Древние ольмеки история и проблематика исследований. Ольмеки

Как цивилизация, ольмеки зародились около трех тысяч лет назад. Археологические находки, безусловно, дают подтверждение их существованию, однако, учеными так и не разгаданы тайны ни их происхождения, ни гибели. Обитали ольмеки на современном побережье Мексиканского залива. Считается, что эта индейская империя была наиболее ранней культурой Центральной Америки. В легендах находят подтверждение, что ольмеки были прародителями других мезо-американских цивилизаций.

Культура древней цивилизации

В переводе с языка майя, из исторических хроник которого взято наименование "ольмеки", буквально означает "жители страны каучука".

На протяжении нескольких сотен лет данная цивилизация развивала научные знания. Просуществовав достаточно недолго, они смогли развить науки до небывалых высот. К ее изобретениям относится календарь ольмеков на основе уникальных представлений о математике и астрономии. Строился он исходя из цикличности вселенной, включая в себя длинные эпохи в 5000 лет, а также знания о циклах и других планет, продолжительности суток и года. Он являлся прообразом знаменитого календаря майя, также интерпретировавшего астрономические явления. К сожалению, практически не сохранилось культурное богатейшее и мифологическое наследие, венцом которого считается : ольмеки перешли от поклонения различным тотемным животным к почитанию богов – человекоподобных образов, являющихся воплощением сил природы.

Гигантские каменные головы людей с негроидными чертами лица и весом по 30 тонн каждая были обнаружены, начиная с 1930 года. Высеченные из монолитного базальта, они имеет идеальные пропорции, обработаны с высочайшей точностью и имеют тщательно выведенные черты лица. Скульптуры покоятся на площадке из необработанных каменных пластов. Ученые в процессе исследования пришли к выводу, что головы были высечены около 1500 года до нашей эры, а, возможно и ранее. Специалисты утверждают, что это образы идолов, память о великих мастерах того времени, которую создала ольмекская цивилизация. Ольмеки равнялись и следовали установленным порядкам дальнейшие индейские племена.

Однако, как уже было сказано, не осталось доказательств эволюции этой загадочной цивилизации: каких-либо рисунков, записей или просто вещей. Напрашивается вывод о том, что данная цивилизация появилась из ниоткуда полностью сложившейся. Ученые буквально по крупицам разыскивают и пытаются структурировать информацию об их социальной организации, мифологии, ритуалах. Все-таки удалось обнаружить, что ольмеки были сельскохозяйственной, как и все более поздние культуры Древней Америки, цивилизацией. Также сферами их деятельности были рыболовство и земледелие, что позволяло им процветать. Время и история беспощадно уничтожили индейское достояние. Неизвестна ни языковая, ни этническая принадлежность ольмеков, только гипотезы. Найденные же и исследованные архитектурные конструкции говорят о том, что ольмеки были замечательными инженерами.

Культ ягуара

Считается, что именно представители этой цивилизации первыми стали поклоняться ягуару. Позднее этот культ встречается и среди других древнейших цивилизаций как Центральной, так и Северной и Южной Америки. Ягуара чтили как покровителя земледелия, считая, что он невольно способствовал сохранению посевов, распугивая других животных, предпочитающих растительный рацион. У продревних народов этот хищник считался хозяином Вселенной, и соответственно, обожествлялся. Культ, посвященный этому верховному божеству, стал абсолютно новой мифологической системой. Ольмеки всех своих богов представляли в образе ягуара. Это животное олицетворяло силу, царственность и независимость, стало плодородия и природных явлений и, что немаловажно, был проводником в мир , так как вел преимущественно ночной образ жизни.

Сами ольмеки приравнивали себя к ягуару, согласно легенде о союзе ягуара-божества с земной женщиной. В гигантских скульптурах был запечатлен образ, в котором присутствовали как черты свирепого ягуара, так черты плачущего ребенка.

Существует легенда, дошедшая до наших дней о появлении первых ягуаров. В одном селении жила женщина и было у нее двое сыновей. Один из них был хорошим охотником, другой – хитрым и предприимчивым. Так вот он сделал маску свирепого животного, раскрасил ее и стал в ней охотиться. Затем, принося добычу в хижину, снимал маску и вонзал стрелу в тушу. Другой брат решил разузнать, в чем же тут дело. Проследил и сделал все то же самое, а потом решил пойти по деревне, наводя страх на ее жителей. И тут случилось невероятное – маска приросла к нему. Брат-охотник пришел в ярость и растерзал всех жителей селения, кроме своей матери. Она и уговорила уйти его жить в лес. Этот сын и стал родоначальником других ягуаров, которые порой могли оборачиваться в людей и обратно. же была общей и боги, властвовавшие над людьми и ягуарами - тоже.

Также ягуар-оборотень представлялся божеством дождя, одним из самых известных богов того времени. Шаманы использовали облик ягуара в тотемах. Считалось, что тотем символизирует леса. Не всем шаманам подчинялся такой тотем. Только сильный и могущественный шаман мог трансформироваться в ритуальном танце в животное и имел возможность его контролировать. Также шаманы умели излечивать болезни, приносить удачу на охоте и доже предсказывать будущее. С тех самых прадавних времен людей-ягуаров просто панически боялись. Появился таинственный культ, связанный с возможным перевоплощением, последователей которого жестоко клеймили специальной иглой, следы от нее были похожи на следы от когтей животного.

Некоторым образом с ягуаром была связана еще одна легенда. В одном из племен совершенно чудесным образом забеременела молодая незамужняя девушка. Старейшины племени не поверили в чудо и искали того, кто должен понести наказание за совращение. Однако самый старый и наимудрейший старейшина подтвердил чудесное зачатие от самих небес – удара молнии. Все стали с нетерпением ждать рождения священных детей. Но однажды случилась беда, на девушку напал ягуар и разорвал ее, но дети успели родиться, они упали в реку. Бабушка Ягуаров, а это была именно она, нашла малышей и вырастила их в искупление за то, что убила их мать. Она назвала тех необыкновенных малышей Солнце и . Дети выросли и стали родоначальниками нового племени – появились ольмеки.

Цивилизация со временем исчезла, ее мифологические образы поглотили майя – следующая великая цивилизация. У них ягуар – божество стал покровителем еще войне и охоте. Царские майяйские династии считали это животное священным предком. Самыми популярными именами у них были Ягуар-Кедр, Ягуар-Ночь, Темный Ягуар. Вожди носили шкуры ягуаров, как верховной власти, и шлемы в форме голов этого зверя. Представители другой могущественной цивилизации – ацтеки верили, что первой из четырех эпох Вселенной была эра ягуаров, истребивших населявших в то время землю великанов. Были и храмы, посвященные богу-Ягуару, чья пятнистая шкура напоминала небесный звездный узор.

В мифологии ольмеков были также и другие мотивы - обретение маиса, здесь бог это благодетель человечества, добывает спрятанные в горах зёрна маиса. Развивается мотив о противоборстве старого бога с божеством маиса.

К сожалению, теория о том, что ольмеки являются структурной цивилизацией не подтверждено фактически, а есть изложением догадок специалистов. Но и по тем немногим данным, дошедших до нас через тысячи лет, можно предположить, что данная цивилизация не исчезла бесследно - ее наследие было усвоено и поглощено последующими великим цивилизациями майя и ацтеков.

Поделись статьей с друзьями!

    Легендарная цивилизация. Ольмеки

    https://сайт/wp-content/uploads/2015/04/olmec-heads-1-150x150.jpg

    Как цивилизация, ольмеки зародились около трех тысяч лет назад. Археологические находки, безусловно, дают подтверждение их существованию, однако, учеными так и не разгаданы тайны ни их происхождения, ни гибели. Обитали ольмеки на современном побережье Мексиканского залива. Считается, что эта индейская империя была наиболее ранней культурой Центральной Америки. В легендах находят подтверждение, что ольмеки были прародителями других...

Три тысячи лет назад на берегах Мексиканского залива зародилась индейская империя известная как ольмекская цивилизация. Само имя - “ольмеки ”, что с ацтекского языка переводится как “каучуковые люди” было дано древнему народу в четь небольшой области, располагающейся все там же, на побережье Мексиканского залива, где производился каучук. Ольмекская цивилизация на протяжении нескольких столетий развивала научные знания, изобретя календарь ольмеков , сформировав собственные представления о математике и астрономии, и оставив своим потомкам богатейшее мифологическое и культурное наследие, к сожалению, практически несохранившееся. Венцом цивилизации считается и религия ольмеков , которая за столетия до образования культур майя и ацтеков сумела перейти от поклонения тотемным животным, к почитанию богов, являющихся воплощениями сил природы. Известный факт, что ольмеки-боги стали первыми человекоподобными божествами в истории американского континента.

Календарь ольмеков и другие, исчезнувшие знания древнего государства.

Древняя ольмекская цивилизация, берущая свое начало еще во втором тысячелетии до рождества Христова, исчезла приблизительно в 50-100 годах нашей эры, что за полторы тысячи лет до появления испанцев у берегов Америки. За недолгий срок своего существования индейцы сумели до небывалых высот развить науки, в конечном итоге изобретя календарь ольмеков, собственную сложнейшую календарную систему, основывающуюся на астрономических знаниях.

Как не трудно догадаться ольмекская цивилизация является древнейшей народностью на территории Центральной, Южной и Северной Америки. Не зря ольмекские индейцы, создавшие календарь ольмеков, считаются праотцами всех народностей центральной Америки, а ольмекская культура является основоположницей мод и порядков, на которые равнялись и которым подражали все без исключения индейские племена. К слову о порядках и календарной системе древнего народа. Календарь ольмеков , по сути, является предшественником знаменитейшего майянского календаря. Он точно так же строился на цикличности вселенной, содержал в себе эпохи долгого счета протяженностью приблизительно в 5 тысяч лет, знания о продолжительности земных суток, года, циклах луны и Венеры. Календарь ольмеков является первой летописной системой, сумевшей интерпретировать астрономические явления под свои нужды. Ольмеки, календарь долгого счета, созданный ими - уникальное и неповторимое явление не только для американской, но и для мировой истории.

Религия ольмеков - мифологические знания древнего народа.

Но, что же жители древней империи, чем они запомнились еще кроме как своими научными знаниями? Располагает культура и религия ольмеков и еще одной визитной карточкой, а именно гигантским каменным головам, изображающим африканцев. Эти структуры позволяют предполагать, кто такие ольмеки, как они жили и каких верований придерживались.

Скульптуры невероятных размеров, весящие около 30 тонн каждая, изображают головы людей с негроидными чертами лица. Религия ольмеков создала практически портретные изображения жителей Африки. Мочки ушей проколоты, лица прорезаны глубокими морщинами. Уголки толстых, не свойственных индейцам губ, загнуты вниз.

Первая каменная голова была обнаружена в 1930 году американским археологом Мэтью Стирлингом. В своем отчете ученый писал: “Мексика, ольмеки , их искусство - удивительны. Голова высечена из каменного монолита, предположительно базальта. Скульптура покоилась на площадке из необработанных каменных пластов. Освобожденная от грязи, песка и оков земли, голова имеет довольно пугающий вид. Несмотря на размеры, скульптура филигранно обработана, ее пропорции идеальны, а черты лица выведены тщательно. Уникальная черта головы, отличающая от ее от других скульптур индейцев, - реализм”.

Ученые практически полностью уверены в сроках изготовления голов, приблизительно 1000-1500 года до нашей эры, что совпадает с эпохой расцвета ольмекского государства. Сроки были определены при помощи кусочков угля, обнаруженных на головах и неподалеку от них, но это лишь возраст самих угольков. Вполне возможно, что каменные головы были созданы гораздо раньше. Специалисты смело предполагают о религиозной принадлежности величественных скульптур. “Каменные головы - это лики древних богов, которых породила религия ольмеков ” - утверждают исследователи. Считается, что таким образом ольмекские индейцы увековечивали память о своих идолах и о себе, как о великих мастерах.

Ольмеки - невидимое наследие древнего народа.

Удивительно, но ольмеки практически не оставили после себя письменных или каких-либо других вещественных доказательств, подтверждающих высокое развитие этой цивилизации. Ученые уже не первый год рыщут в поисках наследия и признаков эволюции этой древнейшей народности. Но, все без толку. Буквально разобрав по камню все места обитания ольмеков у археологов сложилось впечатление, будто этот народ появился из ниоткуда, как уже полностью устоявшийся. Может быть причиной всему молниеносный закат империи, как это случилось с майя, а может особенности влажного климата Мексиканского залива. Кто знает?!

Ольмеки - структурная цивилизация. Однако, у науки в распоряжении не имеется фактов подтверждающих данную теорию, лишь догадки специалистов. Нам практически ничего не известно ни о социальной организации ольмеков, ни об их религии, ни о мифологии, ни о ритуалах этого исчезнувшего народа. Известно лишь то, что ольмеки, как и более поздние народы майя и ацтеков, усиленно практиковали жертвоприношения.

Догадки исследователей и те немногие крупицы информации, что все-таки удалось обнаружить, говорят о том, что ольмеки были такой же сельскохозяйственной цивилизаций “кукурузной народностью”, как и все более поздние культуры Мезоамерики. Основополагающими сферами жизнедеятельности, позволявшими ольмекам процветать, являлись земледелие и рыбный промысел.

Загадкой остается и то, на каком языке говорили , или к какой этнической группе они принадлежали. Существуют гипотезы о принадлежности индейцев ольмеков к майянской языковой группе, но опять же, это всего лишь гипотезы. Время и история были беспощадны по отношению к наследию ольмеков. Не лучшим образом на общей картине отразилась и испанская конкиста, во времена которой индейское достояние безжалостно уничтожалось.

Что радует, так это архитектура древнего народа. Ольмеки строили прочные и долговечные конструкции. Да, пусть в не большом количестве и далеко не в первозданном виде, однако до наших дней все же дошли их сооружения. Платформы, статуи и руины, некогда являвшиеся пирамидами и дворцовыми комплексами, говорят о том, что ольмеки для своего времени являлись превосходными инженерами и архитекторами. Индейцы выбивали из скал каменные блоки и высекали из них массивные скульптуры.

Ольмеки прекратили свое существование в начале нашей эры. Однако, даже по тем немногим данным, дошедшим до нас спустя 2 тысячи лет, можно судить, что Ольмеки, культура, лунный календарь, не исчезли, а были органично поглощены и усвоены цивилизациями майя и ацтеков.

Первая великая культура Центральной Америки возникла в заболоченных джунглях на юге . За 1250 лет до н. э. люди стали возводить величественные культовые центры там, где были только жалкие деревушки. Еще больше удивляют сохранившиеся каменные скульптуры, украшавшие эти центры.

Ольмеки – это название племени, упоминающееся в ацтекских исторических хрониках.

Именно про ольмеков мы и расскажем вам сейчас.

Сан-Лоренсо, первый церемониальный центр, был построен на огромном насыпном холме высотой 45 м (как 15-этажный дом). На этом уровне строители создали дополнительные земляные насыпи, сгруппированные вокруг прямоугольных дворов.

Во дворах были установлены огромные головы, высеченные из камня; самая большая – 3,4 м в высоту и 20 т весом.

Поскольку ольмеки не знали колесного транспорта, каменные глыбы, из которых изготавливались скульптуры, доставлялись на плотах с гор, находившихся в 80 км. Затем они обрабатывались каменными орудиями, т. к. металлов ольмеки тоже еще не использовали.

Ученые считают, что эти скульптуры могли быть изображениями умерших правителей. На некоторые головы «надеты» шлемы, очень похожие на те, которые используют игроки в американский футбол.

Эта параллель может быть неслучайной – известно, что ольмеки выдумали ритуальную игру с мячом; впоследствии ее переняли все цивилизации Центральной Америки.

Игрокам запрещалось касаться мяча кистями рук и ступнями, и они действовали локтями, голенями и бедрами. Судя по тому, что статуэтки, украшения и другие изделия находили как на севере Мексики, так и в Сальвадоре и Коста-Рике, ольмеки вели широкую торговлю по всей Центральной Америке.

Зародившись в пронизанных болотными испарениями дождевых лесах возле Мексиканского залива, культура ольмеков распространилась за несколько веков на почти всю территорию современной Мексики, Гватемалы, Гондураса и Сальвадора.

Кроме ремесленников и торговцев в их обществе, по-видимому, существовало богатое правящее сословие и крестьяне-земледельцы, из числа которых поставлялась рабочая сила для строительства культовых центров.

Возможно, крестьяне восстали против чрезмерной эксплуатации. Сан-Лоренсо был намеренно разрушен около 900 г. до н. э., у скульптур изуродовали лица, после чего их закопали в землю.

Маленький женский бюст, вырезанный из редкого голубого нефрита, хорошо иллюстрирует высокое мастерство ольмекских камнерезов.

Их скульпторы изготавливали фигуры, пользуясь только каменными орудиями.

Слева вы можете видеть фото женского бюста, найденного на территории, где жили древние ольмеки.

Впоследствии возникли другие центры, сначала Ла-Вента, на острове посреди р. Тоналы, а затем Трес-Сапотес, который тоже пришел в запустение около 200 г. до н. э.

Это время считается концом ольмекской цивилизации.

Однако влияние ольмеков сохранилось в последующих культурах. Народы , тольтеки и ацтеки позаимствовали у ольмеков не только игру в мяч, но и астрономические календари, архитектуру с использованием больших каменных элементов и пиктографическое письмо.


Колоссальная каменная голова из 17, найденных в культовом центре Ла-Вента. Все такие скульптуры были высечены из базальтовых валунов в период между 1200 и 900 гг. до н. э. Размеры голов – от 1,5 до 3,4 м в высоту, а вес – до 20 т. На скульптуре, изображенной на фотографии, «надет» головной убор, который, как считается, может быть связан с ольмекской ритуальной игрой в мяч.

Культ ягуара

Ольмекские скульптуры и рельефы часто изображают людей, лицам которых было придано сходство с мордами – с узкими глазами и большим приоткрытым, словно в рычании, ртом.

Встречаются также изображения детей с отпечатанным на лбу следом кошачьей лапы. Ученые назвали эти фигуры «людьми-ягуарами» (имеются в виду оборотни).

Наличие таких изображений говорит о существовании культа ягуаров, самых сильных и опасных хищников центральноамериканских джунглей.

Возможно, что ольмекская аристократия возводила свой род к мистическому пращуру, получеловеку-полуягуару, и потому приписывала себе и такие присущие этому хищнику качества, как свирепость и хитрость.

В одном из богатых захоронений обнаружены скелеты ребенка и двух ягуаров, что подкрепляет гипотезу о том, что ольмеки видели прямую связь между ребенком из знатной семьи и этими животными.

Ольмеки кратко

Важнейшие даты истории древней цивилизации ольмеков. Все даты указаны с относительной точностью.

Лет до нашей эры

Событие

6500 В Южной Мексике начинают культивировать красный (чили), хлопок и тыквенные растения.
4000 В Центральной Америке выращивают .
3500 В Центральной Америке культивируют бобы. На смену пещерным укрытиям охотников-собирателей приходят деревни с землянками.
2300 На юге Мексики начинают производить керамику.
2000 Преобладавший в регионе кочевой образ жизни охотников-собирателей сменяется оседлым сельскохозяйственным.
1400 На Тихоокеанском побережье Гватемалы построен первый найденный в ольмекском регионе земляной курган.
1250 В Сан-Лоренсо (юг совр. Мексики) построен первый культовый центр ольмеков.
1200 В Сан-Лоренсо воздвигнуты самые ранние каменные скульптуры.
900 Сан-Лоренсо уничтожен; у статуй разбиты лица.
800 Главным центром ольмекской культуры становится Ла-Вента (на побережье Мексиканского залива).
400 Ла-Вента разрушен, его изваяния зарыты в землю.
200 Культовый центр в Трес-Сапотес приходит в полный упадок, знаменуя тем самым конец ольмекской цивилизации.

Теперь вы знаете, кто такие ольмеки и чем примечательна их древняя цивилизация. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях.

Постройки ольмеков не отличались сложными формами, как у более поздних племен, однако были массивны и своеобразны. Можно выделить несколько особенностей архитектуры первого американского племени. В основе древних храмов находился либо квадрат, либо прямоугольник. Сами по себе эти сооружения представляли пирамиду.

Предполагается, что строения такой формы сооружать проще, чем, к примеру, кубической, получаются они выше и устойчивее. В отличие от египетских пирамид, мезоамериканские (а архитектурный стиль ольмеков переняли все без исключения племена Центральной Америки) возводились с лестницами, ведущими от подножия к расположенному на вершине храму (обычно с двумя помещениями). Если сооружение было большое, наверх поднимались уже не две, а четыре лестницы - по всем сторонам пирамиды. Второй тип построек - так называемые дворцы, которые скорее являлись жилыми домами знати. Эти здания также находились на небольших возвышениях, внутри же делились на несколько узких и вытянутых помещений. Главное тотемное животное ольмеков - ягуар (по легенде, это племя произошло от союза божественного ягуара и смертной женщины), что подтверждается многочисленными находками археологов, как скульптурными, так и архитектурными.

Удивительные археологические находки.

Один из центров культуры ольмеков - город Сан-Андрес, находившийся примерно в 5 км к северо-востоку от Ла Венты (сейчас это часть города Вильяэрмоса). При раскопках обнаружили удивительную находку, отодвинувшую дату появления первой письменности в Мезоамерике как минимум на 300 лет, - это размером с кулак цилиндр из керамики, с изображенными по бокам иероглифами. Он использовался в качестве орудия для письма. Каменные головы ольмеков, к сожалению, не так известны, как статуи острова Пасхи, тем не менее они также поразительны, в первую очередь своей монументальностью (их вес около 30 т, в окружности - 7 м, высота - 2,5 м) и реалистичностью. Можно выделить еще несколько наиболее примечательных и крупных ольмекских городов: это Сан-Лоренсо, Лас-Лимас, Лагунаде-Лос-Серрос и Льяно де Хикаро (в нем нашли руины мастерской по обработке базальта). Среди прочих находок стоит выделить сенсационные детские игрушки. Дело в том, что многие из них изображают различных зверей на колесах, а ведь долгое время считалось, что население доколумбовой Америки не было знакомо с колесами!

Сан-Лоренсо – один из первых городов Америки.

Самый известный и первый главный город ольмеков - Сан-Лоренсо (Сан Лоренцо), существовавший на протяжении 500 лет. Историки пришли к выводу, что здесь проживало 5 тыс. жителей. К сожалению, увидеть один из первых мезоамериканских городов довольно сложно. От некогда крупнейшего поселения Америки почти ничего не осталось из-за ужасных погодных условий, прожорливого времени и бездействия властей, а туристам куда интереснее майя и ацтеки. Тем не менее, на территории Сан-Лоренсо (сейчас это городок Теночтитлан) находится самая древняя пирамида Америки, чьи ступени украшены резным изображением богаягуара. Также здесь обнаружили дренажные системы, каменные головы и площадку для культовой игры в мяч. Последнее сооружение представляло собой две идущие параллельно наклонные стены из камня. Непосредственно игра происходила внизу, а зрители сидели на стенах.

Ла-Вента – музей под открытым небом.

Наиболее хорошо сохранившийся и богатый город ольмеков - это Ла Вента. Сан-Лоренсо постепенно приходит в упадок и к 900 г. до н. э. центр культуры ольмеков перемещается южнее. Связано это с завоевательными набегами (отношения между племенами ольмеков были отнюдь не мирными) и изменением русла реки, что играло в те времена одну из определяющих ролей. По реке доставляли товар, из нее отводили воду для обеспечения жизнедеятельности людей и в ней, помимо всего прочего, ловили рыбу, что наряду с земледелием было основным занятием ольмеков. В Ла Венте также наблюдается большое скопление знаменитых ольмекских скульптур из камня - огромных голов внешне негроидного происхождения, что наталкивает на определенные мысли о происхождении этого древнего народа. Обилие таких находок поразительно, потому что вблизи не было ни одной каменоломни.

Ко времени расцвета Ла Венты (начиная с IX в. до н. э.) в городе начинают создаваться сложные мозаики, сооружаются новые монументальные скульптуры - стелы и богатые захоронения, созданные при помощи поставленных вплотную друг к другу базальтовых колонн. В этих камерах найдены саркофаги, множество фигурок и украшений. Большинство находок перевезли в музей города Вильяэрмоса (столица мексиканского штата Табаско), в парк Ла Вента - на территорию, которую занимал древний город.

Заключение.

Долгое время считалось, что ольмеки - первая цивилизация Мезоамерики - внезапно покинули свои города и исчезли в неизвестном направлении, «как сквозь землю пропали, что балтийская водь». На самом деле, в отличие от той же води, в прямом смысле слова уходившей под землю, ольмеки просто оставили столетиями обжитую местность и стали передвигаться на север, вглубь континента. Причинами этого могли стать засухи, извержения вулканов или другие природные катаклизмы, приведшие к тому, что занимаемая ольмеками территория стала непригодной для жизни. Поводом к этому, в свою очередь, могло быть изменение направления русел рек или их полное исчезновение, ведь вода в те времена играла определяющую роль в жизни населения, особенно на такой сложной, в климатическом отношении, территории, как Центральная Америка (впрочем, для майя отсутствие воды не являлось препятствием, но об этом будет рассказано позже).

Ольмекам не составило большого труда найти новые пригодные для существования территории, поскольку во время своих торговых походов они уже неоднократно бывали в поселениях соседних племен. Перемещение ольмеков на север привело к постепенному ассимилированию этой самобытной цивилизации с другими индейскими племенами. Необходимо заметить, что история майя длится практически параллельно с существованием ольмеков (первый из известных городов племени - Куэйо (Белиз) - датируется 2000 г. до н. э.), однако расцвет майя начинается именно с момента «исчезновения» ольмеков. Из этого можно сделать вы вод, что последние, ассимилируясь с другими индейцами, как бы в обмен на право проживать на чужой территории обучали своих бывших соседей и торговых партнеров общественному, политическому строю и обогащали своими навыками их культуру. Принципы построения общества, письменность, астрономия, математика - это только небольшая часть знаний, появлению которых майя и впоследствии другие индейские племена Америки обязаны ольмекам.

Цивилизации Мезоамерики

Про цивилизацию майя слышали абсолютно все. Многие слышали про тольтеков. И про их взбунтовавшихся наемников ацтеков. А вот про ольмеков почти никто не вспоминает, когда речь идет о древнеиндейских цивилизациях… А зря - именно этот народ дал культуру и майя, и ацтекам, и тольтекам. Ольмеки - народ воинов, жрецов, и, возможно, богов для последующих цивилизаций. Их можно сравнить с древними египтянами для цивилизаций Средиземноморья - так сильно влияние ольмеков на развитие мезоамериканских народов.

Искусство ольмеков

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

В анналах мировой истории довольно часто встречаются народы, вся родословная которых исчерпывается двумя-тремя фразами, походя брошенными каким-нибудь древним летописцем или завоевателем. Это народы-призраки. Что мы знаем о них? Разве только диковинное имя да несколько фактов полулегендарного характера. Словно туманные видения, бродят они по пожелтевшим страницам старинных рукописей и фолиантов, отнимая покой и сон у многих поколений исследователей, дразня их своей непроницаемой тайной. В Новом Свете сомнительная честь быть первым среди таких загадочных народов древности принадлежит, безусловно, ольмекам. История их изучения служит одновременно наглядной иллюстрацией успехов современной археологии, во много раз расширившей возможности исторического поиска и удаленных во времени реконструкций.

СТРАНА ТАМОАНЧАН

Сначала была легенда, и только легенда. «Давным-давно,— говорили ацтекские мудрецы испанскому монаху Саагуну,— во времена, которые уже никто и не помнит, пришел могучий народ и основал свое царство, называвшееся Тамоанчан». Легенда гласит, что в этом царстве жили великие правители и жрецы, искусные мастера и хранители знаний. Именно они заложили основы той блестящей цивилизации, влияние которой испытали все другие народы древней Мексики — тольтеки, ацтеки, майя, сапотеки. Но где же искать то загадочное царство? Слово «Тамоанчан» буквально означает на языке майя «Страна дождя и тумана». Этим именем древние обитатели Мексики называли обычно влажные тропические равнины на южном побережье Мексиканского залива (Веракрус и Табаско). Прежде чем обосноваться в Тамоанчане, жители его долго странствовали по берегу моря («край вод») и даже плавали на своих утлых ладьях по морским просторам, доходя на севере до Пануко.

В других старинных индейских преданиях мы находим упоминание о том, что в этой области издавна обитали ольмеки. «Ольмек» по-ацтекски означает «житель страны каучука» и происходит от слова «Ольман»— «Страна каучука», «Место, где добывают каучук». Средневековые летописцы оказались абсолютно правы: мексиканские штаты Веракрус и Табаско до сих пор славятся своим превосходным натуральным каучуком. Таким образом, если верить древним легендам индейцев, то ольмеки — первый цивилизованный народ Центральной Америки — издавна обосновались на побережье Мексиканского залива.

РОЖДЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ

Причудливые статуэтки людей-ягуаров и ягуаров-людей, карлики, уродцы со странными, удлиненными головами, топоры с затейливым резным узором, разнообразные украшения (кольца, бусы, амулеты-привески) — все эти древние предметы несут на себе явный отпечаток глубокого внутреннего родства. Рассеянные по многим музеям мира и частным коллекциям, они долго считались неопределимыми, поскольку их не удавалось связать ни с одной из известных тогда науке культур доколумбовой Америки. Но не могли же создатели всех этих шедевров исчезнуть абсолютно бесследно, не оставив никаких ощутимых доказательств своего былого расцвета?

Вещицы эти искусно вырезаны из твердого, отполированного до блеска зеленого нефрита. Этот драгоценный минерал до прихода европейцев ценился аборигенами Нового Света дороже золота. Правитель ацтеков Монтесума, отдавая Кортесу в качестве выкупа золото и драгоценности из своих кладовых, заявил: «К этому я добавлю также несколько кусочков нефрита, и каждый из них равен по стоимости двум ношам золота».

Если верно то, что индейцы ценили нефрит выше всего на свете, то не менее верно и другое: большинство изделий из этого драгоценного минерала происходит как раз с южного побережья Мексиканского залива (Веракрус и Табаско); причем на многих из них древний мастер изобразил какое-то странное божество или чудовище, сочетавшее в себе черты человека и ягуара. Именно здесь еще в XIX веке мексиканский путешественник Мельгар нашел удивительную голову «африканца», высеченную из одной огромной глыбы черного базальта. С той же территорией связана не менее сенсационная находка — «статуэтка из Тустлы». В 1902 году один крестьянин-индеец случайно обнаружил на своем кукурузном поле изящную нефритовую фигурку, изображавшую жреца в маске в виде утиного клюва. Поверхность предмета была испещрена какими-то непонятными символами и знаками. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это не что иное, как дата календаря майя, соответствующая 162 г. н. э. Форма знаков и весь стиль изображения в общих чертах напоминали майяские письмена и скульптуры, хотя и отличались большей архаичностью. Но ведь ближайший город древних майя был удален не менее чем на 150 миль к востоку от места находки! Больше того, статуэтка из Тустлы оказалась почти на 130 лет старше любого известного тогда датированного памятника майя! Получалась странная картина: некий загадочный народ, населявший в отдаленные времена Веракрус и Табаско, изобрел майяскую письменность и календарь намного раньше самих майя. Но что это за народ? Каков облик его культуры? Откуда и когда пришел он в болотистые джунгли южной Мексики? Именно этими вопросами и занялся известный американский археолог Джордж Вайян. Сопоставив все известные ему факты, он решил действовать по методу исключения. Вайян хорошо знал культуру многих древних народов, населявших когда-то Мексику: ацтеков, тольтеков, тотонаков, сапотеков, майя. Но ни один из них не имел ничего общего с загадочными создателями стиля изящных нефритовых изделий. И тогда ученый вспомнил слова древней легенды об ольмеках — «жителях страны каучука»: область распространения нефритовых статуэток человека-ягуара целиком совпадала с предполагаемым местом обитания ольмеков — южное побережье Мексиканского залива. Так, в 1932 году благодаря остроумной гипотезе еще один народ-призрак приобрел вполне материальные черты. Это был не только триумф ученого, но и триумф древней ацтекской легенды.

Статуэтка из Тустлы. Нефрит.

ЭКСПЕДИЦИИ ОТПРАВЛЯЮТСЯ В ПУТЬ

«Воскрешение» ольмеков из небытия Вайян осуществил на основе всего лишь нескольких разрозненных вещей, опираясь главным образом на логику своих научных предположений. Но для более глубокого изучения вновь открытой цивилизации одних этих находок, несмотря на их уникальный характер и художественное мастерство, было явно недостаточно. Требовались систематические раскопки в самом сердце предполагаемой страны ольмеков. Первыми отправились в джунгли Веракруса и Табаско археологи США — совместная экспедиция Смитсоновского института и Национального географического общества во главе с Мэтью Стирлингом. За несколько лет, с 1938 по 1942 год, экспедиция побывала по меньшей мере в трех крупных центрах ольмекской культуры: Трес-Сапотесе, Ла-Венте и Серро-де-Лас-Месасе.

Впервые были раскопаны и тщательно исследованы десятки каменных изваяний и скульптур, ступенчатые пирамиды, гробницы и дома исчезнувшего народа. Интересные находки ждали ученых буквально на каждом шагу. Но, пожалуй, самой драгоценной из них был скромный обломок каменной плиты из Трес-Сапотеса, получивший впоследствии широкую известность под названием стелы «Ц». На лицевой стороне монумента вырезана в низком рельефе маска популярного ольмекского божества — некое сочетание ягуара и человека. Другую сторону, обращенную к земле, украшают непонятные знаки и колонка черточек и точек. Специалисты без особого труда установили, что перед ними дата майяского календаря, соответствующая 31 году до н. э.

Приоритет ольмеков в изобретении письменности получил, таким образом, новое серьезное подтверждение. В двух ольмекских центрах — Ла-Венте и Трес-Сапотесе — удалось обнаружить шесть гигантских каменных голов. Вопреки широко распространенным среди индейцев слухам эти каменные колоссы никогда не имели туловищ. Древние мастера заботливо поставили их на специальные низкие платформы, у подножия которых располагались подземные тайники с дарами богомольцев.

Все гигантские головы высечены из глыб твердого черного базальта. Высота их колеблется от 1,5 до 3 метров. Вес — от 5 до 40 тонн. Широкие и выразительные лица изваяний настолько реалистичны, что вряд ли приходится сомневаться — перед нами портреты реальных людей, а не языческие боги. Одни из них смотрят на мир весело и открыто, пряча лукавую улыбку в уголках каменных губ. Другие грозно хмурят насупленные брови, словно пытаются одним своим видом отпугнуть неведомую опасность. Кого же изображают эти каменные истуканы? Мэтью Стирлинг считает, что это портреты наиболее выдающихся ольмекских вождей и правителей, увековеченных в камне их благодарными подданными.

Не менее удивительно и другое. Как могли люди, жившие еще, по сути дела, в каменном веке и не имевшие ни повозок, ни тягловых животных, доставлять в свои города через гиблые джунгли и болота огромные глыбы базальта, ближайшие залежи которого находятся в 50 и даже 100 километрах?

Открытия североамериканских археологов взбудоражили весь научный мир. И для более пристального рассмотрения ольмекской проблемы решено было созвать специальную конференцию

Гигантская каменная голова из Ла-Венте

«ЛЕД И ПЛАМЕНЬ»

Она состоялась в 1942 году в городе Тустла-Гутьеррес — столице мексиканского штата Чиапас и привлекла множество специалистов со всех концов Нового Света. Гигантская базальтовая голова из Сан-Лоренсо. Буквально с первых же минут зал заседаний конференции стал ареной ожесточенных споров и дискуссий. Борьба шла в основном между двумя непримиримо настроенными лагерями. По иронии судьбы их разделяли на этот раз не только научные взгляды, но и национальная принадлежность: мексиканский темперамент столкнулся здесь с англосаксонским скептицизмом.

На первых порах тон задавали североамериканцы. Мэтью Стирлинг и Филипп Дракер в сдержанных тонах изложили собравшимся итоги своих раскопок в Трес-Сапотесе и Ла-Венте и выдвинули схему развития ольмекской культуры, приравняв ее хронологически Древнему царству майя (300—900 гг. н. э.). Надо сказать, что в то время большинство археологов, особенно в США, целиком находилось во власти одной заманчивой теории. Они были убеждены в том, что все выдающиеся достижения доколумбовой индейской цивилизации в Центральной Америке являются заслугой только одного народа — майя. И, одержимые этой идеей, ученые-майянисты не скупились на пышные эпитеты, называя своих любимцев «греками Нового Света», неповторимым, избранным народом, отмеченным печатью особой гениальности.

И вдруг, как внезапно налетевший ураган, в зале чинного академического собрания прозвучали страстные голоса двух мексиканских ученых. Их имена — Альфонсо Касо и Мигель Коваррубиас — были хорошо известны сеем присутствующим в зале.

Один из них прославил себя открытием сапотекской цивилизации Монте Альбана. Другой считался непревзойденным знатоком древнемексиканского искусства. Определив характерные черты и высокий уровень нового художественного стиля, они со всей своей убежденностью заявили о том, что именно ольмеков следует считать древнейшим цивилизованным народом Мексики. «Там, в джунглях и болотах Южного Веракруса,— говорил Мигель Коваррубиас,— повсюду лежат археологические сокровища: погребальные холмы и пирамиды, мастерски вырезанные из базальта гигантские изваяния богов и героев, великолепные статуэтки из драгоценного нефрита... Многие из этих древних шедевров относятся к началу христианской эры. Появившись внезапно, неизвестно откуда, во вполне зрелом виде, они, бесспорно, принадлежат культуре, которая была, по всей вероятности, основополагающей, - материнской культурой для всех более поздних цивилизаций». Ему вторил и А. Касо: «Культура ольмеков... оказала существенное влияние на развитие всех последующих культур».

Свои взгляды мексиканцы подкрепили весьма убедительными фактами. «Разве не на территории ольмеков найдены древнейшие предметы с календарными датами? — говорили они.— А самый ранний храм майя в Вашактуне — Пирамида Е-VII-суб.? Ведь он украшен типично ольмекскими скульптурными масками в виде бога-ягуара!» «Но, помилуйте,— возражали их противники.— Вся культура ольмеков — это лишь искаженное отражение влияний великой цивилизации майя. Ольмеки просто заимствовали у майя систему календаря и записали свои даты неверно, значительно их удревнив. А может быть, ольмеки пользовались календарем 400-дневного цикла или вели отсчет времени от другой даты, чем майя?» Однако попытки представить культуру ольмеков в виде ухудшенного слепка с великолепной майяской цивилизации были крайне неубедительны.

Гигантская базальтовая голова из Сан-Лоренсо

ФИЗИКИ ПОМОГАЮТ АРХЕОЛОГАМ

Конференция закончилась. Участники ее разъехались. Но нерешенных проблем по ольмекам после этого отнюдь не убавилось. Многих волновал один кардинальный вопрос, от решения которого зависело почти все,— точный возраст зрелого ольмекского искусства. Но, как правило, попытки, предпринимаемые в этом направлении, неизменно терпели неудачу. И когда уже казалось, что нет никакого выхода, неожиданно пришла помощь: в начале 50-х годов археологи взяли на вооружение новый и весьма перспективный метод абсолютной датировки древностей — радиоуглеродный анализ органических остатков.

В 1955 году Филипп Дракер во главе большой экспедиции Смитсоновского института (США) вновь приступает к раскопкам в Ла-Венте, чтобы получить полное представление о природе этого древнего города. Ла-Вента расположена на большом песчаном острове (12 км в длину и 4 км в поперечнике), возвышающемся среди необозримых мангровых болот штата Табаско, неподалеку от побережья Мексиканского залива. Город имеет четкую планировку.

Все его важнейшие здания стояли когда-то на плоских вершинах пирамид и были ориентированы строго по странам света. В самом центре Ла-Венты возвышается огромная тридцатитрехметровая пирамида, сложенная из глины. На север от нее раскинулась широкая ровная площадь, окаймленная со всех сторон вертикально стоящими базальтовыми колоннами. А дальше, на сколько видит глаз, разбросаны отдельными группами заросшие травой и кустарником холмы — остатки некогда величественных зданий погибшей в незапамятные времена ольмекской столицы.

16 "человечков" из Ла-Венты

Находки и на этот раз порадовали исследователей. В ходе раскопок главной площади Ла-Венты, почти на шестиметровой глубине, археологи обнаружили прекрасно сохранившуюся мозаику в виде стилизованной головы ягуара. Общие размеры мозаики— около пяти квадратных метров. Состоит она из 486 тщательно отесанных и отполированных брусков зеленого серпентина, прикрепленных с помощью битума к поверхности низкой каменной платформы. Пустые глазницы и пасть зверя были заполнены оранжевым песком, а верхушку угловатой головы украшали ромбы. Здесь же лежали богатейшие дары в честь этого божества — груда драгоценных вещей и украшений из нефрита и серпентина. Когда мозаика была закончена, ольмеки тщательно спрятали ее, навалив сверху почти шестиметровый слой желтой глины. По подсчетам специалистов, ее было не менее 500 тонн.

На восточной стороне той же площади, под глиняной платформой, перекрытой сверху несколькими слоями вымостки ярко-красного цвета, рабочие неожиданно наткнулись на группу странных нефритовых статуэток. Маленькие каменные человечки с грушевидными, искусственно деформированными головами, столь характерными для ольмекского идеала красоты, совершают, по-видимому, какую-то важную религиозную церемонию. Пятнадцать из них стоят против одинокого персонажа, прижавшегося спиной к ограде из шести вертикально поставленных топоров, и пристально смотрят на него. Кто он? Верховный жрец, совершающий торжественный обряд, или же жертва, чья жизнь через мгновение будет отдана всемогущему языческому богу?

Мы можем только гадать на этот счет. Интересно другое. Много лет спустя, после того как эти маленькие человечки были погребены под землей, кто-то пробил над ними через все наросшие напластования узкий колодец, осмотрел фигурки и затем снова тщательно замаскировал отверстие глиной и землей. Благодаря этому непонятному ритуалу мы знаем теперь наверняка, что ольмекские жрецы располагали очень точными записями, чертежами и планами всех культовых сооружений и святынь своего города.

Но самое главное открытие еще ждало исследователей. Образцы древесных угольков из Ла-Венты, отправленные в лаборатории США для радиоуглеродного анализа, дали совершенно неожиданную серию дат. По мнению физиков, получалось, что расцвет Ла-Венты приходится на 800—400 годы до н. э.!

Мексиканцы торжествовали. Их аргументы в пользу ольмекской культуры-родоначальницы были теперь подкреплены, и притом самым солидным образом! С другой стороны, Филипп Дракер и многие его коллеги из США признали свое поражение. Капитуляция была полной. Им пришлось отказаться от своей прежней хронологической схемы ольмекских древностей и всецело принять даты, полученные физиками. Ольмекская цивилизация получила, таким образом, новое «свидетельство о рождении», главный параграф которого гласил: 800—400 годы до н. э.

Скульптурные изображения на боковой стороне алтаря из Ла-Венте

СЕНСАЦИЯ В САН-ЛОРЕНСО

В январе 1966 года Йельский университет (США) направил в джунгли Южного Веракруса известного американского археолога Майкла Ко. Целью его экспедиции было максимально полное исследование нового ольмекского центра Сан-Лоренсо, расположенного в бассейне реки Коацакоалькос. К этому времени чаша весов в великом споре между майя и ольмеками о приоритете той или иной цивилизации уже явно склонялась в пользу последних. Однако требовались более убедительные доказательства связи ранних форм ольмекской керамики с величественными каменными монументами. Именно этим и хотел прежде всего заняться Майкл Ко. Три года вел он интенсивные работы в зоне древнего города. И когда пришла пора подвести предварительные итоги, стало ясно: мир стоит у порога новой научной сенсации. Судя по весьма архаичной на вид керамике и внушительной серии радиоуглеродных дат, большинство типично ольмекских скульптур Сан-Лоренсо появилось на свет между 1200—900 годами до н. э., то есть намного раньше, чем даже в Ла-Венте. Да, здесь было над чем поломать голову. У любого специалиста это сообщение тут же вызвало бы массу недоуменных вопросов. Каким образом удалось М. Ко установить взаимосвязь между архаической керамикой и каменными скульптурами ольмеков? Что представляет собой Сан-Лоренсо? Как соотносится он с другими ольмекскими центрами, и прежде всего с Трес-Сапотесом и Ла-Вентой? Кроме того, как объяснить сам странный факт неожиданного появления вполне зрелой цивилизации в 1200 году до н. э., когда в остальных областях Мексики жили лишь примитивные раннеземледельческие племена? Выяснилось, что все постройки Сан-Лоренсо, общим числом более двухсот, стоят на крутом и обрывистом плато, вздымающемся почти на 50 метров над окружающей плоской саванной. Длина этого своеобразного «острова» составляет примерно 1,2 км. В разные стороны от плато отходят узкие «языки» в виде непрерывных цепей холмов и возвышенностей.

Когда начались раскопки, то Майкл Ко, к своему большому удивлению, обнаружил, что по крайней мере верхние семь метров плато в Сан-Лоренсо — искусственное сооружение, насыпанное руками человека! Сколько же труда нужно было затратить для того, чтобы передвинуть такую гигантскую гору земли! Анализ находок позволил исследователю выделить два главных этапа в жизни города: более ранний — Сан-Лоренсо (200—900 годы до н. э.) и этап Палангана, совпадающий в целом по времени с Ла-Вентой (800—400 годы до н. э.). Благодаря одной остроумной догадке Майклу Ко удалось установить совершенно поразительный факт: в один прекрасный день древние обитатели Сан-Лоренсо разбили и попортили большую часть своих каменных кумиров, а затем «похоронили» их в специальных местах, положив правильными рядами, ориентированными строго по сторонам света. Сверху это необычное «кладбище» было засыпано многометровым слоем мусора и земли, в котором встречаются черепки глиняных сосудов только этапа Сан-Лоренсо. Следовательно, и захоронение разбитых статуй производилось именно в это время. Во всяком случае, так думал сам Майкл Ко и сотрудники его экспедиции.

Отсюда вытекал и другой неизбежный вывод — ольмекская цивилизации во вполне сложившемся и зрелом виде существовала уже в конце 2 тысячелетия до н. э. Майкл Ко подкрепляет свою гипотезу двумя доводами: серией радиоуглеродных дат для керамики этапа Сан-Лоренсо (1200—900 годы до н. э.) и тем, что в засыпке, скрывающей каменные изваяния ольмеков, встречаются черепки только ранних типов.

Но тот же самый факт можно истолковать и по-иному. Не исключено, что землю и мусор для «захоронения» своих статуй жители Сан-Лоренсо взяли с территории заброшенного поселения более ранней эпохи, расположенного либо в самом городе, либо в его окрестностях. Известно, что так называемый «культурный слой» — мягкая черная земля, образующаяся на месте постоянного обитания человека,—копать гораздо легче, чем чистый грунт. Это особенно важно, если учесть, что у ольмеков были только деревянные и каменные орудия.

Вместе с землей были принесены на «кладбище» статуй и содержащиеся в ней древние предметы: керамика, глиняные фигурки и т. д. Что касается радиоуглеродных дат, то излишняя доверчивость к ним не раз уже в прошлом подводила археологов.

Прежде всего необходимо отчетливо уяснить один несомненный факт: подавляющее большинство каменных скульптур из Сан-Лоренсо ничем не отличается от монументов Ла-Венты и, следовательно, относится по времени к 800—400 годам до н. э. Но эта последняя дата тоже получена по методу С-14 и не может считаться абсолютно точной. С другой стороны, в нашем распоряжении есть одна вполне надежная хронологическая веха — стела «Ц» из Трес-Сапотеса с календарной датой, равной 31 году до н. э. На лицевой ее стороне изображена типично ольмекская маска бога-ягуара.

Больше того, три крупных ольмекских центра (Сан-Лоренсо, Трес-Сапотес и Ла-Вента) имеют среди других внушительных скульптур и гигантские каменные головы. Стилистическое сходство последних настолько велико, что они, бесспорно, были изготовлены приблизительно в одно и то же время. Весь комплекс археологических находок из Трес-Сапотеса (включая и стелу «Ц») относится к концу I тысячелетия до н. э.— первым векам н. э. Это позволяет считать, что по крайней мере часть каменных монументов Сан-Лоренсо и Ла-Венты и уж, во всяком случае, гигантские головы из базальта имеют тот же возраст.

Стела "Ц" из Трес-Сапотеса с изображение6м боа-ягуара, 31 г. до н. э.

Если мы бросим взгляд на другие области древней Мексики, то при ближайшем знакомстве с ними станет очевидным, что в конце I тысячелетия до н. э. они мало в чем уступали ольмекам по своему развитию. Как показали раскопки на территории майя, первые образчики письменности и календаря тоже появляются здесь в I в. до н. э. Видимо, майя, ольмеки, нахуа (Теотихуакан) и сапотеки пришли к порогу цивилизации более или менее одновременно— в конце I тысячелетия до н. э. При таких условиях места для культуры-родоначальницы уже не остается.

Затянувшийся на десятилетия спор противников и сторонников приоритета ольмекской цивилизации не решен до конца и в наши дни. Но ждать осталось уже недолго. Многочисленные отряды археологов во всеоружии современной техники штурмуют сейчас болотистые джунгли Веракруса и Табаско.




Top