Е носов тридцать зерен главные герои. Конспект занятия на тему Е.И.Носов "Тридцать зерен" план-конспект на тему

Всю ночь шёл снег, покрывая ветви. От тяжести мокрого снега они согнулись, а ударивший мороз сделал снег твёрдым, застывшим. Он так крепко держался на ветвях, словно засахаренная вата.

Писатель, сидевший у окна, увидел синичку, прилетевшую к дереву полакомиться. Но на застывшей ветке найти себе еду ей не получилось. Снег был очень твёрд. Пожалев птицу, человек открыл окно и положил между рамами линейку, закрепив её кнопками. На каждый сантиметр линейки он положил по одному конопляному зёрнышку, получилось их ровно тридцать. Первое зёрнышко было на краю линейки, находящейся на улице. Последнее же, номер тридцать, было в комнате.

Птица наблюдала за человеком и словно всё понимала, но не решалась взять первое зёрнышко.
Наконец синичка подлетела к окну и схватила коноплинку. Унеся её на дерево, она разбила скорлупу клювом, чтобы вытащить ядрышко.

Чуть подождав, синичка снова подлетела к окну и взяла второе зёрнышко.

Сидя в своей комнате, человек поглядывал на птицу, которая подлетала и брала зёрна одно за другим, всё ближе приближаясь к комнате, где могло ждать её что угодно. Синица словно спрашивала разрешения съесть ещё одно семя.

Когда осталось последнее зёрнышко, оказалось, что оно находится в конце линейки, в комнате. Птице было страшно, но она всё же прокралась в дом. Удивительно, но среди зимы её окружили тепло и зелёные растения неведомого мира.

Человек объяснил птице кто он на самом деле, почему в комнате тепло и нет снега, что такое книги. Что именно благодаря книгам люди могут научиться всему: выращивать растения, зажигать электрическую лампу вместо солнца и даже насыпать зёрна птицам. Писатель объяснил птице кто он, и что он мог бы захлопнуть форточку, но никогда так не поступит, ведь он Человек.

Позволив съесть синичке последнее конопляное зёрнышко, писатель попросил её прилетать каждый день и помогать ему работать. Человек сказал, что он хочет помочь людям и написать книгу, прочтя которую каждый захотел бы оставить на своём окне тридцать зёрен. Но птица его уже не слушала, она увлеченно доедала последнее зёрнышко.

Данный рассказ учит людей любить и уважать книги, ведь в них есть всё для того, чтобы быть настоящим Человеком.

Картинка или рисунок Тридцать зёрен

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Светлые души Шукшин

    Михаил Беспалов работает водителем грузовика. Неделями не бывает дома. Возит зерно из дальних селений.

  • Краткое содержание Сон Обломова (9 глава)

    Сон Обломова состоит из нескольких частей, в которых рассказывается о его прошлом, детстве, когда ему было семь лет. Первая часть. Во сне Обломов видит свою родную деревню, в которой он родился - Обломовку.

  • Краткое содержание Коляска. Гоголь

    Одним помещик хочет продать свою коляску, приехавшему в городок, генералу. Приглашает его и участников званного вечера к себе на следующий день, а сам об этом забывает.

  • Краткое содержание Чехов Скучная история

    Произведение повествует нам о жизни профессора медицины Николае Степановиче, которого все уважали и считали его достойнейшим человеком. Ведь он так много сделал для науки. Хотя на самом деле, это больной старичок

  • Краткое содержание Айтматов Тополёк мой в красной косынке

    Молодой водитель Ильяс застревает на степной дороге и встречает юную тоненькую девушку в красной косынке Асель из местного аила.

ТРИДЦАТЬ ЗЕРЕН

Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь. Но снег был тверд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»

Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил ее кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зерна. Первое зернышко оказалось в саду, зернышко под номером тридцать - в моей комнате.

Синичка все видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец она схватила первую коноплинку и унесла ее на ветку. Расклевав твердую скорлупку, она выщипала ядро.

Всё обошлось благополучно. Тогда синичка, улучив момент, подобрала зернышко номер два…

Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. А она, все еще робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмеряна ее судьба.

Можно, я склюю еще одно зернышко? Одно-единственное?

И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с коноплинкой на дерево.

Ну, пожалуйста, еще одно. Ладно?

Наконец осталось последнее зерно. Оно лежало на самом кончике линейки. Зернышко казалось таким далеким, и идти за ним так боязно!

Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. Ее особенно поразили живые зеленые цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.

Ты здесь живешь?

А почему здесь нет снега?

Вместо ответа я повернул выключатель. Под потолком ярко вспыхнула электрическая лампочка.

Где ты взял кусочек солнца? А это что?

Это? Книги.

Что такое книги?

Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому. И еще научили насыпать тебе конопляных зернышек.

Это очень хорошо. А ты совсем не страшный. Кто ты?

Я - Человек.

Что такое Человек?

Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.

Видишь нитку? Она привязана к форточке…

Синичка испуганно оглянулась.

Не бойся. Я этого не сделаю. Это и называется у нас - Человек.

А можно мне съесть это последнее зернышко?

Да, конечно! Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. Ты будешь навещать меня, а я буду работать. Это помогает Человеку хорошо работать. Согласна?

Согласна. А что такое работать?

Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. Без нее нельзя. Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу.

А чем ты помогаешь людям?

Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает ее, положил бы на своем окне по тридцать конопляных зерен…

Но, кажется, синичка совсем не слушает меня. Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклевывает его на кончике линейки.

Е. Носов «Тридцать зёрен»

Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь. Но снег был твёрд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»

Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зёрна. Первое зёрнышко оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать — в моей комнате.

Синичка всё видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец она схватила первую коноплинку и унесла её на ветку. Расклевав твёрдую скорлупку, она выщипала ядро.

Всё обошлось благополучно. Тогда синичка, улучив момент, подобрала зёрнышко номер два...

Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. А она, всё ещё робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмерена её судьба.

— Можно, я склюю ещё одно зёрнышко? Одно-единственное?

И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с коноплинкой на дерево.

— Ну, пожалуйста, ещё одно. Ладно?

Наконец осталось последнее зерно. Оно лежало на самом кончике линейки. Зёрнышко казалось таким далёким, и идти за ним так боязно!

Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. Её особенно поразили живые зелёные цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.

— Ты здесь живёшь?

— А почему здесь нет снега?

Вместо ответа я повернул выключатель. Под потолком ярко вспыхнула электрическая лампочка.

— Где ты взял кусочек солнца? А это что?

— Это? Книги.

— Что такое книги?

— Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому. И ещё научили насыпать тебе конопляных зёрнышек.

— Это очень хорошо. А ты совсем не страшный. Кто ты?

— Я — Человек.

— Что такое Человек?

Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.

— Видишь нитку? Она привязана к форточке...

Синичка испуганно оглянулась.

— Не бойся. Я этого не сделаю. Это и называется у нас — Человек.

— А можно мне съесть это последнее зёрнышко?

— Да, конечно! Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. Ты будешь навещать меня, а я буду работать. Это помогает Человеку хорошо работать. Согласна?

— Согласна. А что такое работать?

— Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. Без неё нельзя. Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу.

— А чем ты помогаешь людям?

— Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать конопляных зёрен...

Но, кажется, синичка совсем не слушает меня. Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклёвывает его на кончике линейки.

Ольга Волченкова

Ознакомление с художественной литературой. Носов "Тридцать зерен".

Цель: Формирование интереса дошкольников к художественной литературе и чтению книг.

Задачи:

Продолжать учить пересказывать текст последовательно и выразительно.

Развивать связную речь детей.

Оценивать поступки и характер героев рассказа, сопереживать им.

Вводное слово воспитателя:

Перед нами волшебная коробочка.

Что же в ней лежит?

Отгадаете загадку и узнаете:

Не сеялки, а добро сеют,

Не хлеб, а досыта кормят,

Без рук, а всё умеют,

Без ног, а по дорогам водят.

Дети: Книги.

Да, в нашей коробочке, волшебной- книга



Послушайте рассказ Носова "Тридцать зерен"

Вопросы:

Понравился вам рассказ (ответы детей)

Кто может пересказать рассказ?

Носов написал о синичке, которая прилетела зимой к его окну. Он ей на линейку положил конопляных зерен, по одному через каждый сантиметр. Она сначала боялась, потом она схватила первое зернышко и склевала его. Так она продвигалась по линейке, пока не оказалась в комнате.

Там синичка увидела полки с книгами. Писатель рассказал синичке, что он хочет написать такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на окно по тридцать конопляных зерен.

Давайте возьмем линейку и через каждый сантиметр положим семечки для нашей синички.



Давайте посчитаем сколько семечек мы положили?


Давайте сделаем птичку способом Оригами


Послушайте стихотворение"Синички"(В. И. Полякова)

Мерзнут лапки у синичек:

Плохо им без рукавичек,

Да и голодно в мороз.

Я им семечек принес

Посмотрите-ка сюда

Это вкусная еда!

На ладонь ко мне садятся,

Греют лапки не боятся.


Ребятки как чувствует себя синичка в мороз?

(ей холодно и голодно)

Чем можно им помочь?

(сделать кормушки и покормить)

Итог занятия:

Всем понравился рассказ (Да)

Кому понравился рассказ поднимите птичку на уровне лица.

А кто понял и полюбил это произведение поднимите птичку над головой.


Публикации по теме:

Тема: Показ сказки «Три медведя» Цель: развивать воображение при ознакомлении с художественной литературой. Задачи: 1. Ознакомление со.

Конспект интегрированного занятия в средней «Ознакомление с художественной литературой посредством народной сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Заюшкина избушка». Ознакомление с художественной литературой Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 70 «Калинка» Конспект непосредственно образовательной.

Конспект НОД Вид Интегрированное Тип Художественная литература Группа Средняя Форма проведения Подгрупповая ФГОС Интеграция образовательных.

Конспект НОД «Юные сказочники» по разделу: «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» с детьми 5–6 лет Задачи: 1. Развитие речи: активное использование эпитетов, самостоятельное построение связного и выразительного речевого высказывания 2.

Задачи: Познакомить детей с новым произведением, помочь осмыслить и понять его содержание. Учить отвечать на вопросы воспитателя, способствовать.


Скульптор, не мни покорной
И вязкой глины ком...
Т. Готье

I.

Наконец-то фортуна пересекает нашу дорогу, - сказал Геннисон, закрывая дверь и вешая промокшее от дождя пальто.- Ну, Джен,- отвратительная погода, но в сердце моем, погода хорошая. Я опоздал немного потому, что встретил профессора Стерса. Он сообщил потрясающие новости.
Говоря, Геннисон ходил по комнате, рассеянно взглядывая на накрытый стол и потирая озябшие руки характерным голодным жестом человека, которому не везет и который привык предпочитать надежды обеду; он торопился сообщить, что сказал Стерс.
Джен, молодая женщина с требовательным, нервным выражением сурово горящих глаз, нехотя улыбнулась.
- Ох, я боюсь всего потрясающего, - сказала она, приступая было к еде, но, видя, что муж взволнован,встала и подошла к нему, положив на его плечо руку. - Не сердись. Я только хочу сказать, что когда ты приносишь «потрясающие» новости, у нас на другой день обыкновенно не бывает денег.
- На этот раз, кажется, будут, - возразил Геннисон. - Дело идет как раз о посещении мастерской Стерсом и еще тремя лицами, составляющими в жюри конкурса большинство голосов. Ну-с, кажется, даже наверное, что премию дадут мне. Само собой, секреты этого дела - вещь относительная; мою манеру так же легко узнать, как Пунка, Стаорти, Бельграва и других, поэтому Стерс сказал: «Мой милый, это ведь ваша фигура «Женщины, возводящей ребенка вверх по крутой тропе, с книгой в руках»?» Конечно, я отрицал, а он докончил, ничего не выпытав от меня: «Итак, говоря условно, что ваша, - эта статуя имеет все шансы. Нам, - заметь, он сказал «нам», значит, был о том разговор, - нам она более других по душе. Держите в секрете. Я сообщаю вам это потому, что люблю вас и возлагаю на вас большие надежды. Поправляйте свои дела».
- Разумеется, тебя нетрудно узнать, - сказала Джен, - но, ах, как трудно, изнемогая, верить, что в конце пути будет наконец отдых. Что еще сказал Стерс?
- Что еще он сказал - я забыл. Я помню только вот это и шел домой в полусознательном состоянии. Джен, я видел эти три тысячи среди небывалого радужного пейзажа. Да, это так и будет, конечно. Есть слух, что хороша также работа Пунка, но моя лучше. У Гизера больше рисунка, чем анатомии. Но отчего Стерс ничего не сказал о Ледане?
- Ледан уже представил свою работу?
- Верно - нет, иначе Стерс должен был говорить о нем. Ледан никогда особенно не торопится. Однако на днях он говорил мне, что опаздывать не имеет права, так как шесть его детей, мал мала меньше, тоже, вероятно, ждут премию. Что ты подумала?
- Я подумала, - задумавшись, произнесла Джен, - что, пока мы не знаем, как справился с задачей Ледан, рано нам говорить о торжестве.
- Милая Джен, Ледан талантливее меня, но есть две причины, почему он не получит премии. Первая: его не любят за крайнее самомнение. Во-вторых, стиль его не в фаворе у людей положительных. Я ведь все знаю. Одним словом, Стерс еще сказал, что моя «Женщина» - удачнейший символ науки, ведущей младенца - Человечество - к горной вершине Знания.
- Да... Так почему он не говорил о Ледане?
- Кто?
- Стерс.
- Не любит его: просто - не любит. С этим ничего не поделаешь. Так можно лишь объяснить.
Напряженный разговор этот был о конкурсе, объявленном архитектурной комиссией, строящей университет в Лиссе. Главный портал здания было решено украсить бронзовой статуей, и за лучшую представленную работу город обещал три тысячи фунтов .
Геннисон съел обед, продолжая толковать с Джен о том, что они сделают, получив деньги. За шесть месяцев работы Геннисона для конкурса эти разговоры еще никогда не были так реальны и ярки, как теперь. В течение десяти минут Джен побывала в лучших магазинах, накупила массу вещей, переехала из комнаты в квартиру, а Геннисон между супом и котлетой съездил в Европу, отдохнул от унижений и нищеты и задумал новые работы, после которых придут слава и обеспеченность.
Когда возбуждение улеглось и разговор принял не столь блестящий характер, скульптор утомленно огляделся. Это была все та же тесная комната, с грошовой мебелью, с тенью нищеты по углам. Надо было ждать, ждать...
Против воли Геннисона беспокоила мысль, в которой он не мог признаться даже себе. Он взглянул на часы - было почти семь - и встал.
- Джен, я схожу. Ты понимаешь - это не беспокойство, не зависть - нет; я совершенно уверен в благополучном исходе дела, но... но я посмотрю все-таки, нет ли там модели Ледана. Меня интересует это бескорыстно. Всегда хорошо знать все, особенно в важных случаях.
Джен подняла пристальный взгляд. Та же мысль тревожила и ее, но, так же как Геннисон, она ее скрыла и выдала, поспешно сказав:
- Конечно, мой друг. Странно было бы, если бы ты не интересовался искусством. Скоро вернешься?
- Очень скоро, - сказал Геннисон, надевая пальто и беря шляпу. - Итак, недели две, не больше, осталось нам ждать. Да.
- Да, так, - ответила Джен не очень уверенно, хотя с веселой улыбкой, и, поправив мужу выбившиеся из-под шляпы волосы, прибавила:- Иди же. Я сяду шить.

II .

Студия, отведенная делам конкурса, находилась в здании Школы Живописи и Ваяния , и в этот час вечера там не было уже никого, кроме сторожа Нурса, давно и хорошо знавшего Геннисона. Войдя, Геннисон сказал:
- Нурс, откройте, пожалуйста, северную угловую, я хочу еще раз взглянуть на свою работу и, может быть, подправить кой-что. Ну, как - много ли доставлено сегодня моделей?
- Всего, кажется, четырнадцать.- Нурс стал глядеть на пол. - Понимаете, какая история. Всего час назад получено распоряжение не пускать никого, так как завтра соберется жюри и, вы понимаете, желают, чтобы все было в порядке.
- Конечно, конечно, - подхватил Геннисон, - но, право, у меня душа не на месте и неспокойно мне, пока не посмотрю еще раз на свое. Вы меня поймите по-человечески. Я никому не скажу, вы тоже не скажете ни одной душе, таким образом это дело пройдет безвредно. И... вот она, - покажите-ка ей место в кассе «Грилль-Рума».
Он вытащил золотую монету - последнюю - все, что было у него, - и положил в нерешительную ладонь Нурса, сжав сторожу пальцы горячей рукой.
- Ну да, - сказал Нурс, - я это очень все хорошо понимаю... Если, конечно... Что делать - идем.
Нурс привел Геннисона к темнице надежд, открыл дверь, электричество, сам стал на пороге, скептически окинув взглядом холодное, высокое помещение, где на возвышениях, покрытых зеленым сукном, виднелись неподвижные существа из воска и глины, полные той странной, преображенной жизненности, какая отличает скульптуру. Два человека разно смотрели на это. Нурс видел кукол, в то время как боль и душевное смятение вновь ожили в Геннисоне. Он заметил свою модель в ряду чужих, отточенных напряжений и стал искать глазами Ледана. Нурс вышел.
Геннисон прошел несколько шагов и остановился перед белой небольшой статуей, вышиной не более трех футов . Модель Ледана, которого он сразу узнал по чудесной легкости и простоте линий, высеченная из мрамора, стояла меж Пунком и жалким размышлением честного, трудолюбивого Пройса, давшего тупую Юнону с щитом и гербом города. Ледан тоже не изумил выдумкой. Всего-навсего - задумчивая фигура молодой женщины в небрежно спадающем покрывале, слегка склоняясь, чертила на песке концом ветки геометрическую фигурку. Сдвинутые брови на правильном, по-женски сильном лице отражали холодную, непоколебимую уверенность, а нетерпеливо вытянутый носок стройной ноги, казалось, отбивает такт
некоего мысленного расчета, какой она производит.
Геннисон отступил с чувством падения и восторга. «А! - сказал он, имея, наконец, мужество стать только художником. - Да, это искусство. Ведь это все равно, что поймать луч. Как живет. Как дышит и размышляет».
Тогда - медленно, с сумрачным одушевлением раненого, взирающего на свою рану одновременно взглядом врача и больного, он подошел к той «Женщине с книгой», которую сотворил сам, вручив ей все надежды на избавление. Он увидел некоторую натянутость ее позы. Он всмотрелся в наивные недочеты, в плохо скрытое старание, которым хотел возместить отсутствие точного художественного видения. Она была относительно хороша, но существенно плоха рядом с Леданом...
С мучением и тоской, в свете высшей справедливости, которой не изменял никогда, он признал бесспорное право Ледана делать из мрамора, не ожидая благосклонного кивка Стерса...
За несколько минут Геннисон прожил вторую жизнь, после чего вывод и решение могли принять только одну, свойственную ему форму. Он взял каминные щипцы и тремя сильными ударами обратил свою модель в глину, - без слез, без дикого смеха, без истерики, - так толково и просто, как уничтожают неудавшееся письмо.
- Эти удары, - сказал он прибежавшему на шум Нурсу, - я нанес сам себе, так как сломал только собственное изделие. Вам придется немного здесь подмести.
- Как?! -закричал Нурс, -эту самую... и это-ваша... Ну, а я вам скажу, что она-то мне всех больше понравилась. Что же вы теперь будете делать?
- Что? - повторил Геннисон. - То же, но только лучше, - чтобы оправдать ваше лестное мнение обо мне. Без щипцов на это надежда была плоха. Во всяком случае, нелепый, бородатый, обремененный младенцами и талантом Ледан может быть спокоен, так как жюри не остается другого выбора.

Евгений Носов ТРИДЦАТЬ ЗЕРЕН
Рассказ


Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.
Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь. Но снег был тверд, и она озабоченно посмотрела по сторонам, словно спрашивая: "Как же теперь быть?"
Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил ее кнопками и через каждые два сантиметра расставил конопляные зерна. Первое зернышко оказалось в саду, зернышко под номером тридцать - в моей комнате.
Синичка все видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец она схватила первую коноплинку и унесла ее на ветку.
Проворно расклевав твердую скорлупу, она вытащила ядро и съела.
Все обошлось благополучно. Тогда синичка, улучив момент, подобрала зернышко номер два...
Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синицу.
А она, все еще робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмерена ее судьба.
- Можно, я склюю еще зернышко?
И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с очередной коноплинкой на дерево.
- Ну, пожалуйста, еще одно, ладно?
Но вот осталось последнее зерно. Оно лежало на самом кончике линейки. Зернышко казалось таким далеким, и идти за ним было так боязно!
Синичка, испуганно замирая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате.
С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. Ее особенно поразили живые зеленые цветы и совсем летнее тепло, которое так приятно овевало озябшие лапки.

Ты здесь живешь?
- Да.
- А почему здесь нет снега?
Вместо ответа я повернул выключатель. Под потолком ярко вспыхнул матовый шар плафона.
- Солнце! - изумилась синичка. - А что это?
- Это все книги.
- Что такое "книги"?
- Они научили зажигать это солнце, растить эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и еще многому другому. А еще научили насыпать тебе конопляных зернышек.
- Это очень хорошо. А ты совсем не страшный. Кто ты?
- Я - человек.
Объяснить это было трудно, и я сказал:
- Видишь нитку? Она привязана к форточке...
Синичка испуганно оглянулась.
- Не бойся. Я этого не сделаю. Это и называется у нас - Человек.
- А можно мне съесть это последнее зернышко?
- Да, конечно! Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. Ты будешь навещать меня, а я буду работать. Согласна?
- Согласна. А что такое "работать"?
- Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. Без нее нельзя. Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу.
- А чем ты помогаешь людям?
- Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает ее, положил бы на своем окне по тридцати конопляных зерен...
Но, кажется, синичка уже не слушает меня. Обхватив лапками семечко, она доверчиво расклевывает его на кончике линейки.

Знаешь ли ты...

Российская Федерация - участник Женевских конвенций 1949 года . Тебе нужно знать, какие принципы и правила зафиксированы в этих документах, так как ты - гражданин России.

Красный Крест всегда выдвигал <...> два требования, слитые в единый принцип: он всегда видел в страдающем человеке только человека, а не побеждённого или победителя, и никогда не пытался найти и осудить виновных.
Этот принцип положен в основу двух Конвенций, право подписать которые предоставлено всем странам мира. Разумеется, текст Конвенций не является чем-то окончательным и неизменным: время, несомненно, внесёт в них свои коррективы, и эти изменения и дополнения будут тем значительнее, чем страшнее станет нависшая над миром угроза насилия, противостоять которой и призваны эти документы. Дух гуманности и сострадания должен возобладать и над насилием, порождаемым международными конфликтами, и над нетерпимостью, свойственной гражданским войнам, и над той неприкрытой жестокостью, которая творится даже в мирное время.
В текстах обеих Конвенций нашёл отражение тот самый принцип гуманности, символом которого является Красный Крест. Именно из этого принципа родились эти Конвенции. И если когда-нибудь исчезнет Красный Крест, которому доверено хранить этот принцип, как очаг, и поддерживать его живое тепло, кто может дать гарантию, что и сам принцип, сам дух гуманности не будет предан забвению?
...Но сколь бы ни было велико значение тех или иных документов, воплотить в жизнь провозглашённые в них принципы могут лишь люди.
За годы работы в Международном Комитете Красного Креста мне много раз доводилось бывать в районах боевых действий, и часто у меня возникало ощущение, будто я сам участвую в некой битве.
Я должен был вести бой с теми, кто нарушал, игнорировал Конвенции, кто забывал об их существовании. Я должен был сражаться за строгое соблюдение положений этих Конвенций, за расширение их действия. А в тех случаях, когда текст документов оказывался несовершенным, я должен был бороться за соблюдение духа Конвенций.
Тот, кто берёт на себя эту миссию, никоим образом не может быть избавлен от риска, связанного с боевыми действиями. При этом он должен оставаться слеп и глух к мотивам, которыми руководствуются противоборствующие стороны.
В бою друг другу всегда противостоят лишь две стороны. Но рядом с ними - а иногда и перед ними - появляется третий боец: воин без оружия.
Он воюет за всё, что уничтожается и разрушается в битвах между людьми. Он возвышает свой голос во всех ситуациях, при которых человек так или иначе оказывается в руках врага. Он стремится к одной - единственной цели - помешать победителю - кем бы он ни был - расправиться с безоружной жертвой.
Возвышать свой голос в защиту жертв... Как часто это означало лишь возможность напомнить власть предержащим о существовании жертв, зачастую находящихся далеко от них, дать им почувствовать всю реальность страданий этих людей.
... Я пишу эти строки, сидя в комнате, в которой нашли свой отзвук все войны и трагедии, обрушившиеся на человечество за последние годы. Я до сих пор ощущаю их присутствие. Кажется, все душераздирающие стоны, которые были слышны тогда и которые раздаются и сейчас, слились воедино.
В сумраке кабинета перед моими глазами встают те израненные тела, все те искаженные страданием лица, которые мне приходилось видеть за последние 11 лет.
... Тех, кто взывает о помощи, миллионы. И обращаются они к вам.




Top