Дом комод на покровке. Дом Апраксиных – Трубецких («дом-комод»)

"Дом-комод" или дворец Апраксиных - Трубецких на Покровке

Дом Апраксина - Трубецких (Апраксинский дворец, «Дом-комод») — дворцовое здание в стиле редкого для Москвы растреллиевского барокко, построенное в 1766 г. для графа Матвея Фёдоровича Апраксина (возможно, по случаю его брака с троюродной сестрой Петра III). Находится в центре Москвы, по адресу: ул. Покровка, д. 22.

Участок, на котором стоит современное здание, в начале 1740-х годов состоял из двух смежных владений: одно принадлежало купцу Петру Ивановичу Морозову, другое — вдове Софье Кутазниковой и её сыну Гавриле Антоновичу Макарову. На рубеже 1743—1733 годов участки с деревянными и каменными строениями купил и объединил в одно владение совладелец питейного предприятия купец Михаил Андреевич Турченинов.

В 1748 году владение приобрёл английский купец Джон Томсон, известный в Москве как Иван Иванович Томсон. В 1752 году Томсон обратился в Московскую полицмейстерскую канцелярию за разрешением разобрать часть строений по ветхости и возвести новые каменные палаты. План двора с нанесёнными на него постройками выполнил архитектурный ученик Пётр Яковлевич Плюсков, а подписал архитектор Дмитрий Васильевич УхтомскийЗаказчиком строительства дворца выступил граф Матвей Фёдорович Апраксин (1744—1803). Автор проекта не известен. Историки архитектуры приписывали его ученикам Растрелли, также называлось имя Д. В. Ухтомского.

Вид с северо-запада

Главный дом представляет собой замечательный и в то же время совершенно необычный памятник архитектуры позднего барокко. Динамичная ордерная композиция, рисунок деталей, уникальное для Москвы богатство декорации напоминают самые знаменитые дворцовые здания того времени, что в прошлом даже позволяло связывать этот дом с именем Растрелли. Однако русское барокко не знает таких объемно-пространственных решений в архитектуре жилых зданий.

Петербургские дворцы 1750—1760-х годов строятся на прямоугольных планах; лишь иногда смягченным контурам центрального или торцовых залов отвечают в объеме здания скругленные ризалиты. Здесь же криволинейные помещения разной формы и размера составляют самую основу планировки, а так как прямоугольные помещения между ними несколько заглублены, изгибы их стен непосредственно выражены в объеме здания. Эти выступы подчеркнуты колоннами с характерным для эпохи сложным ритмом и глубокой креповкой цокольной части, антаблемента и фронтонов. На угловых выступах колонны и фронтоны ориентированы диагонально, что усиливает пластическое богатство здания. Крупные наличники и пышная лепнина почти целиком заполняют стены, особенно со стороны двора.

Наличники дома снабжены барочным картушем в форме уха.

На втором этаже картуши дополнительно снабжены маскаронами в форме женских голов.

Композиционные аналоги с крупными усадебными постройками середины XVIII века дополняются и необычной для жилого дома деталью - лепными раковинами в конхах ниш первого этажа. Пониженные флигели придают развернутому по улице ансамблю необходимую парадность. Продольные фасады флигелей, более сдержанные, обработаны уже в формах раннего классицизма.
Замыкающий корпус сохранил лишь сводчатый центральный проезд и крупный горизонтальный руст; боковые здания на узком заднем дворе полностью перестроены.

Первый этаж, более простой в оформлении, отделен от двух верхних тягой.
Выступающие из фасада ризалиты на втором и третьем этаже переходят в колонны или колоннады, в зависимости от ширины выступающей части.

Многочисленные элементы декора придают зданию пышный и богатый вид.

Облик внутреннего пространства дома определяется не только многообразием помещений, но и их сложными, прихотливыми сочетаниями: анфиладная связь играет второстепенную роль. Эти черты также сближают здание с увеселительными павильонами, одновременно напоминая некоторые приемы рококо. Однако необходимо помнить, что сохранилась лишь основная планировка, так как в начале XIX века дом пострадал во время пожара и интерьеры были переделаны. К этому времени относится оформление овального зала, а возможно, и его планировка: его внутренняя стена с проемами и симметричными окнам опирается в первом этаже не на такую же криволинейную стену, а лишь на ступенчатые угловые тромпы (ныне они застроены).

Северный фасад
Нарядные декоративные колонки, возможно, разного времени, сохранились и в некоторых других помещениях. Высокие двери ампирного рисунка сочетаются с более поздними. Прямые и вогнутые угловые печи облицованы изразцами второй половины XIX века; тогда же ранние деревянные лестницы были заменены существующими чугунными. В юго-западном круглом помещении до недавнего времени сохранялась винтовая лестница. В эпоху классицизма необычный вид здания закрепил за ним и за его владельцами Трубецкими ироническое прозвище «комод».

Стиль барокко, в котором строился дворец, стремительно выходил из моды. Возможно, именно по этой причине всего через 6 лет после постройки новой резиденции Апраксин продаёт усадьбу князю Д. Ю. Трубецкому. В течение последующих 89 лет участок принадлежит его потомкам — младшей ветви рода Трубецких.

Дмитрий Юрьевич Трубецкой

О. С. Павлищева вспоминала, что в детстве её с братом Сашей Пушкиным возили учиться танцам к Трубецким на Покровку. Считается, что именно здесь, в «доме-комоде» князя И. Д. Трубецкого, состоялся сговор о свадьбе его племянницы М. Н. Волконской с графом Николаем Ильичем Толстым; в этом браке родился Лев Толстой. На лето владельцы уезжали в свою «подмосковную» Знаменское-Садки и сдавали дворец внаём. В 1849-50 годах в доме Трубецких квартировал Дмитрий Менделеев.

Николай Ильич Толстой и Дмитрий Иванович Менделеев

В течение последующих 89 лет участок принадлежал его потомкам — младшей ветви рода Трубецких. Есть легенда, что в связи с прозванием дворца Трубецких Домом-комодом и всю младшую ветвь обширной семьи стали звать Трубецкими-Комод.

В 1861 г. вдова князя Юрия Ивановича Трубецкого продала дом за 125 тысяч рублей под размещение 4-й мужской гимназии, в которой учились создатель аэродинамики Николай Жуковский, философ Владимир Соловьев, театральный режиссёр и критик Константин Станиславский, филолог Алексей Шахматов, писатель Алексей Ремизов и политический деятель Николай Астров.

Во время функционирования гимназии, некоторые внутренние помещения дома были перепланированы под её нужды, как общественного учреждения. Тогда же здесь появилась чугунная лестница, сохранившая до нашего времени.

В дворцовом здании гимназия просуществовала вплоть до революции 1917 года. Домовой церковью для гимназистов служила бывшая домовая церковь Трубецких, освящённая в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, располагавшаяся на втором этаже. К юбилею 50-летия гимназии по распоряжению её директора Благовещенская церковь была обновлена, помещение храма было значительно увеличено за счёт присоединения к нему соседних комнат.

После Октябрьской революции гимназия была закрыта, домашняя церковь упразднена, а находившиеся в ней церковная утварь и убранство были переданы в сельский храм Коломенского уезда. Помещения дома по решению революционных властей были обращены в коммунальные квартиры и заселены рабочими и служащими.

План первого и второго этажей

В тяжёлые годы гражданской войны все деревянные элементы убранства дома — декор, паркет, лестницы, перила, двери, мебель были полностью уничтожены или использованы для отопления и обогрева помещений в зимнее время. Кроме коммуналок в здании также размещались, сменяя друг друга, различные учреждения и организации. С 1924 года до 1930-х годов в помещениях дворца располагалось общежитие студентов Московского института инженеров транспорта.

После окончания Великой Отечественной войны, коммуналки начали постепенно расселяться. На втором этаже здания расположился Дом пионеров и школьников Красногвардейского района г. Москвы. И только в 1960-х годах, проживавшие в коммунальных квартирах жильцы были окончательно выселены, а учреждения и организации выведены (кроме Дворца пионеров), на освободившихся площадях разместился Всесоюзный научно-исследовательский институт геофизики (Государственное федеральное унитарное предприятие Всероссийский научно-исследовательский институт геофизических методов разведки). В это же время была проведена первая реставрация памятника — его фасадам вернули первоначальный облик середины XVIII века.

С 2005 года часть помещений дворца арендовал Российский фонд милосердия и здоровья (в 2009 г. охранно-арендный договор на помещения объекта культурного наследия расторгнут в связи с неисполнением его условий).

Дом Апраксина представляет собой уникальный памятник елизаветинского барокко. Криволинейный в плане, с полукруглым выступом в центре и скругленными углами, дом отличается пышной декоративной пластикой главного и дворового фасадов - украшенные изящной лепниной наличники окон и фронтоны, колонны коринфского ордера, ниши первого этажа, оформленные лепными раковинами тонкой прорисовки, оригинальные круглые окна на дворовом фасаде - все это создает неповторимый облик одного из самых красивых московских особняков.

С двух сторон главный дом фланкирован флигелями, которые изначально были одноэтажными, они соединяются с домом арками и переходами. К сожалению, имя создателя этого архитектурного шедевра до сих пор остается неизвестным - некоторые исследователи приписывают этот дом самому Бартоломео Франческо Растрелли или кому-то из зодчих его круга, некоторые связывают постройку дома с именем архитектора Дмитрия Ухтомского.

Большая часть подлинных интерьеров главного дома, в том числе и парадные помещения второго этажа, сохранились до наших дней. Однако сам дом нуждается в серьезной реставрации.

Мурзин-Гундоров В. В. Дмитрий Ухтомский. — М.: Издательский дом Руденцовых, 2012. — С. 201—211. — 334 с. — (Архитектурное наследие России)
Данилов Л. И., Дудина Т. А. Покровка, 22 // У Покровских ворот: Сборник. — М., 1997. — (Биография Московского дома).

http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=18203

На улице Покровка в Москве находится немало интересных зданий, но один особняк выделяется среди них своей уникальностью, архитектурными особенностями и историей. Речь идет про знаменитый дом-комод, который является единственным в российской столице строением в барочно-растреллиевском стиле, более привычном для С.-Петербурга.

Строительство здания было завершено в 1766 году. К сожалению, история не сохранила имени архитектора, по некоторым данным, им является Д. Ухтомский. Очевидно, что создатель дома-комода был поклонником архитектурной школы Б. Растрелли. В облике здания четко угадываются барочные черты: обилие лепнины, декора, колонн, стремление придать строению более округлый вид.

Первым владельцем дома-комода был генерал С. Апраксин. В 1772 году он продал здание княжескому роду Трубецких. Аристократическая семья владела строением на протяжении 90 лет. В народе к фамилии князей даже добавили приставку «Комод».

Туристам стоит внимательнее присмотреться к стенам дома. Архитектурная сложность дворца поражает. С помощью системы колонн и выступов зодчему удалось добиться единой композиции: кажется, что здание состоит из одной бесконечной стены, без угловых разрывов.

Дом-комод украшен многочисленными колоннами, пилястрами, барельефами, наличниками и портиками. Строители не поскупились на лепнину: в некоторых местах стены почти полностью покрыты декором.

Внутренние интерьеры здания, к сожалению, не дошли до нас в своем первоначальном виде: обстановку уничтожил сильнейший пожар. Тем не менее, туристам будет интересно увидеть воссозданное убранство великолепных помещений дворца, разнообразие которых поражает: это обширные кабинеты, огромные бальные залы, красивые опочивальни и будуары. В центральном зале обстановка вполне может соперничать с интерьерами Зимнего дворца.

В доме-комоде гостили люди, ставшие цветом и гордостью русской культуры. Достаточно сказать, что здесь неоднократно бывал А. С. Пушкин, посещал князей Трубецких и еще один великий русский поэт – Ф.И. Тютчев.

В 1861-ом году материальные трудности вынудили княжескую семью продать свой любимый дом. Здание приобрел Московский университет, разместивший здесь 4-ю мужскую гимназию, ставшую одним из самых знаменитых учебных заведений страны. Выпускниками гимназии являются К. Станиславский, П. Виноградов, С. Морозов, А. Шахматов.

В постреволюционные годы дом-комод стал многоквартирной коммуналкой, офисным центром и студенческим общежитием. В соответствии с политикой «уплотнения», в одну комнату могли заселить 10, а то и 20 человек. После войны жильцы коммуналок съехали в другие районы, а историческое здание было передано НИИ геофизических методов разведки и Дому пионеров Бауманского района, который в свое время посещала будущая поэтесса Б. Ахмадуллина.

В 1960-ом году дом был полностью отреставрирован по чертежам 18-го века. Здание является объектом культурного наследия России.

Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов размещается сегодня в двух домах Волконских и Трубецких. Первый музей декабристов в Иркутске был открыт 29 декабря 1970 года в доме, принадлежавшем по легенде семье декабриста С.П. Трубецкого (ул. Дзержинского, 64).

В 1839-1845 годах декабрист князь С.П. Трубецкой вместе с женой и детьми находился на поселении в с. Оёк Иркутской губернии. В 1845 году Трубецкие переехали на жительство в Иркутск. В городе семья декабриста проживала до 1856 года в просторном деревянном доме в Знаменском предместье. Тот дом сгорел в 1908 году. Городская легенда о том, что дом на Арсенальской (ныне ул. Дзержинского, 64) принадлежал декабристам, послужила основанием для установки на его фасаде в 1936 году мемориальной доски.

С 1940-х годов этот дом постоянно стал именоваться домом Трубецкого. В действительности сам Сергей Петрович никогда здесь не жил. По предположениям иркутских историков, дом мог быть построен Трубецкими для одной из трех дочерей. В 1960-е годы старинный дом отреставрировали по проекту архитектора Г.Г. Оранской и передали Иркутскому областному краеведческому музею. Его назвали Домом-музеем декабристов. В 1970 году здесь открылась первая выставка «Декабристы в Иркутске». На ней были представлены мемориальные вещи декабристов, собранные еще в 1920-е годы, документы, книги. Первая постоянная экспозиция «Декабристы в Восточной Сибири» была построена научными сотрудниками музея Н.С. Струк и Т.В. Налетовой при участии иркутских художников В.А. Ильина, А.М. Муравьева и Н.И. Домашенко. Молодой музей стал центром притяжения для всех, кому были дороги имена декабристов. В маленьком уютном старинном доме при свечах проходили литературно-музыкальные вечера, камерные спектакли, встречи с учеными, писателями и поэтами. Дом жил, светился, согревался теплом памяти благодарных потомков. Экспозиция пополнялась новыми мемориальными предметами. В 1985 году в мемориальном доме С.Г. Волконского на соседней улице открылся второй музей декабристов. Именно с этого времени в название дома на Дзержинского, 64, вернулось из легенды имя С.П. Трубецкого. Из музейного отдела два этих дома в 2000 году превратились в самостоятельный государственный музей. В 2005 году Дом-музей Трубецких решено было закрыть на текущий ремонт. Но 150-летний деревянный дом к тому времени угрожающе обветшал и нуждался в полной реставрации. Летом 2007 года Дом-музей Трубецких был разобран до основания, и начался долгий и кропотливый процесс реставрации. В сентябре 2011 года обновленный и похорошевший Дом-музей Трубецких вновь открылся для посетителей.



Если о принадлежности дома семье декабриста С.П. Трубецкого нет единого мнения специалистов, то о жизни семьи в Иркутске сохранилось множество документальных и материальных свидетельств. На их основе в легендарном доме середины XIX века Иркутский музей декабристов создал новую экспозицию - «Эпоху отразившая судьба» (автор И.В. Пашко). Она рассказывает о сибирской судьбе декабриста С.П. Трубецкого и его семьи. В истории жизни этого человека как в капле воды отразилась судьба целого поколения декабристов. Русский князь, лейб-гвардии полковник, участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов, он стал одним из руководителей тайных обществ, диктатором восстания на Сенатской площади, был осужден в каторжную работу навечно, провел в Сибири тридцать лет (из них одиннадцать лет в Иркутске). Любящий муж и отец, он за это время похоронил троих своих малолетних детей и горячо любимую супругу, блестяще воспитал, дал достойное образование и выдал замуж трех дочерей. Всегда открытый для своих друзей, умный, благородный, отзывчивый на чужую беду, щедрый в помощи ближним - таким помнили его современники, таким Трубецкой предстает в своем эпистолярном наследии.

Экспозиция размещается в цокольном (подклете) и первом (жилом) этажах Дома-музея. Комнаты жилого этажа закольцованы в анфиладу. Здесь воссозданы типологические интерьеры дворянского дома середины XIX века, в пространстве которых размещены мемориальные вещи семьи Трубецких и других декабристов. Историческая экспозиция полуподвала (подклета) повествует о тринадцатилетней каторге и последующем поселении декабристов в Сибири.




Знакомство с Домом-музеем начинается с приемной жилого этажа.

Экспозиция приемной рассказывает о жизни будущих декабристов до 14 декабря 1825 года. Начальная и заключительная части экспозиции решены в одном пространстве с использованием интерактивного «окна в прошлое», в котором отражается жизнь декабристов до 14 декабря 1825 года и после 1856 года. Между этими двумя датами - тридцатилетняя жизнь самого С.П. Трубецкого и его товарищей по несчастью со всеми ее невзгодами и радостями.

Перед посетителем проплывают картины светской жизни дворянского общества первой четверти XIX века, Петербург, Москва и Париж. Об участии С.П. Трубецкого в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах свидетельствуют памятные медали (в копиях) «Бой при Кульме. 1813», «Бой при Малом Ярославце» и «Покорение Парижа. 1814», созданные в 1836 году по рисункам графа Ф.П. Толстого.

На стене комнаты два судьбоносных документа повествуют об участии князя С.П. Трубецкого в восстании 14 декабря 1825 года. Первый - «Манифест к русскому народу» (копия), написанный рукой С.П. Трубецкого в ночь с 13 на 14 декабря 1825 года. Он должен был быть печатно обнародован в виде листовки и распространен «среди читающих граждан Отечества». Второй - «Определение Верховного уголовного суда о государственных преступниках и Высочайший манифест». В нем под № 1 значится: «Полковник Трубецкой. Осужден навечно в каторжную работу». Копии портретов царственных особ Александра I, Николая I и великого князя Константина - знакомцев, свидетелей и участников в судьбе Сергея Трубецкого - остаются в импровизированной дворцовой комнате, а мы вслед за Трубецким и его товарищами по несчастью отправляемся «во глубину сибирских руд».

Цокольный этаж

Эта часть дома по-сибирски называлась подклетом и служила в прошлых веках для устройства кухни и отопления всего жилища. Низко нависающие потолки, бревенчатые стены и большая русская печь напоминают об условиях жизни декабристов на каторге.

Дорога в Сибирь

На стене размещена «Генеральная карта Азиатской России по новейшему разделению на губернии, области и приморские управления, с показанием путей российских мореходцев» (СПб., 1825). По ней можно проследить путь следования «государственных преступников» в Сибирь от Санкт-Петербурга до каторжных мест Забайкалья. С.П. Трубецкой был в числе восьми декабристов, которых первыми провезли этим путем летом 1826 года. На карте обозначены все населенные пункты Сибири, в которых жили декабристы с 1826 по 1856 год.

В Благодатском руднике

«Во глубине сибирских руд» С.П. Трубецкой и семь его товарищей- декабристов провели более десяти месяцев (1826-1827). Мрак подземелья и теснота каторжной тюрьмы усугублялись лязгом кандалов, которые не снимали с узников даже ночью. В ножные кандалы, подобные тем, что лежат на столе, декабристы были закованы более двух лет.


Ангелами-хранителями для каторжников стали княгини Е.И. Трубецкая и М.Н. Волконская. Они своим присутствием ободряли всех декабристов и своей любовью до самоотречения помогали им выжить в суровых условиях Благодатского рудника. Образы двух первых декабристок можно разглядеть через маленькое отверстие в «тюремной» двери. Портреты восьмерых благородных узников Благодатска в обрамлении кандальных браслетов размещены на фоне шахты свинцово-серебряного рудника.

Декабристы в Читинском остроге

Картины острожной жизни и каторжной работы были созданы самими декабристами с натуры. Большая копия акварельного рисунка декабриста Н.П. Репина «Декабристы на мельнице в Чите» (1828-1830) представляет каторжный «урок» декабристов. Крайний справа - Сергей Петрович, вращающий ручной жернов. На противоположной стене комнаты - копия рисунка того же автора «Декабристы в камере Читинского острога» (1828). Этот рисунок служит иллюстрацией быта и взаимоотношений декабристов на каторге. В Чите сложилось острожное братство декабристов, в котором каждый старался быть полезным товарищам своими знаниями, опытом, талантами, средствами к существованию, наконец. Все книги, полученные узниками из России, помечались рукой коменданта С.Р. Лепарского. Надпись на французском журнале декабриста П.В. Аврамова «Британское обозрение» (1825) гласит: «видал Лепарский». В Читинском остроге декабрист Н.А. Бестужев начал создавать портретную галерею своих товарищей и их дорогих спутниц и спасительниц. В раме старинного зеркала поочередно сменяются портреты всех одиннадцати жен декабристов, приехавших в Сибирь, и звучит стихотворение А.И. Одоевского «Княгине М.Н.Волконской» (1829). У зеркала - письмо княгини Марии (на французском языке), адресованное из Читы своей свекрови А.Н. Волконской. Подлинник этого бесценного документа хранится в фондах нашего музея.

Узники Петровского Завода

В 1830 году декабристов для отбытия каторжных работ перевели из Читы в Петровский Завод. В одиночных сырых и темных камерах некоторым декабристам пришлось прожить девять лет. Увеличенный фрагмент тюремной камеры декабриста Н.А. Бестужева, нарисованной самим «хозяином» в 1831 году, дает представление об обстановке последнего этапа каторги декабристов. Простая мебель, скромная обстановка. Здесь царят книги, различные приборы, мольберт и кисти. На мольберте - портреты декабристов, написанные Николаем Бестужевым за все годы каторжных работ. Через «окно» тюремной камеры можно разглядеть окрестности Петровского Завода, запечатленные художниками-декабристами. В Петровском Заводе благородные узники открыли школу для местных ребятишек. Учителем в ней и хранителем декабристской библиотеки оставался до конца своих дней декабрист И.И. Горбачевский. В экспозиции на столе - деревянная кустарной работы шкатулка для шахмат И.И. Горбачевского. Ее передала в Иркутский музей декабристов П.Б.Львович - потомица ученика декабриста. В том же интерьере представлен деревянный дорожный сундучок декабриста Н.В. Басаргина.



На поселении

Летом 1839 года каторжные работы декабристов были завершены.

В числе последних покидал Петровский Завод и С.П. Трубецкой вместе со своей многочисленной семьей. За годы каторги у Трубецких родилось пятеро детей. В память о проведенных на каторге тринадцати годах декабристы увезли в разные концы Сибири альбомы, сделанные своими руками, с рисунками товарищей и своими собственными. Подобный альбом Е.И. Трубецкая отправила младшей сестре графине Зинаиде Лебцельтерн в Италию. Сохранившийся у французских потомков семьи де Винераль, этот альбом вернулся в Сибирь (в копиях) в 2001 году и представлен в экспозиции.

Поселение декабристов в разных деревнях и селах Сибири вынудило многих обзавестись собственными домами и заняться сельским хозяйством. Трубецкие построили дом в с. Оёк, завели свой огород, лошадей и коров. Хозяйство развивалось успешно благодаря радению просвещенного земледельца князя С.П. Трубецкого. О строгой регламентации жизни поселенцев свидетельствуют архивные документы о разрешениях на переписку, на перемещение по Сибири, на вступление в брак и, наконец, о поведении ссыльнопоселенцев.

Разводная

По возвращении из полуподвала посетитель знакомится с последним «иркутским» этапом жизни семьи Трубецких. Здесь у лестницы представлен комплекс документов, относящихся к несохранившемуся подлинному дому Трубецких. Его единственная фотография начала ХХ века соседствует с документами о покупке дома.



Уютный интерьер столовой наполнен мемориальными вещами семьи Трубецких. Здесь икона-пелена «Богоматерь Владимирская» золотного и лицевого шитья XVII- начала XVIII века, два стула ручной работы, шкатулка дамская (несессер) в стиле «шинуазри» французской работы первой половины XIX века, бисерная салфетка с дарственной надписью декабриста Ф.Б. Вольфа. Четыре вышитые вещи 1830-1840-х годов - покровец (воздух) на чашу со Святыми Дарами, обложка блокнота, пресс-бювар и шкатулка для писем - выполнены, по легенде, самой княгиней Е.И. Трубецкой. Тема нравственного выбора княгини Каташи, последовавшей за мужем на каторгу, получила в экспозиции документально-художественное воплощение. На стене столовой - «картина» в раме. На ней в технике коллажа представлены копии писем и портреты четы Трубецких того времени, когда они писали эти письма (1826 год). При желании картину можно «оживить», и тогда с экрана зазвучат подлинные документы.

Теплые сени

Драгоценным украшением маленькой проходной комнаты служит «Пейзаж с озерком». Картина выполнена на картоне маслом в конце 1840-х - начале 1850-х годов. Ее автор - старшая дочь Трубецких Александра. Первые уроки живописи маленькой Саше давал декабрист Н.А. Бестужев еще в годы каторги в Петровском Заводе.

Акварельный портрет трех юных княжон Трубецких представлен здесь же профессиональной копией в технике оригинала. Неизвестный художник выполнял его, предположительно, в 1845 году, когда Трубецкие переселились из Оёка в Иркутск. Об успехах в учебе Зины и Лизы можно узнать из ежемесячных ведомостей Девичьего института Восточной Сибири. Все документы на стенах теплых сеней рассказывают о судьбах трех дочерей Трубецких.


Кабинет князя

Этот раздел экспозиции посвящен личности самого князя Сергея Петровича и отражает круг его интересов и родственных связей. Одной из главных обязанностей Трубецкого в это время было воспитание и образование собственных детей. В педагогической практике декабрист применял оригинальные пособия собственной редакции по разным предметам гимназического курса, фрагменты которых представлены в экспозиции в копиях. На письменном столе можно увидеть уникальную книгу из библиотеки С.П. Трубецкого с его автографом. Это - один из томов исторического сочинения об эпохе воцарения и крушения Наполеона Бонапарта «Мемуары герцогини д"Абрантес» (Брюссель, 1834). Данный автограф - единственный в Иркутске.



Парадная комната дома отдана иркутской поселенческой колонии декабристов. В Иркутской губернии в разное время проживало более 50 декабристов. Портреты товарищей по изгнанию, обо многих из которых заботился С.П. Трубецкой, представлены на стене. В шкафах - книги конца XVIII - первой половины XIX века по истории гражданской и военной, естествознанию, философии и европейским языкам. Часть этих изданий выписывали из России и читали декабристы по всей Сибири. Две мемориальные реликвии покоятся в углах гостиной под стеклянными колпаками. Это - большая фарфоровая ваза российской фабрики Сафронова 1830-1840-х годов и изящный гипсовый бюст 1830-х годов. Первую, по преданию, подарил иркутянам перед отъездом в память о почившей супруге Екатерине Ивановне сам князь С.П. Трубецкой. Второй мемориальный предмет был извлечен в 1924 году из надгробного памятника декабристу А.З. Муравьеву. По предположениям ученых, это скульптурный портрет двенадцатилетнего сына Никиты. Бюст был заказан в паре с бюстом младшего брата Лёвушки в Петербурге после смерти обоих детей женой декабриста В.А. Муравьевой и прислан мужу в Сибирь.



Приемная

Замыкая жизненный круг декабриста С.П. Трубецкого, мы вновь возвращаемся к началу экспозиции. Здесь перед нами в том же «волшебном» окне проплывают облака над могилами тех декабристов, которые навсегда остались в Сибири, и портреты тех из них, кому удалось покинуть ее после амнистии 1856 года. На столике у зеркала - текст амнистии декабристам и фотопортрет князя Трубецкого после 30 лет, прожитых в Сибири. Напротив - фотографии могилы жены и детей и товарищей, похороненных в Иркутске.

История этого великолепного дома-дворца началась в середине 1760-х годов, когда граф Матвей Федорович Апраксин купил несколько владений на Покровке, между Лепехинским (Дегтярным) тупиком и Барашевским переулком. Разобрав все существовавшие здесь постройки, Апраксин в 1766 году начал строительство нового усадебного дома, который был закончен и отделан уже к 1769 году.

Дом Апраксина представляет собой уникальный памятник елизаветинского барокко. Криволинейный в плане, с полукруглым выступом в центре и скругленными углами, дом отличается пышной декоративной пластикой главного и дворового фасадов – украшенные изящной лепниной наличники окон и фронтоны, колонны коринфского ордера, ниши первого этажа, оформленные лепными раковинами тонкой прорисовки, оригинальные круглые окна на дворовом фасаде - все это создает неповторимый облик одного из самых красивых московских особняков. С двух сторон главный дом фланкирован флигелями, которые изначально были одноэтажными, они соединяются с домом арками и переходами. К сожалению, имя создателя этого архитектурного шедевра до сих пор остается неизвестным – некоторые исследователи приписывают этот дом самому Бартоломео Франческо Растрелли или кому-то из зодчих его круга, некоторые связывают постройку дома с именем архитектора Дмитрия Ухтомского.

Заказчик усадьбы – граф Матвей Апраксин, в то время подпоручик лейб-гвардии Измайловского полка, приходился двоюродным внуком знаменитому адмиралу Федору Апраксину, сподвижнику Петра I. Владел он домом на Покровке недолго – в 1772 году продал усадьбу князю Дмитрию Юрьевичу Трубецкому. Новый владелец принадлежал к старинному и прославленному боярскому роду князей Трубецких, сам был гвардии капитаном, участником нескольких войн. Семья Трубецких переехала на Покровку из Кремля (их кремлевский дом был выкуплен казной для постройки на его месте здания Сената). Оттуда они перенесли в новую усадьбу и домовую церковь Благовещения.

Трубецкой надстроил усадебные флигели вторым этажом, а в 1783 году выстроил новый корпус с конюшней по дальней границе владения, в результате чего образовался замкнутый внутренний двор усадьбы. Видимо тогда же дом получил у московских обывателей неблагозвучное прозвище «дом-комод», а эту ветвь Трубецких стали называть «Трубецкие-комод».

Дом сильно пострадал от пожара в 1812 году, все его внутреннее убранство (которое, по всей видимости, было выполнено в стиле барокко и рококо) погибло в огне. Восстановлением дома занимался князь Иван Дмитриевич Трубецкой, унаследовавший усадьбу после смерти отца; фасад дома оставлен прежним, но интерьеры оформлены уже в стиле классицизма. Первая треть XIX века – время расцвета дома на Покровке. Это был один из самых известных домов Москвы, здесь часто устраивались балы и приемы, множество знатных и именитых людей бывало в доме у Трубецких. Хозяева дома состояли в родстве с семейством Пушкиных (Дмитрий Юрьевич Трубецкой был двоюродным братом Сергея и Василия Львовичей Пушкиных) и юный неоднократно посещал этот дом и танцевал здесь на балах. Бывал он здесь и в поздние годы.

В середине XIX века усадьба постепенно стала превращаться в доходное владение, во флигелях были устроены квартиры, которые сдавались внаем. В 1861 году вдова Юрия Ивановича Трубецкого Ольга Федоровна продала усадьбу в казну, и здесь обосновалась IV Московская мужская гимназия, переведенная сюда из дома Пашкова (который был отдан под Румянцевский музей). Главный дом усадьбы был приспособлен под учебные помещения и пансион. Интерьеры дома переделаны (убранство 1810-х годов сохранилось только в парадном овальном зале и большой спальне), в частности, появились новые чугунные лестницы.

В гимназии в разные годы учились многие известные люди – философ Владимир Соловьев, режиссер , писатель Алексей Ремизов, ученый Николай Жуковский.

После революции 1917 года гимназию закрыли, домовую церковь упразднили. В доме были устроены коммунальные квартиры, также здесь располагались различные конторы. С 1990 года дом занимает Российский фонд милосердия и здоровья.

Большая часть подлинных интерьеров главного дома, в том числе и парадные помещения второго этажа, сохранились до наших дней. Однако сам дом нуждается в серьезной реставрации.

Покровка, 22 – знаменитый Дом-комод. Он же – дом Апраксина и усадьба Трубецких. Дом, построенный по заказу графа Апраксина в 1766-1769 гг., по проекту Д.В. Ухтомского , является единственным в городе памятником елизаветинского барокко. По стилю он получил свое "прозвище". Плавно изгибающийся фасад главного дома, переходящий в боковые фасады флигелей и обилие декора напоминало современникам комод, сделанный в стиле барокко. Так что в названии нет ничего "осуждающего".

В 1772-1861 гг. усадьбой владели Трубецкие, за что их прозвали "Трубецкие-Комод". Хотя, кому-то дом напоминал Зимний дворец.

С 1861 г. в доме Покровка, 22 размещалась 4-я мужская гимназия. Вообще-то, как владение 4-й мужской гимназии, дом упоминается с 1845 г. В ней учились Н.Е. Жуковский , К.С. Станиславский , С.Т. Морозов, A.M. Ремизов.

После 1917 г. дом стал общественным достоянием. Вначале его превратили в коммуналку, потом отдали студентам под общежитие. С 1958 г. в нем размещался Дом комсомольцев и школьников Бауманского района.

Церковь Сергия Радонежского

Покровка, 22 А С2 – домовая церковь Сергия Радонежского при родильном доме С.В. Лепёхина построена во второй половине XIX в. (1890 г.?)

Выходит в Лепёхинский тупик, по которому числится под номером 29 А.

Покровка, 22 А С1 – жилой дом купцов Андроновых конца XVIII-XIX вв.

С 1929 г. в здании находится Московский Областной Научно-Исследовательский Институт Акушерства и Гинекологии (МОНИИАГ).




Top