Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). Схема анализа отклоняющегося поведения

СХЕМА АНАЛИЗА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

На примере анализа молодого человека 23-х лет.

1 раздел. А. Оценка отклоняющегося поведения.

1.1.Вид- агрессивное поведение

Форма-явная

1.2. Степень выраженности- Протяженность-краткосрочное (воздействие из вне) /сиюминутное поведение

1.3. Стадия сформированности -физиологическая

1.4. Какой ущерб принесло человеку (личности) -конфликты с окружающими, непонимание

1.5. Ущерб окружающим (отношения здоровья личности) -нанесенные травмы

1.6. Наблюдается уровень снижения адаптации успешности-изоляция

1.7. Ситуация, в которой впервые имело место- драка в детском саду

1.8. Ситуации, в которых имело место впервые, действие и в настоящее время-

1.9. Что предшествует. Запускающий механизм.- метро,час пик

1.10. Психофизическое состояние во время - учащение пульса,обильное слюноотделение, неконтролируемые действия

1.11. Последующие события (состояния, мысли, действия) - сначала появляется желание убивать,затем наступает отвращение к самому себе

1.12. Реакция окружающих - шок

1.13. Кто, что провоцирует или усиливает - провоцируют близкие люди слишком большой требовательностью

1.14. Что исключает. Благодаря чему его не бывает- поощрения со стороны близких

1.15. Какое отношение самой личности девиантного поведения- отрицающее

Раздел 2. Б. Конституционально-биологические предпосылки. (Врожденного генетического характера, который формирует типологическую предрасположенность)

2.1. Сензитивность -Повышенная чувствительность к любому внешнему раздражителю

2.2. Эмоциональность- резкие перепады настроения

2.3. Общий фон настроения- напряженный

2.4. Чрезмерная двигательная активность

2.5. Импульсивность. Склонность к быстрой неконтролируемой реакции.

2.6. Низкая адаптивность - невозможность менять условия, в зависимости от условий окр. среды

2.7. Склонность к быстрому формированию стойких поведенческих стереотипов

2.8. Ригидность - застревание активности на агрессивных действиях

2.9. Склонность к соматизации-сердечно-сосудистые заболевания

2.10. Сниженная обучаемость

Раздел 3. В. Индивидуально личностные особенности, поддерживающие отклоняющиеся поведение.

3.1. Длительная фрустрация ведущих потребностей- Потребность в любви и принятии

3.2. Преобладание негативных эмоциональных состояний -отчаяние,агрессия, депрессия

3.3. Наличие сверхсильной травмы- потеря близкого человека в детстве, отсутствие поддержки со стороны родителей

3.4. Алекситимия -непонимание собственных эмоций и неумение их выражать

3.5. Несформированность ассертивного поведения (неспособности открыто выражать свои чувства и отстаивать свои интересы) -отсутствует

3.6. Несфомированность коммуникативных навыков. Деструктивное разрешение конфликтов.

3.7. Непродуктивные способы совладания со стрессом- изоляция, отрицание

3.8. Несформированность позитивных интересов

3.9. Дефицит целеполагания

3.10. Ложная самоидентичность и пониженная самооценка.

3.11. Чрезмерная зависимость на окружающих -отсутствует

3.12. Доминирование девиантных ценностей

3.13. Неразвитость высших чувств (сострадания, веры)

3.14. Отсутствие или утрата смысла жизни.

Раздел 4. Г. Социально-групповые условия

4.1. Полная семья

4.5. Семья, переживающая финансовый кризис

4.6. Отсутствие поддерживающей социальной группы

4.7. Отсутствие друзей

4.8. Отсутствие социального партнера

4.9. Общественная незанятость

4.10. Отсутствие принадлежности к какой-либо группе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

1. Вид и форма - агрессивное поведение, форма-явная

2. Степень опасности-высокая степеь опасности и для личности,и для окружающих

3. Основные внешние условия, поддерживающие поведение- внешние раздражители и стрессы

4. Констуционально-биологические предпосылки- низкая эмоциональность, отсутствие эмпатии, неконтролируемые реакции

5. Ведущие осознаваемые мотивы - привлечение внимания окружающих

6. Ведущие неосознаваемые мотивы (скрытая психологическая выгода) -эмоциональное удовлетворение

7. Основные внешние условия препятствующие (ингибиторы поведения)- поощрения со стороны близких

8. Личностные ресурсы (особенности помогающие воздержаться) -терпение

9. Рекомендации по преодолению. (Стратегия изменения, индивидуальная программа психологической помощи)- обратиться к специалисту с обсуждением этой проблемы, попытаться найти какие-то другие способы привлечения внимания, направить свою энергию в какую-то деятельность

Поиск в литературе-

Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания

Клапаред Э. Чувства и эмоции // Психология эмоций

Румянцева Т. Агрессия и контроль

Девиантное поведение подростков (на примере наркозависимости)

Введение

В настоящее время психологи отмечают, что происходящие перемены (политические, экономические, этнические и др.) вызывают у людей бурные эмоциональные переживания. Современное поколение оказалось не приспособленным к условиям постоянно меняющейся стрессогенной социальной действительности. К сожалению, педагоги и родители, поставленные в условия новой социально-стрессовой реальности, не могут оказывать эффективное воспитательное воздействие на молодежь, поскольку сами не обладают необходимыми знаниями, навыками и социально-адаптивными моделями поведения. Это привело к тому, что выработка новых форм поведения у молодых людей происходит стихийно, бессистемно.

Подростковый возраст представляет собой период особой концентрации конфликтов, часто приводящих к различным поведенческим отклонениям, таким как делинквентность, агрессивное поведение, проживание в особой субкультуре (например, в религиозной секте), наркомания, суициды.

Подростки не имеют определенных жизненных навыков, позволяющих самостоятельно справляться с воздействием хронических стрессовых ситуаций и вырабатывать здоровый и эффективный жизненный стиль без дезадаптивных форм поведения. Они еще не готовы противостоять социальному давлению и поступают так, как принято и модно. Вследствие этого, подростки чаще используют саморазрушающие пути совладания со стрессом – употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

В современном мире распространение наркоманий и токсикоманий приобрело характер эпидемии.

По данным Минздрава России, количество потребителей наркотиков на первое полугодие 1999 года составило 315 тыс. человек. По мнению экспертов, реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает этот показатель в 8–10 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими в 11,4 раза чаще, чем взрослые. Исходя из этого, с учетом, прежде всего, возрастной категории большинства наркоманов (13–25 лет), под угрозой оказывается фактически все новое поколение страны.

Новым опасным явлением стало появление «семейной наркомании», то есть случаев, когда один член семьи вовлекает в наркоманию других. Это особенно заметно на уровне молодых семей, прежде всего в Москве и других крупных городах. Таким образом, начинается процесс деградации значительной части тех, кто мог бы составить новую образованную и квалифицированную элиту государства, в которой оно действительно крайне нуждается на этапе перехода к рыночной экономике. Ведь подавляющее число хронических наркоманов не доживает до 30 лет.

Нельзя не обратить внимания на то, что, по данным МВД РФ, в стране число беспризорных детей приближается к миллиону. Среди этой категории наркомания становится повседневным явлением – практически каждый второй или уже попробовал, или уже употребляет наркотики на более-менее регулярной основе.

Профилактические мероприятия, в основном, сводятся к демонстрации гражданского пафоса в отношении наркотических веществ или, в лучшем случае, к проповедям и призывам, что само по себе бесперспективно, расточительно и бесполезно. На самом деле, наркомания сегодня – это обряд субкультурного крещения, проблема личностной свободы и запретного плода, проблема большего страха жизни, чем страха смерти…

Практически важным, на наш взгляд, является вопрос выявления первопричин употребления наркотиков среди молодёжи. Система профилактики должна строиться на концепции, предусматривающую социальную и психологическую адаптацию к реалиям жизни. Что должно включать научный и психологический анализ групп риска, склонности к девиантному поведению, определяющий необходимость образовательных, профориентационных, социальных, дисциплинарно–организационных усилий по отношению к молодежи.

Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема курсового исследования: «Девиантное поведение подростков (на примере наркозависимости)».

Цель нашей работы – исследовать мотивы употребления и психологические особенности наркозависимых несовершеннолетних для выделения групп риска.

Объект исследования: несовершеннолетние наркозависимые.

Предмет исследования: мотивационные и личностные факторы, способствующие формированию наркотической зависимости.

Гипотеза исследования: определение факторов риска и понимание механизмов формирования наркотической зависимости повышает целенаправленность и эффективность профилактических и реабилитационных программ.

Изучить теоретические источники по проблеме подростковой наркозависимости;

Составить анкету для исследования мотивов употребления наркотиков подростками; провести и проанализировать результаты;

Подобрать методики и провести диагностическое обследование наркозависимых подростков (группа 8 человек, возраст – 15–16 лет).

Выбор качественных методов (интервью и психодиагностика) в исследовании не случаен. Качественные методы направлены на раскрытие причинно-следственных связей, анализ процессуальных характеристик изучаемого явления и не ставят своей целью проследить количественные закономерности. Именно раскрытие наиболее полной феноменологической картины является одним из условий, позволяющих анализировать внутреннюю структуру и взаимосвязи данного явления, выйти на более глубокий уровень понимания проблемы наркотической зависимости.

1. Анализ теоретических аспектов проблемы

1.1 Понятие девиантного поведения

Девиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм. Девиантное поведение человека можно также обозначить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, нарушения процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

Девиантное (отклоняющееся) поведение имеет следующие клинические формы:

Агрессия,

Аутоагрессия (суицидальное поведение),

Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.),

Нарушения пищевого поведения (переедание, голодание),

Аномалии сексуального поведения (девиации и перверсии),
сверхценныепсихологические увлечения (трудоголизм, гемблинг, коллекционирование, фанатизм – религиозный, спортивный, музыкальный),

Сверхценные психопатологические увлечения («философическая интоксикация», сутяжничество и кверулянтство, разновидности маний – клептомания, дромомания и др.),

Характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.),

Коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, псевдология, нарциссическое поведение и др.),

Безнравственное и аморальное поведение,

Неэстетическое поведение.

Девиантное поведение считается закономерным предиктом аддиктивного поведения и других психических расстройств подросткового возраста. С учетом значительной коморбидности (comorbidity – соболезненность, сочетание нескольких болезней) психических расстройств в подростковом возрасте с различными поведенческими и эмоциональными проблемами необходим скрининг и детальное исследование сопутствующей психопатологии. Часто неясно, вызваны те или иные симптомы последствиями злоупотребления веществами или указывают на сопутствующую психическую патологию. Антисоциальное, делинквентное поведение нередко предшествует или сочетается с аддиктивным поведением. Игнорирование рекомендаций учителей и врачей по поводу коррекции агрессивного или «расторможенного» поведения в начальной школе приводит к тому, что у подростка регистрируется сочетание агрессивного и аддиктивного поведения в старших классах. С другой стороны, непосредственный прием наркотиков может стимулировать агрессию за счет прямого химического воздействия на определенные структуры мозга.

1.2 Механизмы формирования аддиктивного поведения

Аддиктивное поведение является одной из форм отклоняющегося поведения, выражающееся в уходе от реальности посредством изменения психического состояния. Человек «уходит» от реальности, которая его не устраивает.

Развитие аддиктивного поведения определяется сложной системой факторов и условий, обусловленных как внешними воздействиями, так и внутренними характеристиками личности.

Не удовлетворяющая реальность – это всегда внутренняя реальность, так как и в случаях внешней «средовой» реальности, последняя воспринимается, осознается или производит эффект на подсознание, приводя к возникновению того или иного, вызывающего дискомфорт внутреннего психического состояния, от которого возникает желание избавиться.

Фактор понимается как причина или движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер. Поэтому психологические факторы являются движущей силой развития аддиктивного поведения.

В повседневной жизни каждый человек имеет определенный, выработанный им в процессе набор навыков избавления от психологического дискомфорта, и, особенно не задумываясь, достаточно эффективно использует их с этой целью.

К индивидуально накопленному арсеналу средств относятся различные способы переключения внимания на эмоционально стимулирующие события и активности: просмотр видеофильмов, спортивных состязаний, прогулки, общение с природой, физические упражнения, получение поддержки от друзей, знакомых или родственников и др. Некоторые этого достигают иначе.

Развитие аддиктивного поведения начинается с фиксации, которая происходит при встрече с воздействием того, что произвело на будущего аддикта чрезвычайное, очень сильное впечатление, остающееся в памяти и легко извлекаемое из неглубокого подсознания.

Девиантным считается любое поведение, отклоняющееся от социальных норм. Ключевым моментом является то, что нормы устанавливаются относительно конкретного общества. Поэтому поведение, нормальное для одних людей, рассматривается как нежелательное в другой культуре.

Общепринятой классификации видов девиантного поведения нет. Ниже приведено несколько разных классификаций в зависимости от признаков, взятых за основу.

Согласно целей, которые преследует индивид, девиантное поведение бывает:

  • корыстной ориентации – стремление получить корыстную материальную выгоду посредством нечестных действий или правонарушений (кражи, обманы, мошенничество, спекуляции);
  • агрессивной ориентации – преступления против личности (изнасилования, убийства, избиения, оскорбления);
  • социально-пассивной ориентации – уклонение от выполнения социальных нормативных обязанностей, избегание активного образа жизни и решения необходимых проблем (прогулы работы и учебы, различные виды зависимости, бродяжничество, суицидальные мысли).

С точки зрения результатов, отклонения от нормы бывают:

  • позитивные – действия индивида направлены на преодоление устаревших стандартов, способствуют изменениям социальной системы в лучшую сторону;
  • негативные – поступки человека направлены на разрушение социальной системы, приведение ее к дисфункции и дезорганизации.

Некоторые специалисты делят девиантное поведение на такие виды:

  • антисоциальное (делинквентное) – поступки человека противоречат правовым, морально-этическим и культурным нормам;
  • асоциальное – индивид совершает действия, которые не соответствуют социальным и правовым нормам общества, в котором он живет, а также обычаям и традициям;
  • аутодеструктивное – такое поведение является угрожающим развитию и целостности самой личности.

Девиантное поведение в детском и подростковом возрасте может включать в себя сочетание нескольких видов или проявляться только одним. Подобные изменения могут проявиться очень рано из-за врожденных причин, возникнуть вследствие физических травм, повлиявших на мозговую деятельность и неврологическое состояние, или же быть сформированы в процессе воспитания или при влиянии неблагоприятных социальных и психотравмирующих факторов.

Оценка своих поступков у детей и подростков также может иметь разный характер. Одни чувствуют свою вину, из-за чего у них падает самооценка и появляются неврозы. Другие считают свое поведение нормальным, оправдывают его, пусть даже общество считает это отклонениями от нормы.

Девиантное поведение детей

Проблемы в воспитании, непослушание и агрессивные аспекты поведения заставляют родителей задуматься о психическом состоянии ребенка уже в раннем возрасте.

Причины девиантного поведения у детей довольно разнообразные:

  • Биологические – включают в себя внутриутробные поражения (токсическое воздействие, асфиксия и пр.), наследственные заболевания, провоцирующие задержки физического и психического развития, повреждения нервной системы. Сюда же относятся нарушения соматического и психического характера, полученные ребенком в первые годы жизни (черепно-мозговые травмы, частые стрессы и пр.).
  • Социальные – отражают различные уровни неблагополучия окружающих людей. Сюда относится алкоголизм родственников (например, молодая семья живет в одной квартире с пьющим дедом), излишняя конфликтность, насилие в семье. Все это провоцирует ребенка корректировать свое поведение в соответствии с асоциальными нормами. Также повлиять на девиантное поведение может неполная семья, поскольку у ребенка наблюдается дефицит ролевых и поведенческих реакций, которые должны быть заимствованы у соответствующего члена семьи.
  • Педагогические – сюда относится злоупотребление запретами, отсутствие объяснений наказаний, что в свою очередь вызывает протестную реакцию со стороны ребенка. Также девиантное поведение развивается вследствие стандартизированного подхода к обращению с детьми в дошкольных и школьных учреждениях, где не учитываются индивидуальные особенности.
  • Психологические – особенности воспитания в семье, неблагоприятно повлиявшие на эмоционально-волевую сферу ребенка, например, воспитание по типу «кумир семьи», гипер- или гипоопека, насилие в семье, алкоголизм родителей. Также к психологическим причинам относится нарушение привязанности ко взрослым.

Если существуют медицинские показания, то терапию необходимо проводить на максимально ранних сроках. В случае социальных и педагогических причин имеет смысл задуматься над сменой стратегии поведения взрослых.

Точно также и психологические причины требуют немедленной коррекции. Если отклоняющееся поведение игнорируется в детском возрасте, то потом оно закрепляется и становится более устойчивым, перетекая в подростковый.

Девиантное поведение подростков

Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте несет большую опасность, чем в детском. Во-первых, потому что подросток может совершать более разрушительные действия. Во-вторых, потому что корректировка подобных явлений требует активных действий и длительного времени.

Причины возникновения девиантного поведения подростков могут начинаться еще с раннего детского возраста, а могут сформироваться уже позже под влиянием группы сверстников или из-за смены обстановки, дезадаптации (например, по причине распада семьи, утраты близкого человека и т.д.).

Наиболее распространенные формы девиантного поведения подростков:

  • деструктивно-агрессивная - для нее характерны радикальные и даже бунтарские поступки индивида с целью установки новых порядков в среде, где он находится, это может быть семья или интернат, дет.дом, а также изменение деятельности социальной группы или своего места в ней (класс в школе, группа на кружке или в спортивной секции, бандитская группировка на улице и т.д.).
  • деструктивно-компенсаторная - более мягкая форма девиантного поведения, при которой подросток пытается занять желаемое место в обществе или достичь определенных изменений своего социального статуса. В отличие от деструктивно-агрессивной формы поведения в данном случае человек чаще всего уступает своим принципам и убеждениям, попадая под влияние определенной социальной группы. Это может быть подчинение правилам неформальных группировок в обмен на их дружбу, защиту, признание или материальное обеспечение. Например, подросток, ранее не пробовавший сигареты или алкоголь или не использовавший нецензурные выражения, начинает их употреблять. Присоединяется к травле кого-то вне группы или же занимает пассивную позицию, не пытаясь защитить жертву от нападок сверстников.
  • компенсаторно-иллюзорная - направлена на снятие психологического дискомфорта и неудовлетворенности текущим положением дел при помощи психоактивных веществ. Тут нет противостояния социуму, подросток выбирает изолировать себя от него или искусственно изменить существующее восприятие.

Коррекция последней формы девиантности обычно вызывает наибольшие трудности, поскольку кроме психологических особенностей необходимо решать и проблему зависимости.

Профилактика девиантного поведения

Профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление детей группы риска, устранение факторов, способствующих развитию девиаций, а также на оказание своевременной помощи.

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у детей и подростков, необходимо:

  • Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества. Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.
  • Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.
  • Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.
  • Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с разными категориями людей. Чем больше человек получает соответствующей практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной стратегии в реальной ситуации.
  • Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и родительскую компетентность.

Для категорий детей и подростков, прошедших коррекционные программы, необходима профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия. Тут ключевыми моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и психологическая поддержка.

Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей

Один из частых примеров, с которым родители обращаются к психологу, это когда ребенок ведет себя агрессивно без видимых на то причин или устраивает скандалы.

Наиболее эффективной ответной реакцией со стороны взрослых, предотвращающей повторение подобных проявлений, будет ее полное отсутствие. Т.е. даже если ребенок падает на пол, захлебывается в истерике и кричит на всю улицу, родитель должен начать с ним разговаривать только после полного успокоения. Таким образом, тренируется самоконтроль и закрепляется поведение, при котором малыш понимает, что будет выслушан только при нормальном поведении.

Прогулы школы и систематическое невыполнение заданий не должны вызывать со стороны родителей избыточную реакцию, но игнорироваться также не могут. Такая форма может быть способом привлечения к себе внимания именно со стороны семьи или же возникнуть вследствие возникших психологических трудностей в школьном коллективе. Тут важно спокойно обсудить с ребенком причины такого поведения, не устраивая допроса и не намекая на наказание. Главное - дать ребенку понять, что вы заодно, то есть даже записку классному руководителю готовы написать, если банальный отдых исправит ситуацию.

В случае правонарушений и/или наличия фактов употребления наркотических веществ необходимы кардинальные меры по пресечению данного вида поведения вплоть до смены места жительства, если других возможностей изменить круг общения ребенка не представляется. Необходимо также тщательное исследование причин такого поведения и их устранение, поскольку без удаления «корня» проблемы ее повторение очень вероятно.

Коррекция девиантного поведения

Если родители замечают отклонения в поведении своего ребенка и не могут самостоятельного его отрегулировать, необходимо как можно раньше обратиться за консультацией к или , в зависимости от его возраста.

Ждать, пока такие тенденции пройдут самостоятельно, не имеет смысла, поскольку момент легкой корректировки может быть упущен, а ситуация будет продолжать ухудшаться. Словесная агрессия быстро превращается в физическую, прогулы занятий заканчиваются употреблением наркотиков, при этом дети обычно не осознают разрушительные последствия.

Часто дети, выбирающие асоциальное поведение, не видят в этом ничего предосудительного, поэтому могут отказываться идти на консультацию к специалисту. Не нужно силой затаскивать их в кабинет, а вот родителям прийти необходимо.

Разобравшись в индивидуальной ситуации, подскажут различные приемы и тактику действий самим родителям, чтобы скорректировать поведение ребенка.

У нас работают специалисты с большим опытом коррекции девиантного поведения у детей и подростков. Мы работаем как по классическим методикам, так и по инновационным и авторским.

Основная задача – подойти к вопросам и проблемам с детьми и подростками комплексно. Только в таком случае можно достичь положительного результата при общении с ними, достучаться до них и проработать их переживания, стрессы, травмы, чтобы скорректировать девиантное поведение.


3

Отклоняющееся поведе-ние личности представляет собой сложную форму социального пове-дения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов - условий и психологических причин.

Выделенные факторы зависимого поведения можно предста-вить в виде рабочей схемы для анализа. Данная схема позволяет своевременно распознать наиболее уязвимые сферы личности, которые могут выступать одновременно и причинами и стабилиза-торами проблемного поведения.

По результатам данного анализа можно составить индивиду-альную программу профилактики или преодоления отклоняюще-гося поведения.

^ СХЕМА АНАЛИЗА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

1. Индивидуально-типологическая ранимость:

Сенситивность (повышенная чувствительность к любому внеш-нему воздействию);

Эмоциональность (яркость переживаний) и эмоциональная ла-бильность (резкие перепады настроения);

Пониженный фон настроения;

Импульсивность (склонность к быстрой, необдуманной, некон-тролируемой реакции);

Низкая адаптивность (неспособность быстро и эффективно из-менять свое поведение в ответ на изменения ситуации);

Склонность к быстрому формированию стойких поведенческих стереотипов (привычки либо очень стойкие, либо чрезмерно быс-тро формируются);

Ригидность - склонность к «застреванию» на какой-либо ак-тивности (мыслях, чувствах, действиях);

Склонность к соматизации (телесному реагированию на небла-гоприятные факторы, например телесным напряжением, аллер-гией, соматическими заболеваниями).

Данные особенности можно считать врожденными. Они сохра-няются на протяжении всей жизни личности. Если у одного чело-века присутствуют несколько таких особенностей, целесообразно говорить о типологической предрасположенности к зависимому поведению. (Этому уровню предшествуют - генетический и физио-логический. Для их анализа не достаточно простого наблюдения, но необходимы специальные методы диагностики.)

^ 2. Нарушения саморегуляции личности:

Преобладание негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, отчаяния, боли, вины, агрессии , депрессии) и внут-ренних конфликтов;

Алекситимия - слабая речевая регуляция (непонимание своих переживаний и неумение формулировать их в словах, склонность отыгрывать аффекты в действиях, слабое развитие рефлексии);

Несформированность ассертивного поведения (неспособность от-крыто выражать свои чувства; неумение отстаивать свои интересы);

Непродуктивные способы совладания со стрессом (уход, изоля-ция, отрицание, проекция);

Дефицит целеполагания (неумение ставить цели, планировать, настойчиво реализовывать план);

Ложная самоидентичность и заниженная самооценка;

Отклонение индивидуальных ценностей от социальных норм и правил (девиантные ценности);

Отсутствие или утрата смысла жизни.

Перечисленные особенности саморегуляции формируются в течение жизни. Сочетание нескольких проблем определяет психологическую предрасположенность к отклоняющемуся поведе-нию.

^ 3. Дефицит ресурсов личности (ее жизненно важных качеств и
компенсаторных возможностей):

Духовность;

Здоровье и ценности здорового образа жизни;

Внешняя привлекательность;

Общительность, способность к сотрудничеству;

Активность;

Интеллект, специальные способности;

Целеустремленность и честолюбие;

Высшие чувства (совесть, ответственность, чувство долга, со-страдание, вера);

Творчество, хобби;

профессиональная квалификация, дело (работа, учеба);

достижения;

Любовь, дружба, значимые личные отношения;

Жизненный опыт.

Наличие перечисленных ресурсов у конкретной личности озна-чает реальную возможность компенсации личностных или жиз-ненных проблем. Они обеспечивают толерантность (устойчивость) личности к отклоняющемуся поведению. Также они определяют способность личности бороться со своей склонностью к зависимо-сти. Их отсутствие или слабая выраженность означают дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с зависимо-стью, незащищенность перед ней.

^ 4. Дефицит социально-поддерживающих систем:
отсутствие родительской семьи;

Неполная семья (отсутствие отца);

Зависимая семья;

Девиантная семья;

Низкий социальный статус семьи;

Семья, переживающая кризис (развод, финансовый кризис, пе-реезд, смерть члена семьи, серьезное заболевание члена семьи);

Социальная изоляция;

Отсутствие поддерживающей группы сверстников;

Низкий личный статус в референтной социальной группе (ра-бочем коллективе, учебной группе);

Отсутствие близких друзей;

Отсутствие сексуального партнера;

Общественная незанятость;

Проблемная компания;

Проблемные друзья (в том числе с отклоняющимся поведением).

^ 5. Социально-психологические условия, запускающие и поддержи-
вающие отклоняющееся поведение:

Состояние социально-психологической дезадаптации;

Состояние фрустрации жизненно важных потребностей; научение в рефе-рентной группе (на дискотеке, в школе); провокация или давление со стороны.

^ 6. Особенности отклоняющегося поведения (ОП):
ситуация, в которой впервые имело место ОП;
ситуации, в которых ОП проявляется в настоящее время;
степень выраженности поведения (способ, частота, обстоятельства, индивидуальный ритм);

Состояние во время самого ОП (например, во время опьянения или игры);

Что обычно предшествует ОП (запускающие механизмы); последующие события (состояние, мысли, действия); реакция окружающих; что исключает данное поведение (благодаря чему его не бывает).

7. Заключение:

Форма и степень выраженности ОП; степень социальной дезадаптации; отношение к ОП самой личности;

Поддерживающие внешние условия (подкрепляющие стимулы); поддерживающие внутренние условия (индивидуально-личност-ная предрасположенность и психологическая выгода); ингибиторы (препятствующие условия); ресурсы личности;

Возможные пути преодоления (стратегия изменения); формы и методы социально-психологической помощи.
4

Вся история человечества убедительно доказывает, что агрес-сия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает мощной притягательной силой и свойством заразительности - большинство людей на словах от-вергает агрессию, а при этом широко демонстрируют ее в своей повседневной жизни.

В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стрем-лением навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями.

В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними . Данная тенденция носит универсальный характер, а сам термин «агрес-сия» в целом имеет нейтральное значение. По сути агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выжива-нию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение аг-рессивного влечения самого по себе.

Агрессия как психическая реальность имеет конкретные харак-теристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Це-лью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрес-сии как способа достижения иной цели (инструментальная агрес-сия) . Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. А. Бандура и Р. Уолтере называют ее асоциальной аг-рессией и связывают с действиями социально-деструктивного ха-рактера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно долж-ны быть наказуемы по закону .

В содержательном плане ведущими признаками агрес-сивного поведения можно считать такие его проявления, как:


  • выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

  • тенденцию к разрушению;

  • направленность на причинение вреда окружающим людям;

  • склонность к насилию (причинению боли).
Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые дей-ствия с выраженным мотивом доминирования.

При этом выраженную социально-негативную оценку имеют, прежде всего те формы агрессивного поведения, которые «наце-лены на оскорбление или причинение вреда другому живому су-ществу, не желающему подобного обращения» . Такое аг-рессивно-асоциальное поведение непременно включает насилие - вербальные или физические действия, причиняющие боль. Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие) и в свою очередь вызывает негативные переживания жертвы (страх, униже-ние). Это поведение направляется агрессивными мотивами - раз-рушить, устранить, использовать, навредить. На когнитивном уров-не оно поддерживается установками, подтверждающими правиль-ность такого поведения (предрассудки, мифы, убеждения).

Для обуздания демона насилия любое общество вынуждено при-нимать специальные меры. Наиболее эффективными из них следу-ет признать национальные традиции и групповые ритуалы (игры, праздники, обряды), позволяющие конкретной личности интегри-ровать свой агрессивный потенциал и выражать его социально-при-емлемыми способами. Огромное значение также имеет присутствие в обществе достаточного количества положительных примеров, на-пример национальных героев или жизнеутверждающих кумиров.

Делинквентное поведение. Поня-тие происходит от латинского delinquens - «проступок, провин-ность». Под этим термином мы будет понимать противоправное поведение личности - действия конкретной личности, отклоняю-щиеся от установленных в данном обществе и в данное время зако-нов, угрожающие благополучию других людей или социальному поряд-ку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия - делик-тами.

Криминальное поведение является утрированной формой делинк-вентного поведения вообще. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм госу-дарственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) об-щества.

В психологической литературе понятие делинквентности ско-рее связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное пове-дение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этиче-ских норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпа-дает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисо-циальным.

Приведенные виды делинквентного поведения можно рассмат-ривать и как этапы формирования противозаконного поведения, и как относительно независимые его проявления.

Многообразие общественных правил порождает большое коли-чество подвидов противоправного поведения. Проблема класси-фикации различных форм делинквентного пове-дения носит междисциплинарный характер.

В социально-правовом подходе широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные (или корыстные).

Для решения таких вопросов, как определение степени выра-женности делинквентности и меры воздействия на личность, важ-ное значение также имеет систематизация типов право-нарушителей. В 1932г. Н. И. Озерецким была предложена акту-альная и сегодня типология несовершеннолетних правонарушите-лей по степени выраженности и характеру личностных деформа-ций: случайные, привычные, стойкие и профессиональные правонару-шители .

В рамках клинических исследований представляет интерес ком-плексная систематика правонарушений В.В.Ковалева, построен-ная по нескольким осям. На социально-психологической оси - антидисциплинарное, антиобщественное, противоправное; на клинико-психопатологической - непатологические и патологические формы; на личностно-динамической - реакции, развитие, состоя-ние. А.Г.Амбрумова и Л.Я.Жезлова предложили социально-пси-хологическую шкалу правонарушений: антидисциплинарное, ан-тисоциальное, делинквентное - преступное и аутоагрессивное поведение (следует отметить, что данные авторы к делинквентному относят только преступное поведение) .

Среди подростков, совершивших правонарушения, А.И.Дол-гова, Е. Г. Горбатовская, В. А. Шумилкин и др. в свою очередь выделяют следующие три типа:


  1. последовательно-криминогенный - криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социаль-ной средой является решающим, преступление вытекает из при--
    вычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;

  2. ситуативно-криминогенный - нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией;
    преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьянения, не являясь инициаторами правонарушения;

  3. ситуативный тип - незначительная выраженность негативного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний.
^ Социальные условия играют определенную роль в происхожде-нии противоправного поведения. К ним прежде всего относятся многоуровневые общественные процессы. Это, например, слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклиз-мы и низкий уровень жизни.

Согласно Р. Мертону , некоторые люди не могут от-казаться от делинквентного поведения, потому что в нынешнем обществе потребления подавляющее большинство любой ценой стремится к доходу, потреблению и успеху. Людям, так или иначе «отодвинутым в сторону» от общественных благ, трудно достичь желанных целей легальным путем.

Социальной причиной антиобщественного поведения конкрет-ной личности также может быть склонность общества навешивать ярлыки. В ряде случаев устойчивое антиобщественное поведение формируется по принципу порочного круга: первичное, случайно совершенное преступление - наказание - опыт насильственных от-ношений (максимально представленный в местах заключения) - последующие трудности социальной адаптации вследствие ярлы-ка «преступника» - накопление социально-экономических трудно-стей и вторичная делинквентность - более тяжкое преступление - и т.д.

Можно перечислить следу-ющие микросоциальные факторы, вызывающие делинквентность:


  • фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вы-
    зывает ранние травматические переживания ребенка;

  • физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение нака-заний);

  • недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии),затрудняющее нормальное развитие морального сознания;

  • острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;

  • потворствование ребенку в выполнении его желаний; недо-статочная требовательность родителей, их неспособность выдви-гать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;

  • чрезмерная стимуляция ребенка - слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам ;

  • несогласованность требований к ребенку со стороны родите-лей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;

  • смена родителей (опекунов);

  • хронически выраженные конфликты между родителями (осо-бенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);

  • нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери);

  • усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых).
Как правило, на первых порах, переживая фрустрацию, ребе-нок испытывает боль, которая при отсутствии понимания и смяг-чения переходит в разочарование и злость. Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка. Кроме того, используя агрессию, ребенок нередко добивается своих це-лей, управляя окружающими. Постепенно агрессия и нарушение правил начинают систематически использоваться как способы получения желаемого результата. Делинквентное поведение за-крепляется.

Противоправные действия в подростковом возрасте (12-17 лет) являются еще более осознанными и произвольными. Наряду с «при-вычными» для данного возраста нарушениями, такими, как кра-жи и хулиганство - у мальчиков, кражи и проституция - у дево-чек, приобрели широкое распространение новые их формы - тор-говля наркотиками и оружием, рэкет, сутенерство, мошенниче-ство, нападение на бизнесменов и иностранцев. В 1998 г. было заре-гистрировано около 190 тыс. несовершеннолетних преступников (10% от общего числа нарушителей закона) . По статистике большая часть преступлений, совершенных подростками, - груп-повые. В группе снижается страх наказания, резко усиливаются аг-рессия и жестокость, снижается критичность к происходящему и к себе. Наиболее показательным примером группового противо-правного поведения является «разгул» болельщиков после футбольного матча, среди которых молодые люди составляют большин-ство.

В.Н.Кудрявцев считает, что преступная карьера, как пра-вило, начинается с плохой учебы и отчуждения от школы (нега-тивно-враждебного отношения к ней). Затем происходит отчужде-ние от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания. Следующим шагом становится вхождение в преступную группировку и совершение преступления. На прохож-дение этого пути требуется в среднем 2 года. По имеющимся дан-ным 60 % профессиональных преступников (воров и мошенников) начали этот путь в шестнадцатилетнем возрасте.

По детерминации можно выделить следующие группы подростков-правонарушителей.

Первую группу представляют подростки, у которых вслед-ствие ряда причин оказываются не развитыми высшие чувства (со-весть, чувство долга, ответственность, привязанность к близким) или представления о добре и зле, что искажает их эмоциональную реакцию на поступки.

Ко второй группе можно отнести подростков с гипертро-фированными возрастными реакциями, что указывает на преходя-щий характер их оппозиционного и антисоциального поведения (при прочих благоприятных условиях).

Третью группу составляют те, кто устойчиво воспроизво-дит делинквентное поведение своего непосредственного окружения и для кого такое поведение является привычнонормалъным (с отрица-тельным образом самого себя, отсутствием навыков самоконтро-ля, слабо развитой совестью, потребительским отношением к лю-дям).

К четвертой группе относят подростков с психическими и невротическими расстройствами (у них наряду с делинквентным поведением присутствуют болезненные симптомы или признаки интеллектуального недоразвития).

Наконец, выделяется пятая группа подростков, сознательно выбирающих делинквентное поведение (не страдающих психически-ми расстройствами, обладающих достаточным самоконтролем и понимающих последствия своего выбора).

Наиболее неблагоприятными прогностическими признаками (в плане дальнейшего формирования антиобщественного пове-дения) можно считать: отсутствие совести и чувства вины, пато-логическую лживость, потребительское отношение к людям, рав-нодушие, неряшливость, выраженную психопатологию.

Таким образом, по детерминации поведения можно выделить несколько основных групп делинквентных лич-ностей:

Ситуативный правонарушитель (противоправные действия ко-торого преимущественно спровоцированы ситуацией);

Субкультурный правонарушитель (нарушитель, идентифициро-вавшийся с групповыми антисоциальными ценностями);

Невротический правонарушитель (асоциальные действия которого выступают следствием интрапсихического конфликта и тревоги);

«органический» правонарушитель (совершающий противоправные действия вследствие мозговых повреждений с преобладанием импуль-сивности, интеллектуальной недостаточности и аффективности);

Психотический правонарушитель (совершающий деликты вслед-ствие тяжелого психического расстройства - психоза, помраче-ния сознания);

Антисоциальная личность (антиобщественные действия которой вызваны специфическим сочетанием личностных черт: враждебно-стью, неразвитостью высших чувств, неспособностью к близости).

Внутри чрезвычайно сложной и многообразной категории «от-клоняющееся поведение личности» выделяется подгруппа так на-зываемого зависимого поведения или зависимостей. Зависимое по-ведение личности представляет собой серьезную социальную про-блему, поскольку в выраженной форме может иметь такие нега-тивные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наи-более распрост-раненный вид девиации, так или иначе затрагива-ющий любую семью.

С давних времен различные формы зависимого поведения на-зывали вредными или пагубными привычками, имея в виду пьян-ство, переедание, азартные игры и другие пристрастия. В совре-менной медицинской литературе широко используется такой тер-мин, как патологические привычки. Понятие зависимость также за-имствовано из медицины, является относительно новым и попу-лярным в настоящее время.

В широком смысле под зависимостью понимают «стремление по-лагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации» . Условно можно говорить о нормальной и чрез-мерной зависимости. Все люди испытывают «нормальную» зависи-мость от таких жизненно важных объектов, как воздух, вода, еда. Большинство людей питают здоровую привязанность к родителям, друзьям, супругам... В некоторых случаях наблюдаются нарушения нор-мальных отношений зависимости. Например, аутические, шизоидные, антисоциальные расстройства личности возникают вследствие ката-строфически недостаточной привязанности к другим людям.

Склонность к чрезмерной зависимости, напротив, порождает про-блемные симбиотические отношения, или зависимое поведение. Далее, используя термин «зависимость», мы будем иметь в виду именно чрезмерную привязанность к чему-либо. Зависимое поведение, таким образом, оказывается тесно свя-занным как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребностей. В специальной ли-тературе употребляется еще одно название рассматриваемой ре-альности - аддиктивное поведение. В переводе с английского addiction - склонность, пагубная привычка. Если обратиться к ис-торическим корням данного понятия, то лат. addictus - тот, кто связан долгами (приговорен к рабству за долги). Иначе говоря, это человек, который находится в глубокой рабской зависимости от некоей непреодолимой власти. Некоторое преимущество термина «аддиктивное поведение» заключается в его интернациональной транскрипции, а также в возможности идентифицировать личность с подобными привычками как «аддикта» или «аддиктивную лич-ность».

Зависимое (аддиктивное) поведение, как вид девиантного по-ведения личности, в свою очередь имеет множество подвидов, диф-ференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теорети-чески (при определенных условиях) это могут быть любые объек-ты или формы активности - химическое вещество, деньги, рабо-та, игры, физические упражнения или секс.

В реальной жизни более распространены такие объекты за-висимости, как: 1) психоактивные вещества (легальные и не-легальные наркотики); 2) алкоголь (в большинстве классифика-ций относится к первой подгруппе); 3) пища; 4) игры; 5) секс; 6) религия и религиозные культы.

В соответствии с перечисленными объектами выделяют следу-ющие формы зависимого поведения:


  • химическая зависимость (курение, токсикомания, наркоза-висимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);

  • нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

  • гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость,азартные игры);

  • сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм,трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм;

  • религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).
По мере изменения жизни людей появляются новые формы зависимого поведения, например сегодня чрезвычайно быстро рас-пространяется компьютерная зависимость. В то же время некото-рые формы постепенно утрачивают ярлык девиантности. Так, на наш взгляд, гомосексуализм в современной социальной ситуации не следует относить к девиантности, хотя, несомненно, он оста-ется в разряде маргинального поведения (занимающего крайнюю границу нормы и пока вызывающего непринятие людей). Нужно воздерживаться от соблазна причислять к зависимому поведению повседневные формы активности, не вызывающие реального ущер-ба, например привычку пить кофе или есть сладкое.

Итак, зависимое (аддиктивное) поведение - это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупо-треблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.

Отклоняющееся поведение личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может но-сить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологиче-ской помощи. В силу сложного характера поведенческих наруше-ний их предупреждение и преодоление требует хорошо организо-ванной системы социальных воздействий.

Психологическая помощь как один из уровней рассматриваемой системы играет в ней связующую роль и отличается выраженной гуманистической направленностью. Этот факт получил отражение в таких принципах психологической работы, как кон-фиденциальность, добровольность и личная заинтересованность, принятие человеком ответственности за свою жизнь, взаимное до-верие, поддержка, уважение личности и индивидуальности.

Психологическая помощь имеет два ведущих направления. Это психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика) и психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реаби-литация). Психодиагностика, как правило, не является самостоя-тельным направлением работы и не должна быть целью психоло-гической помощи. Это вспомогательный вид деятельности, важ-ный, но не обязательный, как правило, решающий промежуточ-ные практические задачи.

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает сис-тему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, обще-ственном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактиче-ской работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особен-но важно в работе с активно формирующейся личностью, напри-мер с подростками. Поэтому далее психологическая превенция отклоняющегося поведения будет рассматриваться чаще на при-мерах именно подросткового возраста.

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выде-лять первичную, вторичную и третичную профилактику . Первичная профилактика направлена на устранение неблаго-приятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди под-ростков. Задача вторичной профилактики - раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «груп-пой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без прояв-ления такового в настоящее время. Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических рас-стройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

Психопрофилактическая работа может входить в комплекс ме-роприятий всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффек-тивна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем.

Существуют различные формы психопрофилактиче-ской работы.

Первая форма- организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные фак-торы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, на-пример через создание негативного общественного мнения по от-ношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также мо-жет быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкрет-ная личность.

В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает прежде всего социальную рекламу по форми-рованию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специ-альные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы - все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время.

Работа с молодежной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодежь против наркотиков» или одноимен-ной акции с выступлением популярных рок-групп. Чрезвычайно важна работа в местах, где молодежь проводит свой досуг и обща-ется. Например, на дискотеке могут появиться загадочные люди в масках. В конце вечера подростки могут узнать от них о трагических судьбах и переживаниях, связанных с потерей близкого человека от наркотиков.

Работа с подростками может быть организована также на ули-це, для чего в ряде стран существует подготовка подростков-лиде-ров, проводящих соответствующую работу.

В рамках данного подхода также предпринимаются попытки со-здания поддерживающих «зон» и условий, несовместимых с неже-лательным поведением. Основным недостатком модели считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и отклоняющимся поведением. В целом данный подход выглядит до-статочно эффективным.

Вторая форма психопрофилактической работы -

Негативной тенденцией в жизни общества является кризис института семьи, нивелировка понятия нравственных ценностей и моральных норм, следствием чего является неуклонный рост количества социальных сирот, рост детской безнадзорности, преступности. Понятие девиантное поведение пре вратилось в широко применяемое в педагогике.

Девиантное поведение в педагогической практике обыкновенно соотносимо с понятием трудный подросток.

В настоящее время трудным подросткам или подросткам с девиантным (отклоняющимся) поведением уделяется достаточно много внимания специалистов. Психологический портрет трудного подростка, подаваемый в современной литературе, выглядит примерно так: «Под росток с девиантным поведением агрессивен, тщеславен, упрям, эмоционально неуравновешен, апатичен, не приемлет общественных норм. Поведение имеет импульсивный характер, система ценностей подменена групповыми нормами, ориентирована на досуг». Хотелось бы отметить, что к трудным относят различные категории подростков. Это и педагогически запущенные дети и социально дезадаптирован ные и трудновоспитуемые, к которым часто относят акцентуированных подростков, конфликтных, подростков с высоким уровнем негативиз ма, демонстрирующих нонконформистские тенденции в поведении. Также, к девиантам относят и подростков с антисоциальной направ ленностью. Все эти категории подростков обыденным сознанием, которым обладаем, как правило, мы специалисты -- практики, обычно объединяются в одну группу - подростки с отклоняющимся поведением. Различные составляющие приведенной нами характеристики в той или иной степени действительно свойственны различным категориям трудных подростков. Вместе с тем, объединение их в оду группу как бы предопределяет ожидание отклоняющегося поведения и проявления характеристик, соответствующих негативным ожиданиям. Данная схема соотносима с теорией стигматизации (31, с. 76), объясняющей появление и закрепление девиантного поведения след ствием того, что социальная группа наклеивает на личность соответствующие ярлыки путем соотнесения действий конкретного человека с определенными ожиданиями (первичная девиантность), создается репутация, которая вынуждает индивида придерживаться девиантной роли (вторичная девиантность).

Таким образом, относя подростка к группе трудных мы даем ему возмож ность усугублять свою девиантность.

Вместе с тем, подростки с отклоняющимся поведением, демонстрирующие негативное отношение к тем или иным социальным нормам по внутренним установкам, стремлениям и готовности взаимодействовать с окружающими существенно отличаются друг от друга и, следо вательно, существенно отличаются их психологические портреты.

Характерные признаки деаиации: небольшое отклонение от социальных норм, т. е. низкая и средняя степень отклоняющегося поведения характеризуется существенным снижением общей самооценки, повышением обшей тре вожности, стремлением компенсировать неуспехи в учебной деятельности взаимоотношениями со сверстниками, склонностью к зависи мому поведению. Подростки из этой группы могут иметь высокую агрессивность или враждебность (вопросник Басса-Дарки). сочетание высоких баллов по обоим показателям, как правило, для них не свойственно. Для таких подростков характерно преимущественно использо вание неконструктивных и неадаптивных копинг-механизмов, что, безусловно, влияет на закрепление отклоняющегося поведения. К этой категории воспитанников Центра относятся подростки со школьной дезатаптацией, акцентуированные подростки. Эти воспитанники могут иметь столкновения с законом и правоохранительными органами, но их правонарушения носят, как правило, случайный, либо детский характер. Данная категория трудных подростков нуждается, на наш взгляд, в педагогической поддержке и психологическом сопровождении. Психологическая коррекция направлена на формирование адекватной самооценки и рефлексивных навыков, нормализацию тревожности, коррекцию навыков саморегуляции, формирование адаптивных поведенческих стратегии и способов реагирования на трудные жизненные ситуации. Помимо этого, для данной категории воспитанников важна социальная поддержка.

Также можно выделить и другую группу подростков. Для них характерна нормальная или немного повышенная общая тревожность, нормальная или завы шенная самооценка. Неуспехи в учебной деятельности, отмечаемые ими, не влияют на оценку своего интеллекта, как в вышеописанной группе. Для них также свойственна парциальная потеря критичности в оценке своих отношений со сверстниками, что, панаш взгляд, имеет явно компенсаторный характер, однако свои проблемы этими подростками не осознаются, они, как правило, демонстрируют мощные бес сознательные защиты. В зависимости от типа личности это могут быть л ибо отрицание, либо проекция, при обязательном защитном замеще нии. Исследование преобладающего копинг-поведения, показало, что подростки данной группы гораздо ближе к некоей усредненной «норме», к которой специалисты стремят ся привести трудных подростков. Однако существует одна особенность, позволяющая взглянуть на данную картину с несколько другого ракурса. Эти подростки могут иметь различную историю взаимоотношений с правоохранительными органами. Могут состоять на учете, иметь условные судимости, быть «выпускниками» спецшколы или нигде не «засветиться», однако всех их объединяет принадлежность к организованным антисоциальным группам.

Принад лежность подростка к антисоциальной группировке, а, следовательно - усугубление его отклоняющегося поведения, полное выпадение из морально-этических норм общества, противопоставление себя не только правовым, но и нравственным законам общества, позволяют под росткам с отклоняющимся поведением иллюзорно компенсировать свое психологическое состояние. Самоотнесение к значимой группе, присвоение ее законов и норм через механизм идентификации помогает обрести психологическую и эмоциональную устойчивость, что позволяет чувствовать себя психологически комфортно в группе, и способствует все большему отчуждению от просоциального общества. Психологическая и педагогическая коррекция данной категории подростков затруднена именно из-за отсутствия у них мотивации к само изменению. Подобная мотивация возникает только в том случае, если индивид чувствует себя некомфортно и возникает ситуация конфликта между желанием и возможностями. В данной ситуации конфликты в прошлом. Нравственная сфера искажена или не сформирована, мощно действуют психологические защиты, вытесняя или трансформируя страх наказания, а преступная группа заботится о подростке, не требуя ни денег, ни школьных успехов.

Коррекция поведения подростков, должна начинаться с установления реального контакта. Желательно, чтобы специалист, работающий с данной категорией подростков, был аутентичен и конгруэнтен, демон стрировал искреннюю заинтересованность в конкретном подростке и, что очень важно, имел четкие нравственные правила и этические нормы, которые на поведенческом уровне мог бы противопоставить правилам криминальной субкультуры, выполняющим в данной среде функцию нравственного закона. При позитивном контакте, главный упор в работе с данной категорией подростков, следует, на наш взгляд, делать не на горячую проповедь просоциальных ценностей (к чему обычно и склонны педагоги, способные этот контакт устанавливать), а на формирование навыков рефлексии, способности к самостоятельному оцениванию ситуации и принятию самостоятельных решений, одним словом - формирование интернальности.

Таким образом, трудные подростки, не являются монолитной социальной группой, требующей единого подхода к психокоррекционной и реабилитационной деятельности. Разные группы подростков с отклоняющимся поведением, обладают не только различным «набором девиаций», но и различными психологическими характеристиками, разным мировоззрением и различным субъективным опытом, который необходимо учитывать, пытаясь оказать им помощь.

Положительный результат реабилитационной работы появляется только в случае заинтересованности подростка в самоизменении, что возможно в ситуации уважения к его мнению и опыту, выражающегося в реальной возможности выбора и принятия на себя ответственности за него.

Наиболее эффективным способом реабилитационной работы с трудными подростками мы считаем метод развивающего диалога. В основе диалога как коррекционного метода лежит безусловное принятие другого, уважение к нему. Уметь уважать другого без самоуважения, работать над формированием способности к самостоятельности, не имея опыта принятия решений - иллюзия. Наиболее продуктивной пемхокоррекшюнная и реабилитационная работа с детьми с девиантным поведением является в том случае, если к психокоррекционной деятельности привлечены все участники педагогического процесса (учителя, воспитатели, врачи, руководители). Специалисты, объединенные не только обшей целью, но и владеющие практическими ми в различных психологических направлениях и информацией о сегодняшнем психологическом состоянии каждого подростка. Педагогическая коррекция девиантного поведения требует кропотливой серьезной и осмысленной работы, рассчитанной на результат.

Литературный анализ по проблеме исследования обнаружил, что при социализиро ванном расстройстве поведения показатели девиантного поведения подростков выше, чем аналогичные показатели у их сверстников. При социализированном расстройстве поведения у подростков с девиантным поведением выяв лен больший удельный вес суицидального поведения, наркомании, алкоголизации в сравнении с группой подростков с адекватными формами поведения. При смешанном расстройстве поведения и эмоций у подростков суициды наблюдаются значительно чаще, чем в группе подростков с позитивным социальным поведением.

Для всех видов расстройств поведения (социализированное, несоциализированное, смешанное расстройство поведения и эмоций) нарушения в системе личностных отношений среди подростков «группы риска» проявляются с большей частотой, а также в системе межличностных и семейных отноше ний. У подростков с девиантным поведением преобладают нарушения личностных и семейных отношений.

Для всех расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации, диаг ностировались высокие уровни реактивной и личностной тревожности, невротизации и психопатизации.

Среди подростков с расстройствами поведения установлены следующие факторы риска социальной дезадаптации:

  • - сочетания аддиктивного и делинквентного поведения;
  • - делинквентного пове дения и психопатизации;
  • - суицидального поведения и негативного отношения к семье;
  • - негативного отношения к родителям и родственникам;
  • - аддиктивного пове дения и направленности ценностей на развлечения.

У подростков с расстройствами поведения к факторам риска относятся:

  • - сочетания эпилептоидного типа личности и негативного отношения к семье;
  • - неустойчивого типа личности и направленности системы ценностей на развлечения;
  • - психопатизации и школьной дезадаптации;
  • - психопатиза ции и переадресации личностно значимых проблем асоциальной семье;
  • - пси хопатизации и негативного отношения к правилам и законам;
  • - переадресации.

Для реализации теоретических исследований по профилактике девиантного поведения необходимо создание центров с целью разработки и апробации в них соответствующих профилактических программ. По результатам раз работки и апробации возможны попытки внедрения этих программ в институты социализации.




Top