Достижения российской культуры 19 нач 20 века. Готовый кроссворд по истории - на тему "Русская культура в конце XIX - начала XX века"

Период второй полвины XIX — начале XX вв. по праву считается серебряным веком русской культуры (подробная таблица представлена ниже). Духовная жизнь общества отличается богатством и разнообразием.

Случившиеся после реформ Александра II перемены политического толка были не столь значительны, как перемены социальные и психологические. Получившие большую свободу и пищу для размышлений, учёные, писатели, философы, музыканты и артисты, казалось бы, стремятся наверстать упущенное время. По мнению Н. А. Бердяева, вступив в XX в. Россия пережила эпоху, сравнимую по значимости с Ренессансом, собственно это и есть время Ренессанса русской культуры.

Основные причины быстрого культурного роста

Значительному скачку во всех сферах культурной жизни страны способствовали:

  • новые школы, открывавшиеся в большом количестве;
  • увеличение процента грамотных, а соответственно читающих людей до 54% к 1913 г. среди мужчины и 26% среди женщин;
  • увеличение количества желающих поступить в университет.

Постепенно увеличиваются государственные расходы на образование. Во второй половине XIX в. государственная казна выделяет на образование 40 млн. рублей в год, а в 1914 г. не менее 300 млн. Увеличивается число добровольных образовательных обществ, посещать которые могли самые разные слои населения, количество общественных университетов. Всё это способствует популяризации культуры в таких сферах, как литература, живопись, скульптура, архитектура, развивается наука.

Культура России второй полвины XIX — начале XX вв.

Русская культура во второй половине XIX в.

Русская культура в начале XX в.

Литература

Преобладающим направлением в литературе остаётся реализм. Писатели пытаются как можно более правдиво, рассказать о происходящих в обществе изменениях, обличают ложь, борются с несправедливостью. На литературу этого периода значительное влияние оказывает отмена крепостного права, поэтому в большинстве произведений преобладает народный окрас, патриотизм, стремление защитить права угнетённого населения. В этот период трудятся такие литературные корифеи, как Н. Некрасов, И. Тургенев, Ф. Достоевский, И. Гончаров, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин, А. Чехов. В 90-е гг. начинают свой творческий путь А. Блок и М. Горький.

На рубеже веков изменяются литературные пристрастия общества и самих писателей, появляются такие новые направления в литературе, как символизм, акмеизм и футуризм. XX в. – это время Цветаевой, Гумилева, Ахматовой, О. Мандельштама (акмеизм), В. Брюсова (символизм), Маяковского (футуризм), Есенина.

Огромной популярностью начинает пользоваться бульварная литература. Интерес к ней, собственно, как и интерес к творчеству, возрастает.

Театр и кино

Театр также приобретает народные черты, писатели, создающие театральные шедевры, пытаются отразить в них присущие этому периоду гуманистические настроения, богатство духа и эмоций. Лучшим

XX в. – время знакомства русского обывателя с кино. Театр не утратил своей популярности среди высших слоёв общества, но интерес к кино был куда большим. Изначально все фильмы были немыми, чёрно-белыми и исключительно документальными. Но уже в 1908 г. в России снимают первую художественную картину «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. фильм «Оборона Севастополя». Известнейшим режиссёром этого периода считается Протазанов. Ильмы снимают по произведениям Пушкина, Достоевского. Особой популярностью у зрителя пользуются мелодрамы и комедии.

Музыка, балет

До середины века музыкальное образование и музыка были достоянием исключительно ограниченного круга лиц — салонных гостей, домочадцев, театралов. Но ближе к концу века оформляется русская музыкальная школа. В крупных городах открываются консерватории. Первое такое заведение появилось ещё в 1862 г.

Происходит дальнейшее развитие этого направления в культуре. Популяризации музыки способствовала известная певица Дягилева, гастролировавшая не только по России, но и за рубежом. Русское музыкальное искусство прославили Шаляпин и Нежданова. Творческий путь продолжает Н. А. Римский-Корсаков. Развитие получила симфоническая и камерная музыка. Особый интерес у зрителя по-прежнему вызывают балетные выступления.

Живопись и скульптура

Живопись и скульптура, так же как и литература, не остались чужды веяниям века. В этой сфере преобладает реалистическая направленность. Известными художниками, такими как В. М. Васнецов, П. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, Левитан, Рёриха, Верещагина, созданы красивейшие полотна.

На пороге XX в. многие художники пишут в духе модернизма. Создаётся целое общество живописцев «Мир искусства», в рамках которого трудится М. А. Врубель. Примерно в это же время появляются первые картины абстракционистской направленности. В духе абстракционизма создают свои шедевры В. В. Кандинский, К. С. Малевич. Известным скульптором становится П. П. Трубецкой.

В конце века наблюдается значительный рост отечественных научных достижений. П. Н. Лебедев изучил движение света, Н. Е. Жуковским и С. А. Чаплыгиным заложены основы аэродинамики. Исследования Циолковского, Вернадского, Тимирязева надолго определяют будущее современной науки.

В начале XX в. общественности становятся известны имена таких выдающихся учёных, как физиолог Павлов (изучал рефлексы), микробиолог Мечников, конструктор Попов (изобрёл радио). В 1910 г. в России впервые сконструировали собственный отечественный аэроплан. Авиаконструктор И.И. Сикорский разработал самолеты с мощнейшим для того периода двигателем «Илья Муромец», «Русский витязь». В 1911 г. Котельниковым Г.Е. был разработан ранцевый парашют. Открываются и исследуются новые земли и их обитатели. В труднодоступные районы Сибири, Дальнего Востока, Центральной Азии направляются целые экспедиции учёных, один из них – В.А. Обручев, автор «Земли Санникова».

Развиваются социальные науки. Если ранее они ещё не отделимы от философии, то теперь приобретают самостоятельность. Известнейшим социологом своего времени становится П. А. Сорокин.

Дальнейшее развитие получает историческая наука. В этой области трудятся П. Г. Виноградов, Е. В. Тарле, Д. М. Петрушевский. Исследованию подвергается не только Российская, но и зарубежная история.

Философия

После отмены крепостного права русская идейная мысль вышла на новый уровень. Вторая половина века – рассвет русской философии, в особенности философии религиозной. На этом поприще трудятся такие известные философы, как Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, С. Л. Франк.

Продолжается развитие религиозного направления в философской науке. В 1909 г. издаётся целый философский сборник статей – «Вехи». В нём печатаются Бердяев, Струве, Булгаков, Франк. Философы пытаются понять значение интеллигенции в жизни общества и прежде всё той её части, что имеет радикальный настрой, показать, что революция опасна для страны и не может решить всех накопившихся проблем. Они призывали к социальному компромиссу и мирному разрешению конфликтов.

Архитектура

В пореформенный период в городах начинается строительство банков, магазинов, вокзалов, облик городов меняется. Изменяются также и строительные материалы. В постройках используют стекло, бетон, цемент и метал.

  • модерн;
  • неорусский стиль;
  • неоклассицизм.

В стиле модерн возводят Ярославский вокзал, в неорусском стиле – вокзал Казанский, а неоклассицизм присутствует в формах Киевского вокзала.

Русские учёные, артисты, художники и писатели приобретают известность за рубежом. Достижения русской культуры рассматриваемого периода получают мировое признание. Имена русских путешественников, первооткрывателей украшают карты мира. Зародившиеся в Росси художественные формы оказывают значительное влияние на зарубежную культуру, многие представители которой отныне предпочитают равняться именно на русских писателей, скульпторов, поэтов, учёных и художников.

  • Вводный урок бесплатно ;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем - от 600 рублей , с носителем языка - от 1500 рублей

«Конец века» - «fin de siecle» особое состояние мира и человека на рубеже XIX и XX веков. Изменение архетипов времени, пространства, места человека в мире..Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующего конец исторического цикла и начало совершенно новой эпохи.

Конец XIX - начало XX в. стали чрезвычайно плодотворным периодом в развитии отечественной культуры. Духовная жизнь общества, отражая те стремительные перемены, которые произошли в облике страны на рубеже двух столетий, бурную политическую историю России в эту эпоху, отличалась исключительным богатством и разнообразием. "В России в начале века был настоящий культурный ренессанс, - писал Н.А.Бердяев. - Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души". Творчество русских ученых, деятелей литературы и искусства внесло огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации. , Три направления интеллектуально-художественно творчества того времени: религиозная философия, символизм и авангард явились основными столпами культуры Серебряного века. Серебряный век русской культуры оказался удивительно коротким. Он продолжался менее четверти века: 1900 - 22 гг. Начальная дата совпадает с годом смерти русского религиозного философа и поэта В.С. Соловьева, а конечная - с годом высылки из уже Советской России большой группы философов и мыслителей. Выражение и название "серебряный век" придумали сами представители серебряного века. У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл...".

Особым явлением этого периода стало появление большого количества художественных объединений, которые возникали вокруг каждой выставки, вырастали из кружков, группировались вокруг литературных, художественных публичных периодических изданий, меценатов.

Самыми крупными объединениями этого периода рубежа XIX - XX веков стали «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза» и «Бубновый валет». СИНТЕЗ ИСКУССТВ - органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека.

Литература.Литературное развитие в России проходило сложно, противоречиво и бурно. Рождалось и развивалось множество литературных направлений. Не иссякала мощь литературы критического реализма в лице Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. В произведениях этих писателей усиливается социальный протест (“После бала”, Хаджи-Мурат”, “Воскресение” Л.Н. Толстого), ожидание очищающей бури (“Вишневый сад” А.П.Чехова).

Традиции критического реализма продолжали сохраняться и развиваться в творчестве крупного писателя И.А. Бунина(1870-1953). Наиболее значительные произведения этого периода – повести “Деревня”(1910) и “Суходол”(1911).

Происходит зарождение и развитие пролетарской литературы, позже будут называть литературой социалистического реализма. В первую очередь это связанно с творческой деятельностью М. Горького. Его “Городок Окуров”, “Жизнь Матвея Кожемякина”, цепи рассказов “По Руси” несли в себе широкую жизненную правду.

Символизм. Русский символизм был тесно связан с общественными потрясениями и идейными исканиями предреволюционных десятилетий. Русский символизм пережил три волны. Выступления 80-90г. Н. Минского, Д.С. Мережковского, З.Н. Гипиус отразили декадентские тенденции времен кризиса либеральных и народнических идей. Символисты воспевали "чистое", таинственный мир нереального, им близка была тема “стихийного гения”. Внутренний мир личности являлся показателем общего трагического состояния мира, в том числе “страшного мира” российской действительности, обреченную на гибель; и в тоже время предощущением близкого обновления.

Оппонентами символистов выступали акмеисты (от греч. "акме" - высшая степень чего-либо, цветущая сила). Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной жизни, призывали возвращать словам их изначальный смысл, освободив от символических толкований. Основным критерием оценки творчества для акмеистов (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам) был безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова.

Модернизм (авангардизм) в русской поэзии был представлен творчеством футуристов. В России футуризм как течение существовал как течение, примерно, с 1910 по 1915г.

Судьба русского футуризма похожа на судьбу символизма. Но были и особенности. Если для символистов одним из центральных моментов эстетики была музыка (на стихи Блока, Брюсова, Сологуба, Бальмонта композиторы Танеев и Рахманинов, Прокофьев и Стравинский, Глиэр и Маяковский создавали многочисленные романсы), то для футуристов – линия и свет. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно почти все поэты-футуристы известны как неплохие художники – В.Хлебников, В.Маяковский, Е.Гуро, В.Каменский, А.Крученых.. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К.Малевич, В.Кандинский, Н.Гончарова и М.Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

Театр . Театр в эти годы - общественная трибуна, где поднимались самые острые вопросы современности, и вместе с тем творческая лаборатория, широко открывавшая дверь эксперименту и творческим исканиям. К театру обращались крупные художники, стремившиеся к синтезу разных видов творчества. Работы выдающихся театральных режиссеров.(МХАТ во главе со Станиславским и Немировичем-Данченко - основатели психологической актерской школы, считал, что будущее театра - в углубленном психологическом реализме, в решении сверхзадач актерского перевоплощения). В. Э. Мейерхольд вел поиски в области театральной условности, обобщенности, использования элементов народного балагана и театра масок. Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли.

Кино. Становление русского кино шло сложнее так, как в России не было собственного производства аппаратов, пользовались импортными, преимущественно из Франции. Балаганы сменялись стационарными кинотеатрами. Кино входило в повседневный быт. Кинематограф пользовался популярностью всех, в зрительном зале можно было увидеть студентов и жандармов, офицеров и курсисток, интеллигентов и рабочих, приказчиков, торговцев, дам света, модисток, чиновников и т.д.

Скульптура Пути развития русской скульптуры конца 19-начала 20 века были во многом определены ее связями с искусством передвижников. Именно этим объясняется ее демократизм и содержательность. Скульпторы активно участвуют в поисках нового, современного героя. Более разнообразными становятся материалы: применяются не только мрамор и бронза, как прежде, но и камень, дерево, майолика, даже глина. Делаются попытки внедрить в скульптуру цвет. В это время работает блестящая пплеяда скульпторов – П.П.Трубецкой, А.С.Голубкина, С.Т.Коненков, А.Т.Матвеев.

Архитектура в России, в условиях монополистического развития капитализма она стала сосредоточением острых противоречий, что привело к стихийной застройке городов, что нанесло ущерб градостроительству и превратило крупные города в монстры цивилизации. Высокие здания превратили внутренние дворы в плохоосвещаемые и проветриваемые колодцы. В тоже время появляются промышленные архитектурные сооружения – заводы, фабрики, вокзалы, пассажи, банки, кинематографы. На ретроспективно-электрическом фоне возникли новые течения – модерн и неоклассицизм . Первые проявления модерна относятся к последнему десятилетию 19 века, неоклассицизм формируется в 1900-х г. Модерн в России принципиально не отличается от западного. Однако, четко прослеживалась тенденция к смешению модерна с историческими стилями: Ренесанса, Барокко, Рококо, а также древнерусских архитектурных форм (Ярославский вокзал в Москве). В Петербурге были распространены вариации скандинавского модерна. В Москве архитектор модерна Федор Осипович Шехтель (1859-1926), он построил здание МХАТа и особняк Рябушинского (1900-1902) – произведения наиболее типичные для чистого модерна.

Музыка В конце 19-начале 20 века (до 1917) – период не менее богатый, но гораздо более сложный. Он не отделен от предыдущего каким-либо резким переломом: в это время продолжают творить М.А Балакирев, Ц.А.Кюи, лучшие, вершинные сочинения Чайковского и Римского-Корсакова относятся к 90-м годам 19в. и первому десятилетию 20в. На смену им приходят наследники и продолжатели традиций: С.Танев, А.Глазунов, С.Рахманинов. В их творчестве чувствуются новые времена, новые вкусы. Произошли изменения и в жанровых приоритетах. Так, опера, занимавшая более 100 лет главное место в русской музыке, отошла на второй план. А роль балета, наоборот, выросла. Дело П.И.Чайковского – создание прекрасных балетов продолжил Александр Глазунов (1865-1936) – автор замечательной “Раймонды” (1897), “Барышни-крестьянки” (1898).

Широкое развитие получили симфонические и камерные жанры. Глазунов создал восемь симфоний и симфоническую поэму “Степан Разин” (1885)1. Сергей Иванович Танеев (1856-1915) сочиняет симфонии, фортепианые трио и квинтеты. А фортепианные концерты Рахманинова (как и концерты Чайковского и скрипичный концерт Глазунова) относятся к вершинам мирового искусства.


Конец XIX - начало XX века - важный период в развитии русского искусства. Он совпадает с тем этапом освободительного движения в России, который В.И.Ленин назвал пролетарским. Это было время ожесточенных классовых боев, трех революций - 1905-1907 гг., февральской буржуазно-демократической и Великой Октябрьской социалистической революции, время крушения старого мира. Окружающая жизнь, события этого необычайного времени определили судьбы искусства: оно претерпело в своем развитии много сложностей и противоречий. Новые пути искусству будущего, социалистического мира открыло творчество М.Горького. Его роман “Мать”, написанный в 1906г., стал примером талантливого воплощения в художественном творчестве принципов партийности и народности, которые впервые были четко определены В.И.Лениным в статье “Партийная организация и партийная литература” (1905г.). Шульгин В. С. Культура России IX-XX вв. - М, 2006., с. 34.

Какова же была общая картина развития русского искусства в этот период? Еще плодотворно работали ведущие мастера реализма - И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.М.Васнецов, В.Е.Маковский. В 1890-е годы их традиции нашли свое развитие в ряде произведений молодого поколения художников-передвижников, например, Абрама Ефимовича Архипова (1862-1930 гг.), творчество которого также связано с жизнью народа, с жизнью крестьян. Его картины правдивы и просты, ранние - лиричны (“По реке Оке”, 1890; “Обратный”, 1896) , в поздних, ярко живописных, живет буйная жизнерадостность (“Девушка с кувшином”, 1927; все три в ГТГ). В 1890-Е ГОДЫ Архипов написал картину “Прачки”, рассказывающую об изнурительном женском труде, служащую ярким обличительным документом самодержавию (ГРМ).

К молодому поколению передвижников относятся также Сергей Алексеевич Коровин

(1858-1908) и Николай Алексеевич Касаткин (1859-1930). Десять лет трудился Коровин над своей центральной картиной “На миру” (1893, ГТГ). Он отразил в ней сложные процессы расслоения крестьянства в современной ему капитализировавшейся деревне. Важнейшие стороны жизни России сумел выявить в своем творчестве и Касаткин. Он поднял совершенно новую тему, связанную с усилением роли пролетариата. В шахтерах, изображенных в его знаменитой картине “Углекопы. Смена” (1895, ГТГ), угадывается та мощная сила, которая в недалеком будущем разрушит прогнивший строй царской России и построит новое, социалистическое общество.

Но в искусстве 1890-х годов обнаружилась и иная тенденция. Многие художники стремились отыскать теперь в жизни, прежде всего ее поэтические стороны, поэтому даже в жанровые картины они включали пейзажи. Часто обращались и к древнерусской истории. Эти веяния в искусстве отчетливо прослеживаются в творчестве таких художников, как А.П.Рябушкин, Б.М.Кустодиев и М.В.Нестеров.

Излюбленным жанром Андрея Петровича Рябушкина (1861-1904) был исторический жанр, но он писал и картины из современной ему крестьянской жизни. Однако художника привлекали лишь отдельные стороны народной жизни: обряды, праздники. В них он видел проявление исконно русского, национального характера (“Московская улица XVII века”,1896,ГРМ). Большинство персонажей не только для жанровых, но и для исторических картин были написаны Рябушкиным с крестьян - художник почти всю свою жизнь провел в деревне. В свои исторические полотна Рябушкин привносил некоторые характерные черты древнерусской живописи, как бы подчеркивая этим историческую достоверность изображений (“Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)”, 1901, ГТГ).

Другой крупный художник этого времени - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) изображает ярмарки с разноцветными ложками и грудами пестрых товаров, русские масленицы с ездой на тройках, сцены из купеческой жизни.

В раннем творчестве Михаила Васильевича Нестерова наиболее полно раскрылись лирические стороны его дарования. В его картинах всегда большую роль играл пейзаж: художник стремился найти отрадное в тишине вечно прекрасной природы. Он любил изображать тонкоствольные березки, хрупкие стебельки трав и луговых цветов. Его герои - худенькие отроки - обитатели монастырей, или добрые старички, находящие мир и покой в природе. Глубоким сочувствием овеяны картины, посвященные судьбе русской женщины (“На горах”, 1896, Музей русского искусства, Киев; “Великий постриг”, 1897-1898, ГРМ). Ключевский В. Русская история. Полный курс лекций. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004., с. 133.

К этому времени относится творчество пейзажиста и анималиста Алексея Степановича Степанова (1858-1923). Художник искренне любил животных и безупречно знал не только внешний вид, но и характер каждого зверя, его навыки и повадки, а также специфические особенности различных видов охоты. Лучшие картины художника, посвящены русской природе, проникнуты лиризмом и поэзией -“Журавли летят”(1891), “Лоси” (1889; обе в ГТГ), “Волки” (1910, частное собрание, Москва).

Глубокой лирической поэзией проникнуто и искусство Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870-1905). Прекрасны и поэтичны его образы задумчивых женщин - обитательниц староусадебных парков - и вся его гармоническая, похожая на музыку живопись (“Водоем”, 1902, ГТГ).

В 80-90х годах 19 века формируется творчество выдающихся русских художников Константина Алексеевича Коровина (1861-1939), Валентина Александровича Серова и Михаила Александровича Врубеля. В их искусстве с наибольшей полнотой отразились художественные достижения эпохи.

Дарование К.А.Коровина одинаково ярко раскрылось как в станковой живописи, в первую очередь в пейзаже, так и в театрально-декарационном искусстве. Очарование коровинского искусства заключается в его теплоте, солнечности, в умении мастера непосредственно и живо передавать свои художественные впечатления, в щедрости его палитры, в колорическом богатстве его живописи (“У балкона”, 1888-1889; “Зимой”, 1894-; обе в ГТГ).

В самом конце 1890-х годов в России формируется новое художественное общество “Мир искусства” во главе с А.Н.Бенуа и С.П.Дягилевым, оказавшееся большое влияние на художественную жизнь страны. Основное его ядро - художники К.А.Сомов, Л.С.Бакет, М.В.Добужинский, Е.Е Лансере, А.П.Остроумова-Лебедева. Деятельность этой группы была очень разносторонней. Художники вели активную творческую работу, издавали художественный журнал “Мир искусства”, устраивали интересные художественные выставки с участием многих выдающихся мастеров. Мирискусники, как называли художников “Мира искусства”, стремились приобщить своих зрителей и читателей к достижениям национального и мирового искусства. Их деятельность способствовали широкому распространению в русском обществе художественной культуры. Но вместе с тем она имела и свои минусы. Мирискусники искали в жизни лишь красоту и осуществление идеалов художника видели лишь в вечной прелести искусства. Их творчество было лишено боевого духа и социального анализа, свойственных передвижникам, под знаменем которых шли самые прогрессивные и самые революционные художники.

Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) по праву считается идеологом “Мира искусства”. Он был широко образованным человеком и обладал большими познаниями в области искусства. Он занимался главным образом графикой и много работал для театра. Как и его товарищи, Бенуа разрабатывал в своем творчестве темы из прошлых эпох. Он был поэтом Версаля, его творческая фантазия загоралась, когда он снова и снова посещал парки и дворцы петербургских пригородов. В своих исторических композициях, населенных маленькими, словно бы неживыми фигурами людей, он тщательно и любовно воспроизводил памятники искусства и отдельные детали быта (“Парад при Петре1”, 1907, ГРМ).

Ярким представителем “Мира искусства” был Константин Андреевич Сомов (1869-1939). Он получил широкую известность как мастер романтического пейзажа и галантных сцен. Его обычные герои - словно пришедшие из далекой старины дамы в высоких пудренных париках и пышных кринолинах и изысканные томные кавалеры в атласных камзолах. Сомов прекрасно владел рисунком. Особенно это сказалось в его портретах. Художник создал галерею портретов представителей художественной интеллигенции, в том числе поэтов А.А.Блока и М.А.Кузмина (1907, 1909; оба в ГТГ).

В художественной жизни России начала века значительную роль сыграла также художественная группировка “Союз русских художников”. В нее входили художники К.А.Коровин, А.Е.Архипов, С.А.Виноградов, С.Ю.Жуковский, Л.В,Туржанский, К.Ф.Юон и другие. Главным жанром в творчестве этих художников был пейзаж. Они являлись преемниками пейзажной живописи второй половины 19века.

Разделы: История и обществознание

Цели урока : сформировать у школьников представление о сущности социокультурного феномена «Серебряного века». Показать достижения русского искусства и художественную ценность новых направлений в искусстве, способствовать воспитанию у школьников чувства прекрасного; нравственных, эстетических качеств.

Вид урока: презентация.

Оборудование: видео и DVD фильмы, альбомы по искусству, пластинки с записями Качалова, портреты деятелей искусства и науки того времени.

Основные понятия : декаданс, модерн, символизм, акмеизм, футуризм.

План подготовки и проведения урока:

Этапы работы Cодержание Деятельность учащихся Деятельность учителя

Подготовительный

Определение темы, цели, задачи.

Обсуждают предмет с учителем и получают необходимую информацию, устанавливают цели.

Мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.

Планирование.

Определение источников информации.

Определение способов сбора и анализа информации.

Выстраивание проблематики темы:

Духовное состояние русского общества: утрата старых и поиск новых жизненных ориентиров,

Русская философия в поисках нового идеала,

Литература: новые поэтические течения,

Особенности русской живописной школы н.20 в.

Музыка: отличие художественных традиций 19 и 20 в.

Планирование презентации

Вырабатывают план действий, формулируют задачи.

Предлагает идеи, высказывает предположения.

Реализация.

Учащиеся посещают библиотеки, знакомятся с научными статьями, справочным материалом, посещают Амурский театр драмы «Вишнёвый сад», слушают стихи поэтов Серебряного века в исполнении артистов театра, слушают грамзаписи Качалова, Шаляпина и т.д.

Решение промежуточных задач, накопление материала.

Руководит деятельностью, наблюдает, советует.

Результаты и выводы

Анализ информации: на данном этапе учащиеся сталкиваются с проблемой «духовный кризис или духовный подъём». Учащиеся в ходе презентации намереваются отстаивать свою точку зрения.

Анализируют информацию.

Наблюдает, советует.

Представление.

Презентация с элементами дискуссии.

Отчитываются, обсуждают результаты

Учитель истории - ведущий - слушает, задаёт вопросы.

Учителя литературы, музыки, МХК, ИЗО входят в состав групп в качестве рядовых участников.

Оценка результатов в целом.

Обсуждение.

Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения результатов деятельности.

Оценивает усилия учащихся, качество использования источников, качество отчёта.

Ход урока: ученики сидят полукругом лицом друг к другу.

Оформление: серебряный век русской культуры: духовный кризис или духовный подъём?

Каждый день по ложке керосина
Пьём отраву тусклых мелочей…
Под разврат бессмысленных речей
Человек тупеет как скотина.
С.Чёрный

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее увековечить
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся воплотить
А.Блок

В те годы дальние, глухие в сердцах царили сон и мгла.
Победоносцев над Россией простёр совиные крыла.
…И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…

Учитель истории: «Минувшее проходит предо мною. Грядущее проходит предо мною. На грани двух столетий. На переломе двух миров», - сказал А.С.Пушкин словами своего героя Пимена.

Закончился 19 век и начинался век 20. Несколько десятков лет по их хронологической длительности время не такое уж большое. Историк привык иметь дело со столетиями, с тысячелетиями. Но исторически весомо не число лет или десятилетий, а значение свершившихся в это время событий.

Называет тему урока и ставит задачу: Почему Серебряный век? Ведь этот период полон неясностей, противоречий, исканий? Обращается к эпиграфу. Два поэта, живущие в один и тот же исторический отрезок времени. Откуда такая разница в ощущении жизни? И наша задача сложнее, чем кажется на первый взгляд. Не просто ответить на вопрос «почему Серебряный век? Мы должны поговорить о состоянии российского общества, которое отражено кризисом или духовным подъёмом.

Давайте вспомним, каким был мир в начале 20 века. Попробуем дать оценку эпохе.

Учитель истории: начало 20 века – переломное время в жизни России. В политической, экономической, а, следовательно, и в духовной жизни. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности.

Содержание выступления второй группы : какие настроения господствовали в российском обществе того периода? Растерянность, тревожное чувство – надвигающаяся война. Нарушение гармонии между человеком и природой. Стандартизация. Рационализм. Индивидуализм. Секуляризация сознания. Процесс переосмысления проблем человечества затронули философию, науку, литературу, искусство. Вступление России в новую эпоху сопровождались поисками идеологии, способной не только объяснить происходящие перемены, но и наметить перспективы развития страны. Наиболее популярной философией был марксизм (что такое марксизм? Почему в России он имел благодатную почву? – Россия- «догоняющая» страна, бурное развитие капитализма – резкие противоречия. Идеи равенства импонируют русскому характеру, склонному к мессианству).

Учитель истории: Однако после революции 1905 года часть русской интеллигенции разочаровалась в марксизме, в признании первенства материальной жизни над духовной. В 1909 году вышел сборник статей «Вехи», подготовленный известными философами Бердяевым, Струве, Франком, Булгаковым. Авторы предъявили жестокий счёт русской интеллигенции, обвинив её в приверженности устаревшим философским учениям 19 века, в нигилизме, низком правосознании, в отрыве от народа, в забвении русской истории. Вот эти черты, по мнению авторов «Вех», поставили страну на грань национальной катастрофы (революции). Поэтому они считали, что преобразования в стране нужно начинать с выработки новых религиозно-нравственных идеалов. Что своеобразие духовной жизни России ведёт к самобытному историческому пути России. Наиболее выпукло характер русского общества н.20 века отразился в русской художественной культуре Серебряного века.

Итак, литература.

на перевале времён, предчувствие великого слома ощущалось буквально во всём, русская культура расцвела. Этот короткий, как всякое цветение, отрезок эпох с начала 1890-х годов до середины 1910-х принято называть Серебряным веком. Это звучное название родилось по аналогии с популярным определением «Золотой век русской литературы» (почему «Золотой» Главные темы – гражданственность, свободолюбие, патриотизм, грандиозность, актуальность).

Учитель литературы: Но пушкинская гармония недостижима. Стремительно менялись теории, имена, направления. «Серебряный век» объединил самых разных поэтов, художников, артистов, музыкантов, философов в попытке найти некий новый сплав творчества и жизни.

Содержание выступления третьей группы: Именно в культуре виделось спасение мира, сотрясаемого техническими новациями и социальными взрывами. Кризис в стране отразился в многообразии литературных направлений. Зачинателями стали поэты – символисты ( Первоначально символизм принял форму декаданса (. Использовали цветовую символику: чёрный – траур, смерть. Синий – уединение, печаль, магическое значение. Жёлтый – предательство, измена. Серый – пыль, цвет налёта.

Поэты – символисты (демонстрация портретов с комментариями и чтением стихов) Бальмонт, Гиппиус, Сологуб, Белый, Блок.

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее увековечить
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся воплотить
Пусть дышит жизни сон тяжёлый,
Пусть задыхаюсь в этом сне.

Быть может юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне6
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь - добра и света.
Он весь – свободы торжество.
А.Блок.

Стихотворение «О доблести, о подвиге, о славе»

(Грамзапись В.И.Качалов, актёр русского театра, н.20 в. несравненный голос артиста).

Беседа: стихи с мыслями о России, о своей великой крёстной муке перед ней. Об одиночестве, горечи разлук, о потерянном счастье. Слова-символы. Как они связаны с основной мыслью стихотворения.

Поэты уходят из жизни, но остаётся бесценный дар – их стихи. Блок умел жить грядущим, умел узнавать приметы будущего в окружающем и поэтому опережал время.

Оппонентами символистам выступали акмеисты (определение, содержание, происхождение). Поэты-акмеисты: Гумилёв, Мандельштам, Городецкий, Ахматова. (демонстрация портретов с комментариями и чтением стихов)

Рассказ о творчестве А.Ахматовой. (или другом поэте данного направления).Её поэзия вернулась к нам сегодня во всей первозданной чистоте и незамутнённой светлой цельности.

Стихотворение «Ты всегда таинственный и нежный».

Беседа: стихи о земных радостях и печалях. При помощи каких средств автор выражает любовь?

Футуризм (определение, содержание, происхождение). Их стихи отличались повышенным вниманием к форме стихосложения; язык документа, плаката, афиши. Северянин, Хлебников, Маяковский. (демонстрация портретов с комментариями и чтением стихов).

Были поэты вне групп, Бунин, Саша Чёрный, Кузьмин, Цветаева.

Рассказ о творчестве М.Цветаевой (или другом поэте данного направления).

Кто создан из камня, кто создан из глины,
И я – серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я – бренная пена морская. (и другие стихи)

Стихи М.Цветаевой современны, популярны. Их читают, их поют. Аудиозапись А.Пугачёвой «Уж сколько их упало в эту бездну».

Итог блока литературы: Всех поэтов Серебряного времени связывает одно: они писали о своей любимой, прекрасной Родине с её сложностями. Они проложили тропу к современной литературе. И все поэты- наши современники обращаются к их творчеству.

Учитель истории: Эта «новая красота», эти поиски новой формы нашли своё отражение в живописи к.19 – н.20 века. Каковы же особенности русской живописной школы «Серебряного века»?

Учитель ИЗО: Символизм как явление был характерен и для России н.20.в. Крупнейшие среди них - Врубель, Петров-Водкин.

Рассказ о творчестве М.А. Врубеле (демонстрация репродукций «Демон сидящий», «Демон поверженный»). Особенность изображения, манера художника – резкий, ломающий штрих, пересекающиеся грани, эмоциональные цветосочетания. Врубель в символической форме выдвигает образ героя-бунтаря, отверженного пророка.

В этом же направлении творчество К.Петрова-Водкина (рассказ о творчестве). Репродукция «Купание красного коня». Беседа. Предполагаемые символы: красный цвет – надвигающаяся революция, цвет жизни, борьбы ).

Рассказ и фрагмент видеофильма о творчестве Шагала. Приёмы кубизма, техника народного лубка. «Я и деревня».

Наряду с этим возникает новое течение – абстракционизм (определение, содержание, происхождение) , который нашёл наибольшее отражение в творчестве Кандинского. Фрагмент видеофильма.

Учитель ИЗО: Анализируя творчество художников данного периода, скажите, это творческий кризис или творческий подъём?

Учитель истории: Мы говорим о поэзии в литературе, о созвучности в живописи. Теперь обратимся к поэзии звуков и попытаемся определить, были ли у русских композиторов к.19 – н.20 века такие же творческие искания и трудности, какие мы увидели в живописи и поэзии.

Что принёс в музыку 20 век? Фрагменты произведений. Беседа: назовите имена композиторов 19 века. Какое общее название применяют к ним. Какие произведения мы называем классическими. Что характерно для творчества композиторов к.19 века. Что принёс в музыку 20 век. Все те же течения, которые вы называли в литературе. Это были разные направления, часто вступающие в противоречие друг с другом.

Учитель истории:

Исторический парадокс состоит в том, что свобода и многоцветье художественной жизни тех лет служат одновременно и подтверждением силы российской культуры, и подтверждением слабости искажённого сознания части образованного российского общества. В тех конкретных социально-психологических условиях культура не могла поддерживать общественное равновесие, но не она в этом виновата. Она оставила такие шедевры, которыми мир восхищается сегодня. Этот социокультурный феномен вошёл в историю под названием «Серебряного века» русской культуры.

Этот период отмечен сложностью социокультурной обстановки в России. Эпоха русско-японской и первой мировой войн, трех революций, грозных катастроф и социальных взрывов.

В то же время конец XIX – начало XX вв. отмечены достижениями научно-технического прогресса. Внедрение электричества в промышленность, появление автомобилей и аэропланов, открытие радио- и рентгеновских волн – все меняло облик страны, быт людей. В начале века появились первые русские города более чем с миллионным населением. С весны 1896 г. сначала в Петербурге и Москве, а затем и в других крупных городах (в 1903 – 1904 гг) стал функционировать кинематограф. К 1913 г. в России насчитывалось более 1400 кинотеатров.

Общий процесс развития русского искусства протекал противоречиво, поражая многообразием художественных методов, школ, направлений,

В русской художественной культуре этот период получил название Серебряного века , наступившего вслед за Золотым, воплотившим высшие достижения русского искусства.

Своеобразие художественной культуры Серебряного века можно охарактеризовать как параллельное развитие реалистического направления и ряда нереалистических тенденций, объединённых именем авангарда. Как утверждает искусствовед В. Ванслов: «В XX веке реализм и авангардизм оценивали в борьбе и взаимоотрицании».

Художественную значимость и плодотворность сохраняет реализм. Достаточно привести в пример творчество Л.Н. Толстого (1898 – 1910) – драматургия («Плоды просвещенгия» ­ 1891; «Живой труп» – 1900; проза – «Крейцерова соната» ­ 1891; «Отец Сергий» – опубл. в 1912, «Хаджи-Мурат» – опубл. 1912; религиозно-философские искания – «Исповедь» ­ опубл. В 1906 г. и другие.

На рубеже веков реалистические тенденции с элементами импрессионизма воплощаются в прозе и драматургии А.П. Чехова (1860 – 1904), связанный с Московским художественным театром, творчеством К. Станиславского и В. Немировича-Данченко: проза – «Палата N 6» – 1892, «Дом с мезонином» – 1896; «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник» ­ все в 1898; драматургия – «Дядя Ваня», «Чайка» ­ 1896; «Три сестры», «Вишнёвый сад» – обе 1904.

Развивают реалистические тенденции русской классической литературы А. Куприн, И. Бунин, В. Вересаев. В наши дни их направление получило название неореализма .

А. Куприн (1870 – 1953) – «Листригоны» (1907-1911); «Гамбринус» – 1907, «Гранатовый браслет» – 1911, «Анафема» – 1913. Следует отметить, что Куприн жил в Крыму в Балаклаве; именно её жителям-рыбакам посвящена повесть «Листригоны» 1907-1911.

И. Бунин (1870 – 1953) – Нобелевский лауреат, с 1920 в эмиграции. В России: «Антоновские яблоки» – 1900, «Господин из Сан-Франциско» – 1915, «Лёгкое дыхание» – 1910 и другие. В то же время И. Бунин – выдающийся поэт: «Листопад», 1981; певец любви («Тёмные аллеи» и другие), блестящий стилист, мастер языка.

В. Вересаев (1867 – 1945) в повестях и рассказах "Без дороги" – 1895, "Поветрие" – 1989, "Два конца" – 1899-1903, "Записки врача" – 1901 и других поставил вопросы о судьбе русской интеллигенции переломного периода. Романы Н.Г. Гарина-Михайловского (1852 – 1906; "Детство Темы", "Гимназисты", "Студенты", "Инженеры"). "История моего современника" (опубликовано в 1922 году) В.Г. Короленко (1853 – 1921) явились достоверным повествованием о духовной жизни и исканиях русской молодежи.

В этот период начинается творческий путь М. Горького (1868 – 1936), создающего на рубеже веков реалистические повести, рассказы и романы ("Фома Гордеев", – 1899, "Трое" – 1901) и пьесы ("Мещане" – 1902, "На дне" – 1902, "Дачники" – 1905, "Враги" – 1906 и другие). По инициативе Горького организуется издательство "Знание", объединяющее писателей-реалистов (Н. Телешов, А. Серафимович, И. Шмелев, Е. Чириков и другие). В то же время М. Горький – автор романтических произведений: «Сказки об Италии», 1911 – 1913, «Старуха Изергиль», 1895 и другие.

Наряду с реализмом, неореализмом в литературе рубежа XIX – XX вв. и в Европе, и в России формируются нереалистические направления, в том числе символизм . Концепция символизма объединила поэтов двух поколений:

«старшие» символисты (поэты 90-х гг.): З. Гиппиус (1869 – 1921), Д Мережковский (1865 – 1911), В. Брюсов (1873 – 1924), Ф. Сологуб (1865 – 1941) и другие.

«младшие» символисты – поколение 1900-х гг.: А. Блок (1880 – 1949), А. Белый (1880 – 1934), Вяч. Иванов (1866 – 1949) и другие.

Вслед за Рембо, Маларие, Бодлером русские символисты, основываясь на поэтике символа, стремились воссоздать ирреальное художественное пространство, эффект неопределённости, что сближало их с поэтикой романтизма. Провозглашалось творческое начало (теургия, жизнетворчество), взаимозаменяемость способность к синтезу искусств (С. Булгаков: «...всякое искусство в глубине своей есть всеискусство...», Ш. Бодлер – закон «всеобщей аналогии»). Философской основой стали идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и других.

Объединяло столь различных мастеров учение Вл. Соловьёва : идеи «цельного творчества», подчинение материи идеальному божественному началу.

К. Бальмонт – «В безбрежности», 1895; «Будем как солнце», 1902;

А. Белый – «Золото в лазури», 1904; «Северная симфония, 1904;

А. Блок – «Возмездие», 1908 – 1913; «Стихи о Прекрасной Даме», 1904, 1905; «Соловьиный сад», 1915 и другие.

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее ­ увековечить,

Безличное ­ вочеловечить,

Несбывшееся ­ воплотить!

А. Блок, «Ямбы»

В развитии форм, музыкальности языковых средств русского стиха, в обогащении "страны русской поэзии" А. Блок, В. Брюсов, в лучших произведениях А. Белый, К. Бальмонт, Ф. Сологуб многое сделали и по праву утвердились как значительные мастера. Творчество А. Блока составило эпоху в русской культуре (циклы "Возмездие", "На поле Куликовом", "Родина", "Ямбы" и др.), отразив сложности и противоречия русского искусства этого периода.

Новое направление русского модернизма–акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила) представляли крупнейшие поэты XX века. Манифестом акмеизма явилась статья Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм», отразившая его художественную направленность. Одной из форм организации стал «Цех поэтов», к которому принадлежали: Н. Гумилёв (1886 – 1921), А. Ахматова (1889 – 1966), О. Мандельштам (1891 – 1938).

В центре эстетики акмеистов – проблема величия слова, благоговейное отношение к родному языку. Программным явилось стихотворение Гумилёва «Слово»:

В оный день, когда над миром новым
Бог склонил лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом
Словом разрушали города…

Судьба этих поэтов трагична: Н. Гумилёв был расстрелян (1921 г.), в лагерях скончался О. Мандельштам (1938 г.).

Анна Ахматова в более поздних произведениях – «Реквием », «Поэма без героя » отразила трагизм эпохи 30-х гг. XX века. Она была признана великим русским поэтом, стала совестью поколения.

В грозном военном 1942 г., 23 февраля, она написала стихи в которых русское слово назвала достоянием народа, символом его мужества и бессмертия.

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, ­
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!

Бурно развивается направление, получившие название русского авангарда. Из направлений авангарда в России наибольшее развитие получил футуризм , впоследствии преобразованный в кубофутуризм.

В предыдущих разделах книги было отмечено, что родиной футуризма была Западная Европа, а его основоположник – Томазо Маринетти, молодой итальянский поэт, опубликовавший в 1909 г. в Париже «Первый манифест футуризма». «Главным элементом нашей поэзии – заявил Маринетти, – будут храбрость, дерзость и бунт».

Автор позиционировал «наступательное движение», не только «гимнастический шаг» как определяющие особенности своего направления, но даже скорость «гоночного автомобиля», объединяя всё это «красотой быстроты» и динамизмом, разрушительной силой.

Русский футуризм, хотя и был во многом схож с итальянским, но не был столь монолитен. В. Маяковский (1893 – 1930), В. Хлебников (1885 – 1922), А. Кручёных (1886 – 1968), наконец, Д. Бурлюк (1883 – 1967), получивший прозвище «отец футризма», были яркими индивидуальностями, экспериментаторами. После посещения Маринетти России (1914 г.) Д. Бурлюк и В. Каменский опубликовали письмо, где утверждали: «Мы с итальянскими футуристом ничего общего, кроме клички, не имеем».

Футуристы ставили задачу создания «синтетического» искусства», объединяющего все виды художественной деятельности. Исходя из этого синтетичность, синтез искусств – отличительные черты творческого стиля мастеров-футуристов.

Они были и поэты, и художники, и деятели театра.

Я сразу смазал карту дубня,

Плеснувши краску из стакана,

Я показал на блюде студня

Косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ

Ноктюрн сыграть

Могли бы

На флейте водосточных труб?

В. Маяковский (1913)

Футуристы занимались языкотворчеством (В. Маяковский, В. Хлебников), поисками новых живописных форм (Д. Бурлюк, А. Крученых, А. Экстер, М. Гончарова, В. Ларионов и другие), проводили диспуты, организовывали выставки. Плодотворным явилось обращение к примитивизму , народному лубку . Художники – авангардисты особое внимание уделял проблемам формы: композиционные решения, цвет и линия, ритм, фактура и т. п.

Характеризуя своеобразие русского авангарда, Дм. Сарабянов подчеркивал, что его деятели решали «общие проблемы бытия»: соотношения земного и космического (Малевич), приоритета духовного над материальным (Кандинский), единства человечества в его историческом, современном и будущем состоянии (Филонов), реализации человеческой мечты в «её слиянии с людской памятью (Шагал). «Эти проблемы решались не в философски трактах, а в живописных формулах, а эти формулы получили философскую окраску». Футуризм в русской поэзии нашел выражение в творчестве Д. Бурлюка (1882 – 1967), В. Хлебникова (1885 – 1922), А. Крученых (1886 – 1968). Ярчайшим поэтом, в творчестве которого отразились черты футуризма, явился В. Маяковский (1893 – 1930), расширивший границы своей поэзии, ставшей криком боли завоеванного городом человека ("Владимир Маяковский", "Облако в штанах" и другие)

Певцом родной природы, выразителем сокровенных тайн человеческой души явилась поэзия С. Есенина (1895 – 1925): сборники «Радуница » ­ 1916; «Голубень » ­ 1918, «Персидские мотивы » ­ 1925, поэмы «Анна Снегина » ­ 1925, «Черный человек » ­ 1926 и другие. Мир человека и мир природы в поэме С. Есенина неразделимы. Он проникновенно писал:

Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек

Недолгий жизненный и творческий путь поэта отразил и противоречия действительности, и сложности его личности. Но основным направлением его поэзии всегда была любовь к Родине, её культуре, природе, к русскому слову:

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, ­
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".

В культурной жизни России конца XIX – начала XX вв. значительным событием явилось создание Московского Художественно-общедоступного театра К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко . Театр отстаивал реалистические принципы игры. Его репертуар составили пьесы А.Чехова, М. Горького, Л. Толстого, Г. Гауптмана, Г. Ибсена.

В этот период расцветает творчество замечательных актеров: М.Н. Ермоловой , А.П. Ленского , династии Садовских (Малый театр), М.Г. Савиной , В.Н. Давыдова , В.Ф. Комиссаржевской (Александрийский театр) и других. Оригинальностью трактовки и самобытностью отличались постановки Э. Мейерхольда в Александрийском театре, впоследствии создавшего свой коллектив.

Значительным явлением в художественной культуре России рубежа веков была деятельность первых кинорежиссеров, среди них – Я.А. Протазанов (1881 – 1945), плеяда популярных актеров (В. Холодная, И. Мозжухин, В. Максимов, В.Полонская).

Активно развиваетсямузыкальная жизнь. Высшее музыкальное образование было представлено Петербургской и Московской консерваториями, возникшими еще в 60-е гг. XIX века. Музыкальные училища в Киеве, Саратове, Одессе были преобразованы в 10-е гг. в консерватории. Активно действует Филармоническое общество в Москве, "Вечера современной музыки" в Петербурге, "Музыкальные выставки ".

Крупнейшими композиторами XX века стали С. Рахманинов (1873 – 1943), А. Глазунов (1865 – 1936), А. Скрябин (1872 – 1915). Новаторскими тенденциями была отмечена музыка И. Стравинского и молодого С. Прокофьева . Большую роль в пропаганде русского искусства за рубежом сыграли "Русские сезоны в Париже " С. Дягилева, где были представлены балеты Стравинского ("Жар-Птица", "Петрушка"), танцевали А. Павлова , М. Фокин и В. Нижинский , декорации писали А.Бенуа и А.Головин.

Многообразна и разнопланова была деятельность представителей пластических искусств – живописи, графики, архитектуры, скульптуры ,прикладного искусства. Одна из важнейших сторон художественной жизни России этого периода – обилие выставок (10 – 15 в год), расширение их географии (Харьков, Одесса, Нижний Новгород, Казань, Саратов и другие). Продолжает свою деятельность Товарищество передвижных выставок, наряду с ним – Петербургское общество художников, Московское товарищество художников. С начала 1899 г. в Петербурге устраиваются выставки нового общества "Мир искусства ". Благодаря деятельности члена этого кружка С.Дягилева (1872 – 1929), русское искусство выходит за рубеж, и в России функционируют международные выставки.

Был открыт для зрителей Русский музей в Петербурге (1898); в августе 1892 г. П.Третьяков передал в дар городу Москве свою художественную коллекцию; в 1898 г. состоялась закладка здания Музея изящных искусств в Москве (ныне – Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина). В Москве существовало несколько частных картинных галерей: П.Щукина, И.Морозова, А.Бахрушева и других

Развивается художественная критика, выступают молодые критики и историки искусства: А. Бенуа (1870 – 1960), И. Грабарь (1871 – 1960), много печатается Н. Рерих (1874 – 1947) и другие.

Реалистическое направление вживописи, как и в литературе, было весьма плодотворно. В конце XIX - начале XX вв. еще работали И. Репин , В. Суриков , В. Васнецов , В. Верещагин , В. Поленов и другие. В этот период расцвел талант В.А. Серова (1865 – 1911), который углубил содержание реализма и расширил его выразительные возможности ("Девочка с персиками", "Девушка, освещенная солнцем", портреты Горького, Ермоловой и других). Серов варьировал художественную манеру в зависимости от особенностей произведения, своеобразия натуры (портреты М.Морозова, банкира В.Гиршмана, княгини Орловой). Значительное место в его творчестве занимают исторические композиции ("Петр I"), мифологические сюжеты ("Похищение Европы", "Одиссей и Навзикая").

Один из выдающихся мастеров, прокладывавших новые пути в живописи, – К. Коровин (1864 – 1939), испытавший влияние импрессионизма ("Зимой", "Летом", "Розы и фиалки" и другие) Коровин создает декорации для спектаклей Русской частной оперы С. Мамонтова, императорских и Большого театра. Лучшие театральные работы Коровина связаны с национальной тематикой, с Русью, ее эпосом и сказкой, ее историей и природой.

Взволновано и одухотворено искусство М. Врубеля (1856 – 1910). Выразительность его произведений возрастает, благодаря динамичной живописи, мерцающему колориту, энергичному рисунку. Это и станковая картина, и книжная иллюстрация, и монументально-декоративное панно, и театральная декорация.

Одна из центральных в его творчестве – тема Демона , навеянная поэзией М. Лермонтова ("Демон сидящий", "Демон летящий", "Демон поверженный"). Былинные герои оживают в его панно "Микула Селянинович", "Богатырь". Прекрасны сказочные образы "Пана", "Царевны-Лебедь". Своеобразны и значительны портреты (С.Мамонтова, В.Борисова и других).

Поэтизация образов природы, человека нашла воплощение в творчестве В.Борисова-Мусатова (1870 – 1905).

Значительным явлением в русской художественной жизни было идейно-художественное объединение "Мир искусства ", в которое вошли А. Бенуа (1870 – 1960), К. Сомов (1869 – 1939), Л. Бакст (1866 – 1924), Е. Лансере (1875 – 1946), М. Добужинский (1875 – 1957). В двух видах искусства художники "Мира искусств" добились наиболее значительных успехов: в театрально-декорационном и в графике. Своеобразием станковой графики стали пейзажи старого Петербурга и его пригородов, а также портрет. Большой вклад в графику начала XX в. внесла А. Остроумова-Лебедева . Плодотворно работали в книжной графике И. Билибин, Д. Кардовский, Г. Нарбут и другие.

Талантливых мастеров объединил и "Союз русских художников " (1903 – 1923), в выставках которого принимали участие К.Коровин, А.Архипов, А.Васнецов, С.Малютин и другие, близкими "Союзу" по своим художественным позициям были А. Рылов, К. Юон, И. Бродский, А. Малявин. Пейзаж – главный жанр в искусстве мастеров "Союза русских художников". Они изображали природу и средней полосы России, и солнечного юга, и сурового севера, и древнерусские города, старинные усадьбы. Эти художники испытывали интерес к быстрому зрительному охвату мира, динамичной композиции, стиранию границ между композиционной картиной и натурным этюдом.

В десятилетие 1907 – 1917 гг. в искусство входят талантливые живописцы. З.Е. Серебрякова (1884 – 1967) развивала традиции Венецианова, великих мастеров Возрождения ("Жатва", "Беление холста"). Внутренней теплотой, художественной выразительностью отличаются ее портреты (автопортрет, портреты детей).

К.С. Петров-Водкин (1878 – 1939) увлекался древнерусским искусством, особенно иконописью. Это нашло отражение в картинах "Мать", "Утро", где образы крестьянок символизируют высокую одухотворенную нравственную чистоту. Новым явлением стала картина "Купание красного коня" (1912), отличающаяся лаконизмом композиции, динамикой пространства, классической строгостью рисунка и гармонией колорита, построенного на основных красках спектра.

С началом XX века связано формирование творчества М.С. Сарьяна (1880 – 1972). Его лаконичные произведения построены на ярких и цельных цветовых силуэтах, контрастах ритма, света и тени ("Улица. Полдень. Константинополь", "Финиковая пальма. Египет" и другие).

Одним из самых значительных явлений русского искусства начала XX века представляется творчество М.В. Нестерова (1862 – 1942). Художник обратился к миру идеально прекрасного, воспевал чистоту религиозного чувства. Огромную роль в произведениях Нестерова играет пейзаж, с которым связан внутренний мир его героев. Это "Пустынник ", "Видение отроку Варфоломею ", "Великий постриг " и другие. Складывается и мастерство Нестерова-портретиста. Большинство портретов художник пишет на фоне пейзажа (портрет дочери: фигура девушки в черной амазонке красивым силуэтом выделяется на фоне вечернего пейзажа, воплощая идеал молодости, красоты жизни и гармонии).

Заметное оживление в начале XX века испытываетскульптура, появилась плеяда крупных мастеров. П.П.Трубецкой (1866 – 1938) раскрыл свой талант в портретах ("Художник И.И.Левитан", портрет Л. Толстого). Широкую популярность приобрел памятник Александру III.

К ярким явлениям в русском искусстве рубежа XIX-XX вв. относится творчество А.С.Голубкиной (1864 – 1927). Ее искусство подчеркнуто одухотворено, наполнено глубоким содержанием и последовательно демократично. Она создает скульптурные портреты писателя А.Н.Толстого и простой женщины ("Марья", 1903). Ее излюбленный прием – резкая светотеневая моделировка, с помощью которой скульптор добивается особой динамики и эмоциональности образа.

Талантливый, самобытный и многогранный скульптор С.Г.Коненков (1874 – 1971) в этот период создал работы "Камнебоец", "Самсон", один из самых пленительных образов – "Нике" (1906). Большое место занимают традиции русского фольклора ("Старичок-полевичок" и др.).

Архитектура конца XIX – начала XX вв. отличается развитием стиля модерн; выдвинувшего задачу решительного обновления художественно-образного языка. Одной из важнейших творческих проблем стал синтез искусств. Характерная особенность модерна – переплетение творческих манер, различных тенденций. Модерн быстро эволюционировал. Для его ранней стадии были характерны формально-декоративные приемы, манерная орнаментация. На рубеже 1900 – 1910-х гг. усилились рационалистические тенденции. Поздний модерн характеризуется стремлением к простоте и строгости.

Один из ведущих мастеров модерна – Ф.О. Шехтель (1859 – 1926). Его основные работы – особняк С.П. Рябушинского; Ярославский вокзал (1902) – пример национального модерна ("неорусский стиль") и др.

Характерный образец раннего модерна – гостиница "Метрополь" (архитектор В.Ф. Валькот), фасады декорированы майоликовыми панно, исполненными по эскизам М. Врубеля и А. Головина. В Петербурге ­ особняк Кшесинской (А.И. фон Гюген), здание магазина Елисеева на Невском проспекте (Г.В. Барановский), Витебский вокзал (С.А. Бржозовский).

С 1910 х годов в архитектуре наблюдается стремление к возрождению традиции ансамблевой застройки эпохи классицизма. Представители неоклассики – И.А. Фомин (1872 – 1936), В.А. Щуко (1878 – 1939), А.В. Щусев (1873 – 1949) – автор Казанского вокзала в Москве.

На протяжении многовековой истории русское искусство изменялось, обогащалось, совершенствовалось, но всегда оставалось самобытным, выражавшим национальный характер русской культуры.




Top