Дом пашкова официальный. Как попасть в пашков дом или почему опаздывать иногда полезно

Удалось попасть на экскурсию в Дом Пашкова, предположительно построенный по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. Это одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы. Сейчас оно принадлежит Российской Государственной Библиотеке.

Пашков дом стоит на Ваганьковском холме и имеет необычную планировку, несущую в себе отпечаток предыдущего периода барокко с его любовью к сложно трактованному пространству: узкая трапециевидная воронка, соединяющая въезд с парадным двором; противопоставление центрального объемного здания – более мелким служебным помещениям. Оригинальность решения - въезд располагается в переулке, а не со стороны главного фасада.

Название “Ваганьковских холм” трактуют по-разному: кто-то говорит, что оно произошло от слова “ваганить”, то есть развлекаться, потому что на этом месте было то ли место привала у путешественников, недалеко от впадения Неглинки в Москва-реку, то ли «государев потешный двор». Другая версия обращается к старинной мере веса (вага) и трактует название как место то ли таможни, то ли, наоборот, беспошлинной торговли.

В целом же, история этого места хоть и древняя, но все же вполне типичная для Российского Государства. Например, во времена Ивана Грозного здесь располагалось новосозданное силовое ведомство, Опричный двор, лично царю подчинявшееся, ну, вы понимаете.

Так, царь Алексей Михайлович в XVII веке решил, что хорошо бы напротив Кремля устроить себе на этом месте резиденцию, по каковому поводу все, кто жил на этом месте, были выселены в тогдашний пригород за реку Пресню без долгих рассуждений насчет частной собственности. Очень жизненно, по-моему. А потом Тишайший царь передумал и решил строить дворец в Коломенском. Типикал рашн стайл.

Территория переходила из рук в руки, тут была и Стрелецкая Слобода, и дом Меньшикова в голландском стиле. В конце концов, участок достался ростовщику и «первому русскому водочному королю» Петру Пашкову, чей папа начинал денщиком у Петра I и дослужился сначала до вице-губернатора Воронежа, потом до губернатора Астрахани, хотя до вступления в должность так и не дожил, скончавшись по дороге туда. Я же говорю. Типикал. Рашн. Кстати, этой же семье принадлежало здание на Моховой, в котором сейчас располагается журфак МГУ, оно было запланировано как “отдельное здание под проведение в нем балов”. Ну, а как, не к себе же домой гостей водить, помилуйте (хотя, по словам экскурсовода, опочивальне располагались во флигеле, а не в основном здании дома Пашкова). Но вернемся все же к нашей теме. Итак, сборщик податей от спиртного заказывает проект у Баженова. Потом в 19 веке после пожара дом восстанавливает Осип Бове.

Въезд со стороны переулка

У дома Пашкова два главных фасада - один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, другой - ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид. Оно и понятно, ведь из-за крутого спуска со стороны Кремля карета подъехать к зданию не могла.

Вместо этого со стороны Моховой был организован пейзажный парк с фонтанами и прудами, в которых плавали редкие черные лебеди, привезенные специально для такого случая из Шотландии, и играли музыканты. До нашего времени ни лебеди, ни музыканты, к сожалению, не дошли, да и ограду сада снесли в 30-х годах.

Дом Пашкова со стороны ул. Моховая. Источник фото: ru.wikipedia.org

Эта лестница, спускающаяся к ул. Моховая, была построена не во времена Баженова, а значительно позднее, в 1934-м, да и сам Дом много раз реконструировался. В советские времена тот факт, что вход в дом располагался с противоположного от Кремля фасада, воспринимался как знак пренебрежения, поэтому в срочном порядке была добавлена лестница, которой для входа в здание никто не пользовался.

Интересно, насколько по-разному воспринимается дом с двух сторон: со стороны Моховой он парадно развернут, а стороны Староваганьковского переулка – компактен, так как из-за узкого въезда флигели не видны.

Бове внес изменения в проект Баженова (на реконструкции ниже).

В изначальном проекте на куполе красовалась статуя Минервы, с которой ассоциировала себя Екатерина. При Бове потребность в подобных комплиментах отпала, так что статуи в новом проекте не стало.

Обратите внимание на колонны при въезде, они интересно украшены подвесами, которые на ветру шевелятся. Этот же элемент прослеживается во внутреннем декоре.

Фасад здания богато украшен: рустованный первый этаж, колонны коринфского ордера, статуи по бокам. Балюстрада, обрамляющая кровлю центрального корпуса, несёт на столбах пышные вазы. Масштабность здания увеличивается за счет колоннады, соединяющей два этажа.

Элементы фасада внутреннего двора, улыбчивые львы украшают замковый камень

Скажу честно, в плане наполнения интерьеров смотреть в Доме Пашкова не на что, кроме фасада и бального зала, в который нас сразу и повели.

Кессонированные потолки, шахматный пол, колонны, классическая люстра и светильники. И этот зал, как всегда, сдается в аренду. Вообще, во всем особняке вы не увидите мебели, кроме как в отделах библиотеки. Но это совсем другая история.

Лепной декор на потолке. От него сложно оторвать взгляд.

Опять эти колонны как на главном въезде.

Лампочки для этого светильника несколько крупноваты 🙂

Элементы декора – такие же, как в ГМИИ им Пушкина

Конечно, фанатам рукописей и картографии это показалось бы интересно, но мне только с точки зрения декора.

Эта кованная лестница левого флигеля. Не знаю, куда она ведет, но интересно, что лестницы двух флигелей одинаковы по стилю и при этом разнятся по форме: одна более прямолинейная, другая более изогнутая.

Все-таки ковка меня всегда завораживала, особенно, если сделано со вкусом. В интернет пишут, что такие лестницы отливаются целиком, так как сварка не возможна, сложно себе такое представить, но в качестве сказки очень даже интересно.

Ну это вам посмотреть, как выглядит отдел картографии Российской государственной библиотеки. Меня не впечатлило, в школе география мне не особо нравилась. Особенно утомителен был “глобус ацтеков” на черепахе посреди зала, предлагаемый к обозреванию вместо наследия московского дворянства. Это все-таки очень большая печаль, что в московском особняке все интерьеры сдуло жестоким и холодным ветром, наскребли только полторы статуи на лестничных маршах, да и that’s all, folks.

Зал библиотеки мне, конечно, понравился. Прямо чувствуется дух. Особенно апокалиптичного вида аппараты для просмотра слайдов. Или аполептичного… Сгусток Средневековья в эпоху Силиконовой Долины прямо под нашими носами. Нет, ну, несколько мониторов, к чести РГБ, я все же при походе по залам наблюдала.

Естественно, Дом Пашкова – это то место, которое стоит посетить хотя бы раз в жизни, чтобы увидеть главный зал и посмотреть вид из окна на Кремль, кто еще не видел. Но только после того, как вы уже посмотрели Кусково, Абрамцево и Марфино. На Дом Пашкова для общего развития достаточно и с улицы посмотреть, снаружи дом выглядит крайне многообещающе, а внутри пусто и гулко.

На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев...

До недавнего времени я полагала, что оказаться внутри прекраснейшего Дома Пашкова - это почти неосуществимая мечта. Я только знала, что время от времени там проводятся всякие эстетские концерты, например, барочной музыки, куда можно купить билет, но и только. А вот так, зайти с улицы - никаких шансов. А на самом деле это возможно!!!
Благодаря moscultura я знаю теперь как. Путей есть два. Точнее, в общефилософском смысле их больше, но два - простых и легких. Расскажу про оба.

Путь №1.
Нужно пройти метров триста до основного здания Ленинки, показать паспорт и получить читательский билет. Последний выдается бесплатно (!!!) и будет вашим пропуском в мир пухлых томов, потертых переплетов, колоннад и прочей библиотечной романтики. И хотя в доме Пашкова есть залы, куда вас просто так не пустят (даже с читательским билетом) или пустят не в каждый день, оказаться внутри и посмотреть на Москву с того места, с которого ее обозревал Воланд со товарищи, может каждый.

Путь №1 позволит вам:
1) Посетить зал, посвященный музыке и поиграть на электрическом пианино с видом на Кремль
2) Проникнуть в зал с картами, увидеть, что земля лежит на черепахе и насладиться старинными манускриптами
3) Посмотреть на Кремль из прекрасного Ивановского зала (когда-то там висела картина Иванова - "Явление Христа народу").
4) Увидеть дивные чугунные лестницы, говорят, каслинского литья, и возможно еще допожарные.
5) Посмотреть на очаровательную "читающую девушку"
6) Проникнуться атмосферой места

Путь №2. Гурманский.
Нужно зайти на сайт и заказать экскурсию по Дому. Цена вопроса - 800 руб, пенсионерам и студентам - 400 руб. За эти деньги вам расскажут все-все про Дом, про библиотеку, про владельцев, покажут все комнаты и проведут в красивейший отдел древних рукописей, в который путь №1 пробраться не позволяет. Мы воспользовались путем №2 - и думаю, что это стоит того.

Для тех, кто не может заглянуть внутрь сам, дальше картинки и истории.

На офорте выше написано, что это рисунок 1785-1786-г. Здесь дом еще совсем новенький. Ведь его строительство закончилось только в 1786 году. Если сравнивать с современным, видно, что верхний барабан немного другой. Да и статуя на верхушке отсутствует. В общем-то, нам вообще повезло, что дом сохранился, ведь пожар 1812 года его не пощадил. Так что по сути - это послепожарный "новодел". Да и потом дом не раз перестраивали под новых владельцев. Например, красивую лестницу пристроили лишь в 1930. Внутри эти перестройки также местами заметны.

Самым первым владельцем был купец Пашков, который дом и построил. И сейчас это роскошное строение, а в те времена тем более. К тому же дом был снабжен садом с павлинами и попугаями (куда пускали, кстати, всех прилично одетых людей), а потом появилась и иллюминация, восхищавшая москвичей. Возникает естественный вопрос - а на какие деньги? Все банально. Пашков занимался продажей алкоголя. И практически имел монополию на его продажу в Москве.

Несмотря на нарядность фасада со стороны Кремля, главный вход находится с другой стороны.
Встречают входящих ворота, сделанные по типу триумфальных. Кстати, у них есть любопытная деталь, которая никогда не попадалась мне ранее.Речь идет о небольших украшениях в виде шишек хмеля (не иначе, намекают на профессию владельца дома), которые свисают с верхних частей колонн. Эти элементы действительно подвешены. И при сильном ветре заметно колышатся. Присмотритесь при случае.

С внутренней стороны дом - типичная московская усадьба. Удобный подъезд, просторный двор, два флигеля по бокам.В одном из них была конюшня, в другом - манеж. Сейчас в обоих расположены залы библиотеки. Собственно, вернемся к ней.

В 1862 году в Доме Пашкова (к тому времени давно уже не принадлежащем его роду) разместили библиотеку канцлера Румянцева (его портрет ниже), которая и положила начало будущей Ленинке - "от государственного канцлера графа Румянцева на благое просвещение ". К слову, это было очень и очень значительное событие, ведь на тот момент в Москве вообще не было публичной библиотеки. А тут такое сокровище (более 25000 томов, если я не ошибаюсь), да еще и общедоступное. Просто праздник! На открытие музея император подарил огромную (около метра в диаметре) вазу (странный подарок для библиотеки, впрочем), которая, что удивительно - сохранилась до наших дней. И сейчас участвует в праздниках - ее наполняют цветами или фруктами.

Первый зал, в котором мы оказались - это огромный и светлый Ивановский зал. Так называется, потому что когда-то в нем демонстрировалась картина Иванова "Явление Христа народу". Каждый, кто видел ее в Третьяковке, помнит размеры. На момент создания наиболее подходящим помещением для шедевра оказался именно этот зал.

Когда-то, наверняка, он был бальным. В советское время - читальным

а в перестроечное (страшно представить) - тут обитали бомжи.

Из окон прекрасный вид на Москву
Кстати, обратите внимание на вазон с крышкой.Когда-то в эти вазоны высаживали цветы, вдоль вазонов можно было прогуливаться (сейчас уже нет) а крышками закрывали на зиму.

На стенах зала висят вот такие бра.

По замыслу дизайнера - внутри синий кувшин с шампанским, хрустальные элементы символизируют его брызги, а небольшие ехидные головки, из которых рогами торчат подсвечники - принадлежат бахусу.

Если подняться на второй ярус, то у входа посетителей встретит очаровательная "читающая девушка".


Пройдем длинными коридорами, восхитимся изящными лестницами и заглянем в другие залы библиотеки. Уже куда более функциональные

Самый красивый - Румянцевский. Сейчас здесь находится отдел редких рукописей. И это место - просто квинтэссенция библиотеки. Я бы работала только здесь.

Вот, например, энциклопедия Брокгауза и Эфрона:

И прекрасное в своей толщине старинное Евангелие. Даже с застежками.


А карты поражают своим разнообразием. Ниже вариант допетровской картографии. Здесь север внизу, а юг - наверху. Посетителей забавит не очень приличное название речки. Особо ценные карты можно посмотреть на этом столе.
Ну, и напоследок, кусочек музыкального зала.Сюда можно прийти послушать музыку, как старинную, так и современную (тут бывают концерты), а также самому поиграть на пианино с видом на Кремль.
Большое спасибо за приглашение Российской Государственной библиотеке и лично Наталье Бабахиной, а также сообществу moscultura в лице atlanta_s , которая организовала для нас экскурсию в дом мечты.

Больше подробностей можно найти в рассказах блогеров kryjevo ,




Top