Джордж помпиду краткая биография. Центр жоржа помпиду в париже

Свое жилище владелец называл «Белым домом». Семья Помпиду ещё до войны собрала большую коллекцию произведений искусства...

С началом Второй мировой войны Помпиду идет служить в армию, где он служил в 141-м Альпийском пехотном полку. Вплоть до 1940 года он находился в армии в чине лейтенанта.
В 1942 году супруги Помпиду решили усыновить мальчика по имени Ален.

Сейчас этот мальчик - Ален Помпиду является председателем Европейского патентного комитета - очень вкусная должность.
В 1944-м Жорж пишет исследование о трагедии Расина «Британик».
После освобождения Франции, Помпиду знакомится с де Голлем. Их личные и деловые взаимоотношения длились четверть века, но в итоге дороги этих политиков резко разошлись.
В правительство Помпиду попал благодаря своим контактам по Нормальной школе с экономистом Гастоном Палевским. Точнее он поступил на службу во Временном правительстве, далее — в Государственный совет и в комитет по туризму.
И далее был соратником де Голля, одним из создателей партии «Объединение французского Народа». Когда в 1953 году де Голль отошёл от политики, Помпиду стал гендиректором Банка Ротшильдов с 1953-1958 год. Знаковое и интересное перемещение философа?!
В этот сложный для голлистского движения период, известный как «Переход через пустыню», он продолжал участвовать в неформальных встречах голлистов в Коломбэ - имение генерала и Париже. Он также занимался управлением благотворительного фонда Анны де Голль, созданного генералом в память о покойной дочери, страдавшей синдромом Дауна и предназначенного для помощи детям с таким диагнозом. С 1954 Помпиду занимался изданием мемуаров де Голля, действуя как посредник между ним и крупным парижским издательством «Плон».
Тогда же Жорж увлекся написанием литературных политических произведений. Он создал комментарии к хрестоматии "Происхождение современной Франции" Ипполита Тэна, а в 1955 году - комментарии к романам Андре Мальро -близкого сподвижника де Голля, будущего министра культуры. В 1958 году Шарль вернулся к власти, и Жоржа назначили директором кабинета министров. В последующие годы Помпиду продолжал сотрудничество с Ротшильдами, но и не забывал о Конституционном совете, куда его назначил де Голль по президентской квоте.
Однако в это время укрепили свои позиции и левые, к середине 1960-х перешедшие в наступление. В сентябре 1963 после усиления инфляции были приняты меры по сдерживанию роста цен, а профсоюзы вынудили отказаться от требований повышения зарплаты; премьер заявил, что «каждый француз должен согласиться на известное ограничение прогресса в своём личном благосостоянии
Тогда же свет увидела "Антология французской поэзии", выпущенная издательством "Ашетт", а именно в 1961 году, подборка составленная Помпиду, которая считается классикой жанра.
Участвует он и в подготовке Эвианских соглашений о независимости Алжира в 1962. (Очень неоднозначное решение, в результате которого для многих де Голль стал предателем интересов страны.) После референдума Помпиду стал премьер-министром. И был на этом посту шесть лет 1962-1968 год - это рекордный срок в истории республиканской Франции.
В 1964 году вышла книга М. Бромберже «Секретная судьба Жоржа Помпиду», изображающая его как приемника де Голля.
В этот период Помпиду активно участвует во внешнеполитической деятельности де Голля и его команды. ». В 1964 произошла забастовка шахтёров, в 1965 отличные результаты на президентских выборах показал социалист Франсуа Миттеран,Помпиду координировал избирательную кампанию де Голля, а в 1967 правящая партия получила лишь незначительный перевес в Национальном собрании. Тем не менее Помпиду всё это время продолжал считаться «дофином» - теневым преемником де Голля..
В ноябре 1964 он первым назвал ядерные силы НАТО в Европе «разрушительными» и «провокационными» и затем способствовал выходу страны из военной организации Североатлантического Альянса. Да, представьте себе Франция вышла из НАТО, и дала отказ на просьбу США о предоставлении военных баз! И тут началось...
и конфликт Жоржа с Де Голлем...
Неожиданный для многих рост популярности Помпиду, в особенности в связи с майскими событиями 1968-го... В отличие от авторитарного и непредсказуемого де Голля, Помпиду, сам университетский преподаватель, смог найти общий язык с лидерами бунтарей. Очень интересно не одни ли и те же были кураторы и у студенческих главарей и у Помпиду?
Сейчас говорят именно благодаря Жоржу майские события не привели к человеческим жертвам и это стоило ему хороших отношений с правителем. Забавно не правда ли?
При его сотрудничестве вместе с главами профсоюзов и капиталистами были заключены так называемые Гренельские соглашения .
Такая самостоятельность премьер-министра насторожила президента, и постепенно дружба между государственными деятелями охладела. Говорят, что после предательства, которое разумеется выражалось не только словами, а и действиями "ближний круг" де Голля стал готовить на экс-премьера компромат…
Вскоре Помпиду пришлось уйти в отставку, освободив свое место Морису Кув де Мюрвилю.
А сам Помпиду на вопрос о своём политическом будущем заявил: «Политического будущего у меня нет; у меня есть политическое прошлое и будет, если Богу угодно, государственное будущее!» Тем самым он намекнул, что собирается баллотироваться в президенты.
Осенью 1968 г. «Фигаро» публикует фото некоего сомнительного сборища. Там якобы можно узнать супругу Помпиду Клод. Вскоре было заявлено, что это фото - сфабрикованная фальшивка...
Вот здесь много интересного сплелось в один тугой узел. Жизнь вообще очень занятная и невообразимая штука.
В самый разгар съемок «Бассейна» близ Раматюэля в газетах появилось сообщение об убийстве Стефана Марковича, друга, телохранителя и дублера Ален Делона! 1 октября 1968 года недалеко от Парижа в Эланкуре, что в департаменте Эвелин, был обнаружен его труп, завернутый в мешковину и выброшенный на свалку. Из интервью: " Я его вытащил из тюрьмы. Как же я мог бросить его на произвол судьбы? Я опасался, что он снова окажется за решеткой. Поэтому нашел для него работу и жилье. Он жил в моем частном особняке на авеню Мессины, где было достаточно места, чтобы мы не сталкивались. Я устроил его там. И вот..."

Вскоре возникла версия, подкрепленная свидетельскими показаниями, что Стефан организовывал у себя оргии с участием известных персон, жаждавших сильных ощущений, незаметно снимал их на фото и затем с помощью друзей шантажировал... Так что версия о том, что именно среди этого «высшего общества» могла вызреть мысль устранить шантажиста, получила подкрепление.
Делон решительно отрицал, что тот мог вести себя как шантажист. Но в свое время Стефан намекал на возможность действий против него со стороны «слабого духом» и «больного» Алена Делона. Глухая его враждебность к Делону в письме к брату дает повод следствию уцепиться за версию ревности. Выясняется, что красавец-югослав пользовался благосклонностью Натали. Похоже, что Ален знал об этом, но относился индифферентно, ибо уже начал процедуру развода. Но способен ли он убить любовника жены? На прямой вопрос корреспондента еженедельника «Нувель Обсерватер» Оливье Тодда, правда ли, что Натали изменяла ему со Стефаном, он ответил односложно: «Это ее дело». Натали интересовала тогда Делона лишь постольку, поскольку с ней жил его сын Антони, который, кстати, очень дружил с югославом. В том же письме Александру Марковичу фигурировало еще одно имя, имя друга Алена Делона — Франсуа Маркантони, с которым Стефан Маркович был знаком и которого именовал «Марком Антонием», «гангстером» и «хромым корсиканцем». Дружба у того с Делоном была давняя, с тех пор, когда, проходя военную службу в Тулоне, он посещал бар его брата Шарля в 1953 году и где его считали «сыном». С Маркантони он встретился по возвращении из Индокитая. Сей «крестный» марсельской мафии будет потом помогать Алену Делону во время съемок «Борсалино» и часто появляться в его компании. Однако тогда у следствия не было никаких улик против него. В дальнейшем ему предъявят обвинение, но совершенно по другому делу. А тут некстати завязалась довольно интересная интрига против бывшего премьер-министра и очевидного кандидата на пост президента — после ухода генерала де Голля — Жоржа Помпиду. Об этом пишет в своей книге Эмманюаль Эйманн. Оказалось, что труп Марковича был обнаружен неподалеку от виллы все того же Маркантони и... дома семьи Помпиду. В связи с этим стала прорабатываться версия о том, что Маркович мог быть убит Аленом Делоном в доме Помпиду, ибо в «компрометирующих фотографиях» югослава фигурировала якобы мадам Клод Помпиду. Что именно он вызвал на помощь... Маркантони и тот, затолкав тело в матрасный чехол, выбросил его на общественной свалке Эленкура. Только вот незадача: Ален Делон в это время снимался в Раматюэле в картине «Бассейн» и хотя в предполагаемый день убийства, 22 сентября отсутствовал на съемочной площадке, подобная «версия» выглядела настолько абсурдной, что от нее быстро отказались. Расследование пошло по другому пути, и актер получил возможность вернуться на съемочную площадку и закончить картину..
Враги экс-премьера использовали «Дело Марковича», а заодно и имя Делона, который не раз бывал в доме супругов Помпиду...

Известно, что в связи с этим Помпиду имел неприятное объяснение с президентом, решительно защищая свою жену от всяких намеков на участие в оргиях Стефана Марковича.
В ночь на 28 апреля 1969 года 78-летний де Голль ушёл в отставку. Конфликт канул в Лету, а Помпиду в одночасье из опального политика превратился в лидера.
В этот же день, 28 апреля, Помпиду выступал в Комеди Франсез на литературном вечере, с такой речью:
"Обычно считается, что я занимаюсь политикой. Но кроме того, я испытываю не только что вкус, но настоящую страсть к поэзии. И я задался следующим вопросом: не два ли человека живут во мне, как сказано в одном из псалмов? Один стремится к Богу, то есть к поэзии, а другой подвержен дьявольскому искушению, то есть политической деятельности? Или же можно утверждать, что поэзию и политику можно примирить?
Я прихожу к убеждению, что сходства между тем и другим поражают, и что разница заключается только в темпераменте. Одни рождаются для того, чтоб выражать, другие чтобы действовать. Поэты и политики должны глубоко интуитивно знать человека, его чувства и стремления. Но в то время как поэты излагают их с большим или меньшим талантом, политики стремятся их удовлетворить с большей или меньшей удачей. И поэтов, и политиков должно вести некоторое представление о смысле жизни, и, не побоюсь этого слова, жажда идеала. Но поэты выражают его, а политики стремятся достичь. Что касается поэтов, то всё очевидно, но когда Александр отправился из Македонии, чтобы дойти до берегов Нила, Евфрата, Окса и Инда и умереть в Вавилоне, что направляло его, как не поэтическое видение своей судьбы?.."
Он выставил свою кандидатуру 29 апреля.
Помпиду собрал вокруг себя многие голлистские организации. Его, после колебаний, поддержал центрист Валери Жискар д"Эстен, а также Рене Плевен и Жак Дюамель.
Согласно Конституции, после отставки де Голля временно исполняющим обязанности президента стал председатель Сената, право-центрист Ален Поэр. Этот потомок древних французских королей Меровингов также выставил свою кандидатуру на пост президента. 15 июня 1969 года Жорж был избран Президентом Французской Республики. Помпиду победил кандидата королевских кровей: 19 июня 1969 года Конституционный совет провозгласил его президентом.
Делон, естественно, голосовал за него. Втайне, возможно, надеясь, что, став Президентом, Жорж Помпиду вспомнит, как достойно он вел себя во время следствия. Но, как известно, ни одно доброе дело не остается ненаказанным... «Дело Марковича» затянулось на целых семь лет. Оно изрядно попортило крови Алену Делону, поэтому суждение другого его биографа, Анри Рода, о том, что оно сделало его имя «еще более популярным», вряд ли уместно. А количество трупов вокруг этого дела подросло, но что было на самом деле? Кто знает...

Помпиду был большим прагматиком, нежели генерал.
По личным воспоминаниям его сотрудников, Помпиду, в отличие от жёсткого и аскетичного де Голля, был демократичен и прост в обращении, ироничен, снисходителен к слабостям других. В своей предвыборной речи в мае 1969 года он сказал: «Я не буду подражать стилю генерала де Голля; я и не смог бы этого, да и потом, вы видите, я другой человек. Я ставлю перед собой задачу вести политику открытости и диалога".
На смерть генерала де Голля (10 ноября 1970) он сказал: «Французы, француженки, генерал де Голль умер, Франция овдовела».
Помпиду придерживался линии де Голля на особые отношения с СССР. Впервые он побывал в Союзе с визитом ещё как премьер, в 1967-м, а в 1970 и 1971 Ж. Помпиду и Л. Брежнев обменялись государственными визитами, тогда же были подписаны "Принципы сотрудничества между СССР и Францией". Из воспоминаний сотрудников:
(Брежнев показывает Помпиду советские ядерные ракеты.
Помпиду спрашивает:"Неужели они нацелены на Париж?"
Брежнев в ответ:" Не эти".
Якобы это было во время визита в 1970 году)
Необходимо заметить, что Помпиду старался встречаться с лидерами стран в непринужденной обстановке, а порою даже сам составлял меню для своих именитых гостей.
«Добрая старая Франция! Хорошая кухня! Фоли-Бержер! Весёлый Париж! Высокая мода! Всё это кончилось! Франция начала и уже проводит промышленную революцию» (1972 год)

Император эфиопии Haile Selassie

Президент не забывал о внутренней политике страны, и в 1973 году была создана служба контроля за атомной энергией. Жорж продолжал дело де Голля, но в своем русле — он предпочитал уделять внимание не вооружению, а безопасности ядерных предприятий. При правлении Помпиду, который поддерживал голлистскую независимость внешней политики, в начале 1974 года Франция вышла из европейской финансовой системы, которая получила название "валютная змея".

Жоржа Помпиду оказал огромный вклад в культурную жизнь Франции. Самым знаменитым стал Центр современного искусства, так называемый Центр Помпиду, названный в его честь в 1977 году, уже после смерти президента.
В свое время Помпиду сказал о нем: «Ужас какой!» глядя на проект центра Помпиду в 1972-ом.
Этот европейский Музей Современного Искусства, уникальный культурный центр и самый посещаемый объект Парижа. По мере его строительства возникало много споров и различных эмоций - многие называли данное здание диковинной фабрикой или заводом по нефтепереработке. Однако это и было основной задумкой архитекторов. Коллекция данного музея насчитывает более 50 тысяч мировых произведений искусства, тут же уживаются самые разнообразные художественные стили - сюрреализм, кубизм, фавизм и многие другие. Также имя президента тесно связано со многими футуристическими постройками во французских городах. Так, к "помпидуанскому стилю" относились высотные башни-одиночки, непохожие на однообразный стиль застройки города, характерный для предыдущего столетия. В целях модернизации Парижа при нем были воздвигнуты бетонные футуристические башни, прозванные в народе «пеналами Помпиду».
С именем Помпиду связывается первая станция скоростного метро, получившая имя Шарля де Голля, как и у Международного аэропорта, открытого в марте 1974-го им. Шарля де Голля.
Несомненно, огромная нагрузка и постоянные стрессы сказывались на здоровье уже немолодого президента Франции. Более того, в середине своего президентского срока у Помпиду нашли страшный недуг — "болезнь Вальдстрема", редкую форму лейкемии. Он старался реже появляться на публике, а близкое окружение твердило, что у Жоржа "простой грипп" и "перемежающийся грипп". С каждым днем Помпиду становилось все труднее бороться со страшной болезнью. В 1974 году, почувствовав близкую кончину, президент съехал в свою частную квартиру на острове Св. Людовика.
В беседе с португальским министром Барбозой 28 января 1974: «Когда на меня смотрит Жискар, чувствую: он думает, что я слишком уж медленно умираю».
2 апреля 1974 года Жорж Помпиду скончался от острого заражения крови. Из-за того, что болезнь главы государства держалась в строжайшей секретности, новость о его кончине ввергла всю Францию в шок. В стране был объявлен национальный траур, а на панихиде по Помпиду присутствовали самые высокие лица. В память о своем правителе было приказано назвать лицей в Орийяке, а также улицу, площадь и Европейскую больницу в Париже.
Так как его болезнь держалась в секрете (последнее официальное известие, всего за неделю до конца, гласило о «лёгком, но болезненном сосудистом заболевании»), известие о смерти Помпиду стало потрясением для всего мира. По нему был объявлен национальный траур, на мессе по президенту в Париже присутствовали представители всех крупных держав, включая Ричарда Никсона. Исполняющим обязанности президента вновь стал Ален Поэр, на сей раз уже не баллотировавшийся; на пост президента республики был избран Валери Жискар д"Эстен, с небольшим отрывом (400 тысяч голосов) обошедший во втором туре социалиста Франсуа Миттерана (выигравшего первый тур). В обмен на поддержку голлистов Жискар назначил премьером лидера UDR Жака Ширака; Ширак выдвинулся именно под началом Помпиду, который прозвал его «бульдозером».
После смерти Помпиду Миттеран был среди наиболее резко выступавших с критикой правительства, которое скрывало состояние здоровья президента до самой его смерти, и требовавших совершенной гласности в этой сфере. Однако впоследствии сам Миттеран, ставший президентом, на протяжении более чем десятилетия скрывал своё раковое заболевание.
Вклад Жоржа Помпиду в развитие политической и экономической сторон Франции огромен, но он все равно теряется в тени Шарля де Голля. Многие считали Жоржа всего лишь преемником и последователем яркой личности де Голля. Тем не менее, у глав государства были совершенно разные стили управления страной. Историки часто называют Помпиду "полководцем промышленности" и олицетворением "тридцати славных лет" экономического роста после Второй мировой войны. Ну а кем он был на самом деле?
Фигурой Ротшильдов? Или самостоятельным игроком? Правда известна немногим...

Центр Помпиду создан с целью поддержки искусства XX века и современного искусства во всех его проявлениях – живописи и скульптуры, музыки и танцев, а также других направлений. Полное его название – Национальный центр культуры и искусства имени Жоржа Помпиду. Президент Франции Жорж Помпиду был инициатором его создания, но, к сожалению, не дожил до его открытия. Центр находится в квартале Бобур, расположенном между кварталами Ле-Аль и Марэ и поэтому его второе простонародное название – Бобур.

Как добраться до Центра Помпиду

  • Метро – станция Rambuteau или Hotel de Ville
  • RER – станция Chatelet – Les-Halles.

Режим работы Центра Помпиду - лето 2019

  • Ежедневно, кроме вторника с 11:00 до 22:00. Выставки закрываются в 21:00
  • Кассы закрываются на час раньше
  • Вторник - выходной день
  • По четвергам временные выставки работают до 23:00
  • 1 мая музей не работает

Стоимость билетов в Центр Помпиду - лето 2019

  • Для взрослых – 14 евро (музей и выставки)
  • Для детей до 18 лет - бесплатно (независимо от гражданства)
  • Для лиц от 18 до 25 лет, граждан ЕС, посещение музея - бесплатно
  • Для лиц от 18 до 25 лет, не граждан ЕС, посещение музея и выставок - 11 евро
  • Вход бесплатный в первое воскресенье месяца для всех категорий посетителей

Создание Центра Жоржа Помпиду

По замыслу президента в создаваемом пространстве должны были находиться не только музеи, но и библиотека и кинозал, студия детского творчества и книжные магазины, кинотеатр и многое другое, что способствовало бы сближению профессионального и уличного искусства. Необходимо было создать место отдыха, доступное не только для гнилой интеллигенции, но и для любого парижанина.

Проект тогда еще никому неизвестных архитекторов итальянца Ренцо Пьяно и англичанина Ричарда Роджерса больше всего подходил для этой цели.

Созданное ими здание было открыто в 1977 году в квартале Бобур и строение это невозможно не заметить и пропустить. Большая часть инфраструктуры – лифты, эскалаторы и вытяжные шахты вынесены на фасады и раскрашены веселыми цветами.

Так было создано пространство, где могла тусоваться не только избранная часть французов, но и простые горожане.

Надо отметить, что как сам проект, так и построенное здание вызывало жаркие споры и скандалы. Так, например, префект запретил создавать здание с мощными вентиляционными шахтами, портящими облик Парижа. И только после того, как он отдал душу богу, Ренцо Пьяно и Ричард Роджерс сумели воплотить свой проект в жизнь.

Идея создания пространства, открытого для всех, была реализована на все 100%. Люди приходят сюда не только посмотреть на что-то интересное, но и для того, чтобы творить самим.

Главный аттракцион, который нравится даже ненавистникам современного здания – это наружные эскалаторы, проехать на которых раньше можно было совершенно бесплатно. Теперь надо пройти через контроль, но посещение здания стоит этих денег. Более того, потребуется некоторое усилие воли, чтобы заставить себя покинуть это пространство.

Здесь проходят выставки, посмотреть которые приезжают люди из других стран, а экспонаты самого центра представляют собой краткий курс истории современного искусства. Для посещения местной библиотеки не нужны никакие документы, достаточно только отстоять очередь на входе.

Идея не демонстрировать искусство, а производить его воплощена также во всем внешнем пространстве вокруг Бобура. Так, вместо привычного монументального входа, который обычно бывает в музеях, архитекторы создали площадь, на которой гостей развлекают клоуны и мимики, жонглеры и пожиратели огня, певцы с гитарами и продавцы сувениров.

Посмотреть на все бобуровское пространство можно, сидя в самом популярном здесь Cafe Beaubourg, расположенном на углу площади.

Перед церковью Сен Мерри расположен знаменитый фонтан Стравинского.

Структура Центра Помпиду

Центр Помпиду напоминает собой многослойный пирог – на его уровнях находятся:

  • 0 уровень – Детская галерея, гардероб и билетные кассы, почтовое отделение и книжный магазин
  • I уровень – кинотеатр, кафе и мебельный магазин Прэнтан
  • II-III уровни – огромная библиотека (кино, видео, аудио) и кафе
  • IV-V уровни – Национальный музей современного искусства
  • VI уровень – временные выставки и книжный магазин, смотровая площадка и ресторан.

Центр Помпиду – Национальный музей современного искусства

На IV и V уровнях расположен Национальный музей современного искусства Франции. Всего здесь представлено более 1400 произведений искусств, но даже после проведенного ремонта и перестановок это составляет лишь 3% от имеющихся экспонатов, общее количество которых превышает 40 000.

  • На V уровне находятся произведения искусства 1905 – 1960 годов – Art Modern от фовизма до абстрактного экспрессионизма. Здесь представлены работы Анри Матисса и Пабло Пикассо, Жорж Брака и Фернанда Леже, Василия Кандинского и Макса Эрнста, Пола Поплока и Марка Ротко. Для справки: Фовизм – это направление во французской живописи начала XX века, характеризующееся яркостью и насыщенностью чистых цветов и упрощением формы.
  • На IV уровне располагаются произведения искусства 1960 – 2007 годов – от поп арта до наших дней. Это работы таких художников как Энди Уорхал и Ив Кляйн, Жана Тингели и других мастеров. Есть работы русских художников - Владимира Дубосарского и Александра Виноградова.

Среди экспонатов – не только произведения живописи и скульптуры, инсталляции, а также промышленный дизайн.

Слева от главного входа находится филиал музея, он расположился в бывшей мастерской французского скульптора румынского происхождения Константина Бранкузи, представителя абстрактного стиля в скульптуре.

Фонтан Стравинского

Рядом с центром Помпиду находится площадь Стравинского, на которой расположен фонтан Стравинского, созданный швейцарским архитектором Жаном Тэнгли и его женой художницей Ники де Сен-Фалль.

По всей площади фонтаны установлены 16 скульптур, находящихся в постоянном движении. Механизм, при помощи которого фигуры двигаются, изготовил Жан Тэнгли, а сами фигуры, разыгрывающие спектакль, выполнила из полистирола Сен-Фалль. Под лучшие произведения Игоря Стравинского выпускаются струи воды.

Под площадью Стравинского расположен Центр музыкальных исследований IRCAM, созданный, также архитектором Ренцо Пьяно.

Официальный адрес сайта Центра Помпиду

Центр Помпиду представляет одно из самых богатейших в мире собраний современного искусства и обязательный пункт для любителей искусства, которые собираются .

Супруга: Клод Помпиду

Жорж Помпиду́ (полное имя Жорж Жан Раймон Помпиду , фр. Georges Jean Raymond Pompidou ; 5 июля , Монбудиф, департамент Канталь , Овернь - 2 апреля , Париж), французский государственный деятель, премьер-министр ( -) и президент ( -) Пятой республики , лидер правых (голлистов). Его премьерство и президентство ознаменовались экономическим подъёмом и технической модернизацией Франции, а также дальнейшим развитием европейских структур. Литературовед, преподаватель словесности и ценитель искусства, Помпиду был основателем парижского музея современного искусства - Центра Помпиду , а также составителем антологии французской поэзии.

Учёба и преподавательская работа

Родители Помпиду - учителя из крестьян. Получил бакалавриат (bac) в Альби .

В это время он написал литературоведческое исследование о трагедии Расина «Британик », изданное в . В дальнейшем литературоведческие работы Помпиду отражают и его политические размышления; например, в он посвятил комментрированную хрестоматию «Происхождению современной Франции» Ипполита Тэна , а в - романам Андре Мальро , близкого сподвижника де Голля, а впоследствии министра культуры в правительстве Помпиду.

Начало политической деятельности

После освобождения Франции Помпиду впервые сотрудничает с де Голлем , поступив в на службу во Временном правительстве (референт по вопросам образования), затем в Государственном совете и в комитете по туризму. В правительство Помпиду попал благодаря своим контактам по Нормальной школе с экономистом Гастоном Палевским. Знакомство с де Голлем быстро переросло в дружбу, продолжавшуюся почти четверть века и закончившуюся драматически.

В конце 1940-х - начале 1950-х, во время попыток де Голля вернуться к власти и создать партию «Объединение французского народа», интеллектуал-финансист продолжает быть близким советником находящегося в оппозиции генерала; с на протяжении пяти лет он руководил его личной канцелярией. В году де Голль, разочаровавшись в своей партии, временно отошёл от политики. Помпиду перешёл в бизнес, стал работать в банке Ротшильдов менеджером вплоть до года. В этот сложный для голлистского движения период, известный как «Переход через пустыню», он продолжал участвовать в неформальных встречах голлистов в Коломбэ (имение генерала) и Париже. Он также занимался управлением благотворительного фонда Анны де Голль, созданного генералом в память о покойной дочери, страдавшей синдромом Дауна и предназначенного для помощи детям с таким диагнозом. С Помпиду занимался изданием мемуаров де Голля, действуя как посредник между ним и крупным парижским издательством «Плон».

Тесные личные и деловые отношения между де Голлем и Помпиду стали причиной стремительной карьеры последнего. Немедленно по возвращении де Голля к власти в мае он становится директором (управляющим делами) кабинета министров, а также активно принимал участие в формировании правительства (причём ещё до формального назначения де Голля премьером). В - Помпиду вновь работал у Ротшильдов и одновременно заседал во вновь образованном Конституционном совете (куда его по президентской квоте назначил де Голль). Участвовал в подготовке Эвианских соглашений о независимости Алжира в (ранее, ещё в 1956, он с рядом видных голлистов входил в состав «Союза за спасение и обновление французского Алжира» Жака Сустеля).

Официальный портрет в регалиях великого магистра ордена Почётного легиона, Елисейский дворец

Во втором туре, бойкотированном левыми и обратившемся потому в чистую формальность, Помпиду победил Поэра (15 июня), набрав 58,2 % (11 064 371 голос). 19 июня 1969 года Конституционный совет (в котором председательствовал старый товарищ Помпиду Гастон Палевский) провозгласил Помпиду президентом республики. 20 июня новый президент в ходе торжественной церемонии вступил в должность; в тот же день премьер-министром был назначен председатель Национального собрания, генерал французского Сопротивления и сподвижник де Голля Жак Шабан-Дельмас .

Деятельность во главе государства

Внешняя политика

Как президент республики Помпиду был сторонником голлистской независимости внешней политики от общей линии США и НАТО (Франция после выхода из военной организации оставалась членом лишь политической организации Альянса) и укрепления единой Европы, однако более прагматичен, чем де Голль. У него не было англофобии генерала, он допустил в июне Великобританию в ЕЭС (вместе с Ирландией и Данией), а 23 апреля 1972 это было утверждено общефранцузским референдумом. Однако Франция в январе вышла из европейской финансовой системы (так называемой «валютной змеи»).

В общемировой внешней политике Помпиду придерживался линии де Голля на особые отношения с СССР. Впервые он побывал в Союзе с визитом ещё как премьер, в , а в и Помпиду и Л. И. Брежнев обменялись государственными визитами. Во время первого из них (Помпиду в Москве, 6-13 октября 1970) был подписан Советско-французский протокол; страны обязались взаимно консультироваться по наиболее важным международным вопросам; во время второго из них (Брежнев в Париже) были подписаны «Принципы сотрудничества между СССР и Францией». Но вместе с тем Помпиду первым из западных глав государств обратил внимание на значение КНР как противовеса Советскому Союзу, и, ещё до Никсона, нанёс туда официальный визит (). Помпиду также внёс вклад в установление отношений с арабскими странами. Однако Франции пришлось столкнуться с кризисом в , когда после Войны судного дня страны ОПЕК в одностороннем порядке подняли цены на нефть.

Помпиду придавал большое значение личным визитам, частному общению с главами государств, таким элементам неформального общения, как совместные охоты (обычно близ замка Рамбуйе) и обеды, для последних он, тонкий гурман, даже лично составлял меню. При нём была впервые установлена официальная резиденция для гостей Президента - особняк Мариньи, рядом с Елисейским дворцом .

Внутренняя политика

Первая станция RER «Площадь Звезды» (площади было впоследствии дано имя Шарля де Голля)

Правление Помпиду началось с девальвации франка на 12 %, но последствия этого шага были быстро сглажены. При нём началась масштабная индустриализация страны, а также развитие траспорта. В декабре была открыта первая ветка скоростной железной дороги 25 апреля - парижская окружная дорога , в марте - Международный аэропорт имени Шарля де Голля . При нём началась реализация проекта скоростных дорог автомобильного транспорта, по его указаниям были расширены проезжие части во многих городах, построены автодороги; сократилось использование велосипеда как личного транспорта. Помпиду внёс личный вклад в механизацию и автоматизацию сельского хозяйства .

В июле 1971 года Конституционный совет Франции признал Декларацию прав человека и гражданина 1789 года конституционным нормативным документом и отнёс контроль за соблюдением Декларации в свою сферу ведения .

Болезнь и смерть

Так как его болезнь держалась в секрете (последнее официальное известие, всего за неделю до конца, гласило о «лёгком, но болезненном (sic) сосудистом заболевании»), известие о смерти Помпиду стало потрясением для всего мира. По нему был объявлен национальный траур, на мессе по президенту в Париже присутствовали представители всех крупных держав, включая Ричарда Никсона . Времено и. о. президента вновь стал Ален Поэр , на сей раз уже не баллотировавшийся; на пост президента республики был избран Валери Жискар д"Эстен , с небольшим отрывом (400 тысяч голосов) обошедший во втором туре социалиста Франсуа Миттерана (выигравшего первый тур). В обмен на поддержку голлистов Жискар назначил премьером лидера UDR Жака Ширака ; Ширак выдвинулся именно под началом Помпиду, который прозвал его «бульдозером».

После смерти Помпиду Миттеран был среди наиболее резко выступавших с критикой правительства, которое скрывало состояние здоровья президента до самой его смерти, и требовавших совершенной гласности в этой сфере. Однако впоследствии сам Миттеран, ставший президентом, на протяжении более чем десятилетия скрывал своё раковое заболевание.

Оценка деятельности и личности

Помпиду обычно считается одним из главных соавторов политики де Голля, затем продолжившим её самостоятельно, однако более прагматично и рационально. Его личность как политика осталась, в общем, в тени яркой личности де Голля: при огромной литературе о генерале, существующей на всех крупных языках, работ о его «Дофине» вне Франции очень мало, да и в самой Франции одна из книг о Помпиду называется «Забытый президент». Не исключено, что на это повлияла и краткость самостоятельного правления Помпиду. В последнее время ситуация, по крайней мере во Франции, начинает меняться: Ассоциация Жоржа Помпиду проводит регулярные конференции, посвященные его политике, издаются исследования, а с года начали выходить тематические сборники архивных документов его правления.

Пишущие о Помпиду (со статьями о нём, в частности, выступали лидеры правых следующего поколения Эдуар Балладюр и Жак Ширак) зачастую высоко оценивают его вклад в модернизацию страны, называют его «полководцем промышленности», олицетворением «тридцати славных лет» экономического роста после Второй мировой войны. Однако политика голлистов в этот период вызывала и критику со стороны левых, указывающих на неудачу создания стабильной, защищённой от кризисов, экономики, подмену решения социальных конфликтов половинчатыми мерами.

По личным воспоминаниям его сотрудников, Помпиду, в отличие от жёсткого и аскетичного де Голля, был демократичен и прост в обращении, ироничен, снисходителен к слабостям других. В своей предвыборной речи в мае 1969 года он сказал: «Я не буду подражать стилю генерала де Голля; я и не смог бы этого, да и потом, вы видите, я другой человек. Я ставлю перед собой задачу вести политику открытости и диалога» .

Цитаты

  • На смерть генерала де Голля (10 ноября 1970): «Французы, француженки, генерал де Голль умер, Франция овдовела».
  • В беседе с португальским министром Барбозой (28 января 1974): «Когда на меня смотрит Жискар, чувствую: он думает, что я слишком уж медленно умираю».
  • «Город должен принять автомобиль» (1971).

Апокрифические цитаты

  • «Ужас какой!» (глядя на проект центра Помпиду, )
  • «Добрая старая Франция! Хорошая кухня! Фоли-Бержер ! Весёлый Париж! Высокая мода! Всё это кончилось! Франция начала и уже проводит промышленную революцию» ()
  • (Брежнев показывает Помпиду советские ядерные ракеты) Помпиду:«Неужели они нацелены на Париж?» - Брежнев: «Не эти» (якобы во время визита в ).

Увековечение памяти

В честь Помпиду назван знаменитый парижский музей современного искусства - Центр Помпиду , основанный им 15 декабря и открывшийся в .

Кроме того, его именем назван лицей в Орийяке (административный центр его родного департамента), улица, площадь и Европейская больница в Париже, проспекты в Лионе и Реймсе , бульвары в Нанте , Гапе и Кане, коллежи в Шантосо и Энгиене, лицей в Дубае (ОАЭ), проспекты в Дакаре (Сенегал), Ломе (Того) и Либревиле (Габон).

Сочинения

  • Etude sur Britannicus , P., 1944; (Этюд о «Британике»)
  • Origines de la France contemporaine de Taine , P., 1947; («Происхождение современной Франции» Ипполита Тэна)
  • Pages choisies romans d’André Malraux , P., 1955; (Избранные страницы романов Андре Мальро)
  • Anthologie de la poésie française , éd. Hachette 1ère édition 1961, 2e édition 1968, 3e édition 1971, Paris, Hachette, 541 p.
  • Le Nœud gordien , éd. Plon, 1974 (Гордиев узел; подготовлено автором, но вышло посмертно)
  • Entretiens et discours , deux vol., éd. Plon, 1975 (Беседы и речи; предисловие Эдуара Балладюра)
  • Pour rétablir une vérité , éd. Flammarion, 1982 (Чтоб установить истину)

Библиография

Воспоминания и свидетельства

  • Jacques Foccart, Journal de l"Élysée (mis en forme et annoté par Philippe Gaillard), Fayard et Jeune Afrique, 1997-2001. Cinq volumes, dont:
    • Jacques Foccart, Foccart parle. 2, Foccart parle. 2, : entretiens avec Philippe Gaillard , Fayard et Jeune Afrique, Paris, 1997, 525 p.- p. de planches ISBN 2-213-59498-8
  • Jean Mauriac, L’Après-de Gaulle. Notes confidentielles, 1969-1989 , Fayard, Paris, 2006, 540 p. ISBN 2-213-62765-7

Исследования

  • Pierre-Bernard Couste, François Visine. Pompidou et l’Europe / Préf. de Jacques Chirac. Paris: Libr. techn., 1974.
  • Stéphane Rials, Les Idées politiques du président Georges Pompidou , Presses universitaires de France, coll. «Travaux et recherches de l’Université de droit, d"économie et de sciences sociales de Paris II. Série Science politique» n° 9, Paris, 1977, 192 p. - Texte abrégé d’un mémoire de D.E.S. de sciences politiques, présenté à Paris II, en 1975.
  • Молчанов Н. Н. Генерал де Голль . М.: Международные отношения, 1980 (неоднократно переиздавалась).
  • Новиков Г. Н. Голлизм после де Голля. Идейная и социально-политическая эволюция. 1969-1981 . М., 1984.
  • Чернега В. Н. Политическая борьба во Франции и эволюция голлистской партии в 60-е - 70-е годы XX века . М., 1984.
  • Васютинский В. Н. Основные направления деятельности французской дипломатии в годы президиума Ж. Помпиду : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук: 07.00.05 / М.: Дипломат. акад. МИД СССР, 1986.
  • Thierno Diallo. La politique étrangère de Georges Pompidou / Préf. de Paul Sabourin. Paris: Libr. générale de droit et de jurisprudence, 1992
  • Bernard Esambert, Georges Pompidou, capitaine d’industrie , Odile Jacob, Paris, 1994, 277 p. ISBN 2-7381-0239-5
  • Éric Roussel, Georges Pompidou . 1re édition: Jean-Claude Lattès, Paris, 1984, 567 p.- p. de planches - 3e édition, revue, augmentée, établie d’après les archives du quinquennat (1969-1974) : Georges Pompidou: 1911-1974 , Jean-Claude Lattès, Paris, 1994, 686 p.- p. de planches ISBN 2-7096-1376-X - Réimpression en 2004 de la 3e édition: ISBN|2-7096-2592-X - Nouvelle édition, basée sur l"édition de 1994: Georges Pompidou (1911-1974) , Perrin, coll. " Tempus " n° 60, Paris, 2004, 686 p. ISBN 2-262-02168-6
  • Louis Muron. Pompidou: Le président oublié , : Flammarion, 1994. ISBN 2-08-066722-X
  • Marcel Jullian. La France à voix haute: Le soldat et le normalien , : Fayard, 1994. ISBN 2-213-59176-8 [об отношениях де Голля с Помпиду]
  • Association Georges Pompidou, Georges Pompidou, homme d"État, 1962-1974: guide d’orientation bibliographique , Association Georges Pompidou, Paris, 1996, 262 p. ISBN 2-911612-00-0

Материалы конференций о Помпиду

  • Georges Pompidou et l’Europe: colloque, 25 et 26 novembre 1993 (publié par l’Association Georges Pompidou; avec une préface d"Édouard Balladur et une postaface de Jacques Chirac; sous la direction de J. R. Bernard, F. Caron, M. Vaïsse et autres), Éditions Complexe, coll. " Interventions ", Bruxelles et Paris, 1995, 691 p. ISBN 2-87027-525-0
  • Culture et action chez Georges Pompidou: actes du colloque, Paris, 3-4 décembre 1998 (organisé par l’Association Georges Pompidou; sous la direction de Jean-Claude Groshens, Jean-François Sirinelli; avec la collaboration de Noëlline Castagnez-Ruggiu), Presses universitaires de France, coll. " Politique d’aujourd’hui ", Paris, 2000, XII-454 p. ISBN 2-13-050908-8
  • Un politique, Georges Pompidou: actes du colloque des 25 et 26 novembre 1999 au Sénat (organisé par l’Association Georges Pompidou; sous la direction de Jean-Paul Cointet, Bernard Lachaise, Gilles Le Béguec, Jean-Marie Mayeur; publié par Noëlline Castagnez-Ruggiu et Anne Leboucher-Sebbab), Presses universitaires de France, coll. " Politique d’aujourd’hui ", Paris, 2001, XIII-436 p. ISBN 2-13-051568-1
  • Georges Pompidou face à la mutation économique de l’Occident, 1969-1974: actes du colloque des 15 et 16 novembre 2001, , Conseil économique et social (organisé par l’Association Georges Pompidou; sous la direction d"Éric Bussière; comité scientifique, Alain Beltran, Pascal Griset, Georges-Henri Soutou), Presses universitaires de France, coll. " Politique d’aujourd’hui ", Paris, 2003, V-418 p. ISBN 2-13-053598-4
  • Action et pensée sociales chez Georges Pompidou: actes du colloque des 21 et 22 mars 2003 au Sénat, Paris (organisé par l’Association Georges Pompidou; sous la direction d’Alain Beltran et de Gilles Le Béguec; en collaboration avec Jean-Pierre Williot), Presses universitaires de France, coll. " Politique d’aujourd’hui ", Paris, 2004, XIII-428 p. ISBN 2-13-054275-1

Примечания

Ссылки

  • Помпиду и Брежнев - фото Владимира Мусаэльяна: ,
  • Повседневная жизнь Помпиду: из записок повара Елисейского дворца
  • Официальный сайт ассоциации Жоржа Помпиду (фр.)
  • Тексты Жоржа Помпиду в хронологическом порядке (фр.) CNRS.
  • Справка на NNDB (англ.)
  • Музей в Монбудифе (фр.)

Каждое поколение стремится оставить после себя нечто уникальное, удивительное – то, что станет предметом восхищения потомков. Не уставая поражаться величественной красоте средневековых архитектурных достояний, современное общество создает собственные творения, предпочитая в дизайне и зодчестве прогрессивные направления, а ярким примером служит Национальный Центр искусства и культуры Жоржа Помпиду.

Расположен культурный Центр в одной из наиболее старой части города – в , раскинувшемся на правом берегу Сены, и включающим в себя остров Сен-Луи с восточной территорией Сите, на которой возвышается готический , охраняемый химерами и горгульями.

История Центра Жоржа Помпиду

Жорж Раймон Помпиду был не только президентом Пятой республики, но и большим ценителем искусства, преподавателем словесности и литературоведом. Во время его правления Франция совершила значительный шаг вперед в области экономики, и практически совершила техническую революцию.

Прогрессивные взгляды главы государства инициировали множество проектов, способствующих развитию страны во всех направлениях. Одно из достойных его детищ – многофункциональный Центр Помпиду, призванный поддерживать современное искусство, будь то музыка, живопись, танец, литература, кинематограф или другая школа.

В качестве строительной площадки было выбрано широкое плато Бобур, и так порой в простонародье называют сам комплекс.

Чтобы воплотить грандиозную задумку, власти города ориентировались на прогрессивных людей, умеющих думать креативно. В период действия конкурса на рассмотрении оказалось 681 планов от зодчих 49-и стран, но жюри выбрало троих наиболее достойных: английского архитектора Ричарда Роджерса и итальянцев Д. Франчини и Р. Пьяно.

Причем Роджерс и Пьяно управляли проектом и создали направление хай-тек, уходящее корнями в поздний модернизм.

Его основные характеристики: технологичность, восприятие конструкции как орнамента, монументальность, сложная простота, функциональность и удобство, что дало повод критикам считают новаторский стиль неким поэтическим окончанием целой эпохи.

С момента рождения идеи о строительстве в 1969 г. до окончания работ в 1977 г., прошло 8 лет. Торжественное открытие Помпиду прошло 31 января, а первых посетителей он принял 2 февраля.

Первое впечатление от экстравагантного здания было в духе парижан – неприкрытая критика и сравнение с нефтеперегонной фабрикой. Но вспоминая историю , и других , видно, что столичные жители всегда предвзято относились к смелым концепциям, и только спустя время соглашались, что строение отлично вписывается в структуру города, внося определенный колорит и изюминку.


Сегодня Центр искусств Помпиду считается визиткой столицы, одним из значимых и посещаемых шедевров современности.

Сооружение действительно необычно по своей структуре, и имеет протяженность 166 м, на 42 м уходит ввысь и на 60 м в ширину, поднимаясь на 10 уровней и занимая площадь 7 500 кв. метров. Чтобы максимально полезно использовать его внутреннюю площадку, решено было вынести наружу всю техническую начинку: эскалаторы, лифты, трубопровод и даже арматурные соединения.

Это освободило 40 тыс. м кв. полезной территории, а наружные коммуникации раскрасили в разные цвета, что придало сооружению гротескный вид. На фоне белого каркаса выделяются синие воздуховоды, зеленые коммуникации водопровода, желтая электропроводка, и среди этого пестрого переплетения курсируют нарядно-красные эскалаторы и лифтовые кабины.

Организация работы культурного Центра

Центр Жоржа Помпиду, это отлично продуманное сооружение, ставшее своеобразным толчком для активации развития всех творческих направлений. Под одной крышей объединили общественную библиотеку; государственный музей современного искусства, который до этого занимал крыло Токийского дворца; Центр современной музыки.


Планировалось, что именно Бобур отныне станет тем ядром, где сосредоточены все актуальные веяния и течения андеграунда, а разрабатывал план их демонстраций Франсуа Матей, приглашенный из Музея декоративных искусств.

После открытия до 90-х годов прошлого столетия культурный Центр провел ряд выставок, ставших впоследствии успешным «рецептом» для дальнейших экспозиций.

Директорат, в который входили Понтус Хультен и Доменик Бозо, предложили организовать вернисажи Уолтеру Хоппсу, и его авторству принадлежат: «Париж-Нью-Йорк», «Париж-Париж», «Париж-Берлин», «Париж-Москва».

Во время их организации Хоппс привлек в проект не только служащих Государственного музея современного искусства, но и прочих департаментов. Каждая тема имела собственный план. На вернисаже «Париж-Нью-Йорк» разные отделения, в том числе и библиотека, имели обособленную секцию, а в случае с «Париж-Берлин» собрания занимали общую площадь.

Тематические выставки требовали тщательного подхода в организации, стараясь затронуть все сюжетные линии, но чтобы результат был доступен и понятен с первого раза. К примеру, «Париж-Москва» освещала тему гласности. А охватывая период от начала XX столетия до 30-х годов, благодаря потеплению французско-российских отношений, демонстрировали полотна французских живописцев, участвовавших в московских дореволюционных выставках.

В других тематиках также прослеживалась связующая нить между культурами Запада и Востока, задевающая архитектуру, мастерство дизайна, музыку, литературу, театр и кинематограф.


Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду продолжает развиваться, обретая все большее значение в избранной нише. В 1992 г. происходит его реорганизация, после которой появляется отдел культурного продвижения, ответственный за проекты живых вечеров: лектории, кинопремьеры, дискуссионные собрания и симпозиумы.

За 20 лет плодотворной работы здание слегка поизносилось и, будучи президентом Центра, Жан-Жак Айагона решает, что пришло время капитального ремонта. Началась реконструкция в 1997 г. Помимо усовершенствования коммуникаций, государство изыскало средства на увеличение площадей под постоянные коллекции, и в итоге Помпиду развернулся на 100 м кв. Под постоянные презентации экспозиций в музее отведено 12 210 м кв., а под временные – 5 900 м кв.

Он снова принимает до 4 млн. гостей в год, являясь третьим по посещаемости, уступая пальму первенства Эйфелевой башне и . Бобур стал местом встречи, объединившим целое поколение, куда приходят потому, что в нем происходит действительно что-то важное, увлекательное, запоминающееся.

Центр Помпиду сегодня

Выполненный из камня, стеклянных и металлических элементов, Музей Помпиду делится на две доли: офисные помещения с зонами технического обслуживания, и территории для посетителей. Именно сюда стекаются с разных уголков планеты, чтобы увидеть, послушать, прочитать и приобщиться к бурлящей культурной жизни современности.


Обдумывая проект, архитекторы еще на момент планирования задали определенный тон, при котором даже инженерные элементы превращались бы в дизайнерскую находку. Хотя наружный эскалатор и не всем по душе, он неотъемлемая часть конструкции, и прокатиться на нем рекомендуется каждому, кто решил посетить креативный комплекс. Правда, теперь это платное удовольствие, но зато живописная поездка точно останется в памяти.

  • Полная стоимость билетов – 14 евро
  • Молодежь 18-25 лет – 11 евро
  • Панорамная площадка «Вид Парижа» – 5 евро
  • Шоу и концерты – 10-18 евро
  • Шоу и концерты для лиц 18-25 лет – 10-14 евро
  • Кинотеатр – 6 евро
  • Кинотеатр для лиц 18-25 лет – 4 евро
  • До 18 лет – вход бесплатный

Купив на официальном сайте Центра карту Pass Solo, целый год со дня её приобретения вы сможете пользоваться преимуществами, которые она дарит:

  • Полный доступ к постоянным экспозициям и новым коллекциям.
  • Бесплатные кинопоказы и конференции при предварительной регистрации.
  • Льготный допуск на все шоу в Помпиду.
  • Сниженная стоимость на посещение экскурсий и мастерских, посвященных детям и семьям.
  • Приятные цены на товары в магазинах.
  • Получение приглашений на вечеринки, выступления, семинары и прочие мероприятия.
  • Уникальные предложения от партнеров Центра.

Как добраться до Центра Помпиду

Контакты

Адрес: Place Georges-Pompidou, 75004 Paris, Франция

Телефон: +33 1 44 78 12 33

Режим работы: 11:00 — 22:00, Вт — выходной

Цена билета: 12€, 9€ — от 18 до 25 лет, до 18 — бесплатно

Официальный сайт: www.centrepompidou.fr

Как добраться

Метро: Rambuteau (11 линия), Hotel deVille (1 и 11 линии)

Париж известен не только как город романтиков и столица мировой моды, но и как культурный центр, привлекающий с каждым годом все больше и больше искушенных интеллектуалов, творческих личностей и просто утонченных ценителей искусства.

Многочисленные музеи Парижа не оставят равнодушными даже самых привередливых эстетов, и почетное место в списке обязательных посещений для современного, культурного и образованного человека в Париже занимает Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду.

К слову, Музей современного искусства Помпиду в Париже занимает третье место по посещаемости среди достопримечательностей, уступая только и .

Центр Жоржа Помпиду в Париже — история основания

Основатель, премьер-министр, а затем и президент Франции, был известен как тонкий ценитель искусства. Он мечтал создать в Париже мощный культурный центр, который не только бы функционировал как музей, но и объединял различные направления искусств :

  • изобразительные,
  • аудиальные,
  • визуальные,
  • кинематограф,
  • театр,
  • литературу
  • и другие.

Так в конце 20 века в Париже появился Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду. С самого нач

Ала он удивил и даже возмутил парижан своим необычным видом и концепцией, люди собирались на демонстрации и устраивали пикеты перед музеем, им казалось, что огромное, причудливой формы здание, с общей площадью более 100 тыс. кв. м., абсолютно не вписывающееся в привычные парижские панорамы, портит столицу Франции своей нелепостью, но со временем центр Помпиду стал одним из самых известных и интересных мест в Париже.

Описание и общая информация

Расположен центр в квартале Бобур 4 округа Парижа, благодаря чему получил одноименное название среди местных. Вам нужно оказаться между кварталами Ле-Аль и Маре. Проще всего будет доехать до Центра Помпиду на метро – по 11 линии до станции Rambuteau или по 1 и 11 до станции Hotel deVille . Одна поездка на метро в Париже стоит около 2 евро. Также можно доехать на автобусе , билет стоит около 3 евро.

Не заметить центр Помпиду просто невозможно – это огромное здание высотой 42 метра , оно не очень вписывается в архитектурный ансамбль и больше напоминает какой-то завод или лесную насосную станцию. Также найти музей вы можете с помощью толп туристов, за год центр принимает более 6 миллионов посетителей. Билет обойдется около 10 евро , за некоторые мероприятия, выставки или мастер-классы при желании поучаствовать придется доплатить, но обычно это символическая сумма, не больше 2-3 евро.

Атмосферу творчества и интересных форм самовыражения можно почувствовать сразу перед входом – на огромной площади круглосуточно что-то происходит. Там можно увидеть клоунов, мимов, актерские постановки, уличных художников и музыкантов, бардов, фокусников, факиров и многих других необычных представителей различных форм искусства.

Что можно увидеть на территории Центра Помпиду

В Центре Жоржа Помпаду можно найти занятия на любой вкус.

Театры и кинотеатры
В подвале вы можете найти интересный театр , который используется не только для представлений, но и для проведения разных мероприятий, вплоть до конференций.

На первом этаже находится кинотеатр, где проводятся различные кинофестивали, а на втором – еще два, которые обычно показывают тематические подборки фильмов, по режиссерам, периодам или направлениям кинематографа.

Публичная библиотека Центра имени Жоржа Помпиду
Второй, третий и четвертый этажи занимает всемирно известная Публичная библиотека Центра имени Жоржа Помпиду. Кроме великолепной коллекции книг, библиотека предлагает своим посетителям разные периодические издания, музыку и документальные фильмы. Библиотека не берет денег , предоставляет нужное оборудование и максимально удобные условия для чтения.

Вы можете там найти литературу на разных языках, в том числе и на русском, но с собой ничего брать нельзя – все доступно исключительно на территории центра. Эта библиотека – любимое место парижских студентов и туристов, потому сюда стоит приходить попозже, около 19.00.

Национальным музеем современного искусства
Третий и четвертый этажи заняты Национальным музеем современного искусства, одним из самых известных и посещаемых музеев во всем мире. Экспозиция музея объединяет почти все известные виды современного искусства : начиная от живописи, скульптуры, фотографии и архитектуры – и заканчивая дизайном, видеоматериалами, инсталляциями, перфоменсами и даже комиксами.

Но, бесспорно, самое главное достояние и предмет гордости Национального музея современных искусств — великолепная коллекция картин . Там будет на что посмотреть не только любителям современного искусства, новых и ярких форм самовыражения, а и более скептичным поклонникам традиционного искусства. Вы можете оценить работы настоящих мастеров — Шагала,

Пикассо, Кандинского, Миро, Маттиса, Модильяни, Дюшана и многих других. В общем тут находится более 60 тысяч работ, авторство которых принадлежит более, чем 5 тысячам людей!

Институт
На территории Центра находятся абсолютно непредсказуемые места, например, тут расположен институт, где изучают акустику и музыку.

Кафе и рестораны
Чтобы сделать ваше пребывание максимально комфортным, тут можно найти много кафешек и хороших ресторанов, где можно отдохнуть, насладиться атмосферой и обсудить увиденное. Но имейте в виду, что в большинстве этих заведений нужно бронировать столики, и не факт, что будет что-нибудь свободное на интересующие вас дату и время, потому лучше это сделать задолго до вашего визита.

В обратном случае вы всегда можете быстро перекусить в снек-баре или кафе в мезонине , оба заведения на втором этаже. Также будьте готовы к неприятному сюрпризу – цены намного выше обычного уровня в столичных заведениях, но неповторимая атмосфера и экономия времени оправдывают этот факт.

Смотровая площадка
Обязательно не забудьте подняться на смотровую площадку на шестом этаже . За символическую сумму около 3 евро, или вообще бесплатно, при наличии билета в музей, вы можете насладиться изумительным панорамным Парижем.

Для детей
Центр Жоржа Помпиду – оптимальный вариант досуга туристов с детьми. Для них тут постоянно проводятся :

  • разные мероприятия,
  • выставки
  • и мастер-классы.

Чтобы не потеряться во всем великолепии выбора и успеть посетить те места, которые хотите, лучше заранее ознакомиться с картой Центра Помпиду и четко следовать выбранному маршруту, ведь в этом необычном месте хочется увидеть, услышать и посмотреть абсолютно все, а на это уйдет очень много времени.

Центр имени Жоржа Помпиду на карте Парижа:




Top