Детские игры народов севера.

План конспект открытого занятия по внеурочной деятельности спортивно оздоровительного направления.

Тема: подвижные игры. Народные игры и забавы саха.

Цель: расширить представление детей о народных играх. Познакомить с якутскими народными играми.

Задачи.

Образовательная:

Уточнить знания детей об олимпиаде;

Обогащение школьников новыми интересными фактами, понятиями;

Развивающая:

Развитие двигательных качеств средствами подвижных игр;

Воспитательная:

Укрепление и оздоровление организма;

Способствовать объединению учащихся;

Воспитание у учащихся ответственности, самостоятельности, чувство сопереживания.

Личностные:

Научить ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «терпение», «настоящий друг».

Познавательные:

Учить игровым заданиям;

Научить наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные:

Содействовать развитию ловкости, быстроты реакции;

Развивать творчество, инициативу к здоровому образу жизни;

Прививать любовь к спорту.

Коммуникативные:

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в совместной двигательной деятельности;

Прививать детям стойкий интерес к подвижным играм.

Оборудование: ложки, кружки, изображения животных

Место проведения : класс.

Методическая карта урока.

1. Организация детей. Введение в ситуацию общения (подготовительная часть)

Сообщение задач урока, настроить учащихся на деятельность.

Формирование навыков ходьбы и бега (разновидности передвижения)

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (основная часть)

Рассказ об Олимпиаде (презентация)

Рассказ об играх забавах народа саха (презентация)

Игра «Водонос», «Водопой»

3. Рефлексия учебной деятельности (заключительная часть)

Проверка внимания;

Подведение итогов урока.

Ход занятия

1. Организация детей. Введение в ситуацию общения (подготовительная часть).

Ребята а вы любите подвижные игры?

Сегодня мы с вами познакомимся и разучим новые игры.

А в начале проведём разминку.

Ходьба с одновременным выполнением упражнений.

1. Мы сейчас в поход выходим

По тропинке в лес заходим

Руки за спины кладём

Друг за дружкою идём.

2. Вот предстал овраг преградой

Перейти его нам надо.

Руки в стороны разводим, смело к брёвнышку подходим

На бревно тихо взошли

Вот овраг и перешли.

3. Мы в затылок подравнялись,

На носочки приподнялись,

На мосток другой взошли

Вот и речку перешли.

4. «Посмотри-ка, погляди-ка

Ах, какая земляника!

Мы по ягоды идём,

Дружно ягоды берём.

Ниже, ниже приседай,

А теперь скорей вставай

5. Снова вышли на дорожку,

Постояли тут немножко,

Повернулись все кругом

И пустили все бегом.

3.- Ребята я вам буду показывать животных, а вы попробуйте выполнить движения, имитирующие повадки животных (цапля, жаба, лошадь Пржевальского, белый медведь, заяц, леопард) (презентация)

2. Основная часть.

А что вы скажите о зайце. Мишке и леопарде

Молодцы! Где проходит Олимпиада?(презентация)

Каким надо быть,что бы попасть на олимпиаду?

А помогут нам игры быть сильными, ловкими и умелыми?

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с народными играми саха(презентация)

Возникновение подвижных игр уходит в далекое прошлое. Каждый народ создает свои национальные игры. Проводились подвижные игры, как правило на улице, на свежем воздухе, благодаря чему становились важным средством оздоровления детей.

Игра «Водонос»

Дети делятся на две команды. По четырем углам комнаты ставят по одному деревянному сосуду: два из них заполнены водой, а два- пустые. Командам выдается по одной деревянной ложке. Первые игроки от каждой команды должны добежать до сосуда с водой, почерпнуть воды деревянной ложкой и, добежав до пустого сосуда, вылить из него воду, затем передать ложку товарищу по команде. Таким образом. Командам нужно перелить всю воду из одного сосуда в другой.

Какая команда перельёт воду быстрее и не прольёт, считается победившей. Если у одной из команд воды меньше, та проигрывает. Учитывается качество работы. Играть можно ложками, кружками.

3.Заключительная часть.

Игра на внимание «Воздух, земля, вода»

Воздух- руки вверх, земля-присесть, руки на пол, вода-руки вперед. Учитель называеткоманды в разной последовательности. Учащиеся выполняют задание. Кто ошибается и неправильно выполняет задания делают шаг вперед. Победителем становится, те учащиеся, которые ни разу не ошиблись и остались стоять на месте.

Подведение итогов.

Понравилось ли занятие?

Что нового узнали?

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Якутские национальные игры Саха норуотун оонньуулара Yakut national games Выполнил: Корякин Аман ученик 6 класса МБОУ «Майорская СОШ». Руководитель: Корякина Р. Н. Корякин Р. П.

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность Народные игры – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его развития. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних якутов. В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы. Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа Саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также с охотой, рыболовством. Многие игры служили для детей не развлечением, они имели также важное воспитательное значение, способствуя физическому и умственному развитию детей.

3 слайд

Описание слайда:

Цель: Пропаганда подвижных национальных игр народа Саха Задачи: Изучить литературу о возникновении и правила подвижных игр народа Саха Познакомиться с технологией изготовления принадлежностей национальных подвижных игр Саха. Попробовать сыграть в игры в кругу семьи. Объект исследования: технология изготовления принадлежностей национальных подвижных игр Саха Предмет исследования: национальные подвижные игры народа Саха.

4 слайд

Описание слайда:

Стрельба в цель с кружением (Салгыдый) Берется картонный диск диаметром 20 - 25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3 - 5 м от него ставится шест (или круглая тумбочка), вокруг которого играющий должен несколько раз обежать с мячом и бросить его в диск (цель). Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав вокруг шеста или тумбочки большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча. Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обойти круг. Бросать в цель точно с определенного расстояния.

5 слайд

Описание слайда:

Летящий диск (Тэлэрик) Из двойного картона или бересты вырезают диск диаметром 20 - 25 см, разрисованный с двух сторон якутским орнаментом. Диск бросают вверх, а играющий старается попасть в него мячом. Вариант. Игру можно организовать под руководством взрослого со старшими детьми, которые стреляют в подброшенный диск из лука. Правила игры. Время броска мяча и стрельбы из лука определяет сам играющий.

6 слайд

Описание слайда:

Соколиный бой (Мохсо5ол охсуhуута) Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Когда устают прыгать на правой ноге, меняют ее на левую. И тогда соответственно меняются толчки плеча. Если при грубом толчке один из играющих упадет, толкнувший выходит из игры. Правила игры. Победившим считается тот, кто заставит встать другого на обе ноги. Отталкивать партнера можно только плечом. Смену ног производить одновременно в паре.

7 слайд

Описание слайда:

Перетягивание на палках (Мас тардыhыыта) Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга. Правила игры. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего. Игроки в каждой команде должны быть равны по численности и по силе.

8 слайд

Описание слайда:

Сокол и лиса (Мохсо5ол уонна саhыл) Выбираются сокол и лиса. Остальные дети - соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. Правила игры. Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.

9 слайд

Описание слайда:

Один лишний (Биир ордук) Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается по возможности подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становится в середине круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой-нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда...» (указывают на более дальнюю пару). В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми меняются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое-нибудь из освободившихся мест. Оставшийся без места становится ведущим. Может играть любое количество детей. Правила игры. Меняться парами можно только тогда, когда ведущий бежит в указанном направлении.

10 слайд

Описание слайда:

В ходе своей исследовательской работы я: изучил литературу о возникновениях и правилах игры национальных подвижных игр. Познакомился и попробовал изготовить принадлежности для игр. Попробовал сыграть в игры в кругу семьи. Национальные виды спорта имеют большое значение для физического развития. Игры предков обрели в наши дни новое дыхание отдельные виды национального спорта (борьба хапсагай, перетягивание палки, кылыы, ыстана, куобах) получили международное признание Заключение

Якутские национальные игры на занятиях

Иван Гермогенов,

тренер-преподаватель по якутским национальным прыжкам

Хангаласского ДЮСШ Республики Саха (Якутия)

Главной целью физического воспитания школьников является сохранение физического здоровья, развитие способности к производительному труду и защите Отечества, умственное и физическое самосовершенствование личности.

В Концепции национальной школы говорится, что ребенок должен получать первоначальные представления и знания о мире из своего окружения, воспитываться и развиваться на примере традиций, заложенных предками. Точно так же и в физическом развитии ребенку необходимо прививать знания, умения и навыки через овладение исконно якутскими играми и занятиями, сопряженными с трудовой деятельностью якутского народа, и национальные виды спорта.

Еще в XIX веке русский политссыльный Иван Худяков обратил внимание на то, что в якутской среде очень сильно влияние физического самосовершениствания и описал особенности национальных игр и физических упражнений. К сожалению, надо отметить, что мы до сих пор не уделяем большого внимания этим упражнениям. Так исторически сложилось, что древним саха нужно было готовить своих детей к суровым условиям жизни, труду, войнам. Это отразилось в том, что они всегда направляли своих детей, вырабатывали в детях те навыки и умения, которые понадобятся им в жизни. Это всё проявления народной педагогики. Воспитанный на такой педагогике мальчик вырастал настоящим атлетом-богатырем, представителем своего этноса с определенными нормами и правилами поведения, физически здоровый, трудолюбивый, охотник, воин, образцовый семьянин и отец. Ведь ребенок с младенческого возраста был поставлен в тяжелые условия выживания. Потому взрослые следили, чтобы ребенок зимой много времени проводил на свежем воздухе, выполняя домаш ние обязанности, работая, играя, а летом бегал босиком, закалялся. Ребенок был близок к природе, любил ее, уважал и чтил ее законы . Таким образом , всё это давало ему возможность вырасти в сильного и выносливого человека, уверенного в своих силах.

Какие были национальные игры? Дети играли, подражая охотнику, всаднику на коне, на олене, рыбаку. Но особенность всех игр, развлечений, упражений была в том, что они носили прежде всего состязательный характер. Как только встречались маленький ли, взрослый ли , сразу начинали меряться силами, состязаться в ловкости и быстроте. Так зачинались состязания, соревнования. Еще одной особенностью является то, что физическое и трудовое воспитание были неотъемлемой частью друг друга. В труде ребенок становился сильным, выносливым. Из поколения в поколения с молоком матери ребенок впитывал премудрости народной жизни в суровых условиях севера. Поэтому абсолютно недопу стимым считалось насилие над человеком, когда кто-то кого-то бил или пинал, бросал вниз головой. В книгах якутских педагогов П.К. Васильева и М.К. Охлопкова, А.С. Федорова, А.А. Шадриной рассказывается о более чем ста различных якутских национальных играх. Если проанализировать эти игры, соревнования, в них отчетливо проявляется образ жизни, народная мудрость, правила поведения якутского народа. Благодаря Концепции национальной школы мы, сельские учителя ф изкультуры, имеем возможность воспользоваться заветами наших предков и воспитывать подрастающее поколение в лучших традициях народной педагогики. Разработанная мною программа на 40% состоит из использования якутских национальных игр. Также эта программа сделана с учетом возрастных особенностей физического развития школьников и материально-технической базы учебного заведения.

Остановимся на урочной системе. Она целиком строится с учетом физического и умственного развития школьников. Например, в 1-4 классах основной упор делается на систему физических упражнений – подвижных игр, которые кроме всего прочего развивают еще наблюдательность, смекалку. Такие игры я ввожу в первой части урока.

В 5-8 классах дети особенно любят баловаться, хотят много узнавать, любопытны. Физические занятия должны правильно направлять эти интересы ребенка Потому в этих классах можно ввести на занятия по общефизической подготовк е упражнения, которые имитируют движения косца, рыбака, охотника, наездника, разных животных. Детям, например, бывает очень интересно подражать движениям косца. На третьей части урока можно вводить как коллективные, так и игры с участием одного-двух человек. Например, игра “Ойбонтон уулаа h ын” (Водопой). Эта игра развивает очень много мышц: ног, спины, дает навыки ловкости, гибкости, силы, равновесия и дыхания. Таким образом, на урок можно вводить подражательные, сюжетные игры. Например,

    От охсору утуктуу (Косец)

    Мас кэрдиири утуктуу (Упражнения, имирующие действия лесоруба)

    Муус койору утуктуу (Упражнения, имирующие действия человека, колющего лед)

    Талкы баттыыры утуктуу (Упражнения, имирующие действия кожемяки)

    Дьиэрэнкэй (танцевальные движения)

    Чохчоохой (подпрыгивания вприсядку)

    Кырынаастаа h ын (прыжки горностая)

    Хорон оту урдунэнэ ыстаныы (прыжки через стебли травы)

    Атара (выполнение широких шагов)

В 9-11 классах школьник сильно вырастает, физически крепнет, увеличивается масса тела. В этих классах можно практиковать бег, разные подвижные игры, прыжки. Якутские дети с давних времен имеют наклонность к бегу и ходьбе. Ведь раньше семьи жили на отдалении друг от дурга. Потому детям приходилось бегом или пешком направляться к своим соседям или родственникам. Девятикласникам-одиннадцатиклассникам можно преподавать в разделе “Легкая атлетика” национальные игры - прыжки кылыы, ыстана, куобах и т.д. Якутские дети привыкли пер ескакивать через небольшие водоемы, ограждения, через кусты, с кочки на кочки. На этих занятиях можно ввести такие игры, как

    Прыжки кылыы, ыстанга, куобах

    Ус тогул ус (Три прыжка куобах, три прыжка ыстанга, три прыжка кылыы)

    Куобахтаан урдугу ыстаныы (прыжки в высоту с соединением обеих ног)

    Наартаны урдунэн ыстаныы (прыжки через нарту)

    Маамыкта быра5ыы (бросание аркана)

    Мас тарды h ыыта (перетягивание палки)

На занятиях по гимнастике можно ввести:

    Кырынаастаа h ын (прыжки горностая)

    Котох ына5ы туруоруу (поднятие хилой коровы)

    Ойбонтон уула h ын (водопой - поднятие легкой вещи приседанием на одной ноге без помощи рук)

    Тутум эргиир (вертушка)

    Халбас харата

    Дул5алаа h ын (имитация прыжков с кочки на кочку)

    О h уону суу h унэн устэ тонсуйуу (прыжки вверх с забиванием руками метки на высоте)

    Ким кыайан турарый (Кто первым сможет подняться)

    Мас тарды h ыыта (перетягивание палки) и т.д.

В этом возрасте учитель должен обращать особое внимание на развитие правильной осанки, сохранение подвижности и гибкости. Индивидуально работая с каждым, приходится давать выполнение тех или иных физических упражнений на дом. Это было еще и стимулом к изучению национальных игр, их разучиванию. В старших классах детям очень нравятся командные эстафетные игры. Потому организую игру по станциям. Например, на одной из станций отжимание, на другой - накачивание мышц живота, на третьей - прыжки вверх, где-то - выпол нение упражнений на гибкость, дальше бег и поднятие гантелей. Каждые полминуты меняются по станциям. За 3-4 минуты ребенок должен пройти все станции. Можно пройти неско лько раз по станциям, только тогда надо добави ть еще несколько станции с упражнениями.

Также очень интересно вводить на занятия элементы национальных танцев: осуохай, дьиэрэнкэй, кириэс тэбии, атах тэпсии (хоровод, прыжки с подскоком, движения парами друг против друга, ходьба крест-накрест).

Что может включать внеклассная работа по физической культуре. Во-первых, вне урока почти все учащиеся посещают те или иные спортивные секции. Во-вторых, стал о доброй традицией проведение таких массовых мероприятий, как осенний кросс, внутришкольные соревнования по баскетболу, волейболу между классами, соревнования “Игры предков”, “Юрюнг Уолан”, сдача нормативов осенью и весной, лыжи, весенний кросс, школьный ысыах. По указу Президента Республики Саха (Якутия) 1 апреля с 1999 года считается праздником - Днем отцов. Праздник направлен на повышение статуса мужчины и отца.

Особое внимание хочется обратить на “Игры предков”. Это состязания мальчиков, направленные на воспитание чисто мужских качеств. Как правило, участниками соревнований становятся люди разных возрастных групп: учащиеся, молодежь, ветераны. На таких играх принято соревноваться в таких состязаниях, как ус тогул ус, кырынаастаа h ын, куобахтаан урдугу ыстаныы, тутум эргиир, мас тарды h ыыта. Итоги подводятся с учетом всех 5 этапов соревнования, и выявляется абсолютный чемпион. Эти соревнования являются пропагандой здорового образа жизни и национальных игр.

Стало вызовом времени владение умением сохранять эмоциональную и физическую устойчивость, умением действовать индивидуально и в группе, умением использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельностидля организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в ладение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности. Всё это как нельзя лучше находит отражение и в национальных играх народа саха.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Республика Саха(Я) – это многонациональная республика Российской Федерации, в которой совместно проживают представители многих национальностей. Вся жизнь коренных народов Якутии связано с холодом, который продолжается в течение 6-7 месяцев и достигает температуры от –40 до -60 градусов мороза. Экстремальность климата способствовала выработки особого характера северных народов, сформировала этнически жизнестойкую материальную и духовную культуру народов Саха. Сложные и трудные промыслы, суровый климат требовали от коренных народов хорошей и физической подготовки, отличной закалки, устойчивой психики. С малых лет прививали необходимые физические качества – силу, быстроту, выносливость, ловкость, координацию и.т.д. Ловкость развивали борьбой, бегом. Чуткость развивали с помощью огня и. т. д. Важную роль в жизни выполняли игры, связанные с бегом, ходьбой на лыжах, стрельбой с лука, а также национальные игры народов Саха. Народные игры – своеобразный жанр народного творчества, раскрывающий национальную культуру и быт в прошлом и настоящем. Народные игры имеют давнее историческое происхождение. Основным видом деятельности коренных народов Якутии являются животноводство, скотоводство, охота, оленеводство и рыболовство. В играх северян отражены их борьба за существование в суровых условиях крайнего Севера. Здесь представлены несколько национальных подвижных игр на развитие силы, ловкости, выносливости, скорости бега, координации, которые разработаны для учащихся. Игры взяты из книги А.С. Федорова. Эти игры можно применять на уроках физкультуры и для внеклассных занятий.

3 слайд

Описание слайда:

Кто поднимет худую корову? Ведущий садит на пол одного игрока. Игрок хватает руками пятки правой ноги, при этом старается ногу распрямить. С такого положения играющий должен встать на левую ногу. Если игроку не удастся встать на левую ногу с трех попыток, его называют “худой коровой”.

4 слайд

Описание слайда:

Переворачивание через палку (Кто самый гибкий?) Берется палка 1 м длиной, одна сторона отточена. C позиции мостика палка вбивается в землю. Затем, не спуская рук с палки, игрок должен повернуться вокруг оси. При этом нельзя дотрагиваться до земли. Кто больше всех сделает поворотов, тот побеждает.

5 слайд

Описание слайда:

Кочки “Кочки” длиной 20 см и шириной 7 см числом не больше 10 раскладывают на расстоянии шага друг от друга. Игроку завязывают глаза. Поворачивают три раза вокруг себя и отправляют в сторону “кочек”. Побеждает тот, кто меньше всего “кочек” заденет.

6 слайд

Описание слайда:

Водопой На землю ставят емкость высотой с кулак и наполняют ее водой. Игрок хватается правой рукой за левое ухо, а левой рукой берет стопу правой ноги и в таком положении должен наклониться и попить воды. Если опустит руку, выходит из игры. Победителем становится тот, кто попьет воду, не отпуская рук. Вместо воды можно положить конфеты.

7 слайд

Описание слайда:

Бой быков На земле отмеряется отрезок длиной 1,5м или 2м, и по середине которой проводится линия. Игроки становятся на четвереньки по разные стороны линии и упираются головами (плечами). По команде начинают «бодаться», толкать друг друга. Побеждает тот, кто вытолкает соперника за линию на 0,5 м.

8 слайд

Описание слайда:

Замок Чертят на земле 2 линии с двух сторон на расстоянии в 1,5 или 2м. Игроки встают между ними и берутся друг за друга средними пальцами и по команде начинают тянуть друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за линию так, чтобы соперник переступил ее. Если во время перетягивания один из них поправит или отпустит палец, то он считается проигравшим.

9 слайд

Описание слайда:

Упрямый теленок Ведущий накидывает веревку на голову двух игроков, которые стоят опираясь на ноги, держа руки за спиной. Никто из играющих не должен делать резких движений, опускать голову. По команде начинают тянуть в свою сторону. Кто дотянет соперника до черты, тот побеждает. Проигравшего называют упрямым теленком.

10 слайд

Описание слайда:

Соколиный бой Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Когда устают прыгать на правой ноге, меняют ее на левую. И тогда соответственно меняются толчки плеча. Если при грубом толчке один из играющих упадет, толкнувший выходит из игры. Правила игры. Победившим считается тот, кто заставит встать другого на обе ноги. Отталкивать партнера можно только плечом. Смену ног производить одновременно в паре.

11 слайд

Описание слайда:

Перетягивание на палках Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга. Правила игры. Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего. Игроки в каждой команде должны быть равны по численности и по силе.

12 слайд

Описание слайда:

Сокол и лиса Выбираются сокол и лиса. Остальные дети - соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. Правила игры. Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.

13 слайд

Описание слайда:

Волк и жеребята Из группы играющих выбираются волк, две-три лошади, а остальные дети изображают жеребят. Лошадки огораживают чертою поле - пастбище, на котором пасутся жеребята. Лошадки охраняют их, чтобы они не ушли далеко от табуна, так как там бродит волк. Определяют (и тоже очерчивают) место волку. Все становятся на свои места, и игра начинается. Пасущиеся лошадки распростертыми руками сгоняют в табун резвящихся и старающихся убежать из пастбища жеребят. Но за линию лошадки не выходят. Волк ловит жеребят, убегающих от табуна за линию. Пойманные волком жеребята выходят из игры и сидят (или стоят) в определенном месте, куда их приведет волк. Правила игры. Волк ловит жеребят только за пределами пастбища.

Ежегодно в ноябре, который в якутском народном календаре называется месяцем Байаная, в нашем ДОУ проводятся мероприятия по ознакомлению детей с якутскими народными играми. Народные игры воспитывают в детях ловкость, быстроту реакции, глазомер, так необходимые будущему охотнику и воину, защитнику родной земли.

21 ноября инструктор по физкультуре Лугинова Т. Н. и ПДО по якутскому языку Руфова Н. Н. провели развлечение для детей старших групп «Игры предков». Дети трех старших групп играли в игры, пришедшие к нам из глубины веков:

  • Дулҕалаах сиринэн. Пройти с завязанными глазами между кеглями, стараясь не уронить (не наткнуться на кочки при косьбе) кегли.
  • Муҥха. Одна команда (невод, сети), взявшись за руки, ловят детей из другой команды (караси).
  • Көтөх ынах (Худая корова). Сидя на полу, дети берутся левой рукой за правое ухо, а правой рукой – за ступню левой ноги, и пытаются встать с этого положения.
  • Ыт буутун охсуута. Два ребенка на одной ножке скачут и пытаются плечом сбить соперника.
  • Скачки — эстафета. Бег прямым галопом с передачей деревянного коня на палочке.

Дети с удовольствием играли в игры, пришедшие к нам из глубины веков. Думаем, что и воспитатели будут играть с детьми в якутские подвижные игры на прогулках или в группе.

23 ноября инструктор по плаванию Климов И.Д., инструктор по физкультуре Лугинова Т. Н. и ПДО по якутскому языку Руфова Н. Н. провели для мальчиков подготовительных групп соревнования по якутским спортивным играм “Игры Боотуров”.

На прекрасной якутской земле живут красивые девушки и отважные парни – богатыри. Богатырь – это отважный и сильный человек, защитник и воин. По якутски богатыря называют «боотур». В якутских сказках боотуры защищают людей, спасают средний мир от злых чудовищ – абааhы. А когда боотуры встречаются все вместе, они затевают игры. Они борются, скачут наперегонки на конях, прыгают и перетягивают палку. Наши мальчики, конечно же, вырастут такими же сильными, выносливыми, ловкими, как богатыри олонхо.

4 команды богатырей соревновались в следующих видах:

  • масс тардыhыыта – перетягивание палки
  • ойбон алларыыта – доставание воды из проруби (наклониться без сгибания коленей и зубами достать туес).
  • состязание богатырей (сбрасывание со скамейки)
  • проверка выносливости, кто дольше продержится на перекладине.
  • Ат суурдуутэ – скачки.

После каждой игры победителя восхваляли по-якутски: түргэн (самый быстрый), сымса (самый ловкий) күүстээх (самый сильный).

По общему количеству очков победила команда боотуров из подготовительной группы №1.

5 декабря инструктор по физкультуре Лугинова Т. Н., ПДО по якутскому языку Руфова Н. Н. и педагог-психолог Иванова И.В. провели соревнования по якутским настольным играм. Дети старших и подготовительных групп играли в күөрчэх (верчение мутовки), тырыыҥка (лучинки) и тыксаан (щелчки).

В игре “Күөрчэх” 1 место занял Сивцев Саша (подготовительная группа №4), 2 место – Ивкин Кирилл (подготовительная группа №2), 3 место – Старостин Артем (старшая группа №3).

В игре “Тырыынка” 1 место заняла Шадринова Полина (подготовительная группа №2), 2 место – Габышева Вилена (подготовительная группа №1), 3 место – Рабжиров Вова (старшая группа №1).

В игре “Тыксаан” 1 место занял Сосин Артур (старшая группа №3), 2 место – Пластинин Демид (старшая группа №1), 3 место – Сидоров Миша (подготовительная группа №3). Теперь победителям предстоит сыграть с детьми из детских садов Центрального, Губинского и Промышленного округов на соренованиях по якутским настольным играм.

Пожелаем нашим детям победы!

Материал подготовила ПДО по якутскому языку Руфова Н. Н.




Top