Дуальное обучение: опыт Германии и реалии России. Дуальная система

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В РФ

Что понимается под дуальным образованием?

«Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р, предусматривает «последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения».

Существенные характеристики практико-ориентированного образования, отличающие его от всех других типов образования:

  • источник целеполагания - запрос экономической сферы (которая рассматривается как ядро «социальной практики», понимаемой в широком смысле) в квалифицированных кадрах определенного уровня и профиля квалификации;
  • развитые механизмы социального партнерства (включенность в деятельность профессиональных образовательных организаций представителей экономической сферы - непосредственных заказчиков, потребителей и благополучателей результатов практико-ориентированного образования);
  • первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных, прежде всего на формирование конкретных, стандартных и стандартизируемых навыков и умений (в рамках реализации заданных профессиональных функций);
  • преимущественное использование в педагогическом процессе стандартных и технологичных форм, методик, методов и средств обучения.

Различают «узкий» и «широкий» смыслы понятия «дуальное образование (обучение)», сложившиеся в Российской Федерации.

В узком смысле, дуальное обучение - это форма организации и реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое - в организации работодателя.

Дуальное обучение в узком смысле практически совпадает с формой организации практики на рабочем месте в рамках образовательной программы. Эта форма, как правило, подразумевает взаимодействие профессиональной образовательной организации с организацией работодателя и не ведет к изменениям системы профессионального образования на уровне всего субъекта Российской Федерации.

В широком смысле, дуальное образование - это инфраструктурная региональная модель, обеспечивающая взаимодействие систем: прогнозирования потребностей в кадрах, профессионального самоопределения, профессионального образования, оценки профессиональной квалификации, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая наставников на производстве. Регулируются взаимоотношения сторон гибкой консенсусной, коллегиальной системой управления. Каждая система влияет на развитие другой и одна без другой не может существовать.

Именно целостностью и одновременно распределенностью функций участников обеспечивается эффективность дуальной модели обучения (образования).

Разработка (обновление) основной профессиональной образовательной программы должно осуществляться совместно представителями организаций-работодателей и профессиональных образовательных организаций. Разработка или обновление требует создания отдельных рабочих групп, тесно взаимодействующих друг с другом.

Важно соблюдать последовательность шагов алгоритма: от определения результатов освоения образовательной программы к процедурам оценивания и оценочным средствам, только потом - к формированию собственно содержания и структуры программы. Понимание целей (результатов) и способов их проверки дает возможность выстроить программу самым оптимальным способом. При этом формирование структуры программы (состав профессиональных модулей, учебных дисциплин) и ее содержания проводится по принципу «от обратного»: сначала определяются виды работ (практик), входящих в состав модулей, затем состав и содержание МДК по модулям, а затем уже состав и содержание дисциплин. Содержание профессионального модуля должно обеспечивать принцип синхронизации теории и практики, а содержание учебных дисциплин должно «поддерживать», подготавливать освоение модулей. В процессе формирования содержания программ профессиональных модулей и дисциплин происходит перераспределение учебного материала: все специальное, профессионально значимое входит в состав модулей, общепрофессиональные вопросы освещаются в содержании дисциплин. Важно понимать, что все содержание программы должно быть направлено на достижение целей обучения - освоения профессиональных и общих компетенций, определяющих квалификацию выпускников.

Соблюдение алгоритма дает возможность в процессе разработки образовательной программы совместной рабочей группе обсудить условия реализации программы, распределить зоны ответственности за реализацию отдельных элементов программы, что ведет к обоснованному целесообразному построению учебного плана и календарного учебного графика.

Приоритетное значение в построении основной профессиональной образовательной программы с использованием элементов дуальной формы обучения имеет достижение выпускниками квалификации, необходимой работодателю. Это цель сетевого взаимодействия сторон, для обеспечения которой с учетом особенностей производства определяется, какие необходимы педагогические кадры (включая работников предприятий), оборудование, инфраструктура для проведения практик, каким должен быть календарный учебный график, учебный план и содержание составляющих его дисциплин и профессиональных модулей.

Теоретические и практические задания для аттестации по профессиональному модулю, для оценки результатов обучения составляет совместная рабочая группа экспертов от профессиональной образовательной организации и организации работодателей.

Практическая часть экзамена может проходить в рамках производственной практики. При этом необходимо обеспечить экспертную оценку выполнения студентом определенного задания с оформлением соответствующего протокола, который войдет в состав портфолио студента. В экзаменационную комиссию входят представители профессиональной образовательной организации (именно она несет ответственность за организацию аттестации), представители организации работодателей. Желательно предусмотреть «эффект независимости» - включить в состав комиссии преподавателей, мастеров производственного обучения колледжа и наставников на производстве, которые не обучали именно этих студентов.

Подробнее см. . - Москва, 2015, С. 23-25

· Как организуется работа студентов над курсовыми работами и дипломными проектами?

Очевидно, принципиальным отличием является два аспекта. Первое - тематика курсовых, дипломных связана с конкретными технологическими, производственными процессами, видами работ конкретного предприятия и программами профессиональных модулей ОПОП. Тематика разрабатывается совместно профессиональной образовательной организацией и организацией работодателя.

Руководство курсовыми и дипломными работами осуществляется как преподавателями колледжа, так и работниками (наставниками) предприятий. Защита также проходит при комиссии, в состав которой входят представители обеих организаций, при этом должны быть приглашены независимые (не обучавшие и не руководившие работами, проектами) эксперты.

Все особенности организации этой работы закрепляются локальными нормативными правовыми актами образовательной организации.

При ответе на данный вопрос нужно обратить внимание на следующее: на предприятии должен быть создан учебный центр (производственно-учебное подразделение). В этом подразделении работают разные по своему функционалу и уровню педагогической подготовки сотрудники. Современный отечественный и зарубежный опыт дает возможность говорить о наличии типологии и классификации квалификации и компетенций наставников в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, к которой они готовят своих учеников. Можно разделить наставников на тех, кто непосредственно обучает и тех, кто организовывает процесс обучения, взаимодействует с другими организациями, в том числе образовательными.

Наставник-организатор обучения на предприятии может проводить вводные занятия, практические занятия, аналогичные занятиям в колледже, с группой студентов (10-15), а затем они расходятся по рабочим местам, где у каждого из них есть свой наставник. Это идеальный вариант. Если это невозможно, то желательный вариант - 2-3 студента на одного наставника. При этом педагогическая и методическая подготовка таких наставников минимальна (базовая). С ними также взаимодействует наставник-организатор и помогает грамотно организовать обучение студентов.

· Какие существуют критерии отбора Наставников на предприятии и как мотивировать их к работе со студентами?

Поскольку на федеральном уровне нет документа, закрепляющего такие требования и меры, в каждом из пилотных регионов и на разных предприятиях эти вопросы решаются по-своему. В рамках проекта на основе обсуждения с экспертами-участниками проекта был подготовлен проект документа «Типовое положение о наставничестве», который дает ответ на данный вопрос с точки зрения лучших практик проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».

Подробнее - см. . - Москва, 2015, С. 110-113

· Какое обучение (повышение квалификации) проходят наставники, преподаватели образовательного центра, мастера производственного обучения? Рекомендуемые программы.

Современный отечественный и зарубежный опыт дает возможность говорить о наличии типологии и классификации квалификации и компетенций наставников в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, к которой они готовят своих учеников, как следствие - о различиях требований к уровню образования.

Деятельность наставника не ограничивается только подготовкой рабочих. Она необходима для техников и технологов, инженеров и т.д. Обучать возможно не только определенным действиям, операциям на рабочем месте, но и исследовательской, проектной, конструкторской деятельности.

Однако говоря о психолого-педагогической и методической составляющей подготовки наставника, можно выделить компетенции, в равной степени необходимые всем, как и педагогическим кадрам колледжей. Среди них: компетенции в области педагогического проектирования; создания практикоориентированной образовательной среды; сопровождения профессионального самоопределения студентов; формирования и оценивания компетенций; организации самостоятельной работы студентов; обеспечение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. В программе подготовки наставников можно выделить пять основных разделов:

  1. Профессиональное обучение: цель и средства ее достижения
  2. Оценивание результатов освоения профессиональной деятельности
  3. Проектирование профессионального обучения
  4. Организация и ведение профессионального обучения
  5. Документирование процесса и результатов деятельности мастера производственного обучения и наставника на производстве.

Работа над программой и учебно-методическим комплексом ведется в настоящее время Центром профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО»

Представляет собой комплексную модель обучения. Теоретическая подготовка осуществляется в учебном заведении. Практическая же часть организуется непосредственно на рабочем месте. В рамках такой программы предприятия направляют заявки на конкретное число специалистов. Учебные заведения, в свою очередь, составляют программы подготовки при участии работодателей. Практика для студентов организуется на предприятии без отрыва от процесса получения теоретических знаний.

Зарубежный опыт

Впервые дуальное образование было введено в Германии. Ее опыт сегодня считается образцом для всего ЕС. Дуальное образование в Германии включает в себя достаточно развитый институт наставничества, характеризующийся активным участием предприятий в подготовке кадров. Эта модель обучения имеет в стране жесткие законодательные рамки. Дуальное образование реализуется при участии ремесленных и торгово-промышленных палат.

Значение модели

Дуальная система образования является отличной возможностью для предприятия подготовить кадры с учетом особенностей своей деятельности. В рамках программ обучения достигается максимальное соответствие потребностям организации. Кроме этого, предприятие экономит средства на поиск и подбор кадров, их переучивание и адаптацию. Дуальное образование позволяет выбрать лучших учеников. Сами будущие специалисты получают хорошую мотивацию. По окончании обучения они будут гарантированно трудоустроены на предприятии. Следует также отметить, что внедрение дуального образования положительным образом отражается на репутации компаний, их имидже на рынке рабочих ресурсов. Для небольших компаний, желающих участвовать в программах, но не имеющих возможности организовать собственные мастерские, формируются межпроизводственные учебные центры при поддержке торгово-промышленных палат.

Цели модели

Дуальное образование призвано способствовать развитию самостоятельности и безболезненной адаптации молодых специалистов во взрослой жизни. Программы разработаны таким образом, что уже во время обучения они начинают получать вознаграждение за свой труд. Дуальное образование обеспечивает плавное вхождение в рабочую среду, исключает различные стрессы, связанные с недостатком опыта и теоретических знаний. Целью программ является не только обучение навыкам выполнения конкретных обязанностей, но и формирование умения трудиться в коллективе, социальной компетенции и ответственности.

Влияние на карьеру

Практика для студентов без отрыва от производства обеспечивает постоянный Уровень обучения в рамках программ непрерывно повышается. Еще сравнительно недавно студентами становились 14-летние подростки. В настоящее время среди них все чаще появляются вполне зрелые молодые люди, обладающие солидной базой знаний. У каждого шестого ученика есть аттестат о полном образовании. Однако многие из них не спешат поступать в вуз, предпочитая в первую очередь получить профессию. Это вполне обосновано. Ведь ни одно высшее образование не дает таких знаний о производстве, как дуальное обучение. Этот факт придает программам особое значение при достижении карьерных высот.

Значение для государства

Правительство, внедряя дуальное образование, эффективно решает проблему подготовки квалифицированных сотрудников. В немецкой экономике нагрузка в сфере обучения лежит преимущественно на предприятиях. По данным статистики, компании ежегодно расходуют на повышение квалификации сотрудников больше 40 млрд евро. Эта сумма значительно превышает затраты на содержание вузов. Государство обеспечивает поддержку подготовки специалистов на предприятиях, финансируя развитие системы ПТУ. Основной же функцией правительства является координация законодательной базы.

Нормативное обеспечение

В Германии принят закон, регламентирующий профессиональное образование, и "Ремесленное уложение". Эти нормативные акты регулируют взаимодействие молодежи с предприятиями и учебными заведениями. В законе определены компании, которые могут участвовать в дуальном образовании. Из 3.6 млн организаций задействовано полмиллиона. Положения о подготовке кадров принимаются участниками тарифных переговоров - структурами предприятий и наемных работников. Введение их в действие осуществляется на министерском уровне. Минтруд, в свою очередь, составляет Положение об обучении. Оно регламентирует экзаменационные требования.

Межведомственное взаимодействие

Общая идеология партнерства определена Федеральным институтом профобразования. На основе него Минобрнауки ФРГ взаимодействует с прочими заинтересованными ведомствами и министерствами. В федеральных землях работает Постоянная конференция. В ней участвуют министры образования от каждой административной единицы. На каждой территории ведется контроль деятельности всех профшкол, осуществляется разработка типовых положений, координируется обеспечение преподавательским составом и содержание программ обучения. К компетенции земельных министерств отнесены также юридический надзор и взаимодействие с региональными палатами по вопросам профобучения. В задачи последних входит контроль наличия в организациях необходимых условий для студентов, а также формирование экзаменационных комиссий. В результате в стране обеспечивается единое учебное пространство при возможности территориальных единиц решать собственные специфические задачи в области профтехподготовки кадров.

Образование в России

В отечественной сфере обучения дела обстоят не так хорошо. Тем не менее на правительственном уровне ведется постоянная работа для улучшения ситуации. В частности, уже подписаны соглашения о взаимодействии с регионами, победившими в конкурсе Агентства стратегических инициатив (АСИ). Дуальное образование в нашей стране вводится в 10 субъектах: Ярославской, Калужской, Свердловской, Ульяновской, Волгоградской, Нижегородской и Московской области, в Красноярском и Пермском крае и в Республике Татарстан. В подписании соглашений участвовали не только регионы и Агентство, но и Министерства экономического развития, промторга, труда. Кроме этого, сторонами выступали Минобрнауки РФ и Российско-германская внешнеторговая палата. Директор Агентства Д. Песков отметил, что программа была поддержана президентом страны В. В. Путиным. В своем послании к ФС глава государства акцентировал внимание на введение моделей обучения, эффективных для формирования высококвалифицированного производственного кадрового состава. Президент выразил надежду на то, образование в России выйдет на новый курс. Программы обучения, в свою очередь, должны стать общепринятыми моделями.

Проект "Дуальное образование": характеристика

Разработанная модель предполагает учебных заведений и региональной власти. Совместное финансирование подготовки сотрудников под конкретные рабочие места осуществляется компаниями, заказывающими кадры для себя, и органами субъектов. Стоит отметить, что опыт дуального образования в стране уже был. Однако сегодня программы вводятся в условиях неплановой экономики. Предприятия, которые заинтересованы в получении высококвалифицированных кадров, стремятся добровольно решать проблемы и разделять ответственность за подготовку специалистов.

Задачи программы

Разработка и реализация проекта дуального образования направлена на обеспечение современного уровня профподготовки и переподготовки кадров для приоритетных отраслей передового высокотехнологичного производства в рамках государственно-частного партнерства. Основными задачами программы являются:


Заключение

Существенный эффект в совершенствовании системы подготовки квалифицированных кадров можно получить при условии, что часть ответственности возьмут на себя представители бизнес-сообщества. При этом должна быть создана совместная зона взаимодействия государства, работодателей и учебных заведений. Как отмечают специалисты, опыт внедрения дуального образования за рубежом может успешно применяться и в РФ. Действующее сегодня законодательство позволяет реализовывать эту модель с учетом современных условий. Однако, несомненно, опыт зарубежных партнеров потребует адаптации в России.

М.Т. Рахимжанова

КГКП «Электротехнический колледж»

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ

Как известно, дуальная система профессионального образования, получила мировое признание, это наиболее распространенная и признанная форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на производственном предприятии. Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:

Дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения - разрыв между теорией и практикой;
- в механизме дуальной системы подготовки заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника;

- дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;

- заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника;

- учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения;

- дуальная система обучения может широко использоваться в профессиональном обучении Казахстана в ближайшие годы.

Колледжи переходят на дуальное обучение.

Это, когда теория занимает только часть времени, а основная нагрузка на практическую работу - на предприятии, которое и берет на себя расходы по подготовке специалиста. После трех лет такого обучения, можно легко найти работу. На сегодняшний день дуальная система обучения – одна из самых эффективных форм подготовки профтехспециалистов.

Дуальное обучение является одним из дополнительных направлений деятельности НПП РК. В своем послании «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» президент РК Нурсултан Назарбаев отметил, что «в ближайшие 2-3 года надо сформировать ядро национальной системы дуального технического и профессионального образования», а «в перспективе надо предусмотреть переход на гарантирование государством получения молодыми людьми технического образования».

Дуальная система образования предполагает участие в обучении двух учреждений - профессиональной школы и обучающего предприятия. При этом практическую, производственную часть обучения приходится примерно две трети времени, тогда как на профессионально-теоретическую, школьную часть приходится лишь одна треть.

Подобное образование широко применяется на Западе. К примеру, в Германии дуальное обучение введено в строгие законодательные рамки, и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат. Из 3,6 млн. предприятий страны в программе профессионального обучения задействованы 500 тыс. При этом более половины являются представителями МСБ, то есть, частный бизнес вкладывает солидные средства в подготовку специалистов нужного профиля. Наши спец. предметники прошли курсы обмена опытом в Германии.

Прогноз потребностей в рабочей силе компании составляют заранее, и свой профессиональный путь выпускник немецкой школы начинает не с выбора профильного вуза, а с поиска предприятия, которое займется его обучением. Учебная программа формируется по заказу и при участии работодателей, которые также имеют возможность распределять объем учебного материала по дисциплинам в рамках одной специальности. В роли преподавателей на производстве выступают сотрудники компании.

Программа обычно рассчитана на 2,5-3 года и завершается экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, профшколы и региональных ремесленных или торгово-промышленных палат. Успешно сдавшие экзамен выпускники получают свидетельство палаты, дающее право работать по специальности. Стоит отметить, что в период учебы будущие работники получаются вполне приличную стипендию.

Как мы видим, высокая жизнеспособность и надежность дуальной системы образования объясняется тем, что она отвечает кровным интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, работников, государства. Для предприятия дуальное образование - это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. Участие в подготовке кадров положительно сказывается на репутации предприятия и его имидже как работодателя на рынке труда.

Для молодых людей Германии дуальное обучение - это отличный шанс безболезненно адаптироваться к взрослой жизни и получить работу. К тому же ни одно вузовское инженерное образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступеньки на пути к успешной карьере. В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики. В Германии основная нагрузка в области образования лежит на предприятиях, которые тратят на повышение профессиональной квалификации своих сотрудников более 40 млрд. евро ежегодно. Эта сумма больше той, в какую обходится государству содержание вузов.

Дуальная система обучения была внедрена в нашей республике в 2012 году. Данный формат позволяет совместить в учебном процессе теорию и практику. Одновременно с азами науки учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве. То есть, 1-2 дня в неделю в аудиториях, остальное время - на предприятиях-партнерах. Эксперимент признан удачным, и принципы дуального образования сейчас уже внедряются в 176 колледжах с участием более 2 000 предприятий. На производстве проходят обучение 44 тысячи студентов. Заинтересованность самих работодателей в подобном сотрудничестве растет с каждым годом. Квалифицированные кадры нужны каждому производству. Тем более, сейчас, когда внедрение новых технологий - это залог успеха бизнеса.

Стоит отметить, что дуальная модель образования успешно используется в таких странах, как Германия, Австрия, Дания, Нидерланды и Швейцария. В Казахстане созданы 24 экспериментальных площадки по внедрению принципа получения диплома в формате «теория, закрепленная на практике» на базе колледжей во всех 16 регионах. В первую очередь, в Алматы. В рамках данного проекта за три года планируется изучить опыт и результаты, чтобы выработать единые стандарты для создания казахстанской модели дуального обучения.

Несмотря на положительные примеры, по-прежнему остается ряд нерешенных вопросов. Для эффективного внедрения дуальной технологии обучения требуется законодательное и нормативно-правовое обеспечение, введение системы мотиваций для предприятий, создание института наставничества и эффективной системы профессиональной ориентации. Решение этих задач будет способствовать формированию новой модели профессиональной подготовки, которая позволит преодолеть отставание в структуре, объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий.

В Послании Федеральному собранию в декабре 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Путин поставил задачу: к 2020 году обеспечить обучение по 50-ти самым востребованным профессиям на основе мировых стандартов и на современном оборудовании.

На открытии заседания Российско-Германской рабочей группы по профессиональному образованию в рамках Деловой программы III Национального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills, которое состоялось 21 мая 2015 г., Наталия Золотарева, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации сказала: «В настоящее время разработан комплекс мер по развитию практико-ориентированного обучения, и все регионы, региональные торгово-промышленные палаты, ключевые российские предприятия приступили к его реализации».

Быстро развивающийся научный прогресс заставляет быстрее двигаться и экономические машины государства, и более инертные «помогающие части» - образование и юридическое обеспечение. Объективный вопрос остается неизменным: образование работает само на себя, на индивидуальное развитие личности молодого человека или в помощь экономике страны?

Ответ на этот вопрос меняется в зависимости от приоритетов в экономической политике государства. Если в начале XXI века главным было индивидуальное развитие личности каждого молодого человека, то сейчас доминирует необходимость экономики в квалифицированных кадрах для технологического обновления многих отраслей.

Решение кадровых вопросов является жизненно важным для реального сектора российской экономики. Этому уделяется большое значение в работе Агентства стратегических инициатив (АСИ). Екатерина Лошкарева, руководитель департамента мониторинга Национальной системы компетенций и квалификаций направления «Молодые профессионалы» АСИ, сообщила, что в настоящее время Агентством в сотрудничестве с профильными министерствами и объединениями работодателей обсуждается вопрос разработки регионального стандарта кадрового обеспечения экономического развития.

Инновативные преобразования российской экономики предусматривают создание максимально привлекательного климата для инвестиций – отечественных, а особенно зарубежных. Вопрос привлечения зарубежного капитала в экономику страны особенно остро стоит в период выхода из экономического кризиса.

Справка. По данным ИА REGNUM , рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России, составленный Агентством стратегических инициатив на июль 2015 года, возглавили следующие регионы: республика Татарстан, Калужская, Тульская, Белгородская, Тамбовская, Ульяновская, Костромская, Ростовская области, Краснодарский край, Чувашская республика, которые вошли в первую десятку рейтинга.

Но серьезнейший прорыв, по итогам первого года рейтинга, наблюдается в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской и Владимирской области – регионах, имеющих рейтинг инвестиционной привлекательности 1А, что означает «высокий потенциал – минимальный риск». А кадровая составляющая является одним из ключевых критериев рейтинга инвестиционной привлекательности.

Наиболее привлекательными для инвесторов, по-прежнему, остаются сырьевой сектор, сфера промышленного производства и транспорт. В качестве драйверов будущего роста инвесторы также отмечают тяжелую промышленность, автомобилестроение, производство потребительских товаров и инфраструктуру.

При опросе германских экспертов, которые курируют инвестиции в российские предприятия, существует несколько причин, которые осложняют международные инвестиции. Одна из них - недостаточность квалифицированных кадров инженерного и среднего технического звена. Первое, на что смотрит инвестор - предложение на рынке труда и динамика этого предложения.

На некоторых предприятиях распространилась практика закрытия дефицита рабочих рук с помощью мигрантов. Выход из ситуации сомнительный: рабочие из-за рубежа редко обладают необходимой квалификацией, а у работодателей пропадает заинтересованность в улучшении технологического процесса и условий труда. Власти призывают бизнес не нанимать иностранцев, а активнее сотрудничать с местными учебными заведениями, развивать их материальную базу и активнее сотрудничать со студенческой молодежью.

Дуальное образование

В Европе разработана и успешно действует система «дуального образования», которая совмещает обучение теории в пределах образовательного учреждения и обучения на предприятии. Эта система отлична от привычной производственной практики, потому что она встроена в систему обучения: три дня в неделю - учеба в техникуме (практической академии) или вузе, два дня - на предприятии или наоборот. Германия является несомненным лидером в решении кадровых проблем в производстве, на государственном уровне эти задачи решаются уже на уровне профориентации школьников в средней ступени образования (в возрасте школьников 12-14 лет).

Нельзя сказать, чтобы эта тема для России была совсем новая. Так, например, медицинские вузы уже давно имеют учебные аудитории в клиниках, а клинические дисциплины преподаются прямо в больницах и госпиталях, не разделяя теорию и практику.

Участие предприятий в судьбе студентов (место для практики и создания дипломной работы, а далее вакантное место работы) тоже не революционное нечто, так работает целевое обучение, когда абитуриент сначала заключает договор с предприятием, а потом с любыми баллами поступает на техническую специальность и получает стипендию от предприятия и прочие преференции.

Уместно вспомнить советский период российского образования. Уже начиная с 1920 г., в России была сформирована сеть школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) для обеспечения рабочими кадрами возрождающейся промышленности и индустрии. Школы ФЗУ действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих и являлись основным типом профессионально-технической школы в СССР довоенной поры.

Не прекращаются споры о возврате в высшее образование института распределения и трехлетнего статуса «молодого специалиста», которые были характерны для образования советского времени.

Образование в России реформируется в соответствие с Болонской системой уже много лет, и многое достигнуто, но полезность усилий системы образования для экономического развития страны сомнительна – пополнение производственных предприятий молодыми квалифицированными кадрами остается проблематичным.

Сейчас, в период технологического преобразования и переоборудования производственных мощностей, на предприятиях на вес золота ценятся высококвалифицированные специалисты, которые могут работать на новейшем зарубежном оборудовании.

К сожалению, при трудоустройстве в первую очередь учитывается стаж. Не образование, а именно опыт практической работы, который у выпускника вуза нулевой. Вот и не могут устроиться многие выпускники по специальности.

Может быть, вопрос не в правильной профориентации и практико-ориентированном обучении, а в финансировании начинающего работника? Как известно, в первый год работы зарплата врачей в районных клиниках едва дотягивает до прожиточного уровня. У молодого инженера нагрузка по освоению нового оборудования и технологических процессов огромна, а зарплата совсем небольшая. Поэтому, видимо, мы и теряем армию выпускников, которые уходят «за рублем» в коммерческие структуры, а поработав года три по другой специальности, теряют те теоретические знания, что получили в университетах, и хотели бы, но уже не могут вернуться в профессию. Да и технологии за три года так сильно изменяются, что не догнать…

Российско-германский эксперимент

В настоящее время система дуального обучения является основной системой подготовки кадров в 60-ти странах, в том числе, в Германии, Австрии, Сербии, Словении, Македонии, Черногории, Швейцарии, в Нидерландах, Дании, Франции и некоторых странах Азии.

О запуске в России программ дуального образования в 2014 году договорились Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Российско-Германская внешнеторговая палата (РГВП). Это поможет создать оптимальную модель подготовки кадров по техническим специальностям, уверены инициаторы проекта.

Эксперимент, в котором участвуют 12 российских регионов, 106 учебных заведений и 114 предприятий, успешно реализуется в поле среднего профессионального образования и должен быть завершен к 2016 году.

Директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки РФ Наталия Золотарева отметила: «Это не означает, что завершится наша деятельность по внедрению элементов дуального обучения в Российской Федерации. Разработанный Департаментом комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015 - 2020 годы, в качестве одного из направлений работы определяет последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения. Методические рекомендации 2015 года – это только отправная точка дальнейшей работы. Интерес к дуальной системе в российских регионах велик, и мы будем продолжать работу в рамках других инициатив. В частности, при модернизации региональных программ развития профессионального образования».

«Точное копирование германской системы не получится, – считает председатель правления Российско-Германской внешней торговой палаты Михаэль Хармс, - разные традиции и культура, но основные принципы построения системы можно взять за основу».

На практике и в Германии это осуществляется так: на солидной фирме предлагается два-три места для дуального обучения, на эти места фирма получает до трехсот резюме-запросов, (конкуренция, как видите, огромная - больше, чем в самых престижных российских вузах). Претендент должен иметь высокие оценки по выпускным экзаменам, приветствуется свободное владение несколькими языками. Фирма полностью оплачивает обучение и платит стипендию прошедшему отбор кандидату во время учебы.

Учась дуально, претендент сразу получает и среднее профессиональное образование, а затем высшее образование, обучаясь на производстве.

Длительность дуального обучения составляет три года. По завершении учебы студенты получают диплом бакалавра. Студенты-дуальщики учатся шесть дней: три рабочих дня они работают на фирме, два рабочих дня и субботу – учатся в вузе. В конце обучения они имеют великолепные шансы сразу получить рабочее место, что в странах Европы, которая хорошо знакома с безработицей, очень важно. Выпускников берут на данное предприятие, но строго в тот отдел, где они обучались. Инженер вряд ли попадет в экономический отдел предприятия. Так что речи о трех-четырех различных карьерах на протяжении жизни не идет. Универсальность такого обучения относительна. Но эта система не предусматривает варианты: «а вдруг я передумаю» или «вдруг я решу, что это не мое», тем не менее, работает эффективно.

Какая модель лучше

В мире существует несколько моделей дуального образования, и какая из них больше подходит российскому образованию – вопрос дискуссионный. Коллектив авторов во главе с Газалиевым А.М., в своей статье «Дуальное обучение на базе корпоративного университета («Высшее образование», N 4, 2015), выделяет как наиболее перспективную форму реализации дуального высшего технического образования, модель на основе корпоративного консорциума. В основе этого метода лежит распределенный учебный процесс: теоретическое обучение на основе интернет-технологий, который следует проводить в вечерней форме параллельно с получением практических навыков и умений на производстве днем. Такой подход позволяет сократить время обучения инженерного работника, разработан он в Карагандинском государственном Техническом университете, на базе которого создан инновационно-образовательный консорциум, объединяющий университет и 55 крупных промышленных предприятий.

Предложенная образовательная технология в качестве одного из возможных вариантов реализации дуального обучения, сочетает изучение теории с ее практическим применением на производстве. Возможность получения полноценного технического образования без увеличения сроков обучения имеет много плюсов, но есть в ней и свои минусы. Во-первых, это потребует изменения нормативных документов в сфере высшего образования. А во-вторых, такая программа рассчитана на супермотивированных студентов с высоким самосознанием, которые уже со школьной скамейки мечтают попасть на завод и в ускоренные сроки.

Техническое образование и в нормальном режиме очень сложно - одна высшая математика и сопромат чего стоят, а грызть эти дисциплины вечером после рабочего дня, даже при возможности использовать виртуальные лабораторно-практические комплексы столичных университетов, мало кто из студентов сможет или захочет, имея в перспективе очень скромную зарплату в первые годы работы. Вероятно, оценить объективно предложенный метод можно лишь при получении первого выпуска «ускоренных инженеров».

Санкт-Петербург – один из наиболее привлекательных для зарубежных инвесторов регион, экономика которого успешно «кластеризуется», то есть формируются объединения производственных предприятий, научных и образовательных учреждений, но не вокруг университета, как инновационно-образовательный консорциум в Карагандинской области, а вокруг определяющей экономику региона отрасли.

Будет ли внедряться дуальное образование в инженерно- технических вузах Санкт-Петербурга? Если будет, то в какой форме? Какие изменения законодательства в образовании это повлечет? Будет ли это востребовано абитуриентами?

Эти вопросы, несомненно, требуют активной дискуссии представителей образовательных учреждений, промышленных предприятий, представителей Правительства региона, а также экономических и юридических экспертов.

Елена Загальская

В своей статье хочу рассказать о все более становящейся популярной в Германии системе получения высшего образования – речь пойдет о так называемом дуальном обучении. На хабре я не нашла ни одного упоминания про это, а т.к. система очень интересная и практически незнакомая для жителей России и стран СНГ, я решила написать про нее подробно, т.к. в свете последних событий эмиграционные настроения становятся все более популярными возможно, кто-то заинтересуется и захочет попробовать. Я сама учусь по такой системе на специальности прикладная информатика, закончила на данный момент 4 семестра, так что все написанное будет из личного опыта.

Концепт

Итак, что же это – дуальное обучение? Это такой вид учебы, который подразумевает получение теоретических и практических знаний одновременно. Проще говоря, вы учитесь и работаете. И, естественно, вам за это платят деньги. Но обо всем по порядку. Видов дуальной учебы в Германии на самом деле очень много и про такое обучение часто говорят в контексте получения среднего профессионального образования (Ausbildung), нас это интересовать не будет, т.к. визу иностранцу под Ausbildung получить практически невозможно. Мы сконцентрируемся именно на получении высшего образования.
«Дуальность» обучения заключается в том, что вся учеба делится на практическую и теоретическую части, поочередно сменяющие друг друга в течение всего периода обучения. Теория – это классические занятия в университете, которые длятся в среднем 3 месяца и проводятся непосредственно в университете: лекции, семинары, проектные работы, экзамены в конце семестра. Все это нам знакомо. Самое интересное начинается на практическом триместре. Практику вы проходите на предприятии, с которым у вас заключен контракт на обучение. При этом вам дается хорошая возможность получить непосредственное представление о рабочих процессах на фирме, набраться реального опыта, всюду суя свой нос и поучаствовать во внутренних проектах. Цель – научить вас действительно что-то делать.
В идеальном мире на практике вы активно применяете полученные в университете теоретические знания, на самом деле выполнить это на 100% не всегда получается, однако теоретические знания, как известно, никогда не бывают лишними. Практика длится также в среднем 3 месяца, затем она сменяется теорией и так далее, по кругу. Как правило, особенно это распространено в крупных фирмах, во время практических семестров вы работаете не только в одном отделе, а проходите несколько, в зависимости от плана вашей учебы.
По окончании 3-годичного обучения у вас будет диплом бакалавра (B. Sc, B.A., B.Eng – в зависимости от специальности), с 210 ECTS кредитами а также определенный практический опыт в наличии, что существенно облегчит вам жизнь как новоиспеченному выпускнику: предприятию впоследствии не нужно будет тратить время на вашу «вработку». Кроме того, как правило, фирмы заинтересованы в перенятии вас на постоянную ставку сразу же после учебы – иначе зачем им нужно было бы тратить столько денег на ваше обучение?
Кстати, затрагивая финансовую сторону. Вся учеба, включая теоретическую часть, оплачивается предприятием, на котором вы работаете. Зарплата очень сильно зависит от фирмы-партнера, но, как правило, в области IT она очень достойная(естественно, по студенческим меркам) и растет вместе с годом обучения. За счет очень плотного графика обучения каникул у дуальных студентов как таковых нет, но зато есть оплачиваемый отпуск, который можно взять во время практической части. У меня он составляет 30 рабочих дней в году.

Учеба в дуальном университете

Дуальную учебу предлагают несколько университетов в Германии, здесь речь пойдет об одном из наиболее крупных и популярных дуальных университетов с несколькими филиалами на юге Германии - Duale Hochschule Baden-Württemberg (DHBW) , а конкретнее о DHBW города Mannheim, в которой я, собственно, и учусь. Полный список специальностей с пометкой о том, где конкретно они преподаются можно посмотреть

Моя специальность называется Angewandte Informatik (прикладная информатика) со специализацией International Business Competence. Вот так выглядит наш учебный план (ахтунг, немецкий!). За счет специализации многие лекции у нас преподаются на английском языке - его знание подразумевается изначально. Кроме того, не могу сказать, что какая-то область у нас преподается в большем/меньшем объеме, на мой взгляд, присутствует оптимальный баланс и теоретической, и практической, и технической информатики и прочих дисциплин.
В то время как моя специализация предполагает дальнейшее развитие в области консалтинга и работу в интернациональных проектах, на нашем факультете также есть направления в Mainframe Computing и Betriebliches Informationsmanagement (что-то вроде управления информационными процессами на предприятии). Кроме того, в DHBW Mannheim преподается Informationstechnik – информационная техника (более техническое направление, ближе к электротехнике) и Wirtschaftsinformatik - экономическая информатика, которая, несмотря на небольшой перевес в области IT, официально относится к факультету экономики.

Также, что вообще характерно для всего университета, помимо классических преподавателей лекции у нас читает большое количество работающих специалистов, т.е. те, у кого есть большой практический опыт, но нет постоянной ставки в университете. Этот момент должен быть оценен двояко, на мой взгляд, и может быть сравнен с лотереей – качество лекций и преподаваемого материала очень сильно зависит от личности человека, т.к. действительно умело передавать свои знания удается не всем. Однако в любом случае, это несомненный плюс, что люди делятся знаниями и опытом применения технологий, которые активно используются на практике, а не были описаны в учебниках несколько десятков лет назад.
Другой пункт, который характерен как минимум для нашей специальности – это присутствие в учебном плане очень большого количества групповых/проектных работ, которые должны развивать навыки работы в команде. Групповые проекты несомненно присутствуют и в классических университетах, но не в таком количестве. За прошедшие 4 семестра мы сделали больше 10 совместных проектов, при этом группы каждый раз формировались по-новому, в среднем от 2 до 6 человек в группе. Часть из проектов шла вместо обязательного экзамена в конце семестра, часть – просто как дополнение к экзамену.

Кстати по поводу экзаменов. Специфика учебы в DHBW, естественно, накладывает отпечаток на проведение экзаменов. За счет жесткого предопределенного учебного плана на экзамены выделяют одну-две недели в конце семестра. В течение этого времени может быть написано от 5 экзаменов и выше, причем некоторые из них – модульные, т.е. по сути вы пишете не один, а сразу два или три экзамена в один день друг за другом. Некоторые модули сдаются лишь в конце учебного года – в мае мы писали сдвоенный экзамен по прикладной математике и статистике, преподавать которую начали еще в сентябре прошлого года, т.е. в начале 3-го семестра. Нередки случаи, когда в конце нечетного семестра студенты пишут 3-4 экзамена, зато в конце четного вас поджидают все 10 и больше. Бесспорно, учеба очень напряженная и некоторые не выдерживают и либо уходят сами, либо же вылетают, не сдав экзамены. Любой экзамен можно пересдать один раз. Третий, последний, шанс дается всего лишь один раз в учебный год и только по одному предмету, в этом случае экзамен сдается устно. На данный момент нашем курсе осталось 36 человек из первоначальных 42. На курсе на год младше нас ситуация еще печальнее, к концу первого года там осталось чуть больше половины студентов. И это при том, что «случайных» студентов за счет жесткого отбора у нас практически не бывает. This is spartaaaaaaaa!!

Так, теперь к практике. Четкого и конкретного плана для проведения практического семестра университетом не предусмотрено, есть лишь общие требования, чтобы студентов не использовали для варки кофе или же копирования ненужных документов, а давали задания, соответствующие уровню подготовки. Вообще каждая компания решает индивидуально чем она будет занимать студента в зависимости от текущих проектов и интересов студента.
Я работаю на предприятии, фокус деятельности которого напрямую вообще не связан с IT, но где же в наше время без информационных технологий? Во время моих предыдущих практик я работала в отделе технической инфраструктуры – сервера, сети, телекоммуникации и т.д. За это время поняла, что это не совсем то, чем я хотела бы заниматься в последствии. В следующие практики буду менять отдел. Кстати, большущий плюс дуальной учебы заключается в том, что во время практического семестра можно примерить на себя будущую сферу деятельности и посмотреть «твое» это или нет и при необходимости скорректировать специализацию так как нравится. Для молодых зеленых студентов, слабо представляющих, что их потом ждет на работе, мне кажется, это очень актуально.
Кроме того, во время практик студенты пишут отчеты, которые они позже сдают в университете в рамках учебного плана. В общем и целом, как уже было описано выше, практика тесно интегрирована в университетскую программу.
Очень часто, при наличии зарубежных филиалов, компании предоставляют своим студентам возможность провести одну из практик за границей. В данный момент я прохожу практику в филиале нашей компании в США, дотягиваю свой английский до приличного уровня.
В целом впечатление от учебы положительное. Учиться нелегко, но при наличии достаточной мотивации и стараний вполне возможно получать хорошие оценки.

Поступление

Для тех, кто заинтересовался, привожу наиболее существенные условия для поступления:

1.Наличие права на получение высшего образования в Германии(Abitur)
Первым пунктом является наличие допуска к высшему образованию в немецких университетах. Из-за разницы количества лет в обучении в немецких и российских школах простое наличие аттестата зрелости вкупе со сданным ЕГЭ не приравнивает автоматически выпускников российских школ к немецким абитуриентам. Минимум, необходимый для признания вашего права учиться в ВУЗе в Германии, это два законченных курса университета. Уже полученное в России/СНГ высшее образование приравнивается, как минимум, к немецкому абитуру и дает право на изучение любой специальности с нуля.
Конечно, как и везде, здесь есть свои нюансы и исключения, После одного законченного курса университета, вы имеете право поступать в немецкий колледж предвузовской подготовки (Studienkolleg) и проучившись там год, получить допуск на определенные специальности – технические, экономические, языковые и т.д. Попасть в такой колледж, минуя курс российского университета, могут и выпускники школ, получившие золотую или серебряную медаль.
2. Контракт с фирмой-партнером DHBW
Контракт на обучение также является одним из определяющих факторов при поступлении в DHBW. При его наличии зачисление в университет является формальностью, при этом вся необходимая работа выполняется предприятием, заключившим с вами договор.
В общем, самый главный отбор будущих студентов проводится непосредственно предприятиями-партнерами. Их спектр очень разнится – начиная от никому не известных маленьких и средних фирм, известных только в определенных кругах, и заканчивая крупнейшими мировыми концернами, такими как IBM, HP, SAP, Daimler, Siemens и т.д. Куда вас возьмут и возьмут ли вообще, зависит целиком и полностью от вашего таланта и умения себя подать. Шансы попасть на крупные предприятия есть у каждого, «по блату» просто так никуда не возьмут.
3. Знание немецкого языка на уровне, позволяющем учиться в немецком университете (B2-C1)
Естественно, для учебы в Германии необходимо знать немецкий (кэп передает привет). Наиболее распространенными сертификатами, подтверждающими владение языком являются TestDaf и DSH . Для тех, кто не владеет немецким языком в достаточной мере, существует возможность учиться на так называемом интернациональном факультете. Вот
и есть несколько примеров специальностей. Возможно, в других отделениях DHBW список таких предложений шире. Обучение проводится полностью на английском языке, плюс в программу входит обязательное изучение немецкого. Предприятий, предлагающих такой интернациональный вариант учебы гораздо меньше, но они есть. И судя по тому что написано на их страницах там уже учатся ребята из России и стран СНГ.

Дуальная учеба престижна и популярна в Германии, однако и конкурс на нее стабильно высокий. Однако лишь недавно (с 2010 года) иностранцы получили официально подтвержденное право учиться в этом университете, ранее требовалось получение согласия биржи труда и разрешения на трудовую деятельность. У меня были долгие и нудные разбирательства с ведомством по делам иностранцев по этому поводу, в конце концов моя настойчивость взяла верх.
Если вы планировали эмиграцию обучение в немецком университете, как вариант можно рассмотреть дуальную учебу, формально по статусу иностранные студенты «обычных» вузов ничем не отличаются от дуальных студентов-иностранцев, единственное, что за счет контракта с фирмой вам будет гораздо проще решать вопрос с подтверждением финансового обеспечения.

Буду рада, если моя информация будет вам полезна.




Top