Дребезжание струн: причины и способы решения проблемы. Установка и снятие пальцев левой руки Приглушать открытую третью струну

Глушение струн является одной из самых важных техник, применяемых для игры на гитаре. Если Вы хотите достичь чистого звука, избавиться от ненужных помех и шумов, которые возникают при извлечении звуков, то Вам необходимо научиться правильно глушить струны.

Обозначение на табулатуре

На табулатуре глушение ладонью обозначается «Р. М. » или «РМ», пунктирная или штриховая линия – длительность глушения. В случае если высоты приглушенных нот можно различить, пишутся номера ладов, иначе ставится символ «Х». Если данный символ стоит, но отсутствует обозначение глушения ладонью, то необходимо данную струну приглушить рукой, зажимающей лады. Для глушения посторонних звуков на электрогитаре советуем использовать ручку или педаль громкости. В крупных паузах более 8-10 секунд этот способ поможет избежать посторонних шумов.

Глушение струн на гитаре правой рукой

Palm muting – техника глушения струн во время звукоизвлечения ребром ладони правой руки, позволяющая снизить количество посторонних шумов в исполняемых партиях. Также данная техника используется в небольших паузах для избегания обратной связи . Глушение ладонью применяется в исполнении как на классической, так и на электрогитаре. Данная техника гитаристами очень часто используется в любом жанре, в котором на электрогитаре используется эффект перегрузки.

Глушение струн на электрогитаре позволяет воспроизвести тёплый, глухой тембр, похожий на звук контрабаса.

Играя высокие ноты пассажей можно надёжно заглушить струны, положив на них большой палец или ребро ладони. При смене позиции левой руки, струны необходимо глушить полностью правой рукой у бриджа. Для этого прислоняйте ребро ладони к струнам при palm mute, охватывая большую площадь. Пальцы перемещайте одновременно и стремитесь не касаться струн пальцами левой руки при перемене позиций.

Как правильно глушить струны ладонью

В первую очередь имеет значение приложено давление ладони. Чем сильнее оно, тем сильнее глушение, появляется -эффект, перкуссия, ноты менее узнаваемы. При слабом давлении во время касания создается легкое глушение.

Наиболее распространен метод глушения струн ребром у бриджа. Чем дальше рука от бриджа, тем глушение жестче. Однако есть у данного метода игры на гитаре и недостатки:

  • Необходимо для глушения струн совершать лишние движения, что является препятствием для некоторых техник;
  • Руки гитариста во время игры часто потеют, вследствие чего пот ускоряет коррозию металлического бриджа;
  • Также давление на бридж иногда может повлиять на строй гитары.

Глушение струн левой рукой

Глушение струн левой рукой поначалу кажется довольным сложным. Вы можете попробовать отработать данный прием на аккорде Е5: зажмите пятую и четвертую струны на втором ладу указательным пальцем. Поскольку нам не нужно баррэ, зажимаем струны только первой фалангой пальца, другие пальцы соприкасаются со струнами и заглушают неиспользуемые струны.

Дэмпинг

Гитарист должен уметь не только правильно глушить струны, но контролировать длительность нот. Такая техника глушения получила название «дэмпинг» (от английского damp – глушение), обозначается «D». Такая техника очень важна при игре , потому что пальцы левой руки не контролируют длительность звучания нот. Также дэмпинг необходим, когда следующую ноту надо взять в другой позиции, для чего требуется переместить слайд. Если вы встретили знак «D», значит звучавшая струна должна быть заглушена.

Пауэр-аккорды с глушением струн

(power chords) – аккорды, состоящие из основного и квинтового тонов одной гаммы. Например, пауэр-аккорд Ля записывается как А5, а До как С5 и так далее. Пауэр-аккорды играются на электрогитаре на перегруженном звуке.

Поскольку есть струны, которые не должны звучать, необходимо применять технику глушения. К примеру, на выше приведенной табулатуре аккорда А5 первая, вторая и шестая струны не должны звучать. Также во время простого боя применяется техника приглушения струн. Сначала сжатые в кулак пальцы распрямляются и извлекают аккорд, а затем ладонь приглушает его звук.

Упражнение на технику глушения струн

Предлагаем Вам ряд упражнение на развитие техники palm muting. Выполняйте их неспешно, уделяйте внимание постановке рук, поскольку глушение струн на гитаре – одна из важнейших основ гитарной игры.

Упражнение 1. Играйте даунстроком.

Упражнение 2. Играйте переменным штрихом.

Упражнение 3. Первые две ноты – даунстрок, третья – апстрок.

Упражнение 4. Здесь главное — правильная техника игры.

Упражнение 5.

Упражнение 6.

Упражнение 7.

Упражнение 8. Пробуйте сами расставлять штрихи.

Упражнение 9. Все ноты играйте даунстроком.

Многие гитаристы рано или поздно сталкиваются с проблемой, когда струны на гитаре начинают издавать совершенно посторонние противные звуки, иными слова, струны начинают дребезжать, звенеть, трещать и т.д. Причем, случается это чаще всего с какой-то конкретной струной, да и к тому же, на каких-то определенных ладах. Новички сразу вдаются в панику, спешат нести гитару мастеру, взрывают интернет запросами а-ля «Хелл, пипл, гитара сломалась», многие вообще думают о замене гитары и т.д. Поэтому во избежание подобных конфузов предлагаю выяснить основные причины нарушения звука струн и способы их устранения.

Откуда звук?

Для того чтобы решить данную проблему, сначала нужно понять, где именно находится источник искажения звука. Чаще всего, в ТОП данного поиска попадают следующие элементы устройства гитары:

Первые лады грифа. Струны дребезжат исключительно на первых ладах, ближе к барабану гитары проблема не ощущается.
Последние лады грифа. Здесь ситуация выглядит с точностью да наоборот по сравнению с проблемой выше. Первые лады гитары звучат чисто, а по мере приближения к барабану начинает дефектный звук.
Колки. Очень часто гитаристы винят во всем струны, хотя на самом деле проблема в нарушении работы колков.

Решаем вопрос!

Если струны цепляют первые лады, значит проблема, скорее всего, заключается в регулировке анкера (металлического стержня внутри грифа гитары). Для того чтобы исправить этот момент, сначала нужно ослабить струны, затем отыскать на гитаре гайку анкера (чаще всего она находится на конце грифа внутри резонаторного отверстия гитары либо же рядом с колками на головке грифа), взять шестигранный евро-ключ и поворотными движениями ключа ослабить анкер примерно на четверть оборота. После этого нужно подождать минут 10−15, пока гриф примет настроенную форму и проверить, не решилась ли проблема. Проводить данную операцию до желаемого результата.
Другой причиной дребезжания струн на первых ладах является слишком низкое положение верхнего порожка. В качестве временного устранения дефекта можно что-либо подложить под струны, но в идеале
лучше заменить его на более высокий.
Если струны задевают последние лады, то причина, скорее всего, заключается либо в нижнем порожке, либо в подставке для струн, который расположен на барабане гитары. Здесь решение аналогично предыдущему: можно подложить под струны какой-либо твердый предмет, но лучше всего заменить проблемное устройство.
Ну а если проблема заключается в колках, то нужно проверить, не разболтались ли они на головке грифа. Если да, то подтянуть отверткой или ключом. Если колки уже износились, то лучше заменить их на новые.

Стоит заметить…

Причин дребезжания струн на гитаре довольно много. Я выделил лишь основные, те, которые наиболее часто встречались мне как в процессе обучения игры на гитаре, так и в жалобах других гитаристов. На самом деле струны могут дребезжать по абсолютно разным причинам, не ограничиваясь вышеуказанными тремя пунктами. Главное, всегда придерживаться вышеописанного алгоритма: сначала узнаем, откуда идет проблема, затем уже пытаемся ее решать.

Друзья, наконец-то найден один аккорд, с помощью которого можно сыграть все песни. А если серьезно, то сегодня речь пойдет о Powerchord или квинтовом аккорде. И обозначается он так: G5.

Powerchord заменяет любой аккорд как в роковых песнях, так и любых других.

Он такой универсальный потому, что в нем отсутствует терция, то есть третья ступень.

Соответственно, в нем всего две ноты: тоника и пятая ступень. И как раз терция и придает характер аккорду: делает его мажорным или минорным. Так как в Powerchord нет терции, он звучит нейтрально и способен заменить любой аккорд. Настоящие рокеры обожают его, так как он звучит максимально сильно и мощно даже на самом сильном перегрузе на электрогитаре.

Существует несколько вариантов, чтобы взять Powerchord:

Е5 - на втором ладу мы зажимаем пятую и четвертую струны, и шестая открытая.

А5 - начинаем с пятой струны, четвертую и третью зажимаем на втором ладу.

D5 - третью струну зажимаем на втором ладу, а вторую струну на третьем ладу, четвертая струна открытая.

Чтобы применить Powerchord в песнях, нужно выучить расположение нот на шестой и на пятой струнах гитары. Тоника в Powerchord находится там, где стоит первый палец.

Powerchord отлично сработает, если у вас одни и те же аккорды в припеве и в куплете, а хочется, чтобы они звучали по разному.

Пробуйте, находите новые аккорды, экспериментируйте.

Обратите на аппликатуру правой руки. Большой палец здесь должен извлекать две ноты одним скользящим движением. Когда эти ноты находятся не на соседних струнах, то большой палец может играть без опоры. Если две ноты на соседних струнах, то естественно, большой палец должен играть с опорой.

Разбор по тактам

1 и 2 такты

Сразу есть соблазн поставить весь аккорд С и уже не думать о том, куда там ставить пальцы. В начале произведения это допустимо, если мы поставим только первый аккорд ничего страшного не произойдёт, ведь там нет никаких переходов, да и временем мы не ограничены, можем спокойно выставить все пальцы.

Но наша задача выработать правильную привычку, научить руку "шагать" по грифу, поэтому с самого начала выставляем пальцы по мере продвижения вперёд. Сначала ставим третий палец на бас До. Играем первую двойную ноту. После этого ставим второй палец на Ми и тут же играем. И через ноту ставим последнюю До. Таким образом установка аккорда С у нас произошла в три этапа. Все струны что прижали ранее не отпускаются, это важный момент. Мы не переходим с пальца на палец, отпуская предыдущие ноты, а добавляем новые к уже прижатым нотам.

При последующем повторе аккорда заново устанавливать пальцы не надо, они должны стоять на своих местах. Переустанавливать их нет никакого смысла. Акцентирую на этом внимание, потому что некоторые ученики пытаются переустанавливать пальцы заново при повторе аккорда.

Естественно, после того как мы поставили все пальцы, их нужно держать весь такт, до самого конца.

При переходе на второй такт все пальцы нужно снять, потому что ни нота Ми, ни нота До, не входит в состав следующего аккорда G. Между аккордами C и G только одна общая нота - Соль. То есть, открытая третья струна. Которая и так будет звучать, если её случайно не заглушить, чего делать не следует.

Обратите внимание на стык первого и второго тактов. Частая ошибка начинающих - обрыв последних нот в такте при смене позиции. Последнюю ноту До нужно держать и слушать до последнего, она должна плавно перейти в Соль. Звучание не должно прерваться ни на мгновение.

3 и 4 такты

В третьем такте на первой восьмой такта две открытые струны. Ничего прижимать не надо. Просто играем две открытые струны. К этому моменту, все ноты из предыдущего такта должны быть уже сняты, так как общих нот между аккордами G и Am нет.

После того, как две открытые струны сыграны можно поставить второй палец на Ми, сыграть, после этого третий палец на Ля, сыграть, и в конце первый палец на До. К четвёртой восьмой такта мы закончим установку аккорда. И не раньше! Все прижатые ноты держим до конца такта.

При переходе между 3 и 4 тактами, ноту Ми на четвёртой струне, прижатую вторым пальцем, снимать не следует. Она входит в состав следующего аккорда Em. Получается что Ми на четвёртой струне нужно держать на протяжении трёх тактов. Почему трёх? Да потому что нота Ми входит в состав и аккорда С, который играется следующим после Em при повторе упражнения.

. Перевод Арсена Шомахова.

Почти каждый гитарист, кого я встречал, восторгается звуком слайда. Однако для множества музыкантов техника характерная для этого уникального стиля остается загадкой. Нижеприведенные правила и упражнения чрезвычайно важны для того, чтобы научиться играть слайдом чисто, аккуратно и быстро. Они позволят вам избежать неэффективного метода проб и ошибок.

Зачем играть слайдом?

За исключением приема "бенд", не существует иного способа извлекать ноты "между" ладами. Не существует и никакого другого способа добиться певучего, похожего на голос звука, а также сустейна, характерного для слайда. Звук очень тесно связан с типом слайда, который вы используете.

на фото (слева направо): толстый латунный слайд из магазина, баночка для лекарств (у Дуэйна Оллмана была такая же, но подлиннее), покрытое хромом гнездо для свечи зажигания, стеклянный слайд из магазина, изготовленный вручную боттлнек зеленого стекла, металлический слайд из магазина.

Хотя слайды продаются в магазинах, я предпочитаю слайды, сделанные из горлышка винной бутылки (толщина стенки, по крайней мере, 1/8 дюйма), потому что их вес хорош для игры вибрато, а поверхность очень гладкая, отчего струны шумят значительно меньше). Хотя разные музыканты используют разные пальцы левой руки для игры слайдом, я бы порекомендовал использовать мизинец. Это даст возможность использовать свободные 3 пальца для ладовой игры и для приглушения нежелательного шума струн (больше на эту тему попозже). Из бутылки вина Матеус получаются самые лучшие слайды. Матеус - не самое лучшее из существующих вин, но его бутылка имеет редкое длинное горлышко, достаточно прямое (без расширения) чтобы использовать его для игры на гитаре. В продаже имеются стеклянные слайды, которыми вполне можно пользоваться, но они не достаточно тяжелые и соответственно ими сложнее играть (чем тяжелее слайд, тем лучше звук и тем легче контролировать игру).

Самая сложная часть в изготовлении хорошего стеклянного слайда это обрезание горлышка - иногда его приходится просто откалывать. Стеклорез или ножовку можно использовать для того, чтобы сделать бороздку, перед тем как отколоть горлышко, а затем подровнять неровные края косыми острогубцами. (Осторожно: когда откалываете стекло, обязательно предохраняйте глаза от мелких осколков защитными очками.)

Как только горлышко отделено от бутылки (желаю удачи - приготовьтесь испортить несколько бутылок), место откола необходимо гладко зашкурить. Поскольку этот процесс может занять несколько часов, возможно, вам удастся попить вина. Точильный круг и ванночка с водой лучше всего подходят для завершающей полировки, но помните, что использовать ванночку с водой необходимо - это уменьшит трение и защитит от осколков. Очень важно сделать кромку (ту, что была отколота) круглой и гладкой.

Когда вы закончите изготовление боттлнека, примерьте его на палец. (Я предпочитаю слайд такой длины, чтобы он полностью покрывал мизинец). Боттлнек будет свободно сидеть на пальце, так что вам придется удерживать его, изогнув мизинец, что поможет придать руке правильную полукруглую позицию, для приглушения струн пальцами левой руки. (рис.1)

Прикосновение к струнам

Около 80% игры боттлнеком приходится на первую струну, так что начнем с нее. Держите руку в полукруглом положении и поставьте слайд на 5 лад первой струны. (Помните, чтобы играть без фальши, надо располагать слайд прямо над ладами; если вы задумаетесь, как извлекаются ноты на гитаре, вам станет понятно, что именно лады, а не пальцы определяют длину струны и высоту звука) Как только вы определили, где располагается нужная нота, прикоснитесь слайдом к струне. Не прижимайте! В то же время, позвольте нижней часть указательного пальца левой руки слегка прикасаться к струне позади слайда. Это приглушает струны и отсекает посторонние шумы, позволяя вам добиться чистого, без призвуков звука.


Рис.1. Положение левой руки. Вид сверху.
Рис.2. Вид на поперечный разрез грифа.

Начинаем играть

Первое что надо сделать, когда вы установите слайд над 5-м ладом - медленно поскользить вниз и вверх по струне. Слушайте звук, который получается, и постарайтесь довести плавность и звук до максимума, слегка меняя положение руки. Очень важно чтобы рука со слайдом была абсолютно расслаблена! Кроме того, обратите внимание, как игра правой руки влияет на звук, в зависимости от того, насколько близко или далеко от порожка вы извлекаете звук. После того как вам станет комфортно медленно играть слайдом вниз и вверх по струне, можно переходить к простым упражнениям.

Поскольку весь следующий материал затрагивает только первую струну, он применим к любой настройке гитары. В добавление к сказанному, я советую использовать инструмент с верхними струнами средней толщины, и с высотой струн не ниже 1/8 дюйма над 12-м ладом. В противном случае вы будете страдать от посторонних призвуков, незвучащих нот, и от плохого соотношения "сигнал/шум". Вот несколько распространенных вариантов настройки гитары, с которыми можно поэкспериментировать: для игры на электрогитаре я рекомендую строй Ля (Е А Е А С# E, от нижней к верхней) и строй Ми (E B E G# B E от нижней к верхней); поскольку эти тональности очень часто используются в роке и блюзе. Для игры на акустике рекомендую строй Соль (D G D G B D, от нижней к верхней) и строй Ре (D A D F# A D, от нижней к верхней). Сам я использую более низкий строй, поскольку натяжение струн выше стандарта оказывает нежелательное давление на деку и гриф инструмента. Поскольку строй Соль очень широко используется и позволяет играть фразы, ассоциируемые с кантри блюзом, этот строй лучше всего подходит для акустической игры.

От звуков к музыке. При игре слайдом звук и тембр наиболее важны; фразировка - следующий этап. Приведенные далее упражнения разработаны с целью развития хорошего звукоизвлечения и игры без фальши. Хотя используется только первая (Ре) струна, можно достичь совершенного контроля в игре, путем многократного проигрывания этого упражнения и на остальных пяти струнах.

В среднем темпе, играйте очень короткие чистые ноты, начиная от 1-го к 12-му ладу и обратно. Приглушайте струны указательным пальцем левой руки, в то время как вы приподнимаете и опускаете слайд над каждым ладом. Цель - не допустить постороннего шума, приподнимая и опуская боттлнек.


Поочередная игра стаккато/открытая струна. Играйте так же короткими чистыми нотами, как и в предыдущем примере, но в этот раз приподнимайте слайд и приглушающий палец, чтобы сыграть на открытой первой струне между этими нотами. Здесь важно аккуратно приподнимать и возвращать на прежнее место кисть руки (слайд и приглушающий палец), удерживая ее все в той же форме полукруга. Следите за правильным извлечением нот, пытаясь не производить посторонних шумов.


Поочередная игра стаккато/открытая струна

Игра гамм слайдом. Здесь вы должны попытаться играть чисто, аккуратно и осмысленно. Скользите слайдом от заданного места к каждой ноте, и точно извлекайте следующий звук. Хотя полезно глазами следить за левой рукой, в тот момент, когда вы уверенно овладеете техникой, игра не глядя поможет вам более сосредоточенно слушать. Упражнение нужно усложнять, играя слайдом понижение к каждой ноте.


Игра гамм слайдом

Извлечение ноты и скольжение. Здесь надо начинать с ноты соль на пятом ладу и скользить к следующей ноте. Следите за длительностями. Это упражнение также очень полезно для развития умения играть в ритме, без фальши и аккуратно.


Извлечение ноты и скольжение

Длинные прыжки. Последовательно играя ноты аккорда G7 на первой струне, вы учитесь покрывать левой рукой значительные расстояния. Это сложно играть чисто, и нужно упражняться двумя способами: играя стаккато и скольжением к каждой ноте. Чем больше вы будете упражняться, тем более подготовлены вы будете к различным ситуациям в игре.


Длинные прыжки.

Вибрато заставляет слайд петь. Вибрато - это дрожащий, длительный поющий звук, характерный для игры слайдом. Лучше всего начинать учиться этому важному приему на первой струне. Вибрато достигается быстрым движением слайда влево-вправо от нужной ноты. Однако на практике это происходит неосознанно. Кисть вашей руки и слайд должны как бы свисать под своей тяжестью, опираясь на большой палец левой руки, прижатый к грифу. Он создает опору для движения влево - вправо. Лучше всего можно описать прием вибрато, сравнив его с тем, как вы дразните кого-то, покачивая перед его носом тарелочкой с желе. Рука со слайдом должна двигаться очень мягко, медленно, расслабленно, не оказывая чрезмерного давления на струну. Потребуется некоторое время, чтобы развить навык игры этим приемом, так что запаситесь терпением.

Диапазон вибрато: больше чем пол-лада вниз от основной ноты. Если сделать повышение от основной ноты, будет звучать неправильно. Скорость вибрато варьируется, но должна быть достаточно медленной, чтобы играть расслабленно. Если мышцы кисти вашей руки напряжены, ваша игра будет звучать так же напряженно. Требуется время, чтобы научиться играть равномерное, расслабленное вибрато, но без умения играть этим приемом вы можете с тем же успехом просто играть пальцами левой руки.


Рис. 3: Тот же вид, что и на рис.2. Игра на 1-ой, 2-ой, 3-ей и 4-ой струнах
Рис.4: Тот же вид, что и на рис.2. Игра на "внутренней" струне (в данном случае на 3-ей).

Как насчет других струн?

Аккорды для основной блюзовой схемы I IV V можно легко играть в открытом строе СОЛЬ (точно как ЛЯ, только на тон ниже) покрывая слайдом три (или более) струны одновременно. Например, первые три открытые струны, также как и три струны на двенадцатом ладу дают аккорд СОЛЬ (тоника или аккорд I ступени). Первая струна - это пятая ступень аккорда СОЛЬ, вторая струна - третья ступень, а третья струна - тоника. На пятом ладу те же три струны дают аккорд ДО мажор (IV), а аккорд РЕ можно сыграть на 7-ом ладу (V). Можно также добавлять четвертую струну (пятую ступень аккорда) и пятую струну (тоника). В буквальном смысле тысячи блюзовых песен состоят только из аккордов I IV V.

Чтобы извлекать отдельные ноты на других струнах, вам нужно изменить угол наклона боттлнека (продолжая приглушать струны). На рис. 1, 2 и 3 видно три угла позволяющие вам играть только на первой струне, на нескольких струнах одновременно (до шести), и на отдельной "внутренней" струне соответственно. Приглушение струн при комбинировании всех этих позиций задача не из легких, но, все-таки, выполнимая. Играя слайд на нескольких струнах, используйте всю длину указательного пальца для приглушения струн. Играя на одной внутренней струне, используйте кончик указательного пальца для приглушения.

Не могу не сделать ударения на том, насколько важно хорошо изучить гриф, чтобы хорошо играть в разных строях. И не забывайте, что вы можете использовать указательный, средний и безымянный пальцы левой руки для ладовой игры. Существует множество уникальных сочетаний голосов в аккордах, которые можно извлечь только в этих строях, и которые заслуживают изучения. Мне кажется, наиболее интересная игра слайдом в открытых строях характерна для кантри блюз гитаристов, таких как Роберт Джонсон, который одинаково использовал игру пальцами и слайдом. Кроме того следует слушать таких замечательных гитаристов использовавших боттлнек как Мадди Уотерс, Тампа Ред, Сон Хаус, Лоуэлл Джордж, Дуэйн Аллман, Бо Уэвил Джексон, Кокомо Арнольд и Букка Уайт. Если будете слушать до тех пор, пока звуки не польются у вас из ушей, будет значительно проще извлекать эти звуки руками.

Подводя итог, позвольте мне еще раз повторить мысли, связанные с игрой слайдом: выбирайте правильную позицию руки и играйте расслабленно насколько возможно. Играйте главным образом на первой струне в течение недели или около того, пытаясь добиться жирного, мягкого, без призвуков звука, без ударов слайда по грифу и ладам. Позвольте своей руке свободно свисать под собственной тяжестью, опираясь на большой палец, упертый в заднюю часть грифа, и производя рукой и слайдом вибрато. Не принуждайте свою руку двигаться взад - вперед, лишь слегка покачивайте ею, как желе на тарелке. Пробуйте играть каждую ноту под разными углами. Научитесь скользить вниз и вверх к определенной ноте, добиваясь различных оттенков звучания. Играйте расслабленной рукой и не забывайте: чтобы играть без фальши нужно брать ноты над ладами. Не думайте, что сможете овладеть этим стилем за день - быстрых путей нет. Играйте и слушайте до тех пор, пока игра слайдом не будет получаться так же естественно, как пение в ванной комнате.

Боб Брозман - www.bobbrozman.com
Перевод Арсена Шомахова.

Slide Guitar Basics: Developing Clean Technique. - оригинал статьи.
Bob Brozman 1984, 2004
Материал публикуется на сайтах Blues.Ru, BluesGuitar.Ru с любезного разрешения Боба Брозмана. Использование материалов без согласования с Брозманом запрещено.




Top