Дом комод на покровке почему так называется. Дом Трубецких: тайна старинной усадьбы

Дворец Апраксина-Трубецких - уникальное здание в центре Москвы на Покровке, 22. Это не просто памятник архитектуры в стиле барокко, это ещё памятник самому московскому барокко середины XVIII века. Вот он и потребовал к себе особого отношения, пришлось снимать его несколько раз в попытках найти лучшее освещение и передать в фотографиях его пышные архитектурные формы - ведь это сообщение готовилось специально для сообщества Архитектурные стили .
Всё же дом Апраксина-Трубецких, более известный как Дом-комод, - это настоящий дворец в стиле редкого для Москвы растреллиевского барокко. Он был построен в 1766 году для графа Матвея Фёдоровича Апраксина (1744-1803), возможно, по случаю его брака с троюродной сестрой Петра III. Автор проекта неизвестен. Историки архитектуры приписывали его ученикам Растрелли, также называлось имя Д. В. Ухтомского. Дрругие немногочисленные особняки растреллиевского стиля в Москве были уничтожены пожаром 1812 года.

Территория усадьбы сложилась в результате приобретения графом М.Ф. Апраксиным нескольких небольших владений. На одном из них, принадлежавшем в 1760 году поручику Крюкову, по восточной границе стоял длинный каменный корпус. В 1766-1769 годах были выстроены существующий трехэтажный каменный дом и два одноэтажных флигеля вдоль боковых границ усадьбы, причем восточный, видимо, включил старый корпус владения Крюкова. Замыкающий корпус сохранил лишь сводчатый центральный проезд и крупный горизонтальный руст; боковые здания на узком заднем дворе полностью перестроены. При создании усадьбы был использован распространенный в эпоху барокко приём композиции дворцового здания с внутренним замкнутым двором, образованным боковыми флигелями и служебным корпусом в глубине участка.
Строительство завершилось в 1774-1775 годах, уже после продажи усадьбы Д.Ю. Трубецкому. Западный флигель, прежде короткий, был удлинен. Оба флигеля были надстроены вторым этажом и соединены с домом переходами, которые были расширены в период до 1803 года. В торце восточного флигеля разместилась парадная лестница. В 1783 году двор был замкнут в глубине двухэтажным корпусом с проездом в центре (в наше время этот корпус надстроен третьим этажом); первоначально на его месте предполагался другой, изогнутый в плане.


Генплан усадьбы Апраксина-Трубецких. Экспликация: 1 - Главный дом. 2 - Восточный флигель. 3 - Западный флигель. 4 - Служебный корпус

Главный дом имеет сложную планировку с овальным залом в центре. В отличие от петербургских дворцов, основу планировки этого дворца составляют криволинейные помещения разной формы и размера. Прямоугольные помещения между ними несколько заглублены, изгибы их стен непосредственно выражены в объеме здания. На угловых выступах колонны и фронтоны ориентированы диагонально, что усиливает пластическое богатство здания. Эти выступы подчеркнуты колоннами с характерным для эпохи сложным ритмом и глубокой креповкой цокольной части, антаблемента и фронтонов.


План первого и второго этажей

Стиль барокко, в котором строился дворец, быстро вышел из моды и через 6 лет после постройки новой резиденции Апраксин продал усадьбу князю Д.Ю. Трубецкому. С 1772 по 1861 год дом принадлежал его потомкам - младшей ветви рода Трубецких. На уроках танцев у Трубецких в детстве бывали Александр и Ольга Пушкины. Пушкин посещал дом и позже, вероятно в 1826 году, бывая в гостях у управляющего делами и имениями Трубецких Василия Корнильева.
Считается, что именно здесь, в этом доме князя И.Д. Трубецкого, состоялся сговор о свадьбе его племянницы М.Н. Волконской с графом Николаем Ильичем Толстым; в этом браке родился Лев Толстой. На лето владельцы уезжали в свою усадьбу Знаменское-Садки и сдавали дворец внаём. В 1849-50 годах в доме Трубецких квартировал Дмитрий Менделеев.
С середины XIX века в усадьбе помещалась Четвертая мужская гимназия, в которой учились создатель аэродинамики Николай Жуковский, философ Владимир Соловьев, театральный режиссёр и критик Константин Станиславский, филолог Алексей Шахматов, писатель Алексей Ремизов и политический деятель Николай Астров.

1. Бирюзовый барочный дворец виден сразу за изгибом Покровки.

2. Скромная окружающая застройка служит хорошим фоном для необычного здания.

3. Пониженные флигели придают развернутому по улице ансамблю необходимую парадность.

4. Главный дом представляет собой замечательный памятник архитектуры позднего барокко. Фасад дома состоит из изогнутых линий, чередующихся ровных участков и выпуклых плоскостей, которые скрыты под обильным декором. Динамичная ордерная композиция, рисунок деталей, богатство декора напоминают самые знаменитые дворцовые здания того времени. Однако русское барокко не знает таких объемно-пространственных решений в архитектуре жилых зданий. В эпоху классицизма необычный вид здания закрепил за ним, а затем и за его владельцем - старшим Трубецким ироническое прозвище "комод".

5. Ниши первого этажа украшает необычная для жилого дома деталь - лепные раковинам. Крупные наличники и пышная лепнина почти целиком заполняют стены.

6. Криволинейное очертание фасада в средней части еще не столь ощутимо, но полукруглые угловые объемы выглядят самодостаточно. На этих ризалитах колонны и фронтоны размещены диагонально, благодаря чему усиливается пластическое богатство всего здания в целом.

7. Барочные картуши украшены лепниной в форме уха.

8. На фасадах богатейшая лепнина - наличники сложного рисунка, гирлянды, картуши на фронтонах. Исследователь архитектуры русского барокко Б.Р. Виппер назвал такие фасады "торжественным парадом".

9. Сильным пластическим элементом является и венчающий карниз. Разорванные фронтоны над выступающими объемами фасада еще больше подчёркивают напряженную игру архитектурных форм.

11. На втором этаже картуши дополнительно снабжены маскаронами в форме детских головок.

12. Колонны нарядного коринфского ордера объединяют второй и третий этажи, указывая на расположение здесь основных помещений, парадных и жилых. Однако ордер трактован по-барочному живописно и служит средством пластического обогащения стены. Сложный ритм расстановки колонн, то одинарных, то сдвоенных, придает стене дома мощь и динамичность, усиливает эффекты света и тени.

13. Выступающие из фасада ризалиты на втором и третьем этаже переходят в колонны или колоннады, в зависимости от ширины выступающей части. Первый этаж, более простой в оформлении, отделен от двух верхних тягой.

16. С двух сторон к дому примыкают небольшие флигели, а справа еще и службы, составляя с ним единый комплекс построек.

17. Продольные фасады флигелей, более сдержанные, обработаны уже в формах раннего классицизма.

18. Из выпукло-вогнутых форм фасадов наиболее разработан выходящий во двор, но сейчас во двор попасть невозможно - все ворота закрыты.

19. Оказалось, что при вечерней подсветке вся барочная роскошь дома смотрится ещё более выпукло и выразительно. К сожалению, внутрь попасть в индивидуальном порядке оказалось невозможно. Хороших фотогафий интерьеров дома тоже не нашлось, пришлось довольствоваться результатами своей наружной съёмки.

20. Из дальнейшей истории здания известно, что во время функционирования гимназии, некоторые внутренние помещения дома были перепланированы под её нужды, как общественного учреждения. Тогда же здесь появилась чугунная лестница, сохранившая до нашего времени.
В дворцовом здании гимназия просуществовала вплоть до революции 1917 года. Домовой церковью для гимназистов служила бывшая домовая церковь Трубецких, освящённая в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, располагавшаяся на втором этаже. К юбилею 50-летия гимназии по распоряжению её директора Благовещенская церковь была обновлена, помещение храма было значительно увеличено за счёт присоединения к нему соседних комнат.

21. После Октябрьской революции гимназия была закрыта, домашняя церковь упразднена, а находившиеся в ней церковная утварь и убранство были переданы в сельский храм Коломенского уезда. Помещения дома по решению революционных властей были обращены в коммунальные квартиры и заселены рабочими и служащими.

22. В годы гражданской войны все деревянные элементы убранства дома - декор, паркет, лестницы, перила, двери, мебель были полностью уничтожены или использованы для отопления и обогрева помещений в зимнее время.

23. Кроме коммуналок в здании также размещались, сменяя друг друга, различные учреждения и организации. С 1924 года до 1930-х годов в помещениях дворца располагалось общежитие студентов Московского института инженеров транспорта.

24. После окончания Великой Отечественной войны, коммуналки начали постепенно расселяться. На втором этаже здания расположился Дом пионеров и школьников Красногвардейского района Москвы.

25. И только в 1960-х годах, проживавшие в коммунальных квартирах жильцы были окончательно выселены, а учреждения и организации выведены, на освободившихся площадях разместился Всесоюзный научно-исследовательский институт геофизики. В это же время была проведена первая реставрация памятника - его фасадам вернули первоначальный облик середины XVIII века.

26. С 2005 года часть помещений дворца арендовал Российский фонд милосердия и здоровья (в 2009 г. охранно-арендный договор на помещения объекта культурного наследия расторгнут в связи с неисполнением его условий).

На фотографии, сделанной художником Грабарём в 1906 году, видно, что колонны дома раньше были каннелированные, т.е. с вертикальным желобками на стволе колонны.

Две акварели второй половины XIX века показывают, как тогда выглядел этот роскошный дворец. Иллюстрации позаимствованы у

На Покровке взгляд прохожего обязательно остановится на доме №21, который формирует перспективу улицы. Он напоминает царские дворцы Санкт-Петербурга, а в Москве подобных зданий сейчас нет. Своей необычной формой и вычурной отделкой он напоминает шкаф для белья и москвичи прозвали его Дом Комод . Князьям Трубецким , владевшим этим зданием почти целый век дали прозвище Трубецкие-Комод . В этом доме, по легенде, императрица Елизавета Петровна тайно обвенчалась с графом Разумовским.

История

В 1766 граф Матвей Апраксин затеял строительство. Автором проекта считают Дмитрия Васильевича Ухтомского, который подписал окончательные чертежи. Здание выстроено в стиле так называемого растреллиевского барокко, что в Москве было редкостью. Для этого стиля характерны причудливые формы, изысканная лепнина, обязательные колонны. Сегодня это единственное строение такого стиля в Москве. Немногочисленные другие особняки такого типа сгорели в пожаре 1812 году.

Москвичи окрестили это здание «комодом» из-за своеобразной формы и декора, которые действительно напоминали этот предмет мебели.

В 1799 г. Апраксин продал свою усадьбу в 1772г. одной из ветвей многочисленного семейства Трубецких, во владении которых дом оставался 90 лет. Чтобы отличать это семейство от других, им дали прозвище Трубецкие-комод.

Архитектура

Здание удивляет прихотливостью объёмов и своеобразием архитектуры. Планировка представляет собой помещения разнообразных форм и размеров. Это подчёркивается изгибами фасада. В отделке применены пилястры и колонны коринфского ордена, а лепнина и наличники практически целиком заполняют стены. По углам дома портики повёрнуты к перспективам улиц. Таким образом, стоящий на возвышенности дом, организует перспективу улицы на её изгибе.

Внутренняя планировка строения практически не сохранилась. Но известно, что все многообразные помещения располагались вокруг большого овального зала. Печи разной формы были украшены уникальными изразцами. (До середины ХХ века там ещё было печное отопление).

В этом «Комоде» бывал Александр Сергеевич Пушкин. Вместе с сестрой Ольгой он посещал там уроки танцев. И после восстания декабристов в 1826г. Пушкин навещал тут Василия Корнильева, управляющего Трубецких. Сюда же хаживал Федор Иванович Тютчев, живший неподалёку.

В 1861г. усадьба была продана Московскому университету и там была открыта 4-я Гимназия, где учились ученый Николай Жуковский, режиссёр Константин Станиславский, академики Виноградов и Шахматов, меценат Савва Морозов.

После революции в «комоде» расположились коммунальные квартиры и разнообразные учреждения. В 1924-1930г. здесь было институтское общежитие МИИТ.

После войны в здании был Дом Пионеров. Туда ходила Белла Ахмадулина, о чём написал в книге «Промельк Беллы» её муж Борис Мессерер.

В 1960г. была осуществлена первая реставрация фасадов и дом приобрёл прежний вид середины XVIII века. Сейчас в доме находятся разнообразные учреждения.

С этим домом связана одна романтическая легенда. Говорят, что именно тут, в домовой церкви сочетались морганатическим браком императрица Елизавета Петровна и граф Разумовский.

Архитектором особняка иногда называют Расстрелли. Но к нему этот дом отношения не имеет. В наше время для «комода» организовали специальную архитектурную подсветку и он заиграл новыми красками и особенно красив по вечерам.

Видео

Зарегистрированные пользователи могут принять участие в написании статьи и получить вознаграждение.

Его изображения есть на марках, открытках, конвертах, альбомах, рассказывающих о городе, в путеводителях.

Дом-дворец

Дом на бывшей Графо-Кутайсовской улице (а в первой половине XIX в. Арсенальской) за всю свою более чем полуторавековую историю очень неохотно расстается со своими тайнами и загадками. Ведь до сих пор исследователи не знают точной даты постройки дома Трубецких, также под вопросом остается: кому принадлежал дом в разное время и как он выглядел в различные исторические периоды?

Предполагается, что Трубецкие приобрели участок с небольшим жилым деревянным домиком, который вскоре снесли. Схожие по размерам и расположению дома находились и на смежных участках, да и во всей округе. На месте снесенного дома был построен новый, разительно отличавшийся от предшествовавшего ему, да и от всего окружения. Этот новый дом, почти дворец, был для провинциального диковиной, явлением другого мира, как и сам его хозяин - князь Трубецкой, бывший житель Петербурга, представитель высшего дворянства, хотя и низведенный до ранга государственного преступника.

Здание выделялось на фоне городской застройки и по внешнему облику, и по внутренней организации. Оно более напоминало маленький дворец, нежели обычный городской дом. Даже положение на участке - в глубине усадьбы с обширным парадным двором, как в Москве, - отличалось от того, как это было принято. В настоящее время кроме главного дома в усадьбе находятся конюшня, погреб, людская изба, появившаяся значительно позднее. Наличие парадного двора создает впечатление обширного открытого пространства перед домом, что чрезвычайно ценилось в условиях городской тесноты.

Кто хозяин?

По предположениям краеведов, Трубецкие построили дом на Арсенальской после смерти княгини (1854), где сам князь, Сергей Петрович Трубецкой, жил с 1854 г. и до отъезда из Иркутска после амнистии в декабре 1856 г. Также есть версия, что сохранившийся дом Трубецких по улице Дзержинского, 64, является позднейшим приобретением семьи для одной из замужних дочерей.

Исследователь В.П.Павлова из Санкт-Петербурга, крупнейший специалист по истории семьи Трубецких, знаток практически всего архивного комплекса документов по этой семье, уточняет:

«Сохранившийся в Иркутске дом (ныне Музей декабристов на ул. Дзержинского, 64), принадлежавший, по преданию, С.П.Трубецкому, был, по-видимому, построен для его дочери А.С.Ребиндер, муж которой в 1854-1855 гг. намеревался перебраться из Кяхты в Иркутск ».

Историк Евгений Ячменев выдвинул версию, что первоначально в этом доме с 1847 года жил декабрист , который был доставлен в Иркутск из Шлиссельбургской крепости 11 августа 1834 г., затем оставлен в городе для излечения и только 5 сентября 1834 г. водворен на поселение в с.Усть-Куда .

В официальной переписке после смерти 8 января 1848 г. И.В.Поджио отмечалось, что «имущества после Иосифа Поджио не осталось никакого ». По уровню своего материального положения Поджио не мог построить дом на Арсенальской, а вот снимать временно мог.

Вполне возможно, считает Евгений Ячменев, что дом на Арсенальской был построен для И.В.Поджио - в компенсацию за то, что присмотренный им городской участок напротив Преображенской церкви ему пришлось уступить тем же Волконским. Есть версия, что дом на Арсенальской был предоставлен А.П.Трубецкому, брату Сергея Трубецкого.

Все было бы намного проще, доживи документы семейного архива Трубецких до наших дней. Но в 1912 г. в Симферополе вторая дочь декабриста, Е.С.Давыдова, уничтожила хранившуюся у нее важную часть архива с ценными рукописями, перепиской, личными и семейными материалами. Е.С.Давыдова полагала, что своим поступком предотвратила ситуацию, когда досужие умы, как она говорила, «снова начнут трепать и имя моего отца ...»

Дело довершили Октябрьская революции 1917 г. и Гражданская война - тогда погибли так необходимые сейчас другие документы о домах семьи Трубецких в Иркутске. В любом случае дом как историко-архитектурный памятник уникален. Может, поэтому судьба пощадила его для истории во время страшного иркутского пожара 22-24 июня 1879 г., когда море огня доходило до Мяснорядской и Арсенальской улиц.

Подземный ход

Еще одной загадкой дома Трубецких до сих пор называют упоминание об обнаружении подземного хода. Связаны они с появлением в прессе заметки без подписи - «Иркутские подземелья». В частности, автор заметки сообщал:

«В усадьбе декабриста Волконского (Волконский переулок) более сорока лет тому назад был также найден спуск в подземелье.

Местные старожилы утверждают, что подземный ход со двора Волконского идет к дому на улице Дзержинского (бывшая Арсенальская), где в 1830-1840 гг. жил другой декабрист, И.В.Поджио ».

Речь идет, таким образом, об обнаружении подземного хода в начале XX в. Осенью 1920 г. иркутскими подземельями интересовался летописец Н.С.Романов:

«Посещая раскопки (в центре города), пришлось вести разговор на тему подземелий, и узнал, что в ремесленной школе (у Преображенской церкви) в доме бывшем декабриста Волконского имеется подземный ход, по которому служащие школы ходили, и будто таковой выходит за ворота, идет наискосок улицы и задевает собою перила, огораживающие площадь.

Будто подземный ход идет к дому декабриста Трубецкого, то есть на расстоянии целого квартала. Во дворе школы вход в подземелье завален сором, найти его возможно, живущие в том доме хорошо его знают. А историки, иркутяне не знали ».

Рассказы о подземном ходе передаются из уст в уста в Иркутске и сейчас. При земляных работах во время реставрации домов Трубецких и Волконских территория, прилегающая к зданиям, раскапывалась на значительную, до трех метров, глубину с трех сторон для прокладки коммуникаций. Подземный ход при этом обнаружен не был. Правда, участок переулка Волконского непосредственно перед домом глубинными раскопками не затрагивался.

Евгений Ячменев, директор Музея декабристов, не исключает существования подземного хода, но оговаривается, что тоннель мог идти не до улицы Дзержинского, а до Преображенской церкви, поскольку подземные ходы от церквей к жилым зданиям были традиционны в Иркутске.

Предстоит длительное лечение

Первая реставрация дома Трубецких была проведена в 1965-1970 годах по проекту московского архитектора Галины Оранской. С тех пор дом обветшал, внешние углы просели. В 2003 году было решено закрыть здание для ремонта еще раз.

Проектом занялись архитектор ТПО Иркутскархпроект Лидия Клайс и сотрудник комитета по охране объектов культурного наследия администрации Иркутской области Елена Ладейщикова. Изначально задача казалась предельно простой, но тут в руки специалистов попала фотография начала XX века. Оказалось, что реставрация была проведена по упрощенному варианту, а изначально дом Трубецких имел несколько иной вид.

- У дома был очень интересный декор - эркер другой формы, низ корзины украшали декоративные листья. Центральные окна представляли арочную форму, в раннем варианте здание имело центральный ризалит (точнее, ложный выступ), от которого в настоящее время сохраняется верхняя часть, и каменный цоколь с полукруглыми окнами, а также кронштейнами и кокошниками по обе стороны от эркера, - рассказывает Лидия Клайс. - Современные иркутяне могли видеть совершенно другое здание: окна прямоугольные, наличники простые.

Время коммуналок превратило шикарное здание, созданное, скорее всего, очень модным в XIX веке архитектором , в пять клетушек с разными входами и лестницами. Работа была проведена огромная. Лидия Клайс и Елена Ладейщикова, пытаясь воссоздать истинный облик дома, искали здания похожие, однотипные. Но оказалось, что дом Трубецких уникален не только для Иркутска, но и для других городов Сибири. Похожий дом с арочными окнами нашелся только в Вологде.

Воссоздавая внутреннюю планировку, архитекторы опирались на законы классицизма, по которым построено здание. По старинным канонам, после входа в сени следовала приемная, затем гостиная в три окна, за ней - диванная, кабинет или будуар хозяйки. В доме было две печи внизу и еще одна - наверху, а отсутствовавший камин был при реставрации перевезен из Гранд-отеля в 1904 году.

Много вопросов вызывал неоштукатуренный деревянный потолок, но Елена Ладейщикова и Лидия Клайс пришли к выводу, что он, скорее всего, сделан по типу настоящих венецианских потолков. Никакой информации о том, где находился парадный вход, не осталось. Исследования показали, что вход сбоку в существующие ныне сени был слишком узок для дам в кринолинах, поэтому центральный вход оставили на прежнем месте.

Изначально дом стоял на деревянном подклете, который впоследствии заменили каменным. Это и стало началом «болезни пациента». Поднимая здание, строители подставляли под него деревянные стулья - столбы, которые впоследствии стали активно разрушаться. Гниению подверглись очень многие части здания.

- Когда мы проводили исследования, нам попадались не очень поврежденные участки, но когда начался сам процесс реставрации - оказалось, что дело обстоит намного хуже, - говорят реставраторы.

Как выяснилось, в 1970-е годы реставраторы уже вскрывали обшивку стен и поставили тот же неутешительный диагноз, но побоялись что-либо трогать и закрыли больное место досками. Внутри дом был покрыт уже современной штукатуркой, которая жестко держала его, как корсет. А когда все открылось, стало ясно, что дом необходимо перебирать. Потому что прогнившие участки бревен хаотично встречаются по всему зданию.

Дом, получивший такое необычное прозвище — комод, — был построен в 1766 году по заказу графа Матвея Апраксина. Архитектор неизвестен, но так как план с нанесенными на него постройками подписал Дмитрий Васильевич Ухтомский, авторство приписывают ему. Одно несомненно: дом строил ученик Растрелли, поэтому он выполнен в нехарактерном для столицы стиле — барокко: вогнуто-выпуклые формы, пышная лепнина, колонны. На сегодняшний день дом-комод — единственный на всю Москву архитектурный представитель растреллиевского барокко. Все остальные здания такого стиля были уничтожены пожаром 1812 года.


В столице на момент строительства дома уже главенствовал классицизм, поэтому москвичи, сначала сравнивавшие его с Зимним дворцом, все же прозвали комодом. Граф Апраксин в 1772 году продал его князьям Трубецким — младшей ветви знаменитого рода, которые владели домом почти 90 лет. Этих Трубецких в городе прозвали Трубецкие-Комод, чтобы не путать с родственниками. Говорят, что Трубецкие не хотели расставаться с дворцом из-за легенды о том, что якобы именно здесь Алексей Григорьевич Разумовский праздновал свой тайный брак с императрицей Елизаветой Петровной.

Не поленитесь и обойдите дворец вокруг. Он поразит вас сложностью объемов и динамикой архитектуры. Основу планировки составляют криволинейные помещения разной формы и размера. Прямоугольные помещения между ними несколько заглублены, изгибы их стен непосредственно выражены в объеме здания. Эти выступы подчеркнуты колоннами и разорванными фронтонами. Колонны и пилястры коринфского ордера объединяют парадный второй и третий этажи. Крупные наличники и пышная лепнина почти целиком заполняют стены, особенно со стороны двора. Необычная для жилого дома деталь — лепные раковины в полукуполах ниш первого этажа. Обратите внимание на углы дома-комода: они развернуты вдоль улицы и представляют собой портики с разорванными фронтонами, обращенные к перспективам улицы. Этими углами дом держит перспективы улицы в одну и другую сторону, так как стоит на возвышенности в том месте, где Покровка на уклоне плавно изгибается.

Громкие имена

Внутри здания сохранилась лишь основная планировка, так как в начале XIX века дом пострадал во время пожара и интерьеры были переделаны. Внутреннее пространство дома определяется не только многообразием помещений, но и их расположением вокруг большой овальной залы. Высокие двери сочетались с более поздними низкими. Прямые и вогнутые угловые печи были облицованы изразцами. Деревянные лестницы во второй половине XIX века заменили на чугунные. В юго-западном круглом помещении до конца XX века сохранялась винтовая лестница. Кстати, до 1950-х годов в доме было только печное отопление.

В стенах «комода» побывало немало легендарных личностей. В детстве тут бывал Александр Сергеевич Пушкин с сестрой Ольгой на уроках танцев. Сюда в гости ходил и живший неподалеку Федор Иванович Тютчев. Пушкин бывал здесь и позже — в 1826 году, навещая управляющего делами Трубецких Василия Корнильева.


В 1861 году Трубецкие продали усадьбу за 125 тыс. рублей Московскому университету. В ней разместилась 4-я мужская гимназия, в которой учились многие известные люди: прославленный авиатор Николай Егорович Жуковский, заслуженный деятель искусств Константин Сергеевич Станиславский, ученый Павел Гаврилович Виноградов, академик Алексей Александрович Шахматов, промышленник и меценат Савва Тимофеевич Морозов и многие другие.

После революции 1917 года в доме устроили коммунальные квартиры. С коммуналками соседствовали разные учреждения. С 1924 года до 1930-х здесь находилось общежитие студентов Московского института инженеров транспорта. В одной комнате могли проживать до 20 человек. А коммуналки расселили только после войны. В здание переехал Научно-исследовательский институт геофизических методов разведки. На втором этаже располагался Дом пионеров Красногвардейского (затем Бауманского) района. Среди его посетителей была поэтесса Белла Ахмадулина и театральный художник Валерий Левенталь. В 1960-х годах была проведена первая реставрация дома: его фасадам вернули первоначальный облик середины XVIII столетия. Сейчас дом занимают разные учреждения.

Купол и колокольню храма Живоначальной Троицы на Грязех еще не восстановили. Фото: Russian Look

По соседству

Рядом с усадьбой Апраксиных-Трубецких есть еще несколько интересных мест. Слева от дома-комода расположена церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах, построенная еще в 1688 году, — памятник московского барокко. В 1932 году храм закрыли и разместили в нем фабрику, и только в 1983 году церковь начали реставрировать. В 2013 году на церковной ограде установили девять керамических икон-рельефов художника Сергея Леонидовича Шихачевского. Здесь можно увидеть иконы пророка Илии, святого Лонгина Сотника, равноапостольных Константина и Елены, великомученика и целителя Пантелеимона и других.


По адресу: ул. Покровка, 13, находится храм Живоначальной Троицы на Грязех. Он был построен в 1861 году известным московским архитектором Михаилом Доримедонтовичем Быковским по образцам архитектуры Ренессанса. В середине 1950-х годов здание храма было переоборудовано под Дом культуры. Купол и колокольню снесли. В 1992 году здание вернули церкви. Восстановление купола и колокольни еще предстоит.

Неподалеку от церкви, на Чистопрудном бульваре, 14, находится некогда принадлежавший ей доходный дом. Главное его украшение — пояс из терракотовых барельефов на третьем и четвертом этажах, на котором изображены сказочные звери, птицы и растения. Автором эскизов был ученик Виктора Михайловича Васнецова — художник Сергей Иванович Вашков. Выполнила работу художественная артель «Мурава», в которой работали известные художники Алексей Филиппов, Иван Аверинцев, Петр Галкин и другие.

Терракотовые барельефы на доходном доме выполнила артель «Мурава», в которой работали известные художники начала XX века. Фото: Елена Шишкова/www.milochka.tourister.ru

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Дом Апраксиных – Трубецких («дом-комод»)

Этот дом называют жемчужиной елизаветинского барокко. И, как у всякой драгоценности, у него есть свои легенды, тайны и загадки.

История началась в 1764 году, когда землю на Покровке купил подпоручик лейб-гвардии Измайловского полка граф Матвей Фёдорович Апраксин. Новый покровский землевладелец происходил из очень древнего и именитого рода, давшего России многих замечательных людей. Его отец Фёдор Матвеевич – стольник Петра, легендарный адмирал, глава Адмиралтейского приказа, строивший Азовский флот. После смерти адмирала его сыну Матвею достался большой участок в Петербурге на Фонтанке. Это знаменитый Апраксин двор.

В 1764 году Матвей Апраксин женился на фрейлине Екатерине Ивановне Гендриковой. Тогда-то и купил он просторный земельный участок на Покровке, где решил построить дом. Тот самый, который стоит и поныне.

С возведением этого дома и связана первая загадка. Дело в том, что к этому времени в моду уже вошёл классицизм. Он пришёл на смену барокко, модному во времена императрицы Елизаветы Петровны. А ко времени строительства дома и в Москве, и в Петербурге предпочтение отдавалось классицизму, столь любимому новой императрицей Екатериной II Алексеевной.

Причины столь неожиданного решения вернуться назад, к елизаветинскому барокко, называют разные. Но скорей всего Матвей Апраксин мог просто поступить своевольно, как барин, как и было принято среди многих богатых московских вельмож.

Но, как бы там ни было, а в Москве появилась архитектурная жемчужина – редчайший образец гражданского елизаветинского барокко. Лепнина, раковины, коринфские колонны, богатый декор не мог никого оставить равнодушным. Дом сразу назвали московским Зимним дворцом. Правда, в миниатюре. А затем за причудливую архитектуру и форму он получил и другое прозвище – «дом-комод».

Дом Апраксиных – Трубецких («дом-комод»)

Имя архитектора – вторая загадка дома. Легенды приписывали дом самому Варфоломею Варфоломеевичу Растрелли. Исследователи выражались более осторожно: неизвестный мастер круга Растрелли. Некоторые предлагали имя крепостного графа П.Б. Шереметева Ивана Петровича Аргунова. Ведь Иван Петрович был не только талантливым художником, но и архитектором, принимал участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино.

Затем с определенной долей уверенности стали называть Дмитрия Васильевича Ухтомского. Он был главным архитектором Москвы в период правления императрицы Елизаветы Петровны и считается одним из создателей московской архитектурной школы. И что важно – учеником Варфоломея Варфоломеевича Растрелли. Это он, главный мастер московского елизаветинского барокко, построил великолепную колокольню в Троице-Сергиевой лавре, а в Москве – церковь Никиты Мученика в Старой Басманной.

И если принять версию, что архитектором дома Апраксина был Дмитрий Васильевич Ухтомский, то понятно, что это его главное гражданское творение. Он был выстроен в соответствии с законом петровского времени – по «красной линии» улицы, с парадным фасадом, обращённым на Покровку. Возможно, и уже с овальным залом в центре. Позднее там была устроена домовая Благовещенская церковь.

При Апраксине домового храма не было. Матвей Федорович приписался к соседней Воскресенской церкви. С 1769 года имена его и домочадцев появляются в исповедной книге храма.

В 1772 году Апраксины по каким-то неясным обстоятельствам расстались с домом на Покровке. Строение приобрёл лейб-гвардии капитан-поручик князь Дмитрий Юрьевич Трубецкой.

Роскошную усадьбу Апраксиных на Покровке Дмитрий Юрьевич Трубецкой приобрёл на средства, вырученные от продажи кремлевского владения. Это владение Трубецких в центре Кремля существовало с 1612 года. Дмитрий Тимофеевич Трубецкой прославился в Смутное время. В 1611 году вместе с Прокопием Ляпуновым и Иваном Заруцким он собрал первое народное ополчение и участвовал в боях за Москву. В 1612 году вместе со вторым ополчением освобождал столицу от наёмников, за что получил титул «Спаситель Отечества». Трубецкой ратовал за созыв Земского собора и даже был претендентом на царский престол. Заняв в октябре 1612 года Московский Кремль, Дмитрий Тимофеевич Трубецкой облюбовал себе бывшие палаты Бориса Годунова и поселился в них. В своём новом владении он устроил небольшую домовую Благовещенскую церковь. Только в 1771 году по указу императрицы Екатерины II казна выкупила это последнее частное владение в Московском Кремле. На этом месте должно было возводиться здания Сената.

Дмитрий Юрьевич Трубецкой перевёз на Покровку и домовую Благовещенскую церковь. Так в особняке появился собственный храм.

Городская усадьба на 89 лет перешла к новым владельцам. Домом владели четыре поколения князей Трубецких.

С начала XIX века с домом на Покровке связаны имена многих выдающихся писателей и деятелей культуры. Александр Сергеевич Пушкин знал этот дом с раннего детства. У Трубецких бывал и маленький Фёдор Тютчев. Будущий известный историк Михаил Петрович Погодин преподавал дочерям Трубецкого. Дом на Покровке был связан с судьбой Льва Николаевича Толстого. Князь Дмитрий Юрьевич, первый владелец из рода Трубецких, был прадедом писателя по материнской линии.

В 1861 году юнкер лейб-гвардии конного полка князь Иван Юрьевич Трубецкой и его мать Ольга Фёдоровна продали дом на Покровке Московскому университету. В доме была открыта 4–я мужская гимназия. Эта гимназия выделялась среди казенных гимназий и даже соперничала со знаменитой 1–й мужской гимназией на Волхонке – старейшей в Москве, основанной в 1804 году. 4–я гимназия была классической гимназией высшего разряда – с двумя древними языками, латынью и греческим, что давало право после её окончания поступать в Московский университет. Она славилась великолепным преподавательским составом. Среди выпускников гимназии – Николай Жуковский, «отец русской авиации», и академик Алексей Шахматов. В этих стенах гимназист Константин Станиславский, тогда еще Алексеев, познакомился с Саввой Морозовым, будущим меценатом его театра. В гимназии на Покровке учились братья Ремизовы, в их числе будущий писатель Алексей Ремизов, чье творчество Марина Цветаева назвала «живой сокровищницей русской души и речи».

После революции гимназия была закрыта, закрыта была и домовая церковь. Дом заняли обычные коммуналки. С коммуналками соседствовали разные учреждения. С 1924 года здесь находилось общежитие студентов Московского института инженеров транспорта. Коммуналки же стали постепенно расселяться только после войны, и на втором этаже расположился Дом пионеров.

В 1960–х годах жильцы коммуналок были окончательно выселены. У дворца появился новый хозяин, Всесоюзный научно-исследовательский институт геофизики. Тогда была проведена первая реставрация памятника: его фасадам вернули первоначальный облик середины XVIII столетия. Начали восстанавливаться и интерьеры.

И удивительный дом, получивший когда-то ироническое прозвище комод, вновь стал восприниматься как подлинная жемчужина елизаветинского барокко. Ведь известно, что настоящий жемчуг погибает без человеческого тепла.




Top