Доходный дом е г бройдо. Доходный дом бройдо

Первые сведения об этом участке относятся к середине XVIII века. В этот период на территории располагались четыре примерно одинаковых по размерам двора. В пожаре 1812 года все деревянные дома сгорели и через некоторые время отстроены заново. В 1887–1907 годы владение принадлежало Ю.В.Державиной и ее сестре дочери губернского секретаря М.В.Никифоровой.

В 1907 году владение было куплено кандидатом коммерческих наук Г.Е.Бройдо. В этом же году на месте снесенного одноэтажного деревянного дома и сарая вдоль всей западной границы был построен четырехэтажный с полуподвалом доходный дом по проекту архитектора Н.И.Жерихова.

10 марта 1908 г. Бройдо продал свое владение вместе с вновь построенным домом дворянину П.П.Александрову и вдове сына статского советника В.В.Шестаковой, которым здание принадлежало до 1917 года. Но в истории Москвы строение известно именно как "дом Бройдо".

Дом Бройдо – жилой доходный дом, все этажи которого были заняты квартирами, сдаваемыми внаем состоятельным жильцам. В нем проживали и владельцы дома П.П.Александров и В.В.Шестакова. В полуподвале находились подсобные помещения. После 1917 года квартиры были превращены в коммуналки.

В настоящее время здание имеет два различно оформленных главных фасада, выполненных в эклектичном стиле: западный, обращенный на Плотников пер., и северный, выходящий на М.Могильцевский пер. Эркер на северо-западном углу фасада на высоте 2–4 этажей зрительно объединяет композицию. Парадный вход в здание оформлен декоративным порталом с каменными масками в угловых частях.

Фриз доходного дома Германа Бройдо, который также широко известен под названием «Дом с писателями», представляет собой композицию из отдельных фрагментов (19 барельефов) – повторяющихся фигур писателей А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого в античных одеждах, а также Аполлона и муз, обращенных и прильнувших друг к другу. Происхождение фриза не установлено, несмотря на поиски специалистов.

Считается, что барельеф Л.Н.Толстого стал первым скульптурным изображением классика, созданным и представленным публике при жизни писателя. Некоторые предполагают, что это мог быть фрагмент фриза, выполненного скульптором Л.С.Синаевым-Бернштейном для Музея изящных искусств на Волхонке, от которого заказчик впоследствии отказался. Однако документальных подтверждений данной версии не имеется.

На начало реставрационных работ фасады дома Бройдо находились в неудовлетворительном состоянии, штукатурный слой отслоился, кирпичная кладка местами разрушена. Некоторые части лепного декора были полностью утрачены.
Во время проведения ремонтно-реставрационных работ специалисты укрепили кирпичную кладку, воссоздали уникальный лепной фриз, сохранившиеся элементы архитектурного декора отреставрировали, воссоздали оконные проемы и дверные полотна, заменили фигурные элементы водосточных труб и ограждения кровли, а также отремонтировали стропильную систему.

В 2018 году доходный дом Г.Е.Бройдо стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинации "за научно-методическое руководство / за научно-исследовательскую работу ".

Первые сведения об этом участке относятся к середине XVIII века. В этот период на территории располагались четыре примерно одинаковых по размерам двора. В пожаре 1812 года все деревянные дома сгорели и через некоторые время отстроены заново. В 1887–1907 годы владение принадлежало Ю.В.Державиной и ее сестре дочери губернского секретаря М.В.Никифоровой.

В 1907 году владение было куплено кандидатом коммерческих наук Г.Е.Бройдо. В этом же году на месте снесенного одноэтажного деревянного дома и сарая вдоль всей западной границы был построен четырехэтажный с полуподвалом доходный дом по проекту архитектора Н.И.Жерихова.

10 марта 1908 г. Бройдо продал свое владение вместе с вновь построенным домом дворянину П.П.Александрову и вдове сына статского советника В.В.Шестаковой, которым здание принадлежало до 1917 года. Но в истории Москвы строение известно именно как "дом Бройдо".

Дом Бройдо – жилой доходный дом, все этажи которого были заняты квартирами, сдаваемыми внаем состоятельным жильцам. В нем проживали и владельцы дома П.П.Александров и В.В.Шестакова. В полуподвале находились подсобные помещения. После 1917 года квартиры были превращены в коммуналки.

В настоящее время здание имеет два различно оформленных главных фасада, выполненных в эклектичном стиле: западный, обращенный на Плотников пер., и северный, выходящий на М.Могильцевский пер. Эркер на северо-западном углу фасада на высоте 2–4 этажей зрительно объединяет композицию. Парадный вход в здание оформлен декоративным порталом с каменными масками в угловых частях.

Фриз доходного дома Германа Бройдо, который также широко известен под названием «Дом с писателями», представляет собой композицию из отдельных фрагментов (19 барельефов) – повторяющихся фигур писателей А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого в античных одеждах, а также Аполлона и муз, обращенных и прильнувших друг к другу. Происхождение фриза не установлено, несмотря на поиски специалистов.

Считается, что барельеф Л.Н.Толстого стал первым скульптурным изображением классика, созданным и представленным публике при жизни писателя. Некоторые предполагают, что это мог быть фрагмент фриза, выполненного скульптором Л.С.Синаевым-Бернштейном для Музея изящных искусств на Волхонке, от которого заказчик впоследствии отказался. Однако документальных подтверждений данной версии не имеется.

На начало реставрационных работ фасады дома Бройдо находились в неудовлетворительном состоянии, штукатурный слой отслоился, кирпичная кладка местами разрушена. Некоторые части лепного декора были полностью утрачены.
Во время проведения ремонтно-реставрационных работ специалисты укрепили кирпичную кладку, воссоздали уникальный лепной фриз, сохранившиеся элементы архитектурного декора отреставрировали, воссоздали оконные проемы и дверные полотна, заменили фигурные элементы водосточных труб и ограждения кровли, а также отремонтировали стропильную систему.

В 2018 году доходный дом Г.Е.Бройдо стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинации "за научно-методическое руководство / за научно-исследовательскую работу ".

Nbsp;
Продолжу своё знакомство с достопримечательностями Остоженки, начатое прежде и .
На улице Остоженка привлек моё внимание прекрасной архитектурой и дом №20. Он расположен он на углу улицы Остоженка и Барыковского переулка.

Дом №20 принадлежал «кандидату коммерческих наук» Герману Ефимовичу Бройдо. Построил он его в 1902 году. Бройдо Г.Е. и его супруга Анжелика Гастоновна специализировались на застройке участков особняками и доходными домами «под ключ» с последующей продажей.

Большинство построенных ими сооружений находятся в районе Арбата и Пречистенки. Жил он на Денежном пер. д. 7К2. Как выглядел его собственный дом можно посмотреть
Интересно, что Барыковский переулок прежде назывался переулком Дурново, по имени одного из домовладельцев. Название Барыковский объясняется тем, что «богатый помещик И.И. Барыков, большой хлебосол, дававший по два раза в неделю роскошные обеды, где бывали все важные московские чиновники, заболел и дал обет основать богадельню. По выздоровлении он приобрел участок в Дурновском переулке, выстроил дом для "убежища престарелых женщин", ставший называться Барыковской богадельней, оставил средства на ее содержание и возобновил там с 1855 г. Спасский храм».

Авторство здания на Остоженка ул., дом 20, принадлежит архитектору Н.И. Жерикову. Николай Иванович Жерихов (1870-е гг. 1916) московский архитектор, один из выдающихся мастеров эпохи модерна. Происходит из крестьянской семьи. Не получил полноценного архитектурного образования. Несмотря на это, в начале прошлого века Жериков был одним из самых популярных архитекторов Москвы.


За период с 1902 по 1915 годы по его проектам было сооружено 46 доходных домов в дорогих районах Москвы (Арбат ул., Остоженка ул., Басманная ул., Мещанская ул.). Характерной чертой творчества зодчего можно назвать чрезмерное и порой чересчур экстравагантное украшение фасадов своих построек. Доходный дом Г.Е. Бройдо на Остоженка ул., 20 - первое здание, построенное Жериковым. Эту постройку можно назвать знаковым памятником эпохи раннего московского модерна. Здание по периметру на уровне третьего этажа опоясывает очень красивый фриз с лепными изображениями антилоп.

По архитектуре здания специалист пишет: «Хотя все элементы фасада здания выполнены в стилистике модерна, они довольно разнородны и относятся к его различным течениям — металлические кронштейны напоминают мотивы декоративного, в частности бельгийского, Ар Нуво, тяжелый металлический козырек над входом более тяготеет к рациональному модерну Вены. Самой характерной и интересной частью фасадной композиции является удивительно красивый фриз между третьим и четвертым этажами с рельефными изображениями антилоп. Особенно эффектен он в вечерние часы, когда скользящие лучи солнца делают тонкие рельефные натуралистические изображения животных особенно отчетливыми и объемными.

Вид дома с обратной стороны

К сожалению, в 90-х годах прошлого века дом подвергся реконструкции и в значительной мере утратил первоначальный облик.»

Самый знаменитый дом из построенных Николаем Жериховым доходных домов построен в 1907 году на углу Малого Могильцевского и Плотникова переулков также принадлежал Г.Е. Бройдо. Его лично я не видела и не фотографировала. Выглядит он так(снимки из интернета).

Элегантно декорированное, без преувеличения, здание по адресу 2-й Обыденский переулок, 13 возвели в период между 1904 и 1910 годами на средства Германа Ефимовича Бройдо. Автором проекта стал зодчий Николай Иванович Жерихов , который плодотворно работал с заказчиком и по другим объектам в Москве.

Строение несколько отступает от красной линии переулка и пространство до дороги занимает маленький палисадник. На главной фасадной плоскости дома размещены два боковых ризалита, которые вкупе с торцами рядом стоящих зданий образуют своеобразный парадный двор, в архитектуре обозначаемый как кудонёр.

Такое объемно-планировочное решение позволяет причислить здание к стилю классицизма. Это же подтверждают ионические пилястры, фриз с тематикой античной эпохи, обрамление оконных проемов и другие элементы декора.


Но стоит подчеркнуть, что из этой концепции выпадают абрис оконных проемов уже упоминавшихся ризалитов, устроенные на кровле аттики с вазонами, внушительные по размерам лепные барельефы с полуобнаженными девами в свободных одеяниях, удивительные балконы полукруглой формы и кованое ограждение территории. Все это более свойственно уже для другого стиля - модерн.

В конечном счете, здание вобрало в себя архитектурные элементы не только озвученных стилей, но и неогреческого, что сделало его удивительным по красоте.


Объемные панно поверху оконных проемов на втором уровне оформлены изображением крылатых львов с зажатыми в лапах факелами.

Устроенный по горизонтали фриз с сюжетами по античной тематике был призван разграничить пространство второго и третьего уровня от завершающего этажа. Для этого использовалось и фактурное решение: 2 и 3 этаж оформлены «кабанчиком», а последний просто гладко оштукатурен.


Первый уровень дома Бройдо декорировали женскими маскаронами, более используемых в модерне, заменив ими классицистические замковые камни в сандриках оконных проемов.

Особое внимание хочется уделить внушительным барельефам, которые обрамляют арочные конструкции главных оконных проемов. Там запечатлены полуобнаженные девы в свободных ниспадающих одеяниях, устремленных навстречу друг к другу. У одной в руках крылатый жезл с обвившей его змеей, у другой - факел, и обе будто только-только уронили лавровые венки.


Из истории доходного дома

В период с 1907 по 1913 годы в доходном владении Бройдо проживали супруги Керзины - Аркадий Михайлович и Марья Семеновна, которые организовали «Кружок любителей русской музыки», желая популяризовать произведения отечественных композиторов.

Глава семьи - весьма востребованный и известный московский адвокат, любитель и знаток русского музыкального искусства. Его жена - пианистка, обучавшаяся в годы молодости у таких признанных мэтров, как В.И. Маурина и В.И. Сафонов, а немного позднее у П.А. Пабста. Теорию музыки ей преподавал С.Н. Кругликов.


Нонсенс, но в конце XIXстолетия произведения российских композиторов не так часто звучали на сценических площадках Москвы и обожавшие их музыку супруги, любившие даже в уютной домашней обстановке играть на фортепьяно в четыре руки, решили исправить это положение. Так и пришла в 1896 году идея создания приватного музыкального кружка.

Первые встречи проходили в местах проживания участников, где они играли музыку Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина, Балакирева … Музицировали здесь Ц.А. Кюи, С.В. Рахманинов, Н.К. Метнер, С.И. Танаев, солистами выступали Н.И. Забела-Врубель, М.А. Дейша-Сионицкая, Л.В. Собинов, И.В. Грызунов, М.А. Оленина-д’Альгейм и другие.

… в доме во 2-ом Обыденском переулке, 13 в период с 2010 по 2012 годы проходили съемки отечественного сериала «Дом образцового содержания», т.ч. увидеть интерьеры и экстерьеры бывшего доходного дома Бройдо можно во многих эпизодах этой ленты.

А вы знаете, что в Москве есть дом, на котором "наше всё" - Пушкин, Гоголь и Толстой - изображены в двусмысленном и...м-м-м... фривольном окружении? Этот дом знают многие, кто ходит Арбатскими переулками, но мало кто вглядывается в разрушающиеся барельефы. Не вглядывалась и я, пока не узнала любопытные подробности.
Дом 4/5 в Плотниковом переулке был построен для домовладельца Г.Е.Бройдо по проекту архитектора Н.И. Жерихова, в 1907 году. Автором скульптур предположительно является Л. С. Синаев-Бернштейн.
Согласно одной из версий, скульптору был заказан фриз "Парнас" для музея изящных искусств на Волхонке. Первоначально на нем было изображено шествие процессии из 50 фигур, среди которых были писатели, художники и ученые из разных стран. Они направлялись к Аполлону, раздававшему венки славы. Среди них были и русские писатели, изображенные в античных одеждах, в объятиях муз (к примеру, на верхнем фото - по-видимому, Пушкин и осуждающе глядящий на него Гоголь). Однако скульптурная композиция была отвергнута заказчиком, который посчитал ее излишне фривольной, и каким-то образом часть фигур попала на доходный дом в Плотниковом переулке.
Согласно другой версии, до революции здание являлось борделем, и писатели являлись нередкими гостями заведения.
Достоверным фактом является то, что сегодня барельефы находятся в ужасном состоянии, постепенно разрушаются, и на некоторые фигуры так грустно смотреть, что фото я не стала размещать.
Так что давайте посмотрим, пока еще есть что. А заодно - еще одно не совсем обычное здание напротив "дома с барельефами" и несколько атмосферных осенних фото из Гагаринского переулка.

Ах, эти Арбатские переулки... На подходе к дому в Плотниковом

Общий вид со стороны Плотникова переулка

Общий вид фигур со стороны Малого Могильцевского переулка

Обычный дом, над Львом Толстым (кстати, считается, что это его первое прижизненное скульптурное изображение) - обычный балкон.

Лев Толстой обнимается с Пушкиным

Фигуры повторяются, вот еще один Гоголь

Кто там справа от Толстого??

Копия композиции с верхнего фото - но уже на другой стене здания

А на другой стороне Плотникова переулка - вот такой очаровательный особнячок (это его сторона, обращенная в Глазовский переулок). Я думала, что это хорошо отреставрированный модерн, а оказалось, что дата постройки - второе десятилетие XXI века. Это пятиквартирный клубный дом ПлотникоFF, строительство которого завершено недавно. Что ж, мне кажется, стилизация неплохая...

И просто несколько осенних фото из Гагаринского переулка. Успела заснять последние хорошие дни...




Top