Древние цари урарту. Культура древней Армении

УРАРТУ – могущественное рабовладельческое государство Древнего мира в IX–VI вв. до н.э. Располагалось на территории Армянского нагорья, в районе озер Ван (совр. Турция), Урмия (северо-запад Ирана), Гокча (Севан), включая бассейн реки Аракс и вплоть до реки Куры на севере.

Армянское нагорье населяли племена урартов и наири, лингвистически близкие к хурритам, жителям древнего государство Митанни на территории северной Месопотамии (середина 2-го тыс. до н.э.).

Первые ассирийские упоминания об Урарту относятся к Х в. до н.э. К середине IX в. до н.э. начинает складываться государство Урарту. Древние надписи в Тушпе (современный Ван), столице Урарту, упоминают о царе урартов Сардури I.

Ок. 832 до н.э. вновь встречаются упоминания о набегах ассирийцев на Урарту. Вероятно, ассирийцы хотели взять под свой контроль торговые пути, по которым Месопотамия снабжалась железом из юго-восточной Малой Азии (современная Турция). Впрочем, ассирийские походы 856 и 832 до н.э. против Урарту не были удачными. Поэтому ассирийский царь Салманасар III в 829 до н.э. вновь вторгается в район озера Урмия для подавления урартов, стремящихся к независимости. По всей вероятности, ассирийцы были в очередной раз отброшены, и Сардури I объявил себя «царем великим, царем сильным, царем множеств, царем Наири», бросив тем самым вызов могущественной Ассирии за господство в Передней Азии. Эти ассирийские походы против Урарту изображены на барельефах храмовых ворот в ассирийском городе Имгур-Эллиль (совр. Балават на севере Ирака).

Ослабив некогда могущественную Ассирийскую державу к концу IX – началу VIII вв., государство Урарту вступает в период своего расцвета. С этого времени начинается экспансия урартийских царей Ишпуини и Менуа. Утвердившись на территориях вокруг озер Ван и Урмия, урарты совершили ряд удачных походов на страну Диаухи (территория современной восточной Турции в районе Карса и Эрзерума) и Южное Закавказье (современная Армения и часть южной Грузии). В араратской долине была построена крепость Менуахинили как форпост для предстоящей экспансии урартов вглубь Закавказья.

Преемник Менуа – его сын Аргишти I – продолжил завоевательную политику своего отца. Он основал хорошо укрепленные крепости Эребуни (окраина Еревана) и Аргиштихинили (впоследствии Армавир) на левом берегу Аракса. Аргишти I разгромил страну Диаухи и вплотную приблизился к «стране Кулха» (Колхида). Походы Аргишти I сопровождались захватом большого количества рабов и скота. Об этих событиях нам повествует т.н. «Хорхорская летопись», высеченная на отвесных склонах Ванской скалы в Тушпе.

В 764–735 до н.э. на урартийском престоле воцаряется Сардури II, сын Аргишти I. Передовая армия урартов, созданная по образцу ассирийской (большие круглые щиты, остроконечные шлемы из бронзы, защитные пластинчатые доспехи и.д.), совершила ряд успешных походов в северное Закавказье, Ману (страна манеев на территории современного Южного Азербайджана в Иране) и Кумаху (Коммагену – турецкий анклав Курдистана). Сардури II заключил ряд союзов с сирийцами и стал угрожать Ассирийской державе с запада.

Неизбежная схватка между Урарту и Ассирией началась после восшествия на ассирийский престол Тиглатпаласара III, положившего конец междоусобным войнам и смутам внутри самой Ассирийской державы. Ок. 740 до н.э. Тиглатпаласар III направил свое войско в Кумаху, и в битве при Киштане и Халпе нанес серьезное поражение объединенной союзной армии урартов и сирийцев. Сардури II был вынужден отступить за Евфрат. Ассирийцы вытеснили урартов из Северной Месопотамии и Северной Сирии. По всей вероятности, Тиглатпаласар III ок. 735 до н.э. осадил урартийскую столицу Тушпу, но захватить цитадель на Ванской скале ассирийцы не смогли.

После смерти Сардури II (30-е годы VIII в. до н.э.) в Урарту воцарился Руса I, который провел ряд реформ для укрепления центральной власти и воздвиг новые крепости (на берегу Севанского озера и др.).

В это время в Урарту вторгаются кочевые племена киммерийцев из Закавказья. Руса I ценой огромных потерь смог противостоять опустошительным набегам киммерийцев и успешно вывести Урарту из этого кризиса.

После этого столкновение с Ассирией вновь становится неизбежным. Ок. 715 до н.э. ассирийский правитель Саргон II выдвинулся к озеру Урмия. В генеральном сражении при Уауш (близ оз. Урмия) ассирийцы наголову разбили войско Руса I и его союзников. Царь Урарту бежал в Тушпу, где покончил жизнь самоубийством. После этого ассирийцы жестоко разграбили и опустошили Урарту.

В начале VII в. до н.э. урартийский царь Руса II попытался восстановить относительное могущество Урарту. Им были построены ряд крепостей (в т.ч. Тейшебаини в Араратской долине). В союзе с киммерийскими племенами Руса II совершил ряд походов во Фригию. Между Урарту и Ассирией в целом сохранялись мирные отношения.

Во второй половине VII до. н.э. у северных закавказских границ Урарту появляются племена скифов, разгромившие и поглотившие киммерийцев. Над некогда могущественным государством Урарту нависла смертельная опасность вторжения скифов. Ок 630 до н.э. царь Урарту Сардури III обращается за помощью к ассирийскому царю Ашшурбанапалу (см . АШШУРБАНАПАЛ) за помощью, называя себя уже не «братом» как ранее, а «сыном», признав тем самым главенство Ассирии. Однако вскоре Ассирия была сама разгромлена возвысившимся Мидийским царством, существовавшим в северо-западных областях Иранского нагорья. После падения Ассирийской державы, ок. 609 до н.э. мидийские войска вторглись в Урарту и заняли Тушпу. К 590 до н.э. государство Урарту, очевидно, полностью утратило свою независимость.

Урарту было скорее государственным объединением различных этнических племен и народов. Геродотв V в. до н.э. рассказывает о четырех основных этнических группах населения Урарту – алародиев (собственно урартов), армениев (армян), матиенов (родственных хурритам) и саспейров (соответствующих картвельским племенам). Несомненно, государство Урарту сыграло огромную роль в формировании и становлении народов Армянского нагорья и Закавказья. Можно предположить, что конец истории Урарту является началом истории армянского и картвельского (восточно-грузинского) народов.

В начале I тысячелетия до н. э. южные области Закавказья вошли в состав рабовладельческого государства Древнего Востока - Урарту, которое одно время занимало первенствующее положение среди других государств Передней Азии.

История Урарту нам хорошо известна по ассирийским клинописным источникам, подробно описывавшим походы против соседних стран. Ассирийцы, проживавшие в конце II тысячелетия до н. э. на Армянском нагорье, территории будущего Урартского государства, встречались с крупными объединениями племен, оказывавшими ассирийскому продвижению упорное сопротивление.

Ассирийцы называли эти объединения «странами Наири»; во время походов ассирийского царя Тиглатпалассара I на север, против его войска выступали 23 «царя Наири».

В середине IX в. в районе озера Ван образовалось уже Урартское государство. За короткий промежуток времени оно выросло и окрепло, и ассирийцам при их продвижении на север постоянно приходилось встречать упорное сопротивление урартов.

В летописях ассирийского царя Салманассара III (860-825 гг. до н. э.) с первого года его царствования отмечаются походы на север, против Урарту. Иллюстрациями к этим текстам служат изображения на бронзовых обивках ворот, найденных на холме Балават (ассир. Имгур-Бэл), около Ниневии. На одном из рельефов изображен штурм урартской крепости Сугунии. Горящая крепость осаждается ассирийским войском с двух сторон, причем штурм производится при помощи лестниц, приставленных к стенам. В крепости видны защитники - урартские воины - лучники и копейщики. Справа от крепости изображена группа урартов со связанными за спиной руками и колодками на шее - это пленные, уво­димые в рабство.

У Ванской скалы, цитадели урартской столицы Тушпы, сохранились остатки стены, сложенной из громадных каменных глыб. На камнях имеются три надписи на ассирийском языке, говорящие о постройке этой стены урартским правителем Сардури, сыном Лутипри, который упоминается в летописях Салманассара III. Особый интерес надписи Сардури заключается в том, что урартский правитель именует себя не царем Биайни, как обычно впоследствии называли свою страну урарты, а царем стра­ны Наири. Это обстоятельство указывает, что в середине IX в. до н. э. государство Урарту заменило собой союз стран Наири. Титул «царь На­ири» носил и урартский царь Ишпуини, сын Сардури, от которого дошли-первые клинообразные надписи на урартском языке.

В литературе по истории Древнего Востока жителей Урартского государства часто неправильно называют халдами, по имени бога Халди, главного бога урартов. В настоящее время доказано, что сами урарты так себя не называли. Центральную часть своего государства они называли Биайни. От этого названия, возможно, и произошло современное название озера Ван. Термин Урарту сохранился в названии горы Арарат и Айраратской области Армении.

История Урарту хорошо известна с конца IX в. до н. э. Кроме древних урартских крепостей, в Ванском районе сохранилось много клино­образных надписей, рассказывающих об успехах урартских походов, предпринимавшихся для расширения территории царства. В надписи царя Ишпуини речь идет об интенсивной строительной деятельности и центральной части Урарту, в районе его столицы г. Тушпы. Особенно же усилилось строительство в центре Урарту при царе Менуа, сыне Ишпуини (810-778 гг. до н. э.). Свыше ста надписей относится ко времени правления Менуи, причем 31 из них рассказывает о строительных работах, а 19 о прокладывании каналов. Все архитектурные постройки Менуа давно уже разрушены, но канал, снабжавший водой г. Тушпу, существует и действует до сих пор. Современное население Ванского района называет его «каналом Шамирам», связывая канал не с самим строителем, а с его современницей, царицей Шамирам (Семирамидой), матерью ассирийского» царя Ададнирари III.

Наряду с большими строительными работами в центральной части Урарту, Менуа продолжал начатое его предшественниками укрепление и расширение Урартского государства. Урартское войско проникало к; северу от р. Араке, подчиняя себе отдельные области. Вначале походы урартов в Закавказье преследовали лишь грабительские цели, и задачей их являлся захват скота и пленных, которые превращались в рабов. Укрепившись на южном берегу р. Аракса, Менуа создал там свой административный центр Менуахинили, у современного сел. Ташбурун, и приступил к регулярной эксплуатации завоеванной страны путем взимания дани с ее населения.

На западе урартские войска совершали походы в районы древнего хеттского государства и достигали р. Евфрата. Здесь интересы урартов сталкивались с интересами ассирийцев, уже давно претендовавших на владение этими областями. С противодействием Ассирии урартам пришлось встретиться и при попытках продвижения на юг. Клинообразные надписи рассказывают о победе урартов в стране Мана, па юге от озера Урмии, ставшей в VII в. до н. э. одним из претендентов на гегемонию в северо­восточной части Передней Азии.

Сыну Менуа, Аргишти (778 - 750 гг. до н. э.), также пришлось выдержать ожесточенную борьбу с Ассирией. Летопись Аргишти, вырезанная на Ванской скале, отмечает победу урартов над ассирийским войском. В VIII в. до н. э. Ассирия потеряла свои владения в верховьях рек Тигра и Евфрата, и первенствующее положение на северо-востоке Передней Азии перешло к Урарту.

В это время усилилось продвижение урартов на север. В состав Урартского государства вошли области, лежащие вокруг озера Севан. Вместе с тем урартский центр в Закавказье из Менуахинили был перенесен к северу за р. Араке, где была построена крепость Аргиштихинили, остатки которой находятся на Армавирском холме, в Октемберянском районе Армянской республики. Отсюда происходит много урартских надписей, говорящих о постройке крепостей и храмов, а также о сооружении оросительных каналов. Большое внимание, уделявшееся Аргишти северным землям, подчеркивается и тем, что большинство его надписей, известных в настоя­щее время, найдены к северу от р. Аракса. Но было бы неверным из этого заключить, что центр Урартского государства был перенесен из г. Тушпы на север. Тушпа попрежнему оставалась столицей Урарту, где и при Аргишти не прекращались большие строительные работы, в частности устройство грандиозных помещений, высеченных в Ванской скале.

Сардури, сын Аргишти (750-733 гг.), в начале своего правления успешно продолжал политику укрепления и расширения Урарту. В одной из ниш Ванской скалы была открыта большая стела, содержащая анналы Сар­дури, иллюстрирующие положение Урарту среди других стран Передней Азии. На западе урарты одержали победу над страной Кумуха-хали (Ком-магенами), вторгшись в пределы Сирии, где Сардури была захвачена добыча в 40 мин (20 кг) золота, 800 мин серебра, 3000 мин свинца и много бронзы. В Закавказье продолжалось подчинение новых областей, сопровождавшееся жестокой расправой с непокорными и массовыми переселениями жителей, превращенных в рабов. Так, например, поход в страну Эриахи (в районе нынешнего г. Ленинакана) описывается следующими словами: «[направился я] в страну Эриахи, страну захватил? поселения сжег и разрушил, страну опустошил, мужчин и женщин увел в Биайни». Кроме того, в стране Эриахи было захвачено 412 коней, 6665 быков и 25 735 овец. Такая же судьба постигла и страну Уеликухи на западном побережье озера Севан, где Сардури захватил и разрушил 22 крепости. Иногда местные правители без борьбы сдавались урартскому царю. Так, в летописи, говорится о том, что «пришел Мурини, царь Аби-лианиха, обнял Сардуровы колени и пал ниц». Побежденные местные правители, так же как и жители, взятые в плен, уводились в центральную часть Урарту. В одной надписи Сардури, найденной в Ване, мы читаем: «Бог Халд выступил, своим оружием он покорил Синалиби, сына Луеху, царя страны города Тулиху, покорил он Ашурнирари, сына Ададнирари, царя стран Ассирии». Как видно из этого текста, борьба с ослабленной Ассирией в то время не представляла серьезных трудностей и победа урартов над ассирийским царем была поставлена в один ряд с победами над правителями небольших закавказских областей.

Время царей Аргишти и его сына Сардури, т. е. середина VIII в. до н. э., было периодом наибольшего расцвета государства Урарту. Были объединены огромные области; побежденные племена платили урартским царям богатую дань, тысячи рабов сооружали крепости и каналы и работали в хозяйствах урартской знати.

По своему политическому строю Урарту являлось рабовладельческим государством древневосточного типа. Характерной его чертой была непрочность объединения и неустойчивость границ, так как государственная власть на окраинах, покоренных силой оружия, требовала постоянных мероприятий для своего поддержания. О непрочности власти урартов на периферии Ванского царства свидетельствуют неоднократные походы против восставших племен. Там, где власть урартов была особенно непрочной, они старались уничтожить племенные союзы, разрушая поселения, опустошая страну и захватывая богатую добычу. При этом местное население, не успевшее скрыться в горах, просто уничтожалось. Позднее жителей из захваченных областей стали переселять в другие районы, а их место занимали новые поселенцы, пригнанные иногда из очень отдаленных мест. Это жестокое мероприятие являлось надежным средством в борьбе с местными племенными союзами.

Для укрепления власти на окраинах своего государства урарты сооружали крепости, создавали административные центры и ставили своих наместников, на обязанности которых лежало наблюдение за свое временной уплатой дани и за работой по сооружению крепостей и оросительных систем: искусственных озер и каналов.

Сооружение каналов имело для Урарту большое значение, так как земледелие не только в низменных, но и в горных районах было основано на искусственном орошении. Техника урартского земледелия была сравнительно высокой и основные земледельческие орудия, включая лемехи плугов, изготовлялись из железа. Наряду с земледелием большое значение в хозяйственной жизни Урарту имело животноводство. Скот был основным богатством Ванского царства.

Из ремесел в Урарту большого развития достигла металлургия. Бронзовые изделия урартских мастеров имеют высокие художественные и технические качества. Раньше, чем в других районах Передней Азии, в Урарту вошло в широкое употребление железо.

Памятники урартского искусства по своему стилю очень близки к ас­сирийским, что объясняется не только культурным влиянием Ассирии, но и тем, что обе эти культуры - и ассирийская, и урартская - имели общую основу - древнюю культуру Передней Азии. Но и влияние Ассирии на Урарту было очень значительным. Это можно проследить хотя бы на примере урартской клинописи. Древнейшие надписи урартских правителей были написаны на ассирийском языке, и тексты на собственно урартском языке появились только с конца IX в. до н. э. Свою письменность урарты заимствовали у ассирийцев, взяв уже готовую систему письма и приспособив ее к особенностям своего языка. Урартский же язык существенно отличался от ассирийского, имея непосредственные связи с переднеазиатскими субарскими и некоторыми кавказскими языками.

О памятниках материальной культуры Ванского царства можно судить главным образом по материалам археологических раскопок. При раскопках на крепости Топрах-кале были открыты развалины храма и дворца, стены которых облицованы мраморными плитами с резными изображениями, а также каменными панелями, украшенными инкрустациями из цветного камня и металла. Пол помещений также был украшен инкрустацией.

О внешнем виде урартских храмов можно судить по ассирийскому изображению храма в Мусасире, на рельефе во дворце Саргона. Урартский храм, имевший двускатную крышу и декорированный фронтон, существенно отличался от месопотамских храмов и напоминал архаические греческие храмы.

Для урартского строительного искусства характерны помещения, высеченные в скалах. Помещения Ваиской скалы, служившие, вероятно, гробницами ургртских царей, являются прекрасными образцами памятников этого рода. Вся Ванская скала носит следы большой работы кахменотесов, ее скалистые склоны покрыты многочисленными уступами, лестницами и нишами. После середины VIII в. до н. э. могущество государства Урарту начало клониться к упадку.

Ассирийская держава, главный соперник Урарту, в этот период сно­ва усилилась, и ее царь Тиглатпалассар III приступил к восстановлению прежних границ своего государства, увеличив и реорганизовав для этой цели ассирийскую армию. После восстановления своей власти в Парсуа и Мидии на юге от озера Урмии, Тиглатпалассар предпринял по­ход в северную Сирию, с правителями которой урартский царь Сардурп находился в союзе. В области Кумух (Коммагенах) произошла встреча ассирийского и урартского войска. Ассирийцы одержали победу и захватили военный лагерь урартов. Царь Сардурп под прикрытием ночи скрылся в горах Тиглатпалассар продолжал преследовать урартов до переправы через Евфрат.

После победы в северной Сирии ассирийское войско направилось в Урарту. Об этом походе Тиглатпалассар в клинописной надписи рассказывает следующее: «Сардури урарта в Турушпе (Тушпе), его главном городе, я запер, большую резню устроил перед городскими воротами. Изображение моего владычества я установил напротив города». Разгромив город, расположенный у подножья Ванской крепости, в которой заперся Сардури, Тиглатпалассар направился вглубь Урарту и прошел страну «сверху донизу», не встретив сопротивления. Успехи ассирийского войска сильно ослабили Урартское государство, которое сразу же потеряло свое прежнее господствующее положение на северо-востоке-Передней Азии. При этом от Урарту стали отпадать одна за другой входившие в его состав области.

Преемник Сардури, урартский царь Руса, вступивший на престол в тридцатых годах VIII в. до н. э., сделал попытку восстановить былую мощь государства.

При осаде Ванской цитадели, в которой заперся Сардури, была разрушена урартская столица Тушпа. Руса восстановил этот город, но перенес при этом свою резиденцию с Ванской скалы на холм Топрах-кале.

Много усилий было потрачено Русой на восстановление урартской власти в северных областях. На берегу озера Севан сохранились две крепости, построенные урартами. Одна из них находится на высокой скале над г. Нор-Баязедом. На стене крепости сохранилась клинообразная надпись следующего содержания: «Руса, сын Сардури, говорит: царя страны Уеликихи я покорил, рабов взял в плен, страну во владение захватил, правителя сюда поставил, ворота бога Халди и крепость мощную построил, назвав [ее] городом бога Халди…»

Другая урартская крепость расположена на южном побережье озера Севана, у сел. Цовинар. На скале над озером сохранилась клинообразная надпись, рассказывающая о пленении в этом районе 23 правителей мелких областей и о постройке крепости, названной крепостью бога Тейше-бы. Руса вел упорную и длительную борьбу и в южных областях, в частности в Мусасире. Он заключил союз с Урзаной, правителем Мусасира, которому, повидимому, помог укрепиться на престоле.

При преемнике Тиглатпалассара, ассирийском царе Салманассаре I, политика Русы не встречала препятствий со стороны Ассирии. Но положение резко изменилось после того, как в 722 г. до н. э. ассирийский престол был захвачен царем Саргоном, при котором Ассирия еще более усилилась в военном отношении. Некоторые из областей к северу от Ассирии, как, например, приурмийская область Мана, сразу же подпали под власть Ассирии. Повидимому, Руса избегал конфликтов с Саргоном и заключил с ним союз. Это было необходимо еще и потому, что в это время Урарту начало испытывать давление киммерийцев с севера.

Саргон внимательно следил за событиями в Урарту. В Ниневии сохранились письма царских агентов, содержащие информацию о событиях в Урарту. Из числа ассирийских разведчиков особенно хорошо известен некто Ашуррисуа, автор многих писем о положении в Урарту. По приказанию Саргона он послал своих людей в Тушпу. Он писал в Ассирию о движении трехтысячного войска урартов к г. Мусасиру, о восстании маннеев на урмийском побережье, об отправке отрядов для охраны урартских границ и о поражении урартов в походе против киммерийцев. В одном из писем Ашуррисуа сообщает о восстании в центре Ванского царства, направленном против урартского царя. Во главе восстания стоял военачальник (туртан) Каккадану, правитель одной из областей; на его сторону перешла часть урартского войска. Восстание было подавлено, и письма отмечают жестокую расправу урартского царя с мятежниками.

Мир Ассирии с Урарту был, однако, недолговечен. Чувствуя непрочность своего положения, Руса склонил на свою сторону страну Ману, где во время восстания был убит прежний правитель и его престол перешел к ставленнику Русы. Узнав об этом, Саргон совершил поход в Ману и установил там угодную Ассирии власть. Руса тем временем отошел вглубь своей страны, из Оегая встречи с ассирийским войском, но продолжая скрыто вести борьбу с Ассирией. Создалось весьма напряженное положение, но ни один из противников не начинал открытых военных действий.

Наконец, в 714 г. ассирийское войско вторглось на территорию Урарту и нанесло урартам жестокое поражение. Опустошив страну, Саргон двинулся обратно в Ассирию, разграбив по дороге союзную урартам страну Мусасир. Этим Саргон еще сильнее ослабил Урарту. Летописи Саргона говорят, что, когда «Руса, правитель Урарту, услыхал, что Мусасир разрушен и его бог Халди увезен, [то] собственной рукой, железным кинжалом своего пояса, лишил себя жизни». Повидимому, Ванское царство в это время оказалось в зависимости от Ассирии. Летописи ассирийского царя Синахериба содержат указания на дары, принесенные ассирийскому царю урартским правителем Аргишти, преемником царя Русы.

В конце VIII в. до н. э. для Урартского государства наступили особенно аяжелые времена. Кроме неравной борьбы с возвысившейся Ассирией, урартам пришлось выдерживать жестокий напор киммерийских племен (гимирру ассирийских текстов) с севера. Потеряв влияние на юге, Урарту главное свое внимание обратило на Закавказье. Большинство надписей урартского царя Русы II, сына Аргишти (VII в. до н. э.), найдено севернее Ванского района. При раскопках около Эчмиадзина в Армении была открыта надпись Русы II, повествующая о больших строи­тельных работах, произведенных им в Закавказье, - о сооружении канала, разведении садов и виноградников. Упомянутый в надписи канал сохранился и до наших дней. Он находится на правом берегу р. Раздан, около Еревана, напротив холма Кармир-блур. Раскопки этого холма, на котором находился древний урартский центр Тейшебаини, дали огромный материал для характеристики урартской культуры. Эта крепость была пограничной, в нее стекалась дань, собираемая урартами в окрестных районах Закавказья. Раскопки, проведенные в крепости Б. Б. Пиотровским, открыли развалины цитадели и городские кварталы. В кладовых дворца найдены выдающиеся произведения урартского искусства: декоративные бронзовые щиты Аргишти и Сардури, украшенные изображениями львов и быков, колчаны и шлемы тех же царей, также богато украшенные рельефно выполненными урартскими боевыми колесницами, всадниками и богами около священных деревьев. В одной кладовой было обнаружено 97 бронзовых чаш с клинообразными надписями, указывающими на их принадлежность урартским царям VIII в. до н. э. Ряд предметов свидетельствует о связи этого важного административного урартского центра с другими государствами Древнего Востока: Ассирией (печати, бронзовые изделия, бусы), Египтом (подвеска, изображающая богиню Сохмет, скарабеоиды с иероглифами), а также со стра­нами Малой Азии и Средиземноморьем (золотые серьги). Исключительный интерес представляют находки на Кармир-блуре нескольких глиняных табличек с клинописью, свидетельствующих о том, что в г. Тейшебаини хранился клинописный архив.

Около цитадели с дворцом урартского наместника находились городские кварталы, занимавшие площадь около 40 га. В настоящее время раскопана небольшая их часть, указывающая на полное тождество урартского города с городами других древневосточных государств. Город был построен по заранее намеченному плану, кварталами, заключавшими в себе несколько обособленных жилищ, причем жители города - рабы-ремесленники и воины не имели собственного хозяйства и были на государственном довольствии.

Урартский г. Тейшебаини в Закавказье является в настоящее время древнейшим из городов, исследованных на территории РОССИИ.

Раскопки также показали, что город был разгромлен в VII в. до н. э. скифами, проникшими сюда с севера и нанесшими по владениям Урарту жестокие удары.

Ослабление Ассирии, вступившей во второй половине VII в. в тяже­лую борьбу с Вавилонией и возвысившейся Мидией, не спасло Урарту от окончательной гибели. Урарту прекратило свое существование и было подчинено Мидией около 590 г. до н. э. Владычество Мидии в Передней Азии было, однако, недолгим, уже в 550 г. до н. э. столица Мидии Экбатаны была взята персами. Название Урарту в формег«Урашту» встречается»‘ в вавилонских текстах надписей царя Дария (около 520 г. до н. э.), причем в персидском тексте ему соответствует термин «Армина». В последний раз термин «Урашту» встречен в надписях Ксеркса, относящихся к началу V в. до н. э. В трудах по истории Древнего Востока встречается неправильный взгляд о переселении урартов после паде­ния их царства на север Закавказья. В качестве остатков урартов рассматривают при этом халдеев, живших впоследствии на юго-восточном побережье Черного моря. Это неверное положение основано на произ­вольном толковании имени бога Халди в урартских клинописях, как имени народа, толковании, которое стоит в полном противоречии с принципами клинописи. Никаких других данных для предположения о пе­редвижениях урартов не имеется, и следует думать, что после падения царства урарты скорее всего остались в районе озера Ван и под именем алародов были известны Геродоту. В государстве Урарту собственно урарты отнюдь не являлись преобладающим большинством населения. Государство Урарту, как мы видели выше, представляло собой непрочное объединение многих мелких племен, не имевших общего языка, не связанных общей культурой и экономикой. Урарту не отличалось в этом отношении от других государств Древнего Востока. Именно поэтому история государства Урарту имеет отношение в равной мере к истории всех народов Закавказья, а не одного какого-либо из них-грузинского или армянского, что пыталась доказать буржуазная националистическая историография.

Урарту было одним из самых могущественных государств Древнего мира. В VI веке до нашей эры оно прекратило существование. Однако до сих пор некоторые армяне считают себя потомками урартов.

На Армянском нагорье

Урарту - древнее государство в Юго-Западной Азии, располагавшееся на территории Армянского нагорья. Урарту как племенной союз оформился уже в XIII веке до нашей эры, упоминание Урарту как государства встречается в источниках с VIII века. На протяжении целой четверти I тысячелетия Урарту был значимой силой на геополитической карте Древнего мира. Но, пережив свой расцвет в IX- середине VIII века до нашей эры, уже к VI веку до нашей эры государство пришло в упадок. Он был вызван как внешними, так и внутренними факторами.

Кто такие урарты

Такого народа как урарты, можно сказать, не было. На протяжении всей своей истории народонаселение Урарту представляло из себя межплеменное сообщество. Разрозненность урартского общества была одной из причин заката Урарту как государства.
В настоящее время в научных кругах идет полемика о преемственности Армении от Урарту. Урарту как государство, как мы уже писали, пришло к закату в VI веке до нашей эры, в это время этногенез армян только находился в завершающей стадии развития.

Ещё в V веке до нашей эры население Армянского нагорья было неоднородным и состояло из остатков урартов, протоармян, хурритов, семитов, хеттов и лувийцев. Заметим, что урарты в этом списке есть, но есть в нем и другие народы.

Несомненно, генетический компонент урартов до сих пор присутствует в генетическом коде армян, но не больше, чем генетический компонент тех же хурритов и лувийцев, не говоря о протоармянах. О связи армян с урартами говорят заимствования, взятые армянским языком из урартских и хурритских диалектов. Также нужно признать, что испытали армяне и культурное влияние некогда могущественного государства.

Язык Урарту

Язык Урарту не был однородным и использовался правящей династией. Все найденные источники урартской письменности рассказывают о царях и их славных подвигах. Лингвисты видят связь между и урартским и хурритским языком, а также говорят о влиянии на урартский ассирийского языка. Многие идеограммы Урарту повторяют ассирийские, но сохранили меньшее количество трактовок каждого символа. Также урартский язык от ассирисйкого отличается некоторыми огласовками, что говорит о своеобразии артикуляции урартского языка.

Религия

Религия Урарту была типичной для ближневосточных деспотических государств Древнего мира политеистической религией с развитым пантеоном богов. Список богов состоит из 70 позиций.

Верховным богом в пантеоне был бог Халди. Это был единственный бог урартского происхождения. Этимология его имени до конца не выяснена. Есть версии, что имя Халди связано с существующим до сих пор в некоторых кавказских языках словом «-hal» (небо), таким образом «Халди» можно перевести как «небесный».
Второй бог пантеона - Тейшеба - был богом грома и войны, бог Шивини - богом солнца.

Богов Урарту, как и богов любого древнего пантеистического пантеона, сложно назвать милосердными и терпимыми. В Урарту были распространены жертвоприношения, в том числе и человеческие. Тем не менее, исследователи отмечают относительную терпимость урартской религии, связанную с многоплеменностью урартского населения.

Урарту и его враги

Главным врагом Урарту была Ассирия. Борьба за гегемонию на Ближнем Востоке шла на протяжении всей истории Урарту. От ассирийцев Урарту многое заимстовавали, в том числе и элементы военной формы и характерное для ассирийцев оружие. В открытых столкновениях армия Урарту проигрывала ассирийцам, отчасти с этим связано широкое развитие оборонительной архитектуры в государстве.

Армия Урарту была регулярной, войны, как обронительные, так и экспансионные шли постоянно. При этом правители Урарту принимали непосредственное участие не только в сражениях, но и в проводившихся в Урарту воинских турнирах. Армия Урарту была достаточно многочисленной, чтобы обеспечивать её интересы (в лучшие годы). Так, войско царя Ишпуини состояло из 100 колесниц, 10 тыс. конных воинов и 3 тыс. пеших солдат.

VI век до нашей эры был кризисным и для Ассирии и для Урарту. Урарту атаковали скифы и киммерийцы с севера, с юго-востока - мидийцы. Под их натиском государство стало распадаться, его столица переместилась в закавказский город Тейшебаини. С момента разрушения Тейшебаины историю Урарту как государства можно считать законченной. На тему того, кто разрушил этот город, историки до сих пор не имеют точного представления. Честь погребения славы Урарту делят скифы, киммерийцы, мидийцы и вавилоняне.

Они сохраняли самобытность материальной и духовной культуры

«Открытие» цивилизации Урарту

История Закавказья в древности - одна из интереснейших страниц в мировой культуре. Именно здесь возникло древнейшее государственное образование на территории стран СНГ - Урартское царство. Позднее здесь же сформировались своеобразные цивилизации Колхиды, Иберии, Армении, Кавказской Албании.

Истоки интенсивного развития закавказских культур восходят к VI-V тыс. до н.э., когда в долинах рек Куры и Аракса существовали небольшие поселения оседлых земледельцев и скотоводов. Их обитатели жили в глинобитных домах, имевших круглый план, пользовались кремневыми, каменными и костяными орудиями. Позднее появляются медные изделия. Дальнейший культурно-хозяйственный прогресс отмечается в III тыс. до н.э., когда на Армянском нагорье и в Закавказье распространяется культура раннебронзового века, получившая название куро-аракской.

Чаша из Триалети. 2000-1500 гг. до н.э.

Процесс разложения первобытных отношений получил интенсивное развитие среди племен, обитавших в районе озера Ван и носивших наименование урартов. Восемь стран под общим наименованием Уруатри упоминаются в этом районе в ассирийских источниках уже в XIII в. до н.э. В документах времени правления ассирийского царя Ашшурнасирпала II вместо многочисленных мелких владений упоминается страна, носящая имя Урарту. Другое государственное объединение урартских племен сложилось к юго-западу от оз. Урмия и носило название Муцацир. Здесь располагался общеурартский культовый центр. К сожалению, Урарту долгое время оставалось малоисследованной цивилизацией древнего Востока. Русские и советские востоковеды М. В. Никольский, И. Н. Мещанинов, Н. Я. Марр, И. А. Орбели, Г. А. Меликишвили опубликовали и подробно проанализировали урартские письменные тексты, что явилось надежной основой изучения этого «забытого царства». Проводившиеся под руководством академика Б. Б. Пиотровского раскопки урартского города Тейшебаини, руины которого носят название Кармир-Блур и расположены неподалеку от Еревана, по существу заново открыли многие стороны урартской цивилизации.

Исключительная значимость этих исследований определяется тем, что это были первые строго научные раскопки урартского города. Благодаря им был получен огромный вещественный материал, ставший основой для понимания истории материальной культуры Урарту, и, что гораздо важнее, раскопки и изучение полученных результатов позволили впервые понять истинное место урартской цивилизации среди древневосточных цивилизаций и роль ее наследия для дальнейших судеб культуры всего Закавказья, создать научную периодизацию Урартского государства и его культуры, выявить социальную природу урартского общества. Кроме того, раскопки Тейшебаини «подтолкнули» к изучению других памятников Урарту как на территории Армении, так и за ее пределами (в Турции и Иране).

Появление и развитие государства Урарту

Объединение государства

Первым правителем объединенного Урарту стал царь Арам (864-845 гг. до н.э.). Однако против него предприняла походы армия Салманасара III. Ассирийские политики, видимо, уже почувствовали потенциальную угрозу в зарождающемся молодом государстве. Однако эти военные акции не затронули основных областей Урарту и Муцацира, и вопреки надеждам царей Ассирии усиление нового государства продолжалось. Урартский правитель Сардури I (835-825 гг. до н.э.) уже официально оформил свои амбиции. Он принял пышный титул, заимствованный у ассирийских царей. Это был прямой вызов могуществу Ассирии. Столицей Урартского государства стал город Тушпа в районе оз. Ван, вокруг которого возводятся мощные каменные стены.

Активной деятельностью отмечено правление урартского царя Ишпуини (825-810 гг. до н.э.). Если надписи Сардури писались по-ассирийски, то теперь официальные тексты составляются на урартском языке, для чего была использована чуть измененная ассирийская клинопись. Молодое государство все явственнее утверждало свою самостоятельность. Границы владений правителя Тушпы расширяются до оз. Урмия, и второе урартское образование - Муцацир - становится одним из зависимых владений.

Религиозная реформа

Для идеологического сплочения нового государства была проведена религиозная реформа - особая роль придавалась трем главным божествам:

  • Халди - богу неба,
  • Тейшебы - богу грома и дождя
  • Шивини - богу Солнца.

Упрочилось влияние древнего религиозного центра урартских племен Муцацира, где располагался главный храм верховного бога урартского пантеона - Халди. Интенсивная строительная деятельность охватывает почти всю территорию государства. О ней сообщают многочисленные надписи Ишпуини, они повествуют и о многочисленных походах.

Правление царя Менуа

Подлинным создателем урартского могущества был царь Менуа. Сохранилась часть официальных анналов, год за годом описывающих деятельность этого правителя (подобные анналы в Урарту тоже были одним из нововведений Менуа). Военные походы Менуа шли в двух направлениях - на юг, в сторону Сирии, где его войска захватили левобережье Евфрата, и на север, в сторону Закавказья. При этом особое внимание уделялось организации подчиняемых территорий. Видимо, в ряде случаев сохранялась власть местных царьков, но одновременно назначались и представители центральной власти - начальники областей.

Ко времени Менуа относится, очевидно, и административная реформа - разделение Урартского государства на области, управляемые представителями центрального правительства.

Большим размахом отличалась и строительная деятельность Менуа. В районе столичного города Тушпы был проведен канал длиной около 70 км, причем в отдельных местах вода перебрасывалась по сложенным из камня акведукам, достигавшим в высоту 10-15 м. Помимо этого сооружения, именовавшегося в древности «канал Менуа», каналы проводились и в других районах царства.

Правление Аргишти

При сыне и преемнике Менуа Аргишти (786-764 гг. до н.э.) Урарту достигло зенита своего могущества. Урартские войска проникают в Северную Сирию, где склоняют на свою сторону местных правителей. На юго-востоке, включив в орбиту своего влияния Маннейское царство, урарты спускаются по горным долинам до бассейна Диалы, практически выходя к границам Вавилонии. В результате Ассирия оказывается как бы охваченной с трех сторон владениями Урарту и его союзников.

Важное значение придавал Аргишти и продвижению в Закавказье. Урартские войска доходят до Колхиды в Западной Грузии, форсируют Аракс и овладевают обширной территорией на его левобережье вплоть до оз. Севан. Во вновь присоединенных областях осуществляется обширная программа хозяйственно-строительной деятельности. Около Армавира в 776 г. до н.э. строится крупный городской центр Аргиштихинили. На месте современного Еревана в 782 г. до н.э. возводится другой город - Еребуни. В районе Аргиштихинили проводятся четыре канала, закладываются виноградники и фруктовые сады. В городах-крепостях устраиваются гигантские зернохранилища, где сосредоточиваются государственные запасы зерна. Политика создания второго важного экономического центра Урартской державы в Закавказье, в области, отдаленной от основного театра военных действий, полностью себя оправдала в ходе последующих событий. Дело своего отца продолжал сын Аргишти Сардури II (764-735 гг. до н.э.).

Вторжение Ассирии

Серебряная чаша с ритуальной сценой. Триалети. 2000-1500 гг. до н.э.

Однако в Ассирии происходит известная внутренняя стабилизация - к власти приходит Тиглагпаласар III, усиливший боевую мощь ассирийской армии. В 734 г. до н.э. вооруженные силы Ассирии вступают в сражение с возглавляемой Урарту коалицией в Северной Сирии около города Арпад. Союзники терпят поражение, и Сардури отступает на коренные земли своей державы. В 735 г. до н.э. Тиглатпаласар III наносит удар в самое сердце Урартского государства, в район оз. Ван. Ряд центральных районов был предан огню и мечу.

Укрепление государства царем Руса

Но борьба не была окончена. Царь Руса I (735-713 гг. до н.э.) стремился возродить могущество Урарту. Во внешней политике он старался избежать открытого противоборства с Ассирией, поддерживая вместе с тем всюду антиассирийские настроения. Проведение активной политики на юге затрудняло и вторжение кочевников-киммерийцев в северные области Урарту. Но урартские владения в Закавказье систематически расширялись, основывались новые города. Большие работы по созданию мощного хозяйственного комплекса осуществлялись Русой I в районе к северу от города Урмия. Не забывал царь и традиционный центр своего государства - район оз. Ван. Там было построено обширное водохранилище, появились виноградники и поля, возник новый город, названный Русахинили.

Новый удар Ассирии

Видя, с какой энергией Руса I укрепляет могущество Урарту, Ассирия поспешила с нанесением нового удара. Поход был тщательно подготовлен. В 714 г. до н.э. ассирийские войска, возглавляемые Саргоном II, двинулись в области к востоку от оз. Урмия против местных правителей, искусно натравливаемых на Ассирию урартским царем. Но и Руса I счел момент удобным для решающего сражения и попытался со своей армией зайти в тыл к армии Саргона II. Битва закончилась поражением урартов. В результате этого похода Урарту потерпело поражение в борьбе за политическую гегемонию в Передней Азии и уступило эту роль Ассирии.

Бомбовидный сосуд. Урарту. VIII в. до н.э.

Однако в дальнейшем обе стороны избегали прямых столкновений. В этих условиях Аргишти II (713-685 гг. до н. э.) направил свои походы на восток, достигая побережья Каспийского моря. Здесь продолжалась традиционная политика урартских царей - побежденные области не разорялись, а подчинялись на условиях выплаты дани. Аргишти II проводил ирригационные работы и в центральных областях Урартской державы - около оз. Ван. Это стабильное положение продолжалось и при Русе II (685-645 гг. до н.э.).

Приход скифов и конец независимости Урарту

Судя по всему, Русе II удалось заключить союз с киммерийцами, совместно с которыми он совершает успешные походы в Малую Азию. В Закавказье им проводятся большие ирригационные работы и строится упомянутый выше город Тейшебаини. Однако угроза урартскому могуществу крылась в новой силе - в скифских кочевых племенах, проникших в Переднюю Азию и создавших в 670-х гг. до н.э. собственное «царство». Скифы нанесли поражение союзникам Урарту - киммерийцам. Видимо, одновременно пострадал и ряд районов Урарту.

Ведь эти удары были тем более опасными, что они затрагивали глубокие тылы Урартской державы, оставшиеся практически недосягаемыми для ассирийской армии. Урарту заметно ослабевает и сдает свои прежде прочные позиции на международной арене. Строительная деятельность продолжается в Ванском районе и в Закавказье, но масштабы ее сокращаются. В начале VI в. до н.э. Урарту попадает в вассальную зависимость от нового могущественного государства древнего Востока - Мидии, а к 590 г. до н.э. прекращает свое существование как независимое государство.

Внутренняя жизнь Урарту

Чудище, служащее подножием для бога. Деталь трона урартского божества. Бронза, инкрустированная золотом. Русахинили. VIII-VII вв. до н.э.

Урартское государство уделяло большое внимание развитию экономики, особенно заботясь о проведении оросительных каналов и устройстве водохранилищ. Значительную роль в экономике играли царские хозяйства. При постройке Тейшебаини Руса II одновременно проводил канал и создал обширные сельскохозяйственные угодья. По ориентировочным подсчетам, зернохранилища и винные склады Тейшебаини были рассчитаны на продукцию, получаемую на территории в 4-5 тыс. га. По клинописным надписям, персонал царского хозяйства в Русахинили исчислялся в 5500 человек. В царских хозяйствах велась обработка продукции земледелия, работали ремесленные мастерские. Значительно меньшее значение имели храмовые хозяйства.

Строительство городов

Замечательными были достижения урартов в области культуры. История Урарту - это история урбанизации Закавказья. Территория городов обычно достаточно велика - от 200 до 300 га (Аргиштихинили даже 400-500 га). Города, как правило, создавались у подножия высоких холмов, вершины которых занимали цитадели. Планировка некоторых урартских городов имела регулярный характер, например, в Зернакитепе. Видимо, прямоугольная система планирования существовала и в Тейшебаини. Строители городов стремились к тому, чтобы границы городской застройки совпадали с естественными препятствиями (река, отвесные склоны холмов и т. д.). Оборонительные системы городов состояли из одной, чаще двух, а иногда и трех линий стен. Городские стены толщиной 3,5-4 м обычно были снабжены контрфорсами и массивными выступающими квадратными башнями.

Дворцовое строительство

Урартские дворцы были двух типов. Основу композиции дворца в Еребуни составляют два двора, вокруг которых находятся помещения различного назначения. Один из дворов окружен колоннадой, и вокруг него сгруппированы все важнейшие помещения дворца. Ядром дворцов второго типа являются колонные залы. Дворцовый комплекс западной цитадели Аргиштихинили делился на две части: парадно-жилую и хозяйственную. Центром парадной части являлся большой колонный зал (два ряда по десять колонн). Очень разнообразна храмовая архитектура Урарту. Храм бога Халди в Еребуни состоит из основного продолговатого зала с колонным портиком перед ним и двух квадратных помещений, одно из которых - башенное. Этот тип близок хуррито-митаннийским сооружениям. Наиболее распространен, однако, другой тип храма: квадратное в плане однокомнатное здание, возведенное на платформе, с угловыми выступами и шатрообразным перекрестием. Еще один тип храма известен только по воспроизведению на рельефе. Это знаменитый ассирийский рельеф, изображающий взятие Муцацира. Храм в Муцацире напоминает античные.

Скульптура и роспись

Кариатида. Деталь трона урартского божества. Хлам бога Халди. Урарту. Русахинили. VIII-VII вв. до н.э.

Монументальное искусство Урарту представлено каменными рельефами, круглой скульптурой, а также стенными росписями. Каменная скульптура делится на две четко различимые группы. К одной относятся памятники собственно урартской скульптуры, связанные с традициями искусства древнего Переднего Востока. Правда, находки этой скульптуры очень редки. Сохранилась, в частности, поврежденная статуя из серого базальта, найденная в Ване и изображающая, видимо, одного из первых урартских царей. Гораздо чаще встречается народная скульптура «традиционно-условного стиля», продолжающая традиции скульптуры эпохи бронзы. Монументальные рельефы лучше всего известны по находкам в Адылджевазе, где, видимо, была представлена процессия богов.

Наиболее изучена урартская настенная живопись. Живописные панно располагались в виде часто чередующихся горизонтальных полос- орнаментальных и изобразительных. Урартские росписи входят в общий круг переднеазиатской древней монументальной живописи. Для них характерны большая условность и каноничность, сказывающиеся в применении определенных стереотипов при изображении живых существ и растений, использование определенного, строго ограниченного набора тем (преобладают изображения божеств, царей, ритуальных сцен), очень сильная символичность, связывающая воедино как изобразительные, так и орнаментальные мотивы.

Прикладное искусство

Большого мастерства урарты достигли в прикладном искусстве, особенно в производстве художественных произведений из бронзы. Это достигалось, в частности, благодаря высокому техническому уровню урартской металлообработки.

Произведения урартской торевтики были чрезвычайно популярны. Их находки зафиксированы в Малой Азии (в частности, в Гордионе), на ряде островов Эгейского моря (Родос, Самос), в материковой Греции (Дельфы, Олимпия), даже в Этрурии. Яркими образцами искусства Урарту являются парадные щиты, шлемы, колчаны, служившие приношениями в храмы. Они были украшены рельефными сценами (изображения всадников, боевых , иногда встречаются и сакральные сцены). При раскопках найдено и большое количество золотых и серебряных украшений высокого художественного уровня.

Урартская культура сыграла исключительную роль в последующих судьбах культуры всего Переднего Востока. Наибольшие ее достижения были восприняты Мидией, затем Ахеменидским Ираном и широко распространились по всему Переднему и Среднему Востоку.

Новые государства в послеурартское время

В послеурартское время завершается становление классового общества и государственности еще в трех закавказских центрах: Колхиде, Иберии и Албании. Здесь, так же как и в историческом наследнике Урарту - древнеармянском царстве, к местным и древневосточным культурным традициям добавляется позднее мощный импульс, идущий со стороны античной цивилизации. Эта общая закономерность исторического и культурного развития осуществлялась в сложной политической ситуации образования и распада новых государств, военных походов и дипломатических союзов.

Стенная роспись с орнаментом. Урарту. Еребуни VIII в. до н.э.

Таким образом, в общих чертах периодизация цивилизаций Закавказья в настоящее время выглядит следующим образом:

  • в первые века I тыс. до н.э. здесь существует один центр государственности и классового общества - Урарту;
  • затем в зону становления государственности включается черноморское побережье Закавказья - древняя Колхида;
  • в эллинистическое время - остальные районы этого региона - Иберия (современная Восточная Грузия) и Кавказская Албания (области совр. Азербайджана и часть Дагестана).

Армения

Значительная часть бывших урартских владений вошла в состав Мидийской державы, а затем империи Ахеменидов. Они были включены в состав нескольких сатрапий, выплачивали центральному правительству налог, поставляя вооруженные контингенты в ахеменидскую армию. В рамках таких сатрапий в VI-V вв. до н.э. происходит формирование древнеармянской народности, постепенно включившей в свой состав потомков урартов и некоторых других племенных групп. Ахемениды широко привлекали к управлению местную знать. Вскоре правителями одной из сатрапий стали представители древнеармянской знати - Ервандиды (Оронтиды в греческой передаче). Культура и быт сатрапа и его окружения следовали ахеменидским образцам. В Еребуни урартские постройки были перепланированы таким образом, что образовали большой 30-колонный зал - местный отголосок царских парадных залов Персеполя и Суз. Расширяются культурные и торговые связи - при раскопках Еребуни найдены греческие монеты V в. до н.э. Древнеиранские религиозные представления, и в частности, видимо, зороастризм, оказывают значительное влияние на древнюю Армению. Однако массовая, народная культура во многом продолжает урартские традиции.

Зависимость Армении от Селевкидов и образование Софена

Столицей владений Ервандидов стал Армавир, расположенный на территории более раннего урартского центра. Сравнительно недолгой независимости Армении пришел конец в 220 г. до н.э., когда Антиох III присоединил это государство к так называемой Великой Армении, созданной им в рамках Селевкидского государства. Во II в. до н.э., в период ослабления этого государства, в областях к западу от оз. Ван образуется независимое государство Софена, во главе которого встал Зариадр (арм. Зарех), между Ваном и Севаном складывается другое государство, официально именовавшееся Арменией. Ее первым царем стал Арташес I (греч. Артаксий), основатель новой династии - Арташесидов. Сам Арташес I (189-161 гг. до н.э.) уделял много внимания благоустройству нового государства, при нем, в частности, была основана неподалеку от Армавира новая столица - Арташат.

Взлеты и падения Армении

Около 95 г. до н.э. парфяне способствовали вступлению на трон Арташесидов Тиграна II, однако он оказался умелым и дальновидным политиком и вскоре сам потеснил парфян. Начинается недолгий «взлет» древнеармянского царства. В Сирии Тигран II подчинил своей власти часть былых владений Селевкидов и к юго-западу от оз. Ван, в предгорьях Армянского Тавра, основал новую столицу - Тигранокерт, созданную по типу эллинистических греческих полисов. Титул «царь царей», который вскоре принимает Тигран II, был вполне закономерен - при нем Армения действительно превратилась в крупнейшую державу.

Однако общая обстановка в Передней Азии продолжала оставаться напряженной. Тигран II вынужден был уступить римскому натиску, и в 66 г. до н.э. в Арташате был подписан мирный договор с Помпеем. Границы «Великой Армении» были урезаны, «царь царей» признал себя «другом и союзником римского народа».

Успехи парфян, и в частности решительная победа над Крассом при Каррах в 53 г. до н.э., способствовали некоторому укреплению независимости армянского государства, но вскоре походы Антония вновь низвели страну до положения римского вассала.

Принятие христианства

Активизация Рима на востоке едва ли не в первую очередь сказывалась на Армении. В 114 г. н.э. при Траяне Армения, правда на короткий срок, вообще была объявлена римской провинцией. Многочисленные восстания и давление со стороны Парфии вынудили Адриана вывести римские гарнизоны, и со второй половины II в. н.э. Армения становится практически независимой. Сменившие Парфию Сасаниды пытались подчинить Армению, но встретили твердый отпор. Государство с древними традициями стремилось утвердить и идеологическую независимость, с чем было, в частности, связано принятие при Тиридате III (287-330 гг. н.э.) в качестве государственной религии христианства, начавшего распространяться в Закавказье со II в. н.э.

Армения в последние века до н.э. и первые века н.э. была страной высокой культуры. Яркий показатель этого - процесс урбанизации. Древнеармянские города были основаны по всем правилам эллинистического градостроительства. Характерна, в частности, регулярная планировка городских кварталов.

Культура древней Армении

Подъем градостроительства, естественно, способствовал и развитию архитектуры. Заимствовались передовые эллинистические и римские строительные приемы, типы построек. Широко известен храм в Гарни, недавно полностью восстановленный. Он представляет собой периптер (24 колонны) ионического ордера, стоящий на высоком подиуме. Крыша была двускатной, фасад украшен фронтоном. В ходе восстановительных работ было выяснено, что перекрытие наоса храма было сводчатым. Храм, видимо, был возведен в I в. н.э. и посвящен богу Михру. Очень интересна и баня Гарни, пол одного из помещений которой был украшен мозаикой.

Скульптура Армении характеризуется большим разнообразием. Здесь найдены и великолепные привозные произведения эллинистического ваяния, и очень простые, схематичные статуи - продолжение предшествующей народной традиции. Но наиболее популярным было художественное течение, представлявшее собой органичное слияние эллинских и местных художественных принципов.

Орнамент котла. Бронза. Урарту. VIII в. до н.э.

Ярким явлением была армянская коропластика. Найденные в Армавире и Арташате терракотовые статуэтки представляют собой женские и мужские фигурки, изображения всадников, музыкантов и т. д. Коропластика Армении напоминает коропластику Месопотамии парфянского времени, однако отличается рядом своеобразных и самобытных черт. Высоким был уровень металлообработки и связанных с ней отраслей искусства: торевтики и ювелирного дела.

Менее известна духовная жизнь Армении античного времени. Можно предполагать, что в этот период существовала значительная разница между характером культуры царского двора и верхушки господствующего класса, с одной стороны, и культурой основной части населения Армении - с другой. Если первые оказались весьма восприимчивыми к эллинистическим и парфянским культурным влияниям, то вторые оставались верными местным вековым традициям. В духовной культуре народа, видимо, важную роль играл героический эпос, отголоски которого сохранились у Мовсеса Хоренаци и в эпическом цикле о Давиде Сасунском.

Религия Армении характеризовалась синкретизмом, в ней слились воедино древние местные культы и иранские влияния.

Важнейшее место в пантеоне занимали божества Михр, Анаит и Вахагн. Цари стремились создать и широко распространить культ династии, который должен был служить средством объединения населения под властью армянских владык.

Колхида

Особое место в истории Закавказья занимала Колхида. История Колхиды в древности освещена античными письменными источниками, значительную информацию дают археологические исследования (особо необходимо отметить работы О. Д. Лордкипанидзе и Г. А. Лордкипанидзе), в последнее время сделаны и эпиграфические находки. В отличие от других областей этого региона она была более тесно связана с миром средиземноморских культур и в VI в. до н.э. стала объектом греческой колонизации.

Греческая колонизации

Проблема греческой колонизации в Колхиде - одна из наиболее дискуссионных в современной науке. Существует три точки зрения –

  • Некоторые ученые доказывали, что «модель» греческой колонизации в этом районе ничем не отличается, например, от северо-причерноморской, где греки создали свои полисы и освоили обширную сельскохозяйственную территорию.
  • Согласно другой точке зрения, греки, осевшие здесь, не создавали своих полисов, а поселялись в местных городах.
  • В последние годы все большим признанием пользуется третья точка зрения: греки создавали свои полисы на восточном побережье Черного моря, но их основной экономической базой было не сельское хозяйство (как у большинства «колониальных» полисов), а посредническая торговля.

Основным препятствием для широкой экспансии греков послужило то обстоятельство, что к моменту их прибытия в Колхиду здесь уже сложилось местное государственное образование. Одной из важнейших предпосылок возникновения его явилось бурное развитие производительных сил в эпоху раннего железного века. Колхида стала одним из важнейших центров металлургии железа. Резкая социальная дифференциация в Колхиде выявляется на материалах погребений. Так, только одна женская могила V в. до н.э. содержала свыше 1600 золотых изделий, включая великолепные диадемы с изображением львов, терзающих быка и газель.

Языческий храм. Гарни. I-II вв. н.э.

Экономика

Поселения городского типа складываются и в материковой части, вдали от побережья (Вани и др.). Основой расцвета Колхиды были разнообразные ремесла и развитая торговля. Особенным совершенством отличались изделия местных мастеров из железа и золота. Недаром в античном мире утвердилось представление о Колхиде как о стране «золотого руна»; приключения аргонавтов, прибывших за ним в Колхиду,- одна из популярнейших тем греческого эпоса.

На вывоз производились лен и пенька, и, как специально отмечали античные географы, в частности Страбон, страна была «замечательна всем необходимым для кораблестроения». Торговля была не только местной, но и транзитной, и считалось, что в Диоскуриаде сходились для торговли представители 70 племен и народностей. С этим обстоятельством было связано и раннее развитие денежного обращения. На побережье были широко распространены монеты различных греческих городов, а во внутренних районах Колхиды преобладали монеты местного выпуска, названные современными исследователями «колхидками». На этих монетах на одной стороне изображен бюст правителя, а на другой - голова быка. Выпуск «колхидок» в V - первой половине III в. до н.э. свидетельствует о развитых товарно-денежных отношениях и, по мнению ряда ученых, о существовании самостоятельного колхидского государства. К III в. до н.э. относятся золотые монеты, чеканенные от имени местного царя Ака. В административном отношении Колхида делилась на ряд провинций, во главе которых стояли лица, носившие титул скептухов («скипетроносцев»).

Наиболее примечательной чертой культуры древней Колхиды было взаимодействие коренной и греческой традиций. В прибрежных центрах, а, возможно, также и в Вани работали греческие мастера-ремесленники из Синопа, Гераклеи и других центров. При раскопках в Вани обнаружено много греческих амфор и иные привозные изделия. В Колхиду поступали и высокохудожественные произведения античного искусства: расписная керамика, мраморная скульптура и т. д.

Градостроительство

Важнейшие материалы для суждения о характере культуры Колхиды дали раскопки Вани. Город состоял из двух частей: «акрополя», расположенного на треугольном в плане высоком холме, и «нижнего города», лежавшего в месте слияния рек Сулори и Риони. Акрополь был прекрасно укреплен. Система его укреплений свидетельствует о глубоком знании передовых тогда принципов эллинистической фортификации. Вместе с тем заметны и местные черты - у городских ворот с наружной стороны располагалась статуя богини-хранительницы города.

Золотые серьги. Колхида. V в. до н.э.

На территории акрополя открыто несколько сооружений. Изучение архитектурных памятников Вани показывает, что местные зодчие были хорошо знакомы с достижениями эллинистической архитектуры и градостроительства. Влияние греческой архитектуры в первую очередь сказывается в строительной технике (рустованные блоки, широкое использование кровельной черепицы, мозаичные полы). Внедряются также элементы ордерной архитектуры (базы аттического профиля, капители коринфского ордера, архитравы, симы в виде голов львов, кессонные потолки).

Внедрение элементов греческого ордера, однако, не меняло сущности местной архитектуры. Ордер воспринимался как декоративная система, сами же конструкции оставались традиционными. Особенно показательны в этом отношении башнеобразные святилища, восходящие к древним местным прототипам.

Колхида была центром своеобразной области искусства. Здесь зафиксировано наличие каменной и бронзовой скульптуры, найдены небольшие статуэтки, в том числе и серебряные, встречаются памятники коропластики, торевтики, глиптики. Для всех сфер искусства характерно слияние местных и греческих художественных традиций.

Зависимость от Рима

По мере распространения влияния Рима на востоке в орбиту его воздействия попадает и Колхида. Включенная в состав владений Митридата VI Понтийского, она после поражения этого ярого врага римлян попадает в зависимость от победителей. В прибрежных городах располагаются римские гарнизоны. В 63 г. до н.э. Помпей утверждает «царем колхов» некоего Аристарха, чеканившего собственную монету. В I в. н.э. прибрежные области, именуемые Полемоновский Понт, образуют римскую провинцию.

Вскоре Колхида включается в состав римской провинции Каппадокия.

Ранние государства в Грузии

В III-IV вв. н.э. Западная Грузия в античных источниках именуется Лазикой, хотя местные жители называли свою страну Эгриси. Столицей был Археополь. С начала IV в. здесь распространяется христианство.

Иберия

Важным и своеобразным государственным образованием Закавказья античной эпохи была Иберия. Иберией греко-римские авторы называли Восточно-грузинское царство античной эпохи (III в. до н.э. - III-IV вв. н.э.). Средневековые грузинские источники именуют его Картли. Иберия занимала главным образом нынешнюю Восточную и Южную Грузию. Однако с течением времени она смогла овладеть и некоторыми районами Колхиды. История Иберии известна нам по сообщениям античных авторов, немногочисленным надписям. Но в последние десятилетия проводились широкие по масштабам археологические работы, давшие новый богатейший материал, который активно изучается (очень интересными в этой связи представляются исследования Г. А. Меликишвили, О. Д. Лордкипанидзе, А. В. Бохочадзе, Ю. М. Гагошидзе).

В эллинистическую эпоху происходило формирование и укрепление государства в Иберии. Интересный храмовый комплекс того времени (II-I вв. до н.э.) исследован в местности, называемой Дедоплис-Миндори. Раскопками выявлена грандиозная система одновременных построек, представляющих собой прямоугольник площадью около 6 га, обнесенный стеной. Продольной осью он ориентирован по линии север - юг. В южной части комплекса находился главный храм (46×30 м.) - четырехколонный квадратный зал с четырехугольной платформой для алтаря в центре. Зал и ведущий к нему обширный портик с трех сторон окружены системой коридоров. К основному прямоугольнику храма с севера примыкает помещение типа айвана - открытый портик с двумя колоннами. В 90 м к северу от главного храма расположен малый храм.

Строго симметрично по отношению к храмам находятся восточные и западные ворота, представляющие собой обширные пропилеи с шестью колоннами, состоящими из двух неравных портиков - наружного и внутреннего.

Исследователи (в частности, руководитель раскопок Ю. М. Гагошидзе) считают, что данный обширный храмовый комплекс был посвящен богам маздеистского круга, в значительной мере слившимся с древними местными грузинскими астральными божествами, и что главный храм был посвящен божеству типа авестийской Ардвисуры Анахиты.

Археологические исследования последних десятилетий позволили судить о характере городов Иберии в первые века нашей эры. Согласно древнегрузинской исторической традиции, сохранившейся у Леонтия Мровели, первый царь Иберии - Парнаваз - начал строить свою резиденцию на горе Армази, где воздвиг также «идола» (т. е. статую) в свою честь. Согласно той же традиции, последующие цари продолжали здесь строительство. Гора превратилась в акрополь. Грузинская традиция согласуется с данными таких античных авторов, как Страбон и Плиний Младший. Этот город локализуется на холме Багинети. Археологические раскопки обнаружили оборонительные стены, дворцовые и общественные сооружения, гробницы. Археологи вскрыли руины еще целого ряда городов Иберии (в Саркине, Дзалиси, Урбниси и др.). Существовали и так называемые пещерные города, например Уплисцихе.

Здания дворцового типа открыты в Багинети, Армазисхави, Дзалиси. В нескольких местах обнаружены термы с типично римским устройством. Архитектура Иберии достигла очень высокого уровня развития. Уже в ранних центрах (например, в Самадло) применялся такой сложный прием, как террасирование склонов холма. В строительстве зданий правилом было сочетание камня и сырцового кирпича; с первых же веков нашей эры, особенно при сооружении терм,- обожженный кирпич. Широко использовалась черепица. В архитектуре Иберии были популярны колонные конструкции и торовидные базы.

Особое внимание привлекают мозаики, среди которых наиболее интересны панно из Дзалиси. В термах представлены растительные сюжеты, изображения рыбы, дельфина, раковины. В дворцовом же помещении - великолепные по качеству мозаичные сцены с изображением Диониса и Ариадны, различных персонажей дионисийского круга, богатый растительный и геометрический орнамент, пояснительные надписи.

Золотая диадема. Колхида. V в. до н.э.

Дионис и дионисийский культ были весьма популярны в Иберии. Об этом свидетельствуют многие находки произведений искусства. Так, например, при раскопках Саркине были обнаружены прекрасного качества терракотовые маски, изображающие Диониса и Ариадну, и статуэтки дионисийского круга. Вполне вероятно, что терракотовые маски служили для украшения интерьера какого-то здания и подвешивались на стене в один ряд: об этом свидетельствуют небольшие дырочки для шнура. В Иберии развивались также торевтика, глиптика, ювелирное дело.

Кавказская Албания

Кавказская Албания располагалась дальше от центров греко-римского мира, нежели другие области Закавказья, и поэтому в трудах античных авторов ее история и культура нашли слабое освещение. Почти полностью отсутствуют и эпиграфические материалы. В силу этого особое значение приобретают археологические находки. Среди довольно многочисленных исследований по истории Кавказской Албании особое место занимают труды К. В. Тревер, И. Г. Алиева, И. А. Бабаева, Дж. А. Халилова и др.

Проблема времени формирования государственности и классового общества на территории Кавказской Албании все еще остается дискуссионной, однако можно считать, что упомянутый процесс завершается в эллинистическую эпоху. Албания менее других стран Закавказья была задета римской экспансией, хотя римляне проникали сюда и в I в. до н.э. (походы Помпея), и позднее. Одним из свидетельств этого является составленная от имени центуриона XII легиона латинская надпись конца I в. н.э., найденная в горах Гобустана, неподалеку от Баку. Позднее в Кавказской Албании власть захватила династия Аршакидов. Албания в той или иной степени была вовлечена в римско-парфянское противоборство в Закавказье.

Появление городов

Предпосылки для возникновения городов в Албании сложились к середине I тыс. до н.э. В I в. н.э. крупнейшим городским центром и столицей страны стала Кабала. Археологические исследования показали, что общая площадь города достигала 50 га. Кроме того, городские центры античного времени зафиксированы в Шемахе, Мингечауре, Тазакенте и в северной части страны, на территории Дагестана (Дербент и др.).

В ходе раскопок, например, в Кабале исследовались рядовые жилища и здания общественного назначения. В строительстве использовались дерево, кирпич-сырец, камень. Популярными при возведении крупных зданий были колонны, базы которых обычно делались из камня, а стволы - из дерева. Богатые жилые дома, а также общественные сооружения покрывались черепицей. В Албании развивалось сельское хозяйство, ремесло, торговля. Средством обращения служила местная монета - подражание драхмам Александра Македонского. Время начала чеканки этих монет остается пока объектом дискуссий.

Скульптура

Популярным видом искусства являлась скульптура. Найден ряд очень условно выполненных статуй, несомненно восходящих по своим приемам к древним прототипам. По всей видимости, они носят культовый характер. Довольно широко распространены мелкие бронзовые скульптуры. Необычайно изящна фигурная керамика. Гончары древности придавали сосудам антропоморфные и зооморфные формы в виде козла, петуха, оленя, быка и т. д. Антропоморфные сосуды встречаются только в районе Шемахи. Параллельно развивалась и коропластика. Наиболее популярными были изображения обнаженных женщин. При раскопках Кабалы найдена большая коллекция глиняных булл с изображениями как эллинистического (Геракл), так и местного типа (всадники, различные животные). Из Римской империи в Кавказскую Албанию проникали стекло, бронзовые сосуды, украшения и т. д.

Религия

Значительную роль в жизни Албании играла религия. Верховная триада богов включала, по свидетельству Страбона, Селену, Гелиоса и Зевса (Страбон называет греческие эквиваленты местных божеств). Верховный жрец - второе лицо в государстве после царя, «он стоит во главе большой и густонаселенной священной области, а также распоряжается рабами храма».

Значение цивилизаций Закавказья

Древние цивилизации Закавказья, при всем своеобразии каждой из них, обладали и рядом сходных черт, порожденных как близостью социально-экономического строя, так и общностью исторических судеб и длительными взаимными контактами. Они прошли долгий путь исторического развития, взаимодействуя сначала с древневосточными цивилизациями, затем с эллинистическим миром и, наконец, с Римской империей и Парфянским (а затем Сасанидским) Ираном. История возложила на них задачу огромной важности - они служили цивилизациям Переднего Востока надежным щитом с севера, прикрывая их от многочисленных и воинственных кочевых племен, обитавших в степях за Кавказским хребтом и неоднократно совершавших походы на юг.

Подвергаясь постоянному давлению как с юга, так и с севера, народы Закавказья тем не менее смогли создать, сохранить и развить свои глубоко своеобразные цивилизации, в которых органически слились как древнейшие культурные традиции, так и внешние влияния, которые были освоены и переработаны таким образом, что стали важным составным элементом в общей сокровищнице мировой культуры.

Жизненность культурных традиций - одна из самых поразительных и ярких особенностей цивилизаций, сложившихся в древности в Закавказье.


Население

Государство Урарту находилось на большом нагорье, расположенном между Малой Азией, северо-западной окраиной Ирана и Северным Двуречьем. Таким образом, в состав Урарту входили довольно значительные области Закавказья - территории Армянской ССР и Южной Грузии. Восточная часть Урарту была расположена между тремя большими озёрами - Ваном, Урмией и Севаном (Гокча). Северная часть Урарту находилась в бассейне Аракса и южных притоков Куры.

Территория Урарту со всех сторон была защищена горными хребтами и поэтому представляла естественные удобства для успешной защиты населения от набегов соседних племён и грабительских завоевательных походов, главным образом - ассирийских царей. Природные условия этой страны довольно разнообразны. Вся территория перерезана многочисленными горными кряжами, достигающими обычно высоты 2000-4000 м. Над ними возвышаются отдельные массивы и вершины, покрытые вечным снегом (Большой Арарат - 5156 м). Перевалы через эти горные цепи расположены довольно высоко и зимой часто бывают покрыты снегом. На Среднем Кавказе только очень немногие перевалы расположены ниже 3 тыс. м.

Горы покрыты лугами, а отчасти лесом, причём верхняя граница леса проходит на довольно большой высоте, приблизительно от 2500 до 2600 м над уровнем моря. Так, в районе Арарата леса встречаются на высоте до 2 500 м. Долины больших рек - Аракса и Арацани - местами расширяются до довольно значительных плодородных низменностей (Араратская равнина, Мушская низменность). Некоторые нагорья представляют собой степи, кое-где переходящие в полупустыни. Эти большие территории, несмотря на наличие родников, почти лишены растительности и малоплодородны. Но в тех местах, где население создало оросительную систему, почва даёт возможность людям заниматься земледелием. Отличительной чертой природы Армянского нагорья является наличие ряда озёр, среди которых озёра Урмия и Ван не имеют стока и потому обладают солёной водой (вода Урмийского озера имеет 14-23% соли). Озеро Севан (Гокча) лежит на большой высоте; имея сток, оно отличается своей пресной водой и изобилует рыбой. Основные естественные богатства Урарту - камень, лес и металлы. Особенное значение имели месторождения меди, железа, свинца и олова, которые обусловили высокое развитие металлургии.

Во втором тысячелетии до н.э. на территории Закавказья и прилегающих областей Малой Азии, Северного Двуречья и горных районов к северо-востоку от Тигра жили племена, которые входили в семью древнейших народов северной части Передней Азии. Эти племена были родственны протохеттам и хурритам. В ассирийских надписях встречается целый ряд названий, служивших для обозначения горной страны, расположенной к северу и северо-востоку от собственно Ассирии, и тех многочисленных племён, которые населяли. Чаще всего упоминаются названия “Наири” и “Уруатри” (Урарту), которые охватывали обширные территории и ряд племён, объединённых в союзы. Возможно, что название “Наири” родственно тому слову “Нахарина”, при помощи которого египтяне и семитские племена Сирии и Палестины обозначали “страну рек”, лежавшую к северо-востоку от среднего течения Евфрата.

Урарты образовали союз племён Уруатри, который затем превратился в могущественное государство Урарту. Реакционные буржуазные историки утверждают, что урарты пришли с запада в результате большого переселения (миграции) народов. Однако эта теория миграции не может быть доказана на основании документов. В надписях не сохранилось каких-либо прямых и точных данных о легендарной “прародине” урартов, расположенной к западу или где-либо вдали от Закавказья. С другой стороны, древние и современные географические названия гор, озёр и племён Закавказья восходят к глубокой урартской древности. Так, например, название горы Арарат и племён алародийцев, упоминаемых древнегреческими писателями, очевидно, связано с названием страны Урарту и племени урартов. Древнее название страны Биайна сохранилось в обозначении озера Ван. Возможно, что в районе Эрзерума и верховьев Евфрата жило близкое к урартам племя диаухов, которое древнегреческие историки, как, например, Ксенофонт, называли таохами. Таким образом, урартские племена были исконным населением Закавказья, прочно обитавшим на этой территории с глубокой древности.

Хозяйственная жизнь, племенные союзы, древнейшие государства (диаухов, урартов, манейцев), культура, религия и язык древних урартов были, несомненно, связаны с жизнью соседних народов, хеттов, хурритов и, главным образом, древнейших народов Закавказья. Об этом ясно говорят как надписи, так в особенности археологические памятники, например расписная керамика из Кизыл-Ванка, которые указывают на то, что в Закавказье со времён глубокой древности жили племена в условиях оседлого земледельческого быта. Однако вся культура урартов носила ярко выраженный самобытный характер и развивалась вполне самостоятельно.

Племена урартов, весьма возможно, были родственны племенам, населявшим северную часть Передней Азии в более позднее время. Советские учёные в своих исследованиях показали, что армяне являются потомками и наследниками одного из племён, населявших Закавказье в последний период существования Урартского государства, решительно отвергнув утверждения буржуазных историков, доказывавших приход армян в Закавказье из Западной Европы. В различных районах Грузинской ССР и в значительной степени в Армении были найдены развалины урартских поселений, урартские надписи и памятники материальной культуры, которые ясно указывают на то, что культура современных народов Закавказья в своих древнейших истоках восходит к урартской эпохе. Весьма возможно, что предками древних армян и грузин были племена, родственные и близкие древним урартам.

Язык и культура урартов оказали влияние на соседние народы, а также на те народы, которые населяли впоследствии территорию государства Урарту. Ассирийцы заимствовали некоторые урартские слова. Наречия армян, живущих доныне около озёр Ван и Урмия, сохранили некоторую близость к фонетическому строю урартского языка. Одновременно с этим установлено родство урартского языка с картвельскими языками, на которых до сих пор говорит население Грузии. Современные языки народов Закавказья восходят к периоду родового строя. В это время возникает основной словарный состав и грамматический строй языков древнейших народов Закавказья, близких и родственных урартским племенам. Таким образом, на территории СССР находился древний очаг своеобразной и вполне самобытной культуры, созданной творчеством урартского и родственных ему народов Закавказья, входивших в группу древнейших народов северной части Передней Азии.




Top