Достижения культуры древнего мира междуречье презентация. Презентация на тему "культура народов междуречья"

Учитель истории школы 229 Кораблева Н.Л.

Задание:

ЗАДАНИЕ:
По ходу презентации выделите особенности
культуры Междуречья
Определите ее отличие от культуры Египта

Основы культуры Междуречья
закладываются в Шумере – области
нижнего течения Тигра и Ефрата.
Первые поселения появились на
юге этого географического района
в плодородной низменности,
у впадения рек Тигра и Евфрата в
Персидский залив, который в те
времена вдавался значительно
глубже в сушу.

ГОРОД УР

Основан в устье
Евфрата в 5 тыс. до н.э.
Город известен как
родина Авраама.
Стал известен благодаря
раскопкам, которые
производились в 19221934 гг. под руководством
английского археолога
Л. Вулли.

Город Ур

ГОРОД УР
Это был город, построенный в шумерских
традициях, овальный в плане с главной осью,
ориентированной с юго-востока на северозапад.
В Уре насчитывалось 5250 жилых домов, что
соответствовало населению, с учетом
домашних рабов, 40-50 тыс. жителей.

План г. Ур
Мощные стены, сложенные из сырцового
кирпича, достигали толщины 25-32 м.
В северо-западной части города на холме,
искусственно расширенном в виде террасы,
размещался дворцовый и храмовый комплекс
Ура, посвященный культу
бога
луны Наннара.

ЗИККУРАТ города уР (реконструкция)

ЗИККУРАТ ГОРОДА УР (РЕКОНСТРУКЦИЯ)

Зиккурат представляет собой ступенчатую
пирамиду, на вершине которой помещалось
небольшое святилище. Нижние ярусы
зиккурата, как правило, окрашивали в
черный цвет,
средние - в
красный, верхние - в белый

ЗИККУРАТ

Он был сложен из сырцовых блоков, и лишь
внешний слой толщиной в 2,5 м был построен из
обожженного кирпича, скрепленного битумным
раствором.
Зиккурат имел основную платформу высотой 15
м и размерами 62,5 х 43м; её грани,
облицованные обожженным кирпичом, были
слегка наклонены внутрь – для большей
устойчивости; наверх вели три лестницы,
соединявшиеся у каменной террасы

ЗИККУРАТ УРА (современный вид)

ЗИККУРАТ УРА (СОВРЕМЕННЫЙ ВИД)

Шумерская гептограмма

ШУМЕРСКАЯ ГЕПТОГРАММА

ВАВИЛОН

Вавилон (“Бабилу”- “врата бога”) впервые упоминается в III
тысячелетии до н.э. До этого на левом берегу Евфрата, повидимому, было небольшое поселение, не имевшее особого
политического значения.
Во времена I Вавилонской династии (1894-1595 гг. до н.э.)
Вавилон стал крупным городом, а особого расцвета он достиг в
правление царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). До нас почти
не дошли сооружения этого периода, поскольку город
неоднократно подвергался сильным разрушениям.
Вплоть до конца XIX в. Вавилон был неизвестен, и лишь благодаря раскопкам,
проведенным под руководством немецкого ученого и архитектора Р. Кольдевея,
этот город вновь стал достоянием человечества.
Раскопки производились с 1899 по 1914 г и результаты этих раскопок дали
удивительный материал, относившийся главным образом к VII-VI вв. до н.э.

Город Вавилон занимал обширную территорию,
насчитывавшую 20 кв.км и внешними крепостными
стенами протяженностью 18 км.
Внутри этой территории располагался собственно город,
занимавший оба берега реки Евфрат, и в свою очередь
укрепленный крепостными стенами. Территория
внутреннего города насчитывала 410 га, а протяженность
крепостных стен 8360м.
Укрепления состояли из глубокого рва, наполненного
водой, соединявшегося с Евфратом, и крепостных стен,
построенных из сырцового и обожженного кирпича
толщиной около 30 м.
Через каждые 20 м находились крепостные башни. Город
делился на две части.

В город вело восемь ворот и все ворота назывались
именами различных богов.
Главными были северо-западные - ворота богини Иштар.
Этот вход был защищен цитаделью с четырьмя
массивными башнями и арочными проходами между
ними. Башни были облицованы глазурованной керамикой
с орнаментом и устрашающими изображениями львов,
быков, фантастических чудовищ. Кроме этих ворот,
существовали еще ворота бога луны Сина, ворота
главного вавилонского божества Мардука, ворота бога
земли Энлиля, ворота бога солнца Шамаша, ворота бога
грозы и бури Адада, а также ворота Лугалгирра и Ураш.
Все эти ворота соединялись между собою улицами,
разрезавшими город почти на равные части.

ВОРОТА ИШТАР

Главные улицы города предназначались для религиозных процессий.
Так, например, особым праздником в Вавилоне считалась встреча Нового года.
Новогодний праздник начинался в марте месяце, поскольку вавилоняне
следовали лунному календарю, и длился более 10 дней. Начало его отмечалось
религиозными обрядами на башне-зиккурате Этемененнаки, откуда жрецы вели
наблюдения за звездами; затем статую Мардука выносили из храма, погружали
на корабль и везли вверх по течению Евфрата за пределы внутреннего города.
Там, в специальном храме, называвшемся “Домом Нового года”, служили
молебен, и на десятый день торжественная процессия направлялась к воротам
богине Иштар. Впереди жрецы несли статую Мардука, за ними следовали
приближенные царя и народ. Вся эта процессия вступала на улицу Процессий,
которая начиналась между выступами городских стен и имела ширину перед
воротами Иштар 16 м. Этот отрезок улицы был особо украшен изображениями
львов и грифонов золотистого цвета на ярко-синем фоне крепостных стен и ворот
Иштар. Изображения были выполнены из глазурованного кирпича, которым были
облицованы поверхности стен и ворот. Далее процессия проходила ворога
богини Иштар и направлялась но улице Процессий в сторону центра города.
“Дорога процессий” 7,5 метров шириной, мощеная каменными плитами шла на
юг от ворот Иштар.

Изразцы вдоль «Дороги процессий»

ИЗРАЗЦЫ ВДОЛЬ «ДОРОГИ ПРОЦЕССИЙ»

Основное население Вавилона составляли купцы, ремесленники,
землевладельцы. Среди них были богатые жители, занимавшие своими домами
целые кварталы, и были бедняки, ютившиеся в тростниковых, обмазанных глиной
хижинах, расположенных на окраине города. Низший, бесправный слой
городского населения составляли рабы, по большей части военнопленные,
которые выполняли все виды работ от ремесленного производства до тяжелого
труда чернорабочих.
Ремесла в Вавилоне процветали самые разнообразные. Представители
отдельных ремесел селились на определенных улицах. Так, в Вавилоне
существовали улицы ювелиров, ткачей, гончаров и т.д.
Жилая часть города была разбита на регулярные квадраты, разделённые
узкими, шириной 4 метра, улицами. Жилые дома как большие, так и малые,
строились по одной и той же схеме: комнаты группировались вокруг внутреннего
двора, часто замощенного обожженным кирпичом; иногда в центре двора
находился очаг. Главные помещения жилого дома всегда располагались на
южной стороне двора и были обращены к северу своими проёмами. Античные
историки указывают на существование в Вавилоне 3- 4 этажных домов, но
рядовую застройку составляли одно и двух этажные дома с плоскими кровлями и
с террасами наверху.

Для Древнего мира Вавилон олицетворял собой
город сказочного богатства, огромный, населенный
несметным числом жителей.
Действительно, в период правления Навуходоносора II
в Вавилоне было около 360 тыс. жителей, из которых
во внутреннем городе проживало 80 тыс. Масштабы
его сооружений, мощность крепостных стен - все это
поражало взор чужестранцев.
Позднее Вавилон пришел в полное запустение и
вскоре забыли не только о его существовании, но и
даже о его местоположении.

АССИРИЯ

Столицей Ассирии была Ниневия, город, соперничавший с
Вавилоном богатством и роскошью дворцов и храмов.
К сожалению, нельзя судить о планировке крупнейшей
столицы Ассирии IX-VII вв. до н.э. - Ниневии, поскольку в
612 г. до н.э. она была стерта с лица земли царем
Набопаласаром из Вавилона.
Известен лишь украшенный барельефами северный
дворец Ашшурбанипала, который был раскопан
экспедицией П.Э. Ботта в 1842 г. Найденные остатки
Южного дворца Ассархаддона, архива и библиотеки не
позволяют с достоверностью судить об очертаниях города
и расположении его главных улиц.

Врата Шамаша (реконструкция)

ВРАТА ШАМАША (РЕКОНСТРУКЦИЯ)

Ассирийцы заимствовали религию, культуру и
искусство Вавилонии.
Они установили в беспокойном Двуречье свой
державный порядок, создали единое мощное
государство.
Ассирийское искусство от начала I тысячелетия
до н. э. и до крушения ассирийской державы в
конце VII в. до н. э. было целиком исполнено
пафосом силы, прославляло мощь, победы и
завоевания ассирийских властителей

ШЕДУ

Величественны и фантастичны некогда возвышавшиеся у входа в
знаменитый дворец царя Саргона II, близ Ниневии, грандиозные
крылатые быки в тиарах, с высокомерными человеческими
ликами, сверкающими глазами, с огромными, прямоугольными,
сплошь закрученными мелким завитком бородами; каждый бык -
с пятью тяжелыми, все под собой попирающими копытами.
Эти чудовища - «шеду» клинописных текстов считались
покровителями дворцовых сооружений. Фигуры выполнены в
технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую
скульптуру. Моделируя их, скульптор использовал богатство
светотеневых эффектов.
Характерно, что скульптор хотел показать чудовище одновременно
и в покое и в движении. Для этого ему пришлось добавить
лишнюю ногу, и таким образом получилось, что смотрящий на
фигуру в фас видел ее стоящей, а обозревающий ее в профиль идущей.

Крылатые быки из дворца Саргона II

КРЫЛАТЫЕ БЫКИ ИЗ ДВОРЦА САРГОНА II
Оригинал – Лувр, Париж
Копия – музей им. Пушкина,
Москва

Длинные ленты рельефов тянулись на уровне
человеческого роста по залам ассирийских
дворцов. В хорсабадском дворце рельефом
было занято 6000 кв. м.
Исследователи считают, что существовали
картоны, по которым художники наносили общие
контуры изображений, в то время как
бесчисленное количество помощников и
учеников копировали отдельные сцены и
исполняли детали композиций.

Сюжетами композиций были главным образом война,
охота, сцены быта и придворной жизни и, наконец,
сцены религиозного содержания.
Главное внимание сосредоточивалось на тех
изображениях, где царь являлся центральной фигурой.
На его прославление направлен был весь труд
ассирийских художников.
Задачей их было также подчеркнуть и физическую
силу царя, его воинов и свиты: мы видим в рельефах
огромных людей с мощными мускулами, хотя тела их
часто скованы условной канонической позой и
тяжелой, пышной одеждой.

Царь! Он не небожитель, не воплощенный бог, как в
Египте, но всемогущий земной повелитель, меч которого -
высший закон. Всюду лицо царя величаво, деспотически
сурово, без индивидуальных черт.
Он одинаково грозен и безличен и в охоте, и в бою, и
когда шествует в сопровождении толстых, безбородых
евнухов, держащих над его головой роскошные опахала, и
когда пирует с царицей, празднуя победу над врагом, чья
голова подвешена рядом
Самые знаменитые рельефы из ассирийских царских
дворцов находятся теперь в лондонском Британском
музее и в парижском Лувре. Ленинградский Эрмитаж
также обладает характерными образцами этой
монументальной скульптуры.

Особенности изображения

ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Фигуры людей, за редкими исключениями,
изображены с характерной для Древнего
Востока условностью: плечи и глаза - прямо, ноги
и голова - в профиль.
Модели у мастеров этого времени кажутся как
бы приведенными к единому типу. Сохранена
также и разномасштабность при изображении
лиц разного социального положения.
Фигура царя всегда совершенно неподвижна.

Рельеф «Царь и бог»

Вверху слева - фантастические крылатые
существа (с ассирийского рельефа);
справа - вавилонский бог Мардук,
убивающий чудовище Тиамат.
В центре - золотая голова священного
быка с синей бородой из лазурита;
украшение арфы, найденной в царской
гробнице в шумерийском городе Уре (III
тысячелетие до н. э.); ворота богини Иштар
в Вавилоне. (VI в. до н. э. Реконструкция.)
Внизу слева - финикийские корабли (с
ассирийского рельефа VI в. до н. э.).
Справа внизу - ассирийский царь охотится
на львов (с ассирийского рельефа VII в. до http://sascha-lange.livejournal.com/1568.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/639687
http://www.stroisa.com Культура Древнего Междуречья
  • Месопота́мия (др.-греч. Μεσοποταμία -«Междуре́чье»), также Двуре́чье - область между реками Тигр и Ефрат, на территории современного Ирака, одна из колыбелей евроазиатской цивилизации.
  • В Междуречье в древности существовало несколько государств - включая шумерские города Киш, Урук (библейский Эрех),Ур, Лагаш,Умма, семитский город Акшак, аморрейский/шумерский город Ларса, а также государства Аккад, Элам, Ассирия, Мидия, Армения и Вавилон.
Государства Древнего Междуречья
  • * Палеолит (древнекаменный век) –
  • 2,5-2,6 млн.лет назад – 10 тыс.лет назад
  • * Мезолит (среднекаменный век) –
  • 10 тыс. – 6 тыс.лет назад
  • * Неолит (новокаменный век) -
  • 6 тыс. - 4 тыс.лет назад
Древний Шумер
  • Шуме́р - цивилизация, существовавшая на юго-востоке
  • Междуречья в IV-III тысячелетиях до н.э Считается одной из первых цивилизаций на Земле.
  • Шумерам принадлежит изобретение клинописного письма, колеса, обожжённого кирпича, системы орошения и полива.
Клинопись
  • Самые старые письменные документы, найденные на раскопках древнего города Урук, относятся к 3300 году до н. э. Появление письменности совпадает по времени с развитием городов и сопутствующей этому полной перестройкой общества. В то же время в Месопотамии появляется колесо и знание о плавке меди.
  • Глиняная табличка из Шуруппака, ок. 2600 г. до н.э.
Эпос о Гильгамеше
  • Гильгаме́ш - царь шумерского города Урука, правил в конце XXVII - начале XXVI веков до н. э.
  • «Эпос о Гильгамеше» , или поэма «О всё видавшем» (ša nagba imuru), - одно из старейших сохранившихся литературных произведений в мире, созданное в 22 веке до н.э
Вавилонское государство при царе Хаммурапи Зиккураты
  • Современный вид
  • Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu - вершина, в том числе вершина горы) - культовое сооружение в древнем Междуречье.
Зиккураты
  • Современный вид
Зиккураты
  • Зиккурат Этеменаки (реконструкция)
Математика в Древнем Междуречье Математика в Древнем Междуречье
  • Шестидесятеричная система счета, применявшаяся в Древнем Междуречье.
Древний Вавилон
  • Ворота Иштар в Вавилоне
  • рельеф с ворот Иштар
Культура Древнего Вавилона
  • Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему счисления, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут , а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же «изобретенной» семидневной недели отдельному божеству.
  • Оставили вавилоняне потомкам и астрологию , науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил. Все это - далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры.
Ассирийская держава
  • Ассирийская империя просуществовала около 1000 лет, с 17 века до н.э. до 7 века до н.э.
Культура древней Ассирии
  • Саргон II (справа) со своим наследником Синаххерибом (слева)
  • Царь Синахериб на троне
Культура древней Ассирии
  • штурм города ассирийцами
  • Царь Ашшурбанапал на охоте
Выводы:
  • Цивилизации в Междуречье являются одними из древнейших на Земле
  • Народы Междуречья внесли огромный вклад в развитие мировой культуры
  • Изобретения и открытия народов Древнего Междуречья до сих пор не потеряли своего значения.
Блоки презентаций по полным курсам обществознания, истории, МХК Вы можете скачать по адресу http://www.presentation-history.ru/ Домашнее задание
  • Доклады на темы:
  • Архитектура Древнего Междуречья
  • Изобразительное искусство в Древнем Междуречье.
  • Религии Древнего Междуречья.
  • Развитие науки в Древнем Междуречье
  • Значение достижений народов Древнего Междуречья для современности.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Cлайд 4

Появление цивилизации Время возникновения цивилизации - середина IV тысячелетия до н.э. Государства – Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия.

Cлайд 5

Особенности культуры Междуречья Неоднородность культуры (наслоение культурных традиций нескольких государств). Культурная преемственность. Сосуществование первобытной и древней культур (неравномерность развития городов). Особое место материальной культуры (становление ирригационной системы из-за разливов рек).

Cлайд 6

Дома табличек В Месопотамии существовали школы для писцов - эддубба, что означало «дом табличек». При эддубба создавались библиотеки по многим отраслям знаний, существовали и частные собрания «глиняных книг».

Cлайд 7

Куюнджикская библиотека Собрание царя Ашшурбанапала (VII век до н.э.) - это едва ли не первая в мире настоящая, систематически подобранная библиотека. Царь лично следил за ее комплектованием, по его приказам писцы по всей стране снимали копии с древних или редких табличек, хранившихся в храмовых или частных собраниях, или же доставляли в Ниневию оригиналы.

Cлайд 8

Культура жителей Междуречья Носила исключительно практический характер – развивались только те виды знаний, которые могли быть использованы в жизни. Химия Архитектура Математика Глиптика География Скульптура Медицина Астрономия

Cлайд 9

Математика Шестидесятерич- ная система счета. Одна и та же цифра в зависимости от места приобретала различное значение.

Cлайд 10

Математики Междуречья знали: четыре правила арифметики, дроби, умели решать алгебраические уравнения с возведением в квадратную и кубическую степень, с извлечением корней. знали число п, умели вычислять длину окружности, площадь круга, объем усеченной пирамиды, соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. Была выработана метрическая система и система мер веса.

Cлайд 11

Измерение территории земельного участка в Умме (Междуречье). Глиняная табличка. Вавилонская глиняная табличка, содержащая геометрические задачи. Начало II тысячелетия до н. э.

Cлайд 12

География Жители Междуречья создали одну из первых «карт мира». Земля представлялась им плоской, плавающей посреди океана, в центре Земли изображалось Междуречье. В 1 тысячелетии до нашей эры - были знакомы с территорией от современной Испании до современной Индии.

Cлайд 13

Химия Использование практической химии в технологии производства бронзы и глазури для раскрашивания керамики, для обжига кирпича.

Cлайд 14

Медицина Медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, где содержались сведения о гигиенических правилах, об операциях, например об удалении катаракты, о применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях. В Шумере сложилась система гигиенических правил, основанная на коллективном опыте и народных традициях. Например, не пить воду из грязной посуды, мыть руки, ограничивать себя в определенного рода пище. Вырастали медицинские знания из практического опыта и повседневной деятельности человека.

Cлайд 15

Медицина шумеров Чем лечили шумерские врачи? Кроме доброго слова и ласкового взгляда использовались растения (горчица, пихта, сосна, тимьян, слива, груша, фига, ива, леканору), природные вещества (нефть, асфальтовая смола, поваренная соль), продукты животного происхождения (молоко, внутренние органы водяных змей, панцири черепах, шерсть). Рецепт шумерского врача

Cлайд 16

Астрономия Шумерами был создан лунный календарь, в котором каждый месяц имел 29 или 30 дней, а год состоял из 12 месяцев и 354 дней (плюс дополнительные 11 дней). Велись наблюдения за движением Солнца, Луны, Венеры и других планет. Предсказывались и фиксировались солнечные и лунные затмения, отмечались появления комет, метеоритов, землетрясения. Использовались солнечные и водяные часы. День начинали не с восхода, а с захода солнца. Он делился на 12 частей по два часа каждая, дни складывались в 7-дневную неделю.

Cлайд 17

Астрология Еще в глубокой древности шумеры различали двенадцать созвездий Зодиака: ГУ АННА («небесный бык») - Телец МАШ ТАБ БА («близнецы») - Близнецы ДУБ («клешни», «щипцы») - Рак УР ГУЛА («лев») - Лев АБ СИН («ее отцом был Син») - Дева ЗИ БААН НА («небесная судьба») - Весы ГИР ТАБ («тот, кто режет клешнями») - Скорпион ПА БИЛ («защитник») - Стрелец СУХУР МАШ («рыба-козел») - Козерог ГУ («хозяин вод») - Водолей СИМ МАХ («рыбы») - Рыбы КУ МАЛ («обитающий в полях») - Овен

Cлайд 18

Идеографическое письмо В основе письма лежат рисуночные знаки (пиктограммы), представляющие собой идеограммы, которые передают не слово, а понятие, и чаще всего не одно, а ряд ассоциативно связанных понятий. Число знаков в шумерском языке достигало тысячи.

Cлайд 19

Cлайд 20

Клинопись шумеров Уникальная форма письменности: Клиновидные знаки выдавливались острой палочкой на влажной глиняной табличке. Табличка обжигалась на огне. Самые ранние надписи относятся к 2900 году до Н.Э.

Cлайд 21

Cлайд 22

Религиозные верования Для народов Междуречья характерен политеизм - вера во множество богов с разными покровительственными функциями: Богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения Обожествление тех сил природы, значение которых было особенно велико для земледелия,- неба, земли, воды. Покровители городов (универсальное божество, воплощение всех высших сил) Добрые и злые духи.

Cлайд 23

Религия жителей Междуречья Шумеры утверждали, что всё в мире принадлежит богам - храмы были не местом пребывания богов, обязанных заботится о людях, - а житницей богов - амбарами.

Cлайд 24

Cлайд 25

Cлайд 26

Cлайд 27

Храм-Зиккурат Главный тип постройки - многоступенчатая башня Зиккурат. В основе храма лежал параллелепипед, гладких стен не имелось, сплошные выступы и ниши. Обычный Зиккурат -поставленные одна на другую усеченные пирамиды, окрашенные в разные цвета.

Cлайд 28

Cлайд 29

Храм-Зиккурат Зиккурат представлял собой массивное сооружение с наклонными стенами, совершенно монолитное, если не считать небольшого храма на вершине. Размеры его были огромны; высотой более 90 м, длина каждой стороны квадратного основания также составляла более 90 м. Основа сооружения возводилась из глины или глиняных кирпичей, дополнительно укрепленных слоями тростника или асфальта; снаружи оно было обнесено толстой стеной из обожженных кирпичей.

Слайд 1

Месопота́мия лат. Mesopotamia - «Междуре́чье»

Слайд 2

Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая ок. 25 веков, начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э.

Слайд 3

Слайд 4

Эта страна, отделенная от всей остальной Передней Азии едва проходимыми пустынями, начала заселяться ещё примерно в VI тысячелетии до н. э. В течение VI-IV тысячелетий поселившиеся здесь племена жили крайне бедно: ячмень, высеваемый на узкой полосе земли между болотами и выжженной пустыней и орошаемый нерегулируемыми и неравномерными разливами, приносил небольшие и неустойчивые урожаи. Лучше удавались посевы на землях, которые орошались каналами, отведенными от небольшой реки Диялы, притока Тигра. Лишь в середине IV тысячелетия до н. э. отдельные группы общин справились с созданием рациональных осушительно-оросительных систем в бассейне Евфрата.

Слайд 5

Жители Месопотамии

Слайд 6

Слайд 7

Религия. Религия Месопотамии во всех ее главных моментах была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам. Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице. Но религиозная система в целом, взгляд на мир и на происходившие в нем изменения мало чем отличались от первоначальных представлений шумеров. Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения. Ничто не было установлено навечно и не считалось само собой разумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов, а значит сулила опасность и порождала тревогу у смертных.

Слайд 8

Слайд 9

Экономика. Экономика Месопотамии определялась природными условиями региона. Плодородные почвы долины давали богатые урожаи. Юг специализировался на разведении финиковой пальмы. Обширные пастбища близлежащих гор позволяли содержать большие стада овец и коз. С другой стороны, страна ощущала нехватку камня, металла, дерева, сырья для изготовления красящих веществ и других жизненно необходимых материалов. Избыток одних товаров и недостаток других привел к развитию торговых связей.

Слайд 10

В то же время всегда оставалась возможность, что события повернутся в лучшую сторону, если человек будет вести себя правильно. Храмовая башня (зиккурат) была местом, где останавливались небожители. Она символизировала человеческое стремление установить связь между небом и землей. Как правило, обитатели Месопотамии мало полагались на благоволение богов. Они старались умилостивить их, совершая все более сложные обряды.

Слайд 11

Слайд 12

Письменность и наука. Высшая власть закона была характерным признаком Месопотамии исторического периода и могла даже предшествовать ему, но эффективность законодательной деятельности связана с использованием письменных свидетельств и документов. Есть основания полагать, что к изобретению письменности древних шумеров привела в первую очередь забота о частных и общинных правах. Уже самые ранние известные нам тексты свидетельствуют о необходимости фиксации всего, будь то предметы, необходимые для храмового обмена, или дары, предназначавшиеся божеству. Такие документы удостоверялись оттиском цилиндрической печати.

Слайд 13

Древнейшая письменность была пиктографической, и ее знаки изображали предметы окружающего мира – животных, растения и т.д. Знаки образовывали группы, каждая из которых, состоявшая, например, из изображений животных, растений или предметов была составлена в определенной последовательности. Со временем списки приобрели характер своего рода справочников по зоологии, ботанике, минералогии и т.д. Поскольку шумерский вклад в развитие местной цивилизации воспринимался как весьма существенный, а после утверждения династии Аккада разговорный шумерский стал малоупотребительным, аккадцы делали все, что было в их силах, для сохранения шумерского языка. Усилия в этом направлении не прекратились падением III династии Ура и продолжались в аморитское время. В результате были созданы списки слов, многочисленные шумеро-аккадские словари и исследования в области грамматики.

Слайд 14

Слайд 15

Было много других явлений культуры, которые систематизировались благодаря письменности. Среди них особое место занимают предзнаменования, посредством которых люди пытались узнать свое будущее через различные знаки, такие, как форма печени принесенной в жертву овцы или расположение звезд. Перечень предзнаменований помогал жрецу предсказать следствия тех или иных явлений. Было распространено также составление списков наиболее употребительных юридических терминов и формул. В математике и астрономии древние месопотамцы также достигли значительных успехов. По мнению современных исследователей, система египетской математики была грубой и примитивной по сравнению с вавилонской; считается, что даже греческая математика почерпнула много полезного из достижений более ранней месопотамской. Высоко развитой областью была и т.н. «халдейская (т.е. вавилонская) астрономия».

Слайд 16

КУЛЬТУРА Сатериальная культура. Керамика постепенно совершенствовалась с точки зрения техники изготовления, разнообразия форм и орнамента, это можно проследить от древнейшей культуры джармо через другие доисторические культуры вплоть до возникновения единой технологии производства каменных и металлических сосудов. Сейчас невозможно сказать, какие важные открытия в области изготовления керамики были привнесены в Месопотамию извне. Значительным достижением было введение в употребление закрытой печи для обжига, которая позволяла мастеру добиваться более высокой температуры и легче ее контролировать и в результате получать высококачественную по форме и тщательности отделки посуду. Впервые такие печи были обнаружены в Тепе Гавре к северу от современного Мосула. В этом же поселении найдены древнейшие известные образцы тщательно изготовленных печатей-штампов.

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Месопотамия создала древнейшие известные сооружения монументальной архитектуры на севере – в Тепе Гавре, на юге – в Эриду. О высоком техническом уровне этого времени можно судить по акведуку в Джерване, длиной ок. 50 км, через который в Ниневию поступала вода. Месопотамские мастера довели работу с металлом до уровня высокого искусства. Об этом можно судить по изделиям из драгоценных металлов, замечательные образцы которых, относящиеся к раннединастическому времени, найдены в погребениях в Уре, известна также серебряная ваза лагашского правителя Энтемены.

Слайд 20

Скульптура в Месопотамии достигла высокого уровня развития еще в доисторические времена. Известны цилиндрические печати с вдавленными изображениями, прокатка которых на глине позволяла получать выпуклые оттиски. Образцами крупной формы древней эпохи являются рельефы на стеле Нарам-Суэна, тщательно выполненные портретные скульптуры правителя Лагаша Гудеа и другие памятники. Наивысшего развития месопотамская скульптура достигла в I тыс. до н.э. в Ассирии, когда были созданы колоссальные фигуры и изысканные рельефы с изображениями животных, в частности, скачущих лошадей, поражаемых охотниками диких ослов, умирающих львиц. В этот же период были изваяны великолепные рельефы, изображающие отдельные эпизоды военных действий.

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

О развитии живописи известно мало. Стенопись не могла сохраниться из-за воздействия влаги и особенностей почв, но сохранившиеся образцы различных эпох показывают, что этот вид искусства был широко распространен. Великолепные образцы расписной керамики найдены, в частности, в Ашшуре. Они свидетельствуют о том, что их создатели предпочитали яркие краски.

На современной карте это территория Ирака. Открытая и доступная со всех сторон территория Междуречья находилась на перекрестке дорог и была ареной борьбы многих племен, народов и государств. Эти государства – Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Урарту и др., то возвышались, то приходили в упадок, а то и совсем исчезали. Народы, населявшие этот обширный регион, одними из первых изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства.


Клинопись Система письменности переднеазиатского региона связана с так называемой клинописью, постепенно развивавшегося из рисуночного письма. Клинопись не была алфавитом, то есть звуковым письмом, а содержала идеограммы, которые обозначали либо целые слова, либо гласные, либо слоги. Сложные шумерские тексты напоминают ребусы, и читать их было трудно. Всего в шумерской клинописи, развитой дальше аккадцами, было около 600 знаков. Клинописные тексты на глиняных табличках: учебные, культовые, государственные – стали вечными памятниками этой культуры.


Благодаря «глиняным книгам» ученым удалось составить краткую схему периодизации истории Древнего Междуречья. IV тыс. до н.э. – время распада первобытнообщинного строя. III тыс. до н.э. – образование Шумеро-Аккадского царства. XXVII-XXV вв. до н.э. – возвышение шумерийских городов – государств. XXIV-XXIII вв. до н.э. – власть переходит к семитскому городу Двуречья – Аккаду. XXIII-XXI вв. до н.э. новое усиление шумерийских городов Ура и Агаша. II тыс. до н.э. – возвышение Вавилона. XIX-XII вв. до н.э. – объединение Месопотамии под властью Вавилона. I тыс. до н.э.: IX-VII вв. до н.э. – усиление мощи Ассирии, одержавшей верх над Вавилоном. VII-VI вв. до н.э. – новое возвышение Вавилона, Нововавилонское царство. 536 г. До н.э. – завоевание Вавилона Киром – царем Ирана. IV-II вв. до н.э. – господство в Месопотамии греко-македонских завоевателей.


Искусство Шумера и Аккада. Шумеры и аккадцы – два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV-III тыс.до н.э. Проложив сеть каналов от реки Ефрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый город был отдельным государством со своим правителем и армией. Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало. До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры.


Статуя сановника Эбих-Иля из Мари. Середина III тыс.до н.э. Наиболее распространенным типом скульптуры был адорант (от лат. «adore» - «поклоняться»), который представлял собой статую молящегося – фигурку стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму. Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкрустировали. Главная особенность шумерской скульптуры – это условность изображения.


В предметах, найденных в храме Тиль Барсиба и хранящихся в Иракском музее и Чикагском университете, подчеркиваются объемы, вписанные в цилиндры и треугольники, как, например, в юбках, которые представляют собой плоские конусы, или в торсах, подобных треугольникам, с предплечьями, тоже имеющими коническую форму. Даже детали головы (нос, рот, уши и волосы) сводятся к треугольным формам.




«Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. Фрагмент. Около 2600г. До н.э. Мозаика из раковин и сердолика образует красочный орнамент. Пластина разделена на ярусы, в которых изображены сцены «войны и мира». В гробницах Ура были найдены образцы мозаичного искусства – две прямоугольные деревянные пластинки, укрепленные в виде крутой двускатной крыши, так называемый «штандарт» из Ура.


«Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. «Штандарт Ура» представляет собой две наклонные панели, соединенные рейками. Назначение его неизвестно. Есть предположение, что данный предмет носили на шесте (как штандарт), отсюда его название. Согласно другой теории, «Штандарт Ура» был частью музыкального инструмента. На одной панели штандарта изображены сцены мирной жизни, на другой военные действия.


«Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. «Панель войны» представляет собой одно из самых ранних изображений шумерской армии. Боевые колесницы, запряженные четырьмя онаграми каждая, прокладывают дорогу, попирая тела врагов; пешие воины в плащах вооружены копьями; врагов убивают топорами, пленников в раздетом виде ведут к царю, который также держит в руках копье. «Панель мира» изображает ритуальный пир. Процессии несут на пир животных, рыбу и иную снедь. Сидящие фигуры, одетые в юбки с бахромой, пьют вино под аккомпанемент музыканта, играющего на лире. Такого рода сцены весьма характерны для цилиндрических печатей того времени.


Зиккурат в Уре В аккадский период возникает новая форма храма зиккурат. Зиккурат представляет собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в черный цвет, средние в красный, верхние в белый. Форма зиккурата очевидным образом символизирует лестницу в Небо. Во время III династии в Уре был построен первый зиккурат колоссальных размеров, состоявший из трех ярусов (с основанием 56 х 52 м и высотой 21 м). Возвышаясь над прямоугольным фундаментом, он был направлен на все четыре стороны света.


Зиккурат в Уре В настоящее время сохранились лишь два этажа из трех его террас. Стены платформ наклонены. От основания этого строения на достаточном расстоянии от стен начинается монументальная лестница с двумя боковыми ответвлениями на уровне первой террасы. На вершине платформ находился храм, посвященный богу луны Сину. Лестница доходила до самой верхней части храма, соединяя этажи между собой. Эта монументальная лестница отвечала стремлению к тому, чтобы боги принимали активное участие в мирской жизни.


Арфа в виде головы быка из Ура. Жители Месопотамии достигли удивительного мастерства в изготовлении предметов обихода. Множество подобных предметов обнаружено на королевском захоронении в Уре. Это «царские гробницы», где были найдены изделия из драгоценных металлов и камней, оружие, фигурки животных, арфа. Прекрасно выполнена инкрустированная голова быка, украшающая деку арфы.


Лира была найдена в одной из царских гробниц Ура. Лира была сделана из дерева, которое местами истлело от времени и было заменено пластиком. Передняя панель инструмента была украшена ляпис-лазурью, ракушками и красным известняком. Резонансная камера лиры была декорирована золотой маской быка, которая также была частично реставрирована (рога). Борода, шерсть и глаза быка оригинальные, сделаны из ляпис-лазури. Похожая лира изображена на «Панели мира» «Штандарта Ура».




Цилиндрическая печать из Урука. Особое место в шумерском изобразительном наследии принадлежит глиптике – резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. До нашего времени сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск – миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения.


На шумерских гравюрах наиболее частыми мотивами были ритуальные пиршества с сидящими за едой и питьем фигурами. Другие мотивы составляли легендарные герои Гильгамеш и его друг Энкиду, борющиеся с чудовищами, а также антропоморфные фигуры человеко-быка. С течением времени этот стиль уступил место непрерывному фризу с изображением дерущихся животных, растений или цветов.


Статуя Гудеа, правителя Лагаша. После смерти царя Нарамсина пришедшее в упадок царство Шумера и Аккада захватили кочевые племена гутиев. Но некоторым городам на юге Шумера удалось сохранить самостоятельность в том числе и Лагашу. Гудеа, правитель Лагаша прославился строительством и восстановлением храмов. Его статуя – выдающееся произведение шумеро- аккадской скульптуры.




Победная стела царя Нарамсина. Новый тип рельефа мемориального характера. Каменные плиты разных размеров, имеющих округлую верхнюю часть и изображения с исторической и религиозной тематикой. Рельеф стелы царя Аккада Нарамсина рассказывает о его победоносном походе против горного племени луллубеев. Мастеру удалось передать пространство и движение, объем фигур и показать не только войнов, но горный пейзаж. На рельефе представлены знаки солнца и Луны, символизирующие божеств – покровителей царской власти.


«Голова Саргона Великого» из Ниневии. Во время аккадского периода происходит изменение ориентации в искусстве, так как интерес концентрируется в большей мере на превознесении монархии, нежели на проявлении почтения к богам. Тем не менее шумерские традиции сохранились. Бронзовая голова из Ниневии воплощает в себе новые достижения аккадских ювелиров.


«Голова Саргона Великого» из Ниневии. Памятник изображает монарха с характерными семитскими чертами (длинная вьющаяся борода и собранные в пучок волосы). Это настоящий портрет, в котором отвергнуты шумерские геометрические формы и тщательно изображаются черты лица: орлиный нос, великолепно очерченные губы и вставленные в орбиты глаза. Борода также тщательно отчеканена в каждом из составляющих ее коротких и длинных завитков, равно как и переплетение волос.


Фрагмент декорации дворца Ашшурбанипала в Ниневии Иллюстрирует военную кампанию ассирийцев против Элама, которая закончилась захватом и разграблением Суз. В нижней части фрагмента, на триумфальной колеснице под зонтиком стоит могущественный царь Ашшурбанипал (правил в гг. до н. э.). Традиционно, фигура царя имеет больший размер, нежели все остальные персонажи.


Искусство Ассирии Мотив укрощения львов был частью сложной архитектурной и декоративной системы. Он символизировал божественную и царскую власть; сила, исходившая от изображения, защищала дворец и продлевала правление монарха. Колоссальная скульптура изображает мужчину, душащего льва. Герой (или дух) изображен анфас, что является редкостью для ассирийского искусства и встречается только при изображении существ, обладающих магической силой. В правой руке герой держит царское церемониальное оружие с кривым лезвием. На нем надета короткая туника и поверх нее шаль с бахромой, скрывающая одну ногу и оставляющая открытой другую. Магический эффект изображения состоит в том, что герой смотрит прямо в глаза зрителю. Глаза героя, некогда ярко раскрашенные, должны были гипнотизировать зрителя


Статуя фантастического крылатого быка - шеду Крылатые быки с человеческими головами были гениями-хранителями, которых называли шеду. Шеду устанавливали по сторонам городских ворот или проходов во дворец. Шеду являлись символами, совмещавшими в себе свойства человека, животного и птицы и, следовательно, были мощным средством защиты от врагов.




Рельеф «Раненая львица» Эта небольшая панель была частью обширной композиции, изображающей царскую охоту на львов. Поразительна реалистичность, с которой художник изобразил раненое животное. Из пасти льва, пронзенного царской стрелой, хлещет кровь. На морде зверя отчетливо проступили вены. На первый взгляд, создается впечатление, что художник симпатизирует умирающему зверю.






Искусство Нововавилонского царства. Ворота Богини Иштар До наших дней сохранились развалины ворот богини Иштар; эти ворота имели для вавилонян особое значение от них мимо храма Мардука шла Дорога процессий, по которой совершались торжественные шествия. В конце XIX начале XX вв. немецкие археологи откопали большое количество обломков городской стены, используя которые, удалось полностью восстановить исторический облик ворот Иштар, которые были реконструированы (в натуральную величину) и ныне экспонируются в Государственных музеях Берлина.


Искусство Нововавилонского царства. Ворота богини Иштар Ворота Иштар представляют собой огромную арку, по четырем сторонам которой стоят высокие массивные зубчатые башни. Все сооружение покрыто глазурованным кирпичом с рельефными изображениями священных животных бога Мардука быка и фантастического существа сирруш. Этот последний персонаж (которого называют также вавилонским драконом) сочетает в себе признаки четырех представителей фауны: орла, змеи, неустановленного четвероногого и скорпиона.


Лев. Изразцовая облицовка Дороги процессий из Вавилона. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (желтые фигуры на голубом фоне) памятник выглядел легким и праздничным. Строго выдержанные интервалы между животными настраивали зрителя на ритм торжественного шествия. Ворота всех народов в Персеполе гг. до н.э. Оригинальным элементом ахеменидского искусства является колонна, широко использовавшаяся во всех типах построек. Первоначально колонны делались из дерева, а затем покрывались штукатуркой и раскрашивались.


Дворец в Персеполе Впоследствии, в Персеполе, была применена каменная колонна с бороздчатым стволом. Самой оригинальной частью ахеменидской колонны является капитель из нее наполовину выступают вырезанные тела двух животных, обычно быков, драконов или человекобыков.
Искусство империи Ахеменидов. Любовь ко всему грандиозному и пышному, характерная для ахеменидской архитектуры, отсутствует в погребальных сооружениях, которые возводились с предельной скромностью. В Пасаргадах сохранилась гробница Кира II строгое сооружение высотой одиннадцать метров, которое отдаленно напоминает месопотамский зиккурат. Гробница имеет вид простого каменного жилища с двускатной крышей, установленного на платформе, состоящей из семи ступеней. На стенах гробницы отсутствовала какая-либо декорация, только над входом помещался символ верховного бога Ахура-Мазды большая сложной формы розетка (орнамент в виде цветка) с золотыми и бронзовыми вставками.


Сфинкс рельеф дворца в Персеполе Изображенный на рельефе сфинкс был божеством, охраняющим верховного персидского бога Ахура- Мазду, которого Дарий I «возвел в сан» царского бога. О божественной сущности сфинкса говорит его головной убор, украшенный рогами.








Top