Джазовый стандарт - что это? Полулорд-полупират блюзовой мистики.

20 легендарных блюзовых композиций
01.Canned Heat - On The Road Again
Энтузиасты и коллекционеры блюза Canned Heat возродили в своем творчестве огромное количество забытой блюзовой классики 1920-30-х годов. Свою большую известность группа имела в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Ну а самой знаменитой их песней была On The Road Again.
02.Muddy Waters - Hoochie Coochie Man
Загадочное выражение "hoochie coochie man" известно каждому, кто хоть немного любит блюз, ведь так называется песня, считающаяся классикой жанра. “Hoochie coochie” назывался сексуальный женский танец, покоривший публику во время Всемирной чикагской выставки 1893 года. Но выражение “hoochie coochie man” вошло в обиход лишь после 1954 года, когда Мадди Уотерс записал песню Вилли Диксона, которая мгновенно стала популярной.
03.John Lee Hooker - Boom Boom
Boom Boom была издана синглом в 1961 году. К тому времени Ли Хукер уже довольно давно играл в Apex Bar в Детройте и постоянно опаздывал на работу. Когда он появлялся, барменша Вилла говорила: «Бум-бум, ты снова опоздал». И так каждый вечер. Однажды Ли Хукер подумал, что из этого «бум-бум» может получиться неплохая песня. Так оно и вышло.
04.Nina Simone - I Put A Spell On You
Автор песни Скримин Джей Хокинс изначально собирался сделать запись I Put A Spell On You в стиле любовной блюзовой баллады. Однако, по словам Хокинса, «продюсер напоил весь коллектив, и мы записали эту фантастическую версию. Я даже не помню процесс записи. До этого я был обычным блюзовым певцом, Джеем Хокинсом. Потом я понял, что могу делать более разрушительные песни и кричать до смерти».
В эту подборку мы включили наиболее чувственную версию этой песни в исполнении великолепной Нины Симон.
05.Elmore James - Dust My Broom
Написанная Робертом Джонсоном Dust My Broom стала блюзовым стандартом, после того как ее исполнил Элмор Джеймс. Впоследствии она не раз перепевалась другими исполнителями, но, на наш взгляд, лучшей версией можно назвать именно версию Элмора Джеймса.
06.Howlin Wolf - Smokestack Lightnin"
Еще один блюзовый стандарт. Вой Вульфа способен заставить сопереживать автору, даже если не понимаешь языка, на котором он поет. Бесподобно.
07.Eric Clapton - Layla
Эрик Клэптон посвятил эту песню Патти Бойд - супруге Джорджа Харрисона (The Beatles), с которой они тайно встречались. Layla – невероятно романтичная и трогательная песня о человеке, безнадежно влюбленном в женщину, которая тоже его любит, но остается недоступной.
08.B. B. King - Three O"Clock Blues
Именно эта песня и сделала знаменитым выходца с хлопковых плантаций Райли Би Кинга. Это обычная история в духе: «Я проснулся рано. Куда делась моя женщина?» Настоящая классика в исполнении короля блюза.
09.Oscar Benton-Bensonhurst Blues
А здесь и говорить нечего прекрасная композия в исполнении не мнее прекрасного музыканта, нельзя пройти мимо!
10.Buddy Guy & Junior Wells - Messin" With The Kid
Блюзовый стандарт в исполнении Джуниора Уэлса и виртуозного гитариста Бадди Гая. Под этот 12-тактовый блюз просто невозможно усидеть на месте.
11. Janis Joplin - Kozmic Blues
Как говорил Эрик Клэптон, "блюз - это песня мужчины, у которого нет женщины или от которого ушла женщина". В случае с Дженис Джоплин блюз превращался в настоящий неистовый душевный стриптиз безнадежно влюбленной женщины. Блюз в ее исполнении - это не просто песня с повторяющимися вокальными партиями. Это постоянно меняющиеся душевные переживания, когда жалобные мольбы переходят от тихих всхлипываний до хриплого отчаянного крика.
12.Big Mama Thornton - Hound Dog
Торнтон считалась одной из самых крутых исполнительниц своего времени. Хотя Большая Мама прославилась лишь одним хитом, Hound Dog, но при этом он в 1953 году 7 недель оставался на вершине ритм-энд-блюзовых списков журнала Billboard и разошелся в общей сложности почти двухмиллионным тиражом.
13.Robert Johnson - Crossroad Blues
Долгое время Джонсон пытался овладеть игрой на гитаре в стиле блюз, чтобы выступать вместе с товарищами. Однако искусство это давалось ему крайне тяжело. На какое-то время он расстался с друзьями и исчез, а когда появился в 1931 году, уровень его мастерства возрос многократно. По этому поводу Джонсон рассказывал байку о том, что есть некий магический перекресток, на котором он заключил сделку с дьяволом в обмен на умение играть блюз. Может быть, чертовски крутая песня Crossroad Blues именно об этом перекрестке?
14. Gary Moore - Still Got The Blues
Самая известная в России песня Гэри Мура. Как утверждает сам музыкант, на студии она была записана с первого раза от начала и до конца. И можно смело утверждать, что ее знают даже те, кто совершенно не разбирается в блюзе.
15. Tom Waits - Blue Valentine
Уэйтс обладает своеобразным хрипловатым голосом, описанным критиком Дэниэлом Дачхолзом так: «Он словно вымочен в бочке с бурбоном, его будто оставили в коптильне на несколько месяцев, а затем, когда достали, проехались по нему». Его лирические песни представляют собой истории, рассказанные чаще всего от первого лица, с гротескными образами захудалых мест и потрепанных жизнью персонажей. Примером такой песни и является Blue Valentine.
16. Steve Ray Vaughan - Texas Flood
Очередной блюзовый стандарт. 12-тактовый блюз в исполнении виртуозного гитариста трогает до глубины души и заставляет покрываться мурашками.
17. Ruth Brown - I Don"t Know
Песня из замечательного фильма «Тариф на лунный свет». Она играет в тот самый момент, когда главный герой, нервничая перед встречей, зажигает свечи и разливает по бокалам вино. Проникновенный голос Рут Браун просто завораживает.
18. Harpo Slim - I’m A King Bee
Песня с незамысловатым текстом, написанная в лучших традициях блюза, помогла Слиму в одно мгновение стать известным. Песню много раз перепевали разные музыканты, но лучше Слима этого не сделал никто. После того как Rolling Stones перепели эту песню, сам Мик Джаггер сказал: "Какой толк слушать I’m A King Bee в нашем исполнении, когда лучше всего ее исполняет Харпо Слим?"
19. Willie Dixon - Back Door Man
На юге Америки обращение "back door man" относилось к человеку, который встречается с замужней женщиной и уходит через заднюю дверь, прежде чем муж возвратится домой. Именно о таком парне песня великолепного Вилли Диксона Back Door Man, ставшая классикой чикагского блюза.
20. Little Walter - My Baby
Благодаря своей революционной технике игры на губной гармонике Литтл Уолтер стоит в одном ряду с такими мастерами блюза, как Чарли Паркер и Джими Хендрикс. Он считается исполнителем, установившим стандарты игры на губной гармонике для блюза. Написанная для Уолтера Вилли Диксоном My Baby как нельзя лучше демонстрирует его великолепную игру и стиль.

10 - ка блюзов (1920 - 1960) от сайт

*** 1920-1940 ********************************************************

1. Dark Was the Night, and Cold Was the Ground (Blind Willie Johnson)



Hamen Eggs (Яичница с ветчиной) - Песня про кувалду, под которую в штате Тенесси заключённые крошат камень.

Биография:

3. Devil Got My Woman (Skip James)

- 1930-1931



Devil Got My Woman (Дьявол забрал мою женщину) - Песня написанная кантри блюзменом Скипом Джеймсом, есть произведение о некой романтической запутанности. Джеймс открывает песню словами: "Лучше б я был дьяволом, только чтобы быть мужчиной этой женщины”, и закрывает перую строфу: "никто иной как сам дьявол изменил мысли моей любимой”, перед тем как обвинять темные силы в неверности возлюбленной. Становится так, что герой песни не является невиновным, потому что: "увел у лучшего друга женщину, которую любил”, прибавляя в конце, "но счастливчику вновь удалось украсть ее обратно”. Несмотря на то, что песня преподносится в типичном для Джеймса стиле некоего оплакивания на высоких тонах под аккомпанимент гитары, тем не менее в произведении чувствуется, необычная для репертуара блюзменов, ирония.

Биография: Skip James

4. Cross Road Blues (Robert Johnson)

Cross Road Blues


«Cross Road Blues» («Блюз Перекрёстка») - Миф, который закрепился за невероятным талантом Роберта Джонсона конечно же тот, что гласит как он продал свою душу дьяволу на перекрестке дорог #61 и #49 в Кларксдейле штат Миссиссиппи, в обмен на мощь техники игры на гитаре. Довольно странное произведение Джонсона "Блюз Перекрестка” тем не менее не имеет никакого отношения к сделке с дьяволом, поскольку слова этой песни наглядно показывают одержимость автора добраться домой с наступлением темноты. Страхи Джонсона были отнюдь не необоснованными, имея ввиду жестоую реальность жизни Африканских Американцев периода 1920-х 30-х годов. Не взирая на это, за ним сохранился миф о полуночной темной встрече на перекрестке дорог.

Биография:

5. Shake Em On Down (Bukka White)

Shake Em On Down





«Smokestack Lightning» - Классика мирового блюза, записанная впервые еще в 1956 году Хаулин Вулфом (Howlin" Wolf), одного из основоположников чикагской школы блюза. Блюз «Smokestack Lightning» был не раз перепет другими многочисленными исполнителями. В свое время кавер на эту песню исполняли Grateful Dead, The Who, Manfred Mann, Aerosmith и многие другие коллективы и музыканты.

Биография:

8. All Your Love (I Miss Loving) - (Otis Rush)

All Your Love (I Miss Loving)



All Your Love (I Miss Loving) - Классика мирового блюза, записанная в 1958 г. Чикагским блюзменом Отисом Рашем (Otis Rush). Огромное количество музыкантов включили All Your Love в свой репертуар, среди которых: Stephen Ray Vaughan , и др. Отис Раш был одним из основателей Чикагской блюзовой сцены Вест Сайда.

Биография:

9. You Got To Move (Mississippi Fred McDowell)


«You Got To Move» - песня Фреда МакДауэлла (Fred McDowell). Он сотрудничал с большим количеством молодых рок-музыкантов: давал частные уроки слайд гитары Бонни Райту, и, как сообщается, был польщен, услышав довольно схожую с оригиналом версию его «You Gotta Move» с альбома Sticky Fingers The Rolling Stones в 1971.


      Дата публикации: 05 октября 2004 г.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. К АНЕКДОТУ ПРО ДВУХ ГИТАРИСТОВ.

Наверное, нет ни одного молодого музыканта, который не слышал этот, ставший уже хрестоматийным, анекдот. Про юношу, терзающего гитару яростно и скорострельно, выдавая десять тысяч нот в минуту, и старика, играющего свои четыре ноты, которые он НАШЁЛ. Сегодня наш рассказ - скорее о втором персонаже, хотя дожить до старости ему и не довелось. Джона Кемпбэлла (John Campbell), луизианского белого блюзмена, нашедшего свой уникальный, «кемпбэлловский» блюз, нынешние почитатели Стива Вая, Джо Сатриани и Ингви Мальмстина скорее всего не знают. А жаль. Ибо гитарный мир – как алмаз со множеством граней. Где и фьюжн, и джаз, и нео-фолк, и классика сплетаются в один разноцветный узор. И звёздная нить блюза в этом мерцании всё так же ясно горит до сих пор. И светит тем, кто этот свет ловит.

«Блюз – это путь. Это такая тропинка. Через тьму, через страх, через твои собственные ночные кошмары. Если у тебя в груди живёт боль, и ты поёшь, ты играешь её – ты выводишь её в мир. Выводишь себя к свету. Поэтому музыка – это реальное волшебство. Блюз – это настоящая, истинная магия. Да, когда я пою и играю – я настоящий. Я верю в это». Джону Кемпбэллу, блюзмену, ушедшему из жизни 11 лет назад, мы и посвящаем это свободное эссе.

ПОЛУЛОРД-ПОЛУПИРАТ БЛЮЗОВОЙ МИСТИКИ

Джон Кемпбэлл… Этот странный гость на блюзовой сцене уже там, куда в конце концов уходят все. Полулорд, полупират. Полубродяга, полумонах. Полусредневековый классический портрет, полуурод из лепрозория времени. Когда он был ещё молод, он попал в автокатастрофу; у него вытек один глаз и навек обезображенной осталась правая сторона лица. Поэтому люди редко подходили к нему справа. А он продолжал жить, будто ничего не случилось. Что за горе? В мире происходят и гораздо более нечеловеческие по жестокости вещи, чем этот сущий пустяк - вечное увечье. И Джон Кемпбэлл стал жить дальше. И как вы думаете, по какому пути было пойти молодому музыканту, с детства на своей шкуре познавшего, что такое боль, отчаянье и несправедливость? В блюз. Естественно, в блюз. Причём в самое пронзительное, искреннее и чистое блюзовое сердце – блюз акустический. Хотя каждый истинный блюзмен в конце пути находит СВОЙ блюз. Кемпбэлл был истинным.

ЛУИЗИАНА - СТРАНА БЛЮЗМЕНОВ И КОЛДУНОВ

Джон Кемпбэлл родился в 1952 году в Шреверпорте, Луизиана – городе, считавшемся центром кантри-музыки. В Шреверпорте тогда гремело знаменитое радиошоу Loisiana High Ride, выдававшее в эфир блюз, кантри и другую разумную музыку, и звездой не только местного масштаба был подзабытый ныне Дэйл Хоукинс, автор бессмертного хита Creedence про Сюзи Кью. Однако у юного Кемпбэлла любимыми музыкантами, учителями и незримыми наставниками были отнюдь не кантри-персонажи, а легендарный блюзовый проповедник Миссиссипи Сон Хаус и техасский акустик-волшебник Лайтнин Хопкинс. Это парадоксальное смешение впоследствии и определило манеру его игры – мягкой, типично техасской гитары, изредка вскрикивающей, будто от прорвавшейся боли яростными миссисипскими слайд-фразами, и голоса – от спокойного, полугипнотического вокала до нечеловечьего хрипа, почти рыка. И когда Кемпбэлла называют наследником не только музыкальной, но и мистической традиции, это недалеко от истины.

Вообще, Луизиана странное место. Новый Орлеан, рождение джаза, оркестры, играющие на похоронах, параллельная обычной ночная жизнь, сплетающая сны с реальностью в один мерцающий узел, лавчонки, где продаются зловещие и тревожные амулеты, легенды о ритуалах вуду, рассказы о странных судьбах великих музыкантов. Именно сюда, в Луизиану и в Новый Орлеан, едут герои блюзов Мадди Уотэрса и Лайтнин Хопкинса для того, чтобы взять у местных hoodoo mans «сильный» волшебный талисман, именуемый «mojo». И у блюзов Кемпбэлла эта тайная, мистическая составляющая, безусловно, присутствовала.

ЧЕРНОКОЖИЕ ЧЕРНОКНИЖНИКИ И ИХ БЛЮЗОВЫЕ МИФЫ

Однако сделаем несколько существенных, на наш взгляд, пояснений. На самом деле, в афроамериканской блюзовой традиции нет никакого культа вуду и прочей "чернушной" тематики в духе мистических триллеров. Существовала нормальная, обычная для любого традиционного общества ритуально-магическая практика. На юге Соединённых Штатов она называлась hoodoo - "худу". Это было смешение традиционных верований африканцев, индейских поверий и отчасти европейского фольклора (с основой, безусловно, на Африку). Традиция - бытовая, то есть религией её называть было бы неверно. Все упоминаемые в текстах блюзов волшебные предметы служили вполне конкретным целям: hot foot powder - для любовной магии (приворота), mojo hand или mojo bag (кожаный мешочек с корнями и травами; очевидное заимствование у знахарей индейцев чокто и чероки) - тоже для приворота, но, кроме этого, и для обережных целей. Магические свойства кости чёрного кота - универсальный мотив многих мифологий.

Символизм перекрёстка (легенды о продаже души дьяволу Робертом Джонсоном, известная по одноимённому фильму Уолтера Хилла) также прослеживается в самых разных традициях - от самого символа креста в христианстве и образа Мирового Древа, проходящего сквозь Верхний, Средний и Нижний миры до поверий о гаданьях ночью на перекрёстке, ибо там должна появиться неведомая сила. Перёкрёсток же и его связь с научением игры на музыкальном инструменте, - вообще мотив, восходящий к первобытности, и сюжет этот встречается ещё в русских волшебных сказках, когда Лесной Дед забирает сына в ученики волшебника. Так что хорошая эта тема, серьёзная и интересная, но не стоит романтизировать и демонизировать реальность. Жизнь не мистический фильм. Магия Джона Кемпбэлла и других блюзменов была прежде всего в их музыке. В их сердце. В их блюзе.

ЖИЗНЬ ДЛИНОЮ В ТРИ АЛЬБОМА

Часть первая. “A MAN AND HIS BLUES” (“Человек и его блюз”).

Кемпбэлл очень долго не играл зальных концертов. Его сценическими площадками были обочины дорог и маленькие клубы. И играл он каждую ночь. В 1985 году приехал в Нью-Йорк - в те же маленькие клубы и на обочины хайвэев... Вскоре о нём заговорили, и виртуозный блюз-гитарист Ронни Ирл специально приехал к уличному белому блюзмену. Результатом этой встречи в конечном итоге стал великолепный альбом “A MAN AND HIS BLUES”. Удивительно светлый, грустный и очень-очень техасский. Я бы назвал этот блюзовейший из альбомов странным, но справедливым термином «тяжёлая акустика».

Более половины песен сделаны в камерно-кухонном саунде – в одну-две гитары… и всё (помните Роберта Джонсона: “Ты приходи ко мне на кухню, когда на улице дождь”? Вот и Кемпбэлл помнил). В основе альбома лежит классика техасского кантри-блюза, в том числе и песни старого Хопкинса:

Я еду в Даллас,
смотри, как моя маленькая лошадка бежит…

Действительно, пони Кемпбэлла бежала, как в удивительном советском мультфильме – по кругу. Заколдованному. Как и всё в блюзовом мире. Где и свет, и сумрак, и надежда и порою - подступающее к горлу отчаянье. Несколько особняком на альбоме стоит великолепная инструментальная пьеса Deep River Rag, удивительно чисто и энергично сыгранный рэгтайм. Вы слышали, как гитарист играет и ритм и соло и бас одновременно? Это – как раз тот случай. И, конечно же, песни:

Я – техасский сельский парень,
Большой город давит и топчет меня…

Традиционные песни. Шукшиниана блюзового шёпота и крика. Джон несколькими аккордами снимает вот уже полувековое противоренчие между негритянским (чёрным) и европейским (белым) блюзом. И если Эрик Клэптон и Питер Грин, нордические блюзовые британцы, всё же остаются на белых клетках блюзовых шахмат, то блюзовый Дом Джона Кемпбэлла – вся доска. Он играет чёрно-белый блюз.

Часть вторая. “ONE BELIEVER” (“Единственный, кто верит”).

Альбом, принесший Кемпбэллу заслуженную славу. Первая блюз-роковая работа мастера. И во многом характерный, узнаваемый и вместе с тем очень умный саунд появляется благодаря Деннису Уокеру, человеку, который ранее вывел на орбиту музыкальной индустрии черную звезду соул-блюзовой гитары Роберта Крэя. Но с кемпбэлловским саундом Уокер отработал совсем по-другому. Ведь, как известно, хороший продюсер не тот, кто навязывает свою «фишку», а тот, кто дает художнику раскрыться полностью посредством СВОЕГО звука. “ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЕРУЮЩИЙ” – таков. Здесь много грустных, щемящих баллад, спетых и сыгранных человеком печальным, усталым, но непобежденным. И фоновые клавиши, и редкие духовые нисколько не мешают гитаре и голосу рассказывать свои не слишком веселые истории.

На этом альбоме, кроме забойнейшего шаффла Person To Person авторства хэндриксовского кумира Элмора Джемса, все остальные вещи свои. Прошла пора чужих блюзов; они воспитали музыканта, но он из них уже вырос. Есть два пути – играть стандарты, великие пьесы в своем жанре, либо делать стандартами свои собственные вещи. Вторым путем идут немногие. С 80-х по настоящее время я, пожалуй, назову лишь два имени: SRV и Крис Дуартэ. В самом деле, Pride And Joy и All Night переиграли почти все нынешние блюзбэнды в доброй половине стран мира. Больше таких песен сочинить почти ни у кого не получилось. Кроме Джона Кемпбэлла. С его Angel Of Sorrow, World Of Trouble и, конечно, Devil in My Closet, открывающей альбом. Традиции дельта–блюза здесь сплелись воедино с современным Нью-Йорком и его змеиным мерцанием. Но в основе лежит вечная тема:

У меня есть дьявол
В моём чулане
И волк у моей двери…

Как говорил один из средневековых теологов, каждый епископ носит дьявола с собой. Зло вокруг, оно рядом, оно в нас. И блюзмен Джон Кемпбэлл видит это. И поёт об этом. В этом, одном из самых известных номеров, на фоне жесткого, шаманского гитарного риффа слышен знаменитый кемпбэлловский рык, его запредельно хриплый и мощный, до звериного, голос. Голос, заставляющий вспомнить Воющего Волка Чикаго Хаулин Вулфа и хрипатого клоуна Дельты Чарли Паттона. Кемпбэлл – их наследник. И наследник достойный.

Часть третья. “HOWLIN’ MERCY” (“Вой о пощаде”).

Кульминация поисков нашего блюзового мистика. Альбом, примиряющий блюз-рокеров, ищущих мощного гитарного звука и ценителей старого блюза, тоскующих по неистовому слайду Миссисипи. Здесь есть и то, и другое. И третье, и тринадцатое. Здесь песни уже с драматургией, со своим дыханием, со своей «шершавостью» и подлинностью, соединяющие два звуковых пространства. Птичьи вскрики слайда, в который надо вслушиваться заворожено и внимательно, и огненный гитарный поток, выносящий слушателя к кульминации. Прожить песню, как день из жизни. И, может быть, день последний.

На альбоме есть две кавер-версии. Но какие! Когда-то, в довоенной ещё Америке, блюзовая звезда по имени Мемфис Минни и её муж Канзас Джо сочинили песню, простую, честную и горькую, как и все блюзы. О наводнении. О том, что бывает, когда обрушится дамба. И рушится человеческая жизнь. Много позже британские парни из группы «Свинцовый дирижабль» сделали эту песню блюз-роковой классикой, правда, позабыв указать соавторство Мемфис Минни. Однако ни Пэйдж, ни Плант, выросшие во вполне приличных европейских семьях, и знать не знали, что бывает, когда плотина рушится. Кемпбэлл знал. Он говорил: «У нас в Луизиане были такие дамбы. Я с детства видел их, и они приносили людям много горя. Но самое страшное – это когда плотина навернётся внутри тебя. И вот эти вот rainy days, эта глухая, нескончаемая тоска – это и бывает, когда плотина рухнет».

Кемпбэлл делает When the Levee Breaks непохоже ни на кого. Он возвращает старый блюз, успевший погулять по миру, на его собственную Родину. И кемпбэлловский слайд буквально вызывает из небытия запах луизианских болот. И грохот падающей воды. Вторая кавер-версия также неожиданна. Это Down To The Hole Тома Уэйтса. Изначально написанная как спиричуэл, у Кемпбэлла она обрастает блюзовым «мясом». И это не елейный голос проповедника, который сам едва верит в то, о чём говорит. Это суровый, как ветхозаветный пророк, глас человека, стоящего на распутье.

«Вой о пощаде» (так уж распорядилась жестокая судьба) - это последний, предсмертный альбом Кемпбэлла. Его завещание. Его не слишком длинная жизнь, запечатленная в звуке. Маленький квадратик компакт-диска, заставляющий нас, живущих на другой половине земного шара, снова и снова удивленно и радостно вслушиваться в вечный, яростный и парадоксальный кемпбэлловский блюз. И быть благодарным ушедшему гитаристу за его музыку.

Если ты идёшь с Иисусом,
Ты идёшь к Небу.
Но если ты держишься Дьявола, -
Ты летишь в глубокую пропасть…

TYLER. TEXAS SESSION. ПЛАСТИНКА, КОТОРОЙ НЕТ

Счастливые обладатели этой коллекционной пластинки (на моем диске шариковой ручкой написан номер 341; вот он, истинный limited edition) могут с уверенностью сказать, что они слышали раннего Кэмбелла. И из всей истории белого акустического блюза это, пожалуй, одна из наиболее впечатляющих записей. Это Кемпбэлл некоммерческий, но аутентичный. Сделанная в качестве демонстрационного материала для одной из звукозаписывающих фирм, и опубликованная уже после смерти нашего героя, пластинка «Тайлер. Тэксас сейшн» дает нам целостное представление о том, из каких блюзовых миров и пространств Кемпбелл черпал свою музыку. На первый взгляд абсолютно ничего необычного. Всего лишь сборник кавер-версий классики блюза – Роберта Джонсона, Мадди Уотэрса, Джона Ли Хукера и иных блюз-героев. Блюзовые стандарты? Не тут–то было! На пластинке нет ни одной вещи, которую музыкант не превратил бы в фирменный «кемпбэлловский блюз». Слушая эту акустику, ясно понимаешь откуда «растут уши» последующих альбомов Кемпбэлла, лишь ранняя смерть которого помешала, как писали критики, «стать второй блюзовой звездой после Стиви Рэя Воэна на опустевшем небосклоне современного блюза».

Несколько нюансов. Народную миссисипскую песню Catfish blues, чуть переделанную Мадди Уотэрсом в Rolling stone, прослушивание которой во время оно вдохновило британских парней Джаггера и Ричардса создать свой небезызвестный одноименный коллектив, Кемпбэлл на пластинке играет удивительно. Но абсолютно не используя знаменитый гипнотический рифф, на котором Мадди выстроил свою версию. Все последующие музыканты, игравшие этот стандарт (вспомните концерт Джими Хэндрикса в Париже 1968-го года или его сборник Blues) так и не смогли выйти из-под власти тех, уотэрсовских четырех-пяти нот, аукнувшихся через «роллингов» переворотом в истории музыки середины 20-го века. Кемпбэлл смог. Мало того, играя Rolling stone в своей индивидуальной манере, он нисколько не лишил старый миссисипский блюз ни его гипнотичности, ни его изначального древнего волшебства. Послушайте сами, не пожалеете!

Подобными примерами пластинка просто нашпигована, как окорок у хорошего повара. Sky is Cryin’ Кемпбэлл играет вообще так, будто это его песня. В одном из поздних интервью он говорил: «Я чувствую дух блюза. Я могу не знать точного текста, да я, честно говоря, никогда и не запоминал слова песен, для меня это и не слишком важно. Ты ловишь эту волну, и значит ты чувствуешь душу блюза».

Помимо общеизвестных блюзовых авторов в трэк-листе техасского диска появляется блюз Блайнд Блэйка. И это – тоже весьма интересно. Артур Блэйк по прозвищу Слепец – одна из основных фигур довоенного акустического блюза. Гитарист-виртуоз, Блэйк не ограничивался чистым блюзом, чаще всего записывая коктейль из блюза, рэгтайма и популярных в 20-е годы мелодий. Те, кто знакомы с творчеством таких не последних в современном гитарном мире артистов, как Рай Кудер или Йорма Кауконен, могли слышать их версии великолепного Police Dog Blues. И именно под влиянием Блайнд Блэйка Кемпбэлл начал экспериментировать с пальцевым стилем игры (finger pickin"). Эта манера игры представлена в блюзе так называемой пьемонтской традицией, где никогда не используется медиатор (вместо него надеваются «когти») и игра слайдом. В пальцевом стиле много общего и с традицией чёрного сельского рэгтайма и отчасти с кантри-музыкой.

Вообще, Кемпбэлл считал, что его собственный блюз сложился на пересечении трех блюзовых гитарных школ: piano style, banjo style и дельта-блюз с использованием слайдовой техники. Истинно так. Его учителями и наставниками в этих трех блюзовых традициях были великие люди: Блайнд Блэйк, Лидбэлли, Лайтнин Хопкинс, Роберт Джонсон и Мадди Уотэрс. И изначального, акустического Кемпбэлла, отдающего через десятилетия дань тем, кто подарил ему эту музыку, музыку-на-всю-жизнь, мы можем услышать на пластинке «Тайлер. Тэксас сейшн».

ЭПИЛОГ. ДОБРОГО ПУТИ, ДЖОН!

Три альбома и один коллекционный акустический «студийник» в Техасе – это всё, что осталось от кривоглазого блюзового странника с тревожной лермонтовской душой. Он ушёл. В 1993 году. Внезапный сердечный приступ во время гастролей в Париже. Своей дорогой, о которой знал, и к которой был готов. Может быть, с того самого дня, когда он внезапно увидел свет фар неотвратимо летящей на него машины. И отчётливо понял, ЧТО это…

Джаз, как и блюз, и другие направления музыки, возникшие под влиянием негритянской культуры, своеобразно воспринимают вопрос о том, что является оригинальностью, а что нет. Например, в этой среде не считается зазорным исполнять произведения, которые уже многократно игрались другими и были на слуху в течение долгих лет, а иногда и десятилетий.

Музыка, которая знает свою историю

В других жанрах музыки такое заимствование песен порою кажется неприемлемым, поскольку там, в отличие от джаза, считается, что исполнитель или группа музыкантов обязательно должны иметь свой собственный уникальный репертуар, благодаря которому этот коллектив и будет узнаваем и любим народом.

Так дела обстоят, например, в роке или поп-музыке. Но всё что касается негритянской культуры, заслуживает отдельного рассмотрения. Тут действуют совершенно другие правила. В данной культуре очень сильны традиции, сложившиеся в течение нескольких поколений, и их преемственность.

Музыканты гордятся тем, что их творчество не просто стало популярным и его оценили тысячи или даже миллионы слушателей по всему миру. Нет, они ещё хотят показать, что их музыка имеет богатую родословную. Джазмены как бы говорят слушателю, что являются учениками великого а их музыка имеет глубокие корни, которые восходят к произведениям Луи Армстронга, Диззи Гиллеспи или Чарли Паркера.

Поэтому такие инструменталисты и певцы отнюдь не брезгуют исполнением тех композиций, на которых они выросли и которые считают своими учебными пособиями в мире музыки.

Как распознать стандарт?

Произведения, которые прошли проверку временем и исполняются уже не первым поколением джазовых музыкантов, называются стандартами. Данное определение означает, что именно эту композицию можно назвать классикой жанра.

Другое название джазовых стандартов "евергрин", то есть "вечнозеленый", "бессмертный", "нетленный".

Как распознать, является ли данная композиция стандартам или нет? Ответ на этот вопрос имеет субъективный характер. Каждый музыкант может назвать пару-тройку композиций, которые он считает образцом истинного джазового искусства. Но существуют и объективные показатели на этот счёт. Например, есть различные рейтинги, которые публикуются некоторыми джазовыми и просто музыкальными журналами, которые называются, например, так: "100 лучших джазовых стандартов всех времён и народов".

Также можно судить о принадлежности музыкального произведения к этому классу с помощью оценки количества исполнений. Если композиция переигрывалась десятки и сотни раз, и если джазовая песня перезаписывалась в течение 30-40 лет после первого выпуска на пластинке, то её можно смело считать стандартом.

Взаимодействие культур

Содержание этой категории и отношение к ней у музыкантов менялось с течением времени, и в каждую эпоху было разным. Так, в тридцатые-сороковые годы прошлого века стандартами назывались только произведения, которые были написаны преимущественно композиторами из джазовой среды. Например, бесспорным примером такой композиции, которая пережила свою эпоху и является современной и сегодня стала ария из оперы "Порги и Бесс" Джорджа Гершвина. Хотя этот композитор и не был представителем чёрной расы, но его музыку приняли сразу и безоговорочно даже корифеи джаза, темнокожие музыканты.

Позже, в сороковые и пятидесятые годы, стало появляться много джазовых песен и инструментальных композиций, которые основывались не только на негритянской культуре, но и на мелодиях и ритмах, характерных для латиноамериканских стран или востока. Среди таких композиций можно назвать, например, "Караван" Дюка Эллингтона или "Take Five" Дэйва Брубека.

Джаз сегодня

В шестидесятые годы XX века джазовые музыканты шагнули далеко за пределы своего жанра в основном под влиянием ливерпульской четверки Битлз. Песни знаменитых англичан стали многократно исполняться джазменами, в том числе такими известными, как Рэй Чарльз. Он исполнил такие вещи Леннона и Маккартни как "Yesterday", "Элинор Ригби" и многие другие, сделав их джазовыми стандартами для вокалистов.

А стало быть, можно сказать, что по сравнению с эпохой зарождения жанра, в наши дни данная категория значительно расширилась. И сейчас современными джазовыми стандартами можно назвать песни таких всемирно известных исполнителей, как Джордж Бенсон, Боб Джеймс или Чик Кориа.




Top