Дэвид боуи сейчас. Дэвид Боуи: биография, личная жизнь, творчество

Детство Дэвида Боуи

Дэвид Роберт Джонс родился в Брикстоне, одном из районов Лондона, в 1947 году. Его родители – Маргарет Мэри Пеги (Барнс) и Хэйворд Стентон Джон Джонс, официально оформили свои отношения через восемь месяцев после рождения Дэвида. Мать мальчика, ирландка по происхождению, работала билетным кассиром в кино, а отец был клерком в отделе кадров благотворительной организации. Джонсы обитали на улице Стэнсфилд-Роуд, которая разделяла два южных района британской столицы – Брикстон и Стокуэлл.

Дэвид до шестилетнего возраста учился в подготовительном классе школы Стокуэлла. Учителя характеризовали мальчика как талантливого и умного, но в то же время задиру и скандалиста.


С 1953 года Джонсы меняют место жительства – семья переезжает в Бромли, пригородный район Лондона. Там Дэвид и поступает в начальную школу. В школе мальчик учился хорошо, занимался в школьном хоре (достаточно посредственно, по оценкам учителей), состоял в школьной спортивной команде по футболу и увлекался игрой на флейте.

С девяти лет будущий музыкант начинает посещать появившиеся в школе музыкальный и хореографический кружок, где учителями его способности к интерпретациям были названы как «ярко художественные, удивительные, феноменальные». Вскоре Дэвид впервые услышал музыкальные композиции Элвиса Пресли – на пластинках, принесенных отцом. Американский музыкант поразил мальчика, и после этого он упросил отца купить ему укулеле, а также сам сделал бас для участия с друзьями в скиффл-сессиях. В школе же Дэвид начал осваивать игру на фортепиано.


Увлечение музыкой отрицательно повлияло на учебу – Дэвид Джонс не смог сдать выпускной экзамен, что заставило его с 1958 года продолжить обучение в техническом колледже Бромли.

Колледж

В колледже Дэвид познакомился с Питером Фрэмптоном, сыном одного из преподавателей заведения. Оуэн Фрэмптон, отец Питера, поощрял изучение языков, искусства и дизайна. Он активно советовал своему сыну продолжать музыкальную карьеру с Дэвидом, талант которого он сразу оценил. Питер Фрэмптон и Дэвид Джонс даже начали сотрудничество, однако оно оказалось кратковременным. Впоследствии друзья по колледжу начнут совместную творческую деятельность, но это произойдет лишь через 30 лет.

David Bowie- Space Oddity Original Video (1969)

В колледже Дэвид отдавал предпочтение изучению полиграфии и печатного дела. Тогда же будущий музыкант открывает для себя современный джаз, увлекается творчеством Джона Колтрейна и Чарльза Мингуса. В возрасте пятнадцати лет в жизни Дэвида происходит неприятный инцидент – из-за девушки возникает конфликт между ним и его лучшим другом той поры Джорджем Андервудом. Конфликт перерос в драку, во время которой Андервуд серьезно травмировал Джонса, попав во время удара кулаком в лицо перстнем в левый глаз.

Дэвид на четыре месяца был вынужден оставить обучение и лечь в больницу, где врачи провели ряд операций по предотвращению слепоты. Полностью вернуть утраченное зрение медикам так и не удалось, и Дэвид на всю жизнь остался с утраченным восприятием цвета в травмированном глазу. Все вокруг Дэвид видит левым глазом в коричневом цвете. Из-за мидриатичного зрачка после травмы создалось впечатление разного цвета глаз. Несмотря на все последствия драки, друзья не поссорились и продолжили тесное общение и сотрудничали впоследствии при создании альбомов Дэвида – Джордж иллюстрировал ранние альбомы Джонса.


Ко времени окончания колледжа музыкант умел играть на саксофоне, гитаре, клавишных, электрогитаре, клавесине, губной гармошке, фортепиано, меллотроне, стилофоне, укулеле, ксилофоне, кото, вибрафоне, ударных инструментах и перкуссии. Несмотря на то, что Дэвид – левша, он пользуется обычной, праворукой гитарой.

Череда неудач Дэвида Боуи

В пятнадцатилетнем возрасте Дэвид собрал свой первый коллектив – «The Kon-rads». Группа в основном играла рок-н-ролл на свадьбах и вечеринках. Группа просуществовала год, после чего амбициозный Дэвид оставил команду и присоединился к коллективу «The King Bees». Играя в составе этой группы, Боуи набрался наглости и написал письмо миллионеру Джону Блуму с предложением заработать еще один миллион, заключив с группой контракт. Миллионер не проигнорировал предложение, передав письмо Лесли Конну, одному из издателей Битлз. Лесли Конн и заключил с Дэвидом первый контракт.


Тогда же появился и псевдоним Джонса – Дэвид Боуи, взятый музыкантом для того, чтобы избежать путаницы с Дэйви Джонсом из группы «The Monkees». Происхождение псевдонима связано с увлечением творчеством Мика Джаггера . Выяснив, что с древнеанглийского «джаггер» переводится как «нож», Дэвид взял себе псевдоним Боуи (это название типа охотничьих ножей, изобретенного следопытом Джимом Боуи).

Лесли Конн занялся продвижением молодого музыканта, на начальных порах безуспешным в коммерческом плане. К тому времени Боуи ушел из «The King Bees». Следующей группой Дэвида стала «Manish Boys», с которой музыкант выпустил сингл, также не получивший признания. Боуи вновь поменял группу, войдя в состав «Lower Third». Сингл, записанный с ними, стал столь же непродающимся и контракт Конна с Боуи был расторгнут. Сингл, выпущенный с группой «Buzz», также оказался неудачным. Далее последовали дебютный альбом и шестой сингл, традиционно не попавшие в чарты.


После этого Боуи бросил попытки записи на два года и занялся изучением пантомимы и циркового искусства, познакомившись с мимом Линдси Кемпом. Линдси свел Дэвида и с его первой серьезной любовью – Гермионой Фартингейл, с которой Боуи сотрудничал в области создания поэтических менуэтов, а впоследствии Гермиона и Дэвид играли в одной группе, однако недолго. Около года пара прожила вместе на квартире в Лондоне, после чего Боуи и Фартингейл расстались.

Первый успех Дэвида Боуи

Первый успех пришел к Боуи через семь лет после начала карьеры. Сингл «Space Oddity», выпущенный одновременно с высадкой на Луне первых астронавтов, вошел в топ-5 в Великобритании. Композиция из сингла использовалась в качестве музыкального фона для репортажей о высадке на Луне астронавтов и о полетах «Аполлона-13» в 1969-1970 годах. Вскоре вышел одноименный альбом Дэвида, имевший успех как в Европе, так и в США. Практически одновременно с этим увидела свет и третья пластинка – «The Man Who Sold the World», в которой Боуи от акустических композиций переходит к тяжелому року и heavy metal. Впоследствии критиками альбом был назван «началом эры глэм-рока».


Позже Боуи едет в Нью-Йорк, где знакомится с коллективом «The Velvet Underground», чей необычный стиль вдохновил Дэвида на создание рок-группы «Hype». В феврале 1972 года Боуи дает свой первый большой концерт, выступая под своим новым, но так и не прижившимся псевдонимом Зигги Стардаста. Концерт произвел настоящий фурор и стал импульсом, принесшим Боуи славу. Окрыленный успехом выступления, Дэвид поехал в масштабный тур по стране, во время которого Боуи заложил основы своего концертного артистического стиля - креативные необычные костюмы, легендарный огненный маллет.


Позже Боуи поехал в тур по США, начав его с выступления в знаменитом Мюзик-холле в Кливленде, Огайо, где сейчас расположен Зал славы рок-н-ролла. Альбомы Боуи тем временем попадают в пятерку, а затем и в тройку английских чартов.

Следующая пластинка Боуи, «Aladdin Sane», появившаяся в ротации в апреле 1973 года, стала альбомом номер один в Британии. Следующие альбомы музыканта неизменно входили в десятку лучших в английских и американских чартах.

Наркозависимость Дэвида Боуи

К 1974 году Дэвид Боуи приобрел зависимость от наркотиков. Именно с употреблением наркотиков, к которому Боуи пристрастился в США, многие связывают своеобразие нецельного ритма и эмоционально оторванное звучание нового альбома звезды. Несколько передозировок в течение короткого периода времени помутили сознание Дэвида по его собственному признанию. Музыкант начал стремительно терять в весе и все более слабо воспринимать окружающую действительность.

В 1976 году Боуи, несмотря на все проблемы со здоровьем и сознанием, отправляется в следующий тур, успешный в коммерческом плане, однако скандальным в плане политическом. Во время гастролей Дэвид Боуи сделал несколько шокирующих заявлений в поддержку фашизма и Адольфа Гитлера, был задержан таможней за перевозку фашистской атрибутики, в Лондоне Боуи приветствовал толпу жестом, близким к нацистскому приветствию.


Впоследствии Боуи извинился за свои фашистские высказывания и прочие инциденты, объяснив их тем, что был не в своем уме после нескольких неудачных приемов тяжелых наркотиков. В итоге наркотическая зависимость наравне с интересом к немецкой музыке привели к переезду в Западный Берлин, где Дэвид Боуи снимал квартиру вместе со своим другом, Игги Попом , также лечившимся от наркотической зависимости. В течение трех лет жизни в Берлине Боуи не только записывает три своих альбома, но также занимается продюсированием Игги, помогая ему с записью первых двух сольных альбомов, а также присоединившись к группе Игги во время ее гастрольного тура по Европе и США в 1977 году в качестве клавишника и бэк-вокалиста.

David Bowie - «Life On Mars?»

Три собственных альбома, записанные в Берлине, получили название «Берлинской трилогии» и вошли в число лучших альбомов Боуи, не говоря уже о неизменном попадании в топ-5 британских и топ-20 американских чартов. В поддержку «трилогии» в 1978 году Боуи с группой музыкантов отправился в мировое турне, включавшее посещения Австралии и Новой Зеландии. В следующем году музыкант записывает альбом «David Bowie Narrates Prokofiev’s Peter and the Wolf», в основу которого легло произведение Сергея Прокофьева «Петя и Волк».

Дэвид Боуи - мегазвезда

С 1980 года Дэвид перестает употреблять наркотики, а также разводится со своей женой Анджелой, заканчивая тем самым эпоху творчества, названную критиками эрой «Изможденного Белого Герцога». Следующий альбом, записанный под впечатлением от жизни в Берлине, имеет четкие хард-роковые нотки. Записанная в 1981 году совместно с Фредди Меркьюри и группой «Queen» композиция «Under Pressure» становится третьим релизом музыканта, достигшим вершины британского хит-парада. Тогда же Дэвид снимается в эпизодической роди в фильме «Мы дети со станции Зоо» производства Германии, в котором рассказана история жизни тринадцатилетней немецкой девочки с наркозависимостью, которая зарабатывает на наркотики проституцией и вскоре погибает. В те же годы Боуи участвует в нескольких театральных постановках и пишет музыку для фильмов.


Все альбомы и синглы Боуи, выходившие в восьмидесятых, моментально занимали лидирующие позиции в чартах, превращая Боуи из суперзвезды в мегазвезду. Боуи продолжал также театральную и кинокарьеру, активно гастролировал по миру и участвовал в благотворительных концертах и акциях, мгновенно увеличивая сборы пожертвований в несколько десятков раз. Из самых заметных ролей в кино того времени стоит отметить роль Понтия Пилата в картине Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» (1988).

В начале девяностых Боуи организовывает постоянную группу «Tin Machine», с которой выпускает два альбома и отправляется в несколько мировых турне, а также знакомится со своей будущей второй женой, Иман. Знакомство состоялось на вечеринке, посвященной дню рождения их общего парикмахера. Вскоре Дэвид и Иман начали встречаться и в итоге в 1992 году оформили свои отношения.

Эксперименты девяностых

С начала девяностых Дэвид экспериментирует с новыми образами и жанрами музыки, такими, как белый соул, индастриал, AOR и джангл, смешанные с влиянием хэви-металла, джаза и хип-хопа. В эти годы за Боуи окончательно закрепляется статус «хамелеона рок-музыки», постоянно меняющего имидж, музыкальные жанры и направления, тематику песен, но тем не менее сохраняющего свой индивидуальный, легко узнаваемый музыкальный стиль.


Одним из наиболее интересных, концептуальных и одновременно амбициозных альбомов этих лет можно назвать вышедший в 1995 году «1.Outside», в котором влияние индастриала переплетается с другими направлениями электронной музыки. Альбом был записан совместно с Брайаном Ино, признанным гуру данного направления. В 1996 году Дэвида Боуи ввели в Зал славы рок-н-ролла. В том же году в рамках мирового турне Дэвид впервые посетил Исландию, Японию и Россию.

Неоклассицизм

С 1998 года Боуи пишет саундтреки к мультипликационным картинам и компьютерным играм, а также работает над записью нового студийного альбома. Пластинка, названная «Heathen» (Язычник), увидела свет в 2002 году и стала последним грандиозным успехом Боуи в британских и мировых хит-парадах. Последний на данный момент студийный альбом исполнителя вышел в 2003 году и получил название «Reality». Во время турне Боуи почувствовал болезненные ощущения в области груди. Диагнозом медиков стала остро заблокированная артерия, вследствие чего тур был прерван, а Боуи отправился в больницу в Гамбурге, где его прооперировали.


В начале 2004 года музыкант выписался из больницы. Запланированный ранее и отложенный тур был перенесен на неопределенное время в связи со слабым здоровьем звезды. Вернулся на сцену музыкант только в 2005 году, выступив на концерте с группой «Arcade Fire». В 2006 году Боуи был награжден премией «Грэмми» за большой вклад в развитие музыки.

В августе 2011 года музыкант объявил о завершении карьеры, однако в январе 2013 года Дэвид выпустил новый сингл «Where Are We Now?» и озвучил планы по выпуску нового альбома с рабочим названием «The Next Day», тексты песен для которого, по признанию Боуи, он писал под впечатлением от истории современной России. Альбом вышел в свет 11 марта 2013 года и занял лидирующие позиции в чартах сорока стран мира, а также стал четвертой пластинкой Боуи, добравшейся до вершины британского хит-парада.

Личная жизнь Дэвида Боуи

Дэвид познакомился со своей первой женой Анджелой Барнетт в конце 60-х на вечеринке у общих знакомых. Любовь Анджелы к эпатажу и умение выглядеть стильно оказало влияние на сценический образ Дэвида Боуи. В 1970 году пара оформила отношения, а спустя год у них родился сын - Данкан Зоуи Хейвуд Джонс. После десяти лет брака пара рассталась.


В 1992 году Дэвид Боуи взял в жены модель Иман Абдулмаджид, в 2000 году у них родилась дочь Александрия Захра.

Смерть Дэвида Боуи

Дэвид Боуи – один из культовых музыкантов XX века - скончался 10 января 2016 года в кругу близких ему людей. Причиной смерти стал рак, с которым он боролся последние 18 месяцев жизни. Несмотря на страшную болезнь Дэвид Боуи продолжал заниматься творчеством. Незадолго до смерти, 8 января 2016 года вышел последний альбом музыканта. Немногим ранее Дэвид Боуи представил клип на песню Lazarus.

Последний клип David Bowie - Lazarus



Сегодня утром мир облетела печальная новость: на 69-м году жизни скончался один из самых влиятельных музыкантов двадцатого века – Дэвид Боуи . После полуторогодовалого противостояния раку болезнь, всё же, победила. Но миллионы поклонников отказываются верить некрологам: всего пару дней назад, 8 января, на собственный день рождения Дэвид выпустил новый альбом «Blackstar» . Может, это все – хитрый маркетинговый ход гениального Боуи? Ведь он неоднократно «убивал» своих сценических персонажей, чтобы вскоре выйти на сцену в совершенно новом образе. Одно не подлежит сомнению: без этого джентльмена современная поп- и рок-сцена выглядели бы совсем иначе. В память о музыканте предлагаем подборку необычных фактов из жизни этого действительно необычного человека

.

1. Человек-нож и Мик Джаггер


Настоящее имя музыканта – Дэвид Джонс . А Боуи (Bowie) – это название английского охотничьего ножа. Дэвид решил взять псевдоним в 1966 году, чтобы его не путали с известным на тот момент вокалистом Дэйви Джонсом, участником группы The Monkees. При чём тут Мик Джаггер? Просто «джаггер» со староанглийского переводится, как «нож». А юный Дэвид, будучи фанатом The Rolling Stones , позаимствовал идею.

2. Драка с лучшим другом


Кто в подростковом возрасте не ссорится с друзьями? Но не все ссоры оставляют отпечаток на всю жизнь. В 15 лет будущая музыкальная легенда подрался со своим товарищем, Джорджем Андервудом. Конечно же, из-за девушки. Кулак с перстнем Андервуда оказался в левом глазу Дэвида. Травма был столь значительной, что Боуи рисковал ослепнуть. После четырех месяцев операций врачи спасли зрение будущей рок-звезды, но поврежденный глаз потерял восприятие цвета и его зрачок оставался всегда расширенным . Что, в прочем, сделало внешность музыканта ещё более необычной.
Примечательно, что после этой драмы парни помирились и остались друзьями. В будущем художник Андервуд даже сделает иллюстрации для ранних альбомов Боуи. Мальчики есть мальчики.

3. Боуи – «технарь»


Несмотря на рано проявившуюся одарённость в сфере искусств, после школы Дэвид отправился на учёбу в технический колледж Bromley Technical High School , где изучал типографское макетирование и печать. Что вовсе не помешало ему параллельно заниматься музыкой и сколотить собственную группу.

4. Человек на Луне


Боуи стал звездой в 1969 после выхода сингла «Space Oddity» («Странный случай в Космосе»). Тема космических путешествий тогда волновала многих и «инопланетный» образ музыканта выстрелил. Песня «Space Oddity» даже звучала в репортажах BBC о высадке на Луну экипажа Аполлона-11 и полёте Аполлона-13 .


5. Человек, который продал мир

Известная многим песня The Man Who Sold the World в исполнении группы Nirvana на самом деле принадлежит Дэвиду Боуи. В 1970 музыкант в образе Зигги Стардаста выпустил одноименный альбом. Курту Кобейну тогда было 3 года.

6. Звезда, которая боялась летать


Несмотря на стремительный карьерный взлёт и повышенный интерес к космическим просторам, в молодости Боуи боялся летать самолётом. Даже свой первый визит в Россию в 1973 году в ходе Ziggy Stardust Tour музыкант совершил наземным транспортом. А путь был отнюдь не близок: дорога из Йокогамы (Япония) в Москву заняла целых 18 дней.

7. Лунная походка


Для многих это станет открытием, но первым артистом, исполнившим знаменитую «лунную походку» на сцене, был Дэвид Боуи. Необычные движения были частью его перфоманса в турне Diamond Dogs Tour 1974 года. Примечательно, что один из концертов посетил молодой Майкл Джексон , который в поздних интервью рассказал, что его поразило и выступление в целом, и манера музыканта двигаться в частности.

8. «Адольф Гитлер был одной из первых рок-звезд»


Это и подобные высказывания, которые Боуи позволял себе в интервью середины-конца 70-х, стали причиной массы скандалов. Вскоре музыкант начал всячески открещиваться от прежних воззрений, публично брать свои слова обратно и жертвовать деньги фондам борьбы с расизмом. По его признанию, в тот период он был «не в своём уме, совершенно сумасшедший», а виной всему – увлечение Ницше и, конечно же, тяжёлые наркотики. Нужное подчеркнуть.

9. Выдуманный язык


Текст песни Subterraneans из альбома Low (1977) написан на несуществующем языке, выдуманном самим Боуи.

10. 10 групп


За всю карьеру Дэвид Боуи был участником 10 музыкальных групп, а в некоторых попеременно играл на всех инструментах. Вот полный список его команд: The Konrads, The Hooker Brothers, The King Bees, The Manish Boys, The Lower Third, The Buzz, The Riot Squad, The Hype, Tin Machine и Tao Jones Index .

11. Мультиинструменталист


Мало кто знает, что Боуи – не только талантливый поэт и исполнитель, но и музыкант экстра-класса. Он прекрасно играл на множестве инструментов: гитаре, саксофоне, губной гармонике, фортепиано, синтезаторе, меллотроне, стилофоне, ксилофоне, вибрафоне, кото, ударных и перкуссии. И при этом был левшой .


12. Макс Зорин и Джокер


Необычная внешность Боуи и способность с легкостью менять образы обеспечили ему немало предложений сыграть в кино. Особенно злодеев. К примеру, музыканта приглашали на роль Макса Зорин а в бондиане (эпизод «Вид на убийство» , 1985) и рассматривали его на роль Джокера в «Бэтмене» . От первого предложения Дэвид отказался сам, мотивируя, что не желает «тратить пять месяцев, наблюдая, как твой дублёр падает с гор». В итоге роль досталась Кристоферу Уокену . А Джокера сыграл Джек Николсон .

13. Понтий Пилат


Зато мистер Боуи с радостью согласился на неоднозначную роль Понтия Пилата в нашумевшем Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» в 1988 году. Раз уж играть злодеев, так библейских масштабов.

14. Моррисси


Вначале 90-х икона 70-х Боуи дружит с иконой 80-х Моррисси (The Smiths) . Музыканты записывают кавер-версии на песни друг друга, рассыпаются в комплиментах и всячески демонстрируют взаимное восхищение. Но легендарная дружба быстро и некрасиво заканчивается в 1995: Боуи зовёт Моррисси в совместный тур, но в итоге Моз выступает, фактически, на разогреве у Дэвида, пока поклонники ещё не заполняют зал. Требование Боуи заменить музыканта из команды коллеги на собственного становится последней каплей. Под предлогом болезни Моррисси покидает тур и больше никогда не разговаривает с Дэвидом. Спустя несколько лет он лишь вскользь, в свойственной ему колкой манере выскажется насчёт того инцидента: «Боуи был великим артистом в 1973, но не сейчас».

15. Чай


Будучи истинным британцем, Боуи, тем не менее, терпеть не мог чай. После загадочного «инцидента с чаем» в возрасте 5 лет музыкант навсегда невзлюбил этот традиционный напиток.

16. Король, отказавший Королеве


У Боуи есть сын от первого брака. Он унаследовал от отца не только сценическое имя (Данкан Зоуи Хейвуд Джонс так же известен как Зоуи Боуи ), но и талант. Правда, Данкан не певец, он режиссёр. Среди его наиболее известных работ – научно-фантастическая драма «Луна 2112» . Видимо, любовь к космическим путешествиям также передаётся с генами.

19. Иман


В 1992 году скандальная звезда и завидный холостяк Боуи (его первый брак длинною в десять лет завершился в 1980-м) женился во второй раз. Избранницей стала сомалийская модель Иман (Iman) . Чернокожая красавица подарила музыканту дочь, сделала на лодыжке тату с тем самым охотничьим ножом Bowie и была с мужем до конца.

Но король рок-н-ролла не может умереть. Максимум – отправиться назад к холодным звёздам, пока его песни продолжают жить на Земле.
Больше редких снимков Дэвида и других .

Дэвид Боуи: краткая биография

Называемый музыкальным хамелеоном из-за своей постоянно меняющейся внешности и звучания, будущая рок-звезда Дэвид Боуи родился в Лондоне 08.01.47. Настоящее имя британского певца - Дэвид Роберт Джонс. Он с раннего возраста проявил интерес к музыке и начал играть на саксофоне в 13 лет. На Дэвида значительное влияние оказал его сводный брат Терри, который был на девять лет старше и вовлек его в миры рок-музыки и литературы битников. Но Терри не был здоров. Он страдал психическим заболеванием, из-за которого его семья была вынуждена поместить его в психиатрическую лечебницу. Это преследовало Давида всю его жизнь. Терри покончил с собой в 1985 году. Трагедия легла в основу песни Боуи Jump They Say.

Окончив в 16 лет техническую школу Бромли, Дэвид начал работать художником. Он продолжал играть с рядом групп и организовал собственную под названием Davy Jones and the Lower Third. Тогда вышло несколько синглов, но ни один из них не дал так необходимого молодому исполнителю коммерческого импульса.

Начало карьеры

Из страха, что его будут путать с Дэйви Джонсом из группы «Манкис», начинающий артист сменил свою фамилию - его вдохновил нож, названный в честь американского народного героя 19-го века Джима Боуи.

В конце концов, Дэвид стал выступать один. Но после неудачного сольного альбома он временно покинул музыкальный мир. Как часто бывало в его дальнейшей жизни, эти годы оказались экспериментальными для молодого художника. В течение нескольких недель в 1967 году он жил в буддийском монастыре в Шотландии. Позже Боуи организовал собственную труппу пантомимы под названием Feathers.

Поп-звезда

К началу 1969 г. Боуи снова вернулся к музыке. Он подписал договор со звукозаписывающей компанией Mercury Records и летом вышел сингл «Космическая странность». Позже Боуи признался, что песня пришла к нему после просмотра киноленты Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея». Композиция быстро нашла отклик у публики, в значительной части вызванный тем, что корпорация BBC использовала ее во время освещения посадки на Луну «Аполлона-11». Трек также пользовался успехом после выхода в США в 1972 году, поднявшись в хит-парадах на 15 место.

Следующий альбом Боуи «Человек, который продал мир» (1970) еще больше приблизил его к славе. Запись отличалась более тяжелым роковым звучанием, чем предыдущие композиции, и включала песню «Все сумасшедшие», посвященную его брату Терри. Следующая работа «Ханки Дори» (1971) включала два хита: заглавный трек, который был посвящен Бобу Дилану, и Velvet Underground, и «Перемены», который стал воплощением самого Дэвида.

Зигги Стардаст

С ростом статуса знаменитости росло и желание Боуи постоянно держать поклонников и критиков в недоумении. В интервью журналу «Мелоди Мейкер» в январе 1972 г. он утверждал, что был геем, а затем ввел в поп-мир воображаемую рок-звезду Зигги Стардаста и его аккомпанирующую группу «Пауки с Марса». Альбом 1972-го года «Взлет и падение Зигги Стардаста и пауков с Марса» сделал его суперзвездой. Одетый в костюм из какого-то дикого будущего, британский певец ознаменовал новую эпоху в рок-музыке, которая, казалось, официально объявила о конце 1960-х годов и эпохи Вудстока.

Был ли геем Дэвид Боуи? Биография певца полна противоречивых фактов. В сентябре 1976 г. в интервью журналу «Плейбой» он заявил, что является бисексуалом. Согласно заявлению его первой жены, у Боуи была связь с Миком Джаггером. Однако в 1983 г. в интервью журналу «Роллинг Стоун» он сказал, что всегда был гетеросексуалом.

Больше перемен

Дэвид Боуи, биография которого отмечена частой сменой образов, так же быстро сменил и имидж Стардаста. Певец воспользовался своей популярностью и спродюсировал сборники и Лу Рида. В 1973 году он разогнал «Пауков с Марса» и положил на полку Зигги. Дэвид Боуи музыкальные произведения в стиле глэм-рока собрал в сборнике Alladin Sane (1973). Релиз включал композиции «Джинн Жан» и «Давай проведем ночь вместе», ставшие результатом его сотрудничества с Миком Джаггером и Китом Ричардсом. Примерно в то же время он проявил свою страсть к английской моде и выпустил Pin Ups, альбом кавер-версий на песни популярных групп, в том числе Pink Floyd и Pretty Things.

Покорение Америки

К середине 1970-х Боуи подверг себя полномасштабной переделке. Ушли в прошлое возмутительные костюмы и яркие декорации. Всего за два года он выпустил альбомы Diamond Dogs (1974) и «Молодые американцы» (1975). Первый из них вышел на первое место в Великобритании с хитами Rebel Rebel и Diamond Dogs, и на пятое - в США. Промо-тур по Северной Америке длился с июня по декабрь 1974 г. Высокобюджетная постановка сопровождалась театральными спецэффектами, но была омрачена психическими расстройствами, которыми страдал Дэвид Боуи. Документальный фильм Cracked Actor, снятый Аланом Ентобом, запечатлел бледного и истощенного певца, страдавшего тяжелой наркотической зависимостью. В альбоме «Молодые американцы» бэк-вокалистом был молодой Лютер Вандросс, а песня «Слава», написанная совместно с Карлосом Аломаром и Джоном Ленноном, стала первым американским синглом Боуи, который в чартах занял первую позицию.

После переезда в Лос-Анжелес Дэвид Боуи записал композицию Station to Station, что сделало пластиковую душу сборника «Молодые американцы» более авангардной, трек стал хитом. Вскоре Боуи решил, что город для него слишком скучный, и вернулся в Англию. После прибытия в Лондон он приветствовал толпы поклонников нацистским вскидыванием руки, что было проявлением растущего отрыва от реальности наркозависимого певца. Инцидент вызвал огромный скандал, и Боуи покинул страну, чтобы поселиться в Берлине, где жил и работал с Брайаном Ино.

В Берлине Дэвид пришел в себя, начал рисовать и изучать искусство. Он увлекся немецкой электронной музыкой, и Ино помог записать их первый совместный альбом Low. Выпущенный в 1977 году, релиз стал потрясающей смесью электронной музыки, попа и авангарда. Хотя сборник получил смешанные отзывы, он оказался одним из самых влиятельных альбомов конца 70-х, как и следующий за ним Heroes, выпущенный в том же году. В 1977 Боуи не только записал два сборника сольных композиций, но также продюсировал запись треков Игги Попа «Идиот» и «Жажда жизни» и анонимно гастролировал в качестве его клавишника. В том же году Дэвид возобновил свою актерскую карьеру, снявшись в фильме Just Gigolo с и Ким Новак. На сцену он вернулся в 1978 года, начав международное турне, запись которого была выпущена в виде двойного альбома Stage.

В 1980 году Девид Боуи, биография которого вновь была связана с Нью-Йорком, выпустил сборник Scary Monsters. Релиз получил положительные отклики и включал сингл «Пепел к пеплу», своего рода новую версию ранней композиции «Космическая странность». Релиз сопровождался рядом инновационных видео (Fashion, DJ, Ashes to Ashes), ставших основой раннего MTV.

Три года спустя Боуи записал альбом «Давайте танцевать» (1983), в котором было множество хитов, таких, как «Современная любовь» и «Китаянка», и виртуозная игра на гитаре Стиви Рэя Вона.

Работы в кино

Конечно, музыка - не единственное, чем увлекался Дэвид Боуи. Биография певца отмечена его участием во многих художественных фильмах. Любовь к кино помогла ему получить главную роль в ленте 1976-го года «Человек, который упал на Землю». В 1980 году Боуи выступил на Бродвее в пьесе «Человек-слон», и его исполнение было положительно оценено критиками. В 1986 г. он снялся в роли Джарета в приключенческом фэнтези «Лабиринт» режиссера и продюсера Джорджа Лукаса. Актер выступал с юной Дженнифер Коннели и куклами в картине, которая стала классикой 1980-х годов. Just a Gigolo (1978), Merry Christmas, Mr. Lawrence, Hunger (1983), Linguini Incident (1991) - картины, в которых главную роль исполнял Дэвид Боуи. Фильмы, в которых он сыграл эпизодические роли - «Последнее искушение Христа» (1988) и Zoolander (2001). Кроме того, участвовал в нескольких телесериалах, а также документальных лентах о его карьере.

На спаде популярности

В течение следующего десятилетия Дэвид Боуи фильмы и музыку пытался совмещать, что негативно сказалось на его популярности. Музыкальная карьера артиста пошла на спад. Его сторонний проект с музыкантами Ривом Гэбрелсом и Тони и Хантом Сэйлсами, известными как Tin Machine, дал два одноименных альбома в 1989 и 1991 гг., которые оказались провальными. Разрекламированный сборник 1993-го года Black Тіе White Noise, который Дэвид Боуи назвал свадебным подарком для своей новой супруги супермодели Иман Абдулмаджид, также с трудом боролся за внимание меломанов.

Как ни странно, самым популярным творением Дэвида этого периода были облигации, обеспеченные роялти от его работ до 1990 года. Боуи выпустил ценные бумаги в 1997 году и заработал 55 млн долларов от их продажи. Права на песни были ему возвращены, когда срок действия облигаций истек в 2007 году.

Последние годы

В 2004 г. Боуи, выступая на сцене в Германии, перенес сердечный приступ. Он полностью выздоровел и вновь принялся за работу с группой Arcade Fire и американской актрисой Скарлетт Йоханссон над ее альбомом Anywhere І Lay Му Head (2008) - сборником кавер-версий композиций Тома Уэйтса.

Дэвид Боуи в 2006 г. был удостоен премии "Грэмми". Он не давал о себе знать в течение нескольких лет вплоть до выхода альбома 2013 года, который на следующий же день взлетел до второго места в чартах Billboard. В следующем году Боуи выпустил сборник лучших песен «Ничего не изменилось», на котором была представлена новая песня «Сью». В 2015 году он участвовал в постановке рок-мюзикла «Лазарь» с Майклом Холлом в главной роли, который освежил образ его героя из фильма «Человек, который упал на Землю».

Свой последний альбом «Блэкстар» Боуи выпустил 08.01.16, когда ему исполнилось 69 лет. Критик из «Нью-Йорк Таймс» отметил, что это «странная, дерзкая и, в конечном итоге, полезная работа с настроением, созданным горьким осознанием смертности». Лишь несколько дней спустя мир узнал, что альбом записывался в сложных условиях.

Смерть и посмертные награды

Икона поп-музыки скончался 10.01.16, через два дня после собственного 69 дня рождения. Пост на его странице в Facebook гласил, что певец тихо скончался в кругу семьи после полутора лет борьбы с раком. Без мужа и отца остались жена Дэвида Боуи Иман, его сын дочь Александрия и приемная дочь Зулеха Хейвуд. Наследие музыканта составили 26 выпущенных альбомов. Его продюсер и друг Тони Висконти написал на Facebook, что «Блэкстар» стал «прощальным подарком».

Смерть Дэвида Боуи поразила его друзей и поклонников. Игги Поп написал в «Твиттере», что дружба с ним была светом в его жизни. Он никогда не встречал такую гениальную личность. «Роллинг Стоунз» запомнили его «прекрасным и добрым человеком», который был «по-настоящему оригинальным». И даже те, кто не знал его лично, ощутили на себе влияние его творчества. Канье Уэст написал в «Твиттере»: «Дэвид Боуи был одним из моих самых важных источников вдохновения». По словам Мадонны, этот великий артист изменил ее жизнь.

В феврале 2017 года последняя работа Боуи победила в категориях «Грэмми» в номинациях «Лучшее оформление», «Лучший инжиниринг», «Лучшее рок-выступление», «Лучший альбом альтернативного рока» и «Лучшая рок-композиция».

Дэвид Боуи: биография. Семья

В конце 1960-х британский певец встретил американскую топ-модель Анджелу Барнетт. Их свадьба состоялась 19.03.70, и 30 мая 1971 г. у пары родился сын. В 1980 году они развелись. Сын Боуи сейчас известен под своим настоящим именем Данкан Джонс.

24 апреля 1992 г. в Лозанне Дэвид женился на американо-сомалийской модели Иман. Свадьба состоялась 6 июня во Флоренции. В августе 2000 года у пары появилась дочь Александрия Захра Джонс. Супруги жили в Нью-Йорке и Лондоне, и владели апартаментами в Сиднее.

10 июля 2016, ровно через 6 месяцев после смерти Девида Боуи, у него родился внук, отцом которого стал Данкан.

18 февраля - 40 дней, как не стало легендарного рокера Дэвида Боуи. В течение полувека его эпатажной карьеры все сходились во мнении: Боуи можно все, ведь он необычный - "вечно молодой", "неутомимый", "фонтанирующий". Таким он и останется, как мальчик-звезда, упавший с неба и вернувшийся обратно. 10 января Дэвид скончался в возрасте 69 лет после мужественной 18-месячной борьбы с раком. HELLO! вспоминает самые интересные моменты из жизни легенды.

За несколько дней до смерти Дэвид Боуи выпустил альбом, который журнал Rolling Stone назвал лучшим из того, что сделал музыкант со времен 70-х годов. Известный британский музыкальный критик Пол Морли сравнил Боуи с поисковой системой Google: Он был порталом, через который вы могли попасть в удивительную, иную Вселенную. Посреди привычной среды, которая во всем ограничивала, его взрывной взгляд на мир и манера доносить его через свою абсолютную индивидуальность давали понять, что все возможно.

Девять альбомов Боуи становились платиновыми, одиннадцать - золотыми, восемь - серебряными. Но все эти цифры и факты меркнут в сравнении с масштабом личности. "Я - простой смертный с задатками супермена", - сказал он как-то о себе. Можно было любить его или не любить, но нельзя было не заметить: Боуи не просто создавал музыку - он ворошил стереотипы, апеллировал к скрытому, задавал неуместные вопросы. Дэвид менял маски, а вместе с ними и личности, отрицая привязанность к одной, данной с рождения, но все равно возвращался к ней - оставляя позади шокирующие эксперименты, сомнительные пробы и наркотические низины, после которых чудом выживал. Возвращался, чтобы однажды уйти тем самым Дэвидом, которым родился, в кругу семьи, в умиротворении. Незадолго до этого он сказал:

С возрастом понимаешь, что все банальности, клише и расхожие мнения верны. Жизнь действительно очень короткая - как об этом и предупреждают с самого начала. И, кажется, в самом деле есть Бог. Потому что если все остальные утверждения верны, то почему я должен не верить и этому?

Поклонники прощаются с кумиром, Лондон, январь 2016 года

Актер от музыки

Все дело в том, что он родился таким. Чрезвычайно активным и артистичным. Еще когда ребенком попал в школьный хор в лондонском пригороде Бромли, где поселилась его семья, педагоги приходили в восторг от музыкальности и экспрессивности мальчика. Он купил пластинки Элвиса Пресли, Литла Ричарда, The Platters и других кумиров и точно понял, куда ему нужно идти. А после того как Дэвид услышал песню Элвиса Tutti Frutti, он сказал: "Я слышал голос Бога".

В этой фразе вся страсть, горячность, максимализм юного Боуи, который, смутно чувствуя собственную гениальность, умел восхищаться другими. Он интересовался современной культурой, жадно искал в ней гения и отдавал должное, когда находил. Энди Уорхол, Жан Кокто, Марсель Дюшан - он преклонялся перед современниками и тонко чувствовал талантливое новаторство не только в музыке, так как был одарен всесторонне. Однако в детстве его занимала только музыка:

Я часто сожалею, что у меня не было обычной подростковой жизни. Я не играл в футбол с ребятами, не кадрил девчонок... Хотите верьте, хотите нет, но мне не хватает этого до сих пор. В этом Дэвид признался гораздо позже. А в далеком 1962-м никто не удивился, когда 15-летний одержимый музыкой мальчик организовал собственную группу. Затем он менял в ней музыкантов, потом он сам менял группы, пока пять лет спустя, в 1967 году, не выпустил собственный альбом David Bowie. Попутно Дэвид изучал драматические искусства под началом известного мима и танцовщика Линдси Кемпа. Именно он научил музыканта работе с образами. Взяв все необходимое из комедии дель арте и пантомимы, Дэвид освоил приемы грима и законы жанров, а остальное прилагалось - бешеная энергия и внутренний непокой. Плюс ко всему - артистичность и редкий природный дар эпатажности. "Я - актер", - говорил он на пике своей славы.

Космическая Одиссея

Наверное, закономерен интерес к теме космоса у тех, кто родился и рос на заре космонавтики. У Дэвида Боуи этот интерес перерос в мироощущение и стал лейтмотивом - звезды и звездная пыль не отпускали его никогда. В 1969 году его песня Space Oddity попала в топ-5 британского хит-парада. В истории астронавта майора Тома, потерявшегося в космосе, конечно же, видели аллюзии на наркотический трип. К этому майору в своем творчестве Боуи возвращался не раз.

Вообще, умение создать персонаж выдавало в нем не только актера, но и драматурга. В 1972-м он назвал себя Зигги Стардастом, пластмассовым рок-певцом с Марса, и требовал больше не упоминать его прежнего имени. Сочинив про Зигги целую историю и посвятив ей альбом, он добился популяризации персонажа, а сам вжился в образ так, что чуть не сошел с ума, как признавался позже. Группа - а все остальные музыканты были объявлены марсианскими пауками - гастролировала в умопомрачительных для того времени костюмах. В 1976-м Боуи придумал Изможденного Белого Герцога - сумасшедшего аристократа, который исполнял песни в белой рубашке, черных брюках и жилете. Он казался почти нормальным, вот только в то время Дэвид серьезно злоупотреблял наркотиками, и тем страшнее был контраст, вложенный в Герцога изначально, - нечто страшное под элегантной маской.

Другой темой Боуи, игра с которой стала непременным атрибутом его публичной жизни, стала сексуальность. В 1970-м вышел третий по счету альбом, на обложке которого Дэвид предстал в женском платье. Для того времени это стало вызовом, а для Боуи - началом игры с андрогинностью и бисексуальностью. В том же году он заявил в интервью о том, что он гей, еще больше шокировав общественность, ведь на тот момент он уже был женат и даже имел полугодовалого сына. Инсинуации на тему сексуальной ориентации продолжались вплоть до 90-х, когда он женился во второй раз. Сам Боуи признавался, что извлек из этого немало выгоды. Люди всегда любили пикантные факты, а Боуи всегда любил манипулировать людьми: "Обожаю тактику шока. По-моему, творчество, которое не шокирует, лишено всякого смысла". Несмотря на всю эпатажность творчества, Боуи относился к нему очень серьезно. Я выпустил несколько шикарных альбомов. Я люблю их. Но я зверею, когда слышу вещи, для которых не выложился на полную катушку.

На полную катушку

История, увы, не нова: рядом с талантливым, потрясающим и прогрессивным явлением очень часто оказывается серьезная зависимость. Дэвид Боуи не был исключением в обширном ряду своих коллег. Я обходился без наркотиков до 1974-го. Не так уж и мало, да? - рассуждал он. - И самое интересное, что все те вещи, которые я делал или когда-либо пытался делать, заинтересовали меня задолго до того, как я увлекся кокаином. Так что наркотики никак не изменили мою жизнь. Хотя они мне помогли проникнуть в темные углы сознания. Однако наряду с этим он вспоминал, как был временами в одном шаге от смерти и приходилось просить о помощи. В конце 70-х он лечился от наркозависимости и преодолел ее. Путь крайностей и порока был намеренно выбранной им стезей и оставался таковой еще долго. Наркотики, беспорядочная жизнь, безответственность - на все это он шел сознательно: Я жаждал попробовать все - от опиума до чего угодно, и, мне кажется, я переделал в жизни все возможное. Я бросался в какие угодно дебри всего лишь ради эксперимента и бравады, просто чтобы посмотреть, что случится, но в конечном счете это все был не я настоящий.

Он настоящий

Не хочется впадать в лирику, рассказывая о силе любви и многовековых ценностей. Но тем не менее качественно новый и в чем-то спасительный этап в жизни Дэвида Боуи начался после вступления во второй брак. Первый у музыканта случился в 1970-м, и можно представить, насколько невероятно было вообще сохранить его даже десять лет - столько продлился союз с Анджелой Барнетт, в результате которого родился сын Зоуи.

Дэвид Боуи с первой женой Анджелой Барнетт

Второй раз Дэвид женился в 1992-м на сомалийской модели Иман. Они познакомились в 1990-м, в правильный момент, как отмечал позже музыкант: Я только начинал находить свою жизнь по-настоящему приятной и очень хотел разделить с кем-то это чувство, а еще хотелось, чтобы это был всего лишь один человек. Между ними моментально возникла ясность и взаимность, как бывает только при судьбоносных встречах. Боуи признавался, что имена для детей выбрал уже в первый вечер. Это было делом одной ночи - все понять, - вспоминал Боуи. - Мы просто решили, что стоит подождать пару лет, чтобы убедиться, что мы не ошибаемся.

Через пару лет они поженились в Швейцарии и уже не расставались. В 2000-м Иман родила дочь Александрию Захру. Иман было 45, а Дэвиду - 53. Неудивительно, что малышка стала любимицей родителей. Музыкант признавался, что без ума от простых родительских радостей типа чтения сказки на ночь, прогулки с дочерью за руку. Нет, он не стал сентиментальным пенсионером, променявшим сцену на камин и тапочки, - он продолжал выступать, записывать новую музыку, сниматься в кино, участвовать в музыкальных проектах; просто он открыл источник счастья и даже вдохновения. Например, Боуи создал радиостанцию для детей, плей-лист для которой составлял сам.

Кликните на фото для просмотра галереи Дэвид Боуи со второй женой Иман

Не так давно Дэвид Боуи заявил, что считает себя в полной мере счастливым человеком. Он сделал все, что хотел, в музыке, обрел семью, принял мир и полюбил его таким, какой он есть. А еще оставил после себя жизнь, прожитую ярко, талантливо и смело. А сам наверняка отправился в космос. Куда еще мог уйти Зигги Стардаст?

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Количество арт-объектов, на которых людей по всему миру вдохновила смерть Боуи, не поддаётся исчислению

Согласно голосованию 13-летней давности, Дэвид Боуи оказался выше всех других живых на тот момент музыкантов в списке "100 величайших британцев". Теперь, когда "хамелеон" от мира музыки покинул нас после полуторагодичной борьбы с раком , корреспондент Би-би-си Михаил Поплавский вспоминает самое удивительное из жизни артиста.

1) Дэвид Роберт Джонс родился 8 января 1947 года - ровно через 12 лет после рождения "короля рок-н-ролла" Элвиса Пресли. В период увлечения астрологией взрослый Джонс (конечно, Боуи) не раз будет сравнивать себя с ним - согласно китайским эзотерическим учениям, оба певца родились в год Кабана.

2) В 12 лет юный Дэйв научился играть на саксофоне: за карьеру этот инструмент не раз ему пригодился.

3) Впоследствии Джонс освоит такие инструменты, как электрогитара, двенадцатиструнная гитара, клавишные, фортепиано, клавесин, губная гармоника, синтезатор и ряд ударных.

4) Разноцветные глаза Боуи "достались" в драке с одноклассником Джорджем Андервудом в возрасте 15 лет - так его левый глаз из-за деформации сетчатки стал зелёным, а правый остался голубым. Вопреки популярной городской легенде, Дэвид никогда не терял зрение, однако повреждённый глаз испытывал проблемы с передачей цветов. Примечательно, что Боуи и Андервуд остались друзьями и после инцидента.

5) Дэвид Джонс взял себе псевдоним в честь разновидности охотничьих ножей "боуи", когда ему было 19 лет.

6) Танцам Боуи в конце 1960-х обучал Линдсей Кемп - хореограф, который впоследствии поставит движения Кейт Буш в прославившем её клипе 1978 года Wuthering Heights ("Грозовой перевал").

7) Рост музыканта во взрослом возрасте составлял 1 метр 78 сантиметров - ровно столько же, сколько у его второй жены Иман Абдулмаджид.

Лунная пыль покроет тебя из песни Боуи Hallo Spaceboy

8) На заре карьеры Дэвид записал нарочито комедийную песенку The Laughing Gnome ("Смеющийся гном"), которую ждала удивительная судьба - в 1967 году она не произвела никакого впечатления на публику, но шесть лет спустя, когда Боуи уже был суперзвездой, внезапно взлетела на шестое место британского чарта. По-настоящему злую шутку с артистом эта песня сыграла в 1990 году: тогда любитель инноваций устроил телефонное голосование среди фанатов за песни, которые те хотели бы услышать в его туре лучших хитов Sound+Vision. Благодаря флешмобу, запущенному музыкальным изданием NME, "Гном" оказался на первом месте. В нарушение обещаний Дэвид не стал петь её в том туре - чего нельзя сказать о других хитах-лидерах голосования.

9) Первая жена Боуи Энджи, состоявшая с музыкантом в браке с 1970 по 1980 годы, называла его Намой - что бы это ни значило.

10) Боуи и его первая жена приняли решение назвать их первенца Зоуи Боуи - где имя означало бы отсылку к слову "жизнь ("зоо"). Выросший мальчик решил убавить долю эксцентричности в своих анкетных данных и стал известен как Дункан Джонс - уже в зрелом возрасте он прославится как режиссёр фильмов "Луна 2112" и "Исходный код". Отец ни разу не появлялся в фильмах сына.

11) После огромного успеха альбома The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars Боуи многократно давал уклончивые комментарии о своей сексуальности: в 1970-е он регулярно говорил о своей бисексуальности, однако в 2002 году отметил, что часть его тогдашних признаний имела целью шокировать консервативную публику.

12) У Дэвида сложились интересные отношения с иностранными языками - так, едва дождавшись прорыва на родине с песней 1969 года Space Oddity , молодой музыкант записал её итальянскую версию Ragazzo solo, ragazza sola , чей текст не имел никакого отношения к драме с выходом майора Тома в открытый космос. Впоследствии Дэвид записал французскую и немецкую версию своего хита Heroes - Héros и Helden соответственно. Последнюю в 2007 году перепел вокалист Rammstein Тиль Линдеманн под аккомпанемент финских виолончелистов из Apocalyptica.

13) Увлечение Боуи Востоком также нашло своё отражение в лингвистической плоскости - его песня Seven Years in Tibet получила неожиданный дублет на мандаринском диалекте китайского языка. Кроме того, существует запись Дэвида на индонезийском языке.

14) Актёрская карьера Боуи была вполне многоликой: он снялся более чем в 20 картинах. При этом его игра получала самые разные оценки: так, "Прекрасный жиголо, бедный жиголо" удостоился виртуальных помидоров от массы критиков - Дэвид впоследствии говорил, что в этой роли он вобрал все "32 фильма Элвиса" (Пресли и вправду неудачно снимался в кино). Более того, сыгравшая в "Жиголо" свою последнюю роль Марлен Дитрих из принципа не приехала в ФРГ, где шли съёмки, поэтому сцену с ней пришлось снимать в Париже. С другой стороны, роли Боуи в фантастической драме "Человек, который упал на Землю", вампирском эротическом хорроре "Голод" и в военной драме "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс" удостоились от киносообщества высоких оценок.

15) В случае с фильмом "Лабиринт" 1986 года, где Боуи предстал перед публикой королём гоблинов, он же сам и записал саундтрек - одну из наиболее порицаемых критиками своих работ.

16) Помимо того, Дэвиду не раз случалось исполнять роли исторических и других известных персонажей: в "Последнем искушении Христа" он сыграл Понтия Пилата, в фильме "Баския" - Энди Уорхола, а в "Престиже" - Николу Теслу.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption На подиумы, помимо песни Боуи Fashion, выходили и модели с посвящениями усопшему музыканту

17) Не остановившись на киноиндустрии, Боуи блеснул и в театре: в начале 1980-х он сыграл в пьесе Бертольта Брехта "Ваал". Не обошлась без его участия и театральная постановка книги Фредерика Тривза "Человек-слон".

18) За свою карьеру Дэвид продал более 140 млн экземпляров альбомов - без учёта синглов.

19) Этих студийных альбомов у Боуи насчитывается 28 - если включать в это число саундтрек к фильму "Будда из пригорода" и два альбома в составе группы Tin Machine.

20) У только что упомянутой группы Tin Machine век был недолог: она просуществовала с 1989 по 1992 год и попала под шквальный огонь критики. Оба её альбома не нашли понимания у музыкальных экспертов, публика же не приняла Боуи в образе "солиста рок-ансамбля"; кроме того, модные журналы не преминули отметить, как мало внимания - на контрасте с Дэвидом - уделяли своему внешнему виду остальные участники группы. Впрочем, после её распада гитарист Ривс Гэбрелс работал с Боуи до альбома 1999 года "Hours..." включительно.

21) Персонаж майора Тома, выросший из Space Oddity, упоминался ещё в двух песнях мультижанрового музыканта - его мегахите 1980 года Ashes to Ashes и радикально переработанном дуэтом Pet Shop Boys сингле 1996 года Hallo Spaceboy .

22) Пожалуй, самая поразительная версия Space Oddity появилась три года назад: на борту МКС "Космическую непонятность" исполнил канадский астронавт Крис Хэдфилд.

23) Космос и одиночество - темы, которые музыкант пронёс через всю карьеру: от упомянутого выше хита и одноимённого альбома 1969 года до его последнего релиза Blackstar , вышедшего за три дня до смерти.

24) Музыкант дал своё имя первым в истории банковского дела музыкальным финансовым облигациям - Bowie Bonds ("бонды Боуи"). Сразу после выпуска в 1997 году эти финансовые бумаги имели доходность 7,9% годовых, что на 1,5% больше, чем у американского казначейства в конце 90-х. К 2004 году, впрочем, рейтинговое агентство Moody"s понизило их статус с "очень стабильного" до почти "мусорного". Однако запуск iTunes и онлайн-продаж песен смог вернуть интерес инвесторов к подобным облигациям.

25) Самым верным продюсером Боуи стал бруклинский американец итальянского происхождения Тони Висконти: он участвовал в записи как прорывной пластинки Space Oddity 1969 года, так и последних двух опусов - The Next Day и Blackstar, не исключая и знаменитую "берлинскую трилогию" в конце 1970-х.

26) Первый американский хит №1 у Боуи - Fame - появился в 1975 году. Соавтором песни, помимо самого Дэвида и гитариста Карлоса Аломара, числится и бывший участник Beatles Джон Леннон.

27) Первый британский хит №1 музыкант записал за пару лет до того - им оказалось переиздание всё той же Space Oddity.

Я уже на пять лет старше, я уже в могиле из песни Боуи The Hearts Filthy Lesson

28) По собственному признанию, в "берлинский период" 1977-78 годов диета музыканта во многом состояла из молока, кайенского перца и кокаина. Впрочем, Боуи не раз случалось лукавить в беседах с журналистами.

29) Боуи был на территории нынешней России трижды: в конце 70-х он проехал по Транссибу на поезде от Хабаровска до Москвы, через год прогулялся с Игги Попом по Красной площади, а в 1996 году, наконец, добрался до Москвы с концертом - впрочем, музыкант оценил своё как "катастрофу" и решил воздержаться от повторных российских гастролей.

30) В том же туре в поддержку индастриал-рок-альбома Outside Боуи принял неожиданное решение: играть все песни на концертах вместе с корифеями жанра американской "группой одного человека" - Nine Inch Nails, деля репертуар "на двоих". Такой демарш вызвал смятение в рядах поклонников обоих артистов, однако Трент Резнор - единственный постоянный участник Nine Inch Nails - остался в очень хороших отношениях с Дэвидом и впоследствии сыграл мистического преследователя Боуи в клипе I"m Afraid of Americans .

33) В 1985 году единоутробный брат Боуи Терри, страдавший шизофренией, покончил с собой, прыгнув под поезд. Музыкант переживал смерть брата, поскольку тот сильно повлиял на его музыкальные вкусы. Спустя восемь лет Дэвид посвятил ему выдержанный в синих тонах клип Jump They Say ("Они говорят: "Прыгай"), где сыграл затравленного бизнесмена-параноика.

34) Вышедший в 1996 году сингл Telling Lies ("Говоря неправду") стал первым резонансным музыкальным интернет-релизом. Чтобы отметить выход песни, Боуи устроил сессию с вопросами и ответами в форме онлайн-чата, на которой он писал только правду, а два его помощника давали фанатам заведомо ложные ответы ("were telling lies"). Когда поклонников, принявших участие в интерактивной сессии, попросили оценить, кто из трёх отвечавших - сам Дэвид, настоящий музыкант набрал наименьшее число голосов.

35) В 1996 году имя Боуи внесли в "Американский зал славы рок-н-ролла", а спустя 10 лет он получил премию "Грэмми" за вклад в искусство.

36) На 50-й день рождения музыкант устроил себе подарок в виде концерта-посвящения в нью-йоркском Мэдисон Сквер Гарден с огромным количеством приглашённых звёзд - от Лу Рида до группы Smashing Pumpkins, от Foo Fighters до Cure. Многие из артистов тогда специально разучили партии свежайшего на тот момент альбома Дэвида - Earthling - на котором перекрасивший волосы в рыжий цвет музыкант скрестил драм-н-бейс с жёстким индастриал-роком.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption На 50 лет Боуи устроил себе роскошный подарочный концерт

37) Альбом "Hours..." 1999 года примечателен тем, что создавался одновременно с компьютерной игрой Omikron, в которой имелись персонажи и Дэвида, и Иман.

38) Право написать текст на одну из песен всё с тех же "Часов..." было разыграно отдельно: счастливчиком оказался некий Алекс Грант, а получившийся трек назвали What"s Really Happening?

39) В 2000 году Дэвид отказался от рыцарского звания.

40) В том же году родилась его единственная дочь от Иман - Александрия Захра.

41) Первый сингл Боуи - Liza Jane - вышел в 1964 году. Дэвиду Джонсу тогда было 17 лет. Впоследствии у артиста выйдет порядка 100 синглов.

42) Одна из самых неожиданных актёрских задач встала перед Боуи в 2007 году: тогда ему пришлось озвучить Нептуна в мультсериале "Губка Боб: Квадратные штаны".

43) В 70-е артисту случалось экспериментировать с языком: для этого Дэвид пробовал технику писателя Уильяма Бэрроуза, состоявшую в нарезании и перемешивании бумажек со словами; так родился текст песни Subterraneans .

44) У Иман есть татуировка в виде... ножа типа "боуи"!

"Какие тяжёлые новости с утра. Один из бессмертных #AshestoAshes [Пепел к пеплу]" Стивен Фрай, актёр, писатель и телеведущий

45) В последнее время чета жила попеременно в Нью-Йорке и Лондоне.

46) В начале карьеры Дэвид сменил восемь групп, затем к ним добавилась упомянутая Tin Machine и сформированная в 1997 году эфемерная группа Tao Jones Index; таким образом, Боуи побывал в 10 коллективах.

47) Помимо музыки и кино, Боуи также активно пробовал себя как художник и скульптор.

48) За карьеру музыкант записал десятки дуэтов с различными артистами, в том числе поучаствовал в последней прижизненной записи американского певца Бинга Кросби Peace On Earth/The Little Drummer Boy .

49) В начале 70-х Боуи посещал выступления балетных трупп, чтобы получить представления о сценическом освещении, применяемом в балете.

50) Немецкие электронные пионеры Kraftwerk упоминают имя Боуи в песне Trans Europa Express . При этом группа отклонила запрос Боуи о возможном сотрудничестве.

51) В 1977 году Дэвид был последним приглашённым гостем на личном телешоу другой звезды глэм-рока - Марка Болана из группы T-Rex. Болан погиб через две недели после записи передачи.

52) В полнометражном приквеле к сериалу Дэвида Линча "Твин Пикс" - "Сквозь огонь иди со мной" - Боуи появляется на пару минут в роли голограммы агента Филипа Джеффриса.

53) За всю карьеру у Дэвида Боуи был единственный альбом, полностью состоящий из реприз чужих песен - Pin Ups 1973 года. Он достиг первого места в британском чарте.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption В Брайтоне существует стена Боуи. Теперь их количество по миру может резко увеличиться.

54) На обложке Pin Ups красовалась супермодель Твигги.

55) В саундтреке к фильму 2001 года "Мулен Руж" сложилась уникальная комбинация: артист Бек перепел хит Боуи Diamond Dogs , в то время как сам Дэвид исполнил джазовый стандарт Nature Boy .

56) Боуи не раз говорил, что терпеть не может обращение "дорогуша".

57) Несмотря на долговременное увлечение восточными духовными практиками, к концу жизни Дэвид описывал себя в интервью то как агностика, то как атеиста.

58) Американский композитор-минималист Филипп Гласс выпустил оркестровые переложения альбомов из "Берлинской трилогии" Боуи.

59) В 1998 году на экраны вышел фильм "Бархатная золотая жила", названный по песне музыканта из начала 70-х. Несмотря на очевидное сходство протагониста картины с молодым Дэвидом, сам артист крайне негативно оценил сценарий ленты и не дал добро на использование его песен в саундтреке картины.

60) В 2011 году в интернете "всплыли" неизданные треки артиста, которые должны были войти в альбом Toy - проект 2001 года, который так никогда и не увидел свет. Вместо доработки тех треков Дэвид предпочёл сосредоточиться на записи альбома Heathen.

61) На концерте в Осло в 2004 году в глаз Боуи прилетел леденец на палочке от фаната. Артист отделался лёгкой травмой.

62) На вопрос, как ему удаётся поддерживать столь прекрасную физическую форму после 55 лет, музыкант с улыбкой отмечал, что не упускает случая боксировать. "Бокс - это тяжело, но в этом и смысл", - говорил Дэвид.

63) Под занавес тура в поддержку альбома 2003 года Reality у музыканта начались проблемы со здоровьем: боль в груди, поначалу определённая врачами как защемление нерва, оказалась на поверку блокировкой артерии и потребовала хирургического вмешательства. Остаток турне пришлось отменить; Боуи более никогда не ездил на кругосветные гастроли.

Что-то случилось в день, когда он умер, дух взмыл на метр вверх и отступил, кто-то другой занял его место, смело закричав: "Я - чёрная звезда! Я - чёрная звезда!" из песни Боуи ★ (Blackstar)

64) Длительное лечение и усталость от шоу-бизнеса обусловили самый длительный альбомный перерыв в карьере артиста: после Reality 2003 года его следующий студийный лонгплей - The Next Day - увидел свет лишь в 2013 году.

65) В клипах на синглы с The Next Day снялся ряд известных актёров: Тильда Суинтон, Гэри Олдман и Марион Котийяр.

66) В 2013 году в лондонском музее Виктории и Альберта прошла уникальная биографическая выставка о Боуи - на ней были выставлены более 300 экспонатов.

67) Последний диск Боуи - ★ (Blackstar) - вышел в день рождения артиста.

68) К своему дню рождения и выходу альбома ★ - 8 января - музыкант также выпустил клип на свой последний сингл - Lazarus ("Лазарь"), в котором есть строчка: "Look up here, I"m in heaven" ("Смотрите сюда, я в раю"); в конце видеоролика певец закрывает дверь шкафа изнутри.

69) На странице , запущенной за несколько дней до дня рождения Боуи вьетнамским и норвежским программистами, пользователю, вбившему свой возраст в поисковую строку, сообщается, что делал в его годы музыкант. При вводе числа выше 69 машина выдаёт: "Он астронавт. Или внеземное существо. Или нечто, что мы не можем осознать".




Top