Дом цветаевой. Дом-музей цветаевой

Культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой», открывшийся 12 сентября 1992 года по решению Президиума совета фонда культуры, стал настоящим центром изучения жизненного и творческого пути одного из крупнейших поэтов России XX века — Марины Ивановны Цветаевой.

Музей расположен в доме, в котором и провела свою жизнь Цветаева. Само здание представляет не меньший интерес, чем экспозиция музея. Соединивший в себе два направления архитектуры XIX века, полуособняк считается памятником архитектурного искусства и охраняется государством.

Экспозиция музея представлена в виде нескольких постоянных выставок, посвященных как Марине Цветаевой, так и ее современникам. Выставка «Белый поход, ты нашел своего летописца» посвящена истории Белого Движения. Коллекция музея вмещает предметы быта белогвардейцев времен Гражданской войны и коллекцию фотографий генералов Белой армии.

Отдельная выставка посвящена семье мужа Цветаевой — семейству Дурново-Эфрон. Основная выставка музея «Поэт и время» посвящается нелегкому творческому и жизненному пути поэта Цветаевой. В коллекции музея посетитель может ознакомится с большим собранием фотографий, открыток и портретов, принадлежавшим семье поэта. Особый интерес представляют фамильные вещи и герб Цветаевых.


Портретами А. Белого, В. Брюсова и К. Бальмонта представлена литературная среда, в которой росла Марина Цветаева. Ее любовь к литературе и поэзии выражена раритетными и редкими изданиями ее любимых писателей и поэтов. Завершающая выставка посвящена истории детей Марины и Сергея — Ариадны и Георгия Цветаевых.

Режим работы:

  • вторник, среда, пятница-воскресенье — с 12.00 до 19.00;
  • четверг — с 12.00 до 21.00;
  • понедельник и последняя пятница месяца — выходной.

Этот дом на 4 квартиры построили в 1862 году для жены отставного подполковника А.Д. Сабко. Вскоре здание купил коллежский асессор А.А. Цветаев - нет, не родственник, просто однофамилец. Затем домом владели Вильсоны, Родионовы, Балашовы, Дмитриевы.

Марина Цветаева провела здесь и самый счастливый, и самый тяжелый периоды жизни. Она буквально расцвела после рождения дочери, но в 1917 году жизнь резко изменилась: голод, холод, нищета, неустроенность. В апреле родилась вторая дочь, а в январе 1918 года Эфрон уехал в Добровольческую армию. Вскоре его след оборвался.

Дом в Борисоглебском переулке стал общежитием, и Марине Цветаевой с дочерями досталась кухня. Чтобы выжить, пришлось рубить на дрова стулья и шкафы красного дерева, обменять рояль на пуд черной муки, варить кашу на воде и пустые похлебки в самоваре. Бумагу тоже нужно было экономить, и Цветаева писала стихи на обоях. В попытке спасти дочерей от нищеты, голода и безысходности, она отдала их в Кунцевский приют. Там в 1920 умерла от голода младшая, Ирина.

Путеводитель по архитектурным стилям

В 1921 году Марина Цветаева узнала, что ее муж в Константинополе. Но она с дочерью Алей отправилась за границу. Семья собралась уже в Болшево.

Дом в Борисоглебском переулке в советские годы оставался коммуналкой. Он постепенно ветшал, но о ремонте не было и речи. В конце 1930-х здание даже планировали снести, но помешала Великая Отечественная война.

О сносе вспомнили вновь в 1979 году. Все уже было готово: жильцов выселили, выключили воду и электричество. Но дом спасла Надежда Катаева-Лыткина: она просто отказалась съезжать. Несколько лет она в промерзающем полуразрушенном доме сохраняла культурное наследие для потомков. Ее поддерживали деятели науки и культуры - Д. Лихачев, Е. Евтушенко, Р. Рождественский.

Наконец в 1990 году дом признали памятником, отремонтировали, и восстановили интерьеры. А в 1992 открылся культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой» и мемориальный музей Марины Цветаевой. Научным руководителем стала Надежда Катаева-Лыткина.

А вы бы хотели дополнить рассказ о музее Марины Цветаевой в Москве?

В музее хранятся произведения живописи, графики, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, а также археологические экспонаты из более чем ста стран.

Музей возник в 1918 году на волне интереса советской власти к сохранению мирового наследия: за пять послереволюционных лет было открыто более 250 музеев по стране. На тот момент в фонд Музея Востока, или Ars Asiatica, как он тогда назывался, вошли восточные коллекции Национального музейного фонда, музея бывшего Строгановского училища, ковровых и антикварных магазинов, складов «Северной компании». Со временем музею передали свои восточные коллекции Государственный исторический музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Политехнический музей и многие другие. Также фонд значительно расширялся благодаря частным собраниям, закупочным и археологическим экспедициям. Многие экспонаты были переданы в дар музею входящими в состав СССР республиками и союзными странами. Особое место в постоянной экспозиции советского периода занимал раздел «Образ вождей пролетарской революции в искусстве нацреспублик». В частности, можно было увидеть, как в творчестве художников советского Востока раскрывается образ Ленина.

Окончательное местоположение музея и его коллекции было определено не сразу. Среди бывших залов Музея Востока − дом Гиршмана у Красных ворот, Исторический музей, Строгановское училище, Цветковская галерея на Кропоткинской набережной и здание церкви Илии Пророка на Воронцовом поле.

Сегодня древнейшая китайская керамика II тысячелетия до н. э. соседствует здесь с традиционными ритуальными предметами из Бурятии, которые неопытному глазу кажутся такими же древними, как и китайские, но на деле созданы не более ста лет назад. Это создает иллюзию, будто на Востоке время идет иначе, а где-то и вовсе остановилось. На одном этаже можно увидеть шедевр мирового значения − ворсовый шелковый ковер из Индии XVII века − и современный шерстяной ковер из Афганистана, где в традиционный узор совершенно естественно вплетены изображения танков и автоматов Калашникова. Если понятие «дизайн» применимо к древности, то за тысячи лет в азиатском дизайне мало что изменилось.

Каждый зал или группа залов музея посвящены отдельной стране или региону Востока: таким образом, начав с Ирана, вы заканчиваете путешествие в Казахстане, успев осмотреть щит из кожи носорога в Индии, гигантские маски для буддистской религиозной мистерии Цам в Монголии, японские боевые мечи катана, китайские баночки для сверчков, индонезийский теневой театр, рукописную книгу на пальмовых листьях в Лаосе, ковры Кавказа и вышивки сюзани в Узбекистане. В японском зале представлена уникальная фигурная композиция: белоснежный орел на сосне на фоне ширмы с изображением бушующего моря. Фигура орла выполнена в сложнейшей технике комбинированной сборки: туловище и крылья изготовлены из дерева, а оперение состоит из 1500 отдельных пластин слоновой кости. Но особенно интересно то, что эта композиция была привезена в Россию в 1896 году в качестве подарка Николаю II по случаю его коронации от японского императора Мэйдзи. Самого императора в составе делегации, прибывшей в Россию, не было, императорскую семью представлял принц Саданару Фушима. У всех ваз, кувшинов, мечей и ковров, у каждого предмета своя история. И у этих историй есть хранители. В научно-исследовательском институте при музее работает более 300 специалистов.

По-настоящему неожиданным после такого путешествия по традиционному Востоку становится последний зал живописи Кавказа и Средней Азии, где особого внимания заслуживают работы крупнейших мировых художников XX века Нико Пиросмани и Мартироса Сарьяна.




Top