Детская литература эпохи 1920 1930 х годов. Развитие литературы в послевоенные годы

Литературный процесс 1920-1950-х годов был искажен активной
регламентирующей политикой идеологизированного государства,
пытавшего управлять литературой. Декретом о печати 9 ноября
1917 года была отменена свобода слова, Резолюцией ЦК РКП(б)
«О пролеткультах» от 1 декабря 1920 года отрицалась возможность
независимости творческой организации от государства, в
Постановлении ЦК ВКП(б) «О политике партии в области
художественной литературы» 1925 года литература рассматривалась как участок партийной работы и должна была
отражать идеологию компартии. Унификация литературного процесса к
середине 1930 годов была закреплена проведением Первого съезда
советских писателей и декларацией метода социалистического
реализма как единственного творческого метода. Государственная
диктаторская политика проявила себя в репрессиях 1920-1940 годов
и трагических личных судьбах многих писателей. В середине 1950
годов Второй съезд Союза советских писателей пришел к отказу от
единого канона нормативной эстетики соцреализма. С конца 1950-
годов начался процесс возникновения различных литературных
течений.

Философские и социологические теории, повлиявшие на
литературный процесс, отличаются полярной направленностью.
Марксистско-ленинская философия была положена в основу
государственной идеологии советского человека. Она базировалась
на материализме, духовном нигилизме, классовой борьбе,
служении революционному долгу. Главной целью ее была
социальная переделка жизни. Путь построения новой, духовно
обновленной России предлагали философы, вынужденно
оказавшиеся в эмиграции, И. А. Ильин, С. Н. Булгаков. Вслед за В.
В. Розановым, П. А. Флоренским, они развивали идеи православия,
русской религиозной мысли, славянофильские традиции и путь
России связывали с развитием духовно-
нравственных основ жизни.

Главной темой литературы 1920-1950-х годов, прежде всего в крупных эпических формах романа и поэмы, стало осмысление последствий грандиозной переделки мира и человека. В эпоху литературного нигилизма и антитрадиционализма классики ХХ века в прозе, поэзии, драматургии плодотворно развивали традиции А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. Поединок литературы и классовой диктатуры завершился победой литературы, создавшей в тоталитарный период эпохальные, итоговые произведения ХХ века.

Поэзия С. А. Есенина (1895-1925)

Лирика . Периодизация, поэтические сборники, основные мотивы,
жанровый состав. Эстетизация крестьянской культуры деревенской
Руси, воспроизведение глубинных архетипов русской души в
философско-эстетическом трактате «Ключи Марии» и лирике 1910
годов («Я пастух, мои палаты...», «О красном вечере задумалась
дорога...», «Душа грустит о небесах...» и др.). Фольклорно-
мифологические и религиозно-философские основы творчества
Есенина. Концепция поэтического образа в статьях С. Есенина «Ключи
Марии», «Быт и искусство». Есенин и имажинизм. Декларация
имажинистов. Общее и различное в эстетике С. Есенина и
теоретиков имажинизма.

Трагедия разрушения «избяного космоса»: разлад человека и
природы, осознание гибели деревни и собственной гибели,
осуждение социального насилия в лирике конца 1910 - начала 1920
годов («Кобыльи корабли», «Сорокоуст», «Я последний поэт
деревни...», «Мир таинственный, мир мой древний...», «Песнь о
хлебе» и др.). Философские мотивы в лирике Есенина 1920-х годов: поиски гармонии с миром, размышления о жизни и смерти, о смысле человеческого бытия и его вечных ценностях («Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...»; «Цветы мне говорят - прощай...», «Несказанное, синее, нежное...» и др.). Патриотическая лирика: «Гой ты Русь, моя родная...», «Русь», «Запели тесаные дроги...»,«Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...». Любовная лирика: «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Заметался пожар голубой...», «Персидские мотивы».

Поэмы . Концепция национального характера, осмысление исторической судьбы России в поэмах «Пугачев», «Страна негодяев», «Анна Снегина». Пушкинские традиции в поэмах «Анна Снегина», «Черный человек». Мотивы покаяния, жажда духовного очищения, преодоления двойничества.

Научная и учебная литература:

  1. Русская литература ХХ века: 1917-1920-е годы: в 2 кн. Кн. 1. Гл. 7. Сергей Есенин: метаморфозы художественного сознания / под ред. Н. Л. Лейдермана. – М.: «Академия», 2012. – С. 242-294.
  2. Куняев, С. Ю., Куняев, С. С. Сергей Есенин. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 595 с.
  3. Шубникова-Гусева, Н. И. Сергей Есенин и Галина Бениславская / Н. И. Шубникова-Гусева. – СПб.: Росток, 2008. – 479 с.
  4. Шубникова-Гусева Н. И. Поэмы Есенина. От «Пророка» до «Чёрного человека». Творческая история, судьба, контекст и интерпретация. – М.: Наследие, 2001. – 687 с.
  5. Занковская, Л. В. «Большое видится на расстояньи…» С. Есенин, В. Маяковский и Б. Пастернак / Л. В. Занковская. – М., 2005. – 292 с.
  6. Пяткин, С. Н. Пушкинская традиция в поэме С. А. Есенина «Анна Снегина» // Русская литература. – 2007. - № 2. – С. 157-173.
  7. Коптев, Л. Н. «Ангелическое» и «демоническое» в поэзии С. Есенина // Русская речь. – 2012. - № 4. – С. 32-36.

В западном мире 1920-1930-х годов на литературном поприще забли-стали новые имена — американца Уильяма Фолкне-ра , англичанина Сомерсета Моэма , французов Франсуа Мориака , Андре Жида и многих других.

«Потерянное поколение»

Через несколько лет после окончания Первой ми-ровой войны в литературу вошла целая плеяда моло-дых представителей «потерянного поколения » — Эр-нест Хемингуэй , Эрих Мария Ремарк , Анри Барбюс , Джон Дос Пассос , Эзра Паунд , Фрэнсис Скотт Фицджеральд и другие). Общим для творчества этих писателей, многие из которых побывали на фронте, стало разочарование в традиционном западном образе жизни и демонст-рация «обыденного» ужаса войны. В 1920-е гг. из под пера Хемингу-эя вышли романы «Фиеста» и «Прощай, оружие!». Э. М. Ремарк опуб-ликовал «На западном фронте без перемен» и «Три товарища», а Р. Олдингтон — «Смерть героя». Героями этих произведений стали молодые люди, вчерашние школьники, многие из которых научи-лись убивать раньше, чем получили аттестат зрелости, а вернувшись домой из армии, так и не нашли своего места в жизни.

Э. Хэмингуэй
Э. М. Ремарк

Модернизм

Исторический роман

Новый тип интеллектуального исторического романа создал не-мецкий писатель Лион Фейхтвангер. За описаниями отдалённой эпохи на страницах его произведений явно проступали параллели с современностью. Занявший антивоенную позицию Фейхтвангер осуждал Первую мировую войну (пьеса «Военнопленные», роман «Тысяча девятьсот восемнадцатый год»), а затем стал решительным противником нацизма. В его романе «Лже-Нерон» под маской кро-вавого и лицемерного римского императора многие читатели узна-ли руководителя фашистской Германии. Противоречивую реакцию вызвала книга Фейхтвангера «Москва, 1937-й», в которой он в вос-торженных словах рассказывал о советском вожде И. В. Сталине и оправдывал репрессии против его противников.

Восточная поэзия

Межвоенное время подарило миру выдающегося индийского по-эта Мухаммада Икбала («Персидские псалмы», «Послание Восто-ка» и др.), соединившего европейскую и восточную традиции худо-жественного слова. В своём последнем прижизненном сборнике «Удар посоха Калима» (1936 г.) поэт объявляет войну современной ему эпохе, утверждая, что для пробуждения народов Индии требу-ется удар священного посоха — чудо.

На этой странице материал по темам:

  • Литература 1920-1930-х годов конспект

  • Доклад литература 1930 год

  • Сообщение литература 1920 годов

  • Наука и культура в 1920-1930

  • Литература 20 века 1920-1930 годов

Вопросы по этому материалу:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Армавирский индустриально-строительный техникум»

Методическая разработка урока литературы

для дистанционного обучения

по теме

«Особенности литературного процесса 1920 годов».



Подготовила:

преподаватель русского языка и литературы

Мартынова Ирина Николаевна

Армавир, 2018

«Особенности литературного процесса 1920 годов».

Задачи:

Составить общую характеристику литературного процесса в России 20-хгодов;

Отметить разнообразие литературных группировок как показатель поисков

поэтического языка новой эпохи;

Развивать навыки конспектирования;

Развивать мыслительно-речевую деятельность, умения анализировать, сравнивать,

логически верно излагать мысли.

Тип урока: урок совершенствование знаний, умений и навыков.

Вид урока : лекция.

Методические приёмы: составление конспекта лекции, беседа по вопросам.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

2.Проверка домашнего задания.

«Жизнь и творческий путь М.Горького. Проблематика ранних рассказов М.Горького».

Работа в группах.

1.Расскажите о детских и юношеских годах Алексея Максимовича Горького.

(Родился 16 марта 1868 г. В Нижнем Новгороде в семье столяра. Отец умер рано, мать вынуждена было вернуться в дом своего отца. Детство прошло в доме деда Каширина Василия Васильевича, который его начал обучать церковной грамоте. Будущий писатель рос в атмосфере взаимной вражды всех со всеми. Большое влияние на формирование личности Горького оказала его бабушка, позже повар парохода, на котором работал юнгой Горький. Именно он привил интерес к книгам. В11 лет дед отдал Алексея в «люди». Скитаясь по стране Горький жил среди босяков в ночлежке, работал разнорабочим. С 1889 по октябрь 1892 гг. Горький пешком прошел от Астрахани до Бессарабии (Молдавия), от Крыма до Кавказа. Впечатления нашли свое отражение в ранних рассказах «Макар Чудра».В цикле рассказов « по Руси» Горький выразил свое отношение к миру).

1. В чем заключается новаторство ранних произведений Горького?

(М.Горький одним из первых соединил в ранних рассказах черты романтизма и реализма. Это явилось новым шагом в развитии русской литературы)

2.В каком году увидело свет первое романическое произведение Горького? Назовите основную идею этого произведения.

1.Какой из ранних романтических рассказов М. Горького поражает богатством и глубиной заключенных в нем мыслей?

(Рассказ «Старуха Изергиль», опубликованный в 1895 г).

2. Какие важнейшие вопросы затронуты автором произведения в рассказе?

(Легенды о Ларре и Данко раскрывают смысл человеческой жизни. Данко олицетворяет добро, Ларра – зло. В образе Данко М. Горький выразил свою мечту о человеке, который тесно связан с народом и способен возглавить его на борьбу за свободу и счастье).

3.Что является главным в характере человека, за что его можно уважать?

(Главное значение имеет отношение человека к людям).

1. Почему тема «босяков» заняла особое место в творчестве писателя?

(Образы «босяков» в произведениях «Дед Архип и Ленька», «Бывшие люди», «Челкаш» «Коновалов» вызвали полемику в обществе.

Во время голода 1891 – 1892 крестьяне покидали деревни и отправлялись на заработки. В силу определенных обстоятельств они становились жертвами социальной несправедливости. Для писателя эти герои были носителями протеста против буржуазного строя, против унижения, лжи и несправедливости. Тема «босяков» была продолжена в пьесе «На дне».).

1.Как судьба Горького связана со статьей «Несвоевременные мысли»?

(Ленин наложил на неё арест и долгие годы она не была известна читателям. В статье отражены моменты обострения противоречий во взглядах писателя: о смысле русской революции, о роли интеллигенции в ней. Подмена и вытеснение культуры политикой стала трагедией для писателя).

1. В каком году вернулся Горький в СССР? Как прошли его последние годы жизни.

(Вернулся в СССР в 1931 году. Последние годы прошли под контролем государственных органов, поэтому о них известно мало).

2.2. Выставление оценок за домашнее задание. Подведение итога беседы с учащимися по творчеству писателя.

Слово преподавателя .

Алексей Максимович Горький внес огромный клад в развитие русской культуры. Многие писатели 20 века считали его своим учителем и наставником. Он прошел трудный жизненный путь, в жизни видел много горя, но сумел сохранить в себе высокие нравственные качества, сумел остаться человеком с большой буквы, стать замечательным писателем.

4.Погружение в тему урока.

Слово преподавателя.

Русская литература 20-х годов по горячим следам событий, запечатлела сложный, крайне противоречивый образ времени. Долгое время читатели не представляли всей полноты картины того времени, так как целый ряд художественных произведений, не отвечавших официальным требованиям о том, как «надо» изображать революцию и гражданскую войну, был изъято из литературного процесса.

4.1. Совершенствование знаний, умений и навыков обучающихся в процессе обучения. Лекция «Особенности литературного процесса 1920 годов».

Слово преподавателя . В ходе лекции вам необходимо составить план –конспект.

План лекции

1. Общая характеристика литературного процесса.

2. Литературные группировки. «ЛЕФ, «Перевал», «Конструктивисты», «ОБЭРИУ», «РАПП», «Серапионовы братья» и др.

3. Тема революции в творчестве поэтов 20-х годов. Эксперименты со словом.

4. Расцвет русской драматургии.

5. Время поиска и эксперимента в литературе.

5. Русская эмигрантская сатира, ее направленность

6. Развитие жанра русской сатиры в 20-е годы как свидетельство нарастающей тревоги за будущее.

4.1.1.Особенности литературного процесса 1920 годов.

Долгие годы образ Октября 1917 года, который определял характер освещения литературного процесса в 1920-е годы, был весьма одноплановым, упрощенным. Образы, создаваемые поэтами и писателями, были героическими, односторонне политизированными в честь павших за революцию и Гражданскую войну: рассказы о Ленине, о штурме Зимнего дворца, о героях Гражданской войны («Чапаев» Д. Фурманова, «Железный поток» А. Серафимовича, «Разгром» А.Фадеева и др. Забыть эти события было невозможно.

Сейчас читатель знает, что помимо революции –«праздника трудящихся» существовал и иной образ: «окаянные дни», «глухие годы», «роковое бремя» и страшные поэтические видения кровожадной Смуты.

Н.Клюев так охарактеризовал это трудное время в стихотворении «Пулемет»

Пулемет… окончание – мед…

Видно, сладостен он для охочих

Пробуравить свинцом народ-

Непомерные, звездные очи…

Начинается новый подход к трагической эпохе революции, Гражданской войны, 1920-м годам и литературному процессу этого периода. Это весьма противоречивый процесс взаимоотталкивания и притягивания людей, сотворения ими Родины.

После революции 1917 года в литературе вызревали качественно новые признаки, произошел её раскол на три ветви: советскую литературу, «задержанную» и «эмигрантскую литературу (литературу русского зарубежья).

С самого начала 20-х годов начинается время развала и культурного самообеднения России.

В 1921 г. умер от «отсутствия воздуха» сорокалетний А. Блок и был расстрелян тридцатипятилетний Н. Гумилев, вернувшийся на родину из-за границы в 1918-м.

В год образования СССР (1922) выходит пятая и последняя поэтическая книга А. Ахматовой. Спустя десятилетия ее шестая и седьмая книги выйдут не в полном составе и не отдельными изданиями.

Высылается из страны цвет ее интеллигенции, добровольно покидают Россию будущие лучшие поэты русского зарубежья М. Цветаева, Владислав Ходасевич и сразу затем Георгий Иванов. К уже эмигрировавшим выдающимся прозаикам добавляются Иван Шмелев, Борис Зайцев, Михаил Осорг и н, а также - на время - сам М. Горький.

Если в 1921 г. открылись первые «толстые» советские журналы, но в 1922 «августовский культурный погром «стал сигналом начала массового гонения на свободную литературу, свободную мысль.

Один за другим стали закрываться журналы, в том числе «Дом искусств», «Записки мечтателей», «Культура и жизнь», «Летопись Дома литераторов», «Литературные записки», «Начала», «Перевал», «Утренники», «Анналы», альманах «Шиповник». Закрыт был и сборник «Литературная мысль».

В 1924 году прекратилось издание журнала «Русский современник» и т.п. и т.д.»

В области стихосложения, «серебряный век» «жил» до середины 20-х годов. Крупнейшие поэты «серебряного века» и в советское время, при всей их эволюции и вынужденном долгом молчании, в главном сохраняли верность себе до конца: Максимилиан Волошин до 1932 г., Михаил Кузмин до 1936, Осип Мандельштам до 1938, Борис Пастернак до 1960, Анна Ахматова до 1966. Даже расстрелянный Гумилев «тайно» жил в поэтике своих последователей.

Среди прозаиков и поэтов, пришедших в литературу после революции, были М. Булгаков, Юрий Тын я нов, Константин В а гинов, и др .

Мучительный вопрос: «Принимать или не принимать революцию?» – стоял для многих людей того времени. Каждый отвечал на него по-своему. Но боль за судьбу России слышалась в произведениях многих авторов.

Рыдай, огневая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия –
Безумствуй, сжигая меня!

В твои роковые разлуки,
В глухие твои глубины, –
Струят крылорукие духи
Свои светозарные сны.

Не плачьте: склоните колени
Туда, в ураганы огней,
В грома серафических пений,
В потоки космических дней!

Сухие пустыни позора,
Моря неизливные слез –
Лучом безглагольного взора
Согреет сошедший Христос.

Пусть в небе – и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро, –
Кипи фосфорически бурно,
Земли огневое ядро!

И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия –
Мессия грядущего дня.

Это стихотворение Андрея Белого было написано в 1917 году. Оно как нельзя лучше характеризует ту обстановку, которая царила в стране и в творчестве.

4.1.1. Закрепление первого блока темы в форме обобщения.

Какими событиями общественной и культурной жизни обусловлены процессы, происходившие в литературе 1920-х годов?

-

4.1.2. Литературные группировки. ЛЕФ, «Перевал», «Конструктивисты», «ОБЭРИУ», РАПП, «Серапионовы братья» и др.

В это сложное время по всей стране создавались различные литературные группы. Многие из них возникали и исчезали, даже не успевая оставить после себя какой-либо заметный след. Только в одной Москве в 1920 г. существовало более 30 литературных групп и объединений.

Каковы причины возникновения столь многочисленных и разнохарактерных литературных групп?

Руководство правящей партии пыталось подчинить себе всю идеологическую жизнь страны, но в 20-е годы еще не была выработана и отработана "методика" такого подчинения. Вместо ожидаемого мощного потока писателей-коммунистов или рабочих-писателей появился ряд отдельных литературных кружков. Наиболее заметные литературные группировки того времени: «ЛЕФ» (Левый фронт искусства), «Перевал», «Конструктивизм или ЛЦК», «ОБЭРИУ» (Объединение реального искусства), РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), «Серапионовы братья).

Постоянная литературная борьба за отстаивание своих узкогрупповых интересов вносила в литературную атмосферу нервозность, нетерпимость, кастовость.

Литературная группа «ЛЕФ» (Левый фронт искусства):

Возникла в 1922 г.;

Просуществовала в спорах и борьбе с пролетарскими, крестьянскими писателями до 1928 г.;

Состояла в основном из поэтов и теоретиков предреволюционного литературного направления футуризма во главе с В. Маяковским, О. Бриком, В. Арбатовым, Н. Чужаком, В. Каменским, А. Крученых и др.; недолгое время в эту группу входил Б.Л. Пастернак;

- выдвигала следующие теоретические положения литературы и искусства:

- (пропаганда отмены вымысла в пользу документальности), производственное искусство, .

Литературная группа «Перевал»:

Являлась марксистской литературной группой;

Возникла в Москве в 1923-1924 гг.;

Активно развивалась в 1926-1927 гг.;

Имела издательскую базу в виде журнала «Красная новь» и сборников «Перевал», которые выходили до 1929 г.;

В качестве неформального лидера выступал критик А.К. Воронский (1884-1943);

В гр. входили М. Светлов, Э. Багрицкий, А. Платонов, Иван Катаев, А. Малышкин, М. Пришвин и др.;

Группа имела следующую литературную платформу:

Отстаивание свободы писателей от навязываемого им «социального заказа»;

Литературная группа «ЛЦК» или литературный центр конструктивистов»:

Возникла в 1924 г. на почве литературного направления -конструктивизма, распалась весной 1930 г.;

В группу входили И. Сельвинский, В. Луговской, В. Инбер, Б. Агапов, Э. Багрицкий, Е. Габрилович;

имела следующую литературную позицию:
- целесообразность, рациональность, экономичность творчества;

Лозунг: «Коротко, сжато, в малом – многое, в точке – все!», стремление сблизить творчество с производством (конструктивизм тесно связан с ростом индустриализации), отвергали немотивированную декоративность, язык искусства доводили до схематизма.

Литературная группа «ОБЭРИУ» или Объединение реального искусства:

Являлась небольшой по численности камерно-салонной группой поэтов, многие из которых почти не публиковались;

- была основана в 1926 г. Даниилом Хармсом, Александром, Введенским и Николаем Заболоцким;

Преследовала целью пародийно-абсурдное изображение действительности;

- в основе творчества – «метод конкретного материалистического ощущения вещи и явления», развивали отдельные стороны футуризма, обращались к традициям русских сатириков кон.19-нач. 20 в.

«Российская ассоциация пролетарских писателей» (РАПП) - самая мощная литературная организация:

Официально оформилась в январе 1925 года;

Входили крупные писатели: А.Фадеев, А.Серафимович, Ю.Либединский и др.;

Печатным органом стал новый (с апреля 1926 г.) журнал «На литературном посту», который сменил осужденный журнал «На посту»;

- ассоциация выдвинула новую, как казалось тогда, идейную и творческую платформу пролетарского литературного движения : объединить все творческие силы рабочего класса и повести за собою всю литературу, воспитывая также писателей из интеллигенции и крестьян в духе коммунистического мировоззрения и мироощущения;

Ассоциация призывала к учебе у классиков, особенно у Л. Толстого, в этом проявилась ориентация группы именно на реалистическую традицию;

- «РАПП» эти надежды не оправдала и задачи не выполнила, действовала в разрез обозначенным задачам, насаждая дух групповщины.

«Серапионовы братья»

Об ъединение молодых писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в 1 февраля 1921 года. Название заимствовано из немецкого романтика « . Представители – К. Федин, В. Каверин, М. Слонимский.

Теоретическая платформа: объединение в противовес принципам пролетарской литературы подчёркивало своё безразличие к политичности автора, главное для них было качество произведения («И нам всё равно, с кем был Блок-поэт, автор „Двенадцати“, Бунин-писатель, автор „Господина из Сан-Франциско».

Отдельно от большинства существующих литературных группировок стояли О.Э. Мандельштам, А. Ахматова, А. Грин, М. Цветаева и др.

4.1.2. Подведение итогов второго блока темы. Обобщение.

По какой причине произошло размежевание в литературной среде? Что стало результатом этого деления?

4.1.3. Тема революции в творчестве поэтов 20-х годов. Эксперименты со словом.

Современный взгляд на поэзию 20-х годов об Октябре, на фигуры поэтов этого периода создал новый подход к осмыслению многих произведений. Новая проблематика заставляла обновлять и поэтику.

Ведущей темой поэзии 20-х годов была тема России и революции . Она прозвучала в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).

Новокрестьянская поэзия.

Ярким явлением в литературе 20-х годов стала новокрестьянская поэзия (Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, П. Орешин). Новые крестьянские поэты внесли в поэзию ХХ века совершенно отличные от предшественников темы: идеи христианской жертвенности, символы древнерусской книжности и иконописи, использование славянской мифологии, обрядовой традиции.

В новокрестьянской поэзии исчезают стоны и жалобы на крестьянскую жизнь, а на смену им приходит гордое воспевание национальной культуры . Ключевым образом становится дом, изба, которая является для человека, по мнению новокрестьянских поэтом, моделью всего мироздания.

Новокрестьянские поэты с энтузиазмом восприняли революцию, посвятив ей своё творчество . Но в послереволюционное время их поэзия была отодвинута на второстепенные позиции пролетарской поэзией, которая была объявлена партией самой передовой и революционной. Самый яркий и талантливый представитель новокрестьянской поэзии – Сергей Есенин.

Пролетарская поэзия.

Пролетарская поэзия (В. Князев, И. Садофьев , В. Гастев, А. Маширов, Ф. Шкулёв, В. Кириллов) представила массового героя – героя «мы».

Главные идеи пролетарской поэзии – защита революции и построение нового мира . Культурное наследие прошлого решительно отбрасывалось, буржуазное «я» заменялось пролетарским «мы» . Автор искренне пытался опоэтизировать политическую речь – язык газет и плакатов. В поэзии прокультовские настроения выражала группа «Кузница», созданная в 1920 г.

Основные жанры – гимн, марш.

В.Кириллов «Мы».

Мы, несметные. Грозные Легионы
Труда
Мы победили пространства морей,
океанов и суши,
Светом искусственных солнц мы
зажгли города,
Пожаром восстаний горят наши
гордые души.
Мы во власти мятежного, страстного
хмеля,
Пусть кричат нам: «Вы палачи
красоты..»
Во имя нашего Завтра – сожжем
Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства
цветы.

Романтическая поэзия .

Романтическая поэзия (Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов).

Н. Тихонов (1896-1979) возродил жанр баллады. Восемнадцатилетним он оказался в окопах Первой мировой войны. Демобилизовавшись, отправился на фронт вновь – уже в рядах Красной армии. Тихонову принесли известность стихи, составившие две его первые книги – «Орда»(1921) и «Брага» (1922). Именно в этих ранних стихотворениях слышались отголоски библейских легенд, книжных образов и народных песен; но главным был опыт человека, молодость которого прошла «На дорогах под звездами»

Жизнь учила веслом и винтовкой,
Крепким ветром. По плечам моим
Узловатой хлестала веревкой,
Чтобы стал я спокойным и ловким.
Как железные гвозди, простым.
«Посмотри на ненужные доски…» 1917-1920

Культурологическая поэзия .

Культурологическая поэзия (А. Ахматова, Н. Гумилёв, В. Ходасевич, И. Северянин, М. Волошин) сформировалась еще до 1917 года.

Поэзия с философской ориентацией.

Поэзия с философской ориентацией (Заболоцкий, Хлебников) провозгласили себя не только творцами нового поэтического языка, но и создателями нового ощущения жизни и её предметов. Они занимались словотворчеством, придумывали неологизмы, намеренно нарушали синтаксические нормы.

Их творчеству свойственны гротеск, абсурд:

А бедный конь руками машет,

То вытягивается, как налим,

То снова восемь ног сверкают

В его блестящем животе

(Н. Заболоцкий, «Движение»).

Имажинизм.

Имажинизм (1918-1927) - в русской , представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании . Основное выразительное средство имажинистов - , часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен , мотивы.

Печатный орган – «Советская страна».

Представители – С. Есенин, Н. Клюев, В. Шершеневич.

4.1.3. Подведение итогов третьего блока темы. Обобщение.

Назовите ведущую тему поэзии 20-х годов?

4.1.4. Расцвет русской драматургии.

После Октябрьской революции и последовавшего за ним установления государственного контроля над театрами возникла необходимость в новом репертуаре, отвечающем современной идеологии. Однако из самых ранних пьес, пожалуй, можно сегодня назвать лишь одну - Мистерия-Буфф В.Маяковского (1918). В основном же современный репертуар раннего советского периода формировался на злободневных "агитках", терявших свою актуальность в течение короткого периода.

Новая советская драматургия, отражавшая классовую борьбу, формировалась в течение 1920-х . В этот период получили известность такие драматурги, как Л.Сейфуллина (« Виринея» ), А.Серафимович (« Марьяна» , авторская инсценировка романа « Железный поток» ), Л.Леонов (« Барсуки» ), К.Тренев (« Любовь Яровая» ), Б.Лавренев (« Разлом» ), В.Иванов (« Бронепоезд 14-69» ), В.Билль-Белоцерковский (« Шторм» ), Д.Фурманов (« Мятеж» ) и др. Их драматургию в целом отличала романтическая трактовка революционных событий, сочетание трагедии с социальным оптимизмом.

Начал складываться жанр советской сатирической комедии, на первом этапе своего существования связанный с обличением НЭПа: « Клоп» и « Баня» В.Маяковского, « Воздушный пирог» и « Конец Криворыльска» Б.Ромашова, « Выстрел» А.Безыменского, « Мандат» и « Самоубийца» Н.Эрдмана.

Новый этап развития советской драматургии (как и остальных жанров литературы) был определен I съездом Союза писателей (1934), провозгласившим основным творческим методом искусства метод социалистического реализма.

4.1.4 . Подведение итогов четвертого блока темы. Обобщение.

Какие темы нашли отражение в драматургии 1920-х годов?

Какой метод был определяющим в советской драматургии?

4.1.5. Время поиска и эксперимента в литературе.

Главной темой в литературе было изображение революции и гражданской войны.

Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы постреволюционного времени. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи . Гражданские войны принято называть братоубийственными. Таков по сути характер любой войны, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро. Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по крови, и трагизм здесь предельно обнажен. Осознание гражданской войны как национальной трагедии стало определяющим во многих произведениях русских писателей, воспитанных в традициях гуманистических ценностей классической литературы.

Это осознание прозвучало уже у Б. Пильняка «Голый год», М. Шолохова «Донские рассказы», А. Малышкина «Падение Дайра» И. Бабеля «Конармия», А. Веселого «Россия, кровью умытая». И сколько бы критики и исследователи ни искали в них оптимистического начала, книги, прежде всего, трагичны по описываемым в них событиям и судьбам людей.

5. Русская эмигрантская сатира, ее направленность. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи «Ностальгия».

После Октябрьской революции Россию покинуло от полутора до двух миллионов человек. Они составили русскую эмиграцию за границей, которая являлась уникальным сообществом. Часть известных писателей также эмигрировала: И. А. Бунин, М. И. Цветаева, А. Т. Аверченко и многие другие.

В среде русской эмиграции культурное развитие было иным, чем в советской России: были перенесены элементы культуры Серебряного века, которые соединились с нарочитой «русскостью». Начала формироваться так называемая литература русского зарубежья.

Аркадий Тимофеевич Аверченко занимает особое место в истории русской литературы. Современники называют его «королем смеха», и определение это абсолютно справедливо. Аверченко по праву входит в когорту признанных классиков отечественной юмористики первой трети двадцатого века. Редактор и бессменный автор пользовавшегося большой популярностью журнала «Сатирикон» Аверченко обогатил сатирическую прозу яркими образами и мотивами, отображающими жизнь России в эпоху трех революций. Художественных мир писателя вбирает в себя многообразие сатирических типов, поражает обилием специфических приемов создания комичного . Творческая установка Аверченко и «Сатирикона» в целом заключалась в выявлении и осмеянии общественных пороков, в отделении подлинной культуры от разного рода подделок под нее . В 1921 г. в Париже вышла пятифранковая книжка рассказов Аверченко «Дюжина ножей в спину революции».

Несомненно, ведущее место в «сатириконском» направлении занимает творчество Тэффи, с именем которой связано выделение «русской» линии юмора.

Рассказы «Ностальгия» и «Маркита» относятся к эмигрантскому периоду жизни писательницы и написаны в 20-е годы во Франции, когда «русское беженство» вынуждено было приспосабливаться к новым условиям и искать лучшей доли. Тэффи и сама прошла через все «прелести» эмигрантской жизни и знала о ней практически все. Подобно другим русским художникам, покинувшим родину после Октябрьской революции, она стала своеобразным летописцем жизни русских в изгнании . Сохранилась проблематика ее произведений, все так же заставлявших читателя взглянуть на себя как бы со стороны и увидеть свои пороки, но изменился общий взгляд на человека, став более мягким и понимающим. Тэффи сочувствовала товарищам по несчастью, хотя никогда не стремилась к их идеализации. Она не скрывала ни глупости, ни ограниченности своих персонажей, ни их нежелание почувствовать себя частью большого мира. Но, с другой стороны, в ее рассказах добавилось грусти, какой-то мягкости и понимания человеческих слабостей.

5.1. Подведение итогов пятого блока темы. Обобщение.

Что означает термин « Русская эмигрантская сатира»?

6. Развитие русской сатиры.

Развитие русской сатиры в начале двадцатого века отразило сложный, противоречивый процесс борьбы и смены разных литературных направлений. Новые эстетические рубежи реализма, натурализм, расцвет и кризис модернизма своеобразно преломились в сатире. Специфика сатирического образа делает подчас особенно сложным решение вопроса о принадлежности сатирика к тому или другому литературному направлению. Тем не менее, в сатире начала двадцатого века прослеживается взаимодействие всех перечисленных школ.

В 1920-е годы в советской литературе небывалого расцвета достигла политическая, бытовая, литературная сатира . В области сатиры присутствовали самые разные жанры - от комического романа до эпиграммы. Число выходивших тогда сатирических журналов достигало нескольких сотен. Ведущей тенденцией стала демократизация сатиры. «Язык улицы» хлынул в изящную словесность. Сатирические произведения наиболее значительных новеллистов эпохи.

Художники широко использовали гротеск, фантастику, иронию и сатиру:

М. Зощенко Рассказы

А. Платонов «Город Градов»

М. Булгаков «Собачье сердце»

Е. Замятин «Мы»

И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»

Основные тенденции развития сатиры в 1920 г. у всех были едины: разоблачение того, что не должно существовать новом обществе, созданном для людей, высмеивающих бюрократическое крючкотворчество.

6. Подведение итогов шестого блока темы. Обобщение.

Назовите основные тенденции развития сатиры 1920-х годов?

7. Рефлексия

Возвращаемся к вопросам, заданиям, анализируем свою работу.

8. Подведение итогов урока.

Вопросы и задания по теме урока

«Особенности развития литературы 1920-х годов».

1.Какими событиями общественной и культурной жизни обусловлены процессы, происходившие в литературном процессе 1920-х годов.

2. По какой причине произошло размежевание в литературной среде? Что стало результатом этого деления?

3. Сколько насчитывалось объединений и ассоциаций в области литературы в постреволюционный период России. Назовите методы и формы этих групп, их представителей.

4. Назовите ведущую тему поэзии 20-х годов. В творчестве каких поэтов она прозвучала?

5. Расскажите о новых литературных направлениях в поэзии в 1920-е годы, их представителях. Каких позиций придерживались авторы в произведениях?

6. Какие темы нашли отражение в литературе постреволюционного периода?

Аргументируйте свой ответ.

7. Объясните термин « литература русского зарубежья» 20-х годов. Расскажите о её направленности и ярких представителей.

8. Назовите основные тенденции развития сатиры в 1920-х г.

10.Задание на самостоятельную подготовку домашнего задания .

2. Составить таблицу «Хронология жизни и творчества В.В.Маяковского – базовый уровень

3.Проанализируйте таблицу и ответьте на вопрос «Как события жизни В. Маяковского соотносятся с событиями, происходившими в стране?» - продвинутый уровень.

Учебник «Литература», ч. 2, автор Г.А.Обернихина, стр. 139-144

  • I. Итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2007-2011 годы
  • I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  • II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  • II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  • II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  • II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  • Двадцатые годы являются переломным периодом, т.е новая власть хотела нового искусства, работа которого стала ключевой - это работа журналистики. Вышли такие статьи, как «Партийная организация», «О публицистике». Все было в это время направленно на то, что литература должна была стать всеобщей, но здесь была небольшая проблема. Т.к когда речь шла о литературе, то главный вопрос стоял так: «Как организовать писателей?». Ведь необходимо было привлечь писателей на сторону советской власти. И в дальнейшем – это породило следующее: идет раскол русской литературы. Появляются два основных направления: советская литература, литература русского зарубежья. Например, в Риге, да и Берлине были «Дома Искусства», в которых собирались эмигрировавшие писатели и рецензировали советские книги. И во мнение литераторы расходились. В это время в Советской России появляются механизмы, которые стремятся регулировать литературу: А) Издательская политика (государственные издания имели преимущество над частными). Б) Цензурная политика. В) Нельзя было публиковать ничего антисоветского и религиозного. Но в это время не было никаких ограничений в выборе художественной формы. Пропагандировали искусство, даже если художник выражал взгляды против социализма, то писатель должен подходить к миру со всей открытостью. Попутчик – человек, который приглядывается к сов. власти, но не знает, будет ли с ней до конца.

    После революции 1917 года по всей стране появилось множество различных литературных групп. Многие из них возникали и исчезали, даже не успевая оставить после себя какой-либо заметный след. Только в одной Москве в 1920 г. существовало более 30 литературных групп и объединений. Нередко входившие в эти группы лица были далеки от искусства (например, группа "Ничевоки", провозглашавшая: "Наша цель: истончение поэтпроизведения во имя ничего"). Причины возникновения многочисленных и разнохарактерных литературных групп: обычно на первый план выдвигаются материально-бытовые: "Вместе было легче выжить в тяжелых обстоятельствах русской жизни тех лет, преодолеть разруху, голод, наладить условия для нормальной работы и профессионального общения людей, причастных к литературе и искусству". Как отмечал В.Зазубрин, говоря о писательских организациях Сибири и Дальнего Востока после Октября, "все они возникали по содружеству, по знакомству, а не поэтическим или идеологическим признакам".

    Раскол на 3 ветви произошел в начале 20х годов: литература задержанная, литература советская и эммиграционная. Возникают литературные группировки: ОПОЯЗ, ЛЕФ, имажинисты, РАПП, Чинари, ОБЭРИУ.

    с самого начала 20-х годов начинает усиливаться и культурное самообеднение России.Россию покидают поэты. августовский культурный погром 1922 года стал сигналом к началу массовых гонений на свободную литературу, свободную мысль. Один за другим стали закрываться журналы.

    Существует 3 тенденции:

    1)Размежевание и консолидация. Эксперимент и поиск дали высокие результаты, стали питательной почвой для всей советской литеартуры.

    2) Возникла двойственность мироощущения и мировосприятия в следствии ориентации на анализ реальной жизни;

    3)Период пересмотра утопий, максималистской веры в человека-титана и процесс возвращения к нравественно-религиозным идеалам;

    4)Оппозиция природы и культуры.

    Символизм, акмеизм, футуризм в чистом виде прекращают свое существование вскоре после 1917 г., однако их представители и наследники продолжают обновлять и обогащать литературу. Еще до революции критика заговорила о неореализме - реализме, впитавшем некоторые черты модернистских направлений. В 20-е годы советская критика возобновила разговор о синтетизме и новом реализме как синтезе реализма с символизмом, "романтизмом" и т.д. при доминировании реализма. Тем или иным образом эта проблематика затрагивалась в статьях В. Брюсова, Е. Замятина, А. Воронского и др.

    В литературе России 20-30-х годов и в эмигрантской исследователи находят разные художественные методы и принципы отражения, например, относят к "критическому реализму" творчество В. Вересаева, И. Шмелева,., к натурализму - Артема Веселого, к "романтизму" - футуризм и левое искусство (В. Маяковского, Н. Асеева, Б. Пастернака, И. Северянина и др.), к экспрессионизму - М. Булгакова, А. Платонова, Е. Замятина, к импрессионизму - О. Мандельштама. Теряют право на выход к читателям (полностью или частично) А. Платонов, М. Булгаков, С. Клычков. Замолкают И. Бабель, о. Мандельштам. К концу 30-х годов умирают Ю. Тынянов, М. Горький. С начала 30-х годов давление официальной критики и власти приводит к тому, что «неклассическая» проза оказывается вытесненной. Тем не менее именно в 30-е годы созданы наиболее значительные произведения этой прозы: «Записки покойника» (1927) и «Мастер и Маргарита» (1940) М. Булгакова. Реализм утверждает себя появлением таких произведений, как «Тихий Дон» М. Шолохова, «Петр Первый» А. Толстого. Первым съездом советских писателей (1934), не только предъявила литераторам особые эстетические требования (жизнеподобная поэтика, социально-политическая детерминация характера, четко определенные амплуа в системе персонажей, но и определила круг тем, обращение к которым санкционировалось. Вокруг указанных тем сформировались основные жанры соцреалистического романа. Это, прежде всего, производственный роман, в центре которого проблемы перевоспитания, нравственного становления людей, участвующих в социалистическом строительстве. В конце 20-х- 30-е годы возникает сначала жанр деревенского, а затем колхозного романа: «Бруски» (1928-1937) Ф. Панферова, «Поднятая целина» (1932) М. Шолохова и др.

    В 30–е годы происходит нарастание негативных явлений в литературном процессе. Начинается травля выдающихся писателей (Е.Замятин, М.Булгаков, А.Платонов, О.Мандельштам). В начале 30–х годов происходит смена форм литературной жизни: после выхода в свет постановления ЦК ВКП(б) объявляют о своем роспуске РАПП и другие лит-ные объедине-ния. В 1934 году состоялся Первый съезд советских писателей, который единственно возможным тв-ким методом объявил социалистический реализм. В целом же началась политика унификации культурной жизни, происходит резкое сокращение печатных изданий.В тематическом плане ведущими становятся романы об индустриали-зации, о первых пятилетках, создаются большие эпические полотна. И вообще ведущей становится тема труда.
    Художественная литература начинала освоение проблем, связанных с вторжением науки и техники в повседневную жизнь человека. Новые сферы жизни человека, новые конфликты, новые характеры, видоизменение традиционного литературного материала привели к появлению новых героев, к возникновению новых жанров, новых приемов стихосложения, к поискам в области композиции и языка.Отличительной особенностью поэзии 30–х годов является бурное развитие песенного жанра. В эти годы были написаны прославленные «Катюша» (М.Исаковский), «Широка страна моя родная…» (В.Лебедев–Кумач), «Каховка» (М.Светлов) и многие другие.На рубеже 20–30–х годов в литературном процессе наметились интересные тенденции. Критика, еще недавно приветствовавшая «космические» стихи пролеткульто-вцев, восторгавшаяся «Падением Даира» А.Малышкина, «Ветром» Б.Лавренева, изменила ориентацию. Глава социологической школы В.Фриче начал поход против роман-тизма как искусства идеалистичес-кого. Появилась статья А.Фадеева «Долой Шиллера!», направленная против романтического начала в литературе.Безусловно, это было требование времени. Страна пре-вращалась в огромную стройку, и читатель ждал от литературы немед-ленного отклика на происходящие события.Но раздавались голоса и в защиту романтики. Так, газета «Изв-естия» публикует статью Горького «Еще о грамотности», где писатель защищает детских авторов от комис-сии детской книги при Наркомпрос-се, которая бракует произведения, находя в них элементы фантастики и романтики. Журнал «Печать и Р-ция» публикует статью философа В.Асмуса «В защиту вымысла».И, тем не менее, лирико-романтическое начало в литературе 30-х годов в сравнении с предшествующим врем-енем оказывается оттесненным на второй план. Даже в поэзии, всегда склонной к лирико–романтическому восприятию и изображению дейст-вительности, в эти годы торжеств-уют эпические жанры (А.Твардовс-кий, Д.Кедрин, И.Сельвинский).

    Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писате­лей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.

    Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистиче­ского идеала в творчестве Н.Островского, Л.Леонова, В.Катаева, М.Шолохова, Ф.Гладкова, М.Шагинян, Вс.Вишневского, Н.Погодина, Э.Багрицкого, М.Светлова, В.Луговского, Н.Тихонова, П.Васильева и др.

    Историческая тема в творчестве А.Толстого, Ю.Тынянова, А.Чапыгина.

    Сатирическое обличение нового быта (М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров, М.Бул­гаков).

    Развитие драматургии в 1930-е годы.

    Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)

    Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М.И.Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии М.И.Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

    Для чтения и изучения. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Генералам 12 года», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Имя твое - птица в руке…», «Тоска по родине! Давно».

    Повторение. Тема поэта и поэзии в русской литературе XIX-XX веков. Образ Москвы в творчестве русских поэтов (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, С.А.Есенин и др.).

    Теория литературы. Развитие понятия о средствах поэтической выразительно­сти.

    Творческие задания. Исследование и подготовка реферата (сообщения, до­клада): «М.И. Цветаева в воспоминаниях современников».

    Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев М.И.Цветаевой. Наизусть. Одно-два стихотворения (по выбору студентов).

    Андрей Платонов (Андрей Платонович Климентов) (1899-1951)

    По выбору преподавателя - творчество А.Н.Толстого или А.П.Платонова.

    Сведения из биографии.

    Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетиче­ского. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А.Платонова, своеобразие художе­ственных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.

    Для чтения и изучения. Рассказ «В прекрасном и яростном мире».

    Демонстрации. Музыка Д.Д.Шостаковича, И.О.Дунаевского. Картины П.Н.Фи­лонова.

    Творческие задания. Исследование и подготовка сообщения: «Герои прозы А.Платонова».

    Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)

    Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала). Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям

    романа. Честь - лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа.

    Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных».

    Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Систе­ма образов. Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литерату­ры (творчество Н.В.Гоголя) в творчестве М.Булгакова. Своеобразие писательской манеры.

    Для чтения и изучения. Роман «Мастер и Маргарита».

    Повторение. Фантастика и реальность в произведениях Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Сатирическое изображение действительности в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина.

    Теория литературы. Разнообразие типов романа в советской литературе.

    Демонстрации. Фотографии писателя. Иллюстрации русских художников к произ­ведениям М.А.Булгакова. Фрагменты кинофильмов «Дни Турбиных» (реж. В.Басов), «Мастер и Маргарита» (реж. В.Бортко).

    Михаил Александрович Шолохов (1905-1984)

    Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного).

    Мир и человек в рассказах М.Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Тра­гический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М.Шолохова.

    Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столк­новение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н.Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.

    Для чтения и изучения. Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзор с чтением фрагмен­тов).

    Повторение. Традиции в изображении войны (Л.Н.Толстой «Война и мир»). Тема революции и Гражданской войны в творчестве русских писателей.

    Теория литературы. Развитие понятия о стиле писателя.

    Демонстрации. Иллюстрации О.Г.Верейского к роману «Тихий Дон». Фрагмен­ты из кинофильма режиссера С.А.Герасимова «Тихий Дон» («Мосфильм», 1957- 1958 годы).

    Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

    Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А.Дейнеки и А.Пластова. Музыка Д.Шостаковича и песни военных лет (С.Соловьев-Седой, В.Лебедев-Кумач, И.Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.

    Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О.Берггольц, К.Симонов, А.Твардовский, А.Сурков, М.Исаковский, М.Алигер, Ю.Друнина, М.Джалиль и др.).

    Публицистика военных лет (М.Шолохов, И.Эренбург, А.Толстой).

    Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Собо­лева, В.Кожевникова, К.Паустовского, М.Шолохова и др.

    Повести и романы Б.Горбатова, А.Бека, А.Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К.Симонова, «Фронт» А.Корнейчука и др.

    Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э.Казакевича, В.Некрасова, А.Бека, В.Ажаева и др.

    Анна Андреевна Ахматова (1889-1966)

    Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного).

    Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода Первой мировой войны: судьба страны и народа.

    Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволю­ционных лет. Темы любви к родной земле, Родине, России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.

    Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.

    Для чтения и изучения. Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу…», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли…», «Мне голос был», «Победителям», «Муза». Поэма «Реквием».

    Повторение. Образ Петербурга в русской литературе XIX века (А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский). Любовная лирика русских поэтов.

    Теория литературы. Проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.

    Демонстрации. Портреты А.А.Ахматовой кисти К.С.Петрова-Водкина, Ю.П.Ан­ненкова, А.Модильяни. И.В.Моцарт «Реквием». Иллюстрации М.В.Добужинского к книге «Подорожник».

    Творческие задания. Исследование и подготовка реферата: «Трагедия “стомильонного народа” в поэме А. Ахматовой “Реквием”». Подготовка виртуальной экскурсии по одному из музеев А.Ахматовой.

    Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору студентов).

    Борис Леонидович Пастернак (1890-1960)

    Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б.Л.Пастернака. Связь человека и природы в лирике поэта. Эволюция поэтического стиля. Формально-содержательные доминанты поэтического стиля Б.Л.Пастернака. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта.



    
    Top