Девушка в венке из маков картина. Картина Кипренского «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)

Девочка в маковом венке

Доброе утро!- Аляска вошла в кабинет, с трудом удерживая в руках стопку свернутых в рулоны плакатов. Осторожно сгрузив свою ношу на преподавательский стол, она радостно улыбнулась студентам,- наконец-то я добралась до вас, дорогие мои старшекурсники!

Тема нашей сегодняшней лекции не имеет четких границ. Почему? Потому что сегодня мы поговорим о картинах, на которых изображены реальные персонажи с реальными судьбам. О натурщиках, судьбы которых тесно сплелись с судьбами мастеров, их писавших.

Подобных примеров много, но я расскажу вам всего один… зато очень яркий и показательный,- Аляска взмахнула палочкой, один из плакатов с шелестом развернулся и взмыл в воздух.

Перед вами знаменитая картина Ореста Кипренского «Девочка в маковом венке»

Художник написал эту картину в далеком 1819 году, в Италии. Для нас с вами это просто портрет миловидной, пухленькой и румяной девочки с летним венком на голове. О чем мы думаем, глядя на эту картину? Возможно, кто-то умилится наивности детского взгляда, а кто-то, глядя на цветы в волосах, вспомнит о детстве. Но о чем думал сам художник, глядя на творение рук своих?

…Её звали Анна-Мария Фалькуччи, она была дочерью натурщицы и позировала художнику для картины «Анакреонова гробница». Он очень привязался к этой девочке с ясными глазами, и как мог, помогал ей, ведь Анна-Мария жила в крайней бедности.

Как раз в то время, очарованный маленькой итальянкой, Кипренский написал картину «Девочка в маковом венке». И для всего мира это была просто девочка. А для него – Мариучча.

Да, он называл её Мариуччей, и в 1823 году, когда срок его пребывания в Италии истек, художник отдал девочку в школу при католическом монастыре.

И вернулся в Россию. Мариучча не видела своего благодетеля долгие 5 лет. Наконец в середине 1928 года Кипренский вернулся в Рим, но уже не узнал своей маленькой протеже - из наивной обаятельной девочки Мариучча превратилась в божественно красивую девушку. Художник был ошеломлен, очарован и влюбился без памяти. Он снял домик на окраине города и забрал девушку из монастыря. Позже он принял католичество и они обвенчались…

А ещё через 4 месяца Орест Кипренский умер от воспаления легких. Несколько месяцев спустя на свет появилась дочь художника – Клотильда Кипренская. К сожалению, исследователям не удалось выяснить, как сложилась её судьба.

Аляска взглянула на картину, и покачала головой. - Когда я смотрю на портрет этой девочки, написанный в те годы, когда и она, и художник были счастливы, и жили мечтами о будущем, мне становится немного страшно. Мы видим прошлое, которое когда-то было настоящим, и знаем, что ждет эту пару впереди. Гениальная кисть Кипренского сохранила для нас один только миг из двух тесно переплетенных судеб, но, зная теперь историю девочки в маковом венке, что вы думаете, глядя на эту картину?)

Аляска взмахнула палочкой, и репродукция плавно опустилась на стол, вновь свернувшись в трубку.

Я конечно задала вам риторический вопрос (хотя можете попытаться на него ответить – интересный ответ я обязательно оценю) А теперь записываем настоящий вопрос, то есть ваше домашнее задание.

Приведите мне другой пример картины, на которой изображены реальные персонажи (или один персонаж) судьбы которых так или иначе переплетены с судьбой писавшего их мастера. P/S/ Пожалуйста, постарайтесь не выбирать для ответа написанные по заказу портреты. И нюхлеру понятно, что на портретах изображены реальные персонажи. Проявите чуть больше фантазии;)

Удачи всем и до встречи!

Работы одного из лучших русских портретистов Ореста Кипренского в ХІХ в. получили широкую популярность не только на родине, но и далеко за ее пределами.

Настоящая известность пришла к нему в Италии, когда неаполитанские академики, увидев работы молодого художника, отказались верить в то, что их автор - не Рембрандт, Ван Дейк или Рубенс. К сожалению, пребывание Кипренского в Риме породило и дурную славу: его обвиняли в убийстве натурщицы и подозрительной опеке над девочкой, позировавшей ему для картины, так восхитившей знатоков живописи.

Об Италии художник мечтал со времен окончания Академии художеств в 1803 г., но эта мечта осуществилась лишь в 1816 г., когда расположенная к нему императрица Елизавета Алексеевна выделила из личных средств сумму для этой поездки. Талант Кипренского итальянские мастера живописи оценили очень высоко: ему предложили написать автопортрет для флорентийской галереи Уффици, где собрана большая коллекция автопортретов великих художников. Кипренский первым из русских мастеров был удостоен чести представить там собственную работу.

Однако его пребывание в Италии было омрачено двумя неприятными историями. Однажды натурщицу, позировавшую Кипренскому, нашли убитой, и его заподозрили в совершении преступления. Хотя он был непричастен к убийству и обвинял в нем слугу-итальянца, недоброжелатели распространяли о художнике нехорошие слухи. Ситуация усугубилась, когда в доме Кипренского поселилась 6-летняя девочка, Анна-Мария Фалькуччи, которую художник называл Мариучча. Она была фактически беспризорницей, поскольку ее мать, постоянно менявшая любовников, воспитанием дочери не занималась и отдала ее художнику в качестве натурщицы.

Именно Мариучча позировала Кипренскому для одной из самых знаменитых его картин - «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке» (1819). Художника настолько поразила история никому не нужного ребенка, что он сначала ежемесячно выплачивал ее матери деньги, чтобы оградить девочку от ее дурного влияния, а после даже решил обратиться в Ватикан с просьбой оформить над ребенком опекунство. «На мрачной и безнравственной стезе, по которой идет мать ее, и она не замедлит сама со временем совратиться с пути чести и добродетели», - писал он в письме к кардиналу. Но поскольку Кипренский не был католиком, ему отказали, а девочку забрали в монастырский приют.

По возвращении в Россию Кипренского ждал холодный прием. Его не захотели принимать во многих домах Петербурга, академическое начальство отказалось присвоить ему звание профессора. Позже его положение упрочилось, хотя в гостиных продолжали распускать сплетни о «преступлении». В письме к скульптору С. Гальбергу, оставшемуся в Италии, Кипренский просит разыскать его музу и выяснить, как ей живется: «Я весьма бы желал узнать о ее положении. Хорошо ли ей там, не надобно ли чего для помощи». В следующем письме он пишет: «Прошу сделать мне дружбу, объявить начальнице ее, что я непременно приеду в Рим в течение двух или трех лет и постараюсь нашей Марьючче вполне оказать мое участие, которое я принял в ее судьбе. У меня никого ближе ее нет на земле, нет ни родных и никого».

Спустя годы Кипренский вернулся в Италию и первым делом разыскал Мариуччу в одном из римских монастырей. Девушке было уже 17 лет, и ее красота настолько поразила художника, что несмотря на 30-летнюю разницу в возрасте он сделал ей предложение. Ради этого брака он даже перешел в католичество.

Свадьба состоялась лишь через несколько лет, они прожили вместе всего три месяца - в 1836 г. Орест Кипренский скончался от воспаления легких. Их дочь Клотильда появилась на свет, когда отца уже не было в живых. О дальнейшей судьбе Мариуччи известно лишь то, что в 1844 г. она вышла замуж, после чего ее следы затерялись.

Пелевин Ю.А.

Картина Кипренского «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)». 1819. ГТГ. Масло, масло. 42,5X40,9 (круг в прямоугольнике). Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. № 5851

Портрет написан в 1819 г. в Риме. В «Реестре» своих картин Кипренский назвал его «Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке»

В 1822 году художник выставил его не без успеха в парижском Салоне под названием «Голова ребенка». Архитектор Ф.Ф. Эльсон, описывая работы Кипренского в Салоне, связывает картину с именем девочки Мариуччи. Свидетельству Эльсона можно верить: он прекрасно знал жизнь русской художественной колонии в Риме.

Позднее, в 1830 году картина под названием «Девочка с цветком в маковом венке» экспонировалась на выставке в Неаполе. Она была принята местными знатоками за картину старого европейского мастера, и Кипренский написать ее не мог, о чем художник писал А.Х. Бенкендорфу: «Мне в глаза говорили г. профессора <…> якобы в нынешнем веке никто в Европе так не пишет, а особенно в России может ли кто произвесть оное чудо».

Но кто эта девочка на полотне? Мариучча – Анна-Мария Фалькуччи – родилась около 1812 и была дочерью итальянской красавицы-натурщицы. Ее мать позировала Кипренскому для картины «Анакреонова гробница», жила в доме художника и была близка с ним. А потом произошло событие загадочное и трагическое, оставившее черную тень на всей дальнейшей жизни Кипренского.

«Однажды утром натурщицу нашли мертвой. Она умерла от ожогов. На ней лежал холст, облитый скипидаром и подожженный.

Через несколько дней в городской больнице «Санта-Спирито» умер от неизвестной болезни слуга Кипренского - молодой и дерзкий итальянец.

Глухие слухи поползли по Риму. Кипренский утверждал, что натурщица убита слугой. Медлительная римская полиция начала расследование уже после смерти слуги и, конечно, ничего не установила.

Римские обыватели, а за ними и кое-кто из художников открыто говорили, что убил натурщицу не слуга, а Кипренский.

Рим отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи - ремесленники и торговцы - грозили убить.

Кипренский не выдержал травли и бежал из Рима в Париж» (Паустовский К. Книга о художниках. – М.: Искусство, 1966. С. 37.).

Уезжая из Италии в 1822 году, Кипренский письменно обратился к кардиналу Гонзальви с просьбой определить девочку в монастырский пансион. И оставил деньги на воспитание сироты.

«В Париже русские художники, бывшие друзья Кипренского, не приняли его. Слух об убийстве дошел и сюда. Двери враждебно захлопывались перед ним. Выставка картин, устроенная им в Париже, была встречена равнодушно. Газеты о ней промолчали.

Кипренский был выброшен из общества. Он затаил обиду. В Италию возврата не было. Париж не хотел его замечать. Осталось одно только место на земле, куда он мог уехать, чтобы забыться от страшных дней и снова взяться за кисть. Это была Россия, покинутая родина, видевшая его расцвет и славу» (Паустовский К. Книга о художниках. – М.: Искусство, 1966. С. 37.).

Живя в России, Кипренский в письмах к своему знакомому, С.И. Гальбергу, постоянно просил сообщать ему о Мариучче, к которой был привязан. Творческих взлетов Петербург не принес. Снова приехав в Италию, он в 1829 году встретился с Мариуччей, ставшей стройной и милой девушкой. Ей было 17 лет, а мастеру – 47.

Летом 1836 года Кипренский без огласки обвенчался с Мариуччей, ради этого перейдя в католичество. Но счастья и желанного покоя он не обрел. Девушка не любила его, но была благодарна за заботу о ней. Чтобы обеспечить Мариуччи, Кипренский был согласен на любой заработок: он писал модные и выспренные пейзажи, продавал в Петербург копии с картин знаменитых итальянцев, брал в долг, где только мог. Современники вспоминали, что он ссорился с молодой женой, постоянно и много пил. Через три месяца после свадьбы Кипренский скончался.

После смерти художника вдова, именуемая в русских документах Марией Кипренской, прислала в Петербургскую Академию художеств оставшиеся ей в наследство картины, в том числе и свой детский портрет, написанный мужем. Почему-то она не захотела его оставить себе на память. Вырученные от продажи картин 6 тысяч 228 рублей были ей отосланы. Из Италии пришла ее расписка в получении денег, помеченная 28 января 1839 года. Это последнее, что мы знаем о Мариуччи. Следы ее и дочери Клотильды, родившейся уже после смерти художника, безнадежно затерялись во времени.

А на портрете, который сейчас висит в Третьяковской галере, милая девочка со сломанной гвоздикой облокотилась по-детски неуклюже на высокий стол и заинтересовано обернулась к зрителю. В ее движении – чистота и естественность ребенка. Кажется, она минутой раньше что-то спросила и ждет ответа, который затянулся...

В 1819 году Орест Кипренский написал портрет Мариуччи - «Девочка в маковом венке с красной гвоздикой в руке» - шедевр, который в Уффици посчитали «невозможным в XIX веке». Портрет приписывали великим мастерам Возрождения, но Кипренский с легкостью доказал свое авторство. Рим носил его на руках.

Вернее, когда он писал портрет, звали ее Мариучча и была она дочерью итальянской натурщицы, с которой художник был близок.А потом случилась трагедия о которой говорил весь Рим.

Натурщица Кипренского, мать маленькой Мариуччи, однажды утром была найдена в его ателье мертвой. Кто-то задушил ее, накрыл холстом, облил скипидаром и поджег.
Кипренский обвинил в убийстве своего слугу Анджело, он всегда отличался дерзким характером. Слугу нашли, Анджело лежал на полу и бредил. Его отвезли в городскую больницу «Санта-Спирито», где он умер через несколько дней, так и не придя в сознание.

Кипренский был убежден, что натурщица убита слугой, но его уверенность разделяли немногие. В городе открыто говорили, что убил натурщицу не слуга, а сам художник. Полиция так ничего и не выяснила.Этот случай наложил отпечаток на всю жизнь Ореста Адамовича.

Константин Паустовский писал:
"Рим отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи - ремесленники и торговцы - грозили убить."
В Париже русские художники, бывшие друзья Кипренского, не приняли его. Слух об убийстве дошел и сюда. Двери враждебно захлопывались перед ним.
Выставка картин, устроенная им в Париже, была встречена равнодушно.Газеты о ней промолчали.

Кипренский был выброшен из общества. Он затаил обиду. В Италию возврата не было. Париж не хотел его замечать. Осталось одно только место на земле, куда он мог уехать, чтобы забыться от страшных дней и снова взяться за кисть. Это была Россия, покинутая родина, видевшая его расцвет и славу.

Спешно покидая Италию в 1822 году, Кипренский определил 10-летнюю Мариуччу в монастырский пансион, оставив при этом большую сумму на воспитание девочки, к которой был очень привязан.
Все эти годы Анна-Мария Фалькуччи,таким было полное имя девочки, провела в монастырской школе. Она почти не общалась с другими девочками и была очень одинока.
В 1828 году Кипренский вновь возвращается в Италию.На следующий день после приезда он отправился в пансион к Мариучче. А еще через неделю он, сняв небольшой домик, поселился там вместе с ней.

Ей было 16, ему – 46. После восьми лет совместной жизни он летом 1836-го без огласки обвенчался с ней.Но, к сожалению, счастья этот брак не принес. Девушка не любила Кипренского, хотя и была благодарна ему за заботу.
Присутствие молодой красивой женщины не избавляло от тоски.

Но покоя он так и не обрел - сильно пил, каждую ночь возвращался пьяный и приводил в свой дворец собутыльников. О пагубной страсти Кипренского ходили легенды. Его друг, художник-гравёр Федор Иордан, будущий ректор Академии художеств, рассказывал, что каждый день Орест напивался в ближайшей кофейне, а затем запасался белым хлебом и кормил бездомных собак. Драки голодных животных за кусок хлеба веселили художника...

Художник скончался в Риме 17 октября 1836 года от воспаления лёгких и был погребён там же в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте. Над надгробием стоит стела с надписью:

«В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора и советника Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, живущие в Риме русские художники, архитекторы и скульпторы, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»

После его смерти Мариучча прислала в Петербургскую Академию художеств оставшиеся ей в наследство картины, в том числе и «Девочку в маковом венке». Деньги за проданные картины были ей отосланы, расписка получена.

Через несколько месяцев после смерти Кипренского Мариучча родила его дочь, Клотильду.Это было последнее известие о ее судьбе. Далее следы затерялись...

Http://maxpark.com/community/6782/content/1877590

Кипренский, Орест Адамович. Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)

Кипренский, Орест Адамович. Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча). 1819. ГТГ

Холст, масло. 42,5X40,9 (круг в прямоугольнике)

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Место создания Рим, Италия

Эпоха, стиль, направление романтизм, реализм

Портрет был написан в 1819 году в Риме. В «Реестре» своих картин
Кипренский назвал его «Девочка прекрасного лица в венке маковом с
цветочком в руке».

В 1822 году художник выставил его не без успеха в парижском Салоне под
названием «Голова ребенка». Архитектор Ф. Ф. Эльсон, описывая работы
Кипренского в Салоне, связывает картину с именем девочки Мариуччи.
Свидетельству Эльсона можно верить: он прекрасно знал жизнь русской
художественной колонии в Риме.

Позднее, в 1830 году, картина под названием «Девочка с цветком в маковом
венке» экспонировалась на выставке в Неаполе. Она была принята местными
знатоками за картину старого европейского мастера, и Кипренский,
согласно их мнению, написать ее не мог, о чем художник писал А. Х.
Бенкендорфу: «Мне в глаза говорили г. профессора <…> якобы в
нынешнем веке никто в Европе так не пишет, а особенно в России может ли
кто произвесть оное чудо».

Но кто эта девочка на полотне? Мариучча - Анна-Мария Фалькуччи -
родилась около 1812 года и была дочерью итальянской красавицы-натурщицы.
Ее мать позировала Кипренскому для картины «Анакреонова гробница», жила
в доме художника и была близка с ним. Потом произошло событие
загадочное и трагическое, оставившее черную тень на всей дальнейшей
жизни Кипренского.

«Однажды утром натурщицу нашли мертвой. Она умерла от ожогов. На ней лежал холст, облитый скипидаром и подожженный.

Через несколько дней в городской больнице „Санта-Спирито“ умер от
неизвестной болезни слуга Кипренского - молодой и дерзкий итальянец.

Глухие слухи поползли по Риму. Кипренский утверждал, что натурщица убита
слугой. Медлительная римская полиция начала расследование уже после
смерти слуги и, конечно, ничего не установила.

Римские обыватели, а за ними и кое-кто из художников открыто говорили, что убил натурщицу не слуга, а Кипренский.

Рим отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки
швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи - ремесленники и
торговцы - грозили убить.

Кипренский не выдержал травли и бежал из Рима в Париж» (Паустовский К. Книга о художниках. - М.: Искусство, 1966. С. 37.).

Уезжая из Италии в 1822 году, Кипренский письменно обратился к кардиналу
Гонзальви с просьбой определить девочку в монастырский пансион. И
оставил деньги на воспитание сироты.

«В Париже русские художники, бывшие друзья Кипренского, не приняли его.
Слух об убийстве дошел и сюда. Двери враждебно захлопывались перед ним.
Выставка картин, устроенная им в Париже, была встречена равнодушно.
Газеты о ней промолчали.

Кипренский был выброшен из общества. Он затаил обиду. В Италию возврата
не было. Париж не хотел его замечать. Осталось одно только место на
земле, куда он мог уехать, чтобы забыться от страшных дней и снова
взяться за кисть. Это была Россия, покинутая родина, видевшая его
расцвет и славу» (Паустовский К. Книга о художниках. - М.: Искусство,
1966. С. 37.).

Живя в России, Кипренский в письмах к своему знакомому, С. И. Гальбергу,
постоянно просил сообщать ему о Мариучче, к которой был привязан.
Творческих взлетов Петербург не принес. Снова приехав в Италию,
Кипренский в 1829 году встретился с Мариуччей, ставшей стройной и милой
девушкой. Ей было 17 лет, а мастеру – сорок семь.

Летом 1836 года Кипренский без огласки обвенчался с Мариуччей, ради
этого перейдя в католичество. Но счастья и желанного покоя он не обрел.
Девушка не любила его, хотя была благодарна за заботу о ней. Чтобы
обеспечить свою молодую супругу, Кипренский был согласен на любой
заработок: он писал модные и выспренные пейзажи, отсылал в Петербург
копии с картин знаменитых итальянцев, брал в долг где только мог.
Современники вспоминали, что он ссорился с женой, постоянно и помногу
пил. Через три месяца после свадьбы Кипренский скончался.

После смерти художника вдова, именуемая в русских документах Марией
Кипренской, прислала в Петербургскую Академию художеств оставшиеся ей в
наследство картины, в том числе и свой детский портрет, написанный
мужем. Почему-то она не захотела оставить его себе на память. Вырученные
от продажи картин 6 тысяч 228 рублей были ей отосланы. Из Италии пришла
ее расписка в получении денег, помеченная 28 января 1839 года. Это
последнее, что мы знаем о Мариучче. Следы ее и ее дочери Клотильды,
родившейся уже после смерти художника, безнадежно затерялись.

На портрете же, который сейчас висит в Третьяковской галере, милая
девочка со сломанной гвоздикой облокотилась по-детски неуклюже на
высокий стол и заинтересовано обернулась к зрителю. В ее движении -
чистота и естественность ребенка. Кажется, она минутой раньше что-то
спросила и ждет ответа, который затянулся...




Top