Другая информация о белоруссии. Культура белоруссии

  • Медиа
  • Беларусь - общая информация

    Республика Беларусь


    Республика Беларусь - государство в Восточной Европе. Население на начало 2016 года составляет 9 498 700 человек, территория - 207 600 км². Занимает девяносто третье место по количеству населения и восемьдесят четвёртое по территории в мире. Столица и самый крупный город государства - город Минск. Государственными языками являются белорусский и русский.Унитарное государство, президентская республика. 20 июля 1994 года пост президента занял Александр Лукашенко, впоследствии побеждавший также на выборах 2001, 2006, 2010 и 2015 годов.Подразделяется на 6 областей, город Минск имеет особый статус города республиканского подчинения.





    Географическое положение

    Территория Беларуси составляет 207 600 км² (86-е место по площади среди стран мира). Расположена в Восточной Европе. Беларусь является крупнейшим по территории европейским государством (из целиком расположенных в Европе), не имеющим выхода к морю. Беларусь граничит (начиная с северо-востока, по часовой стрелке) с Россией, Украиной, Польшей, Литвой и Латвией.




    Климат

    Климат Беларуси умеренно-континентальный, переходный от морского к континентальному, формирующийся под влиянием воздушных масс Атлантики. В зимний период нередки оттепели.Средняя летняя температура колеблется от +17° С на севере (июль), до +18-19° С на юге. Осадки выпадают равномерно, с возрастанием с юга на север - от 500 мм на юге, до 800 мм на северо-западе. Максимальное количество осадков обычно выпадает в осенне-зимний период. В лесных районах толщина снежного покрова может составлять 1-1,2 м.





    Флора

    Леса занимают около 2/5 территории страны. Однако на территории Беларуси сравнительно мало крупных лесных массивов (2 крупнейших - Беловежская и Налибокская пущи), но нет и безлесных районов.





    Фауна

    Животный мир сочетает в себе представителей широколиственных лесов, тайги и лесостепи. Среди представителей фауны наиболее часто встречаются дикий кабан, заяц, лось, бобр. Наиболее популярными и опасными обитателями леса являются волк, медведь, лиса и рысь.










    Аист, дрозд, цапля, ворона, воробей, синица, иволга, снегирь - птицы, которые отражают колорит Беларуси.







    В стране насчитывается множество видов рыб, так как страна богата водными ресурсами: реками, озерами и водохранилищами. Наиболее распространенными из них являются: щука, плотва, лещ,карась,окунь.








    Под охраной государства находятся: зубр, болотная черепаха, рысь, речной бобр и лесная куница.Повсеместно распространены насекомые.








    Пчелы, осы, божьи коровки, бабочки и дождевые черви - насекомые, которые наиболее часто встречаются на территории страны.







    Сельское хозяйство

    Сельское хозяйство - исторически важная отрасль местной экономики, давая более 7 % национального ВВП, обеспечивает занятость более 9 % населения. Основной сельскохозяйственной отраслью является земледелие и молочное животноводство.Основные пищевые культуры: картофель (6,9 млн т), сахарная свёкла (4,8 млн т), пшеница (2,5 млн т)В прошлом традиционная для республики лесная отрасль играет незначительную роль во внешней торговле - вывезено лесопродукции и услуг в 2013 году на 144,8 млн долларов (0,39 % экспорта страны).


    Транспорт, инфраструктура, связь


    Железные дороги и автомобильный транспорт - главные виды транспортного сообщения в стране. Сеть железных дорог ориентирована на главную магистраль, проходящую через Оршу, Минск и Брест, которая соединяет Беларусь с Москвой на востоке и Варшавой на западе. Эксплуатационная длина путей - 5512 км. Всего в Беларуси более чем 83 000 км дорог общего пользования и около 200 000 км ведомственных (сельскохозяйственных, промышленных предприятий, лесных и др.), в том числе 10 000 км в городах и населённых пунктах. При этом плотность загородных дорог с твёрдым покрытием пока довольно низкая - 337 км на 1000 км² территории. На тысячу жителей в Беларуси приходится 261 автомобиль.Речной флот осуществляет перевозки по 1500 км судоходных водных путей (главным образом в бассейне Днепра). Воздушный транспорт развит относительно слабо; крупнейший аэропорт страны находится близ Минска. Всего в стране семь международных аэропортов.



    Молдова или Молдавия? Эти грамматические дилеммы озадачивают многих граждан и рождают острые споры, которые очень часто перетекают в политическую плоскость. В этой статье мы рассмотрим один из подобных примеров: Республика Белоруссия или Беларусь - как правильно писать и говорить?

    Государство из 8 букв

    Страна, о которой пойдет речь в данной статье, расположена в Восточной Европе, в умеренных широтах. Это одна из бывших республик СССР. В целом "ноги" проблемы, как писать и говорить правильно - Республика Беларусь или Белоруссия, "растут" именно из советского прошлого государства.

    Этот наболевший вопрос регулярно всплывает на различных форумах и в соцсетях. Причем дискуссии по этому поводу очень часто ведутся не между филологами или лингвистами, а между "пророссийскими" и "прозападниками", плавно превращаясь в дешевое политиканство.

    На самом же деле, ответ на вопрос республика Беларусь или Белоруссия?" спрятан не так уж и глубоко, как это может казаться. Попробуем на него ответить в этой статье.

    Курьез с Дмитрием Медведевым

    В 2009 году, на встрече с журналистами, Дмитрию Медведеву (тогда он был президентом РФ) порекомендовали правильно называть соседнюю страну. Дословно это прозвучало так: "8 букв, четвертая - а, в конце - мягкий знак". Замечание, хоть и носило шуточный характер, однако глава государства пообещал навести порядок и поставить жирную точку в вопросе: "Республика Беларусь или Белоруссия?"

    Вскоре в Минск пожаловал министр юстиции России, дабы обсудить все нюансы проблемы с руководством страны. Он также пообещал, что во все правительственные кабинеты и другие важные инстанции РФ будут разосланы специальные письма с подробными разъяснениями.

    Тем не менее большинство журналистов в России восприняли подобные рекомендации как "наезд" на прессу. Именно поэтому, в 90% российских СМИ соседнее государство продолжает именоваться "Белоруссией". Что уж тут говорить, если даже в "Википедии", которая априори должна быть объективным и грамотным ресурсом, эта страна подписана именно так.

    Республика Беларусь или Белоруссия - как же все-таки правильно?

    Совсем недавно компания "Яндекс" обратилась с таким же вопросом в Институт русского языка имени Запрос был сформулирован так: "Республика пишется название этой страны, согласно нормам современного русского языка?"

    Научные сотрудники института прислали подробный и обоснованный ответ.

    В нем говорилось о том, что оба варианта имеют право на существование. Однако стоит различать бытовой уровень общения (разговорную речь) и официальный. Республика Беларусь - это официальное название молодого государства, которое появилось на карте Европы в 1991 году. Именно оно было зафиксировано во всех соответствующих официальных документах, в том числе и на русском языке. Исходя из этого, на официальном уровне следует употреблять исключительно этот термин. Речь идет о телевидении, печатных изданиях, официальных документах, публичных выступлениях, интернет-ресурсах и т. п.

    Кроме этого, существует так называемый "Общероссийский классификатор стран мира", который был утвержден еще в 2001 году. Последние изменения в этот документ вносились в январе 2014 года. В нем в алфавитном порядке представлены все государства мира, а также указаны их правильные названия. И в этом классификаторе также довольно четко и однозначно написано: "Республика Беларусь". То же самое касается и еще одной бывшей страны соцлагеря - Республики Молдовы (правильно писать именно так, а не Молдавия, как ошибочно говорят многие).

    Республика Белоруссия или Беларусь: корни проблемы

    Почему вообще возникла эта проблема? И откуда растут её "ноги"?

    Дело в том, что страна с названием Белоруссия официально существовала в недалеком прошлом. Вернее, это была республика в составе великой державы - Белорусская Советская Социалистическая республика (или БССР). Именно в те времена уходят корни данной лингвистической проблемы.

    Особенно остро и болезненно воспринимают этот вопрос ученые и филологи из Беларуси. И они очень надеются, что в ближайшем будущем их страну на постсоветском пространстве будут называть правильно.

    Богатая культура Беларуси – самобытность, разнообразие стилей, форм, направлений...

    История белорусской культуры

    Самобытная художественная культура Беларуси формировалась на протяжении столетий. Здесь существовали оригинальные архитектурные и художественные школы, создавались неповторимые музыкальные и литературные произведения.

    Все дошедшие до наших дней шедевры белорусского искусства находятся под защитой государства. Они хранятся в коллекциях крупнейших белорусских музеев, собраниях библиотек. Классика белорусской музыки и драматургии демонстрируется на театральных подмостках и в концертных залах.

    Современная культурная жизнь Беларуси динамична и разнообразна. В стране проходит множество художественных выставок, музыкальных, театральных и кинематографических фестивалей.

    Все это интересно и доступно как для белорусов, так и для гостей страны.

    Изобразительное искусство Беларуси

    Изобразительное искусство Беларуси разнообразно по стилям, направлениям и жанрам. Самые интересные произведения белорусской живописи и скульптуры различных эпох можно увидеть в художественных музеях страны.

    Крупнейшим собранием произведений искусства обладает . Он активно пропагандирует национальное искусство. Здесь постоянно проходят выставки произведений белорусских художников.

    Интересные коллекции произведений белорусского искусства в Витебском художественном музее, Могилевском областном художественном музее, Полоцкой художественной галерее.

    Во многих районных центрах Беларуси есть художественные галереи , где можно увидеть работы местных художников.

    Музыка в Беларуси

    Современное музыкальное искусство Беларуси стремится сохранить национальные традиции, одновременно развивая популярные в мире стили и направления. Произведения белорусских композиторов, мировой классической и эстрадной музыки звучат в исполнении как профессиональных, так и самодеятельных музыкантов.

    Большую популярность завоевали ведущие музыкальные коллективы страны:

      Президентский оркестр Республики Беларусь

      Национальный оркестр симфонической и эстрадной музыкипод управлением М.Финберга

      Государственный академический симфонический оркестр

      Государственная академическая хоровая капелла им. Г.Ширмы

      Национальный академический народный хор Республики Беларусь им. Г.И.Цитовича

      вокально-инструментальный ансамбль "Сябры"

    В Беларуси ежегодно проходят фестивали , представляющие различные направления и жанры музыкального искусства:

      "Белорусская музыкальная осень"

      "Минская весна"

      "Золотой шлягер"

      "Музы Нясвіжа"

    Символом фестивального движения Беларуси стал , участие в котором принимают популярные артисты из разных стран мира.

    Театр в Беларуси

    Белорусский профессиональный театр развился из древних народных обрядов, творчества бродячих музыкантов, придворных трупп белорусских магнатов, деятельности любительских коллективов рубежа XIX–XX вв. В настоящее время в стране работает 28 государственных театров, большое количество самодеятельных народных коллективов, в т.ч.:

      кукольные театры

      драматические театры

      музыкальные театры

    Самым прославленным театром республики является . Его постановки завоевали грандиозный успех как у отечественного, так и у зарубежного зрителя.

    Театральная жизнь Беларуси насыщенна яркими фестивальными событиями. Постоянную прописку в разных городах страны получили престижные театральные фестивали , на которые приезжают коллективы со всего мира. Среди самых известных форумов:

    Международный театральный фестиваль "Белая вежа" (Брест)
    Международный фестиваль театрального искусства "Панорама" (Минск)
    Международный фестиваль студенческих театров "Тэатральны куфар" (Минск)
    Международный молодежный театральный форум "M@art. контакт" (Могилев)
    Международный форум театрального искусства "ТЕАРТ" (Минск)
    Белорусский международный фестиваль театров кукол (Минск)

    В рамках Международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске" проходит полюбившаяся публике программа "Театральные встречи".

    Кино в Беларуси

    Искусство кино в Беларуси развивается с 30-х годов ХХ века. В 1924 г. создано Белорусское государственное управление по делам кинематографии и фотографии - Белгоскино. В 1928 г. в Ленинграде открылась киностудия "Советская Беларусь", выпускавшая художественные, хроникальные и научно-популярные фильмы. В 1939-м студия переехала в Минск, а с 1946-го носит название "Беларусьфильм" .

    Первый белорусский художественный фильм "Лесная быль" в 1926 г. создал режиссер Юрий Тарич . Во время Великой Отечественной войны белорусские документалисты одними из первых снимали репортажи с фронта.

    Тема трагедии народа стала одной из главных в послевоенном творчестве режиссеров Беларуси. Особую нишу отечественные кинематографисты заняли в детском кино . Мировое признание завоевало белорусское документальное кино .

    Современное белорусское кино продолжает традиции предыдущих поколений, ищет новые пути развития. Отечественные фильмы завоевывают награды престижных кинофестивалей мира. Драма "В тумане" (режиссер Сергей Лозница ), снятая международной группой по повести , на 65-м Каннском кинофестивале в 2012 г. удостоена специального приза жюри Международной федерации кинопрессы FIPRESCI .

    В Беларуси осуществляется много совместных проектов с кинематографистами стран мира. На "Беларусьфильме" снимали фильмы Никита Михалков, Петр и Валерий Тодоровские, Дмитрий Астрахан, Александр Сокуров.

    Беларусь - страна с прекрасной природой, славной историей и культурой. Она известна во всем мире как земля церквей, древних замков, храмов, костелов и старинных усадеб. Беларусь находится в самом центре Европы, на перекрестке пути от Черного моря к Балтийскому. Она связывает Восток и Запад. В этой стране можно увидеть настоящую дикую природу. Это древние леса, удивительные ландшафты, редкие виды растений и животных. Национальные парки и заповедники являются богатством Беларуси: Березинский заповедник, Беловежская пуща. Удивительно нежные, словно акварели художника, пейзажи, звонкие сосновые леса, наполненные птичьим пением, кристально чистые реки и озера, Беларусь открывает своим гостям последнее из чудес света - чудо нетронутой природы.


    Взяв в руки карту Беларуси вы сможете убедиться в том, что 1/3 территории страны занимают леса, она пронизана густой сетью рек и озер. Раем для рыбаков и птиц стали белорусские болота. Многочисленные представители Белорусской флоры и фауны занесены в Красную Книгу, а непосредственно болота за огромное количество вырабатываемого ими кислорода, журналисты всего мира назвали «легкими Европы».

    Беларусь наполнена духом многовековой культуры, которая оставила этой земле прекрасные памятники архитектуры. В Беларуси сохраняется самобытная оригинальная культура, истоки которой находятся в далекой языческой эпохе, в тех временах, когда Беларусь еще не приняла христианство. Когда на эти земли, заселенные балтийскими и финно-угорскими народами, пришли славяне, они бережно сохраняли то, что было создано этими племенами. Славяне уважительно отнеслись к духовному наследию местного населения и привнесли в него свою культуру. Восточнославянские племена, заселившие эту территорию, были язычниками. Этот тип религиозного сознания существовал достаточно долго и оставил глубокий след в культуре белорусского народа. В настоящее время ученые уверены в том, что у славян-язычников была своя письменность.



    Территорию Беларуси стали заселять в среднем палеолите (100-35 тысяч лет назад). К эпохе мезолита (9-6 тысяч лет назад) эта земля была полностью заселена людьми. Культура восточных славян и аборигенов здешних мест - балтов и финно-угорских народов смешивалась. Археологические раскопки на территории Беларуси подтвердили эту догадку. В 988 году славяне, населявшие Беларусию, были крещены вместе со всей Киевской Русью по византийскому обряду. Принятие христианства привело к распространению грамотности. Позже, культура Беларуси испытала на себе множество иностранных влияний, но сохранила свою самобытность до наших дней. На территории Беларуси жили и творили прекрасные архитекторы и художники, здесь создавались литературные и музыкальные произведения. Одним из самых ярких художников, родившихся в Беларуси, был Марк Шагал. Сегодня его картины хранятся в самых крупных и известных музеях мира.

    Современная культурная жизнь Беларуси динамична и разнообразна. В стране проходит множество художественных выставок, музыкальных, театральных и кинематографических фестивалей. Каждый год в январе проходят Международный фестиваль классической музыки "Январские музыкальные вечера" (Брест) и Национальная Конвенция белорусских композиторов (Минск) и. В конце апреля в Минске проводится Международный фестиваль языковедения "Эксполингва". В июне всеобщее внимание привлекают Национальный фестиваль "Беларусь – моя песня", и фестиваль поэзии на озере Свитязь. В июле происходит множество культурных событий. 3 июля отмечается День Независимости, 4 июля празднуется день города Минска, который сопровождается фольклорным праздником "Беларускiя падворкi". В середине июля отмечается древний праздник Ивана Купалы. В этом же месяце проводится Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» и белорусский рок-фестиваль «Басовище».



    Начало сентября - время проведения фестиваля средневековой культуры «Меч Луцкого замка», который проводится в замке в Луцке. В октябре проводится Международный театральный фестиваль в Минске, в ноябре – праздник «Белорусская Музыкальная осень». Это фестиваль классической и народной музыки и танца. В конце декабря традиционно открывается Зимний Фестиваль искусств «Рождественские забавы», а 21 декабря празднуются знаменитые Коляды.

    На культуру Беларуси сильное влияние оказала Великая Отечественная война. Брест - легендарный город, которому принесли славу защитники Брестской крепости. В 1965 году Брестской крепости было присвоено звание «Крепость-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Много культурных мероприятий проводится в местах, священных для каждого белоруса, например, в Хатыни. Эта маленькая деревня была сожжена вместе со всеми ее жителями. 149 человек погибли в огне. Теперь на территории деревни мемориал. Здесь же находится «Кладбище деревень», созданное в память о 185 белорусских деревнях, которые уничтожили нацисты и «Стена памяти» с мемориальной плитой и Вечным огнем. Это напоминание о нацистских концентрационных лагерях на территории Беларуси.

    «МИНЕСТЕРСТВО СПОРТА и ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУСЬ. БЕЛАРУССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ »

    Выполнила: студентка 1 курса 112 группы

    Факультета СИиЕ

    Ефимова Анастасия

    Минск 2012

    Традиции белорусской культуры

    Традиции и обряды Беларуси имеют много общего с таковыми у своих славянских соседней. Белорусы (беларусы) относятся к восточноевропейскому типу среднеевропейской расы, их предками были восточнославянские племена дреговичей, кривичей, радимичей, отчасти древляне, северяне и волыняне. Предки белорусов вобрали в себя множество черт древнейшего населения этого края - летто-литовских племен ятвягов, а также некоторые черты польской, литовской, украинской, русской и еврейской культуры, сохранив при этом, несмотря на многочисленные опустошительные войны, не раз прокатывавшиеся по этой земле, свои главные национальные черты. Сам белорусский этнос неоднороден и включает в себя несколько субэтнических групп - в Полесье живут "полещуки", в районе Пинских болот - "пинчуки", вдоль верхнего течения Днепра можно наблюдать верхнеприднепровский антропологический тип, а на юге страны заметно украинское влияние. Даже в языке можно выделить два диалекта - юго-западный и северо-восточный. Также здесь проживало и проживает множество представителей еврейской, татарской, украинской, польской, русской и других культур, каждая из которых имеет полную свободу самовыражения.

    Культура страны представляет собой, пожалуй, наиболее хорошо сохранившийся среди восточноевропейских славян набор древних языческих обычаев и традиций. Даже, несмотря на многовековое господство христианства, как православного, так и католического, в Беларуси сохранились отголоски множества древних ритуалов, начиная с Масленицы и Купалы, "Громницы" и "Гуканне весны" (перелом года от зимы к лету), "Сороки" и "Деды", "Коляд" и "Дожинок" (праздник окончания жатвы), "талаки" и "сябрына" (обычай общинной взаимопомощи), и заканчивая множеством обрядов, связанных со свадьбой, рождением или смертью. Как и у соседей, здесь было множество ритуалов, связанных с сельским хозяйством, с заготовкой леса и баней, а вся природа почиталась как единое живое существо. Все эти обряды вплелись в позднейшие христианские ритуалы, образуя неповторимую и колоритную белорусскую культуру. Чрезвычайно богат и разнообразен песенный и устный фольклор.

    Основной местного социума всегда была семья, обычно небольшая. Мужчина занимал и занимает здесь важнейшее место - это и "бацька" для детей и "дядьзька" для младших членов семьи, основной добытчик и защитник дома. Женщина - равноправная хозяйка и распорядительница домашних работ, мать и хранительница очага. Эта двухсоставная часть семьи отражалась и в быту - деревянные и металлические предметы обихода считались "мужскими", тканые и плетеные - "женскими". Причем всегда и везде предпочтение отдавалось предметам из природных материалов. Национальная одежда, обувь, музыкальные инструменты и даже тип жилищ близки к образцам других славянских культур, однако белорусский стиль виден во всем, и перепутать местную одежду и украшения, например, с образцами украинского или литовского платья невозможно - настолько самобытны местные мастера.

    Тихая и величественная природа страны наложила отпечаток и на облик народа. Белорусы по большей части очень приветливы и добродушны, многовековая общинность наложила отпечаток и на характер взаимоотношений между людьми. Здесь редко увидишь шумные сцены на людях, высока взаимопомощь между людьми и доминирует уважительное отношение к старшим и к собеседнику. Даже в деловой этикет вошли традиции доверия - здесь редко обвешивают на рынках, скрупулезно соблюдают договоренности и тщательно берегут репутацию (причем не только в бизнесе). Множество дел, причем не только общинных, решается на совете, даже праздники чаще всего проводятся либо всей семьей, либо всем населенным пунктом.

    В отношении одежды строгих норм нет - белорусы с удовольствием носят как обычную повседневную одежду европейского фасона, так и национальные наряды. В деловом этикете приняты костюмы европейского стиля. Деловой визит должен быть заранее согласован и подтвержден непосредственно перед встречей. Рабочий день в большинстве учреждений продолжается с 09.00 до 18.00.

    В деловых кругах широко распространены русский, английский и немецкий языки. В повседневной жизни повсеместно используется белорусский язык, который снова введен в качестве государственного в 1990 г. Однако русский также имеет широкое распространение, что привело к образованию своеобразного интернационального сленга, известного как "трасянка". В любом месте можно услышать начало беседы на белорусском, а продолжение - по-русски, или наоборот. В качестве письменной основы используется кириллица, но иногда применяют и латинский алфавит. Некоторые белорусские топонимы в произношении местных жителей иногда звучат довольно непривычно, например Хродна (Гродно), Махилеу (Могилев), Витсебск (Витебск) и так далее, поэтому при общении такие моменты следует иметь в виду.

    Культура

    Вся Беларусь

    Белорусский народ выделяется своей оригинальной самобытной культурой, корни которой уходят в далекую языческую, дохристианскую эпоху.

    Древняя культура Беларуси много выиграла оттого, что, когда шел процесс заселения её славянскими народами, они не стали уничтожать все, что было создано здесь аборигенами, которыми историки считают балтов и финно-угров.

    Поначалу наши далекие предки, как и все восточнославянские племена, являлись язычниками. Эта форма религиозного сознания существовала очень продолжительное время и оставила глубокий след в культуре. Теперь уже не существует сомнений в том, что в эпоху язычества у нас имелась письменность, появление которой ранее ошибочно связывалось только с принятием христианства.

    Письменность распространялась вначале среди зажиточных, привилегированных слоев населения. Очень рано наряду с догматической литературой появилась и светская. Местом написания и переписки книг служили христианские монастыри. Этому святому делу немало лет своей жизни отдала Ефросиния Полоцкая. Кроме нее на ниве литературной и культурно-просветительской деятельности плодотворно трудились Кирилл Туровский, прозванный за свое ораторское мастерство Златоустом.

    Благоприятные условия для развития культуры возникли с образованием в XIII в. Великого княжества Литовского. В нем старобелорусский язык стал государственным. Юридически это было закреплено в 1566 г., когда был принят во второй редакции Статут Великого княжества Литовского.

    Близость Великого княжества литовского к странам Центральной и Западной Европы, достаточно высокий для того времени уровень духовного развития его населения благоприятствовали тому, что и в этот край пришли прогрессивные идеи Возрождения (Ренессанса) и Реформации. В это время белорусский народ дал мировой цивилизации немало выдающихся деятелей науки и культуры, среди которых первенство принадлежит белорусскому и восточнославянскому первопечатнику, просветителю и мыслителю Франциску Скорине. Находясь в 1517-1519 гг. в Праге, он перевел и издал 23 книги Библии, в тексте которых широко использовались слова и обороты старобелорусского языка. До того времени Библия увидела свет только на немецком (1445) и чешском (1448) языках. Тогдашняя Европа хорошо знала коллег и последователей Ф.Скорины - Николая Гусовского, автора латиноязычной поэмы "Песня про зубра" (1523, Краков), Сымона Будного, перу которого принадлежит немало произведений, написанных не только на старобелорусском, но на польском и латинском языках.

    Разрешив свободное поселение татар и евреев на территории Великого княжества Литовского, его власти не препятствовали их культурному развитию, в т.ч. возведению различного рода архитектурных объектов культового и светского назначения. Сооруженная в Сморгонском районе в деревне Давбучишки мечеть (первое упоминание в литовской метрике в 1558 г.) относится к одним из самых древних в Европе.

    В условиях разрушительных войн белорусскому народу удалось создать десятки первоклассных архитектурных сооружений, в которых органически сочетались собственные и заимствованные стили. Господствующим художественным стилем в архитектуре Беларуси стало барокко. В этом стиле были сооружены такие замечательные архитектурные объекты, как дворцы Сапегов в Ружанах, Хрептовичей - в Щорсах, Радивиллов - в Несвиже, Николаевская церковь и костёл кармелитов - в Могилеве, фарные костёлы - в Несвиже и Гродно, собор Петра и Павла - в Витебске. В строительстве в Несвиже костёла иезуитов и коллегиума, дворцово-замкового комплекса участвовал приглашенный для этой цели в конце XVI в. Радивиллом Сиротком известный итальянский архитектор Джеванни Бернардони.

    Не улучшились условия для сохранения и развития белорусской культуры, когда территория Беларуси в результате трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) оказалась под властью Российской империи. С этого времени к полонизации вначале очень осторожно, а позже открыто прибавились еще и русификация. Однако и в таких условиях белорусская земля дала свету таких выдающихся людей, как Адам Мицкевич, Станислав Манюшка, Михал Клеофас Агинский, Игнатий Дамейко, Михаил Глинка, Иосиф Гашкевич, Иван Черский.

    После восстания 1863-1864 гг. в Польше, Беларуси и Литве было запрещено всякое книгопечатание на белорусском языке (1867 г.). Однако в развитие белорусской народной культуры значительный вклад внесли многие ученые, литераторы, в том числе Винцент Дунин-Марцинкевич, Францишак Богушевич.

    Возрождению национальных традиций белорусской культуры во многом способствовала активизация белорусского национального движения в начале ХХ века. Расцвёл талант будущих классиков современной белорусской литературы - Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича. Популяризации и пропаганде белорусской культуры способствовало издание газеты "Наша нива".

    Благоприятные условия для развития национальной белорусской культуры сложились в 1920-е годы, когда в республике проводилась политика белорусизации. Начали работать белорусскоязычные школы, Институт белорусской культуры. На его базе в 1929 г. была создана Академия наук Беларуси. Однако с начала 1930-х годов этот поступательный процесс был прерван, поскольку в культурной жизни возобладал жёсткий идеологический контроль, были репрессированы многие деятели белорусской культуры и науки.

    Огромные и во многом невосполнимые потери нанесла белорусской культуре война нацистской Германии против СССР 1941-1945 годов. На фронтах, в партизанских отрядах, подполье погибла значительная часть белорусских писателей и других работников культуры и науки.

    В послевоенный период вплоть до середины 1980-х годов белорусская культура развивалась в рамках идеологической заданности и жёсткого партийного контроля. Тем не менее, в этот период появилось немало талантливых литераторов, как А.Адамович, В.Быков, Р.Бородулин, Г.Буравкин, А.Вертинский, В.Зуёнок, И.Науменко, Б.Саченко, И.Чигринов, И.Шамякин. В изобразительном искусстве работали самобытные мастера: художник М.Савицкий, скульпторы З.Азгур, С.Селиханов. Увеличивалась сеть культурно-просветительных учреждений, развивалась художественная самодеятельность.

    Политика гласности содействовала высвобождению белорусской культуры из-под идеологического диктата, возрождению духовных традиций белорусского народа. Начала изменяться к лучшему ситуация с белорусским языком, в том числе благодаря принятому в 1990 г. закону о языках в Белорусской ССР. Возросло количество белорусскоязычных театральных коллективов.

    Основные направления государственной политики в сфере культуры и общественной жизни

    Нашей республике присущ не агрессивный национализм, а государственная поддержка исторически сложившемуся двуязычию, возрождению духовности и сохранению традиционных религиозных конфессий, искусства во всех формах.

    Государство проводит последовательную политику по сохранению культурного наследия белорусов, лучших черт белорусского характера: уважение к людям других национальностей и конфессий, терпимость, толерантность, гуманизм, миролюбие.

    Государство и государственный бюджет являются последовательными гарантами финансовой поддержки развития искусства и культуры. Принцип преемственности в культурной политике выражается в сохранении инфраструктуры государственных учреждений культуры и искусства.

    В основе государственного курса заложена верность исторической памяти народа - Победе в Великой Отечественной войне. Верность памяти нашла отражение в решении руководства страны ввести в учебных заведениях курс «Великая Отечественная война советского народа».

    В стране осуществляется последовательный курс по формированию идеологии белорусского государства, кристаллизации белорусской национальной идеи. Наиболее ёмко и лаконично национальная идея воплощается в лозунге Президента Республики Беларусь: «За сильную и процветающую Беларусь!».

    Исторический путь становления и развития белорусской культуры

    Исторический путь становления и развития белорусской культуры является сложным и противоречивым. На этом пути были периоды настоящего взлета, но случалось и такое, когда само её существование оказывалось под серьезным вопросом. К счастью, в самые трагические для белорусской культуры времена у неё всегда находились надежные защитники, и процесс духовного распада останавливался, начиналось её возрождение и восхождение новым высотам, что мы и наблюдаем в настоящее время.

    Для Беларуси всегда был характерен интенсивный процесс взаимодействия культур. И потому становление и развитие белорусской культуры невозможно понять вне учета воздействия на неё прогрессивных тенденций русской, украинской, польской, литовской культур. Многие белорусские мыслители в равной степени принадлежат культурам соседних, братских народов. Это - С.Будный, М.Смотрицкий, К.Лыщинский, С.Полоцкий, Г.Канисский и др.

    К сожалению, на протяжении длительного периода недооценивались культурные связи белорусского народа с передовыми странами Западной и Центральной Европы (Италией, Францией, Чехией и др.). Наиболее значительными они были в эпоху Возрождения, достаточно ярко проявились и в эпоху Просвещения. Этим объясняется тот факт, что в белорусской культуре, начиная с 10 века, постоянно соперничали два направления - западное и восточное.

    В 10 веке славяне принимают христианство и вместе с ним перенимают много характерных черт экономической и духовной жизни Византийской и Римской империй. При этом, западные славяне берут за образец латинскую культуру, а восточные ориентируются на византийские каноны. Беларусь же оказывается между ними, что в значительной степени сказывается на её культуре. “Проблема выбора между Западом и Востоком и искреннее неприятие ни одного, ни другого являются основными признаками истории белорусского народа. Пример ф.Скорины, о котором до сих пор неизвестно, кем же он был, - либо католиком, либо православным, а возможно, и тем, и другим одновременно, запечатлевает это феномен белорусского духа и индивидуальности в душе нашего первого интеллигента. Эту черту белорусская интеллигенция сохранила и до сей поры, чему есть известные причины”.1

    Границы двух культурных типов в разные времена меняли свои очертания: в восточнославянской культуре ассимилировались западноевропейские особенности, и наоборот. В итоге, культура белорусских земель формировалась в условиях взаимодействия многообразных объективных и субъективных факторов, оказывавших неоднозначное влияние на культуру народа, живущего на белорусских землях. Тем не менее, не глядя на все сложности, история свидетельствует о том, что в целом шел процесс поступательного развития во всех сферах созидательной деятельности человека.

    За долгое время своего существования Беларусь прошла исторический путь от подавляющей неграмотности до создания литературно-художественных произведений мирового уровня и научных открытий, от народных промыслов и бытовой культуры до величественных храмов, дворцов, современных архитектурных ансамблей. И в начале 3-его тысячелетия Беларусь представляет собой сформированное, целостное, своеобразное социокультурное пространство, границы которого приобрели свою определенность в большей степени в 20 веке.

    Белорусское искусство и литература

    Отличительной чертой белорусского профессионального искусства и литературы является их тесная связь с народной культурой. Любая культура берет начало в народном творчестве, фольклоре. Именно в фольклоре находится источник дальнейшего расцвета разных видов искусства - музыки, танца, литературы и т.д. В нем сохраняются глубинные пласты национальной истории и культуры. Белорусский фольклор - один из самых богатых в мире (песни, магические заклинания, былины, сказки, легенды, предания и т. д.). Для многих обычаев и обрядов характерно слияние языческих и христианских элементов (Купалле, Великодень и др.). Образцы традиционной культуры сохранились в Беларуси до наших дней в сельской среде, где они “живут” в почти неизмененном виде. Наперекор многим неблагоприятным факторам на пути белорусского этноса он смог сохранить свой язык, специфику своей культуры во многом благодаря фольклорным традициям. Своей определяющей функции народная культура не потеряла и в современном национально-культурном процессе, который включает в себя, наряду с профессиональным искусством, любительское творчество.

    Белорусский фольклор высоко оценили в мире - Голландии, Франции, Египте, Чехии, Польше и других странах, где побывали многие фольклорные коллективы.. К тому же, Беларусь входит в международный Совет организаций фестивалей фольклора, под эгидой которого ежегодно проводится более 50-ти фестивалей.

    Белорусский аутентичный фольклор в контексте европейских этнокультурных процессов имеет особое историко-культурное значение, так как до настоящего времени сохраняет системную целостность и спонтанность проявления культуры устного типа. Поэтому сбережение традиций народной культуры, создание условий для её саморазвития является неотъемлемой частью государственной политики в области культуры. Для её реализации в Беларуси есть и научная база, и практический опыт.

    Не менее значительным и интересным направлением развития народной культуры является декоративно-прикладное искусство. В нем воплощается необъятная, вечно живая душа народа, его богатый жизненный опыт и эстетический вкус. Выполненные по законам прекрасного изделия народных мастеров никого не оставляют равнодушными, а соприкосновение с ними вызывает чувство гордости за свой народ, давший миру чудесных мастеров, творящих настоящие произведения искусства из самых разных материалов - дерева, глины, лозы, соломы, льна и др.

    Любопытный феномен белорусской культуры - изделия из соломки. Подобного нет нигде в Европе, что, в частности, отмечали участники 6-ой Европейской конференции по народному творчеству, которая принесла успех белорусским мастерам, состоявшись в 1977 году. Конференция была организована Международной организацией по народному творчеству, в которую входит Беларусь, под эгидой ЮНЕСКО.

    Изделия из соломки - традиционное славянское искусство, корни которого идут от древнего, языческого культа хлеба. Изделия из соломки были предназначены для сохранения хлебопродуктов. В быту славян наибольшее распространение получили корзиночки, корзины. лукошки разного вида из соломы, лозы, бересты.

    Так называемый соломенный паук - символ благосостояния и богатства - колядное украшение не только белорусов, но и других народов Европы. Кроме плетения солома нашла применение в технике аппликации, которая использовалась для украшения деревянных сундуков, шкатулок, рамок, настенных ковров.

    Одним из самых распространенных видов белорусского народного творчества является ткачество. С ним связано много давних народных обрядов и традиций, очень часто о нем упоминается в белорусских поэтических произведениях и народных песнях (например, слуцкие пояса.)

    Мастерство и художественный вкус ткачих в полной мере проявились в украшении рушников, потому что рушник (полотенце) воспринимался не просто как отрез материала для хозяйственных нужд, Он был неотъемлемой частью традиционных обрядов. В него заворачивали новорожденного, на нем подносили хлеб-соль, им украшали красный угол в доме, его использовали в свадебных обрядах, на нем раскладывали угощения, поминая ушедших в иной мир родственников. В народном быте, таким образом, рушники выполняли не, столько утилитарные, сколько декоративные и обрядовые функции, что естественным образом сказывалось нахудожественном качестве этих изделий. Как правило, рушники имели белое поле, на котором, в основном по краям, размещались тканые или вышитые узоры красного цвета, часто с небольшими вкраплениями черного или желтого. Белорусский рушник - это связь между прошлым и настоящим, между человеком и высшими сферами; это - узы с неразгаданной до конца символикой.

    Ткачество как народный промысел живет и развивается в наши дни в качестве декоративно-прикладного искусства.

    В конце 19- нач.20 века формируется традиционный белорусский костюм, особенности которого сложились под воздействием природно-географических условий, основных занятий населения, исторических традиций и т.д. На народное убрание оказали влияние и иноэтнические компоненты, в в нем отразились историко-культурные связи белорусов с их соседями – украинцами, русскими. Поляками, литовцами, латышами.

    Белорусский народый костюм обязательно украшался вышивкой, особенно этим отличались праздничные наряды. Вместе с эстетической функцией вышивка играла роль национального символа (например, красные петухи на белом поле, васильки, специфический, цветочный орнамент и т.д.).

    Народный костюм - явление не только материальной, но и духовной культуры. Одежда. согласно древним поверьям, должна была не только защищать человека и в стужу, и в зной, но и оберегать его от неблагоприятного воздействия невидимых злых сил. В этом поверьи отразилось целостность мировосприятия, представления о том. Что человек, природа, космос связаны между собой едиными законами существования.

    С давних времен к традиционным народным промыслам на беларуси относится гончарство. Гончарным делом занимались повсеместно. Мастера изготавливали глиняную утварь для хозяйственного использования. Её охотно приобретали в Вильно, Киеве, Варшаве, в российских городах.

    При всем разнообразии гончарные изделия белорусских мастеров сохраняют общие художественные особенности, что придаёт им характерный национальный колорит. Преобладающими являются простые выразительные формы, в основе которых – шар, цилиндр, конус. Их художественное выражение подчеркивается с помощью своеобразной пластичности, подчеркнутого выражения природных качеств материала. В соответствии с различными технологиями изготовления керамических изделий различают керамику рябую, обливную и чернозадымленную. Некоторые виды посуды глазурировали, что придавало им ещё более нарядный вид. Сложные формы и яркая роспись не характерны для традиционного белорусского гончарства.

    Разнообразие и богатство декоративно-художественных приемов, неповторимость форм керамики сохраняется и по сей день в традиционных центрах производства керамики – Ивенце, Ракове, Глубоком, Телеханах. Почти нигде в Европе сегодня на осталось предприятий, где бы не “господствовала” так называемая штамповка (массовый выпуск продукции). На Беларуси сохранились же предприятия (например, Борисовский комбинат прикладного искусства), где керамические изделия с оригинальной росписью изготавливаются вручную. Неслучайно названный комбинат получил предложение Союза художников Росси и Европейского союза художников о создании на его базе Международного европейского центра керамики. Это является свидетельством признания творческих достижений белорусских мастеров гончарного дела.

    Значительное распространение на Беларуси получио художечственная резьба по дереву. Белорусская народная резьба никогда не отличалась особо выразительной декоративностью (не следует отождествлять её с профессиональной объемно-ажурной резьбой 17 – 18 вв.) . В народе более всего ценили практичность и функциональность, декор только дополнял удобную форму изделия.

    Не так широко, как ткачество, гончарство, резьба по дереву на Беларуси получили распространение художественная обработка металла и народная художественная роспись. Металл в сельском быту был доступен менее. Чем лен, глина, дерево. Его использовали только для самых необходимых изделий.

    Художественная роспись – это достаточно широко распространенное на Беларуси явление художественной жизни получило уникальное выражение в расписных коврах Алены Киш, которая жила и работала в предвоенные годы (перед второй мировой войной) в Слуцком районе. Эта художница, не имея специального образования, оставила настоящие произведения декоративного искусства, которые искусствоведы относят к жанру примитивизма. Она, перемещаясь между селениями, переходя из дома в дом, на домотканых полотнищах, выкрашенных в черный цвет, рисовала сюжеты, характерные для расписных настенных ковров – озеро или река с лилиями, лодками, деревья и кусты на берегу. Тут же изображения птиц и зверей. Ковры Алены Киш – редкий образец соединения изобразительного характера с декоративным исполнением.

    Таким образом, на Беларуси издревле развивалась самобытная народная культура, традиции которой заслуживают уважения и бережного отношения к ним со стороны государства и народа, живущего на белорусской земле. Сегодня в республике при поддержке государства создан Центр белорусского народного творчества “Скарбница”(Сокровищница). Цель его создания – повышение профессионального уровня изделий предприятий художествнных промыслов Беларуси. В Центр пришли выпускники Академии искусств, Белорусского государственного университета культуры - мастера по керамике, текстилю, резьбе по дереву, обработке металла, художники и искусствоведы. .

    В настоящее время разработана и действует Государственная программа поддержки народного творчества, декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов на 2000-2005 гг. Одно из направлений этой программы – интересный культурологический проект “Траецкі кірмаш” - направленный на развитие народного прикладного искусства, в том числе и детского творчества. Благодаря ему, творчество самобытных мастеров становится известным не только в нашей республике, но и за её пределами. Программа выходит в Интернет, разрабатывается её электронно-информационное обеспечение, создается виртуальный магазин народных промыслов., Тем самым, культура Беларуси в своём развитии идет в русле тех процессов, которые характерны для мировой культуры, тем не менее сохраняя свою самобытность и неповторимость.



    
    Top