Джорджо де кирико в третьяковской галерее. Выставка "Джорджо де Кирико

Вслед за ностальгическим проектом «Оттепель» Третьяковская галерея готовит новый выставочный хит. В России впервые открывается ретроспектива Джорджо де Кирико - родоначальника метафизической живописи.

Загадочный мир, созданный де Кирико, традиционно привлекает зрителя. На протяжении всей жизни художник обращался к традициям Античности, классическому старому искусству, был увлечен философией Ницше. Кроме того, де Кирико был большим поклонником театрального искусства - зрители московской выставки смогут впервые увидеть костюмы, выполненные им для балета Сергея Дягилева «Бал» 1929 года.

«Орфей – уставший трубадур». 1970. Фонд Джорджо и Изы де Кирико, Рим.

Театральность - едва ли не главная отличительная черта искусства де Кирико. Безвоздушные пейзажи, в которых, кажется, время застыло навечно, полуденный зной, пустынные улицы с обломками древних памятников и античных масок - его живопись часто называют «иллюстрациями снов» - настолько тонко и порой иронично он «работает» с подсознанием. Позже этот «прием» будет заимствован сюрреалистами и станет основным в их творчестве.

«Внутренняя метафизика с головой Меркурия». 1969. Фонд Джорджо и Изы де Кирико, Рим

Выставку итальянского авангардиста готовили полтора года. Основным партнером Третьяковки выступил фонд наследников итальянского авангардиста - Джорджо и Изы де Кирико. Зрители увидят более 100 произведений живописи, графики и скульптуры, привезенных из Швейцарии, Франции и Великобритании.

«Автопортрет в черном свитере». 1957. Фонд Джорджо и Изы де Кирико, Рим.

При жизни де Кирико был известен как крайне самовлюбленный человек, без стеснения называющий себя лучшим художником ХХ века. По словам кураторов, его обращение к традициям Тициана, Рембрандта и Рубенса свидетельствует о том, насколько велико было его желание поставить себя в один ряд с великими мастерами прошлого. Эгоцентризм де Кирико нашел отражение и в экспозиции - представлено несколько автопортретов художника, выполненных в различных манерах.

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка "Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения". Куратор римского фонда Джорджо и Изы де Кирико Виктория Ноэль Джонсон объяснила "Огоньку", о каких прозрениях идет речь


Де Кирико цитировать такое же удовольствие, как и разглядывать его пустынные замершие картины. "В тени человека, идущего под солнцем, больше тайны, чем во всех настоящих, бывших и будущих религиях",— писал он. А вот еще: "Искусство — это роковой сачок, захватывающий на лету те странные явления, которые вырываются, подобно большим таинственным бабочкам, из повседневной жизни".

Загадочный мир, погруженный не то в сон, не то волшебное оцепенение, бытие предметов, освещенных каким-то холодным внеземным светом, сновидческие символы и зашифрованные призраки — это все де Кирико. Увидев его картины один раз, их уже не забыть и не отделаться от чувства, что есть что-то, что нужно понять. Не зря де Кирико "двигали" Пикассо и Аполлинер, а Дали и Магритт сразу угадали в его работах нужную им оптику, которую сделали своей.

В России де Кирико почти не знают. В ГМИИ им. Пушкина есть две его картины, и это все. Поэтому выставка Джорджо де Кирико в Третьяковке может стать открытием метафизического гения российским зрителем.

— Московская публика в последние годы избалована художественными выставками, в том числе и великих итальянцев. Как вы убедите ее идти на практически не известного ей де Кирико?

— Джорджо де Кирико — один из основополагающих и важных художников XX века. Многие искусствоведы ставят его в один ряд с Пикассо. Изобретенный им сто лет назад метафизический художественный метод открыл дверь современному искусству, дал новый взгляд многочисленным художникам, на которых творчество де Кирико оказало огромное влияние. И мы очень рады, что благодаря нашему совместному с Третьяковской галереей проекту российская публика сможет убедиться, какое влияние оказал де Кирико не только на западное модернистское и современное искусство, но и на русских художников. У многих из них (Малевич, рекомендовавший своим ученикам изучать де Кирико, а также Дейнека, Шевченко, Ермолаев и другие.— "О" ) имеются явные параллели с его творчеством.

— Вы привезли очень обширную ретроспективу художника, практически не выставлявшегося в России. Хотели разом наверстать упущенное?

— Идея открывшейся в Третьяковской галерее выставки принадлежит Джанни Меркурио, ее куратору с итальянской стороны, и его российской коллеге Татьяне Горячевой. Первоначально думали показать творчество де Кирико сквозь призму его отношений с постмодернизм. Но в процессе работы концепция выставки развивалась и стала более обширной.

Экспозиция действительно очень масштабная. И хотя она охватывает все 70 лет творчества художника, выставка не является ретроспективой в традиционном смысле. Скорее она призвана продемонстрировать абсолютно уникальный творческий метод художника.

— Что это значит — "метафизические произведения"? И при чем тут заявленное в названии выставки "прозрение"?

— Как писал сам де Кирико, метафизический метод состоит в том, чтобы увидеть мир как в детстве, когда любой предмет — это открытие, прозрение. Это был новый взгляд на мир, и именно этот взгляд делает произведения де Кирико уникальными.

В течение жизни он меняет стили и краски, техники, сюжеты, но его художественный метод — увидеть необычное в обыденном — остается неизменным все годы творчества. С того момента, когда в 1910-м во Флоренции де Кирико открылось это художественное видение (по словам самого художника, он увидел площадь перед собором Santa Croce такой, какой она должна быть в идеальном платоновском мире, что он и запечатлел в своей первой картине "Загадка осеннего полдня".— "О" ), и до 1978-го, когда художник скончался, он оставался метафизиком.

В 1940-1960-е он занимался фигуративной живописью, барокко, у него много картин, вдохновленных великими художниками прошлых веков. И все равно ведущей нитью его творчества и тогда была метафизика.

— Вы сказали о влиянии де Кирико на наших художников. Но, как мы знаем, с Россией художника связывали и другие узы...

— Это так. Де Кирико был дважды женат, и оба раза на русских. Его первая жена Раиса Гуревич была балериной. Они познакомились в 1925 году в римском театре, для которого художник делал эскизы декораций и театральных костюмов, а Раиса была в нем прима-балериной. Впоследствии они поженились и жили в Париже.

— Почти как Пикассо и Ольга Хохлова. Об этой романтической истории рассказывает раздел выставки под названием "Бал"?

— Не совсем. Раиса танцевала в римском театре, не в антрепризе Дягилева, поставившего "Бал". Но мы подумали, что для первой выставки де Кирико в России было бы важно показать связь художника именно с русским искусством, с русским балетом. И в этом разделе мы представляем выполненные по эскизам де Кирико прекрасные костюмы к дягилевскому балету "Бал" из коллекции британского Музея Виктории и Альберта. Костюмы ручной работы, и на их изнанке вышиты имена танцовщиков, для которых они были предназначены. Интересная деталь — эти вещи с 30-х годов ни разу не стирались, на них даже можно увидеть пятна от пота, можно сказать, что они демонстрируют связь де Кирико с Россией, которая была очень крепка.

— Чего не скажешь о его первом браке...

— Да, в 1931 году Раиса Гуревич и Джорджо де Кирико расстались, и он женился на Изабелле Паксзвер, у которой тоже были русские корни. Изабелла осталась с художником до конца его дней и была для него очень важна. Муза — мы видим ее на многих полотнах де Кирико, где она предстает то в образе богини, то героини. Помощница — она занимается организацией выставок и прочей административной деятельностью. Хранительница — после смерти Джорджо де Кирико Изабелла создала фонд художественного и литературного наследия художника, и этому фонду она завещала все, в том числе и прекрасный дом на площади Испании, где они вместе прожили 30 лет. В этом доме сейчас располагается наш фонд, который носит имя Джорджо и Изы де Кирико.

— Чем занимается фонд?

— Фонд существует с 1986 года, его задача — охрана и исследование художественного наследия художника. В собственности фонда более 500 работ де Кирико — картины, рисунки, акварели, скульптуры, театральные костюмы, обширное литературное наследие.

Часть коллекции — примерно 50 полотен — выставлена в доме-музее, в который переоборудована квартира на площади Испании. Известно, что художник, который много путешествовал и жил в разных городах и странах, своим настоящим домом считал именно эту квартиру. Он любил говорить, что она расположена "в центре центра мира". Кроме парадных комнат мы показываем посетителям и очень интимную часть дома — спальни Джорджо и Изабеллы, а также мастерскую художника. Кроме того, фонд занимается выставочной деятельностью, издает альманах "Метафизика", где публикуются статьи, исследующие творчество де Кирико.

— И все же не все экспонаты выставки прибыли в Москву из вашего фонда...

— Наша коллекция начинается с 1930-х годов. Более ранние картины, относящиеся к первому метафизическому периоду 1910-х годов, хранятся в зарубежных музеях, в основном американских — де Кирико, как и многие художники, в молодости продавал свои произведения.

Помимо нашего фонда экспонаты для выставки предоставили Музей нового и современного искусства Тренто и Роверетто (Италия), Центр Жоржа Помпиду (Франция), Музей Виктории и Альберта (Великобритания), ГМИИ им. А.С. Пушкина (Россия).

— Вы поставили де Кирико в один ряд с Пикассо.

—Да, оба они являются несущими опорами искусства XX века. Известно, что именно Пикассо и Аполлинер открыли в 1930-е годы де Кирико, увидев его произведения в парижском Осеннем салоне. Пикассо вообще был одним из немногочисленных художников, кого де Кирико уважал и ценил. И Пикассо отвечал ему тем же. Кто из них на кого влиял, сказать трудно. Но на выставке есть полотна, в которых явно угадывается параллель с Пикассо. Речь о двух картинах из серии "Римские женщины" — одна из московского Пушкинского музея, другую предоставил Музей Роверетто,— на которых в тесном, почти клаустофобическом пространстве изображены огромные женские фигуры. Кстати, моделью для них выступала Раиса, первая жена художника

— А Дали и сюрреализм, отцом которого де Кирико официально признан?

— Что касается сюрреалистов и Дали, близость де Кирико с ними была очень короткой, и после разрыва в 1926 году между ними не было никаких контактов. Они практически не сотрудничали творчески. Тем не менее — и это общепризнано — де Кирико является "отцом" сюрреалистов, и они были под видимым его влиянием.

Они не очень поняли концепцию метафизики, но отдали должное ее визуальному выражению, в частности способности делать осязаемой остановку времени и пространства, которая так очевидна на картинах де Кирико.

— Кого из современных художников можно считать наследниками де Кирико?

— Де Кирико был уникален. Он не оставил ни школы, ни движения, если не считать того, что сюрреализм тут же подхватил и сделал своим его взгляд на мир. Но немало современных артистов находились под его явным влиянием. Например, отмечают влияние де Кирико на Энди Уорхола. В 1950-1960-е годы де Кирико был увлечен созданием очень похожих друг на друга версий. Он практически копировал сам себя. Это относится к таким хрестоматийным сериям, как "Разрушение муз" или "Площади Италии". Возможности таких авторских копий моментально оценил Уорхол.

Или, например, Синди Шерман (американская художница, работающая в технике постановочных фотографий, известна серией исторических автопортретов, где она предстает в образах, запечатленных на картинах великими художниками.— "О" ). Ее эксперименты явно навеяны серией автопортретов де Кирико 1940-1950-х годов, на которых художник брал сюжеты картин великих мастеров, как, например, Рубенс, и давал изображенным на них фигурам собственное лицо. Московская публика увидит эти портреты.

Де Кирико была очень близка концепция вечного возвращения, которую он почерпнул у Ницше и которая оказала на него в юности большое влияние. Он был согласен с великим философом, что время имеет циклическую замкнутость и что XVII и XVIII века могут сосуществовать на полотне с веком XX. Вот почему он считает возможным разделить с великими мастерами единое пространство. Метафизический взгляд предполагает, что время и пространство могут быть остановлены.

— В общем, картины де Кирико требуют объяснения.

— Да, и потому к выставке мы решили опубликовать большую подборку текстов де Кирико, которые выходят на русском впервые. Это важно, потому что мы, искусствоведы, даем много пояснений его творчества, но голос самого артиста лучше всех других объяснит его произведения. Де Кирико художник фундаментальный, которого еще открывать и открывать.

Беседовала Елена Пушкарская, Рим

название выставки: «Метафизические прозрения», Джорджо де Кирико
где проходит выставка: Государственная Третьяковская галерея, Крымский вал, 10, залы 80-82, Москва
время проведения выставки: 20 апреля – 23 июля 2017 года

на фото: фрагмент работы Джорджо де Кирико "Орфей", 1970

20 апреля в Третьяковке открылась первая в России выставка родоначальника сюрреализма, итальянского художника метафизической живописи Джорджо де Кирико .

Творческий гений Джорджо де Кирико предвосхитил появление сюрреалистов как таковых на более, чем 10 лет. Сегодня без метафизической живописи невозможно представить себе работ , Рене Магритта, Жоана Миро или Макса Эрнста.

Джорджо де Кирико родился 10 июля 1888 года в городе Волос в Греции в итальянской семье. Изучал живопись в Афинах, позже - во Флоренции, а потом в Мюнхенской Художественной академии. В юности увлекался философией Шопенгауэра и Ницше.

«Я начал писать картины, в которых мог выразить то мощное и мистическое чувство, открывшееся мне при чтении Ницше: итальянские города в ясный осенний день, меланхолию полудня… Я не представляю себе искусство по-другому. Мысль должна оторваться от того, что мы называем логикой и смыслом, освободиться от всех человеческих привязанностей, чтобы увидеть предметы под новым углом, высветить их неведомые раньше черты».

Джорджо де Кирико

Как и большинство известных сегодня художников того времени, в 1910-м году переехал в Париж, где подружился с Пабло Пикассо и Гойомом Апполинером. Пребывая в Италии во время Первой мировой войны, вместе с художником Карло Карра основал движение метафизической живописи - специфическое для Италии художественное явление.

Джорджо де Кирико . "Полуденная меланхолия". 1913

Нужно отметить, что как явление, метафизическая живопись довольно быстро себя исчерпала. Последнюю картину в этом стиле Джорджо де Кирико написал в 1918-м году, Карра - в 1921-м. Но волна метафизики в живописи была вовремя подхвачена сюрреалистами, и переродилась в качественно иной, но похожий жанр.

Джорджо де Кирико . "Беспокойные музы". 1918

Выставка Джорджо де Кирико в Третьяковке начинается с раздела «Путь метафизики», где раскрывается суть этого жанра, его сюжеты и приёмы. Важно понимать, что Кирико свою живопись назвал «метафизической» сам, опираясь на философскую трактовку метафизики как исследования первоначальных законов бытия, что находится за пределами эмпирического опыта.

Визуально такой подход выражается в создании на полотне магический параллельных миров, таинственных пейзажей, наполненных меланхолией, тревожностью и неоднозначностью.

Следующий раздел выставки - «История и миф». Здесь представлены полотна, в создании которых Кирико обращался к сюжетам античности и классики. За ним следует раздел «Старые мастера», в котором художник цитирует Рубенса, Тициана, Курбе, Фрагонара и других знаменитых мастеров.

Джорджо де Кирико. "Две маски". 1926

Особое место среди представленных на выставке «Метафизические прозрения» работ занимают созданные де Кирико костюмы для легендарных , над которыми ранее работали участники общества «Мир искусства» (Валентин Серов, Лев Бакст, Александр Бенуа). Так, Джорджо де Кирико занимался созданием костюмов для балета «Бал» (1929) и «Протей»(1938).

Живопись выставки «Метафизические прозрения» дополнена также скульптурой и графикой де Кирико. Так, в Третьяковке можно увидеть терракотовые фигуры в бронзе, а также эскизы будущих живописных произведений.

Завершает выставку цикл «Неометафизика», где представлены поздние работы художника с 1968-го по 1976-й года. В эти годы Джорджо де Кирико , что характерно для его возраста, переосмысливал свои предыдущие работы и воссоздавал в новых интерпретациях. Например, работа «Внутренняя метафизика мастерской» (1969), на которой возрождаются знакомые старые работы мастера.

Джорджо де Кирико. "Внутренняя меланхолия мастерской". 1969

Материал подготовила: Юлия Сидимянцева

Впервые в России открывается масштабная выставка Джорджо де Кирико - итальянского художника XX века, основателя движения «Метафизическая живопись», которого называют предтечей сюрреализма. Выставка развёрнута в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу, которая с недавнего времени стала называться «Новой Третьяковкой». Экспозиция проходит в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес». Репортаж Станислава Дорэ.

Эта выставка одно из самых ожидаемых событий года. О ней говорят не только у нас, но и за рубежом, ведь любая экспозиция работ Джорджо де Кирико подобного масштаба - событие мирового уровня. В Новой Третьяковке собралось огромное количество гостей - здесь сразу два открытия: самой выставки и фестиваля «Черешневый лес», в рамках которого и проходит показ работ де Кирико.

«Я не буду утомлять всех присутствующих долгим рассказом о том кто такой де Кирико вы сами убедитесь в том, сколь важная и значительная фигура этот художник», - подчеркивает Зельфира Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи.

«Думаю, если бы де Кирико был жив, он очень обрадовался бы этой выставке. И это не пустые слова, ведь с Россией его связывало очень многое», - заметил Паоло Пикоцца, президент фонда Джорджо и Изы де Кирико (Италия).

Это действительно так. Дед де Кирико был дипломатом и часто бывал в нашей стране. Сам художник много общался с русскими поэтами и представителями искусства, работал с Дягилевым - в экспозиции его костюмы, созданные для «Бала», кроме того, обе его жены были русскими. Сам де Кирико родился в Греции, античные образы и мифы занимают важное место в его творчестве.

«Одна из самых великолепных картин, которые есть на нашей выставке - это «Две римлянки», работа из собрания ГМИИ имени Пушкина. Она интересна тем, что впервые была выставлена в 29-м году в музее Нового западного искусства, и как раз оттуда была закуплена», - объясняет Татьяна Горячева, куратор выставки.

Экспозиция, в которой представлено около 100 работ, рассказывает обо всех важных периодах в творчестве художника, которое соткано из античных мифов, психологии, философии Ницше и истории мирового изобразительного искусства.

«Совершенно потрясающий художник, практически не известный в нашей стране, но понимание и знание его творчества очень важно для культурного бэкграунда»,- поделилась Ольга Голодец, первый заместитель председателя правительства РФ.

В 30-х, неожиданно для многих, де Кирико обращается к реалистической живописи, за что сюрреалисты записали его в предатели. А он в ответ парировал, что без понимания классики стать художником невозможно и продолжал копировать, развивать идеи великих мастеров. Дорджо де Кирико любил писать автопортреты, считал, что он сам самая прекрасная и терпеливая модель.

В экспозиции - четыре автопортрета. На одном есть дата создания, а на другом - нет. Кирико однажды решил перестать их ставить, мотивируя это тем, что искусство вне времени. Однако, у специалистов другое мнение: поздние реалистические работы де Кирико продавались не очень хорошо.

Позже даты снова появились на его картинах и именно на тех, что связаны с его метафизическим опытом. За несколько лет до смерти де Кирико решил переписать несколько своих знаковых работ, которые также можно увидеть в экспозиции. Видимо, к концу жизни художник осознал, что визуализировать свои сны и воплощать странные миры и образы из подсознания у него выходило лучше, чем попытка осмыслить реальный мир.

Выставкой "Метафизические прозрения" Джорджо де Кирико (1888-1978), совместный проект Третьяковской галереи и Фонда Джорджо и Изы де Кирико, открылся фестиваль искусств "Черешневый лес".

Картины Джорджо де Кирико в России показывали в 1929 году (на выставке "Современного французского искусства"), а Борис Терновец, директор Музея нового западного искусства, написал одну из первых монографий о художнике, что вышла в 1928 году в Милане… Более того, благодаря Терновцу, одна из картин де Кирико - "Римлянки" (1924) - была куплена музеем, а подаренный художником рисунок "Муза, утешающая поэта" (1925) с посвящением "мсье Терновцу…" - нынче в собрании ГМИИ им. А.С.Пушкина. Но столь большая выставка Джорджо де Кирико в России впервые.

Среди 109 произведений, представленных на выставке на Крымском валу, - живопись, графика, скульптуры, театральные костюмы (в том числе к последней дягилевской постановке 1929 года - балету "Бал", хореографом которой был Джордж Баланчин) из семи музейных и частных собраний. Кроме Фонда Джорджо и Изы де Кирико (Рим) и ГМИИ им. А.С.Пушкина, работы для выставки в Москве предоставили Национальная галереи нового и современного искусства (Рим), Музей нового и современного искусства Тренто и Роверето, Центр Жоржа Помпиду (Париж), Музей Виктории и Альберта (Лондон), а также частные западные коллекционеры.

Архитектура выставки (Сергей Чобан, Агния Стерлигова) дарит зрителю возможность почувствовать себя внутри пространства де Кирико. Не только благодаря костюмам к балетам "Протей", "Пульчинелла" и "Бал", но и потому, что павильоны, где экспонируется графика, напоминают огромные фрагменты из меланхоличного пространства его картин "осеннего полдня", будь обломок античной колонны, угольник, или овал голов манекенов… А итальянский фильм (с русскими титрами) позволяет услышать самого художника.

Перед кураторами Татьяной Горячевой и Джанни Меркурио стояла непростая задача, если учесть, что большая часть ранних работ Джорджо де Кирико, созданных после знаменитого "прозрения" художника у базилики Сан Кроче во Флоренции в 1910 году, когда он вдруг почувствовал, будто все окружающее видит впервые, находится в американских музеях (с которыми сейчас у нас прекращен музейный обмен). Кураторы изящно вышли из положения, сделав одним из центральных мотивов экспозиции тему "Вечного возвращения". Благо для Джорджо де Кирико, который на склоне лет, с конца 1950-х, повторяет сюжеты ранних метафизических картин 1910-х, тема "возвращения Улисса" оказывается одной из важнейших. На выставке есть одноименная работа 1968 года, где юный Улисс-Одиссей плывет в лодке по морю, которое заключено в пространство полупустой комнаты с узнаваемыми атрибутами мира де Кирико.

На стене - картина "Загадка осеннего полдня" (1910), того самого, флорентийского, с фигурой Данте на площади; напротив - окно, в которое виден античный храм в горах. Высокое розовое кресло, венский стул, платяной шкаф и приоткрытая дверь - вот и весь интерьер, в котором встречаются сон и явь, время и вечность.

Эта поздняя работа, признаться, выглядит эмблемой, отсылкой к "метафизическим прозрениям" юных лет. Тем, что можно увидеть тут же, в начале экспозиции. Например, к "Полуденной меланхолии" (1913) из Центра Жоржа Помпиду - с громадными шишками артишоков на первом плане и крохотным черным паровозиком с клубами дыма, ползущим по линии горизонта, что замыкает ренессансную перспективу площади. Или - к "Площади Италии (Меркурий и метафизики)" (1920) - здесь на пустынной площади с беломраморной скульптурой, ничто не напоминает о современности, кроме фигурки женщины в синем платье на балконе. Около этих работ понимаешь, почему Андре Бретон, как пишет поэт Ив Бонфуа, выпрыгнул на ходу из автобуса, увидев в парижской витрине одну из ранних картин Джорджо де Кирико и помчался разыскивать автора.

Меркурий, конечно, один из любимых героев де Кирико. Именно его, а не Улисса, он ощущает своим alter ego. Не в последнюю очередь - благодаря имени: Кирикос по-гречески означает "вестник", "пророк". В рисунках художника образ Меркурия появляется и в иллюстрациях 1972 года к его роману "Гебдомерос" (1929) (то есть "состоящему из семи частей"), где вестник богов то ли провожает души умерших в Аид, то ли отправляет сновидения в мир живых… Он явится и в рисунке нью-йоркском, где Меркурий, явно слившийся с образом покровителя торговли Гермесом, как маг, превращает водопад монет в россыпь завитков античных колонн…

Другой любимый образ - аргонавты. Джорджо и его младший брат Андреа (он станет поэтом и возьмет псевдоним Альберто Савинио) родились в итальянской семье, но в греческом городке Волос в Фессалии, откуда по преданию Ясон отплыл за золотым руном. Неудивительно, что мальчики играли в аргонавтов на берегу моря, как у нас дети раньше - в казаков-разбойников. Неразлучные братья не прочь были сравнить себя с близнецами Каспаром и Поллуксом: не зря на рисунке "Философ и поэт" (1916) на грифельной доске Джорджо нарисует созвездие Близнецов. В Париже друзья-сюрреалисты будут, шутя, их звать Диоскурами, "отроками Зевса". Мир античных мифов был рядом с ними, как синее небо Греции. В общем, понятно, почему, на полотне "Гектор и Андромаха" (1924), где герои "Илиады", словно сошедшие с древнегреческих ваз, прощаются навсегда на фоне горящей Трои, их силуэты выписаны с щемящей живописной теплотой.

Перед нами герои возвышенной трагедии. И хоть де Кирико, говорят, очень не любил, когда его работы сравнивают со сценографией, именно его слова о театре объясняют очень многое в его позиции художника. "Театр рожден нашей потребностью в сверхъестественном мире. (…) С помощью пантомим пытались показать потусторонний мир, слиться с ним, удовлетворить желание увидеть невидимое, дотронуться до него, погрузиться в тайну, оставить сомнения. (…). Зрелище должно освобождать нас от действительности, дарить возможность оказаться если не в ином мире, то, по крайней мере, в иной жизни, - так вот, придерживаясь подобной точки зрения, я отрицаю всякий реализм…", - писал он в статье "Театр-зрелище".

Меркурий один из любимых героев де Кирико. Именно его, а не Улисса, он ощущает своим alter ego

Собственно, это предчувствие тайны, это дерзкая уверенность, что ему, словно вестнику богов Меркурию, открыты тайны невидимого, отдаляют де Кирико и от скучного академизма, и, как ни странно, от сюрреалистов. Обращение к мифу для них выглядело отступлением от нового искусства, для де Кирико - возвращением в "порт приписки". Не случайно он заявляет, что "в новом искусстве есть нечто от астрономической обсерватории, от финансовой инспекции, от кабинета начальника порта. Понятие ненужного уничтожено…". С тщанием морехода он рассчитывал свой маршрут в бессмертие.

Надо сказать, что среди отечественных художников Джорджо де Кирико давно оказался в роли "пророка". Причем отнюдь не только сюрреализма. Цитаты из картин этого страстного ницшеанца ("я единственный, кто понял Ницше", - мог заявить де Кирико, который даже на автопортретах рисовал себя в позе обожаемого философа, также подпирая голову рукой, как тот на фотографии), чьи работы первыми оценили сюрреалисты, основателя новой "метафизической живописи", отечественные художники (от Малевича до Дейнеки) с разной степенью изящности вплетали в свои работы. А отзвуки его манифестов, чеканных и дерзких (будь то "Возвращение к мастерству" или "Новое искусство"), можно нежданно расслышать в ритме и стилистике текстов Тимура Новикова. "Вечное возвращение" Джорджо де Кирико к мифу, его бунт и предчувствие "тайны", наверное, будут востребованы, пока живо искусство.




Top