Дом щербатовых. Доходный дом щербатова

Ничего подобного не было построено до того времени не только в Москве, но и в мире. Заказчик князь Сергей Александрович Щербатов решил совместить в одном здании и свой особняк, и многоквартирный доходный дом.

Дом С.А. Щербатова на Новинском бульваре был построен по проекту молодого архитектора Александра Таманова - в будущем создателя советского Еревана Александра Ованесовича Таманяна. На архитектурной выставке 1913 года это здание удостоили золотой медали и первой премии конкурса Городской управы "Лучшее здание Москвы". В работе участвовали скульпторы А.А. Кудинов и В.В. Кузнецов, а также художник И.И. Нивинский.
Архитектор успешно справился с поставленной задачей: в центре особняка был устроен парадный двор (курдонёр), образуемый основным корпусом и выступающими по его сторонам боковыми флигелями с колоннадой. Позади шестиэтажной части с покоями хозяина находились конюшня и гараж. План здания представляет собой букву "Н".


Латур А. "Москва 1890-2000. Путеводитель по современной архитектуре". - 2-е издание., - М.: Издательство "Искусство-XXI век", 2009 г.

От улицы курдонёр отделялся балюстрадой с двумя фигурными фонарями. Центральная часть двора выделялась высоким парапетом, украшенным двумя львами. Они не дожили до наших дней, как и статуи, стоявшие в нишах у входов в боковые корпуса. Позже их продали на слом.

Князь Сергей Александрович Щербатов - сын московского городского головы Александра Алексеевича Щербатова, внук генерал-губернатора Москвы Алексея Григорьевича Щербатова был человеком ярким и художественно одарённым. Он учился живописи у Леонида Пастернака и Игоря Грабаря, стажировался в Мюнхене, и хотя профессиональным художником не стал, устраивал выставки художников, коллекционировал живопись, иконы, японскую графику, фарфор, скульптуру. По замыслу Щербатова в построенном здании должен был разместиться музей личных собраний, предназначенный для экспонирования частных коллекций. Щербатов успел только превратить собственную квартиру в музей. После октябрьского переворота эмигрировал, жил в Каннах, затем в США. В эмиграции написал мемуары "Художник в ушедшей России". Перед отъездом из России основная часть коллекции Щербатова была отдана на хранение в Румянцевский и Исторический музеи. После национализации частных художественных собраний коллекция была разрознена и частично продана за границу.


Рисунок А. Курбатова. Правообладатель - Dima dima

Сергей Александрович женился на крестьянке из деревни при усадьбе князей Щербатовых на реке Нара, медсестре сельской больниц Пелагее (Полине) Ивановне Розановой (1880-1966). Князь Щербатов писал: "Не подобает мужу описывать красоту и прелесть своей жены, но как художнику да будет мне довозволено всё же сказать, что она была видением большой красоты и поэзии".
Её портреты писали Василий Суриков и Валентин Серов.


Василий Иванович Суриков. Портрет княгини П.И.Щербатовой, 1910

В доме на Новинском бульваре В.А. Серов работал над своим последним произведением - портретом княгини Полины Ивановны Щербатовой. Рано утром 22 ноября 1911 года он спешил на портретный сеанс к Щербатовым, упал и умер от приступа стенокардии. Вскоре после смерти художника С.А. Щербатов поместил рисунок в раму со стеклом и медной дощечкой с гравированной надписью: "Последняя работа В. А. Серова". Это произведение было принесено в дар Третьяковской галерее.

Валентин Серов. Портрет княгини П.И.Щербатовой

1. Несмотря на потери, дом князя Щербатова - одно из самых величественных зданий русского неоклассицизма ХХ века, до сих пор является украшением Садового кольца.

2. На красную линию улицы выходят фасады двух трёхэтажных флигелей, соединённых с центральным корпусом. Боковые корпуса полностью отводились под сдаваемые внаём квартиры.

3. На третьих этажах боковых корпусов - огромные полуциркульные окна, напоминающие мезонины классических особняков. В простенках - барельефы на античные сюжеты работы скульптора В.В. Кузнецова.

10. Верхний этаж главного дома выделяется изяществом ампирной отделки - пышной колоннадой коринфского ордера, лепниной, красивыми балконами. Несмотря на мастерское согласование с остальным объёмом дома, сразу видно, что это главная, отдельная часть комплекса.

11. Вдоль переднего фасада протянулась главная анфилада, включавшая библиотеку, гобеленную гостиную, большую гостиную, портретную и еще одну библиотеку. Слева и справа анфиладу замыкали полукруглые в плане, обильно застекленные помещения зимнего сада и биллиардной. С двух огромных, спрятанных под колоннадой, балконов открывался вид на центр города.

12. Три нижних этажа занимали квартиры, четвертый, выделяющийся на фасаде низенькими подслеповатыми окнами, отводился для обитания многочисленной княжеской прислуги.

13. Лепные рельефы с античными сюжетами украшали и все дворовые фасады.

18. Вид с этих балконов открывался в то время на Кремль.

27. Правый боковой флигель.

29. Левый боковой флигель.

30. Проезд под центральным корпусом ведёт на задний двор, напоминающий темный колодец.

31. С трёх сторон его окаймляют корпуса основного здания, четвертую замыкает бывший княжеский каретный сарай, на втором этаже которого обитали конюхи и кучера.

32. На задний двор выходили черные лестницы боковых корпусов.

34. Вид от дома Щербатова на Новинский бульвар.

35. По прямому назначению особняк служил недолго - уже в 1918 году его передали под жилье рабочим Трехгорной мануфактуры. Позже залы занимал какой-то проектный институт. Несмотря на это, говорят, что сохранились многие детали интерьера.

36. Вид на дом князя Щербатова из двора дома №9 по Новинскому бульвару.

Источники информации

0

Архитектурная премьера, случившаяся на Новинском бульваре почти 100 лет назад, в 1913 году, произвела фурор. Князь Сергей Александрович Щербатов предъявил городу свой доходный дом, увенчанный особняком владельца.

Архитектурная премьера, случившаяся на Новинском бульваре почти 100 лет назад, в 1913 году, произвела фурор. Князь Сергей Александрович Щербатов предъявил городу свой доходный дом, увенчанный особняком владельца. Творцом этого чуда стал малоизвестный тогда молодой архитектор Александр Таманов — в будущем создатель советского Еревана Александр Ованесович Таманян.

Видео по темам

Собственное видео сайт! «Песня старого извозчика», неофициальный гимн московского метро, в исполнении камерного ансамбля «Анима» на ежегодной акции «Ночь в метро», май 2013 года.

Московский метрополитен , Москва

В 1935 году газета «Правда» провозглашает Москву портом пяти морей, отныне все главные водные артерии страны направлены к северному речному порту столицы.

Московская область , Москва

Удивительный и таинственный народ - бужские голендры - появились в Сибири больше ста лет назад. Сегодня в мире осталось лишь несколько сотен представителей этого народа, а поселения голендров сохранились только в Иркутской области.

Иркутская область , Пихтинск , Среднепихтинск , Дагник , Музей голендр

Победитель Всероссийского фестиваля «Байкальская волна». Фильм рассказывает о первом в Коми-Пермяцком округе доме учителя и молодых педагогах, которые обучают деревенских детишек. Центр их дома - небольшая обсерватория, где дети могут наблюдать звездное небо.

Дом князя Щербатова на Новинском бульваре можно считать одним из первых домов с пенхаусом в России, а князя можно назвать его изобретателем. Внешне повторяя облик типичной московской дворянской усадьбы, он строился как доходный дом с жильём для владельца и оригинальное решение для этого, предложенное архитектором невозможно не оценить по достоинству. В начале ХХ века в доме собиралась творческая интеллигенция. Там квартировал Алексей Толстой и у него на вечеринках бывала вся творческая Москва.

В XIX веке Новинский бульвар считался районом аристократическим. Поэтому здесь князь Щербатов решил построить свой особняк. Потомок Рюрика, сын московского городского главы был любителем и собирателем искусства. В его коллекции были произведения живописи, русские иконы, французское стекло, японские гравюры.

Сергей Александрович Щербатов запомнился современникам не только своими необъятными габаритами (под его весом ломались стулья) и картавым говором. Он был очень богат и в своём собирательстве пускался из крайности в крайность. Найти систему в его коллекциях было невозможно. То он собирал живопись, то чучела животных, то китайскую миниатюру. Тем не менее, слыл знатоком искусства.

В 1913г. его особняк был построен по проекту архитектора А.Таманова (Таманяна). Дом предназначался для сдачи квартир внаём и жилья хозяина. За образец были взяты шведские, норвежские и английские интерьеры. Архитектор предложил неожиданное решение. За парадной частью двора был построен шестиэтажный хозяйский дом, по бокам располагались трёхэтажные корпуса. Сзади находились гараж и конюшня. Особняк прославился изящной отделкой, богатой лепниной, необычной планировкой. У входа лежали каменные львы. Со двора был лифт и отдельная лестница.

В своих воспоминаниях князь пишет, что хотел организовать в особняке музей частных коллекций и передать его городу. Но со временем воспоминания могут солгать. По сути это обычный доходный дом, если бы не одно примечательное отличие. Чтобы окупить расходы на строительство Щербатов совместил свой особняк с многоквартирным доходным домом, доходы от которого компенсировали бы расходы на содержание. В те времена домовладельцы часто селились в своих доходных домах, занимая престижный второй этаж. Но некоторые поняли, какое преимущество может дать последний этаж. Помещения там можно строить с высокими потолками и устраивать разнообразные антресоли. Это были предшественники нынешних пентхаусов. Щербатов же заменил квартиру на последнем этаже целым особняком.

В доме была анфилада комнат, две библиотеки, помещение для гобеленов. Для сдачи внаём предназначались 28 восьмикомнатных квартир. Квартиры в боковых флигелях были не такими комфортабелными и предназначались для чиновников средней руки. Многие комнаты имели окна в углу или совсем оставались без естественного освещения.

Когда Алексей Толстой вернулся в Россию в 1912, он поселился в этом доме со своей второй женой Софьей Дымшиц. Свободная, весёлая обстановка в доме Толстого привлекала к нему всю московскую богему и художественную интеллигенцию. Ходили рассказы о вечеринках, которые там устраивались. Коньком этих вечеринок были не обильное угощение, а выступления и импровизации актеров и поэтов, которые были по тем временам крайне смелые. Тогда Толстой был дружен с семьёй Сергея Эфрона и Марины Цветаевой, которые жили неподалёку. Квартиру Цветаевой в Сивцевом Вражке Толстой назвал «обормотником», а их дружную компанию окрестил обормотами.

В первый же год после революции 1917 года дом был разграблен, интерьеры разрушены. Там было организовано общежитие для рабочих Трёхгорной мануфактуры. Сейчас здесь офисы и квартиры. Дом князя Щербатова может считаться первым полноценным пентхаусом в Москве, или даже в мире. Ведь обратного пока никто не доказал.

Зарегистрированные пользователи могут принять участие в написании статьи и получить вознаграждение.
Дом С.А. Щербатова на Новинском бульваре - одно из самых величественных зданий русского неоклассицизма ХХ века. По масштабу замысла и качеству воплощения оно может сравниться с такими замечательными постройками, как дворец Половцева И.А. Фомина в Петрограде и особняком Тарасова в Москве И.В. Жолтовского. Дом Щербатова принёс архитектору Александру Таманяну золотую медаль на конкурсе Городской управы на лучшее здание Москвы в 1914 г. За эту постройку и за заслуги в области искусства А.И. Таманян был избран академиком архитектуры по представлению академиков А. Щусева, О. Бернштама и Л. Бенуа.

"Главный фасад, - писал о доме художник Михаил Нестеров, - был обращён к Новинскому бульвару, задний - к берегам Москвы-реки, с перспективой на далёкие Воробьёвы горы. Стиль дома - модный тогда ампир... Тут был и дворик со львами, и античные статуи, и трельяж с вьющимся диким виноградом, и княжеский герб над аркой во внутренний дворик".


Хозяин дома князь Щербатов намеревался возвести дворец для размещения музея личных коллекций. С другой стороны, как писалось в советской литературе, "нищавшая знать стремилась найти практическое приложение для своих быстро оскудевших наследственных капиталов". Поэтому особняк решено было совместить с доходным домом. Это продиктовало композицию здания, состоящую из трёх частей, - центральной пятиэтажной и двух боковых трёхэтажных.


На верхнем этаже располагались покои владельца, включавшие 39 комнат и две террасы. Сдаваемые внаём квартиры (всего их было 28 по 8 комнат каждая) были расположены в четырёх нижних этажах; над ними находились приёмные комнаты. Для пластического обогащения фасада Таманян использовал ионический ордер внизу и коринфский наверху. Небольшие окна низа контрастируют с крупными окнами и остеклёнными террасами верха. Стена третьего и четвёртого этажей как раз объединяет контрастные элементы здания в единое целое.


В планировке здания Таманян был стеснён размерами участка, которые не позволяли ему развернуть широкий открытый двор, выходящий на бульвар. И всё же даже в трудных условиях заданного участвка архитектору удалось разместить объёмы так, чтобы создать два двора. Путеводитель по архитектурным стилям

П-образный особняк князя Щербатова - постройка архитектора Александра Таманяна. В 1913 году его проект получил первое место на конкурсе городских фасадов.

После покупки участка Щербатов сразу «выписал» из Петербурга Таманяна и заказал проект здания, которое сочетало бы доходный дом и жилище богатого собственника. Условия были жесткими: квартиры для сдачи внаем, особняк хозяина, классический стиль. Как пример - английские, норвежские и шведские интерьеры.

Архитектор блестяще справился с задачей: в центре двора устроили курдонер, за ним возвышалась шестиэтажная часть с покоями хозяина и трехэтажные корпуса по бокам, позади дома конюшня и гараж.

Особняк Щербатова прославился необычной планировкой, богатой лепниной, живописной отделкой. Анфилада комнат выходила окнами на парадный уличный двор. Всего в особняке насчитывалось 39 помещений, включая гобеленную, две библиотеки, портретную. Со двора в особняк вела отдельная лестница и лифт. У входа были каменные львы и железные фонари с изысканным рисунком. Позже их продали на слом.

В доме Сергей Щербатов разместил собрания книг, картин, икон. Он хотел завещать здание под городской музей частных собраний. Но в революцию князь эмигрировал, а его коллекцию разделили между разными музеями. В особняке Щербатова поселились ткачи Трехгорной мануфактуры. А сейчас здесь квартиры и офисы.




Top