Дом с колоннами в брюсовом переулке. Дома советской элиты: где жили артисты большого театра

«Брюсов 19» - новый комплекс класса de luxe в самом центре столицы, в Тверском районе, в двух шагах от Тверской и менее, чем в километре, от Кремля. Это одно из самых престижных мест столицы. В Брюсовом переулке располагаются жилые дома, построенные для творческой элиты - «Дом артистов МХАТ»(№ 17), «Дом артистов Большого театра»(№ 7), «Дом композиторов»(8/10), «Дом художника»(№ 4), «Дом артистов«(№ 12). В старинном переулке сохранилась городская усадьба Брюсов(XVII век), Храм Воскресения Словущего и англиканский Собор Святого Андрея.

«Брюсов 19» - один из самых оригинальных домов в Москве. В центре - большой атриум через все этажи. Необычен фасад - его украшают колонны в виде стволов пальмовых деревьев. Архитектурный проект разработан в мастерской Алексея Бавыкина и отмечен престижной профессиональной премией Building Awards-2008.

Квартиры в ЖК «Брюсов 19»

Проект рассчитан на 27 квартир площадью от 130 до 280 кв.м . Высота потолков - 3,2 м. На верхних этажах - два двухэтажных пентхауса с роскошной террасой, с видами на Кремль и купола Храма Христа Спасителя. В каждой квартире установлена система «Умный дом», спутниковое TV, пожарная сигнализация, проведены выделенные линии интернет.

Описание и инфраструктура

Нестандартное восьмиэтажное здание изящно вписано в легкий поворот переулка. «Древесный» фасад отделан травертином. Световой атриум пронизывает все этажи . Здесь установлены панорамные лифты - при движении вверх глазу постепенно открывается вид на Кремль. Инженерные системы здания соответствуют стандартам класса de luxe.

Для парковки оборудован подземный паркинг, способный обеспечить по 2 машино-места на каждую квартиру. Дополнительное удобство - автомойка.

Инфраструктура комплекса закрытая, клубного типа. На первом этаже находится плавательный бассейн , банный комплекс, тренажерный зал, стильная клубная комната.

О местах и районах проживания генсеков, маршалов и академиков Советского Союза рассказывает москвовед, историк архитектуры Денис Ромодин. Тема очередной публикации — дом артистов Большого театра в Брюсовом переулке (современный адрес: Брюсов пер., 7). Здание было специально построено для театральной интеллигенции в 1930-х годах

Брюсов (или как он назывался до 1962 года — Брюсовский) переулок удивительным образом вобрал в себя целый ряд многоквартирных домов, выстроенных для советской творческой элиты в 1920-1950-х годах — это и Дом артистов под № 12, построенный в 1928 году по проекту архитектора И. Рерберга; и знаменитый Дом композиторов в ЖСК «Педагог Московской консерватории», построенный под № 8/10 в 1953-1956 годах архитектором И. Маркузе; а также жилой дом № 17, построенный в 1928 году по проекту А. Щусева для Московского художественного академического театра. В этом же переулке архитектор Щусев спроектировал монументальный и выделяющийся своим масштабом дом под № 7, известный как Дом артистов Большого театра.

Проект этого дома был подготовлен еще в 1932 году, когда создавался жилищный кооператив работников Большого театра. За работу взялась мастерская архитектора Д. Фридмана (по другим данным — переехавший из Ленинграда в Москву архитектор Л. Поляков). Однако позднее проектирование было передано Алексею Щусеву, разработавшему в 1933 году новый план постройки, в котором зодчий полностью отошел от авангарда, представленного ранее в его творчестве, — в предыдущие годы он спроектировал немало ярких построек в Москве, таких как мавзолей Ленина, здание Механического института на Большой Садовой,14, здания Наркомзема на Садово-Спасской,11/1, дома для работников МХАТа в Брюсовом переулке. В начале 1930-х годов Щусев уже начинал трудиться над изменением проекта гостиницы Моссовета, который ранее разрабатывал дуэт архитекторов Л. Савельева и О. Стапрана. В изменениях композиции и фасадов будущей гостиницы «Москва» можно было увидеть поиски архитектора и начало освоения им классического наследия, а в доме в Брюсовом переулке эти поиски уже были завершены полностью классическим решением.

Дом для артистов Большого театра, выстроенный в 1935 году, как бы делится на три части — центральный корпус, углубленный от переулка, и два выступающих боковых. Это дало возможность вписать девятиэтажное жилое здание в узкий переулок и обеспечить светом квартиры. В отличие от дома № 17, в доме № 7 Щусев спроектировал квартиры, увеличив в них окна из-за высоких потолков. Для улучшения освещенности начиная с третьего этажа на двух боковых крыльях размещены эркеры без расстекловки оконных рам. Для монументальности облика фасады облицованы «рижской» штукатуркой с вкраплением крошки кварца, мрамора и гранита. Порталы подъездов и цоколь отделаны натуральным розовым гранитом. Последние два этажа получили скругленные окна и мощный карниз — это решение зодчий повторит в гостинице «Москва» и своих жилых домах, спроектированных в эти же годы.

В этом же доме архитектор внедрил специальную систему шумоизоляции, так как квартиры предназначались для артистов Большого театра. Щусеву также потребовалось спроектировать большие комнаты для возможности репетиций, разработать габариты пространств для размещения рояля и его доставки в квартиры.

Планировка квартир изначально больше походила на дореволюционную — анфилада парадных помещений, спальные комнаты хозяев, раздельный санитарный узел, кухня и комната для прислуги. Полы во всех жилых комнатах были покрыты наборным паркетом, санитарные узлы и кухни — кафельной плиткой. На лестничных клетках — такой же кафель и каменная шлифованная крошка. Для стен в жилых комнатах выбрана бежево-желтоватая окраска, характерная для того времени.

Так как дом был кооперативным, квартиры к моменту заселения имели только встроенную мебель. Обстановкой комнат занимались сами жильцы. В условиях отсутствия в середине 1930-х большого выбора готовой мебели квартиры обставлялись антиквариатом. Тем более что жильцы этого дома были людьми творческими — одни мемориальные доски на фасаде с перечисленными ниже фамилиями говорят сами за себя: скульптор И. Д. Шадр; дирижеры Н. С. Голованов и А. Ш. Мелик-Пашаев; артисты балета А. Б. Годунов, Л. И. Власова и О. В. Лепешинская; оперные певцы И. С. Козловский, А. С. Пирогов, М. П. Максакова, Н. А. Обухова, А. В. Нежданова. Кстати, в честь Неждановой Брюсов переулок был временно переименован — в 1962-1994 годах назывался улицей Неждановой. Сама она жила в квартире № 9. В честь нее известный архитектор И. Жолтовский со своим коллегой Н. Сукояном и скульптором И. Рабиновичем выполнили эскиз изящной и монументальной мемориальной доски на фасаде дома. В соседней квартире № 10 сейчас находится музей-квартира ее мужа — дирижера Н. С. Голованова. В этих двух квартирах сохранилась удивительная атмосфера огромного и в то же время изящного дома, который стал украшением переулка.

Переулки между Тверской и Большой Никитской представляют собой в отношении истории застройки пеструю, сложную, забавную, занимательную и достаточно поучительную картину. История и современность перемешаны здесь достаточно причудливо, при том, что современность имеет здесь свою «историю» – например, Брюсов переулок в ХХ в. облюбовала Московская Консерватория, за ней – Союз композиторов и Большой театр, и небольшая трасса превратилась в историю русской – советской музыки ХХ в., сменившую историю усадебного переулка прошлого. Но имена обитателей переулка ХХ в. настолько знамениты и знаменательны, что в данном случае остается только принять эту «смену вех».

Достаточно указать, что Брюсов переулок сменил три исторических названия, каждое из которых имело важное значение. Старейшее название переулка – Большой Вознесенский – по храму Вознесения Господня (Малое Вознесение) в нынешнем Вознесенском переулке, который первоначально был Малым Вознесенским. Храм необычайно знаменателен – это старейший сохранившийся памятник огромного района от Знаменки до Тверской. Каменное здание храма относится к середине XVI в. и в свою очередь могло быть связано с очень необычным соседом – от Знаменки до Большой Никитской до Романова Газетного переулков (со смещением трасс?) располагался печально знаменитый Опричный двор Ивана Грозного.

В XVIII в. значительные участки Большой Никитской и примыкающих к ней переулков занимают крупные усадьбы. По одной из них (№ 2) переулок получает свое самое известное наименование – усадьбу занимает знаменитый «чернокнижник» граф Я.Брюс, а при Екатерине II – его племянник, один из губернаторов (как писали в это время – главнокомандующих») Москвы В.Брюс. Кроме усадьбы Брюсов, в переулке со стороны Тверской сохранилась усадьба графов Гудовичей, первоначально выходившая на Тверскую и при расширении трассы Тверской – улицы Горького – в 1930-е гг. она была значительно отодвинута и сейчас полностью входит в застройку переулка.

С 1962 по 1994 гг. Брюсов переулок имел статус улицы имени н.а. СССР А.В.Неждановой – легендарной певицы первой половины ХХ в., жившей в описываемом д. 7 (Доме артистов Большого театра СССР, построенном под руководством академика архитектуры А.В.Щусева). В конце XIX и в начале ХХ вв. часть застройки Брюсова переулка заняли доходные дома (№ 6, 1901 г., архитектор А.Ф.Мейснер, др.), с этого началось повышение высоты застройки переулка, предвосхищая строительство в переулке в советский период.

«Артистическое» заселение Брюсова переулка началось в 1928 г., когда здесь одновременно были построены Дом артистов (№ 12, перед выходом переулка к Тверской, по проекту И.И.Рерберга) и Дом артистов МХАТ (№ 17, напротив сквера с памятником композитору А.И.Хачатуряну, по проекту А.В.Щусева, надстроен), внешне выполненный в формах строгого конструктивизма и ставший первенцем работы в Брюсовом переулке именитого архитектора. А.В.Щусев имел колоссальную строительную практику. Этот выдающийся мастер получил звание академика архитектуры еще в Петербургской Императорской Академии художеств.

Творческий поиск архитектора вызывает удивление своим многообразием. А.В.Щусев очень много работал в «русском» стиле (Казанский вокзал в Москве, Русский Паломнический центр в Бари, Италия), активно занимался архитектурной реставрацией (реставрация храма Св. Василия Великого в Овруче под Киевом, проекты реставрации Новгородского Кремля и Новоиерусалимского монастыря), и одновременно активно работал в формах конструктивизма и постконструктивизма (ВСХВ, 1923 г., совместно с И.В.Жолтовским и группой архитекторов, Наркомтяжпром, гостиница «Москва»). Вместе с И.В.Жолтовским А.В.Шусев стал пионером советского градостроительства, выполнив в начале 1920-х гг. перспективный проект градостроительного развития «Новая Москва». Легендой советской архитектуры стала работа А.В.Щусева над строительством Мавзолея В.Ульянова (Ленина) на Красной площади возле Московского Кремля.

Расположенный в середине трассы Брюсова переулка описываемый д. 7 представляет собой характерный пример постконструктивистских поисков А.В.Щусева середины 1930-х гг. Здание состоит из трех соединенных монументальных девятиэтажных корпусов, два боковых корпуса выдвинуты вперед, центральный корпус отодвинут с образованием небольшой «внутренней» площади. На всех корпусах два первых этажа образуют нижний ярус, оформленный в виде рустованной кладки из крупных блоков, верхняя зона оштукатурена. В середине нижнего яруса центрального (заглубленного) корпуса расположен проезд во двор в виде «большой» арки. Центральную вертикаль над этой аркой продолжает ряд двойных балконов на всю высоту верхнего яруса, этому центральному ряду вертикальному балконов аккомпанируют «меньшие» балконы по сторонам этой центральной оси на центральном и боковых корпусах. Для усиления пластической выразительности монументальной архитектурной композиции А.В.Щусев ввел в качестве обрамлений фасадов боковых корпусов в верхних зонах по два ряда трапециевидных нависающих эркеров и между ними на границе нижнего и верхнего ярусов – нависающие балконы на всю ширину фасадов. Завершением фасадов всех трех корпусов стал верхний этаж, ставший «реверансом» в сторону общих классицистических тенденций советской архитектуры 1930-х гг. Верхний этаж на всех корпусах выделенный узким карнизом, оконные проемы выполнены в виде арок, этаж завершен вынесенным нависающим карнизом на валютообразных консолях. В д. № 7, построенном под руководством А.В.Щусева, жили два выдающиеся обитателя Брюсова переулка – это народные артисты СССР А.В.Нежданова и Н.С.Голованов. В квартире № 10 сейчас открыт музей Н.С.Голованова.

Продолжаю серию постов о прогулках по переулкам в районе Тверской улицы. Сегодняшняя локация — Брюсов переулок, о котором я уже упоминал в посте про

Начнем также с пересечения с Большой Никитской, с которой мы сразу видим Палаты Арасланова (памятник архитектуры XVII века).

В 1806 году к палатам было перпендикулярно пристроено новое строение, выходящее на Большую Никитскую. По-моему очень зря, отдельно стоящие палаты, смотрелись бы намного лучше.

В 1914 году здание собирались демонтировать и возмести на этом месте шестиэтажный дом. Но, из-за начавшейся Первой мировой войны, эти планы, к счастью, не были реализованы. В 1990-х годах было решено провести реставрацию с восстановлением первоначального облика здания.

Прямо напротив палат, по адресу Брюсов переулок № 2/14, находится здание-достопримечательность, объект культурного наследия, дом Брюса. Принадлежавший московскому генерал-губернатору Я. А. Брюсу.

06. Во дворе дома много зелени и очень уютно.

Современный главный дом, выходящий на Большую Никитскую, имеет практически те же габариты, что старые каменные палаты, построенные в XVII веке.

Я не зашел внутрь двора, а напрасно, там точно есть, на что посмотреть. И надо будет запечатлеть главный фасад здания. Проходя дальше по переулку, я обратил внимание на остальные строения дома Брюса, и был немного шокирован.

07. Вид на четную сторону переулка. Обратите внимание на крышу ближайшего в кадре дома.

Реставрация дома была проведена в 2009 году, и, наверное, в рамках этой «реставрации» на здании XVII века соорудили вот такую хай-тек крышу.

08. Вид в сторону Большой Никитской.

09. Очень хочется заглянуть под эту крышу, просто из любопытства.

10. Немного зависнув от увиденного, я отправился дальше.

11. Вплотную к дому Брюса примыкает какой-то совсем невзрачный дом. Вполне может быть, что у этого здания интереснейшая история, но сейчас оно выглядит так, будто застряло где-то в прошлом.

Напротив невзрачного дома, по четной стороне переулка, расположена единственная англиканская церковь в Москве! Я даже не знал, что у нас есть такое.

Если верить интернет, то в 1994 году по просьбе королевы Великобритании Елизаветы II тогдашний президент РФ Борис Ельцин вернул здание англиканской общине. Еще всемирная сеть сообщает, что в помещениях церкви разместились англиканский образовательный центр, библиотека, воскресная школа, англоязычное общество анонимных алкоголиков, проводятся и концерты, в том числе благотворительные.

Если посмотреть на старые кадры церкви, то складывается ощущение, что смотришь на небольшой английский городок, а не в самое сердце Москвы. Вот фото 1884 года.

(фото с сайта b1.culture.ru)

Еще сообщается, что в наши дни здесь еженедельно проходят богослужения на английском языке, их посещают до 300 прихожан.

13. Но когда смотришь на церковь, то складывается ощущение, что она заброшена. Посмотрите на торец, витраж заколочен досками.

14. Видно что кирпичная кладка постепенно разрушается. От первоначального забора и башенки при входе на территорию, не осталось и следа.

Почему-то у нас очень часто любят выкладывать фотки Римско-католического Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (что на Малой Грузинской), и хвастаться, что у нас есть такая красота. Но при все этом не хотят посмотреть на не менее важные, исторически и религиозно ценные объекты, которые нужно приводить в порядок.

Такие места, как Брюсов переулок, хороши тем, что там практически не бывает лишних людей. Здесь нет множества баров или магазинов, здесь, как правило, не проходят туристические маршруты (хотя очень напрасно), и, казалось бы, здесь должно быть очень тихо и свободно, НО! находятся идиоты на своих корытах, которые при свободной одной полосе движения паркуются во втором ряду, практически перекрывая проезжую часть! Типа они тут на пять минут встали. И вот в таком тихом месте образуется пробка! Поэтому у тех, кто считает, что своим корытом во втором ряду он никому не мешает, надо сразу отбирать права.

16. Доходный дом Чернопятова. Здание скульптурной мастерской построено в 1916 году по проекту архитектора Л. Ф. Даукша. Интересно, первоначально дом был такого же цвета, или это его после «реконструкции» так разрисовали?

17. Напротив доходного дома, по адресу Брюсов переулок дом №7, расположен региональный памятник архитектуры - жилой дом артистов Большого театра архитектора А. В. Щусева.

Жить в доме, спроектированным таким человеком, это большая честь, а кто-то вешает на фасад кондиционеры и ставит стеклопакеты.

19. Здесь очень уютно, благодаря двум скверам.

20. Если идти от Большой Никитской в сторону Тверской, то первым будет сквер, где установлен памятник Ростроповичу. Памятник открыт 29 марта 2012 года, ко дню 85-летия музыканта.

Между двумя скверами расположена Церковь Воскресения Словущего, что на Успенском вражке.

Храм посвящён празднику Воскресения словущего. Внутри переулка два сквера и территория вокруг церкви образуют некую площадь между жилыми домами, что придает дополнительный уют. Жаль, что современные районы так не проектируют.

23. Второй сквер, в котором установлен памятник Хачатуряну. Памятник был открыт 31 октября 2006-го в Год Армении в России.

В кадре на заднем плане виден монстр-дом, который построили на месте снесенного в 2003 году.

Вот фото зимы 1983. На ней виден чугунный забор, обрамлявший сквер напротив домов № 17 и № 8 (снесён в 1985-1989 годах), а вот на заднем плане виден тот самый снесенный в 2003 году аккуратный чудесный домик, который отлично смотрелся в переулке.

(фото с сайта s2.drugiegoroda.ru)

24. Теперь на этом месте мы имеем вот это.

Сразу заметно, что дом никак не гармонирует с окружающими сооружениями. Он больше подходит для уже сложившейся новой застройки Остоженки.

25. Интересная идея с колоннами на входе.

30. Вид по нечетной стороне в направлении Большой Никитской.

31. Рядом с памятником Араму Хачатуряну расположено здание, стены которого оформлял известный российский граффитчик с именем Медной. Огромное уважение таким людям, чьи работы и мастерство всегда радуют взгляд.




Top