Долохов был приличная и в некоторых отношениях. Перверзные нарциссисты, психопаты

255. Найдите в приведённых стихотворениях русских поэтов тропы и стилистические фигуры. Проведите наблюдение над существительными в словосочетаниях житейский вихрь, сокрушительным набегом, струны рвал, заносил холодным снегом (в 1-м стихотворении); над прилагательными в словосочетаниях нивы печальные, с улыбкою странной, небо широкое (во 2-м стихотворении). Как изменяется их обычное значение в стихотворении? Сделайте вывод о своеобразии обычных слов в поэтической речи (письменно). Подводя итоги лингвистического эксперимента, оформите результаты в виде презентации. Подготовьте чтение, передающее настроение и мысли автора, красоту стихотворной речи.
***
Не ветер, вея с высоты,
Листов коснулся ночью лунной;
Моей души коснулась ты -
Она тревожна, как листы,
Она, как гусли, многострунна,
Житейский вихрь её терзал
И сокрушительным набегом,
Свистя и воя, струны рвал
И заносил холодным снегом.
Твоя же речь ласкает слух,
Твоё легко прикосновенье,
Как от цветов летящий пух,
Как майской ночи дуновенье...
(А. К. Толстой)
В ДОРОГЕ
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далёкое,
Слушая ропот колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
(И. Тургенев)
СТАРАЯ ЯБЛОНЯ
Вся в снегу, кудрявом, благовонном,
Вся-то ты гудишь блаженным звоном
Пчёл и ос, завистливых и злых...
Старишься, подруга дорогая?
Не беда. Вот будет ли такая
Молодая старость у других!
(И. Бунин)
Поясните художественный образ, созданный в стихотворении «Старая яблоня» словосочетанием молодая старость. Как он связан с содержанием стихотворения в целом, с другими художественными деталями стихотворения?
ГЛАЗА
Привычные к степям - глаза,
Привычные к слезам - глаза,
Зелёные - солёные -
Крестьянские глаза!

Была бы бабою простой -
Всегда б платили за постой -
Всё эти же - весёлые -
Зелёные глаза.

Шёл мимо паренёк с лотком...
Спят под монашеским платком
Смиренные - степенные -
Крестьянские глаза.

Привычные к степям - глаза,
Привычные к слезам - глаза...
Что видели - не выдадут
Крестьянские глаза!
(М. Цветаева)
Какие другие, кроме названных в задании, изобразительно-выразительные средства вы находите в стихотворении М. Цветаевой?

Я спросил у тополя.
Владимир Кершон
Вся в снегу, кудрявом, благовонном,
Вся-то ты гудишь блаженным звоном
Пчел и ос, завистливых и злых…
Старишься, подруга дорогая?
"Старая яблоня",И.Бунин
Но,cher enfant,от красивой свежей женщины яблоком пахнет.
"Подросток",Ф.Достоевский

Я спросил у яблони:
7, лишь, дней цветения,
семь лишь* дней красивою!
Этого не мало ли?
Это не обидно ли?

Море восхищения: запахи и взгляды
женственность на выданье
- родственность романная**.
А потом – обычные и простые будни.

Засмеялась вздохами пряного волнения:
красоте цветочной - нужно исполнение.
Пчелы, осы, шмели - слуги опыленья
жизни, репродукции, оплодотворенья.

Не помадно-лабутенно, но глубоки
корни красоты высокой,
корни тысячей цветов,
в вечности, в корнях веков***.
Это непосредственно.
Это над-осознанно.

Есть заветность сказки или знание****:
яблоко разломим пополам,
и съедим с возлюбленным по половинке
для скрепления любви вовеки и поныне.
______________________
Примечания.
(*)http://sadyrad.ru/jablonja/cvetenie-jabloni.html
(**)Но,cher enfant,от красивой свежей женщины яблоком пахнет."Подросток",Ф.Достоевский
(***)Ходит Ева средь райских роз,
Светит яблоко из ветвей.
Прямо с яблони змей-завхоз
Искушающе шепчет ей:
- Слушай, я же не укушу,
Скушай яблочко задарма,
Я в усушку его спишу -
Мы ведь тоже не без ума.
Ева яблоко сорвала....
"Лилит",В.Шефнер

(****)http://herbalogya.ru/library/Malus.php
Например -выборка.
Славянские традиции, связанные с яблоками:
яблоко выступало в функции любовного знака: парень и девушка, обменявшись плодами, выражали взаимную симпатию, публично объявляли о своей любви. Яблоко, принятое девушкой во время сватовства считалось согласием на брак.
яблоневая ветка используется при изготовлении свадебного деревца; яблоки укрепляют также в венке невесты.
идя на венчание, невеста брала с собой яблоко, а в костеле после венчания она бросала яблоко за алтарь, чтобы иметь
под яблоней у южных славян совершалось обрядовое бритье жениха перед свадьбой; при смене головного убора невесты на головной убор замужней женщины покрывало с ее головы снимали яблоневой веткой и бросали его на яблоню.
чтобы все были здоровы, на Рождество, Новый год умывались водой, в которой лежало яблоко
чтобы дети были здоровыми и красивыми, беременная должна была подержаться за яблоню и посмотреть на ее ветки (зимой) или на яблоки (летом).

Одним из замечательных свойств яблока, подтверждающего его огромную магическую силу, является то, что в некоторых ритуалах соком яблока можно заменить вино или даже кровь.
Еще один любовный яблочный приворот можно совершить с помощью свежего яблочного сока. Для того чтобы магия сработала, надо выбрать чистое, без изъянов, яблоко, выжать из него сок и произнеси: "Яблоко румяное, румяное, дай силы моей любви! Венера, свяжи-освежи этим соком чувства (имя возлюбленного), чтобы наливалась наша любовь, как яблоко на солнце, чтоб не сгубили ее злые черви неверности и ревности".
Испокон веков к яблоне обращались и за помощью в исполнении желаний. Сначала надо выбрать яблоню, ту, которая покажется наиболее привлекательной. С собой под яблоню надо взять лист бумаги, карандаш, шнурок из натурального материала и монетку. Необходимо сесть под яблоню, нарисовать символ своего желания. После этого надо обойти вокруг дерева 9 раз, повторяя: «Древнее дерево древней Земли, старое как сам мир, даруй мне силу по твоему приказу, чтобы зарядить мое заклинание». После этого надо обернуть лист вокруг ствола и привязать его шнурком. А монетку надо закопать рядом с яблоней, поблагодарив дерево за помощь.

Приметы.
Если на Рождество солнце светит сквозь ветви яблонь - жди богатого урожая в этом году.
Плоды должны были получить благословение дождем в Петров день или в день св. Свитина, и в некоторых областях без этого они считались непригодными в пищу.

Пиропатрон (пиротехнический патрон) - пиротехническое изделие, обычно с электрическим запалом, предназначенных для быстрого приведения в действие каких-либо механических или иных устройств или систем. Конструктивно различные типы пиропатронов различны, но в общем случае имеется гильза с зарядом взрывчатого вещества и электрозапал.

Область применения

Пиропатроны получили применение в различных аварийных системах и устройствах одноразового применения. Например, подушки безопасности в автомобиле при ударе наполняются продуктами сгорания от сработавших пиропатронов. В различных системах пожаротушения, как стационарных, так и на подвижных объектах часто используются пиротехнические запорные краны, инициирующим элементом в которых служат пиропатроны. В авиационной и космической технике пиропатроны служат для приведения в действие различных замков (например, аварийный сброс крышки фонаря или выпуск тормозного парашюта). Различные типы пиропатронов широко применяются в военном деле.

Конструкция

Простейший широко распространённый пиропатрон ПП-З (7-ПП-683, чертёж ЛД34.368.016) конструктивно состоит из латунной облуженной гильзы, изолятора, центрального контакта, двух нитей накала (для надёжности) и заряда бездымного пороха. Внешне он напоминает 15 мм одноконтактный цоколь автомобильной лампы накаливания. Для его крепления используется упорная «юбка» в нижней части, а не байонетное крепление, как на лампах накаливания. Рабочее напряжение срабатывания - 24 вольта.

Более мощный пиротехнический патрон латунный ППЛ (индекс УРАВ ВВС 9-А-433), используемый для дистанционного перезаряжания автоматических пушек (ГШ-23, НР-30, 2А42, 2А72) и работы пиротехнических замков (например, в балочных держателях для сброса авиабомб), конструктивно исполнен в виде холостого патрона 6,18×60R с электровоспламенителем и 3,5 граммами зернёного семиканального пироксилинового пороха 4/7 Цфл (флегматизированного церезином).

Особенности

Персонал, работающий с пиропатронами, допускается на работы с повышенной опасностью после сдачи соответствующих зачётов, так как имеется реальная опасность получения телесных повреждений. Также известны случаи летальных исходов (отравления, отрывы конечностей и пр.).

Напишите отзыв о статье "Пиропатрон"

Отрывок, характеризующий Пиропатрон

Никогда в доме Ростовых любовный воздух, атмосфера влюбленности не давали себя чувствовать с такой силой, как в эти дни праздников. «Лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно есть настоящее на свете – остальное всё вздор. И этим одним мы здесь только и заняты», – говорила эта атмосфера. Николай, как и всегда, замучив две пары лошадей и то не успев побывать во всех местах, где ему надо было быть и куда его звали, приехал домой перед самым обедом. Как только он вошел, он заметил и почувствовал напряженность любовной атмосферы в доме, но кроме того он заметил странное замешательство, царствующее между некоторыми из членов общества. Особенно взволнованы были Соня, Долохов, старая графиня и немного Наташа. Николай понял, что что то должно было случиться до обеда между Соней и Долоховым и с свойственною ему чуткостью сердца был очень нежен и осторожен, во время обеда, в обращении с ними обоими. В этот же вечер третьего дня праздников должен был быть один из тех балов у Иогеля (танцовального учителя), которые он давал по праздникам для всех своих учеников и учениц.
– Николенька, ты поедешь к Иогелю? Пожалуйста, поезжай, – сказала ему Наташа, – он тебя особенно просил, и Василий Дмитрич (это был Денисов) едет.
– Куда я не поеду по приказанию г"афини! – сказал Денисов, шутливо поставивший себя в доме Ростовых на ногу рыцаря Наташи, – pas de chale [танец с шалью] готов танцовать.
– Коли успею! Я обещал Архаровым, у них вечер, – сказал Николай.
– А ты?… – обратился он к Долохову. И только что спросил это, заметил, что этого не надо было спрашивать.
– Да, может быть… – холодно и сердито отвечал Долохов, взглянув на Соню и, нахмурившись, точно таким взглядом, каким он на клубном обеде смотрел на Пьера, опять взглянул на Николая.
«Что нибудь есть», подумал Николай и еще более утвердился в этом предположении тем, что Долохов тотчас же после обеда уехал. Он вызвал Наташу и спросил, что такое?
– А я тебя искала, – сказала Наташа, выбежав к нему. – Я говорила, ты всё не хотел верить, – торжествующе сказала она, – он сделал предложение Соне.
Как ни мало занимался Николай Соней за это время, но что то как бы оторвалось в нем, когда он услыхал это. Долохов был приличная и в некоторых отношениях блестящая партия для бесприданной сироты Сони. С точки зрения старой графини и света нельзя было отказать ему. И потому первое чувство Николая, когда он услыхал это, было озлобление против Сони. Он приготавливался к тому, чтобы сказать: «И прекрасно, разумеется, надо забыть детские обещания и принять предложение»; но не успел он еще сказать этого…

Приношу извинения тем, кому преждевременно анонсировала разбор Долохова. :) Зато теперь готова к обстоятельному разговору.

Что вам говорили о Федоре Долохове на школьных уроках литературы? Наверно, то же, что и мне. Да, дуэлянт, да, шулер, да, мот, да, повеса, да, энфан террибль. Но такой... нежный и чувствительный. А как же! Ведь обожает старушку-маму и горбатую сестру, способен полюбить - разумеется, не абы кого, а "настоящую женщину".

А какой храбрец на поле боя! Словом, очередной «плохой хороший человек», но, скорее, хороший, чем плохой, просто такой вот многогранный и не понятый косным обществом.

Кстати, мне кажется, Толстой и сам ломал голову над глубинной сутью Долохова. В романе чувствуется насмешка автора в адрес князя Василия, Элен, Анатоля, Бориса Друбецкого, Берга, Веры Ростовой. Эти деструктивные люди того или иного масштаба, видимо, хорошо понятны Толстому.

Но вот в отношении Долохова я не заметила оценочности. На мой взгляд, это означает, что Толстой «просто» запечатлел в романе этот колоритный человеческий типаж — типаж, над которым сам много думал и который так и остался для него непостижимым. Похоже, у него тоже складывались не все паззлы...

Сегодня я предлагаю посмотреть на этот образ свежим взглядом и разобраться, наконец, в природе и сыновней любви Долохова, и его влюбленности в Соню, и вообще, в мотивах его поступков.

(на фото - Том Берк в роли Долохова, одна из последних экранизаций "Войны и мира")

Не только Толстой недопонимал таких, как Долохов. Многие из нас пребывают в иллюзиях по поводу этого героя. И начинается этот газлайтинг еще в школе...

Вот что пишет юное, видимо, создание о своем видении образа Долохова:

"Мне кажется, к своему красивому до умопомрачения, мужественному и наглому герою Лев Николаевич испытывал исключительно теплые чувства, поэтому поселил его вместе со старушкой-матерью и горбуньей-сестрой. Сердце героя было нежным и ранимым, он был вынужден прятать его под толстым панцирем порока и ненависти к богатеям. Чудесный персонаж!

Военное дело он нес исправно и вообще всё, что касалось оружия, делалось им с честью - та же дуэль с Безуховым показывает Долохова исключительно с положительной стороны (опустим истинную причину дуэли, к тому же Долохов-то как раз никому и не изменял) - Пьеру он дал возможность первого выстрела, за что, по воле Льва Николаевича и судьбы-индейки, и поплатился" .

По-моему, занавес... Тревожно, что все перечисленные качества девочка определяет как мужественность. Какие драмы могут ее ожидать в ближайшем будущем? Сдается мне, это не бином Ньютона...

Часто вы рассуждаете, можно ли назвать такого-то «настоящим» перверзным нарциссом или он все же не вполне настоящий, а значит, и опасаться нечего. Так вот, Долохов - «настоящий» перверзный нарцисс, то есть, нарциссосоциопат. В посте «Особо опасные персоны» я уже писала, что нет нарцисса без социопатии , но вот Долохову природа (?) щедро отмерила и того, и другого.

Две улыбки Долохова

Начнем с портрета. Вот как Толстой описывает Долохова:

«Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом , составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица.

Долохов был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля. Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга».

А вот еще какие штрихи к портрету разбросаны по роману:

- "...с холодной усмешкой сказал Долохо"
- "...светлый холодный взгляд Долохова..."
- "...глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом ".

Долохов и Анатоль

Считается, что Долохов и Анатоль - друзья. Но что это за дружба, можно себе представить. Конечно же, это взаимовыгодное сосуществование двух психопатов - пока они нужны друг другу. Например, Долохову, человеку небогатому и не блестящему, нужен доступ в общество обеспеченных кутил. А такую тусовку как раз таки можно найти у Анатолия. Это во-первых.

Во-вторых же, они ценны друг другу как напарники для "безбашенных" выходок и авантюр. В самом деле, не с Пьером же увозить Наташу Ростову и не с Борисом же Друбецким привязывать квартального к спине медведя!

«Анатоль искренно любил Долохова за его ум и удальство; Долохов, которому были нужны сила, знатность, связи Анатоля для приманки в свое игорное общество богатых молодых людей, не давая ему это чувствовать, пользовался и забавлялся Курагиным. Кроме расчета, по которому ему был нужен Анатоль, самый процесс управления чужой волей был наслаждением, привычкой и потребностью для Долохова » .

Отметим, что у небогатого Долохова обычно есть деньги на кутежи . Откуда они берутся? Видимо, он не считает предосудительным жить за счет обеспеченного Анатоля. Но, конечно, он «зарабатывает» и сам — шулерствуя в картах и выигрывая разного рода пари .

Порой Долохов выигрывает очень приличные суммы. Того же Николая Ростова он «обул» на 43 тысячи. Но все эти деньги, как у большинства социопатов, уходят у Долохова сквозь пальцы. Я уже не говорю о том, что его «благосостояние» никак не отражается на уровне жизни его, якобы обожаемых, матери и сестры. Деньги тратятся импульсивно и исключительно на свои хотелки.

Многие из вас, обдумывая истории вроде Виореловской, задаются вопросом: а куда он дел эти 500 тысяч, выкруженные у героини? Может, он их отложил на что-то? Заныкал куда-то? Вывел в оффшоры? :) Нет. Вот именно, что крупные суммы тратятся непонятно, на что. Вспомним Митю Карамазова, который за ночь спускает на гулянку несколько тысяч.

(на рисунке - некоторые смотрят глубже в толстовские слова о том, что Долохов жил с Анатолем, и трактуют это вот так, как справа:) Принимая во внимание сексуальную порочность психопатов - вполне это допускаю. Для Анатоля, думается, с этим не было бы проблем, если у него был не платонический роман с родной сестрой).

Долохов и Пьер

Особую зависть и ненависть Долохова вызывают люди, отзывчивые к его нуждам. В романе это показано сначала на примере Пьера, затем Николая Ростова. Пьер приютил его в своем доме и дал денег взаймы - «благодарный» Долохов замутил с Элен и потом сделал все, чтобы спровоцировать Пьера на дуэль.

«Анна Михайловна глубоко вздохнула:
— Долохов, Марьи Ивановны сын, — сказала она таинственным шепотом, — говорят, совсем компрометировал ее (Элен — Т.Т.). Он его вывел, пригласил к себе в дом в Петербурге, и вот... Она сюда приехала, и этот сорвиголова за ней, — сказала Анна Михайловна, желая выразить свое сочувствие Пьеру, но в невольных интонациях и полуулыбкою выказывая сочувствие сорвиголове, как она назвала Долохова. — Говорят, сам Пьер совсем убит своим горем".

(слева: в роли Долохова - Бенджамин Садлер)

Но Пьер до последнего не признается себе, что Долохов - действительно бессовестное и вероломное чудовище, о чем ему смутно твердит интуиция. Это понимание выкристаллизовывается в голове у Пьера лишь в Английском клубе, когда Долохов намеренно нарывается на то, чтобы Пьер вызвал его на дуэль.

"Пьер вспоминал невольно, как Долохов, которому было возвращено все после кампании, вернулся в Петербург и приехал к нему. Пользуясь своими кутежными отношениями дружбы с Пьером, Долохов прямо приехал к нему в дом, и Пьер поместил его и дал ему взаймы денег. Пьер вспоминал, как Элен, улыбаясь, выражала свое неудовольствие за то, что Долохов живет в их доме, и как Долохов цинически хвалил ему красоту его жены, и как он с того времени до приезда в Москву ни на минуту не разлучался с ними .

«Да, он очень красив, — думал Пьер, — я знаю его. Для него была бы особенная прелесть в том, чтоб осрамить мое имя и посмеяться надо мной, именно потому, что я хлопотал за него и призрел его, помог ему. Я знаю, я понимаю, какую соль это в его глазах должно бы придавать его обману, ежели бы это была правда. Да, ежели бы это была правда; но я не верю, не имею права и не могу верить».

Он вспоминал то выражение, которое принимало лицо Долохова, когда на него находили минуты жестокости, как те, в которые он связывал квартального с медведем и пускал его на воду, или когда он вызывал без всякой причины на дуэль человека, или убивал из пистолета лошадь ямщика. Это выражение часто было на лице Долохова, когда он смотрел на него. «Да, он бретёр, — думал Пьер, — ему ничего не значит убить человека, ему должно казаться, что все боятся его, ему должно быть приятно это . Он должен думать, что и я боюсь его. И действительно, я боюсь его», — думал Пьер, и опять при этих мыслях он чувствовал, как что-то страшное и безобразное поднималось в его душе".

Напомню, каким образом Долохов "нарывался" на вызов (почти как Онегин, по-моему).

«— Ну, теперь за здоровье красивых женщин, — сказал Долохов и с серьезным выражением, но с улыбающимся в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру. — За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников, — сказал он.
Пьер, опустив глаза, пил из своего бокала, не глядя на Долохова и не отвечая ему».

(Пьер пытается использовать тактику «серого камня». Но очень трудно выдержать ее, когда социопат костьми ложится, чтобы «раздраконить» противника).

«Лакей, раздававший кантату Кутузова, положил листок Пьеру, как более почетному гостю. Он хотел взять его, но Долохов перегнулся, выхватил листок из его руки и стал читать. Пьер взглянул на Долохова, зрачки его опустились: что-то страшное и безобразное, мутившее его во все время обеда, поднялось и овладело им. Он нагнулся всем тучным телом через стол.
— Не смейте брать! — крикнул он.
Услыхав этот крик и увидав, к кому он относился, Несвицкий и сосед с правой стороны испуганно и поспешно обратились к Безухову.
— Полноте, полноте, что вы? — шептали испуганные голоса.
Долохов посмотрел на Пьера светлыми, веселыми, жестокими глазами, с той же улыбкой, как будто он говорил: «А, вот это я люблю ».

(Да. Ну наконец-то вывел Пьера на эмоцию. Начинается самая «веселуха»)

«— Не дам, — проговорил он отчетливо. Бледный, с трясущеюся губой, Пьер рванул лист. — Вы... вы... негодяй!.. я вас вызываю, — проговорил он и, двинув стул, встал из-за стола».

Характерная деталь — психопата интересует кровь ради крови. Жестокость веселит его, будоражит. Поэтому он отвергает попытки примирения. Так же и Онегин убивает наповал Ленского ни за что, ни про что. Хотя как бы мог повести себя условно нормальный человек, который зло (неуместно) пошутил и теперь чувствует дискомфорт (раскаяние)? Он бы попытался примириться с противником. Ну, или если совсем уж гордыня не позволяет — наверно, можно не стрелять так, чтобы убивать наповал? Но вот уж точно, «пустое сердце бьется ровно, в руке не дрогнул пистолет »...

«— Никаких извинений, ничего решительно, — отвечал Долохов Денисову, который с своей стороны тоже сделал попытку примирения и тоже подошел к назначенному месту».

Человеческая жизнь ничего не значит для Долохова . Только счастливая случайность мешает ему в упор расстрелять Пьера на дуэли. Напомню, у Пьера каким-то чудом получилось ранить Долохова, и вот теперь...

«Только десять шагов разделяло их. Долохов опустился головой к снегу, жадно укусил снег, опять поднял голову, поправился, подобрал ноги и сел, отыскивая прочный центр тяжести. Он глотал холодный снег и сосал его; губы его дрожали, но все улыбались; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил. Он поднял пистолет и стал целиться.
— Боком, закройтесь пистолетом, — проговорил Несвицкий.
— Закг"ойтесь! — не выдержав, крикнул даже Денисов своему противнику. (секундант Долохова — Т.Т.)
Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова.
— Мимо! — крикнул Долохов и бессильно лег на снег лицом книзу».

Долохов развлекается

Развлечения Долохова всегда жестоки и опасны — как для него самого, так и для окружающих . В этом проявляет себя непрестанный поиск социопатом новых раздражаюших импульсов, неуемная жажда «адреналинчика» . Долохов задирает людей, доводя дело до дуэли. Пьет на спор, свесив ноги из окна третьего этажа, а потом подначивает к повторению трюка других. Привязывает квартального к спине медведя и пускает их в реку.

«Долохов с бутылкой рома в руке вскочил на окно.
— Слушать! — крикнул он, стоя на подоконнике и обращаясь в комнату. Все замолчали. — Я держу пари. Держу пари на пятьдесят империалов, хотите на сто? — прибавил он, обращаясь к англичанину.
— Нет, пятьдесят, — сказал англичанин.
— Хорошо, на пятьдесят империалов, — что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном), и не держась ни за что... Так?..
— Очень хорошо, — сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по-английски повторять ему условия пари.
— Постой, — закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. — Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?»

И, конечно, желающие находятся. Долохову совершенно пофиг, сверзится ли с окна пьяный Пьер, который тоже рвется повторить долоховский трюк. Он не только не препятствует этому безумству, но и останавливает тех, кто пытается воззвать к голосу Пьерова разума.

«Пьер вскочил на окно.
— Господа! Кто хочет со мною пари? Я то же сделаю, — вдруг крикнул он. — И пари не нужно, вот что. Вели дать бутылку. Я сделаю... вели дать.
— Пускай, пускай! — сказал Долохов, улыбаясь.
— Что ты, с ума сошел? Кто тебя пустит? У тебя и на лестнице голова кружится, — заговорили с разных сторон».

Жизнь социопата - сплошные зигзаги. "Охота к перемене мест", то пусто, то густо, "то ласточки, то воронье". После войны 1805-1807 годов Долохов служит на Кавказе, затем - в Персии. В 1811 году мы снова видим его в Москве - в восточном тюрбане, овеянного романтическими слухами. Правда, трудно разобрать, что из них правда, а что - психопатическая брехня.

"...На Кавказе был, а там бежал и, говорят, у какого-то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова..."

Долохов геройствует

Обычно «шалости» сходят Долохову с рук. Но после скандала с квартальным ему «не повезло»: он разжалован в солдаты и отправлен на войну. Но и тут он из кожи вон лезет, чтобы привлечь внимание к своей персоне, стать предметом и центром «заварушки» . Например, он одевается не по форме и с удовлетворением наблюдает, как полковой командир из-за него ругает капитана роты.

«— Вы скоро людей в сарафаны нарядите? Это что? — крикнул полковой командир, выдвигая нижнюю челюсть и указывая в рядах 3-й роты на солдата в шинели цвета фабричного сукна, отличавшегося от других шинелей. — Я вас научу, как на смотр людей в казакины одевать!.. Ну, что ж вы молчите? Кто у вас там в венгерца наряжен?
— Ваше превосходительство, это Долохов, разжалованный... — сказал тихо капитан.
— Что, он в фельдмаршалы разжалован, что ли, или в солдаты? А солдат, так должен быть одет, как все, по форме. (…) Извольте одеть людей прилично...

И полковой командир своею вздрагивающею походкой направился к полку. Оборвав одного офицера за невычищенный знак, другого за неправильность ряда, он подошел к 3-й роте.
— Ка-а-ак стоишь? Где нога? Нога где? — закричал полковой командир с выражением страдания в голосе, еще человек за пять не доходя до Долохова, одетого в синеватую шинель. Долохов медленно выпрямил согнутую ногу и прямо, своим светлым и наглым взглядом, посмотрел в лицо генерала.
— Зачем синяя шинель? Долой!.. Фельдфебель! Переодеть его... дря... — Он не успел договорить.
— Генерал, я обязан исполнить приказания, но не обязан переносить... — поспешно сказал Долохов.
— Во фронте не разговаривать!.. Не разговаривать, не разговаривать!..
— Не обязан переносить оскорбления, — громко, звучно договорил Долохов.
Глаза генерала и солдата встретились. Генерал замолчал, сердито оттягивая книзу тугой шарф.
— Извольте переодеться, прошу вас, — сказал он, отходя».

Скандалезность Долохова привлекает к нему внимание даже главнокомандующего, что является еще одной целью нашего героя. Он вообще очень демонстративен, что прекрасно уживается с нарциссизмом.

(Вспомним его выпендреж в 1811 году, когда он форсит в обществе в персидском костюме.

"...ну, с ума все и сходят московские барыни! Dolochoff le Persan*, да и кончено...")

Долохов добивается своего: главнокомандующий обращает на него внимание.

«— Где тут Долохов? — спросил Кутузов.
Долохов, уже переодетый в солдатскую серую шинель, не дожидался, чтоб его вызвали. Стройная фигура белокурого с ясными голубыми глазами солдата выступила из фронта. Он подошел к главнокомандующему и сделал на караул.
(...)
- Надеюсь, что этот урок тебя исправит, служи хорошенько. Государь милостив, - сказал Кутузов. - И я не забуду тебя, ежели ты заслужишь.
Голубые ясные глаза смотрели на главнокомандующего так же дерзко, как и на полкового командира, как будто своим выражением разрывая завесу условности, отделявшую так далеко главнокомандующего от солдата.
— Об одном прошу, ваше высокопревосходительство, — сказал он своим звучным, твердым, неспешащим голосом. — Прошу дать мне случай загладить мою вину и доказать мою преданность государю императору и России.
Кутузов отвернулся и поморщился, как будто хотел выразить этим, что все, что ему сказал Долохов, и все, что он мог сказать ему, он давно, давно знает, что все это уже прискучило ему и что все это совсем не то, что нужно».

«Героизм» Долохова мотивирован: а) психопатическим поиском острых ощущений, б) стремлением привлечь к себе всеобщее внимание (нарциссический ресурс).

Кстати, полковой командир ощущает некую вину перед Долоховым ! Он словно чувствует, что обязан как-то поспособствовать ему в скорейшем продвижении по службе: «Да господину Долохову передайте, что я его не забуду, чтоб он был спокоен» .

А вот как характеризует Долохова капитан роты Тимохин:

«- По службе очень исправен, ваше превосходительство... но карахтер... Находит, ваше превосходительство, днями. То и умен, и учен, и добр. А то зверь. В Польше убил было жида, изволите знать ...
— Ну да, ну да, — сказал полковой командир, — все надо пожалеть молодого человека в несчастии. Ведь большие связи... Так вы того...
— Слушаю, ваше превосходительство, — сказал Тимохин, улыбкой давая чувствовать, что он понимает желания начальника».

Потрясающе! «Зверь», чуть не убивший «жида», представляется полковому командиру «молодым человеком в несчастии», перед которым он чуть ли не заискивает.

«Полковой командир отыскал в рядах Долохова и придержал лошадь.
— До первого дела — эполеты, — сказал он ему.
Долохов оглянулся, ничего не сказал и не изменил выражения своего насмешливо улыбающегося рта».

Классика! Чем больше мы принимаем участие в судьбе психопата — тем больше он выказывает нам презрения и смотрит на нас, как на пустое место.

Долохов пытается как можно скорее вернуть себе эполеты. Поэтому геройствует он не во имя успеха общего дела, а как способ привлечь к себе повышенное внимание. Никак нельзя допустить, чтобы начальник лично от него не узнал о его подвигах!

"...Ваше превосходительство, вот два трофея, - сказал Долохов, указывая на французскую шпагу и сумку. - Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. - Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. - Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство!..Рана штыком, я остался во фронте. Попомните, ваше превосходительство ..."

Кстати, после дуэли с Пьером жизнь Долохова снова делает предсказуемый виток - нашего "удальца" переводят в солдаты. И снова он предпринимает попытки побыстрее выслужиться, и снова ему непременно нужно рисануться перед главнокомандующим.

"...к Кутузову подошел рядовой ополченец. Это был Долохов..."

"...Ведь он разжалован. Теперь ему выскочить надо. Какие‑то проекты подавал и в цепь неприятельскую ночью лазил… но молодец!.."

Косвенно поведение Долохова указывает на полное отсутствие раскаяния. Вот как бы повел себя нормальный человек, попавший в жизненный переплет и ощущающий свою вину? Он бы без лишней помпы попытался ее искупить. Долохов же виновным себя не считает. Ему нужны фанфары, эффектность, шик и блеск.

(Окончание в следующем посте. А следом разберу трех прототипов Долохова)

Куда я не поеду по пг’иказанию г’афини! - сказал Денисов, шутливо поставивший себя в доме Ростовых на ногу рыцаря Наташи, - pas de châle готов танцевать.

Коли успею! Я обещал Архаровым, у них вечер, - сказал Николай.

А ты?.. - обратился он к Долохову. И только что спросил это, заметил, что этого не надо было спрашивать.

Да, может быть… - холодно и сердито отвечал Долохов, взглянув на Соню и нахмурившись, точно таким взглядом, каким он на клубном обеде смотрел на Пьера, опять взглянул на Николая.

«Что-нибудь есть», - подумал Николай, и, еще более утвердившись в этом предположении тем, что Долохов тотчас же после обеда уехал, он вызвал Наташу и спросил, что такое?

А я тебя искала, - сказала Наташа, выбежав к нему. - Я говорила, ты все не хотел верить, - торжествующе сказала она, - он сделал предложение Соне.

Как ни мало занимался Николай Соней за это время, но что-то как бы оторвалось в нем, когда он услыхал это. Долохов был приличная и в некоторых отношениях блестящая партия для бесприданной сироты Сони. С точки зрения старой графини и света, нельзя было отказать ему. И потому первое чувство Николая, когда он услыхал это, было озлобление против Сони. Он приготавливался к тому, чтобы сказать: «И прекрасно, разумеется, надо забыть детские обещания и принять предложение»; но не успел он еще сказать этого…

Можешь себе представить! она отказала, совсем отказала! - заговорила Наташа. - Она сказала, что любит другого, - прибавила она, помолчав немного.

«Да иначе и не могла поступить моя Соня!» - подумал Николай.

Сколько ее ни просила мама, она отказала, и я знаю, она не переменит… если что сказала…

А мама просила ее! - с упреком сказал Николай.

Да, - сказала Наташа. - Знаешь, Николенька, не сердись; но я знаю, что ты на ней не женишься. Я знаю, Бог знает отчего, я знаю верно, ты не женишься.

Ну, этого ты никак не знаешь, - сказал Николай, - но мне надо поговорить с ней. Что за прелесть эта Соня! - прибавил он улыбаясь.

Это такая прелесть! Я тебе пришлю ее. - И Наташа, поцеловав брата, убежала.

Через минуту вошла Соня, испуганная, растерянная и виноватая. Николай подошел к ней и поцеловал ее руку. Это был первый раз, что они в этот приезд говорили с глазу на глаз и о своей любви.

Sophie, - сказал он сначала робко и потом смелее и смелее, - ежели вы хотите отказаться не только от блестящей, от выгодной партии; но он прекрасный, благородный человек… он мой друг…

Соня перебила его.

Я уж отказалась, - сказала она поспешно.

Ежели вы отказываетесь для меня, то я боюсь, что на мне…

Соня опять перебила его. Она умоляющим, испуганным взглядом посмотрела на него.

Nicolas, не говорите мне этого, - сказала она.

Нет, я должен. Может быть, это suffisance с моей стороны, но все лучше сказать. Ежели вы откажетесь для меня, то я должен вам сказать всю правду. Я вас люблю, я думаю, больше всех.

Мне и довольно, - вспыхнув, сказала Соня.

Нет, но я тысячу раз влюблялся и буду влюбляться, хотя такого чувства дружбы, доверия, любви я ни к кому не имею, как к вам. Потом, я молод. Maman не хочет этого. Ну, просто, я ничего не обещаю. И я прошу вас подумать о предложении Долохова, - сказал он, с трудом выговаривая фамилию своего друга.

Не говорите мне этого. Я ничего не хочу. Я люблю вас как брата и всегда буду любить, и больше мне ничего не надо.

Вы ангел, я вас не стою, но я только боюсь обмануть вас. - Николай еще раз поцеловал ее руку.

У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, танцевавшие до упаду; это говорили взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на этих балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж, и тем еще более пустили в славу эти балы. Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцевать и веселиться, как хотят этого тринадцати- и четырнадцатилетние девочки, в первый раз надевающие длинные платья. Все, за редкими исключениями, были или казались хорошенькими: так восторженно они все улыбались и так разгорались их глазки. Иногда танцовывали даже pas de châle лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью; но на этом, последнем бале танцевали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. Зала была взята Иогелем в доме Безухова, и бал очень удался, как говорили все. Много было хорошеньких девочек, и Ростовы барышни были из лучших. Они обе были особенно счастливы и веселы в этот вечер. Соня, гордая предложением Долохова, своим отказом и объяснением с Николаем, кружилась еще дома, не давая девушке дочесать свои косы, и теперь насквозь светилась порывистой радостью.

Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Они были в белых кисейных платьях с розовыми лентами.

Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал. Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена была во всех. В того, на кого она смотрела в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена.

Ах, как хорошо! - все говорила она, подбегая к Соне.

Николай с Денисовым ходили по залам, ласково и покровительственно оглядывая танцующих.

Как она мила, кг’асавица будет, - сказал Денисов.

Г’афиня Наташа, - отвечал Денисов.

И как она танцует, какая г’ация! - помолчав немного, опять сказал он.

Да про кого ты говоришь?

Пг’о сестг’у пг’о твою, - сердито крикнул Денисов.

Ростов усмехнулся.

Mon cher comte; vous êtes l’un de mes meilleurs écoliers, il faut que vous dansiez, - сказал маленький Иогель, подходя к Николаю. - Voyez combien de jolies demoiselles. - Он с тою же просьбой обратился и к Денисову, тоже своему бывшему ученику.

Non, mon cher, je ferai tapisserie, - сказал Денисов. - Разве вы не помните, как дурно я пользовался вашими уроками?..

О нет! - поспешно утешая его, сказал Иогель. - Вы только невнимательны были, а вы имели способности, да, вы имели способности.

Заиграли вновь вводившуюся мазурку. Николай не мог отказать Иогелю и пригласил Соню. Денисов подсел к старушкам и, облокотившись на саблю, притопывая такт, что-то весело рассказывал и смешил старых дам, поглядывая на танцующую молодежь. Иогель в первой паре танцевал с Наташей, своею гордостью и лучшей ученицей. Мягко, нежно перебирая своими ножками в башмачках, Иогель первым полетел по зале с робевшей, но старательно выделывающей па Наташей. Денисов не спускал с нее глаз и пристукивал саблей такт с таким видом, который ясно говорил, что он сам не танцует только оттого, что не хочет, а не оттого, что не может. В середине фигуры он подозвал к себе проходившего мимо Ростова.

Это совсем не то, - сказал он. - Разве это польская мазуг’ка? А отлично танцует.

Зная, что Денисов и в Польше даже славился своим мастерством плясать польскую мазурку, Николай подбежал к Наташе.

Поди выбери Денисова. Вот танцует! Чудо! - сказал он.

Когда пришел опять черед Наташи, она встала и быстро перебирая своими с бантиками башмачками, робея, одна пробежала через залу к углу, где сидел Денисов. Она видела, что все смотрят на нее и ждут. Николай видел, что Денисов и Наташа, улыбаясь, спорили и что Денисов отказывался, но радостно улыбался. Он подбежал.




Top