Душевная подлость толстой. Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться по роману толстого война и мир

9 сентября исполняется 188 лет со дня рождения уроженца Тульской области, великого писателя, просветителя и религиозного мыслителя, автора «Войны и мира», «Анны Карениной» и «Воскресения».

9 сентября 1828 года в Ясной Поляне родился Лев Толстой, один из величайших писателей мира, участник обороны Севастополя, создатель религиозного движения - толстовства, просветитель и педагог. По его произведениям снимают фильмы и ставят пьесы на сценах всего мира.

К 188-летию великого писателя TULA.AIF.RU подобрал 10 ярких высказываний Льва Николаевича Толстого разных лет - своеобразные советы, которые актуальны и по сей день.

1. «Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя, в той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет, стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».

2. «Правда, что там, где есть золото, есть и много песку; но это никак не может быть поводом к тому, чтобы говорить много глупостей для того, чтобы сказать что-нибудь умное».

«Что такое искусство?»

3. «Дело жизни, назначение ее радость. Радуйся на небо, на солнце. На звезды, на траву, на деревья, на животных, на людей. Нарушается эта радость, значит. Ты ошибся где-нибудь — ищи эту ошибку и исправляй. Нарушается эта радость чаще всего корыстию, честолюбием… Будьте как дети - радуйтесь всегда».

Музей-усадьба Ясная Поляна Фото: www.globallookpress.com

4. «Для меня безумие, преступность войны, особенно в последнее время, когда я писал и потому много думал о войне, так ясны, что кроме этого безумия и преступности ничего не могу в ней видеть».

5. «Люди как реки: вода во всех одинакая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь одним и самим собою».

«Воскресение». 1889-1899

6. «…воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить? Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитания себя».

7. «Ученый — тот, кто много знает из книг; образованный — тот, кто усвоил себе все самые распространенные в его время знания и приемы; просвещенный — тот, кто понимает смысл своей жизни».

«Круг чтения»

8. «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость».

Письмо А.А. Толстой. Октябрь 1857

Кадр из фильма «Анна Каренина», киностудия «Мосфильм», 1967 год Фото: www.globallookpress.com

9. «Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям. Это были: школы, посредничество, голодающие и религиозная помощь».

10. «Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое».

«Война и мир». Эпилог. 1863-1868

Русская литература 2-й половины XIX века

“Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… а спокойствие – душевная подлость” (Л. Н. Толстой). (По роману Л. Н. Толстого “Война и мир”)

“Война и мир” – один из редчайших в мировой литературе примеров жанра романа-эпопеи. Лев Николаевич Толстой – один из самых читаемых русских авторов за рубежом. Произведение произвело взрывной эффект на мировую культуру. “Война и мир” – отражение русской жизни начала XIX века, жизни высшего света, передового

Дворянства. В будущем сыновья этих людей выйдут на Сенатскую площадь отстаивать идеалы свободы, войдут в историю под именем декабристов. Роман задумывался именно как раскрытие мотивов декабристского движения. Разберемся же, что могло послужить началом столь великого поиска.
Л. Н. Толстой, как один из величайших русских мыслителей и философов, не мог оставить без внимания проблему человеческой души и смысла существования. В его героях отчетливо просматриваются взгляды писателя на то, каким должен быть человек. У Толстого есть свой взгляд на то, каким должен быть человек. Основное качество, характеризующее величие души для него, – простота. Благородная простота, не вычурность, отсутствие надуманности, приукрашенности. Все должно быть просто, ясно, открыто и этим велико. Он любит создавать конфликты между мелким и великим, искренним и надуманным, иллюзорным и реальным. С одной стороны, простота и благородство, с другой – мелочность, слабость, недостойное поведение.
Толстой не случайно создает для своих героев критические, экстремальные ситуации. Именно в них проявляется истинная сущность человека. Для автора важно показать, что то, из-за чего плетутся интриги, происходят раздоры и склоки, недостойно душевного величия человека. И именно в осознании собственного духовного начала Толстой видит смысл существования своих героев. Так, безупречный князь Андрей лишь на смертном одре понимает, что действительно любит Наташу, хотя жизнь на протяжении всего романа давала ему уроки, но он был слишком горд, чтобы их усвоить. Поэтому он умирает. В его жизни был эпизод, когда он практически на волосок от гибели смог отрешиться даже от близости смерти, увидев чистоту и спокойствие неба над Аустерлицем. В этот момент он мог бы понять, что все вокруг суетно и, по сути, ничтожно. Лишь небо спокойно, лишь небо вечно. Толстой не затем вводит в канву сюжета войну, чтобы избавиться от лишних персонажей или следовать исторической тематике. Для него война – это, прежде всего, сила, которая очищает погрязший во лжи и склоках мир.
Светское общество не дает ни душевного покоя, ни счастья лучшим героям Толстого. Они не находят себе места среди мелочности и злобы. И Пьер, и князь Андрей пытаются найти свой путь в жизни, потому что оба понимают величие своего предназначения, но не могут определить ни в чем оно, ни как его реализовать.
Путь Пьера – путь поиска истины. Он проходит искушение медными трубами – ему принадлежат чуть ли не самые обширные родовые земли, у него огромный капитал, брак с блестящей светской львицей. Тогда он вступает в масонский орден, но не может найти истину и там. Толстой иронизирует над мистицизмом “вольных каменщиков”, как человек, видящий смысл не в атрибутике, но в сути. Пьера ждет плен, критическая и унизительная ситуация, в которой он и осознает наконец подлинное величие своей души, где он сможет прийти к истине: “Как? Они могут пленить меня? Мою бессмертную душу?!” То есть все страдания Пьера, его неприспособленность к светской жизни, неудачный брак, непроявившая себя способность любить были не иначе как от незнания своего внутреннего величия, своей истинной сущности. После этого переломного момента в его судьбе все наладится, он обретет душевный покой как долгожданную цель своих поисков.
Путь князя Андрея – это путь воина. Он уходит на фронт, раненый возвращается в свет, пытается начать спокойную жизнь, но снова попадает на поле боя. Пережитая боль учит его прощать, и он принимает истину через страдание. Но, будучи все же слишком гордым, он не может, познав, остаться жить. Толстой сознательно убивает князя Андрея и оставляет жить Пьера, полного смирения и неосознанного духовного поиска.
Достойная жизнь для Толстого состоит в постоянном поиске, в стремлении к истине, к свету, к пониманию. Он не случайно дает своим лучшим героям такие имена – Петр и Андрей. Первые ученики Христа, предназначением которых было следование истине, ибо он был и путь, и истина, и жизнь. Герои Толстого не видят истины, и лишь ее поиск составляет их жизненный путь. Толстой не признает комфорта, и дело не в том, что человек его не достоин, дело в том, что человек духовный всегда будет стремиться к истине, а это состояние не может само по себе быть комфортным, но лишь оно достойно человеческой сути, и лишь так он способен выполнить свое предназначение.

(No Ratings Yet)



  1. Русская литература 2-й половины XIX века “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… а спокойствие – душевная подлость” (Л. Н. Толстой). (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Рассуждая о...
  2. Толстой учит нас наблюдать человека и во внешних проявлениях, выражающих его природу, и в скрытых движениях его души; он учит нас богатством и силой образов, одушевляющих его творчество… Анатоль Франс...
  3. Для Льва Николаевича Толстого понимание сущности человека определялось признанием обязательного выбора между добром и злом. Особенностью творчества Толстого является его стремление изображать внутренний мир человека в его развитии – как...
  4. Один Кутузов мог предложить Бородинское сражение; один Кутузов мог отдать Москву неприятелю, один Кутузов мог оставаться в этом мудром деятельном бездействии, усыпляя Наполеона на пожарище Москвы и выжидая роковой минуты:...
  5. Л. Н. Толстой – писатель огромного, поистине всемирного масштаба, и предметом его исследований всегда являлись человек, человеческая душа. Для Толстого человек – часть вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит...
  6. На свете есть много прекрасных вещей и явлений. Одни ценят грацию и пластику дикого животного, другие восхищаются красотой природы, третьи с упоением слушают музыку. А я считаю, что истинная красота...
  7. “Война и мир” – это роман-эпопея. В произведении показаны исключительные по важности исторические события и роль народа в них. Неправильно было бы попытаться объяснить поражение французов какой-то особой гениальностью русских...
  8. Назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию. Л. Толстой План 1. Андрей Болконский – лучший представитель дворянства. 2. Мечты о славе. 3. Сложность жизненных исканий Андрея. 4. Полезная деятельность Болконского....
  9. Реализм Толстого в изображении войны 1812 года в романе “Война и мир” I. “Героем моей повести была правда”. Толстой о своем взгляде на войну в “Севастопольских рассказах”, ставшем определяющим в...
  10. ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА – НАРОД (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) Л. Н. Толстой указывал, что в создании “Войны и мира” его вдохновляла “мысль народная”, имея в виду...
  11. Лев Николаевич Толстой, гениальный русский писатель практически 7 лет ваял свой бессмертный труд “Война и мир”. О том, как тяжело давался один великих творений автору говорят сохранившиеся и дошедшие, как...
  12. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” несет большой философский смысл, который раскрывается различными способами. Философия произведения “полифонична”. Автор не ограничивается отступлениями. Он вкладывает свои идеи в уста главных героев,...
  13. Роман “Война и мир” в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романа начинается в 1805 году, а заканчивается в...
  14. Роман “Война и мир” можно с полным на то правом назвать историческим романом, В основу его легло великое историческое событие, от исхода которого зависела судьба целого народа. Толстой выступает не...
  15. Это самый смешной и рассеянный человек на свете, но самое золотое сердце. (Князь Андрей о Пьере Безухове) План 1. Динамика души героя, формирование мировоззрения. 2. Сложность жизненных исканий Пьера Безухова....
  16. Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” – грандиозная панорама жизни русского общества в эпоху, предшествовавшую событиям 14 декабря 1825 г. Писатель, исследуя сам процесс зарождения идей декабризма в дворянской...
  17. После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и...
  18. Высшие духовные нравственные ценности, осознание которых ведет героев к гармонии с миром, – вот что утверждает русская классическая литература XIX века. В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой на...
  19. В романе “Война и мир” Лев. Николаевич Толстой говорит о путях развития России, о судьбах народа, его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства, о роли личности в истории....
  20. Внимательно были прочитаны Толстым газеты и журналы эпохи Отечественной войны 1812 года. Много дней провел он в рукописном отделении Румянцевского музея и в архиве дворцового ведомства. Здесь писатель познакомился с...
  21. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” является, по мнению известных писателей и критиков, “величайшим романом в мире”. “Война и мир” – это роман-эпопея, событий из истории страны, а именно...
  22. Над поиском смысла жизни задумывались философы, писатели, рабочие всех веков и народов. Я думаю, что у каждого человека существует свое предназначение. Сравнивать разных личностей – это дело бесполезное, потому что...
  23. “Война и мир” – русская национальная эпопея. “Без ложной скромности, – это как “Илиада””, – говорил Толстой Горькому. С самого начала работы над романом автор интересовался не только частной, личной...
  24. Прекрасным источником для духовного совершенствования человека является русская классика второй половины XIX века, которая представлена писателями той эпохи. Тургенев, Островский, Некрасов, Толстой – это лишь малая часть той выдающейся плеяды... Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” (1863-1869 гг.). Это ответ писателя сторонникам женской эмансипации. На одном из полюсов художественного исследования находятся многочисленные типы...
  25. В романе “Война и мир” Л, Н, Толстой предстает перед читателем не только как гениальный писатель, но и как философ и историк. Писатель создает собственную философию истории. Изложению взглядов писателя...
“Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… а спокойствие – душевная подлость” (Л. Н. Толстой). (По роману Л. Н. Толстого “Война и мир”)

Эти слова принадлежат перу гениального русского писателя, которого снова пытаются травить веруны, которые разжигают ненависть и пропагандируют невежество Для них Толстой страшнее дьявола, потому что дьяволом можно пугать невежественных глупцов, а писатель учил думать и боролся с религиозным мракобесием!

А. И. ДВОРЯНСКОМУ

Александр Иванович,

Получив ваше письмо 1, я тотчас же решил постараться наилучшим образом ответить на вопрос первой, самой первой важности, который вы мне ставите и который, не переставая, занимает меня, но разные причины до сих пор задерживали, и только теперь я могу исполнить ваше и мое желание.

С того самого времени - 20 лет тому назад,- как я ясно увидал, как должно и может счастливо жить человечество и как бессмысленно оно, мучая себя, губит поколения за поколениями, я все дальше и дальше отодвигал коренную причину этого безумия и этой погибели: сначала предоставлялось этой причиной ложное экономическое устройство, потом государственное насилие, поддерживающее это устройство; теперь же я пришел к убеждению, что основная причина всего - это ложное религиозное учение, передаваемое воспитанием.

Мы так привыкли к этой религиозной лжи, которая окружает нас, что не замечаем всего того ужаса, глупости и жестокости, которыми переполнено учение церкви; мы не замечаем, но дети замечают, и души их неисправимо уродуются этим учением .

Ведь стоит только ясно понять то, что мы делаем, обучая детей так называемому закону божию, для того, чтобы ужаснуться на страшное преступление, совершаемое таким обучением. Чистый, невинный, не обманутый еще и еще не обманывающий ребенок приходит к вам, к человеку, пожившему и обладающему или могущему обладать всем знанием, доступным в наше время человечеству, и спрашивает о тех основах, которыми должен человек руководиться в этой жизни. И что же мы отвечаем ему?
Часто даже не отвечаем, а предваряем его вопросы так, чтобы у него уже был готов внушенный ответ, когда возникнет его вопрос. Мы отвечаем ему на эти вопросы грубой, несвязной, часто просто глупой и, главное, жестокой еврейской легендой, которую мы передаем ему или в подлиннике, или, еще хуже, своими словами. Мы рассказываем ему, внушая ему, что это святая истина, то, что, мы знаем, не могло быть и что не имеет для нас никакого смысла, что 6000 лет тому назад какое-то странное, дикое существо, которое мы называем богом, вздумало сотворить мир, сотворило его и человека, и что человек согрешил, злой бог наказал его и всех нас за это, потом выкупил у самого себя смертью своего сына, и что наше главное дело состоит в том, чтобы умилостивить этого бога и избавиться от тех страданий, на которые он обрек нас.
Нам кажется, что это ничего и даже полезно ребенку, и мы с удовольствием слушаем, как он повторяет все эти ужасы, не соображая того страшного переворота, незаметного нам, потому что он духовный, который при этом совершается в душе ребенка. Мы думаем, что душа ребенка - чистая доска, на которой можно написать все, что хочешь. Но это неправда, у ребенка есть смутное представление о том, что есть то начало всего, та причина его существования, та сила, во власти которой он находится, и он имеет то самое высокое, неопределенное и невыразимое словами, но сознаваемое всем существом представление об этом начале, которое свойственно разумным людям. И вдруг вместо этого ему говорят, что начало это есть не что иное, как какое-то личное самодурное и страшно злое существо - еврейский бог. У ребенка есть смутное и верное представление о цели этой жизни, которую он видит в счастии, достигаемом любовным общением людей. Вместо этого ему говорят, что общая цель жизни есть прихоть самодурного бога и что личная цель каждого человека - это избавление себя от заслуженных кем-то вечных наказаний, мучений, которые этот бог наложил на всех людей. У всякого ребенка есть и сознание того, что обязанности человека очень сложны и лежат в области нравственной. Ему говорят вместо этого, что обязанности его лежат преимущественно в слепой вере, в молитвах - произнесении известных слов в известное время, в глотании окрошки из вина и хлеба, которая должна представлять кровь и тело бога. Не говоря уже об иконах, чудесах, безнравственных рассказах Библии, передаваемых как образцы поступков, так же как и об евангельских чудесах и обо всем безнравственном значении, которое придано евангельской истории. Ведь это все равно, как если бы кто-нибудь составил из цикла русских былин с Добрыней, Дюком и др. с прибавлением к ним Еруслана Лазаревича цельное учение и преподавал бы его детям как разумную историю. Нам кажется, что это неважно, а между тем то преподавание так называемого закона божия детям, которое совершается среди нас, есть самое ужасное преступление, которое можно только представить себе. Истязание, убийство, изнасилование детей ничто в сравнении с этим преступлением.

Правительству, правящим, властвующим классам нужен этот обман, с ним неразрывно связана их власть, и потому правящие классы всегда стоят за то, чтобы этот обман производился над детьми и поддерживался бы усиленной гипнотизацией над взрослыми; людям же, желающим не поддержания ложного общественного устройства, а, напротив, изменения его, и, главное, желающим блага тем детям, с которыми они входят в общение, нужно всеми силами стараться избавить детей от этого ужасного обмана. И потому совершенное равнодушие детей к религиозным вопросам и отрицание всяких религиозных форм без всякой замены каким-либо положительным религиозным учением все-таки несравненно лучше еврейско-церковного обучения, хотя бы в самых усовершенствованных формах. Мне кажется, что для всякого человека, понявшего все значение передачи ложного учения за священную истину, не может быть и вопроса о том, что ему делать, хотя бы он и не имел никаких положительных религиозных убеждений, которые он бы мог передать ребенку. Если я знаю, что обман - обман, то, ни при каких условиях, я не могу говорить ребенку, наивно, доверчиво спрашивающему меня, что известный мне обман есть священная истина. Было бы лучше, если бы я мог ответить правдиво на все те вопросы, на которые так лживо отвечает церковь, но если я и не могу этого, я все-таки не должен выдавать заведомую ложь за истину, несомненно зная, что от того, что я буду держаться истины, ничего кроме хорошего произойти не может. Да, кроме того, несправедливо то, чтобы человек не имел бы чего сказать ребенку, как положительную религиозную истину, которую он исповедует. Всякий искренний человек знает то хорошее, во имя чего он живет. Пускай он скажет это ребенку или пусть покажет это ему, и он сделает добро и наверное не повредит ребенку.

Я написал книжку, называемую «Христианское учение»2, в которой я хотел сказать как можно проще и яснее то, во что я верю. Книга эта вышла недоступною для детей, хотя я имел в виду именно детей, когда писал ее.

Если же бы мне нужно было сейчас передать ребенку сущность религиозного учения, которое я считаю истиной, я бы сказал ему, что мы пришли в этот мир и живем в нем не по своей воле, а по воле того, что мы называем богом, и что поэтому нам будет хорошо только тогда, когда мы будем исполнять эту волю. Воля же состоит в том, чтобы мы все были счастливы. Для того же, чтобы мы все были счастливы, есть только одно средство: надо, чтобы каждый поступал с другими так, как он желал бы, чтобы поступали с ним. На вопрос же о том, как произошел мир, что ожидает нас после смерти, я отвечал бы на первый признанием своего неведения и неправильности такого вопроса (во всем буддийском мире не существует этого вопроса); на второй же отвечал бы предположением о том, что воля призвавшего нас в эту жизнь для нашего блага ведет нас куда-то через смерть, вероятно, для той же цели.

Очень рад буду, если выраженные мною мысли пригодятся вам.

Лев Толстой.

А вот, что говорили современники о мракобесе и черносотенце "кронштадтском":

Интересно охарактеризовал его Лейб-хирург Н. А. Вельяминов:

Ливадия дала мне тоже достаточно материала для наблюдений над этим бесспорно недюжинным священником. Думаю, что это был человек по-своему верующий, но прежде всего большой в жизни актёр, удивительно умевший приводить толпу и отдельных более слабых характером лиц в религиозный экстаз и пользоваться для этого обстановкой и сложившимися условиями.
Интересно, что отец Иоанн больше всего влиял на женщин и на малокультурную толпу; через женщин он обычно и действовал; влиять на людей он стремился в первый момент встречи с ними, главным образом, своим пронизывающим всего человека взглядом - кого этот взгляд смущал, тот вполне подпадал под его влияние, тех, кто выдерживал этот взгляд спокойно и сухо, отец Иоанн не любил и ими больше не интересовался. На толпу и на больных он действовал истеричностью тона в своих молитвах.
Я видел отца Иоанна в Ливадии среди придворных и у смертного одра государя - это был человек, не производивший лично на меня почти никакого впечатления, но бесспорно сильно влиявший на слабые натуры и на тяжело больных. Потом, через несколько лет, я видел его на консультации больным в Кронштадте, и это был самый обычный, дряхлый старик, сильно желавший ещё жить, избавиться от своей болезни, и нисколько не стремившийся произвести какое-либо впечатление на окружавших. Вот почему я позволил себе сказать, что он прежде всего был большой актёр… Больше прочесть о псевдосвятом попе вы можете в статье Кронштадтская моська. Ванька-черносотенец, который облаивал Льва Толстого


Свидетелем каких исторических событий был писатель? (А.С. Пушкин, 1837; М.Ю. Лермонтов, 1841; Н.В. Гоголь, 1852; Н.Г. Чернышевский, 1854 сотрудник «Современника»; Крымская война, ; смерть Николая I, 1855; «Крестьянская реформа»,1861; покушение на Александра II; Парижская коммуна; возникновение общества «Земля и воля», 1876; русско- турецкая война, смерть Александра II, 1881; попытка покушения на Александра III, 1887: русско- японская война, ; Кровавое воскресенье, 1905 С кем из выдающихся людей Толстой общался? (Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, А.И. Герцен, А.Н. Островский, А.П. Чехов, Ф.М. Тютчев, Т.Г. Шевченко и другие)


Правила и программа Толстого Что назначено непременно исполнять, то исполняй, несмотря ни на что Что исполняешь, исполняй хорошо Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам вспомнить Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможной силой Читай и думай всегда громко Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают





Нравственно-философское учение по мере его развития было изложено Толстым в работах философского и публицистического характера («Исповедь», «О жизни», «Так что же нам делать?», «Царство Божие внутри вас», «В чем моя вера?», «Что такое религия и в чем сущность ее?», «Религия и нравственность», «Закон насилия и закон любви» и др.), в педагогических сочинениях («О воспитании», «О науке», «Беседы с детьми по нравственным вопросам»), в книгах афоризмов («Круг чтения», «Путь жизни», «Мысли мудрых людей») и др.



Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог… Л.Н.Толстой Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог… Л.Н.Толстой



Ход классного часа

Учитель: Что такое успех?

В Толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова записаны следующие значения слова «успех»:

1) удача в достижении чего-либо;

2) общественное признание;

3) хорошие результаты в работе, учебе.

Ребята, а вам знакомо имя Льюис Кэрролл? Да, конечно, это известный английский писатель, а еще математик, логик, философ и фотограф. И его, пожалуй, самое популярное произведение - это... («Алиса в стране чудес»). Послушайте, какой разговор состоялся однажды между главной героиней и Котом, и ответьте на вопрос: чего не было у Алисы?

«- Не скажете ли мне, по какой дороге мне отсюда идти?

Это сильно зависит от того, куда вы хотите прийти, - сказал Кот.

Мне, в общем-то, все равно... - сказала Алиса.

Тогда не важно, какой дорогой идти, - сказал Кот.

О, туда вы наверняка придете, - сказал Кот,- если только будете идти достаточно долго».

Чего же не было у Алисы?

(Ответы детей.)

Да, вы правы, у Алисы не было цели. Но ведь нам с вами не все равно, куда мы движемся, правда? Очень важно правильно поставить цель. Если перед человеком горит яркий маяк цели, то на карте жизни появляются точные координаты, куда ему следовать. И самое главное - не сбиться с пути.

Представим себя капитаном, который ведет свой корабль через океан жизни, огибает опасные скалы, стойко держит удар ураганных ветров, спокойно переносит штиль.

Если ваш корабль наскочил на подводные скалы и вы получили удар, что должен сделать капитан? Не считать пробоины, не смотреть, что погибло, а спросить себя: «Вижу ли я свой маяк, свою мечту, свою цель? Куда мне плыть?»

Известный философ сказал: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

Нам часто кажется, что на пути к нашему жизненному успеху лежат непреодолимые препятствия, что путь к успеху труден и тернист. Давайте попробуем нарисовать «полосу препятствий» (на доске рисунок: человечек - барьер - успех). Что возникает на пути человека к успеху, мешает ему двигаться легко и свободно, заставляет возвращаться к исходной точке вновь и вновь?

А сейчас хочу рассказать вам легенду.

«Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену - ученика, для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех своих учеников и сказал: «Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть огромную, тяжеленную дверь вон в той стене?» Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики все же решили изучить дверь, они внимательно ее осмотрели, поговорили о том, какие подручные средства здесь можно использовать, и в конце концов пришли к выводу, что эта проблема не решается. И только один-единственный ученик подошел к двери и с особым вниманием ее изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашел своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им...»

Ребята, как вы думаете, что именно сказал мудрец?

(Ответы детей.)

А вот слова старца:

«Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики?

Во-первых, сама жизнь.

Во-вторых, не спешите.

В-третьих, будьте готовы к тому, что придется принимать решения.

В-четвертых, не смейте отступать, коль уж решение принято.

В-пятых, не жалейте сил и энергии.

И просто-напросто не страшитесь ошибиться в этой жизни».

Какой из этих советов вы бы взяли за правило? Почему? Какой совет вам кажется самым трудным? Почему?

(Ответы детей.)

А какие качества, черты характера необходимы успешному человеку?

(Ответы детей.)

И всегда важны уверенность, позитивный настрой и нестандартное мышление.

Однажды я смотрела передачу «Шоу рекордов Гиннесса» и увидела гениального китайца, воплотившего в жизнь совершенно бредовую идею. Он с детства любил выдувать мыльные пузыри. А став взрослым, не бросил это занятие, но довел его до совершенства. Сегодня он выдувает шары просто волшебные - разных цветов и размеров. Он может поместить в свой шар человека. Зрелище невероятное! То есть этот человек вывел свое хобби на профессиональный уровень, стал участвовать в разных шоу, обучать других этому искусству, основал науку о выдувании шаров, а также наладил производство аппаратов для выдувания шаров! Вот так человек стал успешным. Из мыльного шара сделал бизнес! А все потому, что думал нестандартно.

Я думаю, вы тоже можете привести подобные примеры из жизни.

(Дети приводят примеры.)

Кто, с вашей точки зрения, является успешным человеком?

(Ответы детей.)

Согласитесь, у каждого человека должны быть крылья успеха, несущие его по жизни и помогающие преодолевать препятствия. Из чего же должны быть сотканы эти крылья? В моих руках сокровища - россыпи чужих мыслей, раздумий по поводу обретения внутренней силы, способной привести человека к жизненному успеху. Прочитайте высказывания различных людей о счастье, удаче, успехе и выберите из них 2-3 существительных, 2-3 прилагательных, 2-3 глагола - слова, которые вас чем-либо тронули, - и выстройте из этих слов свой афоризм. Запишите его на крыльях бабочки - крыльях успеха. (Учитель раздает бумажных бабочек.)

Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь. (Л.Н.Толстой)

Чаще заглядывай в самого себя. (Цицерон)

Ничто не может заменить настойчивости: ни талант - нет ничего более обычного, чем талантливые неудачники, ни гениальность - гений-неудачник уже вошел в поговорку, ни образование - мир полон образованными изгоями. Всемогущи лишь упорство и настойчивость. Девиз «поднажми/не сдавайся» решал и всегда будет решать проблемы человечества. (Кэлвин Кулидж)

Людям, решившимся действовать, обыкновенно сопутствуют удачи; напротив, они редко бывают у людей, которые только и занимаются тем, что взвешивают и медлят. (Геродот)

Много лет назад я купил прекрасный словарь. Первое, что я сделал, нашел страницу со словом «невозможно» и аккуратно вырезал ее из книги. (Наполеон Хилл, автор бестселлера «Думай и богатей»)

Нет ничего невозможного для людей. (Гораций)

Ставь себе лишь достижимые цели. (Гораций)

Кто многого добивается, тому многого недостает. (Гораций)

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, ибо спокойствие - душевная подлость. (Л.Н.Толстой)

Тот, кто не отдается целиком делу, не будет иметь блестящих успехов. (Сюнь-цзы)

Имей цель всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа и для минуты... (Л.Н.Толстой)

Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом. (Д.Леббок)

Успех - это путь, а не цель. (Бен Свитленд)

В завершение нашего разговора я хочу подарить каждому из вас письмо из прошлого, оно может пригодиться вам и в настоящее время, и в будущем. Это письмо Льва Николаевича Толстого «Верьте себе». (Каждому ученику выдается конверт.) Прочитайте письмо дома и задайте себе еще раз вопрос «Как стать успешным?». (Текст письма в приложении.)

А я верю, что вы умные и счастливые люди, настоящие капитаны своей судьбы! Попутного вам ветра и семь футов под килем!

Вера БУШКОВА, учитель английского языка, участник всероссийского финала конкурса «Учитель года России-2009», Ирина ЧЕРНЫХ, классный воспитатель лицея №9 города Слободского, Кировская область

Приложение

Лев Толстой

Верьте себе

Обращение к юношеству

Верьте себе, выходящие из детства юноши и девушки, когда впервые поднимаются в душе нашей вопросы: кто я такой, зачем живу и зачем живут все окружающие меня люди? И главный, самый волнительный вопрос, так ли живут и все окружающие меня люди? Верьте себе и тогда, когда те ответы, которые представятся вам на эти вопросы, будут не согласны с теми, которые были внушены нам в детстве, будут не согласны и с той жизнью, в которой вы найдете себя живущими вместе со всеми людьми, окружающими вас. Не бойтесь этого разногласия; напротив, знайте, что в этом разногласии вашем со всем окружающим выразилось самое лучшее, что есть в нас, - то божественное начало, проявление которого в жизни составляет не только главный, но единственный смысл нашего существования. Верьте тогда не себе, известной личности, - Ване, Пете, Лизе, Маше, сыну; дочери царя, министра или рабочего, купца или крестьянина, а себе, тому вечному, разумному и благому началу, которое живет в каждом из нас и которое в первый раз пробудилось в вас и задало вам эти важнейшие в мире вопросы и ищет и требует их разрешения. Не верьте тогда людям, которые с снисходительной улыбкой скажут вам, что и они когда-то искали ответов на эти вопросы, но не нашли, потому что нельзя найти иных, кроме тех, которые приняты всеми...

Помню, как я, когда мне было 15 лет, переживал это время, как вдруг я пробудился от детской покорности чужим взглядам, в которой жил до тех пор, и в первый раз понял, что мне надо жить самому, самому избирать путь, самому отвечать за свою жизнь перед тем началом, которое дало мне ее...

Я не поверил себе тогда, и только после многих десятков лет, потраченных на достижение мирских целей, которых я или не достиг или которых достиг и увидел бесполезность, тщету, а часто и вред их, я понял, что то самое, что я знал 60 лет тому назад и чему не поверил тогда, и может и должно быть единственной разумной целью усилий всякого человека.

Да, милые юноши, ... не верьте людям, которые будут говорить вам, что стремления только неисполнимые мечты молодости, что и они так же мечтали и стремились, но что жизнь скоро показала им, что она имеет свои требования и что надо не фантазировать о том, какая бы могла быть наша жизнь, а стараться наилучшим образом согласовать свои поступки с жизнью существующего общества и стараться только о том, чтобы быть полезным членом этого общества.

Не верьте и тому особенно усилившемуся в наше время опасному соблазну, стоящему в том, что высшее назначение человека - это содействие переустройству существующего в известном месте и в известное время общества... Не верьте этому. Не верьте тому, что осуществление добра и истины невозможно в душе вашей...

Да, верьте себе, когда в душе вашей будут говорить не желания превзойти людей, отличиться от других, быть могущественным, знаменитым, прославленным, быть спасителем людей, избавителем их от вредного устройства жизни себе, когда главное желание вашей души будет то, чтобы самому быть лучше...




Top