Еду к ней еду к любушке своей. Павел Булахов и др., П

ТРОЙКА

Музыка Павла Булахова
Слова Петра Вяземского


Вьётся пыль из-под копыт,
Колокольчик, заливаясь,
Упоительно звенит.
Едет, едет, едет к ней,
Ах, едет к любушке своей,
Едет, едет, едет к ней,
Едет к любушке своей!

Кто сей путник запоздалый
Путь куда лежит ему?
Видно, он с большой охотой
Мчится к дому своему.
Едет, едет, едет к ней,
Ах, едет к любушке своей,
Едет, едет, едет к ней,
Едет к любушке своей.

Вот село уж показалось…
Ямщик песню затянул,
Песню звонку, родную,
Про зазнобушку свою.
Едет, едет, едет к ней,
Ах, едет к любушке своей,
Едет, едет, едет к ней,
Едет к любушке своей.

Динь, динь, динь… и тройка стала,
Ямщик спрыгнул с облучка,
Красна девка подбежала
И целует ямщика!
Вот приехал прямо к ней,
Прямо к любушке своей,
Вот приехал прямо к ней,
Прямо к милушке своей.



Кулёв В. В., Такун Ф. И. Золотая коллекция русского романса. В переложении для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). М.: Современная музыка, 2003. - автором музыки указан Петр П. Булахов.

В основе текста (первый куплет, а в некоторых вариантах первые два куплета) - стихотворение Петра Вяземского, в первой публикации (1832 или 1834) озаглавленное "Еще тройка" (см. в конце страницы) и навеянное "Тройкой" Федора Глинки и "Бесами" Пушкина. Музыку к нему писали несколько композиторов (в том числе А. Дюбюк, 1857, А. Катенин, 1876, П. Карасев, 1913), но наибольшую популярность получила написанная в 1865 году песня Павла Петровича Булахова с припевом, по всей видимости, самого композитора и исполнителя: "Еду, еду, еду к ней / Еду к любушке своей". Можно предположить, что и остальные куплеты дописал он сам. Куплет "Вот вдали село большое..." (или "Вот село уж показалось..." ) навеян стихотворением Н. Анордиста (Н. Радостина) "Тройка" <1839>, которое тоже стало народной песней - "Вот на пути село большое" .

Слиянию в одной песне разных стихотворений могла способствовать их совместная публикация Радостиным в "Альманахе на 1840 год". Оба исходных текста - грустные; песня окончилась счастливо.

Иногда указывается "музыка Петра Булахова", но в большинстве источников - "музыка Павла Булахова". Это родные братья, сыновья московского оперного певца Петра Булахова (первого исполнителя "Соловья" и "Черной шали"). Павел более известен как оперный тенор, но также писал романсы. "Тройка мчится, тройка скачет" - судя по большинству источников - написана именно им (напр. см: Антология русской песни. Сост., предисл. и коммент. В. Калугина. М.: Изд-во Эксмо, 2005). Петр Булахов - автор музыки романсов "Гори, гори, моя звезда" , песен "Колокольчики мои" , "Вот на пути село большое" .

Сама мелодия:

Ах, зти черные глаза. Сост. Ю. Г. Иванов. Муз. редактор С. В. Пьянкова. - Смоленск: Русич, 2004.

ВАРИАНТЫ (2)

1. Тройка мчится, тройка скачет...

Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт.
Колокольчик то заплачет,
То хохочет, то звенит.

Еду, еду, еду к ней,
Еду к любушке своей.

Вот вдали село большое –
Сразу ожил мой ямщик.
Песней звонкой, удалою
Залился он в тот же миг.

Еду, еду, еду к ней,
Еду к любушке своей.


У знакомого крыльца,
В сени девушка влетела
И целует молодца.

Еду, еду, еду к ней,
Еду к любушке своей.

Из песенника 1990-х годов

2. Тройка

Тройка мчится, тройка скачет,
Рвется снег из-под копыт;
Колокольчик звонко плачет,
То хохочет, то визжит.
Еду, еду, еду к ней,
Еду к любушке своей.
Еду, еду, еду к ней,
Еду к любушке своей.

Кто сей путник и отколе
И далек ли путь ему?
По неволе иль по воле
Мчится он в ночную тьму?
Еду, еду, еду к ней,
Еду к любушке своей.
Еду, еду, еду к ней,
Еду к любушке своей.

Вот вдали село большое,
Сразу ожил мой ямщик,
Песней звонкой, удалою
Залился он в тот же миг.
Еду, еду, еду к ней,
Еду к любушке своей.
Еду, еду, еду к ней,
Еду к любушке своей.

Тпру!.. И тройка вдруг осела
У знакомого крыльца,
В сани девица влетела
И целует молодца.

Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952

Еще тройка

Петр Вяземский

Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет,
И хохочет, и визжит.

Словно леший ведьме вторит
И аукается с ней,
Иль русалка тараторит
В роще звучных камышей.

Русской степи, ночи темной
Поэтическая весть!
Много в ней и думы томной
И раздолья много есть.

Грянул месяц из-за тучи,
Обогнул свое кольцо
И посыпал блеск зыбучий
Прямо путнику в лицо.

Кто сей путник и отколе,
И далек ли путь ему?
По неволе иль по воле
Мчится он в ночную тьму?

На веселье иль кручину,
К ближним ли под кров родной
Или в грустную чужбину
Он спешит, голубчик мой?

Сердце в нем ретиво рвется
В путь обратный или вдаль?
Встречи ль ждет он не дождется,
Иль покинутого жаль?

Ждет ли перстень обручальный,
Ждут ли путника пиры
Или факел погребальный
Над могилою сестры?

Как узнать? Уж он далеко;
Месяц в облако нырнул,
И в пустой дали глубоко
Колокольчик уж заснул.

"Новоселье", СПБ. 1834 г., ч. 2

Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. - М.: Худож. лит., 1989. - (Классики и современники. Поэтич. б-ка). В некоторых источниках озаглавлено "Тройка". По другим данным, впервые опубликовано в 1832 году.

Петр Андреевич Вяземский (1792-1878). Родился 12 июля 1792 г. в Москве, в знатной дворянской семье. Учился сначала в иезуитском пансионе в Петербурге, затем дома. В 1812 вступил в Московское ополчение - в аристократический казачий полк А. М. Дмитриева-Мамонова, и участвовал в Бородинском сражении. Член литературного общества "Арзамас". С 1817 служил в Варшаве, в 1821 обвинен в "польских симпатиях", уволен в отставку и отдан под тайный надзор полиции. Был знаком со многими декабристами, но в тайных обществах не состоял. С 1830 г. - в Петербурге, служил в министерствах. В 1856-1858 гг. возглавлял Главное управление по делам печати (т. е. стал официальным гонителем собратьев-литераторов). Последние 20 лет жизни преимущественно жил за границей. Умер 10 ноября 1878 г. в Баден-Бадене.


Музыка - Павел Булахов, стихи - князь Петр Андреевич Вяземский
У этого стихотворения сложилась целая музыкальная история. Очевидно, тому способствовала сама скрытая музыкальность и звучность его как литературного произведения. Среди композиторов, положивших эти строки на музыку, были: в 1857 - А. Дюбюк, в 1865 - Павел Булахов, в 1876 - А. Катенин, в 1913 - П. Карасев, некоторое источники утверждают, что и брат Павла Булахова, композитор Петр Петрович Булахов, тоже создал свой вариант песни на эти стихи.
Но так уж получилось, что в народе прижилась песня с мотивом, созданным певцом Петербургской императорской труппы Павлом Петровичем Булаховым. Павел Петрович происходил из музыкальной семьи и, как его отец Пётр Александрович Булахов, был певцом-солистом императорской труппы, старший брат Петр - известным композитором. Впрочем, и Павел Петрович тоже слыл композитором, им сочинено более 30 песен и романсов к разным стихам. Обычно он сам становился первым исполнителем своих же собственных произведений, часто выступая в концертных программах
.
, там ноты и много интересного

Анастасия Вяльцева


Сергей Яковлевич Лемешев

Евгений Беляев

Веслав Беднарек

Анатолий Соловьяненко

Дмитрий Хворостовский

Уриэль Гранат

Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет,
И хохочет, и визжит.
По дороге голосисто
Раздается яркий звон;
То вдали отбрякнет чисто,
То застонет глухо он.
Словно леший ведьме вторит
И аукается с ней,
Иль русалка тараторит
В роще звучных камышей.
Русской степи, ночи темной
Поэтическая весть!
Много в ней и думы томной
И раздолья много есть.
Грянул месяц из-за тучи,
Обогнул свое кольцо
И посыпал блеск зыбучий
Прямо путнику в лицо.
Кто сей путник и отколе,
И далек ли путь ему?
По неволе иль по воле
Мчится он в ночную тьму?
На веселье иль кручину,
К ближним ли под кров родной
Или в грустную чужбину
Он спешит, голубчик мой?
Сердце в нем ретиво рвется
В путь обратный или вдаль?
Встречи ль ждет он не дождется,
Иль покинутого жаль?
Ждет ли перстень обручальный,
Ждут ли путника пиры
Или факел погребальный
Над могилою сестры?
Как узнать? Уж он далеко;
Месяц в облако нырнул,
И в пустой дали глубоко
Колокольчик уж заснул.

Русская тройка… Она встречается во многих стихах, песнях и даже в прозаических произведениях русских классиков. Почему же именно тройка, и что же в ней такого особенного?

От Троицы до тройки

на Руси всегда играло особую, можно сказать, сакральную роль. Начнем хотя бы с христианской Троицы, а также вспомним распространенную поговорку: «Бог троицу любит». Есть и другие поговорки и присказки: «До трех раз прощают», «На трех ногах пуще хромать станешь», «Помни три дела: молись, терпи, работай», «Было три жены, да все не острижены», «Год торгуй, два воруй, а три в яме сиди», «Служил три лета, выслужил три репы, а красной ни одной!», «Пишет в три пера (рубит в три топора), а денежка не спора». В советские времена появилось популярное выражение «сообразить на троих».

Само слово «тройка» имело несколько значений. Это и лодка на троих гребцов, по паре весел на каждого, и род народной хороводной пляски, и карта о трех очках, и даже поднос с тремя чашами: наполненными вином, медом и брагой, что в старину подавали гостям на свадьбах.

Но чаще всего тройкой называли классическую упряжку лошадей с коренным конем в оглоблях и двумя пристяжными. Появились тройки впервые в XVIII столетии с введением государственной почтовой службы. До этого по узким дорогам часто ездили просто верхом на коне или запрягали двух лошадей. Теперь дороги расширились, и можно было запрягать троих, а значит, споро добраться до места.

Подъезжая к заставе или станции, необходимо было известить служащих о своем прибытии. Западноевропейские рожки-дудки у нас как-то не прижились. Русский ямщик-возница просто закладывал два пальца в рот и залихватски свистел. Хотя начальством это не одобрялось и даже наказывалось, ямщики оправдывались: мол, под молодецкий посвист кони бегут резвее, да и свист слышнее звука рожка…

В конце концов, придумали использовать на тройках колокольчики. Их отливали из бронзового сплава, как и большие церковные колокола. Из-за малых размеров и голос они подавали высокий, тонкий. Подвешивали колокольчик под дугой коренника. На шею пристяжных нередко вешали сбрую с бубенцами. Тройка мчалась, колокольцы звенели, веселый перезвон отгонял в пути скучные мысли. На колокольчиках нередко вырезали забавные надписи: «Звенит – путешает, коней поспешает», «Звону много – веселей дорога». Ездили с колокольцами и дворяне, и купцы, и простой люд. Всем пришлась по душе такая езда со звоном, хотя царский Сенат спецпостановлением и предписывал использовать колокольчики «лишь почтовой гоньбе».

Образ тройки в русской литературе

Тройки вошли в широкий обиход, нанимались для свадебных и праздничных гуляний. И, конечно, их стали воспевать в литературном и народном творчестве:
Не нагнать тебе бешеной тройки
Кони крепки, и сыты, и бойки
И ямщик под хмельком… И с другой
Мчится вихрем корнет молодой.
(Н.А. Некрасов)
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет,
То хохочет, то звенит.
(П. Вяземский)
Улеглась метелица; путь озарен…
Ночь глядит миллионами тусклых очей
Погружай меня в сон, колокольчика звон,
Выноси меня, тройка усталых коней!
(Я.П. Полонский)
Эх вы сани! А кони, кони!
Видно, черт их на землю принес.
В залихватском степном разгоне
Колокольчик хохочет до слез.
(С.А. Есенин)

Русские писатели часто сравнивали русскую тройку с быстрокрылой птицей. Действительно, разгоряченные в беге кони неслись так лихо, что дух захватывало, а езда напоминала полет. Никто, пожалуй, не написал о тройке так пронзительно, как Николай Гоголь в своей поэме «Мертвые души»:

«...Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета… Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади… Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства...»

Почему тройка стала нашим национальным символом? Дело в том, что она олицетворяла такие черты , как удаль, размах, жизнерадостность, веселье. Молва гласила, что русские долго запрягают, но зато быстро ездят, а какой же русский не любит быстрой езды?

Тройка шагает по Европе

В 40-х гг. XIX столетия на Московском ипподроме начали проводиться соревнования троек. А в 1911 г. русская тройка впервые поехала в Европу – на Всемирную выставку в Лондоне. В советскую эпоху тройки использовались, в основном, в конном спорте, в соревнованиях по фигурной езде. Составляли их, как правило, из орловских рысаков. В 1982 г. советская тройка, в состав которой входили орловский рысак и две лошади терской породы, победила на международной конской выставке-ярмарке «Эквитана», проходившей в Германии.

В 90-е гг. Российская ассоциация «Содружество» стала проводить соревнования на Кубок России для русских троек. Этапы соревнований проходили в старинных русских городах – Ярославле, Костроме, Саратове, Владимире, Калуге, Вологде, а финал – в Москве. Также русские тройки продолжали участвовать и в международных соревнованиях, например, «Днях России» во Франции.

Нарядные тройки с веселыми ездоками, запряженные в сани, сегодня можно увидеть на дорогах и площадях и во время праздничных гуляний.




Top