Духовно-нравственные и культурные традиции моей семьи, моего рода и моей малой родины. Ознакомление детей с культурой и традициями малой родины Проект рассказ о традициях нашей малой родины

Духовно-нравственные и культурные традиции моей семьи, моего рода и моей малой родины

Каждая семья - это своеобразный мир, в котором царят свои нормы и традиции, есть свои ценности. Не материальные ценности, а духовные. Это память о предках и их жизни, о грустных и радостных событиях в семье. К семейным ценностям можно отнести многое: фотоальбомы, старые письма и вещи, мебель, растения, посаженные ещё нашими бабушками, и дома, построенные нашими дедами. Семейные ценности - это прошедшее время, давно утёкшее в безвозвратность и живущее нашими мыслями, воспоминаниями о нём.

Прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны между собой. Каждая история моей семьи неразрывно связана с историей моей Родины.

Патриотизм, я считаю должен составлять основу духовно-культурных ценностей страны. О патриотизме можно говорить много, красиво и долго. Можно, например, сказать, что патриотизм -- это высокое чувство преданности и любви к своей Родине. Можно привести огромное количество метких высказываний в подтверждение этого тезиса. Но что значит истинный патриотизм? Что значит быть настоящим патриотом своей Родины? В последнее время мы имеем самые неограниченные возможности для получения разнообразной информации. Я как человек, страстно увлеченный изучением прошлого нашей страны, особенно ее «белых» пятен, читаю много книг, смотрю фильмы, основанные на подлинных документах. И вот что мне хочется сказать. Те люди, которые являлись виновниками развязывания захватнических войн, писали «сочинения» на свободную тему, о том, как любят свою Родину, какие они патриоты, подкрепляли свои слова убедительными примерами из жизни и художественной литературы. Но данный «патриотизм» не имеет право на жизнь, так как настоящее чувство любви к своей Родине не должно идти вразрез с общечеловеческими ценностями и гуманизмом - мы все помним и не никогда не забудем пример Второй мировой войны. Да, в истории нашего государства было время, когда определённой группой людей, обладающей огромной властью и, в то же время, наделённой исковерконным чувством патриотизма, выдумывались лозунги, которые были чистым популизмом. Насквозь пропитанные фальшивыми словами, они были напрочь лишены всякого ценностного содержания. Но наши прадеды, деды и родители любили огромную страну не за то, что было написано на транспарантах, а за то, что патриотизм у нас в крови. Патриотизм -- исключительное чувство. И в этой исключительности есть исток единственной великой правды. Она состоит в том, что народ, как и отдельная личность, имеет свое предназначение. И народ, к которому мы принадлежим по рождению, должен стать одной из непреходящих и незаменимых форм в иерархии, составляющей совершенную полноту содержания нашей жизни. Всегда есть опасность, что предварение великой правды снова превратится в пустую, лживую и пагубную претензию. А чтобы этого не произошло, нужно изъявление: «Я люблю свою Родину» -- превратить в повеление патриотического долга: «Помогай Родине словом и делом в осознании и исполнении ее высшего предначертания».

На мой взгляд Родину нельзя, так же, как и слово «счастье», определить одним словом или даже фразой. Обыкновенно, это страна, где родился и вырос человек. Родина - это место, где он провёл лучшие годы своей жизни, детские годы; это его судьба, к которой он ощущает свою сопричастность.

Именно с детских лет, родители приучали меня, маленького человека, любить и гордиться Родиной, какой бы она ни была. Они учили уважать, любоваться, довольствоваться и развивать чувство патриотизма к своей стране, может быть поэтому я и выбрала такую профессию. Познавая мир от родителей, я приучилась к традициям, религии и культуре своей семьи, а следственно и своего государства. Я «впитывала всё как губка», запоминая даже малейшие детали. Мне близко по духу высказывание российского поэта Есенина «Я скажу не надо рая, дайте родину мою».

Каждое поколение своим трудом старалось сделать будущее своей Родины лучше, счастливее. Мои прадеды родились в начале XX века, в это время происходило множество перемен.

Мой прадедушка хоть не принимал участия в военных действиях, но очень много сделал для нашей страны. Он всю трудовую жизнь работал, был награжден медалями и орденами. Он прожил большую жизнь и показал мне пример активной, трудовой жизни. Его все уважали. Его жена моя прабабушка, воспитала детей, которые выросли хорошими людьми. В их семье всегда была атмосфера любви, взаимопонимания, уважения друг к другу.

Дедушки моего папы работали в колхозе, занимались сельским хозяйством. Они были близки к земле. Их мирный труд прервала война, и они ушли на фронт защищать землю, на которой они жили, работали и растили своих детей. Прадедушка вернувшись с войны, занимался восстановлением колхозного хозяйства.

Трудное детство досталось нашим бабушкам и дедушкам. Приходилось голодать, мерзнуть, прятаться от страшных бомбежек. Но, несмотря на все перенесенные трудности, наши бабушки и дедушки не потеряли веру в счастливое будущее. Они стремились стать полезными для нашего общества

Когда началась война, мой дедушка был ребёнком. Так как многие мужчины ушли на фронт, вся работа легла на плечи женщин и детей. Дедушке пришлось работать. В семье он был старшим и всегда заботился о своих братьях и сестре. Так как учителей не хватало, дедушка преподавал рисование, черчение, труд, вел кружки. Благодаря ему, многие ребята выбрали себе профессии, научились честно трудиться. Дедушка всегда был строгим, но справедливым учителем. За что его всегда уважали. В те далекие годы не было ни телевизоров, ни компьютеров, и учитель был главным источником знаний.

В моей семье существуют определённые семейные традиции. Семейные традиции -- это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Ведь, по большому счету, традиции -- это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Эти-то отношения и улавливает дом. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить неплохую службу. Часто следование традициям помогает нам жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.

Для меня важной задачей является продолжение семейных традиций, для того чтобы мои дети выросли со знанием красоты мира, окутанные любовью и сформировали надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.

Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых - его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Я хочу выстроить для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем - научу первым словам, затем - передам свое отношение к словам, вещам, поступкам.

Я понимаю, что то как ребёнок отнесется к себе, окружающим и жизни в целом - целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или - как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами.

Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем. Я с уверенностью могу сказать, что ощущаю себя счастливым человеком, в этом я вижу большую заслугу моих родителей.

Сейчас мне 23 года, сказать что я много повидала в жизни- ничего не сказать. Мне есть с кого брать пример в жизни. И я думаю, что если каждый человек будет честно жить, хорошо трудиться, любить свою Родину, то история нашей страны станет еще лучше, светлее и богаче!

Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям. Тысячелетиями складывался этот образ жизни и эти привычки, в них собран коллективный опыт наших предков. Быт народа складывается под влиянием многих факторов - природных, исторических, социальных и других. В известной мере влияет на него и культурный обмен с другими народами, но никогда чужие традиции механически не заимствуются, а приобретают на новой почве местный национальный колорит.

На уроках музыки дети знакомятся с традициями и обрядами русского народа. Также нельзя забывать и о том, какие традиции и обряды были у твоих предков на твоей малой Родине.

Вологодская область расположена на севере Русской равнины, в умеренном поясе, в зоне Тайги. Она простирается к востоку от Онежского озера вдоль реки Сухоны, до верховий северной Двины. Площадь Вологодской области составляет - 145,7 тыс.кв.км. Вологодская земля - край древне - русского заселения. Включает в себя 26 районов.

Один из районов Вологодской области - Харовский район.

Харовский муниципальный район расположен в центральной части Вологодской области. Первые упоминания о населении района относятся к XIV веку. Однако история Харовского края уходит во времена более давние. Раскопки показывают, что самые ранние поселения появились в 7-5 тысячелетии до нашей эры. К XVI-XVII векам на территории нынешнего Харовского района уже было несколько крупных поселений. Крестьяне занимались земледелием, охотой и рыболовством, возводили церкви.

И в настоящее время люди продолжают дела своих предков: выращивают и ткут лен, заготавливают и обрабатывают древесину. Так же они бережно хранят традиции народных художественных промыслов. Наиболее известные из них: кружевоплетение, резьба по дереву, роспись по дереву, ткачество, плетение из ивового прута и бересты.

Берестоплетением занимались с давних времен. Береста, вероятно, самое древнее и самое распространенное северное сырье, использовавшееся всевозможными мастерами. Из нее изготовлялись обувь, игрушки, святочные маски (личины), посуда и утварь. Береста имеет по структуре и цвету двусторонние свойства, легко добывается и хорошо поддается обработке. Она декоративна сама по себе. Легкость, прочность и доступность сделали ее любимым, поистине народным материалом. Берестяные резные туеса, солонки, окантовка для корзин делались на Севере повсеместно.

Повсеместно было развито искусство плетения из ивового прута. Низменные заболоченные земли уезда являлись удобным местом для произрастания различных видов ивы, одного из самых быстрорастущих кустарников на Севере. Ивовый прут хорошо колется, строгается, гнется, обладает хорошей вязкостью, имеет множество природных оттенков, поэтому является прекрасным сырьем для мастеров. Из него плели необходимые в хозяйстве вещи: пестери, корзины, сундуки, морды для ловли рыбы и т.д. В обиходе у крестьян была даже мебель, изготовленная из ивового прута. Заготовка ивы проводилась с поздней осени до апреля месяца.

Полеводством и животноводством занимались все по мере своих сил: мужчины и женщины, дети и старики. Все, что касалось рубки и вывозки леса, а также строительства, отдавалось взрослым мужчинам. Были, конечно, случаи, когда с топором на угол садилась женщина, но это считалось ненормальным, что и отражено в пословице: «Бабьи города недолго стоят». С лесом накрепко связано и устройство многообразного крестьянского инвентаря: как полевого, так и домашнего. Вся посуда, вся утварь вплоть до детских игрушек создавалась мужскими руками. Деревянные изделия выделывались из березы, осины, сосны, ели.

Другое дело - лен. На Русском Севере, в том числе и на территории современного Харовского района, в силу климатических условий успешно выращивали лен. Лен - это на протяжении многих столетий спутник женской судьбы. После посева мужские руки редко касаются льна. Весь долгий и сложный льняной цикл подвластен одним женщинам.

Дело поставлено так, что девочка в самых ранних летах проходит около льняной полосы с особым почтением. Во многих семьях девочки уже в возрасте восьми - десяти лет начинали готовить себе приданое и свадебные дары, для которых делали или заказывали особый сундук либо коробью. Туда и складывались до самой свадьбы за многие годы вытканные холсты, строчи, сплетенные на досуге кружева. Потому и волнуют девичью душу льняные полосы:

Ты удайся, удайся, ленок,

Ты удайся, мой беленький,

Не крутись ты, мой миленький.

В этой хороводно-игровой старинной песне воспевался весь путь от льняного крохотного темного семечка до белоснежного кружевного узора. Но как долог и труден он, этот путь!

Кружевоплетение - это долгий процесс, но редкая девица не стремилась выучиться плести. Манеру плетения, искусство составлять узоры передавали внутри семьи. Обучение проходило в форме наставничества от старших к младшим, занимались этим бабушки, тети, старшие сестры, реже матери. Не дожидаясь счастливых случайностей, девушки еще с детства постигали мастерство плетения. Они сами себе создавали свою красоту. Во время плетения девушки проявляли свой талант. Кроме того талант проявлялся и во многом другом, например в фольклоре. Девушки во время плетения рассказывали сказки, на ходу выдумывая новые приключения.

Многие народные промыслы и традиции Харовского района существуют и сегодня. В 1993 году с целью сохранения, восстановления и развития традиционной народной культуры открыт Дом народных художественных промыслов и ремесел (с 2006 года - Центр традиционной народной культуры), в котором в настоящее время работают мастерские:

Мастерская живописи (зав. мастерской - Малков Александр Африканович);

Мастерская росписи по дереву (зав. мастерской - Петрова Галина Анатольевна);

Мастерская плетения из природных материалов (зав. мастерской - Гусева Наталия Сергеевна);

Мастерская женских ремесел (зав. мастерской - Шумилова Ольга Борисовна).

Учащиеся Центра не только перенимают от мастеров традиции ремесла, но и изучают песенно-музыкальный фольклор, обычаи и обряды своего района. На этнографическом материале строится и проведение традиционных праздников для учащихся ЦТНК, школ города, воспитанников детских садов. «Святки» с колядками и гаданиями, приходом ряженых, Масленичная неделя, которая начинается Встречей и заканчивается Прощеным воскресеньем, Троицкий Семик - с завиванием березок, хороводами над рекой; Покровские посиделки, Кузьминки, Екатерина-санница приобщают детей к народной культуре. С огромным удовольствием дети играют в народные игры, принимают участие в подготовке и проведении праздников: строят снежную горку, пекут блины, жаворонков, участвуют в театрализации.

Подводя итог всему вышеизложенному, необходимо отметить, что земли Харовского района издавна были населены творчески одаренным народом, создавшим самобытную художественную культуру, с ярко выраженными национальными чертами. Используя природные материалы, мастера создавали полезные и красивые вещи. Предметы «жили» в художественно организованном пространстве, они служили человеку, приносили ему радость, уют, вызывали эстетические чувства.

Накопленный опыт художественного творчества, художественного созидания передавался из поколения в поколение, вырабатывались традиции, рождались и культивировались определенные навыки и приемы. В каждой местности они были свои, отличные от других регионов, вот почему так разнообразно и богато народное искусство. Музейные предметы крестьянского быта, собранные в результате экспедиционного обследования современного Харовского района, дают очень цельное представление об уровне художественного развития края в XIX - начале XX века, когда существовали и были жизненно необходимы многие ремесла, промыслы и художественные виды творчества.

Таким образом, традиции моей малой Родины разнообразны и запоминаются своими яркими впечатлениями.

Мне посчастливилось родиться в солнечной Республике Бурятия. Это место, поражающее удивительным разнообразием природы: широкие степи, величие и мощь священного Байкала, полноводные реки и заснеженные вершины Саянских горных хребтов. Республика Бурятия - родина одного из самых гостеприимных народов - бурят. Это люди, чьи обычаи, национальные праздники, танцы, песни, кухня завораживают и заинтересовывают людей, не знающих их культуру. Буряты всегда рады гостям, они стараются помочь тем, кто просит у них помощи. Еще Ю. Джулиани в одном из ранних сочинениях о бурятах 1834 года писал: «Их гостеприимства и человеколюбие сделали бы честь всякому образованному народу. Буряты, далекие от того, чтобы почитать бедных, как бы оставленных богом, всегда подают помощь путешественнику и доставляют разорившемуся средства к поправлению его состояния, стад, юрты, оружия... Когда путешественник, земляк или иностранец остановится в их улусе, всякий считает за великую честь принять его и заколоть барана для угощения. Принимая гостя, бурят всегда делает ему подарок по своему состоянию, хотя бы он прежде вовсе не знал его, и при отъезде от чистого сердца желает ему благополучного пути, всякого возможного счастья и прочее. Он провожает его сам, или посылает проводить до ближайшего улуса, где передает его своим родственникам и друзьям».

Я с детства находилась среди бурят. Мои учителя - буряты, мои друзья - буряты, мои знакомые - буряты. Я привыкла видеть дацаны, бурятские национальные костюмы, знаю о национальном празднике Сагаалган, танцевала Ёхор и слушала бурятские песни. Мои друзья рассказывали мне много из того, что я еще не знала о бурятских традициях. Например, я знала, что Сагаалган (Праздник Белого месяца) - Новый год у бурят. Он длится 30 дней - лунный месяц. В этот месяц буряты принимают у себя гостей, дарят друг другу подарки и едят национальные молочные блюда. Но я не знала, что в канун праздника проводится традиционный обряд очищения «Дугжууба». Я была очень удивлена, когда моя подруга пришла ко мне в гости и предложила мне обтереть свое тело кусочком теста. Мне это казалось очень странным, пока она не объяснила мне, что перед обрядом люди обтирают свое тело кусочками теста, ваты или бумаги, а потом на большом костре сжигают их, тем самыми избавляясь от нечистот тела, речи и ума. В тот день как раз проходил обряд очищения, на который она должна была ехать.

Мало знала я и о культе Обо - поклонение Вечно Синему Небу (Хухэ Мэнхэ Тэнгэри). Когда едешь куда-либо в республике, то в определенном месте можно увидеть, что на деревьях повязаны ленточки, платочки, тряпочки. Это священные места. Возле обо надо обязательно остановиться и почтительно преподнести дары духам. Дарами могут быть пища, вино, хадак, лоскутки материи, ленты, платки. Ценность вещи не имеет значения - важен сам факт приношения. Если не остановиться у обо и не сделать жертвоприношения, то удачи не будет.

По поверью эвенков и бурят, каждая гора, долина, река, озеро имеет своего духа. Человек без духов - ничто. Нужно задабривать духов, пребывающих везде и всюду, чтобы они не вредили и оказывали помощь.

Однажды я и мои родители были в гостях у маминой подруги во время Сагаалгана. Ее муж - бурят, когда мы все сели за стол, сказал: «Надо побрызгать. Задобрить духов». Я тогда не поняла, о чем идет речь. И только потом узнала, что у бурят существует обычай брызгать молоком или алкогольными напитками духам местности - безымянным пальцем левой руки слегка прикасаются к спиртному (молоку) и брызгают по четырем сторонам света, небу и земле.

Я живу в Бурятии уже 18 лет, но, к великому сожалению, еще ни разу не была на ежегодных «Играх трех мужей». Это древний праздник бурятских племен, его корни уходят в тысячелетия. На этом празднике, куда съезжались представители разных племен, договаривались о мире, объявляли войну. Используются два названия. Первое - «сурхарбан» с бурятского языка означает «стрельба из лука». И второе, собственно, «Эрын Гурбаан Надаан» - Игры Трех Мужей.

На этом празднестве проходят обязательные состязания по трем видам спорта - это стрельба из лука, скачки и борьба. К соревнованиям готовятся заранее. Лучших коней отбирают из табуна, лучники тренируются в стрельбе по мишени и на охоте, борцы тренируются в залах или на природе. Победа на сурхарбане - это всегда было очень престижным для победителя и для всего его рода. В качестве призов дарят обычно автомобили и баранов.

Я понимаю, что знаю только одну сотую из всей национальной культуры бурят. Есть еще огромное количество обрядов, о которых я не знаю вообще или знаю только понаслышке. Есть много национальных блюд, которых я не кушала, песен, которых я не слышала. Поэтому я хочу изучать, узнавать как можно больше о бурятских традициях, о жизни, приметах, праздниках. Их история близка мне, их язык запечатлен в моей памяти. Я родилась в Бурятии, а значит, я часть этой республики, я - часть бурятского народа.

Марина Палеева (II курс факультета филологии и журналистики (отделение журналистики) Иркутского госуниверситета)

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры

Цель проекта : Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность проекта

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего поселка, не могут различать народные промыслы.

Проблема

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры

Цель проекта : Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.

Задачи проекта

  • Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;
  • Познакомить детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края;
  • Формировать представление о родословной, родственных отношениях, расширять представление о семье.
  • Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм;
  • Познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов.
  • Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
  • Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
  • Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций; уважение к членам своей семьи, к старшему поколению, к труду людей, любовь к Родине.
  • Привлечь родителей к сотрудничеству в воспитательно- образовательном процессе, в оказании помощи по созданию в группе предметно – развивающей среды, к активному совместному участию в праздниках, играх.
  • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.

Ожидаемые результаты

  • Расширение кругозора детей о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях русского народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
  • Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, народу и любви к родному краю.
  • Формирование представлений о культуре своего народа, обычаях; чувств национального достоинства; морально-нравственных ценностей: доброта, правда, красота, трудолюбие, храбрость и отвага.
  • Развитие эмоционально-волевой сферы, патриотических чувств и любви к Родине, к своей истории, природе, народу.
  • Развитие коммуникативных навыков: уважительное отношение к взрослым, сверстникам, малышам; чувство коллективизма.
  • Обогащение словаря детей: потешками, закличками, пословицами, знанием предметов быта, элементов русского костюма и т.д.
  • Разностороннее использование элементов русской народной культуры во всех областях и видах деятельности.
  • Широкое использование всех видов фольклора.
  • Повышение родительской компетенции.

Вид проекта: познавательно-творческий, открытый, коллективный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (2 года) 2013-2015гг.

Участники проекта: Дети 5 - 7 лет, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, инструктор по физическому воспитанию.

Интеграция образовательных областей

Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою нацию, за прошлое своего народа, уважения к своей семье, приобщение к культуре русского народа посредством ознакомления с народными ремёслами и народным фольклором мы спланировали через интеграцию образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие (познавательные беседы, экскурсии к историческим местам нашего края, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов; подвижные, словесные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры; совместная с родителями деятельность: экскурсии, субботники)
  • Речевое развитие (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин)
  • Познавательное развитие (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, наблюдения)
  • Художественно- эстетическое развитие (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование; развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр)
  • Физическое развитие (подвижные игры, соревнования)

Оснащение проекта:

Методическое обеспечение.

Комплексная

программа

ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2014г.

Области

Парциальные программы

Педагогические технологии

Познавательное

развитие

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»- О.Л.Князева, М.Д. Маханева; «Детство-Пресс», 2006г.

« С чего начинается Родина?»- под редакцией Л.А. Кондрыкиной; Москва, 2005г

Речевое развитие

«Развитие речи детей 6-7 лет», О.С.Ушакова, Москва, 2088г.

- «Ознакомление с художественной литературой». О.С. Ушакова.

Художественно-

эстетическое развитие

- «Изобразительная деятельность в детском саду», И.А. Лыкова. – Москва, Сфера, 2007г.

- «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар», Э.Г. Чурилова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 г.

-«Изобразительная деятельность в детском саду», Г.С. Швайко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 г.

- «Развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Физкультурное развитие

Здоровый ребенок. Маханева М.Д. – М.: АРКТИ, 2004.

«Развитие мелкой моторики посредством художественно-творческой деятельности»

Социально – коммуникативное развитие

Программа по начальному курсу социально-личностного развития детей дошкольного возраста «Познаю себя»(ОС - «ШКОЛА 2100»)

- «Наследие. И быль, и сказка» - Е.Соловьева, Л. Царенко; Москва, Обруч, 2011г.

Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью./ Алешина Н.В. – М.ООО: «ЭЛИЗЕ ТРЭЙДИНГ», 2002.

Техническое обеспечение

  • - Аудиомагнитофон;
  • -DVD проигрователь;
  • -Телевизор;
  • -Цифровой фотоаппарат;

Специальные помещения детского сада

Методический кабинет;

Кабинет учителя –логопеда;

Спортивный зал;

Музыкальный зал;

Печатные средства

Методические пособия

Дидактические пособия

Современные энциклопедии и справочники

Тематические альбомы

Презентации

Карты, схемы

I. этап реализации проекта.

I. подготовительный этап.

Вид деятельности

Цель деятельности

Сроки выполнения

Анализ работы по данной проблеме

Изучение методических разработок

Изучение литературы по данной проблеме.

Проведение психолого-педагогической диагностики

Диагностические задания;

Анкетирование родителей;

Тестовые работы;

Наблюдения;

Опросник детей;

Разработка плана работы с детьми и родителями по работе над проектом.

Выявить методы, приемы ознакомления дошкольников с культурой и традициями русского народа.

Сентябрь

Октябрь

20013г

Сентябрь Октябрь

2013г

Октябрь

20013г

II. основной этап.

План работы по осуществлению проекта с учетом Федеральных Государственных Образовательных Стандартов

Образовательная область

Форма работы

Цель деятельности

Сроки выполнения

Результат

Работа с детьми

Тема: МОЙ ДОМ – МОЯ СЕМЬЯ

Задачи:

Формировать представление о мире семьи;

Актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений;

Развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

НОД «Я и мое имя», «Я и моя семья», «Моя мама – лучше всех», «Моя семья».

Беседа на темы: «Ни кого роднее мамы и папы в целом мире нет», « О родне», «Где и кем работают твои родители», «Бабушкин портрет».

Рассматривание семейных альбомов; иллюстраций с изображением опасных предметов и ситуаций в быту.

Конструирование «Комната, в которой я живу».

НОД «Давайте познакомимся», «Мой портрет», «Мужчины и женщины в семье».

Дидактические игры: «Чем можно порадовать маму», «Туалетные принадлежности», «Кому, что нужно для работы», «Маленькие помощники».

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Выходной в семье», «Телевидение - интервью о своей семье».

Разыгрывание этюдов

Решение проблемных ситуаций

Составление рассказов о семье

Чтение стихотворений: Я. Акима «Моя родня»; «Кто кому кто?»; «Мой братишка Мишка»; «Люблю»; Е. Григорьевой «Бабушка»; Э Успенской «Если бы я был девчонкой»; Б. Заходера «Повара»; Е.Серовой «Папа дома»; О. Высотской «Семья».

Обсуждение поговорок и пословиц о семье.

Игры: «Закончи предложение», «Подбери слово», «Вежливые слова».

Продуктивная деятельность: рисование «Портрет моей семьи», «Отдыхаем всей семьей»; изготовление подарков для членов семьи; раскрашивание раскрасок по теме «Профессии».

2. Слушанье и пение песен о членах семьи.

Пальчиковые игры: «Дом», «Семья»

Подвижные игры: «Мы веселые ребята»

Игровые упражнения «Что могут сделать умелые руки»

Развивать познавательную активность детей

Углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.

Формировать нравственно –этические чувства, эстетическое восприятие, любовь к семье.

Создание эмоционального комфорта.

Развивать творчество детей

Развивать двигательную активность детей

«Генеалогическое дерево»

Тема: НАША МАЛАЯ РОДИНА - П. ТУБИНСКИЙ

Задачи:

Познакомить с историей возникновения поселка;

Показать значимые места поселка;

Знакомить с природными зоны поселка;

Воспитывать чувство восхищения красотой родного поселка, любовь и гордость за свою малую Родину.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

Беседа на темы: «История моего поселка», «Мой поселок – моя малая Родина», «Моя улица»

Целевая прогулка «Поселок, в котором я живу»

Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Мой поселок»

Экскурсия «Любимое место в поселке».

Презентация «Путешествие в прошлое и настоящее родного поселка»,

Экскурсия в сельскую библиотеку знакомство с летописью.

Сюжетно-ролевая игра «Мы идем на экскурсию…», «Поездка по городу»,

Дидактичесие игры «Улицы поселка», «Узнай здание по описанию», «Узнай, где я нахожусь», «Покажи, назови, расскажи», «Знаменитые люди поселка», «Что изменилось?».

Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие по поселку», «Магазины родного поселка», «Почта», «Строители», «Перекресток»

Чтение стихотворений С. Маршака «Дом, который построил Джек», « Моя улица»; стихов о поселке, загадок.

Разучивание стихотворения З. Александровой «Родина».

Составление рассказов о поселке

Игры: «Закончи предложение», «Расскажи, а мы отгадаем», «Из чего построен дом»

Продуктивная деятельность: изготовление макета «Улицы родного поселка»; рисование «Моя улица», «Наш детский сад», «Мой поселок «самый, самый.

Слушанье песен

- Конструирование из крупного строительного материала «Строим поселок»

Пешие прогулки по поселку.

Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия;

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми

Развитие интереса к художественно-творческой деятельности.

В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарному плану

«Макет поселка»

Тема: НАША РОДИНА – РОССИЯ

Задачи:

Расширять знания детей о родной стране;

Познакомить детей с многонациональным составом населения России;

Познакомить со столицей России;

Познакомить с официальной символикой (гербом, флагом, гимном РФ) и неофициальной (матрешка, балалайка, самовар);

Формировать у детей целостное представление о природных зонах России;

Воспитывать патриотические чувства, уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

Беседа на темы: «Наша Родина - Россия»; «Какие народы живут в России», «Государственные символы России», «Природа России»

Рассказ о неофициальных символах России (матрешке, балалайке, самоваре)

Рассматривание карты России: «Что может рассказать карта о России»; иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах, блюд национальных промыслов народов России;

Просмотр слайдов на тему: «Природные зоны России»

Презентация «Путешествие в прошлое и настоящее главного города России»,

НОД «Россия Родина – моя», Наша Родина –Россия, наш язык русский»

Сюжетно-ролевые игры «Защитники Родины», «Мы идем на экскурсию…», «Поездка по городу»,

Беседа о правилах поведения на улице и в общественном месте.

Дидактичесие игры «Достопримечательности Москвы», «Что предмет расскажет о себе»

Ручной труд изготовление атрибутов для игры

НОД Рассматривание картины «Богатыри»

Дидактические игры «Военная техника», «Собери символику»

Чтение стихотворений известных писателей о Родине.

НОД Лепка « Русская матрешка»

Конструирование из крупного строительного материала «Кремлевские башни»

Рисование символики России.

Слушанье песен известных исполнителей о Родине

Спортивный праздник «Открытие олимпийских игр»

Подвижные игры

Формирование представлений у детей о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Воспитывать патриотических и интернациональных чувств, любовь к Родине.

Обогащение обществоведческого словаря детей. Совершенствовать речь как средство общения.

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

Развитие двигательной активности

В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарному плану

Альбомы (с символикой, презентации)

Тема: РУССКИЙ БЫТ

Задачи:

- формировать представления о русском крестьянском быте, уважение к русской народной культуре;

- познакомить детей с устройством русской избы; изготовить макет русской избы;

Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;

Воспитывать патриотические чувства

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

НОД «История русского быта», «Русская изба», «Горница»

- Рассматривание иллюстраций, презентаций на темы: «Старинные предметы домашнего быта», «Традиции русского народа», «Праздники»

НОД: «Посиделки в горнице», «День рождения на Руси», «Что за зернышко такое, не простое – золотое»

Трудовая деятельность по изготовлению атрибутов для колядования (маски)

Сюжетно-ролевая игра «День рождения на Руси»

Чтение энциклопедий, рассказ воспитателя о русской избе

- «Вечер загадок» (загадки о предметах быта)

Чтение пословиц, поговорок, сказок.

Пение народных мелодий: «Как у наших у ворот», «Ах вы, сени», «Ой встала я ранешенько» и т.д.

Слушанье русских народных мелодий

Конструирование и украшение русской избы

Лепка русского быта

Развлечение «Масленица»

Игра «Взятие снежной крепости»

Русские народные игры

Ознакомление детей с жилищем русских людей в старину

представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках

Приобщать детей к истокам русской культуры; расширять знания детей о труде крестьянина, праздниках

Пополнять литературный багаж детей

Приобщение детей к народному искусству

Развитие двигательной активности

В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарному плану

Создание мини- музея «Русского быта»; макет русской избы

Тема: НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ, ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ.

Задачи:

Показать красоту национального костюма, выделить его элементы;

Организовать выставку «Русский народный костюм»;

Воспитывать интерес к национальному костюму, желание использовать в

театрализованных представлениях.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

Познавательные беседы «История русского костюма»

НОД « Отражение русских традиций в национальном костюме»

Театрализованная деятельность: обыгрывание сюжетов былин, сказок

Сюжетно-ролевые игры « Русские богатыри»

Изготовление головных уборов (кокошников, колпаков)

Рассматривание и составление рассказов по репродукциям известных художников В. Васнецова «Богатыри», В.Сурикова « «Русская красавица»

Чтение художественной литературы (сказки, былин, пословиц, поговорок)

Составление и разгадывание загадок

Слушанье народных мелодий русских композиторов: «Тридцать три богатыря», «Море» и др.

Рисование «Узоры для русских красавиц», «Узоры для русских богатырей»

Народные подвижные игры, хороводы, игры- массового гулянья

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества

Развитие пред-посылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства

Овладение подвижными играми с правилами

В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарному плану

Тематические альбомы; куклы в национальных костюмах

Тема: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ.

Задачи:

Познакомить с народными промыслами: гончарное дело, резьба по дереву,

изготовление игрушек;

Создание выставки «Вот они, какие-куклы расписные».

Воспитывать бережное отношение к народной игрушке.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

НОД «История ложечки», «В гостях у мастеров» , «В гостях у Матрешки»

Познавательные беседы « История тряпичной куклы»

Рассматривание познавательного материала, презентаций

Исследовательская деятельность с глиной

Изготовление тряпичных кукол, масок, костюмов

Сюжетно-ролевая игра «Музей»

Трудовая деятельность: вышивка орнаментов русского костюма

Чтение художественной литературы (рассказов, сказок, стихов)

Рассматривание и составление рассказов по репродукциям картин известных художников.

Декоративное рисование «Павловские платки», «Разноцветная Хохлома», «Гжель»

Лепка « Хохломские мастера», Филимоновская игрушка»

Аппликация из ткани «Жостовский поднос»

Подвижные, хороводные игры, игровые упражнения

Формировать представления детей о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках

Привлечение детей к созданию развивающей среды группы (мини-музеев, выставок)

Развитие речевого творчества, литературной речи.

Развитие детского художественного творчества

Развитие двигательной активности

Выставка «Какие разные куклы»

Мини - музей « Город мастеров»; коллекции

Тема: МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ .

Задачи:

-познакомить с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками

-разучить пословицы и поговорки, научить детей объяснять их значение;

-вызвать у детей желание применять пословицы и поговорки в повседневной

жизни, в нужных ситуациях.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

- Познавательные беседы о народных пословицах, поговорках

- Рассматривание иллюстративного познавательного материала

- Наблюдения в природе

- Театрализованная деятельность (обыгрывание поговорок, пословиц)

- Игровая деятельность: эмоциональны, дидактические, сюжетно-ролевые игры

- Разучивание пословиц, поговорок, потешек, закличек

- Рассматривание и составление рассказов по иллюстрациям художников изображенным к малым фольклорным формам

- Придумывание рассказов по пословицам

- Разучивание, инсценирование попевок, закличек

- Развлечение с использованием народных потешек, загадок, игр, прибауток.

Развивать познавательную активность

Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен

Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигатель-ной активности

В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарному плану

Тематические альбомы малых фольклорных форм

Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ .

Задачи:

-познакомить с русскими народными подвижными играми;

-вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные

подвижные игры;

-воспитывать чувство коллективизма.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

- Познавательные беседы, презентации «История народных подвижных игр»

- Просмотр видеофильмов «Игры наших предков»

- Изготовление атрибутов для народных подвижных, хороводных игр

- Изготовление оборудования и атрибутов для оформления участка

- Разыгрывание игр «Плетень», «Ярмарка», «Народные гулянья»

- Чтение и разучивание хороводов, слов к играм, считалок

-Рассматривание иллюстраций известных художников «Массовые гулянья», «Масленица» и др.

- Слушанье музыкальных произведений (песенок, закличек, хороводов)

- Игры на музыкальных инструментах

- Рисование «Моя любимая игра», «Мои впечатления от игры»

- Игры –хороводы

- Досуг «Русские игрища»

Развивать познавательный интерес к русским народным подвижным играм

Привлекать детей к созданию развивающей среды

Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях

Воспитывать интерес к народному творчеству, к культурному прошлому родного народа

Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельнос-ти

В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарному плану

Картотека народных подвижных игр; оборудование участка в народном стиле

Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ .

Задачи:

-познакомить с многообразием русских народных сказок;

-научить детей передавать характеры героев интонацией голоса, жестами,

выражением лица и глаз;

-развивать чувство юмора;

-вызвать интерес к театрализованным представлениям.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

- Рассматривание иллюстративного материала, репродукций к русским народным сказкам

- Беседы, просмотр материала познавательного характера

- Экскурсии в сельскую библиотеку «Сказочные странички»

- Сюжетно-ролевые игры «Театр», «Библиотека»

- Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых, театрализованных игр

- Театрализованная деятельность: обыгрывание сказок, этюдов

- Эмоциональные игры: «Изобрази страшного зверя», «Покажи движениями» и др.

- Чтение художественной литературы (сказок, небылиц, былин)

- Разучивание игровых диалогов, попевок, закличек

- Самостоятельное составление сказок.

- Рисование «Добрые сказочные герои», «Злые сказочные герои»

- Лепка «Карусель» (по сюжетным небылицам)

-Слушанье музыкальных произведений; и гры на музыкальных инструментах

Разные виды игры

Развивать познавательную активность детей.

Привлекать детей к созданию развивающей среды; создание эмоционального комфорта.

Развивать связную речь, интонационную выразительность

Формировать эстетическое отношение к произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.

Развитие двигательной активности

В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарному плану

Выставка «Комната сказок»; показ театра

Работа с семьей

Формы работы

Цель

Сроки

- Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры».

- Оформление наглядной информации для родителей в родительском уголке по устному народному творчеству.

- Проведение родительских собраний на тему: «Приобщение детей к русской культуре и декоративно- прикладное творчество»; «Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте».

- Беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».

- Проведение консультаций для родителей: «Народные игры», «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом», «Русские народные праздники», « Из истории русского народного костюма», « Русская народная игрушка» др.

- Участие родителей в экскурсиях и целевых прогулок: в библиотеку;

к известным памятным местам; в сельский клуб.

- Совместные посиделки с родителями и детьми: «Я – семья – род – народ», «Русская народная песня» (колыбельная, частушки),

«Русский самовар и чаепитие на Руси», «Без примет ходу нет (народные приметы).

- Участие в подготовке и проведении праздников: «Масленица», «Рождество»,

«Пасха» и др.

- Совместное посещение родителями, детьми и педагогами выставок, художественного и фото творчества.

- Практические занятия по изготовлению театров, оборудования для игр на участке.

-Участие в совместной проектной деятельности

- Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками». и др

Вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс через знакомство с культурой родного народа.

Знакомство родителей с народными календарными праздниками, обычаями, традициями.

Развитие собственных традиций в совместной творческой деятельности

1 раз в месяц

1 раз в

квартал

1 раз в квартал

Согласно

по плану

Презентация проекта по приобщению детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и традициям русского народа.

Выявить уровень сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, русских народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества.

Обобщение опыта работы по приобщению детей дошкольного возраста истокам национальной культуры и традициям русского народа.

Используемая литература

1. Ивановские ситцы: Альбом /Авт.- сост. Е.В. Арсеньева.- Л.: Художник РСФСР, 1983.

2. Картышова Л.В. Русский народный костюм: Универсальный подход. Серия «Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005.

3. Костюм в России 15 – начало 20 века. Из собрания государственного исторического музея Е.Р. Беспаловой – « АРТ - родник» Москва, 2000

4. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские / Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной – М.: ТЦ Сфера, 2011.

5. Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010

6. Русский праздничный нарядный костюм. Знакомство детей с русской народной культурой, фольклором, традициями и обычаями. Издательство МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2001.

7. Сокровища Государственного ордена Ленина Исторического музея. Русский костюм.

8. «Традиционные промыслы и ремёсла» Альманах. М.: ООО «Издательство Родникъ» 1997, №3 – Л.В. Беловицкий. Типология русского народного костюма.

9. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.


1
МКОУ «Ершовская СОШ»
«Моя малая родина – Оглонги»
Автор работы: обучающаяся 2 класса
Терехова Ульяна
Руководитель:
Дорошенко Ольга Константиновна
2017 год
п.Ершово

2
Содержание
1. Введение 2­3
2.Мои исследования
1.2 Моя малая родина. Почему мы так называем? 3
2.2 Почему мой район так называется? 4
3.2 Красота природы моего края 4­5
4.2 Быт, культура и традиции моего народа 5­6
5.2 Известные люди моей малой родины 6­7
6.2 Маленькая история моей большой семьи 7­8
3. Заключение 8
4.Использованная литература 8

3
Проект «Моя малая родина – Оглонги»
Выйди в верховье Амура
Сунгари устье сверкает.
Выйди в низовье Амура­
Устье Амгунь открывает.
Здесь я родился и вырос,
Здесь мой любимый край.
В среднем теченье Амура
Родина всех нанай!
И.Терехова
1.Введение
Каждый дорожит своей малой родиной и считает, что нет на свете места
прекраснее. Я слушала рассказ своего одноклассника о красоте своей малой
родины. С какой любовью и гордостью Серёжа рассказывал о красоте села
Ершово! Уже скоро будет 2 года, как я приехала в Ершово из Хабаровского
края. Мне очень нравится здесь. Здесь я пошла в школу, здесь у меня новые
друзья. Но я хочу рассказать ребятам о своей малой родине, где я родилась,
откуда идут мои корни. Поэтому я выбрала тему своей работы: «Моя малая
родина ­ Оглонги».
Целью, которой является рассказать о красоте моего края, чтобы привить
любовь и уважение к нему.
Задачи:
1. Выяснить, что значит выражение «Моя малая Родина»?

5
Среди ребят я провела анкетирование. В анкете было 3 вопроса: почему моя?
Почему малая? Что значит слово Родина?
Обработав анкеты, я сделала вывод:
Моя ­ потому что здесь родилась моя семья, родилась я, здесь мой дом, моя
улица, мои друзья.
Малая ­ потому что это малая частичка моей необъятной страны.
Родина – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
2.2 Почему мой район так называется?
Географический адрес моей малой родины: Хабаровский край, район имени
Полины Осипенко, село Оглонги. Район образован в 1926 году.
Первоначально назывался Кербимским. Сейчас район носит имя Полины
Осипенко. Почему он так называется? Мне рассказала мама, что район назван в
честь лётчицы Полины Осипенко. Вместе в Интернете мы нашли фотографии и
точный ответ. Переименован район в 1939 году в честь Героя Советского
Союза Полины Денисовны Осипенко. 78 лет назад экипаж самолета «Родина» в
составе Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой
совершил рекордный перелет по маршруту Москва – Дальний Восток, который
закончился на территории нашего района. Этим полетом был установлен
международный женский рекорд по дальности полета. Так был открыт
воздушный мост между столицей нашей Родины и Дальневосточным побережьем.
Я горжусь, что это произошло на территории моей малой родины.
3.2 Красота природы моего края
Красота природы моего села неописуема, манит к себе, притягивает как магнит.
Летом жизнь многообразная, разносторонняя. Зимой жизнь суровая, сложная и
подчас экстремальная. Село Оглонги стоит на берегу реки Амгунь. Горная река

6
Амгунь является притоком реки Амура и имеет высокую скорость течения реки.
В летне–осенний период бывают резкие подъёмы уровня воды, большие
наводнения. Амгунь – кормилица, богата рыбными ресурсами, среди которых
выделяются осётр, кета, горбуша, таймень, ленок. Любуются люди Амгунью.
Величава она летом, спокойна зимой, изумляет красотой берегов. Этим
привлекает туристов, путешественников.
Богатые недра земли привлекают геологов. Основными отраслями хозяйства
являются: золотодобыча, заготовка и переработка древесины, охотничий
промысел, сбор не древесных продуктов леса и рыбная ловля.
Наша тайга ни с чем несравнима, где ели под 30 метров, стланик кедровый.
Случается такой урожай грибов, что не в сказке сказать! А ягодное раздолье:
голубика, брусника, смородина, клюква, морошка!
Богат и разнообразен животный мир моего края.
4.2 Быт, культура и традиции моего народа.
А какие люди живут здесь! На территории Хабаровского края российского
Дальнего Востока издревле проживают 8 коренных малочисленных народов:
нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвены, эвенки, имеющие
свою культуру и быт. В моём селе проживают нанайцы, русские, эвенки,
удэгейцы, нифхи. Я расскажу о жизни нанайцев т.к. мои корни относятся к этому
народу. Рассказывали будто в краях северных, на великой реке Амгунь с давних
времен живут счастливые люди. Им нипочём ни снег, ни вьюга, ни мороз. Глаза у
них как смородины, а волосы как смоль. Свои дома они строили по берегам
Амура, Амгуни. Так появилось моё село Оглонги. Старое название нанайцев –
гольды. Само название ­ нанай ­ «человек Земли». Как и все другие народы,
нанайцы имеют свой родной язык. Традиционное верование ­ шаманизм. Русские
познакомились с нанайцами в середине 17 века. Главным занятием мужчин была

7
рыбалка и охота. Нанайцам приходилось много трудиться, чтобы выжить в
суровых условиях нашего края. Охотник должен быть сильным, смелым,
храбрым, зорким. Реки и окружающая тайга кормили и одевали нанайцев.
Обеспечивали семьи всем необходимым. Нанайцы носили летом – халат из
рыбьей кожи и конусную шапку из бересты, которая спасала их от солнца,
дождя, а зимой халат как шубу из шкур животных мехом внутрь, сверху
надевали специальную зимнюю юбку и шапку, чтобы не замерзать. Женщины
занимались собирательством, хозяйствовали в доме: готовили еду, шили
одежду, убирались, воспитывали детей. Но нанайцы не только трудились, они
еще умели здорово веселиться. Большое число из коренных жителей чтят и
помнят культуру и традиции своих предков. Развивается художественное
национальное творчество. Традиционные развлечения нанайцев ­ это
национальные праздники: кормление воды, медвежий праздник, праздник
последней тропы. На этих праздниках всегда проводились веселые состязания и
подвижные игры. А вечерами бабушки и мамы рассказывали своим деткам
сказки. В наше время возрождается культура, язык нанайцев. Стали выходить
книги, учебники на нанайском языке. Все это важно сохранить и развивать,
чтобы передать следующему поколению.
5.2 Известные люди моей малой родины.
Моя малая родина славится своими жителями, самые лучшие из которых
являются почетными гражданами района. Так, Василий Витальевич Бочкарев,
ветеран Великой Отечественной войны и труда, краевед, долгое время
возглавлял районный краеведческий музей. Моя бабушка рассказала о школьном
учителе Чеботарь Юрие Николаевиче. Мы связались в сети с его дочерью
Татьяной Чеботарь, которая проживает в Анапе. Она любезно поделилась

8
фотографиями и рассказала об отце. Во время Великой Отечественной войны
Юрий Николаевич Чеботарь был стрелком­радистом экипажа пикирующего
бомбардировщика ПЕтляков­2. Имеет боевые награды Родины. А после войны
Юрий Николаевич преподавал в школе. Был учителем химии. Моя бабушка
Ирина Васильевна училась у него. Никто не забыт и ничто не забыто. Каждый год
9 мая у памятника проходит митинг. В знак памяти, уважения зажигаются свечи,
возлагаются цветы.
Наше село северное, маленькое и не благоустроенное очень мило и дорого мне.
Я люблю его таким, какое оно есть. Как родителей не выбирают. Так и свою
малую родину мы не вправе судить и осуждать. Люди покидают родные места, а
в душе тоскуют по ним. Вот несколько комментариев к старой фотографии
1.«Это село Оглонги, р­н П.Осипенко, где прошло моё детство» (пишет Римма
Ахметзянова)
2.«Я часто вспоминаю наш дом в Оглонгах. Хочется хоть краешком глаза
заглянуть в детство» (Флюра Ахметова)
3.«Вот моя деревня, вот мой дом родной» (Фануза Ахметзянова)
4.«Мой отец в Оглонгах был директором школы» (Александр Щербаков)
Каждому хочется вернуться на свою малую родину, где радовались каждому
дню, каждой минуте, прожитой в детстве. Молодежь перебирается жить в
города, забывая вековые традиции и обычаи рода. Вот и наше село Оглонги не
стало исключением. Но все­таки большое число коренных жителей района чаще
из числа старшего поколения чтят и помнят культуру и традиции своих предков.
6.2 Маленькая история моей большой семьи
Вот и мы всей семьёй переехали из Хабаровского края. Так решили родители. Но
не забываем культуру и традиции своего народа. Моя бабушка Ирина Васильевна

9
тоже родилась в селе Оглонги. В селе она вела активную общественную жизнь.
Много стихов о родном крае написала, которые помещены в сборники
Приамгунья. Старается делать всё, чтобы мы не забывали традиции своего
народа, помнили свои корни. Шьёт нам костюмы для выступления. Брату Денису
сшила костюм и разучила с ним нанайский танец на фестиваль «Дружбы
народов», который проходил в нашей школе. Этот национальный наряд сшила
мне бабушка, чтобы выступить с этим проектом. Сама она постоянный участник
всех концертов и праздников посёлка. Мы все большие любители порыбачить. И
здесь в Ершово наши взрослые занимаются рыболовством. Мы всё время
придерживаемся традиций своего народа.
3.Заключение.
Моя семья, мой дом. С этого начинается малая родина. Родная мать, дом, где ты
родился и вырос, друзья детства, любимые игры и книги, природа – такие
простые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине.
Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких
обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце. От нас зависит и её
настоящее и то, какой она станет. Есть у моего народа нерешенные вопросы,
один из них ­ это вопрос о земле, о территориях традиционного
природопользования. Земля для коренных народов священна, она дана им Богом,
и никто не вправе отнимать её у них. И хочется пожелать всем нам активной
жизненной позиции в решении этих проблем и вопросов, чтобы все мы любили
нашу малую родину не только словом, но и делом.
Практическая значимость моей работы в том, что её можно использовать на
классном часе, на уроках литературного чтения, окружающего мира.
Литература:

10
1.Дальний Восток, автор В.Г. Удовиченко, Издательство географической
литературы, Москва 1957 г., на 240 стр.
2.Хабаровский край, очерки. Автор А.А. Степанов, Хабаровское книжное
издательство, 1957 г. на 288 стр.
3.Хабаровский край, 1972 год.П.В. Баранов, Хабаровское книжное издательство,
1974 г.
4.Наш орденоносный Хабаровский край, А.П. Шитиков, Хабаровское книжное
издательство, 1967 г. на 240 стр.
5.Низовья
http://www.fesk.ru/wetlands/293.html
реки

Амгунь Водно­болотные




Top