Джазовая музыка, ее особенности и история развития. История джаза Джаз краткая информация

Джаз прежде всего это импровизация, жизнь, слова, эволюция. Реальный джаз обитает на Миссисипи, исходя от рук пианиста в баре Storyville, или от группы музыкантов, которые играют в тихом местечке,на окраинах Чикаго.

Настоящее место рождения

История джаза, является одной из самых оригинальных историй в музыки. Его персонажи и стили, его сильные индивидуальные черты, являются чрезвычайно привлекательными, хотя некоторые тенденции требуют повышенной готовности со стороны слушателей. Как когда-то заявил руководитель оркестра США Джон Филипп Соуза,джаз надо слушать ногами,а не головой.Но ведь это было в течение 30-х годов, с джаз-бандами из Нью-Орлеана - Бадди Болден - или мужчинами из Austin High в нелегальных барах Чикаго. Они играл музыку для танцев.

Однако начиная с 40-х годов, публика начала слушать джаз головой вместо ног. Появляются новые формы звучания – стараясь привлечь слушателя интеллектом, cool, free – остаются немного в стороне.Несмотря на плохие высказывания и выпады со стороны Соуза,публика воспринимает джаз ещё с большим энтузиазмом. В чем секрет, его большой жизнеспособности?

Если говорить о джазе, как – о афроамериканской музыке – значит многого не сказать.
Это - одна из форм индивидуального спонтанного выражения, который создается в момент.Это импровизация, свобода, песни протеста и маргинализации.Корнями джаза следует считать тёмнокожее рабство в государствах Юга, Северной Америки - при работе на хлопковых плантациях.Именно здесь взошли первые семена и ростки,здесь были заложены первые напевы и мелодии последнего популярного жанра в истории западной музыки. Вид городского выражения, который начал возрождаться в кафе темнокожих в Новом Орлеане в конце девятнадцатого и в начале ХХ веков.

Согласно статистическим данным, рынок африканских рабов был примерно 15млн. мужчин, женщин и детей, продаваемых в разных частях мира. Большая часть этих людей попала в Америку. Хлопковые плантации и табачные поля требовали большого труда. Чернокожий африканец был сильным и работал за небольшую заработную плату, питание и кров. Помимо этого, у них ничего не было, кроме памяти о незабываемых песнях и танцах родной Африки. Таким образом музыка, занимает центральное место в жизни раба,помогая преодолевать все невзгоды и страдания рабства. Это и есть главный багаж раба-ритм и мелодия.

Черные африканцы, обладающие большой религиозностью, христианство принял легко. Но,так как привыкшие начинать свои религиозные обряды с песен и танцев, они вскоре начали внедрять хлопки и ритмичные движения в свои заседания и обряды в лагерях Юга. Голоса темнокожих имели очень своеобразный тембр, пение мелодий действительно заставляло двигаться. Черные протестантские религиозные общины создавали свои гимны,где призывали к неповиновению.

В эти темы, молитвы и мольбы добавились песни о работе. Почему? Да потому что раб понял, что ему гораздо проще работать напевая.
Простота этих фраз, вероятно, объясняется их плохим знанием языка колонистов и была разработана в энергичной поэзии и нежности. Как утверждает Жан Кокто, стихи блюз это - последнее появление автоматически популярной поэзии.А блюз как жанр, как правило, джаз.

Соединенные Штаты,в поисках культуры.

Джаз для США является одной из лучших своих визитных карточек, и все музыкальные историки согласны с их наиболее весомым вкладом в мировую культуру.

Этот процесс культурной самобытности, является относительно коротким. Начался следующий этап: независимость колоний. Но... , что они имели для создания их культурного наследия? С одной стороны, европейское наследие коренных народов: потомки старых поселенцев, недавние иммигранты, с другой стороны, черный американский гражданин, после столь долгого рабства. А где раб,там и музыка.Отсюда и делается вывод что негритянская музыка в некоторой степени была более популярна,во всяком случае на Юге.

Официальная защита и признание.

Правители поняли что это новое музыкальное явление. Тем временем, Государственный департамент взял под свой контроль и даже организовал, международные гастроли "джазменов" американцев. Louis Armstrong, Duke Ellingtong, Dizzy Gillespie, Jack Teagarden, Stanz Getz, Keith Jarrots и др. продемонстрировали стиль во всем мире. Выступали перед королями и королевами, Луи Армстронг был принят Папой Римским в Ватикане, Бенни Гудмен и его оркестр, гастролировали в России в течение лета 1962 года. Овации были оглушительными, даже Никита Хрущёв аплодировал стоя.
Естественно, что блюз развивался,таким образом создавая свой собственный язык: Джаз. Какой такой язык? Использование ритмической настойчивости, необычных инструментальных тембров,сложные соло - импровизации,которые трудно найти в других видах музыки, это и есть язык джаза,его душа. Все пронизано волшебным словом: swing.Как говорил Duke Ellingtong -" Swing Это то, что выходит за рамки своей собственной интерпретации,его не существует в музыкальном тексте, он проявляется только в постоянном исполнение.
На самом деле, джаз был и является одним из самых распространённых способов понимания черной американской музыки. Музыки, которая выражает любовь и печаль, описывает жизнь героев, горечи и разочарования каждого дня. Ранний джаз был некоим эмоциональным клапаном разочарования, черного мужчины в мире белых людей.

Радость жизни Нью-Орлеана

Название - Нью-Орлеан - это магический ключ, который помогает нам находить, узнавать и любить джаз. В этом городе построенном и обжитом главным образом французскими и испанскими иммигрантами, атмосфера отличалась от других государств (штатов). Культурный уровень был выше - многие его жители были аристократы, больше буржуа со старого континента - более высокие заработки и конечно, хорошие рестораны и красивые дома. Всё что привозилось со старой Европы - деликатная мебель, хрусталь, серебро, книги, ноты и различные инструменты для осветления теплых весенних вечеров, клавиши, скрипки, флейты, и т.д. всё это попадало в первую очередь в Нью-Орлеан. Город был окружён высокими стенами для отражения нападения индейцев, защищал город гарнизон французских солдат, которые конечно же имели свой оркестр, для исполнений военных маршей. Благодаря этим стечениям обстоятельств Новый Орлеан стал более веселым и уверенным.
Он считался толерантным городом,во всех аспектах, включая его отношения с чернокожими.
Гражданская война принесла большие изменения в стране. Чернокожим отменили рабство,они стали перебираться в города на работу а вместе с ними и музыка.

В Новом Орлеане, бывшие рабы наконец приобрели возможность купить то, что они видели в музыкальных магазинах. До этого они сами делали собственные инструменты с тыквы, кости, терки, металлических чаш. Теперь, в дополнение к своим банджо и гармошкам, они могли приобрести тромбоны, горны, кларнеты, барабаны. Проблема заключалась в том, что бывшие рабы не имели ни малейшего представления, о партитурах,сольфеджио,нотах, не знали о какой-либо музыкальной техники.Они просто чувствовали музыку и могли импровизировать.

Проблема незнания решалась с трудном. Но они понимали что играть нужно так же как и петь,что музыкальный инструмент должен быть продолжением голоса.И началось обучение.
Если военный оркестр проходил по улицам, негры всегда были в первом ряду и внимательно слушали.В церкви не пропускали ни одну строфу духовной музыки. Постепенно они смешивали некоторые биения в ладоши и добавив несколько тактов clapping (прослушивание ноги),они стали внедрять в блюз своё прошлое (рабство), таким образом стала возрождаться новая музыка,сделанная от души и очень поэтичная.

Применение этой музыки было использовано неграми на похоронах,так как являясь низшим классом общества, благотворительные организации или компании не очень поддерживали экономическое спокойствие бывшим рабам в общественной жизни, но когда речь шла о смерти они давали некоторые суммы денег.Таким образом родственники организовывали пышные похороны,которые сопровождались группой музыкантов и множественной поддержкой со стороны семьи, друзей и соседей.В долгой процессии до кладбища звучала медленная и печальная музыка.По возвращению тема менялась и игралась быстрая музыка, а точнее джаз-импровизации.Потому что общее мнение состояло в том, что умерший был на небе, и они должны радоваться вместе с Ним. Кроме того, из-за отсутствия релаксации после долгих вздохов и эмоций,окружение всегда требовало от музыкантов, чтобы заключительная часть церемоний всегда была весёлой.
Специалисты таким образом считают что на похоронах неграх, впервые начали играть джаз.

«Джаз» сообщение кратко поможет Вам подготовиться к занятиям по музыке и углубить свои познания в этой сфере. Также доклад о джазе расскажет много подробной информации об этой форме музыкального искусства.

Сообщение о джазе

Что такое джаз?

Джаз является формой музыкального искусства. Родина джаза США, где он возник в ХХ веке в процессе синтеза европейской и африканской культур. Потом это искусство распространилось по всей планете.

Джаз – это живая, потрясающая музыка, которая вобрала в себя ритмический африканский гений и сокровища многолетней игры на обрядовых и ритуальных песнопений, барабанах. Его история динамична, необычна и наполнена прекрасными событиями, повлиявшими на музыкальный мировой процесс.

В Новый Свет джаз привезли рабы — народы африканского континента. Они часто принадлежали к разным родам и для лучшего понимания друг друга создали новое музыкальное направление с блюзовыми мотивами. Предполагают, что джаз зародился в Новом Орлеане. Первая грампластинка была записана 26 февраля 1917 года в студии «Victor», Нью-Йорк. С композиции группы «Original Dixieland Jazz Band» началось его шествие по миру.

Особенности джаза

Основными характеристиками этого музыкального направления являются:

  • Бит — регулярная пульсация.
  • Полиритмия, которая основана на синкопированных ритмах.
  • Импровизационность.
  • Тембровый ряд.
  • Красочная гармоничность.
  • Свинг – это комплекс приемов для выполнения ритмической фактуры.

Одновременно могут импровизировать несколько исполнителей. Члены ансамбля взаимодействуют между собой художественным образом и «общением» с публикой.

Стили джаза

Стилевое разнообразие джаза с момента появления поражает воображение. Назовем только самые распространенные виды джаза:

  • Авангард . Возник в 1960 году. Ему присущи гармония, ритм, метр, традиционные структуры, программная музыка. Представители — Sun Ra, Alice Coltrane, Archie Shepp.
  • Acid Jazz . Это фанковый музыкальный стиль. Упор делается не на слова, а на музыку. Представители — James Taylor Quartet, De-Phazz, Jamiroquai, Galliano, Don Cherry.
  • Биг Бенд . Сложился в 1920-тых годах. Состоит из таких оркестровых групп — саксофоны - кларнеты, медные духовые инструменты, ритм-секция. Представители — The Original Dixieland Jazz Band, The Glenn Miller Orchestra, King Oliver’s Creole Jazz Band, Benny Goodman And His Orchestra.
  • Бибоп . Сложился в 1940-вых годах. Характеризуется сложными импровизациями и быстрым темпом, которые основанные не на изменении мелодии, а на изменении гармонии. Джаз исполнители бибопа — барабанщик Макс Роуч, трубач Диззи Гиллеспи, Чарли Паркер, пианисты Телониус Монк и Бад Пауэлл.
  • Буги Вуги . Это инструментальное соло, которое сочетает в себе элементы джаза и блюза. Зародился в 1920 –тых годах. Представители — Алекс Мур, Пиано Ред и Дэвид Александр, Jimmy Yancey, Cripple Clarence Lofton, Pine Top Smith.
  • Босса Нова. Это уникальный синтез ритмов бразильской самбы и джазовой импровизацией в стиле «кул». Представители — Антонио Карлос Жобим, Стэн Гетц и Чарли Берд.
  • Классический джаз . Развился в конце ХІХ века. Представители — Крис Барбер, Акер Билк, Кенни Болл, «Битлз».
  • Свинг . Сложился на рубеже 1920 – 30-тых годов. Характеризуется сочетанием европейских и негритянских форм. Представители — Ike Quebec, Oscar Peterson, Mills Brothers, Paulinho Da Costa, Wynton Marsalis Septet, Stephane Grappelli.
  • Мейнстрим . Это довольной новый вид джаза, который характеризовался определенной интерпретацией музкальных произведений. Представители — к Бэн Уэбстер, Лестер Янг, Рой Элдридж, Коулмен Хоукинс, Джонни Ходжес, Бак Клэйтон.
  • Северо-восточный джаз . Возник в начале ХХ века в Новом Орлеане. Музыка горячая и быстрая. Северо-восточный джаз представители – , Арт Ходес, барабанщик Барретт Димс и кларнетист Бенни Гудмен.
  • Стиль Канзас-сити. Новомодный стиль возник в конце 1920-тых годов в Канзас-Сити. Он характеризуется проникновением пьесы блюзовой окраски в живую джазовую музыку и энергичным соло. Представители – Каунт Бэйси, Бенни Моутен, Чарли Паркер, Джимми Рашинг.
  • Джаз Западного побережья. Возник в 50-тые годы ХХ века в Лос-Анджелесе. Представители — Шорти Роджерс, саксофонисты Бад Шенк и Арт Пеппер, кларнетист Джимми Джюффри и барабанщик Шелли Мэнн.
  • Кул . Начал развиваться в 1940-ых годах. Это менее яростный, гладкий стиль джаза. Характеризуется отрешенным, плоским и однородным звуком. Представители – Чет Бейкер, Джордж Ширинг, Дейв Брубек, Джон Льюис, Лении Тристано, Ли Кониц, Тэд Дамерон, Зут Симс, Джерри Маллигэн.
  • Прогрессив-джаз. Характеризовался смелой гармонией, частыми секундами и блоками, политональностью, ритмической пульсацией, колоритность.

Джаз сегодня

Современный джаз вобрал в себя традиции и звуки всей планеты. Произошло переосмысливание африканской культуры, которая была его источником. Среди представителей современного джаза выделяют: Кена Вандермарка, Мэтса Густафссона, Эвана Паркера и Питера Броцманна, Уинтона Марсалиса, Джошуа Редмана и Дэвида Санчеса, Джеффа Уоттса и Билли Стюарта.

Цель урока: познакомить с особенностями джазовой музыки.

Задачи урока:

образовательные:

  • сформировать представление об этапах становления джазовой музыки;

развивающие:

  • научить следить за развитием музыкальной мысли на основе импровизации;
  • практическое освоение полиритмии, свинга;
  • джазовая терминология

воспитательные:

  • заинтересовать учащихся красотой джазовой музыки, мастерством исполнителей
  • словесный;
  • наглядный;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыкальных произведений;
  • содержательный анализ музыкальных произведений;

Оборудование:

  • музыкальный центр, фортепиано, мультимедиа, звукозаписи, тексты песен

Ход урока

Джаз – это музыка преодоления и победы.
Мартин Лютер Кинг

В основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить.
Л. Коллер

Музыкальный эпиграф: “St. Louis Blues” (W. C. Handy) <Приложение 1 >

Учитель: Знаком ли вам этот музыкальный жанр?

Учащиеся: Это джаз.

Учитель: Попытайтесь определить, что такое джаз? Легкая или серьезная музыка? Современная или старинная? Народная или композиторская?

Ответы учащихся.

Учитель: Американский историк джаза Б.Уланов в 1935 году попытался получить ответ на эти вопросы у признанных музыкантов данного жанра, и никто не смог дать точного определения. Но в результате опроса Б.Уланов определил джаз так: “Это новая музыка, имеющая особый ритмический и мелодический характер и постоянно включающая импровизацию”.

Итак, начинаем наше путешествие в прекрасную, таинственную и неповторимую страну “Джаз”.

Звучит любая музыкальная иллюстрация джазовой музыки

Первые поселения британских колонистов появились в Северной Америке лишь в начале XVII века, но численность населения росла быстрыми темпами. За первой (английской) волной эмиграции последовали другие. В будущие Соединенные Штаты Америки стали приезжать немцы, голландцы, швейцарцы, французские гугеноты, превращая колонии в огромный “этнический котел”.

Когда Америка стала пристанищем гонимых из Старого Света, вместе с ними в Новом Свете оказалась и музыка, звучавшая в Европе: и библейские псалмы, и суровые гимны Англии, и старинные шотландские баллады, и итальянские мадригалы, и испанские романсы. В результате, музыка, переплывшая океан, как бы законсервировалась и стала эхом старой Европы. В ней не было новизны.

Невольничьи корабли, везущие в своих трюмах “живой черный груз”, привезли и врожденный ритмический гений негров, сокровища африканской полиритмии, тысячелетнего искусства игры на барабанах (слушание примеров полиритмии на ударных инструментах).

Давайте попробуем и мы соединить несколько простых ритмических рисунков в единое целое.

Учащиеся: повторяют по группам различные ритмические рисунки, позже объединяя их.

Учитель: Кроме ритма, европейцев завораживала манера пения африканцев - причудливость солирующих голосов, которым вторит хор: зов – ответ. Сольная импровизация сливается с хоровой, пение – с выкриками и вздохами, голоса страстны и пронзительны.

“Пусть воют”,- снисходили к пению чёрных белые надсмотрщики.

“Пусть воют”,- снизошли и рабовладельцы-плантаторы. – Ведь у рабов нет ничего, кроме лачуг, ладоней, пустых ящиков, досок, банок и палок. Пусть поют и стучат, это не опасно”.

Великий американский джазмен Дюк Эллингтон говорил: “Страшась молчания чёрных рабов, рабовладельцы заставляли их петь, желая не дать им возможности разговаривать, а значит, и сговариваться о планах мести и мятежа”.

И поплыли над Южными Штатами необычные песни: пронзительные, больше похожие на команды, которые должны были облегчить непосильный труд. Такие песни позже назовут “холлерс” - “песни-крики”.

<Рисунок 1 >

<Рисунок 2 >

Обращая чернокожих невольников в христианство, американским священникам не стоило большого труда убедить неграмотных людей в том, что все земные муки посланы Богом, и что за эти мучения они получат райское блаженство после смерти. Но распевание религиозных псалмов не смогло превратить новообращенных христиан в смиренных и послушных. Наоборот. Религиозные песнопения как бы взорвались страстным и заразительным ритмом чёрных. В маленьких церквах американского Юга зазвучали иные песни: певец или певица, импровизируя на библейские темы, вопрошал Бога: “Где выход?” Солист дерзко задавал вопросы, хор иногда отвечал за Бога, прихожане оглашали церковь хлопками в ладоши, притоптывали в такт ногами, ударяли в тамбурины. И эта горячая, резкая, ритмичная музыка вызывала чувство единения, подъем сил и духовный экстаз.

Так появились негритянские духовные песни “Спиричуэлсы”, в которых поющий разговаривал с Богом, как с равным, заклиная его сойти на землю и покарать злых и жестоких. Музыка вернула людям чувство собственного достоинства.

Спиричуэлсы вышли за пределы церкви и первый концерт, в котором прозвучала эта музыка, состоялся в 1871 году.

Одной из лучших исполнительниц по праву считается Мэхелия Джексон.

<Рисунок 3 >

Звучит спиричуэлс “The Lord"s Prayer” в исполнении М.Джексон <Приложение 2 >

Учитель: Что вы почувствовали? О чем рассказывает нам певица? Можем ли отнести это произведение к легкой музыке?

Ответы учащихся.

Учитель: А теперь послушаем другое произведение.

Звучитв исполнении Луи Армстронга

< Рисунок 4>

Можно ли отнести это произведение к жанру спиричуэлс?

Звучит “ Sometimes I Feel Like A Motherless Child” в исполнении Немова Е.Н. (гитара)

Что изменилось? Какое исполнение вам больше понравилось и почему?

Учитель: Как вы думаете, спиричуэлсы – это джаз?

Ответы учащихся.

Учитель: Спиричуэлсы были предвестниками новой музыки. Но главным её источником стали блюзы, песни-исповеди, в которых было всё, что составляло жизнь и несчастье их творцов: обманутая любовь и разлука; тоска по дому, которого нет; ненависть к рабской непосильной работе; вечная нищета, безденежье, голод, - всё могло стать блюзом. В 30-е годы “отец блюзов” Вильям Кристофер Хенди говорил: “В блюзах - наша история, ответ, откуда мы вышли и что испытали. Блюзы выросли из нашего унижения и нужды, из наших надежд”.

К началу 20 века сложилась определенная форма блюза:

Поэтический текст – трёхстрочный, в котором повторяется первая строка:

Я бездомным стал – лучше б умереть,
Я бездомным стал – лучше б умереть,
Нету больше места в мире, где мне сердце отогреть.

Каждая фраза (короткое мелодическое предложение) составляет 4 такта. Всего тактов 12, что и составляет классический джазовый “квадрат”.

У Луи Армстронга есть одна старая песня, которая вошла во все лучшие альбомы: “Black and Blue” . <Приложение 3 >

Название можно перевести, как “чёрный и печальный”.

Постарайтесь почувствовать настроение музыки.

Ответы учащихся.

Грех мой один – я чернокожий.
Что буду делать? Кто мне поможет?
Я так унижен,
Я так обижен,
И всё потому, что я чернокожий…

Обратили ли вы внимание на то, какие инструменты звучали?

Как вы думаете, когда же могли появиться чисто европейские инструменты у неграмотных рабов?

Ответы учащихся.

Учитель: когда в 1865 году закончилась гражданская война, музыканты военных оркестров вернулись домой, и в лавках подержанных вещей появилось много дешевых духовых музыкальных инструментов. Они были так дешевы, что их могли купить даже очень небогатые люди. Так появились первые негритянские духовые оркестры, в которых музыканты не знали нот, но играли до такой степени мастерски, что складывалось впечатление, будто инструменты стали продолжением их голоса.

Послушаем еще один блюз: “ Royal Garden Blues” (C.Williams).

Обратите внимание на звучащие инструменты и назовите их.

Учащиеся: звучат труба, кларнет, тромбон и ударная группа: барабаны, контрабас, ритм – гитара, фортепиано.

Учитель: Такой состав оркестра относят к самому раннему стилю джаза, который нравился не только неграм, но и “чистой”, белой публике. В то время по Миссисипи ходили смешные колёсные пароходики, на которых обязательно играли маленькие негритянские оркестры. Всё дальше и дальше распространялась новая музыка, все интересней и разнообразней становился их репертуар. И вот уже “белые” оркестры стали играть музыку чёрных, но очень не хотели, чтобы их путали, и тогда они придумали добавить в название оркестра слово “Диксиленд”, которое должно было обозначать, что в оркестре играют только белые музыканты.

Мы можем послушать, как звучал один из первых таких оркестров: Original Dixieland Jass Band - новоорлеанский джаз бэнд, записавший первую в истории джазовую пластинку в 1917 году.

< Рисунок 5>

“Down in Old New Orleans” (слушание фрагмента)

В состав оркестра входили: барабаны, тромбон, корнет, кларнет, пианино.

Прошло совсем немного времени и оркестры стали объединять музыкантов не по цвету кожи, а по мастерству, умению импровизировать, что является неотъемлемой частью профессионализма джазмена.

И он предсказал, что появятся новые блюзы и придут новые певцы: и черные, и белые. Появится новое течение негритянской музыки – ритм – энд - блюз.

Учитель: Вот и пришло время самим попробовать исполнить песню, очень близкую по стилю к джазовой музыке. Разучим “Старый рояль” (муз. М. Минкова, ст. Д. Иванова) из кинофильма “Мы из джаза”. (Вокально-хоровая работа над песней).

Учитель: Наш разговор о дальнейшем развитии джаза в мире и в нашей стране мы продолжим на следующем уроке. Спасибо вам за работу!

Литература

1.Л.Мархасев. В лёгком жанре.

2.Г.Левашева. Музыка и музыканты.

3. В. Конен. Рождение блюза.

4. Видеофильм “История джаза”

Джаз - музыка души, и до сих пор ведётся нескончаемое количество споров об истории возникновения данного музыкального направления. Многие считают, что джаз возник в Новом Орлеане, кто-то думает, что джаз впервые исполнялся в Африке, аргументируя сложными ритмами и всевозможными танцами, притоптыванием и хлопками. Но я предлагаю вам узнать живой, яркий, постоянно меняющийся джаз немного лучше.


Происхождение джаза обусловлено многочисленными причинами. Его начало было незаурядным, динамичным и этому способствовали в какой-то степени чудесные события. На рубеже 19 и 20 веков происходило становление джазовой музыки, она стала детищем культур Европы и Африки, своеобразным слиянием форм и тенденций двух континентов.


Принято считать, что зарождение джаза так или иначе началось с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Люди, которых свозили в одно место, чаще всего не понимали друг друга и по мере необходимости происходило объединение множества культур, в том числе это обуславливалось слиянием музыкальных культур. Таким образом происходило зарождение джаза.

Эпицентром становления джазовой культуры считают юг Америки, а если быть точнее, то это Новый Орлеан. Впоследствии ритмичные мелодии джаза плавно перетекают в ещё одну столицу музыки, которая располагается на севере - Чикаго. Там особым спросом пользовались ночные выступления, неимоверные аранжировки придавали особой остроты исполнителям, но самым главным правилом джаза всегда являлась импровизация. Выдающимся представителем того времени был неподражаемый Луи Армстронг.


Период 1900-1917 гг. в Новом Орлеане активно развивается джазовое направление, а так же в обиход входит понятие «новоорлеанский» музыкант, так же эпоху 20-х гг. 20 века принято называть «эпоха джаз». Теперь, когда мы выяснили откуда и как появился джаз стоит разобраться в отличительных особенностях данного музыкального направления. В первую очередь джаз основывается на специфической полиритмии, которая опирается на синкопированные ритмы. Синкоп – это смещение акцента с сильной доли на слабую, то есть целенаправленное нарушение ритмического акцента.

Главнейшим отличием джаза от других направлений так же является ритмика, а точнее произвольное её исполнение. Именно эта свобода вызывает у музыкантов ощущение свободного и непринуждённого исполнения. В профессиональных кругах это называется свинг (англ.-качание). Подкрепляется всё ярким и красочным музыкальным рядом и,конечно же, никогда не стоит забывать о главной особенности – импровизации. Всё это в сочетании с талантом и желанием выливается в чувственную и ритмичную композицию под названием джаз.

Дальнейшее развитие джаза не менее интересно, чем его зарождение. Впоследствии появляются новые направления: свинг (1930-е гг.), бибоп (1940-е гг.), кул-джаз, хард-поп, соул-джаз и джаз-фанк (1940-е -1960-е гг.). В эпоху свинга коллективная импровизация ушла на второй план, такую роскошь мог позволить себе только солист, остальные музыканту должны были придерживаться заготовленной музыкальной композиции. В 1930-е гг. происходил бешеный рост таких коллективов, которые впоследствии стали называться биг-бэнды. Самыми яркими представителями этого периода принято считать Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, Глен Миллер.


Спустя 10 лет вновь происходит переворот в истории джаза. В моду возвращаются небольшие группы, преимущественно состоявшие из чернокожих исполнителей, где импровизацию могли позволить себе абсолютно все участники. Звёздами переломного периода стали Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи. Музыканты стремились вернуть джазу бывалую лёгкость и непринуждённость, как можно дальше отойти от коммерциализации. В малые оркестры приходили руководители биг-бэндов, которые попросту устали от громких выступлений и больших залов, которые просто хотели насладиться музыкой.


Музыка 1940-1960-х гг. перетерпела колоссальное изменение. Джаз делился на две группы. Одна примыкала к классическому исполнению, кул-джаз знаменит своей сдержанностью и меланхоличностью. Основными представителями являются Чет Бейкер, Дэйв Брубек, Майлз Дэвис. А вот вторая группа развивала идеи бибопа, где основным являлись яркие и агрессивные ритмы, взрывное солирование и конечно же импровизация. В данном стиле верхушку пьедестала взяли Джон Колтрейн, Сонни Роллинз и Арт Блэйки.


Заключительной точкой развития джаза стал 1950-й год, именно тогда произошло слияние джаза с прочими стилями музыки. Впоследствии появлялись новые формы, происходило развития джаза в СССР и СНГ. Яркими российскими представителями являлись Валентин Парнах, который создал первый оркестр в стране, Олег Лундстрем, Константин Орбелян и Александр Варламов. Сейчас, в современном мире так же происходит интенсивное развитие джаза, музыканты реализуют новые формы, пробуют, сочетают и добиваются успехов.


Теперь вы немного больше знаете о музыке, а конкретно о джазе. Джаз – музыка не для всех, но даже если вы не самый большой фанат этого направления, послушать для того, чтобы окунуться в историю – стоит, однозначно. Приятного прослушивания.

Виктория Лыжова

Джаз

джаз музыкальный стиль искусство

Джаз (англ. Jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX - начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры - свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей. Содержание

История развития джаза. Основные течения

Истоки джаза

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания (чёрнокожие музыканты с легкостью перебирают пальцами по струнам банджо, отбивают чечетку на тамбурине и кастаньетах, и при этом одновременно выделывают невероятные па ногами). На этой основе в конце XIX века сложился еще один музыкальный жанр регтайм. Впоследствии ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению - джазу.

Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие - к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры, и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили начиная с XVIII века и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании.

Колыбелью джаза был американский Юг и прежде всего Новый Орлеан. 26 февраля 1917 года в нью-йоркской студии фирмы «Victor» пятеро белых музыкантов из Нового Орлеана записали первую джазовую грампластинку. Значение этого факта трудно переоценить: до появления в свет этой пластинки джаз оставался маргинальным явлением, музыкальным фольклором, а после - в течение нескольких недель ошеломил всю Америку. Запись принадлежала легендарному «Original Dixieland Jazz Band».

Особенность стиля джаз - неповторимое индивидуальное исполнение виртуоза-джазмена. Залог вечной молодости джаза - это импровизация. После появления гениального исполнителя, который всю свою жизнь прожил в ритме джаза и до сих пор остается легендой - Луи Армстронга, искусство исполнения джаза увидело новые для себя необычные горизонты: вокальное или инструментальное исполнение-соло становится центром всего выступления, меняя полностью представления о джазе.

Джаз - это не только определенный вид музыкального исполнения, но и неповторимая жизнерадостная эпоха.




Top