Джордж Гершвин: биография, интересные факты, творчество. Цикл концертов «Гершвин и его время Гершвин и его время

by Записки Дикой Хозяйки

Эта история началась давным-давно в 1893 году! На пароходе, совершавшем рейс по маршруту Санкт-Петербург – Нью-Йорк, сапожник Марк Гершович познакомился с дочерью скорняка Розой Брускиной. Они уезжали из России, спасаясь от погромов, постоянных унижений, бедности и надеясь на лучшую жизнь.

Молодые люди поженились два года спустя и обосновались в деревянном доме на Снедикер-авеню в Нью-Йорке. Там появился на свет их первенец Изя, которого родители на американский манер называли Айрой. Ну а 26 сентября 1898 года Роза родила еще одного мальчика Яшу. Весь мир знает его как Джорджа Гершвина – классика музыки 20 века и короля бродвейских и голливудских мюзиклов.

Он рос уличным сорванцом, если не сказать, хулиганом, к тому же и учился очень плохо! «Господи, что получится из этого мальчика!» - патетически восклицал папа Гершович. Все неожиданно изменилось, когда на концерте в школе Яша впервые услышал известного скрипача Макса Розенцвейга. Полтора часа после концерта ждал Джордж солиста, не обращая внимания на проливной дождь, а, обнаружив, что тот ушел другим ходом, помчался к нему домой.

Они подружились. «Макс открыл для меня мир музыки», - вспоминал композитор. В доме у Розенцвейга Джордж сам научился играть на фортепиано, подбирая по слуху популярные мелодии. Родители несколько раз пытались нанимать ему учителей, однако с ними отношения у Джорджа не складывались. Он так и остался самоучкой.

В 15 лет он нашел работу пианиста-аккомпаниатора в издательстве «Ремик и К». Вскоре появились знакомства в театральных кругах, и в 1918 Джордж Гершвин представил на Бродвее свой первый мюзикл. Закончилось все провалом, впрочем, молодой человек не унывал. Он буквально заваливал бродвейских продюсеров своими произведениями.

Наконец, в 1924году, ему улыбнулась удача. Мюзикл на его музыку «Детка, будь умницей» («Lady, Be Good») стал настоящим бродвейским хитом. Для этого шоу Гершвин написал композицию, которую многие считают одной из лучших любовных баллад 20 века, – «Любимый мой» («The Man I love»).

Кстати, эта композиция, как и практически все песни и мюзиклы Джорджа Гершвина, написана на стихи его старшего брата Айры – профессионального поэта и литератора. «Рапсодия в стиле блюз» и мюзикл «Lady, Be Good» принесли хорошие деньги. Это позволило семье Гершвиных переехать из захолустного района в собственный пятиэтажный дом на 103 улице, а Джорджу – отправится в путешествие по Европе.

В Париже он познакомился с прославленным французским композитором Морисом Равелем и даже пытался уговорить мэтра дать ему несколько уроков композиции:

Но зачем вам учиться? - спросил Равель. - Вы и так знамениты. Сколько вы зарабатываете?
- Сто тысяч долларов в год, - смущенно ответил Джордж Гершвин .
- Потрясающе! - воскликнул Равель, - тогда я хотел бы сам брать у вас уроки!

Из поездки по Европе Гершвин вернулся с наброском симфонической поэмы «Американец в Париже». Ее исполнили в филармоническом обществе Нью-Йорка и благополучно забыли. Многие мелодии братья Гершвины впоследствии использовали для написания песен. Ну а в 1951 году, когда Джорджа уже не было на свете, режиссер Винсент Минелли снял чудесный мюзикл «Американец в Париже» на песни братьев Гершвинов: о любви художника Джери Маллинага и прелестной француженки Лиз. Главную роль сыграл Джин Келли.

«Американец в Париже» до сих пор неизменно входит в пятерку лучших фильмов-мюзиклов всех времен и народов. Кстати, в нем звучит еще один вечно зеленый шлягер Гершвина «The Foggy Day»

Говорят, что время расставляет все по своим местам! Нынче Джордж Гершвин признан гением 20 века. Однако славословия и серьезные музыковедческие статьи и книги заслоняют образ настоящего Гершвина – веселого, влюбчивого, легкомысленного человека, к тому же блистательного рассказчика и записного остроумца. Как-то один его приятель-пианист, отправившись в гастрольную поездку на Ближний Восток, внезапно вернулся на родину. При встрече с Джорджем Гершвином он объяснил, что вынужден был прервать гастроли и уехать, потому что его дважды обстреляли арабы:

Да что ты говоришь! - удивился Гершвин. - Вот уж никогда не предполагал, что арабы так хорошо разбираются в музыке!

Ну и, конечно же, нельзя не сказать о Джордже Гершвине - Дон Жуане. Его романы с актрисой Полет Годар (которую он умолял бросить своего мужа Чарли Чаплина), французской кинозвездой Симон, красавицей танцовщицей Маргарет Монс – были главными темами светской хроники того времени.

Однако Гершвин не любил ни одну женщину до такой степени, чтобы на ней жениться. Его старый друг Оскар Левант как-то сказал: «Послушай, Джордж, если бы тебе пришлось начать жизнь с самого начала, ты что, опять влюбился бы только в себя?»

Тем не менее, многочисленные романы были, по признанию Гершвина, главным источником его вдохновения. В конец 20 века он написал мюзикл «Забавная мордашка» («Funny Face»): о фотографе Дике, который знакомится с продавщицей книг Джо и превращает ее, как сейчас принято выражаться, в супермодель. Главные роли на Бродвее сыграли Фред и Адель Астер. Кстати, через много лет в 1957 режиссер Стэнли Донен снял фильм «Забавная мордашка» все с тем же Фредом Астером. А его партнершей на сей раз стала Одри Хепберн!

Вообще в двадцатых-тридцатых годах Джордж Гершвин выдавал один мюзикл за другим, при этом не гнушаясь использовать одни и те же песни. Таковы были требования продюсеров, да и на жизнь нужно было зарабатывать! «О тебе пою», «Пусть гремит оркестр», «Прости мой английский» и, конечно же, «Безумная» («Girl Crazy»). Для этого мюзикла Гершвин сочинил одну из своих самых знаменитых мелодий «Fascinating Rhythm»

Многие до сих пор спорят о жанре этого произведения. Что это, опера или мюзикл? А может быть нечто другое? Речь идет, конечно же, о «Порги и Бэсс» – главном шедевре Джорджа Гершвина. Впрочем, сам композитор говорил: «Главное, чтобы публике нравилось, а жанр… жанр не важен».

Ну, а началось все с того, что как-то ночью композитора мучила бессонница, и он решил немного почитать. Тогда на глаза ему и попалась история о негритянских Ромео и Джульетте (пьеса Дю Боса Хейворда «Порги и Бэсс»).

Уже позже, после бродвейсокой премьеры 10 октября 1935 года в «Алвин-театре», критики назвали новое произведение Гершвина адской смесью из блюзов, духовных гимнов, джаза, европейской классической музыки и уличных напевов разносчиков. Еще одним упреком стало сочувственное и уважительное отношение к черным героям оперы. Тогда Америка не была столь политкорректной, как сейчас.

Кстати, будущий шедевр принес будущему классику довольно серьезный убыток в 10 000 долларов. «Ничего страшного, - сказал с улыбкой Джордж Гершвин своему расстроенному продюсеру. - Я думаю, что лет через пятьдесят Порги и Бэсс обязательно принесут доход». Собственно, так и оно и случилось.

Колоссальное нервное напряжение во время работы над «Порги и Бэсс» истощило силы Джорджа, он не мог ни есть, ни спать. Внешне он почти не изменился, но стал очень раздражителен и по временам выглядел усталым. Он стал забывать ноты и даже не мог вспомнить только что написанные фрагменты. 9 июля 1937 года врачи обнаружили у него симптомы опухоли головного мозга.

Жизнь Джорджа Гершвина оборвалась внезапно и трагически. То, что началось с простой головной боли, внезапно переросло в хроническую и серьезную болезнь. Когда Гершвин начал забывать целые части своих произведений, его друзья и родные посоветовали обратиться к врачу, который поставил диагноз "опухоль мозга" и посоветовал операцию. Хирург, специализировавшийся на операциях такого рода, уже был на пути в Калифорнию, чтобы спасти жизнь своего прославленного пациента, однако он опоздал - 11 июля 1937 года Джордж Гершвин скончался

Наследие Гершвина никогда не теряло своей актуальности: только за последние пять лет вышло два упакованных "звездной мощью" (Стинг, Питер Гэбриэл, Шинейд О"Коннор, Шер и мн. др.) диска современных интерпретаций его песен ("Glory Of Gershwin" и "Red, Hot + Rhapsody").

Его музыка все звучит и звучит в бродвейских шоу, голливудских фильмах. Кстати, в 1945 году появилась первая кинолента о самом Джордже Гершвине – «Рапсодия в стиле блюз», и, естественно, это был мюзикл. Его песни по-прежнему большие хиты. Все звезды музыки считают для себя честью записать любой из них. Как, например, Род Стюарт, включивший в свой альбом «Great American Song Book» композицию «Embraceable You» из мюзикла «Американец в Париже».

Джордж Гершвин родился 26 сентября 1898 г. в нью-йоркском квартале Бруклене в семье еврейских эмигрантов из России (его настоящее имя - Джекоб Гершовиц).

Девятый год жизни Джорджа стал поворотным в его судьбе. Восьмилетним мальчиком он услышал на школьном концерте «Юмореску» Дворжака в исполнении знаменитого в будущем скрипача Макса Розенцвейга. Потрясенный Гершвин познакомился, а потом и подружился с талантливым исполнителем. «Макс открыл для меня мир музыки», - вспоминал композитор.

В 12 лет Джордж Гершвин стал самостоятельно учиться играть на фортепьяно. Его старший брат Айра рассказывал: «Едва солнце проникало сквозь занавески, Джордж уже сидел и подбирал популярные мелодии».

Впоследствии американский композитор в разное время занимался с такими музыкантами, как Ч. Хамбитцер, Э. Киленьи, Р. Гольдмарк и И. Шиллингер.

Много лет спустя, уже став популярным музыкантом, Гершвин сильно переживал из-за того, что получил недостаточное музыкальное образование. Он даже решил обратиться к прославленному французскому композитору Морису Равелю с просьбой дать ему несколько уроков композиции. Француз не поверил своим ушам, а когда понял, что знаменитый Гершвин говорит серьезно, сказал:

Право, зачем вам становиться второстепенным Равелем, будучи уже и так первостепенным Гершвином? - советуя Джорджу, таким образом, не отступать от избранного им направления.

В пятнадцать лет Гершвина, к его большой радости, взяли пианистом-популяризатором в издательство «Ремик и К», что позволило молодому человеку самому зарабатывать себе на жизнь.

В 1916 г. модная певица ревю Софи Такер заинтересовалась песней молодого Гершвина «Когда вы захотите» и с успехом исполнила ее. Гершвину было восемнадцать, когда он впервые услышал свою песню с эстрады, что вызвало у него разнообразную гамму чувств. «Всю ночь я не смыкал глаз. Я мысленно спел "Я становлюсь девушкой" по крайней мере двести раз, каждый раз находя в ней все новые перлы. Устал я смертельно. Под утро я возненавидел эту мерзкую песенку, убежденный в ее кромешной бездарности».

Однако именно с этого момента началось восхождение Гершвина на музыкальный олимп Америки.

В феврале 1918 г. Гершвин получил работу в издательстве Хармс, возглавляемым Максом Дрейфусом. Все его время теперь было отдано сочинительству.

Поставленная в 1919 г. музыкальная комедия «Ля-ля, Люсиль» получила теплый прием у зрителей. А вскоре Гершвин уже купался в лучах славы благодаря своей песне "Суони" (Swanee), которую исполнил легендарный джазовый музыкант Эл Джолсон. Без преувеличения можно сказать, что эту песню пела вся Америка - за один год нарасхват было продано 2 миллиона пластинок и миллион экземпляров нот этого произведения.

В общей сложности Гершвин сочинил три десятка оперетт и мюзиклов для театра и кино, большинство на весьма удачные либретто своего брата Айры Гершвина. Среди самых известных спектаклей на музыку Гершвина: «Будьте добры, леди» «Безумная» и сатирические шоу «Пусть гремит оркестр». А за произведение «О тебе я пою» автор был удостоен Пулитцеровской премии.

6 сентября 1922 г. известный американский пианист и педагог Берил Рубинштейн назвал в газетном интервью Гершвина «великим композитором»: «У этого молодого человека есть искра гениальности, - говорил он. - Я действительно верю, что Америка в недалеком будущем будет им гордиться...».

В 1923 г. Гершвин написал одноактовую оперу «135-я улица», где предпринял первую попытку ввести элементы джаза в композицию традиционного типа. А в следующем 1924 г. эта задумка была уже блестяще воплощена в «Рапсодии в стиле блюз», которая буквально перевернула американский музыкальный мир с ног на голову.

Следом в 1925 г. Гершвин создал фортепианный концерт фа мажор, а 1928 г. - симфоническую сюиту «Американец в Париже».

Вершиной творчества Гершвина стала, написанная в 1935 г., балладная опера «Порги и Бесс» по пьесе Д. Хейуарда «Порги». Это произведение до сих пор считают лучшей американской оперой всех времен.

Музыкальное наследие:

Оперы : « Порги и Бесс» (1935 г.) , «135-я улица» (1923 г.)

Оперетты и мюзиклы: «Ла, ла, Люсиль» (1919 г.), «Леди, будьте добры» (1924 г.), «О кей!» (1925 г.), «Розалии» (1927 г.), «Смешное лицо» (1927 г.), «Пусть гремит оркестр» (1927 г.), «Безумная» (1930 г.), «О тебе я пою» (1931 г.), «Пусть они едят кекс» (1933 г.)

Произведения для оркестра: " Рапсодия в блюзовых тонах" (1924 г.), симфоническая сюита «Американец в Париже» (1928 г.), 2-я рапсодия (1931 г.), «Кубинская увертюра» (1932 г.), концерт для фортепиано с оркестра (1925 г.); 3 прелюдии для фортепиано (1926 г.)

Песни (около 300)

Музыка к фильмам

В новом сезоне театр «Мюзик-Холл» запускает концертную программу «Гершвин и его время», посвящённую 120-летию со дня рождения американского композитора. С именем Джорджа Гершвина связана одна из интереснейших глав истории музыки, ведь становление и расцвет его творчества выпали на эпоху джаза.

В рамках программы состоится пять концертов, где прозвучат произведения американских и советских композиторов гершвиновского времени: Диззи Гиллеспи, Телониуса Монка, песни Джерома Керна, музыка к мюзиклам и кинофильмам Бернстайна, Лоу и Роджерса, незаслуженно забытые сочинения Александра Цфасмана. Откроется цикл бессмертным произведением Джорджа Гершвина - оперой «Порги и Бесс», написанной в 1935 году по пьесе Хейуарда «Порги». Ни одна американская опера, созданная как до, так и после неё, не поколебала столь прочного положения «Порги и Бесс» в музыкальной жизни западного мира. Солистами выступят знаменитые российские и зарубежные джазовые исполнители: певица Лариса Долина, пианисты Даниил Крамер и Станислав Чигадаев.

Расписание:

14 февраля 2018 - Гершвин, Керн. Песни. Солистка - Лариса Долина.
Цфасман. Джазовая сюита. Солист - Станислав Чигадаев

25 апреля 2018 - Гершвин. Концерт для фортепиано с оркестром. Солист - Даниил Крамер.
Лоу. Сюита из мюзикла «Моя прекрасная леди», Роджерс. Сюита из кинофильма «Звуки музыки»

16 мая 2018 - Гершвин. Рапсодия в стиле блюз. Вариации на тему I Got Rhythm для фортепиано.
Барбер. Адажио шоу. Концерт для кларнета с оркестром. Солист - Джампьеро Собрино (кларнет, Италия)

». Творческий взлет музыканта выпал на 20-30 годы прошлого столетия, то время в Америке называли «джазовой эпохой». Этот музыкальный стиль оказал огромное влияние на Гершвина, который пытался выразить при помощи музыки дух современности и жизненный уклад простых американцев. Композитор не раз заявлял, что джаз – это музыка народа, в которой он слышит национальный жизненный импульс и кипящую реку жизни США. Музыкально-общественный деятель В. Дамрош писал, что множество композиторов завораживал, но одновременно и пугал джаз, поэтому они не решались работать в этом стиле. Джордж Гершвин совершил настоящий музыкальный переворот. Критик сравнил мужчину с принцем, который взял за руку Золушку и на весь мир заявил, что теперь она настоящая принцесса. Биография маэстро насчитывает множество потрясающих взлетов и не менее грандиозных падений, вся его жизнь словно воплощает американскую мечту. Гершвин добился всего усердным трудом, нашел свое призвание и при жизни достиг непостижимых высот и мировой славы.

Краткую биографию Джорджа Гершвина и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Гершвина

Будущий виртуозный американский пианист и композитор Джордж Гершвин родился 26 сентября 1898 года в Нью-Йоркском районе Бруклин. Изначально мальчик был назван Яковом. Его родители имели еврейские корни, и еще до рождения своих детей уехали жить в США. Отец композитора – Мойше Гершовиц покинул Санкт-Петербург в 1890 году, а затем сменил имя на Моррис Гершвин и всю жизнь трудился на обувной фабрике. Мать – Роза Брускина родилась в Одессе, уехала в Соединенные Штаты немного раньше, чем ее будущий муж. Гершвины воспитывали четырех детей, из которых Джордж был вторым, у него также были братья Айра и Артур и сестренка Фрэнсис.

Семья не обладала большим достатком и ютилась в маленькой деревянной квартирке. Джордж, в отличие от своих братьев и сестры, был очень своенравным и обладал сложным характером. В школе не отличался особым стремлениям к учебе, чем очень огорчал Розу, которая мечтала, чтобы ее дети хорошо учились и стали преподавателями. Зато Джордж делал успехи в катании на коньках и даже завоевал «титул» уличного чемпиона. Друзья мальчика с детства замечали, что он мог на какое-то время полностью уйти в себя и не обращать внимания на окружающий мир. Причиной всему стала музыка. Когда будущий композитор слышал красивые напевы, он замирал и забывал обо всем на свете.


Биография Гершвина гласит, что в 8 лет Джордж попал на школьный концерт, на котором выступал музыкант Марк Розенцвейг с музыкальной пьесой «Юмореска». Мальчик был так впечатлен выступлением скрипача, что полтора часа ждал его под проливным дождем. А когда узнал, что Марк вышел через запасной вход, направился прямо к нему домой. Гершвин нашел общий язык с Розенцвейгом и часто ходил к нему в гости. Дома у скрипача стояло фортепиано, которое словно манило мальчика. Именно Марк показал маленькому Джорджу удивительный мир искусства и знакомил с гениальными музыкальными произведениями. Будущий композитор стал брать первые профессиональные уроки, и пытался на слух воспроизводить знакомые мелодии. Уже тогда старший брат Джорджа Айра мечтал стать музыкантом и занимался в специализированной школе, родителей сильно удивил тот факт, что их младший сын без посторонней помощи овладел фортепиано и обогнал своего брата. Моррис и Роза поняли, что мальчика тоже нужно отдать в руки профессионалам.

Начало музыкальной карьеры


С музыкальной школой дела у юного Джорджа как-то не заладились. Изучение нудных гамм, сольфеджио и регулярные занятия нагоняли на мальчика тоску. Гершвин проходил обучение в нескольких местах – сначала с ним занимались пожилые преподавательницы, а один из педагогов даже имел особую технику обучения, и мальчик почти не играл на фортепиано. Ни одно из музыкальных учебных заведений Джордж так и не закончил. Родители видели своего сына коммерсантом, но жизнь выбрала для него совсем другую дорогу.

В 1915 году произошло одно из самых важных событий в жизни молодого человека – он познакомился с музыкантом Чарльзом Хамбицером, с которым моментально подружился. Маэстро давал ему множество бесценных советов и идей, а также предложил отличных учителей. К семнадцати годам Джордж прекрасно разбирался в музыкальном искусстве, блестяще владел фортепиано и писал свои первые произведения. Он усердно изучал классические мотивы, но особенно ему нравился популярный стиль в музыке. Несмотря на свой юный возраст, Гершвин получил работу в музыкальном издательстве Джерома Ремика, где имел должность пианист-популяризатор. Молодой музыкант подрабатывал, выступая в ресторанах, и писал большое количество сочинений. В 1926 году Джордж представил на суд публики одно из своих первых «музыкальных детищ» под названием «Когда вы захотите». Несмотря на то что композиция не стала сильно популярной, с ее помощью Гершвин смог обратить на себя внимание режиссеров с Бродвея. Песня очень понравилась известной в те времена певице – Софи Такер. После ее блестящего исполнения, Джордж получил признание на Бродвее. Его имя стало часто появляться в прессе, а венгерский композитор Зигмунд Ромберг взял его композиции в свое ревю. Затем режиссеры Бродвея поставили несколько мюзиклов с музыкой Гершвина, а один из известнейших американских композиторов сказал, что Джордж обладает искрой гениальности.

Творческий путь

С 1918 года мужчина перестал брать подработки и давать индивидуальные уроки - теперь он мог всецело заниматься любимым делом и получать за это кругленькие суммы. Джордж писал композиции для сценических выступлений на Бродвее и работал автором в джазовой группе Пола Уайтмена. Только за год он «оживил» своей музыкой 10 мюзиклов, которые прогремели на всю Америку. На премьеру «Рапсодия в блюзовых тонах» в 1924 году пришло большое количество именитых гостей – в первом ряду сидели гениальные музыканты Рахманинов, Годовский и Стравинский. Мюзикл стал очень успешным, а Джордж получил настоящее признание публики. Вслед за собой слава принесла материальное благосостояние. Композитор приобрел пятиэтажный дом и уехал путешествовать по Европе на целых три года. Мужчина лично составил маршрут, который начинался с Англии и Франции, а закончился в Австрии. Когда Гершвин вернулся в Америку, он представил на суд публики симфоническую поэму «Американец в Париже». Успех произведения был ошеломительный, после чего его стали исполнять многие коллективы. Музыка Джорджа Гершвина представляла собой смесь абсолютно разных музыкальных жанров. В ней была и классика, новейшие негритянские ритмы, фольклорные мотивы,

экстравагантные мелодии. Все это было приправлено невероятной экспрессией и смелыми ритмами.

Когда Джордж получил большую популярность, он стал сотрудничать со своим родным братом Айре. Мужчина в последующем называл себя Артуром Френсисом (имена их младших брата и сестры), ведь он был уверен, что в мире музыки фамилия Гершвин должна быть единственной и уникальной. Творческий союз двух братьев имел большой успех, вместе они создали несколько десятков композиций для бродвейских представлений и кинофильмов. В те времена это был по-настоящему востребованный дуэт. Самым триумфальным сочинением Джорджа и Артура стал мюзикл «Lady, Be Good». Одна из его песен была признана лучшей балладой о любви прошлого века.


Последние годы жизни

Согласно биографии Гершвина в 1936 году композитор уехал в Голливуд, чтобы заняться написанием музыки к кинофильму Shall We Dance (Давайте потанцуем), в котором сыграли популярные актеры того времени. Сочинения музыканта, которые объединили балет и джаз, занимают около часа киноленты. Чтобы создать идеальный союз абсолютно разных стилей, Джордж писал и аранжировал композиции несколько месяцев. В начале рокового 1937 года Гершвин выступил с уникальным музыкальным концертом совместно с симфоническим оркестром, которым руководил маэстро из Франции Пьер Монте. Прямо на сцене мужчину стали преследовать «музыкальные отключения». В июне Гершвин упал во время очередного выступления, и его уже не смогли спасти. Слаженная работа двух братьев Джорджа и Айры, благосостояние, слава – все рухнуло в один момент, трагичным и неожиданным образом. Джордж так усердно трудился над своей легендарной оперой, что получил сильнейший нервный срыв и был полностью истощен. В итоге его покинули аппетит и нормальный сон. Медики настаивали, чтобы композитор переехал в более благоприятные климатические условия и на время забыл про работу. Гершвин воспользовался первым советом, но вот оставить музыку так и не смог.

Внешне мужчина практически не изменился, но морально он очень устал и был сильно подавлен. В 1937 году врачи нашли у композитора симптомы, которые бывают при онкологических заболеваниях. После медицинского обследования была диагностирована опухоль головного мозга. Специалисты делали все, чтобы спасти жизнь популярного музыканта, в одной из лучших американских клиник злокачественное образование было удалено. К сожалению, все усилия докторов были напрасны, и Джордж скончался 11 июля 1937 года, прямо на операционном столе. Гершвин немного не дожил до 39 лет, а ведь у него было столько масштабных планов и идей, которые он так и не успел воплотить в жизнь.



Интересные факты

  • Музыкант был захоронен на кладбище Westchester Hills, которое находится в пригороде Нью-Йорка.
  • Гершвин ни разу не был женат, детьми он тоже не обзавелся. Завещание Джордж писать не стал, поэтому его недвижимость досталась матери. Наследники долгое время собирали прибыль от авторских прав на его музыкальные произведения. Однако они утратили свою силу в 2007 году, когда прошло 70 лет со дня смерти музыканта. В 2005 году журналисты провели расследование и пришли к выводу, что Гершвин был одним из богатейших композиторов в мире.
  • Гершвин был удостоен награды на церемонии вручения премии «Оскар» в 1937 году за композицию "They Can"t Take That Away from Me" (Этого у меня не отнимут), которую он написал вместе с родным братом для кинокартины Shall We Dance (Давайте потанцуем). Легендарная статуэтка была вручена посмертно, Джорджа не стало через пару месяцев после премьеры фильма.
  • Музыкальный язык Гершвина можно описать, как непосредственный, красочный, с нотками юмора. Главное место в его творческой карьере заняли мюзиклы, которые он очень любил, и в которые вкладывал всю свою душу.
  • Во всех музыкальных шедеврах композитора есть своеобразная форма, реальность сценических ситуаций и противостояний, энергичность развития сценария, дуэт трагических и комедийных картин.
  • В 1918-1919 года на бродвейских подмостках уже вовсю гремела музыка Гершвина. Композиция «Swanee», которую взял в свое шоу «Sinbad» Эл Джонсон, имела настоящий успех. В итоге певец несколько раз записывал её на пластинках и неоднократно пел в кинофильмах.


  • Первый учитель Гершвина, Иосиф Шиллингер славился своим уникальным подходом к сочинению музыки – композитор воспринимал творческий процесс с математической точки зрения и пытался найти универсальный музыкальный алгоритм.
  • Гершвин очень увлекался живописью и литературой.
  • Старший брат и соавтор Джорджа – Айра Гершвин взял себе сценическое имя Артур Френсис, которое было составлено из имен их брата и сестры.
  • В 1945 году на экраны вышла картина, посвященная композитору. Фильм назывался «Рапсодия в блюзовых тонах».


  • Прообраз Гершвина был также использован в популярном сериале «Хроники молодого Индианы Джонса». Композитора сыграл актер Том Беккет.
  • Самым внушительным сочинением композитора стала опера «Порги и Бесс». Автор литературного первоисточника лично принимал участие в процессе написания шедевра.
  • В Нью-Йорке есть театр, который назвали в честь потрясающего творческого союза двух братьев - Джорджа Гершвина и Френсиса Артура.

Личная жизнь


Несмотря на мировое признание, Джордж очень переживал, что не смог получить нормальное музыкальное образование. Он несколько раз в неделю усердно занимался на фортепиано, чтобы восполнить этот постыдный, по его мнению, пробел в своей жизни. Также известно, что Джорджа часто мучили нервные срывы и болезни желудка. Музыкант постоянно сидел на строгой диете, которая была построена на сбалансированном питании. Помимо этого, мужчина часто посещал сеансы психоаналитика, который помогал ему разобраться с личными переживаниями.

Несмотря на болезнь и регулярные депрессии, композитор не всегда был угрюм. Он любил веселые посиделки и моментально хватался за новые идеи, которые привлекли его внимание. Его жизнь всегда бурлила и била ключом. Гершвин просто купался в женском внимании, ведь он был богат, обладал красивой наружностью и хорошей фигурой. Зачастую ему не хватало тех дам, которые сами вешались на него, и тогда он приходил в публичные дома. Однажды Джордж не постеснялся спросить у своего друга, сколько денег нужно отдать, чтобы взять женщину на содержание. Однако, услышав в ответ шокирующую сумму, больше никогда не задавался подобными вопросами.

При жизни композитор славился своими любовными похождениями, ему приписывали романы с самыми красивыми женщинами той эпохи. Особенно сильно Джордж был влюблен в свою ученицу Александру Белых. Также широко известны десятилетние отношения Гершвина с композитором Кей Свифт, которая давала ему ценные советы по поводу музыки. К сожалению, они так и не стали законными супругами, хотя ради возлюбленного Кей ушла от своего мужа Джеймса Уорбурга. Внучка Свифт, Кэтрин Вебер, считает, что инициатором их разрыва стала мать Гершвина, которая хотела видеть в качестве невестки еврейку. Мужчина посвятил бывшей избраннице песню «Oh, Kay», которую назвал в ее честь. После смерти композитора, Свифт написала аранжировки к нескольким его песням и неоднократно работала вместе с его братом Айром. Джордж слыл настоящим ловеласом и сердцеедом. В его жизни было много ярких влюбленностей и громких романов. Однако, ни одну из своих прекрасных избранниц Гершвин не смог полюбить также сильно, как музыку.

Зарождение легенды. «Порги и Бесс» история создания

Одной ночью 1926 года, когда Джордж никак не мог уснуть, он решил прочесть роман Дюбоза Хейуорда «Порги». Произведение так поразило мужчину, что он моментально стал придумывать в голове музыкальные мелодии. Композитор позабыл о сне и не мог оторваться от книги до самого рассвета, а потом отправил писателю письмо, в котором признался, что мечтает написать оперу по его произведению. Дюбоз Хейуорд любезно согласился на предложение музыканта, однако музыку оперы «Порги и Бесс » Гершвин начал писать только в 1934 году, так как был сильно занят созданием других композиций и работой дирижёра.

Из биографии Гершвина мы узнаём, что Джордж покинул Нью-Йорк и поселился в глухом посёлке штата Южная Каролина, чтобы всецело погрузиться в работу над грандиозным произведением. В целом музыкант потратил на создание оперы почти 2 года. Долгий труд оправдал себя и произведение «Порги и Бесс» стало по-настоящему значимой и известной работой маэстро. Джордж смог создать потрясающий шедевр, в котором безупречно сошлись джазовые фантазии, фольклорные мотивы и оркестровые партии. Американцы впервые услышали оперу в Бостонском «Колониел-театре» в 1935 году. Зрителям так понравилась премьера, что они аплодировали и выкрикивали восторженные слова 15 минут. «Порги и Бесс» вошла в историю Америки, как первое представление, на которое могли прийти люди разной расовой принадлежности. В начале 1963 года опера отправилась с гастролями по США, а в Европе появилась только после 1945 года.

Музыка Гершвина звучит в фильмах


Произведение Фильм
«На пятьдесят оттенков темнее» (2017)
«I"ve Got A Crush On You» «Банкир Из Бруклина» (2016)
«Summertime» «Рождённый для грусти» (2015)
«Рапсодия в стиле блюз» «Девушка без комплексов» (2015)
«They Can"t Take That Away from Me» «Большие глаза» (2014)
«Рапсодия в стиле блюз» «Приключения мистера Пибоди & Шермана» (2014)
«Великий Гетсби» (2013)
«I"ll Build a Stairway to Paradise» «Авиатор» (2004)
«I"ve Got A Crush On You» «Улыбка Моны Лизы» (2003)
«Let"s Call the Whole Thing Off» «Сабрина – маленькая ведьма» (2003)
«Embraceable You» «Двухсотлетний человек» (1999)
«But Not for Me» «Секреты Лос-Анджелеса» (1997)
«Рапсодия в стиле блюз» «Гремлины 2: Новенькая партия» (1990)

Стал настоящим классиком своего времени. Главное, что осталось после смерти гениального композитора – его потрясающие музыкальные произведения. Самые популярные музыканты считают за честь исполнить произведения маэстро. Джордж Гершвин при жизни смог построить ошеломительную карьеру, его обожала публика и уважали профессиональные критики. Композитор разрушил стену между классическими и популярными направлениями в музыке и оказал огромное влияние на развитие джаза.

Видео: смотреть фильм о Гершвине

В театре «Мюзик-Холл» исполнят программу «Гершвин и его время». 19 декабря концертом-посвящением отметят юбилеи Диззи Гиллеспи и Телониуса Монка. Петербургский биг-бэнд под управлением Кирилла Бубякина и вокалистка Юлия Михайловская исполнят музыку этих композиторов. Перед концертом вступительное слово скажет историк джаза Владимир Фейертаг.

Гершвин и его время

Прославился своей «первой джазовой оперой» «Порги и Бесс».

Семья композитора эмигрировала из Российской Империи в конце XIX века. Джордж (настоящее имя Яков) учился игре на фортепиано с 12 лет. На Бродвее 1918-19 годы прошли под знаком молодого композитора, его произведения имели ошеломительный успех.

Созданию «Порги и Бесс» предшествовало написание оперы Blue Monday (135th Street). После показа спектакля Гершвина пригласили играть в джазовый коллектив Пола Уайтмена. Для него Джордж написал еще одно самое известное свое произведение «Рапсодия в блюзовых тонах».

Один из крупнейших ее представителей В. Дамрош писал:

«Многие композиторы ходили вокруг джаза, как кошка вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он немного поостынет… Джордж Гершвин… смог совершить чудо. Он – принц, который, взяв Золушку за руку, открыто объявил о ней перед всем миром как о принцессе к немалой ярости ее завистливых сестер».

На концерте отметят 100 лет со дня рождения двух выдающихся музыкантов, джазовых гениев и антагонистов: и Телониуса Монка.

Биг-бэнд Кирилла Бубякина

Диззи Гиллеспи стал иконой джаза благодаря «взрывной» манере игры, колоритной внешности, эпатажному поведению. Трубач считается родоначальником стиля , шоу Диззи также помогли распространению джаза.

Описывают как замкнутого человека, избегающего внимания публики. Экстравагантная манера игры (Монк держал пальцы горизонтально по отношению к клавишам фортепиано), своевольное обращение с размером и ритмами сделали его одной из величайших фигур в музыке XX века.




Top