Дипломная работа: Проблемы здравоохранения в России. Проблема современного состояния сферы здравоохранения в россии

Проблемы, накопившееся в здравоохранении России, вызывают серьезную обеспокоенность в обществе, практически сформировался консенсус по поводу того, что в этой области необходимы существенные перемены. Об этом свидетельствуют как объективные, так и субъективные показатели, характеризующие такие параметры системы здравоохранения России, как - состояние здоровья населения; - состояние собственно системы здравоохранения; - оценка населением состояния своего здоровья и его отношение к системе здравоохранения вообще и реформам в частности.

Субъективная оценка населением состояния своего здоровья подтверждает данные статистики. Социологические опросы показывают низкую самооценку населением состояния здоровья. Субъективная оценка населением реформы здравоохранения достаточно настороженная. Это свидетельствует о том, что серьезного улучшения положения дел в системе здравоохранения пока не произошло.

Хотелось бы обратить внимание и на глобальные вызовы системам здравоохранения, сформировавшимся к настоящему времени в развитых странах. Система здравоохранения может быть организована по-разному, однако в настоящее время здравоохранение как система в глобальном масштабе испытывает серьезные проблемы, которые требуют реакции и очевидно будут в перспективе определять ее организацию. Старение населения стало важнейшей социально-демографической проблемой в развитых странах. С одной стороны, происходит рост спроса на медицинские услуги, а с другой - увеличение демографической нагрузки на работающих, что осложняет проблему финансирования здравоохранения. Увеличение спроса на медицинские услуги вызвано так же развитием современных технологий, которые дают новые возможности в области лечения различных заболеваний, и соответственно, почву для появления новых ожиданий со стороны населения .

Рост неравенства в доступе к медицинским услугам отмечается многими специалистами, и это несмотря на то, что в последнее время этот вопрос привлекает внимание на самых высоких уровнях. Происходит изменение тенденций в состоянии здоровья и структуре заболеваемости населения. На первый план в развитых странах выходят хронические заболевания, которые требуют других подходов к организации лечения и профилактики, чем инфекционные заболевания.

Угрозы для здоровья вытекают из действий человека, взаимодействия человека и окружающей среды и несчастных случаев и стихийных бедствий. К их числу можно отнести проблему с вакцинацией. Добровольность вакцинирования во многих странах и ложное чувство безопасности, когда в условиях высокого уровня вакцинирования снижается риск заболевания и родители отказываются от прививок, может в свою очередь привести к снижению уровня вакцинирования, повышению риска заболеваемости и возникновения эпидемий. Эволюция вирусов и повышение их устойчивости к соответствующим лекарствам ведет к появлению новых и возобновлению уже известных инфекционных заболеваний. Появились эпидемии таких инфекций, как ВИЧ и птичий грипп. Другая сторона рисков связана с деятельностью человека. Жизнь общества стала в значительной степени зависеть от атомной энергии и химических процессов. Поэтому эпидемиологическая обстановка зависит от безопасности соответствующих мощностей и правильного использования получаемых продуктов.

Парадоксально, но лакмусовой бумажкой проблем системы российского здравоохранения стал Национальный проект «Здоровье». Получается, что все последние достижения российского здравоохранения сводятся к тем результатам, которые были достигнуты в рамках выполнения задач, поставленных в данном проекте. При этом часто утверждается, что некоторая стабилизация в системе здравоохранения в 2005-2007 гг. была достигнута за его счет. Однако многие демографы и эксперты прямо указывают, что рост рождаемости в последние годы напрямую связан с вступлением в активный репродуктивный возраст девушек и юношей, родившихся в конце 80-х годов ХХ века. Возникает вопрос и по поводу роли в происходящих позитивных изменениях остальной части системы здравоохранения, которая не была включена в национальный проект. Хотя последний и принес некоторые положительные результаты, но они были достигнуты не в рамках существующей системы здравоохранения, а вне ее, что фактически подтверждает тот факт, что она неэффективна и в целом не способна реализовать положительные изменения без дополнительного толчка извне, например, в форме национального проекта .

Другой вопрос связан с проблемой поддержания и развития системы здравоохранения. На сегодняшний день известны три базовые модели организации и финансирования здравоохранения, причем автором одной из них (модель Семашко) стала Россия. Конкретные формы определяются спецификой функционирования системы, которую может позволить себе страна в зависимости от характеристик своего развития. Новые модели здравоохранения возникали в мире тогда, когда происходили изменения в мировоззрении, меняющие постановку и видение проблемы. Предлагаемые варианты развития российского здравоохранения, в том числе и проект Концепцию развития здравоохранения РФ до 2020 г., разработанный под эгидой Минздрава РФ, или проект, предложенный Общественной палатой, подстраиваются под ситуацию, в которой Россия оказалась сегодня и которая была задана в начале 90-х годов ХХ века. Но скорость общественных изменений требует, чтобы функция прогнозирования, определяющая как поведет себя та или иная система в долгосрочной перспективе, стала ведущей. Создание «однодневок» в этих условиях может дорого обойтись обществу. Представляется, что наступление кризиса не самое подходяще время для глобальных изменений. Уроки можно извлечь и из опыта начала 90-х, когда большая часть неудач в реформе здравоохранения связана именно с тем, что система страхования вводилась в сложных экономических условиях, когда заведомо сужается база для страховых взносов.

Поэтому в современных условиях неотъемлемой составной стратегии развития российского здравоохранения должна стать разработка механизмов адаптации к кризисным ситуациям.

Существуют объективные факторы системообразующего характера, которые потенциально вызовут проблемы в развитии здравоохранения России как системы. От того, насколько они будут учтены при формировании стратегии реформ, зависит успех проводимых мероприятий.

Одна из угроз связана с объемом и методом финансирования здравоохранения в России. Вопрос о том, сколько средств должна тратить Россия на здравоохранение остается открытым. Казалось бы, что следует приветствовать рост расходов на здравоохранение. Однако возникает феномен, который можно условно назвать ловушкой роста финансирования. Это означает, что выбираемый в условиях ограниченности ресурсов, выделяемых обществом на здравоохранение, вариант изначально оказывается затратным и ведет к необходимости увеличения в будущем финансирования здравоохранения.

Основной мотив реформ здравоохранения в 90-е гг.- недостаток государственных средств и необходимость мобилизации ресурсов из других источников. Но парадокс российской здравоохранительной политики состоит в том, что, с одной стороны, бюджетной медицине нет равных в сдерживании расходов на здравоохранение, с другой стороны, россиянам все время внушают, что средств на здравоохранение не хватает, но при этом выбирают изначально затратный вариант (страхование), игнорируя или даже открыто отрицая относительно менее затратную (бюджетную) систему.

Под относительно менее затратной имеется ввиду, что такая система обеспечивает равные и относительно более высокие показатели здоровья населения в целом при относительно более низких расходах. В качестве примера можно привести Великобританию и США. Сравнение показателей финансирования здравоохранения и состояния здоровья в этих странах показывает, что хотя США тратят на здравоохранение почти в два раза больше, чем в Великобритания при значительной доли частных источников финансирования, показатели состояния здоровья в этих странах сопоставимы, а некоторые даже несколько лучше в Великобритании. Например, материнская смертность и Великобритании ниже, чем в США (11 и 14 на 100000 живорожденных в 2010 г., соответственно), а продолжительность здоровой жизни при рождении выше (69 лет у мужчин и 72 года у женщин в 2010 году в Великобритании и 67 лет и 71 год, соответственно в США). В последние годы серьезной проблемой общественного здоровья в США стало ожирение, которым страдает почти одна треть населения, как мужчин, так и женщин старше 15 лет .

Существуют различные подходы к определению доли расходов на здравоохранение с учетом готовности населения его финансировать. Можно установить нормативы минимальных расходов государства с учетом мирового опыта. Однако важно не только то, сколько средств расходуется, но и с помощью какого механизма финансирования осуществляется перераспределение. В России речь идет о хроническом недофинансировании и о необходимости повышения расходов на здравоохранение, в то время как в развитых странах вопрос стоит о сдерживании роста расходов на здравоохранение. С учетом мировых тенденций, нашей стране необходимо изначально выбирать вариант системы финансирования, который позволит превратить выделяемые средства в эффективную систему оказания качественной медицинской помощи населению, а не просто наращивать расходы на здравоохранение.

Здесь уместно вспомнить такой подход как менеджериализм, который широко признан в мире и утверждает, что совершенствование управления и организации является важным резервом повышения эффективности работы любой структуры. В этом контексте речь может идти о широком спектре действий, начиная с изменения структуры системы здравоохранения в пользу первичной медицинской помощи и профилактики, до «медицины с человеческим лицом» или «политики малых достижений», подразумевающих применение современных управленческих технологий организации работы в медицинских учреждениях, позволяющих реализовать человеческое отношение к пациентам при минимальных дополнительных затратах.

В этой связи спорным с экономической точки зрения представляется и утверждение о том, что если есть спрос на медицинские услуги (подразумевается со стороны высокодоходных групп населения), то нужно обеспечить его удовлетворение. Представляется, что особенности медицинской услуги как товара, которые широко известны и описаны в мировой литературе, ставят на первое место вопрос об удовлетворении потребности, а не спроса. Росту расходов будет также способствовать привязка оплаты работников медицинских учреждений к объему и качеству оказываемой помощи.

Преимущества государственного финансирования хорошо известны: контроль над средствами и обеспечение реализации общенациональных приоритетов, главный из которых - доступ населения к медицинской помощи. Централизованные системы достаточно эффективно позволяют сдерживать рост расходов на здравоохранение. Очевидно, что бюджетная система здравоохранения имеет как достоинства, так и недостатки, однако анализ различных систем здравоохранения показывает, что принятие других моделей, приведет к возникновению ряда новых проблем.

Другая угроза для целостности и соответственно эффективности здравоохранения России как системы, действующей в интересах общества, связана с ростом неравенства в обществе, как его общего уровня, так и в состоянии здоровье. При этом мировая теория и практика убедительно доказывают, что неравенство в здоровье является серьезным препятствием для экономического роста.

Одним из важных факторов неравенства в здоровье выступает уровень дохода. При высоком уровне неравенства по доходу, которые сейчас сложился в России - в 2006 г. коэффициент Джини в среднем по России составил 0, 410 - объективно возникают существенные различия в социально-экономическом статусе пациентов. В условиях принципиального расслоения российского общества уже сложно найти "среднего пациента"-- богатые и бедные имеют разные запросы и финансовые возможности для получения медицинской помощи. Наличие состоятельных людей, имеющих возможность платить за медицинские услуги, стимулирует развитие частного сектора. Причем в этой связи необходимо иметь ввиду два аспекта. Один из них связан с мотивом прибыли в здравоохранении, а другой - с инновационным потенциалом предпринимательства.

Задача любой коммерческой структуры состоит в получении прибыли. Здравоохранение в этом смысле очень чувствительная отрасль, в том числе и в силу особых отношений, которые складываются между врачом и пациентом ввиду особенностей медицинской услуги и процесса ее оказания. С одной стороны, пациент будет больше доверять врачу, действующему без мотива прибыли, с другой - у врача есть объективная возможность «увеличить счет». Поэтому необходимо жесткое регулирование, возможно на уровне нормы прибыли.

Обычно частная медицина развивается как дополнительная по отношению к более социализированным формам. Однако ситуация складывается неоднозначная, так как имеет место процесс «снятия сливок» или отбора лучших клиентов. Например, в Великобритании частный сектор, включая добровольное медицинское страхование, достаточно недорогой именно ввиду наличия развитого государственного сектора. Большинство пациентов используют дополнительно Национальную службу здравоохранения (НСЗ), даже если имеют добровольное страхование, особенно если у пациента сложная проблема и частная больница просто не имеет возможностей для ее лечения; обычно дополнительное страхование получают на работе это молодые, здоровые и хорошо оплачиваемые люди, то есть группа минимального риска.

Особая роль отводится бизнесу как лидеру инноваций в медицине. Инновационный потенциал предпринимательства хорошо описан, однако в медицине этот процесс также не может быть оценен однозначно. Развитие медицинских технологий это дорогостоящий процесс, который является одним из основных факторов роста расходов на здравоохранение в развитых странах. Поэтому может возникнуть противоречие следующего порядка. Бизнесу с точки зрения получения прибыли более выгодны высокие технологии так как они более дорогие, а обществу с точки зрения эффективного и справедливого распределения ограниченных ресурсов более выгодно развитие относительно более дешевой первичной медицинской помощи. Компромиссные варианты развития бизнеса как поставщика медицинских услуг сегодня в России предлагается искать на пути государственно-частного партнерства .

Пока частный сектор является дополнительным и служит для расширения выбора потребителя. Но если он будет расти выше определенного уровня, то возможна ситуация, когда наиболее требовательные потребители выйдут из государственного сектора, снижая тем самым давление на государство в направлении увеличения расходов на здравоохранение. Это приведет к формированию двухступенчатой системы-- высококачественная медицинская помощь в частном секторе для состоятельных и низкокачественное обслуживание в государственной системе для остальных. Подобная ситуация создает опасность разрыва системы здравоохранения и маргинализации бедных слоев населения. Поэтому в настоящее время необходимо выбирать систему здравоохранения, которая позволит удержать здравоохранение России как систему для обеспечения доступной и качественной медицинской помощи населению при сохранении базового принципа социальной солидарности.

Опыт развитых стран показывает, что, несмотря на либеральные реформы, роль государства в обеспечении населения социальными услугами и перераспределении по-прежнему на повестке дня. Либеральная политика провела к росту социального разделения и поэтому возникла необходимость в стратегии интеграции в рамках рыночной экономики. В этих условиях государственная система здравоохранения может стать основой социального консенсуса и преодоления социальной разобщенности российского общества.

Таким образом, в настоящее время система здравоохранения России сталкивается как со специфическими проблемами, обусловленными особенностями ее социально-экономического развития, так и с общими проблемами, возникающими в области обеспечения здоровья населения и имеющими глобальный характер.

Переход от патерналистской (тотально-опекунской) системы советского государства к либеральной модели в сфере здравоохранения имел отрицательные последствия. Изменения весьма негативно отразились на здоровье россиян - оно стало хуже по сравнению с советским периодом. В последние годы обозначился замкнутый круг, в котором оказалось отечественное здравоохранение: чем больше средств вкладывается непосредственно в медицину (в специализированную стационарную помощь и высокие технологии), тем меньше средств остается на профилактику и раннее выявление заболеваний. Отсутствие профилактики предопределяет рост числа больных, выявление болезней на поздних стадиях, хронизацию патологий. Это в свою очередь требует еще больших вложений. Отсюда следует ряд сложных социальных проблем российского здравоохранения:

  • - переход от массовых оздоровительных и превентивных мероприятий к индивидуальному лечению, т.е. доминирование клинической медицины;
  • - увеличение затратности здравоохранения не повышает его эффективность;
  • - нарастание платности медицины, постоянный дефицит денежных средств, непрозрачность финансовых потоков;
  • - деформация гуманизма и медицинской этики, позволяющей теперь видеть в пациенте еще один источник дохода;
  • - резкое экономической расслоение россиян, предопределяющее неравное отношение к здоровью и возможностям получения медицинской помощи;
  • - неравенство в доходах самих врачей;
  • - перекладывание ответственности за здоровье только на само население.

Главное негативное последствие этих проблем - беспрецедентное для мирного времени уменьшение количества населения. Сегодня это уже не столь обрушительный процесс, как в предыдущие 18 лет. Есть тенденции к стабилизации численности, но "качество" здоровья людей, деградация среды обитания, критическое снижение трудового и оборонного потенциала страны - актуальные угрозы. Демографическая ситуация в РФ по-прежнему неблагоприятна, хотя темпы уменьшения численности населения в последние годы существенно снизились - с 700 тысяч человек ежегодно в 2000-2005 годов до 213 тысяч - в 2007г. За 2008 год коэффициент естественной убыли населения составил 2,7 на 1000 населения. По состоянию на 2010 год численность постоянного населения в Российской Федерации составила 141,9 миллионов человек. Снижение темпов сокращения численности населения обеспечено главным образом рождаемостью и снижением смертности. В 2007 году родилось на 8,3 % больше младенцев, чем в 2006 году (1 миллион 602 тысячи). В 2006 году, впервые за 7 лет, начала увеличиваться ожидаемая продолжительность жизни - с 65,3 лет до 67,5 лет. Тем не менее, средняя продолжительность жизни в России на 6,5 лет меньше, чем у "младоевропейцев" (стран, вошедших в ЕС с 2004 года) и на 12,5 лет меньше, чем в странах "Старой Европы". Большая разница в России сохраняется в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин - 13 лет. Главная причина этого - в высокой смертности мужчин трудоспособного возраста. Показатель ожидаемой продолжительности жизни является общепринятым индикатором качества жизни и здоровья и корректным измерителем уровня смертности. Основной причиной смертности в России являются:

  • - болезни кровообращения, от которых, например, в 2007 году умерли около 1,2 миллиона человек (56,6% умерших);
  • - новообразования (13,8%)
  • - внешние причины (11,9%).

Очень показательно, что онкологические заболевания

в России характеризуются высокой долей смертей в течения первого года после установления диагноза: например процент смертей от рака легкого составляет 56, от рака желудка - 55. Это говорит о том, что люди обращаются к врачу поздно, когда лечение очень затратно, а риски летальных исходов велики. Мужчины трудоспособного возраста умирают от онкозаболеваний в 2 раза чаще, чем женщины, хотя заболеваемость среди женщин выше.

В России смертность от внешних причин в 4,6 раза выше, чем в странах старой Европы и в 2,6 раза выше, чем в "новых". Этими причинами, главным образом, являются:

  • - чрезмерное потребление крепких алкогольных напитков;
  • - аварийность на дорогах;
  • - самоубийства.

Важнейший индикатор эффективности здравоохранения любой страны - средняя продолжительность жизни лиц, страдающих хроническими заболеваниями. В России она составляет 12 лет, в странах ЕС - 18-20 лет. Инвалидность в РФ не уменьшилась, в том числе и среди трудоспособных, всего их в стране 14 миллионов, из них 523 тысячи детей. Это говорит о невысоком качестве медицинской помощи и неадекватной социальной реабилитации.

Процентная доля факторов риска (высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, табакокурение, алкоголизм) в структуре смертности россиян - 87,5%. Первое место среди этих факторов занимает чрезмерное потребление алкоголя. Это важнейшая проблема общественного здоровья страны. Ежедневно в России употребляют алкогольные напитки (включая и слабоалкогольные) 33% юношей и 20% девушек, около 70% мужчин и 47% женщин.

В 2006 году стартовал приоритетный национальный проект "Здоровье" с четырьмя главными направлениями:

  • - развитие первичной медико-санитарной помощи;
  • - усиление профилактической деятельности;
  • - повышение доступности высокотехнологической помощи;
  • - введение системы родового сертификата.

В 2007 году в 19 субъектах РФ проводился пилотный проект по модернизации здравоохранения. В 2008г. начались программы по совершенствованию помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, пострадавшими в ДТП и программа по развитию службы крови. В 2009 году стартовали программы совершенствования организации онкологической помощи населению и мероприятия направленные на формирование здорового образа жизни.

В результате трехлетних усилий по реализации проектов произошло улучшение демографических показателей и показателей здоровья населения:

  • - увеличилась рождаемость приблизительно на 16 %;
  • - увеличилась ожидаемая продолжительность жизни на 2,2 года;
  • - снизился общий коэффициент смертности на 10%.

Вмешательство государства, увеличение финансирования, наконец, личный контроль первых лиц в данной ситуации можно конвертировать в цифру в 500 тысяч сохраненных жизней российских граждан.

Какие системные проблемы ждут российское общество и здравоохранение в ближайшее время? Во-первых, демографические: доля пожилого населения в РФ увеличится с 21% до 28%; во-вторых, уменьшение рождаемости из-за снижения числа женщин детородного возраста. Сегодня девочек 10-14 лет, будущих матерей, в 2 раза меньше, чем женщин детородного возраста. Наконец, рост распространенности неинфекционных социально-обусловленных заболеваний. Необходимой реакцией на эти вызовы должны быть вложения в развитие педиатрии и неонатологии и увеличение на 10 лет пенсионного возраста. Первое положение требует только финансирования. Второе сразу реализовать не удастся, поскольку по данным Росстата до 65 лет у нас доживает только 48% мужчин. Необходимо продлить ожидаемую продолжительность жизни мужчин еще хотя бы на 5 лет и тогда можно будет обсуждать вопрос о продлении пенсионного возраста.

Два серьезных правительственных документа утверждены Президентом и Правительством РФ - "Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года" и "Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020года". Последний документ касается всех отраслей, в том числе, здравоохранения. В ней поставлены цели: снизить коэффициент смертности в 1,5 раза к 2020 году и увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 73 лет. Основными принципами этой стратегии, очевидно должны стать:

  • - солидарность (богатый платит за бедного, здоровый за больного);
  • - равенство жителей города и села, богатых регионов и депрессивных;
  • - плюрализм мнений, открытость и доказательность принятия решений;
  • - отсутствие коррупции.

Главное направление данной стратегии - адаптация семашковской системы организации медицинской помощи к современным условиям, повышение эффективности управления. Для решения такого рода проблем объектом исследования должно стать здоровье на общенациональном уровне. Усилия социологии, медицины, гигиены, экономики управления позволят определить тенденции в здоровье отдельных регионов и страны в целом. Чтобы выстроить эффективную социальную политику по оптимизации здоровья различных групп людей необходимо дифференцировать и определить значимость влияния окружающей среды, образа жизни, биологических факторов.

Описание презентации Социальные проблемы здравоохранения. Одной из главных по слайдам

Одной из главных задач государственной политики в России является обеспечение охраны жизни и здоровья населения, решение которой могло бы способствовать устойчивому социально-экономическому развитию страны. В настоящее время в России существует множество социальных рисков, представляющих угрозу жизни и здоровью населения. Побочные результаты социально-экономических трансформаций, истощение природных ресурсов в результате нерационального использования исключительно с целью извлечения прибыли на фоне увеличения технической оснащенности многих государственно важных объектов, приводят к созданию нарастающей угрозы не только жизни и здоровью населения страны, но и всему человечеству. Мощный мутагенный эффект от радиоактивных излучений, электромагнитных полей, рентгеновского и инфракрасного излучения, других вредных факторов, используемых в промышленности, приводит к разрушению генофонда страны, деградации человека. Социальные риски для человека представляют и последствия духовно-нравственного кризиса. Отсутствие идеологии созидания у современной молодежи, собственная разрушительная жизнедеятельность, отсутствие элементарных медицинских знаний и навыков, умения обеспечить себе безопасный труд и условия жизни чаще всего приводит к катастрофическим последствиям. Вызывает озабоченность структура общества, депопуляция и деградация населения, рост коррупции и преступности. До 0, 5 млн. чел. преимущественно мужского пола гибнут при ДТП, на водоемах, при отравлении алкоголеми наркотиками, при «разборках» , суициде, охране правопорядка, прохождении службы в армии. В результате только 14 млн. мужчин способны создать семью.

Наиболее ощутимые потери населения происходят во время дорожно-транспортных происшествий. По данным ВОЗ, ежегодно в мире в результате ДТП погибают 10 млн. человек, становятся инвалидами от 20 до 50 млн. человек, что приносит огромный социально-экономический ущерб всему человеческому сообществу. По данным Всемирного банка, глобальные экономические потери человечества составляют около 500 млрд. долларов в год. В связи с неблагоприятной экологической обстановкой неуклонно растет уровень заболеваемости среди населения (см. рис.). Наиболее высокая заболеваемость в России с диагнозом, установленным впервые, зарегистрирована в Карелии и Алтайском крае (свыше 1000 случаев на 1000 человек населения), от 800 до 1000 населения – в Архангельской, Тверской, Ленинградской, Мурманской, Архангельской, Оренбургской, Тюменской, Иркутской областях и в Якутии. От 500 до 800 тысяч случаев на 1000 населения зарегистрировано в Смоленской, Брянской, Волгоградской, Астраханской, Саратовской, Свердловской, Челябинской, Томской, Новосибирской, Читинской и Амурской областях, Красноярском и Краснодарском краях, в Бурятии и Тыве. Самая низкая заболеваемость (до 500 случаев на 1000 населения) зарегистрирована в Ханты-Мансийском АО (Югра), Ямало-Ненецком, Таймырском и Эвенкийском автономных округах.

Заболеваемость на 1000 человек населения по регионам России (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в 2006 году) Наблюдается явный рост психиатрической патологии в России. У 20 % населения отмечаются психические отклонения. Отмечается резкое увеличение численности детей, родившихся больными или заболевших в период новорожденности. За период с 2000 года до 2006 года этот показатель достиг 40 % от общего числа детей, родившихся живыми. В России 14 млн. инвалидов, в том числе 523 тысяч детей. Это говорит о низком уровне качества медицинской помощи и социальной реабилитации в стране. Эффективность реабилитации инвалидов по нашей стране составляет от 3 до 6, 5 %, а в США – от 15 до 20 %. При этом система здравоохранения, лекарственного и медицинского обслуживания работает недостаточно эффективно. Главной причиной малой эффективности системы охраны здоровья населения является недофинансирование со стороны государства этой отрасли. Так, в США и других развитых странах финансирование системы здравоохранения считается задачей государства и составляет 15% и выше от ВВП. В России система здравоохранения финансируется по остаточному принципу, статьи расхода средств урезаются и преимущественно снабжаются промышленные и военно-промышленные отрасли. При этом на здравоохранение планируется всего 2, 5 -3% от ВВП, что никак несовместимо со сложившейся демографической ситуацией в стране. Направленные целевым порядком средства не всегда используются по назначению, в результате чего население вынуждено обращаться в частные клиники, которые чаще всего не по карману большей части населения России. С целью урегулирования данной ситуации в 2007 году было выделено 328, 2 млрд. рублей для внедрения базовой программы обязательного медицинского страхования . При этом система ОМС практически не работает. Страдает сама система организации медицинской помощи населению. В настоящее время медицинская помощь в России оказывается по следующим уровням: поликлиническому, скорой помощи и стационарной помощи. Амбулаторно-поликлиническая помощь осуществляется в 9620 учреждениях, в том числе 833 стоматологических поликлиниках. Учитывая огромные российские территории, это количество ничтожно мало. При этом каждая поликлиника укомплектована участковыми врачами и мед. сестрами в среднем лишь на 30 %. Низкая заработная плата и огромная загруженность врачей (до 1500 -4000 тысяч человек на одного участкового врача) приводит к снижению эффективности лечебного процесса и перегруженности поликлиник. О санитарно-просветительской ипрофилактической работе даже не упоминается. Стоматологическая помощь сейчас практически недоступна населению. Цены на стоматологическую помощь необоснованно высоки и в 3 -5 раз превышают свою себестоимость. В итоге стоматологические клиники пустуют, так как население предпочитает не обращаться туда за помощью и посещает стоматолога только лишь в экстренных случаях.

Скорая медицинская помощь осуществляется около 3268 станциями. Они недостаточно оснащены реанимобилями и медикаментами и абсолютно не защищены от посягательств криминальных структур. В результате огромного количества пробок на дороге «Скорая помощь» не может в нужный момент добраться по вызову, и больной нередко умирает, либо его дальнейшее лечение осложняется. Около 1, 8 млн. человек ежегодно умирают из-за задержки поступления в стационар более чем на 24 часа. Бригады скорой помощи недостаточно укомплектованы квалифицированными кадрами, отсутствует единая система связи между различными станциями скорой помощи . В связи с этим необходимо обеспечить дежурства 2 -3 автомобилей скорой помощи на каждый микрорайон, чтобы скорость оказания мед. помощи не зависела от состояния дорог и «пробок» . Страдает система охраны материнства и детства. Несмотря на внедряемые повсеместно правительственные программы, стимулирующие рождаемость, перинатальная служба в России в настоящее время малоэффективна. Отмечается низкий уровень здоровья беременных женщин, 80 % беременных имеют сопутствующую патологию: анемию, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания почек, отеки и протеинурию, сахарный диабет и т. д. В результате всего лишь 24, 6 % родов протекают нормально. В основном роды патологические, в результате которых 30 % детей рождаются больными или заболевают в первые дни жизни. Малоэффективна и система профилактики инфекционных заболеваний у детей. В настоящее время в России так называемый обязательный «календарь прививок» включает в себя 10 -15 обязательных прививок. В странах Европы количество обязательных профилактических прививок детям достигло 150 и более. Не решен вопрос с производством российских продуктов детского питания, диетического детского питания для детей с фенилкетонурией и различного вида ферментопатиями, крайне беден ассортимент детского питания, не предусмотрено его производство в России.

Таким образом, обеспечение охраны жизни и здоровья населения, формирование здорового образа жизни следует осуществлять по следующим направлениям: ·В области обеспечения безопасности жизни и здоровья населения необходимо продолжить разработку системы охраны и улучшения окружающей среды; создание обеспечение доступа населения кежедневному мониторингу по состоянию окружающей среды. ·В области обеспечения охраны здоровья и высокого качества медицинского обслуживания населения необходимо увеличить финансирование здравоохранения, медицинского обслуживания и социальной сферы до 15 % ВВП; развивать стратегии по улучшению качества услуг здравоохранения, снижению преждевременной, особенно предотвратимой смертности, сокращению заболеваемости. ·В области охраны материнства и детства в связи с ростом числа сопутствующей патологии во время беременности и родов увеличить срок дородового декретного отпуска и оформлять его с 16 недель, помещая беременную на дневной стационар, создавая «инкубатор» для выхаживания беременных с целью профилактики патологии в родах, прохождения школы матерей и лечения. ·В области формирования идеологии здорового образа жизни среди населения целесообразно обязательное внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий и медико-гигиенических дисциплин в учреждениях дошкольного, среднего и высшего образования с целью воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни у детей, подростков и молодежи, повсеместное введение антиалкогольных и антиникотиновых проектов в школах, колледжах и вузах, на производстве, борьба с наркотиками и введение системы штрафов при употреблении алкоголя и курении в общественных местах; создание работодателями мотивации к здоровому образу жизни.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Козлова Людмила Вячеславовна рассказала о проблемах здравоохранения в России и о возможных методах их разрешения

«Я обозначу основные проблемы в отрасли.

В марте и в мае этого года в Совете Федерации прошли круглые столы, посвященные импортозамещению лекарственных средств и медицинских изделий. Я очень благодарна тем людям, которые не только откликнулись и поучаствовали в мероприятии, но и внесли свои предложения.

Множество министерств и ведомств участвуют в обеспечении охраны здоровья граждан. Когда мы говорим об этом, то в первую очередь, ссылаемся на Конституцию РФ, в которой указано, что каждый гражданин имеет право на оказание бесплатной медицинской помощи. Сейчас очень нарастает объем платных услуг - я считаю, что они должны существовать, но как альтернатива. В целом же людям следует получать бесплатную медицинскую помощь, как сказано в Конституции.

Я буду ссылаться на два послания президента РФ. В 2013 году Владимир Путин заявил о том, что в последние годы нам удалось сделать многое для развития здравоохранения. Он отметил рост продолжительности жизни и снижение смертности от сердечно-сосудистых и ряда других заболеваний. Фраза президента внушает оптимизм и позволяет сделать вывод, что на самом высоком уровне знают о проблемах отечественного здравоохранения.

Напомню, что Владимир Путин предложил объявить 2015 год Национальным годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. На площадке Совета Федерации проходили круглые столы, в которых участвовали кардиологи России - те врачи, которые и в науке, и в практике добились высоких результатов. Они работают хорошо и много, знают все проблемы, но смертность от этой группы заболеваний в нашей стране остается достаточно высокой. Отмечу, что я не видела среди них ни одного педиатра. Мы считаем, что истоки всех заболеваний взрослых людей кроются в детстве и начинать профилактику нужно с раннего возраста. И даже не тогда, когда ребенок родился, а когда в семье еще только планируют пополнение.

Проблемы отечественного здравоохранения:

. Дефицит кадров. Несмотря на повальное сокращение, которое произошло в стране, особенно в столице, эта проблема до сих пор имеет место быть. В этих условиях нельзя говорить о доступности и качестве медицинской помощи.

. Рост платных услуг.

. Дефицит лекарств и рост цен на них . Чтобы избежать коррупции и других негативных моментов, лекарственные средства должны централизованно закупаться и распределяться. Жители всех регионов России в одинаковой степени должны иметь возможность их получить. Известно, что существуют дотационные субъекты, в которых очень сложно обеспечить дорогостоящими препаратами всех, кто в этом нуждается.

Состояние материальной базы после запуска нацпроектов улучшилось. Однако именно медицинские кадры являются главной и значимой частью ресурсов здравоохранения. Как сказал Владимир Путин: «Несмотря на все технические новации в медицине всегда ценились именно личные качества врача.<…> Мы должны создать все условия для их достойной работы».

Пути решения проблем в здравоохранении:

. Повышение социального статуса медицинских работников.

. Повышение заработной платы, базовых оплат.

. Обеспеченность жильем.

Известна фраза: «Здоровье - это не все, но все без здоровья - ничто». Когда все это поймут, то произойдет улучшение условий труда врачей, что пойдет на благо здоровью населения. Сильное государство возникает лишь тогда, когда население здорово.

Медицинское образование

Еще одна проблема, которая существует - в условиях дефицита кадров у нас должно происходить непрерывное медицинское образование. Сейчас все очень быстро меняется, появляются современные аппараты, новые методы исследования и лечения. В условиях дефицита кадров сложно отпустить главного врача на обучение даже на 2 месяца. Развивая дистанционное образование, следует использовать его для тех, кто уже имеет стаж работы и определенные практические навыки. В случае с выпускниками его нужно применять очень осторожно.

Проблемы современного медицинского образования

Мы знаем, что качество медицинской помощи не может быть выше уровня полученного образования. Поэтому медицинское образование действительно заслуживает пристального внимания и реформирования. Почему стали хуже учить? Дело в том, социальный статус преподавателей, также как и врачей, низок. Сейчас нет конкурса на теоретические кафедры.

. Интеграция в лечебный процесс сотрудников клинических кафедр медицинских вузов. Если сотрудник не является работником медицинского учреждения, то сделать это очень сложно. Но существуют пути решения - в условиях дефицита кадров главный врач может оформить сотрудника на половину или четверть ставки.

. Несоответствие системы повышения квалификации медицинских кадров потребностям практического здравоохранения и международным стандартам.

. Не урегулированы вопросы с клиническими базами вузов и ведением сотрудников кафедр клинической деятельности на базе государственных и муниципальных медицинских образований.

Особенностью нашей отечественной медицины является ее профилактическая направленность . Мы знаем, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Сейчас звучат разные предложения - например, напрямую работать с фондом ОМС, минуя страховые компании, и т.д. Я считаю, что нужно не рубить с плеча, а проанализировать ситуацию и выслушать все точки зрения.

Предполагаемое внедрение дополнительных государственных гарантий обязательно должно быть увязано со встречными обязательствами граждан - ведением здорового образа жизни, регулярным прохождением профилактических осмотров и с исполнением рекомендаций врача. На мой взгляд, нужен федеральный закон о стимулировании мотивации к здоровому образу жизни».

В последние годы затраты государства на здравоохранение росли, но еще более уверенными темпами увеличивались расходы на эти цели самого населения. В 2009 г. государственные расходы на здравоохранение составили 3,2% ВВП, частные -- 2,2% . Личные деньги россияне потратили в основном на медикаменты. Совокупные расходы на эти цели составили 1,3% ВВП; на оплату медуслуг было потрачено 0,6%. Объем неформальных платежей оценивается примерно в 0,3% -- это половина объема фактически платных медуслуг (см. рис. 3).

Рис.3.

Явно не на пользу российскому здравоохранению идет процветающая практика неформальных платежей медперсоналу, у которого к тому же крайне низка мотивация на достижение результата. Медики в большей части желают увеличения размера оплаты, но не за счет повышения профессионализма.

Проблема недофинансированности образования здравоохранения наиболее выпукла. В последней сфере не хватает дополнительно 2,5% ВВП к реально выделяемым 3-4%, уверен Кузьминов.

По оценке Всемирной организации здравоохранения за 2000 г., Россия занимает 75 место по уровню расходов на здравоохранение на одного жителя, 127 место -- по показателю здоровья населения, интегральный показатель деятельности системы здравоохранения ставит Россию на 130 место в рейтинге ВОЗ.

Проблемы российской системы здравоохранения коренятся в низком уровне госфинансирования, расходы на здравоохранение по итогам 2008 г. составляли около 5% от ВВП (см. рис.4.).


Рис. 4.

В 2009 г. расходы бюджетов всех уровней на систему обязательного медицинского страхования составили 3,5% ВВП. С учетом платных услуг и расходов на приобретение лекарств общие расходы государства и населения на здравоохранение составили 1450 млрд руб. или 5% ВВП. В странах Евросоюза удельный вес в ВВП расходов на здравоохранение в среднем вдвое выше.

Глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова подтвердила: дефицит финансирования системы ОМС в России составляет практически 100 миллиардов рублей, несмотря на повышение с 1 января 2012 года тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 3,1% до 5,1%.

Задачи, поставленные на государственном уровне, таковы: к 2020 г. увеличить ожидаемую продолжительность жизни с 68,7 лет до 73 лет, а также снизить уровень смертности с 14,2 до 11 на 1000.

«Если мы хотим иметь коэффициент смертности к 2020 г. 11,0 и ожидаемую среднюю продолжительность жизни 73 года, то расходы на здравоохранения должны составлять, как минимум 1100 долл. на душу населения, причем курс доллара при этом надо считать по паритету покупательной способности, -- утверждает председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству (АсМОК) Гузель Улумбекова-- То есть нынешние расходы, которые составляют 635 долл. на душу населения, следует увеличить в 1,7-2 раза».

Директор ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Владимир Стародубов считает, что без четких разграничений между понятиями платная и бесплатная помощь трудно реформировать медицину. Также сильно тормозит развитие отрасли сама стационароцентричная модель оказания медпомощи населению, а также низкий уровень квалификации персонала.




Top