Древний китай вклад в мировую культуру кратко. Наиболее крупные достижения китая


Мировая культура Китая.
Китай - самая большая из обособленных и самая обособленная из больших цивилизаций. Жители Древнего Китая - одного из первых государств на Земле - создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную.За три с половиной тысячи лет могучая и самобытная китайская цивилизация внесла неоценимый вклад в историю мирового искусства и культуры.
Культура Китая внесла огромный вклад и в мировую культуру. Бурный культурный и технический рост в этой стране начинается как раз с приходом письменности. Изобретение письменности является важнейшим признаком того, что общество вышло из периода варварства и вступило в эпоху цивилизации. Древнейшие китайские надписи дают возможность проследить процесс возникновения и первоначальное развитие иероглифической письменности. Очень важную роль в передаче потомкам древних знаний и культурного опыта сыграло единство письменного языка. Уже в древности китайцы вели непрерывные поиски усовершенствования письменных средств. Если в начале 2 тыс. до н.э. записи делались на костях животных и на стенках брозовых сосудов, где знаки закреплялись путём выжигания и плавки, то в начале 1-го тыс. до н.э. их сменили бамбуковые пластинки, на которых письмена выводили остриём палочки, окрашенной лаком.
Для передачи всего богатства китайского языка применялись знаки (иероглифы), фиксирующие те или иные единицы языка. Подавляющее большинство знаков представляло собой идеограммы – изображения предметов или сочетания изображений, передающих более сложные понятия. Но число применявшихся иероглифов было недостаточно. В китайском письме каждое односложное слово должно было выражаться отдельным иероглифом, и даже многочисленные омофоны - сходно звучащие слова - однослоги - в зависимости от их смысла изображаются разными иероглифами. Теперь число знаков было пополнено, с тем, чтобы учесть и более редкие понятия, и доведено до 18 тыс., знаки были строго классифицированы
Искусство и политика Китая.
Искусство средневекового Китая занимает особое и очень важное место в мировой истории культуры. Феодальный общественный строй сложился в Китае в 4-5 вв. н. э-) а его художественная культура достигла высокого расцвета еще тогда, когда в Западной Европе лишь зарождалась и делала свои первые шаги средневековая цивилизация. Китайские художники в эпоху феодализма создали глубоко поэтичное, неповторимое по образному строю и художественному языку искусство, отмеченное высоким мастерством и почти безграничной творческой фантазией народа. Уже в эпоху раннего средневековья Китай обладал стройно разработанной системой философско-эстетических взглядов. Несмотря на идеалистический характер, свойственный средневековой философии, они несли в себе элементы материализма и диалектики. В Китае, как и всюду в средние века, господствовала религиозная идеология, наложившая печать на все области искусства. Однако многие виды китайского искусства, в частности живопись, гораздо меньше, чем, например, в Византии или в раннефеодальной Европе, испытывали давление религиозной догматики. Существенное значение для развития светских тенденций в культуре и искусстве имел интенсивный рост городов Китая, которые уже в пору раннего средневековья были крупными экономическими и культурными центрами. В городах средневекового Китая с большой силой проявлялся дух свободы и вольномыслия, и это особенно способствовало проникновению светского начала в литературу и искусство. С редкой для эпохи феодализма глубиной живописцы, скульпторы и архитекторы Китая выразили в своих произведениях представления о человеке и о мире, выходящие далеко за пределы узких религиозных догм. Светское начало проявилось во всех жанрах китайского искусства, но особое место в этом отношении занимает пейзажная живопись. Она оказалась той областью искусства, в которой, оставаясь в рамках средневековой художественной концепции, китайские живописцы создали произведения, полные глубокой реалистической правды. Искусство средневекового Китая поражает своим многообразием и чрезвычайно тонким, возвышенным, богатым и сложным пониманием природы. Зоркость видения, поэтичность и широта мировосприятия сделали средневековую китайскую культуру близкой и понятной нашим современникам, поставили ее в ряд высших достижений мирового искусства прошлого.
На разных этапах древности Китайцами было сделанно множество важнейших естественнонаучных и технических открытий, имевших для своего времени общемировое значение. Среди них можно упомянуть вычисление движения светил и комет, составление медицинских энциклопедий, изобретение компоса и сейсмографа, механических часов и пораха. Уже в V в. до н.э древние китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника, в 1 в. н.э. был создан трактат "Математика в девяти главах", суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков.
Китайские учёные впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел.
Изобретение способа изготовления фарфора позволило на долгие столетия, пока его не изобрели русские ученые, монополизировать рынок этих изделий, распространяя на весь мир своеобразную культуру Китая в рисунках и орнаментах керамических изделий. Правления многих императорских династий отразилось строительством сотен храмов и Великой Китайской Стены, сохранившейся до сих пор.
Китайцы достигли небывалого совершенства в поэзии, пейзажной живописи и керамике. Фарфор тоже был изобретен в Китае, и вплоть до XVIII в. его секрет не давался европейским мастерам. На рубеже нашей эры Китайцы изобрели тушь и бумагу, которую изготовляли из трепья и коры. С изобретением бумаги в жизни китайского народа связаны важные сдвиги. Благодаря бумаге поэты, философы, зодчие и каллиграфы смогли широко передавать своим потомкам веками накопленный опыт.
История Древнего Китая богата событиями. Огромный и неоднородный древний этап разделяется историками на несколько отрезков – важнейших вех - в развитии культуры одной из древнейших цивилизаций мира: от зарождения первобытного строя до возникновения классов и сложения государства во 2-м тыс. до н.э., от образования многих мелких царств в 1-м тыс. до н.э. до формирования крупных рабовладельческих империй в 3 в. до н.э. - 3 в. н.э. «Одним из самых оригинальных достижений китайской политической культуры было убеждение, что на государственную службу следует отбирать не по знатности происхождения, а по личным способностям, и что делать это лучше всего посредством экзаменационных испытаний. Эта идея зародилась еще в эпоху Борющихся Царств (V-III вв. до н.э.), но понадобилось целое тысячелетие для того, чтобы сопутствующие ей институты пустили прочные корни в китайском обществе».
В середине девятнадцатого века Китай сделался мишенью агрессивной политики европейских государств.
Торговля и ремесленное производство .
Китай – родина множества открытий, распространившихся впоследствии на весь мир. Распространение железа, его применение в пахотных орудиях, использование в земледелии тяглового скота и искусственного орошения привели к изменению общества. Оно было разделено на пять рангов, которые определяли и уровень достатка, и качество жилища, одежды, пищи (простолюдин не имел права есть мясо); имелись различий даже В языке людей. В середине 1-го тыс. до н. э. эта система распадается в связи с возможностью продажи земли: появились "знатные, но бедные" и богатые представители низших слоев общества. Этому способствовало оживление торговли и ремесленного производства.
Медицина Китая.
Наряду с искусством, архитектурой и изобретениями, древние китайцы открыли чудеса растительных лекарственных средств. Древние китайцы обнаружили, что некоторые продукты питания обладают специфическими свойствами и способны облегчить или даже избавить от определённых заболеваний. Это открытие обозначило собой начало использования растительных лекарственных средств.
Более 2.000 лет назад был написан Канон медицины Жёлтого Императора, первая медицинская книга в Китае.
Эта книга является первым обширным и всеобъемлющим классическим изданием по медицине в Китае, а возможно во всём мире. Доктора расценивают её сегодня как формальный образец современной китайской медицины. По всему миру осознали ценность традиционной медицины. Практика использования китайской медицины широко используется в большинстве европейских стран и Соединённых Штатах, она признана законной практически во всех странах.
Бумажные деньги.
Бумажные деньги - важнейший вклад китайской цивилизации в мировую культуру, наряду с созданием бумаги и книгопечатания при помощи ксилографических клише. Способ их производства соединил в себе оба эти открытия. Марко Поло, который ухитрился не заметить в Китае иероглифическую письменность и Великую китайскую стену, был потрясен бумажными деньгами и подробно рассказал о процессе их изготовления, способе использования и ценности. «Летающая валюта» появилась при династии Тан в 800-е годы н. э., когда правительство резонно рассудило, что возить металлические монеты на дальние расстояния трудно, и стало платить местным купцам специально отпечатанными денежными сертификатами, которые можно было обменять на «твердую» валюту в столице. Купцы быстро осознали удобство нововведения и стали использовать их в расчетах как средство платежа. На этих деньгах рисовали людей, дома, деревья чиновники наносили на них разноцветными чернилами свои подписи и проставляли печати. Благодаря развитости типографского дела банковские билеты тщательно защищали, а за их подделку карали смертной казнью. На Запад бумажные деньги попали, после того как монголы в 1291 году напечатали в Иране банкноты в китайском стиле, что немедленно привело к инфляции. Кроме того, их могли завезти в Европу путешественники, возвращавшиеся домой из Китая во времена монгольской династии Юань (1280-1368 годы).
Военная наука и изучение проблем генезиса.
В области военной науки значительный вклад был внесён китайским теоретиком и полководцем Сунь – цзы (VI – V вв. до н.э.). Ему приписывают авторство трактата о военном искусстве, где показана взаимосвязь войны и политики, указаны факторы, влияющие на победу в войне, рассматриваются стратегия и тактика ведения боевых действий. А спустя три года когда умер Ши-Хуанди (209 г. до н. э.). Китайская цивилизация вступила в период зрелости, а военные походы расширили власть империи далеко на юг, до Тонкинского залива. В результате ряда войн Китаю были навязаны договоры на неравноправных условиях.
В девятнадцатом веке страна была поделена на сферы влияния США, Франции и Великобритании, которые помогли Цинам подавить крестьянскую войну тайпинов (1850 – 1864 гг.).
Древнекитайский вариант становления государственности завершает собой ряд политических образований и социально- цивилизационных феноменов, складывавшихся на Востоке в глубокой древности.
Специальное изучение проблем генезиса китайской цивилизации показало, что и последующие кардинальные нововведения в сфере материальной культуры были связанны, по меньшей мере, частично, с инфильтрациями извне. Речь идёт не о миграциях в массовом масштабе; миграции были, видимо, минимальными. Хорошо известно, что преобладающим расовым типом на древнекитайской равнине издревле были монголоиды (вкрапления европеоидно - австралоидных расовых типов единичны), и именно это весьма существенно отличает древнекитайский очаг цивилизации от всех остальных, по крайней мере, в Старом Свете. Но, не смотря на это, воздействия извне играли едва ли не решающую роль как в процессе трансформации культуры Яншао в неолит черно - серой керамики луншаньско-луншаноидного типа, для которого были характерны ближневосточные виды злаков (пшеница, ячмень) и породы домашнего скота (корова, овца, коза), гончарный круг и иные нововведения, к тому времени (2 тысячелетие до н.э.) уже хорошо известны к западу от Китая, так и при переходе от неолита к эпохе бронзы.
Даосизм.
Первое учение – даосизм – основано на представлении о наличии особого пути для каждого человека – пути Дао. Суть его сводится к следующему. Природа, Вселенная и Человек едины и все процессы, происходящие в природе, происходят без вмешательства человека. Точно также и жизнь человеческая – принцип недействия, созерцательности и пассивности является ведущим в жизни. Философия Дао оказала большое влияние на культуру Китая, способствуя формированию целых культурных направлений в живописи, в архитектуре и даже в политике. Так, одним из представлений политической элиты начала нового тысячелетия был принцип невмешательства в жизнь государства – пассивность и созерцательность сами приведут к правильным решениям. Вспомните хотя бы основной символ даосизма, являющимся, по праву, одним из исторических наследий культуры Китая – это круг, состоящий из черной и белой половины – инь и янь, в каждой из которых присутствует часть противоположной половины. Второе философское (трудно назвать все три учения религиозными) направление в Китае – это конфуцианство. Его основателем был Конфуций также в середине первого тысячелетия до нашей эры. В культуре Китая Конфуций занимает одно из ведущих и почетных мест, так как оказал на нее непосредственное влияние. Основными учениями Конфуция были не вера в загробный мир, а сборник наставлений о жизни и действиях человека в тех или иных ситуациях.
Заключение.
Но каковой бы ни была культура Китая, сегодня она является достоянием общемировой культуры, как, впрочем, и любая другая национальная культура. Приглашая ежегодно к себе миллионов туристов, эта страна охотно делится с ними своими культурными5 достопримечательностями, рассказывая о своем богатом прошлом и предлагая массу возможностей для путешествия.
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.
В общих чертах как будет развиваться в новом XXI веке китайская культура, каким принципам она будет следовать в общем потоке развития с культурой различных стран мира, каковы стратегический выбор и основные исходные позиции китайского правительства.
Китай, строя свои планы на новый век, большое внимание уделяет координированному развитию экономики, политики, культуры и общества, а также отношений человека и природы. Культурному строительству отводится все более важное место. Правительство Китая в кануне нового века уделяло культурному строительству пристальное внимание и сделало его составной частью фундаментальной программы развития страны, твердо придерживаясь курса на одновременное развитие материальной и духовной культуры и считая, что без расцвета и прогресса культуры, без гармоничного развития человека и природы невозможно добиться всестороннего развития и прогресса общества. В Китае сейчас осуществляется стратегия великого освоения западных районов. Эта работа имеет глубокое и далеко идущее значение для будущего страны.
Мир богат и красочен, и в культуре должна быть своя специфика. Можно утверждать, что без национальных особенностей культуры не было бы многообразия в мировой культуре. Чем более культура носит национальный характер, тем в большей мере она принадлежит всему миру. Каждая национальность в мире имеет присущие ей специфическую культуру и традиции, это и порождает многообразие мировой культуры, создает условия для жизни нации и ее продления и вместе с тем является основой развития мировой культуры.
Можно предположить, что судьбу китайской цивилизации теперь будут определять не идеологии сами по себе, как бы ни были они изощренны и как бы ни была сильна пропагандистская и репрессивная машина государства, стремящегося внедрить их в умы своих подданных. По-видимому, тайна судьбы Китая заключена не в идеях, как таковых, но в самих формах общественной практики, связанных с тем, что именуется традиционной культурой и современностью.
За три с половиной тысячи лет могучая и самобытная китайская цивилизация внесла неоценимый вклад в историю мирового искусства и культуры, но с началом XX века она стала приходить в упадок под натиском вооруженного новейшей техникой Запада.
и т.д.................

Характерной особенностью культуры Китая является то, что она получила свое развитие в условиях изолированности от других культур.

Мир для китайцев – это поднебесная империя, которую окружают «варвары четырех сторон света».

Это было результатом отдаленности Китая от Средней Азии и других стран.

Своеобразие китайской культуры выражено в иероглифической письменности. Ее принцип – непосредственная связь между реальным объектом и символом, отображающим его непривязанность к лингвистическим особенностям произношения.

Китайское Средневековье характеризуется как период расцвета культуры, выраженный в духовном подъеме страны, развитии больших городов, строительстве роскошных храмов, дворцов и парков.

В литературе возникают новые жанры, такие как городская новелла и роман.

Новые явления в художественной культуре – повествовательная живопись и портрет. Именно в Китае возникли первые в мире пейзажные композиции. Благодаря развитию науки китайские живописцы могли применять самые различные краски: от туши до минеральных красок.

Характерные особенности китайской живописи – использование, помимо бумаги, шелка, применение линейной перспективы.

Самыми важными открытиями в эпоху феодализма были изобретение фарфора и пороха, а также возникновение книгопечатания.

Китайская письменность получила свое дальнейшее развитие благодаря изобретению туши. Был принят т. н. эталонный стиль письма, он заложил основы современного написания иероглифов.

С именем Конфуция (551–449 гг. до н. э.) связано развитие системы образования.

Характерные черты учения Конфуция:

1) преобладание практической философии, решающей проблемы гармонии общественной жизни, вопросы нравственного воспитания;

2) внимание к формированию всесторонне развитой личности, способной занять достойное место в обществе;

3) признание регламентирующей деятельности государства. Достойное место в развитии мировой культуры занимает древнекитайская наука, которой принадлежат много важных открытий и изобретений.

Астрономия, геометрия, математика были ведущими в китайской системе знаний. Важнейшие достижения древнекитайских ученых:

1) создание глобуса;

2) представление о планетах Солнечной системы;

3) открытие «пятен» на Солнце;

4) изобретение бумаги, пороха и фарфора;

5) создание земледельческой науки;

6) изобретение лакового производства и шелководства;

7) использование десятичных дробей и отрицательных чисел. Главные явления, тормозящие развитие китайского искусства и науки.

Понятия: культура, цивилизация

Для того чтобы лучше разобраться в сложной картине культурно-исторической дифференциации человечества, попытаемся дать предварительные определения понятий «культура» и «цивилизация».

Культура - совокупность знаний, которые человек должен приобрести для обогащения своего духовного опыта и вкуса посредством занятий искусством, литературой и науками. Иногда культура трактуется более широко - как совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания и применения; в этом смысле она практически «сливается» с понятием цивилизация.

Существует мнение, что культура (понимаемая в узком смысле) в отличие от цивилизации относится к явлениям субъективного порядка, поскольку совокупность знаний у человека может формироваться через образование и средства массовой информации, которые в свою очередь могут контролироваться центральной авторитарной властью в своих целях. В истории можно найти примеры, когда навязываемая обществу культура оказывалась в противоречии с традиционными ценностями цивилизации (нацистская Германия и т.д.).

Термин «цивилизация» впервые вошел в обиход во Франции. Им первоначально обозначались добродетели завсегдатаев просвещенных парижских салонов. Сегодня под цивилизацией понимается «некая культурная общность, самый высокий уровень группировки людей по признаку культуры и самый широкий срез культурной идентичности после того, который отделяет человека от других биологических видов» (Huntington, 1993).

Совершенно очевидно, что цивилизация может определяться как объективными критериями (история, религия, язык, традиции, институты), так и субъективными - характером самоидентификации. Она может охватывать множество государств (как западноевропейская) или только одно (Япония). Каждая из цивилизаций отличается своей неповторимой спецификой и только ей свойственной внутренней структурой (так, японская цивилизация имеет, в сущности, один вариант; западная цивилизация - два основных варианта: европейский и североамериканский; исламская - по крайней мере три: арабский, турецкий и малайский).

В данном случае цивилизация интересует нас прежде всего как региональное (глобальное) пространство, наполненное особым культурным содержанием. Любую из цивилизаций образуют совокупности компонентов и компонентных связей, причем не следует забывать, что понятием «цивилизация» охватывается не только материальная и духовная культура людей, но и окультуренные естественные ландшафты, т.е., в сущности, природа.

Культурная интеграция мира и регионализм

Одно из замечательных проявлений современного процесса общения - разнообразные культурные контакты человечества. Они берут начало в древнейшие времена с обмена предметами материальной культуры между первобытными племенами и продолжаются сегодня в масштабной интеграции региональных культур и цивилизаций. Подобный синтез культур способствует устранению изоляционизма народов и экономической автаркии государств, преодолению обывательского чувства страха перед всем новым и непривычным.

На рубеже XX-XXI вв. мир меняется с невиданной быстротой. Культурная экспансия теперь вовсе не обязательно связана с территориальными завоеваниями. Сегодня стремительно укрепляются экономические связи, расширяется сеть глобальных коммуникаций и средств массовой информации, огромный размах приобрел обмен ценностями культуры в рамках различных национальных и международных программ. Судьбы народов сливаются в одну всемирную судьбу.

Некоторыми западными учеными в этой связи высказывается мнение о том, что мир перерос суверенитет. Действительно, с каждым годом государства делегируют мировому сообществу (в частности, ООН) все больше полномочий. Однако роль государства как стабилизирующей и направляющей силы в процессе мировой интеграции не уменьшается, а скорее усиливается.

Процессы интеграции и регионализма всегда «шествуют» рядом, центростремительные тенденции сменяются центробежными и наоборот. Острое соперничество государств в экономической, военной и идеологической сферах имеет самое непосредственное отношение к культуре и цивилизации.

Культурная интеграция мира может и должна опираться на развитие (возрождение) национальной культуры, самобытное развитие народов, их самоопределение в области языка, духовной культуры. Иногда при этом добавляют: и государственность. Однако этот вопрос очень непрост. Начиная с И. Фихте, а отчасти и раньше в европейской общественной мысли утверждалась идея о том, что каждая нация должна иметь свое государство. Но сегодня нация может быть дисперсно «вкраплена» в другую. Нередко суверенитет одного народа автоматически ведет к потере независимости другого. Многие этносы в силу исторических обстоятельств вообще не имеют собственной территории. Проблем и вопросов много, вплоть до того, что не ясно, что вообще следует понимать под нацией?

Культура и общественно-политические территориальные формирования

Существует некая условность, как в определении сторон света, так и в делимитации общественно-политических регионов. Например, стороны света не являются геостационарными: они фиксируются в зависимости от местонахождения наблюдателя (классическая восточная страна Япония по отношению к США превращается в западную). Для того чтобы стороны света из относительных понятий превратились в геостационарные, необходима «логическая точка отсчета» - пространственный центр. Нечто подобное иногда происходит и с общественно-политическими регионами. Так, в свое время по «логике» конфликта между Востоком и Западом Япония, Южная Корея и Тайвань вдруг стали ассоциироваться с Западом, а находящаяся в западном полушарии Куба - с Востоком. Само понятие «Восток» на протяжении столетий неоднократно меняло свое содержание. До XX в. оно употреблялось в зависимости от контекста как синоним Китая, Византийской империи, православного христианства, славянского мира. Примерно с 1920-х гг. Восток стал ассоциироваться с «коммунистическим миром» и приобрел сугубо азиатские контуры. Впрочем, в дальнейшем к Востоку нередко стали относить даже Африку.

В отличие от частей света и общественно-политических регионов культурно-исторические очаги всегда фиксируются как более или менее геостационарные. Связующим элементом таких территорий становится культура, в целом слабо подчиняющаяся усилиям общественно-политического порядка по ее ликвидации или изменению. В отдельных случаях (например, при образовании Российской империи и СССР) географические границы формировались под воздействием скорее политических и идеологических факторов, чем культурных. Иначе трудно объяснить сосуществование в пределах одного государства регионов, принадлежащих к разным цивилизациям.

Вместе с тем даже при перемещении культуры «на месте» остаются элементы «твердого осадка»: архитектурные формы, геопланировка, археологические памятники и т.п.

Цивилизационные пространства

Попытки установления границ существующих ныне цивилизаций наталкиваются на хорошо известную трудность: их наиболее характерные признаки отчетливо проявляются лишь в фокусных зонах (ядрах), в то время как периферийные участки отличаются от ядер увеличением чуждых им особенностей. Так, если Франция, Великобритания или страны Бенилюкса отражают идеальное сочетание признаков, характерных для западноевропейской цивилизации, то в странах Восточной Европы эти признаки несколько «тускнеют» - здесь наблюдается своеобразное смешение или переплетение «трансцивилизационных» элементов. Не отражают внезапных межцивилизационных переходов также многие регионы Российской Федерации (например, территории преобладания мусульманской и буддистской идентичностей), Тибет в Китае и т.д.

Распространения цивилизации

На протяжении истории очаги цивилизации постоянно меняли свои очертания, расширялись в разных направлениях - вдоль осевых линий цивилизаций. Первыми, наиболее изученными культурными очагами были долина Нила и бассейн Тигра и Евфрата, где возникли центры цивилизации Египет и Шумер. Расширение древнеегипетской цивилизации происходило на соприкасающихся частях трех материков Старого Света, включая часть Малой Азии, Эфиопии и более отдаленные районы. От Двуречья движение цивилизации шло как в сторону Малой Азии, Сирии, Ливана, Палестины, так и в сторону Закавказья и Ирана.

Расширение древнекитайского цивилизационного района в бассейне реки Хуанхэ происходило на северо-восток - в сторону позднейшей Маньчжурии и на северо-запад - в сторону будущей Монголии, на запад в сторону современной провинции Сычуань, а на юг - будущего Вьетнама и на восток - Японии. Сфера влияния индуистской цивилизации со временем охватила весь Индостан, на юге в ее орбиту вошел Цейлон, на востоке - прилегающие друг к другу части Малаккского полуострова, восточной Суматры и западной Явы и т.д.

Постепенно образовалась обширнейшая цивилизационная зона от Атлантического до Тихоокеанского побережья, представленная как старыми очагами цивилизации - Евро-афро-азиатским (на стыке Африки, Азии и Европы), Китайским и Индуистским, так и новыми - Афро-карфагенским, Латинским, Среднеазиатским и другими. Рост Римской империи на рубеже старой и новой эр вовлек в «цивилизационное поле» Испанию, Галлию, Британию и т.д. Дальнейший ход географического развития цивилизации хорошо известен. Расширение цивилизационного пространства происходило за счет новых районов Европы, азиатской части Евразийского континента, Северной Америки, Австралии, Океании и т.д.

Вместе с тем за пределами отмеченной цивилизационной зоны, в областях, разбросанных между пустынями, степями и горными кряжами, возникали и другие истоки высокой культуры, а иногда и самостоятельные цивилизации - индейских племен майя и ацтеков в Центральной Америке иинков (как называют их некоторые историки, «римлян Нового Света») в Южной, народов Черной Африки и др.

Современные цивилизации

На вопрос, сколько в мире насчитывается цивилизаций, разные авторы отвечают по-разному; так, Тойнби насчитал 21 крупную цивилизацию в истории человечества. Сегодня чаще всего выделяют восемь цивилизаций: 1) западноевропейскую с отпочковавшимися от нее североамериканским и австралийско-новозеландским очагами; 2) китайскую (или конфуцианскую); 3) японскую; 4)исламскую; 5) индуистскую; 6) славяно-православную (или ортодоксально-православную); 7)африканскую (или негроидно-африканскую) и 8) латиноамериканскую .

Однако принципы отбора современных цивилизаций остаются дискуссионными.

Взаимоотношения между народами и странами, принадлежащими к разным цивилизациям, в нашу эпоху расширяются, но это не нивелирует, а порой усиливает самосознание, чувство принадлежности к данной цивилизации. (Например, эмигрантов из Польши французы встретили более доброжелательно, чем из Северной Африки, а американцы, вполне лояльно относящиеся к экономической экспансии западноевропейских держав, болезненно реагируют на японские инвестиции в США.)

Линии «разлома» между цивилизациями, по мнению некоторых ученых, могут заменить в XXI в. политические и идеологические рубежи времен холодной войны, стать очагами кризисов и даже войн. Одной из таких линий цивилизационного «разлома» является дуга от исламских стран Африки (Африканский рог) до Средней Азии бывшего СССР с целой серией недавних конфликтов: мусульмане - иудеи (Палестина - Израиль), мусульмане - индуисты (Индия), мусульмане - буддисты (Мьянма). Думается, у человечества хватит мудрости избежать противоборства цивилизаций.

Цивилизации Востока

Среди «классических» восточных цивилизаций обычно различают китайско-конфуцианскую, индуистскую и исламскую. Часто к ним относят также японскую, несколько реже - африканскую цивилизации (народов южнее Сахары).

Восточные общества во многом отличны от европейского. Например, роль частной собственности здесь всегда была невелика. Земля, ирригационные системы и т.д. были собственностью общины. Человек согласовывал свою деятельность с ритмами природы, а среди его духовных ценностей одно из ведущих мест занимала установка на адаптацию к природным условиям. Ценностно-духовная сфера человеческого бытия ставилась выше экономической. На Востоке ценна активность, направленная вовнутрь человека, на самосозерцание и самосовершенствование. Свято почитаются традиции, обычаи, передаваемые из поколения в поколение. Поэтому данный тип общества получил название традиционного.

Широко известно крылатое выражение английского писателя Р. Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им никогда не сойтись». Но сегодня в эпоху универсализации мировой истории оно нуждается в уточнении. Запад и Восток, сохраняя свою самобытность, обязаны «сойтись» во имя решения глобальных проблем человечества и сохранения стабильности на планете.

Индуистская цивилизация

Как и китайская, индуистская (индийская) цивилизация насчитывает тысячелетия. Ее «кристаллизационное ядро» относится к бассейну рек Инд и Ганг. На стыке старой и новой эр цивилизационным процессом был охвачен весь Индостан и соседние регионы. Впоследствии появились «индуизированные» государства даже на территории современной

Индонезии, которые, по мнению ученых, вовлекли в цивилизационный процесс и далекий Мадагаскар.

Связующим звеном индуистской цивилизации являлась каста как социальное явление, наиболее соответствующее местной мифологии и религии (каста - обособленная группа людей, связанная происхождением и правовым положением своих членов). Именно каста, веками обеспечивая стабильность, породила специфическую индийскую общину, помогла сохранить языческую религию индуизма, повлияла на политическую раздробленность государства, закрепила многие черты духовного склада (например, восприятие скорее идеала, чем реальности) и т.д. (Ко времени получения независимости в 1949 г. в стране насчитывалось более 3000 каст, делившихся на высшие и низшие. Конституция Индии отменила кастовое деление, однако в деревне его пережитки дают о себе знать до сих пор.)

Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру огромен. Это прежде всего религия - индуизм (брахманизм) как комплекс религиозных, этических и философских представлений, учение «отца индийской нации» Махатмы Ганди о ненасилии, многочисленные памятники духовной и материальной культуры.

Китайско-конфуцианская цивилизация

Ядро этой древнейшей цивилизации - бассейн реки Хуанхэ. Именно в пределах Великой китайской равнины сформировалась древняя культурная область, давшая впоследствии «побеги» в Индокитай, Японию, Монголию, Маньчжурию и т.д. В то же время Тибет (как оплот буддизма) оставался вне сферы влияния конфуцианства, что позволяет иногда говорить о несовпадении границ Китая как историко-культурной области и как государства.

Термин «конфуцианская» указывает на огромную роль, которую в развитии китайской цивилизации сыграло конфуцианство (по имени основоположника Конфуция) - религия-этика. Согласно конфуцианству, судьба человека определяется «небом» (отсюда Китай часто называют Поднебесной), младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий - вышестоящему и т.д. В конфуцианстве всегда была четко выражена установка на самореализацию тех способностей, которые заложены едва ли не в каждом человеке. Учиться, познавать, совершенствоваться всю жизнь, говорил Конфуций, должен каждый.

Китайцы издревле отличались высокой организацией труда. Миллионы, сотни миллионов неутомимых тружеников под бдительным «оком» государства веками создавали материальные ценности, немалая Доля которых сохранилась до наших дней, они создали величественные памятники и прославленные гигантские сооружения - от Великой Стены и Великого Канала до дворцово-храмовых комплексов.

В сокровищницу мировой цивилизации древние китайцы внесли четыре величайших изобретения: компас, бумагу, книгопечатание и порох. Наиболее древний из дошедших до нас шедевров китайской медицины «Медицинский канон Желтого императора» (18 томов) был написан около III в. до н.э. В Древнем Китае была изобретена десятичная система исчисления. Китайцы достигли вершин и в таких областях, как искусство керамики и фарфора, разведение домашнего скота и птицы, шелководство и шелкоткачество, чаеводство, изготовление астрономических и сейсмических приборов, и др.

Долгие века Китай фактически был изолирован от внешнего, мира. Только после опиумных войн в середине XIX в. он был открыт для колониальной торговли. Лишь в последние десятилетия в КНР стали интенсивно внедряться рыночные начала в экономике (в частности, созданы свободные экономические зоны).

Вместе с тем китайцы всегда отличались культурной восприимчивостью и отсутствием ксенофобии, а местные власти не чинили препятствий распространению христианства и ислама в прибрежных провинциях. Своеобразными посланцами китайской цивилизации за рубежами Китая являются многочисленные хуацяо (эмигранты).

Важным фактором китайской цивилизации является иероглифическая письменность.

Японская цивилизация

Часть ученых оспаривает существование особой японской цивилизации. Отмечая неповторимость японской культуры в истории человечества (сравнивая ее с уникальностью культуры античной Греции), они склонны считать Японию периферийной частью влияния китайской цивилизации. Действительно, китайско-конфуцианские традиции (высокая культура труда, почитание старших, нашедшее отражение в культуре самурайской этики, и т.д.) подчас в несколько трансформированном виде во многом определили облик страны. Но в отличие от Китая, более «скованного» традициями, Японии удалось быстрее синтезировать традиции и европейскую современность. В результате японский эталон развития по многим параметрам становится ныне оптимальным, превосходящим европейский и американский. Среди непреходящих ценностей японской культуры - местные традиции и обычаи, японский сад и храмы из дерева, кимоно и икебана, местная кухня и аквакультура, граверное и театральное искусство, высокое качество продукции, гигантские туннели, мосты и т.д.

Исламская цивилизация

Народы Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Испании за исторически короткий срок были объединены в гигантское государство - Арабский халифат, постепенно рассыпавшийся на самостоятельные государства. Но с момента арабских завоеваний все они (за исключением Испании) сохранили одну важнейшую общность - исламскую религию.

Со временем ислам проник еще дальше - в Тропическую Африку, Малайзию, Индонезию и т.д. Своеобразной «экологической нишей» ислама является аридный пояс (сердце арабского мира - пустынная Аравия со священными городами Меккой и Мединой), и несколько неожиданным оказалось широкое проникновение ислама в мусонную Азию. Во всяком случае, сегодня мир ислама значительно шире арабского мира. Внутри исламской цивилизации различают субкультуры (варианты цивилизации): арабскую, тюркскую (в частности, турецкую), иранскую (или персидскую), малайскую.

Культурное наследие исламской цивилизации, унаследовавшей ценности прежних культур (древних египтян, шумеров, византийцев, греков, римлян и др.) богато и многообразно. Оно включает величественные дворцы халифов (правителей), мечети и мусульманские школы (медресе) в Аммане, Анкаре, Багдаде, Дамаске, Иерусалиме, Каире, Мекке, Рабате, Тегеране, Эр-Рияде и других городах.

Здесь высоко развито искусство керамики, ковроделия, вышивки, художественной обработки металла, тиснения на коже. (Меньшее развитие получило изобразительное искусство, так как ислам запрещает Изображать живые существа, особенно человека.) Широко известен вклад в мировую культуру поэтов и писателей исламского Востока (Низами, Фирдоуси, Омар Хайям и др.), ученых (Авиценна - Ибн-Сина), философов.

Крупнейшим достижением исламской культуры является Коран.

Heгрo-африканская цивилизация

Существование негро-африканской цивилизации часто подвергается сомнению. Многообразие африканских этносов, языков и культур к югу от Сахары дает повод утверждать, что здесь нет единой цивилизации, а существуют только «ни на что непохожести». Это крайнее суждение. Традиционная негритянская африканская культура представляет собой сложившуюся, достаточно четко очерченную систему духовных и материальных ценностей, т.е. цивилизацию. Имеющиеся здесь сходные исторические и природно-экономические условия определили много общего в социальных укладах, искусстве, менталитете негроидных народов банту, манде и др.

Народы Тропической Африки, пройдя длительный путь развития, внесли большой, до сих пор еще мало изученный вклад в историю мировой культуры. Уже в эпоху неолита в Сахаре были созданы замечательные наскальные изображения. Впоследствии то в одном, то в другом месте огромного региона возникали и исчезали очаги древних, подчас родственных культур.

На развитие культуры стран Тропической и Экваториальной Африки сильное влияние оказали колонизация, чудовищная практика работорговли, расистские идеи, целенаправленно насаждавшиеся на Юге континента, массовая исламизация и особенно христианизация («крещение») местного населения. Начало активному смешению двух цивилизационных типов, один из которых был представлен традиционной общиной (вековой формой организации крестьянской жизни), другой - западноевропейскими миссионерами, насаждавшимиеврохристианские нормы, было положено примерно на рубеже XIX-XX вв. При этом оказалось, что прежние нормы, «правила» жизни разрушаются быстрее, чем формируются новые, «рыночные». Обнаружились трудности в культурной адаптации африканцев к западным ценностям.

Большая часть негроидных народов Африки до XX в. не имела письменности (ее заменяло устное и музыкальное творчество), здесь не сложились самостоятельно «высокие» религии (подобно христианству, исламу или буддизму), не появились техническое творчество, наука, не возникли рыночные отношения по простейшей формуле товар - деньги - товар. Все это пришло к африканцам из других регионов. Однако исходя из принципа «рядоположенности» (равноправности) всех культур и цивилизаций, ошибкой было бы недооценивать африканскую культуру. Нет народа без культуры, и она не является синонимом европейских стандартов.

Цивилизации Запада

Чаще всего к цивилизациям Запада относят: 1) западноевропейскую (техногенную, индустриальную, научно-техническую и т.д.); с некоторыми оговорками 2) латино-американскую и 3) православную (ортодоксально-православную) цивилизации. Иногда их объединяют в одну -христианскую (или западную) цивилизацию. Но независимо от названия цивилизации Запада во многих отношениях противоположны традиционному восточному обществу. Они отличаются относительной молодостью в сравнении с цивилизациями Востока, насчитывающими тысячелетия.

Сложившееся в западноевропейском регионе с его более суровой по, сравнению со странами Востока природной средой интенсивное производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества. В связи с этим формировалась и новая система ценностей, где действовали принципы - «добросовестный труд как путь к процветанию» и «честное состязание как путь к самоутверждению». Эти принципы, часто противопоставляющиеся «созерцательности» традиционных обществ Востока, были сформулированы еще в античной Греции и выдвигали на первый план творческую, преобразующую деятельность человека.

Западноевропейская цивилизация вобрала в себя достижения античной культуры, идеи Возрождения, Реформации, эпохи Просвещения и Французской революции. При этом история Европы «писана не голубыми или розовыми красками»: она знает времена инквизиции, кровавых режимов и национального гнета; она заполнена бесчисленными войнами, пережила чуму фашизма.

Культурное наследие западноевропейской цивилизации, представленное материальной и духовной сферами, неоценимо. Философия и эстетика, искусство и наука, техника и экономика Западной Европы представляют собой уникальное достижение человеческого разума. «Вечный город» Рим и афинский Акрополь, вереница королевских замков в долине Луары и ожерелье античных городов европейского Средиземноморья, парижский Лувр и британский Вестминстерский дворец, польдеры Голландии и индустриальные пейзажи Рура, музыка Паганини, Моцарта, Бетховена и поэзия Петрарки, Байрона, Гете, творения Рубенса, Пикассо, Дали и многих других гениев - все это элементы западноевропейской цивилизации.

Пока что европейский Запад имеет явный перевес (прежде всего, в экономической сфере) над другими цивилизациями. Однако западная культура «пропитывает» лишь поверхность остального мира. Западные ценности (индивидуализм, либерализм, права человека, свободный рынок, отделение церкви от государства и др.) находят слабый резонанс в исламском, конфуцианском, буддийском мире. Хотя западная цивилизация уникальна, но она не универсальна. Страны, добившиеся в конце XX в. реальных успехов в социально-экономическом развитии, вовсе не перенимали идеалы западной цивилизации (европоцентризма), особенно в духовной сфере. Япония, Сингапур, Южная Корея, Саудовская Аравия - современные, процветающие, но явно не западные общества.

Жизненное пространство западноевропейской цивилизации нашло продолжение в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР.

Латиноамериканская цивилизация

Она органично впитала в себя индейские элементы доколумбовых культур и цивилизаций (майя, инков, ацтеков, и др.). Фактическое превращение европейскими завоевателями (конкистадорами) материка в «заповедное поле охоты на краснокожих» не прошло бесследно: индейская культура понесла большие потери. Однако ее проявления можно встретить повсеместно. Речь идет не только о древних индейских обычаях, орнаментах и гигантских фигурах пустыни Наска, танцах и мелодиях кечуа, но и об элементах материальной культуры: дорогах инков и высокогорном животноводстве (ламы, альпаки) в Андах, террасном земледелии и навыках возделывания «исконных» американских культур: маиса, подсолнечника, картофеля, фасоли, томатов, какао и т.п.

Ранняя колонизация Латинской Америки (главным образом испанцами и португальцами) способствовала массовой, подчас насильственной «католизации» местного населения, обращению его в «лоно» западноевропейской цивилизации. И все же длительное «автономное» развитие местных обществ и происшедший симбиоз разных культур (включая африканскую) дают основание говорить о становлении особой латиноамериканской цивилизации.

Православная цивилизация

Она отделена от западноевропейской по линии, проходящей вдоль нынешней границы России с Финляндией и странами Балтии и отсекающей католические «окраины» Западной Украины и Западной Белоруссии от православных областей. Далее эта линия идет на запад, отделяя Трансильванию от остальной Румынии, на Балканах она практически совпадает с границей между Хорватией и Сербией (т.е. с исторической границей между Габсбургской и Османской империями).

О месте православного мира и конкретно России в цивилизацион-ном пространстве Евразии давно ведутся ожесточенные споры (в частности, между западниками и славянофилами, отстаивающими особый цивилизационный путь России). («Да мы уж тыщу лет в Европе!» - восклицает Президент России. «Да, скифы мы, да, азиаты мы!» - отвечают ему оппоненты, цитируя известные стихи А. Блока.)

С одной стороны, Россия - действительно европейская страна: культурно, религиозно, династически. Она в значительной степени сформировала ту культуру, которую принято называть западной (достаточно вспомнить православную теологию и литургию, Достоевского и Чехова, Чайковского и Шостаковича и др.). С другой стороны, значительная часть России - это слабозаселенные, просторные равнины Азии; кроме того, Россия вплотную соприкасается с интенсивно развивающимися регионами Востока. Отсюда специфичность России - евразийской страны, служащей своеобразным мостом и «фильтром» между Западным и Восточным мирами.



Трудно назвать такую область науки, литературы или искусства, в которую средневековый Китай не внёс бы значительный вклад. Его замечательные изобретения и достижения обогатили всё челове-чество.

Именно китай-цы впервые изобрели книгопечатание. Прав-да, обилие иероглифов — в китайском языке их десятки тысяч — ограничило его возмож-ности. За пределами Китая книгопечатание осталось неизвестным и было заново изобре-тено Гутенбергом. Китайцы изобрели порох и огнестрельное оружие, бумажные деньги и компас. Китайские астрономы составили удивительно точный календарь (с погреш-ностью всего 27 секунд в год), знали причины солнечных и лунных затмений и умели их предсказывать.

Китайцы обладали глубокими познания-ми в медицине, истории, географии. В XV в. их флот совершил грандиозное по масштабам плавание к восточному побережью Африки.

Высочайшего расцвета достигла в Китае художественная литература. Золотым веком китайской поэзии называют эпоху Тан, ко-гда творили такие замечательные мастера, как Ли Бо и Ли Фу . Развивался и жанр романа.

Пагода шести гармоний. X-XII вв.

Будда. V в. (сверху), и VII в. (снизу)
Птица на ветке

Китайское искусство развивалось в тес-ном взаимодействии с искусством соседних стран. Вместе с буддизмом пришли из Индии прежде неизвестные в Китае тради-ции храмового зодчества, скульптуры и живописи. Началось сооружение пещерных монастырей с исполинскими (до 15-17 м) статуями Будды.

Среди них «Пещеры тысячи Будд» близ города Дуньхуан, располо-женного на Великом шёлковом пути. С IV по XIV в. вырубались новые пеще-ры, расписывались и украшались статуями Будды. Сейчас здесь около 480 пещер, и они предоставляют редчайшую возможность проследить развитие искусства в одном месте на протяжении более тысячелетия.

В честь буддийских святых сооружались высокие многоярусные башни — пагоды . Тон-кое понимание природы помогало китайцам строить здания в самых живописных местах.

Высочайшего уровня достигло в Китае искусство керамики, резьбы по дереву, камню и слоновой кости. Особенно славился китай-ский фарфор, изобретённый в эпоху Тан.

В Китае говорили, что фарфоровая посуда должна быть «тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день». Китайцы ревниво берегли секреты производства фарфора, и в Европе его научились изготавливать лишь в XVIII в. Материал с сайта

Путники в горах. Ли Чжаодао. VII-VIII вв.

В эпоху Тан главным видом искусства в Китае стала живопись. Обычно рисовали на длинных свитках, чаще всего разворачивав-шихся горизонтально. Такая форма помогала показать мир во всём его многообразии. Неред-ко свитки содержали и стихотворные тексты, являя собой единство живописи, поэзии и высочайшего искусства каллиграфии.

Китайские художники очень любили пейза-жи — картины природы. Каждая картина включала в себя весь мир, прекрасный и гармоничный. Жанр пейзажа именовался в Китае «горы и воды », и не только потому, что они всегда присутствовали на свитках. Гора олицетворяла светлые, активные, мужест-венные силы природы, вода же связывалась с тёмным, пассивным, женственным на-чалом. Так в названии пейза-жа воплотились представле-ния китайцев о мире.

Культура средневекового Китая оказала огромное воз-действие на все соседние с Китаем страны: Японию, Корею, Монголию и другие.

На этой странице материал по темам:

  • Культура средневекового китая доклад

  • Доклад для презентации китай средневековья

  • Доклад культура средневекового китая

  • Одной из оригинальных культур Востока является культура Древнего Китая. Государственность там возникла во 11 тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ.

    Жители Древнего Китая создали самобытную материальную и духовную культуру. Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы. Все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных сил – света и тьмы.

    В древнейший период жителям Китая также же, как и другим народам, был свойственен культ природы. Китайцы поклонялись духам земли, солнца, луны, ветра, дождя, священных гор и т.п. Весьма характерным был также культ предков, в основе которого лежало представление о том, что душа человека после его смерти не только продолжает жить, но и может вмешиваться в дела живых.

    В более поздний период появилось обожествление царской власти.

    Во II тыс. до н.э. в Китае возникла письменность в виде иероглифов. Первоначально писали на бамбуковых дощечках царапающей палочкой, затем на шелке натуральными красками специальной кисточкой. В начале нашей эры была изобретена бумага. Примерно тогда же появилась тушь.

    В середине 1 тыс. до н.э в Китае.зародились основные религиозно-философские системы. Это были даосизм (возникновение которого связывают с деятельностью Лао-цзы), конфуцианство (основателем которого считается Конфуций) и моизм (основатель Мо-цзы).

    На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм, возникший в Индии в VI в. до н.э. Характерно, что все религиозные системы имели много общего: им был присущ культ послушания, почитание старших и предков, идея "недеяния" – пассивного, созерцательного отношения к действительности.

    Эти идеи определяли и образ жизни населения Китая и их менталитет.

    В Китае был строго регламентирован быт, государственные и коллективные интересы ставились выше интересов отдельной личности, правильными признавались только официальные доктрины, что порождало тенденцию к пассивности, догматизму, конформизму.

    В то же время к знаниям и учености относились с большим уважением. Определенных успехов достигла наука. Успехи ее поразительны: изобретены предшественник компаса и небесный глобус, шелководство, бумага. Китайские математики первыми в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел, астрономы составили первый звездный календарь, регистрировали солнечные затмения, составили карту звездного неба. Больших успехов достигла медицина. Одним из крупных достижений было применение наркотиков в лечебной практике, также иглоукалывания, прижигания уже в 1 тыс. до н.э. Развита была в Китае историческая наука.

    В литературе особенно была развита поэзия. До наших дней сохранились такие древнейшие памятники, как "Книга песен" и "Книга перемен".

    Самобытно изобразительное искусство и архитектура Китая. Жители Китая строили здания в три и более этажа с многоярусной крышей, сооружали деревянные, железные и кирпичные многоэтажные пагоды и императорские дворцы. Символом Древнего Китая является Великая Китайская стена, которую начали строить в IV - III вв. до н. э. для защиты от кочевников.

    Высокое развитие получило прикладное искусство.

    В Древнем Китае знали около 20 музыкальных инструментов, сочиняли трактаты о музыке, готовили профессиональных музыкантов. Получили развитие также театральное искусство, цирковые представления, выступления мимов, театр кукол и теней.

    Таким образом, вклад цивилизаций Древнего Востока в мировую культуру огромен.




Top