Дом с перевернутой рюмкой на остоженке. Доходный дом Я

Слово «церковь» по-гречески звучит как «экклесия», что в переводе означает «собрание». Первоначально под церковью подразумевалось собрание или сообщество людей-христиан, то есть церковью, по сути, являлись сами христиане.

В Новом Завете церковь также называется храмом Духа Святого, так как, согласно христианскому учению, все верующие во Христа, в Его Искупительную Жертву на кресте за грехи мира имеют в своем сердце Духа Святого, чье присутствие помогает человеку жить согласно Божьей Воле, то есть выполнять заповеди Иисуса Христа. Апостолы в своих учениях называют всех людей, принадлежащих к церкви, то есть верующих во Христа и имеющих в сердце Духа Святого, избранными, святыми, братьями.

Таким образом церковь представляет собой общину людей, которых объединяет единая вера. Сущность этой веры изложена в молитве «Символ веры» (она приводится в приложении).

Библия говорит о Церкви: «Итак, вы не чужие и не пришельцы: но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом»

(Еф. 2: 19–22).

Согласно христианскому учению, считается, что церковь во всем мире одна. Она называется вселенской. На земле церковь представлена различными деноминациями, которые, в свою очередь, состоят из поместных общин, которые также называюся церквями.

Так, существует три основные конфессии или деноминации, называемые католической, православной и протестантской церковью. Каждая деноминация представлена поместными церквями, расположенными в различных странах и городах.

Помимо вышеприведенного разделения, различают видимую и невидимую церковь. Видимая церковь – это та, какой ее видят люди. Название «невидимая церковь» говорит о том, что люди не всегда могут отличить действительно верующего человека от номинального христианина. Дело в том, что за внешним исполнением церковных правил и обрядов может скрываться неверие. Об этом очень часто предупреждали как Иисус Христос, так и его апостолы (об этом сообщается в книгах Нового Завета), говоря, что в христианской среде многие будут вести себя как христиане, но не будут являться таковыми на самом деле и будут отвергнуты Богами на предстоящем суде. И все же церковь одна, только для людей она видима не во всей полноте.

Христианское учение предписывает всем христианам участвовать в деятельности поместной церкви, посещая собрания для поклонения Богу, разделяя ее учение, а также подчиняясь церковной дисциплине и разделяя служение церкви в этом мире через исполнение Божьих заповедей.

В Законе Божием говорится: «Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами. Каждый же в отдельности православный христианин называется членом, или частью Церкви.

Следовательно, когда мы говорим, что веруем во едину святую соборную и апостольскую Церковь, то здесь под Церковью разумеются все в совокупности люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда мы ходим молиться Богу, и которое называется храмом Божиим».

«Итак охотно принявшие слово его (апостола Петра) крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах... Все же верующие были вместе и имели все общее.

И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви»

(Деян. 2: 42, 44, 46, 47).

И еще: «Церковь Христова есть едина, потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу, Христа, и одушевляется одним Духом Божиим. Она имеет и одну цель – освящать людей, одно и то же Божественное учение, одни и те же таинства».

Православный храм

В России наиболее многочисленной конфессией является православная церковь. В России церковью также часто называют не сообщество людей, а именно православный храм – помещение, в котором проводятся богослужения. Считается, что там действует особенная благодать, проявляющаяся благодаря служению особенных людей – рукоположенных священнослужителей, которые проводят богослужения.

Кроме того, православный храм называют домом Божиим, предполагая, что в нем присутствует Бог, и домом молитвы, что является библейским названием храма в Иерусалиме, определяющим основное его предназначение.

Православные храмы часто строят таким образом, чтобы в плане они напоминали корабль, круг или крест. Первое символизирует, что храм является кораблем, на котором можно переплыть житейское море, круг символизирует вечность, а крест – воскресение.

Над храмом возвышаются купола, отображающие небо и похожие на свечи, устремляющие в небеса. Купола увенчиваются главами, на которые устанавливаются кресты. Кресты означают, что в этом месте прославляется Иисус Христос, распятый на кресте и воскресший.

Над входом в православный храм строится колокольня. По звуку колокольного звона верующие в определенное время собираются на богослужение, молитву. Колокольный звон также возвещает о важнейших частях совершаемых внутри храма служб.

Звон церковных колоколов бывает двух видов. Первый называется благовестом, им созываются верующие на богослужение в церковь. Сначала медленно бьют 3 раза в большой колокол, затем следуют более частые мерные удары. Благовест бывает обыкновенным (частым), который производится самым большим колоколом, и постным (редким), производимым меньшим по величине колоколом. Постный благовест бывает в седмичные дни Великого поста.

«Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?»

(1 Кор. 3: 16).

Второй вид колокольного звона так и называется – «звон». Он производится всеми существующими колоколами. Звон делится на трезвон (повторяется трижды), двузвон (повторяется дважды), перезвон (повторяется несколько раз) и перебор (медленные поочередные удары в каждый колокол, начиная с малого, затем удар по всем колоколам сразу; так повторяется много раз). Крыльцо или площадка около входа в храм называется папертью.

Внутри храм делится на три части (по примеру ветхозаветного иерусалимского храма): притвор, среднюю часть, алтарь.

Чтобы поднять тревогу, использовался всполошный (набатный) звон, отличающийся очень частыми ударами в колокол.

Притвор в древности был предназначен для готовящихся к крещению и кающихся людей. В настоящее время в этом месте обычно продают свечи, иконы, просфоры и т. п.

В средней части храма находятся молящиеся люди, а в части, называемой алтарем, священнослужители совершают богослужение.

Здание церкви строят так, чтобы алтарь был обязательно обращен к востоку, поскольку в Библии написано, что с востока пришло спасение. Кроме того, с востока приходит по утрам солнечный свет, неся животворное тепло.

В алтаре находится святой престол, который считается самым главным местом в православном храме. Здесь совершается таинство Святого причастия. Престол олицетворяет собой место таинственного присутствия самого Иисуса Христа. Прикасаться к нему или целовать его могут только священнослужители.

На престоле также находятся Евангелие, крест, антиминс, дарохранительница и дароносица.

Антиминс – это шелковый платок, на котором изображено положение Иисуса Христа во гробе. В него должны быть зашиты частицы мощей какого-нибудь святого. Это делается в честь того, что в первые века христианства литургия (причастие) совершалась на могилах мучеников за веру. Без антиминса в православном храме не может проводиться литургия.

Во времена Ветхого Завета верующие в истинного Бога евреи поклонялись Ему в единственном храме, находящемся в Иерусалиме. Этот храм состоял из трех частей – двора, святилища и святая святых. Во дворе находился жертвенник, на котором сжигались жертвенные животные. В святилище допускались только священники и помогающие им левиты. Здесь воскурялись благовония, священники совершали обряды. В святая святых находился ковчег Завета Божия, который, по сути, являлся символом Божьего присутствия. Сюда мог входить один только первосвященник один раз в году, чтобы окропить крышку ковчега кровью животного, принесенного в жертву за грехи всего народа.

Дарохранительницей называют небольшой ящик, в котором хранятся Святые Дары для причащения больных. Иногда дарохранительница делается в виде шкатулки, по форме напоминающей церковь.

Дароносица – небольшой ящичек, в котором священник носит Святые Дары, когда навещает больных и причащает их.

За престолом стоят семисвечник (подсвечник с семью лампадами) и запрестольный крест. В алтаре также располагаются иконы самых чтимых православных святых и апостолов – Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Андрея Первозванного, апостолов Петра и Павла. Здесь же должны обязательно присутствовать иконы святых, чье имя носит храм, а также икона Святой Троицы.

Амвон символизирует камень у Гроба Господня, который был отодвинут ангелами и возле которого впервые была возвещена Благая Весть (Евангелие) о воскресении Иисуса Христа.

Алтарь от средней части храма отделяет стена, состоящая из икон и называемая иконостасом. Здесь помещаются несколько рядов икон и трое врат. Врата, находящиеся посередине, называются Царскими вратами, через них нельзя проходить никому, кроме священнослужителей. Иконостас, по сути, является символом небесной Церкви. Здесь изображены все основные сюжеты из Евангелия.

Вдоль иконостаса идет солея – небольшое возвышение, на котором православные христиане причащаются. Средняя часть, чуть выступающая полукругом, называется амвоном, или восхождением. С этого места дьякон читает Евангелие, произносит молитвы, а священник читает проповеди.

По краям солеи становятся певчие и чтецы. Эти места называют клиросом. Около них поставлены хоругви – полотнища с изображением Христа, которые выносят из храма во время крестных ходов и несут впереди процессии.

Перед алтарем посреди храма находится аналой, представляющий собой высокую подставку, на которую помещают иконы и церковные книги, например, Евангелие, во время вечернего богослужения. Икону на аналое меняют в зависимости от праздника.

На стенах храма расположены иконы различных святых. Внутри купола, как правило, изображается Панкратор – Господь Вседержитель.

Порядок церковных богослужений

В православной церкви все богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой.

Суточный круг богослужений

В него входят службы, которые совершаются на протяжении суток. К таким службам относятся:

– вечерня (проходит вечером с вознесением благодарности Богу за прошедший день);

– повечерие (проходит перед наступлением ночи с чтением молитв о прощении грехов и покое для тела и души на сон грядущий);

– полунощница (проходит в полночь с чтением молитвы Иисуса Христа, произнесенной Им в Гефсиманском саду в ночь перед взятием под стражу; служба призвана подготавливать верующих ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно);

– утреня (проходит утром, перед восходом солнца с вознесением благодарности за прошедшую ночь и просьбы о благословении наступающего дня);

– первый час (проходит в 7 часов утра с вознесением молитвы об уже наступившем дне);

– третий час (проходит в 9 часов утра с воспоминанием сошествия Святого Духа на апостолов);

– шестой час (проходит в 12 часов дня с воспоминанием распятия Иисуса Христа);

– девятый час (проходит в 3 часа дня, на ней вспоминается смерть Иисуса Христа на кресте);

– Божественная литургия (проходит утром, перед обедом. Эта служба является самым важным богослужением всего дня. На ней вспоминается вся земная жизнь Иисуса Христа и совершается таинство Святого Причастия).

В настоящее время все эти службы для удобства объединены в три группы, составляющие три богослужения:

– вечернее (девятый час, вечерня и повечерние);

– утреннее (полунощница, утреня и первый час);

– дневное (третий и шестой час, литургия).

Накануне воскресных дней и больших праздников в вечернем богослужении соединяются вечерня, утреня и первый час. Такое богослужение называют всенощным бдением.

Недельный круг богослужений

Этот круг включает в себя службы, проходящие на протяжении недели. В православной церкви каждый день недели посвящен какому-нибудь событию или святому:

– воскресенье – воспоминание и прославление Воскресения Христова;

– понедельник – прославление Ангелов;

– вторник – прославление святого Иоанна Крестителя;

– среда – воспоминание предательства Господа Иудою и служба в память Креста Господня;

– четверг – прославление святых апостолов, а также святого Николая Чудотворца;

– пятница (постный день) – воспоминание крестных страданий и смерти Иисуса Христа, служба в честь Креста Господня;

– суббота (день покоя) – прославление Божией Матери, праотцев, пророков, апостолов, мучеников, преподобных, праведных и всех святых, а также воспоминание о всех усопших православных христианах.

Годовой круг богослужений

В этот круг входят богослужения, проходящие на протяжении всего года. В православной традиции каждый день года посвящается памяти какого-либо святого, празднику или посту.

Самым большим праздником у христиан является Светлое Христово Воскресение, или Пасха. Ее день вычисляется по лунному календарю – это первый воскресный день после весеннего полнолуния (в одно из воскресений в период с 4 апреля по 8 мая).

– Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – отмечается за неделю до Пасхи;

– Вознесение – отмечается на 40-й день после Пасхи;

– Троица – отмечается на 50-й день после Пасхи;

Кроме того, существуют праздники в честь великих святых и ангелов. В связи с этим все праздники делятся на господние, богородичные и святых.

Как видно из дат празднования двунадесятных праздников, они делятся на неподвижные и подвижные. Неподвижные праздники проходят каждый год в одни и те же дни, а подвижные могут быть в одни и те же дни недели, но в разные числа месяца.

Праздники также различаются по торжественности на великие, средние и малые. Великим праздникам всегда предшествует всенощное бдение.

ЦЕРКОВЬ (греч. "дом Господний") - специфический тип самодеятельной и самоуправляемой религиозной организации, объединяющей единоверцев и противопоставляющей их иноверцам на основании особых вероучения и культа.

В христианской традиции: наименование всей совокупности всех религиозно-христианских общин в стране или в мире в целом; обозначение здания или сооружения, в котором осуществляются богослужения; здание религиозной общины. Ц. - религиозная организация, основанная самим Иисусом Христом, являет собой мистическое "тело Христово" - "corpus mysticum". (В Ц. принято различать "видимое тело" - общество верующих, иерархию из паствы и клира, храмы и т. п., а также "невидимую Ц.", главой которой считается Господь Иисус Христос.) Теоретическое обоснование идеологии и практики Ц. принято связывать с мыслями и деяниями апостола Павла. Преодолевая национально-традиционалистские условности иудейского христианства, апостол Павел акцентировал наднациональный характер идеи спасения для общества, возникшего на основе веры в Иисуса Христа. Апостол Павел актуализировал для христианской философской традиции такие понятия античного мировоззрения, как дух, тело, закон, благодать, жизнь, смерть и т. д. В границах христианского миропонимания Ц. - социальное чудо, сопряженное явлению человеку Бога в облике Христа и выступающее как бы его продолжением. Первоначально единая Ц. распалась на ряд Ц.: в 11 в. выделились не признававшие власть пап греческая и иные восточные Ц. (в католической традиции оформляется парадигма отождествления Ц. с Софией), в 16 в. - оформилось протестантство в виде Ц. лютеранской и Ц. реформаторской.

Кардинальное переосмысление статуса Ц. было осуществлено во время реформационных полемик в Западной и Средней Европе. Как не раз отмечалось в историко-религиозной литературе, при близком рассмотрении Реформация является всего лишь окончательной победой доктрины Августина о милости над доктриной Августина о Ц. Оба крыла магистерской Реформации претендовали на приоритетное использование взглядов Блаженного Августина на милость. Как доктрина Лютера об оправдании одной верой, так и взгляды Цвингли и Кальвина на Божественное предопределение представляют собой слегка разные способы прочтения антипелагианских (см. Пелагианство ) работ Августина. Реформация, возникшая в интеллектуальном контексте своего времени, неустанно подчеркивала важность трудов этого раннехристианского писателя, что нашло, в частности, свое выражение в издании довольно полного собрания творений Августина духовным издателем Амербахом в 1506.

Реформаторы столкнулись с двумя последовательными соперничающими взглядами на Ц., с чьей последовательностью они не могли сравниться, - взглядами их католических и радикальных оппонентов. Для первых Ц. была видным историческим институтом, являющимся историческим преемником апостольской Ц.; для вторых истинная Ц. была на небесах, и ни одна организация на земле не заслуживала названия "Ц. Божьей". Магистерские реформаторы пытались занять промежуточную позицию между этими двумя взглядами и в итоге столкнулись с серьезными противоречиями. Реформаторы были убеждены, что современная им Ц. упустила из виду доктрину благодати, которую Лютер считал центральной в христианском Евангелии. Так, Лютер объявил, что его доктрина оправдания одной верой была "статьей, на которой Церковь стоит или падает". Убежденный в том, что Католическая Ц. упустила эту доктрину, Лютер пришел к выводу, что она потеряла право именоваться подлинно христианской Ц. Католические идеологи возразили: Лютер всего лишь пытался создать раскольную фракцию, которая не имела никакой связи с Ц. Иными словами, он был схизматиком, а разве сам Августин не осуждал схизму? Разве Августин не придавал огромное значение единству Ц., которое Лютер угрожал нарушить? Лютер мог поддержать доктрину Августина о благодати, лишь отвергнув его доктрину о Ц. Для Лютера схизма была немыслима, как писал он сам в начале 1519: "Даже если, к сожалению, в Риме и есть вещи, которые нельзя изменить, нет - и не может быть - никакой причины для ухода из Церкви в схизму. Напротив, чем хуже становится положение вещей, тем больше ей нужно помогать и отстаивать ее, ибо с помощью схизмы и неподчинения ничего нельзя исправить". Так, евангелическая фракция Виттенберга (см. Исповедание ) верила, что католическая Ц. действительно реформирует себя, возможно, с помощью созыва реформационного собора, в течение нескольких лет, что позволит лютеранам воссоединиться с обновленной и реформированной Ц. Аугсбургское Исповедание (1530), излагающее основы лютеранской веры, было настроено чрезвычайно примирительно по отношению к католицизму. Надежды на примирение, однако, были развеяны в 1540-е. В 1541 Регенсбургский сейм, на котором протестантские и католические богословы собрались, чтобы обсудить разногласия, похоже, давал надежду на примирение. Переговоры закончились полной неудачей.

После Тридентского Собора, созванного в 1545, дабы выработать ясную линию поведения Католической Ц. по отношению к Реформации и начать крупную программу реформ внутри самой Ц., но который осудил основные идеи протестантства, стало ясно, что примирение невозможно. Теперь протестантские Ц. были вынуждены признать, что их существование является не временным, а постоянным. Они должны были оправдать свое существование, как христианских Ц., наряду с институтом, который, казалось, имел гораздо больше прав на такое название - Римско-Католической Ц.

Ранние реформаторы были убеждены, что средневековая Ц. была испорчена, а ее доктрина искажена либо отходом от Священного Писания, либо добавлениями к нему, сделанными людьми. Ранние взгляды Лютера на природу Ц. демонстрируют следующее - именно Слово Божье выступает и покоряет; везде, где оно добивается истинного подчинения Богу, возникает Ц.: "Надежным признаком, по которому можно узнать христианскую конгрегацию, является то, что там проповедуют чистое Евангелие. Точно так, как знамя является знаком того, какой военачальник и какая армия находятся перед вами, так и Евангелие является знаком, по которому можно определить, где находится лагерь Христа и Его воинство... Соответственно, где Евангелие отсутствует, а правят лишь человеческие учения, там нет христиан, а лишь одни язычники, независимо от их числа и того, какую бы праведную жизнь они не вели". По Лютеру, рукоположенное епископами духовенство необязательно для обеспечения существования Ц., в то время как проповедь Евангелия является существенной для подлинности Ц.: "Где есть Слово, там есть вера, а где есть вера, там есть истинная Церковь". Ц. как организация определяется проповедью Слова Божьего: ни одно человеческое собрание не может претендовать на звание "Ц. Божьей", если оно не основано на Евангелии. Правомочность Ц. и ее духовенства определяется не исторической, а богословской преемственностью с апостольской Ц. Важнее проповедовать то же Евангелие, что и апостолы, чем быть членом института, который исторически к ним восходит. Аналогичное понимание Ц. присутствовало также у Ф. Меланхтона, который определял Ц., в первую очередь, по ее функциям предоставления средств к получению благодати.

Для радикалов, таких, как С. Франк, апостольская Ц. была полностью компрометирована своими близкими связями с государством, восходящими к периоду обращения императора Константина. Как институт Ц. была испорчена человеческой борьбой за власть и амбициями. Так, Франк писал: "Я верю, что видимая Церковь Христа, включая все ее дары и таинства, в связи с осквернением антихристом сразу после смерти апостолов была взята на небеса, где она сокрыта в Духе и истине. Поэтому я вполне уверен, что в течение последних 1400 лет не существует ни соборной Церкви, ни каких-либо таинств". В целом позиция радикальных реформаторов была такова: истинная Ц. все это время находилась на небесах, а на земле существовало лишь ее подобие, во многом неадекватное небесному.

Лютер оказался вынужден иметь дело в этой полемике с двумя трудностями. Если Ц. не была установленной, но определялась проповедью Евангелия, то как можно было отделить его взгляды от взглядов радикалов? Он сам допускал, что "Церковь свята даже там, где доминировали фанатики (так Лютер именовал радикалов. - Ред.), если они не отвергают Слово и таинства". Сознавая политические реалии своего положения, Лютер противопоставил им утверждение необходимости установленной Ц. Он настаивал на том, что ее следовало рассматривать как исторический институт. Институт Ц. является Божественно установленным средством благодати. Однако, противопоставив радикальным реформаторам утверждение того, что Ц. должна быть видимой и установленной, Лютер столкнулся с трудностями в отделении своих взглядов от взглядов своих католических оппонентов: "Со своей стороны, мы исповедуем, что в папстве есть много доброго и христианского; действительно, все, что есть христианского и доброго, находится там и пришло к нам из этого источника. Например, мы исповедуем, что в папской Церкви есть истинное Священное Писание, истинное Крещение, истинное таинство алтаря, истинные ключи к прощению грехов, истинное духовенство, истинный катехизис в форме Молитвы Господней, Десяти Заповедей и статей Символа Веры".

Проблема соотношения статуса Ц. как духовного и функционального института была четко разработана М. Вебером в его работе "Протестантская этика и дух капитализма", популяризованной Э. Трёльчем. Согласно Трёльчу, имеющееся здесь социологическое различие касается, с одной стороны, "Ц.", а с другой стороны - "секты": "Церковь является таким типом организации, который подавляюще консервативен, который, в определенной степени, принимает светский порядок и доминирует над массами; поэтому, в принципе, он является вселенским, т. е. стремящимся охватить всю жизнь человечества. С другой стороны, секты являются сравнительно небольшими группами; они стремятся к личному внутреннему совершенству и непосредственному личному общению между членами каждой группы. Поэтому они с самого начала вынуждены организовываться в небольшие группы и отказаться от идеи мирового господства".

В исторической ретроспективе для Августина христианство воплощается как Ц.; для донатистов - как секта. Таким образом, именно августинский взгляд на Ц. подчеркнул ее социальную значимость. Лютер принял взгляд Авгутина о смешанном составе Ц., в то время как радикальные реформаторы развивали донатистские взгляды о Ц., состоящей лишь из праведников. Как и донатисты, радикалы требовали нравственного совершенствования своих членов. Ц. и мир были противопоставлены друг другу, как свет и тьма, и они не желали уделять место тому, что они считали политическими компромиссами Лютера и Цвингли. Для Лютера, тем не менее, испорченные церковники были "как мышиный помет среди перечных зерен или плевелы среди пшеницы". Это один из жизненных фактов Ц., который признает Августин и подтверждает Лютер. Магистерская реформация вела к установлению Ц., в то время как радикальная реформация вела к формированию сект. (С точки зрения теории Августина, испорченность Католической Ц. не обязательно предполагает, что это ложная Ц.)

Наиболее серьезный вклад в комплекс вопросов о роли Ц. внес в период Реформации Кальвин. Первое крупное изложение теории Ц. было им сделано во втором издании "Наставлений в христианской вере", опубликованном в 1539. Для Кальвина знаками истинной Ц. были проповедь Слова Божьего и правильное совершение обрядов таинств. Поскольку Римско-Католическая Ц. не соответствовала даже этому минимальному определению Ц., протестанты были совершенно правы, оставляя ее. А поскольку евангелические Ц. соответствуют этому определению Ц., нет оправдания их дальнейшему делению. К 1543 Кальвин уже приобрел значительно больше опыта в церковном управлении, особенно во время своего служения в Страсбурге. Интеллектуал Букер - интеллектуальная сила, стоявшая за Реформацией в Страсбурге, - имел серьезную репутацию церковного администратора; позднейшая теория Кальвина о Ц. отражает его влияние. Например, предложенная им структура духовенства, состоящая из пастора, доктора (или учителя), старейшины и диакона обязана своим происхождением Букеру, как и теория о различии между видимой и невидимой Ц. Тем не менее предположение Букера о том, что церковная дисциплина является существенной чертой ("знаком") Ц., не нашло отголосков в учении Кальвина. Хотя Кальвин включил "пример жизни" в число "определенных отметок" Ц. в очередном издании "Наставлений" (1536), более поздние издания содержали акцент на правильной проповеди Слова Божьего и совершении таинств. Дисциплина, по Кальвину, может укрепить нерв Ц., однако ее сердце и душа определяются спасительной доктриной Христа. Кальвин утверждал, что имеются конкретные библейские указания относительно правильного порядка служения в видимой Ц., поэтому конкретная форма церковного порядка стала особым пунктом доктрины. По мысли Кальвина, истинная Ц. находится там, где правильно проповедуется Евангелие и правильно совершаются обряды таинств, причем в это определение входит конкретная форма церковного учреждения и управления. Кальвин указывает на "порядок, которым Христос желал, чтобы Его Церковь управлялась" и разрабатывает подробную теорию церковного управления, базирующуюся на его собственной экзегезе Нового Завета, основанной, во многом, на терминологии римской императорской администрации. В противоположность тому, что утверждали радикалы, Кальвин настаивает на том, что конкретная форма церковной структуры и управления изложена в Писании. Так, Кальвин утверждал, что пастырское управление Ц. является Божественно освященным, как и разграничение между понятиями "пастырь", "старейшина", "диакон" и "народ".

Итак, Кальвин, сохранив акцент на важности проповеди Слова Божьего, теперь настаивал на том, что это Слово Божье определяло конкретную форму церковного управления. Это был новый шаг в толковании Священного Писания; он предоставил Кальвину критерий, по которому он мог оценивать своих католических и радикальных оппонентов. Ко времени смерти Кальвина (1564) реформатская Ц. стала такой же институциализированной, как и ее католическая соперница, и превратилась в ее самого внушительного оппонента. В немалой степени этим успехом она обязана нововведенному институту консистории.

Реформаторские "Церковные установления" (1541) были составлены Кальвином почти сразу же после возвращения в Женеву вслед за изгнанием в Страсбург. Убежденный в необходимости создания дисциплинированной, хорошо организованной Ц., Кальвин изложил подробные наставления, управляющие каждым аспектом ее жизни. С точки зрения богословов, наиболее характерным и спорным аспектом кальвиновской системы церковного управления является консистория. Это учреждение было основано в 1542 и состояло из двенадцати старейшин-мирян и всех членов Досточтимой Компании Пасторов (девять человек в 1542, девятнадцать человек в 1564). Этот орган должен был собираться еженедельно по четвергам с целью поддержания церковной дисциплины. Существенным является то, что одной из первых сфер деятельности консистории были супружеские проблемы, разрешение которых считалось не только юридической, но и пасторской обязанностью.

В целом к 1530-м широкое распространение получила цвинглианская модель подчинения церковной дисциплины светским магистратам. Так, при преемнике Ц. Г. Буллингере город Цюрих рассматривал отлучение как гражданское дело, находящееся в компетенции магистрата, а не духовенства. В Базеле также имелись серьезные ограничения в полномочиях чисто церковных трибуналов на отлучение граждан от Ц. Если Берн и являлся исключением из этого правила, то только потому, что в нем члены Ц. не отлучались от нее.

Кальвин воспринимал консисторию, в первую очередь, как "полицейский" инструмент по укреплению религиозной ортодоксальности. Страсбургский опыт убедил Кальвина признать, что гарант дисциплины является существенным фактором выживания реформированного христианства. В функции такого гаранта должно было входить рассмотрение дел тех, чьи религиозные взгляды настолько отличались от официальных, что представляли угрозу религиозному порядку в Женеве. Люди, чье поведение было неприемлемо по другим причинам, пасторским или нравственным, также подлежали суду консистории, которая сначала убеждала их изменить свое поведение, а если убеждения не помогали, применяла наказание в виде отлучения. Однако это было церковным, а не гражданским наказанием; еретику мог быть закрыт доступ к одной из четырех евхаристических служб в Женеве, но сама консистория не могла подвергнуть его гражданскому наказанию. Городской совет, ревностно относясь к своей власти, настоял на том, что "все это должно происходить таким образом, чтобы пасторы не имели гражданской власти, а использовали лишь духовное оружие Слова Божьего... и чтобы консистория не подменяла собой власть сеньора или обычное правосудие. Гражданская власть должна осуществляться беспрепятственно".

По мысли Кальвина, точно так, как Бог искупил людей в рамках исторического процесса через воплощение, Он в этом же процессе освящает их, основав для этой цели особую организацию. Бог использует определенные земные средства, чтобы достичь спасения тех, кого Он избрал; хотя Он не связан этими средствами, Он, как правило, действует через них. Таким образом, Ц. определяется как основанная Богом структура, в которой Бог совершает освящение Своего народа. Кальвин писал: "Я начну с Церкви, в лоно которой Бог собирает Своих детей не только для того, чтобы питать их помощью и проповедью, когда они еще младенцы и дети, но чтобы они находились под ее материнской заботой до возмужания и достижения цели своей веры. "Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мк. 10, 9). Для тех, кому Бог является Отцом, Церковь является матерью". Кальвин подтверждает значение, которое он придает Ц., приводя две великие максимы Киприана Карфагенского: "Вы не можете иметь Отцом Бога, если вашей Матерью не является Церковь" и "Вне Церкви нет надежды на оставление грехов и спасение". Образ "Ц. как матери" (который Кальвин охотно заимствует у Киприана Карфагенского) подчеркивает коллективное измерение христианской веры: "Из простого слова "мать" мы узнаем, как важно нам знать ее. Нет другого пути к жизни, чем через мать, которая вынашивает нас в своей утробе, кормит нас своей грудью, опекает нас своей заботой и вниманием". Кальвин провел важное различие между видимой и невидимой Ц. На одном уровне Ц. является общиной верующих христиан, видимой группой. Однако она также является братством святых и собранием избранных - невидимой сущностью. В своем невидимом аспекте Ц. является собранием избранных, известным одному Богу; в своем видимом аспекте она является общиной верующих на земле. Первая состоит лишь из избранных; вторая состоит из добрых и злых, избранных и отверженных. Первая является объектом веры и надежды, вторая - объектом настоящего опыта. Кальвин подчеркивает, что все верующие обязаны уважать и быть преданными видимой Ц., несмотря на ее слабости, ради невидимой Ц. - истинного Тела Христова. Все же она является единой Ц., одной сущностью, во главе которой стоит Иисус Христос. Разграничение между видимой и невидимой Ц. имело два важных последствия. Во-первых, как было указано, видимая Ц. будет включать как избранных, так и отверженных. Разграничение между избранными и отверженными лежит вне человеческой компетенции, так как требует соотнесения человеческих качеств с Божественным благоволением. Во-вторых, однако, возникал вопрос о том, какая именно из видимых Ц. соответствует Ц. невидимой. Кальвин признает необходимость выработки объективного критерия, согласно которому можно было бы судить о подлинности конкретной Ц. Он указал на два таких критерия: "Когда вы видите, что Слово Божие проповедуется и внимается в чистоте, а таинства исполняются в соответствии с установлениями Христа, то можете не сомневаться, что Церковь существует". Таким образом, истинная Ц. не определяется ни качествами своих членов, ни санкционированными средствами благодати.

Свобода вероисповедания в России предполагает право каждого практиковать какую угодно религию или не делать этого вовсе. Но в любом случае знание специальной терминологии полезно и для расширения общего кругозора, и для углублённого изучения особенностей родной страны. Важно правильно понять, в чём главное значение церкви, недаром во все времена она накладывала отпечаток на различные области деятельности государства - экономику, политику и культуру.

И людям, начинающим православную церковную жизнь, и воцерковлённым христианам следует иметь осознанное представление о тех местах , где проводятся религиозные обряды, об истории возникновения их названий и роли в современном обществе. Это знание несущественно для спасения души и обретения Царства Небесного, но учит правильно трактовать понятия и помогает ожиданиям от участия в богослужении соответствовать полученным впечатлениям.

Часто можно услышать вопрос о том, чем отличается храм от церкви или собора. С точки зрения архитектуры, главная задача представляется одинаковой для всех. Она заключается в обеспечении возможности верующим общаться со Спасителем и духовно близкими мирянами. Всё это дома Бога, где приносят искренние покаяния, просят об отпущении грехов и даровании жизни вечной, благодарят Господа за всё и радуются его милостям. А о том, в чём разница между церковью и храмом, собором и часовней, будет рассказано ниже.

Что такое храм

Этим термином называется архитектурное сооружение, построенное во славу Господа и используемое для совершения религиозных обрядов и проведения богослужений. Что значит слово «храм»? Это древнерусское «хоромы» или «храмина», применявшееся для обозначения жилых помещений крупных размеров.

Считается, что первым православным храмом стала горница обычного дома, в которой произошла Тайная вечеря накануне дня, когда Иисус Христос был предан Иудой и принял крестные страдания. Здесь Спаситель преподал ближайшим ученикам заповеди о любви и смирении, предсказал будущее христианской церкви и всего мира. Здесь произошла первая Божественная литургия или Евхаристия - Таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Это заложило основы православного храма - специально отведённого помещения для общения с Господом посредством проведения молитвенных собраний и совершения религиозных Таинств. Храм - сакральное место с жертвенником и алтарём, в котором наиболее явственно ощущается присутствие Бога. Пришедшим сюда можно помолиться, покаяться в грехах, попросить заступничества, пообщаться с верующими единомышленниками.

Форма постройки храма глубоко символична и может иметь один из видов:

  • Корабль (базилика) - самая древняя конфигурация. Образно выражает мысль о том, что вера - ковчег спасения человечества, плывущий в вечность по бушующему житейскому морю.
  • Крест - основа Церкви, память о распятии Христа, инструмент и средство спасения рода людского.
  • Круг - символ вечности, говорит о безграничности и нерушимости существования православия.
  • Восьмиконечная звезда - сияющий путеводный свет истины на тёмном небосклоне невежества и заблуждений. Он напоминает людям о Вифлеемской звезде, которая привела волхвов к месту рождения младенца Иисуса.

Снаружи храм венчается куполами с крестами и часто имеет колокольню . Внутреннее пространство помещения делится на 3 составляющих:

  • алтарь, где находится престол;
  • центральная часть, которая и есть храм;
  • притвор, специальная пристройка.

На престоле в алтарной части совершается таинство причащения - Евхаристии, бескровного жертвоприношения. У входа обычно размещается паперть, а в дополнительном внутреннем притворе в давние времена совершались трапезы. Большой храм имеет много алтарей, для которых пристраивают приделы. Ежедневно может совершаться столько литургий, сколько есть в храме приделов, а все Евхаристии приносят разные батюшки.

Каждый храм освящается в чью-либо честь (Святой Троицы, Спасителя, Богородицы, святого великомученика или престольного праздника) и носит соответствующее название: Преображенский, Свято-Михайловский и т. п. Часто приделы тоже бывают посвящены кому-то и получают его имя, но весь храм называется в честь того, во чью славу освящён главный престол.

Понятие церкви

Слово «церковь», которое в переводе с греческого означает «дом Господа », несёт большую смысловую нагрузку. В православной традиции есть два понятия того, какая бывает церковь:

  • Религиозное здание. Это и христианский храм, и собор тоже.
  • Религиозная организация или сообщество людей, объединённых исповеданием, в этом случае - верой во Христа.

Как культовое сооружение церковь в сравнении с храмом имеет значительно меньший размер и более скромное внутреннее убранство: до 3 куполов и 1 пастыря, отправляющего службы. В её единственном приделе совершается одна литургия в день, а установка трона или кафедры для предстоятеля не предусмотрена вовсе.

Как главное сообщество всех верующих Церковь Христова включает в себя:

  • Церковь Небесную Торжествующую. Это Богородица, Ангелы, святые угодники, души усопших праведников.
  • Церковь Земную Воинствующую. Это все живущие на свете христиане, которые борются за спасение души и стяжание Святого Духа.

Одна из главных православных молитв «Символ веры » называет Церковь Святой, Соборной и Апостольской. Это - единое богочеловеческое собрание всех христиан, живущих и усопших, которых сплотили Евангельский Дух, Таинства и Благодать. Иисус Христос, установивший эту Церковь ещё более 2 тыс. лет назад и ставший её начальником, невидимо управляет паствой, крестит, исповедует и причащает мирян и духовенство.

В архитектурном смысле у церкви такое же предназначение и те же возможности, что и у храма. Но в лице православной организации и живой общности верующих она играет важную роль наставника и воспитателя своих духовных детей. Если сравнить высказывания: «Завтра в шесть часов вечера в церкви на площади состоится праздничное богослужение» и «Православная церковь решительно не одобряет однополые браки», то в первом случае легко вместо слова «церковь» придумать и подставить «храм», а во втором - нет.

Особенности собора

Название «собор» произошло от старославянского «собрание », «съезд» и получило в христианской традиции разные смысловые значения:

  • Собор Апостольский - встреча в Иерусалиме, устроенная апостолами и пресвитерами в 49 г. для обсуждения условий, необходимых для принятия язычников в христианство.
  • Собор Церковный - собрание представителей церкви для решения вопросов вероучения, дисциплины религиозной и нравственной жизни, стратегии руководства христианским обществом.
  • Главный храм местности: монастыря или всего города, где отправляют службы архиерей и несколько священников.
  • Собор Святых - важный церковный праздник, совместно прославляющий подвиги святых, которые объединяются исторически или территориально.

Обычно одна главная городская или монастырская церковь носит название собора, но иногда их бывает и несколько, т. к. в разных местностях существуют свои традиции. Главное отличие собора от других строений состоит в его грандиозных размерах. Богослужения проводятся с участием как минимум трёх священников, а праздничные обряды совершают высшие духовные чины: патриархи и архиепископы. Для этого специально устраивается кафедра архиерея (правящего епископа), и тогда собор будет именоваться Кафедральным.

Украшение собора значительно более помпезно, алтарей же, как и в храме, может быть несколько. Когда кафедру архиерея переносят в другую церковь, название «собор» у храма не отнимается, а остаётся пожизненно. Во всех крупных российских городах есть бережно хранимые величественные соборы. Они завораживают взгляды туристов, живо интересующихся такими достопримечательностями, а для верующих давно стали местом благодатного общения со Всевышним.

Определение часовни

Часовня тоже помещение для чтения молитв, которое отличается совсем маленькими размерами. Здесь есть иконы и свечи, но нет алтаря и престола, поэтому совершение Литургий допускается только в особых случаях . Часовни строят в городах и сёлах, на дорогах и кладбищах, как правило, в память о важном моменте в жизни верующих, которым было, например, явление чудотворной иконы или источника.

Поводя итоги проведённого исследования, можно выделить такие главные моменты, которые кратко обобщают всё сказанное выше:

  1. Храм - это всегда архитектурное сооружение, тогда как церковь бывает и строением, и религиозной организацией, и сообществом последователей определённого культа вероисповедания.
  2. Церковь всегда однозначно христианская, а храм может принадлежать к любой конфессии, быть древнегреческим или даосским.
  3. С точки зрения архитектуры они отличаются количеством куполов и расположением на карте местности. Храмы обычно имеют более 3 маковок и воздвигаются в значимых, центральных районах поселений. Церкви - менее 3, и могут строиться на отшибе.
  4. Размер всегда имеет значение. Величественные здания с богатыми богослужениями, от которых «дух захватывает», в народе называют храмами. Церковью, а иногда и «церквушкой», зовут более простое строение меньшего размера, которое рассчитано на небольшой приход. Постройку совсем маленькую и без алтаря именуют часовней, а главные религиозные сооружения величают Соборами.
  5. В храме может быть несколько алтарей с престолами, и потому ежедневно тут свершаются сразу две или три литургии. В церкви имеется один алтарь, поэтому эта служба совершается только раз в сутки.
  6. Для обозначения любых зданий, где проходят православные требы, можно безошибочно говорить и «храм», и «церковь». Если нужно подчеркнуть архитектурное величие христианского строения или рассказать о культовом сооружении древних греков, говорят «храм».

Москва,улица Остоженка,3/14

метро "Кропоткинская"

Типичный московский модерн.

Архитекторами шестиэтажной правой части дома являются В. Е. Дубовский и Н. А. Архипов. Четырёхэтажная левая часть дома перестроена из более раннего сооружения в 1904 году архитектором Э.-Р. К. Нирнзее.

Выявленный объект культурного наследия.Здание представляет собой сложный конгломерат объемов, имеющих разнообразные по форме и силуэту завершения. Исследователи обычно выделяют лепное убранство этого здания – уникальное и больше нигде в Москве не встречающееся.Особенно запоминается колоколообразный шатер над угловой башенкой – «рюмка», по которой дом и получил своё неофициальное название. Существует легенда, что Филатов построил дом на средства, появившиеся после того, как бросил пить. Он некогда изрядно пил, из-за этого чуть не потерял всё свое состояние, но потом одумался, дал зарок и прекратил пить. Дела его стали налаживаться и на появившиеся средства был построен этот доходный дом, а в знак этого опрокинул напоследок, чисто символически, последнюю чарку - установил на углу крыши «перевернутую рюмку». Журналистам «Московского еженедельника» такой ход не пришёлся по вкусу: „Каждый новый год приносит Москве несколько десятков новых, чудовищно нелепых зданий, которые врезаются в городские улицы с какой-то особенной, только одной Москве свойственной, удалью. Ну где еще встретишь что-нибудь подобное новому дому в начале Остоженки...”

Нынешняя «рюмка» заменена при ремонте дома. Старая рюмка была поизящнее. Дом, в общем, сохранил свой первоначальный облик благодаря тому, что к началу массовой застройки улицы и соседних переулков элитным жильём, еще до возникновения понятия «золотая миля», он был в очень приличном состоянии. Коммуналки давно были раскуплены, и новые владельцы сами доводили квартиры до ума. Одну из коммуналок в «Доме под рюмкой» купил в начале 1990-х годов известный галерист Марат Гельман, а оформил её не менее известный архитектор Александр Бродский.

По сути, по адресу Остоженка, дом № 3/14 находятся два дома, которые расположены на одном участке. До революции они принадлежали одному хозяину – купцу, потомственному почетному гражданину Я.М. Филатову, владельцу склада водопроводных и электротехнических принадлежностей. Четырехэтажное здание в левой части владения было построено в 1904 году архитектором Эрнстом‑Рихардом Нирнзее.

Доходный дом справа, на углу Остоженки и 1‑го Обыденского переулка был возведен в 1907‑1909 годах по проекту зодчего В.Е. Дубовского при участии Н.А. Архипова. Он представляет собой сложное сочетание архитектурных объемов с разнообразными по форме и силуэту завершениями. В первую очередь обращает на себя внимание колоколообразный купол над угловой башенкой, напоминающий перевернутую рюмку. Дом этот так и называют: «дом под рюмкой». С названием связана известная московская легенда. Якобы, заказчик дома купец Я.М. Филатов был большой любитель «заложить за воротник» и так преуспел в этом деле, что чуть было не пропил всё свое состояние. Но смог остановиться. И в знак этого попросил архитектора поставить на крыше дома перевернутую рюмку. Впрочем, это не более чем легенда, подобного плана навершия встречаются на многих московских строениях. После недавнего ремонта старая «рюмка» после была заменена современной – менее изящной, чем прежняя.

Фасады здания выполнены в стиле модерн и насыщены стилизованными лепными изображениями различных морских чудовищ, рыбьих голов, обнимающихся русалок, раковин, водорослей, на стенах расцветают причудливые растения и павлиньи хвосты. Над окнами пятого этажа выделяется полоса керамического фриза, выполненного из красно-серой абрамцевской майолики.

Дом на Остоженке – не единственный дом, построенный В.Е. Дубовским для семьи Филатовых. Валентин Евгеньевич возвел и знаменитый «дом с рыцарем» на Арбате (дом № 35), принадлежавший до революции супруге Я.М. Филатова Анне Тимофеевне.

В советские годы в «доме под рюмкой» были устроены коммунальные квартиры. В наши дни он сохранил свой статус жилого дома.

Доходный дом Я. М. Филатова «Дом под рюмкой» в Москве - описание, координаты, фотографии, отзывы и возможность найти это место в Москве (Россия). Узнайте где находится, как добраться, посмотрите что интересного вокруг. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Всего 4 редакций, последнее 5 лет назад сделано Arnica из




Top