Джулиано медичи биография.

Есть истории, в которых красивых предположений гораздо больше, чем реально подтверждающихся фактов. Тем более в истории искусства. Одна из таких историй связана с именами Симонетты Веспуччи, Джулиано Медичи и Сандро Боттичелли.

Теперь немного о героях этой истории. Разумеется, дамы вперед.
Симонетта родилась в 1453 году (предположительно 28 января) в семье Гаспаре Каттанео, крупного генуэзского торговца и прокуратора Банка Сант-Джорджио. Местом ее рождения называют как саму Геную, так и маленький городок Портовенере. В 1469 году девушка вышла замуж за своего ровесника флорентийца Марко Веспуччи, изучавшего устройство Банка Сант-Джорджио под началом будущего тестя.
После свадьбы молодая чета перебралась в родной город Марко. Там они были торжественно приняты братьями Медичи, устроившими в их честь роскошный пир на вилле Кареджи. Обосновались молодожены в семейном доме Барго д’Оньисанти.
Симонетта стала настоящей звездой Флоренции. Ее называли Несравненной (Бесподобной) и Прекрасной Симонеттой. Современники, включая Анджело Полициано и Луиджи Пульчи, воспевали красоту и другие достоинства девушки. Она стала центром всех празднеств, приемов и прочих увеселительных мероприятий.

Деталь фрески Доменико Гирландайо «Мадонна делла Мизерикордия», защищающей семью Веспуччи в капелле Веспуччи в церкви Оньисанти. Считается, что Симонетта - это единственная женщина, изображённая в группе с непокрытой головой.


Многие знатные мужчины влюблялись в жену Марко Веспуччи и пытались добиться ее расположения. Среди поклонников Симонетты оказался сам правитель города Лоренцо Великолепный, несмотря на то, что его Прекрасной Дамой уже была Лукреция Донати.
Увы, сияние звезды Флоренции не продлилось долго. Несравненная Симонетта была больна чахоткой. За ходом болезни, переживая, следил Лоренцо, который переписывался с отцом Марко Пьетро Веспуччи и даже направлял к Симонетте одного из лучших врачей того времени Маэстро Стефано. Но чуда не произошло.

Считается, что на этой работе Пьеро ди Козимо в образе Клеопатры изображена Симонетта Веспуччи через десятилетия после своей смерти .

26 апреля 1476 года Симонетта умерла в возрасте двадцати двух лет. Последний покой она нашла в семенной капелле Веспуччи в церкви Оньиссанти.
Все Флоренция оплакивала смерть девушки, погрузившись в траур. Скорбел и Лоренцо, посвятивший впоследствии несколько сонетов на ее уход из жизни.
Память о Симонетте Веспуччи прожила намного дольше. Однако само ее имя Память связала отнюдь не с Лоренцо Великолепным, которому государственные дела оставляли не так много времени на ухаживания за Прекрасными Дамами.

Джулиано Медичи – второй сын Пьеро Медичи, прозванного «Подагриком», и его жены Лукреции Торнабуони, родившийся 25 марта 1453 года. Как и его старший брат, он получил прекрасное воспитание и образование (да и могло ли быть иначе в случае с внуками Козимо Старшего!), однако талантами Лоренцо Великолепного не отличался. Зато природа щедро одарила Джулиано красивой внешностью, вызывавшей восхищение современников.

Предполагаемое изображение Джулиано Медичи на фреске Беноццо Гоццоли «Процессия старого короля» в Капелле волхвов

После смерти отца в 1469 году шестнадцатилетний Джулиано стал соправителем Лоренцо Великолепного. Серьезными государственными делами он себя не утруждал, но выполнял некоторые дипломатические поручения. Так, еще незадолго до смерти Пьеро Медичи Джулиано вместе с другими молодыми людьми из знатных флорентийских родов ездил в Рим за будущей супругой брата Клариче Орсини, а позже, по поручению Лоренцо, – ко двору Галеаццо Марии Сфорца с ответным визитом и в Венецию (в 1472 году) для урегулирования экономических вопросов.
Сначала отец, а затем и брат, пытались добиться для Джулиано кардинальской шапки, но отношения Флоренции с Римом в то время оставляли желать лучшего, поэтому духовный сан младший Медичи так и не получил. Сложно представить, чтобы эти неудачи огорчили его самого.
Джулиано вел праздную жизнь, принимал участия во всех торжественных празднествах и увеселениях, блистал на турнирах, любил танцы и охоту, легко тратил деньги... Он считался одним из наиболее обворожительных людей высшего флорентийского общества и пользовался большим успехом у женщин.

Таким чрез много лет представил себе Джулиано Медичи Аньоло Бронзино

Джулиано суждено было навсегда остаться для Флоренции Принцем Юности Золотого Века – он погиб во время заговора Пацци, одобренного и поддержанного папой Сикстом IV, по ряду причин ненавидевшим Медичи.
Заговорщики желали уничтожить обоих братьев, а возможность для реализации их планов представилась с приездом во Флоренцию юного кардинала Рафаэле Риарио, внучатого племянника папы. 25 апреля 1478 года Медичи давали прием в честь кардинала на вилле Фьезоле. Проще всего было убить обоих братьев во время пира. Но Джулиано на охоте повредил ногу и остался во Флоренции. Исполнение замысла откладывалось.
Пацци и причастный к заговору архиепископ Сальвиати предложили кардиналу напроситься в гости во дворец на Виа Ларга. Лоренцо с удовольствием согласился его принять. Было условлено, что кардинал отслужит воскресную мессу в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре, а потом придет со свитой на пир к Медичи.
И вновь Джулиано спутал все карты заговорщикам, послав к кардиналу сказать, что все еще нездоров и не будет на пиру, однако пойдет в собор. Оставалась единственная возможность - убить братьев во время мессы. Джулиано должны были заколоть Франческо Пацци и Бернардо Бандини.
26 апреля 1478 года, в воскресенье перед Вознесением, в собор Санта-Мария дель Фьоре пришло много народа. Прибыл и Лоренцо, но Джулиано не было.
Франческо Пацци и Бандини отравились за ним во дворец, находящийся неподалеку и уговорили его пойти в собор. Молодой Медичи был легко одет и не носил шпаги, чтобы не тревожить больную ногу. Франческо как бы в шутку ощупал его и убедился, что на нем нет кольчуги. Джулиано немного удивился (он знал, что Пацци ему враги), но решил, что приезд кардинала Риарио - знак скорого мира, и доверчиво дал отвести себя на хоры.
По окончанию мессы сопровители Флоренции направились к выходу. Когда Джулиано оказался рядом с капеллой Санта-Кроче, кинжал Бандини вонзился ему в грудь. Тот зашатался и рухнул. Франческо Пацци яростно набросился на лежащую жертву и нанес Джулиано такое количество ударов и с такой силой, что сам себя серьезно ранил в ногу. Джулиано был уже мертв…
Заговор Пацци и его последствия – отдельная тема, поэтому буду краткой. Лоренцо Великолепному удалось вырваться из рук заговорщиков. Пацци и их сторонники просчитались – флорентийцы в тот день поддержали не их, а Медичи.
Убийцы Джулиано жестоко поплатились. Истекающего кровью Франческо Пацци толпа вытащила из постели, голым приволокла к синьории и повесила на одном окне с архиепископом Сальвиати.
Лоренцо устроил любимому брату пышные похороны при большом стечении народа. В церкви Сан-Лоренцо на всеобщее обозрение в открытом гробу было выставлено тело, пронзенное двадцатью одним ударом кинжала, как тело Цезаря. Флоренция погрузилась в глубокий траур, так как младшего Медичи любили.
Также Лоренцо велел скульптору Бертольдо выбить медаль со своим профилем на одной стороне и профилем Джулиано на другой. Над портретом Джулиано была надпись "Luctus publicus" - «Всеобщая скорбь».

Ниже изображены соборные хоры в тот момент, когда священник оканчивал мессу, а убийцы пронзали молодого человека кинжалом. На другой стороне над портретом Лоренцо было выбито: "Salus publicus" - «Общественное благо». Здесь изображено неудачное покушение злоумышленников на Лоренцо.
Бернардо Бандини, одному из убийц Джулиано, удалось сбежать, добраться до Константинополя и найти там убежище. Но уже год спустя Лоренцо добился у Мехмеда II его выдачи, и 29 декабря 1479 года он был повешен на оконной решетке Барджелло.
Через месяц после убийства Джулиано 26 мая 1478 года одна из его любовниц родила сына. Имя женщины до сих пор остается под вопросом – ее называют и Фьореттой Горини, и Фьореттой дель Читтадино и даже Ореттой Пацци. Мальчик получил имя Джулио, а Лоренцо воспитал его вместе со своими детьми не как племянника, а как сына. Впоследствии ему предстояло войти в историю под именем папы Климента VII.

О третьем герое нашей истории, наверное, можно было бы написать больше, чем о двух других, но я остановлюсь лишь на нескольких деталях.

Деталь фрески Филлиппино Липпи «Диспут с Симоном Волхвом и распятие Петра» в капелле Бранкаччи. Считается, что это портрет Боттичелли

Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи родился 1 марта 1445 года. В историю искусства он вошел под прозвищем Боттичелли – «Бочонок», - унаследованным им от одного из братьев (о происхождении прозвища до сих пор спорят). Считается, что семья Филипепи жила по соседству с семьей Веспучии, и именно кто-то из Веспуччи рекомендовал художника влиятельным флорентийским гражданам.
Боттичелли был близок к семье, сосредоточившей в своих руках власть над Флоренцией, но основным его заказчиком из Медичи был ни Лоренцо Великолепный и не Джулиано, а их двоюродный брат Лоренцо ди Пьерфранческо.
Принято считать (но далеко не все разделяют эту версию), что Сандро Боттичелли вслед за многими другими флорентийцами попал под влияние яростных проповедей Джироламо Савонаролы и даже бросал в «костер сует» свои работы. Отмечают также, что под влиянием Савонаролы из работ художника ушли свет и радость.
Боттичелли так и не обзавелся семьей и не оставил потомства. В последние годы художник сильно болел и перестал писать. Умер он 17 мая 1510 года и был похоронен в церкви Оньиссанти.
Творчество Сандро Боттичелли не вписалось в эпоху Высокого Возрождения, поэтому о нем вскоре забыли.
Заново его имя открыли и возвратили к жизни прерафаэлиты, ратовавшие за возврат к искренности и наивной религиозности средневекового и раннеренессансного искусства, найдя в Боттичелли свой идеал. Джон Рескин первым разглядел истинную ценность творений забытого мастера, смело назвав его реформатором, подобным Лютеру, перевернувшим представления об истинной красоте и подлинной вере.

Рассказав о героях, можно перейти к пересказу самой истории, но… В единое целое история не складывается. Есть очень много красивых предположений, каждое из которых сопровождается не меньшим количеством «НО».

Андреа Вероккьо. Женский портрет. Есть предположение, что скульптор создал портрет Симонетты Веспуччи

Принято считать, что Симонетта Веспуччи после переезда во Флоренцию стала возлюбленной Джулиано Медичи. Мы не знаем, были ли они любовниками, или же он куртуазно и целомудренно поклонялся ей как Прекрасной Даме.
Самое яркое событие в истории возможного романа Симонетты и Джулиано связано с турниром, состоявшимся 28 января 1475 года. Предполагается, что эта дата приурочена ко дню рождения Прекрасной Дамы младшего Медичи.
Этот турнир, ставший турниром Джулиано и воспетый впоследствии Полициано, затмил даже состоявшийся в 1469 году турнир Лоренцо, посвященный Лукреции Донати. В оформлении турнира принимал участие и Боттичелли, изобразивший на штандарте младшего Медичи Симонетту Веспуччи в образе Минервы в белом платье, со щитом и копьем, с головой Медузы Горгоны в руках. Джулиано стал одним из победителей и провозгласил даму своего сердца королевой турнира. Увы, штандарт до нас не дошел…

Андреа Вероккьо. Портрет Джулиано Медичи, созданный по заказу Лоренцо уже после его гибели

Как относился к возможному роману между своей супругой и Джулиано Медичи Марко Веспуччи остается только гадать. По одной из версий, он не испытывал неприязни к сопернику и даже, женивший второй раз через шесть лет после смерти Симонетты, назвал своего сына Джулиано. По другой версии, семья Веспуччи была вовлечена в заговор Пацци из-за того, что младший брат Лоренцо удачно наставил Марко рога.
Стоит также отметить, что Симонетта Веспуччи и Джулиано Медичи умерли в один день – 26 апреля. Разница между их уходами из жизни составила ровно два года.

И все же, даже несмотря на поэму Полициано, такой романтической истории Симонетты и Джулиано, которую мы знаем, могло бы и «не случится»… Если бы не Сандро Боттичелли.
Можно только предполагать, в каких отношениях находился с художником Джулиано (если вообще находился). Повторюсь, что основным заказчиком Боттичелли являлся кузен правителей Флоренции Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
И все же они встречаются на картине Боттичелли «Поклонение волхвов» , заказанной Джуаспарре ди Заноби дель Лама, богатым банкиром, близким к семье Медичи, для фамильного алтаря в церкви Санта Марии Новеллa. Картина создавалась в 1470-1475 годах.

Все сходятся во мнении, что таким нарисовал свой автопортрет художник:


А таким, как принято считать, Боттичелли запечатлел Джулиано Медичи:

Правда, мне попались утверждения, что это не портрет Джулиано, а портрет его старшего брата. Но почему-то больше хочется согласиться с теми, кто усматривает черты Лоренцо Великолепного в другом персонаже «Поклонения волхвов»:

Еще больше сложностей связано с хранящимися в разных музеях портретами младшего Медичи.


Не все уверены, что написаны эти портреты именно Боттичелли, и что изображен на них именно Джулиано. Но хотелось бы верить…
Наиболее известен этот портрет:

Считается, что написал его Боттичелли уже после убийства младшем правителе Флоренции, о чем свидетельствуют символы смерти – голубь, сидящий на сухой ветке, и открытая дверь.
Мне попадалось предположение о том, что портрет в память о брате заказал сам Лорнецо Великолепный, так как убийцы ударами кинжалов изуродовали лицо Джулиано, и посмертную маску снять было нельзя.

С Симонеттой Веспуччи Сандро Боттичелли не картинах не встречается, но принято считать, что именно она стала моделью для многих его работ. И снова много всяких «НО».
Начнем с портретов, каждый из которых известен просто как "Портрет молодой женщины" .


Нет полной уверенности, что портрет принадлежит кисти Боттичелли, а на возможность быть запечатленной на нем претендуют как минимум три дамы – Симонетта Веспуччи, жена Лоренцо Великолепного Клариче Орсини и упоминавшаяся ранее мать папы Климента VII, чье имя также под вопросом.

Ага, авторство Боттичелли не доказано. Претенденток снова как минимум три – Симонетта Веспуччи, Клариче Орсини и даже мать Лоренцо и Джулиано Медичи Лукреция Торнабуони.

И снова сомнения, что портрет писал Сандро Боттичелли, а изображена на нем именно наша Симонетта.

А на авторство этого портрета претендует еще и Якопо дель Селлайо, проходивший вместе с Боттичелли обучение в мастерской фра Филиппо Липпи.

В сети нередко гуляет вызывающее скептицизм утверждение о том, что Симонетта Веспуччи также служила моделью чуть ли не для всех написанных художником мадонн.
Наиболее известны из них «Мадонна с гранатом» :

И "Мадонна Магнификат" :


Но в случае с запечатленными в «Мадонне Магнификат» лицами есть и другая не менее интересная версия. Так, в качестве Марии может быть изображена Лукреция Торнабуони. Мальчик с чернильницей – Лоренцо Великолепный, мальчик держащий книгу – Джулиано, а их сестры (включая и сводную) – изображены по бокам. Ну а в образе Младенца запечатлена дочь Лоренцо Великолепного Лукреция, получившая имя в честь матери правителя Флоренции.

Предполагается, что именно Симонетта Веспуччи изображена на картине «Венера и Марс» .


По поводу мужчины, изображенного в образе Марса, также существует ряд предположений. По одной из версия Боттичелли таким образом изобразил ее мужа Марко. В соответствии с более романтизированной версией Марс – это Джулиано Медичи. При условии, что картина долгое время хранилась в семье Веспуччи изображение Симонетты, возлежащей рядом с любовником, кажется весьма-таки пикантным.

С именем Симонетты Веспуччи связывают один из наиболее известных шедевров Сандро Боттичелли – «Весна» . Предполагается, что заказчиком картины выступил Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, и она украшала его приемную во дворце во Флоренции.


В образе Меркурия принято узнавать Джулиано Медичи.


А с Симонеттой все гораздо сложнее. Существуют предположение, что именно ее черты художник придал всем запечатленным женским образам.
По более скромным предположениям Симонетта могла быть Венерой

или Флорой

Но есть и другие претендентки. Например, есть версия, что в образах Венеры и Флоры художник запечатлел ту самую любовницу Джулиано, которая родила ему сына. Также предполагают, что моделью для Венеры стала Лукреция Донати.
А в лице одной из граций усматривают черты "Тигрицы Романьи" Катерины Сфорца:

Связывают с Прекрасной Симонеттой и другой шедевр Сандро Боттичелли – «Рождение Венеры» . Заказчиком и владельцем картины также считают Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.


Стоит вспомнить, что одним из предполагаемых мест рождения Симонетты называют Портоверенере – «Порт Венеры», получившем свое название благодаря легенде о том, что именно здесь богиня Венера, родившись из морской пены, вышла на берег. Возможно, именно в связи с картиной и возникло такое предположение.

Возникает ощущение, что чем больше ты пытаешься разобраться в материале, тем успешнее в каждой изображенной Боттичелли женской фигуре угадываешь черты Симонетты Веспуччи. Поэтому нужно остановиться...

Практически все работы Сандро Боттичелли, персонажей которых принято отождествлять с Симонеттой, появились уже после ее ранней смерти. Почему же художник стремился каждый раз воскресить и увековечить именно ее черты? Почему она стала для него воплощением Красоты?
Существует мнение, что Боттичелли не просто рисовал возлюбленную Джулиано Медичи, но и тайно любил ее всю жизнь. Поэтому он так никогда и не обзавелся собственной семьей и завещал похоронить себя вблизи от любимой женщины в церкви в церкви Оньиссанти.
Вряд ли Симонетта, которой поклонялись многие, могла знать об этой любви.
Если все действительно было так, то эту историю можно смело поставить в один ряд с историями Данте и Беатриче или Петрарки и Лауры.
Но все могло быть иначе. И нам остается только соглашаться или не соглашаться с различными предположениями и строить собственные догадки.

Такая вот непонятная история.

Семейство Медичи-- давно обещанная подборка портретов. Многа букафф и многа портретов. Выбирайте --что кому больше нравится. Обещала здесь::

Немного повторюсь--и для себя и для тех. кто не видел или успел немного подзабыть.

Семейство Медичи огромное, в те времена одно из богатейших в Европе.Дало миру не только правителей Флоренции и покровителей, спонсоров художников, архитекторов, но ещё и четырёх римских пап и двух королев Франции. Лоренцо Великолепный, римский папа Лев X , французские королевы Екатерина и Мария Медичи - эти легендарные личности происходят из одной семьи, бывшей когда-то одной из самых могущественных в Европе.

«Пусть Медичи покоятся с миром в своих мраморных и порфировых гробницах, ведь они сделали для всемирной славы более чем кто-либо из принцев, королей и императоров, как предыдущих, так и последующих эпох», - так отозвался о них Александр Дюма.

Начну подборку со своего любимого Лоренцо Великолепного. По-моему, он был самым великолепным) представителем великого семейства Медичи. К сожалению, умер молодым --ему было всего 43 года. Папа Римский, узнав о смерти Лоренцо, воскликнул: "Мир погиб!" А король Неаполя сказал: "Он прожил достаточно долго для себя самого, но слишком мало для спасения Италии".

Уймитесь, не упорствуйте жестоко, Мечты и вздохи вечные о ней, Чтоб тихий сон не миновал очей Где слез не просыхает поволока.Труды и мысли дня уже далеко Равно и от людей и от зверей; Уже упряжке белых лошадей Предшествует неясный свет востока.Подпишем перемирие, пока Не встало солнце: верь, Амур, что сниться Ее лицо и голос будут мнеИ белая в моей руке рука. Не будь завистлив, дай мне насладиться Неслыханным блаженством хоть во сне.

Сонет Лоренцо Медичи (1449-1492) (Перевод Евгений Солонович)

Предполагается, что Лукреция Донати являлась той дамой, которую по правилам куртуазной любви Лоренцо Медичи воспевал в своих стихах как светлую звезду, как блестящее солнце, как богиню, явившую земле небесное совершенство, и т.д.

Он выбрал её своей музой в 1465 году, когда ей было 18, а ему 16 лет, и она только что вышла замуж за Никколо Ардингелли, с которым была обручена два года. (Сам Лоренцо не мог на ней жениться, поскольку существовали договоренности о его династическом браке со знатной римлянкой)

«Об этой поэтической связи было объявлено во всеуслышание: на большом турнире 1469 года имя Лукреции красовалось рядом с Клариче Орсини, будущей женой Лоренцо. Та, впрочем, не держала обиды: в 1471 году она согласилась быть крестной матерью новорожденного Пьетро Ардингелли, сына Лукреции и Никколо. А Никколо не возражал, чтобы его супруга была царицей флорентийских праздников» (С)

Дж. Вазари. Портрет Лоренцо Медичи. Флоренция, Галерея Уффици.

Рим. Поздние работы. «Страшный суд». 1534-1541 | Архитектура. Собор Св. Петра. 1538-1564 | карта сайта | главная страница

Статуи Лоренцо и Джулиано Медичи (1526-1533)

"Однако еще больше поражает всякого, что, замыслив надгробия герцога Джулиано и герцога Лоренцо деи Медичи, он решил, что у земли недостаточно величия для достойной их гробницы, но пожелал, чтобы все стихии вселенной в этом участвовали и чтобы четыре статуи их окружали, покрывая собою усыпальницы: на одну из них он положил Ночь и День, а на другую Аврору и Сумерки. Статуи эти отличаются великолепнейшей формой их поз и искусной проработкой их мышц, и если бы погибло все искусство, они одни могли бы вернуть ему его первоначальный блеск. Среди прочих статуй там и оба пресловутых военачальника в латах; один из них - задумчивый герцог Лоренцо, олицетворяющий собою мудрость, с ногами настолько прекрасными, что лучше не увидишь; другой же - герцог Джулиано, такой гордый, с такими божественными головой и шеей, глазницами, очертанием носа, разрезом уст и волосами, а также кистями, руками, коленами и ступнями, - одним словом, все там сделанное им и еще недоделанное таково, что никогда очей не утолит и не насытит. Кто же присмотрится к красоте поножей и лат, поистине сочтет их созданными не на земле, а на небе" Вазари.

Портрет как таковой был чужд Микеланджело. Когда ему указывали на отсутствие портретного сходства его скульптур с Джулиано и Лоренцо Медичи, он высокомерно отвечал: "Кто это заметит через десять веков?" Лоренцо и Джулиано были примечательны тем, что первыми в роду Медичи получили герцогские титулы.

Капелла Медичи - сложный архитектурно-скульптурный ансамбль, образное содержание которого породило различные толкования. Статуи Джулиано и Лоренцо были закончены до малейших деталей и имели одинаковые размеры.


Caro m’è il sonno, e più l’esser sasso,
mentre che ‘l danno e la vergogna dura.
Non veder, non sentir, m’è gran ventura;
però non mi destar, deh! Parla basso!
Michelangelo Buonarroti)

Мне сладко спать скульптурным камнем в нише,
покуда мир живет, стыдясь и мучась;
не чувствовать, не знать – блаженна участь;
Ты здесь еще? Так говори потише.
Перевод Елены Кацюбы
.

С именами Лоренцо и Джулиано Медичи связан и один из величайших шедевров эпохи Высокого Возрождения –«Капелла Медичи» - скульптурный ансамбль, выполненный Микеланджело и расположенный в так называемой Новой сакристии (ризнице) церкви Сан Лоренцо (фамильной церкви семьи Медичи) во Флоренции. После смерти папы Юлия II (Джулиано делла Ровере, понт. 1503-1513), одного из самых требовательных, но и щедрых меценатов, человека непомерных амбиций, папы при котором было начато строительство беспрецедентного по масштабам собора св.Петра, где Микеланджело должен был построить величественную гробницу украшенную полусотней статуй, в которой почиет Юлий; завершены Микеланджело и открыты для обозрения фрески плафона Сикстинской капеллы, часовни св. Сикста, покровителя рода Ровере; расписаны Рафаэлем дворцовые комнаты (станцы) апартаментов папы в Ватикане, папой был избран Лев Х (понт. 1513-1521), Джованни де Медичи, второй сын Лоренцо Великолепного.
Флоренция. ц.Сан Лоренцо
Возможно оттого, что он родился в год памятного флорентийского турнира, так называемой Джостры (1475), а возможно и по природной склонности, Лев Х, переняв дипломатические способности отца, перенял и непомерную любовь к роскоши и развлечениям. Папских имений, рудников и казны, оставленной Юлием II , не хватало, чтобы оплачивать охоты, пиры, празднества. От посещения Рима именно в эти годы пришли в ужас и Эразм Роттердамский, и молодой монах Мартин Лютер. Денег не хватало, и Лев Х осуществил несколько финансовых проектов, два из которых: официальная продажа церковных должностей («симония») и продажа «отпущений» («индульгенций»), окончательно истощили терпение большой части западных христиан. Лютер выпустил «Тезисы», папа в ответ – буллу, приказывающую сжечь труды Лютера. В Германии началась Реформация.
Лев Х умер внезапно, даже не успев собороваться. Разумеется, в годы его понтификата строительство собора св.Петра продвигалось плохо, а о грандиозной гробнице папы Юлия II нечего было и думать. Правда, он предложил Микеланджело создать фасад церкви Сан Лоренцо, незавершенный Брунеллески, дабы этот храм стал «зерцалом всей Италии», и Микеланджело с удовольствием согласился уехать в любимую им Флоренцию, где четыре года напряженно трудился пока, в 1520-м все по той же причине, из-за отсутствия денег, работы над фасадом не были прекращены.
Однако в том же году кардинал Джулио де Медичи, будущий папа Клемент VII(понт.1523-1534), внебрачный сын Джулиано Медичи и ровесник своего двоюродного брата Джованни (Льва Х) выросший в доме дяди (Лоренцо Великолепного) после убийства отца, предложил Микеланджело другой вариант работы в Сан Лоренцо. Он предложил создать в строящейся новой ризнице церкви ансамбль надгробий для недавно умерших членов семьи: Лоренцо, сына Пьетро Медичи (старшего брата Льва Х) и Джулиано, младшего из сыновей Лоренцо Великолепного, - ничем не знаменитых, кроме родовых имен: Лоренцо и Джулиано.
Сначала Микеланджело, подавленный неудачей с фасадом церкви, воспринял идею без энтузиазма: к усопшим он особых чувств не испытывал. Но он помнил годы, проведенные в блистательном кругу Лоренцо Великолепного, чтил его память. А в Новой сакристии должны были находиться и саркофаги с прахом старших Лоренцо и Джулиано.

Архитектурно- пластическое решение гробницы было продиктовано небольшими размерами капеллы, образующей в плане квадрат со стороной 11 метров. Разместить в таком небольшом помещении сооружение, рассчитанное на круговой обход, как он предполагал вначале (ориентируясь на композиционные идеи гробницы Юлия II) было невозможно, и Микеланджело избрал традиционную композицию пристенных гробниц.

Гробница Джулиано Медичи
Композиции гробниц на боковых стенах симметричны. Возле левой от входа стены расположена гробница Джулиано. В прямоугольной стенной нише – фигура Джулиано, сидящего молодого флорентинца в одеянии римского патриция с непокрытой головой, обращенной к фронтальной стене капеллы. Под ней расположен саркофаг, на валютах которого – две аллегорические фигуры: женская - Ночь и мужская - День. Ночь – спит, опираясь склоненной головой на правую руку, под левой рукой у нее – маска, возле бедра – сова. День – бодрствует, он опирается на левый локоть, полуобернувшись к зрителю таким образом, что половина лица скрыта его мощным правым плечом и спиной. Лицо Дня проработано эскизно.

Гробница Лоренцо Медичи
Напротив, возле правой от входа стены – гробница Лоренцо. Он тоже облачен в римские одежды, но на глаза, скрывая их в тени, надвинут шлем. Его поза полна глубокой задумчивости, левая рука, в которой он держит кошель, поднята к лицу и опирается на ларец с драгоценностями, стоящий на колене. Голова слегка повернута вправо, в сторону фронтальной стены.

"Вечер"
Композиция саркофага аналогична, на валютах – фигуры: мужская – Вечер, женская – Утро. Обе фигуры развернуты на зрителя. Вечер склоняется ко сну, Утро – пробуждается.

Италия | Микеланджело Буонарроти | (1475-1564) | Капелла Медичи | 1526-1533 | мрамор | Новая Сакристия ц.Сан Лоренцо, Флоренция |
Возле фронтальной стены капеллы, напротив входа и алтаря в прямоугольной нише, обрамленной темными колоннами, ордерами в стиле Брунеллески, - простой прямоугольный саркофаг с прахом Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано. На крышке саркофага находятся фигуры: сидящей Мадонны с младенцем на коленях (в центре), св. Косьмы и св. Домиана по бокам. Фигуры святых изваяны не Микеланджело, а, соответственно: Монторсоли и Рафаэлло да Монтелупо. Мадонна Медичи – ключевой образ капеллы: она размещена в центре фронтальной стены, к ней обращены взгляды святых, на нее взирают герцоги из своих ниш. Она сидит, опираясь правой рукой о постамент, на выдвинутом левом колене - младенец, прижавшись вполоборота к матери так, что его лица зритель не видит. Мадонна придерживает ребенка левой рукой. Выражение ее лица и вся поза овеяны задумчивой отрешенностью.

Современников поразило то же, что поражает и сегодня, - совершенство архитектурно-пластического ансамбля капеллы в целом, совершенство пластической связи всех изваяний в пространстве, необыкновенный - даже для гения Микеланджело – реализм каждой из скульптур, поднимающийся до высокого обобщения, символа. О символических значениях аллегорий Утра, Дня, Вечера и Ночи сказано много. Как известно, особенное внимание привлекла фигура Ночи, произошел обмен поэтическими эпиграфами между Джованни Строцци и Микеланджело. Мы же хотим остановиться на скульптурах Лоренцо и Джулиано и затронуть проблему «идеального портрета».
Ни в облике, ни в лицах современники не усмотрели портретного сходства с недавно умершими родственниками папы Льва Х и Клемента VII. Нам кажется это легко объяснимым. Не этих конкретных людей изображал скульптор над их саркофагами. Легендой Флоренции были другой Лоренцо и другой Джулиано, братья - те, что покоились возле фронтальной стены. Братья – и оттого надгробия симметричны.


Лоренцо Великолепный – дипломат, философ, банкир, - подлинный властитель – и оттого голову его венчает римский шлем, рука опирается на ларец с золотом, но сам он погружен в глубокие невеселые раздумья. Прекрасный и юный Джулиано, герой поэм и легенд, – храбрый, влюбленный, трагически погибший от рук заговорщиков. И оттого поза его неспокойна, голова стремительно повернута. Но Микеланджело изваял и не тех реальных Медичи, младшего из которых он не знал, а со старшим был знаком лишь в последние годы его жизни. Он изваял их легендарные образы, можно сказать аристотелевские формы – или платоновские идеи этих двух, запечатленных в истории Флоренции имен: Лоренцо и Джулиано.

За время строительства капеллы с 1520 по 1534 с двумя большими перерывами над Италией вообще и над Флоренцией пронеслись такие грозы, что кажется удивительным, что капелла Медичи была почти достроена. Понтификат Клемента VII ознаменовался таким разграблением Рима армией Карла V Габсбурга, которого Вечный город не знал со времен нашествия варваров, а завершился, помимо разгоравшейся Реформации, еще и расколом между римской и английской церковью, чьей главою провозгласил себя Генрих VIII. Некоторые церковные историки считают Клемента VII последним папой эпохи Возрождения.И если следовать этой, пусть и очень условной, хронологии, то капелла Медичи видится как непревзойденное по совершенству надгробие блистательного флорентийского Ренессанса.

«Страшный суд» Микеланджело писал, будучи свидетелем уже иного времени.

Manon&Gabrielle."Лоренцо и Джулиано".

Джулиано II ди Лоренцо де Медичи Giuliano di Lorenzo de Medici … Википедия

Медичи (семья) - Лоренцо Великолепный и его придворные в обличье трёх волхвов. Фреска Беноццо Гоццоли в Палаццо Медичи Риккарди (1459 61) Медичи (итал. Medici) олигархическое семейство, представители которого с XIV по XVIII век неоднократно становились… … Википедия

Медичи, Джулиано

Медичи Джулиано - Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи. Голубь на сухой ветке и полуоткрытая дверь говорят о том, что портрет был написан после гибели Джулиано Джулиано Медичи (итал. Giuliano de’ Medici, 25 марта 1453 26 апреля 1478, Флоренция) второй сын… … Википедия

Медичи Д. - Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи. Голубь на сухой ветке и полуоткрытая дверь говорят о том, что портрет был написан после гибели Джулиано Джулиано Медичи (итал. Giuliano de’ Medici, 25 марта 1453 26 апреля 1478, Флоренция) второй сын… … Википедия

Медичи, Ипполито - Ипполито Медичи Ippolito de Medici … Википедия

Медичи - знаменитая флорентийская фамилия, в конце XII ст.переселившаяся во Флоренцию из мет. Муджело (Muggelo), но до XIV в. неигравшая роли. Составив себе большое состояние коммерческими операциями,Медичи с половины XIV века принимают деятельное участие … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Медичи (флорент. род) - Медичи (Medici), флорентийский род, игравший важную роль в политической и экономической жизни средневековой Италии; члены рода основали торгово банковскую компанию ‒ в 15 веке одну из крупнейших в Европе; в 1434‒1737 (с перерывами в 1494‒1512,… … Большая советская энциклопедия

Медичи Лоренцо де (Великолепный) - (Medici, Lorenzo de, the Magnificent) (1449 92), в 20 лет стал правителем Флоренции вместе с братом Джулиано. В 1478 г. на братьев было совершено покушение, организованное соперничавшим семейством Пацци (заговор Пацци) и папой. Джулиано погиб, а… … Всемирная история

Книги

  • Медичи , Г. Самаров , В эту книгу включены три исторических романа Г. Самарова: "Медичи", "Трансвааль", "Наследие императора" . В романе "Медичи" показана непримиримая вражда двух крупнейшихродов римских… Категория: Исторические романы Издатель: Самарский Дом печати , Купить за 470 руб
  • Медичи (аудиокнига MP3) , Оскар Мединг , Их было два брата, старший - Лоренцо Медичи и младший - Джулиано Медичи. Лоренцо "Великолепный" останется звездой Возрождения, правитель, помогавший гениям и поднявший Флоренцию до… Категория: Исторические романы Издатель: Седьмая книга , Купить за 333 руб аудиокнига



Top