Диагностика уровней читательского восприятия. Способы выявления уровня литературного развития школьников

Диагностика уровня литературного развития ребенка

Диагностика начитанности.

    Найди ошибку в обложках книг.

Б) Максим Пришвин «Ёж»

Г) Николай Носков «Фантазёры»

1 балл

1. «…Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи…»

2. «…Белка песенки поет, да орешки всё грызет…»

3. «…жил старик со своею старухой самого синего моря…»

А.Сказка о золотой рыбке

1 балл

1 балл за каждого героя, максимум 5 баллов

«Если был бы я девчонкой» -

«Хорошее» -

    М. Пришвин 2) В. Овсеева 3) В. Драгунский 4) Э. Успенский

2 балла

Диагностика уровня читательского восприятия.(по 5 баллов)

    Что общего у Юрика из рассказа «Хорошее» и у мальчика из стихотворения «Если был бы я девчонкой»? (5 баллов)

    Опишите Дениску из сборника В. Драгунского «Денискины рассказы». (5 баллов)

Диагностика навыков анализа произведения, его понимания.

    С помощью каких средств Ф.Тютчев передает настроение в стихотворении «весенние воды»? (5 баллов)

    Почему Дениска (из сборника В.Драгунского «Денискины рассказы») не смог использовать старого мишку, как боксёрскую грушу. (5 баллов)

Диагностика уровня развития речи

    Подберите антонимы: (5 баллов)

Горячий -

Молодой -

Веселый -

Красивый –

    Объясните пословицы: (4 балла)

    Вежливости открываются все двери

    Красив тот, кто красиво поступает

    Объясните фразеологизмы. (5 баллов)

1) Бить баклуши -

2) В ежовых рукавицах -

3) Зарубить на носу -

4) Комар носа не подточит -

5) Семь пятниц на неделе –

Результаты диагностики :

Диагностика начитанности. (Всего 11)

9-11 – высокий уровень

6-8 – средний уровень

1-5 –низкий уровень

Диагностика уровня читательского восприятия (Всего 10)

8-10 – высокий уровень

6-8 – средний уровень

1-5 –низкий уровень

Диагностика навыков анализа произведения, его понимания. (Всего 15)

12-15 – высокий уровень

8-11 – средний уровень

1-7 –низкий уровень

Диагностика уровня развития речи (Всего 14)

11-14 – высокий уровень

7-10 – средний уровень

1-6 –низкий уровень

Общий уровень литературного развития ребенка (Всего 50 баллов)

40-50 – высокий уровень

30-39 – выше среднего

20-29 – средний уровень

1-19 – низкий уровень

Диагностируемая: Филиппова Мария Александровна 4 «б» класс

Ответы ребенка:

Диагностика начитанности.
1. Найди ошибку в обложках книг.
А) Виталий Бианки «Лесные домишки»
Б) Максим Пришвин «Ёж»
В) Самуил Маршак «Вот какой рассеянный»
Г) Николай Носков «Фантазёры»
1 балл
2. Прочитай строки из сказок А.С. Пушкина. Сопоставь с названиями сказок.
1. «…Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи…» б
2. «…Белка песенки поет, да орешки всё грызет…» в
3. «…жил старик со своею старухой самого синего моря…» а
А.Сказка о золотой рыбке
Б. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
В. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
1 балл
3. Назови несколько героев из произведений Э. Успенского, дай их краткую характеристику.
1 балл за каждого героя, максимум 5 баллов
4. Назови рассказ, который ты считаешь самым веселым.
2 балла
5. Назови авторов произведений
«Если был бы я девчонкой» - 3
«Хорошее» - 1
1) М. Пришвин 2) В. Овсеева 3) В. Драгунский 4) Э. Успенский
2 балла
Диагностика уровня читательского восприятия.(по 5 баллов)
1. Что общего у Юрика из рассказа «Хорошее» и у мальчика из стихотворения «Если был бы я девчонкой»? (5 баллов)
2. Опишите Дениску из сборника В. Драгунского «Денискины рассказы». (5 баллов) весёлый, смешной, дружелюбный
Диагностика навыков анализа произведения, его понимания.
1) О чем говорит автор стихотворения «Федорино горе» К.И. Чуковский своим читателям? (5 баллов) о том что надо убирать свои вещи и хорошо относиться к посуде
2) С помощью каких средств Ф.Тютчев передает настроение в стихотворении «весенние воды»? (5 баллов)
3) Почему Дениска (из сборника В.Драгунского «Денискины рассказы») не смог использовать старого мишку, как боксёрскую грушу. (5 баллов) потому что ему стало его жалко, так как он игрушка с его детства
Диагностика уровня развития речи
1. Подберите антонимы: (5 баллов)
Горячий - тёплый
Молодой - маленький
Глупый – ни чего незнающий
Веселый - смешной
Красивый – модный

2. Объясните пословицы: (4 балла)
1) Вежливости открываются все двери если будешь вежлив к тебе будут хорошо относиться
2) Красив тот, кто красиво поступает если ты сделал что то хорошее значит ты хороший, добрый

3. Объясните фразеологизмы. (5 баллов)
1) Бить баклуши - спать
2) В ежовых рукавицах – очень строго
3) Зарубить на носу – хорошо запомнить
4) Комар носа не подточит -
5) Семь пятниц на неделе –

Результат: Диагностика начитанности - 1 балл (из 11)

Диагностика уровня читательского восприятия – 5 баллов (из 10)

Диагностика навыков анализа произведения, его понимания - 9 баллов (из 15)

Диагностика уровня развития речи 5 баллов (из 14)

Общий уровень литературного развития ребенка 20 баллов (из 50)\

Характеристика: Маша справилась на 20 баллов из 50, что диагностирует у неё средний уровень литературного развития. Хотелось бы обратить внимание, что это нижняя граница среднего уровня, значит можно считать, что с данной диагностикой ребенок почти не справился.

Лучше всего Мария Филлипова справилась с блоком «Диагностика навыков анализа произведения, его понимания» , что говорит об аналитических способностях девочки, умении выделять из текста главное. Однако в целом она допустила много ошибок, что можно расценивать как некоторые пробелы в знании материала с урока литературного чтения за прошлый год и недостаток читательского опыта.

С заданиями типа: подбери антоним, а так же с заданиями из первого блока ученица справиться не смогла, что говорит о том, что крайне необходимо отдельно дополнительно поработать с ней для выявления причин подобных результатов диагностики.

Елена Тянгаева
Педагогическая диагностика по выявлению уровня сформированности восприятия художественной литературы

Задание № 1.

Выявить умение определять жанр произведения : сказка, рассказ, стихотворение.

Игра «Помоги Незнайке»

Незнайка не может разобраться, где сказка, где рассказ, а где стихотворение. Давайте ему поможем. Воспитатель читает отрывок из произведения, дети называют жанр и рассказывают Незнайке о характерных особенностях жанра.

Умение сформировано – ребёнок правильно называет жанр литературного произведения , аргументирует свой выбор.

Умение в стадии формирования - Ребёнок называет жанр литературного произведения после наводящих вопросов взрослого и с его помощью объясняет выбор.

Умение не сформировано – Ребёнок даже после наводящих вопросов не правильно выбирает жанр произведения. С непосредственной помощью воспитателя находит характерные признаки жанра произведения.

Задание № 2.

Выявить любимые произведения детей.

В книжном уголке оформлена выставка книг, иллюстраций к знакомым произведениям.

Воспитатель рассматривает с детьми книги, иллюстрации уточняет название. Затем предлагает детям : «Назовите свою любимую сказку, рассказ, стихотворение»

Умение сформировано – ребёнок самостоятельно выбирает книгу, даёт название произведения, высказывается о любимых героях.

Умение в стадии формирования - Ребёнок самостоятельно выбирает произведение, с помощью взрослого даёт правильное название, может назвать героев, но затрудняется ответить, почему это произведение любимое.

Умение не сформировано – Ребёнок выбирает произведение (книгу) после перечисления взрослым или затрудняется ответить, сделать выбор. Не может ответить на вопрос : «Почему ему нравиться это произведение?»

Задание № 3.

Выявить интерес детей к чтению объёмных произведений, которые читают по главам

Используется метод наблюдения.

Интерес сформирован – ребёнок внимателен во время чтения произведения, напоминает воспитателю и детям на чём «остановились» (последний прочитанный эпизод, высказывает просьбу о продолжении чтения, знает имена героев произведения, в свободное время рассматривает иллюстрации в книге.

Интерес в стадии формирования - ребёнок слушает внимательно непродолжительное время, знает имена героев, но не может вспомнить последний прочитанный эпизод, редко предлагает продолжить чтение, в свободное время рассматривает иллюстрации в книге по предложению взрослого.

Интерес не сформирован – Ребёнок во время чтения невнимателен, не проявляет желания продолжить чтение, имена героев запоминает с трудом.

Публикации по теме:

Повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей Сообщение из опыта работы на тему: «Повышение уровня психолого – педагогической культуры родителей через реализацию проекта «Компетентный.

Аналитическая справка по итогам промежуточной педагогической диагностики речевого развития детей Аналитическая справка по итогам промежуточной педагогической диагностике речевого развития детей в подготовительной группе компенсирующей.

Аналитическая справка по итогам диагностики уровня развития речи детей Анализ диагностики детей в группе на февраль 2015 года определил 3 уровня развития речи. По итогам диагностики детей ДОУ в логопедическую.

Методики для выявления уровня сформированности полоролевых взаимоотношений у старших дошкольников Адаптированные методики для выявления уровеня сформированости полоролевых взаимоотношений у старших дошкольников в процессе совместной деятельности.

1часть. Введение «Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться» А. Экзюпери Президентом РФ 03.04.2012 утверждена Концепция.

Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования 2 частьМодель деятельности по развитию одаренности Деятельность по развитию одаренности у воспитанников осуществляется по двум на-правлениям:.

Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования .


Литературное развитие трактуется в методике как возрастной и одновременно учебный процесс «развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями» (Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М.: Педагогика, 1976. - С. 3).

Критерии литературного развития школьников
Единого взгляда на критерии литературного развития школьников еще не выработано.
Психологи подчеркивают, что развитие предполагает не только количественное накопление знаний, умений, опыта, но, главным образом, внутренние изменения структурных психических образований, усиливающие способность самостоятельного решения задач, не встречавшихся ранее. Поэтому основным критерием развития младших школьников является уровень восприятия самостоятельно прочитанного произведения. Последнее хотелось бы особенно подчеркнуть: для того, чтобы определить результаты развития, а не результат обучения, необходимо обращаться к произведениям, которые не изучались детьми предварительно.
Трудность в определении уровня восприятия художественных произведений обусловливается как их своеобразием и неповторимостью, возможностью их разной трактовки, так и сложностью процесса восприятия, необходимостью учета разных его сторон, и прежде всего эмоций, воображения и мышления. Основной критерий, позволяющий определить уровень восприятия произведения, - степень образной конкретизации и образного обобщения. Этот критерий, выдвинутый Н.Д. Молдавской, учитывает способность к восприятию художественного образа в единстве конкретного и абстрактного, индивидуального и типичного. Под образной конкретизацией понимается способность читателя на основе художественных деталей воссоздать в своем воображении целостный образ. Образное обобщение предполагает, что в конкретной картине человеческой жизни, описанной автором, читатель видит обобщенный смысл, проблему, поставленную в произведении.

Методика выявления уровня литературного развития младших школьников
Методика выявления уровня литературного развития младших школьников зависит от цели проверки. Если учитель ставит цель определить, как на восприятие произведения влияет техника чтения ребенка, то каждый ученик читает текст самостоятельно. Если же цель - определить индивидуальные особенности мышления, воображения, эмоций каждого ученика при одинаковых условиях восприятия произведения, текст следует прочитать учителю.
Наиболее традиционные способы проверки восприятия - постановка вопросов к тексту и ответы на вопросы, заданные учителем. Выбор одного из названных способов также зависит от цели проверки. Для выявления уровня актуального развития читателя , т.е. того, как ребенок воспринимает произведение без помощи взрослого, используется постановка вопросов к тексту. Школьнику предлагают представить себя на месте учителя и задать к тексту вопросы, которые помогут остальным ученикам разобраться в прочитанном. Важно предоставить ребенку возможность неоднократно обращаться к тексту произведения, дать ему время на обдумывание формулировок вопросов. Вопросы, поставленные учениками, позволят учителю определить, на что направлено внимание детей при самостоятельном общении с текстом, о чем они задумываются, что остается незамеченным.
Для выявления зоны ближайшего развития читателя детям предлагается ответить на вопросы, поставленные учителем. При таком контроле мысль ученика направляется взрослым, путь анализа, ключевые вопросы, над которыми следует задуматься, подсказаны школьнику. Вопросы формируются так, чтобы они затрагивали разные стороны читательского восприятия (эмоции, воображение, мышление), способствовали проникновению в эмоциональную тональность произведения, воссозданию образов, установлению причинно-следственных связей, осмыслению авторской позиции и давали возможность для обобщения прочитанного. Например, к рассказу В.К. Железникова «Рыцарь» можно задать следующие вопросы:
1) Понравился ли тебе рассказ? С каким настроением ты его слушал?
2) Зачем автор так подробно описывает первую встречу Саши с шофером?
3) Каким ты представляешь себе Сашу в тот момент, когда шофер закричал на его бабушку?
4) Почему рассказ называется «Рыцарь»? С какой интонацией произносит слово «рыцарь» шофер и с какой - автор? Почему?
5) О чем ты задумался, прочитав рассказ?
Ответ на первый вопрос позволит выяснить, различает ли ребенок жизненную ситуацию, описанную в рассказе, и рассказ как произведение искусства, видит ли он динамику эмоций. Второй вопрос направляет внимание школьника на функцию описания в тексте, помогает ему выявить связь эпизодов, понять характер персонажа, а учителю показывает, как ребенок реагирует на художественную форму. Третий вопрос помогает определить особенности работы воссоздающего воображения юного читателя. Четвертый и пятый вопросы носят обобщающий характер, но четвертый предполагает обобщение в пределах конкретной ситуации, а пятый - обобщение с выходом за рамки конкретного образа.
Описанные способы проверки являются наиболее распространенными, но далеко не единственными. Можно использовать мелодию, отражающую характер персонажа, с обоснованием выбора ее, и словесное рисование, и составление плана текста, и т.п. Любой из приемов анализа может быть применен и для диагностики, но следует помнить, что при проверке уровня восприятия ответы детей не конкретизируются учителем, ибо в этом случае проверка потеряет смысл.

Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста
Уровень восприятия ребенком литературного произведения устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности (ответов на вопросы к тексту, постановки вопросов и т.п.) с точки зрения способности ребенка к образной конкретизации и образному обобщению. Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии. Под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, т.е. находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития. Наличие более низких уровней связано со степенью образной конкретизации и образного обобщения.
Для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия. Рассмотрим их, начиная с наиболее низкого.
I. Фрагментарный уровень
У детей, находящихся на фрагментарном уровне, отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и достаточно точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств, не отмечают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными событиями, описанными в произведении. Воображение развито
слабо, воссоздание образа на основе прочитанного подменяется обращением к жизненным впечатлениям. Дети не всегда могут определить мотивы поведения персонажа, не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя, поэтому их мнение о персонаже часто бывает неверным с бытовой точки зрения. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задание, часто отказываются говорить. Художественное произведение воспринимается ими как описание случая, имевшего место в действительности, они не различают изображение и изображаемое, не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.
При постановке вопросов к произведению дети, находящиеся на фрагментарном уровне восприятия, или вовсе не справляются с заданием, или ставят один-два вопроса, как правило, к началу текста. Вот, например, какие вопросы к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина поставил ребенок:
1) Около чего жил дед?
2) Где жил дед?
3) С кем жил дед?
Как видим, ребенок задал три вопроса, воспроизводящих содержание первых двух предложений сказки.
II. Констатирующий уровень
Читатели, относящиеся к данной группе, отличаются точной непосредственной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно: они не владеют соответствующей лексикой, не называют оттенки чувств, ограничиваясь обычно словами «весело» или «грустно». Воображение у них развито слабо, воссоздание образа заменяется подробным перечислением отдельных деталей. Внимание детей сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связаны друг с другом. Учащиеся легко воспроизводят ситуацию, описанную в произведении, и не чувствуют потребности в перечитывании текста, в размышлении над ним, хотя при специальных вопросах учителя могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь при этом не столько на изображение героя автором, сколько на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания.
При постановке вопросов к произведению читатели, находящиеся на констатирующем уровне, стремятся как можно подробнее воспроизвести событийную сторону, например:
1) Где жили старик со старухой?
2) Чем занимались старик со старухой?
3) С чем пришел невод в первый раз?
4) С чем пришел невод во второй раз?
5) С чем пришел невод в третий раз?
6) Старик отпустил рыбку или нет?
7) Старик рассказал старухе про рыбку или нет?
8) Как отнеслась к этому старуха?
9) Что попросила старуха от рыбки в первый раз? И т.д.
Дети задают по 30-35 вопросов к «Сказке о рыбаке и рыбке», однако все они носят воспроизводящий характер, не требуют размышлений, не вскрывают проблемы, поставленные в сказке. Часто читатели этой группы задают вопросы: чему учит эта сказка? Что вы поняли из этой сказки? - повторяя формулировки, столь часто слышимые от учителя, но, как правило, ответить на такие вопросы они не могут.
III. Уровень «героя»
Читатели, находящиеся на уровне «героя», отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей, причем читательский образ эмоционально окрашен. В произведении их интересуют прежде всего герои, отсюда и название данного уровня. Дети верно определяют мотивы, последствия поступков персонажей, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступки. При специальных побуждающих вопросах учителя они могут определить авторскую позицию, хотя при самостоятельном чтении, как правило, не обращают внимания на автора текста. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа.
При постановке вопросов к произведению у детей данной группы преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев и на установление причинно-следственных связей. Возможны и обобщающие вопросы, но уровень обобщения связан прежде всего с оценкой персонажа, например:
1) Почему старик просил у рыбки только для старухи, а сам ничего не взял у нее?
2) Почему старуха была все время недовольна?
3) Почему старик все выполнял, что бы ему старуха ни говорила?
4) Почему в последний раз, когда пришел старик, золотая рыбка ничего ему не ответила?
5) Что увидел старик, когда пришел домой в последний раз?
6) Почему у старухи опять оказалось разбитое корыто?
7) Какая была старуха?
8) Какой был старик?
Как видим, в отличие от вопросов констатирующего уровня, вопросы уровня «героя» нацеливают на осмысление, а не на воспроизведение текста. Ребенок задает вопросы к сказке в целом, а не к отдельным эпизодам; он стремится осмыслить характеры главных персонажей, а об авторе сказки не вспоминает.
IV. Уровень «идеи»
Читатели, относящиеся к данной группе, способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму. Они обладают развитым воображением и воссоздают образ на основе художественных деталей. Они любят перечитывать текст и размышлять над прочитанным. Дети способны определить назначение того или иного элемента в тексте, увидеть авторскую позицию. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа. Хотя формулировки ответов могут быть по-детски наивными, важно само стремление учеников соотносить размышления, вызванные текстом, с реальной жизнью, определить проблему, стоящую в произведении.
При самостоятельном чтении и постановке вопросов к тексту читатели данной группы способны увидеть основной конфликт произведения, их интересует авторское отношение к персонажам, они часто обращают внимание на название произведения, на отдельные художественные детали, например:
1) Кто написал «Сказку о рыбаке и рыбке»?
2) Почему старик не взял выкупа с рыбки?
3) Почему рыбка выполняла все желания старухи?
4) Почему рыбка не исполнила последнее желание? Права ли была рыбка?
5) Каждый раз, когда старик приходил к рыбке, на море была разная погода. Почему?
6) За что была наказана старуха?
7) Понравился ли вам старик? Как Пушкин относится к старику?
8) Что Пушкин хочет показать в этой сказке?
Вопросы, которые задал ребенок, свидетельствуют о внимательном отношении к тексту произведения, о стремлении понять авторское отношение к персонажам, определить мотивы поведения героев. Обобщающий вопрос предполагает выявление авторского замысла, проблематики произведения.
Итак, к концу обучения в начальной школе восприятие на уровне «героя» доступно всем учащимся, а констатирующий уровень в это время - показатель отставания в литературном развитии. О высоком уровне литературного развития выпускника начальной школы можно говорить, если он воспринимает произведение на уровне «идеи».

Уровень литературного развития младших школьников может быть выявлен с помощью комплексной письменной работы. В ней 4 части:

В части 1 выявляется круг чтения ребенкаи его потребность в чтении : любимые книги и авторы (обратите внимание, указывает ли ребенок автора книги), предпочтения (стихи или проза, тематика), читательская самостоятельность и активность (сам ли читает ребенок и как часто читает сам), как часто он обращается к книге и с какими целями.

Ответы детей помогают увидеть и их отношение к книге (запоминает ли ребенок авторов, обращает ли на это внимание), тематические и жанровые предпочтения, степень сформированности потребности в чтении и составить индивидуальный портрет ребенка-читателя.

В части 2 выявляется качество самостоятельного чтения и уровень восприятия произведения с помощью анкеты, активизирующей все сферы читательского восприятия и проверяющей практическое владение ученика теоретико-литературными знаниями об изобразительно-выразительных средствах языка и композиции произведения. Ответы ребенка на вопросы и качество выполнения им заданий говорят о степень сформированности у него читательских умений.

В части 3 проверяются теоретические знания о литературных жанрах и умение определять жанр произведения.

В части 4 проверяются литературно-творческие способности и речевые умения учеников.

Анализ анкеты позволяет сделать вывод об уровне ЛРученика. Ведущим , основным показателем будет качество самостоятельного чтения , а ответы на остальные вопросы уточнят эту картину , покажут учителю, какие сложности есть у ребенка, что мешает ему качественно воспринимать произведение, на что нужно обратить внимание при дальнейшей работе именно с этим учеником.

В методике пока еще нет четкой картины уровней ЛР, т.е. не соотнесены между собой показатели по всем четырем критериям. Условно можно говорить о четырех уровнях ЛР : низком уровне (существенное отставание ребенка от возрастной нормы по всем показателям), среднем (соответствие норме по большинству показателей), выше среднего (соответствие норме в целом и ее опережение по качеству чтения) и высоком уровне (опережение возрастной нормы по все показателям).

Если учитель предпочитает использовать узкий подход, то показателем уровня ЛР младшего школьника будет уровень его восприятия литературных произведений разных жанров.

Рассмотрим пример работы, выявляющей уровень литературного развития учеников 2 класса (программа 1–3) и проанализируем результаты этой работы.

I. Круг чтения и потребность в чтении

1. Назови своих любимых писателей и поэтов и их книги.

– А.Пушкин, А.Жуковский, Астрид Линдгрен, Шарль Перро.

– Смешное, веселое.

3. Часто ли ты читаешь дома по собственному желанию (подчеркни верное: каждый день, 2–3 раза в неделю, раз в неделю, 3–4 раза в месяц, еще реже)?

– Каждый день.

– Мне нравится, когда мне читают, когда сама читаешь, не очень понимаешь, а когда тебе читают, то все понятно.

– Стихи, они веселые и смешные.

– А.Линдгрен. «Эмиль из Леннеберги», Шарль Перро. «Золушка».

Анализ ответов Сони К.

ПО ответам Сони сразу же можно сказать, что девочка невнимательно прочитывает вопрос: так, она не приводит названий книг своих любимых писателей, вместо тематики называет настроение. Каждодневное обращение к книгам говорит о сформированной потребности в чтении, однако, вероятно, Соня до сих пор испытывает технические трудности, т.е. лучше воспринимает произведения на слух. Кроме того, чтение взрослого помогает ребенку осмыслить произведение глубже. Вероятно, девочка предпочитает детскую игровую поэзию, хотя не назвали детских авторов в числе своих любимых, т.к. стихи Пушкина и Жуковского вряд ли соответствуют определению «смешные, веселые». Также можно предположить, что Линдгрен и Перро попали в список любимых авторов, потому что их произведения были прочитаны Соней совсем недавно и она находится под их впечатлением. Таким образом можно утверждать, что к концу обучения в начальной школе у Сони сформирована потребность в чтении, читательские интересы подвижны, но не отличаются разнообразием.

Современный учитель, работающий в условиях вариативного обучения, должен хорошо владеть способами диагностики литературного развития школьников, чтобы, определив уровень актуального и зону ближайшего развития каждого ученика, направлять процесс его литературного развития, вовремя вносить коррективы в свою работу.

Диагностическая работа требует тщательной подготовки и включает в себя несколько этапов.

Отбор литературного произведения. Выбор текста зависит от поставленной цели. Для контроля за продвижением учеников в литературном развитии целесообразно выбирать небольшие по объему (ребенок может потратить на чтение не более 10 - 15 мин) произведения, адресованные детям данного возраста и не изучавшиеся в школе, поскольку проверяется результат развития, а не обучения. Корректность сопоставления результатов серии проверок требует использования произведений одного жанра, одного автора, примерно одинакового уровня сложности. Нарушение этого требования, например использование классического лирического стихотворения для проверки в начале учебного года и детского юмористического рассказа в конце года, не даст объективной картины продвижения ученика в литературном развитии.

Возможно проведение диагностической работы с различными исследовательскими целями: выявление специфики восприятия произведений определенного жанра, определенного автора, текстов большого объема, произведений, вошедших в круг детского чтения из «взрослой» литературы и т.д. В этом случае текст выбирается в зависимости от конкретной цели исследования.

Разработка диагностических заданий. Наиболее традиционные способы проверки уровня восприятия - самостоятельная постановка вопросов к тексту и ответы на них, а также ответы на вопросы, заданные учителем. Выбор одного из названных способов зависит от цели проверки.

Для выявления уровня актуального развития читателя, т.е. того, как ребенок воспринимает произведение без помощи взрослого, используется самостоятельная постановка вопросов к тексту. После чтения текста школьникам предлагается поставить себя на место учителя и сформулировать такие вопросы к тексту, которые помогли бы остальным ученикам разобраться в прочитанном. Такая методика сбора данных оставляет ученика абсолютно свободным, учитель не задает свой взгляд на произведение, не программирует читательскую деятельность учеников. Вопросы, заданные учениками, позволяют учителю определить, на что направлено внимание детей при самостоятельном общении с текстом, о чем они задумываются, что остается незамеченным. Однако одних формулировок вопросов иногда оказывается недостаточно, чтобы определить уровень восприятия текста. Ученики могут повторять вопросы, часто звучащие на уроках (какова тема этого произведения? как автор относится к герою? и т.п.), но при этом неверно определять тему, авторское отношение и т.д. Поэтому для получения объективных данных необходимо просить детей ответить на свои вопросы и оценивать результаты на основании сравнения вопросов и ответов.

Для выявления зоны ближайшего развития читателя детям предлагается ответить на вопросы к тексту, заданные учителем. При такой форме проверки мысль ученика направляется взрослым, путь анализа, ключевые вопросы, над которыми следует задуматься, подсказаны ребенку. Учитывая, что младший школьник не может долго работать самостоятельно, а продуктивность его работы быстро падает, количество вопросов должно быть небольшим. Опыт показывает, что 7 вопросов - это максимум, если его превысить, то ответы ребенка становятся односложны и не отражают истинного уровня восприятия текста. Вопросы формулируются так, чтобы они затрагивали разные стороны читательского восприятия (эмоции, воображение, мышление), чтобы к осмыслению идеи произведения ребенок шел через осмысление его формы.




Top