Дом графа остермана на делегатской. Усадьба Остермана (Делегатская улица)

Здание в начале Делегатской улицы представляет собой архитектурный ансамбль, формировавшийся на протяжении XVIII-XIX вв.
Первоначально на этом месте находилась московская городская усадьба. При Иване Андреевиче Остермане в 1786 г. здесь был построен трехэтажный дворец с флигелями и переходами, названный тогда «Домом графа Остермана».
Первыми владельцами территории были представители древнего рода Стрешневых. Основатель династии Романовых, Михаил Федорович, после женитьбы в 1626 г. на Евдокии Лукьяновне Стрешневой пожаловал эти земли ее отцу Лукьяну Степановичу.
В 1660-х гг. «Стрешнев огород» принадлежал Родиону Матвеевичу Стрешневу, затем его сыну Ивану, жене последнего и, наконец, с 1739 г. - их сыну, последнему владельцу из рода Стрешневых – Василию Ивановичу. При нем здесь появляются первые каменные сооружения - двухэтажные палаты на каменном основании, стоявшие в глубине двора. По словам историка И.М. Снегирева, это был «огромный и великолепный дом, который почитался одним из первых в Москве».
Служебные и хозяйственные постройки располагались вдоль проезда, ведущего к Убогому дому. Позже проезд стали называть Божедомским переулком, а в XX в. его переименовали в Делегатскую улицу.
После В.И.Стрешнева усадьба досталась его племяннику, графу Ивану Андреевичу Остерману. Новый владелец сразу начал ее перестройку. Спустя 4 года, к 1786 г., все основные сооружения были обновлены и стали каменными.
Главный дом-дворец превратился в трехэтажный, двухэтажные флигеля соединились с ним полукруглыми крытыми переходами, которые имели сквозные проезды на задний двор. Курдонёр (парадный двор) украсился двумя декоративными прудами. Планировочная структура усадьбы получила трехчастную композицию, которая сохранилась до нашего времени. История не донесла до нас имя архитектора дворца, но, вероятно, он принадлежал школе М.Ф.Казакова.
За дворцом, чуть в стороне от него, И.А.Остерман устроил романтический парк, пользовавшийся неизменным успехом у нередких гостей графа, жившего, как тогда говорили, «открытым домом».
В ноябре 1809 г. Иван Андреевич принимал почетного гостя – императора Александра I, посетившего Москву проездом из Твери.
По завещанию усадьба переходила к внучатому племяннику И.А.Остермана, А.И.Остерману–Толстому, единственному наследнику по мужской линии и продолжателю фамилии бездетных братьев Ивана и Федора Остерманов.
Новому владельцу было строго наказано «сей дом никогда не продавать и не закладывать», и чтобы он «всегда оставался под названием Дома Графа Остермана».
Александр Иванович Остерман-Толстой не уделял усадьбе много внимания. Будучи военным, он чаще находился при армии, бывая в Москве лишь изредка, а когда приезжал, то больше любил останавливаться в своем подмосковном имении Ильинском.
В 1812 г. дворец сильно пострадал в большом московском пожаре, но во флигелях еще какое-то время жили немногие постояльцы.
Вопреки воле своего двоюродного деда Остерман-Толстой в 1827 г., навсегда покидая Россию, решает продать усадьбу. Его желание совпало по времени с поисками новых помещений для Московской семинарии. Кто подал Николаю I идею обратить внимание на владение Остермана-Толстого, остается загадкой, но на одном из документов появляется высочайшая резолюция: «Должно искать другой [дом], например, Графа Остермана, более уединенный и с обширным садом».
Прошло 10 лет, прежде чем в Доме графа Остермана начались семинарские занятия. В течение первых пяти лет рассматривались различные варианты переделки усадьбы. Одни архитекторы предлагали полностью разрушить все старые здания и на их месте возвести новые (М.Д.Быковский, 1836 г.). Другие хотели снести только второстепенные, но сохранить дворец и нарастить его с восточной и западной сторон (Е.Е.Еремеев, 1839 г.). И лишь петербургский синодальный архитектор А.Ф.Щедрин предложил оставить неприкосновенными все существующие строения, восстановить сгоревший дворец и расширить его в глубину участка. Таким образом, внешние очертания усадьбы не нарушались, и сохранялось здание, «издавна привлекавшее к себе внимание московских жителей, и сломка которого произвела бы неприятное впечатление».
Бережное отношение к Дому графа Остермана наблюдается и позднее. Когда семинария стала нуждаться в увеличении своих площадей, новые корпуса возводились со стороны сада, не нарушая, а дополняя сложившийся ранее ансамбль. После революции 1917 г. строительных работ на усадьбе не велось. В конце 1940-х гг. появилось самое высокое сооружение – здание Президиума Совета Министров РСФСР (арх. В.Г.Гельфрейх), но оно было поставлено очень деликатно, рядом со старинным парком, примкнув к бывшему семинарскому общежитию, и его высота потерялась среди вековых лип.
Время не пощадило некоторые служебные флигеля, другой стала красная линия нынешней Делегатской улицы, исчезли пруды, сократилась территория парка, но центральное ядро московской городской усадьбы конца XVIII в. с домом графа Остермана сохранило в целом свой облик и является ярким памятником архитектуры эпохи классицизма. Это один из немногих уцелевших уголков старой Москвы, где еще жив дух старинной городской усадьбы. Весь комплекс (включая пристройку конца 1940-х гг.) является памятником архитектуры федерального значения и охраняется государством.

Жилой комплекс «Усадьба Остермана» расположился в историческом районе, где соседствует с Московской консерваторией, домом-музеем А. П. Чехова и К. С. Станиславского, другими культурными памятниками столицы. Окнами жилищный комплекс выходит на детский парк.

Аренда квартиры и решение купить квартиру в ЖК Усадьба Остермана может быть оформлена на длительный срок. Начиная с парадного и заканчивая современнейшей архитектурой 2-х уровневых квартир, здание построено из кирпича монолита и оснащено современными лифтами компании Otis. Общая площадь квартир в среднем составляет 215 квадратных метров на всех 12 этажах здания. На первом уровне расположена кухня, площадью 20 квадратных метров с входом через арку в гостиную 40 кв. м. На кухне вся бытовая техника встроена. Далее располагается помещение, которое чаще всего используют под кабинет. Его площадь – 20 кв. м.

На втором уровне расположены спальни от 17 до 27 кв. м., полностью изолированные с двумя санитарными узлами. В одном из них имеется джакузи с душевой кабиной и сауной, биде и бойлер, в другом – ванна, бойлер и биде. Есть помещение для стирки, оборудованное стиральной машиной и сушильным прессом, две просторные гардеробные.

В каждом жилом помещении есть телефонная связь и выделенная линия Интернета. В общей сложности в жилищном комплексе «Усадьба Остермана» 30 квартир, включая 2-х уровневые, которые различаются по площади и планировке. Есть небольшие квартиры студийного типа, средние помещения с более или менее стандартными условиями и просторные семейные апартаменты. Во всех квартирах без исключения стоят фильтры для очистки воды, оборудованы вентиляционные системы и системы центрального кондиционирования. Окна деревянные с двойными стеклопакетами.

Первые этажи дома заняты под бассейн и фитнес-центр. Для владельцев автомобильного транспорта есть подземный паркинг.

Вы можете как снять квартиру в ЖК Усадьба Остермана, так и купить квартиру по выгодным ценам.

Большая усадьба Остерманов-Толстых, расположена на улице Делегатская, 3 и относится к постройкам конца XVIII столетия. Перед главным домом находится большой парадный двор, который ограничен двухэтажными корпусами и выходит на расположенное рядом Садовое кольцо - стрелку улиц и .

Главный усадебный дом в три этажа соединяется с боковыми флигелями одноэтажными галереями в форме полукруга. До настоящего времени в интерьерах здания сохранилась дореволюционная отделка.

Проезд, возле которого и находилась усадьба, вел прямо к Убогому дому, из-за чего местные жители называли прилегающую территорию Божедомкой, а сам проезд - Божедомским переулком. Топоним изменился уже в советское время, когда улицу переименовали в Делегатскую.

Еще при Стрешневых участок начали застраивать каменными постройками, которые частично сохранились и до настоящего времени. Именно они стали основой переориентации бывшего огорода в загородную усадьбу.

Не имея прямых наследников, боярин Василий Иванович Стрешнев в 80-х годах XVIII века переписывает дом на сына своей родной сестры Марфы Ивановны - Ивана Андреевича Остермана.

К 1786 году граф Остерман обустраивает территорию и превращает ее в дворцово-парковый ансамбль, выстроенный в стиле классицизма. Подтверждением этому служит и шестипиллястровый портик, устроенный на главном фасаде, а также фронтоны с нанесенным рельефом герба Остерманов.

Дворец на нынешней Делегатской улице, 3 стал гостеприимным местом. Хозяин собирал на званые обеды всю московскую элиту высшего общества, а однажды даже организовал праздничный обед по случаю приезда своего покровителя - императора Александра I.

Наследников не было и у семьи братьев Остерманов, почему они и передали свой титул, а также фамилию внуку их сестры Анны - Александру Ивановичу Толстому. В своем завещании графская семья особо выделила условия наследования:

« … московский дом, мною построенный со всеми в нем мебелями; а как желание мое есть при том, чтоб оный дом всегда оставался под названием Дома Графа Остермана, и переходил бы к одному Старшему в роде сего внука моего законному наследнику, на таком же основании как распоряжено родовое наше с покойным братом моим имение, то сим обязываю я онаго внука моего и таких приемников его, сию волю мою в точности выполнить, и отнюдь сей дом никогда не продавать и не закладывать …».

К сожалению, пожар 1812 года не пощадил родовую усадьбу Остерманов-Толстого - она сгорела основательно. Не имея средств на восстановление, Александр Иванович в ноябре 1834 года продает дворец с территорией Священному Синоду. Сумма сделки составила 100 тысяч рублей.

Во вновь отстроенном здании, проект которого выполнил известный петербургский архитектор Аполлон Феодосиевич Щедрин (руководили строительными работами зодчие Иван Трофимович Таманский и Николай Ильич Козловский), разместили Духовную семинарию, переехавшую в эти стены из .

После революции 1917 года здание на Делегатской, 3 национализировали и отдали под размещение государственных учреждений, назвав его III Домом Советов. Здесь трижды выступал вождь пролетариев В.И. Ленин, а в 1923 году обновленный Собор, низложивший патриарха Тихона.

В 1981 году бывший дом Остерманов-Толстого, после переезда из этих стен Дома Советов, передают под залы «

Здание
Дом графа Остермана

Здание в 2012 году
55°46′29″ с. ш. 37°36′34″ в. д. H G Я O L
Страна
Местоположение Москва , Делегатская улица , 3
Архитектурный стиль Классицизм
Статус Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 771610656980005 (ЕГРОКН). Объект № 7735748000 (БД Викигида)
Состояние используется
Медиафайлы на Викискладе

История

Усадьба до Остермана

Согласно архивным документам, в начале XVII века владельцем участка числился окольничий Лукьян Стрешнев . Так называемый «Стрешнев двор» находился в начале проезда, ведущего к убогому дому , ликвидированному в 1771 году из-за вспыхнувшей чумы . До XIX века этот район Москвы носил название Божедомка .

С 1721 года территорией владела Марфа Стрешнева , жена тайного советника и политического деятеля Андрея Остермана . На тот момент имение не имело единого архитектурного стиля и представляло собой пригородное владение с каменными и деревянными строениями. К 1760-му на территории появился пруд, а к главному корпусу были пристроены перпендикулярно расположенные флигели .

Строительство

В 1772 году на месте усадьбы был возведён комплекс жилых и хозяйственных построек, а центральное здание стало полностью каменным. Изменения комплекса в XVIII веке соответствовали моде того времени: благодаря «Манифесту о вольности дворянства », выпущенному в 1762 году, множество знатных семей съезжалось в Москву и соревновалось в оформлении особняков . Современник событий историк Иван Снегирёв отмечал, что это был «огромный и великолепный дом, который почитался одним из первых в Москве» .

К 1782 году cформировался парадный двор усадебного комплекса. По бокам от главного входа располагались два искусственных пруда. В том же году владельцем стал Иван Остерман - сын Марфы Стрешневой и Андрея Остермана. В 1786-м новый хозяин усадьбы подал прошение о строительстве оранжереи. Согласно поданному плану, в главном корпусе усадьбы надстраивался третий этаж, а флигели соединялись полуциркульными одноэтажными галереями. Таким образом, к 1787 году на месте Стрешнего двора образовался дворцово-парковый ансамбль, включающий в себя главный дом с примыкающими флигелями и галереями, которые использовались как переходы между корпусами .

За неимением детей Иван Остерман передал имение в наследство внуку сестры Александру Толстому . Согласно составленному завещанию парк и московский дом должен был сохранить имя Дома Графа Остермана и оставаться только в семейном пользовании. В 1809 году усадьбу и парковую территорию посетил Александр I , а в 1812-м главное здание имения сильно пострадало из-за пожара .

Духовная семинария

Решив навсегда уехать за границу, в 1827 году Александр Толстой закладывает усадьбу в Опекунский совет , который не решается пойти против воли покойного Ивана Остермана и не даёт разрешение на сдачу имения. Однако спустя шесть лет государственные власти сами обращаются к Толстому с просьбой продать дворец для размещения там Московской духовной семинарии . В 1834 году была подписана крепостная купчая на сумму 100 тысяч рублей (около 55 миллионов рублей по современному курсу) .

Из-за степени повреждённости строений во время пожара 1812 года, находившаяся в здании духовная семинария рассматривала несколько проектов по переустройству помещений. Так, архитектор Михаил Быковский предлагал снести старые здания и возвести на их месте новые. Е. Еремеев говорил о необходимости снести хозяйственные постройки и сохранить дворец, добавив помещения с восточной и западной сторон. Однако руководство семинарии поддержало синодального архитектора Аполлона Щедрина, по проекту которого строения оставались нетронутыми, в то время как само здания дворца должно быть восстановлено и расширено в глубину участка .

В 1875 году по проекту архитектора Петра Баева была возведена пристройка к главному корпусу, где разместили рекреационную залу, примыкающаю к церковным помещениям. В 1885-м к восточной галерее было пристроено двухэтажное здание епархиального общежития .

После революции

После Великой Отечественной войны в здании располагались рабочие помещения

В.Б. Двораковский. Дом графа Остермана

(Из истории здания Всероссийского музея
декоративно-прикладного и народного искусства)

Московская городская усадьба, где сегодня размещается Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (Делегатская, 3), имеет богатую и интересную биографию, до последнего времени остававшуюся малоизученной. Облик усадьбы складывался при разных владельцах - частных лицах, духовных и светских организациях. Поэтому не только вкусы той или иной эпохи, но и меняющееся функциональное назначение зданий влияли на формирование архитектурного комплекса.
Разные строительные периоды позволяют разделить историю усадьбы на несколько этапов. Первый, самый длительный, начинается со второй четверти XVII века и охватывает полтора столетия. Загородное имение тогда принадлежало Стрешневым. Второй этап - с начала 1780-х до 1830-х гг. В это время поместье превращается в московскую резиденцию богатейших русских вельмож - графов Остерманов. Третий этап наступил в ноябре 1834 г., когда А.И. Остерман-Толстой продал дворец и землю Св. Синоду. В течение последующих 84-х лет здесь размещалась Московская Духовная семинария. После революции 1917 г. открылась, возможно, последняя страница истории дома, поступившего в распоряжение новых государственных учреждений.

ЭТАПЫ ЗАСТРОЙКИ ГЛАВНОГО ДОМА


Первым владельцем участка в начале современной Делегатской улицы, где ныне находится музей, был Лукьян Степанович Стрешнев . После того как его дочь Евдокия в 1626 г. стала супругой царя Михаила Федоровича, небогатый однодворец, обрабатывавший свою землю вместе с крепостными , превращается в одного из самых знатных лиц Московского государства. Его пожаловали сначала в окольничие, а затем в бояре. Отныне он - владелец имений в семи уездах, домов в столице и около нее.
Рассматриваемый нами "Стрешнев двор" располагался в Сущеве, за Земляным валом, в начале проезда, ведущего к Убогому дому. Позже москвичи окрестили эту часть города Божедомкой, а проезд - Божедомским переулком. В советское время его переименовали в Делегатскую улицу.
После 1650 г., когда умер Лукьян Степанович, дом пришел в запустение, а место получило название Стрешнева огорода .
С 60-х гг. XVII в. усадьба принадлежала Родиону Матвеевичу Стрешневу (? - 1687) . В 1634 г. он служил стольником у семилетнего царевича Алексея Михайловича, с 1663 по 1680 гг. управлял Сибирским приказом, в 1660-х гг. участвовал в расследовании дела патриарха Никона, а после пожалования ему в 1676 г. боярства был назначен в дядьки к четырехлетнему царевичу Петру Алексеевичу .
Сын Р.М. Стрешнева Иван Родионович (1665-1722) наследовал все недвижимое имущество отца. "И во 7195 г. (1687) июля в 23 день, боярина Родиона Матвеевича Стрешнева поместья и вотчины в Московском уезде и в городах, по имянному Великаго Государя указу... велено справить за сыном ево, за стольником, за Иваном Родионовичем Стрешневым" . Он был спальником сначала у царя Федора Алексеевича, а с 1682 г. - у царя Петра Алексеевича. И.Р. Стрешнев принимал участие в детских играх Петра, формировании первых потешных полков, а затем в двух Азовских походах.
Незадолго до смерти Иван Родионович написал завещание, по которому до достижения совершеннолетия своих сыновей все имущество оставлял жене Наталье Львовне. Кроме того, в завещании говорилось: "А по возрасте совершенных лет в наследии быть сыну своему большому Василию... А из движимого моего имения за дочерью моею девицею Прасковию дать приданого да всяких вещей на пять тысяч рублев да еще в награждение денег четыре тысячи рублев а достальное движимое имение во время возраста детей моих розделить и дать им Николаю и Петру с позволения матери их кому же достойную часть" . Марфа, старшая дочь И.Р. Стрешнева, свою долю получила при жизни отца в 1721 г., когда вышла замуж за тайного советника Андрея Ивановича Остермана .
Вероятно, Наталья Львовна не оставила завещания, так как братья Василий, Николай и Петр Стрешневы сами распределили между собой недвижимое имущество родителей, "учинив" в 1739 г. "полюбовную раздельную запись", согласно которой Василию среди прочего досталась подмосковная усадьба, точнее - "двор загородной за петровскими вороты за земляным городом от воротников к убогому дому в приходе Пимена Живоначальныя Троицы" .
Василий Иванович Стрешнев (1707-1782) дослужился до чина тайного советника, имел придворное звание камергера, был сенатором и кавалером ордена Александра Невского . Он благоустраивает и изменяет облик поместья. При нем появляются первые каменные сооружения, частично дошедшие до наших дней.
Анализ не публиковавшихся ранее архивных материалов позволяет проследить процесс превращения заурядного пригородного владения со случайно разбросанными деревянными строениями на месте бывшего "Стрешнева огорода" в городскую дворянскую усадьбу с многочисленными службами, парком и прудами.
Первым документом, открывающим архитектурную биографию "Стрешнева двора", является план 1735 г., где обозначено несколько участков, расположенных в 5-й команде у Земляного города. Границы владения Стрешнева четко не обозначены - указаны лишь пять деревянных строений, стоящих вдоль красной линии проезда .
Уже в начале 1740-х гг. в Переписных книгах г. Москвы "двор загородной действительнаго каморгера Стрешнева" получил свои жесткие очертания. К тому времени Василий Иванович, покупая соседние участки ("владеет по данной и по купчей"), расширяет полученное в наследство поместье. Вдоль улицы, "что ездят от Земляного города на Старой Убогой дом" оно имело 228 саженей, в глубину - 173 сажени, а общая площадь по современному исчислению составляла не менее 10 га .


Застройка владения продолжает оставаться хаотичной и в 1760 г. (рис. 1). Каменные сооружения по-прежнему отсутствуют, но место кажется более обжитым благодаря появившимся въездным воротам и большому пруду .
В дальнейшем планировка участка постепенно упорядочивается. Документы 1763 г. (рис. 2) свидетельствуют о наличии основного сооружения усадьбы - одноэтажного, теперь уже каменного, дома, хозяин которого, как указано в пояснении к плану, "желает над каменным апартаментом построить жилые хоромы" . На главном фасаде П-образного в плане здания выделяется центральный ризалит; оно стоит в глубине владения параллельно переулку, а флигели вытянулись перпендикулярно ему, с двух сторон ограничивая своими объемами пространство формирующегося парадного двора.
На чертеже 1772 г. усадьба представляет целый комплекс жилых и хозяйственных построек. Главный дом - двухэтажный, на каменном основании, флигели при нем обозначены как каменные сооружения (рис. 3). Вспомогательные службы отдалены от барских покоев и вынесены на красную линию улицы .
Как и другие крупные землевладельцы того времени, Стрешнев старался свой городской быт наладить подобно деревенскому. Кроме жилья и чистого двора на усадьбе, как правило, находились избы для дворни, конюшни, каретный сарай, баня, поварня, кузница, ледник, погреба, амбары, составляющие хозяйственный двор, а также огород, оранжерея и плодовый сад. Пруды устраивались в первую очередь для борьбы с пожарами, но могли быть и декоративными.
Каждодневные потребности вполне удовлетворялись таким расположением зданий на участке, каким мы видим его у В.И. Стрешнева. Многочисленные служебные постройки выполняли еще и заботившее московские власти требование регулярности, заключавшееся в обязательном вынесении на красную линию всех сооружений, которые, кроме того, защищали барский дом от городского шума и пыли и освобождали владельца от строительства забора.

Изменения, которые коснулись поместья Стрешнева, были типичными для Москвы 60-70-х гг. XVIII в. Строительство новых и реконструкция старых усадеб получили широкий размах вскоре после указа "О вольности дворянству" (1762), когда съезжавшаяся в Москву знать соревновалась в сооружении блиставших великолепием особняков-дворцов.
Сегодня, к сожалению, трудно сказать, как выглядели фасады главных зданий усадьбы Стрешнева, так как в архивах сохранились только планы участка. К 1782 г. здесь окончательно формируется парадный двор (рис. 4). Две полукруглые ограды, соединившие главный корпус с боковыми флигелями, отделили его от сада . Курдонер, открытый в сторону улицы, украсился двумя искусственными прудами . Московский историк и краевед И.М. Снегирев писал об особняке Стрешнева, что это был "огромный и великолепный дом, который почитался одним из первых в Москве" .
Не имея прямых наследников, В.И. Стрешнев оставляет дом сыну своей сестры Марфы графу Ивану Андреевичу Остерману (1725-1811). Его отец, Андрей Иванович Остерман (1686-1747), "знаменитейший муж в империи", на протяжении семнадцати послепетровских лет фактически являлся руководителем внешней, да и внутренней политики России, а Марфа Ивановна в это время состояла статс-дамой при императорском дворе.
По вступлении на престол Елизаветы Петровны вице-канцлера А.И. Остермана, пережившего на своем веку пятерых монархов, объявили государственным преступником, лишили всех титулов и имущества и сослали в Березов, где он скончался через пять лет. После него остались два сына, Федор и Иван, и дочь Анна. Граф Федор Андреевич (1723-1804) был сенатором и действительным тайным советником, в чине генерал-поручика с 1773 по 1780 г. губернаторствовал в Москве . Его младший брат, граф Иван Андреевич, которому предстояло заняться перестройкой усадьбы, хотя и не унаследовал талантов отца, преуспел в своей карьере больше него, дослужившись при Павле I до государственного канцлера. И.А. Остерман до 1774 г. находился на дипломатической службе сначала в Париже, затем в Стокгольме, в течение 23 лет занимал должность вице-канцлера Коллегии иностранных дел и в 1797 г. вышел в отставку с "полным трактаментом и награждением серебряным сервизом" .
После смерти В.И. Стрешнева в 1782 г. И.А. Остерман получил по завещанию наряду с другими имениями и селами, "Московской двор, состоящей за Петровскими воротами за Земляным городом в приходе Живоначальныя Троицы, что словет в Троицкой, со всею землею, оранжереею, строением и уборами все без остатку" .
В 1792 г. И.А. Остерман, проживавший в то время в Петербурге, подает через своего брата прошение в Московскую управу благочиния о разрешении выстроить на территории усадьбы новую оранжерею. К прошению прилагался план участка, составленный в 1786 г., на котором главный дом отмечен уже как трехэтажное каменное сооружение . Двухэтажные флигели соединены с ним не оградой, как раньше, а полуциркульными каменными одноэтажными крытыми галереями-переходами. Таким образом, И.А. Остерман всего за четыре года возводит в камне все основные строения и увеличивает их высоту на один этаж.
Об облике дома можно судить по зарисовкам архитектора Ф.М. Шестакова , выполненным спустя 40 лет. Никаких других материалов, отражающих внешний вид зданий или какие-либо перемены на месте владения, обнаружить не удалось. Отсутствие документов скорее всего указывает на то, что усадьба не претерпевала никаких изменений с 1792 по начало 40-х гг. XIX в. До нас не дошли имена ни архитектора, ни строителя дома-дворца. Вероятно, автор проекта принадлежал к школе М.Ф. Казакова .
Итак, к 1786 г. в Москве в начале Божедомского переулка появляется новый дворцово-парковый ансамбль. Традиционная композиция русской городской усадьбы времен классицизма выражена здесь особенно четко. Обширный парадный двор приобретает законченный вид: галереи, соединившие главный дом с флигелями придали смысловое единство основным постройкам усадьбы (рис. 5). Функционально галереи используются как переходы между корпусами, а поперечные ворота удачно решают связь парадного двора с парком и обеспечивают проезд экипажей сквозь галереи на служебный двор.

Главный южный фасад дворца венчает шестипилястровый портик коринфского ордера, поднятый на цокольное основание, значительно выдвинутое вперед (рис. 6). Образовавшаяся при этом на уровне второго этажа открытая площадка, огражденная балюстрадой, имеет связь с парадной анфиладой. Пилястры с каннелюрами, увенчанные сложно декорированными капителями, подчеркивают строгость лопаток как на ризалите, так и по всему фасаду в простенках среднего и верхнего этажей. По осям оконных проемов между вторым и третьим этажами размещены орнаментированные филенки различной конфигурации. На флангах фасада симметрично расположены дополнительные акценты - богато декорированные обрамления проемов балконов второго этажа и входных дверей нижнего этажа. Здание венчает сложно профилированный карниз; фронтон портика украшает рельефное изображение герба Остерманов.
Композиционный центр дворца поддерживается стоящими в отрыве от него флигелями, ориентированными на красную линию переулка.
Архитектурный облик главного фасада органично соответствует внутреннему планировочному решению. В глубине просторного вестибюля размещена парадная лестница: два зеркально расположенных марша ведут в аванзал второго этажа, вокруг которого группируются парадные помещения. Часть из них, примыкая к главному фасаду, образует анфиладу, которая завершается поперечными залами (рис. 7).

Хотя документы не указывают на функциональное назначение помещений, но, опираясь на интерьерные схемы, традиционные для периода зрелого классицизма, можно предположить, что в центре второго этажа находится гостиная, выявленная на фасаде ризалитом. По бокам от нее - значительно меньшие, всего в два окна, комнаты. Одна из них - восточная - предшествует огромному двусветному залу, расположенному в перпендикулярном к анфиладной оси направлении. В противоположном конце к анфиладе симметрично залу примыкает второе по величине помещение, скорее всего столовая. Гибкая планировка второго этажа обеспечивает дополнительную связь комнат через аванзал, минуя парадную анфиладную связь.
Важное место в структуре усадьбы занимает парк. Неизвестно, закладывался ли он И.А. Остерманом, или был развитием старого, стрешневского, но его планировочная схема, зафиксированная Шестаковым (рис. 5), отражает стилевые особенности русских усадебных парков последней трети XVIII в.
Парк при доме Остермана характеризуется отсутствием строгой симметрии при сохранении геометричности построения. Все три главные аллеи, идущие с юга на север, лежат в стороне от дворца. В перпендикулярном направлении к главным расположены менее протяженные аллеи, заканчивающиеся у пруда.
Мисс Кэтрин Вильмот, близкая подруга княгини Е.Р. Дашковой, не однажды бывавшая вместе с ней в Москве у Остермана, в одном из своих писем сравнила его парк с лондонским парком Воксхолл . Последний "состоял из трех широких аллей и нескольких меньших, пересекающихся друг с другом под прямыми углами. Густые посадки вязов и платанов давали приют певчим птицам и придавали парку Воксхолл облик лесной чащи. Холсты с изображением руин и пейзажей, расставленные в конце некоторых аллей, павильоны и специально подсвеченные статуи создавали иллюзорный эффект сада" .
Это довольно общее описание можно перенести не только на парк Остермана, но и на большинство садов эпохи романтизма . Важно здесь то, что Вильмот обратила внимание на специфическую русскую черту романтического парка при доме Ивана Андреевича его планировку, сохранившую элементы регулярности, что говорит, возможно, о его более раннем происхождении.
Вновь отстроенный дворец в Божедомском переулке славился среди прочих своим гостеприимством и хлебосольством. И.А. Остерман, несмотря на то что слыл чудаком, "расфуфыренным призраком" давно ушедшей екатерининской эпохи, жил открытым домом и собирал к себе на обеды самое блестящее общество.
Марта Вильмот, сестра упомянутой нами Кэтрин, рассказывает в письме к матери: "Вчера в 2 часа ездили к графу Остерману поздравить его родственницу (сестру Анну - В.Д.) с именинами [...] пришли засвидетельствовать свое почтение лишь 70-80-летние старцы с 70-80 тысячами фунтов годового дохода. Как только мы вошли, нас повели к столу, где был накрыт так называемый завтрак: предлагались вяленая рыба, икра, сыр, хлеб etc и eau de vie (виски) - всего лишь легкая закуска для аппетита перед обедом, о котором тут же возвестили. Мы собрались в зале... с галереей, заполненной мужчинами, женщинами, детьми, карликами, юродивыми и неистовыми музыкантами [...] раздался громкий звук трубы, и все сразу смолкло, на лице каждого сидящего за столом выразилось почтительное внимание. Графу подали хрустальный кубок с шампанским. Он встал и, провозгласив здоровье именинницы, залпом осушил бокал. Вторично, но уже в другом тоне прозвучала труба, и кубок с вином был подан княгине Дашковой, которая повторила заздравный тост. Труба пропела в третий раз, и следующий гость с теми же словами выпил тот же хрустальный бокал. Короче, эту церемонию проделал каждый из 46-ти сидящих за столом, можете себе представить, сколько времени заняло торжество .
9 декабря 1809 г. Остерман устраивал обед в честь высокого гостя и своего покровителя - императора Александра I, находившегося в Москве проездом из Твери . Известна литография того времени, изображающая это событие: император в окружении блестящего общества дам и кавалеров не позволяет 84-летнему Остерману встать с кресла, чтобы приветствовать его, и усаживает старика обратно. Под гравюрой надпись: "Государь Император и Граф Остерман во время пребывания Его Императорского Величества в Москве, в декабре месяце 1809 года". Иван Андреевич знал государя еще с рождения: при крещении он возложил на новорожденного Александра Павловича орден св. Андрея Первозванного .
Последние годы жизни оба долгожителя, братья Иван и Федор, все чаще проводили время в богословских беседах с митрополитом Московским Платоном (Левшиным), бывавшим у них, кроме того вели с ним переписку, называя его в письмах своим "учителем в старости" .
Не имея детей, Остерманы еще в 1796 г. передают титул и фамилию Александру Ивановичу Толстому, внуку их сестры Анны. В завещании Иван Андреевич особо оговаривал условия наследования А.И. Остерманом-Толстым своей московской усадьбы: "Московский дом, мною построенный со всеми в нем мебелями; а как желание мое есть при том, чтоб оный дом всегда оставался под названием Дома Графа Остермана , и переходил бы к одному Старшему в роде сего внука моего законному наследнику, на таком же основании как распоряжено родовое наше с покойным братом моим имение, то сим обязываю я онаго внука моего и таких приемников его, сию волю мою в точности выполнить, и отнюдь сей дом никогда не продавать и не закладывать" .
В 1811 г., после смерти Ивана Андреевича, новым владельцем дома в Божедомском переулке становится граф А.И. Остерман-Толстой (1770-1857). Он с юных лет посвятил себя военной службе, но в полной мере его полководческие дарования проявились во время Отечественной войны 1812 г. За Кульмское сражение, где ему ядром повредило руку, он был награжден орденом св. Георгия 2-й степени. В 1817 г. Александр Иванович получает чин генерала от инфантерии, но вскоре уходит в отставку. Он много путешествует, бывая в Петербурге и Москве лишь изредка.
Пожар Москвы 1812 г. не пощадил и дворец Остермана-Толстого. Уцелевшие флигели служили временным пристанищем для городских погорельцев , а усадебный дом не восстанавливался еще долгие годы.
Решив навсегда покинуть Россию, Александр Иванович в 1827 г. делает попытку заложить усадьбу в Опекунский совет. При этом Московская палата Гражданского суда обнародовала завещание И.А. Остермана. Опекунский совет, не решившись действовать вопреки воле Ивана Андреевича, не удовлетворил тогда прошение Остермана-Толстого. Однако через 6 лет высшие государственные власти сами обратились к нему с предложением продать дворец Св. Синоду для размещения в нем Московской Духовной семинарии, нуждающейся в новых, более просторных помещениях, чем в тогдашней ее обители - Заиконоспасском монастыре. Чтобы в Петербурге было легче вести переговоры о покупке усадьбы, архитектору Ф.М. Шестакову поручили зафиксировать облик владения. Чертежи основных построек и прилегающей местности выполнены им в 1832 г., при этом сметные расчеты произведены Шестаковым с учетом сноса всех усадебных зданий. Оценочная стоимость материалов, которые предполагалось использовать после разборки уцелевших от пожара корпусов, а также стоимость земли в общей сложности составили сумму даже превышающую ту, что запрашивал Остерман-Толстой .
Процесс покупки, затрудненный нахождением Александра Ивановича за границей, длился более двух лет. Наконец, на исходе 1834 г. была подписана купчая крепость на "дом с пустопорожнею землею, садом и огородом, со всеми находящимися каменными и деревянными строениями" на сумму 100 тысяч рублей.
Первое предложение по реконструкции дворца было сделано архитектором М.Д. Быковским . К тому времени он уже выполнил ряд проектов (для Паниных, А.А. Апраксина, А.П. Потемкина, Голицыных), принесших ему известность среди московских заказчиков. Быковский, исходя из первоначальной посылки Шестакова, составляет планы и сметы с учетом полного сноса Дома графа Остермана. До нас дошли поэтажные планы и разрез основных строений, а также фасады флигелей .

Быковский сохраняет общую усадебную композицию (рис. 8). Двухэтажный семинарский корпус стоит в глубине участка с парадным двором. Главный южный фасад венчает шестиколонный дорический портик, примкнувший к далеко выдающемуся вперед центральному ризалиту. Одноэтажные боковые крылья вытянулись перпендикулярно главному фасаду, имеют самостоятельные входы и вместе с центральным ризалитом образуют две террасы. Северный фасад композиционно почти повторяет южный. Сложное объемно-пространственное решение здания противопоставлено очень сдержанным по пластике флигелям, выходящим фасадами на красную линию переулка . В целом весь ансамбль, будь он воплощен, имел бы довольно торжественный вид.
Проект, составленный Быковским в начале 1836 г., утвердили в апреле, но никто не торопился с началом строительства: слишком высока была стоимость новых сооружений (882 тыс. руб.). Сметы передали на рассмотрение архитектору Щедрину, чтобы по возможности их сократить. Состоящий на службе в Комиссии духовных училищ при Св. Синоде академик архитектуры А.Ф. Щедрин вместо ранее предложенного Быковским плана главного дома представляет в марте 1838 г. свое решение здания для Московской Духовной семинарии в 4 этажа. Эта работа практически повторяет ранее выполненный им, но не реализованный проект для Санкт-Петербургской семинарии. Архитектор хотел восстановить старый дом Остерманов, а рядом возвести другой по своему проекту, флигели же вдоль переулка построить по проекту Быковского .
Предложения Щедрина сокращали расходы более чем на 200 тысяч рублей. Детальными сметными расчетами предстояло заняться рекомендованному Щедриным архитектору Е.Е. Еремееву, состоящему на службе в Комиссии для строений в Москве . Совместный проект Быковского и Щедрина со сметами Еремеева утвердили в феврале 1839 г., но и он вскоре был пересмотрен.
В июле 1839 г. Еремеев, только что получивший звание академика архитектуры, предлагает альтернативный вариант перестройки дома Остермана-Толстого, по которому новых построек на территории усадьбы вообще не предполагалось, а проект расширял объемы старого здания за счет боковых пристроек. При этом полуциркульные переходы должны были быть разобраны .
Для окончательного решения вопроса, что и где надо возобновить или выстроить заново, Духовно-учебное управление вновь командирует в Москву своего архитектора. Щедрин в ноябре 1839 г. дает заключение: сгоревшей дворец можно отремонтировать и расширить, но не с боков, как хотел Еремеев, а со стороны двора, оставляя переходы. Чтобы сохранить здание, "издавна привлекавшее к себе внимание московских жителей и сломка которого произвела бы неприятное впечатление" , Щедрин рекомендует фасад дома не подвергать значительным переделкам. Архитектор предлагал также не разрушать и флигели, полностью отказавшись от перестроек по проекту Быковского, а при ремонте постараться максимально использовать уцелевшие стены и детали корпусов. Свои идеи Щедрин подкрепил поэтажными планами новых построек и рисунками фасадов . Сравнивая последние с чертежами, выполненными Шестаковым в 1832 г., нетрудно заметить, что Щедрин упрощает пластику второго этажа, отказавшись от центрального и двух боковых балконов, между базами пилястр протягивает ряд декоративных полубалясин, с тимпана фронтона снимает герб Остерманов. Аскетически простой фасад главного корпуса венчает антаблемент с чистым фризом и четко выделенным рядом модульонов карниза (см. фото Московской Духовной семинарии и современный вид здания). Два небольших пруда на парадном дворе планировалось засыпать, а на их месте устроить газон.
Смета последнего проекта Щедрина составила около 350 тысяч рублей, то есть более чем в два с половиной раза дешевле первоначального варианта Быковского. На дальнейшее сокращение расходов рассчитывать, видимо, уже не приходилось, поэтому окончательный проект Щедрина после утверждения в декабре 1839 г. был принят к реализации.
Семинарское правление сразу же учреждает Строительный комитет, при котором Еремеев в течение полутора лет исполнял обязанности наблюдающего архитектора. Разногласия Еремеева с Комитетом послужили причиной отстранения его от должности. В июне 1841 г. его сменяет старший архитектор Комиссии для строений в Москве И.Т. Таманский , в свое время участвовавший в составлении "Атласа фасадических планов Москвы" под началом М.Ф. Казакова. Спустя два года тяжелая болезнь вынуждает Таманского прервать деятельность в Строительном комитете, и на должность наблюдающего архитектора в июне 1843 г. заступает академик Н.И. Козловский , который к осени 1844 г. благополучно закончил все строительные работы. В ноябре бывший дворец Остерманов становится для воспитанников семинарии новым местом обучения.

. Некоторые выпускники стали впоследствии незаурядными деятелями науки и культуры, среди них были ректоры высших учебных заведений, выдающиеся иерархи Русской церкви, историки, медики, писатели. Ректоры семинарии зачастую становились позже архиепископами и митрополитами .
25 июня 1918 г. в соответствии с Декретом Советской власти об отделении церкви от государства и школы от церкви здание Московской Духовной семинарии было национализировано "со всем имуществом и инвентарем" , а духовные учебные заведения объявлены "гнездами контрреволюции" и вскоре ликвидированы. В освободившееся общежитие семинарии поселили делегатов Пятого Всероссийского съезда Советов. До конца 1918 г. здесь дважды выступил В.И. Ленин: 30 июля на 1-м съезде председателей губернских Советов и 9 декабря на 3-м съезде рабочей кооперации. В том же году в этом доме состоялся Учредительный съезд Компартии Финляндии. 16 июня 1921 г. Ленин приезжал сюда на 3-е Всероссийское продовольственное совещание. Бывшее здание семинарии стало называться 3-м Домом Советов, и в качестве общежития для делегатов оно использовалось до Великой Отечественной войны. В память об этом в июне 1941 г. Божедомский переулок переименовали в Делегатскую улицу, но сохранившийся рядом с парком Семинарский тупик с единственным домом по этому адресу (№ 14) еще напоминает москвичам о некогда располагавшейся здесь Московской семинарии.
После Великой Отечественной войны в здании обосновались Президиум Верховного Совета и Совет Министров РСФСР. В конце 1940-х гг. в в мастерской архитектора В.Г. Гельфрейха создается проект трехэтажной пристройки для Президиума Совмина. Новый корпус примкнул к торцевой стене бывшего семинарского общежития.
К этому времени неузнаваемо изменилась близлежащая местность. В современных путеводителях теперь не найти Угольной площади, на которую выходила усадьба: к 1980 г. начало Делегатской улицы слилось с Садовым кольцом. С трудом узнается семинарская больница, уничтожены некоторые флигели. Парк находится в ведении Департамента образования и до сих пор не объявлен памятником истории и культуры. Он в основном сохранил свои границы, но исчезновение прудов, частичная перепланировка, новые насаждения изменили его облик.
К 1981 г. правительство России переезжает в Белый Дом у Красной Пресни, а ранее занимаемые помещения передает Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства , куда 21 июля 1981 г. вошли первые посетители.

Здание музея, являющееся памятником архитектуры XVIII - середины XX вв., нуждается в настоящее время в проведении комплексной реставрации. Фасад дворца и планировку парадной анфилады можно восстановить по недавно выявленным архивным документам, описанным в этой статье. Усадебная композиция, заложенная в конце XVIII в., не была нарушена многочисленными наслоениями XIX-XX вв. - пристройки скрываются за главными корпусами. Архитекторы отводили новым зданиям заведомо подчиненную роль, оставляя первенство за усадебными сооружениями, не нарушая, а дополняя сложившийся ранее ансамбль.
Таким образом, дворцовый комплекс с двухсотлетней историей, переживший пожар 1812 г. и революцию 1917 г., многократно перепланированный, но поддающийся восстановлению, вправе сегодня носить имя Дома графа Остермана .




Top