Дунган нация откуда происходит. Народ дунгане, азия

ДУНГАНЕ - народ в Центральной и Средней Азии. Населяют Киргизию, Казахстан и Узбекистан. Помимо этого в Китае живет большая группа хуэйцзу, которые являются родственниками этого народа. Само название дунгане произошло от тюркского слова «дунган». Дунгане оказались на территории Российской империи в конце 19 века, когда было разбито их восстание на северо-западе Китая.

Сейчас общая численность этого народа более 110 тысяч человек. Из них в Киргизии проживают 60 тысяч, а в Казахстане - 52 тысячи. В Узбекистане около 1 тысячи человек, примерно столько же дунган живет в России. Дунганский язык входит в сино-тибетскую языковую семью. Говорят также по-русски и на других языках тех стран, где живут. Пользуются кириллическим письмом. По религии являются сторонниками ислама, придерживающимися его суннитской ветви.

Дунгане - земледельческий народ. Заняты выращиванием овощей и рисоводством поливного типа. Также занимаются такой отраслью сельского хозяйства, как скотоводство. Представители народа разводят крупный рогатый скот и домашнюю птицу. Некоторые оставляют традиционное хозяйство, начинают участвовать в торговле или становятся промышленными рабочими. Следует отметить, что в прошлом именно дунгане способствовали развитию земледелия в этом регионе. Соседи-тюрки многому научились у них в этой области.

Характерны малые семьи, однако сохранились пережитки большой. Они проявляются в большом количестве связей, в которые вовлечен дунганин. Связи могут иметь родственный характер или существовать на уровне землячества. Традиция многоженства имела распространение в прежнее время, сейчас у дунган принята моногамия.

Для деревень характерна упорядоченная планировка. Дунгане строят жилище, возводя стены из кирпича-сырца, камня или глины. Внутри много комнат, дом окружает крытая галерея, на которую можно попасть из дома. Лежанка в спальне отапливается. Они используется не только для сна, но и для еды, сидения. Таково традиционное жилище народа дунган.

Как мужчины, так и женщины народа носят свободные штаны и куртку с застежкой на правой стороне. Отличием женской одежды является вышивка, которой нет на мужской. В наши дни дунгане в основном отказались от национальной одежды или носят лишь отдельные ее части.

Пища готовится на мучной основе, включает лапшу, кашу из риса и другие блюда. Овощи подают с мясом - говядиной, бараниной, курятиной. Мясо жарится на растительном масле. Известно много легких закусок и сладостей. Также дунгане едят много острого (лук, чеснок, перец, уксус). Употребление пищи всегда начинается с чаепития, а последним блюдом обеда является суп. Для еды используют заимствованные у китайцев палочки.

Народное искусство дунган включает устные предания и сказочные истории. Также дожила до нашего времени традиционная медицина. 20 век стал для дунган временем значительного культурного скачка. Они стали теснее общаться с соседними народами, что способствовало развитию общества, бытовой культуры, искусства. У дунган возникла профессиональная литература, появился класс интеллигенции.

Современный ареал расселения и численность

Всего: 110000
Киргизия : 58409 () , 59994 ()

Казахстан : 51577 ()

Россия : 1651 ()

Язык Религия Родственные народы
Дунгане
Китай
традиционный китайский : 東干族
упрощённый китайский : 东干族
Dunganese name
Dungan: Хуэйзў
Xiao"erjing: حُوِ ذَو
Romanization: Huejzw
Hanzi: 回族

Дунгане - народ, проживающий в Киргизии , южном Казахстане и Узбекистане . Также в КНР проживает более 9,8 млн китаеязычных мусульман хуэйцзу , которых часто относят к той же национальности. Дунгане являются потомками хуэйцзу , часть которых, как и более многочисленные уйгуры , переселились на территорию Российской империи в 1880-х годах после поражения антицинского восстания дунган в северо-западном Китае. Самоназвание дунган в записи современной дунганской кириллической письменностью - хуэйхуэй (ср. кит. 回回 ), хуэймин (кит. 回民 ) «народ хуэй», лохуэйхуэй (кит. 老回回 ) «почтенные хуэйхуэй » или җун-ян жын (кит. 中原人 , «люди Центральной равнины»). Свой язык (см. дунганский язык) они именуют соответственно «языком народности хуэй » (дунг. хуэйзў йүян ; ср. кит. 回族语言 ) или «языком Центральной равнины» (җун-ян хуа , ср. кит. 中原话 ). В СССР в процессе национально-государственного размежевания в Средней Азии, инициированного в 1924 г., в качестве официального наименования для китаеязычных мусульман был выбран использовавшийся и ранее в русской литературе этноним «дунгане». Во внутреннем Китае это слово не было известно. В Синьцзяне оно стало употребляться окружающими народами в качестве названия (но не самоназвания) тех хуэйцзу , которые были массово переселены из провинций Ганьсу и Шэньси в качестве военных поселенцев - главным образом в 1871 г. во время образования Илийского генерал-губернаторства с центром в Кульдже. По одной из версий, слово «дунгане» имеет тюркское происхождение. По другой, недавно предложенной профессором Синьцзянского университета Хай Фэн, слово дунгань восходит к китайскому слову тунькэнь (屯垦) - «военные поселения пограничных земель», широко распространенному в Синьцзяне в период его освоения цинским Китаем. В китайской литературе слова дунганьжэнь (东干人)"дунгане", дунганьцзу 东干族 «национальность дуньгань » употребляется только по отношению к дунганам СССР/стран СНГ.

Один из многих ресторанов на Дордойском рынке в Бишкеке, рекламирующих «дунганскую кухню»

В настоящее время дунгане наиболее широко представлены в населении Джамбульской области Казахстана (около 40 тыс. человек; 36,9 тыс. во всем Казахстане по переписи 1999 г. ), а также в северной Киргизии , где этот народ насчитывает приблизительно 55 тыс. или 1,2 % населения республики (51 766 по переписи 1999 г. ) В России , согласно переписи 2002 года , проживает 800 дунган.

В селе Милянфан

Дунгане в Киргизии

Известные дунгане

  • Масанчи, Магазы - участник революционного движения, Гражданской войны, борьбы за установление Советской власти в Средней Азии и Казахстане.
  • Ванахун, Манзус - участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза
  • Манеза, Майя
  • Шиваза, Ясыр Джумазович - дунганский советский писатель
  • Чиншанло, Зульфия - казахстанская тяжелоатлетка, чемпионка мира и Олимпийских игр

Дунгане, дунган (тюркское), лохуэй, лохуэйхуэй, хуэй (самоназвание), народ в Казахстане (30,2 тыс. человек), Киргизии (36,9 тысяч), небольшая часть в Узбекистане (1106 человек). В России 635 человек. Общая численность свыше 69,3 тыс. человек. Говорят на дунганском языке сино-тибетской семьи. Распространены также русский, киргизский, казахский и другие языки. Письменность на основе русского алфавита. Верующие - мусульмане-сунниты.

Дунгане - потомки хуэй, переселившихся в Казахстан и Среднюю Азию в конце 70-х - начале 80-х гг. XIX века из китайских провинций Шэньси, Ганьсу и Синьцзян, спасаясь от преследований маньчжуро-китайских властей после подавления освободительного восстания 1862-77. На новых землях дунгане поселились компактными группами по земляческому принципу: в Казахстане в сёлах Каракануз и Шортюбе - шэньсийцы (выходцы из провинции Шэньси), в Киргизии в селе Ырдык - ганьсуйцы (провинция Ганьсу), в селе Александровка на реке Сокулук - синьцзянцы. Первоначально общения между ними почти не было, долго сохранялись региональные различия в культуре и эндогамия. К 30-м гг. XX века сформировался литературный язык.

Основные занятия - земледелие (поливное рисоводство, овощи), животноводство (преимущественно крупный рогатый скот), птицеводство, часть дунган занята в торговле и промышленности. Дунгане оказали благотворное влияние на развитие земледелия у соседних тюркских народов.

Семья малая, однако сильны традиции большой семьи, родственных и земляческих связей. В прошлом существовало многожёнство.

Поселения регулярной планировки. Традиционное жилище каркасно-столбовой конструкции (стены из сырцового кирпича или камня) или глинобитное, многокамерное, с выходом из комнат на крытую наружную галерею. Характерной особенностью была отапливаемая лежанка (кан) в спальной комнате. На ней спали, ели, сидя за низким столом.

Традиционная мужская и женская одежда близка по покрою: распашная куртка, застёгивающаяся на правом боку, и широкие штаны. Женская одежда украшена вышивкой. Обувь матерчатая.

Пища - преимущественно мучная (длинная мучная и крахмальная лапша, рисовая каша и др.) и овощная с приправами из мяса (говядина, баранина, куриное). Для поджаривания употребляют чаще всего растительные масла. Многочисленны закуски и сладкие блюда. Многие виды пищи готовят на пару, отдают предпочтение варёному. Приём пищи начинают с чая, обед заканчивают супом. Едят палочками. Употребляют много перца, чеснока, лука, уксуса и т. д.

Сохранились народная медицина, богатый фольклор (предания, сказки).

В XX веке значительно выросли связи с другими народами. Получили значительное распространение формы современной культуры, что нашло отражение в трансформации жилища, одежды, пищи, семейной организации. Сформировались национальная литература, интеллигенция.

А. М. Решетов

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 165-166.

На фото: Счастливая дунганская семья в 90-тые годы 20 столетия в Масанчи


Центральная Азия и Китай соединяются веками и великим шелковым путём. На древнейшей земле Киргизстана, Казахстана и Узбекистана компактно проживает молодая и трудолюбивая нация - дунганский народ. Они прилежно работают и растят своё потомство. Откуда они пришли? Когда? Почему судьба их постоянно связана с Китаем?

В начале июля 1994 года над этими вопросами я начал работать с главным корреспондентом ведущей китайской газеты "Жэньминь жибао" в центральной Азии. Неоднократные встречи и общение с дунганами помогли мне приблизиться к почти забытой истории о судьбе дунганского народа. И оказалось, что многие не проясненные вопросы потихоньку выясняются, как лёд тает к приходу весны.

На фото: Молодая дунганка с детими
Во второй половине 19 века с Хуэйцзу, одно из многих национальных меньшинств Поднебесной, произошло антицинское крестьянское восстание, которое распространялось по провинциям Шэньси и Ганьсу. Потерпев поражение, группа повстанцев во главе с предводителем Бый Янху из провинции Шэньси были вынуждены перейти на территорию Российской империи (сегодняшняя Киргизия, Казахстан и Узбекистан). Спустя 130 лет после этого дунгане из поколения в поколение занимаются овощеводством и земледелием, ведут скромный образ жизни, хранят обычаи китаеязычных мусульман-хуэйцев «исторической Родины» Шэньси и Ганьсу.


На фото: Автор статьи с дунганским фермером
За 4-летний период журналисткой работы в Центральной Азии я подружился со многими дунганами. И я часто вспоминаю те встречи и то общение с ними.

В 1862-1877 годах в провинции Шэньси, Ганьсу и Нинься произошло масштабное антицинское крестьянское восстание предков дунган–хуэйцзу. Оказалось, что восстание жестоко подавили цинские войска. Остатки повстанцев дунган проходили несколько тысяч километров труднопроходимых дорог, пересекали границу между цинской империей и царской Россией. Местные жители спрашивали их, откуда они пришли, - "С востока", "дунган!"-так звучит ответ на шэньсийском диалекте. Со временем слово “дунган” распространялось и стало названием китайских мусульман-хуэйцев в царской России.

Первыми среди дунган были 3 тысячи дунганских переселенцев во главе с Бый Янху, пришедших из северо-западной провинции Шэньси. Они поселились на берегу реки Чу, и позже перебрались в другие места Центральной Азии, затем во многие районы СССР. В Алма-Ате расположена деревушка дунган -"Заря Востока; в пригороде Бишкека стоит деревня дунган, именуемая "Благородная земля"; много дунган в Тарасе (Джанбыл) –город на юге Казахстана. Так же есть местечко "Масаньчи" в Казахстане, которое дунгане в шутку называют "столицей дунган РК".


На фото: Дунганские ветераны труда перед музеем дунганского народа в Масанчи
Дунгане в основном занимаются овощеводством, наполняя корзину овощей в любое время года. Дунгане до сих пор бережно охраняют обычаи своих предков с Лессового плато. На пример, в чрезмерно трудные дни обретения независимости РК, к свадьбе они, как и прежде, готовят большое приданое: кроме одеял, ковров, тканей, необходимы и импортный цветной телевизор и другие бытовые электроприборы. Как и в северных китайских деревнях, во время свадебной церемонии всё приданое обязательно выставляется во дворе невесты, чтобы показать соседям и присутствующим гостям богатство новобрачных.


На фото: Дунганские народные пляски на деревне «Заря Востока» под Алматы
В рационе у дунган сохраняются особенности китайской кухни. Продукты из пшеничной муки употребляются каждый день. В гостях у Ма Губая, заместителя председателя общества дунган в Казахстане, хозяин мне пояснил, что в семье дунган почти ежедневно едят лапшу. Посетив несколько дунганских семей, я увидел в их дворах чугунные котлы. Хозяйки готовят блюда следующим образом: сначала растапливают масло, затем добавляют кусочки мяса и ломтики овощей; без добавления соевого соуса, уксуса, (желтодревесника) и других приправ.

Хотя дунгане поселились в ЦА уже больше 130 лет назад, они бережно хранят свои национальные традиции, и одновременно они активны в общественной жизни. Они дружно живут с казахами, киргизами, русскими и другими национальностями. Сегодня во всех странах Центральной Азии проводится политика межнационального согласия, которая пользуется массовой поддержкой всех народов. Деревня "Масаньчи" часто отправляла свою делегацию в провинцию Шэньси и Ганьсу. К тому же дипломаты посольств КНР в РК и в КР ежегодно навещают своих дунганских соотечественников, предоставляя школьные учебники китайского языка, компьютеры и оказывают щедрую поддержку. Руководители и общественные деятели стран ЦА стремятся к тому, чтобы местные дунгане стали звеном понимания и дружбы с Китаем.


На фото: Главный вход в Масанчи
Незабываемое время моей 4-летней журналисткой карьеры в Центральной Азии еще раз показывает, что у дунган и хуэйцов-их братьев, живущих в Китае, имеется единый и общий исторический корень.-о-

Дунгане — выходцы из северо-западных провинций Внутреннего Китая, преимущественно Гань-су и Шень-си. По преданию, в крае они появились впервые с армиями императора Цянь-Луня в качестве торговцев и поставщиков при них, т. е. 150 лет тому назад. Живут они почти исключительно в гг. Кульдже и Суйдине — всего в крае их насчитывают до 3½ тысяч мужчин.

Вопрос о происхождении дунган спорный и темный, несмотря на интерес, возбужденный этим народом . Вопрос этот, как слишком специальный, не может, конечно, здесь разбираться, — для полноты же изложения приводятся, однако, мнения некоторых авторов, занимавшихся исследованиями по этому поводу: Г. Гейнс. (О восстании мусульманского населения, или дунгеней, в Зап. Китае / Воен. сбор. 1866 г., VIII) считает дунган потомками уйгуров. Самое слово «хой-хой» он считает измененным «уй-гур», что отчасти подтверждается тем, что для изображения на китайском письме названия «хой-хой» нет особого знака, могущего объяснить происхождение этого слова, чем доказывается, что слово «хой-хой» есть позаимствованное из другого языка [по Реклю, под общим именем хой-хой обыкновенно смешивают всех китайских магеметан; прежде это наименование применялось к уйгурам. (Стр. 316, т. VII)].

А. Н. Куропаткин (Кашгария, стр. 128) упоминает о преданиях, относящих происхождение дунган то к эпохе Александра Македонского, то Чингиз-хана, то Тамерлана. Наиболее внимания, по его мнению, заслуживает предание о том, что дунгане суть мусульмане Восточного Туркестана, оставшиеся в Китае после покорения Чингиз-ханом Пекина и входившие в состав его войск. [Реклю указывает, что название «дунгане» имеет магометанское происхождение, и что смысл его обыкновенно переводят словом «отставшие» или «исключенные» (воины); впрочем, название это употребляется только для обозначения мусульман Северного и Северо-Западного Китая. Реклю с уверенностью говорит, что мусульмане Китая не составляют однородной этнографической группы. Уйгуры, татары и разные другие северные народцы, исповедовавшие западную религию, перешли в магометанство, вероятно, в эпоху Тамерлана, и это именно потомки несториан, под названием дунган, наводили страх на китайцев и подвергали опасности целость империи. (Стр. 324, т. VII)].

Н. Н. Пантусов (Война мусульман против китайцев, приложения, стр. 41) приводит предание, что дунгане произошли от браков с китаянками воинов Александра Македонского, предпринимавшего поход в Пекин из Самарканда, в результате которого сам Александр Македонский женился на дочери богдыхана и прожил в Китае три года.

Ф. В. Поярков, посвятивший себя исследованию дунган (Семир. обл. вед., 1901 г. № 55), ссылаясь на мнения известных синологов проф. Васильева и архимандрита Палладия, считает дунган теми же китайцами, изменившимися духовно и физически, благодаря принятию мусульманской религии.

Уместно также будет упомянуть о мнении покойного чугучакского консула г. Борнемана, объяснявшего слово «дунган» названием места их поселения Дун-Ган, т. е. Восточный Ган, или восточная часть провинции Ганьсу. [Мне пришлось слышать, однако, от миссионеров, живших долго в провинциях Ганьсу и Шеньси, что в восточной части первой из них почти нет дунган. Наиболее густые поселения дунган находятся близь г. Хе-чжоу и местности Салар в западной части Ганьсу и г. Си-ан-фу в южной части Шеньси].

Г. Е. Грум-Гржимайло (Описаше путешествия в Западный Китай, II т., стр. 65. 1897 г.) видит в дунганах потомков мастеровых и художников, насильно переселенных в Китай и Монголию, преимущественно при Чингиз-хане, из Самарканда, Бухары и других городов покоренного турано-иранского Запада.

В заключение позволю себе прибавить, что, наблюдая лично дунган в Илийском крае и беседуя с миссионерами, жившими подолгу в пров. Гань-су, вынес впечатление, что в дунганах, судя по наружности, есть примесь посторонней китайцам крови — трудно сказать, конечно, какой именно, так как история указывает многочисленные случаи, когда китайцы могли смешиваться с различными народами, исповедовавшими ислам.

По преданию местных дунган, слышанному лично, они происходят от смешения тюркских племен с китайцами путем женитьбы на китаянках. Часть дунган, будто бы, произошла от воинов Тамерлана, совершавшего, как известно, в 1404 г. поход в Китай, оставшихся в нем на жительстве. Отсюда и объяснение слова «дунган» как испорченного китайцами тюркского слова «турган» — «оставшийся»; это предание довольно хорошо согласуется с известием Н. М. Пржевальского , выводящего дунган из Самарканда под предводительством имама Раббан в начале XV столетия и считающего новой родиной их г. Синин. Вообще, в преданиях дунган играет значительную роль. Другая часть дунган (саларские [Салар — местность на правом берегу Желтой реки ниже Гуй-дуя /пров. Ганьсу/. — Грум-Гржимайло, стр. 131]) и хе-чжоуские), будто бы, произошли от отцов тюрков (вероятно, уйгуров). Название дунган употребляется собственно тюркскими народами Средней Азии и не известно ни дунганам, ни китайцам — те и другие для обозначения рассматриваемой народности употребляют слово «хой-хой», т. е. мусульманин.

По вероисповеданию дунгане принадлежат к строго набожным мусульманам суннитского толка. Они не фанатики, если религия их не преследуется. Их ахуны и муллы в мечетях читают Коран на арабском языке, хотя большинство молящихся не понимает смысла читаемого, ученые муллы излагают толкование Корана на китайском языке. Дунгане говорят на китайском языке и сохраняют китайские нравы и обычаи. Кроме мусульманских имен носят также китайские.

Дунганская семья. Кульджа, конец XIX в.

По наружному виду их можно отличить от китайцев: они крепче, мускулистее, скулы у них не выдаются, лоб выпуклый, зубы здоровые, глаза часто слегка выпученные. Лицо более круглое, чем продолговатое. Окружность груди на 6 мм более половины роста, вес и мышечная сила значительно больше, чем у китайцев. Волосы на голове они бреют, усы и бороду носят. Одежда их, за исключением шапочки, такая же, как у китайцев, но гораздо опрятнее. Вообще, это народ видный, с мужественной осанкой. Женская одежда также похожа на китайскую, обычая уродовать ноги у дунганок нет.

Дунганки. Кульджа, конец XIX в.

Пища дунган похожа на китайскую, но способ приготовления несколько другой; для бедного класса овощи составляют главнейший вид пищи; как мусульмане они не едят свинины, зато имеют несколько национальных блюд. Любимое кушание лапша. Чай пьют так же часто, как и китайцы. Опиума и табаку не курят, водки не пьют. Они чистоплотны, бывают в бане, дома содержат опрятно.

По характеру дунгане очень храбры, решительны, вспыльчивы и мстительны, чрезвычайно склонны к ссорам, как с окружающими, так и между собою; китайцы называют их злыми. По малейшему поводу они хватаются за ножи, которые носят с детства. Дунгане отличаются замечательною способностью переносить боль; они выдерживали страшные пытки китайцев, не произнося ни одного слова.




Top