Дом с перевернутой рюмкой на крыше. Дом под рюмкой — пил или не пил? Уникальный памятник архитектуры или нелепое здание

Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?

Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть господь судил,

На каменьях под копытом,
На горе под колесом,
Иль во рву, водой размытом,
Под разобранным мостом.

Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.

Иль в лесу под нож злодею
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине.

Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать?

То ли дело быть на месте,
По Мясницкой разъезжать,
О деревне, о невесте
На досуге помышлять!

То ли дело рюмка рома,
Ночью сон, поутру чай;
То ли дело, братцы, дома!..
Ну, пошел же, погоняй!..

А.С.Пушкин

"Есть в Москве дом, на крыше которого стоит зашифрованный знак, имеющий к судьбе своего владельца самое непосредственное отношение. Построил его архитектор В. Е. Дубовской в 1907–1909 гг. на Остоженке, 3. Дом угловой, правой стороной выходит в 1-й Обыденский переулок, поэтому имеет двойной номер - 3/14. (Странно, но под номером 3 на Остоженке значатся два дома, совершенно разных.

Процветающий купец Я. М. Филатов запил горькую. Потерял клиентов, от него отвернулись друзья, его честному слову перестали верить. Он лечился. Не помогло. Дошло до того, что его стали посещать мысли о самоубийстве… Не будем гадать, помог ли случай, сыграла ли свою роль сила воли, но купец «завязал». И все вернулось к нему, даже с прибавкой.

И дал себе слово купец построить дом, на крыше которого высится опрокинутая рюмка, горлышком вниз… Он решил показать «всей Москве», покаяться всему миру: я был грешен, теперь исправился. Словом, «я есмь»! Москвичи ходили глазеть на новую достопримечательность, показывая на башню-рюмку: «Филатов "завязал". Купец - человек слова!»

Рассказал мне эту историю в начале 1970-х гг. один таксист-старичок. Жаль, не познакомился в ним. Судя по всему, таких историй он знал предостаточно. Эта - первая, знакомство с которой стало началом моего серьезного занятия историей Москвы. Где здесь правда, а где вымысел - судить не мне. А «рюмка» на Остоженке до сих пор стоит - опрокинутая…

Владимир Бессонов. Московский задворки. М., 2002. С. 407

Композиция и принципы расположения декора несут отпечаток модерна: броские декоративные мотивы сооружения уникальны и более в Москве не встречаются - они насыщены стилизованными изображениями водорослей, ракушек, моллюсков, рыбьих голов, мордами каких-то морских чудовищ с раскрытыми пастями, порой граничащих с абстрактными скульптурными формами.

P.S. Собирая материал я наткнулась еще на одну историю "происхождения" дома)

".... Жила богатая купчиха Филатова и держала она по Москве доходные дома. Был у нее сын, который пил безбожно..... И лечить она его пыталась и в церковь ходила..... Ничего не помогало. Сын пил горькую.... И вот однажды посоветовали ей сходить к одному батюшке. Вот он ей и говорит: "Построй дом и сдавай комнаты и квартиры в нем людям интелигентным: профессорам, врачам и т. д. да бери плату по божески..... не дери с постояльцев в три шкуры. Сын и вылечится" Ну что ж не сделаешь ради собственного дитяти.... сказано-сделанно. Построила купчиха дом на Остоженке, и стала сдавать в нем квартиры интеллигенции. А через некоторое время и сын её перестал пить..... Вот и решила купчиха пристроить на крыше дома рюмку перевернутую..... Вот такая история. Хотите верьте, хотите нет..."))

Элитный жилой дом, известный москвичам как «Дом с рюмкой» , находится в начале улицы Остоженка.

Квартиры и пентхаусы в ЖК «Дом с рюмкой»

В доме 30 квартир площадью от 150 до 400 кв.м. Представлен двухуровневый формат. На верхних этажах расположены видовые квартиры с мансардами и открытыми террасами. В доме высокие потолки — 3,4 м. Оборудованы балконы и эркеры. Из окон открываются виды на Храм Христа Спасителя, Остоженку и во двор.

О комплексе

Постройка датируется 1909 годом. Это бывший доходный дом купца Я.М. Филатова. Здание реконструировано, ему присвоен статус «объекта культурного наследия».

Фасады шестиэтажного углового дома выходят на Остоженку и в 1-й Обыденский переулок. Двор комплекса закрытый. Часть помещений первого этажа арендуется коммерческими предприятиями.

История «Дома с рюмкой»

Доходный дом купца Филатова построен в стиле московского модерна. Внимание привлекает шатер в виде колокола на угловой башне, напоминающий перевернутую рюмку. Существуют разные версии , почему рюмка стала композиционным центром дома.

Первая версия — легенда о раскаявшемся пьянице. Легенда гласит, что купец Филатов, едва не прокутивший состояние, дал зарок не пить, вновь разбогател — и на эти деньги построил дом. В знак победы над пагубной привычкой Филатов приказал водрузить на крышу перевернутую рюмку.

Сторонники другой версии склоняются к тому, что заказчиком был отец купца-кутилы, который пообещал подарить дом сыну при условии, что тот бросит пить.

Некоторые москвоведы утверждают , что купец Филатов вел благопристойный образ жизни и состоял в московской старообрядческой общине. Тогда рюмка обретает иную символику: старообрядцы за пьянство отлучали от церкви.

Ученые высказывают предположения иного рода. Изначально дом строил архитектор Нирнзее, приверженец минимализма. Затем его сменил Валентин Дубовской, адепт псевдоготического модерна. Поэтому рюмка, по мнению ученых, не что иное, как готический купол.


Этот необычный старинный дом в Москве с первого взгляда приковывает внимание, выделяясь из череды зданий на исторической московской улице Остоженка. Главным образом – потому что увенчан башенкой, явно напоминающей перевернутую рюмку. Что это за здание и почему оно имеет столь необычный вид?

В дореволюционные годы все знали его как доходный дом купца Якова Михайловича Филатова. Здание состоит из двух частей. Та его часть, которая и вызвала так много пересудов, построена в 1907-1909 годах по проекту архитектора В.Е. Дубовского при участии Н.А. Архипова. Кстати, это был не единственный доходный дом богатого купца. Но именно его здание на Остоженке имеет такой странный облик и именно его окрестили в народе «Домом под рюмкой». Так почему же? Точная информация об образе жизни купца не сохранилась, поэтому до наших дней дошли сразу несколько версий.

Версия первая

Согласно этой легенде, заказчиком строительства дома был никто иной как отец молодого купца. Мол, его сын имел пристрастие к винопитию и, чтобы пристыдить и вразумить отпрыска, Филатов-старший показал ему свой новый дом и пообещал: «Если бросишь пить, подарю его тебе». Видя такую перспективу, сын решил отказаться от пагубной привычки.

Версия вторая

Купец Яков Филатов был весьма успешен в делах и богат. Отсюда и предположение, что обеспеченная жизнь стала причиной его вольного поведения: как многие купцы того времени, молодой мужчина любил гулять на широкую ногу в питейных заведениях, благодаря чему едва не разорился. Впрочем, он, дескать, вовремя одумался, бросил пить и даже приумножил свое состояние, в знак чего и построил этот доходный дом, увенчанный опрокинутой чаркой. Этой символической «рюмочкой», согласно данной гипотезе, купец отметил свое возвращение к трезвой и благоразумной жизни.


Версия третья

Если верить этой городской легенде, заказчиком дома был не отец купца, а его мать. Мол, женщина очень переживала по поводу пристрастия сына к алкоголю и решила посоветоваться со священником, как ей быть. Тот и рекомендовал построить для сына этот доходный дом с дешевыми квартирами. Как ни странно, совет помог, и сын бросил пить. Новый дом женщина приказала увенчать перевернутой рюмкой – в назидание потомкам.

Версия четвертая

Несмотря слухи по поводу пьянства купца Филатова, у «алкогольной» версии достаточно много противников. Они резонно замечают, что почетный гражданин, преуспевающий купец третьей гильдии Яков Михайлович Филатов был старообрядцем. Более того – членом-учредителем и попечителем Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища. В связи с этим разговоры об алкогольной зависимости столь ярого приверженца веры выглядят неправдоподобно. Как мог быть пьяницей человек, который пользовался столь большим уважением у старообрядцев?

Согласно данной гипотезе, известный архитектор доходных домов В.Е. Дубовской в каждое свое детище любил привносить что-то новое, и столь характерный элемент здания на Остоженке – вовсе не перевернутая рюмка, а просто плод художественной фантазии архитектора, любившего экспериментировать с формами. Тем более что делать на углах зданий башенки в то время в Москве было модным.


Морские чудища

Впрочем, несправедливо было бы считать, что данное здание уникально и знаменито лишь благодаря перевернутой рюмке. Вся его архитектура весьма интересна и, между прочим, не имеет аналогов в Москве. Доходный дом чем-то напоминает замок. У дворового фасада очень необычна пластика объемов и выступов стен, а главные фасады завораживают загадочным лепным декором. В таинственных фигурах угадываются ракушки, морские водоросли, головы рыб, моллюски и сказочные подводные чудища. Кстати, именно из-за обилия изображений морских обитателей на фасаде здания выдвигается и пятая версия : мол, все строение, по замыслу архитектора, представляет собой морское царство, а перевернутая чаша, символично венчающая доходный дом, как бы низвергает сверху потоки воды.


Уникальный памятник архитектуры или нелепое здание?

Современные искусствоведы считают, что в доме на Остоженке отразились самые яркие тенденции архитектуры Москвы Серебряного века.

Кстати, в дореволюционной Москве столь смелое решение архитектора оценили не все. Вот что писала в начале прошлого века газета «Московский еженедельник»: «Каждый новый год приносит Москве несколько десятков новых, чудовищно нелепых зданий, которые врезаются в городские улицы с какой-то особенной, только одной Москве свойственной, удалью. Ну где еще встретишь что-нибудь подобное новому дому в начале Остоженки!..»


Что же касается дальнейшей судьбы доходного дома, то после революции в нем обустроили коммунальные квартиры для горожан, а в конце прошлого века коммуналки постепенно стали преобразовываться в многокомнатные квартиры новых владельцев. До наших дней здание сохранило статус жилого дома.

Кстати, в начале XXI века знаменитую «рюмку» отреставрировали. Увы, после обновления она стала более современной и несколько утратила свой первоначальный вид, столь привычный москвичам-старожилам. Теперь память о ней хранят лишь ретро-фотографии.


В центре Москвы сохранилось еще несколько домов с причудливым декором. Например, потрясающе красивое здание на Чистых прудах, которое в народе называют .

Доходный дом купца Якова Филатова – один из крупнейших жилых комплексов начала XX века. В этом здании, напоминающем средневековый замок, отразились самые яркие тенденции архитектуры Москвы Серебряного века: постоянно растущее население города требовало создания нового жилья – целых домов наемных квартир, а высокие эстетические запросы будущих арендаторов заставляли застройщика и архитектора возводить настоящие произведения искусства. В конце XIX – начале XX века Москва представляла собою своего рода кипящий культурный котел, в который со всех концов необъятной Российской Империи стекались новые горожане.

По-настоящему талантливые, целеустремленные люди – художники, скульпторы, архитекторы, музыканты, медики, ученые, актеры, писатели и поэты – часто ехали не в Петербург, а в древнюю столицу. В Москве они получали образование, а затем начинали свою, часто головокружительную, карьеру. Этому всячески способствовали новые московские «аристократы» – промышленники, среди которых было множество щедрых меценатов, покровителей науки и искусства с прекрасным чутьем на таланты. Далеко не все новоиспеченные московские интеллигенты и творцы могли позволить себе покупку квартиры и, тем более, частного особняка.

Непростое положение спасала возможность снять отдельную квартиру, но таковых в городе было лишь ограниченное число. Таким образом, обозначился дефицит разнообразного арендного жилья, которое могло бы устроить новых горожан с точки зрения цены, и быть, кроме того, достойным для проживания: комфортным, расположенным в хорошем московском районе, оснащенным всеми современными коммунальными удобствами. В городе развернулся настоящий строительный бум: дома арендных квартир или, как их называли чаще, доходные дома строили все, кто мог себе это позволить – от частных лиц до благотворительных организаций.

Для того, чтобы привлечь будущих арендаторов изысканными фасадами и оригинальностью внутренней планировки доходного дома, заказчики нанимали востребованных и талантливых архитекторов. Доходный дом, выстроенный архитектором Валентином Евгеньевичем Дубовским по заказу купца Якова Филатова, в полной мере воплотил потребности своей эпохи. Этот огромный жилой комплекс, возведенный с 1907 по 1909 годы в стиле модерн, стал знаковой постройкой целого района и тут же оброс легендами. Самая интересная из них касается угловой башни здания и ее необычного навершия, напоминающего опрокинутую рюмку.

Вот уже более сотни лет городская легенда гласит, что купец Филатов не знал меры в употреблении алкоголя и едва не разорился. Решив отказаться от этой пагубной привычки, он вложил спасенные средства в постройку доходного жилья и попросил архитектора Дубовского установить над угловой башенкой символ отказа от алкоголя – перевернутую рюмку. Однако эта версия выглядит довольно сомнительно, учитывая, что купец Филатов был попечителем одной из важнейших старообрядческих общин Российской Империи. Человек, пользовавшийся уважением со стороны консервативных старообрядцев, вряд ли мог себе позволить злоупотребление алкоголем.

Более оправданной выглядит версия, что «рюмка» над башней – это часть общего архитектурного замысла, созданного мастером стиля модерн, любителем средневековой романтики Валентином Дубовским. В Москве этот зодчий строил исключительно доходные дома. Петербуржец по происхождению, он на протяжении всей своей профессиональной карьеры пронес любовь к тематике средневековых замков. По сути, в доходном доме Якова Филатова, он воплотил идею защищенной от суеты городской крепости. «Рюмочка» над угловой башней – это, вероятно, намек на остроконечные завершения над башенками типичных замков европейских феодалов.

Безобразная голова рыбы, расположенная под линией карниза угловой башни, также напоминает о средневековых сторожах замков и соборов – горгульях. Тематика лепного декора парадных фасадов, уникальна для Москвы. На многочисленных лепных панно Дубовской представил обитателей водной стихии: это ундины, тысячекратно увеличенные моллюски и рачки, кальмары, рыбы – воплощение идеи истинной природной красоты, столь почитаемой в стиле модерн. Можно предположить, что многочисленные обитатели водных глубин по замыслу Дубовского «осели» на фасадных стенах, вылившись на них с потоками воды из перевернутой «рюмки» над башней.

В начале улицы Остоженки почти за мощной фигурой Фридриха Энгельса внимательный взгляд может уловить вид необычной крыши московского доходного дома начала 20 века. Правая верхушка крыши на углу дома четко напоминает рюмку, только перевернутую с ножкой наверху.По данному столовому предмету дом и получил народное название «Дом под рюмкой».

По поводу этой рюмки уже давно и успешно муссируется в прессе и в народе одна легенда. Мол, купец Филатов, на средства которого был построен этот дом, когда то изрядно выпивал. Впрочем, как и многие тогдашние купцы, иногда засиживаясь «до журавлей». Это было не что иное, как питие напитков и обильное кушанье до утра. Участники такого застолья начинали трапезу в полдень и продолжали до 3 часов следующего дня. Тем, кто выдерживал, выносили запечатанный хрустальный графин коньяка, разрисованный золотыми журавлями. Стоил такой графинчик 50 рублей (для сравнения корова тогда стоила 3-5 рублей). Плативший за коньяк получал пустой уже выпитый графин на память. Богатые купцы даже соревновались в коллекционировании графинов. Говорят, что Филатов был так же очень хлебосольным хозяином и дом его всегда был полон гостей. И вот – то ли понимая, что скоро разорится, то ли как говорят — жена запилила, купец решил бросить пить. На заработанные и сэкономленные от спиртного средства решил построить доходный дом, кои в Москве начала 20 века плодились как грибы и приносили их владельцам солидный доход. А в память о том, что бросил пить, Филатов заказал у архитекторов поставить наверху дома перевернутую верх дном рюмку.

Не всем москвичам нравилась такая вольность в архитектуре. Как и сегодня не многое из новых строений нравится, так и тогда находилось немало критиков этого строения.

Первоначально «рюмка» была другая и очень напоминала башенку дома Кекушева

Вот, например, газета «Московский еженедельник» сообщала: «Каждый новый год приносит Москве несколько десятков новых, чудовищно нелепых зданий, которые врезаются в городские улицы с какой-то особенной, только одной Москве свойственной, удалью. Ну где еще встретишь что-нибудь подобное новому дому в начале Остоженки…»

Первоначально рюмка на доме была изящная, а уже в недавнее время после капитального ремонта дома, выселения дома и превращения его в элитное квартирное владение, была заменена современной.

Ну а теперь давайте попробуем разобраться, что от людской молвы может быть правдой, а что ложью… Во-первых, дом этот строился в два этапа. Первую его часть левую четырехэтажную построил в 1904 году известный всей Москве своими «небоскрёбами» архитектор Эрнест Карлович Нирензее. Вторую, правую его половину, как раз под рюмкой, достраивал в1907-1909 годах архитектор Валентин Евгеньевич ДубовскОй (неправильно ДубовскИй) при участии Н.А.Архипова. Дубовской отличался в своих строениях тем, что применял собственную интерпретацию стиля модерн, который сочетал с оригинальными мотивами готики и романской архитектуры. Для творчества Дубовского характерны стилизованные замки, рыцари и псевдогеральдические звери, явно отправляющие нас в далёкое Средневековье.

Украшения дома под «рюмкой»

Вот и этот дом изобилует лепниной с необычными изображениями обнимающихся русалок и непонятных чудищ, низвергающих потоки из своего рта. Исследователи считают лепное убранство этого здания уникальным и больше по Москве не встречающимся. Архитектор прожил до 1931 года и в советское время занимался проектированием электростанции по плану ГОЭЛРО.

Дом Кекушева на Остоженке с похожей «рюмкой»

Во-вторых, мода делать на углах домов башенки с острым завершением была тогда по всей Москве. Достаточно взглянуть на вблизи расположенные дома. Поэтому версия ПЕРВАЯ: своеобразная рюмка — это дань моде и креатив архитектора.

Теперь о самой персоне домовладельца Филатова. Во всех источниках написано, что владельцем дома был Я.М. Филатов. Далее выясняется, что Яков Михайлович Филатов, как и многие московские купцы был старообрядцем, числился купцом 3-ей гильдии и был общественным членом-учредителем, а также попечителем Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища (сокращенно МСОРК). Эта община была образована после знаменитого царского указа «Об укреплении начал веротерпимости», после которого старообрядцы вышли из своего подпольно-нелегального положения и возымели право возводить собственные храмы и монастыри. И вот в январе 1907 г. Московским губернским правлением была официально зарегистрирована МСОРК — самая большая старообрядческая конфессия в России.

Мог ли такой человек как Филатов безбожно пить, будучи старообрядцем, про которых писали, что «они не пили, не курили, в театры бесовские не ходили»? Наверное мог! Как и другие купцы-старообрядцы, которые изрядно отрывались в гуляньях на летний период на занменитой Нижегородской ярмарке. Поэтому версия ВТОРАЯ: купец Филатов пил, бросил пить, и в знак этого события поставил рюмку.

Но… купцы 3-ей гильдии обладали капиталом всего от 8-ми до 20 тысяч рублей в год, что с трудом позволяло в начале 20-го века построить доходный дом в достаточно престижном тогда месте рядом с Храмом Христа Спасителя… В среднем, только участок под застройку в то время стоил около 150 тысяч рублей. И вот появляется версия о знаменитом Савве Морозове , о том, что заказчиком строительства мог быть именно он. Тем более что Савва Тимофеевич Морозов, тоже как и Филатов, был попечителем и членом МСОРК, и мог позволить себе такое строительство, будучи купцом 1-й гильдии и богатейшим человеком своего времени. И тоже, как и все купцы, возможно нещадно пил, а потом «завязал». Правда, кроме истории в трактире про лошадь и шампанское, ничего на тему «Морозов и алкоголь» не нашлось. А сама история такова: «Зашел как то утром Савва Тимофеевич в трактир и хозяин, желая угодить богатому посетителю, предложил ему шампанское. Тогда Савва Тимофеевич приказал трактирщику принести ведро шампанского и напоить лошадь. Хозяин тщетно пытался заставить лошадь пить. «Вот видишь, - сказал трактирщику Савва Морозов, - даже лошадь с утра шампанского не пьет, а ты мне суешь». Другая версия этой истории гласит, что не трактирщик решил угостить Морозова, а офицеры лейб-гвардии, сидевшие за соседним столиком в трактире, передали Морозову бутылку шампанского в качестве угощения. Посему версия ТРЕТЬЯ, но совсем натянутая: Савва Тимофеевич Морозов был заказчиком этого дома, и в честь того что не пил – приказал архитекторам поставить наверху эту рюмку. Я в эту версию совсем не верю, хотя бы потому, что Савва Тимофеевич трагически погиб в 1905 году, а эту часть дома строили только в 1907-1909годах.

Вот такой полный легенд дом стоит на Остоженке и почему наверху рюмка – теперь только гадать приходится! Мы рассказываем и показываем этот дом на наших и .

А Вы Идите и Смотрите!!! Сами или вместе с нами. И будьте аккуратнее со спиртными напитками! Если что – просто переверните свою рюмку!




Top