Джига танец. Лучшие танцы

«Часто важна не сама истина, а ее освещение и сила аргументации, в ее пользу развитой. Важно и то, что делится своими мыслями гениальный ученый, подсказавший всему миру, что он способен творить великое, отыскивать ключ к сокровенным тайнам природы. В этом случае позиция Менделеева, пожалуй, напоминает ту, которую занимают великие художники Шекспир или Толстой. Истины, приводимые в их творениях, стары как мир, но на вечные времена останутся юными те художественные образы, в которые эти истины облечены».

Л. А. Чугаев

«Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, в различных отделах химической технологии и других сопредельных с химией и физикой дисциплинах, глубокий знаток химической промышленности и промышленности вообще, особенно русской, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве, государственный ум, которому, к сожалению, не суждено было стать государственным человеком, но который видел и понимал задачи и будущность России лучше представителей нашей официальной власти». Такую оценку Менделееву дает Лев Александрович Чугаев.

Родился Дмитрий Менделеев 27 января (8 февраля) 1834 г. в Тобольске, семнадцатым и последним ребенком в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. В том же году отец Менделеева ослеп и вскоре лишился места (умер в 1847 г.). Вся забота о семье перешла тогда к матери Менделеева, Марии Дмитриевне, урожденной Корнильевой, женщине выдающегося ума и энергии. Она успевала одновременно и управлять небольшим стеклянный заводом, доставлявшим (вместе со скудной пенсией) более чем скромные средства к существованию, и заботиться о детях, которым дала прекрасное по тому времени образование. Очень много внимания она уделяла младшему сыну, в котором смогла разглядеть его необыкновенные способности. Однако в тобольской гимназии Менделеев учился неважно. Не все предметы ему были по душе. Охотно он занимался только математикой и физикой. Отвращение к классической школе осталось у него на всю жизнь.

Умерла Мария Дмитриевна Менделеева в 1850 г. Дмитрий Иванович Менделеев сохранил до конца своих дней благодарную о ней память. Вот что он писал много лет спустя, посвящая памяти матери свое сочинение «Исследование водных растворов по удельному весу»: «Это исследование посвящается памяти матери ее последышем. Она могла его возрастить только своим трудом, ведя заводское дело; воспитывала примером, исправляла любовью и, чтобы отдать науке, вывезла из Сибири, тратя последние средства и силы. Умирая, завещала: избегать латинского самообольщения, настаивать в труде, а не в словах, и терпеливо искать божескую или научную правду, ибо понимала, сколь часто диалектика обманывает, сколь многое еще должно узнать, и как при помощи науки, без насилия, любовно, но твердо устраняются предрассудки и ошибки, а достигаются: охрана добытой истины, свобода дальнейшего развития, общее благо и внутреннее благополучие. Заветы матери считает священными Д. Менделеев».

Благоприятную почву для развития своих способностей Менделеев нашел только в Главном педагогическом институте в Петербурге. Здесь он встретил выдающихся учителей, умевших заронить в души своих слушателей глубокий интерес к науке. В числе их были лучшие научные силы того времени, академики и профессора Петербургского университета. Самая обстановка института, при всей строгости режима закрытого учебного заведения, благодаря малому числу студентов, крайне заботливому к ним отношению и тесной связи их с профессорами давала широкую возможность для развития индивидуальных склонностей.

Студенческие исследования Менделеева относились к аналитической химии: изучение состава минералов ортита и пироксена. Впоследствии он фактически не занимался химическим анализом, но всегда рассматривал его как весьма важный инструмент для уточнения различных результатов исследований. Между тем именно анализы ортита и пироксена стали стимулом к выбору темы его дипломной работы (диссертации): «Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы к составу». Она начиналась такими словами: «Законы минералогии, как и других естественных наук, относятся к трем категориям, определяющим предметы видимого мира, — к форме, содержанию и свойствам. Законы форм подчиняются кристаллографии, законы свойств и содержания управляются законами физики и химии».

Понятие изоморфизма играло здесь существенную роль. Это явление уже несколько десятилетий изучалось западноевропейскими учеными. В России же Менделеев по существу был первым в данной области. Составленный им подробный обзор фактических данных и наблюдений и сформулированные на его основе выводы сделали бы честь любому ученому, специально занимавшемуся проблемами изоморфизма. Как вспоминал Менделеев впоследствии, «составление этой диссертации вовлекло меня в изучение более всего химических отношений. Этим она определила многое». Позже он назовет исследование изоморфизма одной из «предтеч», способствовавших открытию Периодического закона.

По окончании курса в институте Менделеев работал учителем сначала в Симферополе, затем в Одессе, где он пользовался советами Пирогова. В 1856 г. он возвратился в Санкт-Петербург, где защитил диссертацию на степень магистра химии «Об удельных объемах». 23 лет от роду он становится доцентом Петербургского университета, где читает сначала теоретическую, потом органическую химию.

В 1859 г. Менделеев был отправлен в двухгодичную командировку за границу. Если многие другие его соотечественники-химики направлялись за рубеж в основном «для совершенствования образования», не имея собственных программ исследований, то Менделеев, в отличие от них, имел четко разработанную программу. Он поехал в Гейдельберг, куда привлекали его имена Бунзена, Кирхгофа и Коппа, и там работал в организованной им самим лаборатории, преимущественно исследуя явления капиллярности и поверхностного натяжения жидкостей, а часы досуга проводил в кругу молодых русских ученых: С П. Боткина, И. М. Сеченова, И. А. Вышнеградского, А. П. Бородина и др.

В Гейдельберге Менделеев сделал значительное экспериментальное открытие: установил существование «температуры абсолютного кипения» (критической температуры), при достижении которой в определенных условиях жидкость мгновенно превращается в пар. Вскоре аналогичное наблюдение сделал ирландский химик Т. Эндрьюс. Менделеев работал в гейдельбергской лаборатории прежде всего как экспериментатор-физик, а не химик. Ему не удалось решить поставленную задачу — установить «истинную меру для сцепления жидкостей и найти ее зависимость от веса частиц». Точнее, он не успел этого сделать — истек срок его командировки.

В конце своего пребывания в Гейдельберге Менделеев записал: «Главный предмет моих занятий есть физическая химия. Еще Ньютон был убежден, что причина химических реакций лежит в простом молекулярном притяжении, обусловливающем сцепление и подобном явлениям механики. Блеск чисто химических открытий сделал современную химию совершенно специальною наукою, оторвав ее от физики и механики, но, несомненно, должно настать время, когда химическое сродство будет рассматриваться как механическое явление... Я выбрал своею специальностью те вопросы, решение которых может приблизить это время».

Этот рукописный документ сохранился в архиве Менделеева, в нем он, по существу, высказал свои «заветные мысли» относительно направлений познания глубинной сущности химических явлений.

В 1861 г. Менделеев возвращается в Санкт-Петербург, где возобновляет чтение лекций по органической химии в университете и публикует работы, целиком посвященные органической химии. Одна из них, сугубо теоретическая, называется «Опыт теории пределов органических соединений». В ней он развивает оригинальные представления о предельных их формах в отдельных гомологических рядах. Таким образом Менделеев оказывается одним из первых теоретиков в области органической химии в России. Он выпускает замечательный по тому времени учебник «Органическая химия» — первый отечественный учебник, в котором идеей, объединяющей всю совокупность органических соединений, является теория пределов, оригинально и всесторонне развитая. Первое издание быстро разошлось, и в следующем году ученик был переиздан. За свой труд ученый удостаивается Демидовской премии — высшей научной награды России того времени. Спустя некоторое время так охарактеризует его А. М. Бутлеров: «Это единственный и превосходный оригинальный русский труд по органической химии, лишь потому неизвестный в Западной Европе, что ему еще не нашелся переводчик».

Тем не менее органическая химия не стала сколько-либо приметной сферой деятельности Менделеева. В 1863 г. физико-математический факультет Петербургского университета избирает его профессором на кафедру технологии, но из-за отсутствия у него степени магистра технологии его утверждают в должности только в 1865 г. До этого, в 1864 г., Менделеев был избран также профессором Петербургского технологического института.

В 1865 г. он защитил диссертацию «О соединениях спирта с водой» на степень доктора химии, а в 1867 г. получил в университете кафедру неорганической (общей) химии, которую и занимал в течение 23 лет. Приступив к подготовке лекций, он обнаружил, что ни в России, ни за рубежом нет курса общей химии, достойного быть рекомендованным студентам. И тогда он решил написать его сам. Эта фундаментальная работа, получившая название «Основы химии», выходила в течение нескольких лет отдельными выпусками. Первый выпуск, содержащий введение, рассмотрение общих вопросов химии, описание свойств водорода, кислорода и азота, был закончен сравнительно быстро — он появился уже летом 1868 г. Но, работая над вторым выпуском, Менделеев столкнулся с большими затруднениями, связанными с систематизацией и последовательностью изложения материала, описывающего химические элементы. Сначала Дмитрий Иванович Менделеев хотел сгруппировать все описываемые им элементы по валентностям, но потом выбрал другой метод и объединил их в отдельные группы, исходя из сходства свойств и атомного веса. Размышление над этим вопросом вплотную подвело Менделеева к главному открытию его жизни, которое было названо Периодическая система Менделеева.

То, что некоторые химические элементы проявляют черты явного сходства, для химиков тех лет не было секретом. Сходство между литием, натрием и калием, между хлором, бромом и йодом или между кальцием, стронцием и барием бросалось в глаза. В 1857 г. шведский ученый Ленсен объединил по химическому сходству несколько «триад»: рутений — родий — палладий; осмий — платина — иридий; марганец — железо — кобальт. Были сделаны даже попытки составить таблицы элементов. В библиотеке Менделеева хранилась книга немецкого химика Гмелина, который опубликовал такую таблицу в 1843 г. В 1857 г. английский химик Одлинг предложил свой вариант. Однако ни одна из предложенных систем не охватывала всю совокупность известных химических элементов. Хотя существование отдельных групп и отдельных семейств можно было считать установленным фактом, связь этих групп между собой оставалась непонятной.

Менделееву удалось найти ее, расположив все элементы в порядке возрастания их атомной массы. Установление периодической закономерности потребовало от него огромного напряжения мысли. Написав на отдельных карточках элементы с их атомными весами и коренными свойствами, Менделеев стал раскладывать их в разнообразных комбинациях, переставляя и меняя местами. Дело осложнялось тем, что многие элементы в то время еще не были открыты, а атомные веса уже известных определены с большими неточностями. Тем не менее искомая закономерность вскоре была обнаружена. Сам Менделеев таким образом рассказывал об открытии им Периодического закона: «Заподозрив о существовании взаимосвязи между элементами еще в студенческие годы, я не уставал обдумывать эту проблему со всех сторон, собирал материалы, сравнивал и сопоставлял цифры. Наконец настало время, когда проблема созрела, когда решение, казалось, вот-вот готово было сложиться в голове. Как это всегда бывало в моей жизни, предчувствие близкого разрешения мучившего меня вопроса привело меня в возбужденное состояние. В течение нескольких недель я спал урывками, пытаясь найти тот магический принцип, который сразу привел бы в порядок всю груду накопленного за 15 лет материала. И вот в одно прекрасное утро, проведя бессонную ночь и отчаявшись найти решение, я, не раздеваясь, прилег на диван в кабинете и заснул. И во сне мне совершенно явственно представилась таблица. Я тут же проснулся и набросал увиденную во сне таблицу на первом же подвернувшемся под руку клочке бумаги».

Таким образом, легенду, будто бы Периодическая таблица приснилась ему во сне, Менделеев придумал сам, для настырных поклонников науки, не понимающих, что такое озарение.

Менделеев, будучи химиком, за основу своей системы взял химические свойства элементов, решив расположить химически похожие элементы друг под другом, при этом соблюдая принцип возрастания атомных весов. Ничего не вышло! Тогда ученый просто взял и произвольно изменил атомные веса нескольких элементов (например, он присвоил урану атомный вес 240 вместо принятого 60, т. е. увеличил в четыре раза!), переставил местами кобальт и никель, теллур и йод, поставил три пустые карточки, предсказав существование трех неизвестных элементов. Опубликовав в 1869 г. первый вариант своей таблицы, он открыл закон, что «свойства элементов стоят в периодической зависимости от их атомного веса».

Это было самое главное в открытии Менделеева, позволявшее связать воедино все казавшиеся до этого разрозненными группы элементов. Неожиданные сбои в этом периодическом ряду Менделеев совершенно правильно объяснил тем, что науке известны еще не все химические элементы. В своей таблице он оставил незаполненные клеточки, однако предсказал атомный вес и химические свойства предполагаемых элементов. Он также поправил ряд неточно определенных атомных масс элементов, и дальнейшие исследования полностью подтвердили его правоту.

Первый, еще несовершенный набросок таблицы в следующие годы подвергся переконструированию. Уже в 1869 г. Менделеев поместил галогены и щелочные металлы не в центре таблицы, как раньше, а по ее краям (как это делается теперь). В следующие годы Менделеев исправил атомные веса одиннадцати элементов и изменил местоположение двадцати. В итоге в 1871 г. появилась статья «Периодическая законность для химических элементов», в которой периодическая таблица приняла вполне современный вид. Статья была переведена на немецкий язык и оттиски ее были разосланы многим известным европейским химикам. Но, увы, никто не оценил важности сделанного открытия. Отношение к Периодическому закону изменилось только в 1875 г., когда Ф. Лекокде Буабодран открыл новый элемент — галлий, свойства которого поразительно совпадали с предсказаниями Менделеева (он назвал этот неизвестный еще элемент экаалюминием). Новым триумфом Менделеева стало открытие в 1879 г. скандия, а в 1886 г. германия, свойства которых также полностью соответствовали описаниям Менделеева.

До конца жизни он продолжал развивать и совершенствовать учение о периодичности. Открытия в 1890-х явления радиоактивности и благородных газов поставили периодическую систему перед серьезными трудностями. Проблема размещения в таблице гелия, аргона и их аналогов успешно разрешилась лишь в 1900 г.: они были помещены в самостоятельную нулевую группу. Дальнейшие открытия помогли связать со структурой системы обилие радиоэлементов.

Сам Менделеев считал главным изъяном Периодического закона и периодической системы отсутствие их строгого физического объяснения. Оно было невозможно, пока не была разработана модель атома. Однако он твердо верил, что «по видимости, периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает» (запись в дневнике от 10 июля 1905 г.), и XX столетие дало множество подтверждений этой уверенности Менделеева.

Идеи Периодического закона, окончательно сформировавшиеся во время работы над учебником, определили структуру «Основ химии» (последний выпуск курса с приложенной к нему Периодической таблицей вышел в 1871 г.) и придали этому труду поразительную стройность и фундаментальность. Весь накопленный к этому времени огромный фактический материал по самым разным отраслям химии был впервые изложен здесь в виде стройной научной системы. «Основы химии» выдержали восемь изданий и были переведены на основные европейские языки.

Работая над изданием «Основ», Менделеев активно занимался исследованиями в области неорганической химии. В частности, он хотел найти предсказанные им элементы в природных минералах, а также внести ясность в проблему «Редких земель», чрезвычайно сходных по свойствам и плохо «укладывавшимися» в таблицу. Однако подобные исследования вряд ли были по силам одному ученому. Менделеев не мог зря тратить время, и в конце 1871 г. он обращается к совершенно новой тематике — исследованию газов.

Эксперименты с газами приобрели вполне конкретный характер — это были чисто физические исследования. Менделеева по праву можно считать одним из крупнейших среди немногочисленных физиков-экспериментаторов России второй половины XIX века. Как и в Гейдельберге, он занимался конструированием и изготовлением различных физических приборов.

Менделеев исследовал сжимаемость газов и термический коэффициент их расширения в широком интервале давлений. Осуществить полностью намеченные работы ему не довелось, однако и то, что он успел сделать, стало заметным вкладом в физику газов.

Прежде всего сюда относится вывод уравнения состояния идеального газа, содержащего универсальную газовую постоянную. Именно введение этой величины сыграло важнейшую роль в развитии физики газов и термодинамики. При описании свойств реальных газов он также был недалек от истины.

Физическая «составляющая» творчества Менделеева отчетливо проявляется в 1870-1880-х годах. Из почти двухсот опубликованных им в этот период работ по крайней мере две трети были посвящены исследованиям упругости газов, различным вопросам метеорологии, в частности измерению температуры верхних слоев атмосферы, уточнению закономерностей зависимости атмосферного давления от высоты, для чего он разрабатывал конструкции летательных аппаратов, позволяющих проводить наблюдения температуры, давления и влажности на больших высотах.

Научные работы Менделеева составляют лишь небольшую часть его творческого наследия. По справедливому замечанию одного из биографов, «наука и промышленность, сельское хозяйство, народное образование, общественные и государственные вопросы, мир искусства — все привлекало его внимание, и везде он выказывал свою могучую индивидуальность».

В 1890 г. Менделеев покинул Петербургский университет в знак протеста против ущемления университетской автономии и посвятил все свои силы практическим задачам. Еще в 1860-е годы Дмитрий Иванович начал заниматься проблемами конкретных производств и целых отраслей, изучал условия экономического развития отдельных регионов. По мере накопления материала он переходит к разработке собственной программы социально-экономического развития страны, которую излагает в многочисленных публикациях. Правительство привлекает его к разработке практических экономических вопросов, в первую очередь по таможенным тарифам.

Последовательный сторонник протекционизма, Менделеев сыграл выдающуюся роль в формировании и осуществлении таможенно-тарифной политики России в конце XIX — начале XX века. При его деятельном участии в 1890 г. создается проект нового таможенного тарифа, в котором последовательно проводится покровительственная система, а в 1891 г. выходит в свет замечательная книга «Толковый тариф», представляющая комментарий к этому проекту и вместе с тем глубоко продуманный обзор российской промышленности с указанием на ее нужды и будущие перспективы. Этот капитальный труд стал своеобразной экономической энциклопедией пореформенной России. Сам Менделеев считал его первостепенным делом и занимался им увлеченно. «Какой я химик, я — политэконом; что там «Основы» [химии], вот «Толковый тариф» — это другое дело», — говорил он. Особенностью творческого метода Менделеева было полное «погружение» в интересующую его тему, когда в течение некоторого времени работа велась непрерывно, нередко почти круглосуточно. В результате внушительные по объему научные труды создавались им в поразительно короткие сроки.

Морское и военное министерства поручают Менделееву (1891 г.) разработку вопроса о бездымном порохе, и он (после заграничной командировки) в 1892 г. блестящим образом выполняет эту задачу. Предложенный им «пироколлодий» оказался превосходным типом бездымного пороха, притом универсальным и легко приспособляемым ко всякому огнестрельному оружию. (Впоследствии Россия закупала у американцев, приобретших патент, «менделеевский» порох).

В 1893 г. Менделеев был назначен управляющим только что преобразованной по его же указаниям Главной палаты мер и весов, и на этом посту оставался до конца своей жизни. Там Менделеев организует ряд работ по метрологии. В 1899 г. он совершает поездку на уральские заводы. В результате появилась обширная и в высшей степени содержательная монография о состоянии уральской промышленности.

Общий объем работ Менделеева на экономические темы составляет сотни печатных листов, а сам ученый считал свой труд одним из трех главных направлений служения Родине, наряду с работами в области естествознания и преподавательской деятельностью. Менделеев выступал за промышленный путь развития России: «Я не был и не буду ни фабрикантом, ни заводчиком, ни торговцем, но я знаю, что без них, без придания им важного и существенного значения нельзя думать о прочном развитии благосостояния России».

Его работы и выступления отличались ярким и образным языком, эмоциональной и заинтересованной манерой подачи материала, т. е. тем, что было характерно для неповторимого «менделеевского стиля», «природную диковатость сибиряка», не поддававшуюся никогда никакому лоску», производивших неизгладимое впечатление на современников.

Менделеев многие годы оставался на переднем крае борьбы за экономическое развитие страны. Ему приходилось опровергать обвинения в том, что его деятельность по пропаганде идей индустриализации была обусловлена личной заинтересованностью. В дневниковой записи от 10 июля 1905 г. ученый также отмечал, что свою задачу видел в привлечении капиталов к промышленности, «не мараясь соприкосновением с ними... Пусть тут меня судят, как и кто хочет, мне не в чем каяться, ибо ни капиталу, ни грубой силе, ни своему достатку я ни на йоту при этом не служил, а только старался и, пока могу, буду стараться дать плодотворное, промышленно-реальное дело свое стране... Науки и промышленность — вот мои мечты».

Заботясь о развитии отечественной промышленности, Менделеев не мог обойти проблемы охраны природы. Уже в 1859 г. 25-летний ученый публикует в первом номере московского журнала «Вестник промышленности» статью «О происхождении и уничтожении дыма». Автор указывает на большой вред, который наносят неочищенные отработанные газы: «Дым затемняет день, проникает в жилища, грязнит фасады зданий и общественные памятники и причиняет многие неудобства и нездоровья». Менделеев рассчитывает теоретически необходимое количество воздуха для полного сгорания топлива, анализирует состав топлива различных сортов, процесс горения. Особо подчеркивает он вредное влияние содержащихся в углях серы и азота. Это замечание Менделеева особенно актуально сегодня, когда в различных промышленных установках и на транспорте кроме угля сжигается много дизельного топлива и мазута, имеющих высокое содержание серы.

В 1888 г. Менделеев разработал проект по расчистке Дона и Северского Донца, обсуждавшийся с представителями городских властей. В 1890-е ученый принял участие в издании энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, где публикует ряд статей на темы сохранения природы и ресурсов. В статье «Вода сточная» он подробно рассматривает естественную очистку сточных вод, на ряде примеров показывает, как можно очистить сточные воды промышленных предприятий. В статье «Отбросы или остатки (технические)» Менделеев приводит много примеров полезной переработки отходов, особенно промышленных. «Утилизация отбросов, — пишет он, — говоря вообще, есть превращение бесполезного в ценные по свойствам товары, и это составляет одно из важнейших завоеваний современной техники».

Широту работ Менделеева, посвященных сохранению природных ресурсов, характеризуют его исследования в области лесного хозяйства при поездке на Урал в 1899 г. Менделеев тщательно изучил прирост различных сортов деревьев (сосны, ели, пихты, березы, лиственницы и др.) на громадной площади Уральского края и Тобольской губернии. Ученый настаивал на том, «чтобы годовое потребление было равно годовому приросту, ибо тогда потомкам останется столько же, сколько получено нами».

Появление могучей фигуры ученого-энциклопедиста и мыслителя было ответом на потребности развивающейся России. Творческий гений Менделеева был востребован временем. Размышляя над результатами своей многолетней научной деятельности и принимая вызовы времени, Менделеев все больше обращался к социально-экономической проблематике, исследовал закономерности исторического процесса, выяснял сущность и особенности современной ему эпохи. Примечательно, что такая направленность движения мысли является одной из характерных интеллектуальных традиций отечественной науки.

Ирландская джига - популярный далеко за пределами своей исторической родины танец. Наверняка каждый, кто имеет какое-либо отношение к танцам, сам неоднократно выплясывал джигу или хотя бы просто слышал о ней. Однако мало кто знает, что настоящая джига - это не просто прыжки. Это действительно оригинальный танец с массой нюансов.

Происхождение танца

Основой для появления и становления джиги как танца является старинный кельтский танец, название которого напрямую зависело от музыки, под которую он исполнялся. А название музыки - это производная от французского слова «gigue», старинное значение которого - скрипка.

Именно поэтому ирландская джига - это один из многочисленных народных танцев, который исполняется под аккомпанемент скрипки. В конкретном случае речь идет об оригинальной кельтской скрипке. В культуре представлен шотландский и ирландский варианты джиги, но в общемировом значении более широкой популярностью пользуется именно ирландская джига.

Сам танец обычно исполняется в характерном ритме 6/8 под музыку скрипки. Поскольку джига характеризуется изобилием прыжков, она сразу же приобрела торжественный, веселый характер. Именно поэтому ее чаще всего исполняют на свадьбах.

Ирландская джига состоит из группы прыжков и специальных шагов, простых в исполнении, но требующих определенной практики.

Среди основных разновидностей джиги выделяют:
1) Treble Jig - это самая медленная вариация джиги. Ее, как правило, танцуют в специальных жестких ботинках с тактовым размером 6/8;
2) Single Jig - самая элементарная вариация джиги. Ее танцуют в мягких ботиночках с размером такта 12/8 или 6/8;
3) Double Jig - вариация танца, которой характерно четкое отбивание заданного ритма;
4) Slip Jig - иногда эту вариацию еще называют оригинальным ирландским балетом из-за грациозности и изящества. Танцу характерен размер 9/8.

Популярность ирландской джиги

После оглушительного успеха проекта Riverdance кельтские и ирландские танцы стали невероятно популярны по всему миру. В последнее время все больше танцевальных трупп специализируются именно на этой разновидности культурного танца. Открываются новые школы ирландских танцев, которые помогают всем желающим освоить азы этого уникального искусства.

Сегодня можно со всей уверенностью заявить, что даже по прошествии тысячи лет после своего появления ирландская джига не потеряла своего очарования и актуальности.

Эротический танец - это движения, совпадающие с ритмом музыки, и включающие элементы оголения тела, это завораживающий танец соблазнения. Если заглянуть в его историю, то можно увидеть, что он нередко представлял собой какой-либо обряд, артистичное представление. Древнейшая история эротического...

Задорные ирландские танцы зародились в XI веке. Во время английской колонизации Ирландии, начавшейся в середине XVII века и длившейся в течение 150-ти лет, преследовались все проявления местной культуры, в том числе и танцы. В этот период сельские вечеринки и обучение танцам бродячими мастерами...

В Италии особенно популярен национальный танец Тарантелла. При его упоминании перед глазами возникают пары, которые кружатся без остановки в бешеном темпе. Этот танец исполняется на свадьбах. Появился он на юге страны несколько столетий назад. История происхождения танца за прошедшие годы обросла...

Больше подойдет двойная джига, которая несет боевой дух. Размер этой джиги 12/8 ("раз-два-три раз-два-три раз-два-три раз-два-три"). Исполняется преимущественно в линию (символизирует крепостную стену) в быстром ритме, объединяя группу в единое целое. Мягкая обувь наиболее удобна для двойной джиги.Медленную тройную джигу исполняют в жестких ботинках и под размер 6/8. Танец характеризуется многочисленными прыжками и пируэтами.И, наконец, скользящая джига - самый женственный из всех танцев джиги. Танцуют только девушки в мягкой обуви, так как скольжения, раскачивания на носках удаются только в удобных эластичных туфлях. Размером скользящей джиги является размер 9/8 ("раз-два-три раз-два-три раз-два-три").

Какой бы вид джиги вы не предпочли, выполните традиционную разминку. Делайте основной упор на разработку стоп, так как спина и руки в танце неподвижны. Держите спину прямо, чтобы сохранять равновесие для красивого эффектного прыжка.

Разучите танец. Молодые люди становятся напротив девушек. Делайте шаг вперед правой, а затем левой ногой. Далее шагните правой ногой вперед с прыжком и соприкоснитесь с партнером предплечьем правой руки; сделайте шаг назад на левую ногу.

Сделайте 2 шага назад с 2 прыжками (приземление при первом прыжке на правую ногу, при втором - на левую). Повторите 3 раза.

Повторите 4 раза, руками немного коснитесь предплечья партнера.

Сделайте 2 шага вперед и прыжок вперед. При прыжке повернитесь на 90 градусов влево и сделайте хлопок ладонями над головой партнера. Далее снова повернитесь на 90 градусов и становитесь на место партнера. Повторите 3 раза.

Левой рукой держитесь за кисть партнера, а правой - за талию. Кружитесь прыжками до последней пары танцоров. Займите место в конце ряда.

В это время остальные хлопают, и ряд медленно движется к началу. Таким образом все танцоры должны занять свои места.

Видео по теме

Обратите внимание

Техника играет первостепенную роль в ирландских танцах. Джига не хуже атлетики помогает развивать все группы мышц ног, подтянуть ягодицы, укрепить спину и накачать пресс, плюсом ко всему вы сможете исправить плоскостопие.

Полезный совет

Женское платье для танца джига должно быть коротким, ярким, с кельтскими узорами и с широкой юбкой для удобства движений. Образ дополняется белыми гольфами до колена. Волосы должны быть кудрявые.

Мужской костюм состоит из нешироких штанов и рубашки с широкими рукавами.

Ирландские танцы популярны по всему миру, но особую любовь они завоевали на просторах СНГ. Возможно, это случилось потому, что противоречивой русской душе показался вдохновляющим путь гонений и запретов, через который прошли ирландцы, из поколения в поколение сумевшие передать свою культуру. Кроме того, ирландские танцы – это красивое и эффектное зрелище.

Инструкция

Ирландские танцоры используют два вида обуви – мягкие тапочки на шнуровке без и набоек – софты и харды - жесткие туфли с небольшим каблуком и набойкой на носу, за счет чего туфли приобретают весьма интересный вид. Начинающему танцору лучше всего за неимением софтов начать заниматься в балетках или чешках. А вот с танцами, исполняемыми в жесткой обуви, придется подождать. Харды – весьма специфичная обувь, которую нельзя заменить обычными туфлями или кроссовками, поэтому, если вы все-таки решили научиться танцевать и эти разновидности ирландских танцев, придется заказывать обувь из Ирландии.

На соревнованиях по ирландским танцам вы могли видеть -танцоров в коротких с широкой юбкой, расшитых кельтскими узорами. Молодые люди выступают в узких брюках, рубашках с широкими рукавами и жилетках. Начинающему же танцору- удобнее всего будет заниматься в короткой юбке или , молодые люди могут взять на занятие шорты или неширокие брюки. Важно, чтобы одежда не стесняла движений.

Ирландский танец состоит из основных движений – прыжков, движений как ступней, так и всей ногой. Танцы в жесткой обуви включают в себя треблы – два быстрых удара по полу носком ботинка, клики – удары каблуками друг о друга, удары по полу полной стопой, а также прыжки. Хотя танцевальные элементы одинаковые, каждая школа имеет свои собственные рисунки танцев. Именно поэтому запрещена видеосъемка соревнований. Если вы решили научиться ирландским танцам, вам необходимо записаться в танцевальную школу. Обычно школы танцев проводят набор один или два раза в год – в сентябре и в январе.

Разумеется, базовые элементы можно начинать учить дома, используя описания или видеоуроки. Однако следует знать, что это может быть травмоопасно, ведь ирландские танцы включают в себя прыжки, и очень важно уметь правильно приземляться. Опытный мастер танцев объяснит вам, как это нужно делать, в противном случае вы рискуете серьезно повредить голеностоп.

Связанная статья

Интерес к ирландским танцам у российской публики появился после феерических выступлений коллективов Lord of the dance и Riverdance. Они стали настолько популярными, что в некоторых фитнесс-клубах на тренировках используются элементы и движения традиционных ирландских плясок.

Инструкция

Запишитесь в студию ирландского танца, если таковая имеется в городе, где вы живете. В Москве вы можете обратиться в школу Марии Сингал, IRIDAN, Ars Longa, в Санкт-Петербурге успешно работают Triskal, «Диваданс», Shamrock. В Казани есть ирландского танца Sonas. Занятия для в большинстве из них проводятся дважды в неделю, продолжительность 1,5-2 часа. Если вы хотите позаниматься для себя, то можете выбрать и обычную студию, в программу обучения которой входят элементы ирландского танца. Если же вы ставите перед собой такие цели, как выступление на международных соревнованиях, обратитесь в школу, учителя которой имеют международные сертификаты An Coimisiun le Rinci Gaelacha, T.C.R.G. или Т.M.R.F.

Посмотрите шоу ирландских танцев Riverdance и Lord of the dance. Записи этих представлений можно приобрести на DVD или найти в сети в свободном доступе. Попробуйте повторить движения солистов, основные элементы танца. Помните, что лишь специалист может разъяснить вам тонкости, поскольку в исполнении трюков ногами задействованы такие группы мышц, которые практически не используются в повседневной жизни.

Изучите -классы, записанные лучшими специалистами и участниками известных шоу. Некоторые из них можно найти на сайтах известных школ в свободном доступе, также можно обратиться к сотрудникам студии с запросом и приобрести DVD с записью занятий и разъяснений. Однако копирование движений фигуры на экране, к сожалению, не гарантирует вам, что вы освоите движения, даже если у вас хорошая хореографическая подготовка.

Имейте в виду, что для занятий ирландскими танцами нужна специальная обувь. Перед покупкой первой пары лучше всего получить консультацию специалиста, новичкам обычно предлагают ботинки с жесткой подошвой.

Видео по теме

Обратите внимание

Обратите внимание, что в отношении костюмов, в которых исполняются ирландские танцы на соревнованиях, установлены очень жесткие правила.

Источники:

  • Правила CLRG о костюмах

Что представляет себе человек, вспоминая Шотландию? Безусловно, традиционный шотландский килт, звук шотландской волынки, качественный шотландский виски… Но и шотландские танцы пользуются не меньшей популярностью.

Шотландские бальные танцы

Иногда их еще называют шотландскими кантри-танцами. Танец происходит в паре, но мужчины и расходятся в две линии, друг напротив друга. Таких танцев существует более 10000, но почти для каждого достаточно четырех таких пар. Принцип же шотландского бального танца состоит в том, что как только заиграет музыка, одна или несколько пар начинаются двигаться по заранее заданным траекториям, осуществляя перемещениями причудливые узоры.

Хайланд

Сольный, чисто мужской танец. Можно с уверенностью сказать, что является одним из самых зрелищных шотландских танцев. Если в предыдущем танце акцент был сделан на простые и незатейливые движения, то хайланд подразумевает под собой четкость и уверенность в движении ног, а руки здесь нужны для того, чтобы изображать рога оленя. При хайланде мужчина должен держать свой корпус прямо, руки обычно находятся в неизменном положении, а сам танец представляет собой череду прыжков на полупальцах. В Шотландии данный танец является неким соревновательным, поэтому от танцоров требуются высокий уровень исполнения и физической подготовки. Кроме того, нужно отметить, что без этого танца не обходится ни один фестиваль, например, Горские игры.

Ледис степ

Этот танец – тоже сольный, но, как видно из названия, уже женский. И соответственно, он сочетает в себе мягкие и грациозные движения, показывающие пластичность женской натуры.

Кейп-Бретон степ

Это шотландский степ, который может исполняться представителями обоих полов сольно. Обычно такой танец исполняется на различных праздниках и вечеринках. Манера исполнения в этом танце называется «Близко к полу», то есть все движения ног происходят близко к земле или полу, а размашистые махи ногами показывают непрофессионализм танцоров.

Сейчас существует даже официальная организация шотландских танцев – Королевское Общество Шотландских Бальных Танцев. В нем состоит около 25000 человек. А если к их числу причислить тех, кто «по-шотландски» неофициально, то можно с уверенностью сказать, что шотландские танцы имеют успех во всем мире!

Джига считается одним из самых древних ирландских танцев, по сей день сохраненных в этой национальной культуре, хоть и исполняется в настоящее время преимущественно в постановочной форме.

Данный экспрессивный ирландский танец имеет несколько вариантов исполнения. При чем разделяются они по достаточно необычным классификациям — в зависимости от скорости, которую набирают танцующие, и в зависимости от используемых видов обуви.

История возникновения

Считается, что название танцу дала одноименная мелодия, которая еще в XII веке исполнялась на скрипке во время проведения публичных ярмарок.

Танец джига изначально был парным. Однако, подхваченная моряками, джига превратилась в энергичный, быстрый и комичный сольный танец.

Английская колонизация предполагала искоренение ирландской культуры, поэтому в XVII веке существовал запрет на национальную музыку и танцы. Более полутора веков народным танцам обучались тайно под руководством бродячих учителей.

С мастерами танцев, передающими свои умения всем желающим, связано возникновение первых танцевальных школ в XVIII веке. Деятельность Гэльской лиги по стандартизации и формализации ирландских танцев в XX веке повысила требования к обучению и исполнению.

В настоящее время джига в числе других сольных танцев существует и как соревновательный вид, и как танцевальное шоу. Динамичность, экспрессивность движений джиги, эмоциональность исполнения поражают воображение и завораживают зрителей.

Благодаря зрелищности ирландские танцы стали популярны во многих странах мира, их изучают, также как и в Ирландии, в специально организованных танцевальных школах.

Что такое джига?

Термином «джига» обозначается одновременно как сам танец, так и музыка, под которую он исполняется. Разного вида музыка соответствует конкретным видам джиги. Однако музыкальный размер всех видов джиги, кроме слип-джиги, – 6/8, а последняя исполняется под музыку с размером 9/8.

Для каждого вида джиги есть требования в каком виде обуви она должна исполняться – в жесткой или мягкой. Жесткая обувь – это туфли, как правило, черного цвета со специальной набойкой на носу, небольшим каблуком и дополнительным креплением в виде ремешка. Мягкая обувь у женщин – это мягкие кожаные тапочки с длинными шнурками без каблука, чем-то похожие на балетки, у мужчин – ботинки с мягкой подошвой и небольшим каблуком.

Виды джиги и их особенности

В зависимости от музыкального размера и характера танца выделяют несколько видов джиги:

простая, мягкая или одинарная – сингл-джига (single jig)

двойная — дабл-джига (double jig)

тройная — трэбл-джига (treble jig)

слип-джига (slip jig)

По видам обуви, надетой во время исполнения танца, можно выделить:

лайт- джигу

хэви-джигу

Сингл-джига

Один из самых распространенных и самых простых видов джиги. Исполняется чаще начинающими танцорами и обычно в мягкой обуви, т.е. исполняется без ударных движений и звуков.

Дабл-джига

Исполняется как в мягкой, так и в жесткой обуви. По характеру движений это преимущественно мужской танец с присущим ему духом воина. Основной рисунок в хореографии – линия. Танцуется в более быстром темпе, чем сингл-джига, с отбиванием ритма.

Трэбл-джига

По характеру исполнения медленнее, чем другие виды. Исполняется исключительно в жесткой обуви. В танце присутствуют характерные прыжки, пируэты и махи. Традиционная трэбл-джига танцуется с ритмом 92 удара в минуту, а нетрадиционная еще в более медленном темпе – 73 удара в минуту, что требует особенного мастерства.

Слип-джига

В настоящее время существует исключительно как женский танец. Хотя в середине XX века исполнялась как мужчинами, так и в парном варианте. От других видов джиги отличается музыкальным размером и исполнением в мягкой обуви. По особенной манере исполнения слип-джигу называют «ирландским балетом». Обусловлено это специфическими движениями в виде пируэтов, раскачиваний и прыжков. Например, «олений прыжок» выполняется с зависанием, как бы приподнимающим танцора над сценой. Этот танец является техничным из-за сложноорганизованных групп движений.


Джига – это старинный британский танец. Происхождение у него кельтское. Скорость джиги быстрая. Джига является одной из основных мелодий, которая используется в шотландских и ирландских танцах.




Свое название джига получила от музыкального инструмента, а именно, небольшого размера скрипки. На такой скрипке в 12 веке играли мелодии для танцоров. Первое время джига была парным танцем, однако постепенно она начала распространяться в виде сольного, а позже в качестве сольного комического танца. В начале 18 века свое широкое развитие получила итальянская джига. В 18 веке джига уступила место менуэту, гавоту и другим набирающим популярность европейским танцам и закрепилась в народе.

Джига в ирландских танцах

Джига в последующем стала основой для многих ирландских танцев, и ее мелодия, как правило, звучит в трех вариантах. В зависимости от скорости, которую набирал танец, джига делилась на сингл-джигу, дабл-джигу и требл-джигу.

Сингл-джига

Сингл-джига является одной из самых простых разновидностей этого танца. Этот тип получил наибольшее распространение в Европе. В современное время, обучение джиге начинают именно с сингл-джиги, так как этот вид более прост в освоении.

Дабл-джига

Дабл-джига исполняется в более быстром темпе. Танцуя дабл-джигу, танцоры надевают мягкую обувь и во время танца отбивают ритм на манер ирландской чечетки.

Трэбл-джига

Трэбл-джига танцуется в более медленном темпе. Танцоры надевают жесткие ботинки. Основные танцевальные элементы это всевозможные пируэты, прыжки, махи. Многие танцевальные движения исполняются чередуя сингл-джигу, дабл-джигу и требл-джигу, тем самым меняя темп танца.

На современном этапе джига пользуется популярностью в узких кругах. В некоторых европейских странах и США создаются специализированные школы по обучению этого исторического танца.




Top