Джек лондон любовь план произведения. Сценарный план урока по литературе по рассказу Д

Многое из того, что вы назвали, это вещи, то, что можно купить за деньги. Получается, у многих людей есть цель – иметь много денег, чтобы купить, все, что захочется. Как это связано с рассказом Джека Лондона «Любовь к жизни»?

Послушаем небольшую историческую справку, которую подготовил (ФИО)

Кто является действующими лицами рассказа?

И то, о чем они мечтали больше всего – золото! (слово на доске в центре) у них уже есть, им осталось только выбраться из этого места и тогда их заветная мечта будет близка к осуществлению. Они смогут купить все…

Вы согласны с тем, что рассказ «Любовь к жизни» только о золотой лихорадке

Проследим за судьбами героев рассказа Дж. Лондона.

Что есть для главного героя жизнь?

Почему Билл бросил товарища?

Как вы оцениваете поведение Билла? Найдите слова, характеризующие его поведение.

И человек начинает бороться за жизнь, продвигаясь к тайнику, потому что там есть «патроны, крючки, и лески для удочек … А ещё там есть мука и …кусок грудинки бобы», т.е. то, что поможет выжить. Значит есть смысл добраться до тайника.

Помогает ли главному герою золото преодолеть боль?

Уход друга – это олицетворение смерти. И золото в этой ситуации не спасает.

Герой попадает в сложную ситуацию.
В чем сложность его положения?

Что же такое экстремальная ситуация?
найдите и прочитайте определение этого понятия.

Эти сложности рождают чувство страха, отчаяние. Что, по вашему мнению, самое страшное для человека?

Мы сейчас в классе на уроке, нам сложно представить состояние героя, но все-таки давайте попробуем. Для этого встаньте, пожалуйста, закройте глаза, потрите мочки ушей. Представьте, перед вами Аляска - земля первобытной, дикой Природы. Аляска, изрезанная фьордами и взметнувшаяся к облакам чарующей красотой снежных гор. Земля ледников и клокочущих вулканов; лесных дебрей и голых островов тундры; жаркой весны и ледяных ветров зимней стужи. И человек один перед этой суровой природой. Откройте глаза взмахните руками, садитесь. Как хорошо, что мы сейчас в классе, вместе и можем с восхищением посмотреть на этот край. (Видеоролик об Аляске – 1 минута) покажите на карте место действия

Проследите по тексту , как ведет себя наш герой, оставшись один.

Описание природы ещё в большей степени помогает понять это чувство: (найдите)

Природа – это жизнь, но суровая и не прощающая слабостей. Для главного героя жизнь- это природа, это он сам, его боль и страдания.

Сравните с тем, что рисовали вы? В чем вы видите различие?

Как вы считаете, с какой целью, употребляются однокоренные слова страх и страшный.

А где в этот момент золото?

Золото – это промежуточное звено между жизнью и смертью.

Но герой не сдается , стремится к своей цели, преодолевая трудности

Вспомните эпизоды пути героя. Что приходится преодолевать герою? Назовите.

Одно из самых серьезных испытаний – это борьба человека с волком. Давайте обратимся к этому эпизоду и перечитаем его.

Какими показаны волк и человек?

Человек пытается выжить! Только ли человек?

Что помогло человеку одержать победу над животным?

А что такое сила духа?

Мы видим, что человек оказался сильнее. Но почему?

А где же золото у главного героя?

Но в тексте, как и в жизни есть моменты, где человек напоминает нам животное?

Как видим, трагизм ситуации нарастает, человек меняется на глазах, уподобляется зверю.

И все же, что отличает человека от животного? Какой эпизод, очень важный, помогает нам понять это?
просмотрите в тексте фрагмент встречи с останками Билла. Ваши мнения, суждения?

У главного героя по одну сторону жизнь, по другую смерть, а золото- фантом, который в этой ситуации герою совершенно не нужен. (см. Приложение 4)

Как вы считаете, мог ли Д. Лондон написать такой рассказ с чьих-то слов или он сам был в тех местах?

Да, Джек Лондон сам являлся очевидцем многих событий, описанных в его произведениях.

Вашему вниманию сообщение «Джек Лондон и его герои». Подумайте:

Есть ли что-то общее между тем, что вы услышите и рассказом «Любовь к жизни»?Если тема смелых героев вызвала у вас интерес, вы можете прочитать эти рассказы. (названия рассказов на доске)
Подводя итог нашему уроку, ответьте на вопрос «Любовь к жизни – это любовь к …?» письменно ответ на вопрос.

Отметьте на круге свою позицию (см.Приложение5)

Оценивание учеников

1Подготовить сообщение на тему «Встречали ли вы в своей жизни настоящих людей? Какие они?

ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ

(по одноименному рассказу Дж. Лондона)

1 вариант

Произведения американского писателя Джека Лондона необыкновенно реалистичны. Они посвящены простым людям, на долю которых выпало много трудностей и испытаний.

В рассказе “Любовь к жизни” речь идет о двух золотоискателях, которые после долгих скитаний по чужой негостеприимной земле и обнаружения богатой жилы возвращаются к месту первой стоянки.

Главный герой произведения вскоре остается один, бесчеловечно брошенный своим товарищем на произвол судьбы.

Обессиленный,

С вывихнутой ногой, в разорванной в клочья одежде и без единого патрона, он, тем не менее, не теряет воли к жизни и присутствия духа и продолжает упорно двигаться к намеченной цели.

Весь путь превратился для героя в жестокую борьбу за жизнь. Много дней он питался лишь водянистыми лесными ягодами и кипятком, его колени “были содраны до живого мяса”, ружье утеряно, золото же пришлось оставить. Лишения, одиночество превратили героя рассказа в существо, которое вряд ли ” можно было назвать человеком”. Он перестал что-либо чувствовать и волноваться, однако “сама жизнь в нем не хотела

Гибнуть и гнала его вперед”. И в результате упорство, жизнелюбие помогли человеку спастись, выйти к людям.

Рассказ Дж. Лондона “Любовь к жизни” учит нас не терять надежду и не отчаиваться даже в самых сложных ситуациях и до последнего бороться за свою жизнь.

2 вариант

Джек Лондон – американский писатель начала XX века – писал о судьбах простых людей своей страны. Лондон, испытавший унижения и тяжелые муки безработицы, хорошо знал, что человек, отстаивая личную свободу, вынужден бороться не только с суровой природой, путь к настоящей свободе людей писатель видел в борьбе против общественной несправедливости. Он любил людей труда, стремился к социальной справедливости, ненавидел эгоизм и корыстолюбие. В его рассказах – любовь к природе, романтика приключений, его герои – смелые, верные и дружные люди, живут вдали от капиталистических городов, корыстных и хищных.

В северных рассказах Джека Лондона – суровая сдержанность в проявлении эмоций героев, но при этом настоящая сила и глубина этих чувств, грубоватость и прямолинейность, искренность и щедрость, ответственность за свои поступки, умение держать слово и преданность в любви и дружбе. Это энергичные, сильные телом и духом, способные на подвиг личности, совершенно лишенные слабостей. Герои Джека Лондона, попав в сложные, экстремальные ситуации, стараются не сдаваться и борются до последнего. Они не впадают в отчаяние, ищут выход, действуют настойчиво, собрав весь свой опыт и силу духа. И побеждают, когда спасения, казалось бы, уже нет. Отрицательных героев Лондон не только обличает, но и карает, приводя к бесславной гибели, как и золотоискателя по имени Билл, который ради спасения собственной шкуры бросил на произвол судьбы своего товарища.

Мужество и стойкость помогают почти умирающему человеку в рассказе “Любовь к жизни” победить все беды. Эгоистичный Билл бросил своего товарища и “ни разу не оглянулся”, “не повернул голову”. Герой рассказа, понимая, что рассчитывать ему не на кого и не на что, “шел не останавливаясь. Не обращая внимания на боль, с отчаянной решимостью…”. Он знал, что дойдет до спасительного корабля, и еще надеялся, что Билл подождет его у тайника: “Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше”. Герой не сбился с пути, несмотря на неимоверную усталость, слабость, голод и боязнь умереть насильственной смертью. Человек победил идущего по его следам, тоже уже ослабевшего, волка. “Вокруг была жизнь, но жизнь, полная сил и здоровья, а он понимал, что больной волк тащится по следам больного человека в надежде, что этот человек умрет первым”. Герой “ясно представил себе, каков будет его конец, если он сам не убьет волка. И тогда началась самая жестокая борьба, какая только бывает в жизни”, из которой человек вышел победителем. Волк тоже был слаб, но человек “бесконечно бережно собрал все свои силы”. “Волк был терпелив, но и человек был терпелив не меньше”. И человек победил – ведь он очень хотел жить, знал, что надеяться можно только на себя, и верил в свои силы.

Название рассказа кратко выражает одно из главных качеств положительных героев Лондона. Не любовь к деньгам, не мечта об обогащении (хотя многих именно она привела в Клондайк), а всесильное, всемогущее чувство помогает вынести все испытания, проявить лучшие свойства души. Решающими факторами в борьбе за жизнь и победу становятся не материальные соображения (герой не взял себе золото Билла), а духовные качества человека, его воля – воля и любовь к жизни.

В лучших книгах Джека Лондона раскрывается его свободолюбие, уважение к творческой энергии, мужеству, силе человека, страстная любовь автора к величественной и неиссякаемой красоте природы.

В его книгах герои изображаются в час испытаний. Произведения Дж. Лондона дают заряд доброты, силы, смелости, духовной и гражданской отваги, которые так нужны людям в их жизни и борьбе за жизнь.

(No Ratings Yet)



  1. Джек Лондон в своем творчестве всегда пытается найти ответ на вечный вопрос: в чем смысл жизни? Мне кажется, что для него это – борьба. В его рассказе “Любовь к жизни”...
  2. Джек Лондон это один из замечательных Американских писателей, который отображал в своих произведениях борьбу людей за жизнь и справедливость. Жизнь писателя длилась недолго, прожил он всего 40 лет, но за...
  3. ПОБЕДА НРАВСТВЕННОГО НАЧАЛА В ЧЕЛОВЕКЕ (по рассказам Дж. Лондона) 1 вариант Северные рассказы американского писателя Джека Лондона – замечательные истории о простых людях, которые подались на заработки на Север, став...
  4. Русская литература 2-й половины XIX века Поиски цели и смысла жизни человека в русской классической литературе. (По рассказу Л. Н. Толстого “После бала”) В чем смысл жизни? Для чего создан...
  5. Великому и знаменитому художнику Венеции Тициану Веччелио однажды заказали картину как подарок для невесты. Автор никак не назвал свое полотно, так как и не представлял, что создает один из величайших...
  6. Джек Лондон – выдающийся писатель, посвятивший своему творчеству всю жизнь. Он посвятил ей всего себя. Его рассказы выразительные и описаны до мелочей, что кажется, будто ты смотришь кинокартину, а не...
  7. ЧЕМ МНЕ ПОНРАВИЛСЯ ГЕРАСИМ (по рассказу И. С. Тургенева “Муму”) Герасим – главный герой рассказа И. С. Тургенева “Муму”. Я бы даже сказала, что он единственный герой этого произведения. Глухонемой...
  8. Чехов – мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, которые живут в ограниченном футлярном мирке. Поэтому главной темой его рассказов стала тема смысла...
  9. В первой половине двадцатых годов как никогда сильна в творчестве Бунина борьба двух начал: жизни и смерти. Противопоставление смерти писатель видит в любви. Эта тема становится главной для него. По...
  10. Можно ли утверждать, что в творчестве И. А. Бунина “большая любовь словно бы несовместима с обычной нормальной жизнью”? Можно ли утверждать, что в классической литературе есть все ответы на сегодняшние...
  11. Русская литература 2-й половины XIX века Тема человека в русской литературе. (По рассказу И. С. Тургенева “Певцы”) Тема человека – одна из главных в произведениях русской классической литературы. Эту тему...
  12. Виктор Петрович Астафьев прошел нелегкий жизненный путь. В детстве ему пришлось беспризорничать. Затем он попал в детский дом заполярного порта Игарка. Наверное, поэтому Астафьевым много было написано рассказов для детей....
  13. ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ – ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЛИРИКИ А. А. АХМАТОВОЙ А. Ахматова – один из самых ярких и своеобразных поэтов рубежа ХIХ-ХХ веков. Главная тема ее ранних произведений – тема...
  14. Размышления об образе Ивана Васильевича, от лица которого ведется повествование в рассказе Л. Н. Толстого “После бала”, заставляют читателя в должной мере оценить душевные качества главного героя. В юности Иван...
  15. ЛЮБОВЬ СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ (по повести А. И. Куприна “Гранатовый браслет”) А. И. Куприна не зря называют певцом возвышенной любви. Три его повести: “Гранатовый браслет”, “Олеся”, “Суламифь” объединены этой прекрасной темой....
  16. Одной из составляющих счастья, одной из самых благородных целей жизни и одним из крупнейших проявлений человечности является любовь. Мы любим не только людей, этим полочным проникаемся чувством к братьям нашим...
  17. МАСТЕРСТВО ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ И. С. ТУРГЕНЕВА (по рассказу “Бирюк”) 1 вариант Важное место в произведениях Тургенева занимает изображение природы. “Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью...
  18. Что определяет человека как личность? Как не потерять человеческое достоинство не на словах, а на деле? Эти и многие другие вопросы возникают, когда листаешь страницы произведений А. Чехова. А еще,...
  19. ПРОСЛАВЛЕНИЕ ГЕРОЯ В СТИХОТВОРЕНИИ ДЖ. БАЙРОНА “ТЫ КОНЧИЛ ЖИЗНИ ПУТЬ, ГЕРОЙ!” Джордж Гордон Байрон, великий английский поэт, известен во всем мире как певец свободы. Его вольнолюбивая поэзия всегда встречала отклик...
  20. ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ – ВАЖНЕЙШИЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ Г. ЛОРКИ Г. Лорка вошел в литературу после Первой мировой войны, когда катастрофичность и кризисность эпохи стали очевидными. В такие времена обостряется интерес...
  21. Все произведения И. А. Бунина заставляют читателя задуматься о смысле человеческой жизни, о сущности страдания и счастья. Жизнь человеческая далеко не всегда бывает счастливой и безоблачной. В жизни есть место...
  22. ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ В ПОВЕСТИ-ФЕЕРИИ А. ГРИНА “АЛЫЕ ПАРУСА” Я перевернула последнюю страничку повести Грина “Алые паруса”. Какая красивая история! Какая волшебная, чудная и поэтическая феерия, которая сразу делает настроение мечтательным...
  23. Волк является героем многочисленных сказок, мифов, легенд и преданий. И везде его изображают злым, глупым, страшным. И это очень похоже на правду, ведь волк – это хищник. А хищники, как...
  24. ЖИЗНЬ И МЕЧТА О ЖИЗНИ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА “ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ” Рассказ “Легкое дыхание” – одно из прекраснейших произведений И. А. Бунина. В нем ярко запечатлен образ главной героини,... План I. Реальность сквозь призму отречения. II. Отпечаток гнетущей эпохи на любовной лирике Лермонтова. 1. Тоска чувствительного сердца. 2. Страдание – привычное состояние души Лермонтова. 3. Идеальный мир поэта. 4....
  25. Не секрет, что Анна Ахматова согласилась стать супругой поэта Николая Гумилева не из-за любви к своему избраннику, а из-за жалости и сострадания. Все дело в том, что этот молодой человек...
ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ (по одноименному рассказу Дж. Лондона)
  • Категория: Зарубежная литература 6 класс

1 вариант

Произведения американского писателя Джека Лондона необыкновенно реалистичны. Они посвящены простым людям, на долю которых выпало много трудностей и испытаний.

В рассказе «Любовь к жизни» речь идет о двух золотоискателях, которые после долгих скитаний по чужой негостеприимной земле и обнаружения богатой жилы возвращаются к месту первой стоянки.

Главный герой произведения вскоре остается один, бесчеловечно брошенный своим товарищем на произвол судьбы.

Обессиленный, с вывихнутой ногой, в разорванной в клочья одежде и без единого патрона, он, тем не менее, не теряет воли к жизни и присутствия духа и продолжает упорно двигаться к намеченной цели.

Весь путь превратился для героя в жестокую борьбу за жизнь. Много дней он питался лишь водянистыми лесными ягодами и кипятком, его колени «были содраны до живого мяса», ружье утеряно, золото же пришлось оставить. Лишения, одиночество превратили героя рассказа в существо, которое вряд ли « можно было назвать человеком». Он перестал что-либо чувствовать и волноваться, однако «сама жизнь в нем не хотела гибнуть и гнала его вперёд». И в результате упорство, жизнелюбие помогли человеку спастись, выйти к людям.

Рассказ Дж. Лондона «Любовь к жизни» учит нас не терять надежду и не отчаиваться даже в самых сложных ситуациях и до последнего бороться за свою жизнь.

2 вариант

Джек Лондон - американский писатель начала XX века - писал о судьбах простых людей своей страны. Лондон, испытавший унижения и тяжелые муки безработицы, хорошо знал, что человек, отстаивая личную свободу, вынужден бороться не только с суровой природой, путь к настоящей свободе людей писатель видел в борьбе против общественной несправедливости. Он любил людей труда, стремился к социальной справедливости, ненавидел эгоизм и корыстолюбие. В его рассказах - любовь к природе, романтика приключений, его герои - смелые, верные и дружные люди, живут вдали от капиталистических городов, корыстных и хищных.

В северных рассказах Джека Лондона - суровая сдержанность в проявлении эмоций героев, но при этом настоящая сила и глубина этих чувств, грубоватость и прямолинейность, искренность и щедрость, ответственность за свои поступки, умение держать слово и преданность в любви и дружбе. Это энергичные, сильные телом и духом, способные на подвиг личности, совершенно лишенные слабостей. Герои Джека Лондона, попав в сложные, экстремальные ситуации, стараются не сдаваться и борются до последнего. Они не впадают в отчаяние, ищут выход, действуют настойчиво, собрав весь свой опыт и силу духа. И побеждают, когда спасения, казалось бы, уже нет. Отрицательных героев Лондон не только обличает, но и карает, приводя к бесславной гибели, как и золотоискателя по имени Билл, который ради спасения собственной шкуры бросил на произвол судьбы своего товарища.

Мужество и стойкость помогают почти умирающему человеку в рассказе «Любовь к жизни» победить все беды. Эгоистичный Билл бросил своего товарища и «ни разу не оглянулся», «не повернул голову». Герой рассказа, понимая, что рассчитывать ему не на кого и не на что, «шел не останавливаясь. Не обращая внимания на боль, с отчаянной решимостью...». Он знал, что дойдет до спасительного корабля, и еще надеялся, что Билл подождет его у тайника: «Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше». Герой не сбился с пути, несмотря на неимоверную усталость, слабость, голод и боязнь умереть насильственной смертью. Человек победил идущего по его следам, тоже уже ослабевшего, волка. «Вокруг была жизнь, но жизнь, полная сил и здоровья, а он понимал, что больной волк тащится по следам больного человека в надежде, что этот человек умрет первым». Герой «ясно представил себе, каков будет его конец, если он сам не убьет волка. И тогда началась самая жестокая борьба, какая только бывает в жизни», из которой человек вышел победителем. Волк тоже был слаб, но человек «бесконечно бережно собрал все свои силы». «Волк был терпелив, но и человек был терпелив не меньше». И человек победил - ведь он очень хотел жить, знал, что надеяться можно только на себя, и верил в свои силы.

Название рассказа кратко выражает одно из главных качеств положительных героев Лондона. Не любовь к деньгам, не мечта об обогащении (хотя многих именно она привела в Клондайк), а всесильное, всемогущее чувство помогает вынести все испытания, проявить лучшие свойства души. Решающими факторами в борьбе за жизнь и победу становятся не материальные соображения (герой не взял себе золото Билла), а духовные качества человека, его воля - воля и любовь к жизни.

В лучших книгах Джека Лондона раскрывается его свободолюбие, уважение к творческой энергии, мужеству, силе человека, страстная любовь автора к величественной и неиссякаемой красоте природы.

В его книгах герои изображаются в час испытаний. Произведения Дж. Лондона дают заряд доброты, силы, смелости, духовной и гражданской отваги, которые так нужны людям в их жизни и борьбе за жизнь.

  • < Назад
  • Вперёд >

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Методические приёмы: аналитическая беседа, выразительное чтение, просмотр слайдов, методы критического мышления (составление кластера, чтение с остановками), метод интеллект-карты.

Предложенный урок – это второй урок по Джеку Лондону. На первом была изучена биография писателя, его жизненный и творческий путь, история создания рассказов. На дом дается распечатка рассказа "Любовь к жизни" без названия и концовки.

Главный акцент на уроке делается на такие понятия, как жизнь и смерть, предательство и дружба, относительность материальных ценностей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: Что такое любовь к жизни? (По рассказу Джека Лондона «_»). Цель: на примере рассказа Д.Лондона понять, что человек всегда должен оставаться человеком и продолжать бороться за жизнь до последнего. Что такое любовь к жизни?

Экстремальная ситуация: (от.лат. extremus «крайний ») – ситуация, крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.

переживает побеждает страх ч то Билл бросит его о статься без огня б оялся умереть насильственной смертью п редательство друга голод ф изическая боль одиночество Герой рассказа

Задание №1: Продолжить рассказ о Билле. Работа в группах:

осознаёт переживает побеждает страх ч то Билл бросит его о статься без огня б оялся умереть насильственной смертью ж изнь важнее золота п редательство друга голод ф изическая боль одиночество Герой рассказа

Задание №1: Продолжите рассказ о Билле. Задание №2: Продолжите рассказ о поединке героя и волка. Работа в группах:

осознаёт переживает обладает побеждает страх ч то Билл бросит его о статься без огня б оялся умереть насильственной смертью ж изнь важнее золота п редательство друга с ила духа терпение расчетливость выносливость голод ф изическая боль одиночество Герой рассказа

Сила духа – внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков.

осознаёт переживает обладает побеждает страх ч то Билл бросит его о статься без огня б оялся умереть насильственной смертью ж изнь важнее золота п редательство друга с ила духа терпение расчетливость выносливость голод ф изическая боль одиночество Вывод: любовь к жизни помогает герою выжить. Герой рассказа с тремление выжить ж елание жить л юбовь к жизни Герой рассказа

Задание №1: Продолжите рассказ о Билле. Задание №2: Продолжите рассказ о поединке героя и волка. Задание №3: Как называется рассказ Джека Лондона? Работа в группах: стремление выжить желание жить любовь к жизни

Тема: Что такое любовь к жизни? (По рассказу Джека Лондона «_»). Цель: на примере рассказа Д.Лондона понять, что человек всегда должен оставаться человеком и продолжать бороться за жизнь до последнего. Тема: Что такое любовь к жизни? (По рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»).

Вывод: Автор выступает за дружбу и взаимопомощь. Он осуждает корысть и эгоизм. По убеждению автора, трус подвергается большей опасности, чем смелый человек. Вывод: Джек Лондон в своем произведении говорит нам, что человек способен на многое, что никакое золото не стоит цены человеческой жизни, и что главный герой сохранил самое ценное - это жизнь. Сила духа человека не знает границ. Если он захочет, он победит смерть. Любовь к жизни сильнее жажды денег, сильнее болезни, одиночества, страха. Самое дорогое у человека – это жизнь.

Тема: Что такое любовь к жизни? (По рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»). Цель: на примере рассказа Д.Лондона понять, что человек всегда должен оставаться человеком и продолжать бороться за жизнь до последнего. Что такое любовь к жизни? Это вера в могущество человека, в его силу духа, в желание жить, вера в товарищество и дружбу.

Задание №1: Продолжите рассказ о Билле. Задание №2: Продолжите рассказ о поединке героя и волка. Задание №4: Составьте план к сочинению - рассуждению на тему: Что такое любовь к жизни? Задание №3: Как называется рассказ Джека Лондона? Работа в группах:

Сочинение – рассуждение План I. Тезис (основная мысль). II . Аргументы (доказательства): 1. 2. 3. III . Вывод.

Тема: Что такое любовь к жизни? Ф.И.________________ Основная мысль – Доказательства – Примеры – Вывод - План

Домашнее задание: составить свой план к сочинению-рассуждению на тему: Что такое любовь к жизни?

Предварительный просмотр:

Тема: Что такое любовь к жизни? (По рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»). Цель: на примере рассказа Д.Лондона понять, что человек всегда должен оставаться человеком и продолжать бороться за жизнь до последнего.

  1. Вступительное слово учителя.

Рассказ, который вы прочитали дома, конечно, имеет название. Мало того, вам дан был рассказ без его концовки. И сегодня на уроке, анализируя прочитанное и дочитав рассказ до конца, мы с вами должны самостоятельно прийти к названию рассказа.

  1. Тема урока «Что такое любовь к жизни?». Как вы понимаете тему урока? О чем пойдет речь на уроке?
  2. Какова цель нашего урока?
  3. А вот в вашем понятии, что такое любовь к жизни? (после ответов детей) - На этот вопрос мы с вами постараемся ответить и в конце урока.
  1. Беседа по рассказу.
  1. Почему нет описаний внешности, характера главного героя, нет даже его имени?

Здесь показано, как может поступать человек в экстремальной ситуации.

  1. Что такое экстремальная ситуация?

- (от.лат. extremus « крайний») Экстремальная ситуация – ситуация, крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.

  1. Что переживает главный герой рассказа? - Предательство друга, голод, физическую боль.
  2. Какое душевное качество может привести героя к смерти? - Страх.
  3. Чего боялся герой? Приведите примеры из текста. – 1) страх одиночества; 2) страх, что Билл его бросит; 3) страх остаться без огня; 4) боялся умереть насильственной смертью.
  4. Удаётся ли ему победить свои страхи?
  5. Чтобы остаться жить, на какие жертвы пошёл человек? – Выбросил золото.
  6. Почему Билл бросил товарища? - Билл оставляет своего товарища, испугавшись, что тот будет для него обузой, рассчитывая, что в одиночку легче спасти жизнь.
  7. Как вы думаете, дошел ли Билл до своей цели? Работа в группах: продолжить рассказ о Билле. Прочитать о смерти Билла в рассказе Джека Лондона.
  8. Почему погиб Билл? - Был жадным и трусливым.
  1. Перечитаем последние строчки «Он отвернулся…». Почему так размышляет герой? – Он выжил благодаря тому, что смог победить в себе страх и жадность.
  2. Почему герой не взял золото Билла? – Он понял, что жизнь важнее золота.
  3. Человек пытается выжить. А только ли человек? Кто еще пытается выжить в этом суровом крае? Найдите описание волка (стр.297).
  4. Автор показывает человека и зверя (волка) в борьбе за жизнь рядом: кто кого. Что символизирует волк? - Это символ смерти , которая тащится вслед за жизнью, по всем признакам человек должен погибнуть, умереть. Тут-то она, смерть, его и возьмет. Но посмотрите, недаром смерть дана в облике больного волка: жизнь сильнее смерти.
  5. Как вы думаете, кто победит? Работа в группах: продолжите рассказ о поединке человека и зверя.
  1. Мы видим, что человек и волк больны, слабы, но всё же человек одерживает победу. Что помогло человеку одержать победу над животным? - Сила духа, терпение, расчетливость, выносливость.
  2. А что такое сила духа?
    - Сила духа - внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков.

Учитель дочитывает рассказ до конца (стр.302 – 303)

  1. Герой выжил. Он выжил благодаря силе духа, терпению, выносливости. А какое чувство помогло человеку победить страх смерти, пережить предательство друга, осознать, что жизнь важнее денег? – Стремление выжить, желание жить, любовь к жизни.
  2. Перед вами тема рассказа, а название, как вы знаете, всегда отражает тему. Работа в группах: Как называется рассказ Джека Лондона?
  3. Почему рассказ Джека Лондона называется «Любовь к жизни»?

Вывод: Джек Лондон в своём произведении говорит нам, что человек способен на многое, что никакое золото не стоит цены человеческой жизни, и что главный герой сохранил самое ценное – это жизнь. Сила духа человека не знает границ. Если он захочет, он победит смерть. Любовь к жизни сильнее жажды денег, сильнее болезни, одиночества, страха. Самое дорогое у человека – это жизнь.

  1. Давайте попробуем ответить ещё раз: Что такое любовь к жизни с точки зрения Джека Лондона. Работа в группах. - Это вера в могущество человека, в его силу духа, желание жить, в товарищество и дружбу.
  1. Подготовка к сочинению. Работа в группах: составление плана к сочинению-рассуждению. (Метод интеллект-карты).
  1. Тема сочинения: Что такое любовь к жизни?
  2. Тезис. (Основная мысль)
  3. Аргументы (Доказательство). Факты (Примеры)
  4. Вывод.
  1. Домашнее задание: составить самостоятельно план к сочинению по методу интеллект – карты.

Экстремальная ситуация

Экстремальная ситуация - (от.лат. extremus « крайний») – ситуация, крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.

Экстремальная ситуация - (от.лат. extremus « крайний») – ситуация, крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.

Экстремальная ситуация - (от.лат. extremus « крайний») – ситуация, крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.

Экстремальная ситуация - (от.лат. extremus « крайний») – ситуация, крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.

Экстремальная ситуация - (от.лат. extremus « крайний») – ситуация, крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.

Экстремальная ситуация - (от.лат. extremus « крайний») – ситуация, крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.

Сила духа

Сила духа - внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков.

Сила духа - внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков.

Сила духа - внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков.

Сила духа - внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков.

Сила духа - внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков.

Сила духа - внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков.

Сила духа - внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков.

Сила духа - внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков.

Вывод: Джек Лондон в своем произведении говорит нам, что человек способен на многое, что никакое золото не стоит цены человеческой жизни, и что главный герой сохранил самое ценное - это жизнь. Сила духа человека не знает границ. Если он захочет, он победит смерть. Любовь к жизни сильнее жажды денег, сильнее болезни, одиночества, страха. Самое дорогое у человека – это жизнь.

Вывод: Джек Лондон в своем произведении говорит нам, что человек способен на многое, что никакое золото не стоит цены человеческой жизни, и что главный герой сохранил самое ценное - это жизнь. Сила духа человека не знает границ. Если он захочет, он победит смерть. Любовь к жизни сильнее жажды денег, сильнее болезни, одиночества, страха. Самое дорогое у человека – это жизнь.

Вывод: Джек Лондон в своем произведении говорит нам, что человек способен на многое, что никакое золото не стоит цены человеческой жизни, и что главный герой сохранил самое ценное - это жизнь. Сила духа человека не знает границ. Если он захочет, он победит смерть. Любовь к жизни сильнее жажды денег, сильнее болезни, одиночества, страха. Самое дорогое у человека – это жизнь.

Вывод: Джек Лондон в своем произведении говорит нам, что человек способен на многое, что никакое золото не стоит цены человеческой жизни, и что главный герой сохранил самое ценное - это жизнь. Сила духа человека не знает границ. Если он захочет, он победит смерть. Любовь к жизни сильнее жажды денег, сильнее болезни, одиночества, страха. Самое дорогое у человека – это жизнь.

Предварительный просмотр:

Джек Лондон.

Прихрамывая, они спустились к речке, и один раз тот, что шел впереди, зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи. Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность - след долгих лишений. Плечи им оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями. Каждый из них нес ружье. Оба шли сгорбившись, низко нагнув голову и не поднимая глаз.

Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике,- сказал один.

Второй тоже вошел в речку вслед за первым. Они не разулись, хотя вода была холодная, как лед, - такая холодная, что ноги у них и даже пальцы на ногах онемели от холода. Местами вода захлестывала колени, и оба они пошатывались, теряя опору.

Второй путник поскользнулся на гладком валуне и чуть не упал, но удержался на ногах, громко вскрикнув от боли. Должно быть, у него закружилась голова, - он пошатнулся и замахал свободной рукой, словно хватаясь за воздух. Справившись с собой, он шагнул вперед, но снова пошатнулся и чуть не упал. Тогда он остановился и посмотрел на своего спутника: тот все так же шел впереди, даже не оглядываясь.

Целую минуту он стоял неподвижно, словно раздумывая, потом крикнул:

Слушай, Билл, я вывихнул ногу!

Билл уже выбрался на другой берег и плелся дальше. Тот, что стоял посреди речки, не сводил с него глаз. Губы у него так сильно дрожали, что шевелились жесткие рыжие усы над ними. Он облизнул сухие губы кончиком языка.

Билл! - крикнул он.

Это была отчаянная мольба человека, попавшего в беду, но Билл не повернул головы. Его товарищ долго следил, как он неуклюжей походкой, прихрамывая и спотыкаясь, взбирается по отлогому склону к волнистой линии горизонта, образованной гребнем невысокого холма. Следил до тех пор, пока Билл не скрылся из виду, перевалив за гребень. Тогда он отвернулся и медленно обвел взглядом тот круг вселенной, в котором он остался один после ухода Билла.

Над самым горизонтом тускло светило солнце, едва видное сквозь мглу и густой туман, который лежал плотной пеленой, без видимых границ и очертаний. Опираясь на одну ногу всей своей тяжестью, путник достал часы. Было уже четыре. Последние недели две он сбился со счета; так как стоял конец июля и начало августа, то он знал, что солнце должно находиться на северо-западе. Он взглянул на юг, соображая, что где-то там, за этими мрачными холмами, лежит Большое Медвежье озеро и что в том же направлении проходит по канадской равнине страшный путь Полярного круга. Речка, посреди которой он стоял, была притоком реки Коппермайн, а Коппермайн течет также на север и впадает в залив Коронации, в Северный Ледовитый океан. Сам он никогда не бывал там, но видел эти места на карте Компании Гудзонова залива.

Он снова окинул взглядом тот круг вселенной, в котором остался теперь один. Картина была невеселая. Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев, ни кустов, ни травы, - ничего, кроме беспредельной и страшной пустыни, - и в его глазах появилось выражение страха.

Билл! - прошептал он и повторил опять: - Билл!

Он присел на корточки посреди мутного ручья, словно бескрайняя пустыня подавляла его своей несокрушимой силой, угнетала своим страшным спокойствием. Он задрожал, словно в лихорадке, и его ружье с плеском упало в воду. Это заставило его опомниться. Он пересилил свой страх, собрался с духом и, опустив руку в воду, нашарил ружье, потом передвинул тюк ближе к левому плечу, чтобы тяжесть меньше давила на больную ногу, и медленно и осторожно пошел к берегу, морщась от боли.

Он шел не останавливаясь. Не обращая внимания на боль, с отчаянной решимостью, он торопливо взбирался на вершину холма, за гребнем которого скрылся Билл, - и сам он казался еще более смешным и неуклюжим, чем хромой, едва ковылявший Билл. Но с гребня он увидел, что в неглубокой долине никого нет! На него снова напал страх, и, снова поборов его, он передвинул тюк еще дальше к левому плечу и, хромая, стал спускаться вниз.

Дно долины было болотистое, вода пропитывала густой мох, словно губку. На каждом шагу она брызгала из-под ног, и подошва с хлюпаньем отрывалась от влажного мха. Стараясь идти по следам Билла, путник перебирался от озерка к озерку, по камням, торчавшим во мху, как островки.

Оставшись один, он не сбился с пути. Он знал, что еще немного - и он подойдет к тому месту, где сухие пихты и ели, низенькие и чахлые, окружают маленькое озеро Титчинничили, что на местном языке означает: "Страна Маленьких Палок". А в озеро впадает ручей, и вода в нем не мутная. По берегам ручья растет камыш - это он хорошо помнил, - но деревьев там нет, и он пойдет вверх по ручью до самого водораздела. От водораздела начинается другой ручей, текущий на запад; он спустится по нему до реки Диз и там найдет свой тайник под перевернутым челноком, заваленным камнями. В тайнике спрятаны патроны, крючки и лески для удочек и маленькая сеть - все нужное для того, чтобы добывать себе пропитание. А еще там есть мука - правда, немного, и кусок грудинки, и бобы.

Билл подождет его там, и они вдвоем спустятся по реке Диз до Большого Медвежьего озера, а потом переправятся через озеро и пойдут на юг, все на юг, - а зима будет догонять их, и быстрину в реке затянет льдом, и дни станут холодней, - на юг, к какой-нибудь фактории Гудзонова залива, где растут высокие, мощные деревья и где сколько хочешь еды.

Вот о чем думал путник с трудом пробираясь вперед. Но как ни трудно было ему идти, еще труднее было уверить себя в том, что Билл его не бросил, что Билл, конечно, ждет его у тайника. Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше, - оставалось только лечь на землю и умереть. И пока тусклый диск солнца медленно скрывался на северо-западе, он успел рассчитать - и не один раз - каждый шаг того пути, который предстоит проделать им с Биллом, уходя на юг от наступающей зимы. Он снова и снова перебирал мысленно запасы пищи в своем тайнике и запасы на складе Компании Гудзонова залива. Он ничего не ел уже два дня, но еще дольше он не ел досыта. То и дело он нагибался, срывал бледные болотные ягоды, клал их в рот, жевал и проглатывал. Ягоды были водянистые и быстро таяли во рту, - оставалось только горькое жесткое семя. Он знал, что ими не насытишься, но все-таки терпеливо жевал, потому что надежда не хочет считаться с опытом.

В девять часов он ушиб большой палец ноги о камень, пошатнулся и упал от слабости и утомления. Довольно долго он лежал на боку не шевелясь; потом высвободился из ремней, неловко приподнялся и сел. Еще не стемнело, и в сумеречном свете он стал шарить среди камней, собирая клочки сухого мха. Набрав целую охапку, он развел костер - тлеющий, дымный костер - и поставил на него котелок с водой.

Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек. Их было шестьдесят семь. Чтобы не ошибиться, он пересчитывал три раза. Он разделил их на три кучки и каждую завернул в пергамент; один сверток он положил в пустой кисет, другой - за подкладку изношенной шапки, а третий - за пазуху. Когда он проделал все это, ему вдруг стало страшно; он развернул все три свертка и снова пересчитал. Спичек было по-прежнему шестьдесят семь.

Он просушил мокрую обувь у костра. От мокасин остались одни лохмотья, сшитые из одеяла носки прохудились насквозь, и ноги у него были стерты до крови. Лодыжка сильно болела, и он осмотрел ее: она распухла, стала почти такой же толстой, как колено. Он оторвал длинную полосу от одного одеяла и крепко-накрепко перевязал лодыжку, оторвал еще несколько полос и обмотал ими ноги, заменив этим носки и мокасины, потом выпил кипятку, завел часы и лег, укрывшись одеялом.

Он спал как убитый. К полуночи стемнело, но ненадолго. Солнце взошло на северо-востоке - вернее, в той стороне начало светать, потому что солнце скрывалось за серыми тучами. В шесть часов он проснулся, лежа на спине. Он посмотрел на серое небо и почувствовал, что голоден. Повернувшись и приподнявшись на локте, он услышал громкое фырканье и увидел большого оленя, который настороженно и с

любопытством смотрел на него. Олень стоял от него шагах в пятидесяти, не больше, и ему сразу представился запас и вкус оленины, шипящей на сковородке. Он невольно схватил незаряженное ружье, прицелился и нажал курок. Олень всхрапнул и бросился прочь, стуча копытами по камням. Он выругался, отшвырнул ружье и со стоном попытался встать на ноги. Это удалось ему с большим трудом и нескоро. Суставы у него словно заржавели, и согнуться или разогнуться стоило каждый раз большого усилия воли. Когда он, наконец, поднялся на ноги, ему понадобилась еще целая минута, чтобы выпрямиться и стоять прямо, как полагается человеку.

Он взобрался на небольшой холмик и осмотрелся кругом. Ни деревьев, ни кустов - ничего, кроме серого моря мхов, где лишь изредка виднелись серые валуны, серые озерки и серые ручьи. Небо тоже было серое. Ни солнечного луча, ни проблеска солнца! Он потерял представление, где находится север, и забыл, с какой стороны он пришел вчера вечером. Но он не сбился с пути. Это он знал. Скоро он придет в Страну Маленьких Палок. Он знал, что она где-то налево, недалеко отсюда - быть может, за следующим пологим холмом.

Он вернулся, чтобы увязать свой тюк по-дорожному; проверил, целы ли его три свертка со спичками, но не стал их пересчитывать. Однако он остановился в раздумье над плоским, туго набитым мешочком из оленьей кожи. Мешочек был невелик, он мог поместиться между ладонями, но весил пятнадцать фунтов - столько же, сколько все остальное, - и это его тревожило. Наконец, он отложил мешочек в сторону и стал свертывать тюк; потом взглянул на мешочек, быстро схватил его и вызывающе оглянулся по сторонам, словно пустыня хотела отнять у него золото. И когда он поднялся на ноги и поплелся дальше, мешочек лежал в тюке у него за спиной.

Он свернул налево и пошел, время от времени останавливаясь и срывая болотные ягоды. Нога у него одеревенела, он стал хромать сильнее, но эта боль ничего не значила по сравнению с болью в желудке. Голод мучил его невыносимо. Боль все грызла и грызла его, и он уже не понимал, в какую сторону надо идти, чтобы добраться до страны Маленьких Палок. Ягоды не утоляли грызущей боли, от них только щипало язык и небо.

Когда он дошел до небольшой ложбины, навстречу ему с камней и кочек поднялись белые куропатки, шелестя крыльями и крича: «Кр – кр - кр...». Он бросил в них камнем, но промахнулся. Потом, положив тюк на землю, стал подкрадываться к ним ползком, как кошка подкрадывается к воробьям. Штаны у него порвались об острые камни, от колен тянулся кровавый след, но он не чувствовал этой боли, - голод заглушал его. Он полз по мокрому мху; одежда его намокла, тело зябло, но он не замечал ничего, так сильно терзал его голод. А белые куропатки все вспархивали вокруг него, и наконец, это "кр - кр" стало казаться ему насмешкой; он выругал куропаток и начал громко передразнивать их крик.

Один раз он чуть не наткнулся на куропатку, которая, должно быть, спала. Он не видел ее, пока она не вспорхнула ему прямо в лицо из своего убежища среди камней. Как ни быстро вспорхнула куропатка, он успел схватить ее таким же быстрым движением - и в руке у него осталось три хвостовых пера. Глядя, как улетает куропатка, он чувствовал к ней такую ненависть, будто она причинила ему страшное зло. Потом он вернулся к своему тюку и взвалил его на спину.

К середине дня он дошел до болота, где дичи было больше. Словно дразня его, мимо прошло стадо оленей, голов в двадцать, - так близко, что их можно было подстрелить из ружья. Его охватило дикое желание бежать за ними, он был уверен, что догонит стадо. Навстречу ему попалась черно-бурая лисица с куропаткой в зубах. Он закричал. Крик был страшен, но лисица, отскочив в испуге, все же не выпустила добычи.

Вечером он шел по берегу мутного от извести ручья, поросшего редким камышом. Крепко ухватившись за стебель камыша у самого корня, он выдернул что-то вроде луковицы, не крупнее обойного гвоздя. Луковица оказалась мягкая и аппетитно хрустела на зубах. Но волокна были жесткие, такие же водянистые, как ягоды, и не насыщали. Он сбросил свою поклажу и на четвереньках пополз в камыши, хрустя и чавкая, словно жвачное животное.

Он очень устал, и его часто тянуло лечь на землю и уснуть; но желание дойти до Страны Маленьких Палок, а еще больше голод не давали ему покоя. Он искал лягушек в озерах, копал руками землю в надежде найти червей, хотя знал, что так далеко на Севере не бывает ни червей, ни лягушек.

Он заглядывал в каждую лужу и наконец с наступлением сумерек увидел в такой луже одну-единственную рыбку величиной с пескаря. Он опустил в воду правую руку по самое плечо, но рыба от него ускользнула. Тогда он стал ловить ее обеими руками и поднял всю муть со дна. От волнения он оступился, упал в воду и вымок до пояса. Он так замутил воду, что рыбку нельзя было разглядеть, и ему пришлось дожидаться, пока муть осядет на дно.

Он опять принялся за ловлю и ловил, пока вода опять не замутилась. Больше ждать он не мог. Отвязав жестяное ведерко, он начал вычерпывать воду. Сначала он вычерпывал с яростью, весь облился и выплескивал воду так близко от лужи, что она стекала обратно. Потом стал черпать осторожнее, стараясь быть спокойным, хотя сердце у него сильно билось и руки дрожали. Через полчаса в луже почти не осталось воды. Со дна уже ничего нельзя было зачерпнуть. Но рыба исчезла. Он увидел незаметную расщелину среди камней, через которую рыбка проскользнула в соседнюю лужу, такую большую, что ее нельзя было вычерпать и за сутки. Если б он заметил эту щель раньше, он с самого начала заложил бы ее камнем, и рыба досталась бы ему.

В отчаянии он опустился на мокрую землю и заплакал. Сначала он плакал тихо, потом стал громко рыдать, будя безжалостную пустыню, которая окружала его; и долго еще плакал без слез, сотрясаясь от рыданий.

Он развел костер и согрелся, выпив много кипятку, потом устроил себе ночлег на каменистом выступе, так же как и в прошлую ночь. Перед сном он проверил, не намокли ли спички, и завел часы. Одеяла были сырые и холодные на ощупь. Вся нога горела от боли, как в огне. Но он чувствовал только голод, и ночью ему снились пиры, званые обеды и столы, заставленные едой.

Он проснулся озябший и больной. Солнца не было. Серые краски земли и неба стали темней и глубже. Дул резкий ветер, и первый снегопад выбелил холмы. Воздух словно сгустился и побелел, пока он разводил костер и кипятил воду. Это повалил мокрый снег большими влажными хлопьями. Сначала они таяли, едва коснувшись земли, но снег валил все гуще и гуще, застилая землю, и наконец весь собранный им мох отсырел, и костер погас.

Это было ему сигналом снова взвалить тюк на спину и брести вперед, неизвестно куда. Он уже не думал ни о Стране Маленьких Палок, ни о Билле, ни о тайнике у реки Диз. Им владело только одно желание: есть! Он помешался от голода. Ему было все равно, куда идти, лишь бы идти по ровному месту. Под мокрым снегом он ощупью искал водянистые ягоды, выдергивал стебли камыша с корнями. Но все это было пресно и не насыщало. Дальше ему попалась какая-то кислая на вкус травка, и он съел, сколько нашел, но этого было очень мало, потому что травка стлалась по земле и ее нелегко было найти под снегом.

В ту ночь у него не было ни костра, ни горячей воды, и он залез под одеяло и уснул тревожным от голода сном. Снег превратился в холодный дождь. Он то и дело просыпался, чувствуя, что дождь мочит ему лицо. Наступил день - серый день без солнца. Дождь перестал. Теперь чувство голода у путника притупилось. Осталась тупая, ноющая боль в желудке, но это его не очень мучило. Мысли у него прояснились, и он опять думал о Стране Маленьких Палок и о своем тайнике у реки Дез.

Он разорвал остаток одного одеяла на полосы и обмотал стертые до крови ноги, потом перевязал больную ногу и приготовился к дневному переходу. Когда дело дошло до тюка, он долго глядел на мешочек из оленьей кожи, но в конце концов захватил и его.

Дождь растопил снег, и только верхушки холмов оставались белыми. Проглянуло солнце, и путнику удалось определить страны света, хотя теперь он знал, что сбился с пути. Должно быть, блуждая в эти последние дни, он отклонился слишком далеко влево. Теперь он свернул вправо, чтобы выйти на правильный путь.

Муки голода уже притупились, но он чувствовал, что ослаб. Ему приходилось часто останавливаться и отдыхать, собирая болотные ягоды и луковицы камыша. Язык у него распух, стал сухим, словно ершистым, и во рту был горький вкус. А больше всего его донимало сердце. После нескольких минут пути оно начинало безжалостно стучать, а потом словно подскакивало и мучительно трепетало, доводя его до удушья и головокружения, чуть не до обморока.

Около полудня он увидел двух пескарей в большой луже. Вычерпать воду было немыслимо, но теперь он стал спокойнее и ухитрился поймать их жестяным ведерком. Они были с мизинец длиной, не больше, но ему не особенно хотелось есть. Боль в желудке все слабела, становилась все менее острой, как будто желудок дремал. Он съел рыбок сырыми, старательно их разжевывая, и это было чисто рассудочным действием. Есть ему не хотелось, но он знал, что это нужно, чтобы остаться в живых.

Вечером он поймал еще трех пескарей, двух съел, а третьего оставил на завтрак. Солнце высушило изредка попадавшиеся клочки мха, и он согрелся, вскипятив себе воды. В этот день он прошел не более десяти миль, а на следующий, двигаясь только когда позволяло сердце, не больше пяти. Но боли в желудке уже не беспокоили его; желудок словно уснул. Местность была ему теперь незнакома, олени попадались все чаще и волки тоже. Очень часто их вой доносился до него из пустынной дали, а один раз он видел трех волков, которые, крадучись, перебегали дорогу.

Еще одна ночь, и наутро, образумившись наконец, он развязал ремешок, стягивающий кожаный мешочек. Из него желтой струйкой посыпался крупный золотой песок и самородки. Он разделил золото пополам, одну половину спрятал на видном издалека выступе скалы, завернув в кусок одеяла, а другую всыпал обратно в мешок. Свое последнее одеяло он тоже пустил на обмотки для ног. Но ружье он все еще не бросал, потому что в тайнике у реки Диз лежали патроны.

…Опять туман. Половину одеяла он израсходовал на обмотки. Следы Билла ему не удалось найти, но теперь это было неважно. Голод упорно гнал его вперед. Но что, если... Билл тоже заблудился? К полудню он совсем выбился из сил. Он опять разделил золото, на этот раз просто высыпав половину на землю. К вечеру он выбросил и другую половину, оставив себе только обрывок одеяла, жестяное ведерко и ружье.

Его начали мучить навязчивые мысли. Почему-то он был уверен, что у него остался один патрон, - ружье заряжено, он просто этого не заметил. И в то же время он знал, что в магазине нет патрона. Эта мысль неотвязно преследовала его. Он боролся с ней часами, потом осмотрел магазин и убедился, что никакого патрона в нем нет. Разочарование было так сильно, словно он и в самом деле ожидал найти там патрон.

Прошло около получаса, потом навязчивая мысль вернулась к нему снова. Он боролся с ней и не мог побороть и, чтобы хоть чем-нибудь помочь себе, опять осмотрел ружье. По временам рассудок его мутился, и он продолжал брести дальше бессознательно, как автомат; странные мысли и нелепые представления точили его мозг, как черви. Но он быстро приходил в сознание, - муки голода постоянно возвращали его к действительности. Однажды его привело в себя зрелище, от которого он тут же едва не упал без чувств. Он покачнулся и зашатался, как пьяный, стараясь удержаться на ногах. Перед ним стояла лошадь. Лошадь! Он не верил своим глазам. Их заволакивал густой туман, пронизанный яркими точками света. Он стал яростно тереть глаза и, когда зрение прояснилось, увидел перед собой не лошадь, а большого бурого медведя. Зверь разглядывал его с недружелюбным любопытством. Он уже вскинул было ружье, но быстро опомнился. Опустив ружье, он вытащил охотничий нож из шитых бисером ножен. Перед ним было мясо и - жизнь. Он провел большим пальцем по лезвию ножа. Лезвие было острое, и кончик тоже острый. Сейчас он бросится на медведя и убьет его. Но сердце заколотилось, словно предостерегая: тук, тук, тук - потом бешено подскочило кверху и дробно затрепетало; лоб сдавило, словно железным обручем, и в глазах потемнело.

Отчаянную храбрость смыло волной страха. Он так слаб - что будет, если медведь нападет на него? Он выпрямился во весь рост как можно внушительнее, выхватил нож и посмотрел медведю прямо в глаза. Зверь неуклюже шагнул вперед, поднялся на дыбы и зарычал. Если бы человек бросился бежать, медведь погнался бы за ним. Но человек не двинулся с места, осмелев от страха; он тоже зарычал, свирепо, как дикий зверь, выражая этим страх, который неразрывно связан с жизнью и тесно сплетается с ее самыми глубокими корнями.

Медведь отступил в сторону, угрожающе рыча, в испуге перед этим таинственным существом, которое стояло прямо и не боялось его. Но человек все не двигался. Он стоял как вкопанный, пока опасность не миновала, а потом, весь дрожа, повалился на мокрый мох.

Собравшись с силами, он пошел дальше, терзаясь новым страхом. Это был уже не страх голодной смерти: теперь он боялся умереть насильственной смертью, прежде чем последнее стремление сохранить жизнь заглохнет в нем от голода. Кругом были волки. Со всех сторон в этой пустыне доносился их вой, и самый воздух вокруг дышал угрозой так неотступно, что он невольно поднял руки, отстраняя эту угрозу, словно полотнище колеблемой ветром палатки.

Волки по двое и по трое то и дело перебегали ему дорогу. Но они не подходили близко. Их было не так много; кроме того, они привыкли охотиться за оленями, которые не сопротивлялись им, а это странное животное ходило на двух ногах, и должно быть, царапалось и кусалось.

К вечеру он набрел на кости, разбросанные там, где волки настигли свою добычу. Час тому назад это был живой олененок, он резво бегал и мычал. Человек смотрел на кости, дочиста обглоданные, блестящие и розовые, оттого что в их клетках еще не угасла жизнь. Может быть, к концу дня и от него останется не больше? Ведь такова жизнь, суетная и скоропреходящая. Только жизнь заставляет страдать. Умереть не больно. Умереть - уснуть. Смерть - это значит конец, покой. Почему же тогда ему не хочется умирать?

Но он недолго рассуждал. Вскоре он уже сидел на корточках, держа кость в зубах и высасывая из нее последние частицы жизни, которые еще окрашивали ее в розовый цвет. Сладкий вкус мяса, еле слышный, неуловимый, как воспоминание, доводил его до бешенства. Он стиснул зубы крепче и стал грызть. Иногда ломалась кость, иногда его зубы. Потом он стал дробить кости камнем, размалывая их в кашу, и глотать с жадностью. Второпях он попадал себе по пальцам, и все-таки, несмотря на спешку, находил время удивляться, почему он не чувствует боли от ударов.

Наступили страшные дни дождей и снега. Он уже не помнил, когда останавливался на ночь и когда снова пускался в путь. Шел, не разбирая времени, и ночью и днем, отдыхал там, где падал, и тащился вперед, когда угасавшая в нем жизнь вспыхивала и разгоралась ярче. Он больше не боролся, как борются люди. Это сама жизнь в нем не хотела гибнуть и гнала его вперед. Он не страдал больше. Нервы его притупились, словно оцепенели, в мозгу теснились странные видения, радужные сны.

Он, не переставая, сосал и жевал раздробленные кости, которые подобрал до последней крошки и унес с собой. Больше он уже не поднимался на холмы, не пересекал водоразделов, а брел по отлогому берегу большой реки, которая текла по широкой долине. Перед его глазами были только видения. Его душа и тело шли рядом и все же порознь - такой тонкой стала нить, связывающая их.

Он пришел в сознание однажды утром, лежа на плоском камне. Ярко светило и пригревало солнце. Издали ему слышно было мычание оленят. Он смутно помнил дождь, ветер и снег, но сколько времени его преследовала непогода - два дня или две недели, - он не знал.

Долгое время он лежал неподвижно, и щедрое солнце лило на него свои лучи, напитывая теплом его жалкое тело. "Хороший день", - подумал он. Быть может, ему удастся определить направление по солнцу. Сделав мучительное усилие, он повернулся на бок. Там, внизу, текла широкая, медлительная река. Она была ему незнакома, и это его удивило. Он медленно следил за ее течением, смотрел, как она вьется среди голых, угрюмых холмов, еще более угрюмых и низких, чем те, которые он видел до сих пор. Медленно, равнодушно, без всякого интереса он проследил за течением незнакомой реки почти до самого горизонта и увидел, что она вливается в светлое блистающее море. И все же это его не взволновало. "Очень странно, - подумал он, - это или мираж, или видение, плод расстроенного воображения". Он еще более убедился в этом, когда увидел корабль, стоявший на якоре посреди блистающего моря. Он закрыл глаза на секунду и снова открыл их. Странно, что видение не исчезает! А впрочем, нет ничего странного. Он знал, что в

сердце этой бесплодной земли нет ни моря, ни кораблей, так же как нет патронов в его незаряженном ружье.

Он услышал за своей спиной какое-то сопение - не то вздох, не то кашель. Очень медленно, преодолевая крайнюю слабость и оцепенение, он повернулся на другой бок. Поблизости он ничего не увидел и стал терпеливо ждать. Опять послышались сопение и кашель, и между двумя островерхими камнями, не больше чем шагах в двадцати от себя, он увидел серую голову волка. Уши не торчали кверху, как это ему приходилось видеть у других волков, глаза помутнели и налились кровью, голова бессильно понурилась. Волк, верно, был болен: он все время чихал и кашлял.

"Вот это по крайней мере не кажется, - подумал он и опять повернулся на другой бок, чтобы увидеть настоящий мир, не застланный теперь дымкой видений. Но море все так же сверкало в отдалении, и корабль был ясно виден. Быть может, это все-таки настоящее? Он закрыл глаза и стал думать - и в конце концов понял, в чем дело. Он шел на северо-восток, удаляясь от реки Диз, и попал в долину реки Коппермайн. Эта широкая, медлительная река и была Коппермайн. Это блистающее море - Ледовитый океан. Этот корабль - китобойное судно, заплывшее далеко к востоку от устья реки Маккензи, оно стоит на якоре в заливе Коронации. Он вспомнил карту Компании Гудзонова залива, которую видел когда-то, и все стало ясно и понятно.

Он сел и начал думать о самых неотложных делах. Обмотки из одеяла совсем износились, и ноги у него были содраны до живого мяса. Последнее одеяло было израсходовано. Ружье и нож он потерял. Шапка тоже пропала, но спички в кисете за пазухой, завернутые в пергамент, остались целы и не отсырели. Он посмотрел на часы. Они все еще шли и показывали одиннадцать часов. Должно быть, он не забывал заводить их.

Он был спокоен и в полном сознании. Несмотря на страшную слабость, он не чувствовал никакой боли. Есть ему не хотелось. Мысль о еде была даже неприятна ему, и все, что он ни делал, делалось им по велению рассудка. Он оторвал штанины до колен и обвязал ими ступни. Ведерко он почему-то не бросил: надо будет выпить кипятку, прежде чем начать путь к кораблю - очень тяжелый, как он предвидел.

Все его движения были медленны. Он дрожал, как в параличе. Он хотел набрать сухого мха, но не смог подняться на ноги. Несколько раз он пробовал встать и в конце концов пополз на четвереньках. Один раз он подполз очень близко к больному волку. Зверь неохотно посторонился и облизнул морду, насилу двигая языком. Человек заметил, что язык был не здорового, красного цвета, а желтовато-бурый, покрытый полузасохшей слизью.

Выпив кипятку, он почувствовал, что может подняться на ноги и даже идти, хотя силы его были почти на исходе. Ему приходилось отдыхать чуть не каждую минуту. Он шел слабыми, неверными шагами, и такими же слабыми, неверными шагами тащился за ним волк. И в эту ночь, когда блистающее море скрылось во тьме, человек понял, что приблизился к нему не больше чем на четыре мили.

Ночью он все время слышал кашель больного волка, а иногда крики оленят. Вокруг была жизнь, но жизнь, полная сил и здоровья, а он понимал, что больной волк тащится по следам больного человека в надежде, что этот человек умрет первым. Утром, открыв глаза, он увидел, что волк смотрит на него тоскливо и жадно. Зверь, похожий на заморенную унылую собаку, стоял, понурив голову и поджав хвост. Он дрожал на холодном ветру и угрюмо оскалил зубы, когда человек заговорил с ним голосом, упавшим до хриплого шепота. Основная мысль –

Доказательства –

Примеры –

Вывод -

(полное имя Джон Гриффит Лондон) - значительное явление в жизни подростков. Многие из них к этому времени уже читали рассказы и повести этого писателя. Поэтому с самого начала надо познакомить ребят с его жизнью, так как она представляет большой интерес для юных читателей. Можно заранее рекомендовать шестиклассникам прочесть некоторые книги , например: Стоун Ирвин. Джек Лондон: Моряк в седле. - М., 1962. - (Сер. «ЖЗЛ»); Быков В. М. Джек Лондон. - М.: Изд-во Московского университета , 1964, и др.

Урок можно начать с чтения статьи Б. Полевого о Джеке Лондоне в учебнике-хрестоматии, после чего дети по желанию могут дополнить сведения о жизни этого писателя из самостоятельно прочитанных книг. Биография писателя явится своеобразным прологом к изучению его произведений.

Вторая часть урока посвящается чтению рассказа «Любовь к жизни». Читает сам учитель или заранее подготовленный ученик. До конца урока обычно прочитывается половина произведения. Дома учащиеся дочитывают рассказ до конца и отвечают на первые два вопроса хрестоматии:

1. Вам известны многие произведения о смелых и мужественных людях, вспомните их. Чем рассказ «Любовь к жизни» отличается от ранее прочитанных вами?
2. Что вам больше всего понравилось в нем?

Желающие выбирают одну из сцен многодневного пути героя и готовят ее выразительное чтение . Другая группа учащихся подготавливает рассказ о встрече с волком от лица героя.

Приступая к анализу рассказа «Любовь к жизни», необходимо постоянно обращаться к тексту произведения. На это рассчитаны прежде всего вопросы и задания в учебной хрестоматии.

Учащиеся перечитывают начало рассказа, обращают внимание на обстоятельства, при которых впервые знакомится читатель с героями этого произведения.

Уже много дней герои рассказа в пути. Кажется, каждый из них предельно измотан. Особо выделяются детали, которые подтверждают эту мысль: «лица их выражали терпеливую покорность - след долгих лишений», «плечи оттягивали тяжелые тюки», «оба шли сгорбившись, низко нагнув голову и не поднимая глаз», «голос звучал вяло», «говорил равнодушно» и др.

Что еще можно сказать о героях? Один из них попадает в беду. А другой - Билл - оставляет своего товарища, испугавшись, что тот будет для него обузой, рассчитывая на то, что в одиночку легче спасти жизнь.

При описании состояния героя, покинутого товарищем, важно обратить внимание на чувства, которые он испытывал. Учащиеся выделяют: «…и хотя его лицо оставалось по-прежнему тупым, в глазах появилась тоска, словно у раненого оленя». «Губы у него так сильно дрожали, что шевелились жесткие рыжие усы над ними.

Билл! - крикнул он.

Это была отчаянная мольба человека, попавшего в беду…»

Описание природы помогает в еще большей степени понять одиночество и безнадежность попавшего в беду человека, угнетенность его чувств:

«Над самым горизонтом тускло светило солнце, едва видное сквозь туман, который лежал плотной пеленой, без видимых границ и очертаний…» «Он взглянул на юг, соображая, что где-то там, за этими мрачными холмами, лежит большое Медвежье озеро и что в том же направлении проходит по канадской равнине страшный путь Полярного круга». И еще: «Он снова окинул взглядом тот круг вселенной, в котором остался теперь один. Картина была невеселая. Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев, ни кустов, ни травы - ничего, кроме беспредельной и страшной пустыни, - и в его глазах появилось выражение страха».

Что поддерживало путника после того, как Билл оставил его? Какой надеждой жил герой в начале своего пути без Билла?

После ответа на эти вопросы учащиеся прослеживают день за днем тот путь, который прошел герой . На конкретных примерах показывают, как постепенно нарастает трагизм его положения. Выразительно читаются подготовленные дома сцены многодневного пути героя. При этом обращается внимание на то, какое чувство вызывает герой в тот или иной момент. Вот эти сцены: начало пути без Билла; чувство голода и встреча с куропатками; герой освобождается от всего лишнего; встреча с медведем; «наступили страшные дни дождей и снега»; герой увидел океан; встреча с волком.

Вместо зачитывания ключевых сцен можно предложить составить план того пути, который прошел герой рассказа (план может быть цитатный). Вот примерные его пункты:

1. «Стараясь идти по следам Билла, путник перебирался от озерка к озерку по камням, торчавшим во мху, как островки».
2. «…Как ни трудно ему было идти, еще труднее было уверить себя в том, что Билл его не бросил, что Билл, конечно, ждет его у тайника. Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше, - оставалось только лечь на землю
и умереть».
3. «Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек. Их было шестьдесят семь. Чтобы не ошибиться, он пересчитал три раза».
4. «Он услышал громкое фырканье и увидел большого оленя».
5. «И когда он поднялся на ноги и поплелся дальше, мешочек лежал в тюке у него за спиной».
6. «Он полз по мокрому мху; одежда его намокла, тело зябло, но он не замечал ничего, так сильно терзал его голод. А белые куропатки все вспархивали вокруг него…»
7. «Он заглядывал в каждую лужу и наконец с наступлением сумерек увидел в такой луже одну-единственную рыбку величиной с пескаря».
8. «Наступил день - серый день без солнца… Теперь чувство голода у путника притупилось… Мысли у него прояснились, и он опять думал о Стране Маленьких Палок и о своем тайнике у реки Диз».
9. «В этот день он прошел не более десяти миль, а на следующий, двигаясь только когда позволяло сердце, не больше пяти».
10. «Он разделил золото пополам; одну половину спрятал на видном издалека выступе скалы, завернув в кусок одеяла, а другую всыпал обратно в мешочек… Но ружье он все еще не бросил».
11. «Он опять разделил золото, на этот раз просто высыпав половину на землю. К вечеру он выбросил и другую половину, оставив себе только обрывок одеяла, жестяное ведерко и ружье».
12. «Медведь отступил в сторону, угрожающе рыча, в испуге перед этим таинственным существом, которое стояло прямо и не боялось его».
13. «Наступили страшные дни дождей и снега. Он уже не помнил, когда останавливался на ночь и когда снова пускался в путь…»
14. «Там, внизу, текла широкая, медленная река. Она была ему незнакома, и это его удивило».
15. «Опять послышалось сопение и кашель, и между двумя островерхими камнями, не больше чем шагах в двадцати от себя, он увидел серую голову волка».
16. «Он шел по следам другого человека, того, который тащился на четвереньках, и скоро увидел конец его пути».
17. «…И только усилием воли он заставил себя терпеть. Потом человек перекатился на спину и уснул».

Следующий этап урока - рассказ, приготовленный дома, о встрече с волком от лица героя рассказа. В беседе после этого обращается особое внимание на то, почему в этой смертельной схватке умирающий, обессиленный человек одерживает победу.

Выделяются следующие места повествования:

«Он уже не ощущал боли. Желудок и нервы словно дремали. Однако жизнь, еще теплившаяся в нем, гнала его вперед. Он очень устал, но жизнь в нем не хотела гибнуть; и потому, что она не хотела гибнуть, человек все еще ел болотные ягоды и пескарей, пил
кипяток и следил за больным волком, не спуская с него глаз».

«Оглянувшись как-то, он увидел, что волк с жадностью лижет этот кровавый след, и ясно представил себе, каков будет его конец, если он сам не убьет волка. И тогда началась самая жестокая борьба, какая только бывает в жизни: больной человек на четвереньках и больной волк, ковылявший за ним, - оба они, полумертвые, тащились через пустыню, подстерегая друг друга.

Будь то здоровый волк, человек не стал бы так сопротивляться, но ему было неприятно думать, что он попадет в утробу этой мерзкой твари, почти падали. Ему стало противно…»

«Он знал, что не проползет и полумили. И все-таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после всего, что он перенес. Судьба требовала от него слишком многого. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней».

Рассуждения об этом кончаются ответом на вопросы, которые подводят итог беседе: Почему герой оказался победителем? В чем смысл рассказа «Любовь к жизни» и почему он так называется?

К следующему уроку учащимся предлагается сравнить героя рассказа Дж. Лондона и одного из героев самостоятельно прочитанных книг. Желающие составляют сценарий на тему «Путь к кораблю».

Урок начинается прослушиванием сценария, после чего класс приступает к сравнительной характеристике героя рассказа Джека Лондона и самостоятельно выбранного героя. Главное в этой работе - избегать жесткости и регламентации, не дать сделать этот материал скучным. В основе должны быть свободные высказывания учащихся на основе личных впечатлений. Предлагаемые вопросы являются лишь самым примерным ориентиром:

1. В каких обстоятельствах оказались герои?
2. Как они вели себя? Что общего в их поведении?
3. Чем они отличаются друг от друга?

В оставшееся время учащиеся рассматривают иллюстрации к рассказу, помещенные в хрестоматии, а также в отдельных изданиях, принесенных из дома, размышляют над тем, кто из художников наиболее удачно и выразительно изобразил героя. Называют эпизоды, которые можно было бы взять для иллюстраций. Некоторые учащиеся более подробно рассказывают о том, как они представляют себе эти рисунки.

Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы - М.: Просвещение, 2003. - 162 с.: ил.

Библиотека с учебниками и книгами на скачку бесплатно онлайн , литературе для 6 класса скачать , школьная программа по литературе, планы конспектов уроков

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки


Top