Древнегреческая драматургия. Герои древнегреческих трагедий

Рецидив (от лат. recidivus — возвращающийся) — возврат болезни, т. е. повторение ее в типичной форме непосредственно после выздоровления или в периоде выздоровления. Как правило, рецидив бывает точным повторением картины недавно перенесенного заболевания; он может протекать короче и легче, чем первое заболевание, но в отдельных случаях при рецидиве наблюдаются тяжелые осложнения, иногда со смертельными исходами. Процесс рецидива (или срыва) — штатная ситуация в выздоровлении, проявлении любой хронической болезни. Частота рецидива, количество возвратов болезни и промежутки между ними бывают различными при отдельных заболеваниях и при одном и том же заболевании.

Гипертоническая болезнь, бронхиальная астма и ряд других психосоматических заболеваний течет с обострениями, кризами. Химическая зависимость протекает с частыми срывами и рецидивами. Срыв — это всегда обманутые ожидания, какими бы они не были.

Чем, как правило, характеризуется срывной процесс?

  1. Замедление или прекращение действий по выздоровлению
  2. На пути «срыва» пациент обычно не собирается срываться. У него вполне «благородные» цели, которые он не оценивает как ложные.
  3. Изоляция, отказ от взаимодействия с системой поддержки.
  4. Употребление ПАВ наступает достаточно неожиданно для самого пациента, и не обязательно сразу тяжелое.
  5. Если этот процесс остановить, тогда выздоровление опять оказывается возможным.

Можно выделить несколько уровней, которые являются «почвой» для очередного срыва:

  • биологический уровень: наследственная отягощенность, сверхчувствительность к раздражителям, астенизация, преморбидные заболевания;
  • психологический уровень: слабое Эго: неумение справляться с трудностями; жесткое суперэго (функция морали), перфекционизм;
  • когнитивный уровень: ошибки мышления;
  • духовный уровень: отсутствие внешней символической опоры; (экзистенциального смысла жизни); нарциссические проблемы; деструктивные аффекты (гнев, вина, обида).

К внешним пусковым факторам, триггерам («толчкам») относятся следующие факторы:

  • конфликт со значимыми другими, жизненная неудача, потеря близких, резкое изменение жизненных обстоятельств;
  • фрустрация (облом, неадекватное переживание неудачи или несоответствие желаемого и действительного, в том числе реального и идеального образа «Я»);
  • экзистенциальные факторы: моменты выбора, переживания одиночества, потерь, симбиотические взаимоотношения;
  • заниженная самооценка и повышенная самокритичность, комплекс неполноценности, падение самоуважения.

В англоязычной литературе relapse - рецидив , переводится как повторная ошибка.

Мы рассматриваем рецидив — как ошибку, которую пациенту необходимо правильно воспринимать, осознавать и использовать как опыт в дальнейшем восстановлении от зависимости. Важнейшей основой нашей модели является проблемный анализ ситуаций срыва, тренировка механизмов совладания со стрессом (копинг-навыков), преодоление ситуаций риска. Срыв всегда начинается в духовной сфере! Если пациент смирит гордыню, поработает над «дефектами характера» и деструктивными (разрушительными) эмоциями, научится альтернативным способам совладать с ситуациями риска, то результатом будет повышение эффективности в процессе преодоления болезни и исчезнет необходимость использовать наркотик или алкоголь в качестве неконструктивного и губительного механизма избегания проблемы.

Метафорически рецидив можно представить как коррозию организма.

Для успешного лечения необходимо:

  • прекратить аддикцию (вещество, работа, созависимые отношения, интернет и т.д.);
  • определить срочные меры к восстановлению процесса выздоровления;
  • предпринять активные действия по изменению способа жить, возвращаясь к самому началу процесса выздоровления.

В первую очередь необходимоперемена ума, изменение сознания, преобразование разума, сожаление, раскаяние о случившемся (метанойя). Главный смысл перемены ума - изменение эгоистической установки сознания вместо внешнего успеха или идеализации отношений на установку любви к высшей силе и ближнему и самому себе.

Программа «Анализ срыва» рассчитана от двух недель пребывания пациента в стационаре. Время программы «Профилактики срыва» определяется индивидуально при поступлении пациента в стационар (пр. Королева кор.5, отделение психопрофилактики)

Учебное пособие, которое получает пациент, построено по модульно-блочному типу, содержит информацию и систему аналитических заданий по анализу и профилактике срыва, духовному росту (самый большой раздел программы), обучению управлением поведением и негативными чувствами, поиска ресурсов личности. Психолог (консультант) совместно с пациентом выберет наиболее важные аспекты, «мишени» для совместной работы. Приводим краткий отрывок из методического пособия.

МОДУЛЬ 1. АНАЛИЗ СРЫВА

МОДУЛЬ 2.ДУХОВНОСТЬ.

МОДУЛЬ 3. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

МОДУЛЬ 4. УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ И СИТУАЦИЕЙ.

МОДУЛЬ 5. САМООЦЕНКА И САМОУВАЖЕНИЕ.

МОДУЛЬ 6. РЕСУРСЫ ВЫЗДОРОВЛЕНИ

ПАМЯТКА ПАЦИЕНТУ

МОДУЛЬ 1. АНАЛИЗ СРЫВА

Задание 1 . В отдельной тетради напиши 10 причин, благодаря которым ты снова обратился к лечению. Опиши подробно каждое обстоятельство и твое отношение к ним.

Задание 2 . Описание срыва.

Напиши в отдельной тетради анализ своего срыва (минимум - последний месяц). Максимально точно и конкретно, постарайся вспомнить, когда он начался, что ты себе говорил, и как объяснял себе свое поведение. Опиши потери, вызванные срывом, какие ценности были поставлены под угрозу, что ты мог потерять, чем пренебрегал: доверие близких, отношения, уважение и т.д.

Или 10 причин, по которым произошел срыв. К примеру: «нарушение границ, нежелание следовать указаниям и т.д.».

Задание 3.Саботажи выздоровления.

Саботаж - это сознательное неисполнение обязанностей.

Приведите 20 примеров того, как вы саботировали своё выздоровление.

МОДУЛЬ 2. ДУХОВНОСТЬ

Духовность - это не только религия и вера. Духовность - это свойство личности, характеризующееся отрешенностью от чувственных и материальных интересов, стремлением к внутреннему совершенствованию, бережным отношением к окружающим людям и миру. Результатом духовного роста является смещение акцента с материальных интересов к внутреннему совершенствованию. Такие высшие функции разума и чувств, как совесть и способность любить, были сильно повреждены употреблением наркотиков (во время болезни). Духовной частью болезни стала полная сосредоточенность на собственном «Я».

Духовный рост, любовь и сострадание не смогут реализоваться до тех пор, пока мы не поделимся ими с другими. Отдавая другим свою любовь, и не требуя ничего взамен, мы становимся более любящими, а делясь своим опытом выздоровления, мы лучше понимаем, что такое духовность.

«Дефекты характера» приносят в наши жизни боль и страдание. Если мы не будем осознавать наши дефекты и работать над ними, они "загонят" нас в тупик, из которого мы не сможем выбраться.

Одиночество.

Зависимость - это болезнь одиночества. Мы можем быть окружены людьми, но рано или поздно, наша болезнь выстраивает непроходимое препятствие между нами и даже самыми нашими близкими и любимыми.

Известный психотерапевт И.Ялом выделяет три типа одиночества (изолированности):
1. Внутриличностное: от себя.
Человек убегает от какой-то части себя (например, своих сильных и расстраивающих переживаний), возводя барьеры между частями своего Я. Это происходит не только, когда человек хочет защититься от неприятных чувств или мыслей, но и в случаях, когда он отрицает собственные желания, следует за "правильно" или "нужно" и не доверяет себе.
2. Межличностное: от других.
Человек убегает от отношений с другими людьми и понимания, что он живет не так, как ему этого хочется. Причин этого может быть несколько и в том числе неумение строить близкие отношения, страх, личностные особенности и предыдущий опыт отношений и др.
3. Экзистенциальное: от жизни.
Человек прячется в толпе от грусти и тоски, от осознания, что никто и ничто не смогут дать вечного смысла, радости и внимания. У него могут быть сколь угодно хорошие отношения с членами семьи и собой. Однако, он приходит к пониманию, что только он сам несет ответственность за жизнь и что никакие отношения не смогут дать полного понимания и постоянной любви. И эту ситуацию ничего изменить не может. Это связано с тем, что ничто не сможет отменить жизненный факт - наше экзистенциальное одиночество.

Изоляция или гордое одиночество

Одиночество, которое человек создаёт себе сам, намеренно уходя в изоляцию. Становясь злым и обиженным на всех и все; отвергая, кто был с ним в хороших отношениях; позволяя себе почувствовать свое превосходство над другими или неполноценность. Такого рода поведение ставит под угрозу духовный рост.

О таком виде одиночества русский писатель Виктор Астафьев писал: «Гордое одиночество - игра в беду, и ничего нет подлее этой игры! Позволить ее себе могут только сытые, самовлюбленные и психически ненормальные болваны!»

Задание . Напиши 10 ситуаций, когда ты находился в гордом одиночестве. Как это привело к срыву?

Уныние

Уныние проявляется в двух видах - иногда как невыносимая скука, тоска, а иногда как лень и безразличие к духовным занятиям. Уныние иначе именуется «злым разленением». При действии этой страсти, которая в русском языке называется хандрой, в английском сплин - человеком овладевает некая безысходность, безразличие и равнодушие ко всему. Переходит нередко в выраженную депрессию

Задание 6. Напиши 15 примеров проявления уныния. Как это привело к срыву?

Самодовольство

Самодовольство - это сигнал тревоги. Если ощущение самодовольства затянется, процесс выздоровления остановится. Самодовольство лишает нас доброжелательности, любви, сострадания.

Задание 1 . Напиши 15 примеров проявления самодовольства с выводами, как оно привело к срыву.

Своеволие

Своеволие - это коварная привычка выстраивать некое «я», «мне», «мое» на основе практически любой ситуации и жить в реальном мире, руководствуясь этим ограниченным представлением, которое, по сути, есть опасная иллюзия того, что Вселенная вращается вокруг нас.

Задание 2. В отдельной тетради приведи 15 примеров того, как именно своеволие привело к срыву? Будь конкретен в описании ситуаций.

Нечестность

Нечестность, ложь - один из первых симптомов зависимости. Нечестность настолько пропитывает всю жизнь зависимого, что он начинает лгать даже в случаях, когда это бессмысленно.

Задание 3. Напиши 20 конкретных примеров, когда и при каких обстоятельствах ты проявлял нечестность, и как она привела к срыву?

Манипуляции

Задание 4. Напиши 20 конкретных примеров в срыве, как ты манипулировал другими людьми для достижения своих целей, ставил свои потребности выше потребностей окружающих?

Перфекционизм

Перфекционизм - убеждение, что наилучшего результата можно (или нужно) достичь. В патологической форме - убеждение, что несовершенный результат работы неприемлем.

Перфекционизм может проявляться в:

Стремлении довести любое действие до идеала;

Скрупулёзности, повышенном внимании к мелочам;

Чрезмерно высоких стандартах

Концентрации на ошибках;

Сомнении в качестве выполнения деятельности;

Восприимчивости к завышенным ожиданиям;

Восприимчивости к критике;

Дисбалансе в оценке себя и других.

Задание 5. Напиши 20 примеров проявления перфекционизма. С выводами, как он повлиял на срыв.

Гордыня

Гордыня - это «кривая гордость». Уверенность человека, что он сам является единственной причиной его успехов.

Признаки гордыни:

  • Высокомерие
  • Страх самораскрытия
  • Не может говорить о своих слабостях
  • Не может смеяться над собой
  • Отвергает помощь
  • Отсутствие благодарности
  • Сверхчувствительность
  • Не может простить
  • Не может извиниться или раскаяться
  • Мстительность
  • Предубеждение - отвержение прежде исследования;
  • Негибкость в общении

Помогает нуждающимся, чтобы себя возвысить

Не терпит критику

Обидчивость

Упрямство

Зависть

Не видит свои ошибки

Эгоизм или самолюбие

Самоуверенность

Большое самомнение

Работа без меры

Сарказм

Поиск «своего» пути в выздоровлении по признаку «я знаю, как мне надо

Задание 7 . Напиши 20 примеров того, как гордыня проявлялась у тебя в срыве?

Высокомерие

Высокомерие позволяет быть выше всех остальных: «Никто лучше меня не знает, как надо выздоравливать».

Задание 8. В отдельной тетради напиши по три примера высокомерия, которое проявлялось у тебя в процессе срыва (из собственного опыта.)

СМИРЕНИЕ

Смирение - сознание своих недостатков, слабостей, сочетающееся с отсутствием гордости, высокомерия. Смирение - это результат того, что мы стали честными перед собой. Быть по-настоящему смиренными - это значит принять себя и честно стараться быть самими собой. Никто из нас не является идеально хорошим или совершенно плохим. Мы - люди, у которых есть свои хорошие качества и свои недостатки. Настоящее смирение - это просто принятие самих себя такими, какие мы есть.

Задание 1.

1.Вспомни и опиши подробно в отдельной тетради те ситуации, в которых тебе необходимо было проявить смирение в процессе твоего срыва.

2.Напиши, когда ты принимал себя таким, какой ты есть, не стараясь показаться лучше или хуже?

3.Напиши, когда ты не нуждался в отстаивании своей точки зрения?

4.Напиши, когда ты вел себя естественно?

5.Напиши, когда ты получал удовольствие от общения с людьми, не пытаясь их контролировать или манипулировать ими?

6.В чем я проявлю смирение...

После выписки у пациента есть возможность : посещать амбулаторную психотерапевтическую группу, воспользоваться индивидуальным сопровождением психолога, проживать на социальной квартире, пройти длительный курс реабилитации в загородном центре.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ

Расцвет древнегреческого театра связан с созданием важнейшего драматического жанра – трагедии. Сюжеты трагедии основывались, как правило, на мифах. В них рассказывалось о борьбе героической личности с темными силами зла за торжество добра и справедливости. Эта борьба часто заканчивается гибелью героя, но зритель в ходе представления, следя за полными трагизма событиями, переживает катарсис – глубокое эмоциональное очищение, которое возвышает человеческую душу, освобождая ее от всего мелочного, ничтожного и случайного. Греческая трагедия утверждает веру человека в свои силы, величие человеческого духа. Именно в трагедии с наибольшей силой и полнотой были выражены две основные темы древнегреческой культуры: тема трагичности бытия и тема героического противостояния человека враждебным силам мирового хаоса.

Юноша Варвар Женщина

Маски трагедии

Считается, что первым афинским драматургом был Феспид, который включил в трагедию, где поначалу действовал только хор, актера. Дальнейшее развитие трагедии связано с именами Эсхила, Софокла и Еврипида.

Эсхил (ок. 525-456 до н. э.) вводит в действие второго актера, благодаря чему усиливается драматизм трагедии, а ее действие становится более динамичным. Прозванный «отцом трагедии», Эсхил написал около 90 пьес, из которых в полном виде до нас дошло лишь семь. Он 13 раз одерживал победы в состязаниях авторов пьес.

Драматург жил и творил в эпоху тяжелых, но победоносных войн с персидской державой и сам в составе афинского войска участвовал в крупнейших сражениях. Отражением этой героической эпохи стали его произведения. В трагедии «Персы», рассказывающей о разгроме греками персидского флота у острова Саламин, Эсхил прославляет победу Афин над вторгшимися врагами. Поражение царя Ксеркса, попытавшегося подчинить Элладу, является закономерной карой богов за попытку нарушить установленный ими порядок.

Главный мотив творчества Эсхила – прославление мужества, патриотизма и героического самопожертвования граждан Эллады. Наиболее ярко эта тема воплощена в «Прикованном Прометее». Титан Прометей бесстрашно вступил в борьбу с богами, ради счастья людей похитив огонь с небесного алтаря и передав его землянам. Прометей стал символом несгибаемого борца против тирании, воплощенной в образе Зевса, олицетворением разума, побеждающего власть тьмы и несущего человечеству прогресс. Воспевая свободную творческую личность, Эсхил прославлял гражданина афинского полиса. Мифологические образы, утверждающие веру в справедливость божественного порядка, Эсхил переосмысливает и наполняет гражданским звучанием.

В трилогии «Орестея» («Агамемнон», «Хоэфоры», «Евмениды») повествуется о событиях микенского времени. На примере судьбы царского рода Атридов Эсхил показывает, что каждое преступление неминуемо влечет за собой возмездие и порой расплачиваться приходится потомкам. Мифологический сюжет воспроизводил острую борьбу идей, знакомую зрителям. Прославление ареопага, носителя аристократических традиций, указывало на неприятие драматургом радикальных демократических преобразований, которые происходили в это время в афинском полисе.

Новый шаг в развитии греческого театра связан с творчеством Софокла (ок. 496-406 до н. э.). Введя в пьесу третьего актера, он усложнил фабулу трагедии, усилил драматическое напряжение действия, что помогло лучше раскрыть внутренний мир героя. Все произведения великого драматурга (а из 123 произведений до нас дошло только семь) пронизаны сознанием величия и силы человеческого духа. В своих знаменитых трагедиях «Царь Эдип», «Антигона» и «Электра» Софокл разрабатывает тему судьбы, которая неотвратимо управляет жизнью человека. Но герои его трагедий не были безвольной игрушкой в руках богов. Они наделены волей и осознают свою ответственность за совершаемые поступки. Софокл стремился показать людей такими «какими они должны быть»: высоконравственными, достойно переносящими невзгоды, осознающими свое место в обществе и свой долг перед ним и перед самим собой. В творчестве драматурга нашли отражение духовная атмосфера и художественные идеалы, царившие в Афинах эпохи расцвета демократии. Идеи гуманизма находили горячий отклик у сограждан, которые в состязаниях 24 раза присуждали победу Софоклу.

Третьим великим драматургом Греции эпохи классики был Еврипид (ок. 480-406 до н. э.), которого Аристотель назвал «наиболее трагичным поэтом». Современники сдержанно относились к его творчеству: победу в состязаниях ему присудили только пять раз, причем в последний раз – посмертно. Из 92 драматических произведений Еврипида до нас дошло 17 трагедий и одна сатирова драма. Во многом это было связано с тем, что он писал в эпоху кризиса полисной идеологии. В своих произведениях греческий драматург чутко откликался на новые веяния, на поиск новых духовных ценностей и первоначально не был понят современниками. Творчеству Еврипида чужды идеальные образы. Он изображал людей такими, «какими они были на самом деле», с их страстями, страданиями, радостями и печалями. Его герои предстают реальными людьми, переживающими глубокие человеческие драмы.

В трактовке Еврипида судьба людей определяется не божественной волей, а чувственными порывами и борьбой страстей человека. В своей самой прославленной трагедии «Медея» драматург мастерски показал душевные муки покинутой мужем женщины. В любящей матери и жене, оскорбленной в своих чувствах, вспыхивает безумная жажда мести. И она убивает не только возлюбленную своего бывшего мужа Ясона и ее отца, но и своих детей. Судьбы героев трагедий Еврипида («Электра», «Гекуба», «Ипполит», «Орест», «Ифигения в Авлиде» и др.) заставляли зрителей размышлять над своим отношением к жизни и людям. Творчество Еврипида оказало влияние на развитие мировой драматургии.

Огромной популярностью в Греции пользовалась комедия (букв. – песнь во время шэмоса), которая зародилась из шуточных и порой фривольных песен, исполнявшихся поселянами во время комоса (т. е. шествия) на Сельских Дионисиях. В Афинах с ее свободой высказывания мнений комедия становится политическим жанром. Богатейший материал для сюжетов давала сама жизнь с ее открытой политической и идейной борьбой. Расцвет аттической комедии связан с творчеством Аристофана (ок. 445 – ок. 385 до н. э.). Им было написано не менее 40 комедий, но до нас дошло только 11 пьес.

В произведениях Аристофана нашли отражение все острые проблемы того времени. Но это было время долгой Пелопоннесской войны, и главной для драматурга стала тема мира. В комедии «Ахарняне» измученный тяготами войны афинский земледелец Дикеополь (т. е. Справедливый гражданин) заключает для себя мир, после чего предается радостной и спокойной жизни, в то время как на хвастливого воина Ламаха обрушиваются одни невзгоды. В пьесе «Мир» осмеяна военная партия, от политики которой страдают рядовые граждане. Герой комедии Тригей (т. е. Виноградарь) верхом на огромном навозном жуке отправляется на Олимп и освобождает из заточения богиню мира, которая приносит в Афины мирную жизнь. Жители бурно радуются наступившему счастью, лишь наживавшиеся на войне оружейники впадают в уныние. Необычно освещена тема мира в «Лисистрате» – против войны протестуют афинские женщины, требующие от мужей прекращения военных действий и возвращения домой.

Объектом сатиры комедиографа были и софисты (к ним Аристофан причислял и Сократа), которые пытались утвердить новые принципы воспитания («Облака»), и демагоги, вовлекающие афинян в рискованные авантюры («Птицы»), и сочинители трагедий (в «Лягушках» интригуют друг против друга Эсхил и Еврипид), и присущая афинянам мания сутяжничества («Осы»). Не было такой стороны жизни афинского общества, такой актуальной проблемы, на которую не откликнулся бы своей смелой сатирой Аристофан. Одна из вершин мировой драматургии, его комедии стали образцом для подражания в последующие эпохи.

Театр в Афинах был важнейшим институтом полисной жизни. Через художественный образ и эмоционально-чувственное восприятие он активно утверждал античные гуманистические ценности и демократический образ мышления, помогал зрителям сознательно определять отношение к важнейшим вопросам бытия.

Источники

По истории греческого театра и Великих Дионисий сохранились многочисленные источники, которые позволяют восстановить многие реалии и всесторонне рассмотреть феномен древнегреческого театра. Помимо пьес, которые дошли до нас как целиком, так и в многочисленных отрывках, важную роль играют эпиграфические источники – надписи. Важнейшими из них являются «Паросский мрамор», содержащий сведения о зарождении театральных представлений в Афинах, и «Фасты» – список победителей на празднествах в честь Дионисия.

В речах ораторов Демосфена, Эсхина, Исократа, Лисия, где отразились многие аспекты бурной социально-политической жизни полиса, также есть сведения о празднествах и театральных представлениях. Обширные сведения о драматургах и роли театра в жизни афинян содержат «Описание Эллады» Павсания с его экскурсами в прошлое, а также сочинения Афинея и Диогена Лаэртского. О театре как духовном феномене написано в трактатах Платона и Аристотеля. Ряд интересных сведений приводится в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха.

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Из книги От фараона Хеопса до императора Нерона. Древний мир в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Вторая глава. Древнегреческая мифология Боги Начнем с Афины - любимицы верховного бога Зевса. Вопрос 2.1По наиболее распространенному мифу, она родилась из головы верховного бога. До этого Зевс проглотил ее мать, Метис.Зачем Зевс так поступил с матерью Афины? Насколько

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Древнегреческая турбина Первую паровую турбину, вернее, ее маленькую модель изготовили как игрушку еще в I веке до н. э. Произошло это при дворе египетских правителей Птолемеев, в Александрии, в знаменитом Мусейоне – своеобразной академии наук древности. Герон

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ Греческая литература появилась в VIII-VI вв. до н. э. и первоначально была представлена только эпической поэзией, которая непосредственно «выросла» из устного народного творчества. Историю греческой литературы открывает творчество Гомера,

автора Скибин Сергей Михайлович

Драматургия Классицизм в начале XIX в. был потеснен не только в поэзии, но и в драматургии. В ней особенно сильно ощущалось влияние сентиментализма, которому противостояли комедии И.А. Крылова и других авторов.Правила классицизма – пять актов, соблюдение единства времени,

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1795-1830 годы автора Скибин Сергей Михайлович

Драматургия декабристов Драматургические жанры были менее популярны в декабристской литературе, нежели жанры лирические и прозаические, и влияние декабристов-драматургов на развитие русского театра не столь велико. Исключение представляет П.А. Катенин, жизнь которого

Из книги Расцвет реализма автора Пруцков Н И

Драматургия 60–70-х годов

Из книги Против Сталина и Гитлера. Генерал Власов и Русское Освободительное Движение автора Штрик-Штрикфельдт Вильфрид Карлович

Меморандумы и драматургия Невероятно ухудшилось бедственное положение военнопленных. Как привидения, бродили умиравшие с голоду, полуголые существа, часто днями не видевшие иной пищи, кроме трупов животных и древесной коры.Герсдорф и я посетили лагерь военнопленных

автора Мень Александр

Из книги История религии в 2 томах [В поисках Пути, Истины и Жизни + Пути христианства] автора Мень Александр

Из книги История зарубежной литературы XVII века автора Ступников Игорь Васильевич

Из книги Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 14 Древнегреческая монументальная и станковая живопись эпохи архаики и классики Периодизация Искусства Древней Греции (гомеровский, архаика, классика, эллинизм), краткая характеристика каждого периода и его места в истории искусства Древней Греции.Общие тенденции

Из книги Всякий, даровитый или бездарный, должен учиться… Как воспитывали детей в Древней Греци автора Петров Владислав Валентинович

Письменность: первая древнегреческая, но не… греческая В начале третьего тысячелетия до н.э. на Крите начала формироваться культура, впоследствии названная учеными минойской, по имени легендарного царя Крита - Миноса. Это тот самый Минос, по чьему приказанию был

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том четвертый автора Коллектив авторов

6. ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТР Драматургия. Во второй половине XIX в. происходило дальнейшее развитие сценического искусства. Передовая разночинная интеллигенция видела в театре, как и в литературе, один из способов просвещения, идейно-эстетического воспитания масс, трибуну для

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том пятый: Украина в период империализма (начало XX в.) автора Коллектив авторов

7. ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТР Драматургия. Начало XX в. ознаменовалось новыми сдвигами в развитии украинской драматургии несмотря на то, что царская цензура, всячески препятствуя созданию украинских пьес на темы из жизни интеллигенции и рабочего класса, запрещая переводы на

Из огромного множества произведений древнегреческой литературы до нас дошли лишь весьма немногие; немало писателей и их сочинений известны нам только по именам; почти нет ни одного древнегреческого писателя, от которого дошло бы к нам все его литературное достояние. Ко всему этому присоединяется порча первоначальных текстов по вине времени, по невежеству переписчиков и иным обстоятельствам. Понятно, почему до настоящего времени не существует такого обозрения Греческой литературы, которое изображало бы все последовательное её развитие, без пробелов или произвольных теоретических построений. Однако вековыми усилиями учёных достигнуто многое в смысле восстановления древних текстов и разностороннего выяснения литературных произведений.

Отличавшая древнего эллина способность живо воспринимать окружающее и быстро отзываться на него, проникать глубоко в основные мотивы явлений и улавливать их типические, существенные черты, пластичность греч. речи, позволявшая эллину выражать легко и точно каждую свою мысль и настроение со всеми их оттенками, сообщили древнегреческой литературе гуманистический характер и обеспечили за нею общечеловеческий интерес. В основных свойствах эллинского гения кроется разгадка несравненной оригинальности его научного и художественного творчества, долговечности множества выработанных им идей, образов и целых систем мировоззрения; этим же обусловливается то громадное влияние, какое имела древнеэллинская литература на все позднейшие, начиная с римской, и на европейскую образованность вообще.

Всестороннему развитию природных дарований благоприятствовали особенности политического общежития, поощрявшие высокое напряжение умственных сил и допускавшие широкую свободу мысли и слова. Успехи драмы, красноречия и изучения форм политического общежития находились в ближайшей зависимости от демократического строя городских республик. Вовсе не случайно то обстоятельство, что по степени и качеству умственной производительности в древней Греции первое место принадлежало афинской демократии, где и политические учреждения, и нравы, и вкусы общества наиболее содействовали свободному развитию и упражнению всех способностей гражданина, потребных для деятельного сознательного участия в делах общины.

Крайними пределами истории древнегреческой литературы следует признавать XI в. до н. э., когда сложились многочисленные сказания о героях Троянской войны, и первую половину VI в. н. э., когда по распоряжению императора Юстиниана (529) были закрыты философские школы в Афинах.

В этом промежутке времени различаются два отдела:

  • один - от начала литературы до III в. до н. э., по преимуществу творческий;
  • другой - от начала александрийской учёности до Юстиниана, по преимуществу время изучения прежней литературы и усвоения древнегреческой образованности другими народностями.

В творческой эпохе Г. литературы различаются два периода:

  • развитие эпоса, лирики, возникновение драмы и всех видов прозы - приблизительно до 480 г. до н. э.,
  • другой период, аттический, пора высшего процветания драмы, красноречия, философии, историографии с переходом к точным наукам.

В первом периоде руководящая роль принадлежала колониям, во втором неоспоримо господствовали Афины.

Сейчас мы познакомимся с девятью наиболее влиятельными античными писателями и одной поэтессой. Есть нечто, что их объединяет, - речь идет о том влиянии на современную культуру и общество, которое они оказали. Пройдемся в порядке хронологии.

1. Гомер
(VIII-ой век до н.э.)

Гомер

Гоме́р (др.-греч. Ὅμηρος, VIII век до н. э.) - легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиада» (древнейшего памятника европейской литературы) и «Одиссея». Примерно половина найденных древнегреческих литературных папирусов - отрывки из Гомера.

Ясно, однако, что «Илиада» и «Одиссея» были созданы значительно позже описываемых в них событий, но раньше VI века до н. э., когда достоверно зафиксировано их существование. Хронологический период, в котором локализует жизнь Гомера современная наука, - приблизительно VIII век до н. э. По словам Геродота, Гомер жил за 400 лет до него, что указывает на дату 850 лет до н. э. Неизвестный историк в своих записках указывает, что Гомер жил за 622 года до Ксеркса, что указывает на 1102 год до н. э. Другие древние источники говорят, что он жил во времена Троянской войны. На данный момент существует несколько дат рождения и доказательств к ним.

Даже сами греки признают влиятельность Гомера и не считают достаточно образованными тех своих соотечественников, кто не читал его произведений. При этом до сих пор ведутся споры относительно того, является ли Гомер реальной исторической фигурой. О нем и его жизни неизвестно абсолютно ничего. Произведения «Илиада», и «Одиссея» внесли огромный вклад в литературу. Фактически даже Шекспир написал одну из своих пьес на основе «Илиады».

2. Сапфо
(630/612 - 572/570 до н. э.)

Сапфо

Сапфо́ (тж. Сафо́, Са́фо, Сафо Митиленская; аттич. др.-греч. Σαπφώ (произносится - /sapːʰɔː/), эолийск. др.-греч. Ψάπφω (произносится - /psapːʰɔː/); около 630 года до н. э., о-в Лесбос - 572/570 до н. э.) - древнегреческая поэтесса и музыкант, автор монодической мелики (песенной лирики). Была включена в канонический список Девяти лириков. «Сапфо фиалкокудрая, сладкоулыбающаяся, чистая…», - писал о ней её друг поэт Алкей.
Биографические данные Сапфо скудны и разноречивы. Она родилась на острове Лесбос в Митилене. Её отец Скамандроним был «новым» аристократом; будучи представителем знатного рода, он занимался торговлей. Её мать звали Клеидой. Помимо Сапфо у них было трое сыновей. Чувство слова и ритма обнаружилось у Сапфо в раннем возрасте, и, по-видимому, уже с ранних лет она писала гимны для хора, выступавшего на Термийских панегиреях - главном религиозном празднестве Митилены, которое было посвящено Артемиде Термии, древней богине, хозяйке водных источников на о. Лесбос. Помимо гимнов для хора Сапфо писала оды, гимны, элегии, праздничные и застольные песни. См. об этом в детальном исследовании Т. Г. Мякина.

3. Софокл
(496-406 гг. до н. э.)

Софокл

Софо́кл (др.-греч. Σοφοκλῆς, 496/5 - 406 до н. э.) - афинский драматург, трагик.

Родился в 495 году до н. э., в афинском предместье Колон. Место своего рождения, издавна прославленное святынями и алтарями Посейдона, Афины, Евменид, Деметры, Прометея, поэт воспел в трагедии «Эдип в Колоне». Происходил из обеспеченной семьи Софилла, получил хорошее образование.

После Саламинской битвы (480 год до н. э.) участвовал в народном празднике как руководитель хора. Дважды был избран на должность стратега и один раз исполнял обязанности члена коллегии, ведавшей союзной казной. Афиняне выбрали Софокла в стратеги в 440 году до н. э. во время Самосской войны под впечатлением его трагедии «Антигона», постановка которой на сцену относится, таким образом, к 441 году до н. э.

Главным его занятием было составление трагедий для афинского театра. Первая тетралогия, поставленная Софоклом в 469 году до н. э., доставила ему победу над Эсхилом и открыла собой ряд побед, одержанных на сцене в состязаниях с другими трагиками. Критик Аристофан Византийский приписывал Софоклу 123 трагедии (в том числе и Антигона). Из рукописей уцелели лишь семь, но они стали настоящей классикой. Речь идет о таких произведениях, как «Антигона», «Царь Эдип» и «Электра». Он развивал театральное искусство путем добавления массовки, сокращения важности хора и введения сценографии. Софокл также упразднил традицию ставить трагедии в форме трилогии. Он сделал так, чтобы каждая постановка была самостоятельной, что увеличивало их драматизм.

Софокл отличался весёлым, общительным характером, не чуждался радостей жизни, как видно из слов некоего Кефала в Платоновом «Государстве» (I, 3). Был близко знаком с историком Геродотом. Умер Софокл на 90-м году жизни, в 405 году до н. э. в городе Афины. Горожане соорудили ему жертвенник и ежегодно чествовали как героя.

4. Геродот
(484-425 гг. до н. э.)


Геродот

Геродо́т Галикарна́сский (др.-греч. Ἡρόδοτος Ἁλικαρνᾱσσεύς, около 484 г до н. э. - около 425 г до н. э.) - древнегреческий историк, по крылатому выражению Цицерона «отец истории» - автор первого сохранившегося значительного трактата «История», описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры.

Геродот признан отцом истории Западной культуры. Он приблизил историю к науке, систематически собирая и упорядочивая материалы, а также проверяя их соответствие действительности. Геродот также был талантливым рассказчиком. Сама по себе история слова истоками уходит к книге Геродота «История» (а «история» в переводе с греческого языка означает «расспрашивание»). Эта книга также признана первым историческим произведением в Западной культуре.

5. Еврипид
(480-406 до н. э.)


Еврипид

Еврипи́д (правильнее Эврипи́д, др.-греч. Εὐριπίδης, лат. Euripides, 480-е - 406 до н. э.) - древнегреческий драматург, крупнейший (наряду с Эсхилом и Софоклом) представитель классической афинской трагедии. Написал около 90 драм, из которых до нас дошло 17 трагедий и сатировская драма «Киклоп», а большинство уцелело лишь фрагментарно. Его самые известные произведения - «Алкеста», «Медея» и «Вакханки». Его пьесы для своего времени казались слишком современными, персонажи в них изображались очень реалистично, и среди них можно было увидеть сильных женщин и мудрых рабов, что для того времени было несвойственно и считалось отступлением от традиций. Еврипид - греческий трагик, оказавший огромное влияние на европейскую трагедию в целом.

6. Гиппократ
(460-370 гг. до н. э.)


Гиппократ

Гиппократ был врачом и отцом всей медицины. Гиппократовский корпус - коллекция размышлений на различные медицинские темы - насчитывает 70 работ. Значительная их часть основана на случаях из практики. Самая известная работа Гиппократа - «Клятва», рассказывающая о врачебной этике. Производные положения этой клятвы и по сей день принимаются врачами всего мира. Непосредственный вклад Гиппократа в медицину состоит также в описании огромного количества заболеваний. До сих пор подвергается сомнению тот факт, был ли сам Гиппократ автором Гиппократовского корпуса. Многие склоняются к точке зрения, что как минимум несколько его частей были написаны учениками и последователями великого медика.

7. Аристофан
(446 - 386 гг. до н. э.)

Аристофан

Аристофа́н (др.-греч. Ἀριστοφάνης) (444 до н. э. - между 387 и 380 гг., Афины) - древнегреческий комедиограф, прозванный «отцом комедии». Первую свою комедию Аристофан поставил в 427 г до н.э, но ещё под чужим именем. Когда год спустя (426) он осмеял в своих «Вавилонянах» могущественного демагога Клеона, назвав кожевником, последний обвинил его перед советом в том, что он в присутствии уполномоченных от союзных государств порицал и выставил в смешном виде политику Афин. Позднее Клеон поднял против него довольно обычное в Афинах обвинение в незаконном присвоении звания афинского гражданина. Аристофан, как говорят, защищался перед судом стихами Гомера:
«Мать уверяет, что сын я ему, но сам я не знаю:
Ведать о том, кто отец наш, наверное, нам невозможно».
Аристофан отомстил Клеону, жестоко напав на него в комедии «Всадники». Влияние этого демагога было столь велико, что никто не согласился делать маску для Пафлагонца, напоминающую Клеона, а образ Пафлагонца был рисован настолько отталкивающим, что эту роль вынужден был играть сам Аристофан. Нападки на Клеона появляются и в последующих комедиях. Вот почти всё, что известно о жизни Аристофана; древние называли его попросту Комиком, подобно тому, как Гомер был известен у них под именем Поэта.

Аристофан написал 40 пьес, 11 из которых дошли до наших дней в виде законченных рукописей, а от других остались лишь фрагменты. Пера Аристофана боялись, поскольку он мог высмеять и обидеть знаменитых афинян. Платон обратил внимание на его пьесу «Облака», которая выступала ключевым аргументом в суде над Сократом. Однако так ли это было на самом деле - вопрос спорный. Другие примечательные работы, вышедшие из-под его руки, - «Осы» и «Лисистрата». Работы Аристофана не только оказали художественное влияние на дальнейшее развитие театра, но и стали подлинными историческими свидетельствами жизни в Афинах.

8. Платон
(424-348 гг. до н. э.)


Платон

Плато́н (др.-греч. Πλάτων, 428 или 427 до н. э., Афины - 348 или 347 до н. э., там же) - древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платон - первый философ, чьи сочинения сохранились не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.

Поскольку сам Сократ после себя никаких письменных трудов не оставил, его философские идеи мы узнаем в основном из работ Платона. Не меньше, чем сам образ мысли Сократа, на Платона сильно повлиял суд над ним, в котором последний выступил свидетелем, когда ему было 29 лет. Платону приписывается авторство 35 диалогов и 13 писем, самыми известными из которых являются «Государство» и «Пир». Платона почитают как одного из отцов западной философии, а его теория эйдосов (чистых идей) и идея идеального государства (обе изложены в «Государстве») активно обсуждаются и по сей день.

9. Аристотель
(384-322 гг. до н. э.)


Аристотель

Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 год до н. э., Стагира, Фракия - 322 год до н. э., Халкида, остров Эвбея) - древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 года до н. э. - воспитатель Александра Македонского. В 335/4 годах до н. э. основал Ликей (др.-греч. Λύκειον Лицей, или перипатетическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления.

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом. Карл Маркс называл Аристотеля величайшим мыслителем древности.

Аристотель был учеником Платона и первым, кто осмелился раскритиковать его. Сохранились 47 его произведений, большинство из которых по своей сути - лекции. Аристотель - последний из великих греческих философов (два других - Сократ и Платон), он также был признан первым биологом. Он открыл логику как науку, заложил основы научного метода, писал он и на другие различные темы. Аристотель некоторое время был учителем Александра Великого и оказал большое влияние на Фому Аквинского, а, следовательно, на католическое образование и теологию.

10. Евклид
(приблизительно 300 год до н. э.)

Евклид

Евкли́д или Эвкли́д (др.-греч. Εὐκλείδης, от «добрая слава», время расцвета - около 300 года до н. э.) - древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Биографические сведения об Евклиде крайне скудны. Достоверным можно считать лишь то, что его научная деятельность протекала в Александрии в III в. до н. э.

Евклид - первый математик Александрийской школы. Его главная работа «Начала» (Στοιχεῖα, в латинизированной форме - «Элементы») содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел; в ней он подвёл итог предшествующему развитию древнегреческой математики и создал фундамент дальнейшего развития математики. Из других его сочинений по математике надо отметить «О делении фигур», сохранившееся в арабском переводе, 4 книги «Конические сечения», материал которых вошёл в произведение того же названия Аполлония Пергского, а также «Поризмы», представление о которых можно получить из «Математического собрания» Паппа Александрийского. Евклид - автор работ по астрономии, оптике, музыке и др.

Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема высокого гражданского самосознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра.

Однако, как мы уже упоминали выше, Тронский отмечает, что характерной чертой древнегреческих трагедий было «страдание». Он объясняет это следующим образом: «Интерес к проблемам «страдания» был порожден религиозными и этическими брожениями VI в., той борьбой, которую складывавшийся рабовладельческий класс города вел, опираясь на крестьянство, против аристократии и ее идеологии Демократическая религия Диониса играла в этой борьбе значительную роль и выдвигалась тиранами (например Писистратом или Клисфеном) в противовес местным аристократическим культам. В орбиту новых проблем не могли не попасть и мифы о героях, принадлежавшие к основным устоям полисной жизни и составлявшие одну из важнейших частей в культурном богатстве греческого народа. При этом переосмыслении греческих мифов на первый план стали выдвигаться уже не эпические «подвиги» и не аристократическая «доблесть», а страдания, «страсти», которые можно было изображать так же, как изображались «страсти» умирающих и воскресающих богов; этим путем можно было сделать миф выразителем нового мироощущения и извлечь из него материал для актуальных в революционную эпоху VI в. проблем «справедливости», «греха» н «воздаяния» [Тронский: 1983, 109].



Подлинным основоположником древнегреческой трагедии стал Эсхил. Он автор более семидесяти произведений, из которых до нас дошли только семь: «Персы», «Умоляющие», «Семеро против Фив», «Прикованный Прометей», «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды». Все пьесы Эсхила пронизаны сильным религиозным чувством, в их основе - конфликт между человеческими страстями и духовностью.

Эсхил был основоположником гражданской по своему идейному звучанию трагедии, современником и участником греко-персидских войн, поэтом времени становления демократии в Афинах. Главный мотив его творчества – прославление гражданского мужества, патриотизма. Один из самых замечательных героев трагедий Эсхила – непримиримый богоборец Прометей – олицетворение творческих сил афинян. Это образ несгибаемого борца за высокие идеалы, за счастье людей, воплощение разума, преодолевающего власть природы, символ борьбы за освобождение человечества от тирании, воплощенной в образе жестокого и мстительного Зевса, рабскому служению которому Прометей предпочел муки.

Сюжеты его трагедий просты и грандиозны, как в древних эпических поэмах. В «Прометее» действуют боги и полубоги. Сюжет трагедии «Семеро против Фив» - междоусобная война, кончающаяся гибелью братьев, оспаривавших друг у друга власть над родным городом. Сюжет «Орестейи» - борьба материнского права (матриархата) с отцовским (патриархатом): сын мстит за смерть отца, убитого матерью; хранительницы материнского права - Эриннии встают на защиту убитой, но матереубийцу защищает бог Аполлон, охранитель отцовского права. Всюду - не события частной жизни, а потрясения, имеющие значение в жизни целых племен и народов. Действие строится подобно тем циклопическим сооружениям древнегреческой архитектуры, где колоссальные камни, не скрепленные цементом, нагромождены друг на друга. Так же грандиозны и действующие лица. Их характеры монолитны и не меняются в течение хода трагедии. Они также могут напомнить статуи архаической греческой скульптуры с застывшим выражением лица. Иногда они долго молчат в начале действия. «Власть» и «Сила» приковывают Прометея к скале, но из груди титана не вырывается ни вздоха, ни стона. Молчит, не отвечая на вопросы, в трагедии «Агамемнон» троянская пленница - пророчица Кассандра и, только чувствуя совершающееся за сценой убийство, начинает говорить о нем в загадочных словах, прерываемых воплями. Иногда вся трагедия звучит как сплошной жалобный стон и плач. Таковы «Молящие», где главным лицом является хор несчастных девушек, ищущих защиты от преследователей у жителей Аргоса. Таковы и «Персы», где хор и царица Атосса, мать потерпевшего поражение персидского царя Ксеркса, оплакивают гибель войска и позор государства. Если Эсхил и расширил диалоги - хору он все же оставил роль важного действующего лица. Разговоры лиц все время прерываются песнями хора, словно герои трагедии говорят и перекликаются друг с другом на берегу вечно шумящего моря.

За образами Эсхила мы все время ощущаем их автора. Конечно, наши заключения о нем только предположительны: ведь они делаются на основании лишь семи дошедших до нас трагедий. Но и они позволяют сказать, что поэт, принадлежавший к греческой аристократии, отнюдь не был человеком классово ограниченным. Пламенный патриот, высоко ставивший свободу Афинской республики, он в то же время был противником коренной ломки учреждений, оставшихся от прошлого. Этот аристократ утверждал, однако, что Правда любит скромные хижины бедняков и избегает дворцов. Человек глубоко религиозный, почитатель Зевса, он изобразил верховного бога в «Прометее» жестоким тираном, а его противника сделал вечным символом революционера-борца, врага всяческого насилия.

Первоначально греческие боги не имели того благородного и прекрасного облика, который они получили позднее в скульптуре и поэзии. Эти первобытные боги были грубыми олицетворениями сил природы. В V веке до новой эры они стали человекообразны и благообразны. У Эсхила они нередко сохраняют свою древнейшую природу. И в то же время они перерождаются, эволюционируют. Жестокий Зевс, каким мы его видим в «Прометее», в дальнейшем обращается у Эсхила в благостное, объемлющее весь мир божество, воплощение мудрости и справедливости. Злобные Эриннии в последней части «Орестейи» становятся Эвменидами, благосклонными к людям богинями, олицетворением тех мучений совести, которые не губят, а исцеляют души. Они, по воле богини Афины, водворяются в пределах ее города, чтобы охранять его от рреступлений.

Эсхил жил и творил на переломе двух эпох, когда изживались понятия, связанные с эпохой общинно-родового быта, и нарождались новые, проникнутые большей гуманностью, большей свободой человеческой мысли.

Также великим драматургом Древней Греции считается Софокл. Он написал 125 драмы, из которых сохранились семь трагедий: «Антигона», «Аякс», «Эдип-царь», «Электра» и др. По мнению Аристотеля, Софокл изображал людей идеальных, тогда как Еврипид - таких, какие они есть на самом деле. Еврипид являлся скорее комментатором, а не участником событий, глубоко интересовался женской психологией. Наиболее известными из 19 дошедших до нас произведений являются «Медея» и «Федра».

Особенностью всех древних драм был хор, который пением и танцами сопровождал все действие. Эсхил ввел двух актеров вместо одного, уменьшив партии хора и сосредоточив основное внимание на диалоге, что стало решительным шагом для превращения трагедии из чисто мимической хоровой лирики в подлинную драму. Игра двух актеров давала возможность усилить напряженность действия. Появление третьего актера – нововведение Софокла, которое позволило обрисовать различные линии поведения в одном и том же конфликте.

У Софокла есть общие черты с Эсхилом, но есть и заметные отличия. Как и Эсхил, Софокл драматизирует эпические предания. Но он не обращается к сюжетам из современной жизни, подобно тому, как Эсхил в «Персах». Драматизация мифа - это вообще характерная черта древнегреческой трагедии. Из этого вовсе не следует, что трагедия эта была далека от живой жизни и злобы политического дня. Не следует также и того, что трагедия раз и навсегда сохраняла свой древний религиозный характер.

Авторы обращались к мифам, зная, что они знакомы большинству зрителей, и рассчитывая вызвать у публики интерес не оригинальностью выдуманного сюжета, а его обработкой, трактовкой образов, по именам и рассказам хорошо известных публике. Авторы не считали себя обязанными точно придерживаться наиболее распространенной версии мифа и под покровом старинного предания сплошь и рядом обсуждали устами действующих лиц и хора вопросы, имевшие для афинских граждан самое злободневное значение. С другой стороны, обращение к мифическим образам, взятым из старинных преданий, позволяло Эсхилу и Софоклу выводите на сцену героев, несколько приподнятых над уровнем обыденной действительности. Софоклу приписываются слова, что он изображал «людей такими, какими они должны быть», то есть, давал широко обобщенные характеры, подчеркивая в людях их наиболее высокие, героические стремления, раскрывая все богатство душевных свойств человека.

Именно во внимании к человеку, к его внутреннему миру, к его страданиям, к его борвбе с превратностями судьбы и заключается главное отличие образов Софокла от монументальных и часто статичных образов Эсхила. Человек в трагедиях Софокла более самостоятелен, действие более обусловлено свойствами характера главного лица, являющимися причиной и его счастья и его несчастий.

Знаменитый хор в «Антигоне» - самый величественный гимн человеку, который дошел до нас от античности. Хор прославляет человека - наиболее чудесное и могущественное из всего, что есть на свете. Человек подчинил себе и землю, и море, и весь мир животных. Но свое прославление человека Софокл ограничивает существенными оговорками. Человеческий разум не всегда ведет людей к домбру, а может привести и ко злу и к несправедливости. При всем своем могуществе человек беспомощен перед смертью. И не только перед смертью, но (об этом не говорится в хоре «Антигоны») и перед судьбой. Воля и разум человека ограничены еще более могущественными силами. Конфликт между человеком и судьбой является основой самой знаменитой из трагедий Софокла - «Царь Эдип».

Последним из трагических поэтов, от которых до нас дошли целые пьесы, является Еврипид. В своих трагедиях он отразил кризис традиционной полисной идеологии и поиски новых основ мировоззрения. Он чутко откликался на животрепещущие вопросы политической и социальной жизни, и его театр представлял собой своеобразную энциклопедию интеллектуального движения Греции во второй половине V в. до н. э. В произведениях Еврипида ставились разнообразные общественные проблемы, излагались и обсуждались новые идеи.

Античная критика называла Еврипида «философом на сцене». Поэт не являлся, однако, сторонником определенного философского учения, и его взгляды не отличались последовательностью. Двойственным было его отношение к афинской демократии. Он прославлял ее как строй свободы и равенства, вместе с тем его пугала неимущая «толпа» граждан, которая в народных собраниях решала вопросы под влиянием демагогов. Сквозной нитью, через всё творчество Еврипида проходит интерес к личности с ее субъективными устремлениями. Великий драматург изображал людей с их влечениями и порывами, радостями и страданиями. Всем своим творчеством Еврипид заставлял зрителей раздумывать над своим местом в обществе, над отношением к жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что герои античных трагедий в трактовке разных авторов выглядели по-разному, но всегда это были сильные духом личности, которые бросали вызов судьбе, не желая покоряться высшим силам, желая самим избирать свой жизненный путь. Они выражали волновавшие поэтов и зрителей социальные, нравственные и философские проблемы.

Заключение

Достигнув больших идейных и художественных высот, античный театр заложил основы всего последующего развития европейского театра. Можно смело утверждать, что театры Древней Греции стали основой для последующего развития театрального искусства, которое продолжается и в наши дни. Древнегреческая драматургия оказала огромное влияние на развитие мировой литературы. В ней затрагивались общественно-политические и философские вопросы, для нее характерна насыщенность идеями патриотизма, внимание к человеку со всем богатством его духовной жизни, глубокая обрисовка героических характеров, воспитывающая сознание зрителей.

Таким образом, можно сделать следующие общие выводы по рассмотренной нами теме:

1. Будучи по своему происхождению выходцем из религиозного культа, театр уже становился общественно значимым явление. А, получая поддержку на государственном уровне, являясь важной частью жизни полиса, театр также являлся неотъемлемым элементом общественной жизни, выразителем настроений граждан Древней Греции.

2. Организация театрального действия была хорошо отлажена, и хотя сам характер действия носил условный характер, костюмы и декорации были бедны, все это компенсировалось за счет игры актеров, включения в действие хора и наличие в пьесах нравственной составляющей: страдания, плача, которая определяла настрой публики и общий характер исполняемых произведений.

3. Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема высокого гражданского самосознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра.




Top