни, Ватанабе старается сделать последнюю стоящую вещь перед собственной смертью- построить детскую площадку. Этот грустный и самобытный, не смотря на его основу, фильм Акиры Куросавы стоит увидеть каждому.

4. «Семь самураев» (яп. 七人の侍 1954г.)

Классическая драма с философской линией Акиры Куросавы «Семь самураев» является прекрасным воплощением гения этого режиссера. Акира Куросава хотел испытать себя в традиционном для его родины жанре - «дзидайкэки» - и снять исторический фильм о жизни самураев и их боевых буднях. У него это получилось как ни у кого другого. Картина сразу завоевала сердца не только земляков режиссера, но и западных любителей кино.

В фильме рассказывается история Японии эпохи Сэнгоку, вторая половина XVI века. Жители деревни узнают о надвигающейся на них опасности: свирепая банда, которая в прошлом уже отбирала у них урожай, снова покушается на их спокойствие. Единственное средство обороны крестьян - бамбуковые копья, которыми они не смогут одолеть хорошо обученного военному делу врага. Тогда крестьяне решают отправиться в город на поиски ронинов, бывших самураев, которые потеряли своих господинов. Только они смогут помочь им, хотя деревенские могут предложить воинам только еду. На помощь деревне приходят отважные войны, которые не сразу согласились на это. Самураи помогают крестьянам освоить военное дело, строят оборонительную систему и рисуют свой флаг. Вскоре после того, как урожай был собран, на деревню нападают те самые бандиты, деревенские дают им отпор, но несут огромный потери. Среди самураев в выживших остаются только трое. Фильм заканчивается кадрами, в которых показаны могилы падших самураев, на которых стоят мечи, а ветер гонит пыль.

5. «Дерсу́ Узала» (яп. デルス・ウザーラ 1975г.)

Одним из интереснейших фильмов Акиры Куросавы является «Дерсу Узала» . Это фильм, созданный в 1975 году совместными усилиями советской и японской съемочных команд, основой которого является работы В. Арсеньева «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». Фильм стал первым и единственным снятым Акирой Куросавой на отличном от японского языке.

Сюжет повествует о скитаниях знаменитого путешественника и исследователя Дальнего Востока -Владимира Арсеньева - по Уссурийскому краю. Здесь рассказывается о его походах, об истории дружбы с таежным охотником Дерсу Узала, но философская задумка выходит за границы сюжета. Время действия 1902-1907 годы. В фильме внесено много поправок, которые были вырезаны цензурой в оригинальном сюжете книг, а также изменена хронология событий с целью художественно разнообразить сюжет. Этот фильм был известен как в Советском Союзе, так и в других странах мира. Данная картина режиссера Акиры Куросавы обязательно должна заинтересовать вас и ваших близких.

Фильмы Акиры Куросавы, снятые довольно давно и имеющие разительные отличия от традиционного для всего мира синематографа, и сегодня будоражат воображение своей замысловатостью и, в тоже время, злободневностью. Философские мотивы Куросавы заставляют задуматься о жизни, о культуре и истории страны Восходящего Солнца. Всем, кто интересуется Японией, мировым кинематографом и просто любителям посмотреть необычные, имеющие смысл фильмы, обязательно рекомендуем посмотреть работы Акиры Куросавы.

Смотрели ли вы фильмы Акиры Куросавы? Какие? Поделитесь в комментариях, пожалуйста.

А если вы хотите смотреть без перевода, записывайтесь на курс « » и начинайте наслаждаться любимыми фильмами в оригинале!

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения японского режиссера, сценариста и продюсера Акиры Куросавы. Куросава семь лет (с 1936 года) проработал ассистентом у режиссера Кадзиро Ямамото, прежде чем снять свой первый фильм «Гений дзюдо» (Sugata Sanshiro) в 1943 году. За «Гением дзюдо» последовали еще десятки фильмов, практически каждый из которых становился событием для мирового кинематографа.

«Жить» / Ikiru (1952)

В 1952 году Куросава выпускает на экраны философскую драму «Жить». Фильм «Жить» был удостоен специального приза на Берлинском кинофестивале в 1954 году .

«Жить» - это история «простого токийского бюрократа» Кандзи Ватанабэ, внезапно узнавшего, что он неизлечимо болен. Ватанабэ всю жизнь проработал на нелюбимой скучной работе, не взяв ни одного отгула, не помог ни одному человеку, не потратил деньги, которые зарабатывал и копил, он даже не покупал саке, в общем-то и не жил. Узнав, что ему осталось всего несколько месяцев, он решает изменить свою жизнь, успеть за оставшееся время то, что не успел за многие годы. «Подумать только, целых 30 лет я не замечал закат, а теперь у меня нет на это времени» - говорит в конце фильма главный герой.

«Семь самураев» / Shichinin no samurai (1954)

Следующий международный хит Куросавы, и, пожалуй, самый известный его фильм - «Семь самураев» . Изначально фильм был задуман как один день из жизни самурая, фильм должен был стать хроникой поступков героя в течение дня, в конце главный герой должен был умереть, совершив харакири. Но, работая над этим сценарием, Куросава постепенно переключился на историю о семи ронинах (самураях без господина), защищающих небольшую деревеньку от нападения бандитов, по сути, таких же ронинов.

Действие фильма происходит в XVI веке, в Японии идет гражданская война, узнав о том, что бандиты готовят нападение на их деревню, жители нанимают для защиты семь странствующих самураев. Расплатиться жители деревни могут лишь едой, но самураи соглашаются и на это.

Фильм удивительно реалистичен и поэтичен одновременно, он стал одним из ярких символов неповторимого стиля Куросавы. «Семь самураев» были в числе номинантов «Оскара» и премии Британской киноакадемии, а в 1954 году фильм получил «Серебряного льва» на фестивале в Венеции. В 1960 был снят не менее успешный голливудский ремейк «самураев», один из самых известных вестернов - «Великолепная семерка».

«Телохранитель» / Yojimbo (1961)

Еще один фильм Куросавы, ставший источником вдохновения для многих других картин, - «Телохранитель». Действие фильма происходит в Японии в середине XIX века. В маленький городок, где орудуют два бандитских клана, приходит бродяга-самурай, он сталкивает обе банды между собой и заставляет их уничтожить друг друга. Фильм «Телохранитель» получил «Золотого льва» на фестивале в Венеции в 1961году.

Спустя несколько лет сюжет фильма повторил итальянский режиссер Серджио Леоне в спагетти-вестерне «За пригоршню долларов» (1964). Причем в этом фильме Леоне позаимствовал у Куросавы не только идею, но и многие приёмы съёмки. Это стоило итальянцу судебного иска, который выиграл Куросава. Куросаве также достались 15% от мирового проката фильма Леоне и эксклюзивные права на прокат в Японии, Южной Корее и на Тайване. По словам Куросавы, картина «За пригоршню долларов» принесла ему больше денег, чем его же «Телохранитель» (1961).

В 1996 году вышла лента «Герой-одиночка» с Брюсом Уиллисом в главной роли, которая также отчасти повторяет сюжет «Телохранителя». А в одном из последних фильмов Никиты Михалкова - «12» - из «Телохранителя» заимствован эпизод с собакой, несущей оторванную человеческую кисть.

«Дерсу Узала» (1975)

В 1974 году Акира Куросава приезжает в СССР, и на студии «Мосфильм» снимает фильм «Дерсу Узала». В основу фильма положены произведения русского ученого и писателя Владимира Арсеньева. По его собственным словам, Куросава давно мечтал сделать экранизацию романа Владимира Арсеньева «Дерсу Узала».

На роль Арсеньева Куросава без колебаний выбрал Юрия Соломина , а вот найти подходящего артиста на роль Дерсу оказалось сложно. После долгого кастинга Куросава остановился на Максиме Мунзуке, актере тувинского музыкально театра, которого он увидел в эпизоде одного малоизвестного фильма. Как рассказывал оператор Федор Добронравов , работавший над фильмом «Дерсу Узала», Куросава был покорен исполнителем роли Дерсу и даже называл Мунзука «своим самым любимым актером в жизни». Куросаве удалось практически невозможное: снять русский фильм о России, сохранив при этом свой собственный стиль.

Фильм вошел в историю кинематографа, хотя и не имел кассового успеха. В 1974 году «Дерсу Узала» получил "Оскара", а в 1975 - золотой приз Московского международного кинофестиваля.

«Кагемуся: Тень воина» / Kagemusha (1980)

Куросава снял «Тень воина» в 1980 году, в нем он вновь обращается к одному из своих любимых жанров - историческому кино. Когда работа над сценарием фильма была завершена Куросава начал переговоры с кинокомпанией, но в вопросе финансов режиссер и компания сойтись не смогли и средства для съемок фильма ему помогли достать Френсис Форд Коппола и Джордж Лукас.

Действие фильма происходит во второй половине XVI века, Япония охвачена междоусобными войнами, соперничающие феодалы сражаются за власть над столицей - Киото, ибо власть над Киото означает власть над всей Японией. В этот круговорот случайно попадает мелкий воришка, вынужденный стать двойником известного феодала. Причина тому - его удивительное внешнее сходство с правителем, который и спасает вора от неминуемой казни.

В 1981 году фильм «Тень воина» был удостоен «Оскара» как Лучший фильм на иностранном языке. В этом же году Акира Куросава за этот фильм получил от Британской киноакадемии титул лучшего режиссера. «Тень воина» также стал лауреатом премии «Сезар» - лучший фильм на иностранном языке «Сезар», и получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах в 1980 году.

«Ран» («Смута»)/ Ran (1985)

В 1985 году Куросава снимает фильм «Ран» («Смута»). Япония, XVI век. Стареющий правитель решает разделить свои владения между тремя сыновьями. Обманутый старшими, он прогоняет младшего, осмелившегося критиковать решение отца. Но вскоре, всеми покинутый, лишившийся власти и рассудка, он остается один и лишь младший сын становится его опорой. Взяв за основу «Короля Лира» Куросава сделал масштабный эпос, с красивой японской природой, замками и батальными сценами.

В 1987 году «Смута» принесла своему создателю премию BAFTA (британский «Оскар») как лучший фильм на иностранном языке. А также номинации на «Оскар» и премию «Сезар».

Куросава не в первый раз обращается к мировой классике, и к Шекспиру в частности, в 1957 году он уже снял драму «Трон в крови», в основу которой был положен «Макбет». За «Трон в крови» Куросава получил очередного «Золотого льва» в Венеции.

«Сны Акиры Куросавы» / Akira Kurosawa’s Dreams (1990)

Фильм «Сны» состоит из семи новелл, которые объединены лишь тем, что являются снами режиссера. В этой ленте Куросава размышляет на все те же вечные темы: жизни и смерти, творчества, человеческой природы. Очень красивая, местами сюрреалистичная фантазия действительно похожа на сон.

Интересным фактом фильма стало то, что одну из ролей в нем исполнил другой известный режиссер - Мартин Скорсезе, он сыграл Винсента Ван Гога в одной из новелл. Фильм был удостоен приза Японской киноакадемии, а так же номинировался на премию «Золотой глобус».

«Августовская рапсодия» / Hachi-gatsu no kyôshikyoku (1991)

«Августовская рапсодия» одна из последних работ Куросавы. Главная героиня фильма - Канэ - пережила взрыв «Толстяка» над Нагасаки, потеряла в этой трагедии мужа и осталась одна с двумя маленькими детьми. Теперь Канэ уже бабушка, у нее гостят четверо внуков, пока их родители навещают родственников в Америке. Старший брат Канэ, имени которого она даже не помнит, теперь гражданин той самой страны, которая скинула бомбу на Японию, а его дети и внуки - типичные американцы. Один из них (его играет Ричард Гир) приезжает в Японию, чтобы познакомиться с родственниками.

Фильм посвящен памяти атомной бомбардировки Нагасаки, рассказанной своим внукам бабушкой Канэ. Самым трогательным эпизодом фильма стал разговор бабушки Канэ и ее американского родственника о событиях 1945 года, когда герой Гира произносит простую фразу «Мне очень жаль».

Материал подготовлен на основе информации открытых источников




Top