Детские и юношеские годы художника кандинского. Кандинский Василий Васильевич

Наверное, не существует таких людей, которые при первом знакомстве с творчеством Кандинского признали бы его гениальность. Первый взгляд на его «композиции», «импровизации» и «импрессии» провоцирует разные мысли: от «такое мог бы и ребенок намалевать» и до «что же хотел на этой картине изобразить художник?». А при более глубоком знакомстве оказывается, что художник и не собирался ничего изображать, он хотел заставить вас чувствовать.

Великий первооткрыватель абстракции Василий Кандинский совершенно не собирался становиться художником и тем более философом мира искусства. Напротив, его отец – известный московский коммерсант того времени Василий Сильвесторович Кандинский – видел его успешным юристом, что привело будущего абстракциониста на юридический факультет Московского Университета, где он изучал политическую экономику и статистику. Безусловно, Кандинский вырос в интеллигентной семье, которая не отрицала важность искусства в жизни человека, поэтому еще юношей Василий получил базовые знания в мире музыки и живописи. Но вернулся к ним он лишь после того, как ему исполнилось 30 лет, чем еще раз подтвердил простую истину – начинать никогда не поздно. Несмотря на любовь к своей родине, в частности к Москве, которая не раз появится на его полотнах, Кандинский в 1896 году ради своей страсти к живописи переезжает в Мюнхен – город, славившийся в то время своей открытостью к новым жанрам искусства и гостеприимством для начинающих художников. Толчком к тому, чтобы бросить привычный образ жизни и отправиться в неизведанное, стал повод, совершенно не связанный с искусством, – в мире физики произошло очень важное событие – открытие разложения атома. Как писал в своих письмах научному руководителю сам Кандинский, этот переворот в мире физики вызвал у него странные чувства:«Рухнули толстые своды. Все стало неверным, шатким и мягким…» .

Тот факт, что мельчайшая частица не является целостной, а состоит из множества еще неизученных элементов, привел будущего художника к новому мировоззрению. Кандинский осознал, что все в этом мире можно разложить на отдельные составляющие, и сам он описывал это чувство так:

«Оно (открытие) отозвалось во мне, подобно внезапному разрушению всего мира” .

Еще одним поводом к полному перевороту сознания Кандинского стала выставка французских импрессионистов, привезенная в Москву. На ней он увидел картину Клода Монэ «Стог Сена». Это произведение поразило Василия Васильевича своей беспредметностью, так как до этого он был знаком исключительно с реалистичной живописью русских художников. Несмотря на то что на картине с трудом угадывается сюжет, она затрагивает определенные чувства, вдохновляет и остается в памяти. Именно такие глубокие и волнующие произведения решил создавать и Кандинский.

В Германии Василий Кандинский быстро осваивает классический рисунок, технику импрессионистов, постимпрессионистов и фовистов, и вскоре уже становится признанным авангардистом. В 1901 году свет увидела его первая профессиональная картина «Мюнхен. Планегг 1», в которой сочетались яркие мазки Ван Гога и нежный солнечный свет импрессионистов. Впоследствии Кандинский в своем творчестве стал уходить от детализации своих творений, двигался от реалистичности к экспериментам с цветом.

«Мюнхен. Планегг 1» (1901) – Частная Коллекция

Первым шагом на пути к абстракции стало написание философского трактата «О духовном в искусстве» в 1910 году. Книга сильно опережала свое время, поэтому издателя для нее было найти очень сложно. Интересен тот факт, что оригинал написан Кандинским на немецком языке, а на русском книга вышла только в 1967 году в Нью-Йорке благодаря Международному Литературному содружеству и жене художника – Нине Кандинской. На языке оригинала в Мюнхене книга вышла в 1911 году и имела невероятный успех. За год ее издавали 3 раза, а в Скандинавии, Швейцарии и Голландии, где распространен немецкий язык, книга читалась всеми, кто имел хоть какое-то отношение к искусству. Русские авангардисты имели возможность ознакомиться с содержанием трактата на Всероссийском съезде художников в декабре 1911 года благодаря докладу Н.И. Кульбина «О духовном в искусстве». В нем он использовал некоторые главы книги Кандинского, включая главу о разных возможных геометрических формах в абстрактном творчестве, что сильно повлияло на передовых русских художников того времени, включая Казимира Малевича. Но труд Кандинского – это не учебник. «О духовном в искусстве» – это философское, очень тонкое и вдохновляющее произведение, без которого понять и прочувствовать картины великого абстракциониста просто невозможно. В самом начале книги Кандинский делит всех художников на 2 типа, основываясь на определениях Роберта Шумана и Льва Толстого. Композитор считал, что «призвание художника – посылать свет в глубины человеческого сердца», а писатель называл художника тем человеком, «который может нарисовать и написать все». Кандинскому чуждо второе определение, сам он называет таких людей «ремесленниками», чье творчество не наполнено смыслом и не имеет ценности.

«В нашей душе имеется трещина, и душа, если удается ее затронуть, звучит, как надтреснутая драгоценная ваза, найденная в глубине земли».

Большое влияние на художника всегда оказывала музыка, так как именно она является единственным абсолютно абстрактным искусством, заставляющим работать наше воображение, избегая предметности. Как ноты складываются в прекрасную мелодию, так и краски Кандинского в своем сочетании рождают удивительные картины. Сильнее всего вдохновила начинающего художника увертюра оперы Рихарда Вагнера. После знакомства с ней Кандинский задался вопросом, сможет ли он создать картину такого же сильного эмоционального наполнения, как произведение великого композитора, «в которой краски стали бы нотами, а цветовая гамма – тональностью?».

В поисках ответа на этот вопрос Кандинскому помогло знакомство с австрийским композитором Арнольдом Шенбергом. В январе 1911 года в Мюнхене художник услышал атональные произведения своего будущего друга и союзника и был потрясен. Благодаря концерту Шенберга родилась еще не до конца абстрактная, но уже почти беспредметная картина мастера «Импрессия III . Концерт». Темный треугольник на картине символизирует рояль, ниже можно увидеть притянутую музыкой толпу, а цветовое решение прекрасно отражает то яркое впечатление, которое получил Кандинский на концерте Шенберга.

Кандинский был уверен, что именно Шенберг правильно воспримет его философию абстрактного творчества, и не ошибся. Композитор поддержал художника в его начинаниях с цветовыми экспериментами и поиском «антилогичной» гармонии, на первое место в которой вставали бы чувства, а не сюжет. Но не все деятели искусства разделяли подобную точку зрения, что привело к расколу среди художников и созданию сообщества единомышленников–абстракционистов «Синий Всадник». Объединившись с художниками Августом Маке, Францом Марком и Робером Делане и, конечно, композитором Арнольдом Шенбергом, Кандинский наконец-то попадает в среду, способствующую переходу к полной абстракции в творчестве, поиску новых форм и цветовых сочетаний.

«Вообще цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет – это клавиш; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».

Невозможно спорить в этом утверждении с Кандинском, потому что множество современных исследований доказывает, что цвет влияет даже на наши примитивные желания и состояния: все знают, что красный цвет вызывает аппетит, зеленый успокаивает, а желтый добавляет нам бодрости и энергии. А сочетая разные цвета и формы в картине, можно повлиять и на более глубокие чувства. Этого и хотел добиться великий художник. Эксперименты Кандинского повлияли на многих художников начала XX века, в том числе на Пауля Клее, который до знакомства с основателем «Синего Всадника» был графиком, избегающем разноцветья в своих картинах, а после был известен благодаря своим нежным, в каком-то смысле наивным акварелям. Швейцарец разделял любовь абстракциониста к музыке и его мысль о том, что искусство должно вызывать сильные эмоции, помогать человеку слушать внутреннее «я» и обретать понимание процессов, происходящих в окружающей среде.

«Искусство не воспроизводит видимое, но делает видимым то, что не всегда таковым является». (с) Пауль Клее

Именно с таким посылом начинает писать свои картины Кандинский после 1911 года. Например, в нашей Третьяковской галерее можно увидеть одно из самых значимых и масштабных произведений художника, написанное в 1913 году, – «Композиция VII ». Художник не дает никаких подсказок к сюжету: на картине есть только цвет и форма, распределившиеся на огромном полотне (работа считается самой большой из всего творчества Кандинского – 2х3м). Масштаб позволил разместить на картине различные по интенсивности и цветовому решению фрагменты: остроугольные, тонкие, в основном темные элементы в центре и более плавные формы и нежные цвета по периметру позволяют нам испытать разные ощущения, глядя на одну и ту же картину. Мрачные тона справа контрастируют со светом на этом полотне, окружности с нечеткими краями рассекаются жесткими прямыми линиями. Композиции Кандинского – это сочетание несочетаемого, поиск гармонии в хаосе, это произведения, скорее похожие на музыку, так как являются наиболее абстрактными. Именно эти произведения считаются главными проводниками философии художника и кульминацией всего его творчества.

Также понимая, что большинству людей нужны подсказки для осознания его искусства, Кандинский продолжает писать свои «Импровизации», в которых прослеживается тонкая (а в отдельных произведениях и достаточно явная) нить, связывающая абстракцию с реальностью, благодаря конкретным элементам. Например, на нескольких картинах мы можем увидеть изображения лодок и кораблей: этот мотив появляется, когда художник хочет рассказать нам о том, как человек сражается с окружающим миром, словно парусные суда сопротивляются волнам и стихии.

На некоторых картинах мы с трудом можем различить мачты, как, например, на картине «Импровизация 2 8 (Морской бой)», созданной в преддверии Первой мировой войны, в то время как на других полотнах образ судна виден с первого взгляда, как на «Импровизации 209», написанной в 1917 году, когда во всей России чувствовался дух революции.

Еще один частый элемент, встречающийся в «Импровизациях», – это всадники, характеризующие стремления людей. Образ воинов на лошадях имел особенное значение для Кандинского как человека, постоянно сражающегося с устоявшимися нормами и канонами ради своих убеждений. Не случайно в названии клуба творческих единомышленников абстракционистов присутствует эта аллегория.

В то время как «Композиции» Кандинского продуманы до мелочей, а расположение фигур и использование определенных цветов абсолютно сознательны, то при написании «Импровизаций» художник руководствовался процессами внутреннего характера, показывал свои внезапные бессознательные эмоции.

Заметные перемены в творческом пути Василия Кандинского происходят во время его возвращения в Москву в 1914 году. Как гражданин России художник был вынужден покинуть Германию во время войны и продолжить заниматься искусством на Родине. С 1914 по 1921 годы он жил в Москве и занимался продвижением своих идей в массы, сотрудничал с правительством в подготовке музейной реформы, развивал художественную педагогику и вдохновлялся родным городом.

«Москва: двойственность, сложность, высшая степень подвижности, столкновение и путаница отдельных элементов внешности… Эту внешнюю и внутреннюю Москву я считаю исходной точкой моих исканий. Москва - мой живописный камертон»

Во время пребывания в России художник метался между разными жанрами и даже изображал Москву достаточно детально (относительно всего своего творчества), а в какой-то момент вернулся и к импрессионистическим зарисовкам.

На всем творческом пути Василия Кандинского мы видим множество разных жанров, приемов и сюжетов. В один и тот же год художник мог создать и достаточно конкретное произведение с понятным широким массам смыслом, и полную абстракцию. Этот факт подчеркивает разносторонность его личности, стремление к новым знаниям и техникам и, конечно, постоянное развитие творческого гения внутри самого себя. Художник, учитель, ценитель музыки, писатель и, конечно, философ мира искусства Василий Кандинский не оставляет равнодушным никого, потому что главной его задачей было заставить людей чувствовать, ощущать, испытывать эмоции. И он достиг этой цели благодаря тому культурному наследию, которое он оставил будущим поколениям.

Где увидеть картины Кандинского в России?

  • Астраханская картинная галерея им. Б. М. Кустодиева
  • Екатеринбургский музей изобразительных искусств
  • Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко
  • Красноярский музей изобразительных искусств
  • Государственная Третьяковская галерея на крымском валу, Москва
  • Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва
  • Нижегородский государственный художественный музей
  • Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
  • Государственный Эрмитаж, Главный штаб, Санкт-Петербург
  • Русский Музей, Санкт-Петербург
  • Музейный комплекс Тюменской области

Василий Кандинский родился 16 декабря (4 декабря ст. ст.) 1866 г. в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832–1926). В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию, получает также художественное и музыкальное образование. В 1885-93 (с перерывом в 1889-91) учился на юридическом факультете Московского университета, где изучал экономику и право. В 1889 г. прервал учебу по состоянию здоровья, участвовал в этнографической экспедиции в Вологодской губернии.

"Изар" 1901

В 1893 г. В.Кандинский окончил юридический факультет. Работал художественным директором Кушнерёвской типографии в Москве (1895).

"Старый город" 1902

"Прогулка" 1903

"Прощание" 1903

"Синий всадник " 1903

Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно - в возрасте 30 лет. В 1896 г. он обосновался в Мюнхене и затем оставался в Германии до 1914 г.

"Двое на лощади" 1906

С 1897 г. обучался живописи в частной студии А. Ашбе.

"Осенний пейзаж" 1908

В 1900 г. поступил в Мюнхенскую Академию художеств, где обучался у Франца фон Штука. С 1901 г. Кандинский создал художественное объединение «Фаланга», организовал при нем школу, в которой сам же и преподавал.

"Импровизация №6" 1909

С 1900 г. Кандинский много путешествует, посетив Северную Африку, Италию, Францию; наездами бывает в Одессе и Москве. Участвовал в выставках Московского товарищества художников.

"Мурнау. Сад" 1909

В 1910 и 1912 г. также участвовал в выставках художественного объединения «Бубновый валет». В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи.

Первая абстрактная акварель 1910

"Лирическое" 1911

В 1909 г. Кандинский организовал «Новое мюнхенское художественное объединение», в 1911 - альманах и группу «Синий всадник», членами которой стали известные художники-экспрессионисты, Франц Марк, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина а также Пауль Клее. Тогда же у него прошла первая персональная выставка.

"Картина с белой каймой" 1913

В 1914 г. художник вернулся в Москву. В последующие годы работал над реалистическими и полуабстрактными полотнами, в основном пейзажами.

"Всадник Святой Георгий" 1916

После революции 1917 г. Кандинский активно занимался общественной работой.
В 1918 г. он участвовал в организации охраны памятников, создании Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук, преподавал во ВХУТЕМАСе и издал свою автобиографическую книгу «Ступени» (М., 1918).

"Синий гребень" 1907(?)

"Смутное" 1917

"Сумеречное 1917"

"Южное" 1917

В 1918-1919 г. он был членом художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919-1921 г. - председателем Всероссийской закупочной комиссии, учёным консультантом и заведующим репродукционной мастерской, почётным профессором Московского университета. Кандинский также был избран вице-президентом РАХН. Продолжал он и писать - в этот период, в частности, созданы декоративные композиции на стекле «Амазонка» (1918) и «Амазонка в горах» (1919).

"Белая линия" 1920

В декабре 1921 г. Кандинский выехал для организации отделения РАХН в Берлин. Участвовал в Первой выставке русского искусства в Германии. В Россию он уже не вернулся.

"Чёрная решётка" 1922

В Берлине Василий Кандинский начал преподавать живопись и стал видным теоретиком школы «Баухауз». Вскоре Кандинский получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства.

"Несколько кругов" 1926

В 1928 г. художник принял немецкое гражданство, но когда в 1933 г. к власти пришли нацисты, эмигрировал во Францию.

"Этажи" 1929

С 1933 по 1944 г. он жил в Париже, активно участвуя в интернациональном художественном процессе.

"Причудливое" 1930

В 1939 г. Василий Кандинский принял французское гражданство. Умер Кандинский 13 декабря 1944 г.
в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен.

"Небесно-голубое" 1940

Последняя акварель 1944

"Художник - "царь" (как его называет Сар Пеладан" не только потому, что велика его власть, а потому, что велики и его обязанности.

Раз художник является жрецом "прекрасного", то это прекрасное следует искать при помогли того же принципа внутренней ценности, который мы всюду находили. Это "прекрасное" можно мерить только масштабом внутреннего величия и необходимости, которые до сих пор всюду и всегда верно служили нам.

Прекрасно то, что возникает из внутренней душевной необходимости. Прекрасно то, что прекрасно внутренне.

Под этим прекрасным, само собою разумеется, не следует понимать внешнюю или даже внутреннюю общепринятую нравственность, а все то, что даже и в совсем неосязаемой форме совершенствует и обогащает душу. Поэтому, например, в живописи внутренне прекрасен каждый цвет, ибо каждый цвет вызывает душевную вибрацию, и каждая вибрация обогащает душу. И поэтому, наконец, внутренне прекрасным может быть все то, что внешне "уродливо". Так это в искусстве, так оно и в жизни. И поэтому во внутреннем результате, т. е. в воздействии на душу других, нет ничего "уродливого".

Метерлинк (который является одним из передовых поборников, одним из первых душевных композиторов сегодняшнего искусства, из которого возникнет искусство завтрашнее) говорит: "Нет на земле ничего, что сильнее жаждало бы прекрасного и легче бы в прекрасное преображалось, чем душа. Поэтому-то лишь немногие души на земле противостоят господству отдающейся прекрасному души".

И это качество души есть то масло, с помощью которого возможно медленное, едва заметное, временами внешне задерживающееся, но неизменное, непрерывное движение духовного треугольника вперед и ввысь."





"Композиция 9" 1936

"Фуга" 1914



"Композиция 10" 1939





"Gloomy Situation" (Мрачное состояние) 1933

"Чёрное пятно" 1912



"Interior my dining room" 1909


"Решительное розовое" 1932


"Вокруг круга" 1940




"Композиция 218"


"Композиция 321"

"Композиция 224"


"Светлая картина" 1913

"Зимний пейзаж"


"Без названия" 1916

Творчество Василия Васильевича Кандинского - уникальное явление русского и европейского искусства. Именно этому художнику, наделённому могучим дарованием, блестящим интеллектом и тонкой духовной интуицией, суждено было совершить подлинный переворот в живописи и создать первые абстрактные композиции.

Судьба Кандинского складывалась не совсем обычно. До тридцати лет он и не помышлял об искусстве. Закончив в 1893 г. юридический факультет Московского университета, он начал работать над диссертацией, участвовал в этнографической экспедиции на север России, а в 1896 г. получил приглашение из университета в Дерпте (ныне Тарту, Эстония) занять должность приват-доцента. Но в том же году Кандинский внезапно изменил свою жизнь. Поводом для этого послужило впечатление от картины «Стог сена» Клода Моне на Французской индустриальной и художественной выставке в Москве. Отказавшись от кафедры, он уехал в Германию учиться живописи. Кандинский обосновался в Мюнхене, который на рубеже веков был признанным центром немецкого модерна. Он занимался сначала в частной школе живописи, а позднее в Мюнхенской академии художеств у Франца фон Штука.

Живя в Германии, Кандинский почти каждый год приезжал в Россию и представлял свои работы на выставках Московского товарищества художников, Нового общества художников и др. В журналах «Мир искусства» и «Аполлон» появлялись его статьи об искусстве Германии, сыгравшем столь важную роль в формировании творческой личности живописца. В то же время Кандинского волновала и вдохновляла русская художественная традиция: иконы, древние храмы, сказочные персонажи. Все они часто присутствуют в его работах, что говорит о влиянии на него мастеров «Мира искусства».

Кандинский был прирождённым лидером. Уже с 1901 г., едва закончив обучение, он возглавил художественное общество «Фаланга», участвовал в его выставках и работал в созданной при нём школе. В 1909 г, мастер организовал «Новое мюнхенское художественное объединение», а в 1912 г. - группу «Синий всадник».

В работах Кандинского 1900- 1910 гг. чувствуются разнообразные влияния: от немецкого экспрессионизма и французского фовизма («Вид Мурнау», 1908 г.; «Дома в Мурнау на Обермаркте», 1908 г.) до российского «Мира искусства» («Дамы в кринолинах», 1909 г.). Не без воздействия символизма Кандинский обратился к графике, создав цикл гравюр на дереве «Стихи без слов» (1903 г.).

В начале 10-х гг. ясно определилось главное направление творческих поисков Кандинского: он хотел сосредоточить все средства живописи на передаче сложной системы чувств и ощущений, которые живут в потаённых глубинах души художника и не зависят от материального мира. Теоретически мастер сформулировал эту проблему в книге «6 духовном в искусстве» (1911 г.), но практическое решение пришло к нему внезапно и необычно. Художник сам описал происшедший в его сознании переворот в работе «Ступени» (1918 г.): «Я... вдруг увидел перед собой неописуемо-прекрасную, пропитанную внутренним горением картину. Сначала я поразился, но сейчас же скорым шагом приблизился к этой загадочной картине, совершенно непонятной по внешнему содержанию и состоявшей исключительно из красочных пятен. И ключ к загадке был найден: это была моя собственная картина, прислонённая к стене и стоявшая на боку... В общем, мне стало в этот день бесспорно ясно, что предметность вредна моим картинам».

Наверное, в ту минуту потрясённый мастер вряд ли осознавал, что случайно поставленная на бок картина станет истоком нового направления в искусстве - абстракционизма. По Кандинскому, именно линия и цветовое пятно, а не сюжет являются носителями духовного начала, их сочетания рождают «внутренний звук», вызывающий отклик в душе зрителя.

Все абстрактные произведения Кандинского, по его собственным словам, разделяются на три группы (по степени отдаления от предмета): импрессии, импровизации и композиции. Если импрессия рождается как прямое впечатление от внешнего мира, то импровизация бессознательно выражает внутренние впечатления. Наконец, композиция - это высшая и самая последовательная форма абстрактной живописи. В ней нет прямых связей с реальностью. Цветовые пятна и линии образуют захватывающую дух стихию движения. Композиции Кандинского не имели индивидуальных названий - только номера (из десяти таких работ сохранилось семь).

Создавая абстрактные композиции, Кандинский фактически изменил природу живописи - искусства, тесно связанного с повествованием, - и приблизил её к музыке, которая призвана не изображать, а выражать наиболее сложные душевные состояния.

В 1914 г., после начала Первой мировой войны, Кандинский вернулся в Москву. Вторая половина 10-х и 20-е гг. были для него периодом активной общественной и педагогической деятельности: он работал в организации по охране памятников, руководил Институтом художественной культуры (ИНХУК), преподавал в Государственных художественных свободных мастерских, не прекращая при этом работать как живописец. Абстрактные полотна Кандинского тех лет стали мягче и светлее по колориту, усилилась роль линии, большее внимание уделялось свободному пространству.

Пребывание Кандинского в России было недолгим, в конце 1921 г. он навсегда покинул страну. Известный немецкий архитектор Вальтер Гропиус пригласил его преподавать в «Баухаузе» - высшей архитектурной и художественной школе, которая находилась в Веймаре, а в 1925 г. переехала в Дессау. Здесь он написал книгу «Линия и точка на плоскости». Тогда же к Кандинскому пришло настоящее мировое признание. Он участвовал в многочисленных выставках в городах Германии, публиковал теоретические труды, в 1923 г. устроил первую персональную выставку в Нью-Йорке.

В отличие от «романтического» мюнхенского этот период в творчестве Кандинского обычно называют «холодным» или «классическим». В его работах пятно всё более уступало место линии, живописность - сухому геометризму, динамика - равновесию. Наряду с треугольниками и квадратами композиции включали в себя круг как символ совершенства и полноты мироздания.

В 1933 г., после прихода к власти нацистов и закрытия «Баухауза», художник эмигрировал во Францию. Он напряжённо работал в 30-х гг., но его творчество оказалось в стороне от главной линии развития современного искусства. Другие мастера шли по пути освоения новых форм абстрактной живописи, который когда-то проложил Кандинский.

Юрист по образованию, стать художником Василий Кандинский решил в 30 лет. Шёл 1895 год, и в Москве проходила выставка импрессионистов. Одной из экспонируемых картин был «Стог сена» Клода Моне, который-то и потряс Кандинского до глубины души: о том, что изображено на полотне, будущий реформатор художественного языка догадался лишь после прочтения названия работы. Воодушевлённый и заражённый новыми идеями, он отправился в Мюнхен - один из центров европейского искусства того времени.

Оказавшись в Европе, Кандинский познакомился с Алексеем Явленским, Иваном Билибиным, Кузьмой Петровом-Водкиным, Игорем Грабарем. Первые навыки в построении композиции, работе с формой и цветом он получил в частной студии Антона Ажбе, после этого учился в Мюнхенской академии художеств. Несколько раз он участвовал в выставках общества «Бубновый валет», а в 1909 году вместе с Францем Марком основал знаменитое общество «Синий всадник», целью которого было освободить искусство от строгого академизма. Название союза Кандинский объяснял так: «Мы оба любили синий, Марк - лошадей, я - всадников…»

Вернувшийся на родину Кандинский Октябрьскую революцию поначалу принял восторженно: в первое время большевики активно поддерживали левые течения в искусстве. Художник даже пробовал сотрудничать с советской властью, но вскоре понял, что ему - потомку дворян и космополиту - не по пути с пролетарской диктатурой. В 1921 году он вернулся в Германию, а в 1933 эмигрировал по Францию, где и провёл остаток жизни.

Первым нефигуративным произведением Кандинского, положившим начало целому направлению в искусстве, стала акварель «Без названия», созданная в 1910 году. Сегодня она хранится в парижском Центре Помпиду.

Кандинский был синестетиком: цвета ассоциировались у него с совершенно конкретными звуками. Так, он говорил, что «синий цвет, представленный музыкально, похож на виолончель, делаясь темнее, он напоминает звуки контрабаса, а в самой глубокой и торжественной форме - низкие звуки органа», красный «звучит как труба или как удары литавр», а белый «действует на психику человека как великое безмолвие, соответствующее в музыкальном отношении паузам». Возможно, именно благодаря этому дару Кандинскому удавалось сочинять настоящие цветовые симфонии.

Картину «Без названия» мы уже вспоминали, но укажем ещё несколько полотен, без которых немыслимо ни творчество Кандинского, ни абстракционизм в целом. «Композицию VI» живописец изначально хотел назвать «Потоп», и, возможно, в некоторых формах действительно угадываются очертания обломков корабля и тонущих предметов. Впоследствии художник говорил, что неправильно было задавать работе конкретный мотив, ведь внешнее всё равно растворилось во внутреннем. «Композицию VII» многие специалисты считают пиком творчества Кандинского. В водовороте образов переплетаются сразу несколько тем - от воскрешения из мёртвых до Судного дня. «Композиция VIII» заметно отличается от предыдущих работ художника со схожими названиями, ведь в ней он впервые обратился к чётким геометрическим формам. Кстати, именно при описании этой картины Кандинский сравнивал цвета со звуками. Эти полотна - конечно, лишь вершина творческого айсберга мастера.

график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма

Василий Кандинский

Краткая биография

Васи́лий Васи́льевич Канди́нский (16 декабря 1866, Москва - 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция) - график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Был одним из основателей группы «Синий всадник».

Родился в Москве, получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе, куда семья Кандинского переехала в 1871 году. Родители предполагали для сына профессию юриста, Василий Васильевич блестяще окончил Юридический факультет Московского университета, где в 1893 начинает преподавать и назначается доцентом. В 1896 знаменитый Дерптский университет предлагает Кандинскому место профессора, но он отказывается. В 30 лет Кандинский принимает решение стать художником. Во многом это происходит под влиянием выставки импрессионистов, проведенной в Москве в 1895 году и впечатлением от картины «Стог сена» Клода Моне. В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами. После начала Первой мировой войны возвращается в Москву, но в 1921 году вновь уезжает в Германию. После закрытия Баухауза нацистами переезжает с женой во Францию, в 1939 году получает французское гражданство.

Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец был представителем древнего забайкальского (Кяхта) рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества.

Василий Кандинский родился в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832-1926). В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 году семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию, а также получил художественное и музыкальное образование. В 1885-1893 (с перерывом в 1889-1891) учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова, изучая экономику и право. В 1889 году прервал учебу по состоянию здоровья, и с 28 мая (9 июня) по 3 (15) июля совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии.

В 1893 году Кандинский окончил юридический факультет. В 1895-1896 работал художественным директором типографии «Товарищества И. Н. Кушнерёва и К°», на Пименовской улице, в Москве.

Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно - в возрасте 30 лет. В 1896 году он обосновался в Мюнхене и затем оставался в Германии до 1914 года. В Мюнхене знакомится с русскими художниками: А. Г. Явленским, М. В. Верёвкиной, В. Г. Бехтеевым, Д. Н. Кардовским, М. В. Добужинским, И. Я. Билибиным, К. С. Петровым-Водкиным, И. Э. Грабарем.

С 1897 года обучался живописи в частной студии А. Ашбе.

В 1900 году поступил в Мюнхенскую академию художеств, где обучался у Франца фон Штука. С 1901 г. Кандинский создал художественное объединение «Фаланга», организовал при нём школу, в которой преподавал.

С 1900 года Кандинский много путешествует, посещает Северную Африку, Италию, Францию; наездами бывает в Одессе и Москве. Участвует в выставках Московского товарищества художников.

Летом 1902 Кандинский пригласил Мюнтер, Габриеле на его летние уроки живописи под Мюнхеном, в Альпы. Так их отношения из профессиональных перешли более в личные.

В 1910 и 1912 годах также участвовал в выставках художественного объединения «Бубновый валет». В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи.

В 1909 году Кандинский организовал «Новое мюнхенское художественное объединение», в 1911 - альманах и группу «Синий всадник», членами которой стали известные художники-экспрессионисты, Франц Марк, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина, а также Пауль Клее. Тогда же у него прошла первая персональная выставка.

В 1914 году художник вернулся в Москву. В последующие годы работал над реалистическими и полуабстрактными полотнами, в основном пейзажами.

После революции 1917 года Кандинский активно занимался общественной работой.

В 1918 году он участвовал в организации охраны памятников, создании Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук, преподавал во ВХУТЕМАСе и издал автобиографическую книгу «Ступени» (М., 1918).

В 1918-1919 гг. он был членом художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919-1921 гг. - председателем Всероссийской закупочной комиссии, учёным консультантом и заведующим репродукционной мастерской, почётным профессором Московского университета. Кандинский также был избран вице-президентом РАХН. Продолжал он и писать - в этот период, в частности, созданы декоративные композиции на стекле «Амазонка» (1918) и «Амазонка в горах» (1919).

В декабре 1921 года Кандинский выехал для организации отделения РАХН в Берлин. Участвовал в Первой выставке русского искусства в Германии. В Россию не вернулся.

В Берлине Василий Кандинский начал преподавать живопись, а с лета 1922 года работал в «Баухаузе» и стал видным теоретиком школы. Вскоре Кандинский получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства.

В 1928 году художник принял немецкое гражданство, но когда в 1933 году к власти пришли нацисты, эмигрировал во Францию.

С 1933 по 1944 год он жил в Париже, участвуя в интернациональном художественном процессе.

В 1939 году Василий Кандинский принял французское гражданство. Умер 13 декабря 1944 года в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен. Похоронен на Новом кладбище Нёйи, расположенном в коммунах Пюто и Нантер под Парижем.

Лучшие годы

Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе (Münchner Malschule Phalanx), выезжавшей в городок Калльмюнц (Kallmünz), расположенной в живописной местности при впадении Фильса в Наб. В обиходе этот городок носит название «Жемчужины Оберпфальца». Здесь 35-летний Кандинский близко сошёлся с Габриэлой Мюнтер (Gabriele Münter), 26-летней слушательницей школы. Однако, несмотря на то, что в 1911 году Кандинский развёлся со своей первой женой Анной Чемякиной, новый брак не был оформлен. После начала мировой войны они расстались в связи с отъездом Кандинского в Россию, но в 1915 году снова провели вместе три месяца в Стокгольме. К этому времени Габриэла стала уже настоящей художницей, хотя её манера отличалась от стиля Кандинского. В годы нацизма его работы были отнесены к категории «дегенеративного искусства» и не выставлялись. Некоторые из них были сохранены Габриэлой, жившей постоянно в Мурнау-ам-Штаффельзее в доме, в котором они проживали с Василием. Она там же и скончалась в 1962 году.

Наиболее известные работы

  • «Колебание»
  • «Композиция»
  • «Москва»
  • «Восток».

Список работ

  • «Синий всадник», 1903,
  • «Двое на лошади», 1906,
  • «Пестрая жизнь», 1907,
  • «Рок. Красная стена», 1909,
  • «Синяя гора», 1909,
  • «Дамы в кринолинах», 1909,
  • «Интерьер (моя столовая)», 1909,
  • «Озеро», 1910,
  • «Импровизация № 7», 1910,
  • «Этюд к „Композиции II“», 1910,
  • «Без названия (Первая абстрактная акварель)», 1910,
  • «Композиция IV», 1911,
  • «Композиция V», 1911,
  • «Импрессия III (Концерт)», 1911,
  • «Картина с черной аркой», 1912,
  • «Картина с белой каймой», 1913,
  • «Маленькие радости», 1913,
  • «Композиция VI», 1913,
  • «Композиция VII», 1913,
  • «Импровизация. Потоп», 1913,
  • «Фуга», 1914,
  • «Москва. Красная площадь», 1916,
  • «Москва. Зубовская площадь», около 1916,
  • «Смутное», 1917,
  • «Серый овал», 1917,
  • «Сумеречное», 1917,
  • «Белый овал», 1919,
  • «Композиция VIII», 1923,
  • «В черном квадрате», 1923,
  • «Желтое, красное, синее», 1925,
  • «Маленькая мечта в красном», 1925,
  • «Несколько кругов», 1926,
  • «Вверх», 1929,
  • «Нежное восхождение», 1934,
  • «Доминирующая кривая», 1936,
  • «Композиция IX», 1936,
  • «Пестрый ансамбль», 1938,
  • «Композиция X», 1939,
  • «Вокруг круга», 1940,
  • «Небесно-голубое», 1940,
  • «Различные происшествия», 1941,
  • «Последняя акварель», 1944,

Персональные выставки

  • 2011-2012 - «Кандинский и „Синий всадник“», Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина , Отдел личных коллекций, Москва, 5 октября 2011 - 15 января 2012

В настоящее время около 40 работ находятся в Мюнхене (Городская галерея в доме Ленбаха).

  • 2016 - «Василий Кандинский и Россия». Государственный русский музей, корпус Бенуа.22 сентября 2016-4 декабря 2016. В состав выставки, приуроченной к 150-летию со дня рождения Кандинского, наряду с его живописью, графикой и авторским фарфором вошли работы знаменитых современников мастера.

Сочинения

  • Василий Кандинский . О духовном в искусстве. - 1910.
  • В. В. Кандинский (текст художника). - М., 1918.
  • Über das Geistige in der Kunst. - Münch., 1912 (на рус. яз. частично, в кн.: Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. Декабрь 1911 - январь 1912. - Т. 1. - [П., 1914]. - С. 47-76).
  • Василий Кандинский Ступени: Текст художника. - М., 1918. - 58 с.: ил.
  • Punkt und Linie zu Fläche. Beitrag zur Analyse der malerischen Elemente. - Münch., 1926 (на рус. яз. в кн.: Кандинский В. Точка и линия на плоскости. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - С. 63-232. Перевод с немецкого Елены Козиной).
  • Кандинский В. Избранные труды по теории искусства в 2 томах / Ред. коллегия и сост. Б. Автономова, Д. В. Сарабьянов, В. С. Турчин. - 2001. - Тир. 1300 экз., доп. тираж 1000 экз.
  • Кандинский В. В. О духовном в искусстве (Живопись) / Доклад на Всероссийском съезде художников в 1911 года (за отсутствием автора доклад прочитан Н. И. Кульбиным).

Знаменитый создатель легендарного «Синего всадника» обратился к сфере искусств относительно поздно - в возрасте около 30 лет, что не помешало ему достичь значительных высот, став одним из создателей абстракционизма, основателем многочисленных художественных объединений и педагогом в Высшей школе строительства и художественного конструирования, более известной как Баухаус.

Кандинский происходил из оригинального купеческого сибирского рода, где причудливо смешалась кровь тунгусских князей с древнейшей родословной, не менее старинного княжеского рода манси и каторжников, сосланных в Нерчинск за Бог весть какие провинности.

В детстве будущего художника его семейство много путешествовало по Европе и территории России, а затем поселилось в Одессе, которая тогда была третьим по значимости городом Российской империи. В этом чудесном южном городе Василий закончил гимназию, а также получил музыкальное и художественное образование. Несмотря на несомненное дарование мальчика, родители прочили ему карьеру юриста, что он и воплотил в жизнь, учась с перерывами в Московском университете.

Однако настоящая жизнь Кандинского как художника начинается с выставки импрессионистского искусства в Москве 1895 года, где его в самое сердце поразила работа Клода Моне. В следующем году он уезжает в Мюнхен, где погружается в среду экспрессионизма, но начало Первой Мировой войны прерывает его становление и он возвращается на родину. Но с Советской Россией ему не по пути, и Василий Васильевич в 1921 году навсегда покидает родные пенаты. Он уезжает в Германию, откуда через некоторое время вместе с женой бежит во Францию от нацистов, закрывших Баухаус и признающих только собственное, глубоко формализованное и статичное искусство. В принявшей его стране он получает гражданство, становится известным и живет всю свою оставшуюся жизнь.

За годы своего творчества Кандинский основал объединение «Фаланга», школу, участвовал в «Бубновом валете», затем заложил Новое мюнхенское художественное объединение, а позже - и знаменитый «Синий всадник».

В начале своей художественной карьеры мастер работал в реалистичной и частично абстрактной манере, экспериментировал с формами и цветом, писал на стекле.

Начав преподавательскую деятельность, Кандинский вскоре стал видным теоретиком абстракционизма и Баухауса. Его самые известные полотна - это «Москва», «Восток», «Колебание» и «Композиция», однако их очень много и каждое из них имеет полное право называться настоящим шедевром. Его картины исключительно интересно рассматривать, возникает ощущение, что с каждой точки зрения в них открывается что-то новое и необычное.

К сожалению, пришедшие к власти фашисты успели уничтожить множество работ Василия Васильевича, как и других талантливых мастеров, причисленных к категории «дегенеративного искусства». Но и оставшихся полотен нам достаточно, чтобы понимать, каким великим талантом был Кандинский. Скончался мастер в 1944 году в Нейи, пригороде Парижа.




Top