Дифференциация ч—ц в словах. Тренировочные упражнения

Цели:

Образовательные:

  • умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции;
  • дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц;
  • упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц;
  • формирование навыков работы по инструкции.

Коррекционные:

  • развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений;
  • развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.

Воспитательные:

  • формировать полноценные навыки общения в процессе учебной работы.

Оборудование: зеркала, таблицы для определения темы занятия, таблица для чтения слогов, индивидуальные карточки для игры «Волшебники», карточки для работы над предложениями, карточки для работы над текстом, карточки с домашним заданием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц».

Цели:

Образовательные:

  1. умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции;
  2. дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц;
  3. упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц;
  4. формирование навыков работы по инструкции.

Коррекционные:

  1. развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений;
  2. развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.

Воспитательные:

  1. формировать полноценные навыки общения в процессе учебной работы.

Оборудование: зеркала, таблицы для определения темы занятия, таблица для чтения слогов, индивидуальные карточки для игры «Волшебники», карточки для работы над предложениями, карточки для работы над текстом, карточки с домашним заданием.

Ход занятия

1. Орг. момент (слайд 2)

Первым сядет тот, кто ясно, четко повторит скороговорку: «У черной курицы четыре цыпленка».

2. Объявление темы занятия. (слайд 3)

Смотрите на таблицу, там спряталось слово. Если соберем буквы правильно, оно у нас получится. Внимательно слушайте мои команды и выделяйте буквы, которые будем собирать, - и вы сможете прочитать полученное слово.

Какое слово получилось? Назовите все звуки по порядку. Сколько их?

Назовите, какой звук стоит на 1-м месте, на 8-м месте?

Какие звуки буквы мы сегодня будем различать?

Звуки [ч] и [ц].

О каких буквах мы будем говорить на занятии?

О буквах Ч и Ц.

3. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются.

Произнесите звуки [ц] и [ч] и посмотрите в зеркала.

4. Анализ артикуляции. (слайд 4)

Проводится сравнение [ц] и [ч] по артикуляции с уточнением звукового состава: [ц] = [т] + [с], [ч] = [т"] + [ш"].

Ребята, давайте найдем различия в артикуляции звуков [ч] и [ц].

(Ученики выполняют задания.)

5. Характеристика звуков.

6. Связь звуков и букв. (слайд 5)

Ребята, послушайте стихотворения:

Буква Ц – внизу крючок,
Точно с краником бочок.
Вот такая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Ч с четверкой спутал чижик
И прочел: «Четыре ижик».
Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Ребята, а как вы думаете, на что еще похож нижний элемент у буквы Ц?

А верхний элемент у буквы Ч?

Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Звуки [ч]- [ц]».

7. Развитие фонематического слуха:

Сейчас мы с вами поиграем в шифровальщиков, я буду произносить слоги и слова со звуками [ц], [ч]. Если вы услышите звук [ч], нарисуйте в тетрадях стрелочку вверх, если [ц]- стрелочку вниз. (-звук [ч], -звук [ц])

Ца, чу, оч, ец, ци, чи, час, цель, цепь, почка, кольцо, тачка, платочки, зеркальце, пальчик, мальчик.

8. Дифференциация звуков в слогах. (слайд 6)

Что же происходит с нашими губками, когда мы говорим звуки [ч] и [ц]?

(вспоминаем особенности артикуляции). Читаем слоги в таблице.

Губы округлены (звук [ч]) - губы в улыбке (звук [ц])

9. Пальчиковая гимнастика

Поиграем с пальчиками.

“Этот пальчик мой танцует,

этот вот кружок рисует,

этот пальчик ловко скачет

Словно легкий- лёгкий мячик.

А мизинчик, мой малышка.

ноготком скребет, как мышка.

А большой мой толстячок

повалился на бочок”

10. Дифференциация звуков в словах. (слайд 7)

В каких словах вы сейчас опять услышали звук [ч]?

(пальчик, мизинчик, скачет, мячик, толстячок, бочок)

А теперь давайте попробуем так изменить слово, чтобы в нем появился звук [ц].

(пальчик – палец, мизинчик – мизинец)

Оказывается в некоторых словах звуки [ч]- [ц] могут чередоваться.

Я предлагаю вам поиграть в игру “Волшебники”. В карточке написано слово со звуком [ц], а вы превращаете его в [ч]:

кольцо – колечко

курица – курочка

огурец – огурчик

пуговица – пуговичка

птица – птичка

сестрица – сестричка

лисица – лисичка

улица – улочка

рукавицы – рукавички

водица – водичка

яйцо – яичко

перец – перчик

заяц – зайчик

овца – овечка

крыльцо – крылечко

перец – перчик

лицо – личико

словцо – словечко

луковица – луковичка

блюдце – блюдечко

11. Дифференциация звуков в предложении

Закончите предложения. (слайд 8)

После среды наступает....

На концерте выступали……

Ручей мельче....

Пчёлы разносят цветочную....

Слова для справок:

пыльцу, четверг, скрипачи, речки.

12. Дифференциация звуков в тексте. (слайд 9)

Восстановление деформированного текста. Составьте из предложений рассказ, расставив предложения по порядку:

Гнездо.

У ласточки было четыре птенца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь ему. Митя поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала.

13. Домашнее задание. (слайд 10)

Дома выполните следующее задание: из слов, написанных на карточке, составьте предложения:

Птицы кормить птенчики

Дети поливать огурцы и чеснок

Мальчик в окно стучит

Цветы в саду цвести

14. Итог занятия.

Вот и закончилось наше занятие. Давайте вспомним, что мы делали на занятии. Как различать звуки [ч]- [ц], буквы ц и ч?

15. Оценка работы детей на занятии.

Детям предлагается через выполнение определенных движений дать оценку своим достижениям на занятии, а также выразить свое отношение к занятию. Предлагаются следующие движения:

· присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение;

· стоя, руки по швам - хорошая оценка, позитивное отношение;

· поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.

Спасибо, ребята! Молодцы! (слайд 11)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дифференциация звуков [ч]-[ ц ] и букв ч - ц. 1 класс

четко повторить скороговорку: «У чёрной курицы четыре цыпленка».

Найдите слово в таблице: Б К Р О Щ Я Ъ Е Ж Е Д Г В М К Е Ч У Ш Ю З И Н Ё Ы Ц Ф Л П Л

улыбаются округляются немного раскрыты за верхними зубами за нижними зубами

На что похожа буква? Буква Ц – внизу крючок, Точно с краником бочок. Да, вы правильно решили, Ч мы пишем, как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя.

ПРОЧИТАЙТЕ СЛОГИ: АЧ АЧ АЦ ОЦ ОЧ ОЦ УЧ УЦ УЧ ИЦ ИЧ ИЧ ЕЧ ЕЦ ЕЦ ЯЦ ЯЦ ЯЧ ЮЦ ЮЧ ЮЦ ЭЧ ЭЧ ЭЦ

ЗВУКИ [Ц] И [Ч] В СЛОВАХ: ПАЛЬ Ч ИК- ПАЛЕ Ц МИЗИН Ч ИК- МИЗИНЕ Ц

ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: После среды наступает... четверг. На концерте выступали… скрипачи. Ручей мельче... речки. Пчёлы разносят цветочную... пыльцу.

РАССТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОРЯДКУ: Гнездо. У ласточки было четыре птенца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь ему. Митя поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Составьте предложения из слов: Птицы птенчики кормить Дети поливать огурцы и чеснок Мальчик в окно стучит Цветы в саду цвести

СПАСИБО, РЕБЯТА! МОЛОДЦЫ!

Предварительный просмотр:

Измени слово, чтобы

В нем появился звук [Ч]:

кольцо

курица – ____________________________

огурец – ____________________________

пуговица –__________________________

птица

Измени слово, чтобы

в нем появился звук [Ч]:

сестрица

лисица – _____________________________

улица

рукавицы – ___________________________

водица – _____________________________

Измени слово, чтобы

в нем появился звук [Ч]:

яйцо

перец – ______________________________

заяц – _______________________________

овца – _______________________________

крыльцо – ____________________________

Измени слово, чтобы

В нем появился звук [Ч]:

перец – ______________________________

лицо – ______________________________

словцо – _____________________________

луковица – ___________________________

блюдце – ____________________________

Закончите предложения.

После среды наступает...

На концерте выступали…

Ручей мельче...

Пчёлы разносят цветочную...

Закончите предложения.

После среды наступает...

На концерте выступали…

Ручей мельче...

Пчёлы разносят цветочную...

пыльцу четверг скрипачи речки

Гнездо.

Ласточка весело защебетала.

Гнездо.

Ласточка весело защебетала.

У ласточки было четыре птенца.

Митя поднял птенчика и положил в гнездо. Ласточка не могла помочь ему.

Один птенчик выпал из гнезда.


Обитатели в море встречаются удивительные. Раз мы выта­щили на палубу небольшую рыбу. У нее была зубастая пасть, а из головы росла удочка. Это хищная рыба - удильщик. Жи­вет эта рыба в глубинах морей и ловится редко. На конце удоч­ки рыба-удильщик зажигает фонарик. Он горит во мраке, как ночной светлячок. Глупые рыбешки плывут посмотреть на фо­нарик и попадают в пасть рыбы.

Дифференциация ч-ц Тренировочные упражнения

Задание 1. Назовите первый звук в словах чайка, цапля. Охарактери­зуйте эти звуки. Сравните их по артикуляции, назовите сходство и раз­личие.

Задание 2. Прочитайте слоговые цепочки. Повторите их, как запом­нили.

ча - ца - ча ца - ча - ца

ча - ца - ча - ца ца - ча - ца - ча.

Задание 3. Прочитайте буквы слитно. Повторите получившиеся зву­косочетания.

ач >а ок /а е

Задание 4. Прослушайте слоги. Запишите: а) первую букву каждого ялога. Ча, чо, ца, чу, цо, цы, чи, це, че;

б) последнюю букву каждого слога.

Ач, ац, уц, уч, оц, ыц, оч, ич, иц, ец, еч.

Задание 5. Прослушайте звукосочетания. Запишите только согласные.

Ача, учу, уча, ица, ечо, ецо, юца, уче, уце, ечи.

Задание в. Прослушайте, запомните, запишите ряды слогов в той же последовательности.

цу - чу цу чу - цу - цу - чу

чу - цу - чу цу - чу - чу - цу

цо - чо - цо - чо чо - цо - чо - цо

цы - чи - Чи - цы чи - цы - цы - чи.

Задание 7. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в первую - с буквой ч, во вторую - с буквой ц.

Ча, цу, ач, уц, чу, чи, еч, це, оц, ца, яч, яц; чре, цве, чле, цвё, чте, чти, чмо, ача, аца, учу, уце, еце, ица, учи, уче, аце.

Задание 8. Запишите слоги и звукосочетания под диктовку логопеда. (Используется материал предыдущих заданий.)

Дифференциация ч - ц в словах Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте слова. Определите наличие звука ч или ц в словах. Запишите их.

а) в начале слова:

Цапля, цепь, чувство, челка, цвет, чулки, цукаты, чурка, царапать, чистый, чтение, цветок, чтит, цикады;

Слова для объяснения: чтит, цукаты, цикады.

б) в середине слова.

Пчелка, огурцы, печка, сверчок, разноцветный, стручок, пальцы, молодцы, строчка, курочка, борцы, платочек, отцве­тает;

а) в конце слова.

Огурец, плач, палец, грач, кузнец, силач, врач, богач, мат­рац, калач, мяч, молодец, ситец, колодец, скворец, птенец.

Задание 2. Прослушайте слова. Выпишите слоги с буквами ч, ц вспом­ните, как пишутся ча, чу:

а) из начала слова.

Чудо, цены, ценит, часы, цукат, читай, цени, цари, чайка, цветок, чтение, цапля, чистый, челнок, очки;

б) из конца слова.

Грачи, огурцы, строчу, молчу, свеча, стручок, мельницы, кружевница, круча, телятница, туча, ударница, баловница;


в) из середины слова.

Кричали, оценивали, встречали, отсвечивали, отсрочка, оце­пили, ворчливый, остроконечная, отцветает, зацветает, отече­ство.

Задание 3. Рассмотрите картинки.-Скажите, что на них изображено. Запишите названия картинок. Подчеркните буквы ч, ц карандашами раз­ного цвета.

Рис.46 Задание 4. Закончите слова, вставляя в них слог ча или ца.

Задание 5. Закончите слова, дописав слог чи или цы. Слова третьего столбика разделите на слоги.

Задание 6. Измените слово так, чтобы появился звук ч. Запишите пары этих слов.

Образец: улица - уличный, овца - овечка.

рукавица кольцо - огурец - пуговица -цветок -

луковица - крыльцо - .". лицо - ... водица -... улица - ...

страница птица - . синица - теплица -щипцы -

Задание 7. Измените слова по образцу. Образец: лиса - ли-сич-ка, ли-си-ца.

Задание 8. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков ч, ц в словах. Составьте схемы этих слов. Надпишите буквы ч, ц над нужным слогом, под схемой запишите соответствующее слово. Раздели­те слова на слоги.

Цепочка, горчица, волчица, учительница, цветочница, уче­ница, учетчица, молочница, чулочки, чудесница, цыпляточ-ки, чесночница, чертежница, летчица, пулеметчица.

Задание 9. Спишите слова, вставляя пропущенную букву ч или ц:

Ерта, ...епь, ...веты, ...ерешня, ...истый, сите..., сила..., молоде..., мя..., тка..., ли...о, коне..., вра..., ка...ка, яй...о, бор...ы, тка...иха, ножни...ы, ветре...ный, но...ная, мечта­тель, по...тальон, гор...и...а, гор...и...ный, доще...ка, пере.-..ни...а, ...ирка..., ...ти...а, ...емодн...ик, за...епо...ка, ...е...еви...ная, пе...ено...ный, ...ыплято...ки, вол...и...а, бу­фет...и...а, ...епо...ка, ...вето...ек.

Дифференциация ч - ц в предложениях

Тренировочные упражнения

Задание 1. Составьте с данными словосочетаниями предложения.

Проточная водица; узорчатое полотенце;

черная курица; четырнадцатое число;

крошечная царапина; отличная оценка.

Задание 2. Составьте словосочетания со словами первого и второго столбиков. С каждым составленным словосочетанием придумайте и за­пишите предложение.

а) Горячая,разноцветные, чудесная, чужие, цветочный, чут­кое;

б) бабочки яичница, сердечко, горшочек, цыплята, сказочка.

Задание 3. Составьте словосочетания, используя слова первой и вто­рой строчек. Придумайте с этими словосочетаниями предложения. За­пишите их:

а) Кузнечики, черешни, солнце, котеночек, пулеметчица, колокольчики;

б) печет, строчит, стрекочут,-цветут, царапается, красуются.

Задание 4. Закончите предложения, вставив подходящие по смыслу слова с буквой ч или ц. Подчеркните буквы ч, ц разными карандашами.

Снесла курочка.... Летом целый день печет.... лисица охо­тилась на.... Куница утащила.... Среди колокольчиков стре­кочут.......Аленушка печалится о... Иванушке. Вчера было

тринадцатое число, а завтра будет..., а послезавтра будет... число. Из маленького цыпленка вырастет большая....

Задание 5. Составьте предложения из данных слов. Запишите их Под­черкните буквы ч, ц.

Волчица, играть, волчата, с; кусты, из, выскочили, зайцы; цап­ля, переходить, кочки,<:, кочку, на; пчелы, полететь, гречишное, на, поле; пчелы, садиться,цветы, акация, на; ласточки, у, были, птенцы, четыре; гнездо, ласточка, на, было, чердак.

Дифференциация ч - цъ связных текстах Тренировочные упражнения

Задание 1. Спишите тексты, подчеркните буквы ч, ц разными каран­дашами.

Гнездо.

На чердаке было гнездо ласточки. У ласточки было четыре птен­ца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь птен­цу. Митя был на улице. Он увидел птенца. Мальчик поднял птен­чика и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала.

Пчелы.

Вечером посадили рой пчел в улей. Всю ночь пчелы шумели. Утром пчелы летали с цветка на цветок. Они собирали цветоч­ный мед. К улью пчелы вернулись с добычей.

Задание 2. Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы ч или ц. Подчеркните их разными карандашами.

Пти...ьи гнезда.

Гра...и вьют гнезда на деревьях. Весной выводят птен...ов. Гра...и приносят птен...ам...ервей. ...ервя.лси - это добы...-ей. Неразоряйте пти...ьих гнезд! Пти...ы - наши друзья. Они уни...тожают...ервяков и гусени... . Берегите пти...!

Кури...а.

Двад...ать один день сидела кури...а на яй...ах. Наконе... из яи... стали появляться...ыплята. Их было двенад.. .ать... .еты-ре...ыпленка...ерненьих. Восемь...ыплят пестрых. Кури...а по­вела.. .ыплят на ули...у. Там она их у...ила искать.. .ервя...ков.

Весной.

Весной первыми прилетают гра...и и сквор...ы. Гра...и соби­раются...елыми стаями и на...инают вить гнезда. Для скворц­ов готовы скворе...ники. Скоро гра.. .и и сквор.. .ы на...нут выво­дить птен...ов.

Поговорка - ...вето...ек, послови...а - ягодка.

Не разбивши яй...а, не сделаешь яи...ни...у.

Задание 3. Диктанты.

Зрительный диктант

Методические указания. Логопед записывает предложение на дос­ке, дает возможность учащимся прочитать написанное один-два раза. Затем предложение закрывается листом бумаги. После написания всего текста логопед открывает текст диктанта, давая возможность учащимся проверить написанное.

Заяц.

Мальчики ходили в лес за черникой. Из кустов выскочили зайцы. Это была зайчиха с зайчатами. Зайцы прыгали с кочки на кочку. Мальчики гнались за зайцами. Они забыли про черни­ку. Долго гонялись мальчики за зайцами, но зайцы ускакали.

Письмо по памяти

Методические указания. Логопед читает текст, выясняет у учащих­ся, все ли им понятно. Затем читает еще раз. Учащиеся пишут текст, как запомнили.

Мы у нашего крыльца Посадили деревца. Поливали их водой, Чистой, свежей, ключевой.

На пасеке.

Мой дедушка пчеловод. Он работает на пасеке. Дом у пчел - улей. Вместо дверцы леток. Через него пчелы влетают в улей.

Целый день пчелы летают с цветка на цветок. Они собирают нектар.

А потом из нектара получится целебный мед.

Предупредительный диктант

Свое весеннее расписание есть у деревьев и у цветов. Ива цве­тет в апреле, а ландыш - в конце мая. Никогда не зацветает яблоня раньше черемухи, а черемуха раньше березы. Весной просто по цветущей ветке узнать, какой нынче месяц в году. Если цветет орешник - это апрель. Если на березе сережки - начало мая, а цветением сирени заканчивается весна.

Проверочные диктанты.

Весной целыми днями птицы хлопочут. После четверга бу­дет пятница. На обочине дороги зацвели одуванчики. Кукуш­ка кладет яйца в чужие гнезда. Ходит курочка с цыплятами по двору. Сидит девица в темнице, а коса на улице. Вдоль по реч­ке, по водице плывет лодок вереница. Под осинкою на кочке гриб в малиновом платочке. Птицу узнают по полету, а челове­ка по работе. Добыча ловца не ждет.

Летом на лугу.

Небо безоблачное. Ярко светит солнце. Запахи цветов при­влекают пчел. Они садятся на лепестки цветов и собирают не­ктар.

Тут же кружатся бабочки. Они перелетают с цветка на цве­ток. Переносят на лапках пыльцу. В траве заливаются кузне­чики.

Задание 4. Составьте рассказ по опорным словам. Озаглавьте его.

Целая охапка, рюкзачки, удочки, удачная прогулка, пече­ная картошка, чудесные цветы, колокольчики, кузнечики, бабочки.

Различение букв <Г- о, п - т, Дифференциация букв <Г- е

На письме у учащихся младших классов часто встречаются ошибки на смешение согласных б - д. При этом, как показы­вает практика, подобные ошибки встречаются в письменных работах не только учеников, имеющих нарушения речевого раз­вития.

По-видимому, в данном случае правильнее говорить о сме­шении элементов букв сС?(Щй, а не самих букв. При анализе письменных работ замечено, что почти всегда вместо буквы ученики пишут букву^и крайне редко - наоборот.

В строчных буквах русского алфавита элемент, опускающий­ся ниже строки (^), встречается значительно чаще, чем эле­мент, поднимающийся выше строки (/"), причем у буквы в ниж­ний элемент является удобным для написания - он завершается на строке и непрерывен. Между тем верхний эле-

мент буквы ^Гболее сложен для написания - он заканчивается над строкой и не имеет соединения с другими буквами. Поэто­му при письме завершение овала элементом буквы в (^ ) явля­ется более удобным и привычным. Ученики младших классов, не имея еще достаточной графической практики, механичес­ки заменяют верхний элемент на нижний, как более привыч­ный и удобный.

Предлагаемые здесь упражнения для дифференцировки верхнего и нижнего элементов букв разработаны с учетом вы­шеизложенной позиции. Основное внимание уделяется меха­нической тренировке движения руки, а также ассоциативным образцам: белка, у которой хвост вверху, и р - дятел, у которого хвост внизу.

Тренировочные упражнения

Задание 1. Напишите строчку овалов:

Задание 2. На слова белка, дятел точкой обозначьте направление « хво­ста» (элемента).

Задание 3. Опираясь на точку, допишите элементы букв, проговаривая: Белка - хвост вверху, дятел - 9 - хвост внизу.

Задание 4. Напишите строчку по два овала.

Работаем с первым овалом аналогично занятиям 2, 3.

(в^^ит.д.) |^|

Задание 5. Проверьте выполненную работу, читая получившиеся слоги.

Задание в. Напишите строчку по три слова.

Работаем с первым и последним овалами аналогично заданиям 2, 3.

000 000 000

Задание 7. Прочитайте получившиеся звукосочетания и слова.

<6и^уор, О&Гуор( т. д.).

Задание 8. Логопед зашифровывает, а дети расшифровывают:

оо,оо, оу, оу, оы, оы, ое, ое, оа, оа (бо, до, бу и *. д.);

б) звукосочетания:

ооэ, ооо, оуо, 950, (боб, дод и т. д.);

оулка, оочка, оант, оазар, оилет, оинт, руоашка, раоуга; (булка, бочка и т. д.). Задание 9. Спишите слова и словосочетания, дописывая недостаю­щие элементы букв

Горсоа, прооукты,оукет,оым,оаранка,оумага,оырка, лаоуш-ки,оелый, яолоня, пооарок, раоочий,

Оуоу.осоёр, ооорый, оуоильник, ооорота, орлик, оооыча, поое-жал,оригаоа,оорьоа, свооооа, поооерёзовик,олагооарный,олаго-оетель;

голуоой оант, пооежал пооороге,оелаяоумага,оотронулсяоо оорооы,олинный оанан,оолго оолела,оолыпая раоость,

I сиоела оаоушка с оеоушкой, оальняя оорога, пооарок для

Задание 10. Зашифруйте слова.

Доброта, бледный, дряблый, блуждать, дудочка, добыча, бо­дает, будет, добавка, дубина, дождик, долбить, барабан, побе­да, дубрава, дублёр.

Задание 11. Зашифруйте самостоятельно десять слов с буквами (гй.а.

Задание 12. К данным словам добавьте, приставку до. Напишите слова парами.

Образец: брать - добрать.

Бежать, бывал, брёл, бросил, был, брил, дал, думал.

Задание 13. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы а и л

Бравый солоат; Оосоная оулочка;

Елые ле.еди; ры.ное.лю.о;

О.рая.а.ушка; по..ерёзовый гри.ок;

се.ая.оро.а; .о.рый моло.ец;

Рига.ный коман.ир; заве.я.у.дильник.

Задание 14. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы УиЛ

Лю.а ела.улку. Лю.а.ыла на.аче. Вокруг.ома.линный за­бор. Все лю.и ра.овались по.е.е. У Лю.ы.рови.угой. По. окном растет.елая.ереза. Не за.у.ь, заве.и.у.ильник. Не.росай.ума-гу на пол. Най.ешь.елую поганку, ищи.елые гри.ы.

Задание 15. Диктанты.

Зрительно-предупредительный диктант.

Методические указания. Внимательно прочитайте предложение, об­ратите внимание на выделенные буквы.

Бабочка.

Володя поймал бабочку. Бабочка билась в руках у Володи. Прибежала Лида. Она просила Володю отпустить бабочку

Володя отпустил бабочку. Бабочка села на дерево, а потом полетела дальше. Лида и Володя долго любовались бабочкой.

Слуховой диктант Белочка.

У детей в саду в большой клетке жила белочка. Все дети лю­били белочку. Но больше всех любила белочку Люба. Она каж­дый день давала белочке яблоки.

Однажды Люба забыла закрыть клетку. Белочка выбежала из клетки и стала бегать по комнате. Она разбила стакан и про­лила воду.

Задание 16.

Письмо по памяти

Жили-были дед и баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Дед бил-бил - не разбил. Баба била-била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Дифференциация букв

Начиная работу по дифференциации букв п - го, необходи­мо обратить внимание детей на количество элементов, состав­ляющих букву п (два элемента) и букву т (три элемента), и в дальнейшем опираться на, этот фактор. Можно предложить де­тям сказку «Торопыжка»:

Жила-была буква го. У нее было три ноги, поэтому она очень быстро бегала. Все называли ее Торопыжкой. Бегала-бегала буква го и сломала одну ножку. Прихромала она к Ца­рице Грамматике: «Что мне делать, у меня сломалась одна ножка», - жалуется она. «Теперь ничего сделать нельзя, у тебя было три ноги, ты называлась буквой го, а теперь у тебя осталась только пара ног и ты будешь называться буквой л», - ответила Царица Грамматика. Так буква та превратилась в букву п.

Затем логопед говорит детям, что среди них есть такие уче­ники, которые, как Торопыжка, тоже путают буквы п и го, и предлагает детям выполнить ряд заданий.

Этот же метод можно использовать и при дифференциации букв и, у, смешение которых на письме встречается у детей-дисграфиков.

Тренировочные упражнения

Задание 1. а) Запишите названное логопедом количество палочек.

Образе ц. Логопед: «Две...три... три... две...три» и т. д.

(запись: И

I) б) По палочкам пропишите соответствующие буквы. О б р а з е ц: п, т, т, п, т и т. д. Задание 2. а) запишите цифры (под диктовку логопеда). Образец: Логопед: «Два... три... три... два» и т. д. (запись: 2, 3, 3, 2 и т. д.) б) Под цифрами запишите соответствующие буквы. Задание 3. Игра «Шифровка». Расшифруйте слоги (вместо цифр ученики пишут буквы п или т). 2а -За Зу -2у -Зу и2 - иЗ оЗ - о2- оЗ 2и -Зи 2е - Зе - 2е 2а -За За -2а -За аЗ -а2 а2 - аЗ - а2 2о -Зо Зу -2у 2и - Зи Зе -2е 2о -Зо - 2о Зу - 2у - Зу 2и - Зи - 2и Зе - 2е - Зе о2 -оЗ уЗ -у2 и2 - иЗ еЗ -е2 оЗ - о2 - о8 у2 - у8- у2 иЗ - и2 -и8 е2 - е8 - е2 Расшифруйте звуковые сочетания. ЗиЗ 2е2 ЗуЗ 2у2 Зу2 2уЗ ЗоЗ За2 2аЗ 2иЗ Зо2 Зе2 Зё2 Зю2 2еЗ 2яЗ Зя2 Зи2 Расшифруйте слова. Занец лоЗок салюЗ Зе2ло 2еЗля 2авлин желЗок кру2а За2ки 2лаЗок 2альма сЗанок закаЗ Зро2инка 2уЗник Зворог глоЗка сиро2 с2уЗал а23ека. Задание 4. Спишите слова. Вместо точек вставьте пропущенные бук­вы п или т. ар.или.оляна.уговица ок.ело.арелка.елевизор ам.уфли.орошок.роллейбус ух.аракан ару с.рограмма Задание 5. Спишите слова. Вместо точек вставьте пропущенные бук­вы п или т. ка.ок с.елый салфе.ка са.ог коро.кий ко.ейка ле.о кре.кий сала. ле.ка секло с.ройка Задание 6. Спишите слова. Вместо точек вставьте пропущенные бук­вы п или т. .ор.фель.о.емнел.ос.авил.ома.ный.осел.оро.ил.о.росил.о.ешный.о.онул.рочи.ал.о.росил.ё.ленький.е.ух ки.я.ил.о.ешил.ер.еливый Задание 7. Зрительный диктант. Методические указания. Логопед пишет на доске сначала одно сло­во. После того как дети прочитают его, закрывает слово, и дети пишут его по памяти. Затем логопед пишет два слова, три и так до шести. Снача­ла используются слова из ранее отработанного лексического материала, затем вводятся новые. Спина, моток, спички, катушка, капля, материя, молот, перец, повар, тулуп, путник, тапочки, попугай, тетерев, степ­ная, хлопоты. Слуховой диктант Методические указания. Логопед называет сразу три или четыре слова. Слова произносит так, как они пишутся. Стул, спал, артист, стальной, постель, вторник, плывут, за­путал, переплыл, потемнел, перепёлка, топот, пепел, прото­ренная, попутный. Задание 9. Из данных слов составьте словосочетания а) Тяжёлая, старая, пустая, танцевальная; б) Тачка, пачка, тара, пара Задание 10. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы пилит. Мо...ок ни...ок...ус...ой...акет час.ь.. .оля...лохой...ос...у...ок...ачкава...ы...равый бс.инок мес.о ку...ания...лохая...огода...ошёл...огуля...ь...омахала...ла...ком на...исал на лис.ке...янули се...и Задание 11. Спишите словосочетания, затем предложения. В словосо­четаниях подчеркните букву п, в предложениях - букву т. Отпустил погулять; плетёные лапти; топтал траву. Улетают птицы. Лампа коптила. Поезд отправился. Задание 13. Спишите имена и фамилии, вставляя пропущенные бук­вы пит. Методические указания. Логопед предлагает детям вспомнить, как пишутся имена и фамилии. ...етрова...аня...онева...олина...ле...нёва...а...ьяна. ...ихонов...оля...имощенко...авел...етухова...мара...ихомиров Вик...ор...О...ОВ...ОЛЯ Задание 14. Из данных слов составьте и напишите предложения, из­менив слова по смыслу. Паучок, плести, паутина; пирожки, лежать, на, тарелка; Катя, стелить, постель; листья, лететь по, ветер; Толя, посылать, телеграмма; Петя, писать, на, листок. Подчеркните букву т. Задание 15. Спишите предложения, выбрав из скобок слова по смыслу. Методические указания. Объяснить слово полати. Мало (толка, полка) от лентяев. Над столом висит (толка, полка). Дедушка (стал, спал) на полатях. Гадкий Утёнок (стал, спал) прекрасной белой птицей. Теплоход приходит в (торт, порт). Вите подарили (торт, порт). Задание 16. Спишите предложения. Подчеркните букву я*. Темная туча повисла над полем. На поляну прилетела стая тетеревов. Ветер треплет на кустах последние листья. Терпе­ние и труд все перетрут. Пелена тумана окутала болото. Стая птиц пролетала над полем. Задание 17. Спишите стихотворение, подчеркните букву в». На крапиве, как на плитке, ...Дайте осинке Вскипятили чай улитки. Пальто и ботинки. Заходи чайку напиться, Надо погреться Кто крапивы не боится. Тонкой осинке. (В. Степанов) (И. Токмакова) Задание 18. Спишите предложения, вставляя букву п или т. Нас...у...ила...ора цве...ения ли...ы. Де...и долго буду... вс...омина...ь своего...ервого учи...еля. Лас...Очки - ...ере-лё...ные...ицы. П...енец вс.орхнул и с...ря...алея за кус...-ик. Над полями с...ели...ся гус.ой...уман. Задание 19. Прочитайте стихотворение. Спишите, вставляя пропу­щенные буквы п или т. Дерево...ряче... корни в земле, Искры тая...ся в...ёплой золе. В жёлуде с.елом спря...ан дубок. В...онкой скорлу...ке с...ря...ан жел...ок. (О.Дриз) ...ушки с...рис.ани...аля..., Кораблю...рис...а...ь веля.... ...рис.аюю к зас.аве го...и, Царь Сал...ан зове... их в гос.ти. (А. Пушкин) Задание 20. Прослушайте предложения. Назовите, а затем запишите слова с буквой п в одну строчку, с буквой т - в другую, с буквами пит - в третью. Сплошной стеной стоит лес. Застыли стройные пальмы. На ветках сидят пестрые попугаи. Прячутся в траве ядовитые пау­ки. Снуют по веткам потешные обезьяны.. Задание 21. Слуховой диктант. Методические указания. Логопед читает предложение один раз. В парке растут старые тополя. Татьяна помогла Петру ре­шить трудную задачу. Потухло пламя костра. Потолок потем­нел от сырости. Летят перелетные птицы. Темные тучи плывут по небу. По тропинке протопал отряд малышей. Тетерева пада­ли в снег и прятались там от мороза. Задание 22. Письмо по памяти. Прочитайте предложения. Напишите его как запомнили. Методические указания. Предложение написано на доске. Ученики читают его один раз. Затем пишут, не глядя на доску. Аналогично рабо­тают с другими предложениями. Труд кормит, а лень портит. Не спеть ли нам про степь. От топота копыт пыль по полю летит. Потянул ветерок, воду морщит, рябит. Задание 23. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Запишите текст как запомнили. Методические указания. Логопед пишет на доске слова приготовить­ся, пластмассовую с пропущенными буквами пит. После того как дети прочтут текст и ответят на вопросы, логопед просит их списать с доски слова по слогам, вставляя пропущенные буквы. Далее ученики пишут текст по памяти. Утром в класс пришел доктор и сказал, что завтра будут де­лать ребятам уколы под лопатку. Надо приготовиться. На другой день Виталик принес с собой пластмассовую ло­патку. Вопросы: Правильно ли Виталик понял доктора? Почему вы думаете, что малыш не понял доктора?

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ТЕМЕ: ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ "ЛЕСНАЯ ШКОЛА".

Дифференциация согласных Ч – Ц в слогах, словах, предложениях, тексте и играх

(с группой учащихся 1-го класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи).

Провела: учитель-логопед логопункта ОШ № 5 г. Макеевки

Стариченко Н.П.

Цели:

    упражнять детей в выделении согласных звуков Ч – Ц в слогах, словах, предложениях, тексте;

    учить дифференцировать звуки Ч-Ц по артикуляции, соотносить их с буквой; закреплять правильное произношение звуков Ч – Ц .

    развивать логическое мышление, внимание, навыки звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза, умение образовывать слова с помощью суффиксов;

    обогащать словарный запас, развивать творческие способности;

    воспитывать чувство сопереживания, усидчивость, настойчивость в достижении поставленной цели.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки, тексты загадок, скороговорки, таблицы, пособие «Учим звуки и слоги », зеркала, наборное полотно, комплект геометрических фигур.

Ход занятия:

    Организационный момент. Прослушайте скороговорку, определите, какие звуки в ней повторяются чаще всего, над ними мы будем сегодня работать на занятии.

За ч ерпнула ц апля ч ашкой

Ч ай ц елебный из ромашки.

Ц елый ч ан у ц апли ч ая.

Ц апля вра ч больных встре ч ает.

Правильно, звуки Ц и Ч . В каких словах вы услышали звук Ц (цапля, целебный, целый) ? А в каких Ч (чашкой, чай, врач, встречает, чан, зачерпнула) ? Какие незнакомые слова вам встретились в скороговорке? Что означает слово чан ?

    Основная часть. «Путешествие в Лесную школу». Дети, в нашу школу пришло письмо от учеников лесной школы, а кто в лесу может учиться? (звери, птицы, насекомые). Лесные жители сейчас тоже учатся правильно произносить и различать звуки Ц и Ч как и вы, и им нужна ваша помощь. Но школа их находится далеко за морем, на чём мы можем туда добраться? (на лодке, на яхте, на катере, на корабле). Быстрее будет на корабле, но нам придётся его построить. А чтобы работать было легче, надо размять наши руки и пальцы.

    Пальчиковая гимнастика.

Бабушка очки надела, Зайка в зеркальце глядит Пароход плывёт, плывёт.

И внучонка разглядела. и ушами шевелит. Нам сигналы подаёт.

Потянули, покрутили, У стола четыре ножки, На поляне дом стоит,

Постучали и открыли. Сверху крышка, как ладошка. Ну, а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

    «Построй кораблик». Имитация движений руками и выкладывание из геометрических фигур кораблика.

    Рубим деревья (рубящие движения дровосека)

    Пилим деревья (пилящие движения руками)

    Забиваем гвозди (забивающие движения)

А теперь постройте из геометрических фигур кораблик (раздаётся набор фигур).

Корабль построен, паруса натянуты

    Крутим штурвал (имитация движений)

    Корабль качается на волнах (имитация движений).

    Вокруг летают чайки (имитация движений).

Мы приплыли в сказочную страну (выставляются картинки по ходу рассказа логопеда).

3. Отгадывание загадок.

Нас радостно встречают ученики Лесной школы, а кто, догадайтесь сами, отгадав загадки:

    Кого кот Матроскин научил говорить: «Кто там?»

    На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Ищет в речке лягушат.

Тычет клювом наугад –

На носу повисла капля.

Узнаете? Это… (цапля).

Правильно, дети, это Гал ч онок иЦ апля.

А есть ли звуки Ч и Ц в слове Галчонок и Цапля?

Определите место звука Ч и Ц в этих словах.

    Артикуляционная гимнастика. Галчонок и Цапля хотят, чтобы вы показали упражнения для язычка, которые помогут правильно произносить звуки Ц и Ч.



Зубки ровно мы смыкаем. Губки трубочкой тяну Рассердилась наша киска:

И заборчик получаем. И на дудочке играю. Спинку выгибает киска.



На качелях вверх и вниз Тик-так, тик-так, С губ сотрём следы варенья
Ты качаться не ленись! Ходят часики вот так! Угощенье – объеденье!

    Сравнительная характеристика артикуляции звуков Ч-Ц.


Когда произносим звук Ч – губы слегка вытянуты вперёд, язык вверху.

Если произносится звук Ц – губы в улыбке, язык внизу.

Ц – согласный, глухой, всегда твёрдый, свистящий, сложный (Т+С).

Ч – согласный, глухой, всегда мягкий, шипящий, сложный (Т+Ш)

    Соотнесение звука Ц и Ч с буквами. Какой буквой на письме обозначается звук Ц, а звук Ч ? Вспомните их написание. На что похожа буква Ц, Ч?

    Графический диктант. Галчонок и Цапля хотят, чтобы вы им помогли выполнить задание: написать их любимые буквы, услышав звук Ц или Ч в слове.


Логопед называет слова, показывая картинки, а дети записывают только буквы Ц или Ч .

Ц ифры, све ч а, певе ц , ме ч , ч емодан, мельни ц а, у ч ительни ц а, ц ирка ч , обру ч , продаве ц .

Ц Ч Ч Ч Ц Ц ЧЦ ЦЧ Ц Ч ЧЦ

    Чтение слоговых цепочек. Ученики Лесной школы рассказали нам о красивом острове Чунга Чанга, на котором они живут. На острове живёт весёлое племя Чанга, которое очень хорошо произносит звуки Ч-Ц . Мы решили поплыть к нему в гости. Они нас «приветствуют» по очереди на своем чангском языке. Повторите за ними их фразы и послушайте, что они означают.Произносить (читать слоги).

ЧА-ЦА-ЧА ЧУ-ЦУ-ЧУ-ЦУ ЕЦ-УЧ-АЦ-ОЧ ОЦО-ОЧО-УЧА-ПЧИ ЧАЦ-ЦУЧ-ЦЫЦ-ЧЕЧ

Здравствуйте! Мы вам очень Примите наши Прогуляйтесь по нашему Берегите нашу

рады! угощения! острову! природу!

    Дифференциация звуков Ц-Ч в словах. Игра «Кто быстрее?». Надо помочь Галчонку и Цапле отобрать картинки. Галчонок отбирает картинки со звуком Ч, а Цапля со звуком Ц.


Слова: солнце, кузнец, цепочка, песочница, мотоцикл,

бабочка, огурец, циркуль, косточка, грач, чайник, мяч.

    Физкультминутка «Цапля».

Очень трудно так стоять 1,2,3,4,5 (стоять на правой ноге, руки вдоль туловища)

Лапку в воду не спускать 1,2,3,4,5 (стоять на левой ноге, руки на поясе)

И не падать, не качаться (стоять на правой ноге, руки поднять вверх)

За соседа не держаться (стоять на левой ноге, руки на поясе).

11. Закрепление навыков словообразования. Игра «Назови ласково». Цапля и Галчонок решили поиграть. Цапля зачитывает слова, а Галчонок изменяет их так, чтобы их названия звучали ласково. Ребята, поможем Галчонку:

Птица – птичка

синица - …

водица - …

кольцо - …

овца - …

крыльцо - …

перец - …

птенец - …

огурец - …

рукавица - … яйцо - …. мизинец - …

    Слоговой синтез слов. Игра «Собери слово». Теперь Галчонку досталось задание. Надо собрать из слогов слова, прочитать их, составить с ним предложения.

ЧЕ, ДАН, МО ЦЫП, ТА, ЛЯ ВЯ, ЧЕР, ЧОК ГОР, ЦА, ЧИ ЛОЧ, БУ, КА

ЧЕК, ЦВЕ, ТО ЧИ, ЛЁТ, ЦА ЧЕ, НЯ, РЕШ РЕ, ЦА, ВИЧ ПОЧ, ЦЫ, КИ

    Упражнение «Доскажи словечко». Дополнить предложения недостающими словами со звуками Ч Ц . Повтори предложение полностью.

Я хочу напиться ………..

Я пришила к платью ………….

У крыльца лежат …………...

Лена хорошая ………….

Над морем летит ………...

На цветке сидит ……….

У курицы было восемь ……….

    Физминутка. Выполнять движения, указанные в стихотворении.

Шёл цыплёнок по дорожке,

Прыгал он на тонкой ножке.

А ещё кружился смело,

Крылышком махал умело.

Он спешил к себе домой –

К маме-курочке рябой.

    Пересказ текста. Давайте объясним жителямЛесной школы, кто такой червяк (пересказ текста). Логопед читает текст, затем работа по вопросам.

ПЕРВЫЙ ЧЕРВЯК.

Повела курица цыплят учить червяков искать.

- Червяки бывают всякие, и найти их не просто, - учила курица.

Восемь цыплят слушали курицу. А два цыплёнка не стали слушать. Они помчались искать червяка. Очень хотелось первыми найти червяка. Один цыплёнок споткнулся обо что-то и упал.

- Это и есть червяк, - кричал цыплёнок.

- Мы откопаем его и отнесём этим глупцам.

После долгих трудов цыплята, наконец, откопали червяка и понесли его своим братцам.

- Вот что такое червяк, - сказали цыплята и бросили... гвоздь.


    Итог занятия. Домашнее задание.

Дети, чем мы занимались сегодня на занятии? Чему научились? Что узнали нового?

Выучить дома скороговорку о Цапле, которую вы слушали в начале занятия, но сначала вставьте пропущенные буквы Ч-Ц в слова (раздаётся текст скороговорки с пропущенными буквами Ч-Ц ).

ВИДЫ РАБОТ

1) Показ предметной картинки (цепь). Выделение первого звука ц. Уточнение артикуляции (глухой, взрывной, сложный ц - тс).

2) Показ предметной картинки (чайка). Выделение перво­го звука ч. Уточнение его артикуляции (глухой, взрывной, сложный ч - т"ш").

3) Сопоставление звуков ц и ч по артикуляции:

а) сходство: глухие, взрывные, сложные;

б) различие: место образования.

При звуке ц кончик языка в нижнем положении (у нижних зубов).

При звуке ч кончик в верхнем положении, у верхних аль­веол.

При звуке ц губы улыбаются.

При звуке ч губы вытянуты в трубочку.

При звуке ц выдыхаемая воздушная струя холодная.

При звуке ч выдыхаемая воздушная струя теплая.

Наблюдаем и сравниваем артикуляцию обоих звуков: ц-ч. (Узнать изолированно звук по беззвучному артикулированию.)

4) Связь звука с буквой:

А) сходство верхнего элемента ч с крылом чайки (буква ч. Запомнить:

верхний эле­мент - верхнее положение языка);

Б) сходство нижней петельки буквы ц со звеном це­пи (буква ц.

Запомнить: нижнее положение языка - нижний элемент буквы).

5) Чтение слогов.

ца - ча цы - чи чач цоц цоч

цо - чо це - че чац цач чоч

цу - чу цац чоц

6) Выборочно записать слоги под диктовку.

7) Дифференциация ц - ч в словах (устно). Поднять соот­ветствующую букву.

Цедить, чужой, полотенце, песочный, скачки, прицел, при­чёска, цыган, чашка, пришелец, акация, часовой, целый, почи­стил, цапля, цвёл, чтение, пальчик, прицеп, молодчина, овцы, лучистый, черёмуха, молодец, качели.

8) Вставить слог ча или чу (после повторения правила о правописании этих слогов).

Шка, -сы, мол-, хо-, вор-, полу-, калан-, нато-, -лан, встре-, саран-, добы-, сту-, ту-, -шечка, -жой.

9) Выписать в две колонки слова с сочетаниямича и ца .

Образец: ча ца

дача улица

Удача, озорница, часто, зарница, цапля, часики, пепельни­ца, печаль, овца, печать, кричать, причал, столица, весельчак, стучал, частокол.

10) Изменить слова по образцу, отмечая чередование ц-ч .

Образец: крыльцо-крылечко, заяц-зайчик.

11) Вставить пропущенные буквы в родственных словах.

Образец: столица-столичный.

спи-а - спи-ка

творе- - твор-еский

певе- - пев-еский



стреле- - стрель-атый

полководе- - полковод-еский

солн-е - солне-ный

столи-а - столи-ный

коне- - коне-ный

огуре- - огуре-ный

ов-ы - ове-ий

сите-, сит-ик, сит-евый

рубе-, руб-ик, заруб-евались

мельни-а, мельни-ный, измель-ить

12) Вставить пропущенные буквы ц и ч:

а) уда-а, зарни-а, -апля, -асто, лестни-а, озорни-а, озорни-ать, ску-ал, весель-ак, при-алить, -елился, горя-ий, мыльни-а.

б) гор-и-а, -аревна, -ареви-, вол-и-а, -асти-а, у-ительни-а, -епо-ка, -е-еви-а, -ернильни-а, -вето-ки, -вето-ни-а, -ерепи-а, -ервя-ок, отли-ни-а, у-ени-а, у-астни-а, ле-ебни-а, пад-ери-а, клю-и-а, -уло-ки, -елове-ек.

13) Выложить схему предложения, вставить буквы ц, ч.

Далеко разносится запах цветов черёмухи. Там царь Кащей над златом чахнет. Тишина царит в дремучем лесу. Чёрные тучи затянули солнце. Мы расчищали снег у крыльца.

Девочку разбудили лучи солнца. Волчица почуяла человека.

14) Предложения для анализа и записи.

Ткачи ткут ситец. На даче чудесные цветы. После четверга будет пятница. Птицы хлопочут целый день. На обочине до­роги зацвели одуванчики. Ручей мельче речки. Кукушка кла­дёт яйца в чужие гнезда. Отец чистит лопатой снег у крыльца. Нас разбудили лучи солнца. Целый день летучие мыши спят, а ночью летят за добычей. Первыми улетают на юг грачи, скворцы и ласточки. Синицы отыскивают личинки насекомых. Запестрели тысячи цветов. Дети кормили птенца червяками и бабочками. На сучьях деревьев птицы вьют гнёзда, кладут яички и выводят птенцов.

15) Диктанты.

1) Олечка и Зоя - сестрички. Девочки очень любят шить. Мама купила дочкам иголки, ножницы и цветные нитки. Це­лый вечер девочки вышивали цветы.



2) Почему перелётные птицы прилетают весной в различ­ное время: грач прилетает в марте, а ласточка-только в на­чале мая? Потому что грач будет сыт тем, что найдет на про­талине, а ласточка охотится за своей добычей в воздухе. При­лети ласточка в марте, когда нет ни мошек, ни комаров, она бы погибла с голоду.

3) Свое весеннее расписание есть у цветов и у деревьев. Ива цветёт в апреле, а ландыш - в конце мая. Никогда не за­цветёт яблоня раньше черёмухи, а черёмуха раньше берёзы.

Весной просто по цветущей ветке узнать, какой нынче месяц в году. Если цветёт орешник - это апрель. Если на берёзе се­рёжки - начало мая, а цветением сирени заканчивается весна.

4) Зачем человек держит овец? От овцы человеку большая польза. Из овечьей шерсти обычно изготовляют различную одежду. Кожа идёт на сапоги. Мясо идёт в пищу. Люди разводят овец. Летом их пасут на лугах с сочными травами. С наступлением холодов овец помещают в тёплые овчарни.

Задание 1. Прослушайте слова. Определите наличие звука ч или ц словах. Запишите их.

а) в начале слова:

Цапля, цепь, чувство, челка, цвет, чулки, цукаты, чурка, царапать, чистый, чтение, цветок, чтит;

Слова для объяснения: чтит, цукаты.

б) в середине слова.

Пчелка, огурцы,печка, сверчок, разноцветный, стручок, пальцы, молодцы, строчка, курочка, борцы, платочек, отцве­тает, цикады;

Слово для объяснения: цикады.

а) в конце слова.

Огурец, плач, палец, грач, кузнец, силач, врач, богач, мат­рац, калач, мяч, молодец, ситец, колодец, скворец, птенец.

Задание 2. Прослушайте слова. Выпишите слоги с буквами ч, ц вспом­ните, как пишутся ча, чу:

Чудо, цены, ценит, часы, цукат, читай, цени, цари, чайка, цветок, чтение, цапля, чистый, челнок, очки;

б) из конца слова.

Грачи, огурцы, строчу, молчу, свеча, стручок, мельницы, кружевница, круча, телятница, туча, ударница, баловница;

в) из середины слова.

Кричали, оценивали, встречали, отсвечивали, отсрочка, оце­пили, ворчливый, остроконечная, отцветает, зацветает, отече­ство.

Задание 3. Рассмотрите картинки. Скажите, что на них изображено. Запишите названия картинок. Подчеркните буквы ч, ц карандашами раз­ного цвета.



Заданно 5. Закончите слова, дописав слог чи или цы. Слове третьего столбика разделите на слоги.

Огур... паль... красави... кала... вра... москви... умель... уда... стрель... ту... щип... рукодельни... гра... от... сквор...

Задание 6. Измените слово так, чтобы появился звук ч. Запишите пары этих слов.

Образец: улица - уличный, овца - овечка.

рукавица-... луковица-... страница-... кольцо-... крыльцо-... птица-... огурец-... лицо-... синица-... пуговица-... водица-... теплица-... цветок - ... улица - ... щипцы - ... .

Задание 7. Измените слова по образцу.

Образец: лиса - ли-сич-ка, ли-си-ца.

сестра - ... - ... коса -... - ... вода-...-... . куры-...-... земля-...-... лук-...-... лик-...-... лиса-...-...

Задание 8. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков ч, ц в словах. Составьте схемы этих слов. Надпишите буквыч, ц над нужным слогом, под схемой запишите соответствующее слово. Раздели­те слова на слоги.



Цепочка, горчица, волчица, учительница, цветочница, уче­ница, учетчица, молочница, чулочки, чудесница, цыпляточ-ки, чесночница, чертежница, .летчица, пулеметчица.

Задание 9. Спишите слова, вста.аляя пропущенную букву ч илиц:

Ерта, ...епь, ...веты, ...ерешня, ...истый, сите..., сила..., молоде..., мя..., то..ка, ли...о, коне..., вра..., ка...ка, яй...о, бор...ы, тка...иха, ножни...ы, ветре...ный, но...ная, мечта­тель, по...тальон, гор...и...а, гор...и...ный, доще...ка, пере...ни...а, ...ирка..., ...ти...а, ...емодн...ик, за...епо...ка, ...е...еви...ная, пе...енр..„ный, ...ыплято...ки, вол…и...а, бу­фет...и...а, ...епо...ка,...вето...ек.

Дифференциация ч - ц в предложениях

Тренировочные упражнения

Задание 1. Составьте с данными словосочетаниями предложения.

Проточная водица; узорчатое полотенце;

черная курица; четырнадцатое число;

крошечная царапина; отличная оценка.

Задание 2. Составьте словосочетания со словами первого и второго столбиков. С каждым составленным словосочетанием придумайте и за­пишите предложение.

а)Горячая,разноцветные, чудесная, чужие, цветочный, чут­кое;

б), бабочки яичница, сердечко, горшочек, цыплята, сказочка.

Задание 3. Составьте словосочетания, используя слова первой и вто­рой строчек. Придумайте с этими словосочетаниями предложения. Запишите их:

а) Кузнечики, черешни, солнце, котеночек, пулеметчица, колокольчики;

б) печет, строчит, стрекочут, цветут, царапается, красуются.

Задание 4 . Закончите предложения, вставив подходящие по смыслу слова с буквой ч или ц. Подчеркните буквыч, ц разными карандашами.

Снесла курочка.... Летом целый день печет.... лисица охо­тилась на.... Куница утащила... .Среди колокольчиков стре­кочут... .... Аленушка печалится о... Иванушке. Вчера было тринадцатое число, а завтра будет..., а послезавтра будет...число. Из маленького цыпленка вырастет большая....



Задание 5. Составьте предложения из данных слов. Запишитеих Под­черкните буквы ч,ц

Волчица, играть, волчата, с; кусты, из, выскочили, зайцы; цап­ля, переходить, кочки, с, кочку, на; пчелы, полететь, гречишное, на, поле; пчелы, садиться, цветы, акация, на; ласточки, у, были, Птенцы, четыре; гнездо, ласточка, на, было, чердак.

Дифференциация ч - ц в связных текстах Тренировочные упражнения

Задание I. Спишите тексты, подчеркните буквы ч, ц разными каран­дашами.

На чердаке было гнездо ласточки. У ласточки было четыре птен­ца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь птен­цу. Митя был на улице. Он увидел птенца. Мальчик поднял птен­чика и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала.

Пчелы.

Вечером посадили рой пчел в улей. Всю ночь пчелы шумели. Утром пчелы летали с цветка на цветок. Они собирали цветоч­ный мед. К улью пчелы вернулись с добычей.

Задание 2. Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы ч или ц. Подчеркнитеих разными карандашами.

Пти...ьи гнезда.

Гра...и вьют гнезда на деревьях. Весной выводят птен...ов. Гра...и приносят птен...ам...ервей. ...ервя..ки - это добы...-ей. Не разоряйте пти...ьих гнезд! Пти...ы - наши друзья. Они уничтожают...ервяков и гусени... . Берегите пти.,.1

Двад.. .ать один день сидела кури.. .а на яй.. .ах. Наконе... из яи... стали появляться...ыплята. Их было двенад...ать. ...етыре...ыпленка...ерненьих. Восемь...ыплят пестрых. Кури...а по­вела.. .ыплят на ули.. .у.Там она их у.. .ила искать.. .ервя.. .ков.

Весной первыми прилетают гра...и и сквор...ы. Гра...и соби­раются...елыми стаями и на...инают вить гнезда. Для сквор...ов готовы скворе.. .ники. Скоро гра.. .и и сквор.. .ы на.. .нут выво­дить птен...ов.

Поговорка-...вето...ек, послови...а-ягодка.

Не разбивши яй. ..а; не сделаешь яи.. .ни.. .у.

Задание 9. Зашифруйте слова.

Доброта, бледный, дряблый, блуждать, дудочка, добыча, бо­дает, будет, добавка, дубина, дождик, долбить, барабан, побе­да, дубрава, дублёр.

Задание 10. Зашифруйте самостоятельно десять слов с буквами б и д.

Задание 11. К данным словам добавьте приставку до. Напишите слова парами.

О б р а з е ц: брать - добрать,

Бежать, бывал, брёл, бросил, был, брил, дал, думал.

Задание 12, Спишите предложения, дописывая недостающие элемен­ты букв б и д.

Задание 13. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквыб ид:

Бравыйсолоат. Соооная оулочка.

Елые ле.еди; ры.ное.лю.о; .о.рая.а.ушка; по..ерёзовый гри.ок; се.ая.оро.а; .о.рый моло.ец;

Рига.ный коман.ир; заве.и.у.дильник.

Задание 14. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквыб и в.

Лю.а ела.улку. Лю.а.ыла на.аче. Вокруг.ома.линный за­бор. Все лю.и ра.овались по.е.е. У Лю.ы.рови.угой. По. окном растет.елая.ереза. Не за.у.ь, заве.и.у.ильник. Не.роеай.умагу на пол. Най.ешь.елую поганку, ищи.елые гри.ы.

Задание 15. Диктанты.

Зрительно-предупр едите л ь н ы и д и к т а н т I

Методические указания. Внимательно прочитайте предложение, об­ратите внимание на выделенные буквы.

Володя поймал бабочку. Бабочка билась в руках у Володи. Прибежала Лида. Она просила Володю отпустить бабочку.Володя отпустил бабочку. Бабочка села на дерево, а потом полетела дальше. Лидаи Володя долго любовались бабочкой.

Задание 16.

Письмо по памяти


Жили-были дед и баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Дед бил-бил - не разбил. Баба била-била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Дифференциация букв п- т

Торопыжка.

Жила-была буква т. У нее было три ноги, поэтому она очень быстро бегала. Все называли ее Торопыжкой. Бегала-бегала буква т и сломала одну ножку. Прихромала она к Ца­рице Грамматике: «Что мне делать, у меня сломалась одна ножка», - жалуется она. «Теперь ничего сделать нельзя, у тебя было три ноги, ты называлась буквой то, а теперь у тебя осталась только пара ног и ты будешь называться буквой п», - ответила Царица Грамматика. Так буква т превратилась в букву п.

Тренировочные упражнения

Задание 1. а) Запишите названное логопедом количество палочек. Образец. Логопед: «Две... три... три... две... три» и т. д. (запись: III II III II II III)

б) По палочкам пропишите соответствующие буквы.

О б р а з е ц: п, т, п, п, т.

Задание 2. а) запишите цифры (под диктовку логопеда).

О бр аз е ц: Логопед: «Два...три;..три...два» и т.д.

(запись: 2, 3, 3, 2ит.д.)

б) Под цифрами запишите соответствующие буквы.

Задание 3. Игра «Шифровка». Расшифруйте слоги (вместо цифр ученики пишут буквы п или т).

2а-3а Зу-2у-3у и2-и3 о3-о2-о3

и -Зи 2е - Зе - 2е 3у – 2у – 3у

3а-2а-За За - 2а1-За аЗ - а2 а2 - аЗ-а2

2о-3о 2о-Зо - 2о о2 - оЗ о3-о2-о3 Зу-2у Зу-2у-3у у3-у2 у2-у3-у2 2и-3и 2и-3и-2и и2-и3 и3--и2-и3 Зе - 2е Зе - 2е - Зе еЗ - е2 е2 - еЗ - е2

Расшифруйте звуковые сочетания.

ЗиЗ 2е2 ЗуЗ 2у2 Зу2 2у3 ЗоЗ

За2 2а3 2и3 Зо2 Зе2 Зё2 Зю2

2е3 2я3 Зя2 Зи2

Расшифруйте слова.




Задание 4.



Задание 5. Спишите слова. Вместо точек вставьте пропущенные бук­вы п или т.




Задание 7. Зрительный диктант.

Спина, моток, спички, катушка, капля, материя, молот, перец, повар, тулуп, путник, тапочки, попугай, тетерев, степ­ная, хлопоты.

Слуховой диктант

Методические указания. Логопед называет сразу три или четыре слова. Слова произносит так, как они пишутся.

Стул, спал, артист, стальной, постель, вторник, плывут, за­путал, переплыл, потемнел, перепёлка, топот, пепел, прото­ренная, попутный, попутный.

Задание 9. Из данных слов составьте словосочетания

а) Тяжёлая, старая, пустая, танцевальная;

б) Тачка, пачка, тара, пара

Задание 10. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы п или т.

Мо...ок ни...ок …ус…ой...акет час...ь.. .оля...лохой … ос…у…ок...ачка ва...ы...равый бо...инок мес...о ку...ания...лохая...огода...ошёл...огуля...ь...омахала...ла..ком на...исал на лис...ке...янули се...и

Задание 11. Спишите словосочетания, затем предложения. В словосо­четаниях подчеркните букву п, в предложениях - букву т.

Отпустил погулять; плетёные лапти; топтал траву.

Улетают птицы. Лампа Коптила. Поезд отправился.

Задание 13. Спишите имена и фамилии, вставляя пропущенные бук­вы п и т.

Етрова...аня. ...онева... олина. ...ле...нёва...а…ьяна. ...ихонов...оля. ...имошенко...авел...етухова...амара...ихомиров...оля...ре...ьяков Вик...ор...о...ова...олина

Задание 14. Из данных слов составьте и напишите предложения, из­менив слова по смыслу.

Паучок, плести, паутина; пирожки, лежать, на, тарелка;

Катя, стелить, постель; листья, лететь по, ветер;

Толя, посылать, телеграмма; Петя, писать, на, листок.

Подчеркните букву т.

Задание 15. Спишите предложения, выбрав из скобок слова по смыслу. Методические указания. Объяснить слово полати.

Мало (толка, полка) от лентяев. Над столом висит (толка, полка). Дедушка (стал, спал) на полатях. Гадкий Утёнок (стал, спал) прекрасной белой птицей. Теплоход приходит в (торт, порт). Вите подарили (торт, порт).

Задание 16. Спишите предложения. Подчеркните букву т.

Темная туча повисла над полем. На поляну прилетела стая тетеревов. Ветер треплет на кустах последние листья. Терпе­ние и труд все перетрут. Пелена тумана окутала болото. Стая птиц пролетала над полем.

Задание 17. Спишите стихотворение, подчеркните букву т

На крапиве, как на плитке, ...Дайте осинке Вскипятили чай улитки. Пальто и ботинки. Заходи чайку напиться. Надо погреться Кто крапивы не боится. Тонкой осинке.

(В. Степанов) (И.Токмакова)

Задание 18. Спишите предложения, вставляя букву п или т.

Нас...у...ила...ра...цве...ения ли...ы. Де...и долго буду... вс...омина...ь своего...ервого учи...еля. Лас...очки -...ере-лё...ные...ицы. П...енец вс...орхнул и с...ря...ался за кус...ик. Над полями с...ели...ся гус...ой...уман.

Задание 19. Прочитайте стихотворение. Спишите, вставляя пропу­щенные буквы п или т.

Дерево...ряче... корни в земле,

Искры...ая.ся в...ё...лой золе.

В жёлуде с...елом с...ря...ан дубок.

В...онкой скорлу...ке с...ря...ан жел...ок.

(О.Дриз)

Ушки с...рис...ани...аля..., Кораблю.. .рис.. .а.. .ь веля.... ...рис...аю… к зас...аве го...и, Царь Сал...ан зове... их в гос.-.ти.

(А. Пушкин)

Задание 20. Прослушайте предложения. Назовите, а затем запишите слова с буквой п в одну строчку, с буквой т - в другую, с буквами п и т - в третью.

Сплошной стеной стоит лес. Застыли стройные пальмы. На ветках сидят пестрые попугаи. Прячутся в траве ядовитые пау­ки. Снуют по веткам потешные обезьяны.

Задание 21. Слуховой диктант. Методические указания. Логопед читает предложение один раз.

В парке растут старые тополя. Татьяна помогла Петру ре­шить трудную задачу. Потухло пламя костра. Потолок потем­нел от сырости. Летят перелетные птицы. Темные тучи плывут по небу. По тропинке протопал отряд малышей. Тетерева пада­ли в снег и прятались там от мороза.

Задание 22. Письмо по памяти.

Прочитайте предложения. Напишите его как запомнили. Методические указания. Предложение написано на доске. Ученики читают его один раз. Затем пишут, не глядя на доску. Аналогично рабо­тают с другими предложениями.

Труд кормит, а лень портит.

Не спеть ли нам про степь.

От топота копыт пыль по полю летит.

Потянул ветерок, воду морщит, рябит.

Задание 23. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Запишите текст как запомнили.Методические указания. Логопед пишет на доске слова приготовить­ся, пластмассовую с пропущенными буквами; пит. После того как дети прочтут текст и ответят на вопросы, логопед проситих списать с доски слова по слогам, вставляя пропущенные буквы. Далее ученики пишут текст по памяти.

Утром в класс пришел доктор и сказал, что завтра будут де­лать ребятам уколы под лопатку. Надо приготовиться.

На другой день Виталик принес с собой пластмассовую ло­патку.

Правильно ли Виталик понял доктора?

Почему вы думаете, что малыш не понял доктора?




Top