Джованни перголези биография кратко. Джованни Баттиста Перголези: биография

Выдающийся итальянский композитор Джованни Перголези прожил очень недолгую жизнь, однако за свой продолжавшийся всего пять лет творческий путь сумел оставить значительное наследие. Перголези обращался ко многим жанрам, и в каждом проявил себя самобытным, ищущим творцом-новатором. Мировое признание получили его духовные сочинения: несколько ораторий, кантат, месс, Магнификат, «Salve, Regina». Навечно вошла в историю мировой культуры его гениальная Stabat Mater. Трио-сонаты, оперные симфонии (так назывались тогда оркестровые номера, предшествующие началу оперного спектакля) и увертюры предвосхитили развитие этих жанров в последующие десятилетия. Перголези - автор нескольких опер-seria, явившихся замечательными образцами неаполитанской оперной школы. Он стал создателем совершенно нового оперного жанра - итальянской комической оперы-буффа: именно от его «Служанки-госпожи» ведется отсчет ее истории.

Автор исследования «Революция итальянского музыкального театра», написанного в 1783 году, так определял роль Перголези: «Перголези был неподражаем благодаря связанной с величием его стиля простоте, правдивости чувств, естественности и силе выражения, верности и ровности рисунка, почему и может быть назван Рафаэлем и Вергилием музыки; он не имел другого руководителя, кроме природы, другой цели, как изображать, сообразуясь с жизнью, и с исключительным успехом пользовался различными употребляемыми в музыке стилями: он был серьезен в Stabat Mater, весел и пылок в «Олимпиаде» и в «Орфее» (оперы-seria. - Л. М.), мил и пикантен, но красив и полон вкуса в «Serva Padrona» («Служанка-госпожа» - Л. М); никакой другой композитор не осуществлял лучше свои намерения, не умел более удачно пользоваться контрапунктом». Не случайно Руссо, обращаясь к начинающим музыкантам, говорил: «Прежде чем брать преподавателя композиции, надо начать учиться тому, чему эти учителя не учат, - скандировать, расставлять знаки препинания, делать ударения, фразировать. Этому можно научиться, долго слушая хорошую музыку внимательным ухом и с жаждой учиться. Избегайте современной музыки, изучайте Перголези и, когда вы все выучите наизусть, еще изучайте его до тех пор, пока вам более не встретится нужды в изучении композиции». А 150 лет спустя советский историк музыки Т. Ливанова так определила место Перголези в музыкальной культуре Европы: «Молодой современник Баха и Генделя, умерший значительно раньше их обоих, он принадлежал по своей индивидуальности к другому поколению художников. Новое искусство XVIII века, нежное и пластическое... представляется нам вечно юным в его произведениях. Он свободен от старых уз, как только может быть свободен художник, он целиком принадлежит новой эпохе».

Джованни Баттиста Перголези (настоящая фамилия Драги, псевдоним возник от названия города, в котором жили предки композитора) родился 4 января 1710 года в городке Ези итальянской провинции Анкона. К сожалению, ни о его родителях, ни о ранних детских годах, да и вообще о каких-либо событиях его личной жизни практически ничего не известно. В 13 лет Перголези поступил в неаполитанскую консерваторию «Dei poveri di Gesu Cristo» (Господа бедных Иисуса Христа) - приют для детей бедняков, в котором основное внимание при обучении уделялось музыке, так как город нуждался в церковных певчих. Там Перголези занимался у выдающихся композиторов и педагогов своего времени - Г. Греко, Ф. Фео и Ф. Дуранте по сочинению, у Д. Маттеи в классе скрипки.

Еще будучи учеником, в 1731 году Перголези создал духовную драму «Святой Вильгельм Аквитанский», с успехом прозвучавшую в монастыре Сайта Агнеса Маджоре. В том же году появилась и его первая опера-seria «Салюстия», поставленная в неаполитанском театре. Вслед за ней создаются новые сценические опусы. В 1732 году он кладет на музыку комедию «Влюбленный брат» на неаполитанском диалекте (автор комедии - Дж. Федерико). В следующем году появляются переложения на музыку комедий «Маэстро музыки», «Наказанный ревнивец». Продолжается работа и над операми-seria - всего их у Перголези более десяти. К сожалению, публика оказала им довольно холодный прием.

Посредственный успех оперных сочинений на некоторое время охладил интерес Перголези к театру, и он обратился к инструментальной музыке. За короткое время им были созданы более трех десятков трио для двух скрипок и баса, монументальная двуххорная Месса и Магнификат, которые принесли молодому музыканту всемирную славу. Однако в 1733 году Перголези вновь обращается к музыкальному театру и создает оперу-seria «Гордый пленник», поставленную в театре Сан-Бартоломео с комическими интермедиями. Этими интермедиями и стала «Служанка-госпожа» на либретто Дж. Федерико - первый классический образец итальянской оперы-буффа. Вставлять веселые незамысловатые интермедии из народной жизни, основанные на живущих в итальянском быту жанрах с народными интонациями, в антракты опер-seria - возвышенных, написанных на мифологические или героические сюжеты, наполненных виртуозными разноплановыми ариями, было принято в итальянском театре. Однако «Служанка-госпожа» Перголези - оперная миниатюра всего из двух небольших актов с двумя действующими лицами и одним безмолвным персонажем, - вскоре «оторвалась» от оперы, интермедией в которой являлась, и начала поистине триумфальное шествие по театрам не только Италии: она выла переведена на французский язык и выдержала во Франции около 200 представлений. Более того - она дала импульс к возникновению национальной французской комической оперы. Вообще во Франции творчество итальянского композитора оценивали очень высоко. Так Жан Франсуа Мармонтель, французский писатель 2-й половины XVIII века, утверждал: «Вокальная музыка Перголези дала им (французам. - Л. М.) постигнуть силу ритмических эффектов, градации светотени, понимание рисунка и слияния сопровождения с мелодией, тайну построения музыкального периода в формальной конструкции арий. Французская вокальная музыка с тех пор начинает нам казаться бездушной, невыразительной и бескрасочной».

Перголези пишет еще подобные пары опер. В частности, в 1734 году ставится его опера-seria «Адриан в Сирии» на либретто знаменитого Метастазио с интермедиями «Ливьетта и Тракколо». В другом неаполитанском оперном театре, «Фьорентини», идут его оперы «Влюбленный монах», «Фламинио».

В 1735 году композитору заказывает оперу-seria римский Театр Тординона. Появляется его прославленная «Олимпиада» - вершина творчества Перголези в жанре оперы-seria, где наиболее полно выразилось его лирическое дарование. Но после ее блистательного успеха Перголези к опере больше не обращается. В это время он уже служит регентом капеллы «Санта Мария» в Лорето. С детства нервный и болезненный, композитор постоянно чувствует себя плохо - сказывается начинающаяся чахотка. Вскоре он отказывается от должности регента и переезжает в небольшое местечко Поццуоли близ Неаполя. Там он полностью посвящает себя духовной музыке. Одна за другой появляются кантаты, мессы, Магнификат, другие духовные сочинения, и, наконец, Stabat Mater - вдохновенное произведение, до сих пор занимающее почетное место в мировом концертном репертуаре. Это произведение долго не могло удовлетворить художника: он усиленно работал над переделками Stabat Mater вплоть до последних дней жизни.

И органист . Перголези является представителем Неаполитанской оперной школы и одним из самых ранних и важнейших композиторов оперы-буффа (комической оперы).

Биография

Джованни Перголези родился в Йези, где он изучал музыку под руководством Франческо Сантини . В 1725 году он переехал в Неаполь , где он постигал основы композиции под руководством Гаэтано Греко и Франческо Дуранте . В Неаполе Перголези остался до конца своих дней. Здесь впервые были поставлены все его оперы, кроме одной - L’Olimpiade , премьера которой состоялась в Риме .

С первых же своих шагов на композиторском поприще Перголези зарекомендовал себя как яркий сочинитель, не чуждый экспериментов и новаций. Самой удачной его оперой является написанная в 1733 году «Служанка-госпожа », быстро завоевавшая популярность на оперных подмостках. Когда в 1752 году она была представлена в Париже , то вызвала ожесточённые споры между сторонниками традиционной французской оперы (среди которых были такие корифеи жанра, как Люлли и Рамо) и поклонниками новой итальянской комической оперы. Споры между консерваторами и «прогрессистами» бушевали в течение пары лет, пока опера не сходила со сцены, в течение которых парижское музыкальное общество оказалось расколото надвое.

Наряду со светской, Перголези активно сочинял и духовную музыку. Самым известным произведением композитора является его фа-минорная кантата Stabat Mater , написанная незадолго до смерти. Stabat Mater («Стояла мать скорбящая») на стихи итальянского монаха-францисканца Якопоне да Тоди повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа . Этот католический гимн для небольшого камерного состава (сопрано , альт , струнный квартет и орган) - одно из самых вдохновенных произведений композитора. Stabat Mater Перголези была написана в качестве «дублёра» аналогичного произведения Алессандро Скарлатти , исполняемого в неаполитанских храмах каждую страстную пятницу. Впрочем, вскорости эта работа затмила свою предшественницу, став самым часто издаваемым в XVIII веке произведением. Её аранжировкой занимались многие композиторы, включая Баха , который использовал её как основу для своего псалма Tilge, Höchster, meine Sünden , BWV 1083.

Перголези создал ряд крупных инструментальных работ, включая скрипичную сонату и скрипичный концерт . В то же время ряд сочинений, приписываемых композитору после его смерти, оказался фальшивкой. Так, долгое время считавшийся детищем Перголези «Concerti Armonici» оказался на поверку сочинённым немецким композитором Унико Вигельмом ван Вассенаром .

Перголези скончался от туберкулёза в возрасте 26 лет.

Произведения

  • Оратория La conversione e morte di San Guglielmo ,
  • Опера Lo frate "nnammorato (Влюбленный монах) ,
  • Опера Il Prigionier superbo (Гордый пленник) ,
  • Интермедия La Serva Padrona (Служанка-госпожа) ,
  • Опера Adriano in Siria ()
  • Опера L’Olimpiade ()
  • Опера Il Flaminio ()
  • Кантата Stabat Mater ()

Напишите отзыв о статье "Перголези, Джованни Баттиста"

Примечания

Ссылки

  • Перголези, Джованни Баттиста: ноты произведений на International Music Score Library Project

Отрывок, характеризующий Перголези, Джованни Баттиста

Наташа одна из первых встретила его. Она была в домашнем синем платье, в котором она показалась князю Андрею еще лучше, чем в бальном. Она и всё семейство Ростовых приняли князя Андрея, как старого друга, просто и радушно. Всё семейство, которое строго судил прежде князь Андрей, теперь показалось ему составленным из прекрасных, простых и добрых людей. Гостеприимство и добродушие старого графа, особенно мило поразительное в Петербурге, было таково, что князь Андрей не мог отказаться от обеда. «Да, это добрые, славные люди, думал Болконский, разумеется, не понимающие ни на волос того сокровища, которое они имеют в Наташе; но добрые люди, которые составляют наилучший фон для того, чтобы на нем отделялась эта особенно поэтическая, переполненная жизни, прелестная девушка!»
Князь Андрей чувствовал в Наташе присутствие совершенно чуждого для него, особенного мира, преисполненного каких то неизвестных ему радостей, того чуждого мира, который еще тогда, в отрадненской аллее и на окне, в лунную ночь, так дразнил его. Теперь этот мир уже более не дразнил его, не был чуждый мир; но он сам, вступив в него, находил в нем новое для себя наслаждение.
После обеда Наташа, по просьбе князя Андрея, пошла к клавикордам и стала петь. Князь Андрей стоял у окна, разговаривая с дамами, и слушал ее. В середине фразы князь Андрей замолчал и почувствовал неожиданно, что к его горлу подступают слезы, возможность которых он не знал за собой. Он посмотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло что то новое и счастливое. Он был счастлив и ему вместе с тем было грустно. Ему решительно не об чем было плакать, но он готов был плакать. О чем? О прежней любви? О маленькой княгине? О своих разочарованиях?… О своих надеждах на будущее?… Да и нет. Главное, о чем ему хотелось плакать, была вдруг живо сознанная им страшная противуположность между чем то бесконечно великим и неопределимым, бывшим в нем, и чем то узким и телесным, чем он был сам и даже была она. Эта противуположность томила и радовала его во время ее пения.
Только что Наташа кончила петь, она подошла к нему и спросила его, как ему нравится ее голос? Она спросила это и смутилась уже после того, как она это сказала, поняв, что этого не надо было спрашивать. Он улыбнулся, глядя на нее, и сказал, что ему нравится ее пение так же, как и всё, что она делает.
Князь Андрей поздно вечером уехал от Ростовых. Он лег спать по привычке ложиться, но увидал скоро, что он не может спать. Он то, зажжа свечку, сидел в постели, то вставал, то опять ложился, нисколько не тяготясь бессонницей: так радостно и ново ему было на душе, как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет Божий. Ему и в голову не приходило, чтобы он был влюблен в Ростову; он не думал о ней; он только воображал ее себе, и вследствие этого вся жизнь его представлялась ему в новом свете. «Из чего я бьюсь, из чего я хлопочу в этой узкой, замкнутой рамке, когда жизнь, вся жизнь со всеми ее радостями открыта мне?» говорил он себе. И он в первый раз после долгого времени стал делать счастливые планы на будущее. Он решил сам собою, что ему надо заняться воспитанием своего сына, найдя ему воспитателя и поручив ему; потом надо выйти в отставку и ехать за границу, видеть Англию, Швейцарию, Италию. «Мне надо пользоваться своей свободой, пока так много в себе чувствую силы и молодости, говорил он сам себе. Пьер был прав, говоря, что надо верить в возможность счастия, чтобы быть счастливым, и я теперь верю в него. Оставим мертвым хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым», думал он.

Джованни Перголези родился в Джези, где он изучал музыку под руководством Франческо Сантини. В 1725 году он переехал в Неаполь, где он постигал основы композозиции … Читать всё

Джова́нни Батти́ста Перголе́зи (итал. Giovanni Battista Pergolesi; 4 января 1710 - 16 марта 1736) - итальянский композитор, скрипач и органист. Перголези является одним из самых ранних и важнейших композиторов оперы-буффа (комической оперы).

Джованни Перголези родился в Джези, где он изучал музыку под руководством Франческо Сантини. В 1725 году он переехал в Неаполь, где он постигал основы композиции под руководством Гаэтано Греко. В Неаполе Перголези остался до конца своих дней. Здесь впервые были поставлены все его оперы, кроме одной - L’Olimpiade, премьера которой состоялась в Риме.

С первых же своих шагов на композиторском поприще Перголези зарекомендовал себя как яркий сочинитель, не чуждый экспериментов и новаций. Самой удачной его оперой является написанная в 1733 году «Служанка-госпожа», быстро завоевавшая популярность на оперных подмостках. Когда в 1752 году она была представлена в Париже, то вызвала ожесточённые споры между сторонниками традиционной французской оперы (среди которых были такие корифеи жанра, как Люлли и Рамо) и поклонниками новой итальянской комической оперы. Споры между консерваторами и «прогрессистами» бушевали в течение пары лет, пока опера не сходила со сцены, в течение которых парижское музыкальное общество оказалось расколото надвое.

Наряду со светской, Перголези активно сочинял и духовную музыку. Самым известным произведением композитора является его фа-минорная кантата Stabat Mater, написанная незадолго до смерти. Stabat Mater Перголези была написана в качестве «дублёра» аналогичного произведения Алессандро Скарлатти, исполняемого в неаполитанских храмах каждую страстную пятницу. Впрочем, вскорости эта работа затмила свою предшественницу, став самым часто издаваемым в XVIII веке произведением. Её аранжировкой занимались многие композиторы, включая Баха, который использовал её как основу для своего псалма Tilge, Höchster, meine Sünden, BWV 1083.

Перголези создал ряд крупных инструментальных работ, включая скрипичную сонату и скрипичный концерт. В то же время ряд сочинений, приписываемых композитору после его смерти, оказался фальшивкой. Так, долгое время считавшийся детищем Перголези «Concerti Armonici» оказался на поверку сочинённым немецким композитором Унико Вигельмом ван Вассенером.

Перголези скончался от туберкулёза в возрасте всего лишь 26 лет от роду. Увы, столь ранняя смерть лишила мир одного из самых многообещающих музыкальных талантов XVIII столетия.

Опера La conversione e morte di San Guglielmo, 1731
Опера Lo frate ‘nnammorato (Влюбленный лжец), 1732
Опера La Serva Padrona (Служанка- госпожа), 1733
Опера L’Olimpiade (1735)
Опера Il Flaminio (1735)
Кантата Stabat Mater (1736)

Д. Перголези « »

Полная светлой грусти, проникающая в самое сердце музыка « Stabat Mater» Джованни Перголези – жемчужина мировой музыкальной культуры. Она поражает с первых звуков своим искренним стремлением к радости, несмотря на сильную душевную боль. Она исцеляет и воздействует на самые тонкие струны человеческой души.

Среди сокровищниц духовной музыки отдельным пластом стоят песнопения на средневековый текст «Stabat Mater dolorosa» (Стояла мать скорбящая»). Они поражают особым проникновенным содержанием и характером звучания. Если в целом богослужебные и культовые произведения (мессы, страсти) возвеличивают Бога Абсолютного, напрямую взывают к душе человека, рождают в нем покаянные молитвы и осознание бренности земного пути, то «Стабат матер» являет собой феномен подлинного человеческого сострадания. Это наблюдение со стороны и сопереживание чувствам Богоматери, это попытка прочувствовать чужую боль.


Образ безмолвно скорбящей, страдающей матери, видящей своего сына умирающим на кресте, настолько пронзителен сам по себе, что не оставляет равнодушным никого. Сострадание Иисусу, идущему на жертву во имя человечества, полно благодарности и ощущения божественной природы Христа. Тогда как образ матери, образ Марии – по-настоящему земной, кроткий и человечный.

В эпоху Возрождения многие художники обращались к этой теме, каждый по-своему осмысливая ее. Наиболее известна Пьета Микеланджело – «Оплакивание Христа» (с итальянского pieta – милосердие). В России образ Скорбящей Матери получил новую трактовку после Великой Отечественной Войны, его олицетворяет бронзовая скульптура «Родины-матери» на Мамаевом кургане в Волгограде.

В музыке к этой теме обращались многие композиторы. Канонический текст на латыни для «Стабат Матер» утвержден католическим духовенством. Но существует и альтернативный вариант, он принадлежит авторству итальянского монаха-францисканца (по иной версии – юристу) Якопоне да Тоди.

Это образец глубокой скорби и душевного просветления, смирения и духовной силы, жертвенности и надежды. Передать в музыке такой сложный и в чем-то непостижимый характер образности довольно сложно. Наиболее известны Stabat Mater А. Вивальди , Й. Гайдна, Ф. Шуберта , Дж. Россини, А. Дворжака, Дж. Верди , из современных – Ф. Пуленка , Кш. Пендерецкого, Арво Пярта.

Stabat Mater Перголези

В истории музыки Джованни Баттиста Перголези так и остался самым молодым композитором с трагической судьбой. Даже Моцарт , по ранней смерти которого часто грустят искусствоведы и поклонники великого композитора, прожил неполные 36 лет. Франц Шуберт, «вечно молодой романтик», дожил до 31-летия. Перголези же умер в возрасте 26лет.


Перголези – псевдоним, настоящая фамилия композитора – Джованни Драги. Pergola – город, откуда происходили родом родители Джованни. В память о них он назвался Pergolesi еще в детстве. Уже в 15 лет он переезжает в Неаполь, где заканчивает музыкальную консерваторию.

Музыкальное наследие, которое он оставил за почти 10 лет занятий творчеством, впечатляет знатоков. Он успел сделать блестящую карьеру для своего времени – быстро прославился как автор 4 опер-seria, огромного количества произведений вокально-инструментального жанра (оратории, кантаты, мессы, мотеты), пьес для инструментов solo и ансамблей, 4 симфоний. Он успел наделать шуму в Париже, когда привез туда (впервые в мире!) оперу-buffa, справедливо предполагая, что комический сюжет уместен не только на сцене драматического театра, но и в музыке.

Многие исследователи полагают, что одаренность Перголези в музыке превзошла бы даже гениальность Моцарта или Баха, доведись ему прожить хоть немного дольше. Нам остается только догадываться, как расцвел бы цветок таланта этого прекрасного юноши. Но и того, что он успел создать, достаточно, чтобы замереть в почтении – его музыка полна глубоких чувств, ярких образов, психологической и духовной зрелости.

История создания

Возможно, причиной всему этому послужила личная драма, которую пережил композитор в тот период своей недолгой жизни. Он был влюблен в юную неаполитанку, ответившую ему взаимностью. Но ее родители были против союза дочери с бедным музыкантом, девушку отправили в монастырь, где вскоре она скончалась от чахотки. А затем, на фоне душевных терзаний, болезнь одолела и самого Джованни.

Ему было 25, когда болезнь вынудила его покинуть шумный Неаполь и переехать в провинциальное местечко Поццуоли, где он и провел последний год своей жизни. До самой смерти в 1735 году он работал над Stabat Mater. Это происходило в монастыре ордена капуцинов. В его келье висела картина с изображением Девы Марии. Считается, что образ Пречистой удивительно напоминал ему умершую возлюбленную. Перенесенные любовные страдания и муки от смертельной болезни нашли выход в музыке столь прекрасной, что и сегодня она вызывает чувство опустошения и просветления, то, что называют словом «катарсис» - очищение через боль.

По легенде автор поэтической поэмы так же пережил похожую личную трагедию в своей жизни, потеряв безвременно ушедшую в мир иной супругу, что вдохновило его написать проникновенный текст. Жившие в разное время, но пережившие схожие события, Джованни Перголези и Якопоне де Тоди стали авторами уникального произведения на все времена.


Музыка


Современники не оценили произведение, посчитав его слишком холодным и полным «лишних украшений» (пассажей). Перголези соединил здесь традиции баховской полифонии и мелодику итальянской оперы. Настоящее осознание его художественной ценности пришло много позже.

Композиция кантаты Stabat Mater представляет собой чередование сольных и дуэтных номеров (всего 13), где главный аффект – скорбь, а вокруг него выстраиваются контрастные лирические и торжественные по характеру части. Такая структура делает церковное произведение близким оперному. И в целом некоторая «театральность» присуща ему.

Спокойная мелодика и ритм настраивают на отрешенное созерцание и погружение в глубокие размышления. Несмотря на контрастность номеров и даже их разножанровость, драматургия развивается удивительно целостно и гармонично. При этом выразительные средства используются лаконично и сдержанно.

Сквозное развитие музыкального и образного материала позволяет воспринимать кантату «на одном дыхании». Постепенное движение к свету выливается в торжественно-гимническое заключительное Tutti «Amen», повторяемое на протяжении всей части. В музыке Stabat Mater нет траура – это надежда, смирение и величайшая любовь ко всему человечеству.

Лучшие номера

Stabat Mater Dolorosa (слушать)

Cuius Animam Gementem(слушать)

Музыка Стабат Матер в кино

Тонкий лирический психологизм музыки привлекает не только дирижеров и исполнителей. Авторы современных фильмов используют ее для саундтреков и отдельных сцен, выразительность которых нужно подчеркнуть. Вы можете услышать ее в таких известных фильмах как:


  • «Лето на Стан-Айленд» (2015);
  • «Сен Лоран. Стиль – это я» (2014);
  • «Гибель Европы» (2012);
  • «Запрещенный прием» (2011);
  • «Полный облом» (2006);
  • «Голубой обед» (2001);
  • «Шоколад» (2000);
  • «Титаник» (1997);
  • «Фаринелли-кастрат» (1994);
  • «Амадей» (1984);
  • «Зеркало» (1975);
  • «Арлекин в Венеции» (1952).

Также существует несколько версий исполнения произведения не только в сценическом варианте, но и в интерьерах католических соборов и известных музеев. Интересным с художественной точки зрения считают исполнение «Стабат Матер» Перголези хором мальчиков Хорового училища им. Свешникова (под управлением Свешникова). Детские голоса придали ему совершенно новое неповторимое звучание, а авторская трактовка дирижера считается одной из самых успешных. Примечательно, что запись этого исполнения делалась во времена, когда в Советском Союзе полностью отсутствовала церковная жизнь (1957 год), не исполнялись (за очень редким исключением) духовные произведения, не было единого понимания и образцов исполнения подобной музыки. Тем не менее, эту запись можно послушать и сейчас – и удивиться ее красоте.

Более 300 лет прошло с момента создания этого шедевра. Но и сегодня волшебная сила его воздействия ни на миг не ослабла. Слушатели собираются в концертные залы и на открытом воздухе, не упуская возможности приобщиться к великому искусству.

Видео: слушать «Stabat Mater»

Биография

Джованни Перголези родился в Йези, где он изучал музыку под руководством Франческо Сантини. В 1725 году он переехал в Неаполь , где он постигал основы композиции под руководством Гаэтано Греко и Франческо Дуранте . В Неаполе Перголези остался до конца своих дней. Здесь впервые были поставлены все его оперы, кроме одной - L’Olimpiade , премьера которой состоялась в Риме .

С первых же своих шагов на композиторском поприще Перголези зарекомендовал себя как яркий сочинитель, не чуждый экспериментов и новаций. Самой удачной его оперой является написанная в 1733 году «Служанка-госпожа », быстро завоевавшая популярность на оперных подмостках. Когда в 1752 году она была представлена в Париже , то вызвала ожесточённые споры между сторонниками традиционной французской оперы (среди которых были такие корифеи жанра, как Люлли и Рамо) и поклонниками новой итальянской комической оперы. Споры между консерваторами и «прогрессистами» бушевали в течение пары лет, пока опера не сходила со сцены, в течение которых парижское музыкальное общество оказалось расколото надвое.

Наряду со светской, Перголези активно сочинял и духовную музыку. Самым известным произведением композитора является его фа-минорная кантата Stabat Mater , написанная незадолго до смерти. Stabat Mater («Стояла мать скорбящая») на стихи итальянского монаха-францисканца Якопоне да Тоди повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа . Этот католический гимн для небольшого камерного состава (сопрано , альт , струнный квартет и орган) - одно из самых вдохновенных произведений композитора. Stabat Mater Перголези была написана в качестве «дублёра» аналогичного произведения Алессандро Скарлатти , исполняемого в неаполитанских храмах каждую страстную пятницу. Впрочем, вскорости эта работа затмила свою предшественницу, став самым часто издаваемым в XVIII веке произведением. Её аранжировкой занимались многие композиторы, включая Баха , который использовал её как основу для своего псалма Tilge, Höchster, meine Sünden , BWV 1083.

Перголези создал ряд крупных инструментальных работ, включая скрипичную сонату и скрипичный концерт. В то же время ряд сочинений, приписываемых композитору после его смерти, оказался фальшивкой. Так, долгое время считавшийся детищем Перголези «Concerti Armonici» оказался на поверку сочинённым немецким композитором Унико Вигельмом ван Вассенаром.

Перголези скончался от туберкулёза в возрасте 26 лет.

Произведения

  • Опера La conversione e morte di San Guglielmo ,
  • Опера Lo frate "nnammorato (Влюбленный монах) ,
  • Опера La Serva Padrona (Служанка- госпожа) ,
  • Опера Adriano in Siria ()
  • Опера L’Olimpiade ()
  • Опера Il Flaminio ()

Композитор стал героем фантастического рассказа Роберта Сильверберга «Джанни», где группа учёных переносит Перголези в будущее. Рассчитывая на богатство и славу, он начинает сочинять массовую музыку и становится членом рок-группы, но во время первого концерта погибает от передозировки.

Ссылки

  • Перголези, Джованни Баттиста: ноты произведений на International Music Score Library Project

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 4 января
  • Родившиеся в 1710 году
  • Родившиеся в Ези
  • Умершие 16 марта
  • Умершие в 1736 году
  • Умершие в Кампании
  • Музыканты по алфавиту
  • Композиторы по алфавиту
  • Композиторы Италии
  • Композиторы XVIII века
  • Академические музыканты Италии
  • Умершие от туберкулёза

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Перголези, Джованни Баттиста" в других словарях:

    Перголезе (Pergolesi, Pergolese) (1710 1736), итальянский композитор, представитель неаполитанской оперной школы. «Служанка госпожа» (1733) первый классический образец оперы буффа. Stabat mater (1735), мессы, кантаты, камерно вокальные и… … Энциклопедический словарь

    ПЕРГОЛЕЗИ (Перголезе) (Pergolesi Pergolese) Джованни Баттиста (1710 36), итальянский композитор, представитель неаполитанской оперной школы. Служанка госпожа (1733) первый классический образец оперы буффа …

    Перголези, Перголезе (Pergolesi, Pergolese) (настоящая фамилия ‒ Драги, Draghi; псевдоним ‒ по городу, где жили предки П.) Джованни Баттиста (4.1.1710, Ези, Анкона,‒ 17.3.1736, Поццуоли, близ Неаполя), итальянский композитор, представитель… … Большая советская энциклопедия

    Перголези, Джованни Баттиста - ПЕРГОЛЕЗИ (Перголезе) (Pergolesi, Pergolese) Джованни Баттиста (1710 36), итальянский композитор, представитель неаполитанской школы. “Служанка госпожа” (1733) первый известный образец оперы буффа; послужила поводом для так называемой войны… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Pergolesi, Giovanni Battista) (1710 1736), итальянский композитор. Родился 4 января 1710 в Ези (провинция Анкона). Главные творческие устремления Перголезе были связаны с оперой, и его Служанка госпожа (La serva padrona, 1733) определила форму… … Энциклопедия Кольера

    - (итал. Giovanni Battista Pergolesi; 4 января 1710 16 марта 1736) итальянский композитор, скрипач и органист. Перголези является представителем Неаполитанской оперной школы и одним из самых ранних и важнейших композиторов оперы буффа (комической … Википедия

    Джованни Баттиста Перголези Джованни Баттиста Перголези (итал. Giovanni Battista Pergolesi; 4 января 1710 16 марта 1736) итальянский композитор, скрипач и органист. Перголези является представителем Неаполитанской оперной школы и одним из самых … Википедия

    Джованни Баттиста Перголези Джованни Баттиста Перголези (итал. Giovanni Battista Pergolesi; 4 января 1710 16 марта 1736) итальянский композитор, скрипач и органист. Перголези является представителем Неаполитанской оперной школы и одним из самых … Википедия

    1710—1736), итальянский композитор. Крупнейший представитель неаполитанской оперной школы. «Служанка госпожа» (1733) — первый классический образец оперы буффа. Кантаты, мессы, инструментальные произведения … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Stabat Mater. Клавир. Ноты , Перголези Джованни Баттиста , "Stabat Mater"-средневековая секвенция, состоящая из двух частей: первая посвящена страданиям Девы Марии по Иисусу Христу, вторая - обращению к ней грешника, молящего спасительного рая. Среди… Категория: Музыка Серия: Учебники для вузов. Специальная литература Издатель:



Top