Е в сыромятниковой первые зрители. Сочинение по картине "первые зрители" екатерины васильевны сыромятниковой

I . Организационный момент. (12:30-12:31 – 1 минута) Цель : мотивация к учебным действиям.

II . Подготовительный.
(12:31-12:41 – 10 минут) Цель : создать творческую атмосферу и настроение в классе. Постановка целей и задач урока.

А) Беседа, подводящая к теме урока.

1.Целеполагание.

III .Новый материал.
(12:41-13:10 – 29 минут)

Цель: работа над анализом картины.

А) Рассматривание картины.

Б) Анализ содержания картины.

Знакомство с персонажами картины;

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В) Обсуждение структуры рассказа.

Определение темы рассказа;

Определение идеи рассказа;

Определение типа речи рассказа;

*составление плана рассказа:

Обсуждение вводной части;

Обсуждение основной части;

Обсуждение заключительной части;

Г)Составление рассказа учениками в паре.

Д)Прослушивание рассказов учеников с комментированием.

(2-3 ученика)

IV .Итог урока.
(13:10-13:13 - 3 минуты)

Цель: обобщение материала. Подведение итогов урока.

V .Рефлексия.
(13:13 – 13:15 – 2 минуты)

Цель: осознание пройденного пути на личностно значимом уровне.

Мы начинаем урок развития речи.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Можно за партой тихонько C идеть,

А можно отправиться в лес –

Чудеса посмотреть.


-Ребята, а хотите ли вы отправится в лес?

Давайте попробуем объединить урок развития речи с нашим желанием.

Отгадайте загадку:

Для того, чтобы проверить правильно ли мы отгадали загадку, откройте учебники на странице 80. Рассмотрите репродукцию картины. Кто изображен на ней?

Верно. Значит, загадку мы отгадали верно. Ребята, перед вашими глазами репродукция картины С.А. Степанова «Лоси».

- Откройте учебники на странице 118. Прочитайте задания к упражнению № 191.

Мы прочитали с вами задания к упражнению. Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

Верно, сегодня на уроке вы будете учиться составлять рассказ по картине и вопросам в учебнике.

- Но прежде чем мы будем составлять рассказ, внимательно посмотрите на доску. Представьте, что мы с вами сейчас находимся не в классе, а в картинной галерее художника Алексея Степановича Степанова.

- Алексей Степанович Степанов родился в 1858г, в Симферополе, в семье военного. Алексей Степанович рано остался сиротой. В 1879 году он определяется вольнослушателем в Московское училище живописи. Вскоре, за заслуги в изобразительном искусстве Степанова избирают членом Академии художеств.
При жизни А. С. Степанов был на удивление скромным человеком,
любящим русскую природу. В нашей памяти художник останется своими лирическими пейзажами, с населяющими их людьми, зверьем и дающими представление о жизни российской глубинки рубежа 19-20 веков.

- Ребята, что вы запомнили из рассказа об авторе?

Посмотрите, какие удивительные картины написал художник. Они все наполнены огромной любовью к родной стране.

- Сейчас каждый из вас станет наблюдателем , и мы рассмотрим картину А.С. Степанова «Лоси» в картинной галерее учебника и на экране.

Войдите в неё, попробуйте оказаться внутри. Почувствуйте настроение автора, его раздумья.

Какое настроение у вас вызывает картина?

Подумайте, почему эта картина так названа – «Лоси»?

Действительно, и если посмотреть на картину один раз – первое, что мы заметим – это лосей на переднем плане картины.

Какое время года изображено на картине?

Расскажите, по каким признакам вы это определили?

Ребята, на картине А.С. Степанова, действительно изображена зима, но она какая? Ранняя или поздняя?

Неглубокий снег и несъеденное сено говорят о начале зимы, следы на ровной поверхности снега и голые сучья деревьев - о том, что зима еще только наступила и не устоялась.

Рассмотрите задний план картины, что мы видим?


-Верно, и мы можем заметить, насколько велик этот лес, в котором находятся герои этой картины.

Кого художник изобразил в центре картины?


-Сколько их?

Откуда вышли лоси, как вы думаете?

- Сейчас, давайте мысленно прогуляемся по этим просторам.
Представьте: кругом лежит снег, пустынное, заснеженное поле, а там, вдали виднеется лес, а из него выходят лоси.

Так что же это за животные? Познакомит нас с ними ________

Какие факты для вас были новыми?

Рассмотрите лосей на картине, как вы думаете, почему одни лоси маленькие, а другие большие?

Чем занялись лосята?

Посмотрите на большого лося, какой он?


-Верно, и мы уже можем точно сказать, что это лось-самец, так как рога могут быть только у них.

Обратите внимание, почему он так внимательно смотрит по сторонам?

Верно, а у лосихи таких рогов нет, но в случае опасности она тоже сможет постоять за лосят. Они это знают и спокойно едят.

На поляну пришла семья лосей. В лесу стало мало свежего корма, а на поляне стоит стог сена. Стог – это большая копна сена. Ее заготовили люди, которые работают в этом лесничестве.

Как вы думаете, зачем люди принесли сено для животных?

- Именно поэтому в морозную зиму о лосях проявляют заботу люди. Еще с осени они заготавливают для них сено


- Ребята, понравилась ли вам картина? Чем?

Встанем и немножко отдохнем:
Лось шагает по дубраве:
Треск и шум стоит вокруг.
Столько шума, чтобы знали:
“Не стреляйте, я ваш друг!”

В заповеднике сохатый
Не боится никого.
Он, конечно же, рогатый,
Но рога-то для чего?

По секрету между нами:
Если кто-то нападет,

Напугает он рогами

И тихонечко уйдет.

- Каждый из вас сейчас станет писателем . Ведь вы будете составлять рассказ по картине. Но прежде, нам необходимо определить тему рассказа, его основную мысль (идею), тип речи и составить план.

Ребята, мы с вами уже внимательно рассмотрели картину С.А. Степанова «Лоси» , определили ее героев и их действия. Теперь подумайте, какова тема нашего рассказа?

Что художник хотел рассказать нам этой картиной?

Вспомните из рассказа, чем питаются лоси?

А есть ли такая возможность у лосей зимой? Подумайте, легко ли было бы перезимовать лосям без человека? Как мы можем сформулировать идею нашего рассказа?

Определим тип речи нашего рассказа. Чтобы вам было легче, воспользуйтесь памяткой, которая лежит у вас на парте.

Как вы думаете, какой тип речи подойдет для нашего рассказа о картине?

- Рассуждай, почему?

Теперь нам необходимо составить план нашего рассказа, на который мы будем опираться, составляя его. Возьмите вторую памятку.
Рассмотрите план текста типа речи описание. Из каких частей будет состоять план нашего рассказа? Прочитайте.

О чем мы будем говорить во вводной части?

Верно, в своем первом предложении вы указываете предмет, который описываете – картину. Посмотрите, какие слова вы можете использовать для начала своего рассказа: « Передо мной картина художника… », « На картине… »


- Что будет включать основная часть рассказа?

В основной части мы описываем картину. Вспомните все то, что мы говорили о картине: про передний план и что на нем изображено, задний план. Обратите внимание на опорные слова в упражнении, они вам помогут при составлении описания.

А что мы напишем в заключении?

И вы можете использовать себе в помощь следующие слова: « Картина вызывает у меня … », После знакомства с этой картиной… » и конечно же свои слова.

Не откладывайте памятки, вы к ним сможете обратиться во время составления рассказа. В учебной книге вы видите вопросы и опорные слова после упражнения. Эти слова вы также можете использовать при составлении своих предложений.

Сейчас, поработайте в парах и составьте рассказ по картине А.С. Степанова «Лоси». Картину нужно описать так, чтобы тот, кто никогда ее не видел, мог представить. В рассказе не должно быть ничего лишнего, поэтому мы пользуемся опорными словами, вопросами в учебнике и планом. Договоритесь, кто озвучит ваш рассказ.

- Во время рассказа одноклассника, слушаем внимательно. Рассказчики читают громко, выразительно чтобы точно передать природу картины.

Чему сегодня на уроке мы учились?

Вам понравилось составлять рассказ?

Что в работе показалось трудным?

Что нового узнали на уроке?

Сегодня на уроке развития речи у нас была сложная работа, однако я считаю, что вы хорошо работали и справились с ней, я за вас порадовалась. А теперь хочу узнать, как свою работу на уроке вы оцените сами. Кто считает что сегодня на уроке он работал усердно и многое узнал - поднимет зеленый светофор.

А если кто-то из вас считает что на уроке он работал не очень хорошо и чего-то не понял из сегодняшнего урока – поднимет красный светофор.

Молодцы, ребята! Спасибо за урок. Урок окончен.

Дети предполагают:

Олень.

Лось.

Лоси.

Читают задание к упражнению.

Составлять рассказ по картине.

Называют факты.

Рассматривают пейзажи.

Ребята в тишине, внимательно рассматривают картину.

Эта картина так названа, потому что ее главные герои – лоси.

На этой картине изображена зима.

- Серые тучи затянули небо. Вся земля покрыта снегом. На снегу видны следы животных. Все эти признаки указывают нам на то, что это зима.

На картине изображена поздняя зима, потому что мы видим, что сквозь небольшой слой снега видны кусты. Деревья в дали не покрыты снежным убором.

На заднем плане картины мы видим лесные просторы. Много деревьев.

В центре картины изображены лоси.

На картине изображено четверо лосей.

Лоси вышли из леса.

Выходит ученик, рассказывает короткое сообщение о лосях.

Называют факты.

Потому что большие лоси – это родители. Маленькие – лосята.

Они увидели сено. Маленькие лосята с удовольствием жуют.

Большой лось крупный, сильный, с ветвистыми рогами.

Лось смотрит по сторонам, потому что сторожит свою семью.

Люди принесли сено в лес, потому что с наступлением зимы животным не хватает пищи.

Выражают свое отношение к картине.

Выполняют шаги.
Развороты туловища вправо влево.

Руки вверх, потягивания.

Присед.

Встать. Сесть на место.

Тема рассказа: картина «Лоси».

Свежими листиками, сочной корой деревьев.

Человек заботится о животных в эту трудную зимнюю пору.

Зимой лосям нужна помощь человека.

Описание.

Тип речи – описание, так как мы будем описывать предмет (картину).

Читают «про себя».

В первой вводной части мы будем говорить о том, какую картину мы рассматриваем. Ее название, автор.

Основная часть рассказа должна включать в себя описание животных - лосей, изображенных на картине. Окружающей природы.

В заключении мы напишем о своем отношении к картине.

Ребята в паре составляют рассказ по плану и опорным словам на листе.

Прим. рассказ:
Передо мной картина художника А.С. Степанова «Лоси». Автор изобразил семью лосей в зимнем лесу, которая увидев стог сена, принялась его есть. Оно было вкусное и душистое. Старый лось, у которого были огромные ветвистые рога темного цвета, настороженно прислушивался, нет ли опасности.
На картине А.С.Степанова мне понравилось то, как родители заботятся о маленьких лосятах.

Мы учились составлять рассказ по типу речи описание, по картине А.С. Степанова «Лоси».

Ребята высказывают свое мнение

Поднимают зеленый светофор.

Поднимают красный светофор.

Учебник. Стр.80 «Картинная галерея»

Учебник. Стр.118, упр.191.

Картинная галерея оформлена на доске.
Слайд 1. Портрет автора .

Слайд 2.

Слайд 3

Тема, идея зафиксированы на доске.

Памятка «типы речи»

План на слайде и памятках.






Top