Древние восточные церкви. Коптская Церковь

Коптская православная церковь

Считается, что копты являются прямыми потомками древних египтян. Само слово "копт" происходит от греческого "айгюптос" и означает просто "египтянин". Но сегодня коптами называют только особые группы христианского населения Северной Африки - в основном Египта и Эфиопии.

В 332 году до нашей эры Александр Македонский завоевал Египет и основал Александрию. Через этот порт в страну стали проникать широким потоком греки и македоняне. Александрия в начале нашей эры была одним из центров Средиземноморья, местом, где встречались египетская и греческая, римская и еврейская культуры.

С этого времени только греки могли занимать чиновничьи должности. Официальным языком стал греческий, которого египтяне не знали. Уделом коренных жителей, земледельцев и ремесленников оставались лишь тяжелый труд, налоги и поборы. Римляне завоевали Египет в 30-м году до нашей эры. Ограничения для египтян еще более ужесточились. Для новых хозяев Египет был житницей. Они стремились вывезти как можно больше зерна. Количество налогов и поборов, не только денежных, но и хлебом, вином, растительным маслом, деревом и прочими натуральными продуктами, доходило до 450! Не будучи в силах вынести это, египтяне поднимали восстания в 165, 181-184 годах уже нашей эры. С восставшими зверски расправлялись.

Во II веке нашей эры в Египте стало распространяться христианство. Центром распространения новой религии стала Александрия. Благодаря деятельности возникших здесь первых христианских поселений город оказался среди пяти первых христианских столиц - вместе с Иерусалимом , Антиохией, Римом и Константинополем. Считается, что именно александрийская школа богословия (Климент, Ориген, Кирилл) пыталась привить христианству философский язык.

Основал коптскую церковь сам св. Евангелист Марк. Он прибыл в Африку в 47-48 гг и проповедовал в Александрии, тогдашней столице Египта. В 69 году св. Марка замучили римляне. Копты считают св. Марка своим первым патриархом. Часть его мощей хранится в коптском храме в Александрии.

Распространению христианства в Египте способствовало в первую очередь его соседство со Святой Землей и наличием святых мест, впрямую связанных со святым Писанием: именно на берегах Нила почти четыре года прятался маленький Иисус вместе с Девой Марией и ее мужем Иосифом от преследований царя Ирода. И сегодня места, где останавливалось Святое Семейство, являются предметом паломничества христиан со всего мира.

В 213 году при подавлении очередного восстания египтян римляне разрушили даже ирригационные каналы, обрекая земледельцев на голод и мучения. Император Деции в 250 году решил истребить христианство, заставив всех христиан совершить при специальной комиссии языческие обряды. Тех, кто отказывался, отправляли в темницу, морили голодом и отрубали голову, сжигали на костре или бросали на съедение диким зверям. Женщин-мучениц казнили жутким образом: привязывали к верхушкам двух пригнутых к земле финиковых пальм и, резко отпуская, разрывали пополам.

В 258 году император Валериан издал указ о казни всех христианских священников, а знатных христиан за отказ от жертвоприношения лишали имущества и превращали в рабов.

Страшные мучения остались в памяти египетского народа, и позднее они начали вести счет времени по "эре мучеников" - с 28 августа 284 года, даты восшествия на престол императора Диоклетиана.

Многие копты находились на римской службе и не без успеха распространяли христианство на просторах великой империи. С легионом из египетских Фив в 285 году пришел в Гельвецию (Швейцарию) Святой Морис, и его останки покоятся в одноименном аббатстве в швейцарском кантоне Вале. Его соотечественники Феликс, Регула и Эксуперий, обезглавленные по приказу римского чиновника в местах, где располагается швейцарский кантон Гларус, были захоронены в Цюрихе . Эти коптские миссионеры стали символом Цюриха, и им нашлось место на гербе города. Сирийские и коптские монахи добрались и до Ирландии, и раннекельтские церкви поразительно напоминают коптские храмы своей архитектурой.

Официальная дата появления Коптской церкви - 451 год - год раскола, произошедшего на Халкидонском Соборе. Христологическое учение монофизитов, в какой-то степени из-за противостояния господству Византии, было отвергнуто большинством египетской иерархии и верующих. Попытки насильственно навязать решения Собора только усилили сопротивление. В конечном итоге возникла особая монофизитская Коптская Церковь ("коптами" арабы и греки называли египтян) со своей литургической и богословской традицией.

Большинство коптов называют себя православными, но в мире их считают представителями "древних восточных" или "дохалкидонских" церквей.

Копты очень почитались в Египте. Даже спустя более века после арабского завоевания страны в годах их положение оставалось относительно благополучным: насильственного отказа от христианства никто не требовал, коптский язык использовался в официальных документах.

Но уже при Аббасидах () жизнь коптов становится более тяжелой. Хотя они и продолжают занимать ответственные посты, дискриминационные законы, принимаемые после 850 года, усложняют их положение, но не настолько, чтобы копты исчезли окончательно. К середине IX века копты оказались в Египте меньшинством. Хотя исламское господство сопровождалось нередкими преследованиями коптов, бывали и периоды относительной свободы, и тогда Церковь вновь расцветала и создавала выдающиеся богословские и духовные произведения на арабском языке.

Изучение коптов

Хотя путешественники XVI и XVII веков неоднократно писали об удивительном христианском меньшинстве посреди мусульманской страны, изучение коптской культуры насчитывает около полутора веков. Достаточно сказать, что, когда в 1858 году Огюст Марьетт основал в Каире Службу египетских древностей, Египет римлян и коптов вовсе не находился в сфере его интересов. Зато его сотрудники, Альбер Гайе (Gayet) и Жан Кледа, провели много лет в неустанных поисках и раскопках. Результаты их трудов поделены между парижскими и каирскими собраниями. Приятно, что еще одно вошедшее в историю археологии имя связано с Россией: Владимир фон Бок немало поспособствовал нынешним коптским богатствам Эрмитажа и ГМИИ имени.

Язык коптов

Язык коптов является последней стадией развития языка древних египтян и был использован Франсуа Шампольоном при расшифровке древнеегипетских иероглифов. Коптские буквы похожи на греческие, из греческого же языка заимствовано много слов.

После страшных гонений на христиан при Диоклетиане, по указу которого христиан, тысячи мужчин и женщин с детьми, после пыток предавали мучительной смерти, в 313 году император Константин Великий объявил себя христианином и издал указ о вероисповедании .

К этому времени христианство в Египте уже получило широкое распространение. Встал вопрос о переводе Библии на язык египтян, которые не знали греческого. Да и египетского демотического (иероглифического) письма простой народ Египта не знал, так как это требовало специального и длительного обучения. Переводчикам пришлось создать алфавит из 24-х греческих букв и 6 новых знаков для звуков, отсутствовавших в греческом языке. И с начала IV века египтяне-христиане, или "копты", как их позднее стали называть, знакомые с алфавитом, могли читать Святое Писание.

В 641 году Египет завоевали арабы, и коптский язык был исключен из официального употребления.

В 1517 году власть в Египте перешла в руки турок, гонения и притеснения привели к тому, что в XVII веке коптский язык перестал быть разговорным...

До нас дошла коптская литература, в которой большое место занимают рассказы о религиозных мучениках (мартирии) и жизнеописания первых деятелей коптской церкви. Эта литература - важный источник для изучения ранней истории христианства.

Ученые-копты, опасаясь за судьбу коптского языка, издавали грамматические учебники, но и это не помогло. Богослужение в коптской церкви ведется на коптском языке, но молящиеся часто уже не понимают того, что слышат. Иногда пользуются Библией, в которой текст дан параллельно на двух языках. И священники сперва читают текст на коптском языке, а затем - на арабском.

Вероучение Коптской церкви

Копты относятся к монофизитам, то есть считают, что у Христа была единственная, божественная сущность, отрицая полноту человеческой природы Спасителя. Коптская церковь относится к восточной, православной ветви христианства, и в этом смысле копты очень близки к традиционному православию. Но различий между православием и египетским христианством немало - и в теологии, и в традициях.

Монофизитство (от греч. monos, один; и physis, природа), течение в раннем христианстве, основанное на вере в то, что Христос обладал только одной природой.

Монофизиты признавали, что Христос, Сын Божий, воспринял человеческую природу, однако последняя была поглощена его Божественностью, так что природу Христа следует рассматривать как божественную природу, обладающую, однако, человеческими свойствами.

Это было противопоставление несторианству, которое подчеркивало человеческую сущность Христа. Монофизитство отвергало возможность трансформации Логоса в человеке, следовательно отрицало и Спасение. Сначала учение было одобрено Эфесским собором 449 года, а затем осуждено Халкидонским Вселенским собором (451). Сторонников этого направления именуют монофизитами, монофиситами, хотя они не признают этого термина и называют себя либо православными, либо последователями апостольской церкви. Направление сформировалось в 433 году на Ближнем Востоке, но официально обособилось от остальной части христианства в 451 году, после того как Халкидонский Вселенский собор принял деофиситскую доктрину (учение о двух природах Иисуса Христа) и осудил монофизитство как ересь.

На Халкидонском соборе было провозглашено, что Христос есть единый и единственный Сын Божий, «совершенный в Божестве и совершенный в человечестве», «истинный Бог и истинный человек... из разумной души и тела, единосущный Отцу по Божеству и единосущный нам по человечеству». Он есть «один и тот же Христос» и «единородный Сын», «в двух природах неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо. При этом разница природ не исчезает через соединение, а еще более сохраняется особенность каждой природы».

Основателем направления был архимандрит Евтихий (ок. 378-454) - игумен одного из крупных монастырей в Константинополе. Евтихий учил, что вначале раздельно существовали две природы Христа - Бога и человека, однако после соединения их при боговоплощении стала существовать лишь одна. В дальнейшем апологеты монофизитства или вовсе отрицали наличие какого-либо человеческого элемента в природе Христа, или утверждали, что человеческая природа в Христе была полностью поглощена божественной природой, или полагали, что человеческая или божественная природа в Христе соединились в нечто отличное от каждой из них.

Впрочем, существует мнение, что основные противоречия между монофизитством и православием носили скорее не доктринальный, а культурный, этнический, а может быть, и политический характер: в монофизитстве объединились силы, недовольные усилением византийского влияния. Из вселенских соборов монофизиты признают только три: Никейский (325), Константинопольский (381) и Эфесский (431).

Традиции в монофизитских церквах очень близки к православным, отличаясь лишь в отдельных деталях. Дать их общую характеристику трудно, поскольку они заметно варьируются в отдельных монофизитских деноминациях, основные из которых:

1) Копская православная церковь (в том числе Нубийская и Эфиопская),

2) Сирийская православная (фковитская) церковь,

3) Армянская апостольская церковь.

Коптская церковь находится в общении с другими монофизитскими церквами - армянской и сирийской, эфиопской, эритрейской и маланкарской.

Каноническое право Коптской церкви покоится на Кормчей, составленной Михаилом, епископом Дамиеттским (Ибн-аль-Ассалем), в 13 в. и состоящей из псевдоапостольских постановлений, прошедших через монофизитские руки соборных деяний, правил благочиния патриархов Вениамина, Христодула, Гавриила и др.

Коптские храмы

Древний церковный центр - Александрия. Там находятся могилы всех предстоятелей Церкви, начиная от ап. Марка. Нынешний центр Коптской церкви расположен в Каире, недалеко от станции метро Демердеш. Гигантский собор св. Марка, древний храм ап. Петра и Павла, множество служб и зданий.

Коптские церкви убраны просто. Например, в патриаршем соборе св. Марка в Каире, заложенном в 1969 году, к 1900-летию гибели основателя коптской церкви, - беленые, без фресок, стены. Основная часть иконостаса - просто резные деревянные панели, инкрустированные перламутром, и лишь верхний его ряд - собственно иконы. Иногда вывешивают иконы и на стенах храмов, как в знаменитой Подвешенной церкви в Старом Каире. Фрески встречаются лишь изредка. Иконопись особая. Фигуры людей изображаются плоскими, пропорции не соблюдаются, детали не прописываются, как на рисунках детей.

Пожалуй, самое существенное внутреннее отличие - в большинстве храмов есть скамейки. Нетрадиционную для нас форму имеют и кресты - они ориентированы в двух направлениях, так что с какой стороны ни посмотри - виден Крест.

При входе в храм копты снимают обувь. Молятся семь раз в сутки, обратясь на восток, обязательно в головных уборах . Постятся большую часть года. В году семь великих и пять малых праздников, а постов - пять.

Но в целом коптские храмы похожи на все православные храмы, особенно внутри - алтарь , ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи, утварь.

В старых церквах немногочисленные иконы помещаются иногда наверху алтарной резной перегородки, заменяющей иконостас и иногда совершенно лишенной икон. Из старинных храмов особенно примечательны церкви Старого Каира, например Аль-Моаллака (6 в.), Св. Сергия, муч. Меркурия.

Мужчины в храме отделены от женщин перегородкой; жертвенника в алтаре нет; раки с мощами иногда помещаются на клиросах. Утварь и облачения сходны с православными, но для будничных служб упрощены; на голову и плечи возлагается плат «эфод». Службы те же, что и в православной церкви; особенностью является чин утреннего и вечернего каждений, совершаемых перед литургией и вечерней воскресных и праздничных дней.

Литургика

Литургическое единообразие введено в 12 в. реформой Гавриила ибн-Турейка; до этого времени чины были еще более близки к греческим. Общеегипетским богослужебным языком сделан северный (бохейрский) диалект; раньше на юге употреблялся и сахидский, а еще раньше - греческий язык, на котором до сих пор произносится несколько возгласов на литургии и поются некоторые песнопения.

До 17 века коптский язык был не только богослужебным, но и обыденным языком, но сейчас он полностью вытеснен арабским. Влияние арабов и ислама проявилось и в обрядности. Из многочисленных литургий удержались три, приписываемые Василию Великому, Кириллу Александрийскому и Григорию Богослову. Главное их отличие от православных - отсутствие Херувимской песни и 4 новозаветных чтения (Посланий Павла, Соборных Посланий, Деяний, Евангелия).

Литургия совершается на одной из трех принесенных квасных просфор, с 12 отпечатанными крестами и Трисвятым. Забвение коптского языка заставило дать место арабскому. Чтение Св. Писания происходит на двух языках; некоторые песнопения - на одном арабском; все богослужебные книги печатаются на двух языках параллельными текстами, ритуальная часть - на одном арабском.

Господствующий тип песнопений - т. н. псалии, род кратких строф или славословий, расположенных по греческому алфавиту. Некоторые песнопения и молитвы заимствованы из православной церкви уже после разделения. Церковное пение основано на осмогласии. Употребляются систры и тимпаны.

Монашество

Египтяне дали христианскому миру монашество - традицию, ставшую неотъемлемой частью и русской православной культуры.

Первый монастырь был основан в египетской Восточной пустыне преподобным Антонием Великим в начале IV века и существует поныне. Почти одновременно с ним в тех же краях возник монастырь св. Павла. На берегах Нила родились и жили такие почитаемые и россиянами святые, как преподобный Макарий Египетский, св. Екатерина, Мария Египетская.

В настоящее время происходит явное возрождение монашества, и немало молодых монахов, занимающихся сельским хозяйством и издательской деятельностью, вновь заселяют древние монастыри. В Церкви имеется двенадцать мужских монастырей с 600 монахами и шесть женских монастырей с 300 монахинями. Больше всего монастырей сосредоточено в Вади-эн-Натруне, в 60 милях к северо-западу от Каира. Режим в монастырях очень строг: монахи питаются главным образом хлебом и водой, много молятся.

Папа

Коптский Александрийский патриарх носил (и носит) титул папы с гораздо более ранних времен, нежели римский епископ. С 536 года копты избирают своего патриарха, который вместе с синодом находится в Каире.

Папа-патриарх избирается пожизненно на поместном соборе из самых известных монастырских духовников, много лет проживших в пустыне. После этого, он становится лидером нации и пользуется непререкаемым авторитетом .

Нынешний Папа Шенуда III (родился в 1923 году, избран в 1971 году) - глава Коптской церкви и единственный духовный лидер всего народа. Его титул: ПАПА Александрийский, Патриарх престола св. Марка.

Папа доступен, особенно для людей, приехавших издалека. Еженедельно он в сопровождении епископата проводит встречи с народом в соборе Св. Марка. Громадный храм заполняется народом, папа садится за стол на солее, произносит духовное слово минут на 40 и затем около часа без подготовки отвечает на записки, заранее опущенные в специальный сосуд, стоящий в храме.

Кладбище

Коптское кладбище сильно отличается от нашего. Могилы-склепы представляют собой небольшие, иногда изящно украшенные домики-часовни без крыши (она не нужна, так дождь бывает 3-4 раза в году). Сюда приходят на целый день, чтобы побыть со своими усопшими родственниками. Здесь молятся, готовят пищу. Здесь даже можно жить. Примерно такие же, только с другой символикой могилы - и на исламских кладбищах. В годы войн они заселялись беженцами.

Духовное обучение

В Египте имеется немало воскресных коптских школ. Главная духовная семинария Коптской Церкви расположена в Каире неподалеку от собора Св. Марка. Почти половина священников закончило эту семинарию. Многие миряне изучают здесь на вечерних курсах Священное Писание и богословие. Основанный в 1954 году Коптский институт высших исследований расположен на территории патриархата и является важным экуменическим центром по изучению коптской христианской традиции.

Проблема коптской церкви - мусульманский фундаментализм

Рост мусульманского фундаменталнзма в Египте создает для Коптской Церкви новые проблемы. Вслед за антикоптскими выступлениями фундаменталистов в конце 1970-х годов президент Садат в 1981 году заключил папу Шенуда III под домашний арест в одном из монастырей и не выпускал до 1985 года. Считается, что правительство пошло на эту меру, чтобы продемонстрировать свою беспристрастность по отношению к конфликтующим сторонам. Тем не менее, такого рода вмешательство в дела Коптсткой Церкви обеспокоило многих христиан в Египте.

Расширение церкви

Между тем, в последние годы чувствуется оживление коптской церковной жизни в мире и рост ее влияния. 19 июля 1994 года Коптский православный патриархат принял небольшую Православную Церковь Британских островов под свою юрисдикцию в качестве отдельной епархии, распространяющейся на Великобританию и Ирландию. Эту Церковь переименовали в Британскую Православную Церковь, а ее предстоятель, митрополит Серафим Гластонберийский, получил новое имя авва Серафим Эль Суриани.

Коптская церковь и РПЦ

Коптская церковь - прямая предшественница Русской Православной Церкви. В V веке после того, как Египет стал частью Византийской империи, в Александрийской церкви произошел раскол. Византийцы образовали собственную церковь, в Александрии возник второй, греческий, патриархат. Ну а из Византии в Х веке христианство пришло в русские земли.

С 1824 года в Египте побывали много монахов разных орденов и американские пресвитеры с Библиями на арабском языке, желая таким образом способствовать возрождению коптской церкви. Коптская церковь тяготела к православию, стала искать примирения с православной церковью и даже называла себя православной. Однако объединения обеих церквей до сих пор не произошло.

Сейчас идет активный диалог между Коптским патриархатом и Московской патриархией.

Чудеса и знамения

Египет живет активной духовной жизнью. Множество чудес и знамений происходит и в наши дни.

Так, в пригороде египетской столицы Каира с апреля 1968 года можно было наблюдать над крышами двух коптских церквей странное явление, которое немало озадачило как верующих, так и скептиков. Сияющее видение Девы Марии, постоянно появляющееся в ранние утренние часы, возникло в первый раз над коптской церковью святой Марии в Зейтуне. На протяжении трех лет тысячи людей стремились увидеть этот феномен. Зафиксированы многочисленные исцеления болящих, в том числе и мусульман. Последний раз, появившись в 1971 году, видение снова материализовалось в 1986-м над церковью святой Демианы, коптским храмом за городской чертой Каира.

Очевидцы рассказывали, что оно часто сопровождалось курящимися дымами ладана и купол церкви будто вспыхивал светом, когда видение находилось над ним. Людей перед церковью собиралось такое множество, что полиции пришлось принять меры, чтобы предотвратить беспорядки.

Мусад Садык, журналист, занимавшийся этой историей по заказу одной каирской газеты, сообщил, что однажды видение длилось целых 20 минут. Хотя ученые и пытались представить это явление как зрительный обман, массовые галлюцинации, естественный оптический феномен или даже просто как электрические разряды на куполе храма, вразумительное объяснение феномена никто так и не смог дать.

Коптская община

По официальной статистике, копты составляют около 8-9% населения Египта. В руководстве страны нет ни одного копта.

Копты - самая многочисленная христианская община на Ближнем Востоке, заметное и активное меньшинство в Египте. По данным самой Коптской Церкви, к ней принадлежит более 10 млн. верующих.

Живут копты по преимуществу городами и районами. В Каире несколько коптских районов. Их можно отличить по обилию храмов (а всего в Египте их около 1000), портретам Папы Шенуды или предыдущего папы Кирилла в магазинах и аптеках . Проезжая по Каиру нередко можно увидеть колокольни и кресты над куполами. Есть и несколько городов, в большинстве своем населенных коптами.

Имеется также значительная коптская диаспора, представители которой проживают в странах Европы, Африки, Австралии и Америки

Коптская церковь – это действующий храм православных жителей Египта. Ее архитектура привлекает туристов своим величием и необычным сочетанием христианских и исламских элементов. Чем же это религиозное сооружение отличается от храма или мечети?

История коптской церкви

По преданию, основатель церкви – апостол Марк, являющийся учеником святого Петра. В 47–48 гг. он читал проповеди в тогдашней столице Египта Александрии. Именно апостола Марка местные жители считают первым патриархом своей страны.

В течение нескольких столетий в Египте существовала православная религия, а после завоевания страны арабами египтян-христиан стали называть коптами. Копты – потомки фараонов и неарабского населения древнего Египта, исповедующие православие. Их вероисповедание отличалось и от католических, и от византийских традиций. Копты утверждали, что у Христа была лишь одна божественная сущность, а не две, как считалось в православной вере. Халкидонский Вселенский собор назвал учение коптов ошибочным, и в результате произошло отделение коптской церкви от ортодоксальной христианской.


Храм в Хургаде

Коптская церковь в Хургаде – одна из самых знаменитых достопримечательностей Египта. На нее сложно не обратить внимание, так как это необычное здание возвышается над всеми остальными сооружениями округи. При этом архитектура храма незамысловата и не имеет ничего общего с византийским стилем.

Коптская католическая церковь в Египте была построена в начале XX столетия для англичан, занятых здесь переработкой нефти. После истощения нефтяных скважин количество прихожан уменьшилось, а сам храм передали местным христианам – коптам. В настоящее время от церкви, какой она была в то время, осталось немного: скамьи для богослужения и иконостас со старинными католическими иконами.

Внутреннее убранство

Несмотря на то что территория здания обнесена высокой стеной, внушительное сооружение с христианским крестом на куполе видно из любой точки города. Вход в храм осуществляется через центральные деревянные двери. Основная ценность святилища располагается внутри. Это иконостас с тремя рядами древнейших икон, часть из которых привезена из католических европейских церквей. В нижнем ряду располагаются иконы с изображением святых в полный рост, во втором находятся лики святых, а в третьем – изображение одной из библейских сцен.


Современная коптская церковь оборудована телепроекторами и большими экранами, которые позволяют следить за службой при большом скоплении народа. Кроме того, здесь имеются вентиляторы, работающие во время особенно жарких летних дней в Египте. Туристы могут посетить коптскую церковь как в праздничный, так и в будний день. Здесь нет строгих правил: женщину пустят в храм и с непокрытой головой, и в брюках.

Церковь Шарм-эль-Шейха

Церковь коптов, которая расположена в Шарм-эль-Шейхе, была воздвигнута в 2010 году. Сейчас это крупнейший христианский храм города. Архитектура церкви в Шарм-эль-Шейхе соответствует коптскому стилю: простой дизайн, плавные очертания, минимальное количество декоративных элементов. В темное время суток храм красиво подсвечивается витражами с ликами святых.

Интерьер церкви, находящейся в Шарм-эль-Шейхе, роскошен, а ее стены и купол покрывают богатые росписи. Здесь находятся мощи 30 святых, наиболее известные из которых – мощи Георгия Победоносца и Моисея Черного. Экскурсии по храму проводит русскоговорящий гид.


Особенности христианской религии Египта

Коптская православная церковь отличается особой атмосферой доброты и гостеприимности. Здесь радушно принимают всех, кто, как и копты, верит во Христа. Но все же количество христиан среди местного населения невелико: всего 8%. Постоянно подвергаясь нападкам исламистов, православные египтяне всегда готовы поддержать друг друга. Именно в коптской церкви они могут свободно встречаться, общаться и обмениваться идеями.

Хотел процитировать, но стоит запрет... Поэтому выдам собственный пост;-)

" Есть в Египте интересный народ, исповедующий христианскую религию, потомки фараонов и коренного (неарабского) населения Древнего Египта - копты. Это настоящие хранители древнейшей культуры Египта, его главных древних основ - языка и веры. В современном Египте их численность по разным источникам составляет от 6 до 8 млн. человек, встречаются они и в Эфиопии, и в очень малом количестве в Америке и Европе. Даже само название «копт» означает просто «египтянин».

В течение нескольких столетий Египет был христианской страной. После арабского завоевания в 641 году коптами стали называть египтян-христиан в отличие от египтян, принявших ислам. И сейчас в стране христиане живут рядом с мусульманами, а церкви соседствуют с мечетями.

Христианство без особого труда в свое время распространилось в древнем Египте, потому что его жители тысячелетия верили в умирающего и воскресающего бога Осириса. Кроме того, близкое соседство Египта со Святой Землей тоже способствовало этому. Считается, что на берегах Нила в течение почти 4 лет Дева Мария с мужем Иосифом прятали маленького Иисуса от преследований царя Ирода. Эти места посещают христианские паломники со всего мира.

Копты не похожи на остальных жителей Египта, они сохранили точеный профиль лица фараонов на протяжении многих веков. У них светлая кожа и красивый разрез глаз. Копты строго хранят чистоту своей крови и не вступают в брак с египтянами: в жены берут только женщин-копток или европеек. Женятся они только один раз, венчаясь в церкви, гражданские браки и разводы у них не признаются. Христианские традиции они хранят очень трепетно, несмотря на то, что большинство населения страны давно исповедует ислам.

Современный язык коптов с успехом использовался учеными для расшифровки древнеегипетских папирусов. Именно коптский язык сохранил в себе элементы того языка, на котором разговаривали фараоны. Он сочетает в себе элементы греческого и древнеегипетского языков. Ещё в начале нашей эры иероглифическое письмо древнеегипетского языка сменили на греческое, а язык стали называть коптским. И хотя в качестве разговорного он не используется уже лет триста, священные книги коптов сейчас печатаются не только на арабском, но и на коптском языке.

Коптская Церковь была основана самим святым Марком Евангелистом, который прибыл в Африку в 47-48 гг. и проповедовал в Александрии, тогдашней столице Египта. В 69 году он принял мученическую смерть от римлян. Святой Марк почитается коптами как их первый патриарх. С незапамятных времен коптский Александрийский патриарх носил титул папы, который затем стали присваивать и римскому епископу. Коптский папа-патриарх избирается пожизненно, пользуется непререкаемым авторитетом и является лидером нации. Нынешний Папа Шенуда III был избран в 1971 году, он замечательный богослов и доступный человек. В сопровождении епископата он проводит еженедельные встречи с народом в соборе Св. Марка. Вначале для собравшихся папа произносит духовное слово, а затем без всякой подготовки отвечает на записки мирян, заранее собираемые в специальный сосуд в храме.

Коптская Церковь относится к восточной, православной ветви христианства, но существует много различий между нашим и египетским христианством - и в теологии, и в традициях. Копты - монофизиты, то есть, согласно их вере, у Христа была единственная, божественная сущность, а не две - божественная и человеческая. В 451 г. Халкидонский Вселенский Собор осудил монофизитство как ошибочное учение, и Коптская Церковь Египта откололась от ортодоксальной христианской церкви.

Коптские храмы отличаются скромностью и простотой своего убранства, фрески встречаются нечасто, иконопись упрощенная, похожая на детские рисунки. Кроме того, в большинстве храмов есть скамейки. Но в целом изнутри они похожи на все православные храмы: алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи. Язык богослужения отличается от разговорного: служба ведётся на древнем коптском языке.

Своеобразную форму имеют кресты коптских церквей: они ориентированы в двух направлениях, поэтому при взгляде с любой стороны виден Крест. Священники носят кресты, сделанные чаще из кожи, ходят в шапочках-тюрбанах. При входе в храм для причастия копты обязательно снимают обувь. Молятся они семь раз в сутки, лицом на восток, обязательно в головных уборах, большую часть года постятся. Они очень почитают Богородицу и святых, обязательно исповедуются.

Очень необычны у коптов места захоронений - кладбища. Над могилами сооружаются небольшие домики-часовни без крыши, так как дождей в Египте практически не бывает. Здесь копты проводят целый день, молятся, даже готовят пищу. При необходимости можно даже пожить.

Именно у коптов в 3-4-м веке возникло монашество, которое отсюда распространилось по христианскому миру. Стало оно неотъемлемой частью и русского православия. Первый монастырь, существующий до сих пор, был основан в пустыне на востоке Египта преподобным Антонием Великим. Почти в то же время там возник и монастырь св. Павла. Почитаемые христианской церковью святые Мария Египетская, преподобный Макарий Египетский, св. Екатерина родились и жили на берегах Нила. В настоящее время в Коптской Церкви имеется 12 мужских и 6 женских монастырей, где монахи живут в строгости и молитвах, питаясь в основном хлебом и водой.

Из праздников копты почитают Рождество, отмечая его 7 января. Отмечают и праздник весны - Жам эн-Нессим, что в переводе с арабского означает «аромат западного ветра». Этот праздник очень древний, его отмечали ещё фараоны в Древнем Египте и назывался он тогда Опет. Этот праздник копты отмечают в пасхальный Понедельник, совпадающий с православной Пасхой. Люди массово выезжают за город и устраивают праздничные пикники.

Александрия является древним коптским церковным центром, там находятся захоронения всех предстоятелей Коптской Церкви, начиная от апостола Марка. Но в настоящее время центр Коптской Церкви и вообще всего коптского народа расположен в Каире и включает в себя гигантский собор св. Марка, древних храм апостолов Петра и Павла, множество различных служб и зданий. Здесь находится главная духовная семинария Коптской Церкви, которую закончило большинство священников. При семинарии есть вечерние курсы для мирян по изучению Священного Писания и богословия. В 1954 г. на территории патриархата был основан Коптский институт высших исследований, который является важным центром по изучению коптской христианской традиции. В Египте имеется довольно много воскресных коптских школ.

Несмотря на арабское завоевание Египта в 641 г. и гонения на христиан, копты в Египте очень почитались. От них никто не потребовал отказа от христианства, коптский язык даже использовался в официальных документах. Сейчас копты составляют около 9% населения Египта, но в структурах власти их представителей нет, потому что официальной государственной религией является ислам. Копты - самая многочисленная христианская община на Ближнем Востоке. Памятники древности коптов бережно восстанавливаются и охраняются государством, в Каирском музее Коптов хранятся сокровища коптской культуры.

Самыми известными в мире коптами были Св. Афанасий, Св. Василий - автор праздничной православной церковной литургии, Св. Пахом - основатель монашеского и отшельнического движения. А также бывший Генеральный Секретарь ООН Бутрос (Петр) Бутрос-Гали. Можно сказать, что все они в какой-то степени - потомки фараонов.

Живут копты в своих городских районах, в Каире таких несколько. Их можно определить по обилию храмов с крестами над куполом, портретам Папы Шенуды в магазинах и аптеках. Есть несколько городов, населенных в основном коптами. Говорят, что копты - очень дружелюбные и простые в общении люди, отличаются честностью и готовностью придти на помощь нуждающимся" .

От себя: с уверенностью можно говорить только, что мы отличали коптских женщин - в отличие от мусульманок, которых большинство, они не носят хеджабов, то есть ходят с непокрытой головой. Кстати, их с удовольствием берут на работу в отели и в сферу обслуживания, так как, несомненно, европецам комфортно видеть женщину с непокрытой головой в качестве, к примеру, администратора в отеле. К слову, мусульманских женщин практически не встретишь на подобной работе. Некоторые из мусульманок учатся, получают образование, а потом - замуж, домой и ни ногой оттуда. Кстати, поэтому у них меньшая продолжительность жизни. Коптки темноволосы и кареглазы, именно такими я представлял египтянок, ну на крайняк южных итальянок, сильно загоревших;-)

Коптские храмы можно встретить по всему Египту. Из тех мест, что мы посетили, самые большие соборы -в Хургаде и Асуане. Копты и мусульмане живут очень мирно, уважая традиции друг друга, но друг с другом, действительно, стараются не смешиваться. Разность культур имеет место быть, поэтому соседство соседством, а живут каждые своей жизнью. Конечно, количество коптских храмов не сравнить с мечетями, но прихожане-христиане, я думаю, не обделены.

На фото: коптский собор в Асуане;-) Это не минареты, а аналог колоколен;-)

Центр Александрия Резиденция Предстоятеля Каир Юрисдикция (территория) Африка (без Эфиопии и Эритреи) Автономные церкви в канонической зависимости Британская , Французская Богослужебный язык коптский , арабский Календарь коптский Численность Верующих 18 млн, из них 14 в Египте Сайт www.copticpope.org Ко́птская правосла́вная це́рковь Александри́и (Ϯⲉⲕ̀ⲕⲗⲏⲥⲓⲁ ̀ ⲛⲣⲉⲙ̀ⲛⲭⲏⲙⲓ̀ ⲛⲟⲣⲑⲟⲇⲟⲝⲟⲥ) - христианская церковь Египта , относящаяся к группе Древневосточных (нехалкидонских) церквей . Как и все другие Древневосточные церкви, Коптская церковь признаёт решения трёх Вселенских соборов , придерживается традиционной для Александрийской богословской школы миафизитской христологии и не входит в семью поместных православных церквей византийской традиции.

В настоящее время состоит из 400 общин, большинство из них в Египте, остальные в египетской диаспоре.

Богослужение

Мнения о церкви

Особенности

Коптская православная церковь сохранила некоторые заимствованные у иудаизма раннехристианские обряды, а также и древнеегипетские обряды, например, не только обрезание мужчин, но, хотя церковь сейчас дистанцируется от этого, даже такие, как унаследованное от древнего Египта женское обрезание , и формально запрещённое в Египте женское обрезание в настоящее время осуществляется без благословения Церкви. Обрезание женщин у коптов заимствовали и мусульмане Египта. .

Иллюстрации

    Coptic Bible.JPG

    Псалмодия

    Coptic Christian Church relief wall.JPG

    Bischoy Kloster BW 1.jpg

    Отрывок, характеризующий Коптская православная церковь

    «Поскорее, поскорее бы», думал Ростов, чувствуя, что наконец то наступило время изведать наслаждение атаки, про которое он так много слышал от товарищей гусаров.
    – С Богом, г"ебята, – прозвучал голос Денисова, – г"ысыо, маг"ш!
    В переднем ряду заколыхались крупы лошадей. Грачик потянул поводья и сам тронулся.
    Справа Ростов видел первые ряды своих гусар, а еще дальше впереди виднелась ему темная полоса, которую он не мог рассмотреть, но считал неприятелем. Выстрелы были слышны, но в отдалении.
    – Прибавь рыси! – послышалась команда, и Ростов чувствовал, как поддает задом, перебивая в галоп, его Грачик.
    Он вперед угадывал его движения, и ему становилось все веселее и веселее. Он заметил одинокое дерево впереди. Это дерево сначала было впереди, на середине той черты, которая казалась столь страшною. А вот и перешли эту черту, и не только ничего страшного не было, но всё веселее и оживленнее становилось. «Ох, как я рубану его», думал Ростов, сжимая в руке ефес сабли.
    – О о о а а а!! – загудели голоса. «Ну, попадись теперь кто бы ни был», думал Ростов, вдавливая шпоры Грачику, и, перегоняя других, выпустил его во весь карьер. Впереди уже виден был неприятель. Вдруг, как широким веником, стегнуло что то по эскадрону. Ростов поднял саблю, готовясь рубить, но в это время впереди скакавший солдат Никитенко отделился от него, и Ростов почувствовал, как во сне, что продолжает нестись с неестественною быстротой вперед и вместе с тем остается на месте. Сзади знакомый гусар Бандарчук наскакал на него и сердито посмотрел. Лошадь Бандарчука шарахнулась, и он обскакал мимо.
    «Что же это? я не подвигаюсь? – Я упал, я убит…» в одно мгновение спросил и ответил Ростов. Он был уже один посреди поля. Вместо двигавшихся лошадей и гусарских спин он видел вокруг себя неподвижную землю и жнивье. Теплая кровь была под ним. «Нет, я ранен, и лошадь убита». Грачик поднялся было на передние ноги, но упал, придавив седоку ногу. Из головы лошади текла кровь. Лошадь билась и не могла встать. Ростов хотел подняться и упал тоже: ташка зацепилась за седло. Где были наши, где были французы – он не знал. Никого не было кругом.
    Высвободив ногу, он поднялся. «Где, с какой стороны была теперь та черта, которая так резко отделяла два войска?» – он спрашивал себя и не мог ответить. «Уже не дурное ли что нибудь случилось со мной? Бывают ли такие случаи, и что надо делать в таких случаях?» – спросил он сам себя вставая; и в это время почувствовал, что что то лишнее висит на его левой онемевшей руке. Кисть ее была, как чужая. Он оглядывал руку, тщетно отыскивая на ней кровь. «Ну, вот и люди, – подумал он радостно, увидав несколько человек, бежавших к нему. – Они мне помогут!» Впереди этих людей бежал один в странном кивере и в синей шинели, черный, загорелый, с горбатым носом. Еще два и еще много бежало сзади. Один из них проговорил что то странное, нерусское. Между задними такими же людьми, в таких же киверах, стоял один русский гусар. Его держали за руки; позади его держали его лошадь.
    «Верно, наш пленный… Да. Неужели и меня возьмут? Что это за люди?» всё думал Ростов, не веря своим глазам. «Неужели французы?» Он смотрел на приближавшихся французов, и, несмотря на то, что за секунду скакал только затем, чтобы настигнуть этих французов и изрубить их, близость их казалась ему теперь так ужасна, что он не верил своим глазам. «Кто они? Зачем они бегут? Неужели ко мне? Неужели ко мне они бегут? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?» – Ему вспомнилась любовь к нему его матери, семьи, друзей, и намерение неприятелей убить его показалось невозможно. «А может, – и убить!» Он более десяти секунд стоял, не двигаясь с места и не понимая своего положения. Передний француз с горбатым носом подбежал так близко, что уже видно было выражение его лица. И разгоряченная чуждая физиономия этого человека, который со штыком на перевес, сдерживая дыханье, легко подбегал к нему, испугала Ростова. Он схватил пистолет и, вместо того чтобы стрелять из него, бросил им в француза и побежал к кустам что было силы. Не с тем чувством сомнения и борьбы, с каким он ходил на Энский мост, бежал он, а с чувством зайца, убегающего от собак. Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом. Быстро перепрыгивая через межи, с тою стремительностью, с которою он бегал, играя в горелки, он летел по полю, изредка оборачивая свое бледное, доброе, молодое лицо, и холод ужаса пробегал по его спине. «Нет, лучше не смотреть», подумал он, но, подбежав к кустам, оглянулся еще раз. Французы отстали, и даже в ту минуту как он оглянулся, передний только что переменил рысь на шаг и, обернувшись, что то сильно кричал заднему товарищу. Ростов остановился. «Что нибудь не так, – подумал он, – не может быть, чтоб они хотели убить меня». А между тем левая рука его была так тяжела, как будто двухпудовая гиря была привешана к ней. Он не мог бежать дальше. Француз остановился тоже и прицелился. Ростов зажмурился и нагнулся. Одна, другая пуля пролетела, жужжа, мимо него. Он собрал последние силы, взял левую руку в правую и побежал до кустов. В кустах были русские стрелки.

    Пехотные полки, застигнутые врасплох в лесу, выбегали из леса, и роты, смешиваясь с другими ротами, уходили беспорядочными толпами. Один солдат в испуге проговорил страшное на войне и бессмысленное слово: «отрезали!», и слово вместе с чувством страха сообщилось всей массе.
    – Обошли! Отрезали! Пропали! – кричали голоса бегущих.
    Полковой командир, в ту самую минуту как он услыхал стрельбу и крик сзади, понял, что случилось что нибудь ужасное с его полком, и мысль, что он, примерный, много лет служивший, ни в чем не виноватый офицер, мог быть виновен перед начальством в оплошности или нераспорядительности, так поразила его, что в ту же минуту, забыв и непокорного кавалериста полковника и свою генеральскую важность, а главное – совершенно забыв про опасность и чувство самосохранения, он, ухватившись за луку седла и шпоря лошадь, поскакал к полку под градом обсыпавших, но счастливо миновавших его пуль. Он желал одного: узнать, в чем дело, и помочь и исправить во что бы то ни стало ошибку, ежели она была с его стороны, и не быть виновным ему, двадцать два года служившему, ни в чем не замеченному, примерному офицеру.
    Счастливо проскакав между французами, он подскакал к полю за лесом, через который бежали наши и, не слушаясь команды, спускались под гору. Наступила та минута нравственного колебания, которая решает участь сражений: послушают эти расстроенные толпы солдат голоса своего командира или, оглянувшись на него, побегут дальше. Несмотря на отчаянный крик прежде столь грозного для солдата голоса полкового командира, несмотря на разъяренное, багровое, на себя не похожее лицо полкового командира и маханье шпагой, солдаты всё бежали, разговаривали, стреляли в воздух и не слушали команды. Нравственное колебание, решающее участь сражений, очевидно, разрешалось в пользу страха.

    ИСТОРИЯ КОПТОВ

    Считается, что копты являются прямыми потомками древних египтян. Само слово "копт" происходит от греческого "айгюптос" и означает просто "египтянин". Но сегодня коптами называют только особые группы христианского населения Северной Африки - в основном Египта и Эфиопии.

    В 332 году до нашей эры Александр Македонский завоевал Египет и основал Александрию. Через этот порт в страну стали проникать широким потоком греки и македоняне. Александрия в начале нашей эры была одним из центров Средиземноморья, местом, где встречались египетская и греческая, римская и еврейская культуры.

    С этого времени только греки могли занимать чиновничьи должности. Официальным языком стал греческий, которого египтяне не знали. Уделом коренных жителей, земледельцев и ремесленников оставались лишь тяжелый труд, налоги и поборы. Римляне завоевали Египет в 30-м году до нашей эры. Ограничения для египтян еще более ужесточились. Для новых хозяев Египет был житницей. Они стремились вывезти как можно больше зерна. Количество налогов и поборов, не только денежных, но и хлебом, вином, растительным маслом, деревом и прочими натуральными продуктами, доходило до 450! Не будучи в силах вынести это, египтяне поднимали восстания в 165, 181-184 годах уже нашей эры. С восставшими зверски расправлялись.

    Во II веке нашей эры в Египте стало распространяться христианство. Центром распространения новой религии стала Александрия. Благодаря деятельности возникших здесь первых христианских поселений город оказался среди пяти первых христианских столиц - вместе с Иерусалимом, Антиохией, Римом и Константинополем. Считается, что именно александрийская школа богословия (Климент, Ориген, Кирилл) пыталась привить христианству философский язык.

    Основал коптскую церковь сам св. Евангелист Марк. Он прибыл в Африку в 47-48 гг и проповедовал в Александрии, тогдашней столице Египта. В 69 году св. Марка замучили римляне. Копты считают св. Марка своим первым патриархом. Часть его мощей хранится в коптском храме в Александрии.

    Распространению христианства в Египте способствовало в первую очередь его соседство со Святой Землей и наличием святых мест, впрямую связанных со святым Писанием: именно на берегах Нила почти четыре года прятался маленький Иисус вместе с Девой Марией и ее мужем Иосифом от преследований царя Ирода. И сегодня места, где останавливалось Святое Семейство, являются предметом паломничества христиан со всего мира.

    В 213 году при подавлении очередного восстания египтян римляне разрушили даже ирригационные каналы, обрекая земледельцев на голод и мучения. Император Деции в 250 году решил истребить христианство, заставив всех христиан совершить при специальной комиссии языческие обряды. Тех, кто отказывался, отправляли в темницу, морили голодом и отрубали голову, сжигали на костре или бросали на съедение диким зверям. Женщин-мучениц казнили жутким образом: привязывали к верхушкам двух пригнутых к земле финиковых пальм и, резко отпуская, разрывали пополам.

    В 258 году император Валериан издал указ о казни всех христианских священников, а знатных христиан за отказ от жертвоприношения лишали имущества и превращали в рабов.

    Страшные мучения остались в памяти египетского народа, и позднее они начали вести счет времени по "эре мучеников" - с 28 августа 284 года, даты восшествия на престол императора Диоклетиана.

    Многие копты находились на римской службе и не без успеха распространяли христианство на просторах великой империи. С легионом из египетских Фив в 285 году пришел в Гельвецию (Швейцарию) Святой Морис, и его останки покоятся в одноименном аббатстве в швейцарском кантоне Вале. Его соотечественники Феликс, Регула и Эксуперий, обезглавленные по приказу римского чиновника в местах, где располагается швейцарский кантон Гларус, были захоронены в Цюрихе. Эти коптские миссионеры стали символом Цюриха, и им нашлось место на гербе города. Сирийские и коптские монахи добрались и до Ирландии, и раннекельтские церкви поразительно напоминают коптские храмы своей архитектурой.

    Официальная дата появления Коптской церкви - 451 год - год раскола, произошедшего на Халкидонском Соборе. Христологическое учение монофизитов, в какой-то степени из-за противостояния господству Византии, было отвергнуто большинством египетской иерархии и верующих. Попытки насильственно навязать решения Собора только усилили сопротивление. В конечном итоге возникла особая монофизитская Коптская Церковь ("коптами" арабы и греки называли египтян) со своей литургической и богословской традицией.

    Большинство коптов называют себя православными, но в мире их считают представителями "древних восточных" или "дохалкидонских" церквей.

    Копты очень почитались в Египте. Даже спустя более века после арабского завоевания страны в 639 - 641 годах их положение оставалось относительно благополучным: насильственного отказа от христианства никто не требовал, коптский язык использовался в официальных документах.

    Но уже при Аббасидах (750-1258) жизнь коптов становится более тяжелой. Хотя они и продолжают занимать ответственные посты, дискриминационные законы, принимаемые после 850 года, усложняют их положение, но не настолько, чтобы копты исчезли окончательно. К середине IX века копты оказались в Египте меньшинством. Хотя исламское господство сопровождалось нередкими преследованиями коптов, бывали и периоды относительной свободы, и тогда Церковь вновь расцветала и создавала выдающиеся богословские и духовные произведения на арабском языке.

    ИЗУЧЕНИЕ КОПТОВ

    Хотя путешественники XVI и XVII веков неоднократно писали об удивительном христианском меньшинстве посреди мусульманской страны, изучение коптской культуры насчитывает около полутора веков. Достаточно сказать, что, когда в 1858 году Огюст Марьетт основал в Каире Службу египетских древностей, Египет римлян и коптов вовсе не находился в сфере его интересов. Зато его сотрудники, Альбер Гайе (Gayet) и Жан Кледа, провели много лет в неустанных поисках и раскопках. Результаты их трудов поделены между парижскими и каирскими собраниями. Приятно, что еще одно вошедшее в историю археологии имя связано с Россией: Владимир фон Бок немало поспособствовал нынешним коптским богатствам Эрмитажа и ГМИИ имени А. С. Пушкина.

    ЯЗЫК КОПТОВ

    Язык коптов является последней стадией развития языка древних египтян и был использован Франсуа Шампольоном при расшифровке древнеегипетских иероглифов. Коптские буквы похожи на греческие, из греческого же языка заимствовано много слов.

    После страшных гонений на христиан при Диоклетиане, по указу которого христиан, тысячи мужчин и женщин с детьми, после пыток предавали мучительной смерти, в 313 году император Константин Великий объявил себя христианином и издал указ о вероисповедании.

    К этому времени христианство в Египте уже получило широкое распространение. Встал вопрос о переводе Библии на язык египтян, которые не знали греческого. Да и египетского демотического (иероглифического) письма простой народ Египта не знал, так как это требовало специального и длительного обучения. Переводчикам пришлось создать алфавит из 24-х греческих букв и 6 новых знаков для звуков, отсутствовавших в греческом языке. И с начала IV века египтяне-христиане, или "копты", как их позднее стали называть, знакомые с алфавитом, могли читать Святое Писание.

    В 641 году Египет завоевали арабы, и коптский язык был исключен из официального употребления.

    В 1517 году власть в Египте перешла в руки турок, гонения и притеснения привели к тому, что в XVII веке коптский язык перестал быть разговорным...

    До нас дошла коптская литература, в которой большое место занимают рассказы о религиозных мучениках (мартирии) и жизнеописания первых деятелей коптской церкви. Эта литература - важный источник для изучения ранней истории христианства.

    Ученые-копты, опасаясь за судьбу коптского языка, издавали грамматические учебники, но и это не помогло. Богослужение в коптской церкви ведется на коптском языке, но молящиеся часто уже не понимают того, что слышат. Иногда пользуются Библией, в которой текст дан параллельно на двух языках. И священники сперва читают текст на коптском языке, а затем - на арабском.

    КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
    Вероучение Коптской церкви

    Копты относятся к монофизитам, то есть считают, что у Христа была единственная, божественная сущность, отрицая полноту человеческой природы Спасителя. Коптская церковь относится к восточной, православной ветви христианства, и в этом смысле копты очень близки к традиционному православию. Но различий между православием и египетским христианством немало - и в теологии, и в традициях.

    Монофизитство (от греч. monos, один; и physis, природа ), течение в раннем христианстве, основанное на вере в то, что Христос обладал только одной природой.

    Монофизиты признавали, что Христос, Сын Божий, воспринял человеческую природу, однако последняя была поглощена его Божественностью, так что природу Христа следует рассматривать как божественную природу, обладающую, однако, человеческими свойствами.

    Это было противопоставление несторианству, которое подчеркивало человеческую сущность Христа. Монофизитство отвергало возможность трансформации Логоса в человеке, следовательно отрицало и Спасение. Сначала учение было одобрено Эфесским собором 449 года, а затем осуждено Халкидонским Вселенским собором (451). Сторонников этого направления именуют монофизитами, монофиситами, хотя они не признают этого термина и называют себя либо православными, либо последователями апостольской церкви. Направление сформировалось в 433 году на Ближнем Востоке, но официально обособилось от остальной части христианства в 451 году, после того как Халкидонский Вселенский собор принял деофиситскую доктрину (учение о двух природах Иисуса Христа) и осудил монофизитство как ересь.

    На Халкидонском соборе было провозглашено, что Христос есть единый и единственный Сын Божий, «совершенный в Божестве и совершенный в человечестве», «истинный Бог и истинный человек... из разумной души и тела, единосущный Отцу по Божеству и единосущный нам по человечеству». Он есть «один и тот же Христос» и «единородный Сын», «в двух природах неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо. При этом разница природ не исчезает через соединение, а еще более сохраняется особенность каждой природы».

    Основателем направления был архимандрит Евтихий (ок. 378-454) - игумен одного из крупных монастырей в Константинополе. Евтихий учил, что вначале раздельно существовали две природы Христа - Бога и человека, однако после соединения их при боговоплощении стала существовать лишь одна. В дальнейшем апологеты монофизитства или вовсе отрицали наличие какого-либо человеческого элемента в природе Христа, или утверждали, что человеческая природа в Христе была полностью поглощена божественной природой, или полагали, что человеческая или божественная природа в Христе соединились в нечто отличное от каждой из них.

    Впрочем, существует мнение, что основные противоречия между монофизитством и православием носили скорее не доктринальный, а культурный, этнический, а может быть, и политический характер: в монофизитстве объединились силы, недовольные усилением византийского влияния. Из вселенских соборов монофизиты признают только три: Никейский (325), Константинопольский (381) и Эфесский (431).

    Традиции в монофизитских церквах очень близки к православным, отличаясь лишь в отдельных деталях. Дать их общую характеристику трудно, поскольку они заметно варьируются в отдельных монофизитских деноминациях, основные из которых:

    1) Копская православная церковь (в том числе Нубийская и Эфиопская),

    2) Сирийская православная (фковитская) церковь,

    3) Армянская апостольская церковь.

    Коптская церковь находится в общении с другими монофизитскими церквами - армянской и сирийской, эфиопской, эритрейской и маланкарской.

    Каноническое право Коптской церкви покоится на Кормчей, составленной Михаилом, епископом Дамиеттским (Ибн-аль-Ассалем), в 13 в. и состоящей из псевдоапостольских постановлений, прошедших через монофизитские руки соборных деяний, правил благочиния патриархов Вениамина, Христодула, Гавриила и др.

    Коптские храмы

    Древний церковный центр - Александрия. Там находятся могилы всех предстоятелей Церкви, начиная от ап. Марка. Нынешний центр Коптской церкви расположен в Каире, недалеко от станции метро Демердеш. Гигантский собор св. Марка, древний храм ап. Петра и Павла, множество служб и зданий.

    Коптские церкви убраны просто. Например, в патриаршем соборе св. Марка в Каире, заложенном в 1969 году, к 1900-летию гибели основателя коптской церкви, - беленые, без фресок, стены. Основная часть иконостаса - просто резные деревянные панели, инкрустированные перламутром, и лишь верхний его ряд - собственно иконы. Иногда вывешивают иконы и на стенах храмов, как в знаменитой Подвешенной церкви в Старом Каире. Фрески встречаются лишь изредка. Иконопись особая. Фигуры людей изображаются плоскими, пропорции не соблюдаются, детали не прописываются, как на рисунках детей.

    Пожалуй, самое существенное внутреннее отличие - в большинстве храмов есть скамейки. Нетрадиционную для нас форму имеют и кресты - они ориентированы в двух направлениях, так что с какой стороны ни посмотри - виден Крест.

    При входе в храм копты снимают обувь. Молятся семь раз в сутки, обратясь на восток, обязательно в головных уборах. Постятся большую часть года. В году семь великих и пять малых праздников, а постов - пять.

    Но в целом коптские храмы похожи на все православные храмы, особенно внутри - алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи, утварь.

    В старых церквах немногочисленные иконы помещаются иногда наверху алтарной резной перегородки, заменяющей иконостас и иногда совершенно лишенной икон. Из старинных храмов особенно примечательны церкви Старого Каира, например Аль-Моаллака (6 в.), Св. Сергия, муч. Меркурия.

    Мужчины в храме отделены от женщин перегородкой; жертвенника в алтаре нет; раки с мощами иногда помещаются на клиросах. Утварь и облачения сходны с православными, но для будничных служб упрощены; на голову и плечи возлагается плат «эфод». Службы те же, что и в православной церкви; особенностью является чин утреннего и вечернего каждений, совершаемых перед литургией и вечерней воскресных и праздничных дней.

    Литургика

    Литургическое единообразие введено в 12 в. реформой Гавриила ибн-Турейка; до этого времени чины были еще более близки к греческим. Общеегипетским богослужебным языком сделан северный (бохейрский) диалект; раньше на юге употреблялся и сахидский, а еще раньше - греческий язык, на котором до сих пор произносится несколько возгласов на литургии и поются некоторые песнопения.

    До 17 века коптский язык был не только богослужебным, но и обыденным языком, но сейчас он полностью вытеснен арабским. Влияние арабов и ислама проявилось и в обрядности. Из многочисленных литургий удержались три, приписываемые Василию Великому, Кириллу Александрийскому и Григорию Богослову. Главное их отличие от православных - отсутствие Херувимской песни и 4 новозаветных чтения (Посланий Павла, Соборных Посланий, Деяний, Евангелия).

    Литургия совершается на одной из трех принесенных квасных просфор, с 12 отпечатанными крестами и Трисвятым. Забвение коптского языка заставило дать место арабскому. Чтение Св. Писания происходит на двух языках; некоторые песнопения - на одном арабском; все богослужебные книги печатаются на двух языках параллельными текстами, ритуальная часть - на одном арабском.

    Господствующий тип песнопений - т.н. псалии, род кратких строф или славословий, расположенных по греческому алфавиту. Некоторые песнопения и молитвы заимствованы из православной церкви уже после разделения. Церковное пение основано на осмогласии. Употребляются систры и тимпаны.

    Церковный год начинается 29 августа (1 тога) и заключает в себе 7 великих праздников (Благовещение, Рождество Христово, Богоявление, Вход в Иерусалим, Воскресение Христово, Вознесение, Пятидесятница), 7 меньших и 5 постов (кроме 4 наших еще «шшевийский»- на неделе, соответствующей нашей Мытаря и Фарисея).

    На утрене Вербного Воскресения бывает освящение ваий и крестный ход; в первые три дня страстной седмицы и великий пяток не бывает литургии, а длинные часы; в великий четверток совершается омовение ног. В Пятидесятницу совершается чин коленопреклонения с теми же молитвами, что и у нас. Сходно с нашим и великое водоосвящение в день Богоявления. Семь таинств догматически и литургически сходны с православными.

    Обычаем является крестить мальчиков на 40-й, девочек - на 80-й день; крещению может предшествовать обрезание, скорее как пережиток египетского язычества, чем как религиозный обряд.

    Признается молитва за усопших (поминовение в 3-й, 7-й, 30-й и 40-й дни) и почитание святых, особенно Божией Матери.

    Чин их литургии - более древний, чем наш, миряне причащаются как и священнослужители, беря Св. Дары (Тело Христово) в руки и отпивая из Св. Чаши (из рук священника). Перед причастием снимают обувь. Исповедь обязательна. Коптские священники ходят с крестами, сделанными, как правило, из кожи, и в шапочках-тюрбанах, к ним так же подходят под благословение.

    Монашество

    Египтяне дали христианскому миру монашество - традицию, ставшую неотъемлемой частью и русской православной культуры.

    Первый монастырь был основан в египетской Восточной пустыне преподобным Антонием Великим в начале IV века и существует поныне. Почти одновременно с ним в тех же краях возник монастырь св. Павла. На берегах Нила родились и жили такие почитаемые и россиянами святые, как преподобный Макарий Египетский, св. Екатерина, Мария Египетская.

    В настоящее время происходит явное возрождение монашества, и немало молодых монахов, занимающихся сельским хозяйством и издательской деятельностью, вновь заселяют древние монастыри. В Церкви имеется двенадцать мужских монастырей с 600 монахами и шесть женских монастырей с 300 монахинями. Больше всего монастырей сосредоточено в Вади-эн-Натруне, в 60 милях к северо-западу от Каира. Режим в монастырях очень строг: монахи питаются главным образом хлебом и водой, много молятся.

    Папа

    Коптский Александрийский патриарх носил (и носит) титул папы с гораздо более ранних времен, нежели римский епископ. С 536 года копты избирают своего патриарха, который вместе с синодом находится в Каире.

    Папа-патриарх избирается пожизненно на поместном соборе из самых известных монастырских духовников, много лет проживших в пустыне. После этого, он становится лидером нации и пользуется непререкаемым авторитетом.

    Нынешний Папа Шенуда III (родился в 1923 году, избран в 1971 году) - глава Коптской церкви и единственный духовный лидер всего народа. Его титул: ПАПА Александрийский, Патриарх престола св. Марка.

    Папа доступен, особенно для людей, приехавших издалека. Еженедельно он в сопровождении епископата проводит встречи с народом в соборе Св. Марка. Громадный храм заполняется народом, папа садится за стол на солее, произносит духовное слово минут на 40 и затем около часа без подготовки отвечает на записки, заранее опущенные в специальный сосуд, стоящий в храме.

    Кладбище

    Коптское кладбище сильно отличается от нашего. Могилы-склепы представляют собой небольшие, иногда изящно украшенные домики-часовни без крыши (она не нужна, так дождь бывает 3-4 раза в году). Сюда приходят на целый день, чтобы побыть со своими усопшими родственниками. Здесь молятся, готовят пищу. Здесь даже можно жить. Примерно такие же, только с другой символикой могилы - и на исламских кладбищах. В годы войн они заселялись беженцами.

    Духовное обучение

    В Египте имеется немало воскресных коптских школ. Главная духовная семинария Коптской Церкви расположена в Каире неподалеку от собора Св. Марка. Почти половина священников закончило эту семинарию. Многие миряне изучают здесь на вечерних курсах Священное Писание и богословие. Основанный в 1954 году Коптский институт высших исследований расположен на территории патриархата и является важным экуменическим центром по изучению коптской христианской традиции.

    Проблема коптской церкви - мусульманский фундаментализм

    Рост мусульманского фундаменталнзма в Египте создает для Коптской Церкви новые проблемы. Вслед за антикоптскими выступлениями фундаменталистов в конце 1970-х годов президент Садат в 1981 году заключил папу Шенуда III под домашний арест в одном из монастырей и не выпускал до 1985 года. Считается, что правительство пошло на эту меру, чтобы продемонстрировать свою беспристрастность по отношению к конфликтующим сторонам. Тем не менее, такого рода вмешательство в дела Коптсткой Церкви обеспокоило многих христиан в Египте.

    Расширение церкви

    Между тем, в последние годы чувствуется оживление коптской церковной жизни в мире и рост ее влияния. 19 июля 1994 года Коптский православный патриархат принял небольшую Православную Церковь Британских островов под свою юрисдикцию в качестве отдельной епархии, распространяющейся на Великобританию и Ирландию. Эту Церковь переименовали в Британскую Православную Церковь, а ее предстоятель, митрополит Серафим Гластонберийский, получил новое имя авва Серафим Эль Суриани.

    Коптская церковь и РПЦ

    Коптская церковь - прямая предшественница Русской Православной Церкви. В V веке после того, как Египет стал частью Византийской империи, в Александрийской церкви произошел раскол. Византийцы образовали собственную церковь, в Александрии возник второй, греческий, патриархат. Ну а из Византии в Х веке христианство пришло в русские земли.

    С 1824 года в Египте побывали много монахов разных орденов и американские пресвитеры с Библиями на арабском языке, желая таким образом способствовать возрождению коптской церкви. Коптская церковь тяготела к православию, стала искать примирения с православной церковью и даже называла себя православной. Однако объединения обеих церквей до сих пор не произошло.

    Сейчас идет активный диалог между Коптским патриархатом и Московской патриархией.

    Чудеса и знамения

    Египет живет активной духовной жизнью. Множество чудес и знамений происходит и в наши дни.

    Так, в пригороде египетской столицы Каира с апреля 1968 года можно было наблюдать над крышами двух коптских церквей странное явление, которое немало озадачило как верующих, так и скептиков. Сияющее видение Девы Марии, постоянно появляющееся в ранние утренние часы, возникло в первый раз над коптской церковью святой Марии в Зейтуне. На протяжении трех лет тысячи людей стремились увидеть этот феномен. Зафиксированы многочисленные исцеления болящих, в том числе и мусульман. Последний раз, появившись в 1971 году, видение снова материализовалось в 1986-м над церковью святой Демианы, коптским храмом за городской чертой Каира.

    Очевидцы рассказывали, что оно часто сопровождалось курящимися дымами ладана и купол церкви будто вспыхивал светом, когда видение находилось над ним. Людей перед церковью собиралось такое множество, что полиции пришлось принять меры, чтобы предотвратить беспорядки.




Top