Дом композиторов в брюсовом переулке. Брюсов переулок

Л. Е. Кербель родился 25 октября (7 ноября) 1917 года в небольшом селе Семёновка (ныне Черниговская область Украины), располагавшейся тогда на севере украинских земель Российской республики. Отец будущего скульптора - Кербель Ефим Абрамович, работал приказчиком, после Октябрьской революции вступил в РКП (б), служил в системе Росснабсбыта; мать - Кербель Зинаида Иосифовна, домохозяйка.

Интерес и явные способности к художественному творчеству у Льва Ефимовича открылись ещё в раннем детстве, в возрасте около 6 лет. Будущий скульптор вспоминал это так:

В школе Кербель продолжал заниматься искусством, особенно лепкой. На одном из школьных конкурсов детского творчества он получил первую премию в виде фотоаппарата «Фотокор» за шуточную глиняную композицию «У самовара я и моя Маша». Первое серьёзное признание своего художественного таланта Лев Ефимович ощутил в 9-м классе (1933 год), когда барельеф с изображением В. И. Ленина его работы был высоко оценён на областном этапе олимпиады художественной самодеятельности. Этот творческий успех в дальнейшем сыграл важную роль в жизни молодого Кербеля, именно тогда он твердо решил стать профессиональным скульптором. По окончании Львом средней школы Смоленские областной отдел народного образования и областный комитет ВЛКСМ направили ходатайства в НКП РСФСР с просьбой оказать помощь юноше в получении высшего художественного образования. В итоге в ведомстве посчитали необходимым пригласить молодого человека в Москву.

Зимой 1934 года Лев Кербель приезжает в Москву с целью показать свою призовую работу - барельеф В. И. Ленина - в Наркомпросе РСФСР. Там его принимает сначала сам нарком просвещения А. С. Бубнов, а потом и вдова Ленина, заместитель наркома просвещения Н. К. Крупская. Она направила Льва Кербеля с рекомендацией к директору ленинградской Всероссийской Академии художеств И. И. Бродскому, который почти сразу же решил показать юношу скульптору С. Д. Меркурову. Последний же дал очень хороший отзыв на конкурсную работу Кербеля, написав Крупской записку:

В марте 1935 года Лев Кербель приезжает по направлению Наркомпроса РСФСР в Ленинград, где его зачисляют в подготовительный класс Всероссийской Академии художеств. В сентябре 1937 года он становится студентом I курса скульптурного факультета Московского института живописи, скульптуры, архитектуры и искусствоведения (будущий МГХИ имени В. И. Сурикова). Летом молодой художник подрабатывал руководителем детских и художественных кружков в пионерских лагерях, в том числе в «Артеке». В студенческие годы Кербель исполнял скульптурный портрет А. С. Пушкина (1937, художественный музей Смоленска), для «Артека» установил памятник Пионеру. В 1941 году он принял участие в конкурсе на памятник В. В. Маяковскому и в первом туре получил первую премию. Проведению второго тура помешала Великая Отечественная война. Проект так и остался незавершённым. Однако, как потом вспоминает скульптор А. П. Кибальников, его знаменитый памятник В. В. Маяковскому на Триумфальной площади (до 1991 - площадь Маяковского) в Москве, открытый в 1958 году в честь 65-летия поэта, частично основывается на кербелевской довоенной модели монумента.

Нет такого жанра скульптуры, в котором бы Л. Е. Кербель не работал: он выполнял портреты и памятники, монументальные комплексы и станковые композиции.

В 1942 году скульптор ушёл на фронт. Он служил военным художником на Северном флоте, участвовал в походах на миноносцах «Разумный» и «Гремящий», не раз ходил в море на торпедных катерах, был вместе с десантниками, освобождавшими город Петсамо. Служба Л. Е. Кербеля проходила среди моряков-подводников и летчиков Заполярья, чьё мужество и героизм вдохновляли молодого скульптора.

В 1945 году командование советских войск в Германии вызывало Кербеля в Берлин, где в соавторстве с В. Е. Цигалем он выполнил работу над монументом в память героев штурма Берлина, который решено было установить в берлинском парке Тиргартен. Это был второй по времени создания мемориал воинам-победителям после монумента в Кёнигсберге. Тогда же Кербелем были созданы и установлены памятники советскому солдату-освободителю в городе Кюстрин и на Зееловских высотах близ Берлина.

Л. Е. Кербель автор более 50 памятников и мемориалов, установленных во многих отечественных городах и за рубежом. Им создано большое количество скульптур выдающихся деятелей коммунистической партии, советского государства, военачальникам, героям Советского Союза и Социалистического Труда. Совместно с вице-президентом Академии художеств М. Г. Манизером Кербель выполнял посмертную маску И. В.Сталина.

На всех этапах своего творчества Л. Е. Кербель реализовывал принципы коммунистической идеологии в искусстве. Например, в работах «Трудовые резервы», рельефах «Парад победы», «Слушают Ленина» (гипс), 1948-1949; Сталинская премия первой степени (1950); портретах космонавтов; дважды Героя Советского Союза В. С. Петрова (мрамор, 1951), Героя Социалистического Труда К. С. Мухтаровой (мрамор, 1954), Дж. Эндикотта (бронза, 1957) - все в Третьяковской галерее.

Лев Кербель неустанно работал над образом В. И. Ленина, занимавшим ведущее место в иерархии жанров социалистического реализма. Лениниана Кербеля необычайно многообразна. Она состоит из всевозможных портретов вождя и монументов, включающих композиции на революционные темы. По его проектам были поставлены памятники В. И. Ленину в Москве на Октябрьской площади, Смоленске, Горках Ленинских, Кемерове, Краснознаменске, Полтаве, Сыктывкаре, Липецке, Софии, Гаване (в соавторстве с Антонио Кинтаной). Сейчас часть из них демонтирована.

Другим важным социальным заказом стал для Кербеля образ Карла Маркса. Памятники на площади Свердлова в Москве (Ленинская премия, 1962) и в центре немецкого города Карл-Маркс-Штадта, за который он был награждён правительством ГДР орденом Карла Маркса, а АХ СССР присудила скульптору Золотую медаль.

Среди его работ есть целый ряд надгробий: С. Ф. Бондарчуку, Э. К. Тиссе, Е. А. Фурцевой, М. И. Бабановой, Б. А. Лавреневу, адмиралу А. Г. Головко, дважды Герою Советского Союза Д. А. Драгунскому, Д. Ф. Ойстраху и многим других известным деятелям.

Как бы ни были значительны достижения мастера, его творческие планы всегда шли дальше. Весной 1986 года Кербель завершает свою новую большую работу - монумент в честь 100-летия со дня рождения Эрнста Тельмана, ставший центром архитектурного ансамбля одного из рабочих районов Берлина. В 1998 году в Измайлово был открыт памятник Петру I.

С 1962 года профессор Л. Е. Кербель вел мастерскую скульптуры в МГХИ имени В. И. Сурикова. Он воспитал плеяду талантливых мастеров, успешно работающих в России и за рубежом.

В 1964 году на киностудии «Центрнаучфильм» снят фильм «Первому коммунисту» о творчестве Л.Кербеля (режиссёр Томберг, Владимир Эрнестович).

В 1967 году Кербель был скульптором памятника Ленину в Смоленске.

Кербель состоял во многих общественных организациях. Он являлся членом правления Советского фонда культуры, правления Союза художников РСФСР, президиума Госгражданстроя СССР, председателем Художественно-экспертного совета Министерства культуры РСФСР, входил в состав различных советов и жюри.

Следует отметить, что он допускал копирование своих работ, выдавая их за оригиналы. Так, последняя его работа - памятник Петру I перед штабом Балтийского флота в Калининграде, установленная к 300-летию Российского флота, оказался копией памятника, установленного в Москве в 1998 году.

Награды

  • Герой Социалистического Труда (1985)
  • орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (5 ноября 1997) - за заслуги перед государством и большой личный вклад в развитие отечественного изобразительного искусства
  • орден Дружбы народов (6 мая 1993) - за большие заслуги в изобразительном искусстве, укреплении международных культурных связей и плодотворную педагогическую деятельность (Вопрос спорный, так как это орден СССР и с конца 1991 года им не награждают, а российский орден Дружбы учрежден только в 1994 году)
  • орден Ленина
  • орден Трудового Красного Знамени
  • орден Отечественной войны II степени
  • орден Красной Звезды
  • Ленинская премия (1962) - за памятник К. Марксу на площади имени Я. М. Свердлова в Москве (1961)
  • Сталинская премия первой степени (1950) - за скульптурные барельефы «В. И. Ленин и И. В. Сталин - оскователи и руководители Советского государства»
  • народный художник СССР (1977)
  • народный художник РСФСР (1967)
  • Лауреат премии имени Гете (Германия)
  • медаль «За оборону Москвы»
  • медаль «За оборону Советского Заполярья»
  • медаль «За взятие Берлина»
  • награды Израиля, Шри Ланки, Германии.
  • Почетный гражданин городов Смоленск и Полярный.

В 1920-е годы по Москве прокатилась волна строительства кооперативного жилья нового типа. Актёры, музыканты, инженеры и чиновники массово объединялись в кооперативы для строительства собственных домов: одними из самых слаженных оказались созданные артистами Большого театра и «вахтанговцами». Шесть построенных для них зданий до сих пор заселены потомками прим и композиторов.

Дом артистов Большого Театра. Фото: wikimapia.org / Enormousrat

Три адреса в Брюсовом и один в Каретном: дома актёров Большого театра

Брюсов переулок, 7

Каретный ряд 5/10

Из-за своего невзрачного даже по меркам конструктивизма вида: пять этажей, один подъезд, мышиный цвет - здание редко привлекает внимание москвичей. Но дом уже не первый год входит в реестр памятников культурного наследия. Здание построено для работников Государственного академического Большого театра в 1935 году по проекту знаменитого столичного архитектора Алексея Щусева . Дом возвели по заказу кооператива театральных работников. Сразу после завершения строительства здесь поселилась солистка Большого Антонина Нежданова , именно её имя с 1962 по 1994 год будет носить весь переулок. Соседями артистки стали балерина Ольга Лепешинская, певцы Мария Максакова и Никадр Ханаев, театральный художник Федор Федоровский, дирижёр Александр Мелик-Пашаев и многие другие известные в то время сотрудники театра. Интересно, что мемориальная квартира в доме осталась лишь после одного жильца - музыканта Николая Голованова , который жил в апартаментах номер 10.

В 1956-1960 годах для выросшей труппы артистов Большого театра был построен еще один жилой дом в Каретном ряду. Несмотря на внушительные размеры, в доме почти не было действительно известных жильцов. Наибольшей популярности добились поселившийся здесь с самого начала Леонид Утёсов и обосновавшийся позднее телеведущий Леонид Якубович .

Мемориальная доска Леониду Осиповичу Утёсову на доме 5, ул. Каретный ряд в Москве. Фото: Commons.wikimedia.org

Брюсов переулок, 12. Фото: wikimapia.org / Bakurin

В 1928 году здание построил архитектор Иван Рерберг . Пятиэтажный дом с наружными лифтовыми шахтами легко перепутать с массовой застройкой, для которой и подготовили основу первые кооперативные дома эпохи НЭПа. После окончания строительства в доме поселился сам зодчий с семьёй, балерины Виктория Кригер и Марина Семёнова, актёры Софья Гиацинтова и Анатолий Кторов . Самыми знаменитыми и несчастливыми жильцами стали постояльцы квартиры 11, Всеволод Мейерхольд и его жена Зинаида Райх . Сам режиссёр был расстрелян в 1940 году, его супруга - убита в той самой квартире. Сразу после смерти Райх жилплощадь по легенде разделили на две части: одну половину занял шофёр Лаврентия Берии , а другую — девушка по имени Вардо Максимилишвили . Молодой женщине в разных источниках приписывается служба офицером НКВД, личным секретарём и даже любовницей Лаврентия Берии. Сейчас жильё превращено в открытый для посещений музей.

Брюсов переулок, 17

Такой же невзрачный, как и соседние, кооперативный дом артистов МХТ стал первым проектом Алексея Щусева в Брюсовом переулке. На возведение ушёл всего один год: минималистичное здание задумали в 1927 году, а заселяли уже в 1928-м.

Большой Лёвшинский переулок, 8а. Фото: Commons.wikimedia.org

Корпус немного выше соседних артистических зданий и насчитывает 6 этажей. Местные квартиры отличались повышенной комфортностью: почти все они созданы с учётом личных пожеланий будущих жильцов. В одной из секций на первом этаже изначально был спроектирован даже бассейн. В доме поселилась актёры Нина Литовцева, Василий Качалов, Иван Москвин, режиссёр Леонид Леонидов, балерина Екатерина Гельцер и балетмейстер Василий Тихомиров . Уже в середине XX века в доме ненадолго поселится знаменитый советский танцор Марис Лиепа . Несколько лет назад фактически весь верхний этаж и чердачное помещение здания выкупил художник Никас Сафронов - здесь находится его мастерская и жилые апартаменты.

Два дома «вахтанговцев»

Большой Николопесковский переулок, 12

Построенный в 1928 году дом предназначался для артистов театра имени Вахтангова. Здание спроектировал малоизвестный архитектор Яков Рабинович. Пятиэтажный дом правильной формы разделён на четыре подъезда и 38 квартир. Среди постояльцев первого этажа выделялся актёр Борис Щукин.

Большой Николопесковский переулок, 12/ Фото: Commons.wikimedia.org

На втором жили Иосиф Раппопорт, Анатолий Горюнов, Василий Куза, Рубен Симонов . Управдомом артисты выбрали Льва Русланова . Много лет спустя его сын Вадим Русланов опишет жизнь и быт первого поколения «вахтанговцев» в своей книге «Дом в Лёвшинском». В произведении фигурирует очень живая и сплоченная внутренняя жизнь двора: совместные танцевальные вечера, игры в теннис, волейбол, залитый на зиму каток и вечера на скамейке под окнами Щукина.

В 1937 году для артистов театра Вахтангова построили второй дом. Восьмиэтажный жилой корпус на этот раз расположился совсем рядом с местом службы, в Большом Николопесковском переулке. Самыми знаменитыми местными жителями оказались два актёра - отец и сын - Михаилы Державины . Последний до сих пор живёт здесь с женой Роксаной Бабаян .

Брюсов переулок.
Я хочу рассказать Вам об одном из уютных уголков старой Москвы, который мне очень дорог и интересен, поскольку связан с историей моего города и моих родных. Речь пойдет о тихом переулке между Тверской и Никитской улицами, который с XVIII века носит название Брюсов.
Переулок назван по фамилии домовладельца – графа Александра Романовича Брюса, генерал-лейтенанта, вице-губернатора Москвы и племянника (и наследника) знаменитого генерал-фельдмаршала Якова Вилимовича Брюса, соратника Петра I. Усадьба Брюсов – это дом №2/14. Брюсы являются потомками шотландских королей, но с 1647 года они перебрались в Россию. Отец А.Р. Брюса - Рома́н Ви́лимович Брюс - первый обер-комендант Петербурга и старший брат Якова Вилимовича Брюса, который, в свою очередь, был известен как физик, математик, астролог, переводчик и дипломат (а, по слухам, чернокнижник и колдун). Именно ему принадлежит идея кольцевого строительства Москвы. Во владении семьи Брюсов дом был с 30-х годов XVIII века, в 1770-х годах его перестроили, были надстроены второй и третий этажи. В 1812 году он, как и многие другие дома, пострадал от пожара, но уже через год был восстановлен. Главный фасад здания дважды претерпел изменения: в 1813 году и в конце XIX века. В 2007- 2009 годах была проведена реставрация этого исторического здания.
К слову, Брюсы владели домом чуть меньше ста лет, но название переулка –Брюсов, твердо за ним закрепилось. В советское время переулок был переименован в улицу Неждановой, по имени народной артистки СССР – певицы А.Н.Неждановой (жившей в доме №7), но в 1994 году историческое название вернули.
XVI веке на месте современного Брюсова переулка проходил глубокий и длинный овраг, по дну которого протекал ручей - правый приток р. Неглинной. Рядом с ним издавна существовала деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, первое упоминание о которой в исторических источниках относится к 1548 году. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы. Позднее жители стали именовать этот переулок просто Вражским или Воскресенским (из-за построенной в 1634 году церкви Воскресения).
Собственно, именно этот замечательный старинный храм Воскресения Словущего на Успенском вражке является визитной карточкой Брюсова переулка (здание № 15). Этот небольшой скромный храм не теряется на фоне обширного архитектурного наследия российской столицы. Как любят говорить православные верующие - это намоленное место. История этого храма очень интересна. При пожаре 10 апреля 1629 года сгорела деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы и, пристроенный к ней в 1620 году, придел пророка Елисея. На её месте к 1634 году была построена каменная церковь Воскресения Словущего. И рядом возведен новый, тоже каменный, храм пророка Елисея, построенный в память встречи царем Михаилом Федоровичем (первым царем из династии Романовых) своего отца - Патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена. При упразднении этого храма, который просуществовал до нашествия Наполеона и большого московского пожара в 1812 году, его престол перенесли в храм Воскресения Словущего. (По одним сведениям престол Елисеевского храма был перенесен в 1818 году, по другим- в середине XIX века).
Для многих остаётся загадкой, почему в годы государственной атеистической пропаганды, когда многие церкви были закрыты или уничтожены, в главном городе нашей страны – в Москве, ни на один день не прекращал своего служения Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (в Брюсовом переулке)?
Некоторые объясняют этот факт не совсем обычным статусом района, в котором расположен Брюсов переулок. Рядом находятся Дом композиторов и Дом художников, в нескольких минутах ходьбы - Консерватория. Здесь издавна селилась московская творческая богема - деятели литературы и искусства, музыканты, артисты, художники. Именно участие творческой интеллигенции столицы помогло предотвратить снос старинной церкви. В частности, эта заслуга приписывается великому русскому режиссёру и актёру К. С. Станиславскому, к мнению которого прислушивались самые влиятельные лица советского государства.
Если войти в Брюсов переулок со стороны Тверской улицы через величественную арку с гранитными колоннами, то слева на нас окажется дом №12, который является первым в очереди “артистических” домов Брюсова переулка. В нем жил известный режиссер Всеволод Мейерхольд со своей женой, актрисой Зинаидой Райх, и ее детьми от первого брака с Сергеем Есениным. Нередкими гостями в доме Меёерхольдов были Сергей Эйзенштейн, Борис Пастернак, Петр Кончаловский, Дмитрий Шостакович, Михаил Тухачевский, Юрий Олеша, Сергей Прокофьев, Андрей Белый. Также в этом доме №12 жили балерины В.В. Кригер и М.Т. Семенова, артисты И.Н. Берсенев, А.П. Кторов, С.В. Гиацинтова, архитектор И.И. Рерберг и балетмейстер В.Д. Тихомиров. В настоящее время в этом доме располагается музей-квартира В.Э. Мейерхольда.
Сразу за домом Мейерхольда находится девятиэтажный дом №8/10 сталинской постройки, он соединен с соседним домом. Это так называемые “музыкальные” дома, которые были построены специально для профессоров Консерватории, к которой ведет Брюсов переулок, и композиторов. В этом доме жили такие известные люди, как Хачатурян, Рихтер, Растропович, Кабалевский, Шостакович, Вишневская и Коган. В скверике между домами №8/10 и №6 в 2006 году был воздвигнут памятник знаменитому композитору и дирижеру Араму Хачатуряну, а в 2012 году на пересечении Елисеевского и Брюсова переулков установлен памятник великому музыканту Мстиславу Ростроповичу работы скульптора Александра Рукавишникова.
На противоположной стороне, где сейчас стоит современное здание №19, до 2003 года находился доходный дом А.В. Андреева (год постройки -1881), владельца лучшего в то время гастронома Москвы. Этот дом также причастен к миру русского искусства: в нем частенько бывал известный поэт К.Бальмонт, который впоследствии женился на дочери вышеупомянутого А.В.Андреева.
Чуть дальше по соседству располагается дом №17, который был построен для артистов Художественного театра. Здесь в свое время жили Москвин, Лиепа, Качалов и балерина Е.В. Гельцер. У этой балерины в один из своих визитов в Москву останавливалась А.Дункан.
Дом № 7 является самым большим строением в переулке. Он был построен по проекту Щусева специально для артистов Большого театра. В этом доме жили Нежданова, Лепешинская, Обухова, Голованов, а также И.С. Козловский, который часто пел в церковном хоре храма Воскресения Словущего.
До 1964 года, в трех минутах пешком от Брюсова переулка, жила семья моей прабабушки в старом трехэтажном доме, который, к сожалению, не сохранился. Бабушка мне рассказывала и об этом месте, и о строительстве дома «композиторов» (когда при закладке фундамента были найдены подземные ходы), и о старой церкви с чудотворными иконами. Поэтому, когда я оказываюсь в этом уголке старой Москвы, для меня безмолвные строения оживают, история моего города становится явью. Я горжусь, что я – москвичка!

О местах и районах проживания генсеков, маршалов и академиков Советского Союза рассказывает москвовед, историк архитектуры Денис Ромодин. Тема очередной публикации — дом артистов Большого театра в Брюсовом переулке (современный адрес: Брюсов пер., 7). Здание было специально построено для театральной интеллигенции в 1930-х годах

Брюсов (или как он назывался до 1962 года — Брюсовский) переулок удивительным образом вобрал в себя целый ряд многоквартирных домов, выстроенных для советской творческой элиты в 1920-1950-х годах — это и Дом артистов под № 12, построенный в 1928 году по проекту архитектора И. Рерберга; и знаменитый Дом композиторов в ЖСК «Педагог Московской консерватории», построенный под № 8/10 в 1953-1956 годах архитектором И. Маркузе; а также жилой дом № 17, построенный в 1928 году по проекту А. Щусева для Московского художественного академического театра. В этом же переулке архитектор Щусев спроектировал монументальный и выделяющийся своим масштабом дом под № 7, известный как Дом артистов Большого театра.

Проект этого дома был подготовлен еще в 1932 году, когда создавался жилищный кооператив работников Большого театра. За работу взялась мастерская архитектора Д. Фридмана (по другим данным — переехавший из Ленинграда в Москву архитектор Л. Поляков). Однако позднее проектирование было передано Алексею Щусеву, разработавшему в 1933 году новый план постройки, в котором зодчий полностью отошел от авангарда, представленного ранее в его творчестве, — в предыдущие годы он спроектировал немало ярких построек в Москве, таких как мавзолей Ленина, здание Механического института на Большой Садовой,14, здания Наркомзема на Садово-Спасской,11/1, дома для работников МХАТа в Брюсовом переулке. В начале 1930-х годов Щусев уже начинал трудиться над изменением проекта гостиницы Моссовета, который ранее разрабатывал дуэт архитекторов Л. Савельева и О. Стапрана. В изменениях композиции и фасадов будущей гостиницы «Москва» можно было увидеть поиски архитектора и начало освоения им классического наследия, а в доме в Брюсовом переулке эти поиски уже были завершены полностью классическим решением.

Дом для артистов Большого театра, выстроенный в 1935 году, как бы делится на три части — центральный корпус, углубленный от переулка, и два выступающих боковых. Это дало возможность вписать девятиэтажное жилое здание в узкий переулок и обеспечить светом квартиры. В отличие от дома № 17, в доме № 7 Щусев спроектировал квартиры, увеличив в них окна из-за высоких потолков. Для улучшения освещенности начиная с третьего этажа на двух боковых крыльях размещены эркеры без расстекловки оконных рам. Для монументальности облика фасады облицованы «рижской» штукатуркой с вкраплением крошки кварца, мрамора и гранита. Порталы подъездов и цоколь отделаны натуральным розовым гранитом. Последние два этажа получили скругленные окна и мощный карниз — это решение зодчий повторит в гостинице «Москва» и своих жилых домах, спроектированных в эти же годы.

В этом же доме архитектор внедрил специальную систему шумоизоляции, так как квартиры предназначались для артистов Большого театра. Щусеву также потребовалось спроектировать большие комнаты для возможности репетиций, разработать габариты пространств для размещения рояля и его доставки в квартиры.

Планировка квартир изначально больше походила на дореволюционную — анфилада парадных помещений, спальные комнаты хозяев, раздельный санитарный узел, кухня и комната для прислуги. Полы во всех жилых комнатах были покрыты наборным паркетом, санитарные узлы и кухни — кафельной плиткой. На лестничных клетках — такой же кафель и каменная шлифованная крошка. Для стен в жилых комнатах выбрана бежево-желтоватая окраска, характерная для того времени.

Так как дом был кооперативным, квартиры к моменту заселения имели только встроенную мебель. Обстановкой комнат занимались сами жильцы. В условиях отсутствия в середине 1930-х большого выбора готовой мебели квартиры обставлялись антиквариатом. Тем более что жильцы этого дома были людьми творческими — одни мемориальные доски на фасаде с перечисленными ниже фамилиями говорят сами за себя: скульптор И. Д. Шадр; дирижеры Н. С. Голованов и А. Ш. Мелик-Пашаев; артисты балета А. Б. Годунов, Л. И. Власова и О. В. Лепешинская; оперные певцы И. С. Козловский, А. С. Пирогов, М. П. Максакова, Н. А. Обухова, А. В. Нежданова. Кстати, в честь Неждановой Брюсов переулок был временно переименован — в 1962-1994 годах назывался улицей Неждановой. Сама она жила в квартире № 9. В честь нее известный архитектор И. Жолтовский со своим коллегой Н. Сукояном и скульптором И. Рабиновичем выполнили эскиз изящной и монументальной мемориальной доски на фасаде дома. В соседней квартире № 10 сейчас находится музей-квартира ее мужа — дирижера Н. С. Голованова. В этих двух квартирах сохранилась удивительная атмосфера огромного и в то же время изящного дома, который стал украшением переулка.

Переулки между Тверской и Большой Никитской представляют собой в отношении истории застройки пеструю, сложную, забавную, занимательную и достаточно поучительную картину. История и современность перемешаны здесь достаточно причудливо, при том, что современность имеет здесь свою «историю» – например, Брюсов переулок в ХХ в. облюбовала Московская Консерватория, за ней – Союз композиторов и Большой театр, и небольшая трасса превратилась в историю русской – советской музыки ХХ в., сменившую историю усадебного переулка прошлого. Но имена обитателей переулка ХХ в. настолько знамениты и знаменательны, что в данном случае остается только принять эту «смену вех».

Достаточно указать, что Брюсов переулок сменил три исторических названия, каждое из которых имело важное значение. Старейшее название переулка – Большой Вознесенский – по храму Вознесения Господня (Малое Вознесение) в нынешнем Вознесенском переулке, который первоначально был Малым Вознесенским. Храм необычайно знаменателен – это старейший сохранившийся памятник огромного района от Знаменки до Тверской. Каменное здание храма относится к середине XVI в. и в свою очередь могло быть связано с очень необычным соседом – от Знаменки до Большой Никитской до Романова Газетного переулков (со смещением трасс?) располагался печально знаменитый Опричный двор Ивана Грозного.

В XVIII в. значительные участки Большой Никитской и примыкающих к ней переулков занимают крупные усадьбы. По одной из них (№ 2) переулок получает свое самое известное наименование – усадьбу занимает знаменитый «чернокнижник» граф Я.Брюс, а при Екатерине II – его племянник, один из губернаторов (как писали в это время – главнокомандующих») Москвы В.Брюс. Кроме усадьбы Брюсов, в переулке со стороны Тверской сохранилась усадьба графов Гудовичей, первоначально выходившая на Тверскую и при расширении трассы Тверской – улицы Горького – в 1930-е гг. она была значительно отодвинута и сейчас полностью входит в застройку переулка.

С 1962 по 1994 гг. Брюсов переулок имел статус улицы имени н.а. СССР А.В.Неждановой – легендарной певицы первой половины ХХ в., жившей в описываемом д. 7 (Доме артистов Большого театра СССР, построенном под руководством академика архитектуры А.В.Щусева). В конце XIX и в начале ХХ вв. часть застройки Брюсова переулка заняли доходные дома (№ 6, 1901 г., архитектор А.Ф.Мейснер, др.), с этого началось повышение высоты застройки переулка, предвосхищая строительство в переулке в советский период.

«Артистическое» заселение Брюсова переулка началось в 1928 г., когда здесь одновременно были построены Дом артистов (№ 12, перед выходом переулка к Тверской, по проекту И.И.Рерберга) и Дом артистов МХАТ (№ 17, напротив сквера с памятником композитору А.И.Хачатуряну, по проекту А.В.Щусева, надстроен), внешне выполненный в формах строгого конструктивизма и ставший первенцем работы в Брюсовом переулке именитого архитектора. А.В.Щусев имел колоссальную строительную практику. Этот выдающийся мастер получил звание академика архитектуры еще в Петербургской Императорской Академии художеств.

Творческий поиск архитектора вызывает удивление своим многообразием. А.В.Щусев очень много работал в «русском» стиле (Казанский вокзал в Москве, Русский Паломнический центр в Бари, Италия), активно занимался архитектурной реставрацией (реставрация храма Св. Василия Великого в Овруче под Киевом, проекты реставрации Новгородского Кремля и Новоиерусалимского монастыря), и одновременно активно работал в формах конструктивизма и постконструктивизма (ВСХВ, 1923 г., совместно с И.В.Жолтовским и группой архитекторов, Наркомтяжпром, гостиница «Москва»). Вместе с И.В.Жолтовским А.В.Шусев стал пионером советского градостроительства, выполнив в начале 1920-х гг. перспективный проект градостроительного развития «Новая Москва». Легендой советской архитектуры стала работа А.В.Щусева над строительством Мавзолея В.Ульянова (Ленина) на Красной площади возле Московского Кремля.

Расположенный в середине трассы Брюсова переулка описываемый д. 7 представляет собой характерный пример постконструктивистских поисков А.В.Щусева середины 1930-х гг. Здание состоит из трех соединенных монументальных девятиэтажных корпусов, два боковых корпуса выдвинуты вперед, центральный корпус отодвинут с образованием небольшой «внутренней» площади. На всех корпусах два первых этажа образуют нижний ярус, оформленный в виде рустованной кладки из крупных блоков, верхняя зона оштукатурена. В середине нижнего яруса центрального (заглубленного) корпуса расположен проезд во двор в виде «большой» арки. Центральную вертикаль над этой аркой продолжает ряд двойных балконов на всю высоту верхнего яруса, этому центральному ряду вертикальному балконов аккомпанируют «меньшие» балконы по сторонам этой центральной оси на центральном и боковых корпусах. Для усиления пластической выразительности монументальной архитектурной композиции А.В.Щусев ввел в качестве обрамлений фасадов боковых корпусов в верхних зонах по два ряда трапециевидных нависающих эркеров и между ними на границе нижнего и верхнего ярусов – нависающие балконы на всю ширину фасадов. Завершением фасадов всех трех корпусов стал верхний этаж, ставший «реверансом» в сторону общих классицистических тенденций советской архитектуры 1930-х гг. Верхний этаж на всех корпусах выделенный узким карнизом, оконные проемы выполнены в виде арок, этаж завершен вынесенным нависающим карнизом на валютообразных консолях. В д. № 7, построенном под руководством А.В.Щусева, жили два выдающиеся обитателя Брюсова переулка – это народные артисты СССР А.В.Нежданова и Н.С.Голованов. В квартире № 10 сейчас открыт музей Н.С.Голованова.




Top