Джузеппе арчимбольдо библиотекарь. Библиотекарь

Библиотекарь (итал. Il Bibliotecario) — картина итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо, написанная им в 1562 году.

О ранней жизни Джузеппе Арчимбольдо мало что известно. Как и многие итальянские художники, он начал свою карьеру с выполнения нескольких заказов в различных местах, таких как создание витражей, фресок и шпалер в Милане, Комо и Монце. В 1562 году он стал официальным портретистом императора Священной Римской империи Максимилиана II.

Картина «Библиотекарь» является одной из серии портретов членов окружения императора, написанных Арчимбольдо, соответствуя по стилю работам «Юрист» и «Повар». Портрет датируется 1562 годом, однако некоторые считают датой написания портрета приблизительно 1566 год. В тот период Арчимбольдо создал ряд антропоморфных портретов людей с использованием различных объектов, имеющих связь с жизнью или профессиональной деятельностью человека, таких как фрукты, овощи, цветы. Однако в данном случае, используя книги, Арчимбольдо впервые написал картину, в которой нет элементов природы.

Восприятие

После смерти в 1593 году в возрасте всего 66 лет, Арчимбольдо был на долгое время забыт. Интерес к нему вновь проявился в XX веке, когда его начали называть «дедом сюрреализма». Исследователь творчества Арчимбольдо Бенно Гейгер охарактеризовал картину «Библиотекарь» как «триумф абстрактного искусства в XVI веке». В 1957 году историк искусства Свен Альфонс первым сделал вывод о том, что на этом портрете изображён Вольфганг Лазиус (1514—1565), гуманист и историк, служивший при дворе династии Габсбургов. В контексте интерпретации работы как сатирической насмешки над библиотекарями и учёными, К. К. Элхард предположил, что картина, ставшая «неотъемлемой частью визуальной истории библиотечной профессии», может быть пародией на «материалистических коллекционеров книг, более заинтересованных в приобретении книг, чем в их чтении». Несмотря на всю провокативность изображения, современники признали верность портрета библиотекаря, и спустя 400 лет репутация Лазиуса, получавшего книги любыми средствами, в том числе и путём кражи, остаётся неизменной.

Описание

Картина выполнена в стиле суровой, жёсткой геометрии кубизма — фигура представляет собой стопку книг на фоне серо-голубого занавеса: пальцы являются бумажными закладками, жадно сжимающими книги, намекая на то, что Лазиус является автором более 50 томов, глаза — это костяные ключи с брелоками, как отсылка на суетливое хранение драгоценных томов, а борода — метёлка из перьев для смахивания пыли, причёска представляет собой раскрытую книгу с крючками, говоря о том, что голова заполнена знаниями.

История

Картина была привезена в Швецию в качестве военного трофея генералом Гансом Кристофом фон Кёнигсмарком после разграбления Пражского града во время битвы под Прагой 1648 года.

«Библиотекарь» является одним из двух произведений Арчимбольдо, находящихся в коллекции замка Скоклостер, вместе с картиной «Вертумн». Оригинальное название картины неизвестно, «Библиотекарем» (швед. Bibliotekarien) её назвали при инвентаризации в XX веке. В 1970 году картина была вставлена в новую раму.

До нашего времени дошли три другие версии картины, история создания которых неизвестна. Научное исследование 2011 года показало, что «Библиотекарь» является поздней копией оригинальной картины Арчимбольдо, местонахождение которой неизвестно.

Вы слышали о художнике, который рисовал человеческие лица из… фруктов, овощей и цветов?

Этотхудожник- Джузеппе Арчимбольдо - величайшийитальянский живописец, живший в XVI веке.Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане ок. 1527 г. Он был придворным художником при императорах габсбургской династии во второй половине XVI века. Итальянец из семьи потомственных художников, большую часть своей жизни он провел между Веной и Прагой, где тогда находился императорский двор. Эти государи были страстными коллекционерами редкостных вещей, для которых они создали особый музей или, как тогда говорили, Кунсткамеру. Одним из кураторов Кунсткамеры был и Арчимбольдо. Во время правления Фердинанда I в Вене, Арчимбольдо занимал должность портретиста-копировщика. После, когда трон перешел к старшему сыну Фердинанда I - Максимилиану II живописец занял пост художника при дворе. Арчимбольдо выполнял не только функции придворного живописца, а так же занимался оформлением театрализованных представлений, был главным организатором ярмарок, турниров, праздников для художников,учёных и аристократов. Джузеппе Арчимбольдо принимал участие в основании музея искусств.Арчимбольдо — гений, полотнами которого при жизни восхищались, а церковная власть осуждала занемыслимые идеи. Однажды Джузеппе Арчимбольдо даже захотел написать портрет Христа. А Сальвадор Дали называл живопись художника «предтечей сюрреализма».

Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных и иных инструментов, книг и т. д.

«Библиотекарь» (итал. Il Bibliotecario) - «непревзойденный образец философской карикатуры» работы итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо . Выполнен в экспериментальной геометризирующей технике, предвещающей кубизм . Оригинал, по-видимому, утрачен.

О ранней жизни Джузеппе Арчимбольдо мало что известно. Как и многие итальянские художники, он начал свою карьеру с выполнения нескольких заказов в различных местах, таких как создание витражей, фресок и шпалер в Милане, Комо и Монце. В 1562 году он стал официальным портретистом императора Священной Римской империи Максимилиана II. Картина «Библиотекарь» является одной из серии портретов членов окружения императора, написанных Арчимбольдо, соответствуя по стилю работам «Юрист» и «Повар». Портрет датируется 1562 годом, однако некоторые считают датой написания портрета приблизительно 1566 год. В тот период Арчимбольдо создал ряд антропоморфных портретов людей с использованием различных объектов, имеющих связь с жизнью или профессиональной деятельностью человека, таких как фрукты, овощи, цветы. Однако в данном случае, используя книги, Арчимбольдо впервые написал картину, в которой нет элементов природы.

После смерти в 1593 году в возрасте всего 66 лет, Арчимбольдо был на долгое время забыт. Интерес к нему вновь проявился в XX веке, когда его начали называть «дедом сюрреализма ». Исследователь творчества Арчимбольдо Бенно Гейгер охарактеризовал картину «Библиотекарь» как «триумф абстрактного искусства в XVI веке». В 1957 году историк искусства Свен Альфонс первым сделал вывод о том, что на этом портрете изображён Вольфганг Лазиус (1514-1565), гуманист и историк, служивший при дворе династии Габсбургов. В контексте интерпретации работы как сатирической насмешки над библиотекарями и учёными, К. К. Элхард предположил, что картина, ставшая «неотъемлемой частью визуальной истории библиотечной профессии», может быть пародией на «материалистических коллекционеров книг, более заинтересованных в приобретении книг, чем в их чтении». Несмотря на всю провокационность изображения, современники признали верность портрета библиотекаря, и спустя 400 лет репутация Лазиуса, получавшего книги любыми средствами, в том числе и путём кражи, остаётся неизменной.

Фигура библиотекаря строится из жёстко геометризованных форм (стилистика кубизма): она представляет собой стопку книг на фоне серо-голубого занавеса. Пальцы - это бумажные закладки, жадно сжимающие книги (намёк на то, что из-под пера Лазиуса вышло более 50 томов), глаза - это костяные ключи с брелоками (как отсылка на суетливое хранение драгоценных томов), а борода - метёлка из кисточек для смахивания пыли. Причёска же представляет собой раскрытую книгу с крючками (аллегория заполненности головы знаниями).

Долгое время считалось, что оригинал «Библиотекаря» висит в шведском замке Скоклостер рядом с «Вертумном» того же художника. Оригинальное название картины неизвестно, «Библиотекарем» (швед. Bibliotekarien) её назвали при инвентаризации в XX веке. В 1970 году картина была вставлена в новую раму. Считается, что эта картина была привезена в Швецию в качестве военного трофея генералом Гансом Кристофом фон Кёнигсмарком после разграбления Пражского града во время битвы под Прагой 1648 года.

Научное исследование 2011 года показало, что шведский «Библиотекарь» является поздней копией оригинальной картины Арчимбольдо, местонахождение которой неизвестно. Известны ещё три версии картины худшего качества.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо после смерти был надолго забыт. Его полотна хранились в частных коллекциях, и только в ХХ веке они стали доступны широкой публике. Поначалу их сочли курьезом или шуткой мастера, составлявшего портреты из цветов, овощей, книг, корней деревьев. Но затем устойчивый интерес к его картинам открыл миру великого художника.

Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Его дедушка был архиепископом, отец - художником. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя. Предполагают, что молодой художник мог видеть рисунки Леонардо, изображающие удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Вероятно, именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо.

Двадцатидвухлетним юношей Джузеппе помогал своему отцу, расписывавшему Миланский собор. Из его росписей в сохранилось совсем немного - цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе.


Эти работы не имеют ничего общего с прославившими художника произведениями, кроме пышного декоративного оформления.

В 1562 году Джузеппе был приглашен в Вену на должность придворного портретиста. Многолетняя придворная жизнь художника включала в себя различные занятия: он изобретал и строил различные гидравлические механизмы, музыкальные машины, у которых звук соответствовал тому или иному цвету, содержал в порядке экспонаты знаменитого кабинета, где хранилась коллекция произведений искусства и разных редкостей, и конечно, писал портреты.

До нас дошло 14 картин Арчимбольдо. Обычно - это портреты по грудь, в профиль, реже - в фас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных или же - музыкальных и иных инструментов. Например, голова «Повара» составлена из жаркого и кухонной посуды.



Повар



Библиотекарь, понятно, - книжный червь.

На старинной гравюре, считающейся по традиции автопортретом мастера, имеется надпись: «Природа, выраженная искусством Арчимбольдо». Эти слова свидетельствуют, что современники не относили искусство художника к разряду курьёзов. Арчимбольдо действительно был гениальным выразителем природы и удивительно правдиво умел передавать на своих холстах ее краски, изобилие, вечно умирающее и рождающееся великолепие.


Автопортрет

В то время новая наука натурфилософия завоёвывала образованные умы европейцев. Одна из ее главных идей - учение о живом космосе и единстве человека и природы. При этом времена года и стихии сопоставлялись с органическими процессами, происходящими в человеке. У Арчимбольдо, который безусловно был знаком с этими идеями, на картине «Весна» цветы и травы сплетают образ юности, чистоты и радости.


Весна

Картина «Лето» создает ощущение знойного полдня, который соответствует расцвету человеческой жизни.


Лето

«Осень» изобилует земными плодами, подобно тому, как зрелый возраст - мудростью и добродетелями.


Осень

Зима неприветлива и сурова, ее скудные плоды безрадостны и сводят смертным скулы...


Зима

Портрет императора Рудольфа II Арчимбольдо назвал «Вертумн» - по имени этрусского божества садов. Королю так понравилось собственное изображение, сплетенное из садовых цветов, овощей и злаков, что он пожаловал художнику титул пфальцграфа - придворного сановника, что для выходца из ремесленной среды было чрезвычайно почетной наградой.


Рудольф II в образе Вертумна

Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 году вернулся в Милан. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи гульденов.

11 июля 1593 года живописец умер. Причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».

Творчество Арчимбольдо стало столь популярно, что породило множество подражателей. Но стилизаторы, чьи полотна называли «арчимбольдесками», заимствуя лишь его внешние приемы и не понимая идей, заложенных художником в свои творения, так и не поднялись до высот мастера. Арчимбольдо навсегда остался непревзойденным художником натурфилософской школы.

В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма. В его творчестве также усматривают предвосхищение сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь», см. выше) считается триумфом абстрактного искусства в XVI столетии.

Любой, глядя на картины Джузеппе Арчимбольдо изначально чувствует удивление. Его совершенно необыкновенное и невиданное творчество сбивает с толку. Любое преобразование или манипуляция с человеческим лицом привлекает внимание, и это эффект усиливается, когда в видимых «монстрах» вместо глаз, рта, носа и щек воедино соединяются все цветущее и растущее земле: цветы и вишни, горох, огурцы, персики, сломанные ветки, и многое другое. Направленная фантазия.

Спустя столетия забвения, Арчимбольдо был заново открыт в 1930-е годы, когда директор музея современного искусства в Нью-Йорке, Альфред Барр, включил картины художника на выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм». С тех пор, Арчимбольдо считался источником вдохновения для сюрреалистов и их преемников. Так, например Сальвадор Дали, которого привлекали аллегорические портреты Арчимбольдо, называл их источником своего вдохновения. Загадочные персонажи возникают то из выложенных подобно ковровому узору цветов, то из громоздящихся друг на друга растений и плодов, то из плотно собравшихся воедино животных, птиц или рыб, а то из бытовых предметов.

Искусствоведы также видели его как типичного представителя маньеризма, где стиль ренессансной гармонии характеризуется утратой между духовным и телесным, природой и человека.

Джузеппе Арчимбольдо родился и вырос в итальянском городе Милане, в семье художника – живописца Бьяджо Арчимбольдо в 1527 (1526?) году. С детства Джузеппе любил фантазировать, придумывать то, чего на самом деле не бывает, и даже когда стал взрослым, то не перестал воплощать свои фантазии в созданных произведениях. Им написано много картин и по памяти, и с натуры, однако славу ему принесли портреты, созданные по воображению.

По приглашению германского императора Священной Римской империи Фердинанда I пригласил молодого художника на должность придворного портретиста для своего сына Максимилиана II, который стал императором в 1564 году.

Возвращаясь к истории, Максимилиан II в сентябре 1563 года стал королем Венгрии, поэтому, художнику было тридцать шесть лет, когда он покинул Милан, столицу Ломбардии.

Ломбардия считается колыбелью натурализма и как способ художественного выражения, основанный на наблюдениях природной формы Леонардо да Винчи , который провел семнадцать лет в Милане в качестве придворного художника у герцога Лодовико (Людовико) Мария Сфорца.

Как и его отец, Арчимбольдо активно работал в мастерской миланского собора. В дополнение к изготовлению конструкций для витражей, он выполнил фрески, знамена, гербы и многое другое. В начале 1556 года он работал над фресками в соборе Монцы, и в 1560 году он украсил гобеленом внутреннее убранство собора Комо, которые служили примером подражания в творчестве других художников.

Великая слава Арчимбольдо и громкое, уже сделанное имя в Милане, позволило знатному мастеру вернуться к Габсбургскому двору как портретист.

Император Рудольф II был интересной и яркой личностью. И все у него было неподражаемым: и кабинет, заполненный произведениями искусства, научными приборами, редкими экспонатами, и люди - ученые, астрономы. И такой художник, как Арчимбольдо с его особенной живописью. И придворный портретист стал принимать участие в поиске экспонатов для коллекции императорского кабинета редкостей: препарированные и засушенные диковинные рыбы из далеких морей. Подобные экспонаты позволили Арчимбольдо с точной достоверностью, тщательностью и вниманием к деталям впоследствии создать композиционные серии своих работ.

При императоре Рудольфе II (Сын и преемник Максимилиана II), избранный в 1576 году, Арчимбольдо проявил свои разносторонние дарования. И ему было присвоено придворное звание «мастера празднеств» за изобретение различных механизмов, музыкальных инструментов и картин для грандиозных театральных представлений и придворных торжеств.

Самым грандиозным торжеством, устроенным Арчимбольдо считается праздник по случаю бракосочетания Карла Штирийского с Марией Баварской в августе 1571 года, которое продолжалось два дня. В процессии принимали участие члены императорской семьи и представители аристократии. Так, император Максимилиан II изображал «Зиму», а наследник престола Рудольф II – «Солнце». Арчимбольдо изобразил Рудольфа II в образе бога садов Вертумна - сказочного божества плодородия.

И это не случайно. Огромная художественная коллекция императора говорит нам о его необычайной любви к цветам, садам, редким экзотическим животным. Весь портрет составлен из даров природы. Какое изобилие плодов и овощей, цветов и фруктов! Это настоящий праздник урожая!

Времена года всегда сравнивают с возрастом человека: весну – с юностью, лето - с молодостью, осень - со зрелостью, зиму - со старостью. И художник это выразил в портретах. Юное лицо «Весны» как будто соткано из нежных цветов. «Лето» - женское лицо, составленное из колосьев, фруктов и овощей, а «Зима» - лицо старика. Но главное здесь заключено не в передаче возраста. Арчимбольдо показал, как тесно связаны между собой человек и природа. Дары природы такая же часть мира, как и человек. Портрет человека можно сложить из даров природы, конечно, добавив при этом долю фантазии, добродушного комизма, и умение творить.

«Зима» одно из самых выразительных годов в серии аллегорических картин Джузеппе Арчимбольдо, напоминает гротески Леонардо: в корявом и древнем стволе дерева из остатков сломанных ветвей преображаются нос и уши; суженные глаза родились из трещин на коре; а древесный гриб прирос в форме губ. Остевые волосы увиты плющом, а веточка с нависшим лимоном и апельсином выступают из груди фигуры.

Огонь на сплетенной из соломы мантии символизирует рыцарский Орден Золотого Руна, который оставался за ветвью Габсбургов.

«Весна» пленяет нас свежестью листвы и нежностью красок растительного мира. Весь портрет, начиная с головы, распускается в цветениях. Зеленые листья ранней кладовой природы покрывают плечи и грудь. Губы деликатно подчеркнуты. Очаровательные лилии расцвели пером на шляпе и, как радужка глаз, «царит» посередине груди в виде медальона. В портрете присутствует множество различных растений, которые цветут в разные времена года.

Видимо Арчимбольдо сначала исследовал отдельные виды растений, а затем всецело положил вместе на картине.

Когда фантазия разыграется, ее уже трудно остановить, и этому свидетельством является картина «Лето» с насыщенностью и многообразием красок растительного мира. Этот пышный ассортимент фруктов, овощей, орехов и зерновых культур, можно рассматривать как руководство к праздничному меню доступных того времени продуктов питания. Художник включил сюда редкие сорта овощей, такие как кукуруза и баклажаны.

Эти культуры не имели в Европе важного значения, а выращивать их стали только с 1525 года. Приглядываясь, на картине можно увидеть, как художник искусно вплел в одежду из соломы и шерсти свою подпись и дату, вероятно, эта иллюзия основана с классическим древнегреческим живописцем Зевкллисом из Гераклеи. Своими трудами, в прошлом, ученик Аполлодора, заработал настолько огромное состояние, что вплетал золотом свое имя в верхнюю одежду.

Помимо исполнения обязанностей придворного живописца, Арчимбольдо был назначен Максимилианом II придворным «центра научного исследования», объединяющих ученых из разных стран Европы. Основанные им ботанический и зоологический сады со слонами, львами и тиграми, и в особенности сокол, который был доставлен из Испании в 1575 году, производили сенсацию и настоящий фурор и Арчимбольдо пишет свой портрет.

К серии самых необычных творений можно отнести и серию картин, олицетворяющих четыре стихии - землю, воздух, огонь, и воду, созданных художником для Максимилиана II. Как Времена года, портреты представлены в виде профиля. Две серии картин представляются как бы в паре друг с другом: Воздух и теплый весенний ветерок, Огонь и тепло лета, Земля и сухость осени, Ввода и мокрая зима.

Композиция «Земли» состоит из множества взаимосвязанных животных и млекопитающих.

Сложные позиции животных, таких как кабан, лось, благородный олень, лань, черный бык, удивительным образом конструируют глаз или шею. Несколько деталей однозначно указывают на династию Габсбургов: краун (венец, корона) с рогами, шкура Льва Геракла, шкура барана, символизирующие Ордена Золотого Руна.

А вот аллегория воздуха известна только из копий, так как первоначальная версия Арчимбольдо не сохранилась. Портрет состоит исключительно из птиц, где особое внимание уделяется императорскому Орлу и Павлину, которые символизируют Максимилиана II и династию Габсбургов.

Картина «Огонь» особенно выразительна. Цветовым решением было выбрано – огонь и золото. Огонь охватывает всю волосяную территорию головы, и достаточно потереть два огнива, имитирующие нос и ухо фигуры, чтобы те вспыхнули искрами. Большой камень является щекой, а шея и подбородок состоят из горящей свечи и керосиновой лампы. Не много надо, чтобы от окружающих голову искры загорелись пропитанный серой фитиль из трута и изображающая глаз небольшая свечка. Тлеющий огонек масляной лампы, составляющий подбородок и рот, готов поджечь сделанные из пучка связанных спичек усы. Немалый арсенал огнестрельного оружия заполняет композицию: пистолеты, стволы, пороховая мортира и пушка. Грудь украшает символы великой Габсбургской династии: Двуглавый орел и цепь с орденом Золотого Руна.

Знакомясь с профилем на картине «Вода», мы видим, что голова и тело полностью прорисованы в холодной, серо – жемчужной гамме. Здесь представлено более шестидесяти видов рыб и водных тварей, большинство из которых являются средиземноморского происхождения. Морж и белобрюхий тюлень сравнительно малы по отношению к морскому коньку, а краб слишком велик по отношению к черепахе, которая составляет неотъемлемую часть фигуры. Остроумие Арчимбольдо поражает хотя бы в том, что изображения рта и глаза не принадлежат открытым челюстям акулы, а являются частью океанской солнечной рыбы (Mola mola).

Император был слишком доволен творениями художника, он поместил их в своем «Архиве мудрости» и при любой возможности упоминал о художнике родственникам и правителям Мадриде, Мюнхене и Дрездене. Максимилиан II поручил Джузеппе Арчимбольдо создать копию его «Четырех времен года» и преподнести в качестве подарка курфюрсту Саксонии Фридриху Августу Саксонскому.

Цветочные бордюры, обрамляющие каждый из четырех произведений, были добавлены позже художником.

Стоит обратить внимание на композиционные идеи, выраженные в различных портретах должностных лиц.

Темой портрета «Библиотекарь» Арчимбольдо выбрал знаменитого придворного историка Вольфганга Лазиуса, а в портрете «Юрист» - портрет вице-канцлера Иоганна Ульриха Цазиуса. Он также показывает гениальное умение визуализации предметов, которые изменяются в зависимости от угла, с которого они рассматриваются. Именно написанные портреты с жаренным мясом «Повар» на блюде или овощами «Садовник» заключают в себе еще одну хитрость: это обратимые произведения. Если их смотреть в перевернутом виде, то получается комическое лицо.

1590. Масло на панели.

Городской музей «Ала Понцоне», Кремона. 35,8 × 24,2

1570. Масло на панели.

Национальный музей Nationalmuseeum, Стокгольм. 52,5 × 41

Масло на панели. French & Company, Нью-Йорк. 55,9 × 41,6

Последние десятилетия своей карьеры Арчимбольдо провел на службе императора Рудольфа II, работая в Вене и Праге. Наиболее известные работы художника позднего периода изображают императора в облике Вертумна - древнеримского Бога времен года и различных даров. Художник продолжал работать над картинами для императора и в 1592 году Рудольф II император присвоил художнику почетный придворный титул пфальцграфа, а в 1593 году Арчимбольдо умер от почечной недостаточности.




Top