Достижения индии в средние века. Достижения древней индии

Индия – страна с богатой историей, а существующие в настоящее время традиции берут сове начало еще с древнейших времен. Археологические раскопки датируются 3 тысячелетием до нашей эры и уже тогда племена, жившие на территории этой страны, занимались земледелием, именно индусы первыми начали выращивать рис, сахарный тростник и хлопчатник.
Индия – азиатская страна, поэтому быт и культура имеет общие черты с соседними странами, такими как Пакистан, Иран и Афганистан.
Племена, населявшие Индию, состояли из местного населения дасов и пришлых индоевропейцев ариев (индоиранцев), последние пришли на смену хараппской цивилизации (названную так в честь города Харапп, где найдено большинство предметов их быта).
Началом культурного наследия Индии считается хараппская культура, существовавшая во 2 тысячелетии до нашей эры. Именно хараппское население начало возводить городские поселения, об этом свидетельствуют развалины, обнаруженные в Мохенджо-Даро, уже в то время строения были двух этажными, имелась система сточных каналов, примитивные трубопроводы. Одновременно развитие получила и обработка драгоценных камней, из них делались украшения и предметы быта. Развивалась письменность. Жители хараппской цивилизации были религиозными людьми и обожествляли животных, для поклонения они возводили алтари, а божественных животных изображали на различных предметах быта и статуэтках. Именно эта цивилизация при изображении предавала животным человеческие черты лица.
Исчезновение хараппской цивилизации происходило постепенно, хотя причины до сих пор остаются загадкой, на ее смену пришли арийские племена.
Арийские племена повлияли на развитие культуры Индии, так арийцами было создано социальное деление, искусство танца, вид одежды (сари и др.) и религия, сохранившиеся в наши дни. Общество делилось на «варны» – группа людей, выполняющая определенную функцию. Каждая варна имела свою профессию, а ее представители занимали определенное положение в обществе, соответствующее их варне. Принадлежность к варне наследовалась, а браки заключались между равными по положению людьми. Брахманы считались высшей варной, чтили духовные традиции, проводили религиозные обряды. Кшатрии были военные аристократы. Вайшьи занимались ремеслом и торговлей. Самой низшей варной были шудры, они занимались ремеслом и земледелием, но не обладали правами вайший. Отличались варны и в цвете одежды: брахманы носили белые цвета, кшатрии – красные, вайшьи – желтые, шудры – черные. Первые три варны считались малочисленными, высшими слоями населения, а шудры это основное население страны. Кстати язык, на котором сегодня общаются индусы «хинди», имеет арийские корни. Аналогом нашей Библии, в Индии в 1 тыс. до нашей эры были «Веды», писания состояли из четырех сборников «самхит», в каждом сборнике были гимны, тексты поклонения богам, заговоры, заклинания и даже танцевальные движения для обрядов. Читать «самхит» могли только мужчины первых трех варн. Самой древней «самхит» была «Ригведа» в ней упоминалось о более 3 тысячах божеств. Поклонялись арийцы трем сферам (земле, воздуху и небу), соответственно боги разделялись на эти три группы. Важнейшими богами были боги воздуха, т.е. то пространство что соединяет землю и небо. Вообще ведийское мировоззрение было основано, на том, что и люди и боги подчинены единой вселенской силе, все взаимосвязано в этом мире животные, люди и боги. Именно в ведийской культуре обожествление природы – пантеизм, проявляется особенно ярко, богов-животных изображали на зданиях, в храмах, изготавливали статуи, тогда появились многорукие и многоногие божества, а развитие искусства делало их изображения особенно красочным. На рубеже бронзового века возникают разногласия между варнами, борьба между брахманами и кшатриями приводит к созданию нового верования - «Брахманизм», а после уже у каждой варны появляются свои божества (кроме шудр). Превосходство одних богов над другими вызывало бурю недовольства, появлялись атеистически настроенные люди, считавшие, что мир богов не должен возвышаться над человеческим миром, а познать истину может любой человек не зависимо от принадлежности к той или иной варне. Последователями такого мировоззрения назывались шраманы. Сторонниками антибрахманистического направления были буддисты, джайнисты и др.
Будда означает просветленный, именно так и зародилась эта религия. Однажды сыну царя из рода Гаутамы Сиддхартхе предсказали, что он станет монахом, если увидит больного, старого и мертвого человека. Когда это произошло Сиддхартха, бросив все блага царской жизни, отправился странствовать по миру, к 40 годам к нему снизошло просветление, и он стал «буддой». Идея буддизма была в следующем, для того чтобы достичь нирваны (невозмутимости, душевного спокойствия) необходимо пройти все испытания выпавшие на твою долю и остаться честным, чистым духовно, человеком. Во времена правления императора Ашоки, по всей Индии строились буддистские храмы, изначально памятники Будде изображались в виде колеса, затем животного и только потом в облике человека сидящего в позе лотоса. Буддизм приобрел большое количество последователей за пределами Индии, благодаря мирному отношению к местным культам, а основная теория буддизма заключалась, в том, что надо меньше грешить.
Параллельно с буддизмом в 7-6 веках до нашей эры зарождается индуизм. Можно сказать, что в индуизм вошли многие религиозные течения, существующие в Индии, но его основу все-таки составил брахманизм. В настоящий момент индуизм основная религия в стране. В Индуизме люди продолжают покланяться животным (корове, обезьяне, слону), и это отразилось на употребляемых продуктах. Так, пища в Индии вегетарианская, хоть и существуют мясные блюда, но блюда из говядины встречаются крайне редко, так как убийство рогатого скота в некоторых Индийских штатах преступление.
В Индии много праздников, посвященных различным божествам, а так как богов много, количество праздников больше чем дней в году.
Резюмируя выше сказанное, нужно отметить, что культура Индии развивалась постепенно, так как склонна к адаптации и переосмыслению, но в тоже время, с трепетом, хранит традиции, идущие из глубины веков.

Успехи древнеиндийской науки связаны, прежде всего, с математикой, астрономией, медициной и лингвистикой. Ученый Ариабхат открыл знание числа П (пи), предложил оригинальное решение линейного уравнения. Кроме того именно в Древней Индии впервые система счисления стала десятичной (т.е. с нуля). Эта система легла в основу современной нумерации и арифметики. Более развита была алгебра; понятие «цифра», «синус», «корень» впервые появились именно в древней Индии.

Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский ученый Ариабхат высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси, за что был гневно осужден жрецами. Введение десятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было.

Высокого уровня достигла наука о языке. Была создана грамматика Панини.

Особых успехов достигла в древней Индии медицина. Здесь зародилась наука о долголетии. Врачи знали лечебные свойства многих трав, влияние на здоровье климата. На высоком уровне стояла хирургия – им было известно более 300 операций, они использовали более 120 хирургических инструментов.

Искусство Индии уходит в эпоху древности. Большинство архитектурных сооружений возводилось из дерева и поэтому не сохранилось. В первые века нашей эры начинает широко применяться камень.

В Индии существовало несколько школ скульптуры: Гандрахская, Матхурская, Амаравати. В Матхурской школе широкое развитие наряду с религиозной, получила светская культура. Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальный руководств по правила их создания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская, джайниская и индуистская иконография.

Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджата, так называемые фрески Аджаты. В этом буддийском комплексе состоящим из 29 пещер живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Здесь разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично сохранились, т.к. индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми. Традиции Аджаты оказали существенное влияние на живопись других стран Востока.

Религиозная архитектура этого времени представлена скальными комплексами (чайтья), ступами – каменными, мемориальными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды. К шедеврам индийской архитектуры относятся также индуистский храм в Санчи и буддийская ступа, находящаяся там же.



С Буддизмом связаны грандиозные каменные святилища и храмовые ансамбли Индонезии, Камбоджи и др., монастырские комплексы Индии, Бирмы, Непала и т.д. Из пещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе Карле и в Эллоре. Пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в высоту, 14 м в ширину и около 38 м в длину.

Определённый интерес представляет Буддийский Канон “Типитака” – памятник духовной культуры Индии, каноническая книга Хинаяны. Она служит важнейшим источником для изучения первоначального буддизма. Типитака исполнена на 729 мраморных плитах и хранится в специальном хранилище – Кутоде и рассматривается как важнейший памятник культуры Древней Индии.

Достижения индийцев в области науки, философии, религии, искусства, литературы вошли в Золотой фонд цивилизации, оказали большое воздействие на развитие культуры многих стран.

Индийская цивилизация – одно из самобытных явлений истории. Её вклад в общечеловеческую культуру поистине огромен. Уже в древности об Индии знали как о “стране мудрости”. Большой вклад в мировую культуру Индия внесла, прежде всего, в области знания, философско-религиозных идей, народного мифотворчества.

Если говорить о культуре Древней Индии, то можно выделить в данном случае четыре основных направления - это письменность, литература, искусство, а так же научные знания. Все это в более доступном и кратком виде изложено ниже.

Религия Древней Индии кратко

В древнейшие времена индийцы поклонялись силам природы, от которых зависела их производственная деятельность. Бог Индра был благодетельным божеством, подателем дождя, борцом с духами засухи и грозным богом бури, вооруженным молнией.

Бог солнца Сурия, по представлению древних индийцев, каждое утро выезжал на золотой колеснице, запряженной огненно- рыжими конями. Богам приносили жертвы, молились им. Считалось, что боги не могут отказать человеку в просьбе, если она сопровождалась правильно произнесенными заклинаниями и правильно выполненным жертвоприношением.

В эпоху образования классового общества и государства боги природы превращаются в богов — покровителей государства и царской власти. Бог Индра превратился в покровителя царя, в божество грозной войны.
Со временем, в древней Индии складывается особая жреческая религиозная система — брахманизм. Жрецы-брахманы считали себя единственными знатоками и хранителями священного знания. Они объявили себя лучшими из людей:
божествами в облике человека. В период распространения брахманизма богам приносили обильные жертвы. Выгоду от этого получали жрецы-брахманы. Брахманизм освящал рабовладельческое государство, как якобы установленное самими богами, укреплял выгодную рабовладельцам кастовую систему.

Против кастовой системы и поддерживавшего ее брахманизма в Древней Индии возникло движение протеста. Оно нашло выражение и в новой религии — буддизме. Первоначально буддизм выступил против кастового деления. Приверженцы новой религии учили, что все люди должны быть равны независимо от того, к какой касте они принадлежат. В то же самое время последователи буддизма не боролись против кастовой системы и общественной несправедливости, так как буддизм проповедовал отказ от всякой борьбы. Буддизм получил широкое
распространение в Индии в середине первого тысячелетия до н. э. Из Индии он перешел в соседние страны и является в настоящее время одной из наиболее распространенных религий Востока.

Письменность и литература (краткое содержание)

Крупнейшим культурным достижением древних индийцев было создание алфавитного письма из содержащего 50 знаков. Эти знаки обозначали отдельные гласные и согласные звуки, а также слоги. Индийское письмо гораздо проще египетских иероглифов и вавилонской клинописи. Правила письма излагались в особых учебниках грамматики, созданных в V в. до н. э. индийским ученым Панини.
Грамота в древней Индии была доступна главным образом брахманам. Они записали в своих законах, что бог Брахма создал индийское письмо и только брахманам разрешил им пользоваться.

Уже в XI—X вв. до и. э. индийские певцы исполняли гимны богам. Сборники этих гимнов называются Ведами. Они были впоследствии записаны и стали памятниками литературы. Веды знакомят нас с древнейшими религиозными верованиями индийцев. Они содержат множество легенд, легших в основу произведений художественной литературы.
В прекрасных поэмах «Махабхара- та» и «Рамаяна» содержится информация о подвигах древних царей и героев, об их походах и завоеваниях, о войнах между индийскими племенами.
Индийцы создали множество сказок, в которых отразилось отношение народа к угнетателям. В этих
сказках цари выведены безрассудными, жрецы — глупыми и жадными, а простые люди — смелыми и находчивыми.
В одной из индийских сказок говорится о купце, жалевшем деньги на корм для своего осла. Купец надевал на своего осла львиную шкуру и пускал его пастись на поля бедняков. Сторожа и земледельцы в ужасе разбегались, думая, что видят льва, и осел наедался досыта. Но однажды осел закричал. Жители деревни узнали осла по голосу и забили его палками. Так был наказан купец, привыкший обманывать людей и наживаться за их счет.
Многие индийские сказки были еще в древности переведены на китайский, тибетский и другие языки народов Востока. Они живут и по сей день, свидетельствуя о таланте и мудрости их создателя—: великого индийского народа.

Научные знания (кратко)

Больших успехов достигли древние индийцы в математике. Около V в. они создали цифры, которые мы называем «арабскими». На самом деле арабы лишь передали в Европу цифры, с которыми познакомились в Индии. Среди цифр, написание которых было дано индийцами, имелась цифра «О» (ноль). Она облегчила счет, позволив считать десятками, сотнями, тысячами с помощью одних и тех же десяти цифр
Древним индийцам было известно, что Земля имеет форму шара и что она вращается вокруг своей оси. Индийцы совершали путешествия в далекие страны. Это способствовало развитию географических знаний.
Индийские агрономы, опираясь на многовековой опыт земледельцев, выработали правила обработки почвы, севооборота, внесения удобрений, ухода за посевами.
Высокого развития достигла в Индии медицина. Индийские врачи имели разные специальности (внутренние болезни, хирургия, глазные и др.). Им были известны желтуха, ревматизм и другие болезни, а также способы их лечения. Они умели изготавливать лекарства из целебных трав и солей, производить сложные операции. Появились первые медицинские труды.
В Индии были изобретены шахматы, являющиеся в настоящее время любимой игрой миллионов людей разных стран, в частности нашей страны. Индийцы называли шахматы «чатуранга», т. е. «четыре рода войск».

Про искусство (кратко)

Индийские архитекторы сооружали замечательные храмы и дворцы, отличающиеся необычайной тщательностью отделки. Поражал великолепием царский дворец в Паталипутре. Главные входы этого огромного деревянного здания представляли собой ряды колонн. Колонны были украшены
позолоченными виноградными лозами и птицами, искусно отлитыми из серебра. Чужестранцы не могли поверить, что дворец в Паталипутре сооружен людьми; им казалось, что его создали боги.
На священных для древних индийцев местах воздвигались ступы — огромные сооружения из кирпича или камня в форме кургана. Ступу окружала каменная ограда с одним или несколькими воротами. Ворота были сложным архитектурным сооружением, украшенным богатой резьбой и скульптурой.

Памятниками упорного труда являются сохранившиеся в горах древние пещерные храмы и монастыри. В скалах вырубались обширные залы и коридоры. Они украшались резными колон¬нами и цветной росписью, вызывающей восхищение современных художников.

Культура Индии в период царя Ашоки..

Особенности культуры Древней Индии.

Культура Древней Индии

1. Древний период в истории Индии, которую называли страной мудрецов, ставит перед историками много вопросов. Здесь гораздо меньше, чем в Китае, заметен переход от древности к средневековью. По сравнению с древними восточными цивилизациями здесь особенно прочно держались традиции, индийская община сильно тормозила развитие феодальных отношений. Можно назвать много факторов, определяющих своеобразие исторического пути развития Индии. Но важнейшими среди них являются особенности общины – основной социальной ячейки, ядра цивилизации – и специфика религии спасения, степень её воздействия на духовую и социальную жизнь. Уже тогда возникла вера в переселение душ и учение о карме (судьбе) . В широком смысле карма – общая сумма совершённых всяким живым существом поступков и их последствий; в узком смысле – влияние совершённых действий на характер настоящего и последующего существования. Эти идеи вошли в основу основ духовной жизни Индии, оказали влияние на социальную структуру цивилизации и проявили удивительную жизнестойкость, сохраняясь на протяжении огромного периода индийской истории. Отчасти поэтому такой сложной оказалась судьба буддизма – мировой религии, авторитет которой не убывает и в наши дни в самых разных странах.Древнеиндийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Первые центры культуры в Индии существовали уже в конце III начале II тысячелетиях до н.э. В настоящее время известно два древнейших центра высокоразвитой культуры. Это Хараппа (ныне в западном Пакистане) и Мохенджо-Даро на берегу реки Инд. Мохенджо-Даро являлся одним из центров хараппской цивилизации. В Мохенджо-Даро археологи обнаружили правильной прямоугольной формы кварталы, широкие улицы, перекрытые каналы, в домах - комнаты для омовений. Строительство велось из обожженного кирпича, а дома были многоэтажными. Появилась здесь и своеобразная до сих пор нерасшифрованная письменность. Высокого совершенства достигло и искусство малых форм - гравюры на печатях, статуэтки, а также различные виды ремесел. До II тысячелетии до н.э. в Индию пришли племена индоариев, жрецы которых создали великое собрание священных гимнов, заклинаний и жертвенных формул «Ригведу». Этот сборник до сих пор почитается как самый важный из многочисленных текстов индуизма. Позднее появились и другие Веды - «Самаведа», «Яджурведа» и «Атхарваведа» . Со временем вокруг Вед стала складываться так называемая «ведическая литература», представляющая собой толкования и комментарии к Ведам, Наиболее значительные из них получили название «Упанишады» (от «упа-ни-шад» - «сидеть около ног учителя»). Исполнение этих обязанностей переходило от отца к сыну и считалось наследственным. Вследствие этого арийское общество постепенно разделилось на четыре сословия. Их санскритское наименование - «варна» (неточно переводимое как «каста», а буквально означающее «цвет»). В определённой мере и по сей день, существуют каста жрецов, или брахманов (чистых), каста воинов, или кшатриев , каста вайшьев, или ремесленников, купцов и земледельцев, и каста шудр (слуг) Последняя каста образовалась из покоренных народов и составляла самую многочисленную часть народонаселения Индии.В древнеиндийском обществе каждая из четырех варн (сословий) состояла из нескольких каст с четко сформулированными нормами социального поведения. Отношения между сословиями и кастами определялись правилами эндогамии (считался законным только брак в пределах единой группы), сотрапезничества (пищу можно было принимать от членов той же или высшей группы и есть в присутствии таких же) и предписанного рода занятий (каждый человек обязан был добывать средства к существованию, как это принято для членов его группы, и не имел права заниматься ничем иным). Науки были неотъемлемой частью образовательного стандарта высших варн, но читать и изучать Веды и комментарии к ним могли лишь мужчины из первых трех варн; женщинам и шудрам путь знаний был заказан. Образованный индус времен Упанишад заявлял - что помимо собственно Вед и «Законов Ману» он знает«правила почитания предков, науку чисел, искусство предсказаний, хронологию, логику, правила поведения, этимологию, науку о священном знании, науку о демонах, военную науку, астрономию, науку о змеях и низших божествах» . Записывались Веды на древнеиндийском, ведийском языке. В.5 веке до н.э. ученый брахман Паниш осуществил обработку языка поздневедической литературы, создав его новый вариант, названный санскритом. Санскрит - это литературная форма древнеиндийского языка, на которой написаны многие памятники древнеиндийской литературы. На санскрите были записаны великие эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».

2. Интереснейшим документом, содержащим информацию о культуре Индии 3 века до н.э. являются высеченные на камне многочисленные надписи царя (раджи) Ашоки (так называемые эдикты). Эдикты Ашоки посвящены изложению правил благочестия, разработанных царем, и которым должны были следовать и сам государь, и все подданные. Надписи Ашоки - официальные государственные эдикты, но в них содержится и много чисто личных моментов, позволяющих судить о характере самого царя. Ашока покровительствовал нетрадиционным религиям, главным образом буддизму и призывал население почитать не только жрецов-брахманов, но и бродячих проповедников новых учений. Индийский правитель провозглашал своей целью завоевание всего мира, но не войной, а «праведностью». Он рассылал во все страны специальные миссии, которые должны были проповедовать истинность учения Будды и рассказывать о благочестии Ашоки. Ашока, видимо, полагал, что, подавая пример праведного правления, сможет убедить соседей в достоинствах своей политики и таким образом добиться морального главенства над всем цивилизованным миром. В надписях Ашоки говорится о «дхарме» как «праведности», которой должны придерживаться все. Возлагаемая на царя обязанность охраны подданных относилась, прежде всего, к охране дхармы. Начиная с Ашоки, правители принимали титул дхармараджи. Царь обязан был поддерживать дхарму - «священный закон», карая злодеев и вознаграждая праведных. Ашока заявлял, что все подданные - его дети, энергично поддерживал учение об ахимсе (не причинение вреда людям и животным), которое тогда быстро распространилось среди верующих всех направлений. Характерной чертой культуры Индии является наличие множества взаимодействующих между собой религий. Среди них, прежде всего, следует выделить брахманизм, с его позднейшими формами - индуизмом и джайнизмом. Вечно вращается колесо сансары, но каждое новое перерождение определяется накопленной в предыдущей жизни кармой - суммой добрых и злых дел человека, осуществляющей своего рода «закон возмездия». Дурная карма обеспечивала переселение в низшие сословия или в животных, средняя - возрождение на том же самом социальном уровне, хорошая карма была гарантом рождения в высшей варне. Вера в сансару на века обезопасила Индию от всех социальных потрясений: рождение среди обездоленных, нужда, нищета и тяжелый труд осознавались как дурная карма и наказание за предыдущую греховную жизнь, в чём обвинять человек мог только себя самого. Позже внутри брахманизма сформировалось нетрадиционное этическое направление - джайнизм, сыгравшее немалую роль в истории культуры Индии. Джайнизм, сделал явственный акцент на этику, на социально-нравственные формы поведения человека. Последователи джайнизма свято следуют принципу «ахимсы», не причинения вреда всему живому: ведь в каждом звере и птице, в каждой былинке и мошке сокрыта душа, «отрабатывающая» прежнюю карму. Джайны даже закрывали рот белой повязкой, дабы не проглотить случайно какое-либо насекомое и тем самым не нарушить принцип ахинсы. Передвигались они только при свете, разметая перед собой дорогу, чтобы опять же не повредить что-либо живое.

3. Древнеиндийская культура отличалась многообразием философских воззрений. Уже в древнейшем индийском эпосе «Махабхарата » говорится о существовании множества мудрецов, чьи философские воззрения противоречат друг другу. Значительное место принадлежит наиболее радикальной из древних материалистических систем - локаяте. Популярным философским направлением в Древней Индии была йога, нашедшая себе немало поклонников повсеместно в связи с теми конкретными правилами психофизической тренировки, которые она предлагает для достижения «освобождения» от оков материального мира. В настоящее время йога прочно вошла в область интеллектуальной и культурной моды. Однако нельзя не учитывать того, на что обращает внимание в книге «Архетип и символ» К. Г. Юнг - «...йога представляет собой не просто механику, но имеет и философское содержание. Практика йоги немыслима - да и. неэффективна - без тех идей, на которых она базируется. В ней удивительно совершенным образом сливаются воедино физическое и духовное. ...Раскол западного ума с самого начала делает невозможным сколько-нибудь адекватное использование возможностей йоги». В конечном счете, все формы художественного древнеиндийского творчества тоже выражают стремление вырваться за пределы обыденной человеческой жизни и, пройдя через соответствующие этапы, достичь духовной просветленности, которую определяют такими понятиями как нирвана, мокша и др. Индийское искусство - наглядное воплощение этой главной темы, и потому его художественные образы несут мудрость божественного откровения.Ключом к пониманию искусства Индии принято считать фрески пещер Аджанты и скальные храмы Эллоры . По фрескам Аджанты можно изучать архитектуру древних городов, старинные костюмы, ювелирные изделия, образцы оружия. Это декоративное богатство - поистине энциклопедия индийского национального искусства. Вся человеческая жизнь, от рождения до смерти, все слои общества, от царя до раба, от святого до грешника, все человеческие чувства: любовь и ненависть, радость и горе, все это нашло отражение в пещерных храмах Аджанты. Они поистине стали зеркалом жизни далеких веков.Скальные храмы Эллоры вырублены из скального монолита, например, храм Кайласа в Эллоре хочется назвать одним из чудес света: ведь весь храм - от высокого цоколя, украшенного фигурами слонов и львов в натуральную величину, до пирамидальных башен - все это было высечено из одного цельного куска камня. Работа велась на протяжении 150 лет, и представляет собой не строение, а огромную многофигурную скульптуру. Культура Индии не только вобрала в себя достижения других культур, но и сама внесла не меньший вклад в мировую культуру. Необходимо отметить, что вся Юго-Восточная Азия восприняла значительную часть своей культуры из Индии. Весь Дальний Восток обязан Индии буддизмом, который способствовал формированию своеобразных культур Китая, Кореи, Непала, Таиланда, Японии и Тибета. Сильное влияние культура Индии оказала на Запад, особенно на Германию конца 18 - начала 19 вв. Гете, Гегель и многие другие писатели и философы начала XIX в. с увлечением читали все переведенные к тому времени произведения древнеиндийской литературы.

Индийские традиции складывались на протяжении многих тысячелетий. Большое влияние на них оказывали обычаи императоров, культура военных захватчиков индийских территорий, особенности религии – так становились и формировались те традиции Индии, которые сохранились до наших дней. Современная культура страны весьма разнообразна – в каждых районах Индии есть свои отличительные нюансы. Тем не менее, страна обладает собственной историей, которая объединяет индийские штаты и территории.

В древней Индии зародились различные религиозные направления – буддизм, джайнизм, сикхизм, которые оказали большое влияние на все культурные обычаи. В немалой степени на особенности индийской культуры повлияли персы, арабы и тюрки.

Отличия культуры Индии

Издавна индийское государство было процветающим. Здесь широко было распространено изготовление ковров, шелковых и парчовых тканей, оружия и чеканных изделий. К тому же, страна обладала собственными природными сокровищами – кораллами, жемчугом, золотом, алмазами, изумрудами. Все наследие страны формировалось под воздействием религии, которая оставила обширный след на культуре государства. Различные направления индийского искусства, так или иначе, тесно связаны с религиозной философией.

Индийские традиции в полной мере отразились на архитектуре – многие памятники древней Индии являются визитной карточкой для иноземных путешественников. Ежегодно религиозные святыни, индуистские храмы и памятники привлекают к себе миллионы туристов со всего мира. Настоящими «жемчужинами Востока» являются уникальные храмовые комплексы, мечети и дворцы Индии.

Индийские танцы и музыка зародились в древних индуистских храмах. Они представляют собой настоящий рассказ, способный во всех нюансах передать традиции и раскрыть их смысл. Кухня страны также обладает своими особенностями, которые формировались под влиянием различных религий. На севере государства, в основном, проживают мусульманские народности, которые употребляют в пищу мясо. На юге страны – индийцы, отдающие предпочтение вегетарианским блюдам.

Национальные праздники страны хорошо отображают все нюансы, которые имеет индийская культура. Роскошные празднества посвящаются различным богам, сельскому хозяйству. Также в стране отмечают День государственной независимости, День республики. Особенно увлекательно жители Индии празднуют Холи. Во время этого праздника местное население обливает друг друга водой, в которую добавлены краски и обсыпаются цветными порошками.

В августе отмечается праздник, посвящённый рождению бога Кришны, а осенью – Рам Лила, который проводится в честь бога Рамы. Также в осенние месяцы индусы празднуют Дивали – праздник огней.

Основные традиции

Прежде, чем отправиться в эту сказочную и удивительную страну, важно ознакомиться с ее местными обычаями. Только тогда можно чувствовать себя вполне комфортно на индийских улицах и не испытывать неловкости от неправильных действий. Например, если вдруг пришло желание попробовать пищу руками, то необходимо брать еду только правой ладонью — левая рука у индусов считается не чистой.
В Индии не приняты рукопожатия. В качестве приветствия применяется определённый ритуал – индийцы соединяют свои ладони, после поднимают их к подбородку, кивают головой и произносят слово «намасте». Именно подобное приветствие используется в Индии. Иногда мужчины, конечно, могут поздороваться рукопожатием, но оно считается выражением дружелюбия.

Индийским женщинам запрещено вольное общение с мужчинами. Женщине также требуется избегать рукопожатия. В Индии не здороваются посредством рукопожатия, а ладони не кладут на плечи других людей.

Что касается обращения к визави, то следует знать, что для индийцев фамилии ничего не означают. Имя у индусов состоит из своего собственного, имени отца и названия касты либо деревни проживания. После заключения брака женщине оставляют собственное имя, но в ее документах личности записывают, чья она супруга.

На улицах и в доме индусы не показывают друг на друга пальцами. Для этого используется вытянутая рука. Вообще, в стране необходимо уделять особое внимание к своему поведению и жестам. Неуважением считается, если нога указывает в сторону другого человека. Национальная культура имеет свои особенности поведения в общественных местах. В Индии находится под запретом проявление любых своих эмоций на людях – всякие открыто выраженные объятия, гнев, недовольство, поцелуи считаются неприличными. Держаться в общественных местах за руки разрешено только семейным парам.

При посещении святых мест необходимо знать и соблюдать существующие обычаи и традиции Индии. Перед входом в храм принято снимать обувь. Не стоит брать в святое место различные кожаные изделия. Четки считаются духовным предметом древней Индии, который не выставляется напоказ посторонним. Их следует держать незаметно.

Внутри храма нельзя фотографироваться. В крайнем случае, необходимо спросить разрешения на фотосъемку. В храм необходимо одеваться соответственно святому месту – женщины должны входить с покрытой платком головой и закрытыми плечами. Положено делать пожертвования.

Отношение к животным

Корова в Индии издавна была священной. В стране эти животные встречаются повсеместно. Туристам следует очень бережно относиться к корове, — не следует ее обижать и говорить в ее адрес неприятные слова. За плохое отношение к коровам в Индии можно попасть в тюремное заключение. Индусы также не употребляют в пищу говядину.

В некоторых священных храмах есть обезьяны. Этих животных почитали еще в древней Индии. Встретившихся обезьян можно кормить, иногда они даже сами пристают к туристам в надежде получить из рук человека лакомство. Вести себя с обезьянами необходимо осторожно – в случае недовольство зверушка может больно укусить. Гордостью индусов являются павлины. Если повезёт, рано утром можно услышать пение этих сказочных птиц.

Индийская культура очень разнообразна, что привлекает каждого человека, попавшего в страну. В любом государстве существуют свои традиции, и их необходимо придерживаться. Узнавать страну лучше постепенно, шаг за шагом открывая новые черты Индии. Большое воздействие на развитие национальных традиций оказала индийская ведическая философия и буддизм. В джайнизме проповедуются идеи отказа от какого-либо насилия. Ещё до нашей эры ортодоксальные индуистские правители возродили буддизм.

Культура поведения

Основным направлением в индийских проповедях и в воспитании является обуздание чувств. Манускрипты древней Индии и сегодняшние каноны культуры поведения требуют от индусов приветливости в общении, доброты к окружающим и детям, сдерживания любого гнева и раздражения. В Индии не принято кривляться, активно кокетничать, публично обниматься и целоваться. Более того, некоторые проявления чувств на людях караются законом. Развитая в течение столетий сдержанность в поведении присуща всем индийцам. При этом народ Индии обладает особой естественностью.

Алкоголь

Индуизм запрещает употребление алкоголя, поэтому крепкие напитки не подают в ресторанах. В некоторые бары алкоголь можно приносить с собой. В стране по пятницам соблюдается сухой закон, в это время алкогольные напитки приобрести практически невозможно.

Мировоззрения местных жителей

Любые постройки и особенно храмы принято обходить с левой стороны. Еще одна особенность мировоззрения местных жителей – считать ноги нечистыми. Здесь не приемлемо раскачивать ступнями в положении сидя и направлять ногу на храм или на другого человека. Большинство индийцев предпочитают сидеть на скрещенных ногах либо поджимать их.

Отношение к женщинам в стране особое. Культура Индии способствовала организации браков, когда родители выбирали невесте суженого сами. Эти традиции Индии сохранились до наших дней. Рождение девочки в семье считается буквально трагедией. До заключения брака женщине запрещаются какие-либо сексуальные контакты, а на мужчин данный обычай не распространяется. Замужней индийской женщине нельзя выходить из дома без определённой цели, а на прогулках её поодаль сопровождает мужчина. В больших мегаполисах страны не все традиции соблюдаются досконально, однако большинство жителей Индии свято их почитают и следуют культурным канонам.




Top