Джазовые фразы для гитары. Dindi - джазовая импровизация на гитаре Школа импровизации на гитаре

Искусство джаза – в частности джазовая импровизация на гитаре – базируется на основе из нескольких составляющих. Это: гармония и гармонические структуры, мелодика, ритм, и, естественно, рациональная техника исполнения на джазовой или электрогитаре .

Основой в джазовой импровизации применительно к гитаре является, конечно, аккомпанемент . В процессе изучения : аккордов и их последовательностей, правил их сопоставления, а также основных вариантов аккордовых замен – Вы узнаете также о тонкостях гармонического мастерства на гитаре. О многих способах аккордового расширения, о том, как можно наиболее выразительно сыграть басовую линию, о различных способах "удержания" верхних голосов, а также о том, как гармония в сочетании с различными ритмами способна влиять на силу и глубину восприятия.

Работы наших Учеников

1-й и важный шаг для любого практикующего джазового гитариста – это создание определенного набора гармонических оборотов – "шаблонов" (). При составлении подобного набора (у каждого гитариста он, как правило, индивидуален), необходимо разобраться в логике применения данных шаблонов на практике спонтанно , а также в найти способы быстро, в процессе импровизации , эти обороты изменять. Здесь важно, не углубляясь особо в теоретические изыски, увидеть всю гармоническую систему как бы "начерно", целиком.

Ниже приведены варианты гармонических последовательностей с учетом их исполнения в различных вариантах джазовых составов.

Исходный, полнозвучный вариант расположения аккордов. Для составов, где гитара одна создает гармоническую вертикаль.
Самый облегченный вариант (только терция и септима). Используется для в ансамблях с большим составом .
Вариант гитарного джазового аккомпанемента в малых составах . Функциональность хорошо слышна, без перегруженной фактуры.
Вариант с изменением верхнего голоса. Основа аккордов та же. Часто применяется в аккордовых импровизациях либо для создания ярких гармонических "пятен".

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы вновь попытаемся понять, что такое джазовая импровизация на гитаре, приведём парочку фраз к композиции под названием Dindi и не только.

Dindi - красивая тема, относящаяся к джазовым стандартам. В ней есть очень интересный приём, совмещающий в себе целых два понятия: модуляция и секвенция - это . Мы об этом недавно писали.

В этой статье мы будем импровизировать в этой теме. На самом деле это достаточно весело.

Ну и перед прослушиванием самой нашей импровизации давайте приведём некоторые , которые можно сыграть на аккорды темы.

Аккорды Dbmaj7 и Ebmaj7

На эти два аккорда можно сыграть следующую фразу:

рис. 1

Тут используется просто ионийский лад (для Dbmaj). В котором "мелькает" девятая повышенная ступень (у нас она обозначена как фа бемоль).

Заканчиваем же мы фразу на устойчивой ступени (3-ей) аккорда Ebmaj7.

Давайте послушаем как это звучит:

Аккорд Ebmaj7

А вот например что можно сыграть на Ebmaj7:

рис. 2

Тут у нас просто ионийский лад, вообще без дополнительных альтерированных нот. И опять же мы заканчиваем фразу на аккордовом звуке (снова на третьей ступени, но уже аккорда Dbmaj7), а неустойчивые ступени используем как проходящие.

Послушаем как звучит эта фраза:

Аккорды Eb7 и Abmaj7

А на эти аккорды можем сыграть так:

рис. 3

Здесь мы играли миксолидийский лад на аккорд Eb7 и в итоге перешли в ноту ми бемоль, которая уже играется на аккорд Abmaj7. Да, это кстати у нас разрешение доминанты (Eb7) в новую тонику (Abmaj7). То есть ненадолго происходит.

Теперь сыграем третью фразу и послушаем.

Использование упражнений

Вообще можно просто использовать специальные для того чтобы обыграть тот или иной аккорд или целую цепочку аккордов.

Ведь джаз это импровизация и соло на джазовые темы всегда по-хорошему должно звучать всегда по-новому. Это здорово, так как наша музыка, что бы мы ни играли будет звучать каждый раз по-особенному, отражать именно текущий момент нашей жизни и наше текущее состояние.

Использование упражнений помогает не задумываясь особо строить фразы. Мы, кстати, уже это делали .

В нашей теме мы это также можем сделать, например в моменте, когда идут аккорды секвенции (начиная с Gm). Но тут у нас лады будут сменять друг друга и звучание за счёт этого будет уже интереснее.

рис. 4

Тут мы играли просто упражнения в основном, обыгрывали нужный лад терциями, к примеру. На рисунке 4 мы видим, как эолийский лад (для аккорда Gm7) переходит в мелодический минор (для аккорда Ebm6).

Послушаем как это звучит:

Ну и напоследок послушаем какая импровизация у нас может получится из всего того, что мы выше написали.

С объективной точки зрения, искусство импровизций на любом музыкальном инструменте, можно разделить на три составляющие: 1.Чувство ритма. 2.Чувство ладо-тональности. 3.Чувство формы.

Чувство ритма вырабатывается осознанием "ритмической темперации". Тоесть выработкой чёткого ощущения многоуровневого, так сказать, дуольно-триольного деления темпо-ритма, что даёт возможность в одном и том же темпе играть быстрые или медленные "фразы".

Чувство ладо-тональности вырабатывается разучиванием музыкальных фигур (гаммы, трезвучия, септаккорды, пентатоника), рассматриваемых в данном пособии. Именно разучивание и исполнение предложенных гамм, арпеджио и т.д., даст возможность услышать как они "звучат", в смысле какая мелодия является итогом их исполнения. Важность подобных упражнений не возможно переоценить. Можно сказать сольфеджио на гитаре. Хотя по началу, связь этих упражнений с реальной музыкой не очевидна, но в итоге нельзя не согласится с тем, что такой подход является "самой короткой дорожкой" к постижению "глубин" или "высот" музыкального искусства. Так как импровизация в конце концов "дело слуха", следовательно его - "слух", в первую очередь и нужно развивать.

Чувство формы вырабатывается при осознании элементарной логической музыкальной структуры называемой "квадрат". Минимальным квадратом является один такт. В общем длина квадрата может быть любой, так как зависит от характера исполняемой музыки, но стандартно различают: однотактовый квадрат, двухтактовый квадрат, четырёхтактовый квадрат, восьми-, шестнадцати- и т.д.тактовые квадраты

Предлагаемая методика как раз и направленна на формирование и развитие у учащегося выше перечисленных качеств.

Сначала внимательно разучиваем аппликатуру, к примеру гаммы, затем пытаемся сыграть так как написано в нотах под таббулатурой. Особое значение в процессе исполнения упражнений занимает "отстукивание" ногой сильных долей такта. Во-первых, это позволяет "правильно" слышать и передавать мелодию, а во-вторых, позволяет лучше и быстрее прочувствовать ритмическую темперацию. Собственно исполнение предложенных упражнений в "ритме" является "краеугольным камнем" методики данного пособия.

Проще говоря, если вы действительно хотите научится импровизировать, вам нужно изучить предложенные музыкальные структуры и упражнения и практиковать их ежедневно, хотя бы по одному часу в день, в течении трёх - пяти лет. Чем добросовестнее вы будете заниматся и чем больше времени посвещать этим занятиям, тем быстрее добъётесь желаемых результатов. По сути, речь идёт о выработке автоматических, точнее "слуховых" навыков исполнения.

Ещё одним "краеугольным камнем" предлагаемой методики является идетичность устройства всех тональностей. В этом пособии, для рассмотрения устройства музыкальных фигур выбраны в основном тональности G (соль мажор) и Gm (соль минор), только из соображений удобства расположения на грифе гитары.

Ещё раз хочется подчеркнуть, что аппликатуры всех музыкальных фигур, приведенных в этом пособии, идентичны аппликатурам музыкальных фигур в любых тональностях. Тоесть, разучив и освоив данную апликатуру, мы можем применять её от любой ноты, расположенной на струне (ми). При этом нота, от которой мы будем начинать исполнение аппликатуры, будет давать название исполняемой гамме или арпеджио.




Top